FantLab ru

Михаил Шолохов

Михаил Шолохов
Страна: Россия
Родился: 24 мая 1905 г.
Умер: 21 февраля 1984 г.

Псевдонимы:

М. Шолох


Жанры:
Реализм
96%
Историческая проза
32%
ещё >>

Михаил Александрович Шолохов — классик советской литературы и общественный деятель. Академик АН СССР (1939), дважды Герой Социалистического Труда (1967, 1980). Лауреат Нобелевской премии по литературе (1965 год — «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время»).

Родился 11 (24) мая 1905 на хуторе Кружилин.

В разгар Гражданской войны стал очевидцем трагических событий на Дону: на его глазах разворачивались военные действия между белоказаками и красными, велась борьба казаков за независимость, окончившаяся Верхнедонским восстанием.

К началу 1920-х имел за плечами опыт продкомиссара, сочинителя агитпьес и работника ревкома — с таким багажом он появился в Москве. Там примкнул к литературному объединению «Молодая гвардия», существовавшему под эгидой РАППа, в 1923 дебютировал с фельетоном в газете «Юношеская правда». В ином ключе были написаны «Донские рассказы» Шолохова (1926) — произведения о столкновении белоказаков с красными, о братоубийственной борьбе на Дону. В этих рассказах одержимость классовым насилием вела к отцеубийству («Бахчевник»), сыноубийству («Родинка»), смертельной вражде между братьями («Коловерть»). «Наука ненависти» заставляла соседей убивать друг друга за горшок щей и крынку молока («Алёшкино сердце»). Шолохов не романтизировал насилие, не пел «Россию, кровью умытую», — он нес в литературу суровую, жестокую правду о Гражданской войне. В его изображении классовая борьба — война своих против своих, она рассекает семьи, разделяет отцов и детей. Разрушение родственных связей, классовая «червоточина», разъедающая семью, — тема, которая перекочевала из «Донских рассказов» в «Тихий Дон».

В 1926 вернулся на Дон, в станицу Каргинскую, а затем переселился в Вёшки. К этому времени работал над романом «Донщина» о походе генерала Корнилова на Петроград. «Донщина» легла в основу первых двух книг «Тихого Дона», опубликованных в журнале «Октябрь» с января по декабрь 1928.

«Тихий Дон» пользовался оглушительным успехом у современников. Луначарский сравнил Шолохова с Львом Толстым, а «Тихий Дон» с «Войной и миром». Александр Серафимович признал молодого автора «во сто раз талантливее» себя и предрек ему скорую мировую славу. Вся Россия зачитывалась историей Григория и Аксиньи, Госиздат выпустил «Тихий Дон» в популярной серии «Дешевая библиотека Госиздата». В 1930 режиссерами Правовым и Рождественской по роману был поставлен фильм, упрочивший шолоховскую славу.

Первые две книги «Тихого Дона» (1925-1928) охватывали период Первой мировой войны, революцию 1917, становление Советской власти на Дону. Шолохов давал картину слома русской истории, описывал войну и мир, быт и сражение, судьбы исторических личностей и простых людей. Наряду с вымышленными персонажами в романе действовали реально существовавшие белые генералы Каледин, Корнилов, председатель казачьего военно-революционного комитета Подтелков. Точкой отсчета Шолохов считает 1912. Однако главным откровением «Тихого Дона» стал не эпический размах повествования, а обращение автора к судьбе человека, втянутого в кровавый круговорот истории.

Главный герой — Григорий Мелехов — личность незаурядная, казак с турецкой кровью, командир белой дивизии, а затем и красной конницы, получивший 14 ранений и полный комплект боевых наград. Григорий Мелехов индивидуализировался автором, наделялся «особыми приметами». Даже удар, делавший Григория неуязвимым в бою, был особым — не правой, а левой: с детства левша, Григорий научился одинаково хорошо владеть обеими руками. Двурукость символически передавала самое существо судьбы Мелехова — «от красных отбился, к белым не пристал». Григорий не определился в своей «классовой позиции», не сделал выбора между воюющими сторонами. Это сразу же отделяло его от героев других произведений о Гражданской войне, например, от Мечика из романа А. Фадеева «Разгром». Выходец из народной среды наделялся сложным психологическим складом, тягой к правдоискательству, неоднозначностью оценок. Характер героя определил и глубину житейских коллизий — отношения внутри любовного треугольника Григорий — Аксинья — Степан.

