fantlab ru

Саша Соколов

Саша Соколов
Страна: Канада
Родился: 6 ноября 1943 г.
Жанры:
Постмодернизм
42%
Сюрреализм
38%
ещё >>

Саша Соколов (полное имя Александр Всеволодович Соколов) – русский писатель, поэт, широко использующий в своём творчестве приёмы постмодернизма, сюрреализма и гротеска.

Родился 6 ноября 1943 г. в Оттаве (Канада) в семье майора Всеволода Соколова, работавшего в аппарате торгового советника посольства СССР в Канаде. В 1946 г. отец за разведывательную деятельность был выслан из страны. С 1947 г. семья жила в Москве.

В 1950 г. Саша Соколов пошёл в школу, где его вольнолюбивый нрав приносил ему массу неприятностей: говорили даже о переводе в специальную школу. Первое произведение – повесть о шпионах – Соколов написал в возрасте семи-восьми лет.

В 1961 г., окончив школу, некоторое время работал санитаром в морге, затем препаратором. В 1962 г. поступил в Военный институт иностранных языков. Решив освободится от военной службы, симулировал душевную болезнь и провёл три месяца в военном госпитале для душевнобольных.

В 1965 г. Соколов стал членом неофициальной литературной группы «СМОГ», опубликовал под псевдонимом Велигош первые стихи в самиздатовском журнале СМОГистов «Авангард» (журнал и стихи не сохранились). В 1967 г. поступил на факультет журналистики МГУ. С 7 мая по 23 июля 1967 г. работал в газете «Новороссийский рабочий». Переведясь на заочное отделение, Соколов в конце года уехал в деревню Морки, расположенную в ста километрах от Йошкар-Олы. Здесь он писал для местной газеты «Колхозная правда». В «Колхозной правде» в 1967 г. появляется первый рассказ Соколова – «За молоком».

В 1969–1971 гг. Соколов работал в еженедельнике «Литературная Россия», сначала внештатно, а затем в штате.

Два лета подряд Соколов трудился в студенческом строительном отряде в Красноярском крае. Работа отрядов освещалась в местной газете «Студенческий меридиан». Часть материалов, написанных Соколовым для этой газеты, вошла в альманах «Баллада о третьем семестре» (1971).

За рассказ «Старый штурман», опубликованный в 1971 г. в журнале «Наша жизнь», получил премию в 100 рублей за «лучший рассказ о слепых».

В мае 1972 г. устроился егерем в Безбородовское охотохозяйство Калининской области. Некоторое время с первой женой Таисией Суворовой и дочерью Александрой жил на Кавказе и работал в газете «Ленинская правда» (г. Георгиевск), но вскоре, после конфликта с редактором, уволился. Оставив семью, вернулся в Москву. Здесь с помощью знакомой, гражданки Австрии Иоханны Штайдль, пытается получить в посольстве Канады информацию о возможности выезда из страны. С этого момента был под постоянным наблюдением КГБ. В 1974–1975 гг. работал истопником в Тушине, на окраине столицы. Штайдль, после их многократных попыток заключить брак, лишают въездной визы в СССР. Она начинает в Вене акцию протеста. После вмешательства в дело канцлера Австрии Соколов получает выездную визу.

В октябре 1975 г. приехал в Вену, где женился на Штайдль и устроился столяром на мебельную фабрику. В Европе практически не общался с представителями эмиграции, не участвовал в культурной и политической жизни. Исключением стал форум в тирольской деревне Альпбах, темой которого была угроза свободе слова в Восточной Европе и СССР. Вскоре после форума, в сентябре 1976 г., улетел в США. Несколько месяцев жил в доме Карла и Эллендеи Проффер в Энн-Арборе, в 1977 г. получил канадский паспорт. В марте 1977 г. у Иоханны Штайдль и Соколова родился сын.

В 1976 г. в издательстве «Ardis» на русском языке выходит первый роман Саши Соколова «Школа для дураков», переведённый впоследствии на многие языки и принёсший писателю мировую известность. Путёвку в жизнь роман получил после отзыва о нём Владимира Набокова («обаятельная, трагическая и трогательнейшая книга»). Повествование ведётся от лица ученика школы для умственно отсталых детей. Реальность и фантазии переплетаются на страницах романа, и время идёт нелинейно. Сам Соколов так охарактеризовал «Школу для дураков»: «Ведь там же ясно сказано: никакого времени на самом деле не существует. Не говоря о том, что на свете нет ничего, кроме ветра» (в интервью 2004 г. «Снежный человек»).

«Школа для дураков», как и все последующие работы писателя, написана в стилистике, которую Саша Соколов определяет как проэзию: «Стихи и прозу я начал писать одновременно. Я придумал этот термин – проэзия – чтобы обозначить то, что я делаю, потому что это и не проза, как её сейчас понимают, и не лирика. Вот Гоголь, он для меня образец: это проза, поэзия, это возвышенная речь. Если б мне вдруг предложили писать такую прозу, какой заполнены толстые журналы, то я бы просто перестал писать, мне это неинтересно. Проза ничем не хуже поэзии, она должна быть такой же красивой...» (из интервью 1990 г. «О встречах и невстречах»).

