FantLab ru

Все отзывы на произведения Джеймса Блэйлока (James P. Blaylock)

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  1  ]  +

Джеймс Блэйлок «Тринадцать призраков»

vam-1970, 31 августа 10:33

Рассказ — лауреат Всемирной премии фэнтези 1997 года.

Автор создал интригу, но какой-то она у него получилась неуклюжей. Никакого восторга в финале, только недоумение. Заурядность сюжета. Обыденность ситуации. Не зацепила история, хотя у самого масса старых журналов хранится.

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Джеймс Блэйлок «Бумажные драконы»

vam-1970, 9 августа 13:21

Рассказ — лауреат Всемирной премии фэнтези 1986 года.

Не фэнтэзи, а ожидание фэнтэзи всеми персонажами рассказа, но оно не пришло. Вокруг и около темы. Заслуживает ли премии? Смотря кто был конкурентами -возможно там были и более слабые произведения. Лёгкий налёт романтики и мечтаний персонажей и ни у кого не удаётся дождаться ожидаемого — ни изготовить дракона, ни увидеть Большого Краба, ни встретиться с неким Сильвером — ни у кого и ничего. Поэтому, наверно, и название соответствует теме — мечтания как бумага.

Оценка: 6
–  [  0  ]  +

Джеймс Блэйлок «Гомункул»

Апельсин, 8 апреля 16:47

ЧОрная, пречОрная комедь , где каждый валяет ваньку кроме, разумеется, джентльменов. Ведь каждой собаке в славном городе Лондоне известно, что максимум, что может позволить себе джентльмен, так это попасть впросак и то, только из-за козней менее привилегированных слоев общества, а иначе он не джентльмен, а похотливый капиталист.😀

Не заморачивайтесь тем, что это стимпанк, ну , если кого-то это смущает. Это некая история , рассказанная человеком с большим чувством юмора и вкусом к этому самому юмору. Будете читать и смеяться, смеяться и читать.

Переводчику большой респект. МАСТЕР, однако.✌💪.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Джеймс Блэйлок «Эльфийская трилогия»

drugndrug, 4 апреля 20:49

Очень обрадовался, когда наткнулся в электронной библиотеке на трилогию Джеймса Блейлока о похождениях Джонатана Бинга. Все три книги проглотил в мгновение ока, на чтение ушло дня четыре. Это какой-то удачный и в своём роде оригинальный «книжный синтез». Действие происходит в фэнтезическом мире «Хоббита» проф. Толкиена, но в духе «ивовых историй» Кеннета Грэма, а эксцентричные и чудаковатые герои и прочие персонажи сошли со страниц «Трое в лодке, не считая собаки» Джерома К. Джерома и «Посмертных записок Пиквикского клуба» Диккенса. Мне кажется, что такой «книжный синтез» у Блейлока получился в высшей степени очень даже хорошо.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Джеймс Блэйлок «Гомункул»

ilya_cf, 16 сентября 2019 г. 00:53

На самом деле репутация «Гомункула», как одного из краеугольных камней стимпанка, может сослужить роману плохую службу. Волей-неволей, ожидания оказываются несколько завышенными, а там и до разочарования недалеко. А книга-то хороша просто сама по себе. Без оглядки на свою «знаковость».

Блэйлок, конечно, со своим читателем не церемонится, сразу заставляет включать умение следить за десятком персонажей одновременно. Запомнить кто есть кто, каким образом они все здесь оказались, и, главное, зачем? Зачем — вопрос не праздный, ибо у всех героев есть свои собственные цели, от создания космического (без дураков!) корабля, до возвращения утерянного наследства (изумруда с кулак величиной). Помимо того, всех интересует местонахождение некоего гомункула, являющегося (опять же, без дураков!) инопланетным пришельцем.

Неожиданностью для меня стало, что Лэнгдон Сент-Ив, под чьим именем озаглавлен весь цикл произведений, по-сути главным героем является с большой натяжкой. Здесь он скорее один среди равных. Возможно в дальнейших книгах ситуация изменится, но если нет — не беда. Следить за приключениями всех героев в равной степени интересно и увлекательно. Злодеи (а их несколько), один другого краше. Собираясь в количестве больше одного на ограниченной территории, неминуемо устраивают свару, поскольку терпят друг друга исключительно по необходимости, в угоду своим тёмным замыслам.

В книге столько всего и сразу, что внятно и коротко описать всё, чем хотелось бы поделиться, не представляю себе возможным. Здесь и алхимия, и наука (со скидкой на стимпанковский антураж), и зомби, и гробокопатели, и космический корабль, и дирижабль (ведомый мертвецом), и обтянутые кожей дубинки, и разбитые головы, и бессмертные (в теории) карпы, и оторванные кисти рук, тренькающие на пианино, и многое, многое другое...

