fantlab ru

Все отзывы на произведения Алексея Слаповского

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Алексей Слаповский «Первое второе пришествие»

Felis, 9 сентября 2023 г. 21:14

Противоречивая, забавная, ироничная книга. Само название звучит парадоксально. «Первое второе пришествие». Как старый новый год. Кстати, очень в тему. В качестве доказательства того, что главный герой — это Иисус, приводится его рождение в декабре. Наверное, все же православный человек должен был аргументировать датой рождения в январе. Во что верим?

Люди оказались в религиозных вопросах абсолютно безграмотными. Вот и карточные способности у «нового Христа» неспроста. Так говорит ему Иван Захарович. Великая сила, данная Богом, воплощается в умении обыгрывать в дурака? Это же восприятие на уровне ребенка. И заметьте, оба они прочитали Библию. И даже внимательно, и многое запомнили.

В обществе у нас в то время официально больше не осуждалось исповедование религии, как это было раньше. Но что это такое, как это делается, что значит быть верующим – понимание отсутствовало. Многим казалось, что можно обратиться с вопросами к людям постарше, но они, кажется, в ответ несли только откровенную ересь. Ведь уже несколько поколений жили в нашей стране без религии, и что это за «зверь» такой никому не известно.

А ведь религия это одна из таких вещей, которые помогают человеку сконструировать опору в жизни, когда он сам не способен этого сделать. Без Веры в широком смысле этого слова человек не может жить совсем (по моему убеждению). Если нет религиозной веры, то это будет что-то другое, но если нет совсем ничего человеку нужно будет заполнить пустоту. От того и водка становится святой. Так показательно, что первое чудо в книге, которому автор не даёт прямого рационального объяснения, связано с водкой. «Первый раз на вокзале настоящую водку пью». Даже если опустить тот нюанс, что это простая вода из крана, фраза звучит как чудо! И в очередной раз это демонстрирует и напоминает нам, что было в стране. И об этом вся книга.

Много смешного, много забавного. Персонажи все несуразные, по жизни бесцельные. Но у многих персонажей, и первого плана, и второстепенных, есть моменты, когда автор обнажает их истинные мысли и чувства перед читателем. И мы видим тогда беззащитных, часто несчастных людей, ждущих утешения. И в этой книге, пропитанной юмором, насмешками, иногда издёвкой над людьми, звучит нота трогательного, естественного, человеческого чувства – сопереживания этим несчастным людям. В эти моменты они словно на ладони перед кем-то великим (Богом?) со всей их болью, страхом и потерянной надеждой. Цитата: «И они плакали как брат и сестра, дети, которых обидел или напугал кто-то взрослый, напугал просто так, из озорства, не уважая и не видя в детях людей, а видя только детей, которых так смешно и весело пугать, – гордясь, что вот его-то, взрослого, никто уже так глупо не напугает!»

Я думаю, что в этом как раз и выражается талант писателя. По крайней мере меня именно это восхищает.

Вот уже во второй части книги, Петр, главный герой, начал мыслить: «А зачем?». То есть стал задумываться в чём смысл существования, его деятельности. Вот именно тогда он и встретил волкозайца. Волкозаяц – это образ самого Петра.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Смерть волкозайца предвосхищает мученическую смерть Петра. Мультиплицирует в «Первом втором пришествии» библейскую историю, неоднократно рассказанную в Библии. Для волкозайца Пётр воплощает Бога, и он жертвенно встречает свою смерть как должное, безропотно с готовностью принимает свою судьбу. А впоследствии уже сам Пётр станет жертвой.
Но вот сейчас, когда они только встретились, это символизирует встречу Петра с самим собой. Когда он стал задумываться о том, кто он. Всерьез задумываться, размышлять. И вот такой он одинокий среди других, непринятый, непонятый. Диковинка, на которую смотрят с удивлением, жадным любопытством, отвращением.

Но есть и ещё кое что. Волкозаяц символизирует для меня те байки, которые рассказывали и люди друг другу сами, и печатали в прессе. Сейчас вроде бы поменьше такого стало – всякой ерунды про нло и лохнесское чудовище.

Когда читаешь эту книгу то кажется, что в действиях и поступках героев нет логики, и это как раз вполне закономерно и иллюстрирует то безумие, что творилось в стране в тот переломный момент. Многие, ла возможно почти все тогда, не знали, чего ждать от будущего, и возврат к прошлому был не возможен. Поэтому я считаю, что эта книга о том времени. Люди эти какие-то неприкаянные, потерявшие почву под ногами, верящие во всякую околесицу, каких-то волкозайцев. Готовые поверить в самое невообразимое, пусть только им скажут во что. Ведь раньше-то нельзя было верить.

