fantlab ru

Все отзывы на произведения Р. А. Лафферти (R. A. Lafferty)

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
– [  1  ] +

Р. А. Лафферти «Шесть пальцев времени»

god54, 3 февраля 09:36

О такой идее использования времени я уже читал несколько произведений, но это были сухие тексты анализирующие положительные и отрицательные аспекты для человека. В данном же случае автор предложил целую теорию, довольно оригинальную, атавизма связанного с управлением временем, перемешал это с хорошей психологией, с моей точки зрения, вполне реалистичной, а в итоге получилось очень даже незаурядное произведение. Текст хороший, сюжет привлекательный, идея оригинальная — можно и нужно прочитать.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Р. А. Лафферти «Хрипун»

god54, 27 января 13:11

Вначале посчитал, что попал в очень интересную ситуацию: новая планета, во всем необычная, вернее нестандартная, загадка, исследователи, не знающие техники безопасности и правил поведения на новых планетах. Тем интереснее будет отгадка. Ан, нет. Автор предложил читателям сыграть в игру «стань автором». Мол давай сочиняй, вместо меня, придумай идею, развей её, насыть доказательствами, расцвети словами, получи финал... Как уже это надоело.

Оценка: 3
– [  3  ] +

Р. А. Лафферти «Медленная ночь со вторника на среду»

Alfie, 26 декабря 2023 г. 19:54

Лафферти, как я слышал, считается большим мастером малой формы.

Это было мое первое знакомство с ним. И оно прошло не очень удачно: рассказ мне не понравился. Тут чистой воды вкусовщина.

По сюжету, в мире новеллы у людей при рождении удаляют некую часть мозга, которая как бы тормозит мыслительные процессы. В связи с этим человек более не отягощен тяжестью раздумий и способен принимать решения, генерировать идеи, отыскивать наиболее подходящие выходы из ситуаций буквально за долю секунды. Отсюда все процессы в мире ускорились в тысячи раз.

Тут автор совершенно опускает технические возможности, что меня больше всего и смутило. Например, один из персонажей рассказа написал философский трактат за семь минут. Я могу поверить, что он придумал книгу за семь минут, но чтобы написать... Или многоквартирные дома в городе строятся за пару часов, мгновенно раскупаются, заселяются, а затем через пару-тройку дней на их месте уже красуются совершенно другие, новые дома. То есть абсолютно все технические процессы происходят со скоростью, для таких процессов непостижимой и невозможной. Не знаю, зачем автор ушел в подобный абсурд.

Сама же идея сильно ускоренной жизни кажется любопытной. Люди женятся, надоедают друг другу и разводятся в течении часа. Книга утром — бестселлер и апофеоз художественной мысли к вечеру уже забывается. Таким же образом дела обстоят и с другими продуктами массовой культуры. Отчасти это напоминает ситуацию наших дней, когда темп жизни становится все быстрее и быстрее, только доведенную до крайней крайности.

Рассказ интересен как занятная фантазия на тему. Но, на мой взгляд, автор в какой-то момент не смог остановиться, и его понесло из области ироничной предсказательной фантастики на просторы абсурда.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Р. А. Лафферти «Великая междугородняя»

technocrator, 15 октября 2023 г. 22:41

«Любой наездник становится высокомерным, каким бы вежливым он не был на земле»

Чудесный рассказик, поднявший настроение. Как это я ещё ничего у автора не читал?

Редкое оригинальное сочетание экономической фантастики, альтернативной истории, электротранспортного ретрофутуризма и живописной пасторальной утопии. Причём подано всё в полуироническом ключе и с парой нешаблонных фишек в развитии сюжета. Описание отстрела автомобилистов населением уютных посёлков, передвигающихся в вагончиках-«троллеях», порадовало. (Хотя именно к идейным «автолюбителям» претензий меньше, чем к хомячкам, из стадного инстинкта берущим кредиты на захламляющие дороги железные коробки, и жалующимся потом на дорогой бензин и обслуживание... но это история уже наших дней). Психологическое философствование на тему эгоизма, высокомерия, отрыва от корней и безнравственности тоже доставило. Как говорится, в каждой шутке...

Оценка: 9
– [  3  ] +

Р. А. Лафферти «Чужими глазами»

osipdark, 23 августа 2023 г. 15:21

Я мало что добавлю к двум скромным отзывам на «Чужие глаза» Лафферти.

Всего лишь две мысли.

Первая. Для «Имя Розы» Умберто Эко написал десятки и десятки страниц с биографическими описаниями персонажей, которые даже не упоминаются в романе, и множество иных деталей, которые для самого же автора создали объемный литературный мир. И без прямого упоминания многообразия этих штрихов мы, читая книгу итальянского писателя, чувствуем их призрачный след в форме глубины погружения в произведение. Точно такая же ситуация с рассказами Лафферти. Чувствуется и понимается, что за каждым примером малой прозы автора кроется самостоятельный, сложный и интересный мир. Собственная реальность. Правда, «Чужие глаза» — исключение, в некотором роде. Ведь оно входит в цикл об Институте неточных наук. Но это тот исключительный пример, который лишь подтверждает всеобщую силу правила.

Вторая. Я думаю, для многих, и мой случай — не исключение, одной из главных изюминок «Чужими глазами» стала вереница то ли хокку, то ли коанов, то ли поэтических афоризмов, находящихся на грани сомневающегося в себе солипсизма и экзистенциальной эпистемологии за авторством Чарльза. Excuse my French. Парочку из них уже привел Babai. Я упомяну еще один:

«Может, я единственный, кто видит ночное небо черным, а звезды — белыми... а все остальные видят белеющее небо и звезды, сияющие чернотой? Я говорю: небо черное, и они говорят: небо черное, только когда они говорят «черное», они подразумевают белый цвет»

Поэтично, философично. Может показаться, что здесь в красивость обернута какая-то банальность, «кухонная философия», по типу пассажей из пелевиниады. Но ведь в самом простом и спрятано самое сложное, так что и Пелевин, и Лафферти в литературной обертке преподносят хорошие вопросы. Единственное... собственно, из-за этого я и решился на написание отзыва к этому рассказу... единственное, одна ассоциация с другой философской — от философа, довольно известного и не в узких кругах — несколько ломает — но как изящно! — афористичную поэтику Лафферти:

«Витгенштейн как-то спросил своего друга: «Почему люди всегда говорят, что было естественно предположить вращение Солнца вокруг Земли, а не Земли вокруг Солнца?» — Людвиг Витгенштейн.

