FantLab ru

Все отзывы на произведения Питера Хёга (Peter Høeg)

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Питер Хёг «Тишина»

Изенгрим, 19 апреля 13:28

Это, наверное, самая неожиданная книга изо всех, что я прочитал, или как минимум в первой пятерке. Здесь не ясно не то что на соседней странице произойдет, а в следующем абзаце. Какая-то логика поломанная, или точнее — очень авторская, как пунктуация у Толстого.

Очень странный текст, очень странный детектив, который если честно, до конца так и не понятен — что-то Питер Хёг перемудрил и переусложнил. Это что-то совершенно нечеловеческое. Как сериал Ганнибал, который сняли маньяки для маньяков, так и эту книгу написал какой-то сверхчеловек для сверхчеловеков.

Чем-то похоже на комикс. Какая-то извращенная супергероика с неформатным супергероем, лажающим на каждом шагу. Боевые православные монашки, все знающие и все умеющие, супердетишки, способные останавливать время и вызывать потопы, а также суперзлодей, чья мотивация и злобная деятельность в итоге для меня остались весьма смутными. Темная изнанка Копенгагена, фриковые персонажи, иногда отсутствует осмысленность поведения, многие события происходят ночью. Главный герой чем-то напоминает Роршаха из Хранителей, но более вменяемого и одаренного.

Довольно быстро у меня появилось ощущение, что книга вот-вот закончится. Когда я прочитал четверть, я подумал — странно, текста еще много, а ведь уже конец виден. Когда я прочитал треть, подумал тоже самое. Потом половина, две трети, и книга, постоянно балансирующая на грани концовки, никак не хотела заканчиваться и все длилась и длилась. Самое интересное, что ближе к концу начинаешь осознавать, что книга не закончится никогда, и всегда будет оставаться еще один непрочитанный кусочек — все меньше и меньше, но так в итоге и не исчерпаемый — что концовка книги только подтверждает.

Читать мне было интересно. Стиль автора интригует и завораживает. Как будто смотришь занимательные иллюзии опытного фокусника, и никак не можешь угадать, что он будет делать в следующий момент и как еще он тебя удивит. Кроме того, сильно забавляло, насколько все события плотно подогнаны друг к другу. Все персонажи появляются ровно в нужный момент, ни секундой раньше, ни секундой позже, как будто стоят за кулисами и ждут своего времени и отмашки автора. Тишина работает как идеально заведенные ходики, и персонажи как будто двигаются по кругу, все время появляются одни и те же личности в разных ипостасях, это удивляет даже самого героя.

Однако при этом роман страшно выматывает — очень уж сильные и протяженные эмоции, очень глубокие и насыщенные, автор очень качественно переводит слова в тактильные ощущения, осязание и соучастие. Это сложно долго выдерживать, хочется с криком броситься в ближайшее окно, чтоб все наконец закончилось.

Если рассматривать книгу как жанровую, то это полный провал — книгу штормит, автора перекидывает из темы в тему, жанры смешиваются и размешиваются, различить основной сюжет довольно сложно (даже детективная линия в результате вырождается). Однако если не пытаться искать нужные тэги, жанровые черты и координатную сетку, то книга обретает связность и не то чтобы осмысленность, но какую-то сферичность. Произведение очень авторское, и воспринимать его надо со всех сторон сразу — а это трудно, и лично у меня, как представляется, это не получилось в полной мере.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Питер Хёг «Смилла и её чувство снега»

pontifexmaximus, 17 февраля 2020 г. 12:29

Верно люди говорят, что всякому овощу — свое время...

А то выйдет та же оказия, что приключилась в детстве у меня с пряничным зайцем. Подарили, стало быть, мне этого зайца по какому-то поводу не очень значительному, и взял я себе в голову, что съем этого зайца, несомненно очень вкусного и завлекательного, не иначе как на Новый год. Уговаривали меня съесть зайца, уговаривали, а потом бросили уговаривать. И в итоге, как нетрудно догадаться, в новогоднюю ночь заяц был извлечен из недр серванта, распечатан, признан черствым и заплесневевшим и под горючие слезы депортирован в мусорное ведро...

Вот и книжку про Смиллу надо было читать своевременно. Когда ее только опубликовали в наших пределах. Когда можно было еще поверить утверждениям, что под одной обложкой чудесным образом сочетаются как в узком смысле отличный детектив, так и в широком смысле большая литература...

Теперь, по истечении двух десятков лет, мне ведомо, что...

Отличный детектив с большой литературой и до Хёга сочетать умели ( Эко, Капоте, Валё, а также не при снобах будь сказано, но и Агата Кристи в книжке про смерть Роджера Экройда чем не большая литература, и те же Чандлер-Хэммет-Росс Макдональд порой перехэмингуэивали Хэмингуэя по своей хэмингуэйности), да и в последнее время есть такие мастера...

Тут главная загвоздка вот в чем открылась. Формула «отличный детектив+большая литература» к похождениям Смиллы слабое отношение имеет, надо признать...

Ибо нет тут никакого отличного детектива. Возможно, в 1990-е скандинавский детектив казался чем-то необычным благодаря своей нетривиальности в плане изображаемого социума и предлагаемых локаций, но теперь к нашим услугам целый сонм шведских, норвежских, датских, исландских и примкнувших к ним финских(хоть и не скандинавы они, но по духу близки) авторов, многие из которых и детективную составляющую поддерживают на более высоком уровне, чем Хёг, и персонажей создают более правдоподобных и жизненных...

Смилле же все достается по щучьему велению. Улики на нее только что сами не падают. Откуда-то берутся добровольные помощники. Много лет скрываемые тайны раскрываются за один присест. Злодеи сами рассказывают о своих планах. Потом и вовсе детектив трансформируется в дешевый такой триллер, сюжет которого до боли знаком тем, кто видел хотя бы несколько фильмов о том, как безумные ученые расковыряли зловещее Нечто и оно всех съело. При этом у Хега подробно описано, как и что именно эти ученые расковыряли, как они к этому Нечто плыли навстречу на корабле, а весь положенный на десерт экшн скукожен до размеров двух страничек...

Кто-то скажет, что и ладно. И к лешему эти недовинченные детективные штучки и недокрученные триллерные страшилки. Мы сюда пришли за большой литературой...

Ну, если за большую литературу считать регулярные размышления по поводу того, что хуже датчан в мире нет людей, как таких только и земля носит, особенно в свете того, что эти лилипуты империализма сделали со свободолюбивым эскимосским населением Гренландии. Ну тогда да, тогда пусть большой литературой считается слегка подвергшаяся беллетризация публицистика, навеянная чтением статей сторонников независимости Гренландии, расцвеченная всякими сенсационными подробностями из жизни забавных туземцев большого ледяного острова. Это уровень заметок в журнале «Гео», а не большая литература...

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Питер Хёг «Тишина»

sera185, 3 октября 2019 г. 21:15

90% информации об окружающем мире мы получаем при помощи глаз. Автор небезуспешно смоделировал ситуацию, при которой главный герой, имея отличное зрение, взаимодействует с окружающей действительностью прежде всего при помощи слуха. В ходе повествования для создания той или иной звуковой атмосферы писатель активно приводит наименования огромного количества классических произведений. Чтобы быть на одной волне с героем приходилось постоянно откладывать книгу и знакомиться с музыкальными зарисовками при помощи планшета. Вероятно, обладатели хорошего музыкального образования избежали бы этой участи :)

Формально произведение можно причислить к жанру «детектив», однако детективная линия сюжета выглядит слабовато. Тем не менее, указанную огреху автору можно простить, поскольку роман писался не ради этого. Некая рваность сюжета не помешала Хёгу создать интересное, нетривиальное произведение. Прежде всего за оригинальность и расширение музыкального кругозора — 7.

Оценка: 7
–  [  -1  ]  +

Питер Хёг «Женщина и обезьяна»

lecceman, 2 октября 2019 г. 00:31

Читать было сперва интересно, а потом затянулось и наскучило. Кажется так со всем Хёгом. Идея есть. Да. Люди поубивали всю природу и уже не ведают, что творят. Ты уверен, что знаешь, кто твой сосед в офисной комнате на самом деле? Кто твой близкий? Может быть вовсе не человек? Местами увлекался, не оторваться. Но в целом я наверно таки закончу с этим Хёгом. Уж лучше “Смиллы” кажется ничего у него нет. Там было интересно читать еще и про снег.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Питер Хёг «Смилла и её чувство снега»

intuicia, 20 января 2019 г. 18:35

Книга прочитана в рамках «Флешмоб на LiveLib-2019». Я потихоньку знакомлюсь со скандинавскими писателями, в этот раз добралась до Дании.

