fantlab ru

Все отзывы на произведения Кирилла Кащеева

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Илона Волынская, Кирилл Кащеев «На стороне мертвецов»

majj-s, 15 января 11:28

Эй, варяги! Эгей, бродяги!

«Путь героя — чудовищ фигачить,

Брать сокровища, строить капища,

Он герой не потому что качок и боец,

А потому что не может иначе.»

Невозможно было не схватить вторую книгу супругов-соавторов про стимпанковую Россию после роскошной первой. И страшновато: удержать планку, заданную началом «Потомка», очень трудно, почти нереально. Зря опасалась, «На стороне мертвецов» даже лучше «Фабрики». С одной стороны, ничего удивительного: герои, сеттинг, расстановка сил уже знакомы, в любом месте, где довелось бывать прежде, чувствуешь себя более свободно и уверенно, книжные пространства не исключение; с другой — это не мешает абсолютному большинству историй проседать во второй части. Тем ценнее редкие исключения.

Илоне Волынской и Кирилу Кащееву удалось не просто рассказать интересную историю, но создать мир, живой, яркий, звонкий, он дышит, вибрирует, окунает в круговерть событий и впечатлений, диковинным образом ускоряет время — шестнадцать часов аудиокниги, начитанной Ильей Сланевским, пролетели до обидного быстро. Я знаю, что не всякая книга, которая дарит детскую остроту восприятия, в итоге оставляет след в уме и сердце. В точности как те, через которые продираешься с трудом, порой становятся нужными и важными, вспоминаются через десятилетия. Чтобы разобраться, как надолго это останется с тобой, захочешь ли вернуться сюда, должно пройти время. Но восторг абсолютного узнавания в моменте дорогого стоит, в конце концов, разве не за впечатления в «здесь и сейчас» мы платим, отправляясь в путешествие, пробуя новые блюда или покупая билет на концерт?

Итак, билеты в дивный старый мир у нас, в путь! Юный петербуржский сноб Митя Меркулов, успев в первой книге изрядно выбесить цинизмом и влюбить в себя рыцарственностью, в которой и сам себе не признается — мальчишка отправляется из имения в губернский город. «Фабрика мертвецов» завершилась победой над чудовищем, пристроившим покойников к работе, причем кирпичный заводик и винокурня оказались устроены на территории поместья Меркуловых. По двойному праву: законных владельцев и победителей, отец с сыном должны бы озолотиться, с таких-то прибылей. Но нет, «мертвецкий» кирпич местные покупать отказываются, что до водки — тут и говорить нечего. Был бы батюшка не таким честным и законопослушным, можно было бы провернуть гешефт с переклеенными этикетками Но не таков Аркадий Меркулов, чтобы мухлевать с подакцизным товаром — водку уничтожить, а самим отправиться в губернский город, тем более,что пора вступать в должность начальника департамента местной полиции.

Возвращение к благам цивилизации (относительным, не Петербург, да) не обошлось без происшествий. Едва приехав, Митя находит три тела. смерть явно наступила от когтей и зубов хищника, скорее всего медведя. А надо сказать, что в жандармерии местной служат двое Симаргловичей — Михал Михалыч и сын его Потап Михалыч, оба медведи оборотни, и очень уж все это подозрительно. А в доме, который снял для проживания отец — прекрасном доме с двумя ванными и водопроводом (!), Митю с Ингмаром встречает тетка с мерзкой маленькой Ниночкой, двоюродной сестренкой. Тетушка — это такая сестра Пипа из «Больших надежд»: скаредная, сварливая, ханжа, не умеет вести себя в обществе, опасается потратить больше положенного братниных денег и сделать что-нибудь не «как положено» — вообще великолепно выписанный образ, если бы даже ничего больше не было в книге, она одна стоила бы того, чтобы прочесть.

А над Митиной головой продолжает кружить мара-смертевестница, повторяя, что мертвых он уже упокоил, следующий этап требует убить живого. И на мальчишку, который не хочет себе признаваться, что кровь Марановичей отчего-то бурлит в нем, накатывают приступы ярости, их все труднее обуздывать. А по городу уж ползут разные слухи, а в город приезжает семейство деревенских соседей Шабельских со всем цветником барышень — трех старших из соображений экономии решают вывозить в один этот сезон (по хорошему-то, погодки должны представляться обществу через годовые промежутки). Все здесь: Лидия хищная щучка местного пруда; любительница быстрой езды на парокоте Зиночка; умница Ада, и все-все все. А еще давешняя ведьма, та самая мелкая Даринка, что подняла мертвяков в первой книге. И конечно мерзавцы Лаппо-Данилевские, отец с сыном, пара меркуловских антагонистов.

Ой что-то будет! Будет нескучно, и это я вам могу гарантировать. А знатоки русской классики найдут здесь не только речевое богатство, восходящее к Гоголю, но и структуру, повторяющую этапы творчества Николая Васильевича: от «Диканьки» к «Миргороду». И в этом литературоцентризме за внешней простотой, еще одно очарование «Потомка». А Вимбо обещает релиз третьей книги в аудио к концу января. Жду!

Оценка: 10
– [  4  ] +

Илона Волынская, Кирилл Кащеев «Фабрика мертвецов»

majj-s, 12 января 12:27

Пароконь, парокот, парабеллум

Ах, не солгали предчувствия мне,

Да, мне глаза не солгали,

Гордо сдавило и грудь вся в огне,

Словно по сердцу идет — ПАРОХОД!

