fantlab ru

Все отзывы на произведения Урсулы К. Ле Гуин (Ursula K. Le Guin)

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
– [  1  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Вещи»

pontifexmaximus, 3 марта 17:11

Я тут немного впал в уныние, ибо на сон грядущий читаю сборник эссе Уилфреда Троттера о стадном инстинкте...

И тут посреди забот и хлопот выдается несколько минут, чтобы прочитать какой-нибудь небольшой рассказ, и святой Рандом, покровитель колеблющихся в принятии решений, насоветовал мне данную притчу волшебницы Урсулы...

И она намекает, что даже если окружающие вас люди пришли к консенсусу насчет того, что следует сложить лапки и коллективно сдаться перед судьбой, то все же есть зацепка, обнаруживаемая в старинной народной мудрости...

Помирать помирай, а рожь сей...

Такой вот посконный экзистенциализм...

Если честно, несколько более осмысленный, чем затеянное в данном рассказе таскание кирпичей в море, мешающее признать его шедевром, а не просто вещью, заставляющей слегка отогнать призрак пессимизма...

Оценка: 8
– [  5  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Мир Роканнона»

flying_kitten, 8 февраля 17:09

Дебютный роман Ле Гуин, для меня также ставший первым прочитанным из её произведений крупной формы. В начале 90-х прочитал его в сборнике «Билл, герой галактики», ну и собственно из всего сборника «Планета Роканнона» больше всего понравилась и запомнилась. Да, выходила она и на пару лет раньше в нескольких номерах «Техники-молодёжи» и у меня даже был один из тех номеров, но взять где-то остальные абсолютно не представлялось возможным. С тех пор книга перечитывалась пару раз (последний — совсем недавно) с неизменным удовольствием.

В отдалённом будущем Роканнон, сотрудник одной из структур Лиги Миров, объединяющей множество самых разнообразных населённых планет, остаётся единственным выжившим из экспедиции на странноватую, несколько отсталую в развитии, но очень притягательную планету. Ему предстоит сложное, но захватывающее путешествие с довольно простой целью — спасти мир. :)

Очень поэтичная и красивая книга, классический, по сути, квест, но достаточно спокойный, вдумчивый что ли, несмотря на динамичный сюжет, лишённый приключений ради приключений. Фантастика, но совершенно не научная, скорее технофэнтези с социальными элементами. Обаятельная, влюбляющая в себя книга, лиричная и немного грустная.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Мир Роканнона»

stas-no, 4 февраля 21:54

Произведение довольно простенькое. (Конечно, делаем поправку на год выхода и то, что это первый роман Ле Гуин). При этом оно вполне милое, может быть именно своей непритязательностью. Приключалово инопланетного этнографа-(прогрессора) получилось добротным, полукамерным, но оказалось судьбоносным. Все-таки к фэнтези такое я бы относить не стал, веет всё же НФ-ароматом.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Гробницы Атуана»

Селеста, 3 февраля 15:16

«Гробницы Атуана» — это продолжение «Волшебника Земноморья», вторая часть цикла, повествующего о приключениях Геда. Вопреки возможным ожиданиям, главным героем, от лица которого читатель наблюдает за событиями, является вовсе не Гед, а девушка по имени Ара — жрица тьмы, владеющей теми самыми гробницами.

Мне непонятно, почему в отзывах многие считают цикл детским. И если первую часть ещё можно назвать подростковым фэнтези о мальчишке, который из-за гордыни наломал дров, то вторую — нет. «Гробницы Атуана» более мрачные и серьёзные. И несмотря на то, что снова поднимается проблема становления персонажа, темы затрагиваются взрослые и сложные: самоопределение, жизнь в рутине, в которой люди лишены права выбора, одиночество, кризис веры, степень ответственности за тех, кого толкнул на путь изменений (Гед мого бы всю жизнь Ару за собой за ручку водить, но вместо этого сразу чётко обозначил границы своих возможностей и дал ей понять, что поможет, но жить дальше она должна сама). Где тут детскость-то?

Язык Урсулы Ле Гуин просто божественный. Атмосфера густая и тёмная, как гречишный мёд. И перевод отличный (у меня издание Азбука 2015, перевод Ирины Тогоевой). Только закончила читать, а уже хочется начать сначала — просто чтобы насладиться этим невероятным, волшебным стилем. Сам текст неспешный, созерцательный. Тут уже меньше от притчи, больше от психологии. Многие ругают роман за якобы ненужность описания быта жриц, но Ле Гуин, вообще-то, на этом и строит абсолютно все свои произведения — на конструировании различных культур. Тот самый быт, верования, обряды, социальное взаимодействие внутри группы, часто замкнутой в себе, выход индивида из этой группы в большой мир. Но тут уж вопрос вкусовщины, безусловно. Кому-то все эти культурологические изыски неинтересны, им подавай эльфов и бои на мечах. Что тоже неплохо, просто это — не Ле Гуин.

Занятно, к слову, что Гед получился эдаким цыганом от мира Земноморья: смуглокожий, неспособный надолго задержаться в одном месте, ведомый вперёд ветрами судьбы, привычный просить милостыню. И даже кибитка у него есть — лодочка с нарисованными глазами.

И тут-то на меня снизошло озарение: Джордж Мартин, разрабатывающий лор для нашумевшей игры «Elden Ring», списал с «Гробниц Атуана» центральную задумку. Кольцо, в котором заключены Великие Руны, однажды было разбито, и линия раскола прошла по изображению главной руны, которую с тех пор называют Утраченной. Никакой подробной аналитики на эту тему я, к сожалению, не нашла, но таких совпадений попросту не бывает. Что, конечно, не удивительно, учитывая, что Урсула Ле Гуин всё-таки является классиком фэнтези и фантастики, а её работы послужили вдохновением для многих других творцов.

«Гробницам Атуана» однозначные десять лепёшек из десяти.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Уходящие из Омеласа»

deepnight79, 3 февраля 00:45

Сказочная притча. Состоит из туевой хучи идущих подряд прилагательных и деепричастий. Слог в этом рассказе Урсула Ле «перепоэтила» через край. Ну и мораль – не оглядываясь и в лоб. Не сказать, что она плоха – очень даже мощно, но слишком уж топорно так «в глубину»…

Оценка: 6
– [  0  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Лабиринты»

Alfie, 20 января 20:09

Небольшая история о лабораторном пленнике (при чтении представлялась мышь), в ядре которой лежит простая истина о трудностях перевода.

В рассказе поднимается тема общения. На одной стороне научный сотрудник, на другой — его подопытный. Оба пытаются коммуницировать друг с другом. Но тогда как первый излагает свои мысли посредствам слов, мимики и жестов, последний объясняется танцем. И как тут найти общий язык?

Финал пессимистичный.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Они так друг друга и не поняли.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Шкатулка, в которой была Тьма»

Alfie, 20 января 20:09

Рассказ, построенный вокруг одной детали. Вот есть волшебная шкатулка, в ней тьма. Еще есть ведьма, ее сын и черный кот, принц и его мятежный брат, суровый король и грифон. Все это замешано в котле почти что Dark Soul’ского безвременья: в мире, где вечный полдень, тени неподвижны, стрелки часов стоят, а мертвецы после битвы идут на исходную, точно полые из вышеупомянутой игры (даром что бонфаеров нет).

