fantlab ru

Все отзывы на произведения Павла Санаева

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  10  ] +

Павел Санаев «Хроники Раздолбая. Похороните меня за плинтусом-2»

sergej210477, 28 февраля 14:14

Роман взросления, действие которого разворачивается в самом начале 90х.

Познакомился с этой книгой по ошибке. Надеялся «убить одним выстрелом двух зайцев»: прочитать про приключения подростка, и, получить удовольствие от ностальгии, окунувшись в атмосферу «лихих «девяностых». Но, не вышло. Промахнулся, оба зайца убежали.

Роман про парня, именуемого автором «Раздолбаем». Это не кличка, не прозвище. Нет, это — сущность. Герой, по жизни, все время поступает как..ну да, «Раздолбай», наверное, лучше и не придумаешь. Девяностый год, он закончил школу, родители помогли ему поступить в Суриковский художественный институт. И тут, «кончился» СССР, и, жизнь полностью сменила все ориентиры и координаты...

Мне книга не понравилась. Совсем.

Сначала о разочаровании:

— Роман не атмосферный. Вот есть, ну, наверное, «вкусные» книги, а, есть, «сухие», «пресные». Не почувствовал я совсем аромат той эпохи. Нет, все необходимые атрибуты тех времён присутствуют: «братки», «новые русские», коммерсанты, модели-эскортницы, бомжи, очереди и талоны на продукты. Декорации качественные. Но, то-то и оно, что декорации. Бутафория. Вот и музыкальные группы, что слушают персонажи реальные, но, музыка, мелодия, почему-то, в книге не звучит. Не получилось у автора заставить меня открыть волшебную дверь памяти, взглянуть в прошлое. Может быть, таланта не хватило. Может, виной тому язык романа, сухой, простой, блеклый. Только, мир не ожил, не заиграл красками, звуками и запахами.

— Не понравился главный герой. Нет, дело не в том, что он не очень симпатичный парень, нет. Иногда, и отвратительные персонажи получаются яркими и интересными. А здесь, опять, та же история, что и с окружающим миром: главный герой ненатуральный. Скучный и искусственный. Поясню. Парню исполнилось девятнадцать лет. Но, порой, автор показывает его, ну, наверное, четырнадцатилетним мальчишкой. Так примитивны его желания, так по-детски, наивно, он мыслит. Ну, ладно, допустим. Нарисовал писатель «маменькиного сынка», ничего в жизни не видевшего. Хорошо. Но, тут, этот персонаж, внезапно, начинает рассуждать как умудренный годами человек. Философ и мудрец, проживший жизнь. Получается противоречие. То, на уме одни девки (причем, понятия о женщинах у героя, действительно, на уровне ребенка, ну да, ведь в СССР, секса не было, конечно), то, начинает рассуждать о религии, устройстве мира, морали и добре и зле. Другой момент: «Раздолбай» впервые пробует жить самостоятельно. И, вполне логично, с недоумением, понимает, что ничего сам делать не может. Не умеет зарабатывать деньги, общаться с девушками, вообще, решить, какие-то, вопросы. Да, понятно. «Комнатное растение», впервые оказавшееся в дикой природе. Хорошо. Только, опять, внезапно, герой, периодически, обретает навыки опытного фарцовщика, «деляги», способного в любое время достать деньги, билеты на концерт и в самолёт, способности очаровывать девушек, и, вообще, действовать напористо, умно и решительно. Чтобы, опять, через короткий промежуток времени, снова стать «рохлей» и неудачником. Ну, банально, но: «не верю». Не бывает так, что человек все время, переходит из состояния самоуверенной решительности в состояние застенчивой беспомощности. И, мгновенно забывает уже приобретенный опыт. Поэтому, герой и получился неестественный, ненатуральный.

— Если все упростить, то, получается, что эта книга о том, как человек приходит к Богу. Ну, или, о процессе становления религиозного начала, о том, как становятся верующим.

Но, во-первых, все это сложное душевное преобразование показано так примитивно и нелепо: голоса в голове, сделка с Богом и дьяволом, постоянный торг «ты мне — я тебе». А, во-вторых, ну, парню, девятнадцать лет, рос он не в семье, где религия прививается с пелёнок. Так что, странные попытки девятнадцатилетнего московского студента строить свою жизнь на основании того, что ему удастся выторговать у Бога некие конкретные блага, по-моему, выглядят совсем неестественно.

Если кратко:

— ненатуральный герой

— неживой окружающий мир.

Не получилось развлекательной книги про приключения студента, не вышло и философского произведения о становлении моральных и религиозных норм в душе человека.

Наверное, не вышла и попытка передать трагедию общества и отдельного человека на сломе эпох.

Ну, а так — читается книга легко, написана простеньким языком. Ну, можно сказать, что показан «срез того времени», нарисована целая плеяда персонажей, отражающих «лихие 90е». Есть и любовная линия, но...

Неожиданно, понравился финал. Нет, не так сказал — концовки, как раз, нет, автор оборвал книгу, пообещав продолжение. А, вот, идея о странном и оригинальном споре, пожалуй, на мой взгляд, самое интересное сюжетное решение данного романа. Вот, только, писатель, натурально, «слил» финал, наверное, рассудив, что коммерчески выгодно остановиться на самом интересном месте, чтобы потом, продать ещё пару книг. Не очень хороший поступок, но, увы, так часто совершаемый многими авторами.

Всё-таки, советовать этот роман, я бы, не стал. Чтобы ощутить ностальгию по «девяностым» эта книга мало подходит. Ну, а вновь пережить все приключения, радости и огорчения прекрасной студенческой жизни, грани, когда кончается детство и начинается взрослая жизнь, мне, с этим произведением, тоже, в полной мере не удалось. Может быть, талант П. Санаева как автора сценариев раскрывается лучше, чем в написании романов.

Оценка: 5
– [  6  ] +

Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом...»

Lucie Morton, 5 июля 2023 г. 22:02

Будьте осторожны — в продажу поступили поддельные воздушные шарики. С виду они совсем как настоящие, но радости от них никакой.

«ПМзП» — поддельная детская книжка. Детское повествование, детский слог... и хтонический мрак на каждой из страниц (я знаю, что возрастное ограничение тут 18+)

Тяжело больной мальчик Саша живёт у бабушки с дедушкой. По словам бабушки, им его сбагрила мамка, чтобы не мешал её новому роману. Психически больная бабка, по всей видимости, неиллюзорно так и думает. Её собственная жизнь была чередой трагедий, предательств и других мелких неприятностей, и пожилая женщина вцепилась в мальчика мёртвой хваткой. Любовь её выражается в бесконечных смертельных проклятиях всем и всему подряд. Ближние сей милейшей женщины, чья жизнь ничуть не менее беспросветна, вынуждены с этим мириться, а сам Саша чаще думает о смерти и связанных с нею символах, чем о том, о чём должны думать дети его возраста. Детство, от которого после его ухода не захочешь ждать ни писем, ни звонков.

Читать вот это было подчас тяжеловато, несмотря на отменный чёрный юморок автора. Хороших героев здесь нет — есть просто довольно хорошо и реалистично прописанные характеры людей, хлебнувших по жизни горюшка по тем или иным причинам. Впрочем, ради that feel депрессивные книги и читаются. И лишь самая концовка, в которой буквально одним коротеньким абзацем сухо описали похороны бабушки, разочаровала. Несправедливая и скомканная она какая-то. Буквально — призрак креста, падающий снег и все плачут — хоронят бабушку, абзац назад закатившую жуткую истерику под дверями своей дочери. Художественные приёмы — такие художественные...

Оценка: 9
– [  5  ] +

Павел Санаев «Хроники Раздолбая. Похороните меня за плинтусом-2»

Никтонигдеиниког, 25 мая 2023 г. 13:28

«…вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…»

Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»

Я слышал отзыв Дмитрия Быкова об этой книге, он оценил ее крайне низко. И помимо него мне попадались негативные рецензии на нее. А вот я ее можно сказать полюбил (да, конечно, я читатель попроще, чем Дмитрий Львович), при этом гораздо более популярная работа этого автора «Похороните меня за плинтусом» хоть и оставила приятное впечатление, но не более. Чем же зацепили меня «Хроники...»?