Второй роман Соколова «Между собакой и волком», начатый ещё в СССР, был закончен в Лос-Анджелесе в 1980 г. и увидел свет в начале года. Вынесенная в заглавие калька с французской идиомы, означающей «сумерки», приносит привычное для романного мира Соколова ощущение зыбкости границ вещей и явлений, их взаимопроницаемости. В романе особое внимание уделяется лексическому пласту повествования, сказовому слову и – с другой стороны – ритму прозы. В 1981 г. за роман «Между собакой и волком» Соколов получил премию имени Андрея Белого.

Весну 1980 г. Соколов проводит со своими друзьями, писателями Эдуардом Лимоновым и Алексеем Цветковым, читая лекции в США и Канаде. Летом 1980 г. он переехал в Калифорнию, где преподавал в Монтерейском институте международных проблем и работал над новым романом. В мае 1981 г. в университете проводилась конференция «Русская литература в эмиграции», на которой Соколов выступил с лекцией «На сокровенных скрижалях».

В апреле 1985 г. в издательстве «Ardis» вышла третья книга писателя «Палисандрия» – фантастический, постмодернистский, пародийный роман-памфлет. «Палисандрию» называли «антироманом», «Лолитой» наоборот.

В марте 1984 г. Соколов принимает участие в Форуме русской культуры в Энн-Арборе. Осенью 1985 г. выступает с лекциями в американских университетах. Материалы выступлений легли в основу наиболее известных эссе писателя – «Тревожная куколка», «Портрет русского художника в Америке: в ожидании Нобеля» и др.

В 1986 г. в Нью-Йорке у писателя и его гражданской жены родилась дочь Мария Гольдфарб, ставшая художником.

В июне 1986 г. Соколов устроился в Вермонте работать тренером по лыжам на одном из курортов штата.

В 1988 г. Соколов женится на американке Марлин Ройл, тренере по гребле.

В 1989 г. роман «Школа для дураков» был опубликован в третьем номере журнала «Октябрь» и получил премию журнала «Октябрь».

Летом 1989 г. Саша Соколов вернулся в Россию. Вместе с женой он жил в Москве и Подмосковье, писал новый роман и скрывался ото всех. В 1990 г. писатель вновь уехал из страны.

Второе кратковременное возвращение Соколова в Россию состоялось в мае 1996 г. по случаю вручения ему Пушкинской премии.

В 1990–2000-х гг. жил в Европе и Америке. Соколов постоянно работал над новой прозой, но не публиковал её. «В последние годы я уже не могу писать романы, жанр мне кажется искусственным. Есть в романе какое-то лукавство, не серьёзно это, сказки какие-то! Меня не интересуют содержание, сюжеты… Главное – это течение письменной речи и то, что можно выстроить из этого. Вот что меня интересовало. Я много лет это искал и нашёл, готовлю такую книгу…» (из интервью 2007 г. «Саша Соколов на фоне Карадага и виноградной лозы»).

В 2011 г. вышел сборник «Триптих», содержащий три «проэмы» Саши Соколова.

Перед каждым переизданием Соколов заново редактирует свои произведения.

В настоящее время писатель живёт в Канаде.


Фантастика в творчестве автора

К фантастике относится роман Соколова «Палисандрия». «Палисандрия» – это мемуары о советской элите сталинского и послесталинского периода, якобы законченные в 2044 г. и опубликованные в 2757 г. Автор воспоминаний Палисандр Дальберг, внучатый племянник Берии и внук Распутина, рассказывает кремлёвские анекдоты и живописует свои любовные утехи. Палисандр спокойно соблазняет старух на московских кладбищах до тех пор, пока один из его отцов-покровителей, Андропов, не вербует его в орден Часовщиков, чтобы Дальберг убил Местоблюстителя – Л.И. Брежнева.

Хотя в целом роман «Школа для дураков» относится к жанру сюрреализма, в нём использован ряд фантастических ходов, в частности, нелинейный ход времени и разговоры с умершим учителем Норвеговым.

Сортировка:

Саша Соколов. Романы

8.24 (127)
-
4 отз.
8.41 (37)
-
7.26 (23)
-
1 отз.

