fantlab ru

Все отзывы на произведения Михаила Харитонова

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
– [  2  ] +

Михаил Харитонов «Путь Базилио»

Shauberg, 15 марта 19:23

Пародия на современное общество, гротескная, жуткая, веселая и пошлая. Настолько омерзительная, что даже прекрасная. Рекомендовать никому не буду, но мне понравилось, подобного не встречал, Пелевин не в счёт, не тот стиль. Жаль, автор рано ушёл из жизни и не успел закончить третью часть, очень жаль.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Михаил Харитонов «Факап»

Etamin, 10 февраля 16:04

Когда-нибудь подобная книга должна была появиться. И она появилась. Когда светлые мечты, основанные на «оттепели», семилетнем плане развития СССР, лозунгах XXII съезда, спорах физиков и лириков, головокружении от успехов физики, химии и биологии — рассеялись окончательно, а сами авторы начали писать совсем о другом — вот тогда стали зреть зерна деконструкции Мира Полудня. И проросли не только в «Факапе». Но у Харитонова получилось наиболее радикально.

Неким взглядом со стороны замечены, разобраны и объяснены все мелкие несуразности, нет-нет и мелькающие в сияющей картине XXII века — вот только объяснены совсем не так, как ожидалось. А также подробно изложены многие моменты и детали, так и оставшиеся за рамками. Хотя бы явное преобладание германских фамилий над английскими. Впрочем, кому действительно интересно, может прочитать сам. Только не восклицайте потом — «да как он посмел», «покусился на святое» и так далее. Вас предупреждали. Да и Мир Полудня — не нечто священное. Тем более, что на священное тоже покушались, и иногда довольно успешно: взять хотя бы «МиМ» или «Иосиф и его браться». Но и уподобляться перепечатывающей текст секретарше Томаса Манна «Вот теперь я узнала, как все это было, оказывается», тоже не стоит.

Итак, появление «Факапа» было неотвратимо, как и ход событий, предсказываемых психоисторическими уравнениями — хотя это вроде из другой книги. Рано или поздно не Харитонов, так другой написал бы нечто похожее — может, лучше, а может хуже. «Факап», по крайней мере, читается, хотя явно слишком растянут, и текст далеко не идеален. Можно сравнить уровень, например, с «Омон Ра» — но зачем? В общем, маемо, что маемо.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Михаил Харитонов «Путь Базилио»

DrinkFromTheCup, 25 октября 2023 г. 07:51

Ещё одна из очень немногих книг максимальной категории опасности.

Только вот в отличие от более коммерциализированных аналогов, корёжащих мозг читателю втихую чисто чтоб хавалось лучше, или духовно-социальных аналогов, пытающихся индоктринировать, давя на жалость, чувство долга и прочее, эта книга...

Что же такое эта книга?

Чем отличается от в принципе схожих пересказов классики от покойного Леонида Филатова?

Как «работает» и чем именно опасна?

Непонятно. Мы такого не умеем. Главное, что угроза распознана. И — чем хороши книги — её достаточно просто не открывать, чтобы не подхватить заразу.

Автору честь и хвала за то, что сразу, при любой возможности, максимально честно предупредил о том, ЧТО будет под обложкой.

Это редкость в наши дни.

Только вот рекомендовать её кому бы то ни было не рискну. Даже вопреки её запредельного качества и максимальной честности.

Мир с одним Пелевиным трещит по швам, а с двумя Пелевиными — расколется ко всем чертям.

Да и что от неё прорастает в мозгу и прорастает ли... нееееет, воздержусь...

Оценка: 9
– [  8  ] +

Михаил Харитонов «Горлум и Ласталайка»

krakhno1, 21 августа 2023 г. 11:29

Поздравляю, это худший рассказ в сборнике «Фэнтези-2005».

Набор слов. Редактору не хватило вкуса и литературного чувства, дабы не пихать туда глуповатую пошлую пародию, измывающуюся над «Властелином колец», Толкином, толкинистами и всем сразу. Это ненависть человека, не умеющего писать и не обладающего эрудицией, к мастеру слова, классику.

Длинная несмешная хохма на тему наркотиков в духе пучковцев. То, что называется мерзким словцом «стёб». Может, кому-то и зашло. Мне — нет. Наверное, отсутствует чувство юмора. Или не привили любовь к графомании.

Оценка: 1
– [  12  ] +

Михаил Харитонов «Факап»

majj-s, 12 июня 2023 г. 14:11

Конспирологический вбоквел «Трудно быть богом»

«Фанфики по мотивам творчества Стругацких — презренный, безвкусный жанр. Хуже может быть разве что попаданчество.»

Этой фразой Михаил Харитонов начинает свой опус «по мотивам» произведений цикла Мира Полудня братьев Стругацких и таки он прав — презренный и безвкусный. Хочется еще добавить «убого-подражательный, злопыхательский, бесталанный, спекулятивный». Хотя не буду обвинять автора в желании подстегнуть читательский интерес, сделав предметом своей книжки вбоквел от произведений любимых писателей, главным образом повесть «Трудно быть богом», которую знают даже те, кто вообще больше ничего у Стругацких не прочел. Он кажется совершенно искренним в своей любви творчеству братьев, другой вопрос, что каждый любит в меру положенной в него к тому способности, и в некоторых случаях любовь принимает странные, уродливые, отталкивающие формы.

Итак, за основу «Факапа» взяты книги Полуденного цикла, персонажами выступают сквозные герои, которые прямо участвуют или упоминаются в них. Рассказчик — медик и пилот, исполняющий в последнее время обязанности завхоза, хотя и весьма непростого завхоза (доверенное лицо многих ключевых фигур Галактического совета с весьма широким кругом официальных, и еще более широким — неофициальных полномочий), Яков Вандерхузе. В ходе собственных несанкционированных изысканий завладев могущественным артефактом внеземного происхождения, обретает огромное могущество и влипает в историю, которая, скорее всего, будет стоить ему жизни. В данный момент находится один на космостанции где-то в медвежьем углу Вселенной без возможности выбраться, без связи, боясь предпринять какие-нибудь шаги к своему обнаружению, и посвящает неограниченный досуг написанию мемуаров.

Основная тема — деконструкция событий ТББ с позиций, напоминающих о крайней степени толкинутости «не-верьте-Толкину-я-сам-ходил-к-Ородруину-я-лучше-знаю». Абсолютно обо всем агент КомКона «дядя Яша» осведомлен лучше авторов, о каждом герое, будь то Румата, Макс Камерер, Лев Абалкин, Майя Глумова, Леонид Горбовский, Рудольф Сткорски, etc., знает множество подробностей конспирологического толка. Такое себе «Скандалы. Интриги. Расследования» на материале Полудня. Мир, глазами журналиста желтой прессы с наклонностями вуайериста.

Начинает он с того, что переворачивает вверх-тормашками Прекрасное далеко Полудня. Признайтесь, вы думали, что к описанному в нем коммунизму человечество пришло постепенно и закономерно, благодаря верно избранному пути и победе разума? Вас ждет неприятный сюрприз, по Харитонову сегодняшнее благоденствие плод серии разрушительных катаклизмов, спровоцированных ядерной войной, и уничтоживших большую часть человечества. Он оставляет в живых примерно каждого из трехсот пятидесяти ныне живущих, крайне неравномерно распределив это количество, Американским континентом (похоже также Австралией, Новой Зеландией и Африкой) пожертвовав. Европе и Азии тоже не сильно повезло, в основном выжили русские, и немного японцев,мда.

С какого взялось последующее благоденствие не объясняется, схема содрана с «Периферийных устройств» Гибсона, только там преуспеяние настало благодаря нанотехнологическому прорыву, здесь вообще непонятно как, достаточно пассажа о космических кораблях, которые везли к месту старта лошадиными упряжками. Да, вы правильно поняли, Полдень в варианте автора — это постапокалиптика. Богатая и процветающая, но с миром счастливых людей, предающихся свободному творчеству, имеющая примерно ничего общего. Интернаты с жесткой дисциплиной, где детей разве что голодом не морят, но кулинарные изыски сводятся к чему-то вроде собачьего корма нашей реальности. Альтернатива — отправка на водорослевую ферму «для тупых». Предельно циничные властные интриги и постоянная грызня между КомКоном и Комитетом Галактической Безопасности (КГБ, угу). Вишенкой на торте постоянная и по любому поводу промывка мозгов граждан, санкционируемая властями — «ментальная коррекция» в терминологии романа.

Полностью пересказывать эпопею Руматы я здесь не буду, ограничусь тем, что по Харитонову это недоумок с проблемами латентного гомосексуалиста, под влиянием интригана отчима внедренный на Аврору и навалявший там дел под влиянием своей тайной порочной склонности. Ах да, бедной планете, после официального ухода наблюдателей с Земли, усилиями его гадкого папаши-ин-ло досталась участь Саракша №2 с загубленной атмосферой, почвой и океаном, а население добрые полуденники разбросали по негостеприимным планетам земного типа, где переселенцы были обращены в рабство и в основном уничтожены.