Во-первых, меня волнует и будоражит эпоха, в которой разворачивается сюжет. Межвременье, крушение идеалов, конец советских и становление новых, хищных, рыночно-бандитских общественных отношений. На смену миру привычному, с его культом гуманизма («Человек – это звучит гордо!») пришел мир «Барракуд, Лещей и Карпов», то есть новых хозяев жизни – наглых, злых, беспринципных и их кормовой базы – лохов, фраеров, додиков-ботаников, коими были подавляющее число жителей этой огромной страны, в один момент оказавшиеся в ней словно иностранцами. Дядя Володя – отчим главного героя (в котором угадывается вы сами знаете кто) в совсем недавнем прошлом влиятельный директор издательства, а сегодня – мелкий деляга в поисках скромных заказов, художники – совсем недавно уважаемые члены Союза художников, Творцы, Мастера, вечерами на кухнях поливающие «совок» грязью под водочку, сегодня – сгрудившиеся у тротуара полуголодные «маляры» в ожидании загулявшего клиента, молодой ученый, научный сотрудник какого-нибудь НИИ (о, как мы восхищались этим Шуриком и Сашей Приваловым) сегодня продает барахло в пригородных электричках. Как жить во всем этом, как быть? Вот уж воистину экзистенциальная ситуация. Сколько же жизней были сломлены, перемолоты, переварены, выплюнуты и сгинули в этих событиях? Да и до сих пор последствия этих движений ощущаются нами.

Во-вторых, мне очень нравятся истории взросления, обретения себя. Как то приятно думать, представлять себе мир, в котором все еще впереди, ты словно приобретаешь новый шанс пережить жизнь, исправить что-то в собственных ошибках. Время детства – особое в жизни каждого человека, и расставание с ним – тоже экзистенциальное, сакральное, переходное, а оттого тревожное. Видно, как трудно дается Раздолбаю взросление, как сложно ему вылезти из-под того самого «плинтуса». Интересно было наблюдать за тем, как Раздолбай самосознает себя в этом мире, вопрошает о взрослой жизни и прежде всего о красивых девушках, о Боге, о деньгах. Да, тема денег здесь раскрыта очень хорошо и эта тема действительно очень важна для понимания Раздолбая (проблема денег понятна, наверное, большинству из нас, мне так точно, потому что сам я тоже и застал эти переходные времена, и сам был умным, начитанным, приличным, порядочным ребенком из бедной семьи). Каково это, все понимать и не быть способным ничего сделать? Очень волнующая, в чем-то унизительная (если этих денег мало), в чем-то головокружительная (если их много) тема. Особенно показательна сцена в ресторане, где Раздолбай реально потерян, растерян, обескуражен: он не может решить, что является бОльшим чудом: способность фокусника непостижимым образом угадывать карты или то, с какой легкостью его друг Мартин расплачивается за ужин в ресторане суммой, которая равняется месячному бюджету его семьи. Вообще, Мартин играет в этой истории особую роль, которая, надеюсь, раскроется в продолжении этого романа (хотя надежд на то, что она будет написана все меньше и меньше).

Ну и в – третьих, в романе обозначена вечная тема отношений Мужчины и Женщины (Юноши и Девушки, применительно к возрасту героев книги) и здесь она обозначена все с тех же новых, пока еще непонятных, пришедших на смену традиционных «товарищеских» позиций: противоположностью наивного, инфантильного, рефлексивного Раздолбая выступают твердо стоящие на ногах, трезво смотрящие на жизнь, меркантильные, циничные девушки. На смену тому самому светлому, доброму описанию отношений между молодыми людьми разных полов в советской культуре (на ум приходят «Студенты» Трифонова и фильмы шестидесятых) пришли отношения «купли-продажи», в которых каждый сам за себя. Само испытание главного героя, по поводу которого был заключен спор на балу у Воланда касается именно этих отношений, через которые и будет дан ответ на главный вопрос Раздолбая: кто я в этом мире? Барракуда я или Лещ? Тварь я дрожащая или право имею? Найдет ли он ответ на него? Встретит ли свою Соню Мармеладову? Обретет ли свое спасение? Надеюсь, что еще узнаем (Павел, если вдруг вы каким-то образом прочитаете мой отзыв, знайте, мы ждем ответа!!!).

От меня 9! Отлично, затягивает, хотим ещё!

Оценка: 9
– [  2  ] +

Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом...»

darken88, 12 марта 2022 г. 18:34

Есть книги, которые хочется перечитывать снова и снова. Особенно хорошо читаются детские воспоминания, написанные, зачастую в разном стиле, но откровенно и честно передающие переживания автора, раскрывающие становление его, как личности. Есть удивительно противоположные произведения – от интереснейшего и, вместе с тем пугающих «Гопники» и «Школа» В. Козлова – до отвратительных откровений Гальего. Где-то между ними мириады одноразовых или же наоборот более или менее интересных произведений, журнальных и электронных воспоминаний, и даже целая «Детская книга» под редакцией Д. Быкова, где о своих детских впечатлениях рассказывают абсолютно разные писатели. Санаев же поведал о своем детстве настолько непринужденно, что понравился многим, а после экранизации, так и вовсе стал больше привлекать внимание своим творчеством, как режиссера, тем не менее, вызвав интерес лично у меня только фильмом «Последний Уик-енд» (2005), хотя я посмотрел его значительно раньше знакомства с книгой.

Кто-то читает эту книгу, пытаясь покопаться в подноготной отдельно взятой семьи, поглазеть из-за ширмы на горести и радости, рассказанные непредвзятым ломким голосом ребенка. Однако, нельзя не учитывать, что роман в большинстве своем – книга художественная, и реальные образы послужили только основой для творческого замысла автора. По большому счету, слог Санаева очень лаконичный, и вышедший в 2013 году роман «Хроники раздолбая» только подтвердил это. Очень многое говорит о том, что писательский опыт для Санаева – это возможность рекламировать и другие грани своего творчества, очень ненавязчивые слоганы, что второй роман – это продолжения жизнеописания маленького мальчика из «…плинтуса» — более чем лукавят. Как и обещание второй части «Раздолбая».

«Похороните меня за плинтусом» — это именно тот роман, который стоит читать в пути, во время ожидания в очередях, или в перерыве на работе. Крайний раз строки Санаева застигли меня в баре, где я терпеливо ждал позднего киносеанса, вызывая нездоровый интерес у общества, залипающего в смартфонах. И если кто-то спросит – что же можно почитать на досуге, смело берите эту книгу, она будет красочной иллюстрацией советских будней через призму трагедии повседневности одной отдельно взятой семьи.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом...»

Fadeaway Evanesc, 24 декабря 2021 г. 00:17

Довольно честная и сильная вещь.

Глазами и ушами мальчика, живущего в семье испуганных и тревожных людей.

Бабушка свой страх выражала через грубость и контроль.

Глубоко и страшно одновременно.

Очень трогательная история.

Воспитанным в семьях, где любовь победила страх, может все описанное показаться нереальным и глупым.

К сожалению, так бывает.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Павел Санаев, Ольга Гаврилова «Нулевой километр»

strannik102, 9 декабря 2021 г. 05:02

Москва и москвичи

Библиотечная книга привлекла внимание фамилией автора — кто ж не пытался посмотреть, что там за плинтусом? И потому обратная сторона обложка книги внимание не привлекла. А напрасно. Ибо там русским по чёрному написано, это сценарий фильма, причём не задуманного, а уже снятого с довольно известными отечественными актёрами Я бы иначе посомневался, брать или не брать.

В общем, перед нами обыкновенная современная мелодрама о попытках современных провинциальных золушек (в мужском обличье) покорить столицу и вписаться в бомонд и прочую столичную движуху. Те, кто читал минаевские «Духлесс» и «Зе тёлки», сразу примерно поймут, к чему стремятся наши мурманские аборигены и куда они тянутся всеми фибрами своих душ и всеми юношескими органами. Бабло, длинноногие гламурные красотки, мерсы-кадиллаки и прочие версачи и гуччи — вот что находится в центре жизненных амбиций и системы ценностей и успеха. Однако понятно, что, как пел в своё время Высоцкий «там все места блатные расхватали», и потому нашим парням приходится искать варианты вписаться в тему и пробиться к жизни.

