fantlab ru

Все отзывы на произведения Адама Робертса (Adam Roberts)

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
– [  7  ] +

Адам Робертс «The Death of Sir Martin Malprelate»

sityrom, 14 марта 12:02

1848 год, Великобритания. Сэр Мартин Малпрелат, железнодорожный магнат, человек, известный своей скупостью и жестокостью, погибает однажды вечером в Камдене, наблюдая за ходом работ по прокладке железной дороги между Лондоном и Миддлмарчем. Официальная версия гласит, что его убили – радикалы, недовольные рабочие или жители Камдена, чьи дома были снесены для того, чтобы проложить рельсы. Но свидетели гибели Малпрелата рассказывают, что его сбил возникший из ниоткуда демонический поезд, прибывший, чтобы покарать богача и увезти его душу в ад. Делом занимается полиция, однако члены правления Миддлмарчской железнодорожной компании, опасаясь, что ее усилий может быть недостаточно, просят одного из своих работников, инженера по фамилии Брайд, уже успевшего зарекомендовать себя как специалиста по разгадке запутанных тайн, провести собственное неофициальное расследование. Поначалу Брайд не находит ничего, что противоречило бы официальной версии – лишь подтверждения того, что причины ненавидеть Малпрелата были у очень, очень многих людей. Но постепенно он обнаруживает, что погибший, возможно, был вовсе не тем безжалостным скрягой, каким выставляет его молва. И чем дальше заходит в своем расследовании инженер, тем больше вокруг него происходит событий, у которых может не найтись рационального объяснения…

Как видно уже из упоминания Миддлмарча, действие очередной книги Адама Робертса происходит не просто в викторианской Англии, но в Англии литературной, и среди действующих лиц, как значимых, так и проходных, здесь порой встречаются персонажи, позаимствованные из классических книг того времени. Скажем, в одном особенно запоминающемся эпизоде фигурирует диккенсовский Эбенизер Скрудж, после своего знаменитого преображения сделавшийся одержимым благотворителем, неустанно донимающим своих бывших деловых партнеров просьбами жертвовать деньги беднякам. А одним из друзей Брайда оказывается некто Вавасур Холмс, жена которого вот-вот должна осчастливить его вторым после очаровательного малыша Майкрофта сыном. Но разгадка гибели сэра Мартина Малпрелата будет связана с персонажем, которому в этой истории, казалось бы, не место, поскольку создан он автором, жившим несколько позже первой половины девятнадцатого века. И когда этот персонаж раскроет карты, это станет дополнительной неожиданностью для тех читателей, которые, возможно, считали, что держат в руках несколько иную книгу.

Роман вышел в Datura Books – импринте издательства Angry Robot, специализирующемся на детективах. В рекламных материалах его называли «готической историей об убийстве и коррупции». На задней стороне обложки его жанр обозначен как «crime/mystery». Но все это обманные маневры, потому что на самом деле «The Death of Sir Martin Malprelate» — фантастика чистейшей воды, пусть открытым текстом это и проговаривается лишь в последней трети романа.

Признаться честно, это стало одним из двух небольших разочарований, постигших меня в связи с этой книгой. Не потому, что меня возмутила ложная реклама – просто мне, как большому поклоннику Адама Робертса было бы интересно увидеть, как он выбирается за пределы привычной фантастической территории и находит для гибели Малпрелата и связанных с ней странных событий удовлетворительное объяснение в рамках обыденной реальности. Вторым же разочарованием стало то, что для Робертса это книга довольно простая, лишенная свойственного его лучшим работам опрокидывающего финала, выводящего читателя на новый уровень понимания, и относительно несложно устроенная с точки зрения композиции — хоть и странно говорить такое о романе, в котором автор дважды переламывает естественный ход повествования об колено (да, поворот в сторону откровенной фантастики ближе к финалу – не единственный сюрприз, который вас тут ожидает). Но, в конце концов, личные ожидания читателя – это проблема самого читателя, а не книги. «The Death of Sir Martin Malprelate» — отличный роман, остроумный, хорошо написанный, с изящной концовкой.

А в ошеломительный запредел мы с Робертсом прогуляемся как-нибудь в другой раз. Например, в уже анонсированном следующем романе «Lake of Darkness», где нас вроде как ждет встреча с таинственной сущностью из черной дыры. Открывающие аннотацию слова – «Добро – это конструкт. Зло – это вирус» — выглядят многообещающе.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Адам Робертс «Соддит»

DrinkFromTheCup, 14 марта 2023 г. 10:28

Помните «Хоббита...» Толкиена?

Представьте, что какой-то юный графоман зацапал себе неполный (это важно) черновик этой книги. Заполнил пробелы в сюжете горячечной отсебятиной. Поизменял везде имена, надеясь, что этого будет достаточно, чтобы не поймать люлей за плагиат. Уронил всю стопку в мусорную урну. Выловил из мусорной урны вместе с черновиком заготовки своих прошлых «креатиффов», совершенно не связанных с миром Средиземья. Перечитал, удивился, не стал выкидывать посторонние фрагменты, ещё раз переписал всё, чтобы кое-как склеить эту мешанину воедино сюжетно. И послал в типографию. Причём, по дороге пакет с черновиком пару раз явно рвался, бумага высыпалась, её запихали обратно в пакет не в том порядке, а пьяные печатники решили, что так и надо, и напечатали тираж «как есть».

Вооооооот как-то так «Соддит», похоже, и увидел свет...

Почему не 1/10? Ну, эта книга как-то раз мне пользу принесла. Третья бывшая решила сподличать и взяла на моё имя в библиотеке какую-то книгу. И не вернула. Надо было сдать хоть что-то взамен — и для этого (и только для этого) «Соддит» оказался идеален. Библиотекарь сослепу решила, что я принёс какое-то новейшее издание по «Властелину Колец», книгу приняла, долг списала.

(конечно же, больше в той библиотеке меня не видели. Библиотекари спокойные люди — но лучше их лишний раз не бесить, особенно подсовыванием ТАКОЙ книги в фонд)

Не смешно и не совсем понятно?

Но, во-первых, это чистейшая правда, а, во-вторых, «Соддит» будет ещё менее смешным и более непонятным.

Бдителен будь, О, Читатель...

Оценка: 3
– [  10  ] +

Адам Робертс «Стеклянный Джек»

Neradence, 13 декабря 2022 г. 12:55

В послесловии автор говорит, что хотел взять лучшее от «золотого века фантастики» и «золотого века детективов», скрестить их в одной книге и получить что-нибудь хорошее. В принципе, у него получилось — с той только разницей, что взял он не то, чтобы лучшее, а скорее наоборот. От старой фантастики тут весьма унылый по продуманности и отдающий подозрительной сказочностью мир, в котором кто-то куда-то как-то летает между орбитальными домами, сверху восседают грозные и нерушимые тираны, а от детективов — гениальный следователь, озарения которому приходят из эфира, то есть из снов, а не из кропотливого осмысленного анализа.

Из плюсов можно отметить более-менее нормальный язык, хотя местами текст всё равно казался перегруженным какими-то метафоричными символами и аллюзиями на прекрасное. Но читать, в принципе, можно без особых страданий.

Осмыслять прочитанное без них не получится, это вот да, есть такая беда.

Сюжет слаб и вычленяется из написанного с трудом; непонятно, в чём он вообще состоит. В личности Стеклянного Джека? В его преступлениях? В украденной и скрываемой технологии? В его союзе с одним кланом против другого? В космической революции за всё хорошее против всего плохого, сбрасывании тирании и разбредании человечества по окрестным звёздам?

Так ничего из этого по итогу не раскрывается, а все внезапные сюжетные вотэтоповороты ведут в никуда и заканчиваются ничем. Из кое-как описанного и имеющего выхлоп разве что одно убийство лакея, да и то лежит по итогу одинокое и никому не нужное в углу, потому что как раскрылось, так и закрылось обратно.

Даже многострадальная технология перемещения со сверхсветовой скоростью — типичный макгаффин, потому что все за ней гонятся, гонятся, и... И всё.

Лор — это моё любимое (нет) «придумай сам, что произошло с Солнечной системой и почему». Вот серьёзно, у автора уже есть условные 500 страниц текста, в чём проблема добавить к ним ещё 50 и расписать, почему иерархия этого мира приобрела такую идиотическую форму, почему в высшей аристократии союзы заключаются только между женщинами, как работает местная генетическая селекция, на каких двигателях все местные корабли такие бодрые, где берут топливо и почему Улановых вообще нужно свергать?

Нет, вместо этого читателю дают сто страниц подросткового нытья о том, как старшая сестра предала младшую и не захотела раздувать пожар мировой революции во имя чего-нибудь. Окей, наверное, по задумке надо сочувствовать младшей, но почему? Я тоже не понимаю, почему в конкретно этом космосе технологию сверхсветовых перемещений нельзя передать Улановым и почему Стеклянный Джек со своей идеологией оправдания убийств «высокими целями» лучше — мне об этом ничего не рассказали, а додумывать самой чужой лор практически с нуля мне не нравится. Да и младшая сестра мне не нравится, как и все остальные персонажи — они не просто картонные все как на подбор, но ещё и крайне истеричные по поводу и без.

О том, что Стеклянный Джек с уровнем технических знаний автора должен был умереть десять раз ещё в первые пять дней на астероиде, а затем ещё десять — во время так называемого побега, умолчу. Там вообще каждую строчку можно разбирать с вопросами «а вы вот как этот треш выдумываете, сами или под стимуляторами?».