Кода начинала читать мне не очень-то сильно нравилось. Потому что про религию и отношение к ней, я мало что нового здесь почерпнула. Многое это уже было. Христос – обычный человек? Так эта тема раскрыта в «Последнем искушении Христа» Никоса Казандзакиса. Ну и других много книг с оригинальными идеями при мессию. Стал ли Петр по итогу спасителем? Довольно сомнительно. Изменился он однозначно. Если только для себя самого.

И поэтому важным в книге я считаю другое. Этот роман скорее память о том, что было в наше стране в те годы. И вот этим она ценна для меня. Кое что я забыла, а вот прочитала и вспомнила. Поэтому я уж эту книгу отнесу к жанру реализм, если позволите. Не к фантастике. Пусть тоже парадоксально будет. Я бы поспорила насчет фантастических элементов в этой книге.

Стиль автора узнаваем. Правда, я сравниваю с сериалом «Участок», сценаристом к которому был Алексей Слаповский. Читается легко.

Ставлю субъективные оценки книгам для своего личного рейтинга. Пока размышляю будет это 6 или 7 из 10.

P.S.: И вот я неожиданно узнала, кое что ещё. Буквально недавно слушала подкаст на канале исторического журнала «Proshloe», выпуск «Критика Повести временных лет». Игорь Николаевич Данилевский, доктор исторических наук, профессор НИУ ВШЭ, рассказывает об исследовании известного текста и новой интерпретации, которая по новому заставляет посмотреть на вещи и многое расставляет по местам в прочтении «Повести». В двух словах, «Повесть» — об исторических событиях, современных (и почти современных, так или иначе близких) «автору» «Повести». Он пересматривает их в разрезе библейских событий, сопоставляет, тем самым придает им иное значение. И в этих событиях он видит доказательства приближающегося конца света. Были там такие подсчеты в те далёкие века, что предсказывали скорый конец света. А слово «временных» в названии означает «последних». Так вот, когда я читала «Первое второе пришествие», я всё время думала, что на пороге нового тысячелетия многие боялись, что будущее не наступит. Ну скажем помягче – опасались. А уж в нашей стране происходила не воображаемая, а вполне реальная катастрофа.

Главный вопрос — мотивация автора текста — что его заставило писать, именно в это время, именно такой текст. И относится к тексту буквально вряд ли стоит. И вот в этом я вижу однозначное сходство «Повести временных лет» и «Первого второго пришествия».

Что же я только что обнаружила? Роман Слаповского имел второй вариант названия – «Первое второе пришествие. Повесть современных лет». Удивительно.

Посоветую послушать подкаст, он действительно заслуживает внимания. В отличие от моего кривого пересказа.

Определилась с оценкой 7 из 10.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Алексей Слаповский «Страж порядка. История болезни»

majj-s, 26 апреля 2022 г. 12:28

ШиZorro

«Он оскорбился за тех, кто соблюдает правила. Они проявляют сознательность, думают и о себе, и о других, а этим другим наплевать. Это нечестно и несправедливо»

.

Вы совершенно точно знаете Алексея Слаповского, если в начале нулевых смотрели «Участок» снятый по его сценарию. Мягкий, лиричный, полный веры в лучшее, деревенский детектив из времен, в которые хочется вернуться, да уже невозможно. С еще молодым Безруковым,, не соединенным ассоциативной цепочкой с рекламой банка, в роли участкового Кравцова, и его говорящим бладхаундом Цезарем.

Времена переменились, сегодняшний Слаповский пишет другую, горько-саркастичную прозу. А сегодняшний герой (антигерой?) на страже порядка являет полную противоположность прекраснодушному интеллигентному Кравцову. Впрочем, и действие «Стража порядка» переместилось из общинно-патриархальной деревни в столицу.

Эрих Марков обязан диковатому, на отечественный слух, имени материнской любви к Ремарку: «Я Мария, — она говорила, — Почти Эрих Мария Ремарк». Возможно то было одним из ранних проявлений материнской болезни, провести границу между экстравагантностью в поступках и психическими заболеваниями бывает нелегко. Так или иначе, имя — единственное, что связывает его с литературой.