«Смилла и ее чувство снега» один из самых известных романов автора. Именно его мне и посоветовали почитать для начала.

Довольно противоречивый и контрастный роман. Детективная составляющая сюжета в начале книги вносит хорошую интригу, но при этом язык повествования настолько витиеватый, что иногда приходится сомневаться, так ли ты понял то, что хотел сказать автор. Главные герои прописаны неплохо, показан их быт и частично внутренний мир, но вот поступки и действия заставляют задуматься. Но вот чего не отнять в этой книге, так это атмосферы, она поистине снежная.

Очень сложно описать впечатления от прочитанного. Если оценивать детективную линию и ее финал, то можно было придумать и более достоверное и логичное завершение. Если оценивать атмосферу, мысли которые хотел передать автор и способ подачи, то несомненно книга стоит того чтобы с ней ознакомиться.

После прочтения посмотрела экранизацию «Снежное чувство Смиллы» 1997 года, которая относительно близко поставлена по книге, но естественно, не передает всей глубины мыслей автора. Но для ознакомления с основным сюжетом истории подходит.

И если вы соберетесь читать данный роман, делайте это зимой, для полного погружения в атмосферу.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Питер Хёг «Смилла и её чувство снега»

Shab13, 17 декабря 2018 г. 13:53

Понравилось:

+ Смилла Ясперсен — целенаправленная и не обделенная умом и сообразительностью женщина, целеустремленная и бескомпромиссная.

+ Копенгаген — прекрасно передана атмосфера зимнего города.

+ Проблемы гренландцев в Дании.

+ Детективная составляющая — достаточно неплохая история, с загадкими, заговорами и внезапными поворотами.

+ Недосказанность концовки — вот это действительно было правильно. Я половину романа надеялся, что бы цель экспедиции осталась тайной. Поверьте, так проще. Кто убийца стало известно, мотив и обстоятельства преступления тоже.

Не понравилось:

- Смилла Ясперсен, а вернее ее какая-то наглость, что ли. Иногда эта женщина оставляет крайне неприятное впечатление.

- Уж слишком легко Смилла получает улики и подсказки.

- Вторая половина романа, та, что на корабле — много всего происходит, события спрессованы как во времени так и в пространстве, в итоге все напоминает крысиную возню, или грустный и опасный выпуск «Шоу Бенни Хилла».

- Концовка уж слишком резко обрывается, как последняя серия «Сопрано». «Стоп... И это все? Точно? Ну ладно тогда.»

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Питер Хёг «Дети смотрителей слонов»

prouste, 20 февраля 2018 г. 21:12

На мой взгляд этот роман образчик качественного развлекательного коммерческого чтения. Именно он (а не треклятая Донцова) достоин представительствовать в нише «Иронический детектив» и отнимать время на пляжном отпуске. Легко написанная книжка, начавшись в духе традиций англосасконской с таким же юмором про взрослых сугубо рациональных детей-манипуляторов, набрав ход совершенно эволюционировала к французской манере Сан-Антонио, книжку которого про круиз вспоминал не раз. Автор использовал весь ассортимент фарсовой цирковой традиции, включая странствия трупа, торт в лицо, пинки, буффонады, переодевания. Театр-буфф в чистом виде, особую прелесть которому добавляют сольные реплики рассказчика и его сестры, которые именно и чувствуют себя взрослыми среди неадекватного старшего поколения. Много иронии в части религиозных и около балаганов, да , собственно, всем по мелочам достается. В концовке автор к балагану добавил щепотку грусти, как раз в меру. Диссонирует с предыдущими романами Хега, но в избранном жанре качественной клоунады прямо очень хорош.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Питер Хёг «Тишина»

arturramires, 27 ноября 2017 г. 02:39

Я считаю эту книгу очень мужской. Для женщины — мир главного героя, его внутренние переживания, его внешние действия могут показаться слишком неестественными, нелогичными, неинтересными в конце концов. Всё показано слишком с близкого расстояния, почти физиологично. И город показан так же. Если вы были когда-либо в Копенгагене, — ваши ощущения от его атмосферы вновь нахлынут на вас: вся эта выморочность архитектуры, морской ветер, какая-то вечная скандальность, висящая в воздухе, люди... Для меня «Тишина» — добрый роман, о тихом уюте посреди мира хаоса, о красоте (во всех смыслах), о безоглядной смелости, о мире Духа. Ещё хочу сказать о «послевкусии», которое надолго остаётся с вами после прочтения всей этой истории... Хорошая литература. Высокая плотность текста. Рекомендую.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Питер Хёг «Смилла и её чувство снега»

Gorhla, 28 июля 2017 г. 16:35

Конечно, сейчас трудно сказать, насколько бы Хёг оказался популярен в России, если бы его magnum opus про странную женщину-гляциолога, расследующую на первый взгляд тривиальный несчастный случай, приведший к смерти мальчика, жившего по соседству, перевёл какой-то другой переводчик, а не г-жа Краснова. Потому что «Смилла» — это роман-настроение, где язык, текст играют первую скрипку, отодвигая прочее на второй план.

«Смилла» формально проходит по классу детективов, что, пожалуй, неверно, так как читателю не даётся каких-либо ключей к разгадке, хотя одновременно мы с самого начала можем предположить, кто именно повинен в гибели Исайи. Вместе с тем само расследование Смиллы выглядит подозрительно профессионально для замкнутой и малообщительной женщины, которая внезапно открывает в себе талант частного детектива и, что ещё более удивительно, ухитряется раз за разом получать нужные ей сведения, буквально наигрывая на многочисленных роялях, щедро расставленных авторской рукой тут и там. Впрочем, это совершенно не важно.

Главное в книге — атмосфера. Холодный, льдистый роман, предельно отстранённый. Ровный, словно выглаженный постоянным ветром глетчер, поток мыслей главной героини. Образ Смиллы — несомненная удача Хёга, ему удалось создать портрет одновременно цельной и сформировавшейся личности, которая на деле пребывает в постоянном напряжении самокопания и навязчивых воспоминаний о прошлом. Она — гляциолог; и сама похожа на вроде и монолитный айсберг, неотвратимо движущийся к намеченной цели, внутри которого, однако, текут невидимые глазы титанические процессы. Весь роман мы ожидаем, произойдёт ли тот самый выстрел, который обрушит эту глыбу льда и заставит её расколоться. По сути, это великолепный портрет душевнобольного человека, постоянно балансирующего на узком мосту между безумием и адекватностью, чуждая и в то же время притягательная личность. Сложно представить себе персонажа, к которому испытываешь меньшую эмпатию, чем г-жа Ясперсен.

Это история о современной снегурочке, разрывающейся между родным морозным домом, где навсегда осталась её душа, и чуждым, но одновременно притягательным миром тёплых иных людей; недаром Смилла полукровка — наполовину эскимос, наполовину датчанка, не принадлежащая ни к одному из этих миров. Книга будет хороша для неспешного прочувствованного вечернего чтения, если вы не гонитесь за хитрым сюжетом, предпочитая внутренний диалог, своеобразные суждения обо всём на свете и желая узнать, чем отличается вчерашний снег от свежевыпавшего.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Питер Хёг «Смилла и её чувство снега»

Leinguiny, 22 апреля 2017 г. 23:18

К прочтению книги меня сподвигла наша бесконечная зима 2017 года, хотелось найти в этом постоянном холоде и снеге хоть что-то интересное и обнадеживающее. 

Первое впечаление было невразумительным, сродни тому, что возникает после псевдоинтеллектуальной литературы. Однако через пару дней история приобрела обьем, дав прекраснейшее послевкусие. 

Все поданое в книге я разделяю на две условные части: первая — банальная и поверхностная, вторая — неординарная, наполненная смыслами. 

Первая — это детективная линия, все экшн сцены, образ Смиллы-супермена. Согласна, что значительная их часть помогает раскрыть характер героини, но много лишнего, популистского; Хёг будто хотел зацепить массовую аудиторию задорным темпом и быстро сменяющимися картинками. Хорошо, динамика удалась, но это, кажется, атрибут литературы другого, более низкого уровня, это дешевит книгу. 

