FantLab ru

Владимир Дрозд (Володимир Дрозд)

Владимир Дрозд
Страна: Украина
Родился: 25 августа 1939 г.
Умер: 23 октября 2003 г.

Владимир Григорьевич Дрозд (Володимир Григорович Дрозд) — советский и украинский писатель, журналист, прозаик. Член Национального союза писателей Украины с 1962 года. Первый главный редактор журнала «Киев» (1983—1985).

Родился в селе Петрушин на Черниговщине в семье колхозников. Сразу после школы стал журналистом в районной газете «Голос колгоспника» (1959–1960). Далее работал в редакциях областной молодежной газеты «Комсомолец Черниговщины» (1961–1962), республиканских газет «Литературная Украина» (1962–1963), «Молодь Украины» (1963). С первых шагов в литературе он тяготеет к философским обобщениям, фантастике и к социально-правдивым темам.

В 23 года Владимир Дрозд издал свою первую книгу, это был сборник новелл и рассказов «Люблю сині зорі» (Люблю синие зори), после чего сразу же был принят в Союз писателей (1962). Начав как новеллист и продолжая печатать рассказы, он постепенно утверждается как автор повести и романа. Часто обращался к щекотливым для коммунистического режима темам. Писатель принадлежал к плеяде шестидесятников, тех горячих интеллигентов, которые вырывались за пределы идеологического контроля, бунтовали против официальных канонов искусства социалистического реализма, пытались предать огласке нестандартные формы и приемы эстетического анти-конформизма.

Не удивительно, что почти сразу же он получает заслон на обнародование своих произведений. Уже в начале 1963-го он был уволен с работы, позже осталась не по собственной воле без работы его жена — талантливая поэтесса Ирина Жиленко, в августе того же года Дрозда изолируют от общества службой в рядах советской армии (в Забайкалье, потом — в Чернигове, 1963–1966). С 1966 по 1970-й В. Дрозд работал старшим редактором издательства «Советский писатель». В 1968-м — закончил Киевский университет имени Тараса Шевченко, факультет журналистики.

«Путь мой жизненный и творческий сложен», — сам писатель определял свою судьбу правдиво, без надежд на сочувствие или восхищение от новых поколений. Вынужден был зарабатывать на жизнь талантом, потому что дар созидать новую — художественную — реальность почувствовал с юных лет. «Но наряду с откровенным заработком всю жизнь, а она наложилась на времена для литературы очень нелегкие, писал я в полную силу и честно», — так писатель отметил в своём дневнике 1 сентября 1988 года. А 11 марта 1991 г. он записал: «Вчера не было мое время, и сегодня — не мое время. Если и наступит когда-нибудь МОЕ ВРЕМЯ, то только после смерти моей...».

Владимир Дрозд — автор более десятка сборников рассказов и повестей и более десятка романов. По словам писателя, его «всегда интересовало, что сказать, а не как сказать», главное для него в литературном произведении «не литература, а душа». Стараниями Владимира Дрозда в 1983 году создан журнал «Киев», где он стал главным редактором (в 1983-85 годах). Журнал отметился неоднократными публикациями запрещенных произведений, разных авторов украинского направления. С 1992 — председатель Литфонда Украины; 1991–1999 — секретарь, заместитель председателя Союза писателей Украины. Также писатель был президентом Международного благотворительного фонда «Девич-гора»(1999–2003).

В. Дрозд работал тяжело, изнурительно, к тому же часто болел. «Бывали такие мгновения, что сознание останавливалось на пороге полного отчаяния, и только мысль о семье, тревога за судьбы жены и двух детей заставляла сцеплять зубы и дальше преодолевать этот тернистый путь творчества...»; «По полгода и больше я почти не спал ночами, бродя по квартире или вокруг хаты в селе. Боль, боль, боль. Медицина была не в силах хоть чем-то помочь...» — вспоминал писатель. Он ушёл из жизни 23 октября 2003 года после тяжелой болезни в городе Киеве, похоронен на Байковом кладбище.