Судьба Григория отражала не только его исключительность, но и всенародную трагедию «похитнувшейся жизни», крушение веками устоявшегося миропорядка. Герои романа — Кошевые, Мелеховые, Коршуновы, Астаховы — казаки, особое военно-земледельческое сословие России, созданное по указу Екатерины II, не причисленное ни к крестьянству, ни к дворянству. Своеобразные обычаи самоуправления и поведения, особый быт, язык, привычки, отличавшие казачью вольницу, — подлинная область художественного исследования автора. К концу романа почти все герои Шолохова погибают, «Тихий Дон» исчезает с лица земли.

В печати была приостановлена третья книга «Тихого Дона», посвященная Вёшенскому восстанию против расказачивания и созданию своеобразной республики на левом берегу Дона. Правда о кровавой эпопее расказачивания, о действиях на Дону Троцкого была в романе безжалостной. Причиной восстания послужили перегибы по отношению к казакам-середнякам и бессудные расстрелы в станицах. Казаки восстали в тылу у красных, что привело к поражению на Южфронте и началу наступления Деникина. Теперь Шолохова обвиняли уже в «белогвардейщине».

В начале 1930-х он оказался в районе «сплошной коллективизации», на его глазах погибала деревня, в запустение приходила когда-то богатейшая область. «Вы бы поглядели, что происходит у нас и в соседнем Нижне-Волжском крае, — писал Шолохов редактору издательства «Московский рабочий» Е. Левицкой. — Жмут на кулака, а середняк уже раздавлен. Беднота голодает. Народ звереет, настроение подавленное...». Письма Шолохова к Левицкой рисуют страшную картину коллективизации на Дону, не напоминающую колхозную идиллию Поднятой целины. Следующим адресатом Шолохова стал Сталин. Письма Шолохова к Сталину изобиловали ужасами голодомора, описанием пыток, избиений и надругательств, с помощью которых изымался хлеб. Теперь творческая активность Шолохова проявлялась главным образом в жанре напряженного диалога с вождем. Сталин благосклонно отнесся к письмам — ответил Шолохову письмом, телеграммами, прислал голодающим эшелон с зерном.

Наряду с отчаянными протестами против коллективизации создает роман «Поднятая целина» (первая книга — 1932, вторая — 1960): «Пишу новый роман о том, как вёшенские, к примеру, казачки входили в сплошную коллективизацию в 1930 и как они живут в колхозах». Это роман в поддержку политики коллективизации на селе. Организатор и председатель колхоза на Дону в «Поднятой целине» — моряк Давыдов, приехавший обучать казаков земледелию. Многие сцены романа не лишены двусмысленности: в них беспощадно изображалась борьба «на хлебном фронте», участь крестьянства.

С трудом продвигалась работа над заключительными частями романа «Тихий Дон». 4 июня 1928 он писал Левицкой: «Прочтите (...) продолжение «Тихого Дона» — черкните мне ваше мнение. Там меня начинает душить история, и соответственно с этим меняется характер». История душила не только Шолохова, но и его героя, теряющего в окаянной коловерти революционного времени всех своих близких. Оставшись без семьи и похоронив Аксинью, Григорий видит, как над ним встает черное солнце. К концу четвертой книги, вышедшей в 1939, Григорий Мелехов мечтает об одном — больше не участвовать в цепной реакции бессмысленных и бесконечных смертей, преступном насилии над действительностью. Григорию не дается понимание свершившегося в России великого эксперимента, исторически оправданного насилия. Некоторые писатели советовали Шолохову «достойно закончить роман» и привести Григория в партию. Однако скитания Григория имели в романе другой итог: на пороге разоренного дома он держит на руках единственного сына — последнего, кто остался в живых из большой мелеховской семьи.

В конце 1930-х над Шолоховым нависла угроза ареста. К этому моменту он уже неоднократно бывал на приёме у Сталина, списывал ужасы голодомора на «непродуманную работу» на местах (статья «Результат непродуманной работы», январь 1933, «Правда»).

В 1939 в творческой судьбе Шолохова совершается перелом: избежав ареста, к началу войны он прочно занимает положение одного из первых писателей советской страны. Отправившись на фронт корреспондентом «Красной звезды» и «Правды», попадает в авиакатастрофу и чудом остается в живых. На его глазах осколком снаряда была убита мать, разрушен дом в Вёшках. 23 июня 1942 — в годовщину вторжения фашистской Германии в СССР, Шолохов опубликовал в «Правде» статью «Наука ненависти», в которой призвал «носить ненависть на кончиках штыков». Главной движущей силой в борьбе с захватчиком он считал беспощадную ненависть к «осатаневшим фашистским выродкам».