Друг ответил: «Понятно почему — зрительно кажется, что Солнце вращается вокруг Земли».

На что Витгенштейн ответил: «Интересно, как бы зрительно выглядело, будто вращается Земля?»»

Это полумифический разговор Людвига с неназываемым другом цитировался в «Боге как иллюзии» Докинзом. На самом деле, плохая формулировка (или перевод), а лучше и более по-витгенштейновски, с указанием собеседника — Элизабет Энксом, его ученицы — в таком варианте:

«Людвиг Витгенштейн как-то спросил у Элизабет Энском: «Почему люди всё время говорят, что представление о вращении Солнца вокруг Земли было естественным?».

«Потому что всё выглядит так, будто Солнце вращается вокруг Земли», – ответила Энском.

«А как тогда должно было бы всё выглядеть, чтобы людям казалось, что Земля вращается вокруг Солнца?» – поинтересовался Витгенштейн»

Подразумеваемый ответ на этот вопрос, «как бы оно выглядело, если бы оно выглядело иначе», проще, чем извилистая формулировка: точно так же. Мир бы остался таким, какой он и есть. Собственно, коан Лафферти, ассоциативно подводя меня к коану Витгенштейна, выглядит не как один замудренный вопрос по отношению к другому, а как открытое вопрошание к сокрытому ответу. И чернота ночного неба, и сияние звезд на нем, выглядят ровно такими, какими они являются. Точнее, какими они есть. Пропасть сенсорики между людьми — наша праздная, поэтическая, трагическая кажимость, которая преодолевается движением на встречу с другим.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Р. А. Лафферти «Все фрагменты речного берега»

osipdark, 12 августа 2023 г. 15:30

vam-1970 риторически вопрошает: «столько автор написал текста — заслуживает ли эта тема такого?».

Я попробую составить нериторический ответ, притом не впадая в многословие.

Бывает магический реализм. На мой взгляд, в творчестве Рафаэля Лафферти возникает «магическая научная фантастика». Хотя, возможно, это не некий новый поджанр или тем более жанр, а особый авторский стиль, «поэзия палп фикшн», разрывающая внутренней поэтичностью любые оковы. И потребительские, и издательские, и те же жанровые.

Умберто Эко в очерках о развитии творчества Джеймса Джойса отмечает, что поздняя поэтика ирландского модерниста — это поэзия идей. Составление рифм и противопоставлений через столкновение различных деталей из мировоззрений и философий настоящего и прошлого. Во многом качественная научная фантастика — именно научная фантастика, а не ее гибриды или лишь элементы в скорее реалистической прозе или психологических романах (без какой-либо негативной оценки подобной гибридизации; в конце концов, современная литература — это постжанровое, межжанровое и в чем-то метажанровое творчество) — это именно такая поэтика идей, где к кусочкам и сверткам интеллектуальных и чувственных достижений минувших и длящихся по сей момент времен добавляются отблески будущего. Идеи из иных, не начавшихся времен, пойманные и преломленные фантазией, эрудицией и смелостью писателя.

Именно это есть и во «Всех фрагментах речного берега». Великолепное фантастические допущение, повествование, в чувственной части очень схожее с магическим реализмом (оттого и предлагаю допустить здесь действие «магической» научной фантастики), а в интеллектуальном поле — это размышление о природе реального и невозможного, встреча с нечеловеческим и непредставимым. Лафферти прекрасно смешивает в повествовательном цементе кусочки повседневности и странности, создавая уникальную обстановку рассказа.

Маленький шедевр, ограненный алмаз в коллекции научной фантастики, где она становится самой собой — поэтикой идей будущего в настоящем.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Р. А. Лафферти «Безлюдный переулок»

amak2508, 22 июня 2023 г. 08:02

Прекрасный пример того, что для хорошей юмористической фантастики сойдёт практически любая идея, сколь бы неправдоподобной и сумасшедшей она не была. Главное здесь — писательский талант автора.

Ну скажите на милость, что смешного в том, что какие-то чужаки — то ли мутанты, то ли инопланетяне, открыли ряд своих контор/лавочек в каком-то богом забытом переулке. А Роберт Лафферти смог написать об этом так весело и интересно, что и оторваться от чтения трудно, и улыбка при этом самом чтении с губ читателя не сходит. Хотя, если вдуматься, ничего особенного автор и не написал — так, трепотня ни о чём. Кстати, самое интересное в рассказе так и не раскрыто: зачем этим странным ребятам вообще всё это надо, деньги-то они, оказывается, тоже запросто сами создавать могут. Да и не похоже, чтобы они их интересовали — «заменьшенные» цены, это сильно :).

Оценка: 7
– [  2  ] +

Р. А. Лафферти «Хохочущая скала»

MrBambook, 5 июня 2023 г. 19:00

Мнение не о рассказе, а о сборнике «Дни, полные любви и смерти» в целом. Рассказ не плох, кстати.

Если указанный сборник позволяет сделать исчерпывающий вывод о творчестве Лафферти, то он будет неутешителен. Лафферти безнадежно устарел, и, пожалуй, невыносимо скучен.

Все, что можно признать в нем занимательного, в миллиард раз тоньше и глубже реализовано тем же Гейманом, страстно восхваляющим своего «учителя». То, что рецензенты сборника называют «небылицами», представляет прием, которым Лафферти пользуется без нужды и меры. Он может и был пионером вплетения «магических» / «сверхъестественных» элементов в фантастику, но он даже близко не научился «рассеивать» магию. Она не просвечивает или мерцает, а обухом бьет по голове, превращая все его истории в сказку про колобка (скатала бабка колобок, колобок спрыгнул и покатился). Уже упомянутый Нил Гейман (например), настолько лучше использует этот прием, делая его фирменной чертой стиля, что Лафферти приходится признать безнадежно вторичным.