Тем не менее, вторая часть, куда я отношу монологи Смиллы, ее воспоминания, отношения с миром, восприятие себя, социальная составляющая, окупает с лихвой недостатки первой. Очень понравился неевропейский взгляд на вещи, рассуждения о «колониальной» Гренландии и метрополии Дании, стремление Смиллы к безграничности и ее самоограничение, математические метафоры и просто потрясающий взгляд на вещи, отметающий лишний декор и концентрирующийся на главном и только на нем. 

Смилла разрывается между двумя мирами: она и грендланка, и датчанка, но датчанка поневоле и эта датская европейская составляющая съездает ее, выворачивает ее наизнанку. Смилла частично убегает от навязанного индивидуализма через духовный аскетизм (запрет чувств, культивирование ненависти к отцу), внешнюю грубость и постоянное самобичевание («я неудачница», «это мой последний шанс» и т.д.). Европейский культ излишеств во всем (в эмоциях, в восприятии жизни, в финансах, даже в архитектуре) ее раздражает, но

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
при этом она не смущается брать деньги у отца, одевается как состоятельная дама, не забывает о косметике и в конце концов влюбляется.
В этом трагедия ее личности: ни в одном из своих миров она не может чувствовать себя на своем месте. Ее шансом становится мальчик Исайя, в возможность которого адаптироваться в мире Дании она верит, поэтому его смерть в какой-то мере обрывает и ее жизнь также.  

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
После его смерти своим единственным шансом она называет Механика,  который никак не связан с ее прошлой  жизнью в Гренландии, но он такой же изгой как и она, он ущербен во многом и в то же время прекрасен, чего никто, кроме нее и Исайи не замечает. Отношения с Механиком выглядят очень настоящими из-за отсутствия банальностей и клише.

Он не герой и не красавец, вместо рыцарских поступков, он просто оберегает ее и готовит ужины, он наивный, не всегда сообразительный, а также наделен некоторыми другими недостатками, которые к концу книги не исчезают — автор не заставляет его исправиться и прозреть. Постепенно раскрывая все это в нем, Смилла трансформирует свои чувства от легкой симпатии к страсти, от страсти к привязанности, и даже необходимости, от которой она планирует отказаться в будущем, но не сейчас. 

Как раз этот не-хэппи-энд, а вполне жизненный итог, а также нестандартный подход к миру, делают книгу Хёга достойной прочтения и осмысления. В ней много всего (все и не упомянуть), что может помочь в жизни, расширить границы восприятия и в конце концов что-то изменить внутри себя.

Спасибо Хёгу за атмосферу настоящего холода и внутреннего и внешнего, за чувство и понимание снега, за уважение к стихии и принятие мира таким каким он есть без попытки изменить. 

Наша бесконечнаяя зима после Хёга кажется менее безысходной и определенно более насыщеной смыслом, чем ранее.

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Питер Хёг «Ночные рассказы»

snaut, 24 февраля 2017 г. 21:25

За исключением первого рассказа, все остальные достаточно интересны, а их очевидная странноватость только добавляет очарования. Сборник чудесных и поразительно красивых рассказов в отличном переводе.

Оценка: 8
–  [  -1  ]  +

Питер Хёг «Отражение молодого человека в состоянии равновесия»

snaut, 24 февраля 2017 г. 21:16

Может и стильная вещь, перевод безусловно отличный, но назвать рассказ лучшим в сборнике я бы поостерёгся. Хотя конечно это совсем неплохой рассказ.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Питер Хёг «Меры предосторожности против старости»

snaut, 24 февраля 2017 г. 21:02

Идеология и любовь и музыка и конфликт поколений,а под конец немного мистики. Прекрасный рассказ, впрочем как и большинство других в сборнике.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Питер Хёг «История одного брака»

snaut, 22 февраля 2017 г. 23:03

История конечно безумно красивая, и столь же жестокая. Главное слово, безумно и определённая сумасшедшинка в рассказе присутствует, что придаёт ему очарования.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Питер Хёг «Сострадание к детям в городе Вадене»

snaut, 22 февраля 2017 г. 22:56

Нельзя спрятаться от реального мира и реальных чувств. Наверно как то так, хотя у Хёга всё странно и неодназначно. Очень поэтично и в целом мне понравилось.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Питер Хёг «Портрет авангардиста»

snaut, 22 февраля 2017 г. 22:48

Что то я не вдохновился, назад к природе, как у Руссо? Хорошо конечно, что главный герой изменился и как бы сказать очеловечился, но жить в застывшем времени, на каком то заброшенном острове? Не знаю, не знаю.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Питер Хёг «Закон сохранения любви»

snaut, 22 февраля 2017 г. 22:38

Любви ни почём даже квантовая физика. Странный рассказ, но по своему интересный и красивый.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Питер Хёг «Суд над председателем Верховного суда Игнатио Ланстадом Раскером»

snaut, 22 февраля 2017 г. 22:34

Цепляет чем то, интонацией или атмосферой. Хотя любовь то гомосексуальная и да, не верится в толерантность датского общества того времени. Реакция сына главного героя более правдоподобна. Но рассказ хороший.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Питер Хёг «Путешествие в сердце тьмы»

snaut, 22 февраля 2017 г. 22:17

Обещали рассказы про любовь, одиночество а получилось непонятно что. Разговоры невнятные, герои странноватые, развязка нелогичная, так себе рассказ.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Питер Хёг «Hommage a Bournonville»

snaut, 22 февраля 2017 г. 22:11

Неплохая история о любви, творчестве и рассказана изящно. Понравилось.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Питер Хёг «Смилла и её чувство снега»

florell, 23 сентября 2016 г. 14:30

Я удивлен, но в то же время и совершенно не удивлен такой невысокой средней оценке этой книги. Это самый яркий и выразительный представитель скандинавской литературы — со всеми типичными описаниями пейзажей по 3-4 листа, множеством внутренний мыслей персонажа и событий, минимуме диалогов при главенстве монологов. Да, она не для всех.. Ее нужно читать медленно, вдумчиво, каждой клеточкой тела, каждой мышцей и косточкой ощущая этот всепроникающий холод…

Смилла Ясперсен, насильная переселенка из Гренландии в Данию. Кто-то посчитал, что в цивилизации ей будет лучше. Кто-то, но не она. После множества попыток побегов назад, она в душе смирилась со своей участью, но полностью замкнулась, не подпуская никого ближе прямого взгляда..

И вот у нее появляется сосед, мальчик Исайя. Такой же переселенец, как и она. Тот, кто получив в подарок детский велосипед, тут же пытается сбежать на нем назад в Гренландию. И этот мальчик вдруг погибает. Официальная версия — несчастный случай, ребенок играл на крыше дома и упал. Но Смилла то знает, что Исайя до ужаса боялся высоты, и по собственной воле никогда не залез бы туда.. Начав собственное расследование, Смилла начинает постепенно вытягивать на свет весь клубок заговоров и хитросплетений.

Книга в целом великолепна, но полбалла с оценки я все же снял — концовка меня не совсем удовлетворила. Она-то выполнена в общем стиле, но лично мне бы хотелось более жирной и однозначной точки.

Я горячо (или же холодно? хм-хм) посоветовал бы “Смиллу и ее чувство снега” тем, кто любит и ценит скандинавскую литературу. А вот желающим новых ощущений или просто легкого чтива от этого произведения стоит отказаться — как минимум, она останется непонятой и неоцененной..

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Питер Хёг «Смилла и её чувство снега»

Velary, 8 сентября 2016 г. 09:33

Ох, сколько сейчас развелось этих псевдоинтеллектуальных романов с претензией на откровение и новое вИдение. П — предсказуемость.

Что можно сказать по существу? Персонажи невнятные, набросаны только отдельными мазками, хоть и намекается на их богатый внутренний мир. Слабо прослеживаются причинно-следственные связи событий. При этом слишком много удивительных совпадений и подходящих возможностей. Смилла так просто супер-герой какой-то.

Детективная линия сначала интригует, потом наскучивает, потом снова обещается что-то интересное, но развязка... эээ... тупая. Простите, я не могу подобрать более подходящего слова. Она, очевидно, должна восприниматься как «вау, вот это поворот!», но по факту получается «что за бред?! и ради этого я мучила эту книгу?».

Ах да, и написано, конечно, таким отстранённо-пафосным тоном, что просто смешно.

Кусочки, описывающие Гренландию хороши. И вообще «научная» часть. За то и минимальные баллы.