С трудом давался Шолохову его новый роман «Они сражались за родину», первые главы которого появились в «Правде» в 1943. Он был посвящен суровой окопной жизни, солдатам разбитого полка, сражающегося на Дону. К роману «Они сражались за родину» пытался вернуться в 1950-1960-е, но книга так и осталась неоконченной. В 1975 С. Бондарчук снял по неоконченному роману фильм с участием звезд советского кино: Шукшина, В. Тихонова, Г. Буркова, Ю. Никулина, Н. Мордюковой, И. Смоктуновского.

Рассказ «Судьба человека» был опубликован в «Правде» в новогодних номерах 1957. В нем автор касался полузапретной темы — судьбы военнопленных, которые из немецких лагерей отправлялись в лагеря «родные». Андрей Соколов изображен в рассказе человеком, сохраняющим в плену «русское достоинство и гордость». Вернувшись домой, герой рассказа усыновляет мальчика — сироту войны.

Появление «Тихого Дона» в 1928 повлекло за собой не только восторженные рецензии, но и обвинения в литературном плагиате, судебные разбирательства. Многих смущало, что роман появился из-под пера двадцатитрехлетнего автора, который казался слишком юным для создания столь грандиозного романа. Позже сомнение в авторстве «Тихого Дона» выражали Солженицын (книга «Стремя Тихого Дона», под псевдонимом Медведева-Томашевская), Р. Медведев («Загадки творческой биографии Шолохова»), однако эти исследования целиком строились на гипотезах и не содержали никаких документальных подтверждений. Обвинения с новой силой вспыхнули в 1990-е, когда открылись архивы. Но и тогда никаких убедительных доказательств шолоховского плагиата обнаружено не было.

В 1965 Шолохов был удостоен Нобелевской премии «за художественную силу и цельность эпоса о русском казачестве в переломное для России время». «Тихий Дон» был причислен к классике 20 века, продолжающей гуманистические традиции великой русской литературы.

Умер Шолохов 21 февраля 1984 года в станице Вёшенской. Могила его расположена на территории усадьбы, где он жил со своей семьёй в 1949-1984 гг.

Награды и премии:


лауреат
Нобелевская премия по литературе / Nobelpriset i litteratur, 1965 // (СССР) (За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время)

лауреат
Ленинская премия в области литературы, 1960
Поднятая целина (1960)

лауреат
Сталинская премия в области литературы, 1935-1940 // Художественная проза. Первая степень
Тихий Дон (1940)

Похожие авторы:

Сортировка:

Михаил Шолохов. Циклы произведений

8.62 (37)
-
1 отз.
8.19 (82)
-
1 отз.
8.19 (41)
-
1 отз.
7.46 (51)
-
1 отз.
7.97 (59)
-
1 отз.
7.82 (22)
-
8.40 (56)
-
7.92 (43)
-
8.17 (30)
-
8.33 (147)
-
8.16 (31)
-
8.06 (33)
-
7.72 (40)
-
7.83 (29)
-
8.15 (26)
-
7.60 (20)
-
8.21 (24)
-
8.04 (40)
-
8.29 (71)
-
1 отз.
8.16 (19)
-
8.39 (33)
-
8.26 (38)
-
1 отз.
8.30 (27)
-
7.96 (24)
-
8.56 (50)
-
7.89 (19)
-
7.64 (14)
-

Михаил Шолохов. Романы-эпопеи

8.77 (654)
-
22 отз.
9.04 (318)
-
1 отз.
8.94 (301)
-
1 отз.
8.87 (289)
-
1 отз.
8.94 (293)
-
8.36 (272)
-
3 отз.
8.27 (186)
-
8.21 (169)
-

Михаил Шолохов. Участие в межавторских проектах

  Рассказы о Ленине // межавторский цикл  
5.26 (19)
-
5.82 (17)
-
  • Рассказы и очерки
8.33 (147)
-

Михаил Шолохов. Романы

9.04 (318)
-
1 отз.
8.94 (301)
-
1 отз.
8.87 (289)
-
1 отз.
8.27 (186)
-
8.94 (293)
-
8.21 (169)
-