Аннотация, данная на задней стороне обложки, обещает нам помимо стимпанка, абсурдистскую чёрную комедию. И забывать об этом не стоит, как сделал это я, принявшись за чтение. Но, к счастью, быстро освоился, и получил немалое удовольствие от этой замечательной книги.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Джеймс Блэйлок «Гомункул»

MadRIB, 15 сентября 2019 г. 14:28

Викторианская Англия. Клуб почтенных джентльменов преимущественно умственного труда – учёных, рантье, студентов, хозяев магазинов – пытается заполучить устройство, созданное их давним другом, и приводящее в действие загадочных летающий аппарат... Или не так? Викторианская Англия. Безумный учёный-некромант воскрешает умерших людей с помощью неизвестного газа, а его приспешниками становится бесчестный служитель апокалиптического культа... Или не так? Викторианская Англия. Много сотен лет назад люди вступили в контакт с инопланетянами, и теперь один из пришельцев, наделённый невероятными, почти магическими способностями пленён, и вынужден исполнять приказы своих хозяев, как джинн из волшебной лампы. Или...

А, впрочем, достаточно вариаций. И так понятно, что «Гомункул» – суматошная книга без внятного сюжета. Открываешь её, и у тебя возникает чувство, что ты случайно включил... ну, скажем, пятую серию шестого сезона какого-то сериала, которого ты до этого никогда раньше не смотрел. Кто все эти люди? Что они делают? В чём их мотивация? По каким законам существует этот мир? Непонятно. В хороших книгах, которые начинаются с места в карьер, так же, как «Гомункул», по мере чтения все эти вопросы проясняются – картина складывается в голове читателя, и становится понятно, в чём авторская мысль. Но не здесь. Персонажи, с которыми читателя так толком и не познакомили, остаются картонными болванчиками, все отличия между которыми – только имена и профессии, их мотивация смутна и неясна, причины завязавшихся конфликтов высосаны из пальца, разбегающиеся сюжеты еле-еле сводятся воедино, и то из-за целого оркестра закустовых роялей, а концовка, как и в пятой серии шестого сезона неизвестного тебе сериала, откровенно намекает на то, что дальше будет продолжение. Но продолжения почему-то не хочется. Стимпанк, конечно, жанр редкий, и в литературе, и кинематографе, но присутствует в «Гомункуле» в настолько гомеопатических дозах, что не вытягивает эту странную историю на сколь-либо увлекательный уровень. Читатель не почувствует духа старой Англии, как, например, в «Вратах Анубиса», написанных, кстати, другом Джеймса Блэйлока Тимом Пауэрсом (одного из персонажей «Гомункула» тоже зовут Пауэрс», а в эпиграф вынесены стихи поэта, придуманного Пауэрсом и Бэйлоком), ни насладится скрежетом шестерёнок и посвистом пара, как в «Машине различий» Гибсона и Стерлинга.

В итоге, история издания «Гомункула» на русском языке – с обложкой, которая оказалась плагиатом, отзывом тиража издательством и последующим возвратом в продажу с заклеенной крамолой на обложку и внутри книги – оказалась намного интереснее, чем история, рассказанная Джеймсом Блэйлоком.

Впрочем, ну и ладно.

Оценка: 5
–  [  6  ]  +

Джеймс Блэйлок «Гомункул»

bvelvet, 2 августа 2019 г. 22:15

Все-таки Блэйлок — автор прекрасных книг для уютного домашнего чтения. В «Гомункуле» несколько странноватых персонажей гоняются за артефактами, принцип действия которых — объединение науки и магии. Погони динамичны, описания забавны; несмотря на обилие ходячих трупов и отрубленных голов, никакой кровожадности нет, можно читать и детям (особенно если они любят «балаганные» развлечения). Сам Сент-Ив — условный «викторианский ученый», одержимый знанием ради знания и пытающийся определить «общие законы мироздания». Характеры некоторых персонажей не раскрыты, но они достаточно условны и со своими задачами справляются превосходно. Еще очень приятно, что с первых страниц понимаешь, кого из героев автор (при всем своем добродушии) не удержится и укокошит. Собственно, чем все кончится, тоже можно догадаться — но такие книги, как «Гомункул», не ради детективной интриги читают, а ради совершенно иного удовольствия...

Конечно, воздушных приключений могло быть и больше, а викторианский Лондон мог быть более убедительным (но это я пристрастен, т.к. занят сейчас как раз книжками о викторианской эпохе). Я получил огромное удовольствие, но... «Бумажный Грааль» я прочитал раньше, а там сюжет практически тот же, только время действия — куда более привычное, потому и эффект сильнее. А так — конечно, на полочку, в коллекцию (хотя издатели моих полок не пожалели — формат увеличенный, поля огромные, книжка толстая, хотя и не очень велик роман).

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Джеймс Блэйлок «Тринадцать призраков»

arcanum, 22 марта 2019 г. 11:36

Волшебная история. На самом деле. Такие писал Брэдбери: теплые, с добрым прищуром, немного меланхоличные, уютные, ностальгичные. И что самое главное, это рассказ о нас — о фэнах этой странной, до сих пор отвергаемой серьезными критиками фантастики. Это признание в любви к жанру — и машина времени, возвращающая в детство. Понятное дело, что Блэйлок здесь описал себя, свое отношение к этому дорогому для каждого автора его поколения миру палповых журналов за 25 центов, «аркхэмовских» сэмплеров, аляповатых, но таких классных журнальных обложек с яйцеголовыми роботами на фоне причудливых венерианских джунглей или наивных мегаполисов будущего. Сконцентрированные мечты американского подростка 40-50х. Но ту же историю можно запросто растянуть и на наши реалии: у кого-то это будут воспоминания о первом знакомстве с только что вышедшей «Туманностью Андромеды», у кого-то восторг от свежего кинохита «Москва-Кассиопея», у кого-то радость от нахождения на книжных развалах очередного «желтого» томика от Северо-Запада. Дети везде и всегда одинаковые.

