fantlab ru

Эдгар Л. Доктороу (Edgar L. Doctorow)

Эдгар Л. Доктороу
Страна: США
Родился: 6 января 1931 г.
Умер: 21 июля 2015 г.
Жанры:
Реализм
89%
ещё >>

Эдгар Лоренс Доктороу (Edgar Laurence Doctorow) родился 6 января 1931 года в Бронксе в семье второго поколения американцев еврейского происхождения из России. До службы в армии (1953–1955) Доктороу успел окончить Кеньон-колледж в штате Огайо и магистратуру по филологии при Колумбийском университете. В 1956-59 годах Эдгар Доктороу работал в сценарном отделе студии «Columbia Pictures», в 1959-1964 годах занимал пост старшего редактора в «New American Library», потом пять лет работал главным редактором издательства «Dial Press». С 1969 года он всецело посвятил себя литературной и преподавательской деятельности. В частности, Доктороу был преподавателем в колледже Сары Лоренс, в Йельской драматической школе, в Принстонском, Калифорнийском и Нью-Йоркском университетах. В 1960 году женился на студентке театрального института, Хелен Сетцер, которая родила ему троих детей. В 1984 году писатель стал членом Американской академии и Национального института искусств и словесности. Доктороу вступил в литературу, опираясь на традиции социально-критического романа США 30-40-х гг., и оставался им верным почти во всех своих последующих произведениях.

Прямая перекличка с социальной проблематикой «великой депрессии» 30-х гг. содержалась уже в первом романе Доктороу – «Welcome to Hard Times». Еще большей степенью идейно-политической злободневности был отмечен роман «The Book of Daniel», написанный в форме автобиографии молодого человека, родители которого погибли на электрическом стуле, будучи обвиненными в государственной измене. Прозрачные аллюзии сюжета явно намекали на «дело» Этель и Юлиуса Розенбергов, обвиненных в содействии выдаче Советскому Союзу секретов ядерной технологии и казненных летом 1953 г.

Широкое признание талант Доктороу получил с публикацией романа «Регтайм», отвечавшего потребностям американского общества в осмыслении истоков своей современной истории. Период начала XX в., когда получил распространение музыкальный стиль регтайм, представал у Доктороу в стереоскопическом изображении, включавшем как судьбы вымышленных персонажей, так и элементы биографий реально существовавших исторических лиц. В числе последних, активными участниками романного действия являются писатель Т. Драйзер, анархистка Эмма Голдман, иллюзионист Гарри Гудини, банкир Джон Пирпонт Морган. Связующим звеном между двумя повествовательными ракурсами становится в романе образ негритянского музыканта, виртуоза регтайма Колхауза Уокера. Захватив вместе со своими приверженцами мемориальную библиотеку Моргана, он требовал от городских властей Нью-Йорка не столько возмещения причиненного ему в прошлом материального ущерба, сколько признания за негритянским населением США твердого права на человеческое достоинство.

Идеей преемственности исторических эпох проникнут следующий роман Доктороу, «Loon Lake», в котором писатель сделал еще одну попытку вхождения в духовно-эмоциональный мир 30-х гг., или «красного десятилетия».

Автобиографические мотивы, не выходящие за пределы воспоминаний о детстве и раннем юношестве, преобладали в романе «Всемирная выставка», в котором, перед читателем протекает, то ускоряя свой бег, то замедляя, поток воспоминаний мальчика из небогатой еврейской семьи, растущего в 30-е годы в Бронксе, одном из самых непривилегированных районов Нью-Йорка.

Внешняя сюжетная сторона романа «Билли Батгейт», касается Нью-Йорка 30-х годов, эпицентра гангстерских разборок того времени. Без сомнения эпоха играет важную роль в истории, она привносит свой характер, свою атмосферу кипящих трудностей, неприкаянности и отчаянных разборок. Именно эпоха противостоит главному герою – 16-летнему Билли из нищих районов Бронкса. Кажется обычный мальчишка, но если задуматься тот, кому суждено измениться до неузнаваемости, жить в совсем другой Америке – первой среди стран. Удивительна в Билли именно трансформация из Оливера Твиста в нашего современника. В определенный момент перед тобой уже не беспомощный малыш, а самостоятельный, умный человек, полный сил и внутренней энергии жить. Билли тесно связан с Америкой, об этом говорит и кличка, которую он себе взял – Батгейт — название улицы в Бронксе.