А что еще? А больше ничего. Бывший военный, продавец электрического оборудования, алкоголик. Факты жизни. Факты творчества: технофобия, занудство, замкнутость. Лафферти чем-то похож на Брэдберри, только последний писал намного ярче (хотя и у Лафферти есть несколько ярких рассказов), страшнее или глубже, в зависимости от темы. Хочется сравнить Лафферти с Саймоком, особенно когда читаешь про плохие города и хорошую деревню, но у Саймака есть сюжет, есть драма и интрига. У Лафферти нет. Все персонажи Лафферти это картонные носители идей автора. Все рассказы так или иначе сводятся к притчам и «заставляют задуматься». Все одном стиле / манере. Разумеется юмористические рассказы, за исключением бабушек, абсолютно тривиальны. Лафферти как-будто писал в 50-ые, настолько беззубой его фантастика кажется сегодня.

Лафферти совершенно обосновано был предан забвению, зачем его достали ясно не вполне...

Оценка: 5
– [  -3  ] +

Р. А. Лафферти «Девятьсот бабушек»

Newa, 29 января 2023 г. 10:27

Мне кажется, что некоторые читатели пытались обнаружить в данном рассказе то, чего нет, ни таланта автора, ни глубокой философской задумки. Любой, обладающий навыками складывать буквы так, чтобы сосед мог прочесть, да ещё пересказав старую банальную притчу, может считаться писателем? Да, любой... Увы. В

Оценка: 3
– [  1  ] +

Р. А. Лафферти «Мир как воля и обои»

faustine, 11 декабря 2022 г. 15:47

Рассказ одновременно и комичный (мир как обои — каково? такое даже осознать непросто, главная метафора немного ускользает понимания...) и, как любая антиутопия, жестокий. Преобладающую эмоцию при прочтении можно описать словом «неприятно», но местами проскакивает и нечто такое, от чего можно по-настоящему ужаснуться.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Р. А. Лафферти «Золотые ворота»

k2007, 23 июня 2022 г. 09:05

Сборник странных рассказов о странном. Очень хорошо характеризует творческую манеру автора — не фантастика, не фэнтези, не мистика, а, скорее, психоделика как ее определяет наш классификатор — нечто странное и безумное. Странного, конечно, больше, чем безумного, ужасы Лафферти не писал. Вместе с тем в прозе автора есть нечто цепляющее, нечто, что заставляет тебя читать следующий странный рассказ

Оценка: 6
– [  2  ] +

Р. А. Лафферти «Марсилия»

k2007, 17 июня 2022 г. 21:29

Читая этот рассказ о приключениях американских солдат на Новой Гвинее во время Второй Мировой надо помнить, что автор сам воевал там, так что описания природы и тяжесть новогвинейского климата описаны не по статьям из журнала «Вокруг света» или аналогичного

Оценка: 8
– [  0  ] +

Р. А. Лафферти «Повелитель Прошлого»

ihtiosyncrasie, 28 мая 2022 г. 20:25

Фантастическое моралите о том, что от судьбы не уйти ни человеку, ни миру. И о том, что все усилия дьявола могут быть обращены в прах и даже его собственные слуги имеют шанс отказаться от него. Диалоги чрезвычайно монотонные, словно топчущиеся на месте, персонажи потенциально интересные, но не проработаны и лишены глубины. Отдельные эпизоды, например, в Диких Полосах, довольно ярки и напоминают лучшие из рассказов Лафферти. В целом, крупная форма явно не близка автору и даже удивительно, что он в итоге написал довольно много романов. На любителя, очень на любителя.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Р. А. Лафферти «Небо»

majj-s, 28 ноября 2021 г. 22:00

Грустная история девушки Велкин, толстушки с необыкновенно легкой походкой (говорили, у нее кости полые внутри) и о желании вырваться из круга, очерченного серой обыденностью посредством употребления, назовем это небом. В небе так хорошо парить вне времени и пространства... до поры, до времени. А когда оно приходит, небо догоняет тебя и шваркает со всей дури оземь.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Р. А. Лафферти «Продолжение на следующем камне»

majj-s, 28 ноября 2021 г. 21:49

Любовь и смерть в антураже археологических раскопок. Есть странная девица, которая должна бы держаться почтительно и быть на подчиненных ролях, а вместо этого держится удивительно дерзко и к ее авторитетным суждениям прислушиваются серьезные ученые — у нее чутье, Магдалена словно бы заранее знает, где надо копать. Есть прибившийся к археологам разнорабочий, который называет себя Антеросом и держится не менее, если не более раскованно. И лишь в самом конце ученые свяжут его имя с ипостасью Эроса, которая знаменуется равнодушием объекта любви. Но изменить что-нибудь будет уже слишком поздно.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Р. А. Лафферти «Школа на Камирои (Выдержки из объединённого доклада учительско-родительскому комитету (УРК) г. Дюбюка)»

majj-s, 25 ноября 2021 г. 12:58

Камиройцы не киммерийцы, несмотря на созвучие. Скорее уж варварами в сравнении с ними выглядим мы. Их школьники говорят на множестве языков, могут вылечить почти любую болезнь, построить школу или небоскреб, а причина в замечательно продвинутой системе школьного образования. Не исключающей, впрочем, казней нерадивых учеников. Такое себе: Колхоз — дело добровольное...» Далее по тексту.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Р. А. Лафферти «Лунные призраки 1870-х»

majj-s, 25 ноября 2021 г. 12:47

Очаровательно олдскульная история о полностью сегодня забытом прототипе телевидения из 1870-х, работавшем на керосине, о его изобретателе, бывшем одновременно талантливым менеджером , сумевшим наладить вещание на несколько десятков приемников в разных странах, писать сценарии мыльных опер, выступать в них режиссером. И о его ведущей актрисе, бессменной (почти).

Можно вывести нехитрую мораль про «так проходит слава мирская», «клятвы лгуньи», «отольются кошке мышкины слезки», «на всякого мудреца довольно простоты». Можно увидеть протофеминистское послание. А можно понять, что стало предтечей Radiance Кэтрин Валенте.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Р. А. Лафферти «Вначале был костыль»

majj-s, 25 ноября 2021 г. 12:36

«Матушка Эвремы» — это такая апология аспергеров. Не секрет, что гении в быту бывают невыносимы, а порой производят впечатление дурачков. Что не мешает им добиваться в современном мире результатов, несопоставимых с достижениями нормальных во всех отношениях компатриотов. Герой с говорящим именем Альберт яркое тому подтверждение. В общем, не стреляйте в пианиста...