Финал — пустой выхлоп с привкусом диснеевского мультфильма. В нём ничего не происходит, Джек расстаётся с Дианой, и читателю так и не показывается, какова по итогу судьба технологии, клана Аржан и революции, то есть, всё прочитанное раньше оказывается просто бессмысленным.

Концовки нет, чёткой сюжетной линии нет, лора нет, «населена роботами» какое-то.

Вот правда, хорошо разбираться в фантастике — это ещё не значит самому хорошо её писать.

Этот роман мог бы написать Уильямсон, и это было бы простительно, потому что он экспериментировал с фантастикой ещё до того, как Робертс родился. Но для книги, которой меньше пятидесяти лет, «Стеклянный Джек» выглядит куда хуже, чем обещает его аннотация и множество пиара — максимально бестолковая техническая часть, мир без внятного наполнения и предыстории и сведение всех сюжетных ходов к любовным страданиям вместо кульминации идеи. (Основной идеи, правда, тоже нет.) Потому что, божечки-кошечки, это же главное в фантастическом романе, который как бы собирался рассказывать нам о преступнике и революционере — его признание в любви шестнадцатилетней девице с замашками поп-звезды. Сюжет, смысл и развитие — всё это неважно, у нас тут на повестке дня любовь, которая всё меняет, не мешайте.

Странно, что роман премию Хьюго не получил, как раз очень соответствует нынешнему уровню её жюри.

Оценка: 5
– [  0  ] +

Адам Робертс «Что тебе рассказал Тессимонд?»

своп, 9 октября 2022 г. 22:56

Первый рассказ в анталогии «Звёзды не лгут», который впечатлил настолько, что сподвиг оформить эти впечатления в отзыв.

Тут есть и наука, и фантастика, и эти два соуса к блюду все-мы-умрем оказались очень кстати. Коротко, насыщенно и вкусно.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Адам Робертс «Волосы»

ensign, 31 июля 2022 г. 18:55

Не знаю, имел ли в виду автор какие либо глубинные смыслы, но рассказ смотрится как полемика на тему «гарантированного дохода». И звучат у автора странные мотивы.

Во-первых, голодает у нас юг. Почему в местах, где можно собирать три урожая в год царит голод — непонятно. Хотя понятно, конечно, но во имя толерантности — промолчу. Где-то на заднем плане видно глобальное потепление, но потепление, по идее это хорошо для растительности... Теплицы для нее строят, а не холодильники.

Во-вторых, по мысли главного героя, бедные избавленные от угрозы голода превратятся в растения. Кстати сам главный герой боролся что бы не голодать, и победил. Растением он не стал. Северянин наверное. Почему же в растения превратятся обитатели юга? Эээ... опять проклятая толерантность.

И в таком случае, что вообще здесь можно сделать??

И можно ли хоть что-нибудь?

Оценка: 6
– [  3  ] +

Адам Робертс «Волосы»

melnick, 10 июля 2022 г. 20:51

Удивительно, как такой короткий рассказ может оказаться таким занудным и тягомотным! Насколько любопытна основная идея и провокационно ее обсуждение, настолько же бездарно все это слито из-за каких-то несущественных отступлений и раздражающих, сильно отвлекающих внимание деталей.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ну а как только главного героя сравнили с Иисусом, тут уже к гадалке не ходи, что близкий друг окажется Иудой.

Оценка: 6
– [  11  ] +

Адам Робертс «История научной фантастики»

ааа иии, 10 января 2022 г. 19:05

Размеренное, панорамное, академичное по принципам изложения и почти разговорное по стилю повествование о НФ и людях, ее писавших, вплоть до 2010-х.

С точки зрения проявления ума и банальной эрудиции — отменно и квалифицировано. Особый интерес представляет написанное про сообщества фанов, аудио- и визуальные искусства... Да и условия потребления фантастики на Западе.

Некоторые места восхищают анализом и наблюдательностью. Кое-что, насчет жюльверновского «Из пушки», например, вызывает реакцию Ватсона (конечно элементарно. После того, как Вы объяснили). Много вкусовщины и поверхностного, но это почти естественно при сочинении характеристик книгам, который никто не открывал с 1700 года и упоре на британский мир. Хотя тот же Мьевиль знал «Аэлиту» не как фильм... Но Робертс имеет мужество как высказывать свое мнение, так и приводить полярные точки зрения, например, на визиты мейнстрима в жанр, «Новую волну». Его объяснение краткости взлета киберпанка через смену эмоциональных ориентиров — жила, которую копать и копать. Любопытна тактика доказательства, что Хайнлайн не фашист, а либертарианец.

Ближе к финалу, т.е., нашему времени, текст теряет структуру, все чаще встречаются упоминания разборок, успех «Гарри Поттера» — но актуальное уместно, в конце-концов, мы не антиквары.

Главный минус — стержневая концепция Робертса. НФ дитя протестантской реформации, даже если ее пишет католик. В предисловии автор удивляется, что сей тезис не вызвал реакции в первом издании — а чему дивиться-то? Всё, про происходило в Европе и бывших британских колониях после Реформации можно свести к оной, это школярское упражнение.

Вот только курс на выискивание мессианства и «воли» в текстах привел к отчетливому неприятию приключенческого начала и крену в сторону социального. Алармизм, атлантология, антивоенное и даже охота на динозавров представлены слабо. Техническая сторона НФ, та, благодаря которой она репрезентуется как литература мысли и мечты (именно это свойство возродило китайскую НФ), ему третьестепенна, подобное матрице предвидений Альтова, перечням Рынина (Ляпунова, Первушина) — почти чуждо, Робертс только удивляется стонам фактчекеров и проверяющим гипотезы на правдоподобие. По адресу инженерного Нивена — пара добрых абзацев, зато помутнениям Дика несколько страниц. «Игрока в крокет» Уэллса он не понял вообще. И т.п. и т.д.

Издано пристойно, перевод... Всего лишь пара запинок на такой том и неуместные прописные — близко к «превосходно».

Рекомендации: безусловно.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Адам Робертс «Вот и всё. Зачем мы пугаем себя концом света?»

Yasviridov, 24 ноября 2021 г. 21:13

Если убрать лишнюю воду, текст Робертса максимум тянет на статью. Это даже не голопам по европам. Это — заплетающейся походкой по паре улиц вокруг дома. Полный детских ошибок и неряшливостей русский перевод тоже не добавляет плюсов.

Оценка: 3
– [  2  ] +

Адам Робертс «Стеклянный Джек»

VovaZ, 9 сентября 2021 г. 11:03

Несмотря на умеренную оценку уважаемых коллег, роман мне понравился.

Завязка, собственно, происходит в каторжно-тюремной атмосфере. Мы ещё не знаем ни сюжетной интриги, ни даже её жанра, ни вообще, к чему эта глава, и кто там, собственно, главный герой. Однако, Адам Робертс сумел создать эпатажную, подавляющую атмосферу, которая может быть не для все окажется удобочитаемой, но заденет каждого. Занимательно, что каждый из криминальных героев, личность отнюдь не простая и неглупая. Но вместе – обезьянья стая, дерущаяся за убогую жизнь, а потом, и просто так, за место убогого царька, убогого царства. Эта часть мне понравилась сама, по себе.

Далее, сюжет. Оказывается, это детектив, с элементами триллера. Тут проявляется слабое место автора. Драйв сцен, не смотря на высокое содержание насилия, весьма низок, диалоги и описания несколько занудливы. Впрочем, возможно, Адам Робертс старается представить события именно глазами героини романа, малолетней инфантильной аристократки новой космической олигархии человечества. Таковы новые владыки человечества, по автору – кланы, мафиозного типа, из аристократов ущербного морального воспитания. Жестокость, от прагматизма и инфантильности.

Не смотря на низкий драйв сцен, роман богат захватывающей фантазией сюжетных поворотов, колоритом и глубиной персонажей.

Роман закончен, но автор не удовлетворён. Он создал слишком сложный и яркий мир, а продолжать цикл романов по нему, вероятно, не хочется. Тогда Адам Робертс дополняет роман циклом ярких поэм, от лица различных персонажей, созданной им вселенной.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Адам Робертс «Вот и всё. Зачем мы пугаем себя концом света?»

ааа иии, 7 сентября 2021 г. 22:24

Напоминает факультативные лекции со справочным аппаратом.

Основная мысль: фантастика о конце света (зомби, война, эпидемия, климат, апокалипсис) суть отражение невозможности принять свою смертность при неизбежности конца.

Уровень... лекционный. К тому же, в качестве подтверждающего материала кинофантастика да игры, книжного меньше. Некоторые моменты отдают риторикой — что Кант и Пратчетт в чем-то согласились, еще не делает факт истинным. В целом*, Робертс демонстрирует приличные теме познания и знания научпопа, от климатологии до библеистики (пассаж, мол, вместо железной саранчи предполагались осы — это что-то).

Кое-что удивило. Например, Уэллс писал про зомби в Англии («бродячая болезнь») задолго до киношки Ромеро, что корректирует расовую трактовку (угнетенные и плантаторы Америки) Робертса. Глубокая любовь к «Благим знамениям», безделушке Геймана и Пратчетта, в сочетании с укором Гарри Гаррисону (хотя и промахнувшемуся в «Подвиньтесь» с демографией США, но на основе прогнозов алармистов своего времени)... И, можно считать, что «День сурка» уважаемый лектор понял наполовину. Там с ума не сойдешь.