Действия романа «Марш» разворачиваются в 1864-1865 годах на фоне Гражданской войны в США. Это реальный марш генерала Шермана, вошедшего в историю тем, что его решительные и жестокие действия склонили победу на сторону северян. Армия Шермана прошла по южным штатам как полчище саранчи, уничтожая все, что невозможно было унести с собой. В «Марше» нет главного героя. Фокус повествования выхватывает из общей массы то бывшего раба, то армейского доктора, то дочь судьи, то разоренного плантатора. Сквозь всю книгу Доктороу последовательно проводит основную мысль: война – ад. И жить на войне приходится в аду. Только дурак полагает, что война – это романтика, светлые идеи и лозунги с развевающимися знаменами. Что на войне солдаты красиво уходят ввысь, успевая сказать пару бессмертных фраз для потомков. На деле же война это страх и боль. И человек, в которого попало ядро, погибает вовсе не красиво. А раненым, умирающим вповалку на земле около госпитальной палатки, нет никакого дела ни до бессмертных фраз, ни даже до тех лозунгов, под которыми они шли в бой.

В последние годы Доктороу нередко выступает как литературный критик и публицист со статьями программного, литературно-политического и культурологического характера. Некоторые из его работ подобного рода собраны в его книгах эссе «Jack London, Hemingway, and the Constitution: Selected Essays, 1977-1992» и «Creationists: Selected Essays 1993-2006». Его пьеса «Drinks Before Dinner» была поставлена в Нью-Йоркском Шекспировском театре.

Награды и премии:

  • 1975 – Лауреат «National Book Critics Circle Award» за роман «Рэгтайм»;

  • 1976 – Номинация на «Nebula Award for Best Novel» за роман «Рэгтайм»;

  • 1980 – Номинация на «National Book Critics Circle Award» за роман «Loon Lake»;

  • 1982 – Номинация на «National Book Award» за роман «Loon Lake»;

  • 1986 – Лауреат «National Book Award» за роман «Всемирная выставка»;

  • 1989 – Номинация на «National Book Award» за роман «Билли Батгейт»;

  • 1989 – Лауреат «National Book Critics Circle Award» за роман «Билли Батгейт»;

  • 1990 – Номинация на «Pulitzer Prize for Fiction» за роман «Билли Батгейт»;

  • 1990 — Лауреат «PEN/Faulkner Award» за роман «Билли Батгейт»;

  • 2005 — Лауреат «National Book Critics Circle Award» за роман «Марш»;

  • 2006 — Лауреат «PEN/Faulkner Award» за роман «Марш»;

  • 2005 – Номинация на «National Book Award» за роман «Марш»;

  • 2006 – Номинация на «Pulitzer Prize for Fiction» за роман «Марш».

  • 2013 — «Medal for Distinguished Contribution to American Letters» за вклад в литературу.

  • 2013 — «American Academy of Arts and Letters» за литературные заслуги.

  • 2014 — «Library of Congress Prize for American Fiction» за литературные заслуги.

    Фантастика в творчестве: В своем втором романе «Big as Life» автор сатирически изображает безысходность властей Нью-Йорка при появлении огромных существ на улицах города. Роман «Клоака» написан в жанре стимпанка про город девятнадцатого столетия с сильным развитием паровых технологий. Роман «Рэгтайм», не имея прямого отношения к фантастическому жанру, был номинирован на премию «Небьюла» в 1976 году.


  • Примечание к биографии:

  • Раздел «Фантастика в творчестве автора» от ravenger.