И дальше уже просто нам гонят кинушку: крутые знакомства и знакомства с крутыми, непрухи, везухи и прочие приключения наполняют содержание книги до самого конца. Причём и на романтическом любовном фронте тоже есть что зачитать, равно как и на простом перепихе с лямурными жрицами разных ценовых и ценностных уровней автор не преминул остановиться — жизнь нулевых — она такая жизнь!..

В общем для любителей мелодрам может и более-менее, но с точки зрения литературы это просто никак. Прочитал, точку с Санаевым поставил. Аллес капут!

Оценка: 6
– [  5  ] +

Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом...»

applemice, 3 октября 2021 г. 19:23

Фраза «История смешная, а ситуация страшная» — на 100% описывает эту книгу.

Вы будете хохотать в голос над тем, как виртуозно ругается бабушка, в какие комичные ситуации попадают герои, а потом задумаетесь, что испытывал ребенок, которой рос в такой обстановке, и какое счастье, что он после этого не вырос полным психом (роман автобиографический).

Павел Санаев — внук актера Всеволода Санаева и сын актрисы Елены Санаевой (Лиса Алиса в фильме про Буратино), пасынок Ролана Быкова. Отчиму Павел и посвящает эту книгу.

Главный герой романа, мальчик Саша, из-за сложных взаимоотношений в семье живет не с матерью, а с бабушкой и дедушкой. Бабушка обладает сильным характером, держит в кулаке всю семью, а еще она психически больна. Её безумная любовь к внуку принимает уродливую форму: она настраивает его против матери и отчима, постоянно унижает и оскорбляет, на самом деле боясь за него, и не желая его никому отдавать. Впрочем, достается не только Саше, но и бабушкиному мужу и дочери. А Саша не унывает, несмотря на то, что часто болеет, часто сдает анализы и пьет лекарства и гомеопатию, постоянно чувствует себя хуже других, и в его жизни одна настоящая радость: когда пару раз в месяц ему позволяют увидеться с мамой…

Очень смешная книга про очень несчастливую семью. В финале можно и прослезиться.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Павел Санаев «Хроники Раздолбая. Похороните меня за плинтусом-2»

ibel, 19 марта 2019 г. 06:43

Отличный роман.

Главный герой — подросток, только начинающий взрослую жизнь. Отлично и до боли узнаваемо описано, как он знакомится с алкоголем, курением (причём заедает сигареты зубной пастой — помню-помню, тоже так делал), и, конечно же, противоположным полом.

Автору замечательно удалось передать атмосферу конца 80-х — начала 90-х. Когда на уроках так называемой политинформации вбивали в голову, что Советский Союз самое-самое государство в мире, а вне уроков все только и мечтали об импорте. Когда иностранные пластинки воспринимались как чудо, не говоря уж про импортный магнитофон. Когда, вроде бы, высокая зарплата родителей за, вроде бы, серьёзную работу за считанные месяцы превратилась в копейки, зато внезапно появилась возможность относительно неплохо заработать на какой-то абсолютной ерунде (я хоть и младше главного героя примерно на восемь лет, но в 1991 ухитрился перепродать за валюту несколько бутылок шампанского, не спрашивайте как). Когда на улицах внезапно появились бомжи...

Я немного не понял, как главный герой умудрился

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
не знать, кто такой Ельцин аж до лета 91-го года. В те времена любой разговор взрослых мгновенно сводился к политике. Или, к примеру, ждёшь какой-нибудь фильм по телевизору, а вместо него включают прямую трансляцию какого-нибудь съезда. Хочешь не хочешь, а таких знаний наберёшься.

Заметная часть романа — размышления о религии, и вот они вызывают двойное ощущение. Они несколько наивны, что в принципе нормально для героя-подростка, но они как-то... скажем так, стандартно наивны, скучновато наивны. Как будто к вам на улице кто-то подошёл, спросил о вере, а потом понёс заученные фразы о том, как бог изменил ему жизнь, и т.д. и т.п.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вот почему так получается — если вы читаете, как кто-то наугад раскрыл Библию и прочитал случайную строчку, то этой строчкой гарантированно будет “просите, и дано будет вам, ищите и найдёте”? Она там что, несколько раз встречается?

А с другой стороны, мне понравилась концовка. Подумал так: если не способны быть крутым бизнесменом (барракудой, в терминологии автора), а жить всё равно хочется, тогда выход один — вкалывать. И вот если бог помогает вам вкалывать — ну и отлично.

В общем и целом, роман очень понравился. С нетерпением буду ждать следующей части, хотя, кстати говоря, концовку можно угадать уже сейчас.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом...»

Kovanik, 11 августа 2018 г. 21:56

Какое-то неприятное впечатление от книги. Как можно орать ребенку, что он гнилой, идиот, и что ему лучше сдохнуть, чем так жить? Думала, может, начало такое. Но нет, прочитала больше половины, а ничего не меняется. Бедный ребенок и его психика! Бабушке нужно было реально обратиться в спецучреждение за справкой. В аннотации сказано, что история гомерически смешная, но ничего веселого я не увидела. Дочитать не смогла, ибо мне хватило с избытком!

Оценка: 3
– [  8  ] +

Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом...»

Yamafuji, 9 июля 2018 г. 11:50

Похоже на историю болезни из дурдома. Читать такое не хочется. Юмора не увидел. Все описываемое не смешно, а ужасно. Смеяться при чтении этой книги, все равно что смотреть как Чикатило пытает ребенка и радоваться этому... Стиль — что вижу, о том и пою. Автобиографичный шлак. Судя по тому что у автора книг минимум — кроме описания своей убогой жизни ему писать больше не о чем а работать как бы не очень хочется — дед актер, мать актриса — пойду и я в творческую интеллигенцию. Не важно что нет таланта — мало ли у нас «детей» выезжает на славе родителей.

Оценка: 3
– [  2  ] +

Павел Санаев «Хроники Раздолбая. Похороните меня за плинтусом-2»

strannik102, 7 апреля 2018 г. 18:19

Насколько эта книга легко читалась, настолько же легко она осталась за бортом сознания спустя всего неделю после прочтения. Наверное это довольно обычная история для молодого человека начала девяностых (ох, уж эти пресловутые 90-е!). Неизбежное взросление молодого мужского тела, вполне понятные желания и томления вокруг этого взросления, увлечение рок-музыкой, статусные моменты в компании своих сверстников, поиски более-менее легальных вариантов подзаработать денег (сразу отметим, что не разгрузкой вагонов), первое более-менее взрослое чувство к молодой девушке и стремление материализации (так целомудренно обозначим здесь тягу Раздолбая к своей избраннице) этого чувства уже на телесном уровне... Тем не менее, читать было не скучно, многое узнавалось-вспоминалось, а какие-то картинки того времени и вовсе были новыми.

А когда центр событий переместился на ГКЧПшные деньки, то автор сумел не кинуться во все обвинительные тяжкие, но оставил центром своего и читательского внимания внутренний мир своего героя.

Наверное нужно будет прочитать и Хроники Раздолбая — 2, чтобы закончить серию и закрыть тему, а то ведь любопытство неизбежно будет щекотать в разных местах...

Оценка: 8
– [  9  ] +

Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом...»

Velary, 14 сентября 2016 г. 09:39

Очень хорошая, очень сильная, очень правдивая книга. Очень грустная и очень забавная.

Она о том, какие уродливые формы может принимать любовь, как может она ломать жизни. И как невозможно без неё.

Здесь нет положительных героев. И отрицательных тоже нет. Есть люди — несчастные, с поломанными судьбами. Кто-то выкарабкивается, кто-то нет.

Читая историю бабушки и дедушки, плакала.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— До других мне дела нет, — перебил дедушка, и на лице его мелькнула обида, — а я, маюсь не маюсь, до семидесяти лет дожил. Пусть плохо, но всё ж лучше, чем в сорок восемь сдохнуть. И всегда знал, что жена верна. И сам не изменял ни разу. Да что мы, Лёш, говорим с тобой! Такая жена, сякая — сорок лет прожито, какую Бог послал, такая есть. Я вот на концерты уезжаю, в тот же день думаю, как она там одна, что с ней. В гостиницу приеду, позвоню. Узнаю, что с ней всё в порядке, и сплю спокойно. Срослись мы, одна жизнь у нас. Тяжёлая, мука, а не жизнь, но одна на двоих, и другой нету.