Еще это книга о том, что мечтам тоже свойственно умирать. Что они суть концентрированное выражение личности тех, кто ими грезит. И с их смертью исчезает и прекрасный новый мир будущего, уступая натиску энтропии. И вместо аккуратного пригорода с подстриженными лужайками и еженедельными встречами по субботам местных любителей фантастики с ночным выездом в обсерваторию, чтобы полюбоваться бескрайним звездным небом, где в будущем будут гордо парить многотысячные флоты Звездных королей (да, да, обязательно!) — останется лишь грязный, ветшающий, неблагополучный район, населенный подозрительного вида типами.

Но всегда остается место чуду. И пачка найденных на чердаке старых фантастических журналов может, в буквальном смысле, стать машиной времени.

Оценка: 10
–  [  -5  ]  +

Джеймс Блэйлок «Эльфийский корабль»

v.v.tat, 11 июня 2017 г. 22:36

Книга скучная, написана бедным языком (возможно, дело в переводе). Новых идей нет. Строго на любителя.

Оценка: 1
–  [  0  ]  +

Джеймс Блэйлок «Эльфийский корабль»

bosch78, 3 февраля 2017 г. 01:10

Если любите Заповедник гоблинов то эта книга для вас. Блэйлок это эксцентричный сказочник.

Оценка: нет
–  [  2  ]  +

Джеймс Блэйлок «Каменный великан»

ab46, 6 января 2017 г. 15:45

Бывают книги – всё в них понарошку, а веришь. Джеймс Блэйлок так спокойно и убедительно развёртывает придуманный им мир, что кажется, что это не Теофил Эскаргот, а мы сами всю жизнь встречаем эльфов, гномов, гоблинов и прочих великанов и невеличек. Да, и нетрудно многим из нас отождествлять себя с главным героем, симпатичным и деятельным бездельником, «милым глупцом».

Ни один писатель не состоится без убедительного вранья, но талант этот всем дан в разной мере. Блэйлоку немало досталось. Вот о чём я размышлял, почитывая эту книгу. Похваливал её, но ни на миг в ней не растворился. Вовлечь читателя в придуманный мир – это потруднее, чем оживить каменного великана, тут настоящее волшебство необходимо и ещё один писательский талант. Хороший писатель Блэйлок, но не чемпион в увлекательности.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Джеймс Блэйлок «Бумажный Грааль»

Avex, 21 ноября 2016 г. 12:25

Если холодный северо-западный ветер закончит гонять палую листву и постучится в окно, если из темноты ухмыльнётся светильник Тыквы-Джека, знайте — наступила пора осеннего чтения... И вот незадача! — не без удачных мест, но в целом «Бумажный Грааль» оказался пустышкой, не дотягивая даже до уровня простого развлечения, увязнув меж Сциллой приключений и Харибдой интеллектуальной прозы. Читателям одной целевой группы малоинтересны та суета и криминал, что разворачиваются вокруг квеста, а читателям другой — и дела нет до братства прерафаэлитов и скучных материй, а та малая толика абсурдности, что возникает в ходе поисков Грааля, и вовсе приводит в ступор оплывшие серые клеточки, заставляя их кипеть от негодования. Лишь в середине третьей сотни страниц начинает проглядывать нечто, что возможно неплохо смотрелось бы в виде новеллы, хотя опять же, не для массового читателя — но несколько страниц на роман — не слишком ли малый КПД?

Написано в целом недурно, переведено без особых изысков, однако развитие событий и мотивы представляется не слишком жизненными и логичными, а само повествование — скучноватым и бессодержательным, чтобы оправдать время, потраченное на прочтение.

Вся королевская конница, вся королевская рать

не могут Грааль,

не могут Священный,

не могут Священный Грааль опознать...

Фантастичность «Бумажного Грааля» весьма условная, скорее, это нереалистическая проза с элементами фэнтези, мистики и магреализма — фантазия лишь слегка задевает своими крылами читательское воображение, пытаясь нагнать тоску и меланхоличное осеннее настроение — Хэллоуин, тыквы, ватага загулявших привидений в Студебекере — но и только: градус Хэллоуина практически нулевой, слабее чем у Р. Брэдбери, без мрака и нагнетания напряжённости, без той лёгкости, иронии и простоты, что мы обычно ищем в фэнтези или развлекательной беллетристике.

Перевод бледноватый, но бывает и хуже. Смущают правда особенности столичного употребления некоторых слов: так, под словом «сушка» представляются скорее кральки, а не сушилка для просушивания белья, пару «старых обезьяньих рук» стоило бы наверное заменить на «лапки» (возможно здесь даже имеется намёк на известный рассказ Джекобса?) — но это дело вкуса, не будем придираться к мелочам.

Книга напоминает Ньюфордский цикл Ч. де Линта, запущенный на пониженных оборотах,

(...кажется, у нас технические проблемы! -уползают наверх какие-то малопонятные слова, слышатся звуки волынки, лопнувших пузырей и закадровое гудение гнусавых монти-питоновских голосов -spam-spam-spaaaaaam!!!)