Мне-то как раз предчувствия солгали. Имена Илоны Волынской и Кирилла Кащеева не говорили ни о чем, читаю много и в основном знаю тех, кого стоит знать — не прочтешь сама, так услышишь от других книжных людей: критиков, обозревателей, блогеров, наткнешься на упоминание в лонгах и шортах литературных премий, читательское сарафанное радио донесет. Соавторы не отзывались узнаванием, что до названия с наглым ером на конце — оно и вовсе показалось претенциозно дурновкусным.

«Потомокъ», подумала, — ну-ну. И простилась с настороженным скепсисом с первых минут прослушивания. Сказать «хорошо» — ничего не сказать. Это было как с акунинской Фандорианой в начале нынешнего века, как с «Опоздавшими к лету» Лазарчука в конце прошлого, как с Веркиным — в конце десятых, когда просто падаешь в книгу и тихо плавишься от того, что все в ней: язык, стиль, сюжет, образы, интрига — все невыносимо прекрасно. Это стимпанковый вариант России, ядро которой «кровные» — аристократические роды, в чьих жилах течет кровь древних славянских богов. Приняв христианство тысячу лет назад, здесь не отказались от исконного пантеона, не пожгли и не потопили «идолищ поганых». Оставили для внутрисемейного пользования. Такое: веруем во Христа, но предков чтим. За что те отплатили добром, наделив потомков магическими способностями.

Велес харизма власти (кажется правящая династия ведет род от Велеса, что не мешает событиями перекликаться с нашей реальностью, так царя Александра, предшественника нынешнего, убили бомбой террористы) Перуновы дети владеют магией огня, Мокошь дает особые умения при работе с водой, Переплут аналог Локки, Лелевичи очаровывают, Марена связана со смертью и воскрешением. Триста пятьдесят родов кровной знати — нет, не слишком много, у славян не было общего пантеона, вроде Олимпийцев Древней Греции, которых знали и чтили везде, наши предки были рассеяны по огромной территории и поклонялись местным богам. Эра пара, что не противоречит повествовательной логике — кипящая вода экологична, а для раскочегаривания требуются не кучи угля, но небольшой угольный брикет и заклинание (основная статья доходов кровных Перуновичей в нарождающемся капитализме).

Пятнадцатилетний Митя, сын коллежского советника Аркадия Меркулова — плод мезальянса: отец из мелких дворян, заработавших дворянство честной службой, он полицейский следователь (не самый престижный род деятельности при любой формации), а мама была из князей Белозерских. Хотя в ее случае кровь оказалась жидка: ни магической силы, ни красоты, да и приданое за ней давали по княжьим меркам никакое. Об этом не говорят вслух, но общее мнение, что отец женился не по любви, а из соображений престижа. С четырех лет герой сирота. Оставшись без матери, много времени проводил с отцом. но когда тот был командирован в дальние губернии для расследования дел, связанных с коррупцией, и по определению опасных для членов семьи, Митю отправили к материнской родне в столицу. Там мальчик усвоил, что стремиться следует единственно к положению в свете, что истинного денди опознают по модному гардеробу — месяц недоедай, выкраивая из карманных денег, а жилет у престижного портного закажи!

Митька такой антигерой, выпендрежник и сноб, млеет от аристократов, вроде вертопраха и законодателя мод князя Волконского, люто стыдится отца, который недавно раскрыл дело о хищении изумрудов из оклада иконы в — страшно выговорить — правящей фамилии. вором оказался племянник государя, Меркулов не побоялся высочайшей опалы, разоблачил княжича, за что был пожалован имением в южной губернии, и стал жупелом в среде аристократов (на кого замахнулся, сыскарь!) Туда, в свое имение. Меркулов-старший намеревается отбыть, взяв с собой сына, который мечтает остаться в Петербурге, плетет с этой целью маленькие интриги и взбешен, когда понимает, что ехать таки придется.

На самом деле на Полтавщину отец послан начальником губернской полиции потому, что в столицу оттуда доходят тревожные вести. Внезапная активность нечисти — оборотная сторона пропитывающей землю магии — ее стихийные всплески, а там не то курган какой раскопали, не то прикрывают сверхъестественным распил бюджета. И да, разного рода жуть начнется задолго до прибытия отца с подростком (который бесит абсолютное большинство читателей). А уж с приездом на место разгуляется по полной. Тут будут вурдулаки и материализованная быличка о Вечном работнике; ведьма, смертевестница Мара и аллюзия на кингово «Сияние» — странные детки с жутковатыми стишками a-la «Степка-растрепка».

А теперь представьте, вся эта хтонь в стимпанковом сеттинге, с пароконями (аналог мотоцикла), парокотом (внедорожника), паровыми телегами, пароботом и парабеллумом (стреляющим тоже каким-то диковинным образом с использованием пара). Гадкий Митька, который то и дело объясняет себе и окружающим, какой он циник, будучи на деле рыцарем, близок по духу героям Эдуарда Веркина. И, кстати же, сочетание языкового богатства с динамизмом повествования тоже веркинское. А речевые характеристики героев с русско-украинским суржиком простонародья, на каком моя бабушка говорила до конца жизни, с германизмами Штольцев, с архаизмами и вкраплением галлицизмов в диалогах образованного сословия — ну чудо же, как хорошо.