Бумага серая, шрифт крупный, обложка мягкая.

На любителя, в общем.

_____________________________________

*Выйти за пределы англосаксонского мира помогает предисловие редактора (к примечаниям возражений не имею, эрудиция и вкус внушают уважение).

Оценка: нет
– [  0  ] +

Адам Робертс «And Tomorrow and»

V-a-s-u-a, 31 июля 2021 г. 23:17

В послесловии к этой пародии на «Макбета», размещённому в сборнике «Adam Robots», автор показывает само собой разумеющееся для английского академика знакомство с разнообразными критическими прочтениями трагедии, с оглядкой на что даже слегка удивляет поверхностность самого рассказа. Смешное наблюдение о том, что способ, которым в пьесе исполняется ведьмовское пророчество, не выдерживает никакой критики, становится отправным пунктом для стандартной истории об одиночестве и бесплодной скуке бессмертия, лишённой даже особенно изящной концовки.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Адам Робертс «Review: Thomas Hodgkin, Denis Bayle: a Life»

V-a-s-u-a, 31 июля 2021 г. 22:53

Странный (возможно намеренно) эксперимент. Признавая, что рецензия на несуществующее художественное произведение давно превратилась в отдельный жанр, Робертс отдаляется ещё на одну ступеньку и пишет рецензию на рецензию на несуществующую библиографию.

Формальное новшество приветствуется. Но вот, каким смыслом автор планировал его наполнить, я не понял. До самого конца ждал какого-то мета- поворота: отношение между тремя гипотетическими авторами как-то поставится под сомнение, несуществующим автором окажется Альберт Эйнштейн, ну хоть что-нибудь. Но то ли читал невнимательно, то ли банан был просто бананом. Тут ещё и окончательный рецензент приходит к выводу, что несуществующая библиография неубедительна, что напоминает особый случай отравления иронией, когда писатель маскирует свою неудачу под верх остроумия, потому что «а ведь так и было задумано». Не уверен, что правильно здесь оценил намерения автора, и тем не менее, оставило всё это плохое послевкусие.

Оценка: 5
– [  8  ] +

Адам Робертс «Стеклянный Джек»

al-lax, 5 марта 2021 г. 14:28

Начало в тесной запечатанной пещере в астероиде как-то не очень, какие-то детальные грязные подробности, а потом герой сбегает с астероида в открытый космос с помощью говна и палок — крайне неправдоподобно. Далее вроде интрига, движуха и ... ничего, финал разочаровал.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Адам Робертс «Godbombing»

V-a-s-u-a, 26 февраля 2021 г. 23:33

Рассказ о том, как мусульманские (кажется, ливанские? здесь не суть) войска применяют некие бог-бомбы, которые наделяют их в глазах противника божественным ореолом и, по замыслу, должны сделать победу близкой и неминуемой,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
но христианам не впервой убивать своего бога, так что уловка не работает.

Умеренно остроумный, как показалось, и довольно прямолинейный рассказ.

Оценка: 4
– [  1  ] +

Адам Робертс «Shall I Tell You the Problem with Time Travel?»

V-a-s-u-a, 25 февраля 2021 г. 11:11

Этот рассказ в, сказать откровенно, не бездонном жанре темпоральной фантастики хорош уже тем, что нашёл в нём на моей, по крайней мере, памяти оригинальный и остроумный сюжетный замысел.

На этом похвальбу заканчиваю: мне кажется, это не лучшая прозаическая работа Адама Робертса — он, на мой взгляд, несколько переусердствовал с оживлением текста с помощью всезнающего рассказчика, не брезгуя ни одним приёмом вплоть до, кажется, прямого обращения к читателю, что вкупе с экзальтированными диалогами, нацеленными за минимальное время разъяснить читателю относительно сложные антураж и историю, создаёт впечатление фарса. И именно этом фоне криптоисторическое любопытство (сути которого я постараюсь не касаться больше, чем необходимо) истории наводит на какие-то несоразмерно серьёзные мысли о том, насколько в каждых конкретных обстоятельствах корректны пусть даже самые остроумные и умозрительные фантастические гипотезы, касающиеся настоящих трагедий.

Ну и симметричная структура рассказа, наверно, представлявшаяся непереборимо остроумной, приводит к тому, что развязка происходит аккурат в середине, и вторая половина только проясняет малозначительные детали сюжета, которые, возможно, не так и требовали прояснения.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Адам Робертс «Adam Robots»

V-a-s-u-a, 23 февраля 2021 г. 23:46

Комическая вариация мифа о райском саде с роботами в главных ролях. Зовут двух роботов, как ни странно, не Адам и Ева (и даже не Адам и Стив), а Адамами обоих, что, в свою очередь оправдывает название-каламбур автора на тему своего же собственного имени (не удивлюсь, если каламбур и стал искрой, из которой родился рассказ).

Рассказ начинается с пробуждения робота в приветливой виртуальной среде и чтении ему человеческой фигурой инструктажа по поводу местного аналога древа познания, а заканчивается, в духе классической НФ-новеллы, объяснением всех логики и целей представленного мира, и при маленьком объёме всё равно, кажется, чуть-чуть проседает в середине. Не исключаю, что как раз в том месте, где я зевал, разложено несколько недоступные мне пасхалок для знатоков Писания. В жанре «посмеёмся над основами «иудео-христианской цивилизации» рассказ в любом случае смотрится выигрышно: и религиозную концепцию обыгрывает относительно незатёртую, и избегает ловушки воинствующего атеизма, предлагая улыбнуться над любопытной экстраполяцией, а не проняться обличительным пафосом.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Адам Робертс «Волосы»

Mishel78, 23 февраля 2021 г. 13:42

Как решить проблему голода, от которого в недалёком будущем будет страдать две трети жителей Земли? В рассказе Адама Робертса такая проблема решалась с помощью... волос.

Не стану подробно описывать принцип работы механизма обеспечения пищей организма нового подвида человеческих существ — homo superrior, но люди становились автотрофными, подобно растениям. Похожая идея встречалась мне у писателя Алана Дина Фостера в рассказе «Деревня проклятых». Но если у Фостера колония новых людей была локальной и эксперимент не выходил за пределы общины, то у Робертса внедрение новых способов обеспечения людей пищей охватывает весь земной шар.

Подробно разобраны перестройка экономики и мышления людей, а также сопротивление промышленных корпораций новой мировой экономической модели, при которой людям не нужно тратить деньги на приобретение большинства продуктов питания.

Довольно любопытная аналогия проведена с тем, кем стал для бедняков изобретатель нового способа насыщения организма человека. Конечно же, мессией, и сравнить его можно с Иисусом Христом, накормившем шестью хлебами четыре тысячи человек. А раз есть мессия, то должен быть и Иуда, предавший его — эта интрига оживляет действие рассказа.

В рассказе нет особых изысков, но читать его всё же интересно, поскольку масштаб событий довольно большой, а теоретическая часть, объясняющая способ насыщения организма человека, снабжена обилием научных знаний, которые, тем не менее, изложены на доступном для понимания языке.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Адам Робертс «Стеклянный Джек»

k2007, 16 ноября 2020 г. 09:29

Книжка довольно занимательная, но по завершении прочтения остается вопрос: что нам хотели сказать? У нас есть три части, о чем автор предупреждает в прологе. В каждой части своя детективная загадка. Но цельной истории персонажа не получилось. Первая часть показывает, на что герой способен пойти ради выживания. Вторая и третья, теоретически, объясняют, ради чего он старается выжить. И вот эти две последние части в плане ответов вызывают очень большое недоумение. Ты не веришь в декларируемую цель — спасти человечество от тирании и предоставить ему возможность достичь невиданных высот в развитии. Ну и стихи в конце книги, стилизованные под баллады Киплинга — я лучше Киплинга почитаю. В общем, история без начала и конца, непонятно, для чего рассказанная. Убедительно получилась только безжалостность главного героя.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Адам Робертс «Стеклянный Джек»

BeNight, 8 ноября 2020 г. 12:17

Понравился роман! Хороший перевод, безумно интересная первая часть, вторая с неожиданными поворотами сюжета, третья атмосферная очень и тоже с сюрпризами и хорошей интригой. Что особо пришлось по вкусу так это уважение к законам физики! Никаких инопланетян и межзвёздных перелётов с взрывающимися огнём крейсерами. К тому же роман рекомендует сам Кристофер Прист, а уж он как не кто мастер крутых сюжетов!

Оценка: 9
– [  4  ] +

Адам Робертс «Соль»

240580, 6 ноября 2020 г. 23:35

«Соль» выделяется среди других анархистских романов (из списка априори исключаем всякие индивидуализмы и капитализмы, хоть и с приставкой анархо-) тем, что в ней представлено не просто противостояние с иерархическим обществом, имеем дело с настоящей войной. И местные анархисты – это совсем не мирные хиппи, не знающие, что противопоставить жестокому и вероломному удару. Эти люди, оказывается, умеют драться и кое-кому даже покажутся кровожадными.

Меж тем, сам финал производит впечатление некой недосказанности. Что хотел донести автор к ясным очам читателя? Два социума-антагониста рано или поздно придут к конвергенции, к чему-то среднему? Загадка.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Адам Робертс «War of the worlds: who owns the political soul of science fiction?»