Михаил Шолохов. Повести

8.17 (30)
-

Михаил Шолохов. Рассказы

  1924 Родинка  
8.19 (82)
-
1 отз.
  1925 Алёшкино сердце  [= Алёшка]  
8.40 (56)
-
7.92 (43)
-
  1925 Двухмужняя  [= Двумужняя]  
8.15 (26)
-
  1925 Илюха  
7.82 (22)
-
  1925 Коловерть  [= Красногвардейцы]  
8.16 (31)
-
7.83 (29)
-
8.33 (147)
-
8.39 (33)
-
  1925 Обида  
8.21 (24)
-
  1925 Пастух  
8.19 (41)
-
1 отз.
7.72 (40)
-
7.46 (51)
-
1 отз.
-
8.06 (33)
-
7.97 (59)
-
1 отз.
  1926 Батраки  
7.96 (24)
-
8.29 (71)
-
1 отз.
  1926 Калоши  
8.16 (19)
-
8.30 (27)
-
8.04 (40)
-
8.26 (38)
-
1 отз.
8.56 (50)
-
  1927 Ветер  
10.00 (1)
-
7.64 (14)
-
7.89 (19)
-
7.60 (20)
-
8.42 (31)
-
1 отз.
8.99 (363)
-
11 отз.

Михаил Шолохов. Киносценарии

  1940 Поднятая целина // Соавтор: Сергей Ермолинский  
8.00 (2)
-
  1965 По тихому Дону [отрывок] // Соавтор: Леон Мазрухо  
7.00 (1)
-
  1965 Поднятая целина // Соавтор: Николай Шенгелая  
7.50 (2)
-

Михаил Шолохов. Статьи

6.00 (1)
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1946 Речь перед избирателями в станице Вешенской  [= Из речи перед избирателями в станице Вешенской] [речь]  
-
3.00 (1)
-
-
  1949 Из выступления на Всесоюзной конференции сторонников мира  [= Мы смотрим в будущее светлыми глазами] [речь]  
-
  1949 Свет и мрак [памфлет]  
8.50 (2)
-
  1950 Выступление на совещании передовиков сельского хозяйства  [= За сжатые сроки и высокое качество полевых работ!] [речь]  
-
5.00 (1)
-
-
-
  1952 Ваш верный спутник [заметка]  
3.00 (1)
-
-
-
-
-
  1954 Из выступления на Третьем съезде писателей Казахстана  [= В обстановке смелой, деловой критики] [речь]  
-
  1954 Речь на Втором Всесоюзном съезде советских писателей  [= Вступительное слово на Втором Всесоюзном съезде советских писателей] [речь]  
-
  1954 Страстно, правдиво! [новогоднее пожелание]  
-
  1955 Высокая честь — творить для народа [Выступление на творческом семинаре молодых писателей Ростовской и Каменской областей]  
-
  1955 От всего сердца [новогоднее поздравление]  
-
  1956 Английским читателям  [= Английским читателям [Предисловие к английскому изданию романа "Тихий Дон"]]  
4.00 (1)
-
  1956 В добрый час! [заметка]  
-
  1956 Великий сын Украины [заметка]  
-
-
-
  1956 К новым замечательным свершениям! [новогоднее пожелание]  
-
  1956 Речь на XX съезде КПСС  [= Из речи на XX съезде КПСС] [речь]  
-
-
  1957 Не забывать о дружбе [приветствие в связи с открывшимся в Москве VI всемирным фестивалем молодёжи и студентов]  
-
  1957 Сокровищница народной мудрости [предисловие к сборнику пословиц и поговорок , собранных В.И. Далем]  
4.00 (1)
-
-
  1958 Гордость моей страны [приветствие в связи с открытием XIII сьезда ВЛКСМ ]  
-
-
  1958 Письмо военным морякам [в связи с сорокалетием Советской Армии]  
-
-
  1958 Солдаты моей Родины [к сорокалетию Советской Армии]  
-
  1958 Труден и славен ваш подвиг [к сорокалетию Советской Армии]  
-
  1958 Читателям и сотрудникам газеты «Литература и жизнь» [в связи с выходом перовго номера газеты "Литература и жизнь"]  
-
-
-
-
  1961 Величайший подвиг [о полёте второго космонавта Германа Титова]  
-
  1961 Вот что светит человечеству [в связи с проектом Программы КПСС]  
-
  1961 Вот это да!.. [о полёте первого космонавта Юрия Гагарина]  
-
  1961 На счастье и радость всего трудового человечества  [= Из речи на XXII сьезде КПСС] [из речи на XXII сьезде КПСС]  
-
  1963 По-отцовски крепко обнимаю [о полёте в космос Валентины Терешковой и Валерия Быковского]  
-
  1963 С честью послужить народу  [= Пусть разговор будет успешным] [выступление на совещании писателей Европейского сообщества]  
-
-
  1965 Живая сила реализма [речь в Золотом зале ратуши Стокгольма по случаю присуждения Нобелевской премии]  
4.50 (2)
-
  1965 О Семёне Давыдове  [= Из выступления на Кировском заводе в Ленинграде] [речь]  
-
  1990 Из речи М.А. Шолохова на XXIII съезде КПСС  [= Из речи на XXIII съезде КПСС] [речь]  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-