Как я понял, кто-то в этом рассказе хотел остановить время и воспользовался для этого магическим артефактом — заточил в шкатулке тьму, которая суть «Инь» — диалектическая основа мироздания, без которой механизм Вселенной взял да и встал. Отсюда и идея истории, мол, без зла не бывает добра, без тьмы — света и т.п.

Но есть у меня мысль, что Ле Гуин просто очень хотела написать о «шкатулке, в которой была тьма». Понравился ей образ и все тут. А остальное как бы в довесок к нему.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Мастера»

Alfie, 20 января 20:08

История о новом Средневековье, где правят религиозное мракобесие и невежество, а стремление к знаниям и точным наукам наказывается костром.

Столько-то лет назад в мире случилась глобальная катастрофа. Что именно произошло, не совсем понятно. Однако главными виновниками оказались ученые. Земля спряталась под покровом туч, солнце выглядывает лишь изредка и прославляется как божество. А что бы в новом обществе стать успешным-уважаемым, то бишь Мастером, нужно ритуально отказаться от рациональности, от «света разума».

Ганиль — новоиспеченный мастер. Он водит дружбу с одним подозрительным типом — «не таким, как все», который на поверку оказывается настоящим еретиком/человеком разума. К чему героя приведет эта дружба, читателю и предстоит выяснить. Тут не стоит ждать каких-то неожиданностей.

Рассказ не слишком захватывает внимание, не особо разжигает воображение. Но есть в нем некий шарм. Атмосфера мягкой научной фантастики и фэнтези, ностальгических грез о будущем. Ну, по крайней мере, мне так показалось.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Рассказ жены»

Alfie, 20 января 20:07

Небольшая фантазия на зубок, о которой много не скажешь. Сюжет строится вокруг перевертыша и финального финта ушами с фигурой рассказчика. Правда, заподозрить неладное начинаешь еще задолго до того, как Ле Гуин ставит все точки над i. Неожиданность получилась ожидаемой хотя бы потому, что в подобном тексте она обязательна. Не будь в планах автора этой самой неожиданности, история получилась бы совершенно ненужной. А так хотя бы какая-то изюминка есть.

Финал получился жестоким и печальным. Но иначе нельзя было.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Волшебник Земноморья»

Гиннунгагап, 19 января 13:05

Буду писать про весь цикл, а не отдельные произведения, так как по сути это один героический эпос.

Если говорить коротко «я здесь чтобы не оправдывать ваши ожидания», вот та мысль которая пришла мне примерно в середине цикла. Ожидание от одного из самых известных циклов в классической фантастике безусловно были несколько другими. В цикле не будет ни эпичных битв, ни великих заклинаний, а будет только путь. Путь главного героя из точки А в точку Б, не важно на каком физическом или метафизическом уровне они находятся.

Если говорить предельно просто и без спойлеров:

Первая книга про взросление и принятие себя.

Вторая книга про рост и становление, хотя описывается на мой взгляд важный, но далеко не ключевой момент жизни.

Завершающая книга как и в любом эпосе про изучение и принятие смерти как жизненного этапа.

Герой хоть и великий маг, но пользуется своими умениями крайне неохотно. Всегда есть сложность, о которой нам говорят, будь то внешние обстоятельства, ранение, упадок сил или просто «мировой баланс». Решения проблем за счет магии это не про этот цикл. Будь герой не магом, а просто искателем приключений, на мой взгляд ничего бы не поменялось.

А вот описание мира интересное, детальное. С первых страниц ты веришь и представляешь то что описано. Мир не рвет сознание своими несостыковками. Любому описанному явлению, процессу, месту ты начинаешь верить так, как будто это окружающая тебя действительность.

Как итог кому НЕ надо читать:

Если ждешь экшена и колдовства как инструмента решения проблем.

Если не нравятся долгие описания и поиск пути и оттенками мистицизма

Если не нравится классический эпос типа Биовульфа

Оценка: 7
– [  8  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Волшебник Земноморья»

Селеста, 11 января 18:41

В отзывах на различных ресурсах я часто вижу одну жалобу — книга нудная. И это тот случай, когда, приступая к чтению, лучше заранее себя подготовить и понять: «Волшебник Земноморья» не классическое, уже ставшее для нас привычным, фэнтези с обилием экшена и глубоко проработанных персонажей. Это — философская притча, сказание о становлении героя. Точно таким же образом написан «Властелин колец». Обе эти книги бессмысленно мерить по современным лекалам. Можно сказать, они принадлежат своему, особому поджанру.

«Волшебник Земноморья» — первое крупное произведение Урсулы ле Гуин. Перед читателем разворачивается личная трагедия Геда — в будущем великого волшебника, но пока ещё молодого, полного гордыни и лишённого мудрости человека. Психология Урсулу ле Гуин не интересует, она не покажет читателю глубокие переживания и рефлексию — так, наметит их штрихами для понимания персонажа. Философия ей интереснее, это прослеживается в каждом её произведении. Можно поругать книгу за недостаток проработки героев, но надо ли? Опять же: «Властелин колец» написан в точности так же. Более того: проработки персонажей там ещё меньше. Буквально каждый герой «Властелина колец» — функция, наделённая одной-двумя чертами. Просто у разных произведений разные цели и задачи, во многом отражающие эпоху, в которую они были написаны. Для тех, кому лень смотреть дату написания: 1968г.

«Элрика из Мелнибонэ» я за это ругала, но только потому, что он разваливается на глазах, он полон глупостей и лишён очарования. «Волшебник Земноморья» состоит из интересных рассуждений и того самого очарования. В книге непередаваемая атмосфера легенды, рассказываемой у костра. Ну а в волшебный язык Урсулы ле Гуин я давным-давно по уши влюблена. Да, он не яркий, не экспрессивный — он мягкий, будто бы приглушённый, ровный, текучий. Идеальный для произведения подобного толка. Благодаря языку легко прочувствовать атмосферу меланхолии и безнадёжности, которые охватывают главного героя, легко проникнуться им.

Таких, как Гед, в наше время принято считать Мэри/Марти-Сью: он и молод, и хорош собой, и магия ему даётся, и ровесники его обожают, и учителя в нём души не чаят. Но Урсула ле Гуин своих персонажей не щадит и наотмашь бьёт их по лицу, заставляя спуститься с небес на землю. Красота уходит, на смену приходят шрамы — напоминание о собственной глупости, магия приносит много бед под влиянием безрассудства, ровесники отворачиваются, когда самобичевание уже не позволяет снова стать душой компании. Духовной наследницей Урсулы ле Гуин можно назвать Робин Хобб со всей её богатейшей фантазией и шикарной фэнтезийной атмосферой, а также любовью прогонять своих персонажей через все круги Ада, только Хобб свернула с пути философии и идёт по дороге психологии, порой излишне окуная читателя в рефлексию.