но проигрывает по всем статьям не только Ньюфорду или его кинематографическому собрату — «Королю-рыбаку» с Р. Уильямсом -, но и «Граальщикам» Т. Холта, которых по всей видимости и стоит предпочесть.

(spam-spam-spaaaaaam!!!... в рекламу фарша вкрапляются растерянные и озирающиеся по сторонам теги: прерафаэлиты, У. Моррис, Дж. Рёскин, меланхоличное осеннее настроение, наив, тоска, деревенская идиллия, поиски Святого Грааля, английский нонсенс и американская глубинка, а также чудики, оригиналы и фрики, музей паранормального ...и не говорите потом, что вас не предупреждали)

Оценка: 3
–  [  2  ]  +

Джеймс Блэйлок «Эльфийский корабль»

Гризельда, 5 июня 2016 г. 21:32

Очень милая сказка. Несмотря на обилие событий, сюжет кажется спокойным и плавным, как река, по которой путешествуют герои. Зелёные луга, дикие леса, маленькие городки, населённые забавными коротышками – по атмосфере книга напоминает «Хоббита», как если бы главный герой сражался со злом, не выходя за пределы Шира.

Стиль у автора приятный, читается книга легко и быстро.

Однако в целом произведению не хватило размаха, какой был у Толкина, на неизбежное сравнение с которым обречена эта книга. Не хватило каких-нибудь маленьких деталей, которые бы показали глубину мира, сделали бы его более живым. Без них он кажется поверхностным и чересчур простым, а приключения героев вызывают меньше эмоций, чем могли бы.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Джеймс Блэйлок «Эльфийский корабль»

Black Hagen, 29 ноября 2015 г. 13:43

Невероятно уютная книга. Такие вещи лучше всего читать в пасмурную осеннюю или зимнюю погоду, сидя дома в тепле. Или под Новый год, так как эта книга, помимо всего прочего, просто пропитана новогодним (рождественским) настроением.

Здесь нет безостановочного «экшена», сюжет нетороплив и плавен. Но при этом оторваться от чтения очень трудно.

Эта книга идеально подойдет для того человека, кто соскучился по произведениям Толкина или хочет почитать что-то похожее на «Хоббита». Лично я при прочтении «Эльфийского корабля» испытывал почти те же самые чувства, как при чтении бессмертной книги Толкина.

Стоит отметить весьма неплохой юмор Блэйлока, который идеально вписывается в общую атмосферу книги. Слог напоминает классические английские романы.

«Эльфийский корабль» определенно стоит читать, если вам хочется чего-то легкого, но умного и хорошо написанного. А также в том случае, если вы не против поднять себе настроение или ощутить близость новогодних праздников.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Джеймс Блэйлок «Эльфийский корабль»

Ev.Genia, 3 сентября 2015 г. 13:35

Совершенно замечательная история. Лёгкая, увлекательная, волшебная, наверное даже простая, но абсолютно точно, написанная в классическом стиле старого доброго фэнтези. Никаких интриг, заговоров, кровавых войн, беспощадных жертв, всемогущих властелинов и т.д. Всё, можно сказать, тихо и по–мирному. Нет, конечно, злой волшебник есть, который вдруг решил посеять в краю хаос и, воспользовавшись этим, воплотить свой злой умысел.

В такой истории всё самое родное, любимое и дорогое – это городок или деревенька, где живут мирные и трудолюбивые жители, как наши герои, речка, омывающая его берега, лес, окружающий его. А всё, что находится за пределами родных просторов таинственно, пугающе непонятно, возможно, полно чудес и волшебства. И ещё соседи: гномы весёлые и забавные, сочиняющие стихи по каждому поводу и без, подкалывающие друг дружку, готовые смеяться до потери пульса, которые пекут самые вкусные медовые пряники и всегда придут на выручку, если попал в беду, эльфы, которые придумывают и мастерят самые замысловатые и нужные вещи, а ещё тролли и гоблины, от которых можно ждать всё, что угодно, особенно если их себе подчинил маленький и хитрый волшебник.

А вся история и затеялась ради необходимого, но такого опасного путешествия на плоту по реке в компании пассажиров, так не приспособленных для странствий. Никак не хотелось ехать сыровару никуда – ведь дома тепло, трещит и так тепло греет огонь в камине, а в кружке на столе стоит вкусный, крепкий эль, а рядом лежит вызревший и самый лучший сыр с изюмом, а трубка набита самым лучшим табаком, в ногах посапывает любимый пёс, а напротив приятель, с удовольствием делит с тобой всю эту благодать и ведётся беседа неторопливая и мирная. И только необходимость заставляет сыровара Джонатана Бинга отправиться в дорогу – горожане не могут остаться без медовых пряников и рождественских подарков. И уж никак он не думал, что ему и его спутникам придётся сразиться со злобным гномом. И ждут наших путешественников множество приключений, припятствий, всреч и новых знакомств.