240580, 2 февраля 2020 г. 01:03

Анализируются особенности «левого» и «правого» подходов в научной фантастике. Приводятся конкретные примеры из творчества Хайнлайна и Бэнкса, вскрывающие идеологический окрас того или иного типа фантастики. Отмечается, что левые фантасты более оптимистичны в отношении проблемы «чужого». Чужое может быть не угрозой, а элементом разнообразия.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Адам Робертс «Что тебе рассказал Тессимонд?»

led-zeppelin, 22 января 2020 г. 09:35

Вчера (21 января 2020 г.) прочёл на сайте ВВС в разделе наука заметку: «Темной энергии не существует? Новые свидетельства, опровергающие принятую модель устройства Вселенной», и так совпало, что вчера же вечером прочитал замечательный рассказ «Что тебе сказал Тессимонд» на эту же тему: расширение Вселенной, тёмная энергия и т.д.

Рассказ очень короткий, но весьма занятный. В двух словах: группа из четверых учёных доказала существование тёмной энергии (в результате действия которой, наша Вселенная расширяется с ускорением) и готовится получить Нобелевскую премию. Но перед самым получением премии, последовательно, один за другим трое учёных отказываются от получения премии и резко уходят в дауншифтинг. И только глава группы, беременная женщина остаётся и готовится поехать в Стокгольм за премией. Так что же такого сказал этот Тессимонд остальным участникам учёной группы? Ответ в конце — мы конечно узнаем.

Отличный рассказ. Написан научно-познавательно с большой долей юмора. Рассказы о пространстве-времени, темной энергии написаны просто и, думаю, будут понятны старшеклассникам, ну уж студентам технических вузов должны быть понятны точно.

Рекомендую!

Оценка: 8
– [  8  ] +

Адам Робертс «История научной фантастики»

bellka8, 26 ноября 2019 г. 14:28

Книга Адама Робертса представляет собой критический подход к изучению истории научной фантастики. Первое издание этой работы 2006 года проследило развитие жанра от Древней Греции и европейской Реформации до конца 20-го века. Это новое 2-е издание было тщательно пересмотрено и расширено. Заключительная глава повествует о научной фантастике 21-го века, и в каждой главе присутствует новый материал: разбор и критическое осмысление произведений. Новаторский тезис автора состоит в том, что научная фантастика родилась из Реформации 17-го века, подкрепляется в данном издании широким спектром вспомогательных материалов и многими сотнями научно-фантастических текстов 17-го и 18-го веков, некоторые из которых ранее никогда не привлекались в качестве источников. Обзор научной фантастики 19-го века также был немного дополнен, а главы, прослеживающие развитие жанра в двадцатом веке, уделяют особое внимание женщинам в научной фантастике. Также в книге уделено внимание научной фантастики в средствах массовой информации, включая кино, телевидение, комиксы и фан-культуру.

Все любителям истории и научной фантастики рекомендуется к ознакомлению.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Адам Робертс «Стеклянный Джек»

URRRiy, 23 ноября 2019 г. 12:46

Мрачный с иронией и стебом автора фантастический боевик. Дело происходит в далёком будущем. Миром правят корпорации, подавляющее большинство людей ютится от рождения до смерти в «пузырях» — убогих постройках на орбитах планет — а питается генно-модифицированными водорослями. В общем автор весьма выматерился на капитализм, о чем устами своего героя говорит открыто.

Стеклянный Джек — это самый известный в человеческой вселенной преступник, на его счету очень много жизней, впрочем жизнь большинства людей очень недорого стоит, а убить их, с учётом проживания в «пузырях» достаточно просто. Почему у Джека такое погоняло- это читатель узнает из самой первой части — всего их три. Первая — самая неоднозначная по категории +18. Побег с астероида, который группа высаженных заключённых делает обитаемым. Остальные две части раскрывают сущность Джека — как самого опасного бойца против капитализма и его опоры.

В общем и целом — приемлемого качества фантастика, конечно строго не для детей. Мне больше понравилась первая часть — выживание и побег, шпионские игры и политическая борьба понравились меньше.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Адам Робертс «Волосы»

led-zeppelin, 13 августа 2019 г. 08:56

Интересный факт. В молодости Мишель Пфайфер состояла в секте. В этой секте отказывались от питья и еды, считая, что для человека достаточно солнечного света, чтобы спокойно жить.

Об этом и идёт речь в рассказе. Гениальный биолог-изобретатель решает избавить человечество от бедности, путём искоренения потребности в пище. Энергию от солнечного света он собирается преобразовывать и использовать через ..... (см. название рассказа).

Вот такая прикольная, хотя и не новая, идея.

Оценка: 7
– [  23  ] +

Адам Робертс «Стеклянный Джек»

Artem_Nochkin, 5 апреля 2019 г. 11:01

«Стеклянный Джек» Адама Робертса, написанный в 2012 году смело заверяет читателей в своей принадлежности, как к жанру «Твердой Научной Фантастики», так и к «Классическому Английскому Детективу». Эти смелые авторские обещания поддерживала и издательская аннотация, натурально пророчившая прорыв в литературе и нобелевскую премию до кучи. Она гласила:

«Джек Глэсс — убийца. Мы знаем это с самого начала. Этот экстраординарный роман рассказывает историю трех убийств, совершённых Глэссом, удивляя читателей тем, как Глэсс совершил убийства. К концу книги вы непременно начнете ему симпатизировать. Использующий тропы детективных романов и стиль золотого века НФ, “Jack Glass” — ещё одно отличное представление от Робертса. Как бы он ни играл с жанром, какие бы вопросы ни задавал читателям, он никогда не забывает о необходимости развлекать. В “Jack Glass” есть прекрасно-кровавые моменты, он построен на трех захватывающих преступлениях, и наполнен тонким юмором. Робертс приглашает нас развлечься, и завлекает в размышления о детективах и НФ с помощью прекрасно структурированного романа, который задает вопросы о преступлении, наказании, силе, и свободе»

Кроме этого, на обложку книги, вышедшей в серии «Звезды Научной Фантастики», издательство дополнительно решило вынести и категорически хвалебную цитату Кристофера Приста из «The Guardian»:

«Книги Адама Робертса — это интеллектуальные, смелые и изысканно написанные тексты, которые всегда имеют дело с высококонцептуальным материалом. Робертс — мастер больших, дерзких и невероятно эффектных идей»

Естественно, всё это вызывало у потенциальных читателей немалый интерес, а у меня, как у человека знающего работу рекламщиков, не меньший скепсис. Забегая немного вперёд, скажу лишь, что все мои подозрения подтвердились: от «Научной Фантастики» в книге одно только название, а «Классический Английский Детектив» автор, по всей видимости, даже в глаза не видел. Ну и естественно, при таком «оригинальном» подходе ни о каком грамотном смешении жанров даже речи быть не могло. К чему был весь шум? Непонятно.

Сама же книга представляет собой три разрозненные истории, объединенные общим сюжетных ходом и одним нетривиальным персонажем. И чтобы не вдаваться в лишние подробности и максимально избежать спойлеров, мы остановимся на первой и по-совместительству самой интересной части общего сюжета.

Начинается все с прибытия основных действующих лиц на ограниченный со всех сторон вакуумный астероид, на котором и будет разыгрываться всё действо. Главными персонажами предстанут различного рода арестанты, заключенные на этом небесном теле с целью дальнейшего отбытия тюремного срока. Всего их семь штук. Глобальные различия имеют только двое — безногий главный герой и подозрительно добродушный толстяк. А вот остальные пятеро присутствуют в романе исключительно для раскрытия характеров двух первых персонажей и ценности для основного сюжета не несут. Вполне возможно, что именно из-за этого и различаются они в лучшем случае только именами. В остальном же… Более, чем стандартные рецидивисты. Все они:

- имеют хрупкую и корявую, но все же иерархию;

- если бьют, то только толпой;

- постоянно заедаются со всеми окружающими;

- имеют характерную манеру и стиль речи, а также крайне ограниченный запас тем для разговора;

- из-за полного отсутствия представительниц прекрасного пола, на постоянной основе “вынуждены прочищать дымоход” друг другу (*если вы понимаете, о чем я).

К слову, последнему моменту уделено какое-то излишнее и просто крайне нездоровое авторское внимание, от чего у меня не раз складывалось впечатление, что у Робертса на эту тему есть какой-то отдельный пунктик. Или это я не понимаю авторский дзен и сейчас так принято писать книги.

Ладно, это всё лирика касательно завязки. Что там с основным сюжетом?

Сюжет же, по большей части, топчется на одном месте, а повествование целиком и полностью посвящено попыткам “глиномесов” обжиться на безжизненном астероиде, т.е. посредствам “научных” достижений будущего наладить добычу еды, воды, тепла и воздуха. Естественно, весь описанный процесс, даже на мой не очень непритязательный взгляд, крайне антинаучен и максимально неправдоподобен. Уверен, автора только ленивый за это не пнул. Но при желании и это можно с натяжкой отнести к фант.допущениям. Меня же зацепило другое:

1. Момент, когда главный герой (я заранее извиняюсь) залепил своим дерьмом пробоину, что вела в открытый космос. Знаете, это очень показательный момент, в полной мере открывающий читателям уровень знаний и авторского образование. Тут, просто без комментариев.

2. И если первого момента недостаточно, то буквально через пару страниц (внимание! спойлер!) главный герой, выпотрошив одного из ЗК, использует его труп вместо космического скафандра для выходов в открытый космос. И не просто на пару минут, а для полноценных сверхдальних перелетов.