Я не знаю, что ещё сказать.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом...»

chuvaksurala, 20 мая 2016 г. 14:22

Очень сильная повесть!

За лицами всех персонажей скрывается ворох обид и злобы друг на друга, причина которых кроется в неумении понять и услышать близкого человека. Подмена понятий о любви и эгоизме приводит к разрушительным последствиям, жертвами которых являются все члены семьи и в первую очередь маленький ребенок. Дети – это тесто, из которого можно слепить что угодно. Рожденный неполноценным физически Саша воспитывается в атмосфере тирании ополоумевшей бабки, которая сама того не понимая лепит из него урода еще и душевного. Очень хорошо показана проблема, когда человек пытаясь отдавать все силы на «воспитание» и лечение действует лишь в угоду своих комплексов, слабостей и обид, а «любовь», которой пытается окружить, на самом деле смертоносный яд. А Саше среди лишений, грубости и запретов остается жить лишь мечтами. Мечтами о том, чтобы быть как все, мечтами о матери, с которой видится очень редко и которую ему заменяют безделушки, подаренные ей, мечтами быть похороненным за плинтусом у мамы в квартире, чтобы быть с ней рядом.

В произведении много психологии, при этом оно атмосферно и эмоционально, не лишено юмора и иронии. Повесть, начинаясь очень плавно, как хроника ушедших лет и воспоминания о детстве к концу превращается в настоящую трагедию, апофеоз безумия.

Все мы были детьми, и, думаю, каждый сможет вновь окунуться в то время, вспомнить себя и искренне сопереживать.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом...»

kathakano, 4 февраля 2016 г. 06:20

Интересно было читать, и смех и грех как говорится. Бабушка вышла колоритная. Здесь столько психологии, что впору проводить психоанализ. Но в целом повесть о любви, о страшной материнской любви, которая проецируется на внука. Где любовь и ненависть соседствуют в одном флаконе, проблемы отцов и детей, здесь местами есть что-то до боли знакомое. Надо конечно отдать должное автору, во время чтения погружение идет полнейшее. Советую прочесть, кто-то увидит себя, кто-то страну, посмеется, всплакнет да забудет.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Павел Санаев «Хроники Раздолбая. Похороните меня за плинтусом-2»

Nikonorov, 26 января 2016 г. 21:09

Туговато далось. Особенно последняя треть, там, где про переворот, путч, танки и прочее. Самое скучное.

И концовка какая-то мутная...

И никакой связи с первым плинтусом.

НО!

Классный язык.

Крутая атмосфера.

Увлекательно.

Заставляет переживать (когда он пытался завоевать девчонку – сам переживал как 15-летний школяр).

Описания диалогов с Богом точны, а рассуждения на тему вариаций «голоса», причин их появления и закономерности разворачиваемых событий – ну прям близко все.

Наверное, 8 из 10.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом...»

tapok, 14 октября 2015 г. 18:57

«Похороните меня за плинтусом» – от подобной фразы любому нормального человеку станет не по себе. А Павел Санаев так назвал свою книгу. Весьма смелый ход.

С данным произведением я познакомился благодаря нашумевшему фильму. Тогда я ещё не знал, что она основана на одноименной повести. И вот теперь пришло время познакомиться и с ней.

Язык повести весьма легкий, но отнюдь не простецкий. Мальчик Саша описывает свои приключения в рассказах. Каждый – отдельная история, каждая – своеобразный маленький шедевр. Но почему именно шедевр? Пожалуй, главная причина – это герои-образы, которые являются центральными. А посему о каждом по порядку:

Саша (Сашенька, идиот, сволочь) – мальчик младшего школьного возраста. Часто болеет, редко видит мать, боится отчима, друзей нет, в школу почти не ходит. Чтобы точнее передать его характер хватит таких слов: сторонний наблюдатель за своей жизнью. Саша почти ничего не может сделать сам. И такую жизнь выбрали за него, он, к сожалению, её изменить не может в силу возраста.

Дедушка (актер, сволочь, предатель) – пенсионер, конформист. Живет уже не первый десяток лет с Ниной Антоновной, но «молчит в тряпочку», иногда кричит, но смелости хватает только на то, чтобы повысить голос на Сашу.

Бабушка (Нина Антоновна) – жена дедушки. Пожалуй, один из самых колоритных героев. Вообщё. Не в данной повести, а вообще во всем, что я когда-либо читал. Бабушка – это дикая фурия 99% времени. Оставшийся процент – это как луч солнца в пасмурный день. Мало, без особого смысла. Так вот бабушка становится «нормальной» только тогда, как «Сашенька заболел». Иными словами, синдром гиперопеки в чистом виде. Да и болеет ли Саша сам по себе? Не раз думал над тем, что это либо психосоматика, либо….психосоматика. Только, с одной стороны, это может быть из-за слов и действий бабушки (причитания, как бы не заболел), а с другой – из-за ситуации в семье (материнская депривация).

Как вы можете заметить, каждый герой по-своему представляет некий архетип в высшей его ипостаси. От того читать ещё интереснее. Про сам сюжет говорить смысла нет, ибо это просто нужно прочитать.

Заключение. Знаковая трагикомедия в форме повести. Почему трагикомедия? Лично мне не хотелось хвататься за сердце после каждой фразы бабушки про сволочь, идиота и так далее. Не хотелось плакать. Но почему-то хотелось улыбаться, пару раз я даже засмеялся. Всё же считаю, что Санаев ловко приукрасил детали, возвёл что-то в квадрат, а что-то поделил на ноль. Если под обложкой – правда, то увы…тут только сочувствие в чистом виде.

Напоследок, о трёх «бонусных» главах. Забавно, но не более. После финала повести читать их не так интересно. Уж лучше бы Санаев впихнул их в середину или издал бы отдельно. А то под обложкой «похороните меня за плинтусом» они выглядят халтурой.

Оценка: 9
– [  16  ] +

Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом...»

gamarus, 5 октября 2015 г. 15:16

Прочитав, наверное, я испытал шок. Или что-то очень похожее на него.

Просто никогда бы не подумал, что кто-то решится честно написать о женской эмоциональной тирании в семье. Именно женской, про мужиков-алкоголиков, как говорится, немало песен сложено, и там немного иная природа деспотии. Понятно, что нечто такое я уже встречал у Стивена Кинга, например, в его дебютном романе «Кэрри», но это всё-таки совсем не то.

Тут сшибает именно откровенность взгляда, помноженного на нашу действительность, Санаев не постеснялся вытащить наружу достаточно щекотливую тему, я бы даже сказал, глубоко личную. Обвинить, кинуть правду в глаза женщине воспитывавшей тебя решится не каждый, пусть и через литературного героя (говорят, Санаев просит не называть его роман автобиографическим).

Книгу я начал читать, даже толком не зная, про что она. Слышал где-то, когда-то, краем уха про новый российский фильм с забавным названием «Похороните меня за плинтусом», потом так же услышал отзывы, больше похожие на ярлык — «очередная чернуха» и мой интерес сразу же угас.

Но вот книга попала мне в руки, я решил прочитать. Первую треть книги я безудержно улыбался и часто смеялся. Вот думаю, какой интересный, сатирический, взгляд на детство. Не ну и впрямь, Автор юморит остро, бьёт метко по поводу фатальной нескладности и невезучести главного героя, но самые острые шпильки достаются на долю гиперопеки взрослых.

Ближе к середине, немного пресытившись подобным фельетоном, начинаешь понимать: «Чёрт возьми, Автор-то не шутит». Повествование плавно, без рывков, очень мастерски уводит читателя на другую глубину, дна ещё не показывает, но намекает, что оно есть. Тут на место улыбке приходит раздражение от Нины Антоновны и жалость к Саше. С главы «Ссора» по сути, начинается спринтерская гонка по нервам. В этом рассказе, показаны две точки зрения на совместную, нелёгкую жизнь от лица бабушки и дедушки героя. Взгляды разные и оба, казалось бы, заслуживают понимания и сострадания, остаётся только пожалеть стариков, да посочувствовать их внуку Саше, что судьба наградила его такой семьёй. Но уже следующая глава выбивает из под ног землю. Рассказ «Чумочка» является апогеем книги, выворачивающий душу на изнанку. Апофеоз человеческого эгоизма, власти и самодурства в семье, показан изматывающе сильно и безжалостно. Помните, я вначале говорил, что бы удивлён, что кто-то честно может написать такое? Дело в том, что рассказать это правдиво, без привязки к личному опыту просто невозможно. И, как правило, люди угнетаемые родственниками прячут это очень глубоко, хоть и носят с собой всю жизнь. Чтобы рассказать открыто о систематическом, моральном, даже не унижении, а изнасиловании личности, будь то, бабушкой, матерью или отцом, нужно иметь большую смелость и характер. Санаев, сделал это, и пусть говорят, что он вывалил грязное бельё на все общее обозрение, но я, например, благодарен ему за такую откровенность.