Оценка: 3
–  [  8  ]  +

Питер Хёг «Смилла и её чувство снега»

Rheo-TU, 7 января 2016 г. 08:56

Холодные улицы Копенгагена, темные закоулки портов и заколоченные склады, герметичные пространства кораблей — и, как диаметральная противоположность всему этому, непостижимая бесконечность арктических ледяных просторов. И снова: снег и лед. «Смилла и ее чувство снега» для меня в первую очередь не детектив, и не психологическая драма о столкновении культур, а экскурс в мир ощущений, где чувство снега сливается с математикой в холодном экстазе. Погружение в мир сознания, которое на протяжении полутысячи страниц силится охватить необъятное. Охватить что? Возможно, самое себя.

Повествование просто блестящей выдержки. Пронизанный холодной и в то же время тревожной скандинавской отрешенностью детектив в первой половине книги, который незаметно превращается в напряженный экшн в замкнутом пространстве второй, — Смилла оказывается на борту корабля, набитого головорезами, — а под конец выруливает едва ли не на территорию «Секретных материалов». Картинка итогового пазла на всех стадиях его сборки остается абсолютно реалистичной. Автор с поистине маниакальным упорством документалиста фиксирует каждую деталь сюжета, вписывая ее в исторический контекст — и в итоге я не могу назвать ни одной строчки из этой книги вымыслом.

Второе, что придает выпуклости повествованию — это личность главной героини. Смилла — вот главная и самая великолепная находка этого романа. С этим персонажем сам приключенческий сюжет, пожалуй даже, отступает на второй план. Детективная завязка, — падение маленького мальчика-гренландца с крыши, после которого главная героиня, не полагаясь на замалчивающие что-то в этом деле власти, начинает собственное расследование, — является автору поводом для того, чтобы распахнуть двери в мир Смиллы. Мир жестокой, сумасшедшей, ранимой, бессердечной, умной и одинокой женщины — во многом настоящем уникуме, которого, однако, при всей его невероятности едва ли можно охарактеризовать как человека необычного. Она — человек сложный, но — не сложнее любого из нас. Некоторые читатели упрекают автора Смиллы в неправдоподобности созданного им персонажа. Я же могу сказать, что в современной литературе мне еще не встречалось героини более яркой, более живой и настоящей, чем Смилла Ясперсен. И то, что ее исступленная воля — это воля танка, который продолжает ползти к намеченной цели даже на сорванных гусеницах, содранной коже и переломанных костях, на самом деле может только восхищать. Просто многие из нас от размеренной жизни в городах уже позабыли о том, каково это — по-настоящему выживать.

А Смилла просто напоминает нам об этом. Напоминает мне. В этом плане ее история является настоящим гимном силе человеческого духа, в равной степени актуальном как для полярных широт, так и для лабиринтов мегаполиса.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Питер Хёг «Смилла и её чувство снега»

Sciolist, 1 июля 2015 г. 15:58

Эту книгу я начал читать сразу после «Шантарама» Робертса. Из индийской жары – в северный холод… Чем не закаливание? Полярная тема с детства будоражит меня. В Севере я вижу больше романтики, чем в тропиках; полярные дни и ночи, замёрзший мир торосов и глетчеров, скупые, но интересные фауна и флора, причудливая и печальная мифология тамошних народов, смелые первооткрыватели…

Чтение я начал с воодушевлением: шутка ли – героиня-рассказчица родом из Гренландии! Да еще и наполовину эскимоска, и гляциолог по профессии! Нет, к такой героине я не могу быть равнодушным.

…Женщина-гляциолог берёт на себя роль детектива: смерть соседского мальчика кажется ей непохожей на несчастный случай. Поиски приводят её и в закрывшееся предприятие, и в этнографический музей… К произошедшему имеет некое отношение даже центр эволюционных исследований… Таинственные экспедиции, о которых не осталось архивных сведений… Загадочная гибель нескольких участников этих экспедиций... Непонятная связь событий с наркомафией… Неожиданное убийство одного из немногих людей, способных помочь…

Поначалу сюжет нешуточно увлёк меня. Мне виделось нечто зловещее и жуткое, некая страшная тайна, скрытая среди гренландских льдов. Невольно вспоминались лавкрафтовские «Хребты безумия», «Террор» Симмонса, фильм «Нечто», компьютерная игра «Penumbra»… Что же в действительности нашли те загадочные экспедиции?..

Впрочем, очень скоро воодушевление прошло. Сказалась моя вечная «болезнь»: плохая память на фамилии и имена германских народов. Все эти «-сены», «-соны» и «-борги» бешено путаются в моей голове; нередко приходится возвращаться, чтобы вспомнить, кем же является тот или иной герой. Несколько позднее я обнаружил и то, что стиль произведения очень похож на стиль «коммерческих» книг. А я не люблю «коммерческой» литературы. Многое я начал пролистывать, не вчитываясь…

Сюжет несколько ожил для меня, когда героине удалось проникнуть на корабль очередной таинственной экспедиции. Неужели она узнает, что за странное нечто таится среди вечных снегов?! Тайна раскрылась легко и быстро… Но меня, как биолога, она разочаровала.

Один из моих личных критериев хорошей литературы – то, насколько хочется прочесть другие произведения того же автора после прочтения одной книги. Честно говоря, после «Смиллы» у меня такого желания не возникло.

Оценка: 6
–  [  11  ]  +

Питер Хёг «Смилла и её чувство снега»

evridik, 27 апреля 2015 г. 13:50

Кроме как странным я этот роман назвать не могу. И советовать не стану. Но если что – моя оценка 9 из 10.

Роман, от которого буквально веет холодом, история, в которой все тайны прошлого, загадки настоящего и невнятности будущего покрытыми льдом Северной Европы. Дело происходит по большей части в Дании, но сюжет и герои романа таковы, что читатель побывает и у берегов Гренландии, и в прошлом, и в голове героини, и в её воспоминаниях. Плотный текст – так я обычно говорю о наполненных произведениях. Вот действие, а следом или одновременно с ним – мысль, причём если в прошлом абзаце мысль касается настоящего, то в следующем уже – соседа напротив. Попытки втянуться в эту кутерьму лично у меня увенчались успехом. Я наслаждалась этим обилием воспоминаний героини, избытком её действий без рефлексий, констатациями фактов, свойственными более боевикам, чем детективам, описаниями льда – почти любовными, хотя и без значка «18+» – и раскрыванием образов (хоть и долгим, и трудным, и не окончательным).

Мне всё хотелось классифицировать роман как триллер, но в итоге я всё же согласилась с мнением большинства, согласно которому «Смилла и её чувство снега» – почти чистокровный детектив. И расследование есть, и сыщики, и подозреваемые, и наказание – отчего ж не назвать роман детективом? Даром что преступление вызывает сомнения с самого начала, а героиню скорее нужно подозревать в паранойе, чем в природном чутье. Но нет, чутьё сработало. И затянуло героиню – занимательную героиню, доложу я вам – в такой водоворот событий, что несколько раз хотелось воскликнуть: «Господи, Смилла, куда ж тебя понесло?! Отступись!»

Но тогда насильственность смерти маленького мальчика останется недоказанной.

Я так сильно привязалась к героине с самого начала, что перестала через полкниги замечать, что автор ей подыгрывает. Он сделал её почти нечувствительной к боли – чтобы довести её до финала? Он позволили ей безболезненно отпускать людей – чтобы читатель не так сильно переживал за её сердце? Он наградил её такими знаниями, что впору было браться за учебники, чтобы некоторые данные уточнить – не иначе как ради образования самого читателя. Если всё это так, то подыгрывание стоило свеч. Несмотря на отсутствие открытых эмоций, книга – настоящая психологическая драма, в которой привычки, выработанные за долгие годы одиночества, пытаются подавить внезапно проклюнувшееся доверие к людям.

В двух словах я Смиллу Ясперсен не опишу. Чтобы понять её до конца, нужно прочесть всю книгу: там в каждом абзаце вкраплены строчки о её детстве, о её родителях, о её поездках по миру и исследованиях, связанных со льдом. Я не знаю, бывают ли такие люди, как Смилла, на самом деле, но если бы были, я была бы ими восхищена. И немножечко жалела бы.