Оценка: 8
– [  0  ] +

Р. А. Лафферти «Страна Больших Лошадей»

majj-s, 25 ноября 2021 г. 12:30

«Страну больших лошадей» лучше всего поймет и оценит лингвист, хотя в принципе — любой, кто изучал когда-нибудь языки самостоятельно (больше одного). Два инженера англичанина исследуют пустыню Тар и внезапно один из них начинает говорить на местных диалектах, сам он воспринимает свой неожиданный прорыв как «вспомнил». Рассказ немало перекликается с «Не бродить уж нам ночами» Брэдбери, хотя в целом более гуманный и абсурдистский.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Р. А. Лафферти «Девятьсот бабушек»

majj-s, 25 ноября 2021 г. 12:18

«Девятьсот бабушек» считается одним из лучших рассказов Лафферти, название даже стало заглавием самого известного из его сборников. В основе соединение развернутой метафоры о бесчисленных поколениях предков, которые стоят за каждым из нас с законом перспективы, согласно которому по мере удаления объекты уменьшаются.

В реалиях рассказа человечество практически на уровне стругацкого Полудня с поправкой на ветер американской бизнес-модели: свободное путешествие по галактике не исключает извлечения коммерческой выгоды из обнаруженных в ходе поиска планет. И вот, на далеком астероиде обнаруживается цивилизация, члены которой не умирают. То есть, совсем.

В то время, как большинство членов экспедиции озабочены более всего вопросами, так ли это и если да, то как им удается, одному из членов экипажа Серану (салют, Сирано де Бержерак и Серен Кьеркегор) больше всего хочется понять, как все началось. Откуда есть пошла... и всякое такое.

А что уж из этого вышло — в рассказе.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Р. А. Лафферти «Прокатись в консервной банке»

majj-s, 25 ноября 2021 г. 11:52

Три сказки о шелни, это такие маленькие гоблинчики, уродливые, но не отталкивающие, а милые, потому что в них совсем нет злобы. Больше всего похожи на малый народец из ирландских сказок, с ними и общаться можно только говоря в рифму, как с теми.

Действие на чужой далекой планете, исследовательскую экспедицию на которую финансирует концерн по производству консервированных продуктов — вроде как, всем хорошо: ученые собирают сведения, не заботясь о материальных трудностях, промышленники создают положительный имидж меценатов. На деле все не так, пока этнографы изучают маленьких шелни, скоки и лягух (видимо названных так за сходство с земными земноводными) коммерсанты налаживают линию по производству... консервов из аборигенов.

Пронзительно печальная трагическая история геноцида и девушки-исследовательницы Холли, решившей разделить участь народа. с которым сроднилась.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Р. А. Лафферти «Безлюдный переулок»

majj-s, 24 ноября 2021 г. 14:03

Дивная вещь, снова о малом объеме, вмещающем необъятное количество предметов и об иных (чужаках, пришельцах), превосходящих людей по всем параметрах, но отчего-то находящих интерес во взаимодействии с ними — у Лафферти эти темы из сквозных. Но этот рассказ еще и очаровательно живой веселый, забавный и он отчасти предвосхитил сегодняшнюю разницу поколений, где основное отличие не идеология, а умения: семидесятилетние выучились включать телевизор и пользоваться пультом, пятидесятилетние недурно владеют компьютером, а тридцатилетние творят миры посредством телефона.

«А это я делаю вторым моим языком»))

Оценка: 9
– [  1  ] +

Р. А. Лафферти «Как мы сорвали планы Карла Великого»

majj-s, 24 ноября 2021 г. 13:55

А это о путешествиях во времени с утрированным, доведенным до абсурда брэдбериевским эффектом бабочки — не той, классической, которая помавает крылышками в Южной Каролине, а над Тихим океаном, благодаря череде сложных взаимодействий, зарождается Тайфун, а той, какую случайно раздавишь, глядь — у власти фашисты и орфография кривая.

Герои со своей страстью исправлять действительность доводя до идеала, добиваются — ну, не буду спойлерить. А рассказ еще и о том, что лучшее — враг хорошего.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Р. А. Лафферти «Великая междугородняя»

majj-s, 24 ноября 2021 г. 13:49

Ах, какая прелестная вещица об утопии, построенной на одной, отдельно взятой Земле посредством ее рельсификации. Занятно, что тема поезда занимает многие выдающиеся умы мировой фантастики-фэнтези. Кто-то демонизирует поезда, как Стивен Кинг с Блейном Моно, другие видят в них неизбежность перемен — Чайна Мьевиль с «Рельсами» и «Железным Советом». Лафферти поет железным дорогам осанну, его мир, избавленный (почти) от автомобилей, которых там отстреливают как бешеных псов, его мир процветает. Поезд как воплощение духа общности, сотрудничества и достойной умеренности в противоположность эгоистическому индивидуализму автомобиля. Есть, над чем подумать. Особенно когда торчишь в пробке, в которой каждое третье авто размером с вагон везет одного пассажира.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Р. А. Лафферти «Ни острова из камней в небесах»

majj-s, 24 ноября 2021 г. 13:39

«Ни острова из камней в небесах» — это такая пикареска с идеей летающего острова в основе. То есть, изначально — о побежденной гравитации. И снова Лафферти не первый, кто привнес в мировую фантастику сеттинг, его еще Свифт в «Путешествиях Гулливера» использовал, а в новейшей русской литературе Виктор Пелевин со S.N.U.F.F ом и Андрей Рубанов с «Финистом — Ясным Соколом» обновили. Но Лафферти — это не «о чем», а «как», и «что из этого получается». А получается почти по Козьме Пруткову: «если на клетке слона видишь надпись «Буйвол», не верь глазам своим.