Свои мысли, переживания, надежды и ощущения писатель вынужден был уже в первых своих новеллах и рассказах «заворачивать» в фольклорно-фантастические одеяния, мастерски используя средства поэтики устного народного творчества, в фантастические народные сюжеты, творчески применять народный юмор, особенно эффективно один из самых древних жанров — небылицу. Оригинальное явление в искусстве — веселая автобиография Владимира Дрозда «Как я родился», в которой пакульский кузнец Гнатко Копытович «сыпал, будто из бездонного мешка, небылицами». К сожалению, далеко не все «Пакульські небилиці» (под таким названием незадолго до завершения земной жизни писатель подготовил к печати все «услышанные» из уст Гнатка Копытовича небылицы из давнего прошлого своего Края) могли появиться в далекие уже 70-е годы ХХ века — только небольшая их часть увидела мир под названием «Замглай, или Вереница небылиц из давнего прошлого, колхозным кузнецом правдиво рассказанных».

В произведениях «Конь Шептало на молочарне», «Маслины», «Катастрофа», «Одинокий волк» речь идет о типичном для «развитого социализма», состоянии раздвоения — между городом и селом, между голодным детством и относительно сытой зрелостью, правдой и правдоподобностью, между честностью и лицемерием. Творческому почерку Владимира Дрозда присущее органическое сочетание реалистичного виденья жизни, почти журналистское документирование важных явлений из разных отраслей человеческой деятельности — быта, производства, науки, творчества. В то же время писатель проявил глубокий интерес к осмыслению жизни в исторической ретроспективе. Позже он добавляет в свои произведения причудливо трактованные народные верования в чудесное и невероятное и собственные неутомимые поиски духовных основ бытия.

«Когда мир разочаровывал меня, я конструировал мир заново...», — признавался Владимир Дрозд. Серый, партикулярно сухой, регламентированный, соцреалистический мир писателя угнетал, и он стремится своим неудержимым фантазированием его оживить, использованием смеха, иронии, шутки, бурлеска, гиперболизацией и таким использованием условно-фантастических ситуаций расшатать устоявшиеся принципы и основы регламентированного соцреалистического изображения действительности. Особенно эффективно разворачивал Владимир Дрозд на сюжетное пространство новеллы или рассказа парадоксальную «формулу» какого-нибудь эпизода или образа из древних народных верований, сращивал ее с какой-то реальной ситуацией — и появлялся оригинальный эстетический гибрид. Такое мастерское «нанизывание» древних народных вымыслов, небылиц, шуток, смешных коллизий на «шампур» реальности удивляло самого писателя, который и сам поражался и радовался этим причудливо-ироническим, бурлескно-ассоциативным сплетениям необычного, фантастического и обычного, будничного. Своеобразными, сугубо «дроздовскими» фантасмагориями наполнена одна из самых химерических повестей «Ирий», которая после пяти лет цензурно-издательских скитаний в далеко не полном виде вышла в 1974 году.

Вершиной же творчества писателя считается роман-эпопея «Листя землі» (Листва земли), роман задумывался автором как своеобразная украинская Книга бытия. Книга о судьбе поколений, которые стали творцами и жертвами неизвестного доселе в истории по его масштабам и глубине социального опыта. События книги охватывают столетний период истории Украины аж до трагедии Чернобыля. На его страницах — судьбы многих поколений людей родного писателю полесского края, через восприятие которых воспроизводится «жестокая мудрость живой жизни». Хотя роман вышел в двух томах и был отмечен Шевченковской премией, автор продолжал работать над ним, планируя его ещё расширить и дополнить, но эту работу В. Дрозд так и не успел закончить согласно задуманному плану.