Можно говорить, что он всё придумал, гиперболизировал и такого не бывает. Но я за свою жизнь был не однократно свидетелем подобной тирании. И могу сказать одно — ребята, это по-настоящему страшно!

Оценка: 9
– [  6  ] +

Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом...»

mommus, 26 августа 2015 г. 20:38

многим моим знакомым было страшно.. Они из тех семей, где таких членов вроде как не было, а мне было смешно, да и грустно, но чтобы выжить в семье, где есть тирания, можно либо иронизировать и юморить, а в результате смеяться, либо тихохонько сходить с ума!!!! Книга реалистична, просто вспоминала некоторые фрагменты своего детства. а что дает Книге долгую жизнь?... Это Честность, а Санаев честен, да, может это иногда жестоко-быть честным, но только так будешь верить герою и не забудешь о прочитанном на следующий же день. Хорошая книга!!! Будущим родителям — читать рекомендуется, чтоб не стать такими же бабушками, мамами и папами! Их на самом деле больше, чем вы думаете.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом...»

Йожъ ва Фракке, 30 мая 2015 г. 20:02

Обычно не люблю произведения, в которых показывается тяжёлая жизнь: крики, истерики, сумасшедшие бабушки... Но автор сумел изобразить всё это с юмором, поэтому понравилось. Смешно и грустно одновременно. И одновременно проскальзывает мысль, книга учит не сдаваться.

Оценка: 7
– [  13  ] +

Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом...»

Эрик Дрейвен, 7 марта 2015 г. 22:43

Пожалуй, одна из самых трогательных книг о детстве, что мне довелось прочитать. Сильнейшая вещь по эмоциональному воздействию. Во время прочтения испытал самый широкий спектр различных эмоций — неудержимое веселье, когда в нескольких моментах просто не смог удержаться от хохота, щемящую душу тоску и Сострадание...именно так, с большой буквы, когда пришлось приложить некоторое усилие, чтобы скупая, мужская слеза убралась восвояси. Только с красивой грустью и ностальгией по золотым годам как-то не сложилось. История хилого и болезненного мальчика Саши Савельева, оторванного от матери и проживающего с бабушкой и дедушкой, из тех историй, что крепко врезаются в память и навсегда занимают свое место в душе, как черно-белая фотография бабушки в семейном альбоме. Вот бабушка в книге — это нечто! Мощнейший образ и незабываемый монолог в финале, под дверью у дочери. Прекрасная книга, пока лучшее что прочитано в этом году.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом...»

scafandr, 2 октября 2014 г. 17:03

В свое время про эту книгу очень много говорили и писали. В таких случаях вроде бы и хочется клюнуть на крючок, а с другой стороны боишься попасться на распиаренный пустой продукт...

К счастью, прочитанная в один присест книга оставила после себя приятные ощущения.

Эта повесть о мальчике и его детстве, о котором вряд ли можно мечтать. Книга о детстве, в которое легко поверить, потому что нам это знакомо (таких тиранов-бабушек многие знали и знают).

И как же здорово, что такой «болезненный», по словам бабушки, мальчик Павел, когда вырос, сумел написать очень хорошую, пускай и немного грустную книгу о своем детстве.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Павел Санаев «Хроники Раздолбая. Похороните меня за плинтусом-2»

Коварный Котэ, 28 августа 2014 г. 13:54

Вторая часть «Похороните меня за плинтусом» — вовсе не вторая часть, не продолжение первой книги, а — совершенно другая история совершенно другого человека. А циферка «2» накинута на обложку не случайно — в целях более успешных продаж.

Сам по себе роман получился настолько честным, открытым и искренним, что даже сложно подобрать в литературе нечто подобное этому произведению. Книга, в общем-то, не о таком уж и раздолбае, а о простом юноше... да, впрочем, о любом среднестатическом юноше 80-90-ых лет.

Стиль автора очень порадовал — читается очень легко. «Хроники Раздолбая» — это не «пустышка», не какая-нибудь общеразвлекательная приключенческая книженция, этот роман — о Боге и Небоге, о любви и сексе, о политике и — о жизни.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом...»

vesnyshka, 6 августа 2014 г. 18:18

Автор рисует такие события и картины, которые бы при иных обстоятельствах вызвали хохот, но обстоятельства именно таковы… И будто бы смешно, но на самом деле так хочется взять маленького Санечку с его сползающими колготками и вытащить из того мирка, в котором он с детской серьёзной наивностью хотел быть похоронен за плинтусом.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Я попрошу маму похоронить меня дома за плинтусом, — придумал я однажды. — Там не будет червей, не будет темноты. Мама будет ходить мимо, я буду смотреть на нее из щели, и мне не будет так страшно, как если бы меня похоронили на кладбище».
Вся книга пронизана детским восприятием мира. Мира, который должен был быть тёплым, но не случилось. Столько лиризма, столько тепла, что все проклятия и действия «бабоньки» воспринимаются как-то так, как их видел маленький Саша. Любовь бабушки может быть удушающей. Любовь ребёнка может быть безответной, терпеливой, всепонимающей. Задумываешься о многом, читая эту книгу. Последний абзац произведения поставил точку, расходящуюся в многоточие мыслей о жизни.

И несколько цитат:

Про дни рождения, в которые мне исполнялось пять и шесть, бабушка, видно, забывала сказать, и я все время думал, что день рождения — это такой праздник, а возраст не имеет к нему никакого отношения. Оказалось, наоборот, к дню рождения не имеет никакого отношения праздник.

Бабушка была моей жизнью, мама — редким праздником. У праздника были свои правила, у жизни — свои.

Развить самостоятельность возможно только при полной материальной независимости

Оценка: 10
– [  13  ] +

Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом...»

Коварный Котэ, 6 июня 2014 г. 12:18

Одна из немногих современных книг, которая заставляет смеяться и плакать одновременно. Причем — искренне. Судьба маленького мальчика, который вынужден жить с бабушкой-сумасбродкой, от того, что маме не на что его прокормить, поистине дает задуматься о том, как мы относимся к своим детям, да и просто к своим близким. Зачастую бывает так, что человек способен быть хорошим и отзывчивым для окружающих и совершенно бесцеремонным и даже жестоким со своими кровными родственниками...

Пересказывать сюжет смысла не имеет, я думаю. Зато скажу кое-что другое.

Поначалу складывается впечатление: мальчик для бабули обуза, она мечтает о дне избавления. Тогда не нужно будет готовить диетические блюда, записываться на приём к именитым гомеопатам, следить, чтоб не дай Бог не простудился. Бабушка-монстр, бабушка-спрут, бабушка-несчастный человек. Впрочем, при этом не вызывающий к себе жалости. Да, оказывается жизнь ее потрепала: война, голод, холод, смерть любимого первенца, предательство мужа. Всю свою боль женщина превращает в злобу. Главным образом к дочери. Достается и мужу, и главному герою — болезненному, хлипкому внуку. Именно от его имени ведется повествование в книге. Постепенно становится понятно: у бабы (именно так называет ее мальчик) вот такая любовь — с кулаками. Заботится и одновременно проклинает. И при этом смертельно боится еще одного предательства — со стороны внука. Вдруг мальчик выберет бесхребетную мамочку? И он действительно выбирает. Потому что когда любишь — прощаешь и долго терпишь и не зазнаешься.

Описание нескольких эпизодов поражает тем, что ты невольно начинаешь чувствовать то, что чувствует персонаж. Достаточно ярко мне запомнились моменты, когда мальчик был в полуобморочном состоянии и бредил, а его в это время пытались чуть ли не в прямом смысле поделить между собой мама и бабушка. Читаешь, и ощущение складывается, будто ты тоже в бреду, реальные картины из жизни мальчика смешиваются.