Ёкарный бабай! Робертс, даже у Тони Старка костюм железного человека попроще был! Ты о чем думал, когда этот трэш сочинял?

За сим всё. Думаю, итог будет лишним — здесь и так все прозрачно ясно.

Оценка: 4
– [  4  ] +

Адам Робертс «Стеклянный Джек»

heresyhub, 5 марта 2019 г. 19:19

Обаятельная вещь об ускользающем убийце с уклоном в поэзию будущего. Робертс пытался объединить штампы века sci-fi с детективными штампами, а также снабдил текст отсылками к Мильтону. Итог довольно любопытный — книга, вроде бы, слаба интригой, но читается великолепно. Чем-то похоже на «Квантового вора», хотя книга финского фантаста гораздо мощнее.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Адам Робертс «Стеклянный Джек»

ncaf112, 5 марта 2019 г. 07:01

Чувствуется, что автор хотел передать дух старых детективов и старой фантастики, при этом сплавив с новыми идеями. Несколько странный артефакт в итоге получился.

Роман состоит из трёх частей.

Первая мне как раз таки меньше всего понравилась (искренне удивлен, что многим наоборот). Во-первых я не фанат таких герметичных сюжетов — несколько человек, запертых в одной небольшой локации. Это могло бы сработать, если бы персонажи были интересными. Но они толком не раскрыты и никто из них ни малейшей симпатии не вызывает. Послевкусие гадкое. А конец этой части просто фееричен

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
сделать из трупа скафандр и улететь на нем с астероида! Я долго не мог поверить, что это не какая-то нелепая шутка. Это просто что-то уровня Огурчика-Рика. Но в стебном мульте такое смотрится более-менее, а во вроде бы серьёзной фантастике вызывает оторопь

Вторая часть — более-менее ровно, нас наконец начинают знакомить с миром.

Третья часть продолжает себе вторую, но по сути кончается ничем.

В целом персонажи оставляют сильный привкус картона.

В конце есть еще поэзия, посвященная миру. И хотя я как-то к поэзии обычно равнодушен, эта часть оказалось едва ли не самым лучшим и атмосферным, что было в книге.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Адам Робертс «Anticopernicus»

Nikquest, 20 января 2019 г. 23:17

Небольшой рассказ об очень странном контакте с инопланетным существом или разумом, больше походящим на галлюцинацию от кислородного голодания. Как иначе воспринимать то, что «пришелец» утверждает, что Земля – центр всей Вселенной, а сам он якобы включает в себя все расы и сущности? Поначалу немного любопытно, чем это обернётся, но в итоге больше похоже на пшик.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Адам Робертс «By the Pricking of Her Thumb»

sityrom, 24 августа 2018 г. 17:44

«By the Pricking of Her Thumb» — продолжение романа «The Real-Town Murders», первый сиквел в писательской карьере Адама Робертса. Автор, на протяжении семнадцати предыдущих лет создававший исключительно отдельные и непохожие друг на друга книги, предпочитает рассматривать это как очередной эксперимент – «Я никогда раньше не писал сиквелов, значит, это нечто для меня новое». И эксперимент надо признать удавшимся: перед нами тот редкий случай, когда роман не просто написан на том же уровне, что и первая часть, но и во многом превосходит ее.

Итак, мы возвращаемся на опустевшие улицы Британии будущего, почти все население которой переселилось в виртуальную реальность, и снова встречаемся с частной сыщицей по имени Альма. В ее жизни мало что изменилось: ее партер и возлюбленная все еще больна, и Альме все еще приходится каждые четыре часа возвращаться домой, чтобы дать ей нужное лекарство. Постоянная необходимость во все новых и новых дорогостоящих медикаментах вынуждает сыщицу залезть в долги, и чтобы разобраться с ними, она берется за два дела сразу.

Первое из дел кажется безнадежным, да и денег в случае успеха принесет немного. Полиция просит Альму помочь в расследовании смерти, у которой, кажется, не было никаких причин. Погибшая была полностью здорова, в ее организме нет следов яда, а на теле – признаков насилия… за исключением торчащей из большого пальца иглы, которая никак не могла стать орудием убийства.

Второе расследование обещает больший заработок – но одновременно может оказаться и пустой тратой времени. К Альме обращается Юпита, одна из богатейших людей на земле, которая абсолютно уверена, что один из трех ее партнеров – и одновременно конкурентов – убит, и его место занял кто-то другой. Но поскольку все взаимодействия четверки происходят исключительно в виртуальной реальности, Юпита не может точно сказать, кто конкретно был убит, и нанимает Альму, чтобы это выяснить.

Разумеется, в лучших традициях классического детектива два внешне несвязанных дела в конце концов сливаются в одно. И чтобы докопаться до его сути, Альме придется ответить на обманчиво простой вопрос: «Что такое деньги?».

Именно деньги на этот раз являются предметом исследования Адама Робертса. Причем он рассматривает их с точки зрения не экономической, а скорее философской и метафорической. Деньги как болезнь. Деньги как стихия. Деньги как сущность, обладающая самостоятельной волей. Зачем на самом деле (порой не осознавая этого) люди стремятся к богатству? Какое необратимое воздействие оно может на них оказать? И в чем заключается неразрывная взаимосвязь между деньгами, долгом, смертью и скорбью?

Небольшая по объему книга полна размышлениями на эти непростые темы, но это не мешает ей оставаться в первую очередь увлекательным научно-фантастическим детективом, таким же, как и первая часть. С небольшим отличием: на этот раз действие развивается не так стремительно, а пресловутый четырехчасовой таймер, хоть никуда и не исчезает, не оказывает на сюжет такого влияния как прежде. Для этого есть две причины. Во-первых, строить второй подряд роман на одних и тех же приемах было бы скучно, и Робертс находит новые способы поддержания читательского внимания. Во-вторых…

Роман «The Real-Town Murders» был развернутым оммажем Альфреду Хичкоку и строился во многом на отсылках к его фильмам и типичных хичкоковских приемах. «By the Pricking of Her Thumb» тоже полон кинематографических аллюзий, но уже на работы другого режиссера, снимавшего хоть и напряженные, но куда более спокойные внешне фильмы — Стенли Кубрика.

При этом автор производит забавную рокировку: в первом романе Хичкок появлялся лично (в какой-то степени), но при этом его имя нигде, за исключением одного из эпиграфов, не фигурировало. Кубрик как персонаж в новой книге отсутствует, зато персонажи неоднократно вспоминают как о нем самом, так и о его фильмах. В первую очередь – о «Космической Одиссее», которую Робертс с типичной для него парадоксальностью трактует как детектив.

Сюжетно «By the Pricking of Her Thumb» практически независим от первой части и может восприниматься как самостоятельная история, но автор постоянно – деталями, вскользь брошенными репликами, незначительными эпизодами – напоминает читателю, что где-то за кулисами продолжают развиваться запущенные в предыдущей книге процессы. Вполне возможно, что они вновь выйдут на первый план в третьем романе цикла – Адам Робертс уже упомянул, что у него есть замысел продолжения, но его судьба зависит от того, насколько хорошо покажут себя первые два тома. И, если третья книга все же появится, она без сомнения будет совсем не похожа на предыдущие. Для подобных трилогий характерно сохранение набора основных действующих лиц и сюжетных линий до самого финала – однако Робертс отказывается играть по правилам, и ближе к концу второй части взрывает сложившийся status quo совершенно неожиданным сюжетным поворотом. Тем интереснее будет узнать, что он приготовит для нас в продолжении. Но уже сейчас ясно, что это будет книга с совсем другой атмосферой – и совсем другой главной героиней.

Оценка: 9
– [  15  ] +

Адам Робертс «Стеклянный Джек»

Tarnum1, 9 августа 2018 г. 18:28

Отличная первая часть книги про астероид-тюрьму. Динамично, захватывающе, жестко. И такое разочарование от второй и третьей части книги. Нудятина и скукотища. Концовка с любовным признанием вообще контрольный в голову. Такое впечатление, что книгу писали минимум два автора — отличная первая часть и безобразные следующие две части. Под конец книги стало жалко потраченного на нее времени.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Адам Робертс «Стеклянный Джек»

mercredi, 26 июня 2018 г. 15:26

Как сам Робертс пишет в послесловии: это дань, одновременно, и классической научной фантастике (ближе всего, наверное, к Бестеру, но определённо что-то из той эпохи), и классическому детективу. Первого больше, второго меньше. И может показаться, что детектив получился хуже, чем фантастика, но тут есть нюансы.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Например, второе дело, где ко всему прочему героев ставит в тупик вопрос, как именно произошло убийство. Для читателя ответ кажется очевидным, а дело от того каким-то глупым. Но Робертс делает хитрую вещь: он моделирует мышление человека, выросшего совсем в других условиях. И то, что кажется очевидным для нас, вовсе не очевидно для подростка, родившегося и проведшего бо́льшую часть жизни на орбите.