Фантастика в творчестве автора. Писатель был последователем и продолжателем заметного направления украинской литературы 1960-х, — «химерної» (причудливо-условной) прозы — украинского варианта модного в литературе 70-ых мифологизма. Начатое ещё в 1958 г. романом А. Е. Ильченко «Козацкому роду нет переводу», это направление сродни «магическому реализму» латиноамериканской литературы и неразрывно связано с поэтико-юмористическими традициями украинского фольклора. Диапазон «химерної» прозы объемлет произведения самой разнообразной авторской стилистики, но все их объединяет возвышенно-поэтическое мировосприятие и, вместе с тем, — ироническая и трагикомическая трактовка жизненных коллизий, фантастическое в самых разных ипостасях, — от бытовой мистики до эпических образов.

Так, наиболее химерной в его творчестве является повесть «Ирий». Присутствует она, химерность, и во многих рассказах, например «Пигмалион»; мистико-философский «Ворон», где сюжет построен на вере в перевоплощение души (В. Дрозд описывает жизнь души отца после смерти). К размышлениям над сущностью реинкарнации писатель позже вернулся в романе «Острів у Вічності» (Остров в Вечности). В рассказе «Пори року» (Времена года) действует «обычный «Дідько» (чёртик) из рода домовых», который жил на чердаке старого пятиэтажного дома. Химерными, являются также повести «Баллада о Сластионе», «Одинокий волк» и рассказы «Замглай...», «Солнце», «Три волшебные жемчужины», «Белый конь Шептало»... В этом направлении сам В. Дрозд подчёркивал влияние на него творчества Гоголя, «Лесной песни» Леси Украинки, народного фольклора и осколков славянской мифологии.


Примечание к биографии:

Имеет награды и премии:

- премия имени А. В. Головко (1981) за повесть «Земля під копитами» (Земля под копытами);

- орден «Знак Почета» (1989);

- Международная премия Фундации Емельяна и Татьяны Антонович (США, 1992);

- лауреат Государственной премии Украины имени Т. Г. Шевченко (1992) — за роман-эпопею «Листя землі» (Листва земли);

- орден князя Ярослава Мудрого V степени (1999);

- лауреат Международной литературной премии имени Николая Гоголя «Триумф» (посмертно, 2017).

ФвТА — совместно с мрачный маргинал. В очерке использованы материалы Ежедневной всеукраинской газеты "День" 2009 г.

Сортировка:

Владимир Дрозд. Циклы произведений

-
6.00 (1)
-
9.00 (1)
-
-
-
-

Владимир Дрозд. Романы

7.00 (1)
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1997 Пришестя  
-
-
-

Владимир Дрозд. Повести

-
-
  1966 Молохви  
-
-
-
  1974 Ирий / Ирій  
7.17 (6)
-
1 отз.
8.00 (1)
-
-
-
-
-
  1982 Одинокий волк / Самотній вовк  [= Вовкулака]  
9.00 (1)
-
-
  1994 Музей живого письменника  [= Музей живого письменника, або Моя довга дорога в ринок]  
-
-
  1998 Революція триває...  [= Пам’ять століть]  
-
  1999 Острів  
-