В остальном, Эрих ничем не примечательный туповатый обыватель. Работает охранником в торговом центре, великое благо интернета использует для просмотра роликов и порнухи (но исключительно во время ночного дежурства). Блюдет масочный режим. Что, уже успели забыть? А все потому, что россиянам теперь не надо бояться зловредного вируса, российские ученые создали препарат «Мир», в десять тысяч раз более эффективный в борьбе с ним.

Но время действия романа прошлый, а то и позапрошлый год, Эрих на боевом (зчркнт) трудовом посту спасает мир от иноземной заразы. Как? Словами «Маску наденьте, пожалуйста, как положено». А потом умирает мать. Нет, не от ковида, от своей болезни, и Эрих, похоронив, сколько возможно скромно, может наконец приступить к ремонту в ее комнате. В квартире он уже давно сделал. Все как у людей:пластиковые окошки, плиточка, ламинат, а в комнате она не давала.

И находит клад. Не, ну для кого-то миллион в заначенных от пенсии деньгах в ювелирных украшениях, неведомыми путями попавших к этой женщине — сумма смешная, не для Эриха. Он, знаете ли, чувствует в себе потенциал. Нет, не тот, хотя тот тоже, смутно прозревая, что живая женщина лучше тех, что в планшете. Но я о другом, о том, чтобы улучшить мир на вверенной его опеке территории. Чувствует себя этаким Zorro.

Современная русская литература второй раз за год делает главным героем охранника торгового центра. В восхитительном «Стриме» Ивана Шипнигова (кто не читал, советую) все куда оптимистичнее, но то прошлогодняя книга. «Страж порядка» больше соответствует сегодняшним умонастроениям.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Алексей Слаповский «Наталия, Анталия, Анатолий»

karina_burunova, 15 января 2022 г. 03:26

Прослушала аудиоверсию пьесы: мужской и женский голоса.

Написана пьеса в 2004, исполнена в целомудренном советском стиле, но о современной любви. И вот даже в такой манере она более благозвучна, чем все эти новенькие глянцевые истории про любоff. Такая жизненность и душевность во всей этой истории необычной встречи двух как будто бы посторонних людей. Сюжет совершенно странный, но жутко правдоподобный.

Название только излишне спойлерное, но сам сюжет безумно затягивающий. Теперь эта аудиопьеса у меня в плэйлисте для перепрослушивания. Обязательно к ней вернусь. Уж слишком тёплая там атмосфера. Такого очень сейчас не хватает в нашем мире интернет-знакомств.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Алексей Слаповский «Недо»

majj-s, 26 февраля 2021 г. 12:42

Алкогольная Ковидиана

»- Ты своих вспоминаешь, Миша?

- Кого?

- Женщин, жен, друзей.

- Да, даже пишу об этом.

- Пиши, Миша, обязательно пиши, это важно. Если мы не напишем, они исчезнут навсегда. И обо мне напиши. А я о тебе. Увековечимся.»

Прежде не доводилось читать Алексея Слаповского и той минимальной опоры, какую даёт предварительное знакомство с писателем, у меня не было. Потому не исключаю возможности неверного понимания.

Тоскливое недоумение сопровождало все время, чтения «Недо». Да и теперь, с незначительной дистанции, зияющие высоты книги не открываются мне. Возможно, в соответствии с названием, это часть авторского замысла: я, романист, недокручиваю, недодумываю, недоделываю, не довожу до логического завершения ни одной линии. Ты, читатель недоумеваешь, винишь себя в том же что не достигаешь недолгим умом недр, не доверяешь своей интуиции.

Затем каждый идёт своим путем и жизнь продолжается. Согласно последним прогнозам ВОЗ, человечество одолеет эпидемию к концу двадцать второго, а книжка о том, как литератор, хм, зрелых лет пережидал карантин двадцатого в обществе юницы Юны превратится в забавный курьёз (если не повезет) или в свидетельство раннековидной эпохи (при удачном раскладе).

Хотя, признаюсь, есть ощущение, что коронавирус добавлен в уже существовавший текст постфактум для злободневности, по принципу «каши маслом не испортишь». Особой сюжетообразующей роли он не играет, герои ведут себя так, как если бы этой опасности не было или ни они, ни окружающие не воспринимали ее всерьез, перемещаются и контактируют довольно свободно, лишь изредка, словно спохватившись, принимаясь вещать о вирусе и страхе смерти.