Если коротко, то книга о том, что каждый человек сам себе злейший враг. Ну и, конечно же, о том, что такое ответственность, что такое необдуманные действия и их последствия, что такое большая сила и большая ответственность (мимо пробегал Человек-Паук).

Отдельно хочу упомянуть необычайную схожесть «Волшебника Земноморья» и небезызвестного «Гарри Поттера». Джоан Роулинг, насколько я знаю, никогда не признавалась в том, что вдохновлялась Урсулой ле Гуин, но я уверена на сто процентов, что было дело. По отдельности схожие детали роли не играют, но если сложить всё в совокупности, картинка станет слишком уж похожей: тут и школа магии, которая является самым безопасным местом (Рок и Хогвартс), и волшебные леса (Имманентная роща и Запретный лес), и старец-директор с ручной птицей (ворон и феникс), и особый бал (раз в пятьдесят два года и раз в пять лет, во время Турнира Трёх Волшебников), и соперничество с высокомерным, заносчивым студентом (Веспер и Драко), и шрамы на лице (шрам от Тени и шрам-молния от Авада Кадавры), и попытка любимчика учителей вызнать тайные и запретные заклинания (Гед и Том Реддл), и так далее. Любопытно, что Гед, таким образом, сочетает в себе два образа Джоан Роулинг: и Гарри Поттера, и Тома Реддла.

Сама Урсула ле Гуин о «Гарри Поттере» была осведомлена и не считала, что Джоан Роулинг «Волшебника Земноморья» сплагиатила, однако всё-таки высказывалась на этот счёт: «Она не занималась плагиатом. Она ничего не копировала... Единственное, что меня раздражает, — это ее очевидное нежелание признать, что она когда-либо чему-то училась у других писателей. Когда невежественные критики хвалили ее удивительно оригинальную идею школы волшебников, она позволила им это делать». Я тоже не считаю подобные заимствования плагиатом. Л итература состоит из заимствований. Однако признать, что чем-то вдохновлялась, было бы честно и справедливо. В конце концов, многие писатели прямо называют тех, кто на них повлиял, и в этом нет ничего зазорного.

Десять драконов из десяти.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Лавиния»

majj-s, 10 января 13:13

Рим до Ромула и Рема

«и ему приснился я, автор. Я время от времени снюсь ему, не часто, но с самого детства — с тех самых пор, как я начал его придумывать.

Андрей Лазарчук «Мост Ватерлоо»

Урсула ле Гуин до этой книги была моим опытом читательского поражения. Знаете, как бывает, когда первая встреча с автором разочарует и ты думаешь: «Ох, нет, его/ее читать больше не стану». В девяностых прочла что-то в скверном переводе, решила — не моя писательница, и надолго лишила себя целого мира ле Гуин — только недоумевала, когда слышала восхищенные отзывы о ней. Спасибо Альпине за то, что переменила отношение. С «Энеидой» было иначе: во-первых прелестный травестированный перевод Котляревского «Еней був парубок моторний» и вот это вот все, который изрядно веселил в институте; во-вторых Вергилий — имя нарицательное, можно не знать «Божественной комедии», но нельзя не наткнуться на упоминание о нем в стапятиста книжках в значении «провожатый»; в-третьих, примерно из того же источника Дидона и Эней — без подробностей, но что-то невыносимо печальное.

«Энеида» — римский ответ Гомеру, известна меньше, чем «Илиада» с «Одиссеей». Постмодернизм, который растащил по косточкам сюжеты последних, не замахнулся на Публия Вергилия Марона, потому в нескольких словах. История странствий зятя Приама, троянца Энея (рожденного, между прочим, Венерой от связи со смертным) начинается в «Илиаде», он в составе посольства Приама к Менелаю, когда похищена Елена. Участник Троянской войны; потерял жену во время падения города; вместе с немногими уцелевшими троянцами и сыном Асканием оставил отчизну. После долгого скитания по морям и печальной истории с царицей Карфагена Дидоной, которую (а кто у нас мама?) Венера заставила влюбиться в Энея — несчастная покончила с собой после его отплытия — так вот, Кумская Сивилла предсказала, что он встанет у истоков великого царства на италийском берегу. Он и встал, женившись на царевне латинян Лавинии, а его потомки, Ромул и Рем — два брата, вскормленные Капитолийской волчицей, таки основали Вечный Город и Римскую империю.

То есть, смотрите. что делает Вергилий, он проводит прямую преемственность от героев и богов греческого пантеона к своему отечеству, позже этим приемом воспользуются российские политтехнологи, когда назовут Москву Третьим Римом (второй Византия, если что, а четвертому не бывать). Но вернемся к книге, в «Лавинии» Урсула ле Гуин рассказывает историю той самой девушки, дочери царя Латина, на которой Эней женился.и о ком в «Энеиде» буквально несколько стихов. В романе есть все: детство и смерть братьев, охлаждение к ней матери, не простившей девочке, что во время эпидемии выжила она, а не сыновья, сватовство нежеланного Турна, прибытие троянцев, недолгая война, сбыча многих предсказаний, и наконец замужество девушки. Совсем небольшая по объему часть посвящена ее дальнейшей жизни, притеснениям от пасынка Аскания после смерти мужа, удалению с сыном Сильвием в леса, и перехода власти к нему после смерти единокровного брата.

По сути, это феминистский роман, деконструирующий классическую мифологию, перенаправляющий внимание с мужчин и мужского мира войны на женщин и женский мир очага, семьи, детей. В послесловии писательница говорит, что ей было интересно работать именно с этим материалом потому, что в Риме и у его предшественников, латинян, а прежде этрусков, женщины играли куда большую роль в управлении, чем во всем древнем и античном мире. Она уютно чувствует себя в пространстве простых маленьких поселений Бронзового века, так не похожих на позднюю римскую пышность, в мире охотников-земледельцев и прях-ткачих, где боги являют себя людям. Невероятно атмосферный роман, неспешная размеренная, как календарный уклад людей того времени проза, которую так хорошо передает перевод Ирины Тогоевой. Спокойное достоинство даже в ситуациях, не предполагающих его. Не радикальный воинствующий феминизм, огульно винящий во всем «мужских свиней», здесь отец, муж, сын героини, многие другие персонажи — достойные мудрые люди, при том далеко не все женщины сестры.

Еще одна вещь, которая отличает роман — это постмодернистский прием присутствия сочинителя. Меня потрясло это в далеком 96-м, когда впервые столкнулась с авторским камео в «Опоздавших к лету» Лазарчука, не перестану любить тот гиперроман. Невзирая. Но вернемся к Лавинии, героиня осознает себя одновременно живой действующей женщиной, и персонажем, созданным умирающим вдали от родины поэтом. Который знает ее, как не знает никто, и в некотором роде создатель ее — не бог, но что-то меньшее или большее. Она любит его как самое близкое существо, и теряет его, и скорбит.