И если бы не Вимбо, для которого эту роскошь прочитал Илья Сланевский, цикл прошел бы мимо меня. Но теперь-то уж точно не пропущу продолжения. Делюсь.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Илона Волынская, Кирилл Кащеев «Леди Горничная»

мишкинг, 16 июля 2023 г. 19:44

Перед тем, как начинать что-то говорить конкретно об этой книге, считаю должным сказать следующее: авторы — автопокупаемые и читаемые, стараюсь ничего у них не пропускать, даже если жанр ввергает меня в уныние. Например, я не очень любил детективы. Но при этом с упорством читал их детективную серию про ребят и Белого гуся. И как-то даже здорово заходило, особенно последние книги, где полповествования у нас в прошлом, а половина — в настоящем. А взрослые (Убийство на квартирном фоне) так вообще отлично зашли, первый детектив, где перед финалом я закрыл читалку и стал логически рассуждать, кто мог убить и как у него так все получалось. Догадался, кстати, и оттого авторы открыли мне жанр.

Но тут я в растерянности. Вроде как и написано недурно, и сюжет есть... Но вот что-то пошло не так.

О сюжете. Главная героиня — леди Летиция де Молино, в корнях которой славный род с алтарной магией (это отдельная тема для обсуждения). Но так уж вышло, что она сбежала из семьи. И застают ее спустя пятнадцать лет в столице в поместье советника в форме горничной. Там ей сообщают, что ее брат при смерти, и зовут обратно. Главная героиня, не будь дурой, слушается и возвращается на родину (на Юг). И тут начинаются проблемы, которые она должна решить.

Изначальная моя проблема была в том, что я никак не мог проникнуться повествованием. Возможно потому, что главная героиня — тетка слегка за 30 годиков, возможно потому, что я чувствовал какую-то недосказанность (концовка все проясняет), или просто потому, что все было галопом по Европам.

У меня было постоянное ощущение, что авторы куда-то спешат. Поначалу нам дают определенные вводные данные, потом Летиция добирается до своей родины (не без приключений, надо признать), а дальше нам показывают какие-то сцены, картинки, но показывают вроде как неполностью и не все, а так, слегка приоткрыли полог и тут же задернули. И оттого возникает слишком много вопросов, и к финалу ты не понимаешь элементарно, что происходит. Как эффект ненадежного рассказчика неплохо. Но здесь лично у меня не получилось подружиться с этим приемом. Я в принципе не люблю и не читаю такие книги, бросаю в начале или на середине. Тут авторы любимые.

Я не понимал этого ажиотажа на Юге касаемо главной героини. Все просто считали нужным подойти и поахать, как это так, главная героиня что — леди? Вот прям леди? Самая настоящая? Вот прям настоящая? Точно-точно? Правда-правда? Честно-честно? И так чуть ли не каждый персонаж. Ну ладно полицейские, там один (поумнее) принял это как факт, второй (Баррака) бесконечно переспрашивал и усомнялся, ну что поделать, работа у него такая вкупе с ограниченностью мозгов. Даже когда в паспорт носом ткнули (паспорт волшебный) и родной брат подтвердил, Баррака сомневался. Ладно бы ограничились этими персонажами. Но в книге чуть ли не каждый встречный переспрашивал Летицию раз 20, точно ли она леди. Может, это была постирония, но она меня прям выбесила.

Не совсем понял алтарную магию. Алтарь — это, по сути, подпитка рода, он формирует бизнес, а также позволяет главе управлять остальными членами рода. Зафиксировали. Из сюжета становится понятно, что мать Летиции сделала какой-то шахер-махер и объединила алтарь своей семьи с алтарем своего мужа, создав тем самым прецедент — главгероиня сама говорила, что такое удавалось единицам. Опять-таки, из сюжета ясно, что алтарь — лакомый кусочек и отдавать его героине так просто не собираются. И тут начинаются вопросы. Как при таком сильном (удвоенном, считай) алтаре род де Молино так безудержно хирел? Как Тристану удалось довести его до такого состояния? Каким боком к этому алтарю Летиция, если

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

она как бы к приезду была в надежном замужестве, в роде своего мужа? Там была история, что мать Летиции сделала прям крутую вещь, когда не до конца вышла из своего рода, не до конца вошла в род мужа и объединила алтари. Тут-то как удалось? Потому что у алтаря не было наследников? Почему он просто не угас, ведь Летиция уже в другом роде?

Почему Тристан не призвал Летицию магией алтаря, если мог управлять членами семьи? Слишком далеко было звать?

Короче, мир показался мне каким-то декоративным. Если тот же Сивир и мир Потомка — динамичные, насыщенные, словно бы существующие, то мир леди горничной — театральные декорации, где история вроде и от первого лица, но рассказывают вам не все и показывают не все. Причем там есть крутые традиции, приспособления, тот же Черный Бал — но всю эту мутотень с дележкой алтаря мне было очень трудно читать. Вот когда там политический конфликт замаячил (а он буквально с самого начала) — тогда да, читал не отрываясь.

Ну и жанр. Потому что — какой жанр у этой книги? Детективное фэнтези? Фэнтези там условное, руны, лепреконы, вампиры, алтари, Межмирье. Для детектива жидкая детективная составляющая, если мы говорим о убийстве (оно в аннотации значится). Политический роман? Вряд ли, политика тут интересная, но как такового анализа тут нет. Ромфант? Может быть, в своей жизни читал только Академию Стихий Жильцовой, с жанром знаком на расстоянии интиллигентно вытянутой руки — хорошо, что ты существуешь, наверное, но меня не торкает. Ну и для ромфанта тут, я так понимаю, маловато любовников на одну главную героиню. Читал где-то, что там чуть ли не гарем из ботаника, качка, раздолбая, вампира, оборотня, зомби, иномирянина и ректора должен быть, и все непременно на постоянной основе ходят за главной героиней со стояком наперевес. Тут все скромно.