Там много всякого понаписано, «Фвкап» талмуд больше тысячи страниц и написан не вовсе скверно. Автор не то, чтобы имитировал и мимикрировал под стиль и лексику Стругацких, скорее проникся им до глубины того, что заменяет таким как он душу — то самое «я лучше знаю». Однако эпигонство все же сильно и не в лучшую сторону отличается от оригинала, что у Стругацких ярко, остро, в идеальной пропорции бытовой, приключенческой, научной, романической составляющих, то у последователя муторно, многословно, квазинаучно и просто неинтересно.

Я домучила шедевр. Не потому, что он того стоил, просто хотелось знать, куда вырулит это словоблудие. И знаете — никуда.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Михаил Харитонов «Кабы не этот Пушкин»

kavarkad, 31 мая 2023 г. 20:58

Сколько воды. Из 10 страниц содержание есть только в половине, ну максимум на 1.

Что цензура придаёт стране монолитность: не было бы писателей, которые заставляют задумываться о положении вещей, то и не было бы волнений. Вот в рассказе все великие писатели не писали, а гоняли оппозицию, а в результате Империя до 21 века дотянула.

Оценка: 4
– [  2  ] +

Михаил Харитонов «Факап»

lvov231, 25 мая 2023 г. 10:11

Роман писался 5 лет (2013—2018).

Михаил (Юрьевич) Харитонов — псевдоним писателя Константина Анатольевича Крылова. Автор — один из ведущих интеллектуалов РФ

Умер от инсульта в 2020 (52 года).

Интересная личность. Интересный роман. Для понимания желательно знать творчество Стругацких. Иначе не понять о чём автор пишет. В молодости при СССР зачитывался Стругацкими. Так что мне понравилось, хотя и грустно. В основном согласен с комментарием Max1959.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Михаил Харитонов «Рубидий»

БондаренкоЕА, 15 апреля 2023 г. 04:13

Ну и мерзопакость!.. Грязный общий смысл, грязный текст, прорва помойного мата. Этот «автор» — просто какое-то порождение забившейся канализации. У него есть талант, говорите? Есть кое-какой, но это же со знаком минус. Похоже, что ничего достойного этот «талант» написать просто не может; если без грязи — то выйдет серая дребедень.

Впрочем, мне этого впечатления уже не проверить. Больше ничего я у этого компрачикоса читать не смогу. Да и эту-то «шимпакость» прочитал только частично, помешал рвотный рефлекс...

Оценка: 1
– [  3  ] +

Михаил Харитонов «Долг»

jamuxa, 1 апреля 2023 г. 09:50

Посвящение Урсуле Ле Гуин? Да как бы да. «Уходящие из Омеласа»? Да, идея оттуда, но в 2012 он напишет конкретно в тему, скрестив Ле Гуин и АБС: « Те, кто ушли в Омелас»

Да только вот Сунь Цзы: «война — суть путь обмана....»

Точно! — Хорхе Луис Борхес: « Сообщение Броуди». Один в один.

И тут же Роберт Грейвс о греческих царях: избрание на срок, по завершении которого, наградой, за годы безнаказанного царства вседозволенности — смерть...

Трактир- харчевня. Кафка, «Замок» или « Три пескаря», или « Борщ»? Да сколько их трактиров по страницам...

Нельзя не вспомнить и Клаузевица: « Просчет стратегии ни в коей мере исправить тактическим успехом»...

Рассказ-то как раз о стратегиях вступивших на тропу войны и путь обмана.

Есть стратегия Смерха, есть стратегия Братства, есть стратегия жителей Грязцов, есть и стратегия Гранферты, Ферты.

Победители все. И Смерх, и Братство, и жители Грязцов, и , как это не покажется странным, Ферта (помни о греках) ....

Оценка: 10
– [  -3  ] +

Михаил Харитонов «Успех»

Мистер ИКС, 5 марта 2023 г. 12:53

«Успех» — это просто мегабомба! Потрясающее произведение прекрасно объясняющие, что такое Власть и кому она необходима.

Жуткая правда в оболочке фантастики ...

Оценка: 10
– [  3  ] +

Михаил Харитонов «Горлум и Ласталайка»

DrinkFromTheCup, 3 марта 2023 г. 13:14

Роскошной, изящной, авангардной трактовке классики ОЧЕНЬ не хватает... собственно рассказа.

Да-да, после прочтения осталось странное ощущение, будто этот набор букв и знаков был очень сжатым пересказом СМЫСЛА. А сам рассказ... где-то в будущем и ещё не прочитан.

Видимо, я оказался к такому совершенно не готов и не могу такой замысел оценить по заслугам.

Произведение сдобрено налётом «ещё той» пелевенщины. Будьте бдительны.

Оценка: 4
– [  7  ] +

Михаил Харитонов «Факап»

Max1959, 21 января 2023 г. 13:39

Почитал отзывы.

Многие книгу не поняли. Возможно, что тем чья молодость прошла в Союзе с исходными книжками Стругацких в руках, это будет понятнее.

Многие книги Стругацких (в той или иной степени относящиеся к моделированию «Светлого будущего, Полдня) грешат тем же, чем грешила и советская реальность. Одна сторона её — яркая, окрашенная в солнечные цвета пропагандой, была на виду (её производная и описывается в мире Полдня), а вот другая — реальная — была достаточно известна всем, но скрыта. Как бы находилась вне дискурса.

И Харитонов сделал со ставшими мифом сюжетами Стругацких то же, что жизнь сделала с мифом РазвитОго социальзЬма. Он приподнял прикрывающую всё красивую юбочку и показал грязненькое исподнее мира Полдня.

Читать этот роман Харитонова столь же увлекательно как взрослеть (и столь же грустно): мифология которой мы зачитывались в детстве становится грустной и довольно гнусной реальностью (но при этом приобретает плоть).

Оценка: 8
– [  9  ] +

Михаил Харитонов «Факап»

mr_logika, 4 января 2023 г. 19:45

Книжная полка Вадима Левенталя пополнилась ещё одним замечательным изданием с не менее замечательной рекламой (прочитал — купишь обязательно) на задней крышке переплёта. «Факап» это, как мне кажется, подведение итогов, т. е. сочинять что-то ещё по мотивам мира Полудня теперь не имеет смысла. Все события, описанные АБС, получили объяснения (за исключением некоторых второстепенных, например, — куда пропал Сикорски, что «вытворил» Жилин после спасения людей на Аляске и т. п.); коммунистическое общество мира Полудня стало гораздо понятнее, т. к. у Харитонова коммунизм далёк от идеального и, следовательно, невозможного. То же можно сказать и об отдельных персонажах цикла Стругацких. По-моему, это самая большая удача Михаила Харитонова (которого дальше я буду называть Константином Крыловым) — так интересно и абсолютно непредсказуемо рассказать о судьбах старых знакомых: Николая Званцева (это же какую надо иметь фантазию, чтобы превратить его в барона Пампу!), Жени Славина (наш современник, сначала врач потом журналист становится одним из руководителей Земли далёкого будущего, знай наших!), Антона-Руматы (написавшего книгу о работе прогрессоров на Авроре и снявшего об этом чёрно-белый 177-и минутный* фильм), Якова Вандерхузе (улетевшего в будущее с любимой женщиной, подальше от всех этих нескончаемых факапов и, главное, от Горбовского**, Комова и прочих смотрящих за человечеством).

Одна интересная деталь — время действия событий романа. Яков пишет свой мемуар незадолго до посещения Абалкиным Музея Внеземных Культур, куда он приходит за детонатором. А появляется Лёва на Земле вскоре после старта «Призрака» с Яковом и Сашей на борту.

И очень важны сны Вандерхузе, где он стреляет из «Герцога» по человеку, слегка отклоняющему пули. Что будет, если ключ-детонатор откроет замок-человека? Ответ в романе (это мнение его автора) очень близок к тому, который дал в своём отзыве на «ЖвМ» ваш покорный слуга.

Прежде чем перейти к ошибкам Константина, не могу не упомянуть о происхождении биологических родителей Якова Вандерхузе. Его отец «погиб под Донецком в две тысячи пятнадцатом дополуденной эры. Донецк — это не который ЕН-60654-3, а на Земле был такой город ... А вот мамина яйцеклетка как раз из Донецка ЕН-60654-3. Интересно, кто-то пошутил так, соединяя гены, или случайно вышло? В любом случае, результатом я удовлетворён.» Ну, что тут скажешь! Молодец Константин.