Совершенно незатейливый сюжет у книги и прочесть её можно в любом возрасте. Но чтобы оценить эту простоту и незатейливость, эту размеренность в действиях, обязательную послеобеденную трубку и сладкий сон, умильного пса, волшебный эльфийский корабль проплывающий в свете луны, весёлых гномов, охотничьих утконосов, книжную лавку, где прежде чем купить альманах нужно договориться об этом с мышами, разносольные застолья, старые истории, рассаказанные у камина и прочие прелести – нужно изрядно вырасти, устать от жестоких историй или очень соскучиться по классическому доброму фэнтези. И тогда встреча с такой книгой оказывается удивительным и неожиданным подарком, который невероятно порадует и оставит замечательное впечатление.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Джеймс Блэйлок «Land of Dreams»

Danyboy, 2 августа 2015 г. 22:13

«Страна снов» — ранний, но уже типичный Блэйлок; калифорнийская прибрежная деревушка, странные очки, трубка, в которой тлеет что-то похуже табака, эксцентрики, ракушки, приливы — все эти детали, создающие фон для повествования, знакомы его читателю, как старые друзья. Тем не менее, Блэйлок умеет удивлять (и увлекать) даже тех, кто привык к его персонажам и декорациям. Нашими глазами в этом причудливом мире становятся трое друзей-подростков — Скизикс, Джек и Хелен, — обитающие в тени сиротского приюта анемичной мисс Флис. Раскрывая тайны под немного рассеянным патронатом доктора Дженсена (уже появлявшегося в рассказе «Бумажные драконы»), герои курсируют от одной странности к другой: гигантский башмак, вынесенный на берег приливом, человечек в костюме мыши, призрачный поезд, чудовищные крабы, волшебный город, который можно разглядеть с чертового колеса... эти и другие чудеса являются последствиями Солнцестояния, особого промежутка времени, открывающего двери в иные места и времена. Неудивительно, что злодеи всех мастей так и хотят воспользоваться его возможностями; помимо мисс Флис, в их пеструю компанию входят испорченный не по годам Пибблз, гнусный трактирщик Маквилт и загадочный доктор Браун, умеющий превращаться в ворону (по совместительству — хозяин Темного Карнавала). Также в наличии — тайны прошлого, волшебный эликсир, дружелюбный призрак и путешествия во времени.

Как ни странно, Блэйлоку удается гармонично сплести все эти разрозненные ниточки в единое целое. Впрочем, очарование книги заключается не только в замысловатом сюжете-лабиринте. И не только в живых, сующих свой нос куда ни попадя персонажах (ведь даже негодяи у Блэйлока одержимы чудесами, правда, по-своему). И красочное калифорнийское побережье — с его таинственными гротами, рыбками, пляжами и диковинными морскими обитателями, — лишь одна из причин, придающих роману неповторимый привкус в стиле «приключения на каникулах». Осмелюсь предположить, что дело в мастерстве, с которым автор расцвечивает обыденность, превращая ее приметы в нечто большее, чем просто башмаки, очки, чердаки или кроличьи норы. Наш скучный мир в исполнении Блэйлока становится не таким уж и скучным; его герои находят волшебство в обычных, почти приевшихся вещах, и поэтому, побывав в Стране Снов, все равно возвращаются обратно, в места, которые знают. Не так уж плохо, особенно для жанра «фэнтези», который часто обвиняют в «бегстве от действительности».

Последний абзац книги как нельзя лучше передает эту горько-сладкую атмосферу, сочетающую привязанность к родным местам и стремление к невозможному: «Теперь они снова были дома, где и лежало их сердце, в стране пончиков и дождливой погоды, книг и приливных лужиц, и воздушных замков, ожидающих прибоя. Весной их ждут пикники в прибрежной пещере. Тогда как осень станет лишь туманным воспоминанием в череде себе подобных, — пролетающих над выцветшими обрывками карнавальной афиши в свете закатного солнца, заметающих песком башмак, забытый на берегу, и дужки потерянных очков, покрытых коркой из морской соли».

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Джеймс Блэйлок «Эльфийский корабль»

dempic, 25 июня 2015 г. 15:35

Тихая и спокойная книга, не требующая никаких рывков и неожиданных поворотов. Просто спокойное наслаждение следить за приключениями сыродела Джонатана Бинга, Профессора Вурцл и простоватого мальчика Дули.

Оптимально подойдет тем, кто хочет немного отдохнуть от всевозможных эпических приключений и окунуться в мир, чем то напоминающий, и поэтому такой родной, маэстро Толкиена.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Джеймс Блэйлок «Эльфийский корабль»

Jeep1986, 7 апреля 2015 г. 07:42

Без сомнение, очень специфическая книга и она требует определенного настроения во время прочтения. Главные герои — ярко выраженные англичаны как и автор, который их придумал. Английский дух витает в каждой прочитаной строчке и поэтому книга может подойти не каждому. Я прочитал 3 главы и решил отложить до нужного настроения. Язык — отличный и увлекательный. Чем-то напиминает Макса Фрая и Терри Пратчетта. Но все я предпочитаю менее шуточные произведения.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Джеймс Блэйлок «Бумажные драконы»

vrochek, 10 февраля 2015 г. 06:18

Феномен Блейлока. Вроде написано обычными, даже слегка канцелярскими фразами. Вроде использованы самые обычные обороты и выражения. Но почему-то вдруг все оживает -- и вовсю живет. Я вижу этот серый туман над побережьем, вижу мелькнувшую тень дракона, слышу, как тянется к небу помидорная гусеница... живу в ожидании чуда...