Ну и персонажи. История у нас от Летиции, она тетка классная, с жутким прошлым опытом, которым невозможно не проникнуться. Есть еще несколько героев, колоритных, смешных и бесячих. Но в основном это массовка. Блин, не могу не сравнивать, у авторов есть потрясная книга — «Убийство на квартирном фоне» — и там каждый персонаж, будь то главный или второстепенный, характерный и колоритный. Даже трупы, которых тамошняя героиня все никак не может прикопать! Здесь же... все скромнее. Стерва-невестка, добрый и злой копы, загадошшшный вампир, сильный мужик, роковой мужик, влюбленный недоросль, чудак на букву «м» с неудовлетворенным эго. За той же конозаводчицей было наблюдать интереснее, чем за липнущими к героине кавалерами.

Книга интересная, есть сюжетные ходы, где я с нетерпением перелистывал и удивлялся. Но все-таки порог входа у этой книги авторов для меня был высоким.

По итогу, пожалел ли, что прочитал — нет, это действительно хорошо написанная (стилистически) история. Буду ли я перечитывать — не в ближайшие года. Легкая досада, что авторы сделали однотомник, если бы расписаться на книги две-три, можно было бы расписать все, что авторы наскоро впихнули сюда, чтобы читатель понимал, о чем идет речь. Разгуляться есть где, но, думаю, не с этой героиней.

Спасибо за внимание)

Оценка: 7
– [  3  ] +

Илона Волынская, Кирилл Кащеев «На стороне мертвецов»

Художник, 2 ноября 2022 г. 21:47

Дмитрий с отцом таки приезжают к месту службы последнего, в губернский город, где его ожидают сразу несколько сюрпризов. В городе, населённом в том числе оборотнями, крупный зверь поедает людей; в дом вести хозяйство приехала скупая сестра отца с вредной маленькой дочкой; мара, летающая за героем, не оставляет надежд на полный ритуал приобщения к дару Мораны и постоянно нашёптывает об убийстве хоть кого-нибудь живого; но ГЛАВНОЕ барышня Лидия предпочла его другому кавалеру, подозреваемому Дмитрием в предыдущей книге и ускользнувшему от наказания.

Вторая часть приключений потомка Мораны сначала очень смешная. Дмитрий после убийства мертвецов повзрослел, поэтому больше упражняется в остроумии. Новые персонажи, как военные, так и гражданские, добавляют колеру в описываемый мир. Более детально показаны потомки других Кровных родов и их способности. Довольно неожиданно описана губернаторша как умная и цепкая женщина, а не карикатурно как обычно бывает. Моих любимых бандиток близняшек Капочки и Липочки Шабельских, приходящих в восторг от злословия Дмитрия по поводу всех кавалеров их старшей сестры Лидии, не так много как хотелось бы, но с другой стороны с середины книги итак плотный событиями сюжет пошёл вразнос, только успевай следить. Происшествия накладываются одно на другое, и парню по ходу финальной погони удаётся переосмысливать всю информацию, чтобы в итоге вылезло опять что-то непредвиденное, при этом авторам удаётся оставить главного манипулятора безнаказанным, да и он ли это ещё большой вопрос. Отличное продолжение с развитием старых и новых персонажей, многоходовками в сюжете и юмором. И так многозначительно заканчивается...

Оценка: 8
– [  0  ] +

Илона Волынская, Кирилл Кащеев «Потомокъ»

Malerba, 25 июля 2022 г. 16:43

Дополню. Скорее это анимэ-бояр или как то так. С колоритом российской империи конца 19го века. Юнешеско-подростковое, без иксов, с психологией взросления и отношений отцы-дети. И плюс стим-панк.

Оценка: нет
– [  5  ] +

Илона Волынская, Кирилл Кащеев «Фабрика мертвецов»

olga.sb, 10 мая 2022 г. 19:29

Все больше и больше детских книг выходит про мертвецов, смерть и трупы. Хотя лично я бы затруднилась порекомендовать эту книгу именно детям и не только из-за темы. Скорее, мне напомнило по стилю Азазель Бориса Акунина, только со щепоткой магии и стимпанка.

Но из стимпанка здесь только паровые кони, а из магии – присутствие потомков древнерусских богов: с кровью Даждьбога – это цари, Лели – красавицы и красавцы, Живы – целители, Стрибога – управляют ветром, Велеса – занимаются деньгами и купечеством и Мораны – могут упокоить живых мертвецов. Ну и собственно живые мертвецы всех мастей – на этом в принципе вся магия заканчивается.

Зато очень-очень-очень много политики: интриги при царском дворе, мятежные настроения дворян-нигилистов, отток крестьян в города после отмены крепостного права, склоки между жандармерией и полицейскими, отношения помещиков и их слуг… И еще куча всего, вплоть до мелочей, которые авторы взяли из реальных документов. Этого примерно полкниги, поэтому мне тяжело представить, какого ребенка или даже подростка увлечет подобное.

Еще одна сложность для предполагаемой аудитории – язык. Не подумайте, я не ругаю, наоборот хвалю. Очень красивый, сложный, проработанный текст с множеством метафор, сравнений и прочих стилистический витиеватостей. Это тот случай, когда русские авторы дадут огромную фору зарубежным книгам с корявым переводом за счет богатства нашего великого и могучего. Но вот оценят ли это дети? Сильно сомневаюсь. Тут все очень хорошо стилизовано либо под высокопарную манеру выражаться дворян (главный герой – княжич), либо под крестьянский суржик (полуукраинскую смесь с просторечьем), который я-то с пятого на десятый понимала. Плюс очень много непонятных сейчас терминов и фраз. Ну и множество аллюзий на русскую классику: Пушкина, Толстого (Каренина чуть ли не впрямую обыграна), Лермонтова – и даже на Байрона. Из детского здесь я нашла только звукоподражание – постоянные «бум», «звяк», «бэнг», «дзонг», «чавк» и тд безумно раздражали, признаюсь.