И это тот случай, когда маленькая ложь рождает большое недоверие. Всё мы слишком ещё живо помним, каким ужасом было начало пандемии, как намывали с хлоркой полы и обрабатывали спиртовым раствором дверные ручки, приходя с улицы, как переживали за близких вдали от себя. И как совершенно не готовы были оказать гостеприимство кому бы то ни было — нет, уж давайте подержим дистанцию.

То есть, понимаете, о чем я? Весна 2020 была временем естественной драматургии момента, когда не реагировать на изменившуюся ситуацию было конституционально невозможно. В книге все с точностью до наоборот. По звонку неизвестной тетки (герой буквально не может вспомнить, кто такая) с исторической родины интеллигентный возрастной москвич (ха!) соглашается приютить на неопределенное время неизвестную девицу.

Дальше все развивается по сценарию «здравствуй племя младое, незнакомое», девушка явно не его круга и вовсе не хороша собой, НО! некоторая составляющая, которая может служить универсальной смазкой (национальной идеей?) найдена. Они бухают.

И вот тут внутренняя логика повествования безупречна, становится ясна малая обеспеченность героя, его бессемейность, отсутствие у него серьезных социальных связей, даже готовность оказать гостеприимство чужой во всех отношениях провинциалке.

И дальнейшие события с полукриминальной интригой «раз пошли на дело», завершившейся по поговорке «повадился кувшин по воду ходить». И продолжение со стеклянным глазом (ну отменная же деталь). И многочисленные включения фрагментов сочинений героя, перемежающиеся его воспоминаниями, в полном соответствии с принципом ненадежность рассказчика.

Вообще, не поддайся Алексей Слаповский соблазну минутной злободневности, «Недо» мог бы стать по-настоящему значимым романом со стройной концепцией и интересным сплетением социальных мотивов с социологическими.

Лучшее чаще, чем принято думать, враг хорошего. К сожалению — Недо.

Оценка: 8
– [  -1  ] +

Алексей Слаповский «Я - не я»

П.К., 28 сентября 2018 г. 10:47

Прослушал в аудиоварианте. Что сказать? Отличное начало, когда мало переходов. Проработанные образы, психология. Потом переходы ускоряются, видимо автор устал вникать в персонажи, решил взять повествование количеством. Или фантазия закончилась. Или стало скучно, а что-то писать надо, ведь роман. К концу просто брошенная на полуслове книга — «ребята, я задолбался».

Оценка: 7
– [  2  ] +

Алексей Слаповский «Победительница»

bvelvet, 16 января 2018 г. 16:37

Роман демонстрирует полнейшую неспособность автора, связанного тесными узами с советским прошлым, выстроить фантастическую книгу. Читается с тягостным недоумением... Апокалиптические картины, к счастью, остались практически за кадром, речь идет о постепенном распаде миропорядка. Повествовательница — идеальная женщина (90-60-90, ум, ирония, все прочее в ассортименте), которая испытывает физиологическое отвращение к окружающим. В общем, тошнота товарища Сартра, помноженная на мрачность товарища Кафки с дополнениями политической риторики и пустопорожних рассуждений. За их фасадом — история печальной любви в декорациях, сильно напоминающих 90-е, увиденные обычным советским интеллигентом.

К сожалению, неумение выстраивать интересный, не банальный сюжет бросается в глаза. По части языка — все в порядке; некоторые языковые игры (когда героиня забывает слова «из прошлого» и занимается мнемоническими фокусами) сделаны с изяществом. Но читать это... Дешевый, убогий, примитивный роман какого-нибудь условного Килгора Траута — был бы куда лучше, поскольку и эмоции ясны, и динамика сюжетная есть. А эта ерунда — для «Большой книги». Не дочитал — возможно, потому, что убежден: идеальная женщина — это совсем не размеры тела....

Оценка: 4
– [  1  ] +

Алексей Слаповский «Пыльная зима»

MarchingCat, 13 декабря 2017 г. 00:46

И снова автор из, пусть и плохой, но всё же почти бытовой, ситуации, навертел целую драму с вариациями. В окно автомобиля, проезжающего мимо автобусной остановки, выкинули банку из под пива. А банка возьми да и прилети в бровь девушке, стоящей на этой самой остановке. Что может быть дальше, как вы думаете? А много чего. Особенно, если у девушки всехпотрясающая фантазия. Именно так. Одним словом, как термин — Всехпотрясающая. Правда, глубину моего высказывания поймут лишь дочитавшие до финала.