Нет, это не просто история бедного мальчика. Это — история и события всего нашего общества. Кроме того, сюжет книги автобиографичен, что делает это произведение еще и своеобразной «исповедью автора». В одном интервью Санаев сказал, что смог простить свою бабушку только после того, как написал эту книгу.

Итог: интересная история с помесью юмора и горести, в которой автор ярко и красочно описывает типы персонажей по характеру; все они разные, но объединяет их только то, что они все несчастливы. О чем эта книга? Эта книга о семье, о любви, о понимании и дружбе, о счастье и несчастье, о доброте и ненависти, о жизни в частности и в целом, эта книга — о нас.

Рекомендую всем любителя качественной литературы.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Павел Санаев «Хроники Раздолбая. Похороните меня за плинтусом-2»

Tanj, 13 ноября 2013 г. 11:05

Прекрасная книга, читается на одном дыхании, невозможно оторваться. Понравилась намного больше «Плинтуса», потому что, несмотря на множество нерешенных нравственных проблем, общее впечатление — позитивное, оптимистическое. Читая «Похороните меня...», постоянно разрываешься от жалости к героям, и больше всего, конечно, к несчастному ребенку, находящемуся в исключительно непростой ситуации с серьезной угрозой для детской психики. В отличии от маленького Саши, Раздолбай — самый обычный молодой человек, каких, как верно было замечено, миллионы, и его проблемы близки и понятны большинству людей, чье взросление пришлось на 90-е. Не вижу в тексте никаких противоречий: именно такое «раздолбайское» отношен к происходящему было у большинства тех, кому в 91-м было от 17 до 22 лет. Разница только в степени «раздолбайства» и в отношении к морально-этическим нормам. К сожалению, не всем повезло так, как Раздолбаю, вовремя услышавшему «внутренний голос», который удерживает его от необратимых поступков. И не важно, что это: разговор с Богом, интуиция глубоко порядочного человека или выражение потаенных страхов и нерешительности. Главное, что «голос» правильный, потому что никакие материальные блага не стоят подлости и предательства.

Спасибо автору за это произведение, с нетерпением будем ждать продолжения.

«Минус» только один: из-за наличия ненормативной лексики и некоторых особо чувственных сцен (коих, в принципе, не много и все они к месту), не могу дать почитать эту книгу пятнадцатилетней дочери. Очень хотелось бы узнать ее отношение к поднятым проблемам и впечатления от прочитанного.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Павел Санаев «Хроники Раздолбая. Похороните меня за плинтусом-2»

luxett, 4 августа 2013 г. 22:12

сильно заставила ностальгировать книга, очень сильно. с одной стороны приятно, но еще больше — грустно как-то читать книгу, можно сказать, о себе. тех, кто жил не в то время или в радикально ином возрасте, это все не столь цепляет (хотя им тоже понравилось:).

Замечательный язык, легкое, с юмором, но, вместе с тем, глубоко серьезное повествование. несмотря на единственного главного героя, отображенный взгляд на жизнь показана очень многогранно. есть, конечно, несколько идеалистических моментов, но они лишь добавляют романтизма. очень зацепила книга.

и не соглашусь с lartis'ом (который все таки немножечко из другого поколения) — мне совершенно не странно восприятие героем событий 91-го года. то была скорее норма, чем патология.

в общем, несмотря на то, что дико напрягла встроенная в повествование номенклатурная «божественная литургия» ( ну правда, сие не понравилось), не могу поставить меньше 10.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Павел Санаев «Хроники Раздолбая. Похороните меня за плинтусом-2»

Enciso, 29 июля 2013 г. 23:29

Приятно наблюдать, что писательская ипостась Санаева куда значительнее, чем режиссерская. Приятно видеть, что со времен крайне унылого и нудного «Похороните меня за плинтусом» он ощутимо эволюционировал. Новый роман не имеет никакой связи с «ПМЗП» и это хорошо: нам рассказывается абсолютно житейская история с правильным соотношением обыденного и мистического. И если первая треть книги идет пожалуй даже слишком легко и бездумно, то последующие страницы являют собой довольно серьезное и мудрое чтение, впрочем, усваиваемое без особых проблем.

Автор описывает реалии 1990-1992 гг. просто, без апломба, пафоса и надрыва, свойственного многим современникам. Политики в романе нет вообще, главный герой в августе 1991 года не знает, кто такой Ельцин. Есть и мат, и физиология — но в меру. Стилизация разговорной речи — прелестна, особое спасибо за Мартина, ВСЕ реплики которого хотелось просто произносить вслух — настолько смачно они сделаны.

Но главное достоинство книги не в этом. Умение автора поймать мимолетные мысли, чувства человека и внятно передать их — действительно берет за живое. Трогательных моментов в романе масса, а некоторые эпизоды описаны настолько пронзительно, что — как у героя — подступают слезы.

Читал «Хроники Раздолбая» с почти забытым чувством легкой и светлой грусти, не забывая, впрочем, порой и смеяться, и с сожалением перелистнув последнюю страницу могу заключить — это очень хорошая современная русская литература (раритетнейшее в наши дни сочетание!) и я обязательно прочитаю вторую часть.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Павел Санаев «Хроники Раздолбая. Похороните меня за плинтусом-2»

v_mashkovsky, 23 июля 2013 г. 13:23

Без малого 20 лет прошло с того момента, как выпускник ВГИКа Павел Санаев опубликовал в журнале «Октябрь» повесть «Похороните меня за плинтусом» – трогательную историю о собственном «счастливом» детстве. С 2008 года в переизданиях «Плинтуса» публикуется фрагмент нового романа писателя – «Хроники Раздолбая. Похороните меня за плинтусом-2» – однако долгожданная вторая часть нашумевшей истории появилась на книжных прилавках только сейчас. По большому счету, книга все о том же — о взрослении, только теперь речь идет об обретении новых идеалов в переломное для человека и перестроечное для страны время.

На страницах романа разыгрывается история практически по библейским мотивам: все начинается с добровольного прощания с раем, отчим домом, после чего герой оказывается на распутье между добром и злом. Автор стремится показать, насколько важную роль в жизни играет влияние окружающих людей, будь то друзья, приятели или даже случайно обретенные знакомые.

Стоит признать, что иногда темная сторона дает больше знаний, чем светлая. Под ее началом Раздолбай взрослеет, обучаясь хитростям и завороженно наблюдая за пороками. «Надо учиться жить красиво» – сразу же решает Раздолбай, ощутив ветер свободы. «Чтобы оставаться человеком, предстоит отказаться от многих соблазнов» – осаждает его внутренний голос, который воспринимается главным героем в разных ситуациях то как голос Бога, то как совесть, то как слабости и страхи. Герой пока не сделал себе имя, он зовется Раздолбаем, потому что еще не имеет цели в жизни, а когда она появляется, он оказывается в замешательстве, какие средства выбрать для ее достижения. «Зачем удерживаться от маленького зла, если знаешь, что способен совершить большое?» – искушает малодушного Раздолбая персонаж Мартин, олицетворяющий желание «жить красиво». Только чистой и светлой любви под силу сделать главного героя более целеустремленным. С учетом такого сюжетного поворота легко объясняется посвящение автором «Хроник» своей жене.

Связь между двумя романами, безусловно, есть, она все время проскальзывает между строк, но ожидать появления знакомых имен из первой части все же не стоит. Уточнение «Похороните меня за плинтусом-2» следует рассматривать исключительно как указание на возникший из двух книг цикл. Санаев акцентирует внимание читателей на том, что на этот раз автобиографии в романе крайне мало. По словам автора, сделано это было для того, чтобы глубоко личная история о Саше Савельеве из первой части в итоге переросла в хронику целого поколения – с собирательным образом Раздолбая с большой буквы.

Неформальная молодежная обложка призвана привлечь нынешних девятнадцатилетних тинейджеров, которым, как и главному герою, предстоит разобраться в себе. В свою очередь, описание атмосферы великих перемен может вызвать ностальгию у тех, кто был девятнадцатилетним в период Перестройки. Таким образом, из-за существенного промежутка между выходом первой и второй книги, «Хроники» вызывают интерес сразу у двух поколений читателей.