Еще момент: герои. Они как сейчас модно говорить «неоднозначные». А если по-простому, то малоприятные. Все. В первую очередь конечно главный персонаж Митя – изнеженный, эгоистичный, зацикленный только на внешнем виде светский хлыщ, из-за которого приходилось постоянно скрежетать зубами, сдерживая желание ему врезать. Отчего переживать за него совсем не переживалось, и читать дальше я ессно не буду – просто не интересно, что там с ним дальше будет. В этом отношении Фандорин – абсолютно недостижимый идеал героя. Но что печально бесили все: отец, не верящий и презирающий отпрыска, а также абсолютно любой описанный персонаж – они представлены однобоко, причем бок этот чаще всего не вызывает особой приязни. Лично я бы не дала эту книгу своему ребенку, потому что брать пример здесь не с кого.

Ну и на закуску: очень подробно описанные вытекающие глаза, отстающая кожа, вырванные сердца, полусгнившие черепа. Нагнетенная атмосфера ужастика с криповатыми срощенными детьми тоже вряд ли подходит для впечатлительных.

Наверное, я бы посоветовала эту книгу взрослым, если бы здесь не был такой убогий именно сюжет. Детективную линию таковой даже язык не поворачивается назвать, ужастика все же слишком мало именно как определяющего мотива, возможно, как альтернативная история подойдет. Но вот только кому будут интересны многостраничные рассуждения о наилучшей позе для флирта с помещичьей дочкой – ума не приложу.

Танамор Екатерины Соболь – один в один почти по всем пунктам, только там текст попроще, да герои с сюжетом поинтереснее, хотя главный персонаж – точь-в-точь Митя, только на английский манер. У меня создалось ощущение, что в издательстве раздали один синопсис разным авторам – авось кто интереснее напишет. Ну или авторы этой книги сидели и обсуждали сюжет с Соболь, а потом поделили территорию действия: ей досталась Британия с Мерлиным, а им – Российская империя с древними богами.

По итогу, честно, затрудняюсь даже оценить или определить, кому это подходит. Для поклонников Танамора – только так (тут куча одинаковых сюжетных моментов).

Оценка: 6
– [  4  ] +

Илона Волынская, Кирилл Кащеев «Фабрика мертвецов»

Художник, 6 апреля 2022 г. 13:21

Авторы — супруги, пишущие для детей и подростков. Не смотря на то, что главный герой этого цикла — пятнадцатилетний парень, роман рассчитан мне кажется на более взрослую аудиторию. Действие происходит в альтернативной России XIX века, где знакомый нам культурно-исторический бэкграунд замешан на языческой мистике, силе крови древних богов, почти растворённой в современных потомках. Герой романа Дмитрий, очевидно имеющий природную склонность к убийству нечисти и управлению мертвыми как потомок Мораны, всячески старается дистанцироваться от своего дара и войти в круг богатых светских бездельников, благо с одного края его матушка чистокровная княгиня. Однако же с другого боку одни проблемы, отец Дмитрия полицмейстер, который вынужденно отправлен в ссылку (то бишь в новое имение). У отца и сына сложные отношения, а тут ещё глухая провинция, убийства, ведьмы и мертвяки на каждом шагу.

Первая часть мне напомнила первые книги Ильина из цикла Напряжение, тем что герой подросток, мир построен на магии крови, много действия и очень плотный текст по событиям, а также неординарный герой. Дмитрий — эдакий повеса из пушкинской Барышни-крестьянки (в тексте по-моему хорошо читается аллюзия на произведение), который скучает в глуши, пытаясь быть светским кавалером для местных девиц. Выглядит всё это довольно забавно, особенно его зацикленность на модной одежде и желание во что бы то ни стало уязвить соперника. Авторы показали и желание подростка быть круче профессионала, когда он пытается сам найти следы преступлений, но при этом всю информацию оставить при себе, пусть отец побегает, а потом как бы невзначай выложить все козыри и прославиться. Или погибнуть и лежать в гробу красиво одетым, пусть отец пожалеет и прекрасные девы поплачут. При этом надо сказать он эгоист, думает только о себе всегда, бросает в беде людей, которые ему помогают и вообще больше отрицательный персонаж, язвительный и где-то даже неприятный.

Помимо героев, увлекательна провинциальная жизнь, она происходит в южных российских губерниях, поэтому местный говор передается суржиком; люди здесь вороватые, суеверные и боятся технического прогресса, для описания которого авторы обратились к паропанку. Паро-телеги, паро-лошади, паро-коты и прочие премудрости дополняют образ причудливого мира, где происходят интригующие события. Мне очень понравилось, даже не могу выделить что конкретно, и детектив хороший, и местный колорит узнаваем, и образы провинциальных помещиков яркие, и местные жители забавные, и техника любопытная.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Илона Волынская, Кирилл Кащеев «Карамелька для вампира»

мишкинг, 18 сентября 2018 г. 18:35

Пойти в детективное агентство, чтобы заявить о похищении ребенка? Пф, как пошло и банально! А вот заявиться к частному детективу и стребовать, чтобы деньги, которые ты, разумеется, заплатил похитителю, вернули — вот это высший пилотаж!

Именно так и поступила Мадама, придя в агентство «Белый гусь» и застав там вполне взрослого юношу. Вот только женщина и не предполагает, что на самом деле поручила это дело не взрослому профессионалу, а мелким тринадцатилеткам!