Конечно, в любом случае «Стеклянный Джек» — больше фантастика на самые что ни на есть классические темы о противостоянии человека и системы, о том, что допустимо в этой борьбе, а что нет, о будущем, которое может нас ждать (или не ждать вовсе). С хорошо и детально проработанным миром, с «лором» в виде глоссария и тюремных баллад, интригами и ярким героем.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Адам Робертс «Стеклянный Джек»

garris1969, 22 июня 2018 г. 14:18

Странное у меня сложилось впечатление от этой книги. Вроде бы и детективная линия не самая плохая, и мир будущего выписан довольно отчетливо. Однако, зацепило не это. Зацепил принцип БСС, который автор кинул в массы, толком не проработав. Это вторая книга в этом году, которая косвенным образом объясняет читателю, почему же мы так одиноки во Вселенной. Правильнее сказать, почему с нами никто не общается извне. Первой была трилогия Лю Цысиня.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Адам Робертс «Стеклянный Джек»

ash945, 3 июня 2018 г. 18:19

Достаточно долго пытался продраться сквозь этот текст. Достаточно долго пытался понять нравится мне это или нет, ждал, что вот может со следующей страницы станет интересней. Но так и не дождался...

Общее впечатление — нудно, затянуто, местами неприятно натуралистично. Роман делится как-бы на три части. Первая — несколько обособленная, наверное, самая интересная из них (ну, по крайней мере, самая динамичная). Остальные две объединены одними героями и представляют собой квазидетектив в антураже твердого НФ. Почему «квази»? Потому что детективом это можно назвать лишь с большой натяжкой. И преступления не очень загадочные, и расследования не очень убедительные, и персонажи достаточно картонные... И объединив все это вместе, получаем довольно скучную 500-страничную книгу.

Оценка: 5
– [  6  ] +

Адам Робертс «The Real-Town Murders»

sityrom, 13 апреля 2018 г. 22:25

Один из фильмов, которые Альфред Хичкок так и не снял, должен был начинаться так: на полностью автоматизированном заводе, где не работает ни одного человека, собирается автомобиль. Камера внимательно отслеживает все этапы его сборки. Когда машина наконец сходит с конвейера, в ее багажнике обнаруживается труп.

«Если бы я знал, как тело оказалось в багажнике, я сделал бы этот фильм», говорил Хичкок.

Что ж, писатель Адам Робертс прекрасно знает, как тело там оказалось – и его роман «The Real-Town Murders» открывается именно этой сценой. Роботизированный завод, автомобиль, багажник, труп. И частная сыщица по имени Альма, которая должна разгадать эту загадку.

Вот только на пути расследования стоит несколько препятствий. Правительство настойчиво рекомендует Альме заняться чем-нибудь другим. Ее партнер и возлюбленная заражена модифицированным вирусом и умрет, если только каждые четыре часа и четыре минуты Альма – и только она! — не будет вводить ей нужное лекарство. Поэтому сыщица не может забираться далеко от дома и поэтому же она не должна заходить в Блеск.

А Блеск (Shine) – это местная виртуальная реальность, в которую ко времени действия романа переселилось большинство населения Земли. Там возможно что угодно, и реальный мир становится все менее привлекательным для людей, несмотря на усилия власти (которые включают в себя ребрендинг Великобритании в ЮКей-Окей и превращение Белых скал Дувра в цепочку скульптурных портретов великих англичан). Впрочем, в Блеске уже появилась своя ветвь правительства, которая вовсе не заинтересована в возвращении народа в реальность, ведь в виртуальности его куда проще контролировать.

И вот Альма ездит по опустевшим улицам, на которых ей лишь изредка встречаются погруженные в Блеск «ходоки», которых специальные экзоскелеты выводят прогуляться, чтобы их мышцы не атрофировались. Она общается с людьми, настолько отвыкшими разговаривать в «реале», что даже связные предложения им удаются далеко не всегда. А потом ее обвиняют в убийстве – и жизнь Альмы превращается в бесконечный адреналиновый триллер, в котором она вынуждена одновременно скрываться от полиции, вести расследование и при этом каждые четыре часа с боем прорываться в собственную квартиру.

Вскоре после выхода предыдущего своего романа, «The Thing Itself», Робертс написал в своем блоге пост (ныне удаленный), где с горечью рассуждал о том, как его стремление писать сложно устроенные романы расходится с интересами большинства читателей фантастики, и обещал, что следующий его роман будет НФ-детективом, увлекательным, остроумным, но не более. И поначалу создается впечатление, что обещание свое он сдержал. Формально «The Real-Town Murders» куда проще предыдущих работ Робертса, здесь нет его излюбленных приемов вроде ненадежных рассказчиков и нарочито несимпатичных главных героев, а содержание, в общем-то, сводится к внешнему действию – каскаду погонь, падений, покушений. Напряжение не ослабевает ни на секунду благодаря непрерывно тикающему таймеру — все вполне в духе Хичкока, оммажами которому книга полна до краев. Но потом начинается вторая часть романа – и, какая неожиданность, Робертс опять всех обманул. Книга не перестает быть увлекательным и остроумным НФ-детективом, но одновременно становится чем-то большим. Политическим романом о власти, которая больше всего на свете не терпит непрозрачности подчиненного ей народа. Историей о том, как увядает настоящий мир, когда его обитатели увлекаются блеском нереального. Наконец, размышлением о взаимопроникновении мужского и женского начал, которые на самом-то деле не так уж сильно зависят от реального гендера.

В общем, очередным романом Адама Робертса – странным, горьким, оставляющим у читателя смутное ощущение неудовлетворенности. И выбивающимся из ряда современных фантастических книг, при том, что автор, как всегда, отталкивается от традиционных для научной фантастики тем.

Главное, в чем роман для Робертса необычен – то, что он впервые за семнадцать лет творчества пишет не одиночную книгу, а серию. «Для себя я оправдываю это тем, что до этого я в каждом романе пробовал что-то новое, а сиквелов я раньше не писал – значит, это нечто для меня новое». Впрочем, хоть финал романа и остается не вполне закрытым, а часть второстепенных линий (прежде всего касающихся болезни Марджерит, возлюбленной Альмы) явно будет продолжена в следующей части, «The Real-Town Murders» вполне может существовать как самостоятельная книга – все необходимые для этого смысловые и сюжетные нити к финалу сходятся в единый узел.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Адам Робертс «Стеклянный Джек»

Кропус, 29 марта 2018 г. 21:37

Насчёт убийства Бар-ле-Дюка? я догадался почти сразу.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Было слишком много улик на то что снаряд летел назад во времени, но тут автор слегка запутался. Объект летящий быстрее света действительно должен перемещаться во времени назад. Но ведь перед этим говориться, что устройство БСС строго говоря не создаёт сверхсветового перемещения, а поднимает сам барьер сверхсветовой скорости. В этом случае обратного темпорального перемещения не будет. И ещё вопрос на засыпку. Если стрелять изнутри сквозь стенку со сверхсветовой скоростью, то действительно ли при исследовании пробоины выстрел будет выглядеть, как сделанный изнутри? Ведь с точки зрения внешнего наблюдателя движущийся назад во времени снаряд соприкоснётся, с внешней стороной обшивки раньше, чем с внутренней. Ответа у меня нет, но любопытно.

И ещё, я с чего-то решил, что роман социальный, но ошибся.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Адам Робертс «Yellow Blue Tibia»

sityrom, 15 февраля 2018 г. 20:20

Британец Адам Робертс, как известно, человек многоликий – он одновременно филолог (преподаватель лондонского университета и автор нескольких монографий), писатель-фантаст, автор литературных пародий и критик. «Yellow Blue Tibia» — его десятый роман, вышедший в 2009 году, – явный плод соавторства всех четырех его ипостасей.

1946 год. Совсем недавно закончилась Великая Отечественная война, и Сталин собирает на секретной даче пятерых лучших фантастов Советского Союза, чтобы они придумали для него сценарий инопланетного вторжения. Только в присутствии очевидной угрозы, говорит Иосиф Виссарионович, советский народ может сплотиться в единое целое. Америка такой угрозой послужить не может. Америке, по мнению Сталина, и осталось-то всего пять лет.

Фантасты, разумеется, берутся за работу и сочиняют для генерального секретаря историю вторжения радиационных инопланетян, которое должно начаться с уничтожения американской ракеты, а продолжиться чудовищной катастрофой на территории Украины. Однако в самый разгар работы Сталин внезапно приказывает ее прекратить, и писателей отсылают домой, запретив вспоминать о проекте под страхом смерти.

1986 год. Бывший писатель-фантаст, а теперь переводчик Константин Скворецкий встречает своего товарища по сталинскому проекту, ныне полковника КГБ Ивана Френкеля. Тот сообщает Скворецкому абсолютно невероятное известие: когда-то придуманная ими история начинает воплощаться в реальность. Первой ласточкой инопланетного вторжения стала гибель шаттла Челленджер. Теперь настает очередь взрыва на Украине и, кажется, целью пришельцы выбрали Чернобыльскую АЭС.

Безумная завязка, и роман ей под стать – яркий, бешеный, мечущийся между откровенным фарсом и подлинной драмой, одновременно следующий штампам параноидального шпионского триллера и подрывающий их на каждом шагу. Экшн-герой здесь — семидесятилетний бывший фантаст и бывший алкоголик, его соратница — страдающая от излишнего веса американка-сайентолог, а помогает им некогда ядерный физик, а ныне таксист с синдромом Аспергера. На вторых ролях – бестолковый кагэбэшник Трофим, милиционер, с громким треском проваливающий игру в «злого копа», и целый клуб уфологов, воспринимающих смысл любого утверждения строго наоборот. Все это происходит в декорациях перестроечного СССР, увиденного со стороны, и поэтому изрядно шаржированного.