Мне понравилось. И зарисовка остановки у нового микрорайона — такая знакомая, точная, буквально осязаемая. И все образы, все персонажи, всплывающие в повести — как реальные люди. Образы даже не утрированы. Вполне где-то могут быть именно такие люди. Поверю даже, если автор кого-то с натуры писал. И ситуации узнаваемы, ну ещё бы, ведь они создавались в повести такими реалистичными персонажами...

Оценка: 8
– [  4  ] +

Алексей Слаповский «Талий. Житейская история»

MarchingCat, 12 декабря 2017 г. 23:03

«Давай разведёмся» — слышит муж от жены. Утром, на кухне, без предупреждения и вроде бы без предварительных симптомов. Ничего не понимая, в смятении, выходит на балкон покурить и задумывается. И вот его мысли на балконе — и есть наполнение всей повести.

Знаете, как говорят: «вся жизнь перед глазами пролетела». Вот и у мужа этого. Вся жизнь. А кроме того, ещё и куча фантазий, вспышек рефлексии и ещё много чего.

Я преклоняюсь перед фантазией автора. Мало того, что он создал два абсолютно реальных, живых образа, так ещё и историю отношений, и наполнил её сослуживцами, друзьями, роднёй и прочим. Отлично!

Одна беда. Точнее, даже две.

Первая — временнАя. Всё о чём муж подумал, стоя на балконе — не на один час думать. А не пока покурил двадцать минут (как по сюжету).

Вторая — психологическая. Вы разводились? Я — да. Не так всё бывает. По себе не судят? Согласен. Но есть общие слагаемые человеческой психики и логики. На каком моменте объяснения требуют, на каком моменте — поиски выхода из ситуации, на каком — претензии начинаются, на каком — попытки примирения, а когда и да, рефлексия идёт, ну и так далее. А автор вылил ну просто прорву всего как следствие всего одной фразы «давай разведёмся», которая ещё и не серьёзной может оказаться, ну по контексту повести. Нет, не бывает так. И оттого насквозь реалистичная повесть не воспринимается как реальная история, героям сопереживать не получится — ведь сразу ясно, что чистой воды выдумка, отвлечённое литературно-психологическое теоретизирование.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Алексей Слаповский «Я - не я»

MarchingCat, 12 декабря 2017 г. 22:36

Жил-был себе самый обыкновенный мужичок. Каких миллионы. Дом-работа-дом-работа... Но было у мужичка необычное хобби (или, скорее, странность) — любил он наблюдать за бытовыми действиями окружающих. Нет-нет, никакого подглядывания в плане эротики. А мог, например, засмотреться как мужик на остановке семечки лузгает. Или, например, как дедок в окне первого этажа селёдку чистит. Просто остановиться и засмотреться. Потом встрепенуться и дальше своей дорогой пойти.

Но однажды так засмотрелся... при некотором стечении обстоятельств... что его сознание перенеслось в тело мужика, на которого засмотрелся. С этого и начались его приключения.

Никаких спойлеров, сие — старт романа, сюжетная завязка.

Никакого боевика, никакого треша. Описывается всё просто и обыденно. Чем роман и выигрывает. Главный герой — простой мужичок, непутёвый и нерешительный, и действие идёт соответственно. Куча непоняток в связи с тем что делать в данной ситуации, как сразу по попаданию в новое тело (ведь память носителя не сохраняется), так и вообще. Вот и плывёт наш герой по течению, как и всю жизнь плыл в своём времени. Хотя, конечно, такие приключения не могу пройти бесследно. И наш герой то ломается, то упрямится, то характер проявляет, то изменить что-то пытается...

Но главное тут — литературным и психологическим мастерством автора, мы видим правдивые/реалистичные судьбы людей и ситуации. Местами с грустью, местами с юморком. Почему и издаётся раз за разом этот роман (да и другие произведения Слаповского) не как фантастика, а как большая литература, ну или как обычная современная проза.

А мораль сей басни, сего романа... у каждого в подобной, пусть и фантастической ситуации, была бы своя. А авторская... увидит, кто прочитает. Если поймёт. Ну а не поймёт — останется при своих. Я вот не уверен, что понял. А с тем, что понял — не согласен. Но это мои проблемы.