А дети взялись за работу остервенело, один за другим распутывая туго завязанные узлы этого дела. Проникнуть в школу, чтоб побольше узнать о похищении? Да не вопрос! Взять мнимое интервью у жертвы? Тащите микрофон и камеру! Притвориться калекой? Да что может быть проще!

Эта книга написана с юмором, она небольшая, но дарит просто бурю эмоций, главная из которых — любопытство. Читается быстро, с запоем и интересом!

И да сопутствует вам Белый гусь Евламий Харлампиевич!

Оценка: 9
– [  3  ] +

Илона Волынская, Кирилл Кащеев «Ведьмин дар»

Bizon, 23 августа 2014 г. 16:15

Приключения Ирки продолжаются! Она уже свыклась со своими необычными способностями и внезапно получила приглашение на шабаш. С ней увязалась Танька, что послужило толчком цепи событий.

Авторский дуэт решил апгрейдить друзей Ирки. Именно этому посвящена эта повесть — формированию боевой троицы. Если первая повесть была в некоторой степени ознакомительной, вводящей в курс дела, то теперь главные герои занимают позиции на старте для героических приключений. Плечом к плечу рядом с Иркой занимает позицию Танька, которая уже не просто верный оруженосец, а почти ровня главной героине.

Отличительной чертой является экшн — события сменяются с калейдоскопической скоростью: ведьмы, мертвецы, байкеры, псиглавцы, големы, здухач. Объединет все малороссийский колорит в современном антураже. Стремительно растет словарь заклинаний и глоссарий.

Эта повесть мне понравилась больше чем затравка «Сезон охоты на ведьм». Видно, что авторы вошли во вкус, посмотрим как дальше будут развиваться события, пока все очень даже на приличном уровне.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Илона Волынская, Кирилл Кащеев «Фан-клуб колдовства»

Bizon, 23 августа 2014 г. 00:11

Все говорят, что русскоязычная детская литература вымирает, нет своих идей, один сплошной плагиат на фоне успехов Гарри Поттера.

Начав читать цикл про Ирку Хортицу могу с уверенностью сказать, что не вымерла еще подростковая литература. Кто-то прочитав эти повести скажет, что прямо в тексте упоминаются Толкиен и опять же Гарри Поттер. Так ведь и герои книг обычные подростки, живущие в современных реалиях. Они ходят в кино, читают книги, играют в компьютерные игры. И жизнь у них вполне обыденна до определенного момента. Пока главная героиня Ирка не обнаруживает вокруг всякие странности.

Итак что мы имеем в сухом остатке?

Место действия: небольшая деревушка, расположенная на окраине города, в балке. Соседство большого города не мешает жителям содержать кур и других животных, заниматься огородами.

Главные герои, каковых трое по старой традиции, заложенной давно в фэнтезийных циклах. Две подруги Ирка и Танька, и парень по имени Богдан, «толкинист». Ирка обнаруживает, что ее преследуют неизвестные собаки, а потом узнает, что у нее есть дар ведьмы. Она начинает учиться использовать дар.

Вроде подобных книг множество, однако есть здесь одна важная особенность. Эта книга построена целиком на славянском фольклоре, на легендах о наднепрянских ведьмах. В повести используются реальные старинные заклинания. Из важных плюсов отмечу дополнительные материалы к повести, включающие словарь используемых терминов и книгу заклинаний.

Авторский стиль представляет собой смесь современной разговорной речи, включающей молодежный слэнг и украинский язык (от лица бабушки).

Поведение главных героев реалистично, не девиантное. Хотя Богдан парень необычный, но такие игровики встречаются сплошь и рядом.

Рекомендуется подросткам, а также тем кто разуверился в современной подростковой литературе.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Илона Волынская, Кирилл Кащеев «Ирка Хортица — суперведьма!»

Молекула, 19 августа 2014 г. 12:05

Илона Волынская и Кирил Кащеев, кажется, считывают мысли о интересных книгах и воплощают их в жизнь. Кто знал, что я краем глаза увижу этот цикл и, начав читать, не смогу остановиться? До сих пор я лелею эту мысль: «Все, сейчас дочитаю и брошу!» Ничего подобного! Закончив одну книгу, хочется перечитать какой-то момент, возобновить эти загадочные эмоции, но потом вспоминается другой захватывающий отрывок, затем третий, четвертый... В общем, если засядешь за книгу, перечитай ты ее хоть вдоль и поперек десятки раз, скучнее «Ирка Хортица» не станет. Я люблю такие произведения. Они... вечны...нет... бесконечны...

Оценка: 10
– [  0  ] +

Илона Волынская, Кирилл Кащеев «Замок Dead-Мороза»

Молекула, 19 августа 2014 г. 11:21

Это одна из моих самых любимых книг. Вчитываешься, аж поджилки трясутся! Очень волнительно, загадочно и оригинально, ничего не скажешь... Я слышала, что в этом году выйдет продолжение... Что же, буду ждать с нетерпением. Чистая ДЕСЯТКА... =)

Оценка: 10
– [  7  ] +

Илона Волынская, Кирилл Кащеев «Донгар - великий шаман»

Kons, 16 марта 2014 г. 13:24

Попробуем определить, что за книга перед нами. Наверное, стоит согласиться в данном случае с издателем, который определил возрастную группу для читателей — с 12 лет. Мне кажется, что по всем параметрам эта книга подходит именно для данного возраста: начиная с приключенческого сюжета, главных героев и заканчивая психологическими проблемами, описываемыми автором и вероятными для подросткового периода. В каком же жанре написано это произведение? Наверное, ближе всего, если судить по сюжету, подходит фэнтези. Однако налицо специфический колорит – он-то и составляет одну из главных изюминок книги. Но вернемся к этому позже. Что ещё? А вот дальше сложнее: место действия. Кто-то может решить, что действие происходит на нашей Земле, но в некотором отдаленном будущем, а для кого-то действие романа может происходить и в альтернативной версии нашего мира. Авторы напрямую не указывают места действия, но по наименованию местности, по схожести топонимов в романе и в нашем мире можно узнать российские реалии.