А ошибок я вижу две. Самая крупная это злоупотребление в счастливом будущем процедурой выборочного принудительного стирания памяти. Кто же возьмётся руководить секретными работами при такой перспективе? До какой степени нужно не верить людям, чтобы нельзя было ограничиться подпиской о неразглашении? Правда, если речь шла бы о неприятных, мешающих жить воспоминаниях, то в некоторых случаях, такая операция могла бы принести пользу.

Вторая ошибка это список фашистов (стр.285). Я там увидел только одного — Гитлера. Фантастический персонаж аль-Махди (настоящее имя Андреас Шольце) — обыкновенный религиозный фанатик, одержимый манией уничтожения неверных. Савонарола из этой же когорты. Но какой же фашист Рейган? Или Хомейни? Это скорее защитники национальных интересов, понимаемых иногда, конечно, слишком широко. Но почему-то нет в списке Муссолини. Да и многих других «достойных» кандидатов нет. Зато Дугин присутствует. Чем-то лично не угодил философ Александр Дугин философу Константину Крылову? И за это включён последним в один ряд с Гитлером?!

А в остальном, почтенный мой читатель, всё хорошо, всё хоррошо!***

Кроме одного — жаль, что такое прекрасное развитие человечества, расселение его по Галактике, так печально закончилось. По какой-то дурацкой причине состоялся самый грандиозный факап — сработала система «Посев». И где теперь Земля (она есть где-то во Вселенной и Солнечная система при ней, так что ещё не вечер), где пишущий об этом событии голован Маркос Вульф из рода Итрч-йенци, известно разве только лаксианам.

*) Это в точности равно длительности фильма Алексея Германа.

**) То, что Горбовский происходит из хорошей тагорянской семьи, мне кажется неплохой шуткой Константина. Братьям понравилось бы.

***) Таки есть одна бяка из тех, которые мне особенно неприятны. Яков остроумно отвертелся от опечаток в своём тексте — не работала клавиша стирания. Ладно, но позже она заработала, и надо было найти время на проверку. В итоге на стр. 425 мы можем полюбоваться самой грубой опечаткой, какая только возможна в этом контексте — дон Румата назван доном Рэбой. Это Издательскому Дому «Городец» узелок на память.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Михаил Харитонов «Факап»

Max1959, 30 ноября 2022 г. 21:05

Рецензия не столько на книгу — сколько на рецензии на неё. Ну — или то и другое одновременно.

Кто-то оценил, кто-то (до сих пор мастурбирующий на мир«Полдня») обиделся, за Стругацких и себя, многие — не восприняли.

Я думаю, что тут дело отчасти в возрасте. Для моего поколения Стругацкие были единственным достойным ответом русской литературы на западную фантастику. Наще поколение ( к которому принадлежит и Константинов «Харитонов») знало их до до буквы и могло цитировать наизусть (и, кстати, только хорошее знакомство со Стругацкими делает чтение Факапа осмысленным.

И вот читая (и перечитывая Мир Полдня — и более поздние, зрелые вещи писателей) мы одновременно наблюдали советскую действительность, которая год от года становилась все лживее, гния под натиском экономических и социальных проблем. И этот трезвый взгляд на жизнь (с пониманием, что если копнуть, то хер знает какой гной оттуда хлынет) переносился и на «светлое Будущее» обрисованное в качестве фона для романов Стругацикими.

И Харитонов, совершил вполне естественный ход: написал роман о том, что будет, если немного отодвинуть в сторону красные полотнища ПАРАДНОГО имиджа «Мира Полдня». Сделал он это с юмором, и по-моему вполне успешно.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Кирилл Еськов, Михаил Харитонов «ROSSIJA (reload game)»

lvov231, 16 августа 2022 г. 00:59

Седина в голову — бес в ребро. Сначала не поверил глазам. Это написал автор замечательной книги-исследования «Евангелие от Афрания» и вполне достойной фэнтези «Последний кольценосец»? Автор достойной научно-популярной книги «Удивительная палеонтология: История Земли и жизни на ней»?

Да, точно он, в соавторстве с покойным (ум.2020) Константином Крыловым (псевдоним — Михаил Харитонов). Сошлись специалист по ископаемым паукам, писатель-фантаст Еськов и журналист-общественник, автор романа «Золотой ключ, или Похождения Буратины».

Что получилось?

Роман по стилю скорее напоминает творчество Крылова. Масса известных исторических персонажей выдернутых с определенных эпох в параллельную АИ, часто со своими наиболее известными фразами в сумбурно построенном произведении. Например Влад Цепеш стал Владимиром Владимировичем Цепнем, приобрел грузинский акцент с закосом под И.В.Сталина, и был убит костылём Джона Силвера. В этой же салатнице и Иван Грозный, Гамлет, Менгеле, Курбский, Джеймс Бонд, Годунов, Холмс, миледи Винтер, князь Серебряный и масса менее известных персонажей. Так что получившие образование после 95 года, часто вообще не знают о каких персонажах идёт речь и чем они знамениты. А через пару лет станут непонятны многие отсылки и аллюзии, все эти Глебы Невзглядовы (Александр Глебович Невзоров), Секачи и прочая. Т.е. книга скорее 50+. А этим людям редко свойственно получить удовольствие от подобного рода литературы. Хотя есть эрудиты, вполне могущие заценить книгу. Некоторым очень нравится.

ПМСМ ( на мой плебейский вкус) практически нечитаемо.

)))))

Оценка: 2
– [  -4  ] +

Михаил Харитонов «Happy Birthday to you»

victor2426, 26 мая 2022 г. 19:05

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
К каким только непредсказуемым последствиям и путанице может привести простая пересадка мозга!

Оценка: 8
– [  -2  ] +

Михаил Харитонов «Хорошее место»

victor2426, 26 мая 2022 г. 10:29

Прозорливые дельцы могут заработать и на токсичных отходах и на злом демоне.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Михаил Харитонов «Факап»

DrinkFromTheCup, 14 марта 2022 г. 21:39

"— Запомни. Есть вещи, которые делать НЕЛЬЗЯ. Вообще никогда.»

Достойная книга, преподносящая читателю достойные мысли.

Жаль, для того, чтобы её воспринять, надо переписать себе в Память абсолютно весь цикл Мира Полудня и кое-что сверх.

Если «Чёрная Пешка» — критика, то «Факап» — скорее удачная (!) попытка сделать слишком стерильный мир нестерильным, по-настоящему живым. Без YOBA-реконструкций и избыточных погружений в факты.

(и с юмором, сопоставимым с юмором Калугина/Шалыгина, что просто великолепно, — но не без трезвой философии!)

Вплетающиеся в сюжет странные мотивы при этом картины не портят.

По крайней мере, на данный момент.

Дочитал на данный момент до середины — и это того стоило.

Upd. Добил эту книгу до конца. Я в восторге.

Да, кое-где повествование утрачивает темп.

Да, кое-где мемуары авантюриста превращаются в записки бухгалтера.

Но я как фанат максимально детального миростроения получил ИМЕННО то, на что рассчитывал. Знаете ли, у скучных людей тоже может быть крайне насыщенная необычными событиями жизнь, по себе сужу... и книга эту тему раскрывает отлично. Когда не иронизирует над Арканаром, не устраивает заочную порку (опять...) Каммереру, не смакует маньячества Рудольфа Сикорски...

Приятный бонус — эпилог от лица

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
небольшой фракции членов Мирового Совета и их помощников
. Всё бы ничего, но этот эпилог выворачивает Мир Полудня наизнанку... ЕЩЁ РАЗ! В логичной, бескомпромиссной, циничной, абсолютно уместной манере.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Михаил Харитонов «Факап»

Дубатов, 12 марта 2022 г. 16:30

Все смотрели фильм «Любовь и голуби». Лирика, юмор, оторваться невозможно. Проходит 50 лет, и какой-нибудь Даня снимает фильм с теми же персонажами, но одного показывает геем, другого — проституткой с 3-х недельным менструальным циклом, третьего — трансвеститом, дети, соответственно дебилы. А главное в этом фильме — содержимое их кишечников, перечень глистов, состояние анусов и т. п. Тоже ведь актуально. Наверняка, кто-то будет в восторге от просмотра и писать соответствующие комментарии.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Михаил Харитонов «Долг»

Darth_Veter, 23 ноября 2021 г. 20:54

Казалось бы, простой по тематике рассказец, а всё же увлекает своим действием! Воин-маг Себастьян Смерх получает заказ найти таинственно исчезнувшую деву-защитницу ближайшего села. Она уже должна была пройти посвятительный обряд, как вдруг с соседних гор спустились волколаки, спутавшие все планы. Пока сражались с ними, оттесняя назад, девушка исчезла. А ночью умер и инициировавший ее колдун. Детектив, да и только! Но Себастьян уже догадался, что на самом деле произошло той ночью... Рассказы подобного типа запоминаются прежде всего благодаря своему парадоксальному финалу — разгадка будет полной противоположностью того, о чем подумал читатель (не без помощи автора, конечно). А о чем подумал читатель? О том, что девушку похитили злобные волколаки, мечтающие ослабить процесс укрепления защиты села. Увы, это было бы слишком просто и банально! Тем более, что имеется и совсем иное решение... Автор делает своего мага настоящим мастером колдовского и сыскного дела. Он уже заранее знает, с чем ему придется столкнуться, поэтому и смог дойти до своей цели живым. Причина тут проста: автор намеренно укрыл от читателя один существенный факт — что из себя представляет та самая дева-защитница и в чем заключается обряд ее посвящения. Если б читатель знал это с самого начала, он бы тоже мог догадаться об истинной подоплеке происшедшего. А так самое интересное выясняется только на последних строках повествования и от неожиданности шокирует доверчивого читателя своей суровой правдой.