Единственный минус романа обнаруживается в самом конце. Когда уже ясно, кто виноват, когда уже круто попали все, кто мог, когда финальный рывок обещает нам расправу над зачинщиком всего, автор вдруг…

+9

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Питер Хёг «Женщина и обезьяна»

roypchel, 8 октября 2014 г. 17:59

Очень провокативный роман от известного датчанина. Действие разворачивается в современном Лондоне, где по стечению обстоятельств в дом известного доктора попадает человекообразная обезьяна Эразм. Эразм по интеллекту превосходит все виды приматов, из-за чего и подвергается разного рода опытам (неприятным). У известного доктора есть супруга, которая обделена его вниманием, что компенсирует алкогольными возлияниями. В итоге, в героине просыпается любопытство и жалость к бедному животному (животному, ли?), и она устраивает побег.

Глубокие искренние чувства, а не панинская зоофилия — вот та сморщенная изюминка. Книга о разного рода терпимости, безпросветной любви, обжигающей нутро и заставляющей забыть абсолютно обо всем. Наполненная эротизмом, а не похабщиной, заставляет заглянуть внутрь себя и задать вопрос — а так ли мы отличаемся от животных?

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Питер Хёг «Смилла и её чувство снега»

mick_ekb, 24 марта 2014 г. 23:21

Буквально две недели назад я не предполагал, что прочитаю датский артхаус, повествующий в том числе о неустроенности гренландцев, угнетенных интенсивным развитием злостных экспансионистов-датчан. Чего только не бывает, каких только сюжетов. При том, что действие иначе чем камерным с претензией на высокоинтеллектуальность в стиле нуар не назвать, читать интересно.

Сам по себе сюжет вторичен, это довольно стандартный детектив с довольно слабой развязкой. Фантастические нотки слабо выражены, составляющая экшена — сильно. Смилла — это фататистически настроенный терминатор, ее бьют, жгут, связывают, но она жива, бодра и здорова. При этом все невзгоды принимает со смирением, достойным лучшего применения.

Мотивационная сторона вопроса в книге тоже слабовата. Что имел в виду главный злодей — это загадка для меня. Почему у Смиллы настолько редуцировано чувство самосохранения — тоже. Что движет всеми прочими героями... Что-то движет.

Высокую оценку книге позволяет поставить антураж. Книга необычна. Возможно, таково определяющее нить повествование мировоззрение гренландца. Книга содержит странную, но стройную философию. Она полна необычных метафор и сравнений. Она формально мрачна, по сути же наполнена каким-то светлым смирением и гармонией.

Где-то я читал, что если посмотреть японского чебурашку, снятого по франшизе, то в кадре на протяжении 10 минут будут находиться Чебурашка и Гена, сидящие друг на против друга на кровати и что-то лапочущие по-японски. При этом вокруг антураж, серьезность, философские думы. Вот и Смилла что-то такое же: странное, но познавательное, стандартное по содержанию, но любопытное по смыслу.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Питер Хёг «Тишина»

Parabellum33, 22 марта 2014 г. 13:49

Очень сумбурное произведение, повествование в начале книги как мозаика, ничего не понятно. Потом потихоньку проясняется, и начинается драйв с погонями, мордобоями, стрельбой... Но написано это все так, что повествование вообще не захватывает. Читать откровенно скучно от начала до конца.

У меня возникло ощущение, что я не читал книгу, а смотрел черно-белый немой кинобоевик с середины... то есть на экране что-то мелькает, ты видишь стрельбу, кучку людей, все куда-то едут, потом бегут, потом морду бьют, потом еще что-то.

Не понятна мотивация героев, характеры абсолютно не раскрыты. Также раздражает полное отсутствие логики в поступках героев. Никому не сопереживаешь, вообще чувств не возникает никаких при чтении.

В общем не книга а какой-то «театр абсурда», как было сказано в чьей-то рецензии. Жаль потраченного времени. Еле дочитал.

Оценка: 2
–  [  4  ]  +

Питер Хёг «Дети смотрителей слонов»

Анастасия Svora, 3 декабря 2013 г. 10:21

Книга не совсем о детях, и если вы начнете проводить паралели с «Условно пригодными», то вряд ли найдете что-нибудь общее. Если в «Условно пригодных» Хёр говорил о трудных детях, писал практически автобиографию, то в «Смотрителях...» мы натыкаемся на детей из вполне состоятельной семьи. Правда у рдителей этой семейки в головах есть по огромному слону, так что скучать не придется.

Герои романа три отпрыска семьи Финё и ещё куча второстепенных персонажей. Живут они на острове, который, несмотря на свои разммеры, вполне мог бы стать отдельной страной — там есть и похоронное бюро, и туристическое агенство (а по совместительству и секс по телефону), лечебница для наркоманов, которой владеет человек, любящий играть на архилютне и у которого в друзьях ходят синие кномики и зеленые человечки, и пиповарня и ешё куча всего, сейчас не припомню. Но самое главное, что на этом острове обитают представители чуть ли не всех религий мира. И это, конечно, не есть хорошо, поскольку сложно представить, как такие люди будут существовать все вместе. Когда «смотрители слонов» внезапно куда-то исчезают, становиться ясно, что их отпрыски просто не будут сидеть на месте. И вот тут-то все и начинается — побег, первые улики, правда, в которую сложно сначала поверить (даже читателю, который, как кажется, уже ко всему готов), приключение на яхте (это что-то!) и разоблачение виноватых. Наверное, Хег преднамерено сделал детей куда сильнее и сообразительнее взрослых. Так сказать, выражение: «Устами ребенка глаголит истина» в исполнении. Впрочем, приувеличение — неплохая попытка на что-нибудь ткнуть носом читателя. Хег поднимает такие вопросы, как религия (или ее отсуствие, это уж как посмотреть), семье, любви и одиночестве. И мне кажется, книга не столь плоха, хотя конечно нмного слабовата перед теми же «Условно пригодными».

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Питер Хёг «Условно пригодные»

Анастасия Svora, 1 декабря 2013 г. 11:57

Начала я читать эту книгу потому, что на каком-то форуме утверждалось, что она очень похожа атмосферно на одну книгу, которая меня очень потрясла (Это отзыв не к ней, так что упоминать я ее даже не буду). Я не буду утверждать, что это так или нет, просто хотелось еще раз сказать, что на самые интересные книги в своей жизни натыкаешься совершенно случайно.

Сначала «Условно пригодные» вызывала у меня некое недоумение. В первой части так сильно перемешивается прошлое и настоящее, что было сложно во всем этом ориентироваться, но, когда я перешла к чтению второй части, я действительно смогла оценить книгу по достоинству. Детективная линия, которая якобы присутствует в книге, для меня осталась совершенно незамеченной, поскольку история Августа затмила все. Третья часть снова ввергла меня в некий ступор. Я не совсем поняла, зачем автор пол части рассуждал насчет времени, выражаясь чуть ли не физическими формулами.

Где-то я читала, что самые жестокие книги получаются, когда пишут о детях. Во истину так.

Питер Хег потряс меня, в каком-то смысле приоткрыв мне дверь в новую литературу (имею в виду, что ничего подобного я до этого не читала, а теперь выискиваю книги, которые были бы похожи на Хега — с чего все и началось...)

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Питер Хёг «Дети смотрителей слонов»

KindLion, 19 ноября 2013 г. 09:47

С великим сожалением должен признать: «не понравилось». Нет, Хёг пишет неплохо, и за чтение я, памятуя восхитившую меня Смиллу и ее чувство снега, взялся с большим энтузиазмом.

Ряд удачных кусочков, а также одну историю, я даже утащил в свой цитатник. Но вот книга…. Книга оказалась чтивом для подростков. Не знаю, как сейчас, а в 90-е годы была такая серия книжек “детский детектив». Вот и эта книга показалась мне сработанной на уровне средней руки «детского детектива». Какие-то бесконечные разговоры о дверях, ведущих из тюрьмы на свободу, читай «из мира реального в мир прекрасный, ирреальный». Принцессы, которых надо спасать, короли и королевские драгоценности…

Не мое это – не тронуло сердца, прошло мимо.