Не скажу, что эту книгу читать нужно. Но что можно — точно. Хорошо и интересно написано.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Алексей Слаповский «Заколдованный участок»

sergej210477, 15 апреля 2017 г. 16:16

По сравнению с первой книгой — «Участком», продолжение намного слабее. Казалось бы, и герои прежние, и место действие то же — деревня Анисовка, а роман какой-то слишком простенький, бледный. Не хватает отличного юмора, который я видел в первой книге. И герои уже шаблонные, не прописанные. Наверное, подразумевается, что читатель уже знаком со всеми по первому роману, но вспоминать, кто есть кто, утомительно.

Как развлекательное чтение, «Заколдованный участок» ещё сгодится, но очарования, легкости, яркости первой книги уже нет.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Алексей Слаповский «Участок»

sergej210477, 26 марта 2017 г. 19:58

Отличная книга. Хоть это и роман, по-сути, произведение — сценарий одноимённого сериала. Конечно, сравнивать фильм и книгу нельзя, это разные вещи. Но сюжет, герои, все до мелочей, одинаковое. Так что, если кто из читателей видел сериал «Участок», то ничего нового из книги он не почерпнет. Просто смотреть фильм — одно, а читать роман — другое удовольствие.

Лёгкая, юмористическая книга. Сюжет все знают. Скажу одно: речь идёт о современной деревне. А тема эта очень «чернушная», мрачная. И в романе ничего не скрывается. Повальное пьянство, нищета, безработица, воровство. Все как и в жизни. Но, автор подал все это в хорошем ключе. Казалось, как всю эту мерзость можно сделать увлекательной и интересной? А вот писатель смог. И юмор у него хороший, не злая сатира, а именно юмор. И нет безнадёжности, мрачности. Книга — лёгкая, весёлая и светлая. Вот читаешь, и думаешь, как хорошо в деревне! Знаешь, ведь, по-опыту, село давно вымирает, а автор сумел превратить эту унылую агонию в веселый праздник.

Интересное, развлекательное и очень колоритное произведение.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Алексей Слаповский «Лукьянов и Серый»

Yazewa, 13 июня 2016 г. 12:17

Оборванный, без финала, рассказ. И не очень понятно, о чём он. Ну да, отвратительный детёныш гадких родителей. И всё. Должно же быть в сюжете что-то, кроме долгого описания этих (вполне узнаваемых, кстати) взаимодействий. Интересно, какой вывод должен сделать читатель: не связываться с юными подонками? убивать их на месте?

Оценка: 6
– [  3  ] +

Алексей Слаповский «Пересуд»

anagor1, 8 апреля 2015 г. 09:04

Ихмо, лучшая вещь Слаповского! Хотя, наверное, самая тяжелая для восприятия, даже выпадающая слегка из его творчества. И не для всех. И должна попасть под настроение.

Я вот читал в поезде «Саратов-Москва». Попала.

А жене я «Пересуд» не рекомендовал. Она в таких случаях говорит: «Мне и в жизни всего этого дерьма хватает, так еще и читать о нем?!» И по-своему права. Восторженным любителям светлых эльфов эту книгу лучше в руки не брать. И этот отзыв тоже.

Так вот.

http://www.ruthenia.ru/nemzer/slap-peresud.html — Немзер здесь вроде всё верно написал, но — не то. Ну не приходилось ему в захваченных автобусах ездить. Повезло. И на зоне он никогда не был, и даже в СА, небось, не служил. Потому и понял Слаповского правильно, но по-своему.

И вы не были? Ну и хорошо! Зачем вам? Зачем война, зачем зона, зачем армия? Живите счастливо! Читайте Немзера! И, главное, никогда, никогда не ездите в междугородных автобусах красного цвета!

Нас с автором это, увы, уже не спасет...

Я бы выстроил такой ряд:

Дж.Оруэлл «1984» (Для любого — любого!! — человека можно создать ситуацию, когда он человеком быть перестает, и превращается в мерзкое быдло.)

С.Довлатов «Зона» (Зона не за колючей проволокой, зона в людях, в нас — во всех! — что бы мы о себе не мнили.)

А.Слаповский «Пересуд».

Слаповский не навязывает миропонимания. Авторской позиции как бы и нет, просто изложение событий, талантливый рассказ. Каждый найдет в нем что-то своё, и в то же время есть что-то общее...

Я нашел вот что. В основе всех десяти заповедей лежит одна-единственная: «Не суди». Но не умеем мы не судить, не дано это людям. А, значит, будут они... не «они», мы — мы будем убивать и грабить друг друга. Ибо если можно судить, подменяя собою Бога — то можно и остальное, значит, всё дозволено. И Немзер тогда ничуть и ничем не лучше Чикатилло. И я бы еще посмотрел на него в этом автобусе. Или на зоне...