И даже если чуда не случилось, я знаю, что оно было где-то совсем рядом.

Отлично, что сказать.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Джеймс Блэйлок «Машина лорда Келвина»

Saneshka, 21 ноября 2014 г. 13:10

Самый тяжелый и пугающий роман из всего цикла, и в то же время самый оптимистичный.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Надеюсь, я не внесла путаницы, вписав в «похожие» пратчеттовский «Шмяк!». В свое оправдание могу сказать, что произведения для меня сходны отнюдь не сюжетом, но состоянием, в которое в определенный момент приходит герой, и тем облегчением, которое чувствуешь, когда все заканчивается благополучно. И Ваймс, и Сент-Айвз, скажем прямо, доводят себя до безумия, причем самого что ни на есть буквального и совершенно ужасающего. Подозреваю, эффект достигается благодаря талантам как авторов, так и чтецов: что Найджер Кэррингтон (Nigel Carrington, «Машина лорда Кельвина»), что Стивен Бриггз (Stephen Briggs, «Шмяк!») читают так, что у меня лично в определенные моменты мурашки по коже бегали. А в итоге обоих героев ожидает возвращение домой и (почему-то у меня создалось впечатление, что эта деталь имеет какое-то особое значение) возвращение к сыновьям, которое так же становится возвращением к здравому уму и душевному равновесию.

Особенно замечательно то, с какой легкостью расправляется автор с пресловутыми «парадоксами» путешествий во времени (как же нонче можно писать про путешествия во времени и обойтись без парадоксов, право!?). В то время, как Ходдер — да, каюсь, это тоже моя ассоциация — накручивает что-то невероятно сложное с параллельными мирами, переселениями разумов, встречами героев с самими собой и памятью клонов до тех пор, пока у читателя вконец не съедет крыша, герой Блейлока только отмахивается: «Парадоксы? Хммм... И впрямь, кажется, тут должны быть какие-то парадоксы. Но позвольте, я же сошел с ума! А-ха-ха, какая досада». И все вам сложности.

Оценка: 9
–  [  15  ]  +

Джеймс Блэйлок «Эльфийский корабль»

Bizon, 28 октября 2014 г. 04:33

Прежде чем написать отзыв задам вам следующий вопрос: как вы предпочитаете выпивать чашечку кофе? В перерывах между работой или утром, заглотнув залпом, чтобы взбодрится или медленно потягивая, читая газету или/и совмещая с раскуриванием трубки? Упаси боже, это не пропаганда курения, я сам ни разу в жизни не курил. Если вы адепт первого варианта, то этот роман не для вас, отложите его в сторону и принимайтесь за следующий, а если вам по вкусу второй случай — смело открывайте «Эльфийский корабль».

На его страницах вы встретите вроде как «стандартный набор»: гоблины, эльфы, маг, тролли, могущественный артефакт, коварный волшебник, коротышки (хоббиты, гномы?). Чем он сможет удивить искушенного читателя, спросите вы? Как раз этими самыми «стандартными» героями. Потому что все они поистине блэйлоковские — те самые чудаки, которыми хороши его книги. У каждого свои причуды и завихрения в голове, гиперболизация помноженная на абсурдность делают их полностью реалистичными. Причем Блэйлок умудряется каждый персонаж довести до читателя в осязаемом состоянии, выстраивая в воображение самодостаточную фигуру. Конечно не всем могут понравится многочисленные описания автора, но именно они выделяют его из плеяды фантастов.

Сравнения с «Хоббитом» не должны вводить вас в заблуждение. Манера изложения автором настолько отличается от любой прочитанной книги, что лично мне сложно сравнить его романы с чем-то. Этот роман хорошо читать в непогоду, посиживая в кресле-качалке и размышляя как же хорошо сидеть дома, уподобляясь тому самому сыровару Джонатану Бингу. Он не ищет приключений, он домосед с большой буквы. Лишь стечении обстоятельств втягивают его в большое путешествие. А теперь представьте себе каким нужно быть великолепным рассказчиком, чтобы описать калейдоскоп событий, сменяющихся стремительно в убаюкивающем стиле, характерном для главного героя! В этом весь Блэйлок — гений атмосферы.

Называть этот роман детским у меня язык не повернется, наоборот эта книга подойдет именно для взрослых, находящихся в кризисе среднего возраста.

Отличный роман, рекомендуемый в качестве разгрузки от экшна и наукоемкости.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Джеймс Блэйлок «Эльфийский корабль»

VovaZ, 5 октября 2014 г. 16:36

Очень своеобразное произведение.

«Эльфийский корабль» — безусловное фэнтази с минимальными элементами насилия и плоскими, забавными персонажами, могло бы стать детским произведением, вроде «Мумми троллей». Однако метод повествования, на мой вкус, скорее взрослый. Так что, читателю следует настроится на забавный фэнтазийный роман, с занятным сюжетом, смешными сценами и событиями, но не слишком лёгкий в прочтении.

Поскольку, вещь безусловно не драматическая, и не несёт какой-то уж совсем глубокой морали, рекомендую сосредоточится на самом антураже мира Блейкока, который, как мне кажется, был самоцелью романа.