---------------

РЕЗЮМЕ: темное фэнтези, поясняющее нам, чем так тяжела служба настоящей девы-защитницы.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Михаил Харитонов «Безумный Пьеро»

Hunter54, 18 ноября 2021 г. 15:33

Вряд ли стоило дополнять незаконченный текст автора оставшимися заготовками, набросками и фрагментами. Ничего толкового из этого не вышло. Более-менее читается завершение истории кота и лисы. что меня очень порадовало. Они не заслужили свет, они заслужили покой.:-))) Остальное просто белый шум на тему. Оценку приходится разделить на две части: первая (текст автора) — 10; вторая (текст завершителей) — 0.

Оценка: нет
– [  7  ] +

Кирилл Еськов, Михаил Харитонов «ROSSIJA (reload game)»

mr_logika, 15 октября 2021 г. 18:10

Чрезмерно запутанная детективно-историческая игра — вот самая короткая характеристика этой книги. Самым замечательным эпизодом мне показался самый из всех непредсказуемый — переход Ивана Грозного в одиночку через границу Московии (т. е. начало возврата государства к нормальной жизни) в обмен на позволение Борису Годунову бежать на Запад. Чрезвычайно эффектная сцена. Напоминает слегка возврат Крыма, и повторение такого финта в ближайшем будущем едва ли возможно.

А вот то, что Никита Серебряный не был казнён вместе с Курбским, кажется неубедительным. Те, кто отправлял его с таким провальным заданием в Московию, были уверены, что видят его в последний раз, и были правы, почему и страшно удивились, узнав, что ошиблись.

Как и в любом детективе здесь в сюжете есть свои плюсы и свои минусы, и первых всё-таки существенно больше, чем вторых. Рассуждать о книге в этом плане не так уж интересно, да и написано коллегами уже немало. Моё внимание привлекли некоторые моменты, вызвавшие у меня серьёзные претензии к авторам. Таких моментов два, о них и пойдёт речь ниже.

Итак, цитата номер один.

— Да я не об этом! — досадливо поморщился Холмс. — Позволю себе такое сравнение. Представьте себе, что вы живёте в прекрасном доме. И вдруг узнаёте, что предыдущий его владелец — маньяк, который в спальне душил своих жертв, на кухне расчленял их, а потом, в столовой, пожирал — в сыром виде, макая нарезанную ломтиками человечину в ворчестерширский соус. Сможете ли вы и дальше спокойно жить в таком доме? Сидеть за столом, в который въелись пятна человеческой крови?

— Холмс, — устало сказал Ватсон, — в Афганистане я занимался полевой хирургией, бросая в ведро ампутированные конечности. И у меня не всегда было время на посещение офицерской столовой. Пятна человеческой крови на обеденном столе, говорите? Вот после вскрытия гнойного абсцесса ...

— Не продолжайте, я понял. Я выбрал неподходящее сравнение, — вздохнул сыщик. (конец цитаты)

Намёк на то, что Ватсон в Афганистане не брезговал человечиной (если ещё не началось загноение), более чем прозрачен. Не уверен, что все поклонники этих двух самых популярных в мире литературных героев, придут в восторг от этого чёрного юмора. На мой взгляд это перебор, и это некрасивый намёк.

Второй намёк ещё хуже — он одновременно и гнусный и глупый.

Последняя фраза книги такова.

— Слушай, как ты сказала: «Эммануэль»? Ч-чёрт, а мне нравится, как звучит! (конец цитаты)

В книге хватает притянутых за уши глупостей, абсолютно не имеющих отношения к сюжету. Это, например, встреча Бонда на корабле, плывущем в Англию, с принцем Гамлетом (впрочем, не названным по имени) в компании с Розенкранцем и Гильденстерном; это и появление в Лондоне 16 века Григория Распутина; это и афроамериканка (задолго до появления в недавно открытой Америке как белого населения, так и африканских рабов) — жена Квартирмейстера (кто это, так и остаётся неясным, но это не Годунов — его должность в Индии называется иначе; возможно, это Джон Сильвер); ну и, наконец, эти выданные Ирине перед отплытием «документы прикрытия на какую-то «Эммануэль» (говоря об этом мужу, Ирина «многозначительно» улыбается). Больше подобного идиотизма не припоминаю, но и этого достаточно. Князю Никите кажется, что Эммануэль хорошо звучит, потому что он не знает о написанной в 20-м веке книге Эммануэль Арсан. Ирина, похоже, знает, в чём тут соль, но её наверняка ввели в заблуждение насчёт того, зачем летела настоящая Эммануэль в Индию, а что она вытворяла в самолёте, и вовсе утаили. Чего только не поведал людям далёкого прошлого этот утечконоситель в образе попугая! Вся коллекция глупостей, кроме встречи с принцем Датским, скопилась по воле авторов (или одного из них!? понятно, которого) в коротком эпилоге. Можно было бы и немного подумать, прежде чем публиковать его в таком виде. Обычные-то глупости можно простить, но гнусный и глупый намёк на поведение Ирины во время многонедельного путешествия из Лондона в Индию непростителен, как и вообще любой гнусный и грязный намёк.

Есть в книге ещё пара интересных (очень коротких) замечаний, на которые, по-моему, невозможно не обратить внимания.

Вот первое из них. Начало главы 34-й: «Пройдёт много лет, и полковник Вологдин, стоя у стены Знаменки в ожидании расстрела, вспомнит тот далёкий вечер, когда отец Евлампий ...»

Дело даже не в том, что никакого отца Евлампия в главе 34 найти невозможно, а в том, что именно в этой главе (в данный момент, а не через несколько лет) полковник Вологдин ожидает расстрела, но происходит «чудо», и он становится генералом. С какой стати он через несколько лет снова будет приговорён к расстрелу? И кем? Иваном Грозным!? Полная и очевидная чушь. Видимо, эту начальную фразу просто забыли удалить, что-то замышляли, не прошло, а следы остались. Поспешишь, людей напрасно озадачишь. Бывает, однако.

А вот второе. Начало главы 9-й: «В церкви был смрад и полумрак, дьяки курили ладан.»

Много лет назад в одном из выпусков «Встречи с песней» Виктор Татарский сказал, что тут ошибка Владимира Семёновича — не дьяки, а дьяконы этим занимаются. С тех пор я так и думал. И вдруг выяснилось — ошибся не Высоцкий, а Татарский. Выяснилось, благодаря вот этой весьма оригинальной книге. У Высоцкого же яснее ясного: «В церкви смрад и полумрак,/ Дьяки курят ладан.../ Нет, и в церкви всё не так,/ Всё не так, как надо!». Конечно, не так, раз дьяки там хозяйничают, т. е. чиновники (из МВД, наверно). И в церкви уже ничего святого, как в кабаке.

На этом заканчиваю. Читать книгу, конечно следует безотлагательно. Только, где найти (а желательно на бумаге)? Мне это удалось с трудом, т. к. поезд уже, считай, ушёл, а он короткий, всего-то каких-нибудь пятьсот «вагонов».

Оценка: 6
– [  5  ] +

Михаил Харитонов «Маленькая жизнь Стюарта Кельвина Забужко»

SalesMan, 28 сентября 2021 г. 16:09

Всем привет! Прочитал и обалдел, насколько можно быть прозорливым в далёком 2003 году! Аналогичные чувства вызывает рассказ «Машо и медведи» Арона Шемайера. Прошло почти 20 лет с момента публикации, а тенденции описанные в обоих произведениях, начинают проявляться всё более явно. Сатанинское антихристианское мурло Запада всё отчётливее вылезает наружу. Нарастают тенденции о которых пишет апостол Павел в послании к Тимофею: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» и ещё «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.» (2 Тим. 3:1‑7). Гонения на православных христиан на Украине явно демонстрируют тенденцию. Это же будет и на Западе происходить, т.к. грех возводимый в ранг закона будет противоречить христианству. Хорошей иллюстрацией развития событий на Западе является книга «Икона» Джорджии Бриггс

Оценка: 9
– [  2  ] +

Михаил Харитонов «Безумный Пьеро»

Yofikator, 13 сентября 2021 г. 16:26

Вот и вышла долгожданная третья часть «Золотого Улюча». В книге есть первая треть, черновиков на двадцать страниц и последние четыре главы не считая приложений.