И вот эта двойственность самоощущения героини делает «Лавинию» уникальной, упоительно непростой и невероятно крутой книгой.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Апрель в Париже»

Alfie, 26 декабря 2023 г. 19:50

Я очень люблю мягкую фантастику, хотя и специально ее не читаю. Литература подобного жанра не всегда, конечно, но порой обладает некоей неповторимой, даже сентиментальной атмосферой мечтательности и меланхолии. Мягкая фантастика лишена агрессивности твердой НФ, она дружелюбна и тяготеет к сказочной фантазии, снам и грезам. Хотя технари, возможно, назвали бы подобное пристрастие просто следствием гуманитарного образования и лени.

Именно таким, немного меланхоличным, мечтательным и по-хорошему сентиментальным мне показался рассказ знаменитой Урсулы Ле Гуин «Апрель в Париже». По словам писательницы, это был первая ее история, написанная в жанре фантастики.

Действие происходит, как можно понять из названия, весной в Париже. Сюжет рассказывает о профессоре колледжа Пенниуизере, который из начала 60х годов XX века неким магическим образом переносится в век XV. Оказывается, что в прошлое его почти случайно перенес французский алхимик Ленуар. Очень скоро двое ученых находят общий язык и становятся друзьями. А позже их компания пополняется попаданцами из других, более экзотических времен.

Как я говорил, история очень приятная своей атмосферой. В основе ее — тема одиночества как вневременной силы, сближающей людей, принадлежащих к разным эпохам.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Толкователи»

k2007, 4 декабря 2023 г. 08:59

Книга — отличный пример научной фантастики без безумных ученых (хотя просто ученые есть), без стрельбы, без детских травм и прочего обязательного современного набора. Просто описание общества, которое совершило резкий скачок вперед, отряхнув со своих ног прах старого мира, причем никто из представителей этого общества даже не считает, что они потеряли что-то ценное, на данном этапе развития это просто не нужно (аналогия — отказ от религии в раннем СССР). Только несколько пришельцев с другой планеты озабочены сохранением этого наследия.

При этом автор не утверждает, что без этих древних книг и практик у общества не получится выйти на качественно иной уровень. Прогресс прогрессирует, наука развивается, и то, что общество забыло свою древнюю историю, никак ему не мешает строить космические корабли. Потом, может, оно и пожалеет, что так решительно отказалось от наследия предков, но это будет потом.

И в книге даже нет позиции, что отказ от своей древней истории — преступление, что буз всего этого общество рано или поздно погибнет. Просто грусть по уходящему миру

Оценка: 7
– [  1  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Четыре пути к прощению»

k2007, 24 ноября 2023 г. 08:56

Четыре рассказа о поиске своего пути в этом мире. О том, что сначала должно быть желание что-то изменить. Тебе может не повезти, ты умрешь и тебя никто не вспомнит, но добиться чего-то можно, только если находишь в себе силы встать и попробовать. Неважно, из какой клетки ты хочешь вырваться — из рабства или векового семейного уклада. В первую очередь надо встать и сделать шаг

Оценка: 7
– [  5  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Девять жизней»

amak2508, 23 ноября 2023 г. 09:54

Психологическая фантастика — дело тонкое, а уж написать её так, чтобы она понравилась читателю, и вообще неимоверно трудно. Поэтому и мало кто из писателей-фантастов за неё берётся, поэтому и отыскать её в обширнейшем потоке фантастической литературы непросто.

Урсула Ле Гуин такой рассказ написала и он её удался. И это при том, что нет в нём ни напряжённого действия, ни эффектного финала. А есть хорошо выписанное поступательное развитие событий, в котором невозможно отыскать ни одного момента, по поводу которого можно бы было сказать «Не верю!». Напротив, всё выглядит очень и очень правдоподобно. Только вот читать эту вещицу следует не торопясь, получая удовольствие от хорошего умного текста. Жаль только, что финал в рассказе просматривается (в том числе и «благодаря» названию) довольно рано, чуть ли не с середины произведения.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Легенды Западного побережья»

Oleg83tt, 21 ноября 2023 г. 11:59

Первое знакомство с творчеством Урсулы Ле Гуин планировал начать с цикла «Волшебник Земноморья», но спустя время, последний был оставлен на десерт, а знакомство началось с «Легенды Западного побережья». А зря…

«Проклятый дар» встретил меня сельским обликом, бытовыми склоками и семейными разногласиями. Житейские и психологические аспекты соседствовали с индивидуальной магией и взаимоотношениями родов, естественно с дружбой и любовью. «Голоса» вышли лучшей и хоть в чем-то интересным романом, хотя, изобилие рассуждений и изречений основных героев порой напрягали и отталкивали от дальнейшего прочтения. «Прозрение» вновь навеяло скукой и занудством. Заключительная часть пути героя, в который он смог достичь своей цели и это немного скрасило серость повествования.

В итоге весь цикл не покидало ощущение, что это не фэнтези, а социальная драма с элементами философии и психологии в обертке желаемого. Ничего против не имею и периодически такие произведения стоят в очереди для чтения, но хотелось волшебства, а получилась ерунда.

Теперь, вся надежда на десерт, но только тогда, когда будут забыты потерянные часы данного цикла.

Оценка: 2
– [  4  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Глаз цапли»

flying_kitten, 10 октября 2023 г. 11:46

Очередное обращение Ле Гуин к идеям пацифизма и анархизма. Если в более раннем романе «Обделённые», входящем в Хайнский цикл, социальное-административное устройство государства, построенного на идеях анархизма, показано более-менее жизнеспособным, то в «Глазе цапли» с этим беда.

На некой планете бок о бок существуют два сообщества, состоящих из потомков ссыльнопоселенцев с Земли: в городе (Столице) разместился разного рода уголовный элемент, с течением времени создавший иерархическое военизированное общество, в селе неподалёку (Шанти) — анархо-пацифисты. Как несложно догадаться, по законам жанра, да и просто логически, постуголовники подчинили себе постхиппи и всячески теми помыкают. Жители Шанти занимаются сельским хозяйством, снабжают продовольствием Столицу, но правом голоса в этом странном «симбиозе» не обладают. Им очень хочется переселиться куда-то подальше от своих агрессивных соседей, но они этого не делают, потому что соседи им не разрешают, они не хотят находиться в положении крепостных крестьян, но пацифистские убеждения не дают им сопротивляться. Грусть, в общем, и замкнутый круг.

Сложно сказать, как надо воспринимать этот роман. Конечно же автор вкладывала в него некие понятные, да и в какой-то мере симпатичные идеи. Но, на минуточку, на момент публикации книги на улице 1978 год, хиппи уже уходят в историю, показав нежизнеспособность своих коммун, левые идеи уже не так уж привлекательны, обнаружив кучу своих болячек и противоречий, да и пацифизм тоже уже не тот, что раньше, новый Махатма Ганди в мире так и не появился. В общем и целом — идеи даже на момент публикации были весьма фантастичны, если не сказать — сказочны.

Вроде бы и неплохая книжка, по крайней мере, если говорить о языке, которым она написана и о визуальной составляющей, однако в модель будущего, которую показывает автор, совершенно не верится.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Волшебник Земноморья»

Lunetta, 6 октября 2023 г. 20:43

Давно хотела познакомиться с этим известным циклом. Особенно, после аниме и неоднозначных отзывов о нём.