Забавная и грустная новелла о нежелании воспринять сколько бы ни было эмпирическое знание, если оно противоречит основной парадигме.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Р. А. Лафферти «Узкая долина»

majj-s, 24 ноября 2021 г. 13:30

Я с таким впервые столкнулась у Клиффорда Саймака в «Необъятном дворе» (1958), одном из первых вообще фантастических рассказов, прочитанных в жизни. А потом, уже в девицах, прочла «Мастера и Маргариту», где московская квартира посредством четвертого измерения была раздвинута до размеров небольшой автономной вселенной. Потому приписывать Лафферти первенство в открытии феномена малого пространство, вмещающего огромные просторы, не стану. Мне кажется, «Узкая долина» не «про что», а «как», «каким образом». И вот как раз то, как творится магия пространства на стыке ирландских суеверий и магией коренных американцев — это и есть главное содержание рассказа. И в нем же его очарование.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Р. А. Лафферти «Медленная ночь со вторника на среду»

majj-s, 24 ноября 2021 г. 13:15

Рассказ, который «букву» современного мира, вроде электронных денег, и мгновенных переводов посредством мобильного телефона напрочь игнорирует, но дух передает довольно точно. И от того предельно ускоренный в сравнении с полувековой давности, универсум выглядит изрядно гротескным и олдскульным. Однако сама по себе идея невероятно ускорившегося мира, в котором не «утром в газете — вечером в куплете», а после полуночи автор пишет философское эссе, к часу ночи становится всемирно признанным гуру, к двум основывает собственные школы, к пяти развенчан а к утру напрочь забыт — эта идея довольно точно отображает нашу реальность.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Р. А. Лафферти «Медленная ночь со вторника на среду»

Darth_Veter, 12 октября 2021 г. 21:59

Обычно под словом «карьера» в обществе понимается устойчивое во времени наращивание человеком своих достижений засчет использования им своих способностей в определенной области. Долгое время уходит на их подготовку (учеба, стажировка и накопление опыта), зато потом можно законно пожинать лавры. Как правило, процесс односторонний и какого-то регресса не предполагает. Такое развитие событий автору показалось скучным и неинтересным, и он решил добавить немного «драйва». Якобы, инициативу в людях глушит какая-то непонятная «блокада Абебаоса», из-за чего весь процесс становится таким длительным и неэффективным. Если же блокаду убрать, всё потечет гораздо быстрее и веселее. Продвинутая таким образом личность легко доберется до пика своей карьеры, после чего так же стремительно скатится вниз и начнет новый виток своего восхождения. На всё про всё у него будет ровно 8 часов (и в строго определенное время суток). Ситуация чисто фантастическая и понадобилась автору исключительно для моделирования поведения человека в нестандартных условиях. Так сказать, мысленный эксперимент. Получилось достаточно смешно (бывшего миллионера обзывают бомжом и вышвыривают на улицу, сорвав с него дорогие одежды) и по-фельетонному несерьезно. Я вырос в условиях плановой экономики и до сих пор не могу понять (и принять) важную роль биржи в экономике — все протекающие там операции кажутся мне большим надувательством (недаром же их называют нехорошим словом «спекуляции»). Всё там непостоянно, иллюзорно и совершенно лишено здравой логики. Человек, внедряющий высшие технологии, может прогореть по всем статьям, а какой-то шарлатан, предлагающий новый тип авторучек, поймает волну и окажется на вершине богатства и славы. O, tempora! O, mores... Одним словом, безумный, безумный мир!

-------------------

РЕЗЮМЕ: скучный рассказ про сверхинициативных людей, делающих деньги на бирже. Без всякой иронии можно сказать, что они — миллионеры на час (точнее, на 8 часов). Кроме чисто гипотетических условий, ничего интересного в такой ситуации не вижу. Даже смеяться как-то неудобно...

Оценка: 6
– [  7  ] +

Р. А. Лафферти «Ни острова из камней в небесах»

zazai, 14 сентября 2021 г. 16:47

М-да, были в начале 2-ой половины ХХ-го века самородки пост-модерна, ваяющие свое творчество от души и органично, а не синтетично и с мыслями о суме. Я даже догадываюсь откуда они брались.

Тем не менее, пост-модерн не фантастика и место этим рассказам в постмодернистком по своей природе глянце типа «плейбой», «эсквайр» и иже с ними. Фантастики тут не больше, чем у Сервантеса в «Дон Кихоте» — просто канва для фантазий на социальную тематику, но автор хорош и будет интересен ценителям короткой абстрактной прозы.

Однако, книгу в бумаге покупать не рекомендую по следующим соображениям. Представьте, что в Америке издали переводного Шукшина в дорогом издании и к каждому рассказу еще по рецензии от разных современных авторов. Кто покупатель этой книги? Правильно, посетители профильных кафедр да узкий круг фанатов русской литературы (диаспора не в счет). Тут все точно так — 100% американский автор, на всю голову американские рецензенты с елейными статейками, и все это дорого, сердито и неинтересно Только для коллекционеров или больших любителей так называемого «Золотого века»... не настолько уж он хорош этот автор, если честно.

Оценка: 4
– [  3  ] +

Р. А. Лафферти «Безлюдный переулок»

qkd, 25 августа 2021 г. 09:50

Как можно было по другому описать необычное в повседневном? Только так. Случалось ли вам заполучить по дешёвке что-либо действительно ценное? Пробовали ли вы хоть раз простую, но необыкновенно вкусно приготовленную пищу? Видели ли своими глазами, какие вещи, редкие люди способны делать руками? А может вы наблюдали, как ни чем не приметное место влечёт посетителей и процветает среди серости? Так вот. Именно таких людей, в таких местах мы часто не замечаем или стараемся не замечать. В поисках яркого и прекрасного, задрав нос, мы спотыкаемся о чудо и раздражаясь на него, продолжаем его искать, пытаясь выйти на след необъяснимого и непонятного таким замечательным и умным нам.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Р. А. Лафферти «Вначале был костыль»

slavserg, 14 августа 2021 г. 22:34

Не очень понятно, зачем было отдавать этот рассказ переводить ещё раз для последнего авторского сборника , если существует намного более сильный многократно переиздававшийся перевод Папериной? Вряд ли она затребовала за очередное переиздание небольшого произведения неподъёмные для издательства деньги.

Оценка: нет
– [  1  ] +

Р. А. Лафферти «Семь страшных дней»

mputnik, 5 апреля 2021 г. 21:39

Довольно своеобразный текст. Ни разу не Фантастика, но раздражения не вызывает. Что-то такое… на грани восприятия. Какие-то мотивы Крапивина, Великого Гусляра, доджоновской Алисы — чего-то такого. С далёкими — словно эхо — перепевками от Кукушат Мидвича, Льва Абалкина и Тойво Глумова. Откуда-то оттуда.