С реалиями Советского Союза Робертс справляется не всегда, кое-где допуская досадные ошибки (самая, пожалуй, заметная – утверждение, что от жителей СССР скрывали информацию о бомбардировке Хиросимы), однако в полупародийном контексте романа подобные промахи воспринимаются спокойно и отчасти даже смотрятся как часть авторского замысла. Есть и крайне удачно схваченные детали – скажем, кульминация строится в том числе на неизбывной страсти советского человека к стоянию в очередях.

Не стоит думать, что «Yellow Blue Tibia» — просто комический боевик про Чужих и КГБ. Это лишь верхний слой очень сложно устроенной книги, под которым скрывается множество иных уровней. Это еще и на удивление трогательная история любви между двумя совершенно неожиданными персонажами. И литературная игра со множеством отсылок как к фантастике («Меня зовут не Конрад, а Константин!»), так и к другим жанрам – например, по ходу сюжета Скворецкому предстоит столкнуться с милиционерами, носящими фамилии Зембла и Пахуланик (Pahulanik; как и дед Чака Паланика, который на самом деле Palahniuk, этот достойный служитель закона родом из Украины). А еще это вполне достойная НФ, использующая теорию множественных миров, чтобы объяснить занятный парадокс: как НЛО, которые – совершенно очевидно! – не существуют, могут играть такую важную роль в жизни миллионов людей.

И, наконец, самое важное: «Yellow Blue Tibia» — это критика фантастики.

В самом начале, рассказывая о том, как пятеро писателей, создавая историю вторжения, решают, в какой стране Сталину будет проще устроить катастрофу, которую можно списать на инопланетян, Скворецкий говорит: «Как могли мы так спокойно планировать подобный кошмар? Нелегко ответить на такой вопрос, но, в свете того, что случилось позже, он, конечно, очень важен. Видите ли, писатели ежедневно причиняют собственным персонажам чудовищные страдания, и фантасты в этом отношении хуже прочих. Писатель-реалист может сломать герою ногу или убить его невесту; однако фантаст станет выжигать целые планеты, и в процессе будет скорее озабочен расстановкой запятых, чем криками умирающих. Он будет делать это каждый рабочий день в течение всей своей жизни. Как может подобное не породить мозоли на тех нежных участках разума, которые для обычных людей являются средоточием сочувствия?».

Фантастика, говорит Робертс, это штука зачастую очень страшная, лишенная эмпатии. Фантастика во имя своей идеи способна уничтожать людей миллионами и миллиардами, особенно об этом не задумываясь. Фантастика – это коммунизм. Фантастика – это Сталин.

И это тем более страшно, что именно фантастика создает наше будущее. Не предсказывает, но формирует для нас его наиболее вероятный образ.

Мягко скажем, необычные мысли для писателя-фантаста. Но Адам Робертс тем и ценен, что существует одновременно внутри и вовне фантастического «пузыря», способен взглянуть на него со стороны. И увидеть научно-фантастическую литературу с его точки зрения может быть очень полезно. Тем более что «Yellow Blue Tibia» — это хоть и диагноз, но совсем не приговор. Приговором книга с таким названием (которое русскоязычному читателю понять будет куда проще, чем англоговорящему) быть попросту не может.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Адам Робертс «Уничтожение вредителей»

god54, 6 января 2018 г. 16:56

Служба очистки, вполне хорошее название для целого цикла произведений. Ибо прочитанный рассказ так и просит продолжения. Оригинальная идея — служба уничтожения вредителей, в том числе различных мифических существ, получение лицензий на уничтожение соответствующих видов, недалекий работник, с которым связаны неудачные решения и так далее. А в итоге вполне удовлетворительный рассказ.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Адам Робертс «Стена»

vam-1970, 13 ноября 2017 г. 11:47

Страшная постапокалиптика. Из-за желания получить дармовую энергию для планеты из временно-пространственного космоса ученые Земли нарушили баланс гравитационного поля планеты. Вектор повернулся на 90 градусов. И всё, что было на поверхности, не удержавшись улетело прочь. Осталось несколько десятков тысяч жителей, которые приспособились к жизни в таких условиях. Поверхность Земли стала Стеной для людей. Несколько виновников происходящего из ученых пытаются вернуть ситуацию в исходное положение. Для этого внедряют в маленького мальчика биоэлектронные устройства с целью стимулирования мозга к совершенствованию — он им нужен для ликвидации катастрофы. В романе показан путь этого мальчика в 8-и -10-летнем возрасте по Стене. Кажется много натурализма -но это только даёт контраст этому миру, очень жестокому. Классный ход автора.Медленное повествование — очень подробно расписан мир Стены. Читается с неподдельным интересом. Всё-таки Адам Робертс -талант и какой!!. Читаю второй роман и удивляет. И финал — таков, что должно быть продолжение, но его не последовало.Странно!Ничего не нашел в библиографии.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Адам Робертс «Соль»

vam-1970, 2 ноября 2017 г. 19:23

Высший балл из-за оригинальности построения сюжета. Таких методов написания я пока не встречал. Все события подаются с точки зрения двух лиц, героев романа. И на протяжении всего романа. Только в последней главе включаются воспоминания третьего лица, также включенного в начале романа в действия.

Многие писатели для силы своих идей обычный земной сюжет и отношения героев переносят в Космос, на другие планеты. Получается по разному -в одном случае -здорово, в других -плохо. Робертс также этим методом воспользовался и великолепно!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Кратко о сюжете -колонисты с Земли прибывают на планету Соль, планету , где им жить(назад уже не вернуться). Но данные разведки ,по результатам которой они выбрали эту планету для жизни ,оказались ложными. Планета весьма экстремальна для жизни. Но возможности техники и науки землян таковы, что можно приспособиться жить, но максимально сконцентрировав все ресурсы всех колонистов, а прилетели 11 кораблей с 11 коллективами. Эти группы людей различны по национальности, религии, общественному устройству. И что мы видим, вместо того, чтобы сотрудничать, стороны развязали братоубийственную войну с самым современным оружием.

Весь ход противостояния подаётся автором в виде воспоминаний двух лидеров — Пети и Барлея. Подаётся очень подробно в психологическом плане. И мы читаем, как из ничего появляется война, как заводятся тараканы в голове, как люди не могут понять принципов жизни других сообществ, не могут уступить в какой-либо мелочи. А ком непонятия разрастается. Читая, выискивал моменты -а на какой стороне автор? Автор оказался нейтрален, хотя концовка лично меня не устроила -победила сторона, развязавшая войну.

Причина войны -это для читателя — мужики ходили в гости до женщин и наделали детей.Дети естественно остались жить у своих мам, а как иначе.Да и мужики не претендуют на детей. Мало ли где они гуляли.Но политики раздули историю до войны, отдайте мужикам их детей. Учтите, что мужики и женщины из разных стран. И началось!

Когда пошли первые боестолкновения, то мирных людей охватила злоба и страсть убивать. В конце войны убивали уже ради удовольствия.

Автор концентрирует мысль на пробуждении у человека самых низменных чувств. Если их пробудишь, то уже не остановишь.

Вот высказывания одного из лидеров воюющих сторон: -«Война стала приправой к пище. Без неё наша жизнь напоминала бы утомительное бесконечное брожение по кругу.... Но война даёт нам цель, интерес, возбуждение.» И так далее в том же духе. Вот такой бред можно вызвать у людей.

Мощная философия романа -а это был первый роман автора.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Адам Робертс «Стеклянный Джек»

OwlTongue, 25 октября 2017 г. 18:57

Первая часть очень увлекательна, персонажи, интрига, конфликты выкручены на максимум. Вторая часть уже гораздо скучнее. Она затянутая и нудная, детектива там никакого толком нет, от «разгадки» удовольствия ноль. Третья часть лучше, но там столько всего притянутого за уши, что вопросов больше, чем ответов. В результате две последние трети книги прочитаны зря, а первая часть как самостоятельная новелла выше всяких похвал. Оценку тут поставить затруднительно.

Оценка: 6
– [  9  ] +

Адам Робертс «Стеклянный Джек»

dimon1979, 20 мая 2017 г. 22:17

«Стеклянный Джек» — традиционный английский детектив, с элементами научной фантастики. Автор не скрывает, что он брал за основу сюжеты признанных мастеров жанра детектив и во многом именно оттуда черпал вдохновение. Книга состоит из трех историй, которые будут происходить в разных местах и с разными действующими лицами.

Самая интересная и захватывающая получилась первая часть. Автор описывает комическую тюрьму-астероид, где будут вместе отбывать наказание семь мужчин. Одинаковый срок по 11 лет тюрьмы, но совсем не равные условия для всех заключенных. Понятно, что в подобных местах правит закон сильного, а остальные вынуждены терпеть и унижаться, чтобы просто выжить. Какой ценой, какими усилиями? Наверное, для потерявших человеческий облик не имеет большого значения чужая боль. Но скорее всего, свое собственное тело и жажда жизни, всё-таки что-то для них значат. Развязка очень жестокая, кровавая, именно в этом случае можно полностью согласиться с автором и признать, что только таким способом можно хоть как-то восстановить справедливость.

Можно занести в плюс автору и вторую часть, пусть уже и не такую динамичную, с другими персонажами и целями. Это именно полноценное детективное расследование, в духе самых известных сыщиков современности, только в роли детектива будет молодая девушка.

К сожалению, и во второй, и в третьей частях этого произведения, будет очень много лишнего. Автор пытается играть сразу на нескольких полях, и в итоге не получается ни в одном из компонентов. То есть, детективная линия смешивается с научной, которая в свою очередь переходит в банальный боевик. Не добавляет приятного и отсутствие четких персонажей, которые бы могли вытянуть на себе буксующий сюжет.