В целом прочёл с интересом, но не могу сказать, что так уж сильно увлекло. Возмутил отвратительный перевод.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Джеймс Блэйлок «Подземный Левиафан»

Bizon, 19 апреля 2014 г. 13:08

Блэйлок очень необычный писатель, с четко прослеживающимся авторским стилем. Героями его произведений становятся чудики, «белые вороны», люди не от мира сего. Среднестатистически люди в его произведениях практически не встречаются, у каждого свои тараканы. Чем же они занимаются? В данном роман строят псевдотеории, пытаясь экспериментально их доказать. Фанатичная вера в идею оказывается выполнимой при условии веры в нее одного персонажа — Гила Пича. Даже среди прочих экстравагантных персонажей он выделяется. Не только своими размышлениями и думами, которые оформляет в дневник, но и физически — у него на шее видны не сформировавшиеся жабры.

Автор умело переворачивает по ходу сюжета все с ног на голову, в итоге самый человек. который выглядит как настоящий сумасшедший оказывается самым нормальным. Его паранойя и мания преследования обусловлены травлей со стороны доктора, который далеко не прост, а рассказы написанные Уильмом служат катализатором для подготовки путешествия.

Читать роман непросто, — как через джунгли пробираешься через горячечный бред, но при этом интересно, хотя я не любитель сюрреализма и психоделики. Все персонажи, включая второстепенных описаны досконально, мотивация поступков последовательна и лишь подчеркивает сущность каждого.

Из минусов главный один: весь роман это одна большая завязка-подготовка к путешествию под Землю. Самого путешествия здесь нет, поэтому аннотация неверна. Еще плохо то, что в аннотации содержится спойлер, который легко объясняет все необычные происшествия. Да и вообще авторская аннотация неверна, т.к. никакого путешествия под Землю в книге не происходит.

Желающим ознакомится с автором, я бы эту книгу не советовал. Начните лучше с рассказов, возможно вам не подойдет стиль изложения.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Джеймс Блэйлок «Эльфийский корабль»

stas-no, 22 октября 2013 г. 23:47

Гибрид фэнтези и детской литературной сказки. Мир и существа в нем сильно отличаются от обычного фэнтези антуража: все сказочное и как бы понарошку, не брутально, а точнее вовсе не агрессивно. Натурализм присутствует только в описаниях кофепития и табакокурения. Гоблины представлены как нашкодившие мальчишки, или даже скорее как крысы: мелкие и вредные, но не столь опасные, как в обычных фэнтези мирах. Присутствует элемент сюрра, но в очень легкой форме.

Приятный язык, есть яркие описания и сравнения. Действительно, много прямых (как мне это видится) параллелей с «Хоббитом» и миром ВК, хотя Средиземье (уже в «Хоббите») выглядит куда более серьезным и эпичным, а сами «приключения» в в«Эльфийском корабле» больше напоминают утреннюю прогулку Тома Бомбадила, чем поход хоть за золотом, хоть с кольцом.

Необычно и заслуживает одобрения.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Джеймс Блэйлок «Бумажные драконы»

Bizon, 27 марта 2013 г. 13:38

Рассказ о трех чудиках, ой! — чудаках. Один пытается сделать дракона, другой ждет когда из моря появится повелитель крабов, третий выращивает томаты и наблюдает за гусеницами. Третий, от лица которого ведется рассказ, попеременно склоняется в общение то к фанату дракона, то к любителю крабов... Вопрос: при чем здесь фантастика? где здесь хоть малейший фантастический элемент? это обыкновенный реалистичный рассказ о мечтателях, неплохой но не более того.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Джеймс Блэйлок «The War of the Worlds»

Bizon, 26 марта 2013 г. 22:04

Рассказ о разнице восприятия прошлого мужчиной и женщиной, и о том как может это сказаться не семейной жизни. Непонимание друг друга может привести к конфликту в критической ситуации, например при вторжении инопланетян. Было удивительно, что муж, выкинув в очередной раз вещи жены из машины, просто не уехал, оставив ее... т.е. он способен таки помнить при этом, что она беременна... жаль что она не понимает насколько бывает важен «хлам» в отличии от материальных ценностей.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Джеймс Блэйлок «Каменный великан»

k2007, 14 ноября 2012 г. 13:48

Книга показалась менее интересной по сравнению с предыдущими. Сам герой особых симпатий не вызывает, он ничего не умеет и не хочет, кроме того, чтобы его оставили в покое, но при этом обеспечили необходимый минимум достатка. И когда жена выгоняет его из дома как бездельника, он отправляется в приключение, не представляя толком куда он идет и зачем. Текст вполне читабелен, только скучен

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Джеймс Блэйлок «Исчезающий гном»

k2007, 5 ноября 2012 г. 12:12

Продолжение получилось вполне в духе первой книги — достаточно безумное путешествие, где одновременно и поиск пиратских сокровищ, и поиск пропавшего друга, и, в конце концов, схватка с небольшим темным властелином. Книга, как и первая, сильно на любителя, ибо жанр я бы обозначил как «странное фэнтези». Путешествие странное, места, по которым путешествуют путешественники, странные, враги странные и битва с ними тоже необычная.