Оценка: 3
–  [  10  ]  +

Питер Хёг «Смилла и её чувство снега»

Elessar, 3 сентября 2013 г. 21:16

Лёд, одиночество и математика. Пожалуй, именно так можно описать эту книгу тремя словами. Герояня-полукровка, чужак для всех, постепенно теряющая и идентификацию себя с конкретной страной, и все те нити, что связывают людей вообще, независимо от национальности. Ранняя смерть матери, самоубийство брата, несложившиеся отношения с отцом. 37 лет, столько времени позади, но ни карьеры, ни семьи, ни хобби, ничего. Только одержимость льдом, как завуалированная попытка не потерять себя, пронести сквозь жизнь кусочек Гренландии, которая уже давно стала чужой. Автор умело перетасовывает математические парадоксы и пространные экскурсы в природу льда. Простые на первый взгляд вещи скрывают в себе бездны подтекстов, целую бесконечность подразумеваемого. Очень скоро весь комплекс ассоциаций о льде начинает работать, врастает в текст, намертво его сковывает. Холод, пустота, безжалостность, бесконечность. Лёд, одиночество и математика, почти синонимы.

Есть и странное, и откровенно неудавшееся. Сбивчиво, путано изложенная мешанина имён, обилие мелькающих второстепенных героев, странное поведение Тёрка и прочих. Невероятная выносливость самой Смиллы, наконец. Я, слава богу, довольно скверно представляю себе, на что способен человек, которому нечего терять. Зато я отчётливо представляю, на что совершенно точно не способна немолодая уже женщина детского росточка и веса, ведущая, к тому же, далеко не самый здоровый образ жизни. Детективно-триллерная часть вообще не очень мне понравилась, она больше отвлекает от темы одиночества, чем развивает её. Хотя, вынужденное взаимодействие с людьми тем ярче демонстрирует характер Смиллы. Она как сорвавшийся с ледника айсберг — не остановится ни перед чем. Исступлённая непреклонность и такая же неустойчивость — одно неверное движение и ледник переворачивается. Забавно, что даже механика она называет просто механиком, как будто с самого начала ставит под сомнение свою человечность. Не гренландка и не датчанка и даже вовсе не человек, а оживший ледяной голем. Страшное существо, много страшнее тех, кто рискнул встать на её пути. Но вот с действием Хёг всё же переборщил: ледник не торопится, ему некуда спешить.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Питер Хёг «Тишина»

KastanedA34, 24 мая 2013 г. 11:53

Ох, как расстроена то я...Так хотела прочитать эту книгу, прочла, а в итоге...

Купила, как уже было у меня неоднократно с современной литературой, по заинтриговавшей обложке. Пришла домой, прогуглила, что есть Питер Хёг, и решила оставить книгу, так сказать, на десерт. Друзья, которые приходили ко мне, всегда выпрашивали дать ее почитать, опять же, из-за обложки. Никому не дала, говоря, что только после меня вы узнаете, что там такого в содержании, или же покупайте себе свою. Спустя несколько месяцев поняла, что пришел ее черед. И вот кульминация, таа-дааа, начало первой главы! Все отлично, и потомственный клоун нравится, и автор пишет так что надо задумываться, и сюжет вроде пока еще не встречался... Но вот глава за главою все больше лишней информации, уже теряешь мысль от того запутанного многообразия городов, улиц, имен, монашек, детей и прочего прочего...

Перегромоздил, Хёг, что ли...Как-то уж ооочень всего много... Уповала на конец... Зря уповала...(

Оценка: 4
–  [  2  ]  +

Питер Хёг «Женщина и обезьяна»

KastanedA34, 23 мая 2013 г. 22:22

Роман мне понравился. Да, абсурдный. Сочинетельству автора предела нет. Язык изложения достаточно прост, хотя я вовсе не являюсь любителем простых текстов. Тут Хёг взял не текстом, а сюжетом. Если сравнивать его с «Тишиной, это была первая книга нашего знакомства, то читать, конечно, попроще.

Чисто по женски было жаль эту алкоголичную бабу, но когда автор описывает ее злоупотребление со спиртом в гараже, немного даже противно становиться от таких людских пороков. Конечно, если в жизни любой женщины присутствует одиночество, а Маделен была, на мой взгляд, очень одинока, полюбишь и обезьяну! Вопрос в том — какой любовью...

Ожидала какой угодно концовки: что героиня отпустит примата на волю, убежит, возможно, даже и с ним вместе или просто решит поставит жирную точку в отношениях со своим мужчиной, но чтоб таааак!!! Шоку не было предела, когда она на дереве еще и родила!!!

Не понятно, что руководило Хёгом в написании сего произведения. Да честно, и не хочется понимать. Одно скажу — удивил так удивил!

Оценка: 7
–  [  12  ]  +

Питер Хёг «Смилла и её чувство снега»

Ev.Genia, 16 мая 2013 г. 11:28

Впечатления от этой книги описать мне не просто. С одной стороны мне очень понравилось начало – оно написано в хороших северных традициях. Я трепетно люблю скандинавскую литературу за ее неторопливое повествование, пространственные описания природы, характеров, происходящего, пронизанных морским ветром, соленым морем, снегом, постоянно меняющимся цветом неба, за то, что эта литература отличается от всей другой своим колоритом.

Эта книга не стала исключением по моему хорошему восприятию – по крайней мере ее начало. Она притягивает с первых же страниц и хочется читать о Смилле, ее воспоминаниях, ее восприятии окружающего, о мальчике Исайе, хочется узнать, что же стоит за его трагической гибелью.

Образ Смиллы в первой части великолепен – это женщина, которая много чего повидала в своей жизни. Она дочь датского хирурга и женщины коренного гренландского народа. Кровь матери – это зов свободы, она не позволяет ей до конца приспособиться для жизни в городе. Благодаря этому она презирает условности, она очень категорична, не терпит фальши, она изо всех сил пытается быть грубой во всем, т.к. никого не желает подпускать к себе с тех самых пор, когда не стало того, кто связывал ее с этим миром, этой жизнью – ее матери. Исключение составил мальчик Исайя. Понятно ее желание ему помочь, оградить, уберечь – ведь он так похож на саму Смиллу. И ее желание выяснить причины гибели тоже очень понятны.

Образ Смиллы во второй части совершенно другой. Здесь Смилла – женщина дерущаяся, колющая мужчин разными подручными предметами, плывущая многие метры в ледяной воде, заправски крадущая бумажник у полицейского. Здесь она, женщина, вставшая на тропу войны, озабочена тем — достаточно ли красиво она одета и правильно ли нанесен у нее макияж (а ведь в Гренландии, бывало, по полгода не видела своего отражения в зеркале).

В общем, насколько мне понравился образ первой Смиллы, настолько же не понравился образ второй. Видимо под стать второй Смилле и окончание книги. У меня создалось впечатление, что автор в самом начале задумывал драму, а дописывал уже боевик.

В итоге впечатления от книги двойственные. Все, что касалось описаний снега, льда, вопросов коренного народа Гренландии, воспоминаний Смиллы о матери, ее отношения с отцом, воспоминания об Исайе, ее внутренние противоречия, развитие отношений с механиком, развитие событий «до корабля» – все это выше всяких похвал, за это хочется поставить 10. Но за вторую часть, особенно с момента начала плавания, за описание событий в духе крутого боевика, за эту резкую смену стиля хочется поставить 3. Последние главы – откровенно разочаровали и испортили все настроение от книги.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Питер Хёг «Ночные рассказы»

Securitron, 26 апреля 2013 г. 17:29

Чтение этого сборника рассказов я бы сравнил с великолепным обедом из нескольких блюд! Каждым блюдом наслаждаешься и каждое по-своему прекрасно. Очень ВКУСНАЯ литература. Другого слова и подобрать не могу. Низкий поклон переводчику — Елене Красновой!

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Питер Хёг «Смилла и её чувство снега»

Ochevidec, 17 апреля 2013 г. 12:15

Если бы проводился чемпионат по сливанию финалов книг, Питеру Хёгу непременно надо было бы на него заявиться. Ручаюсь, что он боролся бы на этом турнире за призовые места.

Настолько мощно, ярко, многообещающе начать роман и так запороть концовку — это надо суметь.

Но за первую половину романа Хёгу многое можно простить. Психология северянина, ощущения, которые испытывает северянин, очутившийся в умеренных широтах — это описано очень достоверно.