Автор не наврал о том что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
будет Хэппи-энд для персонажей и мира. И я всё-же надеялся на духовный рост у Буратины, которого я не получил.

История получилась более камерной чем должна быть. Но может быть весь масштаб был в ненаписанных частях романа.

И мы получили достойное окончание.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Михаил Харитонов «Факап»

Shalalak, 3 сентября 2021 г. 03:03

Сложно писать рецензию на столь объемное произведение, поэтому пока ограничусь таким вот булыжником в огород.

Харитонов пытается обосновать появление «Мира Полудня» с той точки зрения что он смог-таки развиться, пусть и с некоторой чужеродной помощью естественным путем, а не как у Стругацких в задуманном «Белом ферзе»:

«Сдается мне, что вы живете в мире, который кто-то придумал — до вас и без вас, а вы и не догадываетесь об этом»

Вот только в построении мира Харитоновым есть его собственный косяк, вырастающий до эпических размеров и способный неминуемо сломать всю картину мира.

Я, разумеется, про технологию «вырезания памяти» у действующих сотрудников, якобы в угоду какой-то там секретности. Причем чуть ли не после каждой боле-менее серьезной операции. К чему это привело бы в реальности? Правильно! К полнейшему отсутствию накопления опыта как оперативными сотрудниками, так и руководителями нижнего и среднего звена, следовательно — к деградации спецслужб и полному развалу какой-бы то ни было серьезной работы по противодействию любым, сколько-нибудь сложным социальным угрозам.

Кстати из этой же технологии следует, что ожидания Вандерхузе команды ликвидаторов, которая его неминуемо грохнет за «разглашения» — тоже чушь. Нужно будет — перепромоют память, скажут, допустим, что по халатности попал под лучевой удар с утратой функционала и переведут в какие-нибудь послы к аборигенам на Ковчеге с черной меткой в личном деле, чтобы уж гарантированно ни к чему серьязному доступа никогда больше не получил. Так что намеренная и совершенно неоправданная демонизация МП детектед.

Ну а так книжка интересная, конечно, но чтобы ее адекватно оценить, беглого знакомства с Миром Полудня будет сильно недостаточно :)

Оценка: 8
– [  2  ] +

Михаил Харитонов «Маленькая жизнь Стюарта Кельвина Забужко»

pavelgubarev, 29 августа 2021 г. 22:29

Можно скучную вещь скажу? Вот есть футурология, а есть фантастика.

Футурология, как вы знаете, это когда мы размышляем о будущем. Фантастика (а вот это уже неочевидный момент), когда мы при помощи фантастического допущения (того же изображения будущего) размышляем о других материях: любви, долге, предательстве и т. п. Короче обычная художественная литература только с роботами и лазерами.

Так вот у меня вопрос: где тут художественная литература, история? Где чувства персонажа? Какой он делает выбор? Был ли у него вообще выбор? Что мы узнаём о нём? И главное — что мы узнаём о себе?

Как по мне ответы на все вопросы нелестные для автора текста как для рассказчика. Потому что это не история, не рассказ. Это — политический памфлет, замаскированный под футурологическое эссе, которое замаскировано под фантастический рассказ.

Если бы я писал что-то подобное, я бы добавил герою возможность выбирать и показал бы противоречивые чувства, которы его мучат. Ещё бы я вывел антагониста: всем этим бездушным корпорациям нужно олицетворение, причём я бы постарался дать антагонисту свою правду, а не показать его чёрным одномерным злом. Как пример — «451 градус по Фаренгейту» и Битти. В его знаменитом монологе в спальне Монтега мы узнаём все болячки этого мира, но также чувствуем внутреннюю правоту героя. Он негодяй, но мы ему сопереживаем, потому что узнаём в нём частичку себя (и поэтому познаём себя через книгу).

А в этом мире я не узнаю себя. И не понимаю, отчего бы вдруг в будущем в Европе народился такой бесчеловечный капитализм. Если верить Пинкеру, тенденции прямо противоположные.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Михаил Харитонов «Понять зерга»

mputnik, 24 августа 2021 г. 12:05

На графи фола. Аналогии настолько скользкие, что впечатление о чтении именно фантастического рассказа — так и не появляется, несмотря на весь задействованный антураж.

Но это, видимо, сугубо индивидуально, уважаемый потенциальный читатель. Есть некие четкие маркеры – специфический сленг, названия улиц, объектов инфраструктуры – которые идентифицируют проблематику яснее ясного. Ежели у тебя, уважаемый потенциальный, был «опыт доступа к оным маркерам» — ты тоже не увидишь фантастики в этом тексте. Что – как поймёшь и ты – ничуть не умаляет впечатления. Сильного впечатления.

А ежели оного опыта нет, то – нормальное, в принципе, фантЧтиво. Образное, стильное, технически адекватно скроенное

Оценка: 8
– [  4  ] +

Михаил Харитонов «Понять зерга»

lammik, 21 августа 2021 г. 14:05

Рассказ о тонкой грани между человеком и зергом. Ещё вчера ты Николай, а сегодня уже Ныкло. Вчера у тебя был брат, а сегодня только господа, ну ещё и светлая мечта однажды попасть на Фомальгаут с этой вашей Земли. Остаётся только посочувствовать тем людям, которым пришлось жить среди зергов. Ибо сложно оставаться человеком, когда вокруг то один, то другой знакомый или родственник уходит в зерги.

Среди людей тоже живут зерги. Вот только им сочувствовать я не хочу и не буду, хоть понять их и можно.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Кирилл Еськов, Михаил Харитонов «ROSSIJA (reload game)»

слОГ, 9 августа 2021 г. 08:41

Постмодернизм не только в чистом виде, но и в нехилой такой концентрации. Ссылки, цитаты, аллюзии, в том числе, применительно к нынешней политической картине. Эрудиция авторов и их умение выдаватьттакой текст вызывает искренне уважение. Но — Во-первых читать из-за такой концентрации трудновато, все время ловишь себя на мысли, что какую-нибудь отсылку пропустил/ не понял, а местами просто устаешь от авторского остроумия. Так что, читал я книгу гораздо дольше, чем предполагал изначально.

Второе — весь этот постмодернизм, по мне, нивелирует авторский стиль. Особенно, если идут отсылки на АБС. Принцип : в жизни все не так, как на самом деле замечателен в литературной игре, но доведённый до определенной черты он работает против автора. С одной стороны хорошо, что не всегда понятно чей кусок текста только, что был Еськовв или Харитонова, но если бы я не знал авторов, я мог бы сказать, что здесь например мог быть Лях, а здесь ещё Кто-нибудь.

Да это не только смешно и развлекательно, это скорее литература для размышлений и «Новые горизонты» скорее всего это произведение не пропустят, и мы увидим ещё пяток рецензий от профессионалов, но повторюсь это классная книга, но она для меня по своей концентрации постмодерна проходит по той границе, через которую переступать не хочется: текст настолько легкий и остроумный, что от него очень быстро устаешь.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Кирилл Еськов, Михаил Харитонов «ROSSIJA (reload game)»

Manowar76, 9 июля 2021 г. 10:34

Лучшая постмодернистская альтернативка за долгое-долгое время.

Другое отвременье — царь Иван устроил не бесполезный поход на Казань, а успешно вторгся в Ливонию. Был сильно ранен в решающем сражении, и, пока был при смерти, Москва отложилась и объявила его самозванцем. Но тут вмешался Игрок — царь выздоровел. Москву потерял, но есть теперь Новгородская Русь, включающая в себя Ливонию.

Иван Грозный, Курбский, Скуратов, Годунов, князь Серебряный...

Джон Сильвер и его зелёный попугай, Владимир Владимирович Цепеш со сталинским акцентом, Джон Ди, Джеймс Бонд, миледи Винтер... Пакетбот «Светлячок», где шкипером контрабандист Филлион.

Отец Лаврентий, старец Пигидий (в миру Медяшкин), Глеб Невзглядов, Владислав Юрьевич, Роснепотребнадзор, глава Росмыла Игорь Иванович Секач.

Такой концентрации шуток и отсылок я не встречал, наверное, нигде: из буквально тысячи. Задействован весь пласт советской и западной литературы и кино. Не остались без внимания и современная политическая и экономическая ситуация. Чтобы читателю было проще, авторы часть отсылок выделили курсивом. Но только часть. Остальные отсылки, будьте добры, сами считывайте.