Владимир Дрозд. Рассказы

-
-
-
  1962 Ірина  
-
  1962 Алім  
-
-
  1962 Буран  
-
-
-
  1962 Вона  
-
  1962 Двоє  
-
  1962 Дороги  
-
-
-
  1962 Колесо  
-
  1962 Малинова крига [10 мининовел]  
-
-
-
-
  1962 Третій  
-
-
  1962 Ча-ча-ча  
-
-
  1964 Закон  
-
-
-
-
  1965 Стіна  
-
-
  1965 Туба: з алтайських малюнків  [= Алтайські малюнки]  
-
  1965 Фаланги  
-
-
-
  1966 Небо / Небо  
7.00 (2)
-
-
  1966 Три волшебные жемчужины / Три чарівні перлини  [= Волшебные жемчужины]  
-
  1966 Фашизм / Фашизм [триптих]  
-
  1967 Повінь [Импровизация]  
-
-
-
6.00 (1)
-
-
  1969 Совість  
-
-
-
  1969 Мерин / Мерин  
8.50 (2)
-
-
10.00 (1)
-
8.25 (4)
-
  1973 Ніжність  
-
  1973 Спадок  
-
  1973 Спалах  
-
7.00 (2)
-
8.00 (2)
-
-
  1976 Василина  
-
-
7.00 (2)
-
7.00 (2)
-
8.00 (2)
-
-
-
-
  1979 Зинка / Зінка  
-
  1980 Кролик  
-
-
  1980 Сад  
-
-
  1981 Слава  
-
  1981 Бабай / Бабай  
-
-
  1982 Дід  
-
-
  1982 Могорич  
-
  1982 Передмова [к рассказам Л. Пономаренко]  
-
  1982 Речі  
-
-
-
-
-
  1986 Долі  
-
  1986 Злодій  
-
-
  1986 Хата  
-
  1986 Ворон / Ворон  
10.00 (1)
-
-
-
-
-
10.00 (1)
-
9.00 (1)
-
  1990 Іскаріот  
-
-
  1990 Душа  
-
  1990 Кузя  
-
  1990 Метелик [фантазия]  
-
-
  1990 Поминки  
-
  1990 Приймак  
-
-
  1990 Соломина  
-
-
-
-

Владимир Дрозд. Микрорассказы

-
-
-
-
-
-
  2002 Духовуха  
-
-
  2002 Кліщ  
-
-
-
-
-

Владимир Дрозд. Поэзия

-
-
  2004 Любов  
-

Владимир Дрозд. Пьесы

-

Владимир Дрозд. Статьи

-
  1963 «Чужа...»  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1992 До читача [предисловие]  
-
-
-

Владимир Дрозд. Эссе

-
-
-
  1981 Передмова [к «Світло у вікні» В. Карпинского]  
-
  1983 Лишатися самим собою [предисловие к сб. Тарнавський В. В. "Міські мотиви"]  
-
  1984 Голосом рідного краю [предисловие к сб. Пономаренко Л. П. "Тільки світу"]  
-
-
-
-
-
  1990 Я вибираю літературу... [предисловие к ранним рассказам]  
-
  1993 Знак людяності [предисловие к повести В. Быкова "Знак беды"]  
-
-
-
-

Владимир Дрозд. Очерки

-
-
-
-
-
  1960 Щастя  
-
-
-
  1963 Океан  
-
-
-
-
-
-
  1982 Молоді голоси [предисловие]  
-
  1982 На дорогах життя [предисловие к рассказу А. Чешка]  
-
-
-
-
-
-
-

Владимир Дрозд. Сборники

-
  1966 Парость  
-
-
  1969 Маслини  
-
  1969 Маслины  
-
  1974 Ирій  
7.00 (1)
-
-
  1976 Ирий  
7.50 (2)
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-

Владимир Дрозд. Отрывки

-
  1972 Паровозники [из пов. "Ирий"]  
-
  1973 Яблуні  
-
-
  1985 Будні  
-
-
-
-
-
-
  2003 Аркаси  
-

Владимир Дрозд. Рецензии

  1959 Про наше, сучасне [рецензия]  
-
-
-
-
-

Владимир Дрозд. Интервью

-
-
-

Владимир Дрозд. Прочие произведения

  1976 «Борг перед героями барикад» [из выступления]  
-
  1977 На порозі нової цивілізації [из выступления]  
-
-
-
-
  1992 Сохранить бы душу живу [диалог] // Соавтор: Лада Федоровская  
-


  Формат рейтинга


  Примечание

Интервью, выступления, речи, журналистское творчество и т.п. внесены частично.


  Библиографы

  • Составители библиографии — мрачный маргинал, Oreon

  • Куратор библиографии — Oreon


  • Этот автор не является фантастом как таковым и не включен в рейтинг фантастов, но администрация сайта считает, что это не повод обходить стороной его творчество.


  • ⇑ Наверх