Впрочем, нет, не стал бы смотреть. И на себя смотреть не хочу. Страшно.

...Пожалуй, людей можно поделить (хоть и нельзя их делить — это тот же суд) так:

- те, кто знают, печенью чуют ту грань, которую им переступать нельзя, чтобы оставаться собой, любимым;

- те, кто ее не знают и наивно полагают, что всегда сумеют остаться людьми (и порой счастливо проживая в этой наивности всю жизнь);

- те, кто ее не хотят знать.

Вторые третьих искренне называют «ублюдками», «преступниками», «нелюдями». Судят их, короче. Осуждают в душе своей.

Хотя разницы, в общем-то, никакой...

Откуда берутся первые? Тюрьма. Зона. Армия в большинстве случаев... (Да и третьи оттуда же.)

Вы не задавались вопросом, почему дембеля часто так странно, неестественно себя ведут? Альбомы какие-то, перья веером. А это они вытесняют память об унижениях и страхе, о безысходности, о собственной быдловости! Я уверен, что почти никто в ходе службы в СА не избежал превращения в скота. Там иначе просто не выжить. Выбор прост: либо смерть или полностью испорченное здоровье, либо ты в большинстве эпизодов бытия — зверь, а не человек. Но почти никто этого не хочет помнить и не помнит.

Я, кстати, тоже много могу рассказать про армию. То, что не забыл. Получится весело, почти как у Дивова в «Оружии»...

Человеческая психика хорошо, грамотно устроена. Вытесняет, всё вытесняет, умница. Вывалившись из ветхой скорлупы культурности, вывалявшись в своем дерьме, человек потом встает, отряхивается — и честно забывает, какой он скот. Ведь если не сумеет забыть — не сможет жить. А жить хочется. Почти всем почти всегда. Инстинктивно.

Нет объективных градаций! Есть только субъективные. Значит, не нам судить. Но именно идиотская идея о некоей абсолютной правде, понимание которой якобы доступно отдельному человеку, лежит в основе всего того, что я, лично я воспринимаю как зло — мое зло, личное, персональное, мешающее мне жить. Ибо как только ты полагаешь, будто знаешь, где добро, а где зло для всех, абсолютное — ты начинаешь Судить, нарушая Главную Заповедь. И тем самым полностью приравниваешь себя к подсудимым.

О том и книга.

Даже у Быкова в «Списанных» есть какая-то надежда, хоть лучик.

Но три выстроенные мною в ряд книги слишком честны, чтобы ее оставлять. Они не диагноз нам ставят, а выносят приговор.

Встали! Выслушали.

Живем дальше.

(с) 2009 г.

UPD Очень рад, что библиография замечательного саратовского писателя-фантаста (а не просто тусовщика, пишущего фантастические тексты) появилась на сайте!

Оценка: 10
– [  5  ] +

Алексей Слаповский «Эротический рассказ»

Вася Пупкин, 12 марта 2015 г. 12:13

Хорошее название — Эротический рассказ.

Фантастика по сути. :) Автор так решил, что сочинил рассказ, вроде как эротический. Ну и фантазия у сочинителя.

Ожидал привычного в таких случаях юморка. Ан, нет и его. Ведь попытки сексуальных домогательств после выпивки — это уж давно не смешно...

И вообще, что это за финал?! Полный слив эротического начала. Кто ж полюбит чтение как процесс после такого рассказа? Ох, и дурят нашего брата эти писателЯ!

Оценка: 5
– [  4  ] +

Алексей Слаповский «Вспять. Хроника перевернувшегося времени»

Lartis, 21 января 2013 г. 21:15

Когда-то я уже читал Слаповского, но особо не разделял восторгов по поводу творчества этого автора, не хватало мне чего-то, скучно было. Потом сделал довольно большой перерыв, а на днях всё-таки прочёл его новый, только что вышедший роман «Вспять». Сюжет построен на том, что неожиданно для героев книги, жителей провинциального российского городка, а заодно и для населения всей Земли, время пошло вспять. После одной из осенних суббот люди оказались отброшенными на сутки назад: наступило не воскресенье, а, казалось бы, уже прожитая пятница. А ещё через сутки пришёл прошедший четверг, ещё через сутки – прошедшая среда и т.д. В рамках одного дня люди могут жить и действовать как обычно, но после 24:00 неизменно оказываются там, где находились в этот момент в прошлом, вещественный и прочий мир тоже возвращается к тому состоянию, каковое имел на «тогда». Вот кайф! Бутылку коньяка сегодня выпиваешь, а назавтра она – снова в баре. Лёг с женой, а проснулся у любовницы. Но и делать-производить что-либо бесполезно – назавтра и следа от твоей деятельности не остаётся, только воспоминания. Время пошло вспять дискретно, но неумолимо…