Внушительного объема в 500 страниц Павлу Санаеву не хватило – роман не имеет сюжетной развязки: чаши весов добра и зла во все времена отличаются большой неустойчивостью. В скором времени автор собирается приступить к прямому продолжению «Хроник», которое будет иметь название «Спор на балу Воланда». Выход заключительной части цикла планируется ориентировочно через два года также в издательстве «АСТ».

Оценка: 10
– [  4  ] +

Павел Санаев «Хроники Раздолбая. Похороните меня за плинтусом-2»

Лисса, 17 июля 2013 г. 08:25

Эта книга, которую мне давно хотелось увидеть и почитать. Хроника конца союза глазами простых людей.

Перелом сознания, неделю назад мужика не уступившего ветерану осудил бы весь автобус, а сегодня заступился за хама.

Это сделали сами люди, сами сломали себя, а не кто-то сверху. Сами позволили барракудам выплыть на поверхность.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Мое самое яркое воспоминание о том времени: по телевизору показывали просто белый дом, сидел за столом какой-то мужик с пацаном. А я ходила и мотала нервы бабушке: «Почему не показывают Спокойной ночи? Хочу Спокойной ночи, включите.» Для меня тогда это было важнее.

Как бы там ни было, не берусь судить о литературных достоинствах книги, мне понравилось и даже очень. Не каждый может быть настолько откровенным, не скатываясь до пошлости, до того что стыдно открыть книгу. И за это ему отдельное спасибо. «Плинтус» читала лет 5 назад, и он тоже мне пришелся по душе.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Павел Санаев «Хроники Раздолбая. Похороните меня за плинтусом-2»

слОГ, 12 июля 2013 г. 20:06

В интервью Санаев сказал, что если ему суждено остаться автором одной книги, то он надеется, что это будут Хроники Раздолбая. С моей колокольни — не было бы Похороните меня за плинтусом, на это ... чтиво никто внимание не обратил бы. Я слегка помладше героя, но по мне нестыковок достаточно. Быть фанатом рока и не знать про рок отечественный... Сейчас такой народ есть, но в 91-м слушали и то, и другое. А где рок — там политика.

Но это не главное. Хроники — это хроники, пока без особой мысли, благо вторую часть автор еще даже и не начал писать, а различия между молитвой и шизофренией пока не очень видны... Плинтус — был исключительно атмосферным романом, почти что хоррором, а Раздолбай пока мне видится неудачным вторым романом, с хорошей рекламной раскруткой.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Павел Санаев «Хроники Раздолбая. Похороните меня за плинтусом-2»

Vlad lev, 10 июля 2013 г. 22:38

Слишком много, пожалуй, неоправданно рассуждений на религиозную тематику. Явно просматривается неуклюжая попытка либо подражать М.Булгакову, либо «сделать» нечто «под него». Особенно проявилось это в заключительных строках и анонсированной второй части романа.

Читабельно для тех, кого слегка мучает ностальгия по концу 80-х.

Оценка: 4
– [  6  ] +

Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом...»

Демьян К, 10 июня 2013 г. 22:01

Тот самый случай, когда автор ради красного словца не пожалеет и... родную бабушку. Которая его любила (пусть по-своему, по-сумасшедшему, но любила, ведь в конце концов после того, как внука отобрали, она очень быстро умерла — потому что в жизни у неё был только он). И которой теперь все, кому не лень, встречные и поперечные, перемывают кости. Большое сердечное спасибо от бабушки — внуку.

По поводу бесконечных талантов автора: текст то ли намеренно «обнаивлен», то ли автор по-другому писать не умеет — на уровне слова и фразы от чтения просто сводит скулы: в наше время в школе за такой стиль ставили не глядя двойку. (Впрочем, автора можно понять — ему же бабушка учиться не давала всю дорогу, так и вырос неучем.) Единственное, что автор сумел сделать грамотно и со вкусом — это плюнуть на могилы людей, которые его любили. Если бы подобное сделал какой-нибудь Вася Пупкин из Мухосранска, его «сочинение» просто выбросили бы в редакционную корзину, даже не соизволив об этом уведомить («Редакция не вступает в переписку с авторами»). Но сделал тот, кто сделал, — и обрёл свой «первоначальный» пиар на костях покойников. Причём никакой «бомбой» данный опус никогда не был — тихо выйдя в малотиражном издании и оставшись практически незамеченным, он был «раскручен» спустя довольно длительное время издательством, которое специализируется на делании из ничего конфеток.

Оценка: 5
– [  15  ] +

Павел Санаев «Хроники Раздолбая. Похороните меня за плинтусом-2»

jailbird, 2 июня 2013 г. 22:11

Ну что, типа дикий король Павел Санаев (Тот, который «Похороните меня за плинтусом») сделал, наконец, то, чего я пока еще не встречал в современной российской литературе — он написал книгу про целое поколение таких же «раздолбаев», как он, я, и множество других, сейчас уже сорокалетних мужиков, чья молодость пришлась на переломные девяностые. Впрочем, нас, таких, достаточно много — по его подсчётам, миллионов сорок. Сорок миллионов раздолбаев, которые, вместо того, что бы воспользоваться новыми внезапно открывшимися возможностями, продолжали цепляться за старые этические нормы — ну воспитали их порядочными людьми, что ты поделаешь. Поэтому отношение у меня к книге пристрастное — она мне понравилась ОЧЕНЬ (в отличие от того же «Плинтуса»). Потому что я помню как это было, потому что я знаю, что он не врет, потому что, в каждом из его героев я нахожу своих друзей. Потому что я переживал все эти события и метался так же, как и Раздолбай.

Ложка дегтя (относительная) в книге только одна — дам может потенциально отпугнуть чрезмерное употребление ненормативной лексики, а так же сцены, достаточно подробно описывающие сексуальное становление 19-летнего юноши.

Всё остальное же — ВЕ-ЛИ-КО-ЛЕП-НО!

Спойлерить не стану, хоть убейте, читайте сами, это обязательное чтение, скажу лишь, что:

— Это не продолжение повести «Похороните меня за плинтусом», это целостный отдельный роман, все упоминания про «Плинтус» — рекламный ход. Не ждите продолжения того, что вам понравилось десять лет назад.

— То, что вышло в АСТе в конце мая 2013 года — это половина истории. Книга заканчивается на самом интересном месте, причём, автор достаточно чётко намекает нам о том, ЧТО будет происходить во второй части и позволяет нам додумывать КАК это будет происходить. К сожалению, судя по интервью с Павлом Санаевым, додумывать нам придется года два — пишет он медленно.

- Несмотря на «Бал Воланда», отсылок к Булгакову мало.

- Ну и юмор. Юмор автора никуда не делся, он тонкий, умный и не злой, а идет от души. Особое ему спасибо за «Суку-пони», получающую в два раза больше Раздолбая и Иосифа, разбивающего спор.

Итак, фигуры расставлены, роли прописаны. Сколько будут ждать герои — понятно, сколько мы — нет. Однако, те четыре слова, которыми обрывается история, позволяют нам надеяться на чудо.

КРАТКО О КНИГЕ: Санаев оправдывает авансы, выданные ему за «Плинтус»

ДОСТУПНЫЕ АНАЛОГИ: «Generation «П»», «Москва слезам не верит»

ОЦЕНКА: 10 из 10 за то что на два дня вернул меня в мою молодость.

НАДО ЛИ ЧИТАТЬ: Надо, надо

P.S. Позовите Пелевина, покажите ему, как правильно писать книги.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом...»

adjort, 31 января 2013 г. 15:10

Когда-то давно я скачала себе эту книгу и вот теперь наконец настало время, когда срок годности тревожно подходил к концу.

Моя издание оказалась с прекрасными иллюстрациями — бабка и дедушка (о, чувствуете уже, как я их поделила?) все время находились в динамических позах, но всегда с вытянутыми вперед руками. Как зомби-карнавал возле маленького Саши.

Я пыталась смотреть на книгу с нескольких точек зрения:

1. Неоспоримая жалость к ребенку.