Роман из нескольких объемных частей, каждая из которых предваряется многочисленными Эпиграфами и Документами, дающими возможность глубже погрузиться в эпоху.

Зная любовь Кирилла Юрьевича к описанию деятельности спецслужб, я не удивился, поняв, что развитие истории нам будет подаваться через рассказ о запутанных тайных операциях с огромным количеством интересантов. Две спецслужбы у Ивана Грозного, три — у московитов, английская разведка, интересы иезуитов и сицилийской династии Дона Корлеоне.

Первая часть — перепевка «Шпиона, пришедшего с холода» и «Князя Серебряного».

Вторая — Джеймс Бонд против Дракулы. (Сугубо научное объяснение вампиризма у соавторов подано не хуже, чем у Уоттса в «Ложной слепоте»)

Далее — ещё больше спецопераций!

В финале — потрясающая стилизация под Конан Дойля. Шерлок против Дракулы. Вставной рассказ хоть и сбивает темп повествования, зато объясняет многие вещи, даёт свежий криптовзгляд на причины Первой Мировой и придаёт основному повествованию глубины, протягивая сюжет во времени.

Чистое, рафинированное и концентрированное удовольствие!

Читайте — будет весело!

10(ПОТРЯСАЮЩЕ)

Оценка: 10
– [  9  ] +

Михаил Харитонов «Успех»

Gorhla, 27 июня 2021 г. 01:50

На самом деле повесть очень неприятная, людям со слабыми нервами или, тем паче, людям с высокими моральными стандартами, что бы каждый под ними не подразумевал, читать эту повесть я бы не рискнул посоветовать. Я не большой знаток творчества господина Крылова-Харитонова, собственно, «Успех» стал первой книгой, прочитанной у него, и не могу сказать, что прочитанное меня обрадовало.

Хотя навскидку прицепиться и не к чему.

Написано отлично, умело, автор не выпендривается и писать явно умеет (умел), русским языком владеет, может создавать самые разные картины и образы. Шикарная психология, при этом без зауми, так работает мастер рассказа, где образ надо создать буквально одним штрихом. Влёт, словно бы нехотя, по ходу, оригинально, через биографии самых разных простых людей, органично (!) вплетённых в сюжет, рассказана вся исторя несчастливого, насквозь антиутопичного, невероятного — и такого знакомого мира будущего, неизменного со времён египетских династий. Абсолютно логичная и последовательная идея, доведённая даже до некоего абсолюта. Появление роялей обставлено с такой помпой, что они кажутся естественными и даже нужными. Щедрая россыпь походя брошенных идей, каждая из которых могла бы стать основой хорошей повести или романа — но нет, дальше, дальше мчится автор в описании гонки за необычным макгаффином. Всё подчинено основной цели, повесть подобна стреле, выпущенной из лука и несущейся точно в яблочко.

Наверное, именно этот ворох мыслей поражает больше всего. Драгоценные, не побоюсь этого слова, филигранные идеи, основы, парадоксы, конфликты, переосмысления... использованы, пущены на обрамление центральной идеи.

Только идея эта сделана из говна. Самого всамделишнего. Кто читал — поймёт, кто не читал — спойлером не станет.

И именно этот мучительный диссонанс не позволяет оценить выдающееся, безо всяких сносок, творение выше, чем семёркой. Давно мне не попадались столь противоречивые вещи.

Дело, разумеется, не в говне как физической субстанции. Сказазно, что Дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей. Автор никакой надежды на победу Бога не оставляет. Бога в его книге просто нет, зато, как и положено, есть «бог». Вернее, «боги». И обескураживающее безверие в людей. Прямо, чётко автор доносит, что люди — говно. И хорошо, что говно.

Возможно, возражать и не стоит. Но это каждый должен решать, опять же, для себя сам.

Шедевр русской фантастики, который невозможно не только поставить на полку, но и просто перечитать.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Кирилл Еськов, Михаил Харитонов «ROSSIJA (reload game)»

lex_art, 20 июня 2021 г. 17:13

Сложно сказать, была ли «Америка», написанная соло, интереснее чем «Россия», написанная в соавторстве. Одно точно — книгу я сел читать из-за Кирилла Юрьевича Еськова в авторах. Но в общем и целом у автора (авторов?) снова получилось. Это не продолжение книги, а еще одна вариация той же идеи, которая подчиняется тем же законам. В итоге есть очередная замечательна книга на тему «Не так все было, совсем не так». Все, как мне и хотелось. В этот раз вроде бы даже получилось пофантазировать о том, «где?» и самое главное «зачем?» на самом деле могут существовать подобные временные ответвления. Может это и малость, но прочие авторы на моей памяти почему-то в эту сторону ни разу мысль не развивали. А раз у нас альтернативная история, которая есть заведомая нереальность, то почему бы Ивану Грозному не заговорить современным языком без всяких «ежи» и «паки»? Когда я услышал от Ивана Грозного фразу: «Наши цели ясны, задачи определены. За работу, товарищи!» — то реально ржал как конь. Лично мне очень пришелся по душе прием, когда альтернативная история сходу признается в том, что она альтернативная.

В тексте нашлось все, за что я люблю Еськова. И интересный сюжет. И «документы», разбавляющие описание приключения героев. И даже целые отдельные произведения малого жанра, которые вставили в основной текст. Короче, ученый Еськов считает, что «разнообразие есть хорошо» не только в биосфере. И это приятно. А еще автору скучно без шпионов. Но, как ни крути, секретные агенты-нелегалы — наиболее деятельная часть людей. Так что на роль тех, кто переделывает историю, они вполне годятся. Много в тексте и всякого-разного на злобу дня. При это еще неизвестно: является автор пессимистом или оптимистом. Пусть каждый найдет ответ на этот вопрос индивидуально.

P.S. Часто по наводке эрудита Еськова я знакомлюсь с другими авторами. Благо ссылок и цитат (в том числе и не закавыченных) у него с избытком. В этот раз таким автором стал ле Карре. Будем пробовать.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Кирилл Еськов, Михаил Харитонов «ROSSIJA (reload game)»

gans2, 18 июня 2021 г. 15:20

Посмертный роман густопсового постмодерниста Крылова в соавторстве с Еськовым.

Учитесь, школотроны. Дедушки походя создали новый жанр. Летсплейные попаданцы в грандстратегию. Олды поймут. А школота и жанра такого не знает, наверное.

Есть такие существа в походовых глобальных стратегиях типа ТоталВар. Шпионы.

В первом Тоталваре были такие «гейши». Кампания проходилась одной раскачанной до всех звезд дамой, которая убивала генералов всех армий врага.

Усиленно рекомендую соскучившимся по новым жанрам и тем, кому обрыдли стандартные сюжетные ходы.

Ну и политота, куда без неё.

Представьте себя шпионом, открывающим карту для своего игрока и гоняющим всяких генералов и шпионов противника. Во-о-т, а потом тебя повышают до генерала и вводят в сложные интриги разных дворов галантного века. И ты такой тыщь -пыщь, и красивая шпионка так ширрх, а эти, враги такие коварно.... .

В общем ушел Костя красиво и с того света помахал нам с помощью Кирилла, усмехаясь, как обычно, постмодернистски и одновременно лукаво.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Кирилл Еськов, Михаил Харитонов «ROSSIJA (reload game)»

george1109, 15 июня 2021 г. 15:35

Играть начинаем с 1553 года за Новгородскую Русь со столицей в Ивангороде и Иваном Грозным во главе, имея за спиной Новгородскую и Псковскую земли, Ливонию и Поморье, в союзниках – Швецию, Данию и Ганзу, а во врагах – Московию, Литву и Польшу.

Что творится в русском мире?

Затевая союз семи варяжских государств Грозный говорит: «Ну так мы напомним, что мы – не кто-нибудь, а варяги, а не византийские евнухи, и не ордынские прихвостни из Московского улуса».

Польско-немецкую блокаду Ливонских портов прорывают в обход эмбарго, установленного императором Священной Римской империи Фердинандом I, знаменитые «Балтийские конвои», которыми британские якобы частные торговые компании снабжают Новгородскую Русь современным вооружением и стратегическим сырьем.

Коммандер Бонд действует бок о бок с полковником Зиминой (она же – миледи Винтер).

В Москве Ночной Дозор возглавляет один из триумвиров Владимир Владимирович Цепень, говорящий с грузинским акцентом. «Даже в лапту с присными со своими он играет по ночам, называется это у них – «Ночная лига».

В том же Дозоре ставит свои опыты доктор Менгеле, а в Особой контрразведке другого триумвира работает Иоганн-Генрих Фауст.

Не задалась деятельность госкорпорации «Ростехно», хотя идея была замечательной – мост между Востоком и Западом: копировать высокотехнологичный европейский пыточный инструментарий для продажи в Китай, а китайский – встречно – в Европу.