  • Сайты и ссылки:

    www.eldoctorow.com (официальный сайт)

    Награды и премии:


    лауреат
    Премия Библиотеки Конгресса за американскую литературу / Library of Congress Prize for American Fiction, 2014 // Премия Библиотеки Конгресса за американскую литературу

    лауреат
    Национальная книжная премия / National Book Awards, 2013 // Медаль за выдающийся вклад в американскую литературу

    лауреат
    Премия им. Сола Беллоу / PEN/Saul Bellow Award, 2012 // За вклад в американскую литературу

    лауреат
    Зал славы писателей (штат Нью-Йорк) / New York State Writers Hall of Fame, 2012

    лауреат
    PEN America Literary Service Award, 2009 // (США)

    лауреат
    Литературная премия Сент-Луиса / St. Louis Literary Award, 2008

    лауреат
    Премия Фолкнера / PEN/Faulkner Award for Fiction, 2006
    Марш / The March (2005)

    лауреат
    Премия Национального круга книжных критиков / National Book Critics Circle Award, 2005 // Художественная литература
    Марш / The March (2005)

    лауреат
    Премия журнала «Kenyon Review» за литературные заслуги / Kenyon Review Award for Literary Achievement, 2002 // (США)

    лауреат
    Премия Пегги Хелмерих / Peggy V. Helmerich Distinguished Author Award, 1998 // За вклад в литературу
    Сортировка:

    Эдгар Л. Доктороу. Участие в межавторских проектах

      Гарри Гудини / Harry Houdini // межавторский цикл  
    8.67 (3)
    -
    8.48 (118)
    -
    5 отз.

    Эдгар Л. Доктороу. Романы

    -
      1966 Big As Life  
    -
    -
      1975 Рэгтайм / Ragtime  
    8.48 (118)
    -
    5 отз.
      1980 Loon Lake  
    10.00 (1)
    -
    1 отз.
    7.69 (13)
    -
    1 отз.
    7.73 (60)
    -
    3 отз.
    5.43 (7)
    -
    5.50 (4)
    -
      2005 Марш / The March  
    8.00 (6)
    -
    1 отз.
    7.67 (12)
    -
    2 отз.
    7.57 (7)
    -

    Эдгар Л. Доктороу. Повести

    8.29 (7)
    -

    Эдгар Л. Доктороу. Рассказы

    -
      1974 Ragtime  
    -
    -
      1984 The Hunter  
    -
      1984 The Leather Man  
    -
      1984 The Water Works  
    -
    -
      1984 Willi  
    -
      1997 Heist  
    -
      1997 Untitled  
    -
    6.50 (2)
    -
      2002 Baby Wilson  
    -
      2002 Jolene: A Life  
    -
    -
    -
    7.71 (7)
    -
    1 отз.
    -
      2010 Assimilation  
    -
      2010 Edgemont Drive  
    9.00 (1)
    -

    Эдгар Л. Доктороу. Пьесы

    -

    Эдгар Л. Доктороу. Киносценарии

      2003 Loon Lake  
    -
      2003 Ragtime  
    -
    -

    Эдгар Л. Доктороу. Статьи

      1982 Theodore Dreiser: Book One and Book Two [предисловие к книге "Сестра Керри" Теодора Драйзера]  
    -
      1983 Heinrich von Kleist [предисловие к книге "Heinrich Von Kleist Plays" ed. Walter Hinderer]  
    -
      1990 Jack London and His Call of the Wild [предисловие к книге "Зов предков" Джека Лондона]  
    -
      1993 Introduction [предисловие к книге "The Nation, 1865-1990", ed. Katrina vanden Heuvel]  
    -
      1996 Franz Kafka's Amerika [вступительное слово к книге "Америка" Франца Кафки]  
    -
      1996 Introduction [предисловие к книге "The Jazz Age" Фрэнсиса Скотта Фицджеральда]  
    -
      1997 Introduction [предисловие к книге "Приключения Тома Сойера" Марка Твена]  
    -
      1998 Sinclair Lewis's Arrowsmith [предисловие к книге "Эроусмит" Синклера Льюиса]  
    -
      1999 Introduction [предисловие к книге "Gotham Comes of Age" by Peter Simmons]  
    -
      2000 Dos Passos: USA [предисловие к трилогии "США" Джона Доса Пассоса]  
    -
      2000 Harpo [предисловие к книге "Harpo Speaks... About New York" Харпо Маркса]  
    -
      2000 Introduction [в антологии "The Best American Short Stories 2000"]  
    -
      2002 Foreword [вступительное слово к книге "Executing Justice" by Daniel R. Williams]  
    -
      2004 Introduction [предисловие к книге "Karoo" Стива Тесича]  
    -
      2006 Introduction  
    -
      2007 Foreword [вступительное слово к книге "Voices of Sag Harbor: A Village Remembered" by Nina Tobier]  
    -
      2007 Introduction [предисловие к книге "Тайный агент" Джозефа Конрада]  
    -
      2011 Preface  
    -
      2012 Introduction [предисловие к книге "Reading for My Life" Джона Леонарда]  
    -

