FantLab ru

Амос Тутуола (Amos Tutuola)

Амос Тутуола
Страна: Нигерия
Родился: 20 июня 1920 г.
Умер: 8 июня 1997 г.
Жанры:
Сказка/Притча
95%
Магический реализм
59%
ещё >>

Амос Тутуола родился в июне 1920 года в Абеокуте. Родители его были фермерами, работающими на христианских какао-плантациях. Благодаря счастливому стечению обстоятельств, в двенадцать лет он оказался в числе первого поколения нигерийцев, которое могло получить хоть какое-то начальное образование в школе Армии Спасения. После этого юноша поступил на курсы для мальчиков, готовящие клерков, желая таким образом обеспечить себе гарантию оплаты обучения в Английской школе. Но 1939-ом году он был вынужден оставить дальнейшее образование: в этом году умер его отец и кто-то должен был содержать семью.

С 1942-го по 45-ый Тутуола служил в Королевских Воздушных силах, применяя там свой талант кузнеца. За прозу он взялся уже после Второй Мировой войны, когда в каком-то журнале случайно наткнулся на рекламу о том, что идёт собирание сказок народа Йоруба. Неплохо знающий местный фольклор и ещё в школе обладающий талантом хорошего рассказчика, Тутуола с энтузиазмом принялся писать «Пальмового пьянаря» и в 47-ом году повесть была закончена. Позже он вспоминал: «Когда я закончил рукопись, то положил её в стол, не зная, куда же её послать. И вновь я купил журнал такого же рода и по чистой случайности обнаружил рекламу: «Принимаем рукописи» за рубежом. И я тут же отослал свою рукопись рекламодателям. Ответ пришёл уже через две недели. Мне написали, что рукописи, которые не содержат текстов на религиозные темы, а именно на христианские, — не принимаются, но возвращать её мне они не собирались. Они решили найти того, кто бы мог опубликовать мой рассказ, т.к. он показался им необычным и он их зацепил». Книга вышла в свет в 1952 году и со временем была переведена на 15 языков.

В своей собственной стране Тутуола долго не имел признания: его обвиняли в плагиате народного фольклора и литературной безграмотности. Да, стиль Тутуолы запросто мог вызвать раздражение у какого-нибудь излишне консервативного человека, поскольку большинство его историй рассказаны так, словно они были записаны сперва на диктофон, а уже потом перенесены на бумагу. В своей статье «Портрет Амоса Тутуолы», Майкл Суэнвик справедливо заметил, что основные принципы его прозы этого замечательного автора не имеют ничего общего с литературой, происходящей от европейских моделей. Как писал Норман Уэйнштайн в книге «Пост-колониальные африканские писатели», «все книги Тутуолы представляют странный вневременный мир, где древний йорубский фольклор и религиозные таинства сосуществуют одновременно с Западным Христианином и современными научными достижениями». И действительно: в его книгах можно встретить колдунов и телевизоры, оживших мертвецов и телефоны, причём соединено всё это весьма необычным причудливым образом.

«Красная Рыба вылезала из норы, у неё была голова, похожая на черепашью, но если бы черепаха превратилась в слона — такая огромная голова — и с рогами. Красная Рыба не могла ходить — она только извивалась и ползла, как змея, да иногда ещё подпрыгивала и летела, но недолго. И вокруг всей головы у неё были глаза — они закрывались и открывались одновременно, как будто внутри у неё кто-то сидел и то их включал, то выключал».

Многие годы Амос Тутуола работал рассказчиком историй на Нигерианском радио, тесно сотрудничал с университетами, где участвовал и в научно-исследовательской работе, и в разных программах, посвящённых писательскому труду. Ещё в 47-ом году он женился на Виктории Алаке, брак с которой породил шестерых детей. Умер Тутуола 8 июня 1997 года, от гипертонии и диабета. «Пал один из лучших авторов фэнтези в мировой литературе, а ведь большинство людей из нашего круга даже и не знало о его существовании, — писал в своей статье Суэнвик. — Я буду всегда сожалеть, что мне так и не довелось с ним встретиться. Как было бы замечательно посидеть в его компании и услышать его смех!» Со временем книги Тутуолы широко распространились по всему миру и оказали большое влияние не только на литературу, но и на танцы, визуальное искусство, а так же на музыку. Наиболее известной работой является совместный альбом BUSH OF GHOSTS Брайна Эно и Дэвида Бирна. Особую популярность романы Тутуолы приобрели среди любителей «высокой» литературы, что с одной стороны удивительно, с другой — закономерно. На русском же языке его произведения впервые появились в далёком 1968 году, когда в рамках серии африканской прозы были изданы повести «Приключения Симби» и «Пернатая ведьма». В 1984 увидела свет книга «Заколдованные леса», в которую вошли романы «Путешествие в город мёртвых» (истории о Пальмовом Пьянаре) и «Моя жизнь в лесу духов». В 2000-ом году они были переизданы питерской «Амфорой» в серии «Новый век», специализирующейся на интеллектуальной литературы. Как гласит издательская аннотация, Тутуола едва умел читать и никогда не слышал имён Шекспира и Толстого...