В целом же, жизнь в Москве такая: «Чтобы из доверия не выйти, надобно все время тусоваться. Ну, в смысле, по пирам ходить, по сборищам всяким. Сегодня у Бориса Федоровича прием, завтра у Пимена после службы малое сидение, а послезавтра и ко Влад-Владычу явиться надобно. И как тут посты держать?».

Закончится все (для читателя))) в 1564 году в преддверии Угличского трибунала над главарями Московского режима...

Да, и литературный памятник эпохи — переписка Грозного с Курбским — в этой реалии никуда не делась. Есть и еще литературные стилизации – и нудноватое, но объясняющее многие моменты, научное интервью, и шедевральная имитация Конан-Дойла, и привычная для современной русскоязычной литературы пародия на Александра Проханова, и… Жаль только, что до анонимной полемики, которую Грозный вел здесь в печати со своей супругой Констанцией Шведской, не дошло))).

В общем, все более, чем весело и интересно.

Единственное мое непонимание вызывал первое время современный русский, на котором изъясняются абсолютно все действующие лица. Вполне себе привычно выглядевший в том же еськовском Средиземье, в нашем (ну, не совсем нашем))) XVI веке лично меня он не то, что бы коробил, но виделся на персонажах, как на корове седло. И если «неконвенционное оружие» и «диггер» из уст профессиональных диверсантов-контрразведчиков, или «пиар-отдел» и «лидеры общественного мнения» от Бориса Годунова отторжения еще не вызывали, то «перед пацанами неудобно», или упоминание будочником на въезде в город «ключей от квартиры где деньги лежат», взгляд слегка резали…

Но потом я понял.

Нагромождая криптоисторию на зомбятник, смешивая альтернативку с вампирской сагой, а теорию игр – с конспирологией, походя создавая и так же быстро разрушая новые сюжеты, тасуя времена и исторических персонажей, и не уставая издеваться над всем этим, авторы как бы переспрашивают у читателя: Что, эклектика? А нам все равно! Что, так не бывает? А нам пофиг! Что не литературно? Не читай, не играй с нами, это наша игра без правил! Они играют в свою игру, которая, главное, нравится им. И несчастные неологизмы, архаизмы и агнонимы, не говоря уж об эрративах, в ней даже не заслуживают внимания.

Что удивительно, при всем творящемся на страницах ROSSIJA, разрушительный литературный принцип Харитонова совершенно не конфликтует с созидательным принципом Еськова. Наоборот – они дополняют друг друга.

На что это похоже? Да, ни на что. Разве что на Еськова и Харитонова. И отдаленно на «Посмотри в глаза чудовищ». Тоже, кстати, за авторством удивительного дуэта абсолютно разнонаправленных талантов.

Итог – отлично, твердая школьная пятерка.

P.S. Отдельно стоит отметить богатство и значение эпиграфов. Лично я, благодаря им, с огромным удовольствием перечитал стихи Льва Вершинина и заметно расширил свое знакомство с поэзией Евгения Витковского.

P.S.S. И еще цитаты.

«Догоняющая модернизация, вкупе с шоковой вестернизацией» (Грозному объясняют, что придется «учинить» одному из его преемников, что бы «пробить» выход к морю).

«Николку же учил сам Порфирий Иванов сын, муж блаженный, который по любому морозу ходил нагишом. Хотя Порфирий в опасные дела не лез, а занимался целительством, в основном по бабской части…»

«В белом охабне с кровавым исподом...».

Оценка: 9
– [  5  ] +

Кирилл Еськов, Михаил Харитонов «ROSSIJA (reload game)»

urr, 13 мая 2021 г. 20:47

Типичный Еськов. Любителям: не хуже предыдущего, надо читать. Нелюбителям: открытий не будет. Тем, кто Еськова вообще не читал: если нравится альтернативка про прекрасную Россию прошлого — читать, если хочется лучше понять манеру автора и увидеть более яркий текст — лучше начинать с «Последнего кольценосца».

От Харитонова, пожалуй, только некоторая злободневность — подавляющее большинство пасхалок и аллюзий завязаны уже не на литературных персонажах из круга чтения подростка 1970-х, а на актуальной политической повестке. Зато — никакой порнографии, чего я опасался, когда соавторство было анонсировано.

Впрочем, литературные аллюзии тоже никуда не делись — и источники те же.

Швов практически не видно, стиль по-прежнему забористый и цветистый — в этот раз с некоторыми усилиями в сторону стилизации, но это скорее полупоклон историческим романам, чем реальная попытка.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Кирилл Еськов, Михаил Харитонов «ROSSIJA (reload game)»

Yofikator, 27 апреля 2021 г. 13:00

Либералы с англичанами против коммунистов-вампиров. Но, к сожалению, русским места не осталось.

На каждой странице текста рассыпаны слова и выражения, выделенные курсивом, отсылающих к чему то либо.

Так что при прочтении улыбка от узнавания не сходила с моего лица.

Описан Еськовский мир всесильных спецслужб. И разговоры состоят из «Ты знаешь что я знаю что ты знаешь...».

Все эти спецоперации через спецоперации несколько утомляют.

Для меня все эти отсылки на СССР и современную Россию слишком «в лоб». Но всё равно вампирский мир, описанный в книге, несколько забавен.

Несмотря на политические разногласия с позицией авторов и всё-таки чрезмерную еськовшину, книга понравилась.

P.S.

Жду издания окончания «Буратины» и «Третьего человека».

Оценка: нет
– [  8  ] +

Михаил Харитонов «Факап»

genametr, 12 апреля 2021 г. 04:50

Мне не нужен тыдыщ-бдум-бац. К творчеству Стругацких отношусь спокойно — что-то нравится (редко) что-то нет. Весь этот «Кровавый Полдень» взял почитать из любопытства, без серьезных намерений. Как альтернативный взгляд сойдет, пару раз улыбнуло даже. Есть меткие наблюдения, есть серьезные подкопы. Но в целом уровень пародии невысокий, значительно ниже оригинала, что ставит на ней крест как на самостоятельной литературе. Это именно фанфик. Дочитать эти «записки сумасшедшего Вандерхузе» до конца было подлинным испытанием. Многословность, самоповторы, зацикленность на ТББ, граничащая с манией. И мегатонны воды, когда все уже понятно (ну мне понятно), а писатель продолжает поливать бедных АБС своим «остроумием». Возможно они бы и сами посмеялись над таким «разоблачением», но мне было весело пока автор не исчерпал свежие идеи. А это случилось где-то на середине текста. Там бы ему и закруглиться, но нет — Остапа понесло. Чем это кончилось в другой хорошей книжке все знают.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
По мне так цивилизация геометров у Лукьяненко куда более интересное исследование идеалов «поющего завтра» без скидок на «гэбню» и «педальные луноходы». Идеальный сферический коммунизм — как бы это выглядело, если бы у строителей все получилось. И ведь всего два допущения — удалось извести врагов и воспитать нового человека. Увы, все равно получился мир не слишком приятный.

Оценка: 5
– [  9  ] +

Михаил Харитонов «Факап»

andreyby, 12 апреля 2021 г. 00:51

Да-а-а... Прочитав отзывы, решил написать ещё один. Вдруг кому-то поможет.

Тут уже многажды описано содержание книги, не стоит повторяться. И столь же много посетовано, что — графоманство, многабукафф, вязкий текст... Мальчики и девочки, если вам нужен тыдыщщ!бум!бамц! в каждом кадре — не читайте эту книгу. Она не для вас. Она для тех, кто может перелистнуть страницу назад, перечитать снова вот те два абзаца и потом зависнуть минут на дцать, обдумывая открывающуюся картину.

Ещё эта книга для тех, кто знает Мир Полудня какотченаш. Кто прочитал его весь взахлёб, несколько раз в разной последовательности, и кого иногда съедало совершенно детское любопытство — блин, а как же вот это работает? а как вот тут устроено? а почему вот про то ни слова?

Но если совсем честно — то не «для тех», а «тех». Покойный Костя Крылов ведь тоже однажды проснулся — а Родины нет. Вот и заговорил в костиной книге Яков Вандерхузе, у которого тоже скоро не будет Родины, и уже не звучит «Я Земля! Я своих провожаю питомцев...»

Вот такой вот винегрет для многопомнящих любителей размеренного вдумчивого чтения. Движухи в ритме стробоскопического вальса тут нет, и прямой, как стрела, сюжетной линии мощностью с рельс Р75 нет тоже.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Михаил Харитонов «Свет»

magistral, 14 февраля 2021 г. 19:42

Поистине, волшебная миниатюра, полная грустного юмора...