Основная линия романа напрямую завязана с авторской мифологией. И вот теперь немного об этом. Случай нечастый, когда детская фэнтези завязана на мифологии народов Северной Сибири. И эта книга приоткрывает подростку таинственный мир их верований. В книге представлена некая общая идейность этой мифологии. В верованиях большинства северных народов мир представлен разделенным на нижний, срединный и верхний миры, проводником в которые является шаман. В том или ином виде встречающиеся в книге божества есть в пантеоне различных народов. И вот в этот мир сложных взаимоотношений предстоит войти подростку, чье тело для воплощения выбрал Черный Шаман из нижнего мира. Однако он выбрался из него не один, а с когортой друзей, но их поиски и приключения авторы благоразумно вынесли за пределы романа, решив сохранить их в запасе для последующих книг цикла. И большую часть книги составляет описание становления главного героя, который должен из забитого Пукы стать всемогущим шаманом, способным камлать и днём и ночью. Просто классический вариант истории про гадкого утенка, превращающегося в лебедя. Какой же ребёнок не мечтает о таком? И здесь авторы умело используют знание детской психологии, чтобы вызвать как можно более сильное переживание и «вживание» в персонаж. И в каком-то смысле это довольно опасно, потому что такое сопереживание значительно усиливает влияние тех идей и мыслей, которые авторы вложили в уста своего персонажа. По моему личному субъективному мнению, в данной книге авторам удалось пройти по тонкому лезвию и не уйти в область морализаторства или другую крайность. Писатели в книге показывают сложный для любого ребенка этап взросления, когда мир перестаёт быть просто добрым и просто злым, а появляются полутона, и может оказаться, что, чтобы делать добро, надо иногда пойти против правил, а кажущееся добро может быть не совсем таким правильным, как казалось ранее; что каждый поступок должен быть взвешен и обдуман, так как может иметь вполне определенные последствия как от принятых мер, так и от бездействия. Конечно, не без натяжек. Например, слабо верится, что забитый подросток с грязными волосами, закрывающими лицо (как описывают его авторы в начале книги), вдруг за короткое время вырастает в стройного красавца (sic! (об обложке далее)), способного принимать волевые решения и лезть на рожон. Конечно, это сказочная условность, да и поведение можно частично списать на влияния духов. И скорее всего подросток просто не обратит внимания на это, ведь в герое он может узнать себя и ему, конечно, интересно, как стать лебедем. Линии некоторых героев, которых авторы описывают с нескрываемой симпатией, вдруг резко и неожиданно обрываются, что тоже можно списать на издательство, которое жестко ограничило размер книги и не позволило растекаться мыслями по древу, но иногда это создает ощущение, что интересную задумку просто выбросили в помойку, дабы остаться в рамках объема книги, диктуемого издателем. Но это все приходит в голову по размышлении о прочитанном, а когда я читал, мне хотелось узнать, что будет далее. И это совсем неплохой показатель для книги.

Отдельного слова заслуживает оформление книги. Стоит отметить, что обложка получилась яркой и привлекающей внимание. На ней изображены главные герои романа. Но, по-видимому, художнику забыли сказать, что действующие лица романа — народы Севера, а они ближе к монголоидной расе. И в результате на нас с обложки смотрит красавец-подросток самого таки европеоидного вида. Да и главный герой в романе описан не таким богатырем, каким он видится с обложки.

Не помешала бы книге и дополнительная редактура. Рецензент пребывает в глубоком убеждении, что книга должна нести двойную обучающую роль: как рассказывать подростку о реальных проблемах в жизни и способах их преодоления, так и просто обучать грамотной речи и письму. И если с первой задачей книга справляется, то в отношении второй ей бы не помешала доработка. В первую очередь это касается определенных сцен в романе. Натуралистичность некоторых сцен, связанных с миром духов, избыточна. Можно верить, что современный подросток сталкивается со многим подобным в реальном мире, но зачем плодить это ещё и в книге? Никто не предлагает отказаться авторам от этих сцен, так как они вплотную вплетены в мифологию сюжета и важны для его развития, но смягчить и убрать различные ненужные жестокости, вроде «кишок, намотанных на копье», вполне возможно без вреда для сюжета. Кроме того, встречается и ряд неточностей, на которые обращаешь внимание при прочтении. На мой взгляд, нельзя говорить «тело духа» — дух по определению бестелесен. Или «богиня с треугольными глазами» — сколько ни искал, не смог найти таковую. Конечно, это может быть авторская находка, но трудно это представить в стандартной антропологической модели верования, согласно описанному в книге.