В целом, если оценивать всю книгу, то можно найти и положительные стороны, и отрицательные. Однозначно сказать или оценить, довольно сложно. Это один из немногих случаев в литературе, когда мнения прочитавших будут диаметрально противоположны и оценить можно по всякому.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Адам Робертс «Стеклянный Джек»

Кузьмичч, 20 марта 2017 г. 10:18

Каким должен быть хороший научно-фантастический роман? В первую очередь фантастическим — что-то невероятное, нереальное, немыслимое... во вторую очередь научным — ... подкованное научными фактами, теориями, гипотезами. Но есть риск увлечься наукой и фантастикой, и тогда это превратится в теоретические размышления ученого. Нужен сюжет! Захватывающий, интересный, закрученный, не отпускающий.

Каким должен быть хороший детектив? Непредсказуемым. Мы не должны знать кто убийца до последнего, подозревать всех и вся. А даже если знаем кто, то понятие не имеем как. И в конце детектива, когда мы дочитаем последнюю строчку, мы должны сказать:«Вот это да! Ни за что бы не подумал!».

Адам Робертс, недолго думая, взял и соединил эти два жанра. Что получилось? «Стеклянный Джек» — три потрясающие истории, каждая с индивидуальным непредсказуемым сюжетом, но все три с отлично прописанным миром будущего, живыми героями, чувствами, интригами.

Итог: в целом, роман очень хорош. На мой взгляд, некоторые детали можно было опустить, но, может именно они придают произведению изюма.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Адам Робертс «Стеклянный Джек»

Kvadrofon, 1 февраля 2017 г. 21:22

Книга вызвала довольно противоречивые эмоции. Обманутые ожидания — правильно будет сказать так. С одной стороны автор замахивается на серьезную НФ, строит масштабный мир Системы со сложной политической иерархией и «терками» корпораций. С другой — потрясающая безграмотность в плане законов физики. То, что происходит в конце первой части — это же полный трэш, бессмысленный и беспощадный. Но дело не только в этом. В середине романа становится скучно. Действие провисает, герои навевают скуку и уныние. Книга своеобразная, но до конца не все осилят.

Оценка: 6
– [  9  ] +

Адам Робертс «Стеклянный Джек»

vas9500, 9 января 2017 г. 00:48

Редкостная ерунда. Один способ побега с астероида чего стоит, а бредовые рассуждения насчет БСС это вообще апофеоз дилетанства и необразованности даже на уровне школьной программы.

Оценка: 4
– [  11  ] +

Адам Робертс «Стеклянный Джек»

Lilian, 13 декабря 2016 г. 13:54

Сложно у меня с этой книгой.

Книга разделена на три части. Первая — сухая, жесткая, ничего лишнего. С неожиданным и жестким финалом. Проблем с чтением не было. Во второй части поменялись декорации и почти все герои, и я застряла. Потому что меня почти что бесила главная героиня этой части. Когда шел диссонанс между тем, какой глупой и избалованной ее показывают, и тем, какой исключительно-талантливой ее называют — что герои, что автор. Из-за этого неприятия не смогла заставить себя пересилить вторую часть, даже с надеждой на то, что в третьей части все снова изменится. Заглянула в финал, разочаровалась, закрыла книгу.

Такая вот попытка чтения вышла )

Оценка: 5
– [  12  ] +

Адам Робертс «Стеклянный Джек»

Al_cluw, 29 сентября 2016 г. 17:58

Море несбывшихся надежд — мой подзаголовок данной книге.

Странное произведение — вроде бы и фантастика, вроде бы и боевик, но на самом деле ни то ни другое, ни даже третье (мелодрама). Действие не захватывает (хотя оно есть), персонажи остаются .. нет, не картонными, скорее, оштрихованы и забыты. Т.е. не раскрашены. Это не плохо, это просто пусто. Кроме анатомической особенности

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
что у Джека нет ног
больше ничего о нем и не вспомню, хотя дочитал книгу неделю назад. Читалась книга тоже не особо то быстро, присутствовала «ленца», что как-правило не свойственно для ожидаемых книг. Еще для меня осталось загадкой — за какие такие достоинства данный роман получил различные важные премии. И никаких интересных подробностей типа как передвигаться БСС из книги я не вынес. Возможно, я чего-то не понял (а возможно, почти ничего не понял), но перечитывать книгу вряд-ли возьмусь.

Интересная деталь — при чтении ближе к финалу поймал себя на мысли, что при абсолютной непохожести книг появляются параллели с «Иными песнями» Дукая. НО, несмотря на сонность и заторможенность, и очень сложную адаптацию к языку, Песни оставили вполне удовлетворительные впечатления, и хотя их перечитывать тоже вряд ли буду, но другие произведения автора я с интересом почитаю. Здесь такого впечатления не получается. Поэтому, в итоге, надбавлю только за красивый супер, хотя обложка не имеет отношения к роману (на мой взгляд), и вполне успешно подошла бы к любой НФ книге с космическими приключениями. В общем, 4 + обложка = 5

Оценка: 5
– [  4  ] +

Адам Робертс «Стеклянный Джек»

mr.uchaev, 27 сентября 2016 г. 09:59

Читая эту книгу я вспомнил игру своего детства Omikron the nomad soul. Разработчики пытались соединить вместе квест,экшен, рпг и даже файтинг(я молчу про сюжет, который был какой-то жуткой солянкой да и ещё умудрился сломать 4-ю стену в начальной заставке) конечно у разрабов не получилось до конца реализовать ни один из элементов.

И с этой книгой похожая история сюжет пытается соединить разные жанры, скачет туда сюда толком ничего не объясняя в итоге книга заканчивается ничем. На мой взгляд в книге которая называется «Стеклянный Джек» могло было быть больше Стеклянного Джека. Рекомендую прочесть первую историю о тюремном астероиде и на этом остановиться.

Оценка: 7
– [  20  ] +

Адам Робертс «Стеклянный Джек»

Goodkat, 21 сентября 2016 г. 07:41

«Что это, Бэрримор?»

«Солянка, сэр»

Наивная космическая авантюра-пародия на классическую фантастику и детективы с вкраплениями социальной литературы, триллера и расчленёнки! Роман-павлин с кучей жанров и претензией на уникальность. Увы, каждый из множества ингредиентов по пути к котлу не прошел достаточной обработки, а возможно потерял свежесть еще до начала готовки.

Я люблю трогательные истории о девочках-подростках, и тут автор едва не купил меня таким персонажем, как Диана Аржан, искусственно выращенным шестнадцатилетним интуитом с большим сердцем. Мне также нравится смелая попытка работы на границе жанров, нестандартный авторский подход к собственному детищу.

Однако безбожно слитая третья часть книги и концовка в частности (бегали полкниги туда-сюда и так и не прибежали никуда, главная загадка оказалась «пшиком», драма прошла мимоходом) испортили все впечатление напрочь, довеском идут слишком простые и нелепые квесты и задачки, отсутствие психологизма, как такового, отсылки и юмор, не дотягивающие до уровня хорошей пародии, и черно-белый скучный мир, в который не веришь, которому не сочувствуешь. Сам Стеклянный Джек, несмотря на ореол исключительности, витающий вокруг него, остался фигурой не раскрытой, с тучей белых пятен. По всему видно, что это эксперимент, своеобразная игра в литературу, где присутствует самой разной толщины ирония, многое приклеено второпях и держится на соплях, как скафандр и дырка в космос, заклеенные фекалиями.

Дабы закончить на позитивной ноте, отдельно выделю очень эмоциональный диалог Джека и Дианы в третьей части, на фоне всего псевдо-театрального действия романа он кажется тепло и ярко засиявшей звездочкой на холодных и тусклых просторах космоса, на миг раскрывает персонажей. Адам Робертс предлагает читателю поразмышлять о природе смерти, политики, экономики и власти, дает повод немножко задуматься и погрустить.

«Если мы обладаем властью, мы можем сделать мир лучше, но сам факт обладания делает нас нечистыми. Если мы лишены власти, то будем чисты, но ничего не сможем изменить». Разве ж тут поспоришь?

Оценка: 6
– [  14  ] +

Адам Робертс «Стеклянный Джек»

Лукавый, 4 сентября 2016 г. 21:54

Довольно скучная книжка с заманчивой аннотацией, но вялым предсказуемым сюжетом, малоинтересными персонажами, немножко картинными диалогами и довлеющей над всем этим атмосферой искусственности происходящего (хотя и неплохо набросанным космомиром неуютного будущего, пожалуй). Робертс (точнее, герои Робертса) пару раз вспоминает Шекспира, так вот книжка эта создает впечатление, будто вы в театре и прекрасно знаете, что вот эта вот тетя — не принцесса, вот этот вот дядя — не камердинер, вот эта вот ракета из картона, а кровь-кишки — краска и папье-маше, и им всем вместе не очень-то удается убедить вас в обратном. В результате общая в плохом смысле слова театральность не позволяет — мне не позволила, во всяком случае, — погрузиться в текст и поверить в него.

Автор пишет в послесловии, что он хотел соединить клише золотых периодов НФ и детектива. У него это скорее получилось — и, как итог, перед нами вместо романа литературное упражнение. Если вы любите наблюдать за литературными упражнениями, можете, наверное, почитать. В противном случае смело берите другую книжку.

Оценка: 5
⇑ Наверх