И атмосфера-атмосфера-атмосфера! От первых главок романа, натурально, веет Севером, Холодом, Льдом.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Питер Хёг «Ночные рассказы»

dmitry p, 9 января 2013 г. 02:06

Да, я тоже про 19 марта 1929 года как то не понял, там же все истории из разных времен просто расказанные в один день что ли? Не все истории все же получились равноценными, но несколько очень хороши. Вообще, в целом мне это напомнило некое собрание апокрифов, по крайней мере обший дух полумифологической истории с обязательной моралью в конце присутствует. Учитывая, что рассказы написаны до «Смиллы» интересно наблюдать «истоки» того Хега, которым он стал (скажем, в моей любимой «Тишине»)

Оценка: нет
–  [  0  ]  +

Питер Хёг «Смилла и её чувство снега»

nostradamvs, 24 декабря 2012 г. 13:26

Очень неплохо. Даже не ждал. Во-первых, я не думал, что это детектив — думал, что социальная проза. Доля социальности есть — судьба гренландских эмигрантов в Дании и так далее. Но в целом у Хёга вышла приключенческая книга, читающаяся на одном дыхании — с негодяями, любовью, теорией заговора и элементом фантастической загадки. Минусы тоже есть: концовка кажется несколько оборванной, плюс ряд линий ничем не заканчивается, просто некоторые сюжетные хвосты повисают в воздухе. Но за интересность чтения это можно простить. А ещё Хёг сделал себе на этом романе состояние. Чёрт побери :) В общем,

Оценка: 7
–  [  13  ]  +

Питер Хёг «Смилла и её чувство снега»

primorec, 14 ноября 2012 г. 05:31

Существует легенда — очень красивая и поэтичная, что у эскимосов есть огромное количество слов для обозначения снега. Для всякого разного — лежащего на земле, падающего, пролежавшего день или два, смерзшегося или несомого ветрами. Легенда, старательно развеянная лингвистами, подробно разложивших каждое выражение на составные части, докопавшихся до самой сути и превративших астрономическое число для обозначения снега в два-три коренных слова, что позволило рационалистам взять, наконец, верх над всеми теми, кто имеет хотя бы малейшую склонность романтизировать последних «детей природы» и их «чувство снега». Этакое отражение окончательной и бесповоротной победы западной цивилизации над всеми проявлениями «дикости» и «древности».

Но от этой провозглашенной и отпразднованной «победы» чувство снега не исчезло. Героиня романа — Смилла Ясперсен, одинокая женщина 37 лет от роду, дитя двух народов — эскимоской охотницы и известного датского хирурга, наделенная потрясающей и древней способностью тонко и ясно воспринимать окружающее: лед, снег, пространство, время. Эти древние, помогавшие выжить ее народу среди холода и темноты, способности по-прежнему с ней. Теперь они помогают ей жить среди ледяной, равнодушной пустыни современного города.

Детективный сюжет, с его таинственными смертями и покушениями, кусочками мозаики, которая никак не хочет складываться в единое целое, научными загадками — лишь фон, повод поговорить о более серьезных вещах. Для Смиллы геометрически правильные улицы Копенгагена оказываются не менее опасными, чем совершенные формы ледяных кристаллов холодных ледников Гренландии. Как и правила и законы «цивилизации», ставящей превыше человеческой жизни погоню за славой, деньгами и успехом.

И не надо меня убеждать, что все описанное в романе уже отошло в историю, было характерно для минувшего двадцатого века, а сегодня возобладали идеалы толерантности и справедливости. Ничуть не бывало, просто все, о чем написал Хёг — об алчности, жестоком равнодушии, потере духовных ориентиров, слепом следовании за лидерами, цинизме — научилось прятаться за красивыми фразами политиков и бизнесменов, сверканием рекламы и блеском глянцевых обложек. К сожалению, мы, еще с советских времен, склонны идеализировать западный образ жизни, не замечая, что под словами о личной свободе и равенстве нередко скрывается жесткая регламентация действий и мыслей людей. Хёг со своей Смиллой смог беспощадно соскоблить позолоту с этого идеального образа.

И, конечно, при таком прочтении мне не мог не понравиться конец романа. Загадка метеорита и суперчервей, любовь и ненависть, город и море — все остается позади. Расколотая между двумя мирами Смилла , наконец, обретает цельность: есть только снег, лед и бегущая впереди фигура. Все ясно и не завершено. «Только то, что невнятно, можно закончить. Но ничего далее не последует»..

Оценка: 9
–  [  13  ]  +

Питер Хёг «Смилла и её чувство снега»

taipan, 19 июня 2012 г. 14:35

Поразительная книжка, роман-глыба. Глыба ледяная, в мутных гранях которой угдывается рыжая махина на века вмерзшего мамонта. Роман-справочник. Роман-энциклопедия.

Питер Хёг, датский писатель с богатой биографией, шествует по планете размеренным шагом, как тот мамонт — переведен уже на три десятка языков, тиражи миллионные, экранизирован шведским киноклассиком Билли Аугустом (экранизация старательная, хотя роману изрядно уступает, что не удивительно, учитывая масштаб первоисточника).

В игре света и теней на его ледяной глыбе — и богатые оттенки стиля и мрачные тени крутого шпионского детектива, экотриллер и этнографически-арктическая одиссея, здесь депрессивность соседствует с азартом и большими страстями.

Главная героиня, датчанка с гренландскими корнями, читающая ради развлечения Эвклидовы «Начала», знающая семьдесят синонимов слову «снег» и одерживающая верх в рукопашной со специально обученными мужчинами, начинает с частного расследования гибели соседского ребенка (вроде бы несчастный случай, но...), а в итоге оказывается втянута в такую запутанную интригу, в которой будто разом соединились Каверин, Кэмпбелл и Картер.

Очень «научная» книга — история про специалистов, профессионалов своего дела, идет ли речь о бухгалтерах или военных ныряльщиках, этот роман-мамонт не сворачивает в рефлексию и постмодернистские игры, он просто идет вперед — к цели, какой бы зловещей она не казалась — по стылой и бесприютной арктической пустыне. И только трещит лед и снег хрустит под его тяжелой поступью.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Питер Хёг «Закон сохранения любви»

vconst, 28 января 2012 г. 20:08

меня не перестает удивлять удивительно легкий и поэтичный слог этого рассказа. ни одного лишнего слова, читается как белый стих, преклоняюсь перед мастерством переводчика. лучшая проза, которую мне доводилось читать -- проза написаная поэтами, очень красиво писала марина цветаева. этот рассказ, по моему, написан на одном уровне с ее прозой

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Питер Хёг «Условно пригодные»

vconst, 28 января 2012 г. 20:02

есть книги, читая которые, будто чувствуешь постоянно приставленый пистолет к твоему виску, они держат тебя в напряжении до самого конца, и потом выстреливают неожиданной (или даже ожидаемой) развязкой. эта книга стреляет все время, каждая глава посылает пулю в череп, а последние абзацы сносят голову к чертям, дуплетом из наставленного в упор обреза, крупной дробью и сразу с двух стволов.

невероятно сильное произведение. невероятно тяжелое. самая сильная книга из всех мной прочитанных. слышал, как ее сравнивали с «белое на чёрном», рубена давида гонсалеса гальего, с «похороните меня под плинтусом, павла санаева, но эта книга произвела на меня несравнимо большее впечатление. питер пишет отстраненно, без акцентов, без лишних эмоций, не смакует скабрезных подробностей и не щекочет нервы. он спокойно, обстоятельно описывает происходящее и от этого оно становится много ужаснее. повесть пропитана глухой и совершенно беспросветной чернотой, от нее не ждешь хэппи-энда, с каждой станицей она нагнетает все больше мрачной безысходности. абсолютная депрессия.

я перечитываю ее каждый год.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Питер Хёг «Условно пригодные»

Ann_Joy, 26 января 2012 г. 18:30

Люблю книги про «взрослых» детей, поэтому критику недетского мышления сразу пропускаю)

Читается не совсем легко, но с большим кайфом. Ребенок ищет и находит нестыковки в действиях взрослых, но, что здесь автор не упускает — взгляд ребенка — всё-таки взгляд сбоку. Ребенок видит обман сквозь призму своего чувства времени, а взрослые — через свои реальные грехи и поступки. Финал тоже выдержан на уровне всего сюжета — ведь разрешается именно маленькая детская трагедия, поэтому всё не слишком драматично.

Ещё очень трогательно показано детское восприятие. Оно очень нежное, его важно не повредить, особенно в этом возрасте, когда любая оценка, положительная или негативная, может надолго перекрыть творческие пути.

И ещё — целая теория времени!..