«…Я сама собиралась построить тринадцатидневный Исчезатель, но для этого нужно покрасить картонные кружки кровью из сердца маленького мальчика, а Сирил плакал всякий раз, когда я пыталась сделать глубокий разрез…». Ну — чистая ‘Vita Nostra’, по естественности и глубине восприятия чуда как повседневной реальности.

Немного наивно по форме, хотя — именно эта наивность и формирует значительную долю своеобразия, неповторимой сАмости. Так что — рекомендую, уважаемый потенциальный читатель

Оценка: 6
– [  1  ] +

Р. А. Лафферти «Безлюдный переулок»

Лавкрафтианна, 24 сентября 2020 г. 20:39

Перл юмористической фантастики, на тему «Удивительное рядом, в соседнем переулке».

По атмосфере напоминает сюрреалистические рассказы Жана Рэ... и «Алису в Стране Чудес».

Оценка: 10
– [  4  ] +

Р. А. Лафферти «Медленная ночь со вторника на среду»

neandertallica, 20 июля 2020 г. 00:15

Забавно, что вообразив «быстрый» мир без пауз и задержек, Лафферти полностью проигнорировал техническую часть. Даже безналичные деньги не были предсказаны:

» — Я же дал вам тысячу в пятницу, — ответил юноша.

— Точно, — произнес попрошайка, — и посыльный вернул ее вам в десятикратном размере еще до полуночи.»

Очень неприятный мир. Мир потребления на полных оборотах. Верно именно такой показалось бы жизнь современного мегаполиса с точки зрения жителя XIX века и ранее. Ощущение, будто люди, просыпаясь, сразу бегут богатеть, иметь завидного супруга, придумывать новую философскую концепцию, только чтоб несколько минут побыть в тренде. Зачем она выходит замуж? Зачем он каждую ночь взбирается на денежный Олимп? Зачем ему этот клуб носителей цилиндров? Скольких бы стало тошнить от такого мира уже через неделю? После этого рассказа мне захотелось полежать, поглазеть в потолок и ни-че-го не делать.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Р. А. Лафферти «Семь страшных дней»

Mishel78, 22 мая 2019 г. 08:56

Всё гениальное просто.

Гениальный рассказ о гениальных детках (а разве бывают другие?) или как их сейчас модно называть — детях «индиго». Авторская фантазия тоже очень детская, а иначе как бы тогда получилась такая сюжетная линия, совмещающая взрослое мышление («Думаю, что с научной точки зрения и учитывая последние исследования в области квантовой физики подобное невозможно!») и мышление детское («Да что вы, дядя учёный, это плосто я взял эту штучку и эту и сделал вот так из фантика — и залаботало). На мой взгляд, получилось превосходно!

Что же до семидневного ужаса, то взрослых очень пугают некоторые детские шалости. А впрочем, детям обычно от этого весело. Прямо как в этом рассказе, в котором юный Кларенс изобрёл и.....

Эй, куда подевались буквы? Изобрёл ис...

Тьфу ты, опять исчезли. Наверное, это всё мегатрансцендентные межатомные сверхсвязи виноваты. В общем, придётся и вам читать рассказ чтобы понять, что натворил этот и... Ну всё, остаётся только чтение — и времени много не займёт, и посмеётесь вдоволь!

Оценка: 10
– [  2  ] +

Р. А. Лафферти «Смо и одушевлённая глина»

romanpetr, 8 апреля 2019 г. 22:37

Ещё одно произведение Р.А.Лафферти из цикла об Институте Неточных Наук. На этот раз полковнику Инквизиции Крейзелтону необходимо узнать — кто был первым на всех открытых планетах до первооткрывателей? Возможно — это вездесущий Килрой, а возможно кто-то ещё? Ктистек-Машина, с высоким уровнем интеллекта, по имени Эпикт , вызвана для разрешения этого неотложного вопроса. Ответ же уходит своими корнями в Северную Америку к вездесущим индейцам и одушевленной глине . Как это может быть? — поражаются исследователи и продолжают копать глубже, зарываясь по самое немогу!...

Незатейливый рассказ написан в юмористическим ключе с очень быстрой сменой декораций, и не привыкшему к такому стилю читателю нужно будет приспособиться на первых порах. Лафферти в этом рассказе — в завуалированной форме попытался высмеять фобию к индейцам, переходящую в навязчивую манию преследования, бытовавшую в США на протяжении долгого времени. США — «самая демократическая страна», где был сокрыт внутренний национализм с расизмом вперемешку...

Оценка: 7
– [  1  ] +

Р. А. Лафферти «Птицевод»

romanpetr, 8 апреля 2019 г. 21:41

Своеобразное для восприятия произведение, но для людей , предпочитающих юмор и некоторый психодолический выверт будет весьма интересно. Трудно предложить это произведение , правда, подрастающему поколению — нужна некоторая база и знакомство с мифами индейцев , но тот кто не побоится его осилить, всё-таки будет приятно удивлён диковинному былинному сказанию. Порадуются также поклонники серии произведений Р.А.Лафферти об Интституте Неточных Наук, где главными героями выступают директор института Григорий Смирнов, Ктистек-машина Эпиктистес, сотрудники интститута Алойзий Шиплеп, Валерия Мок и другие. Все они пытаются раскрыть сущность мальчишки Птицевода , который без возраста и времени, может перевоплощаться в небесные образы существ, состоящих из птичьих стай и роя букашек , может общаться с животными. Кто ж он, заставляющий птиц мигрировать по два раза за год? Ответ на этот вопрос автор постарался фривольно приоткрыть...

Оценка: 7
– [  1  ] +

Р. А. Лафферти «Космические саги»

romanpetr, 8 апреля 2019 г. 00:06

Отменная и увлекательная одиссея капитана Громохода по мотивам «Одиссеи» же гомеровской. Данная межзвездная увертюра наполнена интересными приключениями молодцеватых космопроходцев и , в принципе, каждая глава произведения у Лафферти может претендовать на свою собственную независимость, как отдельная история или рассказ, связанных воедино только общими героями и единым повествованием.