    Эдгар Л. Доктороу. Эссе

    -
      1977 The New Poetry  
    -
    -
    -
    -
      1980 Ronald Reagan  [= The Rise of Ronald Reagan]  
    -
    -
    -
    -
      1982 Loon Lake  
    -
      1983 False Documents  
    -
    -
      1983 Orwell's 1984  [= One the Brink of 1984]  
    -
    -
    -
    -
    7.00 (1)
    -
    -
      1986 Editorials  
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
      1991 Standarts  
    -
      1991 Two Waldens  
    -
    -
    -
    -
      1995 Commencement  
    -
    -
    -
      1995 Huck, Continued  
    -
    -
      1995 The Bomb  [= Mythologizing the Bomb]  
    -
    -
      1996 Fitzgerald's Crack-Up  [= Arcades]  
    -
    -
    -
      1999 Книга Бытия / Genesis [предисловие к книге "The First Book of Moses, Called Genesis"]  
    -
    -
    -
    -
    -
      2003 W.G. Sebald  
    -
    -
    -
      2004 Einstein: Seeing the Unseen  [= Seeing the Unseen]  
    -
      2006 Arthur Miller  
    -
    -
      2006 E.A. Poe  
    -
    -
      2006 Our Edgar  
    -
    -
    -
    -
    -

    Эдгар Л. Доктороу. Сборники

      1983 Essays and Conversations [сборник эссе]  
    -
    -
      1995 Jack London, Hemingway, and the Constitution: Selected Essays, 1977-1992  [= Poets and Presidents: Selected Essays, 1977-1992] [сборник эссе]  
    -
      2003 Three Screenplays [сборник киносценариев]  
    -
    -
      2006 Creationists: Selected Essays 1993-2006 [сборник эссе]  
    -
    -

    Эдгар Л. Доктороу. Антологии

      2000 The Best American Short Stories 2000 // Соавтор: Катрина Кенисон  
    -

    Эдгар Л. Доктороу. Прочие произведения

      1981 Where’s the Assurance of Saudi Restraint on Arms? [коллективное письмо] // Соавторы: Сол Беллоу, Норман Мейлер  
    -
      1982 American Anthem [фотографическое эссе]  
    -
      1991 War Covers Crackdown on Palestinians [коллективное письмо] // Соавторы: Аллен Гинзберг, Лэрри Макмуртри  
    -
      1999 Conversations With E. L. Doctorow [сборник интервью с Доктороу]  
    -
      2002 Lamentation: 9/11 [фотохроники на тему 11 сентября]  
    -
      2003 Reporting the Universe [сборник лекций]  
    -


      Формат рейтинга


      Примечание

  • Автор всегда публикуется под сокращенным именем E. L. Doctorow и полным именем его очень редко называют.

  • У некоторых эссе автора не удалось выяснить дату первопубликации.


  •   Библиографы

  • Составители библиографии — ravenger, sham


  • Этот автор не является фантастом как таковым и не включен в рейтинг фантастов, но администрация сайта считает, что это не повод обходить стороной его творчество.


  • ⇑ Наверх