Итак, знакомство сведено, и я осталась им довольна. Мне понравился слог, сюжет и неторопливая атмосфера. Читать гуманистическую фантастику — сплошное удовольствие.

Правда, дальше Волшебника я не пошла, опять же, из-за моей патологической неприязни к смене фокуса повествования, главных героев и стиля.

Возможно, через некоторое время, я вернусь к Волшебнику Земноморья и прочитаю его всего.

Но не сейчас.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Порог»

amak2508, 10 сентября 2023 г. 19:07

То ли сказка, то ли притча, но в любом случае довольно проникновенная история о том, как два «одиночества» нашли друг друга. Причем написанная именно так, как это умеет (и любит) делать Урсула Ле Гуин — логично, складно и очень обстоятельно. Герои у неё — отнюдь не картонные фигурки, а весьма тщательно выписанные личности, каждая со своей жизнью, своими проблемами, своими обидами на жизнь.

Вообще всё то, что писательница задумала рассказать, она, вроде бы, сделала на твёрдую пятерку — большая, просто огромная завязка (чуть ли не на половину книги), в процессе знакомства с которой читатель узнаёт о главных действующих лицах практически всё и оказывается полностью погружённым в их душевное состояние. Далее следует довольно увлекательная основная часть повествования с таинственным «другим» миром и, наконец, развязка, которая, увы, полностью предсказуема.

И, всё-таки, отношение к прочитанному — это умеренная благожелательность, но не более. Да, книга мастерски написана, но уж очень она затянута, особенно в первой части (ну зачем нам всё это довольно длинное и совершенно неинтересное описание жизни средних американцев), да и не такая она увлекательная, как хотелось бы. Понятно, что всё это вполне в манере автора, но, в данном случае, эта манера играет больше против неё, чем за.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Легенды Западного побережья»

Ученик Дьявола, 5 сентября 2023 г. 12:15

Западное побережье – еще один, наряду со знаменитым Земноморьем, фэнтезийный мир, созданный Урсулой Ле Гуин. Земноморью, однако, в известности и популярности он сильно уступает. Прежде всего, как мне кажется, из-за позднего появления – в 2004 году, уже на закате творческого пути писательницы. Кроме того, сказывается небольшой по сравнению с эпическим размахом Земноморья объем написанного о Западном побережье – всего три не слишком длинных романа: «Проклятый дар», «Голоса» и «Прозрение». Каждый из них представляет собой вполне самодостаточное произведение и не требует обязательного знакомства с двумя другими. В трилогии, правда, присутствуют два сквозных персонажа, но если в первой части подростки Оррек и Грай – главные герои, то во второй они, уже повзрослевшие, – не более чем второстепенные действующие лица, а в третьей – вообще эпизодические. Так что читать «Легенды Западного побережья» можно в любом порядке и даже не целиком.

Западное побережье – это действительно западная часть какого-то вымышленного континента, географически весьма разнообразная и населенная разными народами: есть кочевники, живущие в пустынях, есть торговые города-государства на берегу моря, есть полудикие болотные племена, есть феодальные горские кланы Верхних земель. Кстати, в Верхних землях, где происходит действие первой части трилогии, нетрудно угадать самую обыкновенную горную Шотландию. Возможно, в замыслы Ле Гуин при работе над «Проклятым даром» не входило создание целого нового мира, и она ограничилась таким вот несложным творческим приемом. В дальнейшем, как видим, эти намерения изменились – Верхние земли стали частью большого целого, появились карты как всего Западного побережья в целом, так и отдельных его частей и городов. А вот магия на Западном побережье сведена к минимуму: в первой книге у каждого клана есть свой магический дар, во второй присутствуют духи-прорицатели и волшебные книги, в третьей играют некоторую роль провидческие способности – и больше ничего. В целом Западное побережье вышло похожим на мир Элдерлингов, созданный Робин Хобб, однако сильно проигрывает ему по тщательности проработки. Его трудно воспринимать как единое целое, так как действие каждой из трех книг происходит в новом месте, а все прочие в лучшем случае упоминаются между делом. Отсутствуют и какие-либо ссылки на общую историю этого мира. В результате Западное побережье получилось каким-то набором разрозненных цветных пятен: вот тут город, вот тут болото, они описаны более или менее подробно, а что между ними и что их связывает воедино – непонятно. Может быть, Ле Гуин после «Голосов» и «Прозрения» собиралась писать о Западном побережье и дальше – ведь на созданных ею картах немало мест и названий, которые в книгах не упоминаются вообще, – но по какой-то причине так и ограничилась тремя частями.

«Легенды Западного побережья», по-видимому, рассчитаны в основном на подростковую аудиторию: каждая часть трилогии посвящена прежде всего взрослению героя и осознанию им своего места и предназначения в мире. На мой взгляд, лучшая из трех – вторая книга, «Голоса». Ее действие происходит в торговом городе Ансуле, завоеванном кочевниками-альдами, считающими письменность дьявольским изобретением и уничтожающими все книги, которые попадают к ним в руки. Главное действующее лицо – девочка по имени Мемер, одна из тех, кто знает о существовании древней библиотеки, хранящейся в Ансуле в великой тайне от альдов. Именно образ Мемер – энергичной, деятельной и находчивой – и является одним из основных достоинств второй книги, в то время как главные действующие лица первой и третьей – сын главы горского клана Оррек и мальчик-раб Гэвир – скорее портят их. Оррек всю книгу только и делает, что предается отчаянию и самоуничижению, безумно боясь даже попробовать укротить свой магический «проклятый дар». Гэвир, сталкиваясь с трудностями и препятствиями, не пытается их преодолевать, а долго молча терпит и потом тихо сбегает – и так несколько раз, пока, наконец, он не находит свою «землю обетованную» – то есть, попросту говоря, приходит на готовенькое. Возможно, что Ле Гуин и намеревалась слепить Оррека и Гэвира из теста покрепче, но, будучи радикальной феминисткой с многолетним стажем, на склоне лет, похоже, уже просто разучилась создавать нормальных персонажей мужского пола, превращая любого из них (возможно, даже неосознанно) в безвольную тряпку. А все те качества, которых она лишила Оррека и Гэвира, достались Мемер.

В конце концов, правда, счастливо находят свое призвание все трое:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Оррек и Гэвир становятся поэтами, сказителями и певцами, а Мемер – толковательницей книжных пророчеств.
И вот тут любопытно отметить единое связующее звено, которое привело каждого из них к цели, – это книги. Для Оррека толчком к выходу из пропасти отчаяния послужили записи легенд и баллад, сделанные его матерью, на судьбу Мемер сильно повлияли магические книги в тайной библиотеке, а Гэвиру помогли вообще все книги, какие ему довелось прочитать, в первую очередь – томик стихотворений Оррека. Человек читающий всегда лучше нечитающего – такой можно сделать вывод, если взглянуть на эти три истории вместе. «Лучший цикл о любви к книге», – говорится в одном из старых отзывов. Отлично сказано – не убавить и не прибавить.