Михаил Шолохов. Очерки

  1923 Испытание  [= Испытание (случай из жизни одного уезда в Двинской области)] [фельетон]  
6.00 (6)
-
  1923 Три [фельетон]  
6.75 (4)
-
  1924 Ревизор  [= "Ревизор" (Истинное происшествие)] [фельетон]  
6.50 (4)
-
5.00 (1)
-
-
-
-
  1938 Всем сердцем с вами [заметка]  
-
  1938 Писатель-большевик [заметка]  
-
5.00 (1)
-
4.00 (1)
-
  1941 Гнусность [заметка]  
-
  1941 На Дону  [= Казаки]  
4.00 (1)
-
-
4.00 (1)
-
4.00 (1)
-
  1942 На юге  
4.00 (1)
-
  1945 Могучий художник [заметка]  
-
7.00 (2)
-
4.00 (1)
-
  1952 Любимая мать-Отчизна [новогоднее поздравление]  
5.00 (1)
-
  1952 Первенец великих строек  [= Первенец великих строек (Цимлянский гидроузел)]  
3.50 (2)
-
5.00 (1)
-

Михаил Шолохов. Сборники

8.38 (8)
-
7.00 (1)
-
7.00 (1)
-
7.00 (1)
-
7.50 (2)
-
7.00 (1)
-
7.00 (1)
-
  1931 Рассказы  
8.00 (1)
-
7.00 (1)
-
7.00 (1)
-
7.00 (1)
-
7.00 (1)
-
-
7.00 (1)
-
8.00 (2)
-
7.00 (1)
-
-
7.00 (1)
-
8.00 (1)
-
  1975 Рассказы  
7.00 (1)
-
8.50 (2)
-
9.00 (4)
-
7.50 (2)
-
7.67 (3)
-
  1983 Живая сила реализма [сборник статей и речей]  
-
9.00 (1)
-
  1983 Рассказы  
7.00 (1)
-

Михаил Шолохов. Отрывки

8.60 (5)
-
8.80 (5)
-
  В бригаде прорыв [глава из романа «Поднятая целина»]  
7.20 (5)
-
  Давыдов и Федотка [отрывок из романа «Поднятая целина»]  
8.14 (7)
-
  Дед Щукарь [отрывок из романа «Поднятая целина»]  
8.83 (6)
-
  Пахота [отрывок из романа «Поднятая целина»]  
7.00 (2)
-
  Солдатская дружба [отрывок из романа «Они сражались за Родину»]  
7.50 (2)
-
9.00 (6)
-
9.00 (4)
-

Михаил Шолохов. Прочие произведения

4.00 (1)
-
  1955 В редакцию журнала «Иностранная литература»  [= Письмо в редакцию журнала «Иностранная литература»] [письмо]  
4.00 (1)
-
  1956 О себе  
2.00 (1)
-
-
-
-

Михаил Шолохов. Незаконченные произведения

  1943 Они сражались за Родину (роман, не закончен)  
8.94 (85)
-
1 отз.


  Формат рейтинга


  Примечание

  • В библиографию не включены некоторые публицистические статьи, очерки и записи выступлений, которые впоследствии не переиздавались.

  • Подборка из 17 писем Михаила Шолохова Дмитрию Крупину, управделами ЦК ВКП(б): «Виктор Бакин. Неизвестные письма Шолохова // Наш современник, 2020, №5, с. 245-258.»


  •   Библиографы

  • Составители библиографии — abl007, an2001

  • Куратор библиографии — an2001


  • Этот автор не является фантастом как таковым и не включен в рейтинг фантастов, но администрация сайта считает, что это не повод обходить стороной его творчество.


  •   Лингвистический профиль Михаил Шолохов

    Словарный запас автора — очень высокий. Длина предложений — чуть выше среднего. Диалоги используются умеренно. Процент прилагательных и глаголов сбалансирован, оба показателя близки к средним. Причастия и деепричастия автор использует в умеренном количестве. Служебные слова (местоимения, предлоги, союзы, междометия, частицы и вводные слова) — крайне редко.

    ⇑ Наверх