Сортировка:

Амос Тутуола. Циклы произведений

9.11 (19)
-
2 отз.
8.27 (79)
-
6 отз.
8.08 (66)
-
6 отз.
7.97 (38)
-
2 отз.
8.09 (35)
-
3 отз.

Амос Тутуола. Романы

-
-
-
-
-

Амос Тутуола. Повести

8.27 (79)
-
6 отз.
8.08 (66)
-
6 отз.
8.09 (35)
-
3 отз.
7.97 (38)
-
2 отз.

Амос Тутуола. Рассказы

  1952 How I Brought Death Into the World [фрагмент повести «Пальмовый Пьянарь и его Упокойный Винарь, или Путешествие в Город Мертвых»]  
-
  1952 The Complete Gentleman  [= The Skull] [фрагмент повести «Пальмовый Пьянарь и его Упокойный Винарь, или Путешествие в Город Мертвых»]  
6.00 (3)
-
-
-
  1959 Ajaiyi and the Witch Doctor  [= Ajaiyi and the Soothsayer]  
-
-
-
  1961 The Duckling Brothers and their Disobedient Sister [является частью повести "Перистая Женщина, или Колдунная Владычица джунглей"]  
-
-
-
-
-
-
  1986 Tort's Bitter Destination  [= Destiny]  
-
-
  1986 Tort, Akiti, and the People of Heaven  [= Akiti, Tort, and the Strange Fellows; Tort, the Palm-Wine Tapper and the People of Heaven]  
-
-
-
  1990 Ade the Traitor  
-
-
  1990 Akanke and the Jealous Pawnbroker  [= Ankanke the Merciful Daughter]  
-
-
  1990 Rere, the Disobedient Son  [= Rere Omo Oluwo]  
-
  1990 The Greedy Tortoise and the Medicine Man  [= The Greedy Tortoise and the Orisa-Oko]  
-
-
  1993 Aghe Ati Isn re  [= Ki a ni awan ko da]  
-
-
-
  1993 Baba Ati Iya Kan  
-
-
-
  1993 Beni Ere Yio Fiara Re Han  [= Omo Yio Fiara Re Han]  
-
-
  1993 Buje Ati Ajapa  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1993 My Life in the Clouds  [= My Life in the Whirlwind; Necromancer of the Whirlwind]  
-
-
  1993 Oba Ati Opon  
-
  1993 Ojo Betrayed His Brother  [= Ojo the Traitor]  
-
  1993 Omemu Ati Obemu Re (Drinkard) [часть, вошедшая в роман "Пальмовый Пьянарь и его Упокойный Винарь"]  
-
  1993 Oro Huyo Lati Inu Ile  [= The Secret Woods that Sprouted; The Secret Woods that Make Man]  
-
-
-
-
-
  1993 Songo on the Road to Heaven  [= From Earth to Heaven; From the Earth to the Under World]  
-
-
-
  1993 The Greedy Friend: A Proverb Story  [= Greedy Man's Meat Always Lost in Bush]  
-
-
-
-
  1993 The Land Which Has the Eyes  [= Tort Finds the Eyes of a Land]  
-
-
-
-
  1993 The Talking Pregnancy  [= Talking from Womb; Speaking from Womb; Hinterland]  
-
  1993 The Temple of the Idols  [= The Keeper of the Village Shrines; Wonders of the Rivers; Immortal Creatures of the Rivers; The Aborigines of the Rivers; The St]  
-
  1993 The Three Night Wizards  [= The Three African Night Wizards]  
-
-
  1993 The Two Robbers  [= People of the Underworld]  
-
  1993 The Wise King  
-
  1993 Tort the Shell-Man and the Three Nameless Sisters  [= Ijapa, Ejo ati Akuko jyo nfe omo-oba]  
-
-
-
-
  2011 The Dead Babies (сетевая публикация)  
-

Амос Тутуола. Сказки

  1956 The Elephant Woman and the Hunter  [= The Elephant Woman]  
-
-
-
-
  1986 Segi and the Boa Constrictor  [= The Girl and the Snake]  
-
-
-
-

Амос Тутуола. Пьесы

-
-
-

Амос Тутуола. Эссе

-
-
-

Амос Тутуола. Очерки

-

Амос Тутуола. Сборники

  1986 Yoruba Folktales  
-
-

Амос Тутуола. Неопубликованное

  1993 The Path of Death (не закончено, не опубликовано)  
 


  Формат рейтинга


  Примечание

  • Следует отметить, что на английском языке большинство рассказов было напечатано только в 1993 году, в котором вышло полное собрание сочинений автора. До этого многие рассказы, в том числе входящие сборники, существовали только в рукописном или устном варианте, поэтому постоянно подвергались модификациям.

  • Составителю библиографии не удалось найти первоисточника для сказки «Аджайн и колдун». Составитель будет благодарен за любые уточнения по данному моменту библиографии.


  •   Библиографы

  • Составитель библиографии — Kons

  • Куратор библиографии — Kons



  • ⇑ Наверх