Стоит ли читать «Легенды Западного побережья»? В общем-то да, только, если вы не принадлежите к целевой аудитории трилогии, заранее приготовьтесь к тому, что от нее не следует ожидать слишком многого. Несложные сюжеты, понятные, простые и односторонние персонажи, легко выделяемая из текста мораль (к чести писательницы, подаваемая без излишней нравоучительности и занудства) – одним словом, самое подходящее чтение, если занимать голову чем-нибудь серьезным неохота, но и читать какую-нибудь халтуру тоже не хочется. Все-таки Урсула Крёбер Ле Гуин даже на закате своей писательской деятельности, если находила в себе силы отказаться от феминистских эскапад и мысленного моделирования различных нарочито несуразных социумов, неизменно оказывалась лучше большинства современных сочинителей фэнтези. И очень жаль, что «Легенды Западного побережья» так и не получили дальнейшего развития.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Апрель в Париже»

krakhno1, 31 августа 2023 г. 19:40

В «Науке и жизни» я его и прочёл. Хороший был журнал. И замечательный рассказ. Главное для людей — найти единомышленников. Тех, кто близок по духу.

Как и в нашем мире, где Интернет показал, что настоящие друзья и истинная любовь могут жить далеко от тебя. Это хорошая вещь, в ней ещё нет левацкого морализаторства Ле Гуин.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Обделённые»

lwiw, 29 августа 2023 г. 05:06

Женская версия чужака в чужой стране. Возможно, глубже и мудрее в социальном плане, но слабее в целом. Бесконечные сравнения двух миров (условий, порядков, культур), феминизм какой-то там волны и крайне вялое развитие. Может, читать это надо было 50 лет назад, а, может, читателю должно быть лет 15, но меня книга совершенно не тронула.

Оценка: 4
– [  8  ] +

Урсула К. Ле Гуин «На иных ветрах»

Тимолеонт, 4 августа 2023 г. 21:29

Когда-то прочтение «Волшебника Земноморья» в 8 лет открыло для меня мир фэнтези и стало книгой, радикально повлиявшей на мои вкусы в литературе и сформировавшей в сознании каноничный образ героя-персонажа. Много лет спустя я прочитал всю классическую трилогию и «Техану», которая в отличии от многих мне понравилась — я увидел в ней вполне логичное продолжение жизненного цикла и попытки вымотанного героя сохранить то немногое, что от него осталось, с помощью связи с другими, не менее потасканными жизнью людьми. С год назад мне захотелось прочитать всё остальное, что было написанно Ле Гуин — творчество было неровным, некоторые работы восхитили, некоторые раздражали, некоторые оставили равнодушным, но в целом книги произвели крайне положительное воздействие — пусть даже ничего, кроме классического цикла про Геда и «Лавинии» я точно перечитывать не буду. Да и вообще Ле Гуин — очень своеобразный автор, со своими фирменными приёмами и стилем, особенно ей удавались этнографические экскурсы, хоть она и чрезмерно увлекалась ими порой...

Но какой же большой ошибкой было оставить этот роман напоследок! Думал, мол, символично будет — начал историей про Ястреба, закончил историей про него же. А ведь, как тут метко выразились, «сборник авторских фанфиков» в целом произвёл на меня хорошее впечатление и надежды на последний роман цикла были большие. Тьфу. Во-первых, ненавижу, когда авторы отменяют и переделывают собственные миры. Не изменяют логически в ходе повествования и усилиями героев — а просто решают, что написали когда-то херню и надо срочно всё «отретконить». Здесь уже правильно указали в предыдущих отзывах по этому поводу, так что не хочу повторяться.

Во-вторых, книга просто-напросто скучная. Многое можно простить подобным историям, если они увлекательны, но ведь нет и этого! Дочитывал с трудом и через силу, по принципу ёжика с кактусом.

В итоге — не читать ни в коем случае.

Оценка: 4
– [  3  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Сказания Земноморья»

Тимолеонт, 3 августа 2023 г. 19:20

Не всё здесь идеально и в паре рассказов есть прям очень странные эпизоды и слова, но я с удовольствием вернулся в Земноморье на эти несколько небольших историй. В целом весьма достойные творения, которые грамотно углубляют историю мира и проясняют некоторые белые пятна — драконы, первые маги на Роке и основание школы, феминизм в магии, драконы, первый король Земноморья, география и народы, просто рассказы о самых разных людях... Ну как это может не понравиться человеку, который в детстве котировал приключения Геда-Ястреба повыше, чем Гарри Поттера)?

Оценка: 8
– [  3  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Краткое описание Земноморья»

Тимолеонт, 3 августа 2023 г. 11:58

То, что вам, наверно, интересно было бы спросить про Земноморье, если б вообще пришло в голову. В принципе, не так уж мало авторов рано или поздно выпускают подобные псевдодокументальные эссе по своим выдуманным мирам. Что от них требуется? Ещё несколько хороших мелких историй, прояснение географии-истории-обычаев мира, отвечающий на некоторые накопившиеся вопросы, заполняющий белые пятна и сообщающий разные интересные факты. Всё это здесь есть, пусть и выглядит несколько формально.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Стрекоза»

Тимолеонт, 3 августа 2023 г. 09:39

Странное впечатление — я читал внимательно, но тем не менее всё равно толком не понял, о чём оно, зачем и какое место занимает в мире Земноморья. С одной стороны — история хорошая и атмосферная, не без духа феминизма, но здесь он не мешается. Есть несколько действительно очень хороших и даже забавных эпизодов, интересные персонажи и т.д. Но в то же время ощущение, будто Ле Гуин то ли торопилась, то ли не очень хотела-то дописывать эту историю — слишком скомканно и нелогично, слишком противоречит Земноморью. Или то, что она писала раньше мешало ей при работе над «Стрекозой»? Вывод — сам по себе это прекрасный рассказ, но в рамказ цикла очень странен и неуместен.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Кости земли»

Тимолеонт, 2 августа 2023 г. 08:32

Если честно, терпеть не могу, когда авторы переписывают свой же канон. Одно дело, если они просто переписывают мелкие детали и шлифуют текст, хотя я всё равно сторонник изначального текста, но когда в угоду новым убеждениям и повесточке меняют пол персонажа, цвет кожи (привет Роллинг!), ориентацию (авторы Longest Jorney) и т.д — это уже какой-то литературный беспредел. Хорошо, что качество самого рассказа от этого не падает — это всё равно прекрасная и интересная история, но неприятное послевкусие всё равно остаётся, когда автор сам же становится на один уровень с фанфикерами.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Тёмная Роза и Диамант»

Тимолеонт, 2 августа 2023 г. 05:16

Неоднозначная работа... С одной стороны — неплохая история взросления и любви, вполне в духе Земноморья. С другой — не мог отделаться от смутного ощущения фальши, многие моменты здесь очень уж натянуты, начиная от романтических отношений и заканчивая новыми подробностями о жизни магов. Концовка вообще выбивается из общего духа — слишком уж ярко выраженный фальшивый «хеппи энд».