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Питер Хёг «Смилла и её чувство снега»

ismagil, 19 января 2012 г. 20:08

Начало 90-х, Копенгаген. Гренландка-полукровка Смилла, гляциолог мирового уровня, синий чулок, социо- и немножко психопатка, теряет единственного близкого человека, соседского мальчика, также происходящего из гренландских инуитов: он падает с крыши собственного дома. Следы, характер снега и память об отличавшей мальчика боязни высоты заставляет Смиллу сперва поставить на уши полицию и прокуратуру, потом начать собственное расследование, которое раскручивается во все более затейливое нагромождение угроз, шантажа, взрывов, и внезапно оборачивается самоубийственной экспедицией к ледникам Гренландии.

Хёг — самый успешный (после обоих Андерсенов) датский писатель, а «Смилла» его самая успешная книга, переведенная на кучу языков и ставшая основой голливудского фильма. Книга удивительная и распадающаяся ровно пополам. Первая часть — по-скандинавски горькая и не по-скандинавски чарующая история замещения ненайденной любви — к родителям, к мужчине, к нормальной жизни, — то ненавистью, то исступлением, то исполнением странного долга. Автор ловко жонглирует оптовыми упаковками фактов, деталей и невеселых картинок, иллюстрирующих то отчаяние женщины среднего возраста, то проклятие метропольной любви, то трагедию чукчи за пределами анекдота, то не вычищенную с гамлетовских времен датскую гниль, то уместность тонкого льда в личной жизни. И несет повествование мощно, красиво и неумолимо, на кураже, как великая татарская река — и фиг знает, к какому Каспию.

Каспий, к сожалению, оказывается Северной Ледовитой второй частью. Там много экшна в стилистике позднего Маклина, толпень новых героев и залп винтовок со всех стен первой части. При этом понятно, что вторая часть главная, ради нее жонгляж и декорации с восьми сторон, собственно, и затевались. Но воспринимается это примерно как альтернативная концовка «Анны Карениной», героиня которой, восстав со шпал, побежала бы с кольтом наперевес гасить Вронских-Левиных и десяток примкнувших к ним людей с похожими именами, специально загонявших Анну на рельсы, чтобы смазать кровью колеса инфернально заговоренного состава со стронцием. Беда в том, что про Каренину с кольтом читать было бы интересно. А про Смиллу с кистеньком да револьвером неинтересно. Совсем.

Оценка: 6
–  [  10  ]  +

Питер Хёг «Смилла и её чувство снега»

Hell-lie, 1 декабря 2011 г. 20:28

Первые несколько глав прочла с огромным удовольствием: интересно, атмосферно, произведение прямо-таки затягивало в себя! А дальше пошла тягомотина.

Книга кажется холодной, неторопливой и поэтому, так сказать, истинно скандинавской. К тому же, ну не любитель я детективов, так что сюжет мне был практически неинтересен. Характеры мне совершенно не понравились. Главная героиня в этом плане выигрывает, потому что от ее лица ведется повествование, а остальные кажутся картонными, неживыми, замороженными в этой ледяной Дании. Я не видела перед собой картинки, что огорчает. Повествование рваное, из-за чего читать и понимать было тяжеловато.

То, что «тааак гениально раскрыты социальные аспекты жизни гренландцев в Дании» — мне это не близко, я, пожалуй, вообще впервые читаю что-то о Скандинавии, я не знакома вблизи с этими проблемами. А автор лично до меня не смог их донести, они мне ближе не стали.

Что понравилось, так это отдельные размышления героини на отвлеченные темы.

Концовка какая-то..дурацкая во всех смыслах. Непонятно для чего открытый финал с обрубленными сюжетными линиями. Главная интрига, крутящаяся вокруг Исайи показалась протухшей.

В общем, может и интересно, и атмосферно (что я люблю), и хоть читалось мне тяжело, но я всё же надеялась, что читателя вознаградят хорошим финалом и я смогу-таки полюбить эту книгу. Не сложилось.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Питер Хёг «Смилла и её чувство снега»

elenshi, 13 ноября 2011 г. 03:02

«Смилла...» — настоящая энциклопедия снега и конечно эта книга о любви и преданности, детских страхах и комплексах. Все это и детективный сюжет делает её настоящим сокровищем. Читать и думать обязательно!

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Питер Хёг «Смилла и её чувство снега»

Lion0608, 19 июня 2011 г. 12:41

Минуточку, кто-то сказал, что Хег собственно доказал, что детектив может быть лиетратурой. Вот уж не соглашусь. Доказали это до него и уже давно, и не один талантливый писатель этого жанра. Что до Хега и Смиллы. Это произведение, не что иное, как просто добротная проза с хорошим языком и задумкой.

Не рекомендовала бы это произведение особо искушенным любителям жанра. Как разовое чтение — может быть. Потому что, априори, никогда не считаю свою точку зрения верной. Хорошая (именно ХОРОШАЯ) книга всегда достойна быть прочитанной и чтобы о ней было составлено отдельное мнение. Книга действительно неплохая...если бы не но...

Все романы Хега, которые мне попадались почему-то наводили меня на мысль о том, как они были созданы. Хег в муках (по приблизительной оценке- год-два) пытается найти некую ОРИГИНАЛЬНУЮ тему, этакое нечто, о чем никто не писал. Замыслы его действительно поражают воображение. Реализация не вполне мне нравиться, и при дальнейшем чтении не покидает мысль, что в какой-то момент книга писателю надоедает, и он ищет способы, как бы ее побыстрее и поэффектнее закончить, чтобы не подвести издателя.

Моя оценка — твердое 6)

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Питер Хёг «Тишина»

Lion0608, 19 июня 2011 г. 12:32

Полностью согласна с автором первого комментария, гвалт страшный. Честно говоря, Хега до этого не читала, но взялась, поскольку стала жертвой какой-то немыслимой маркетинговой компании, которую развернул питерский Дом книги. Заманчиво облаченный в черную блестящую суперобложку новый хит поджидал своих жертв чуть ли на каждом шагу чуть не от входных турникетов магазина.

Честно признаюсь, некоторое моменты очень понравились- например, небанальная задумка-идея. В результате несчастного случая герой обрел какой-то фантастически совершенный слух, который издают не только предметы, но и, нарушая все физические законы — душа и сознание человека, его психофизический настрой. Обилие «агрессивны (цит. отзыв) деталей и обилие экшена, а также нелогичные сюжетные ходы (как-то не-по-чеховски — много ружей висять, но ни одно не выстрелит в следующем акте). И смазанная супер-хэппи-эндовская концовка вконец испортили впечатление от прочитанного.

Так что за идею и хороший слог готова была поставить 9, но в итоговом «командном зачете» всему произведению готова поставить только 6, отдельные полалла — личное мое трепетное отношение к скандинавам)

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Питер Хёг «Условно пригодные»

KindLion, 2 ноября 2010 г. 13:39

Автору фрекен Смиллы я готов был простить очень многое. Но, все же, начал читать этот роман с некоторым опасением – не явится ли он разочарованием. К счастью, прощать ничего не пришлось – роман «Условно пригодные» — оказался очень качественным произведением.

В романе рассказывается о жизни маленького мальчика в закрытом учебном заведении. Маленького несчастного мальчика и его товарищей по школе, терпящих ежедневное, ежеминутное, унижение, насилие над личностью, над неокрепшей детской душой. Неокрепшая – да, но это – душа. Душа – с большой буквы. Она не готова терпеть насилие над собой, она – готова вступить в борьбу. За право быть свободной. Жить и чувствовать так, как хочется именно ей.

Уже после того, как роман был прочитан, я узнал о том, что он этот роман — автобиографичен. Я просто в шоке – как могло быть такое в развитой цивилизованной Дании, в последнюю четверть 20 века? А, с другой стороны, абстрагировавшись от фактов, и говоря о сути, разве не продолжает происходить тоже самое во многих других, внешне вполне благополучных странах, во вполне благополучных семьях, в конце концов?

Насилие взрослых над детьми. Насилие – суть труд первых на благо вторых. На благо ли? Первые считают именно так.

Роман произвел на меня такое глубокое впечатление, что я готов был возненавидеть мир взрослых, и попытаться защитить от него мир детей. Но я сам уже – давно и прочно в мире взрослых. Ненависть – это не конструктивно. И в моих силах не допускать насилия взрослых по отношению к детям. Хотя бы самому не допускать. В своей собственной семье. Несмотря на то, что меня самого воспитывали далеко не в тепличных условиях. И, на автомате, зашитом в подкорку суровым воспитанием, гораздо проще возвысить голос, поднять руку – чем спокойно объяснить. А нельзя. Прочтите роман, и, может быть, вы поймете – почему нельзя.

Оценка: 10
⇑ Наверх