Оценка: 9
– [  9  ] +

Михаил Харитонов «Факап»

novitskiy1953, 2 февраля 2021 г. 10:57

Мне думается, что в какой-то степени предтечей Факапа был Успенский с его «Змеиным молоком», недаром Яков Вандерхузе практически ничего не пишет про Гиганду. Плохую книгу перечитывать спустя много лет после написания никто не будет. А «Факап» читают. Самих Стругацких после Харитонова читать можно, но уже совсем-совсем по другому, вроде как слушать выступление талантливого артиста, достоверно зная, что он ворует по -крупному. Скоро выйдет и печатный экземпляр, на днях появились гранки.

Оценка: нет
– [  6  ] +

Юрий Нестеренко, Михаил Харитонов «Юбер аллес»

novitskiy1953, 31 января 2021 г. 18:42

Зачем пересказывать сюжет? Уже сам факт того, что спустя более 10 лет после появления текста его читают, обсуждают, волнуются говорит сам за себя. Как же жаль Крылова (Харитонова), такая безвременная смерть. Штирлиц навыворот — это конечно что-то с чем-то. Но всё-же мне кажется основная мысль книги, как справедливо отмечено выше «Перед нами не антисоветский и даже не пронацистский роман. Перед нами антиатлантическая, антитолерантная, антилиберальная книга. Книга о противостоянии империи плутократическому обществу. Еще одна сказка с печальным концом – Рейх, так же, как и Союз, рухнул. Причем еще более неожиданно: «Ведь не было ни военного поражения, ни даже экономического кризиса…». Недаром символично и знаково для реальной истории время действия – 1991 год.»

Оценка: нет
– [  1  ] +

Михаил Харитонов «Дырка в голове»

gans2, 20 декабря 2020 г. 14:05

Рассказ этот — приквел к «Факапу». И к еще одному роману Стругацких. Очень необычно вывернуто . Из этого рассказа и еще расскза «Юг» и пророс деконструкторский «Факап». «Дырку» лучше читать после «Юга».

Оценка: 10
– [  2  ] +

Михаил Харитонов «Юг»

gans2, 20 декабря 2020 г. 13:57

Рассказ этот — приквел к «Факапу». Объяснено кто такой Целмс. Из этого рассказа и еще нескольких подобных и пророс деконструкторский «Факап». Жаль, что это нигде не написано. Надо бы выложить их отдельным циклом все вместе

Оценка: 10
– [  3  ] +

Михаил Харитонов «Факап»

gans2, 29 октября 2020 г. 18:26

Жанр «перенаписать любимые книги». Концентрированный постмодернизм. Однозначно читать, чтобы полностью раскрылся вкус оригинальных текстов Стругацких.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Михаил Харитонов «Успех»

gans2, 29 октября 2020 г. 18:23

Из глубины книгоиздата 90-х

Удивительно, что я пропустил этот текст. Я тогда читал всё подряд.

Удивительно, что его вообще издали. Во времена открывшейся свободы издавали всякое, например Петухова. Но тут текст этакий, недопустимый. «Лестница в небо» для чайников.

Немудрящая история, которую обычно пишут с подтекстом («Волкодав», «Гражданин Галактики»), здесь написана намеренно натуралистично.

Нуивот(с).

«Русский» «националист» Харитонов давно понял про то, что русский это не нация, а должность.(О чем и написана эта, похожая на сотни других по антуражу фантастическая повесть.)

Но брали у него тексты только про национализм. Поэтому написано фантастикой.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Михаил Харитонов «Путь Базилио»

Bryne, 28 сентября 2020 г. 01:53

Юморная штука с двачерским жаргоном аля «няша-стесняша». Примерно на середине бросил читать — утомился, но в принципе этот — используя лексикон автора — высер, имеет право на жизнь.

Сам по себе язык неплох просто надоело в какой то момент.

Согласен с отзывом ниже. Могла бы получится неплохая постапокалиптика...

Оценка: 7
– [  6  ] +

Михаил Харитонов «Путь Базилио»

sat0ne, 8 сентября 2020 г. 21:35

Авторы отзывов написали простыни текстов с анализом источников Харитонова, но как мне кажется упустили главный источник: а именно субкультура двачеров которую в десятых годах популяризовала сетевая энциклопедия мемов «Лукоморье». Как мне кажется, именно оттуда почерпнута склонность к извращённым видам секса, копрофилия, псевдоеврейская тема и, конечно, поняши. Кстати, на самой Лурке есть статья про автора, в которой он описан в абсолютно двачерском духе, то есть максимально неталейрантно.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Михаил Харитонов «Развращение»

montakvir7511, 6 сентября 2020 г. 15:14

Многоплановая, многоуровневая садомазофантастика, где даже основа сюжета завязана на сексуальных издевательствах и извращениях.

К тому же все это постоянно переворачивается с головы до ног, меняя происходящее наоборот.

Суть повести даю без спойлера, это поможет определиться с чтением, ибо тема крайне липкая — на Землю прибыли представители цивилизации Нагов. Они готовы делиться всеми технологиями и знаниями, взамен же просят только жить на Земле, в ограниченном количестве да плюс добавить в земные законы некоторые свои. И вот тут начинается ужас. По многовековым традициям нагам для размножения приходится довольно долго себя распалять, истязая жертву любыми способами, кроме смерти и непоправимых увечий. Эволюция распорядилась странным образом — достоинство нагов больше напоминает меч о десяти лезвиях, а самки не имеют органа, в котором и происходит оплодотворение. Наг просто протыкает чешую партнерши, вот и все. Это единственный момент, по поводу которого есть большие сомнения в возможности такого развития эволюции, пусть даже и на другой планете.

Три недели оплодотворений, три недели боли, крови и пыток, а в конце забеременевшая самка убивает самца, ибо на планете нагов насилие издревле существует только в сексе, и самец не сможет жить с таким позором, как издевательства над ближним своим... Цивилизация у нагов правильная, что греха таить. И сами они правильные.

Ну, дальнейшее можно предсказать. Данные законы были приняты радостным, оттого, что их не хотят поработить, правительством Земли, и однажды плотина рухнула... в один прекрасный день маньяк проделал все то, что так чтят наги. Его поймали и даже посадили, но в результате долгих разбирательств было принято решение, что данный закон теперь применим и людям.

Дальше все понеслось как снежный ком — державшие себя в узде из-за страха наказаний садисты и насильники, ринулись проделывать некоторое подобие нагской свадебной трехнедельной церемонии, для чего требуется малость —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
надо всего лишь сфоткать лицо женщины и предъявить на нее в полиции права насильника. Три недели твои. В конце ты сдохнешь. Жертва либо ее представитель, следящий, чтобы маньяк не переходил граней дозволенного, имеет право тебя убить любым способом.

Запутанно, как вы считаете? Да нет, все постепенно становится на свои места. Ниточки свяжутся, многократно упоминаемое, вроде инопланетных червей, окажется важным и нужным. А финал полностью раскрывает суть названия — «Развращение».

Еле дочитал, в конце уже реально тошнило. Отвратительно. Твердая восьмерка.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Михаил Харитонов «Факап»

Molekulo, 29 июля 2020 г. 14:18

«Факап» Михаила Харитонова — это интересная попытка взглянуть на мир Полдня Стругацких с другой стороны.

Если рассматривать Полдень как реальный мир, то произведения Стругацких — это официально одобряемая советская литература и публицистика, рассказывающая как земное общество достигло высшей стадии развития, создало нового человека и, если сталкивается с проблемами, то только на других планетах. «Факап» же — это откровения спецслужбиста или срывателя покровов, показывающие предполагаемую изнанку мира с ошибками людей, техники, бюрократии и спецслужб.

Начинался роман так, что ни первоисточник, ни фанфик не входили в противоречие друг с другом, а новые откровения выглядели более-менее логично, но уже к середине повествование начинает утомлять. Надоедает обилие технотрепа, ненужные описания выдуманных технологий выдуманными словами занимают целые страницы. Потом проявляется затянутость: ладно бы главный герой, сидя один на космической станции, несколько раз начинает рассказывать одну и ту же историю, вставляя в нее несущественные ответвления, так и в последней главе, руководители Земли разговаривают абсолютно так же. Представьте, что в «Крутом пике» в каждой серии начинали бы рассказывать какую-то сквозную историю, но каждый раз отвлекались на текущие события. Тут примерно так же.

Венчают все это совершенно абсурдные добавления каких-то сверхъестественных сил. Даже в Stellaris все логичнее.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Михаил Харитонов «Невеста»

Тимолеонт, 19 июля 2020 г. 07:42

Достаточно гадкий и неприятный рассказ. Да, автор выписал достаточно небанального и интересного ГГ-вампира и действительно постарался, выписывая брачные обряды и характеры вампиров. Но, блин, смакование достаточно подробной сцены зоофилии и дичайший бред по части биологии, который нельзя оправдать даже фентезийным жанром, оставляют от «невесты» достаточно тошнотворное впечатление.

Оценка: 2
⇑ Наверх