Оценка: 7
– [  2  ] +

Урсула К. Ле Гуин «На Верхних Болотах»

Тимолеонт, 1 августа 2023 г. 20:04

Очень радостная встреча с Гедом, причём в лучших традициях и атмосфере ранних книг. Я тут буквально в соседнем обзоре писал, что за прошедшие десятилетия сама Ле Гуин изменилась и не могла написать точно так же... Ну, глупец я, да — этот рассказ вызывает ровно те же самые впечатления и эмоции, он вполне мог бы быть сторонним эпизодом где-нибудь между событиями первой и второй части. В общем, прекрасная околофилософская история про гуманистические идеалы магов с острова Рок.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Искатель»

Тимолеонт, 1 августа 2023 г. 17:08

Забавно осозновать, что этот приквел был написан уже после того, как я в 8 лет впервые прочитал «Волшебника Земноморья», а ведь тогда мне очень хотелось узнать, откуда взялась загадочная могущественная школа и кто начал впервые учить детей магии в таком причудливом мире? Жаль, что вся эта история дошла до меня только почти что четверть века спустя. А ведь эта история понравилась бы мне и ребёнком — есть взросление юноши, который от скромного подмастерья-корабельщика, способного разве что испортить пиратский корабль, вырос до самого Мастера-Привратника. В книге хватает приключений и интересных персонажей, злодейств, подвигов и мужества, чтобы удержать внимание младшеклассника. Во взрослом виде мне бросилась в глаза серьёзное различие атмосферы в сравнении с основной трилогией о Земноморье, впрочем, это неудивительно — книга-то написана через десяток лет даже после «Техану». Сама Ле Гуин стала за эти десятилетия другим человеком и не могла написать такую же книгу — роман о взрослении, свободе и гуманизме не становится от этого хуже.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Урсула К. Ле Гуин «День рождения мира»

Тимолеонт, 24 июля 2023 г. 16:33

Моментами мне казалось, что автор здесь запутала сама себя. Рассказ вышел совсем уж заумным, аморфным и унылым. Хоть в принципе и понятно, что она хотела сказать — преемственность поколений в архаичных коллективах, сменяемость, сохранение наследия и «крови»... Или же это просто очередная чисто этнографическая история. Ну и да — история сугубо для тех, кому очень уж понравился авторский стиль Ле Гуин, не думаю, что прочих заинтересует эта история про «Богов».

Оценка: 6
– [  3  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Растерянный рай»

Тимолеонт, 24 июля 2023 г. 10:33

Нравится мне всё-таки тематика «Корабля поколений», возможно, это в предверии грядущей «Colony Ship: A Post-Earth Role Playing Game», да и читал я на эту тему только «Пасынков вселенной», «Пленённую вселенную», да «Растерянный рай». Что же мы получили? А фактически подробное исследование психологии относительно небольшого коллектива, на протяжении пяти поколений мчащегося с околосветовой скоростью к потенциально обитаемому миру.

Как изменились их верования, мировоззрение, сексуальные привычки, брачные обычаи и структура семейных взаимоотношений? Как у них проходит социализация, взрослеют дети, как выбирают жизненный путь? Пара десятков коротких зарисовок подробно рассказывают об этом, как и о расколе среди колонистов и начале их жизни на новой Родине. Получилось хоть и медитативное, но до ужаса интересное повествование.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Толкователи»

Тимолеонт, 24 июля 2023 г. 07:20

Стыдно признаться, но мне стало сложно писать отзывы на работы Ле Гуин. «Толкователи» — типично антропологическое-этнографическое произведение, в сугубо авторском стиле. Подробнейшим образом разбираются традиции и обычаи отдельного народа, его конфликты с «большим» миром и т.д. Доносится всё через взаимодействие ГГ со всем этим добром — она чужда аборигенской культуре, плохо её понимает, но всё же так или иначе работает и исследует. Всё с одной стороны — жутко умно и глубокомысленно, но с другой — уныло и занудно, с минимальным развитием и действием.

И абсолютно то же самое я могу сказать минимум про полтора десятка рассказов, повестей и романов автора... Нет, мне понравилось, искренне, и «Толкователей» я прочитал с удовольствием, но это и всё, что я могу сказать об этом романе).

Оценка: нет
– [  0  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Обделённые»

mputnik, 23 июля 2023 г. 14:54

Архаика. Чистой воды архаика. Литературные фокусы с понятиями «анархизм», «коммунизм», «свобода личности», «творческие потенции» и т.д. и т.п.

Ни малейшего уничижения, уважаемый потенциальный читатель. Тематика — вполне себе адекватная. БылА. Когда-то. Конкретнее — полвека тому. В той реальности, в которой оные абстракции были подкреплены конкретикой практически осязаемых деяний.

Впрочем, пыль веков — тоже может быть товаром. И даже — ходовым товаром. Почему бы и нет

Оценка: 5
– [  2  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Старая Музыка и рабыни»

Тимолеонт, 22 июля 2023 г. 05:10

О рабстве, свободе и борьбе за них. То есть некоторые буквально борятся за чужое рабство, их противники — за собственную свободу. И описана безысходность борьбы здесь достаточно жутко... Когда люди боятся, даже знают, что и не победят никогда, но альтернатива слишком страшна и лучше погибнуть — здесь ведь речь не о каком-то метафорическом рабстве, а о том самом, при котором ты, твои дети и результат труда, это просто чужое имущество. Необыкновенно сильная и тяжёлая вещь, в то же время почти без экшена и ориентированная на размышление.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Одиночество»

Тимолеонт, 21 июля 2023 г. 14:57

Классическая история взросления на фоне полудикой жизни в архаическом обществе — дети цивилизации окунаются в весьма своеобразное общество и неизбежно становятся его частью. Странно, чего ещё ожидала мать ГГ, практически полностью выпустив из рук воспитание своих детей и отдав их на откуп местным аборигенским традициям. Если уж начала использовать собственных детей как научный инструмент, то не стоит удивляться, что они стали таким же объектом исследования.

И хоть как антропологическая-этнографическая работа, рассказ очень удался, жаль, что мало внимания было уделено прошлому — интересно было б почитать, как планета-улей в с населением в 120 миллиардов деградировала до дикого варварского мира).