Конечно, автор не вписал новое слово в известное продвинутым любителям фантастики собрание фантастических допущений (аналогии сами вспоминайте), но задумка любопытная. Да и не числит себя Слаповский в когорте русских фантастов, хотя фантастические приёмы использует частенько. Я так и решил – автор придумал особенную фантастическую ситуацию, чтобы, используя её возможности, написать нечто необыкновенное, как следует дать читателю по мозгам. Поле для фантазии бескрайнее, нюансы описания мира, катящегося «взад», парадоксальны и нет им конца: упомянутая «неразменная» бутылка, убитые сегодня – завтра живёхоньки, усопшие воскресают, старики молодеют, младенцы снова оказываются в утробе матери, новый дом не построишь, новую книгу не издашь, жениться невозможно… Всё это (и многое другое) Слаповский логически (исходя из заданной им же самим ситуации) продумал-придумал и замечательно описал. Но для чего? Уже в середине романа я понял – необыкновенного не будет. Будет обыкновенное в фантастической обёртке. А мне этого мало… Что хотел сказать автор? Зачем написал этот роман? Вот прямо сейчас я напрягся и придумал ответ: может быть, роман о том, что в какую передрягу народ не загони, он всё равно будет барахтаться и выживать? Банально, серо, бессмысленно и страшно, но будет выживать...

Оценка: 7
– [  5  ] +

Алексей Слаповский «Синдром Феникса»

NikoKlaus, 11 июля 2012 г. 22:47

Типичное для Алексея Слаповского произведение. Краткий, ёмкий язык. Прекрасно проработанные, психологически достоверные персонажи. Отлично прописанные диалоги. Убедительные детали. Занимательный сюжет. В книги автора погружаешься с полным эффектом присутствия, всему написанному на бумаге веришь безоговорочно. Веришь, соответсвенно, переживаешь за героев. Одним словом, великолепная русская проза о современной жизни.

Теперь немножко дёгтя. Сюжет, лихо закрученный вначале, к концу книги потихоньку сдувается, финал становится предсказуем. Автору не хватило пороху довести кульминацию романа до слёзовышибательного состояния. Пролог гораздо интереснее эпилога. Это, к сожалению, тоже типично для Слаповского.

Моя оценка — 9. Книжка хорошая. Если взять за основу, может получиться хорошая киношка. Вообще, Слаповский очень кинематографичен. Но, к сожалению, по его вполне хорошим сценариям и книгам посредственные режиссёры снимают бездарные фильмы. Не везёт, увы. Желаю автору успеха на этом поприще.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Алексей Слаповский «Пропавшие в Бермудии»

Lecron, 21 апреля 2012 г. 02:52

Данное произведение должно быть включено в школьную программу. Желательно вместо всех устаревших классических произведений. В этой книге больше психологии, философии и межличностных отношений, чем я прочитал во всех школьных хрестоматиях. Разбору прочитанного в книге надо будет посвящать не один-два урока, а по уроку на главу. Причем все подано настолько легко, что вряд ли кого-то понадобится заставлять читать. Боюсь будет наоборот — за уши не оттащишь.

И это не только для детей. Прочитавший ее взрослый тоже не слабо обалдеет. Книга как матрешка, каждый увидит свое. Дети — просто приключения; школьники — серьезные вещи, но что по-проще; взрослые — второй и третий смысл. Редко можно встреть автора, способного писать сразу для всех возрастов.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Алексей Слаповский «Пропавшие в Стране Страха»

Ялини, 22 февраля 2012 г. 11:56

Думали ли вы когда-либо о собственных фобиях, страхах. Откуда они взялись, отчего вы так принимаете чужое мнение о себе самом? Если никогда не задумывались о старых своих страхах , или раздумывали о появлении новых сомнений и страха, тогда стоит почитать эту книгу. Ситуации несколько надуманные и преувеличены. Подросткам книга может покаазаться скучноватой, но стоит прочитать. Такой точный психоанализ никому не помешает.

Оценка: 8
⇑ Наверх