Ну вы представьте — такой пацан, а ему нельзя толком погулять, поиграться, окунуться в раздолбайство и совершить кучу детских советских мелочей? Хуже всего в этом то, что он не виноват, а виновны какие-то стафилококки с красивым эпитетом «золотистые». И еще куча косых взглядов со стороны, странно, что есть друзья.

2. Жалость к бабке.

И восхищени ке ее цвеститым ругательствам. Я прямо слышу, как она ругается по ветвистому крещщендо и витействует голосом. Жалко ее из-за того, что и судьба трудная, и сама себя она накручивает, видя трагедлию в мелочах. Верю, что это ее же гиперзабота больно ранила ее эмоции.

3. Жалость к деду.

У каждого из нас сермяжная правда, и больно было читать, как он другу на рыбалке жаловался, рассказывая о том, как сбегает из дома, потому что все сказанное и сделанное трактуется двояко. Вообще человек невероятной стойкости. Мужчина.

4. Воспоминания детства

О, я тоже была еще тем больным ребенком. Стремительно меняющиеся общие тетради со списком болезней, гомеопатия, которую мама мне в детский сад заворачивала бумажки, бесконечные мази, примочки, пшикалки, покупаемые бог знает где. И все — нельзя. Ужасное детство без сладкого =) А еще — куча каких-то вещей и дорог, которых нет сейчас. Детские лагеря со своей валютой — даа!

а еще и 5. Юмор

да, это такой юмор не на уровне «гыгылол», а больше усмешка над житейскими каверзами, родными, оттого и принимаемыми близко к сердцу.

Это хорошая, нормальная книга. Никакой советской чернухи тут нет. (Сравните, например, хотя бы с тем же зубосводящим Трифоновым — вот там этого дааа...)

И еще.

Я честно и постыдно разревелась на том моменте, когда бабушка рассказывала о своей любви к Саше. Не понять так просто и не принять...

«Такая любовь наказания хуже, одна боль от нее, а что делать, если она такая? Выла бы от этой любви, а без нее зачем мне жить, Вера Петровна? Я ради него только глаза и открываю утром. Навеки бы закрыла их с радостью, если б не знала, что нужна ему, что могу страдания его облегчить… «

Оценка: 9
– [  10  ] +

Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом...»

azgaar, 4 сентября 2012 г. 18:16

Брр... Читать было интересно и одновременно с этим — страшно. Некоторые фразы и психологические приемы буквально заставляли шевелиться волосы на затылке — неоднократно видел их в жизни и даже чувствовал на себе, не так жестко конечно, как здесь, но все же очень похоже. Прочитав книгу, отпустил много негатива, таящегося во мне с самого детства. Буквально сижу и чувствую как он из меня уходит. Спасибо автору за это.

Оценка: 10
– [  18  ] +

Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом...»

Lena_Ka, 4 марта 2012 г. 18:18

Одна моя знакомая, которой я безраздельно доверяю, человек с огромным читательским и жизненным опытом сказала как-то, что любой человек может за свою жизнь написать одну хорошую книгу, если будет говорить о себе. Просто люди часто стесняются говорить о себе и своих близких, даже завуалированно, даже спрятавшись за художественный вымысел, оберегая свой внутренний мир.

Павел Санаев не побоялся, и книга получилась по-настоящему хорошая. Книга о которой не просто говорят, а которую чувствуют и переживают вместе с автором. Такой и должна быть настоящая книга.

Оценка: 9
– [  23  ] +

Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом...»

lsd, 1 марта 2012 г. 19:19

Чтобы водить автомобиль, надо получить права, но чтобы заполучить власть над маленьким человеком, никаких прав и удостоверений не надо. Калечь на здоровье, размахивая флагом : «Я же мать»... бабка... дедка — никакой разницы. В очередной раз прихожу к мысли: некоторые родители могут помочь своим детям, только если они сдохнут и прекратят распространять вокруг себя миазмы и отравлять жизнь тем, кто еще жив.

Суть книги: бабка-психопатка из благих побуждений издевается над окружающими. Дочь забила до такой степени, что она пикнуть боится, деда, похоже, тоже забила, теперь взялась за внука.

Несколько слов о героях: мать — несчастное зашуганное существо, которое личность лишь когда она вдали от родительницы, стоит бабе Нине появиться, как женщина мгновенно теряет волю.

Дед — некогда перспективный мужчина, которого угораздило жениться и он увяз в обязательствах, сгнил, был сожран и перемолот супругой, на старость лет смирился и даже пытается оправдать свою недожизнь: «Я перед ней виноват... зато она мне верна».

Мальчик... в половине классов есть такой несчастный ребенок — бессловесный, забитый, не осознающий себя.

Это книга, которая кричит каждой строчкой: люди, посмотрите, как вы живете, оглянитесь, что вокруг вас, кто рядом с вами! Бегите, пока не поздно, не будьте трусами и не бойтесь действовать!

Но увы, женятся на таких Нинах и квохчут над ними всю жизнь в страхе перед разводом, ради детей калечат тех самых детей и взращивают неврастеников.

Было бы здорово, если бы эта книга заставила задуматься не меня, а адресата, который погряз, и в полшаге от переваривания. Но увы...

Оценка: 10
– [  14  ] +

Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом...»

Liz, 18 января 2012 г. 19:54

Пока читала — многократно ловила себя на мысли: «это же о моей бабушке, кто ему про нее рассказал?» Временами знала заранее — вот сейчас она скажет так, а сейчас сделает этак! Поэтому прочитала фактически свое детство, а это признак мастерства автора — показать все так живо, что и читатель начинает жить в книге. Высший класс.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом...»

sham, 15 декабря 2011 г. 12:44

Понятно, что под Букеровской премией понимается «Русский Букер», но всё-таки интерес с моей стороны к произведению не ослабевал, особенно из-за протеворечивых отзывов на эту книгу.

Если читать эту книгу, не зная историю российского и советского кино, то наверно (после прочитанных Бэнкса, Суси, Джексон) читателя наврядли потрясет история несчастного мальчика, на долю которого выпала такая тяжелая судьба. Если же быть в курсе, то все меняется и произведение становится действительно скандальным.

В романе перед нами семья из 5 человек:

1. Мальчик Саша, главный герой, от имени которого идёт повествование.

2. Ольга, его мама, которая, разведясь ушла к другому мужчине.

3. Анатолий, отчим мальчика.

4. Семен Михайлович, дедушка мальчика.

5. Нина Антоновна, бабушка мальчика. Такая вот семейка!

Четверо из пяти представленных людей, являются людьми публичными, и, как минимум, двое из них (Быков и Санаев-старший) являются великими и любимыми актерами советского кино, поэтому читаемое становится вдвойне страшно, что осознаешь, что это было на самом деле!

О чём книга: Ольга уходит жить к Анатолию; дед и бабушка проклинают свою дочь, забирают к себе внука и воспитывают его по-своему...

Книга представляет собой роман в рассказах (около 10 штук), написанных от лица семилетнего мальчика. Если в уже названных книгах Бэнкса, Суси, и т.д. мы видим безумных взрослых и их безумных детей; то здесь безумна одна бабушка, но от этого менее страшно не становится. При прочтении постоянно вертелась одна мысль: «Бедный ребенок»; как вообще после такого можно оставаться нормальным человеком — удивительно! Книга читается в начале весело: ребенок попадает в различные ситуации; бабушка смешно кричит. Но чем дальше читаешь, тем веселья становится всё меньше и открывается судьба семьи Санаевых.

Павел, безусловно, талантливый автор, и его интересно читать, но мне при чтении было как-то не по себе от прочитанного. Есть такое слово: «неловкость». Вот именно это я и ощущал при прочтении. У меня перед глазами стояли все эти актеры, а чтение некоторых сцен было подобно ковырянию с корзине с грязным бельём. Из названных персонажей, кроме автора жива только его мать! Каково это было читать ей! Мне кажется не очень приятно... Именно с этим и связан основной минус книги: она через чур личная, на мой взгляд!

ИТОГ: В остальном это очень любопытная проза. И я не зря поставил книгу Санаева в один ряд с названными авторами. Конечно тут нет безумства доводящего до смерти, в остальном же очень много похожего — это книги о сломанных детских судьбах. И в общем-то, несмотря на то, что автор российский и относительно молодой, у него получилось написать интересную книгу, пусть и автобиографическую.

Оценка: 8
⇑ Наверх