Саша Соколов. Рассказы

-
-
  1968 Полынья  
-
8.00 (1)
-
10.00 (2)
-

Саша Соколов. Микрорассказы

  1968 В армию  
9.00 (3)
-
  2014 Озарение  
8.50 (4)
-

Саша Соколов. Сказки

  1974 Журавль  
-
-

Саша Соколов. Поэзия

-
-
8.00 (3)
-
  1974 Про рысь (для детей)  
8.00 (2)
-
  2006 Дуэнде  
8.00 (3)
-
  2007 Рассуждение [проэма]  
9.20 (5)
-
  2009 Газибо [проэма]  
9.20 (5)
-
  2010 Филорнит [проэма]  
9.20 (5)
-
8.00 (3)
-

Саша Соколов. Статьи

-
  2019 «Известно ли вам, как греческий принц Георг спас цесаревича Николая...» [предисловие к роману А. Гаджи «Тайные свидетели Азизы»]  
-

Саша Соколов. Эссе

9.00 (2)
-
  1982 На сокровенных скрижалях  [= Соколов о себе]  
7.57 (7)
-
7.50 (6)
-
8.00 (2)
-
  1985 Ключевое слово словесности  [= Ключевое слово словесности: как]  
8.40 (5)
-
7.43 (7)
-
  1986 Palissandre — c’est moi  [= Palissandr — c’est moi?]  
7.67 (6)
-
8.50 (2)
-
  1986 Портрет русского художника в Америке: в ожидании Нобеля  [= Портрет художника в Америке: в ожидании Нобеля]  
7.71 (7)
-
7.09 (23)
-
-
  1989 Общая тетрадь, или Групповой портрет СМОГа  [= Общая тетрадь, или же Групповой портрет СМОГа]  
6.71 (7)
-
7.50 (6)
-
8.00 (2)
-
  1996 Конспект  
7.33 (6)
-
7.50 (4)
-
  2020 Хлебников  [= Саша Соколов о Хлебникове]  
8.00 (4)
-
  2022 «Середина шестидесятых...» [о Фазиле Искандере]  
8.50 (2)
-

Саша Соколов. Очерки

-
-
7.00 (1)
-
-
-
-
  1968 Наших полей мастера // Соавтор: Таисия Суворова  
-
  1968 Пять ракет над полем // Соавтор: Таисия Суворова  
-
-
-
-
-
8.00 (2)
-
7.00 (2)
-
7.00 (2)
-
7.50 (2)
-
7.50 (2)
-
-
8.00 (2)
-

Саша Соколов. Сборники

9.00 (1)
-
9.00 (2)
-
9.00 (1)
-
9.33 (3)
-
  2011 Триптих  
7.80 (5)
-
-
9.00 (2)
-

Саша Соколов. Интервью

  1981 «Происходит важное — возвращение утраченного...»  [= В «Русской мысли» — писатель Саша Соколов] // Соавтор: Кира Сапгир  
-
  1981 Саша Соколов говорит // Соавторы: Александр Половец, Сергей Рахлин  
9.00 (3)
-
  1984 «Я хочу поднять русскую прозу до уровня поэзии...» // Соавторы: Александр Воронель, Нина Абрамовна Воронель  
-
  1989 «Время для частных бесед...» // Соавтор: Виктор Ерофеев  
-
7.50 (2)
-
-
  1990 Разговор через пятнадцать лет // Соавтор: Владимир Семёнович Батшев  
-
  1990 Спасение в языке // Соавтор: Александр Алексеевич Михайлов  
-
  1991 «...Я вернулся, чтобы найти потерянное» // Соавтор: Феликс Медведев  
-
  1991 Интервью (Вашингтон, 21 мая 1986 г.) // Соавтор: Джон Глэд  
9.00 (3)
-
  1995 Учитель дерзости в школе для дураков // Соавтор: Владимир Кравченко  
-
  1997 О встречах и невстречах // Соавтор: Владимир Кравченко  
-
  2004 «Я не принимаю большую часть русского словаря» // Соавтор: Мария Терещенко  
-
-
  2006 Беседа с Сашей Соколовым // Соавтор: Наум Вайман  
-
  2007 «По мне многие скучают…» // Соавтор: Игорь Кручик  
-
-
  2011 «Я всю жизнь выбираю лучшее. Чаще всего бессознательно…»  [= «Сколько можно на полном серьёзе мусолить внешние признаки бытия?»] // Соавтор: Ирина Врубель-Голубкина  
9.00 (3)
-
  2011 «Я сам себе смысл, дайте мне язык»  [= Школа без дураков]  
-
  2014 «Время готовить новый Ренессанс» // Соавтор: Владимир Ильич Чередниченко  
-
-
-
  2017 Каких только словечек не прикукобишь // Соавтор: Сергей Шаргунов  
7.00 (3)
-
-

Саша Соколов. Прочие произведения

  1989 «О себе. Соколов Саша...» [ответы на анкету]  
-
7.50 (4)
-
-
-


  Формат рейтинга


  Примечание

В библиографию не включена публицистика и рецензии, публиковавшиеся в советских газетах в 1967–1971 гг.

Многочисленные интервью Саши Соколова представлены в библиографии частично. В полном объёме отражены только те из них, что публиковались в книжных изданиях или «толстых» журналах.


  Библиографы

  • Составитель библиографии — alexander_sm

  • Куратор библиографии — alexander_sm


  • Этот автор не является фантастом как таковым и не включен в рейтинг фантастов, но администрация сайта считает, что это не повод обходить стороной его творчество.


  • ⇑ Наверх