Итак, межзвездная война окончена и шесть капитанов во главе шести боевых космических «Шершней» засобирались в обратную дорогу, но по пути назад, осталось ещё столько неизведанных и притягательных своими сомнительными завлечениями планет, что герои жаждут отдыха и приключений. Которые ,впрочем, на свою... голову они и получают, поочередно останавливаясь в разных опасных и коварных мирах. Капитан Громоход возглавляет обратную экспедицию и жаждет развлечений...

По-моему, получилось несколько сумбурно, но весьма экстравагантно. Нелегко привыкнуть к стилю повествования автора, но его искрометный юмор устраняет ненужное напряжение. Так что живое и веселое произведение, вряд ли оставит равнодушным читателя НФ, и кроме того, откроет новые и неизведанные моменты творчества немного «странного» и необычного писателя Лафферти.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Р. А. Лафферти «Дорг»

romanpetr, 5 апреля 2019 г. 23:20

«Дорг» — мимолетная сатирическая зарисовка, благодаря которой писатель Лафферти решает проблему глобального голода! И решается она силами чокнутого художника комиксов Дж.Дордоня ( он же — Дорг, по крайней мере, так он подписывался под своими карикатурами) и наполовину чокнутого трёхдольчатого (бывают и такие у Лафферти!) психолога (Дж.Ридла). Когда же всеобщий кризис пронесся по миру, художник изобразил удивительное четвероногое существо, которое питалось землей, камнями, почвой и прочим, но при этом росло, как на дрожжах, и при том большим и вкусным. Удивительно было то, что на одном из континентов люди обнаружили такое существо и оно послужило символом выхода из насущной трудности , связанной с массовой голодухой! Интересно, что оно объявилось , как только возникла всеобщая безнадежность в выходе из кризисного тупика. Практически силою мысли...

Небольшое веселящее произведение, напоминающее скоротечный водевиль, развеет ваше грустное настроение!

Оценка: 7
– [  2  ] +

Р. А. Лафферти «Вежливые люди Пудибундии»

romanpetr, 4 апреля 2019 г. 00:46

Самобытный и оригинальный рассказ Р. А. Лафферти «Вежливые люди Пудибундии»! Получилось интригующе, с эффектной концовкой и мягким юмором — сравнить можно, разве, что с лучшими произведениями Роберта Шекли. Здесь есть и главный стержень рассказа — представитель полиции Солнечной системы Марлоу , который не дает скатиться произведению к очередной голой сатире местного социума или пафосному ироническому подходу к делу с некоей подковыркой. Да,автор использует свой тактический ход , приберегая напоследок самое главное — ответ, терзавший многих Землян в ожидании своих друзей и пилотов, побывавших на Пудибудиндии (название планеты, конечно же призабавнейшее — явно для детей!). А дело все в том, что все, кто ни побывал на этой замечательной и гостеприимной планете — живым на Землю не вернулся, разве, что несколько молодых пилотов, которые вскорости по прибытию внезапно умерли. Ненавязчивый детективный коктейльчик только придаёт некую пикантность авторскому творению.

Произведение читается легко, быстро и на одном дыхании, оставляя приятные впечатления от ознакомления. Лафферти, здесь, точно угадал с рецептом создания рассказа.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Р. А. Лафферти «Звяк-бряк-калуф»

romanpetr, 2 апреля 2019 г. 22:57

Весьма приятный рассказ , наполненный весельем и искромётным юмором, как кажется, в некотором отчаянии, но автор произвел легкую и забавную, поучительную историю. Авторская ирония в развязке явно перехлёстывает, но читается произведение быстро и без натуги . У Лафферти , здесь всё получилось превосходно!

Флаерти по вечерам любил посиживать в большом кресле перед журнальным столиком, где он читал, писал и дремал. Но между пробуждением и глубоким сном, он иногда

наблюдал мелких гномов, шныряющих под ногами. И один раз , мелкий воришка решил стибрить у него тапочек для своего «гнездышка», с чем Флаерти не согласился и весьма непечатно и необдуманно вступил в перепалку с гномом. И вышло человеку это боком. А не надо было злить гнома, понимающим , как выяснилось, только чёрный юмор !

Как говорится в поговорке: смеётся тот , кто смеётся последним!

Оценка: 9
– [  2  ] +

Р. А. Лафферти «Вёдра, полные мозгов»

romanpetr, 2 апреля 2019 г. 22:26

Сперва мне напомнило это коротенькую пьеску для такого же формата небольшого театра — эдакая экспромтная постановка для неунывающих людей. 7 ведероподобных интеллектуальных модулей, напичканных «по самое немогу» швейцарскими разработчиками, ведут враждебные и высокопарные разговоры , пропитанные машинным бесчувственным холодом с НЕОДНОЗНАЧНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ ( представителем группы техников высшего разряда ). Похоже, что они разобрались в ситуации и возомнили себя высокоразвитыми созданиями без души и сердца, и людям в скором времени — ой, как не поздоровиться. Но мораль сей басни такова, что не стоит недооценивать противника, пускай , на первый взгляд, слабее тебя. Оказывается анекдоты и сказки тоже могут приносить пользу, в данном случае история про джинна в бутылке.

Забавны авторские вопросы о развитии технического прогресса: «В чём секрет Швейцарского качества? и «как смог мелкий производитель клеток для птиц и незамысловатых вёдер, перейти на выпуск интеллектуальных модулей — искусственных мозгов, выполняющих любые задания и тесты?» Правда, ответ в юмористической форме носил явно британский оттенок.

Рассказ — однозначная предтеча появления или рождения терминаторов...

Оценка: 6
– [  2  ] +

Р. А. Лафферти «Паническое бегство»

romanpetr, 2 апреля 2019 г. 22:02

Ну, не самый впечатляющий рассказ я прочитал от Лафферти, не самый. Два шапочных друга — Питер и Джон премило беседуют в павильоне клуба «Земля» в пригороде Мегаполиса — у одного шило в заднице — он на месте не сидит и постоянно требует перемещений и «космической движухи» , а у второго язык без костей и мозги набекрень, так что по ходу несёт жуткую околесицу. Рассказ небольшой, но смысловая гамма довольно блеклая. Могу только сказать, что пообщавшись с таким «другом», можно рвануть куда угодно без оглядки, ибо самые ужасные дураки — начитанные дураки, а общаться с ними — выше всяких сил!