Оценка: 7
– [  3  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Законы гор»

Тимолеонт, 20 июля 2023 г. 19:55

Ле Гуин начинает повторяться. Не запомнил здесь ничего нового относительно прочих рассказов. Сюжет, диалоги и интересные персонажи — здесь этого нет. А рассказы о групповых семьях и причудливых половых взаимоотношениях уже приелись даже в рамках одной книги.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Дело о Сеггри»

Тимолеонт, 20 июля 2023 г. 19:39

Да не феминистичный это рассказ, а просто наивный. Тупо механическая смена ролей в художественной культуре может эффективно служить только в комических работах — ну вот, чёрт подери, никак нельзя поменять мужчин и женщин ролями — между нами тупо слишком много отличий. Куча различий в физиологии (начиная от гормонов и толщины костей и заканчивается месячными и долгим вынашиванием ребёнка с последующим восстановлением), делает невозможной ситуацию, описанную в рассказе. Даже в обществах, называемых матриархальными подобный абсурд был невозможен. Ну и так же со всем остальным — нельзя тупо поменять местами геев и натуралов, белых и негров, мужчин и женщин, ибо слишком сильно много условностей и объективных фактов из разделяет.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Взросление в Кархайде»

Тимолеонт, 20 июля 2023 г. 19:24

И снова Ле Гуин блестяще проявляет свои лучшие таланты в жанре антрополгической фантастики. Не всех, конечно, заинтересует подробнейший разбор мышления инопланетян-андрогинов, да и мне читать это было странновато, но объективно написано достаточно интересно — копаться в мозгах и наблюдать за инициацией странноватых аборигенов было любопытно.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Девять жизней»

Тимолеонт, 20 июля 2023 г. 19:01

Самое глубокое и лучшее из известных мне исследований сущности клонов. Небанальное, подробное и глубокое — здесь клоны не просто тупо копии одного человека, а действительно «клоны», простите за тавтологию, составляющие нечто большее — в этом эксперимент Ле Гуин удался просто блестяще, моё почтение. Но в то же время это и очень трагичная работа, способная пронять почти кого угодно.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Король планеты Зима»

Тимолеонт, 20 июля 2023 г. 15:59

Ле Гуин достаточно изящно сочетает мифологическо-фольклорные мотивы и научную фантастику, причём не просто на уровне заимствования мотивов, а органичного объяснения того, «как могло бы быть». А вообще получился чуть ли не околополитический триллер про инфантилизм и безответственность... или наоборот, высшую степень ответственности? Аргавен, понимая, что не справился бы с правлением, был прав, отойдя от своего поста? Но ведь королём тогда стал ещё менее компетентный и худший человек... Вот размышления над этим и составляют лучшую часть истории.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Порог»

flying_kitten, 20 июля 2023 г. 14:33

Спокойный, размеренный, местами очень сонный роман. Экшн практически отсутствует, но это отнюдь не вызывает зевоту, читая, отдыхаешь душой, спокойствие и умиротворённость настраивают на задумчивый лад.

Роман воспитания, книга о бегстве в свой внутренний мир, о границах этого мира. Можно воспринимать произведение буквально, можно — как притчу. Уходя — возвращайся, ведь любое путешествие когда-то заканчивается, его финал — возвращение домой. Если, конечно, дом есть.

О книге сложно что-то написать без спойлеров. О ней вообще сложно написать связный отзыв. Но она — хорошая.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Ещё одна история, или Рыбак из Внутриморья»

Тимолеонт, 20 июля 2023 г. 08:26

Прекрасная работа о взрослении на фоне важнейших исследований, способных вкорне изменить мир Экумены. Причём сложно даже сказать, что интересней — «исследовательская» часть или бытовая, в которой ГГ взаимодействует со своими родственниками. Да и переплетены эти обе составляющие достаточно плотно и органично, очень удачно дополняя и продолжая друг друга. Даже описание новых семейно-половых отношений вышло любопытно, благо Ле Гуин обошлась без гнусных и извращённых фантазий, как некоторые её современники-коллеги по цеху.

И всё же лучшая часть книги — возвращение ГГ домой, очень уж душевным и красивым вышел этот эпизод.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Танцуя Ганам»

Тимолеонт, 18 июля 2023 г. 17:46

А вот эта история вышла уже гораздо более убедительной и глубокой, чем рассказ про шобиков. Вопросы понимания реальности-ирреальности, опасность от собственного подсознания, попытки познать невероятное, да и просто взаимодействие героев было достаточно интересным. «Танцуя Ганам» не без очень странных моментов, которые портят впечатление, но в целом — вполне неплохой, очень ле гуиновский рассказ.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Урсула К. Ле Гуин «История «шобиков»

Тимолеонт, 18 июля 2023 г. 17:43

Впечатление, что Ле Гуин просто хотелось написать про взаимодействие разных характеров. Почему бы и нет, конечно! Но зачем приплетать сюда дико абсурдные эксперименты и новейшее непроверенное толком оборудование, которое доверили кучке фриков? Ну или это недопонятая мной пародия на классические космороманы про флешей гордонов, где вместо бравых героев — всякие странные личности?

Оценка: 6
– [  3  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Резец небесный»

flying_kitten, 17 июля 2023 г. 14:43

Достаточно необычный для Ле Гуин роман. Как уже отмечалось, вполне в стиле Ф. Дика. Что ж, видимо веяние времени. Но тем не менее получилось весьма неплохо.

Где заканчивается сон, а начинается реальность? Материальны ли мысли? Если очень захотеть, то... То что? Книга о судьбе, которую сложно обмануть. О страстях и апатии. Если менять неприглядную реальность, она совершенно не обязательно станет лучше, ведь нет предела совершенству и благими намерениями вымощен дорога в одно довольно жаркое место. Да и вообще, если слишком сильно улучшать и тюнинговать мир, то он может и сломаться...

Задумчивый, немного грустный и в меру романтичный роман. Не «легуиновский», но весьма хороший.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Голоса»

Тимолеонт, 13 июля 2023 г. 20:08

Сложно добавить что-то новое после исчерпывающего предыдущего отзыва... Так что напишу лишь кратко, что это неплохой разбор психологии «оккупированного» народа, со всем его опасением, что будет только хуже, но вместе с тем и неистребимым желанием вернуть независимость. А так — порадовала встреча с героями «Проклятого дара» (я был убеждён, что это просто история в том же мире), искренне погоревал по поводу бесценной библиотеки и проникся судьбами героев. Это по настоящему хороший и сильный роман, который вместе с «Проклятым даром» и «Лавинией» убедительно доказывает — Ле Гуин не из тех авторов, что «исписались». Да, её творчество изменилось, но это закономерное развитие — сохранился её стиль, а книги не стали хуже ни в коей мере. Нет, всё же в моём личном рейтинге первое место, безусловно, у приключений Геда-Ястреба, но прям следом же за ним идёт Лавиния, а далее — «Проклятый дар» и «Голоса».

Хороший автор, моё прочтение Ле Гуин подходит к концу и я даже сожалею об этом.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Великая путаница в мире Унни»

Тимолеонт, 13 июля 2023 г. 19:59

Однозначно — одна из лучших историй про туристов. Недоумение от новой местности, страх от непонимания, ощущение потерянности и невероятное облегчение, когда возвращаешься в известные и безопасные места. Прекрасно — да и персонажи вышли достаточно интересными, а история — любопытной.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Невыбранная любовь»

Тимолеонт, 13 июля 2023 г. 19:29

Как же тут всё запутанно... Честно, не захотелось даже разбираться. Как своеобразный антропологический эксперимент на тему многополых браков — может, и неплохо, но объективно это унылейшая тягомотина. Разбираться в этом омегаверсе и проникаться им не появилось никакого желания. Да и скучно, здесь практически ничего больше и нет, кроме тоскливого описания половых традиций.

Оценка: 4
⇑ Наверх