И самый интересный момент — более очевидный взрослым, но умный подросток тоже может сделать нужные выводы, — это достаточно антиклерикальный настрой романа. Нет, в книге никто не призывает отбросить все и ринуться верить в шаманство, но Храмы с их жрицами показаны в весьма неприглядном свете. И это интересно сразу с нескольких позиций. Сатирой, пожалуй, это ещё назвать трудно, но мы можем наблюдать, как верховная власть все больше и больше сплачивается с церковной патриархией. И в этом плане, пусть и на подростковом уровне, противопоставление некой храмовой структуры, забирающей последнее, и жизненной ситуации, когда камлающий черный шаман способен спасти чью-то жизнь, — достаточно весомый аргумент в становлении определенной позиции по отношению к церкви. А учитывая возможную высокую степень сопереживания, о которой я упоминал выше, это вообще большой камень в огород религиозного воспитания. И не считайте, что в подростковом возрасте дети так глупы, что могут этого не заметить, и это досужие домыслы автора рецензии.

В целом книга может понравиться как подросткам — за счёт персонажей и интересной приключенческой составляющей, — так и взрослым, которые найдут в себе смелость заглянуть в детскую книгу и увидеть оригинальное подростковое фэнтези. Сдается мне, роман всё-таки не зря вошел в номинационный список премии «Роскон» для детских и подростковых книг, которая посвящена памяти писателя Кира Булычева — одного из самых лучших советских фантастов, творивших именно для этой аудитории.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Илона Волынская, Кирилл Кащеев «Ирка Хортица — суперведьма!»

Demincev, 24 октября 2012 г. 18:52

В том безумном болоте фэнтези и вакууме детской литературы, что характеризуют современный книжный рынок, я с трудом мог наткнуться на действительно стоящее чтиво для подрастающей аудитории. Но мне повезло. Знакомство с Илоной Волынской и Кириллом Кащеевым подарило надежду, нет — уверенность, что не все потеряно. Что кроме Гарри Поттера и порожденных им вариаций существует еще что-то, откуда подрастающее поколение смогло бы почерпнуть нравственные добродетели и моральные истины, социальные подсказки и чувство слова, при этом получая огромное удовольствие от чтения. Спасибо Вам!

Оценка: 7
– [  2  ] +

Илона Волынская, Кирилл Кащеев «Жрица голубого огня»

vnuk_odina, 19 марта 2012 г. 14:49

Насколько я понимаю, это третья книга из фэнтези-цикла «Сивир», названный так в честь мира, где происходит достаточно жестокие события. То есть переломанные кости и пинание детей – это вполне обычное явление для этой вселенной. Хотя… Сивир же край северный, что ожидать-то. С первых страниц становится ясно, что лирики и нравственных ломок здесь не ожидается. Цель у персонажей одна – выжить, а если очень повезет, то отхватить кусок мяса, в данном случае – оленины. И все равно что это за персонаж, верховная жрица Голубого Огня, или озлобленная на весь мир девчонка, готовая предавать и подставлять ради собственной выгоды. Но опять же, что взять, это ж Север, то есть Сивир. Как уже, наверное, ясно, девчонка – это главный персонаж, которой суждено найти спутников и всем вместе отправиться менять несправедливую систему управления на ту, которая кажется им более приемлемой. «Жрица голубого огня», безусловно, книга на один раз, хотя, и она найдет своих поклонников.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Илона Волынская, Кирилл Кащеев «Жрица голубого огня»

vanwanderer, 2 марта 2012 г. 07:19

Вся серия «Сивир» — яркий пример того, что подростковая фэнтези может быть настолько же качественной, как и работы, ориентированные на более взрослую аудиторию. «Жрица» не исключение. В целом, книга меня понравилась именно этим: качеством и продуманностью мира, в кое-чём абсолютно чужом и неизвестном, а в чём-то до боли напоминающим наш (с этим, кажется, даже переборщили: ну совсем не к месту в настолько атмосферной книге вместо заклинания — куплет из песни БГ).

Однако, на фоне интересного сюжета все недостатки отходят на второй план, оставляя лишь удовольствие от чтения. :) Вообщем, если вы ищите интересную книгу, за которую ваш ребёнок будет вам благодарен — советую без сомнений.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Илона Волынская, Кирилл Кащеев «Жрица голубого огня»

Sk0rp, 29 февраля 2012 г. 17:45

История очень приятная, интересная, но может показаться странной для те, кто не читал первые две книги. Поэтому посоветую знакомиться с серией по порядку. Для тех, кто начинает знакомиться с книгами с этого тома, эта история будет трудной в начале чтения. Не сразу удаётся привыкнуть к сложным на первый взгляд именам и тяжело понять кто есть кто. Книге не хватает вступительных слов. Не в смысле простого вступления, конечно. В смысле постепенно ознакомления с миром, воспоминаний для читавших предыдущие книги. Это мелочи, но именно они влияют на отношение к книге.

И ещё один минус. Да, говоря прямо, это детская сказка. но некоторые детские сказки интересны для прочтения всем, а некоторые только детям. Так вот эта интересна именно детям. Родитель может не полностью оценить её по достоинству. Мою оценку книги это не изменит, но замечание считаю важным.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Илона Волынская, Кирилл Кащеев «Жрица голубого огня»

caterina, 28 февраля 2012 г. 21:55

Творческий тандем госпожи Волынской и господина Кащеева уже не раз доказывали, что из подростков могут получится герои фэнтези . И вот снова мир Сивира и в круговорот событий творцы-писатели кинули тринадцати дневную (так в Сивире отмеряют годы) девочку. Трудности и испытания, загадки и тайны, перед нами оживает северная сказка, самобытная и уютная (не смотря на длинные холодные ночи). Примечательно что во всех книгах серии создатели как бы не нарочно хулиганят в описании, то Мальвина с непонятным черным зверем у ног появится на стене, то загадочные жрецы-геологи в сказаниях … и этот трюк делает мир Сивира близким и знакомым. Рекомендую читать как сказку детям =)

Оценка: 9
⇑ Наверх