В целом автор попытался в сатирической форме высмеять болтунов и пустомелей , немного поднапустив философского дымка с заумными словечками, и немного порассуждать — отчего это люди бегут от действительности....

Однозначно произведение для неистовых поклонников творчества Лафферти!

Оценка: 6
– [  2  ] +

Р. А. Лафферти «В дубраве»

romanpetr, 2 апреля 2019 г. 00:18

Крайне глубоко и смело копнул Р.А.Лафферти, устремившись в своём рассказе на поиски ответов на вечные вопросы , а в частности затронул религиозную сторону с вопросами о существовании Бога. Как бы ни было, но повествование ведётся в весёлом, задорном ключе с ироничным контекстом. Конечно тема достаточно серьёзная для диспутов, но всё же предложенные концепции Лафферти о происхождении Бога , как им стать и почему его никто не может заменить — весьма забавны.

Ирландец Джеймс ( Шеймас) Игнах — один из десяти богатейших людей планеты, создал всемирную транспортную систему скоростного трамвайного сообщения «Катись колбаской!» Его трамваи могли передвигаться везде: на земле, под землёй, в воздухе , на воде и под водой. Что собственно его и приблизило к решению безмерно важной проблемы. Он начал чувствовать себя , почти Богом ! Его , быстро сменявшие друг друга и умершие, красивые и интеллектуальные три жены помогли ему придвинуться к решению этого вопроса намного ближе, чем можно себе представить...

Лафферти не был самим собой , если бы не пронес через весь рассказ доступный юмор и горькую иронию, ибо дал главному герою удивительную возможность почувствовать себя великим дилетантом-профессионалом, идущим ради идеи до конца. Философская же закавыка присутствует здесь от начала до конца, и был бы жив писатель — можно было поспорить, а так — можно только знакомиться с творчеством самобытного автора!

Оценка: 8
– [  1  ] +

Р. А. Лафферти «Крокодил»

romanpetr, 19 марта 2019 г. 01:31

Интересный рассказ, немного грустный для человечества в целом, ибо желание докопаться в корне до сути проблемы — ни к чему хорошему не привела. А началось всё с того, что автоматизированное оборудование и машины перестали слушаться людей, и всё пошло наперекосяк. Джон Флорин,журналист, пытается понять и осмыслить происходящее, но картины открывающиеся дальше с продвижением по сюжету произведения, ничего хорошего не предвещают. Кажется, что механизмы, роботы и прочие глумятся и издеваются над человеком, проявляя в каждом случае какое-то извращённое чувство юмора. «У нашего юмора длинный хвост, а с другой стороны острые зубы», — изрёк один из механизированных редакторов ( он же и газета), и это полностью отражает суть данного рассказа.

Концовка эффектная, в духе Роберта Шекли, хотя напомнила мне давным-давно прочитанный рассказ Гордона Диксона, но какой, никак не могу вспомнить...В целом, хороший рассказ, написанный в приятном и мягком ключе. Рекомендую для ознакомления с Лафферти.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Р. А. Лафферти «Старая забытая ножка»

romanpetr, 19 марта 2019 г. 00:27

Всех излечит-исцелит добрый доктор Айболит....Пожалуй, есть в этом рассказе что-то от этого изречения от К.И.Чуковского. Дох-доктор(доктур) Драги, проживающий где-то в сердце миров какой-то галактики среди различных инопланетян, тянет для себя необычную лямку космического доктора, который старается, чаще безуспешно (потому что некоторые попросту не болеют, а просто придуриваются), лечить инопланетных пациентов. Местами забавно, местами иронично, но в общем наивно — таким выдался этот рассказ, в центре которого оказался пациент сфайрикои со своими ложноножками, из которых одна, преобразовавшаяся, еще испытывала «фантомные боли»... Как это излечить? Наш доктор конечно постарался помочь, но какая судьба его ждёт за всю ту доброту, которой он делился? Концовка выдалась немного философской...

Оценка: 7
– [  2  ] +

Р. А. Лафферти «Самая забытая история в мире»

romanpetr, 15 марта 2019 г. 23:44

Короткая притча с философской окантовкой в которой группа людей и механизмов пытаются на собрании разрешить великую проблему, но не могут по причине полного забытья и неведения самого собрания, да и вообще, всего того, что творилось и творится в жизни. Бесцельная попытка сделать что-то полезное, при этом не имея никакого понятия о полезности.Всеобщая амнезия поразила всех...Тонкий юмор и ирония свойственные писателю Лафферти проявляются и здесь, но может не столь ярко, ибо рассказик совсем небольшенький...

Оценка: 6
– [  2  ] +

Р. А. Лафферти «Медленная ночь со вторника на среду»

Nikonorov, 12 февраля 2019 г. 13:24

Очень сомнительный по техническим и логическим возможностям рассказ, возведенный в какой-то карикатурный гротеск.

Мне не понравилось. В первую очередь, из-за невозможного ритма жизни и операций, которые ну никак не могут проделываться столь споро, сколь оперативными их нам показывают. Я бы понял еще, живи люди в этом мире лет 5-10. Но как они выдержат всё это, живя столько, сколько обычные? Не знаю. Очень много вопросов и претензий.

Оценка: 5
– [  0  ] +

Р. А. Лафферти «У кого-нибудь есть что добавить?»

k2007, 4 февраля 2019 г. 09:29

Обычный (для Лафферти!) сборник рассказов. Гротеск, сюр, ирония под маской серьезности и серьезность под маской иронии. Чем его рассказы хороши, так это тем, что в сборниках рассказов — восхительно безумная смесь идей и сюжетов.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Р. А. Лафферти «Страна Больших Лошадей»

vam-1970, 27 ноября 2018 г. 20:27

Как юмористическая идея или гипотеза рассказ великолепен. Впервые встречаю обоснования кочевой жизни цыган.А ведь и нет другого народа , ведущего такой образ жизни по планете. И резкий переход автора по аналогии с цыганами на жителей Лос-Анжелоса -юмор продолжается....

Оценка: 10
⇑ Наверх