Для тех, кто в фэнтези ищет не только героев и мечи

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Джеймс Блэйлок «Эльфийский корабль»

k2007, 26 июня 2012 г. 20:33

Забавный мир с забавными героями. Нестрашные приключения, бескровные сражения, неспешные путешествия. Пирушки. Маленькие городки с патриархальной жизнью.

Это не героическое фэнтези (хотя я пометил его именно так). Это, скорее, волшебная сказка XXI века

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Джеймс Блэйлок «Эльфийская трилогия»

Бывший, 26 июня 2012 г. 20:25

Вещь безусловно достойная с точки зрения стиля. Безусловно это произведение самобытное, достойное упоминания отдельной строчкой в многотомных анналах мировой фантастической прозы.

Однако с точки зрения простого обывателя не могу не отметить того, что сюжет скучный, герои оставляют безразличным, квест какой то вяленький. Для того чтобы книгу прочитать необходимо прикладывать определенные усилия.

В общем если хотите вспомнить, что вы испытывали когда в детстве летом читали хрестоматию по внекласному чтению, то эта книга определенно для вас.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Джеймс Блэйлок «Машина лорда Келвина»

magister, 28 августа 2011 г. 11:22

Чтобы вернуть себе погибшую жену, Сент-Ивс старается завладеть удивительной машиной лорда Кельвина, одна из возможностей которой — путешествия во времени. Он хочет исправить то происшествие, в котором она погибла. Противостоит ему в этом Игнасио Нарбондо (знакомый читателю по роману «Подземный левиафан»), которому эта машина нужна для других целей.

События этого романа хронологически происходят значительно раньше «Подземного левиафана» (начало XX века), по жанру ближе к паропанку.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Джеймс Блэйлок «Эльфийский корабль»

Джейана, 26 августа 2011 г. 15:17

Книга правда напоминает английских классиков. События развиваются неторопливо, приключения сменяются детальнейшими описаниями этого уютного мира. Симпатичные чудаковатые герои, невероятные ситуации в которые они попадают – это сказка, которую приятно читать во взрослом возрасте.

Книга не очень подходит для чтения «на ходу», в транспорте, гораздо больше удовольствия от нее можно получить, если читать в спокойной обстановке, вооружившись горячим чаем и чем-нибудь вкусненьким.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Джеймс Блэйлок «Бумажный Грааль»

Hozzy, 15 апреля 2011 г. 22:25

Блэйлок, чем-то, похож на своих во многом маргинальных персонажей. И это его плюс. Написать такую книгу мог только человек, который хочет публиковать не мейнстрим, так как действительно читать книгу можно только обладая желанием и немного нестандартным мировоззрением. Наверное, нужно быть реалистом, но немного бояться ночных зеркал... Чуть-чуть вздрагивать при виде необычно свёрнутой в кафе салфетки... Подолгу рассматривать абстрактный рисунок отваливающейся от стены краски...

Плюс к этому, в серии Альтернатива, наверное, трудно найти ещё одного столь интеллектуального автора и столь атмосферный роман, который невозможно наградить словом злой, пошлый, весёлый, грустный... У книги нет настроения, потому что оно тонет в её глубине. Скажем так, Грааль — это грань, переступая через которую внимательный и благодарный читатель видит другой мир. Я всегда читаю те книги, в которых что-то говорится о творческом потенциале, о творении чего-то: от оригами до новых миров. Так вот, здесь встретились оба акта: чрезвычайно малое и чрезвычайно огромное, и слились они воедино в самом граале. Бумажка, повелевающая стихией. Главное, поверить в то, что это возможно.

Оценка: нет
–  [  2  ]  +

Джеймс Блэйлок «Исчезающий гном»

Pupsjara, 22 марта 2011 г. 00:49

А вот этот роман имхо совершенно лишний. Сюжет очень сильно повторяет сюжет предыдущего романа цикла, приключения главных героев получились натужными, лишенными обаяния их прошлого приключения. Автору нужно было идти дальше, а не развивать так удачно законченную тему, я понимаю, что найдутся такие люди, которые готовы с удовольствием окунуться еще раз в те же самые дебри, но для меня этого мало. Из плюсов можно отметить некоторые по-настоящему смешные моменты, ну и встреча с полюбившимися героями все же принесла мне несколько счастливых минут.

Не рекомендую, автор все уже сказал в первом томе.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Джеймс Блэйлок «Эльфийский корабль»

Pupsjara, 22 марта 2011 г. 00:38

А вот этот роман понравился больше позже написанного приквела. Большее количество главных героев имхо очень большой плюс. Они такие разные, немного чудаковатые, но очень прикольные. Больше всего понравились сыровар со своей удивительной собакой и коротышки во главе со Сквайером. Приключения главных героев получились очень забавными, смешными с немалой толикой великолепного английского юмора, немного героическими и даже романтическими(плавание на плоту самая настоящая романтика). Сюжету очень далеко до оригинальности, но при чтении на это совершенно не обращаешь внимения, это уже потом понимаешь, что на самом деле автор не придумал ничего нового. Что не понравилось, так это разительный контраст личности Теофила Эскаргота в этом романе и приквелом, не верю, что человек так сильно мог измениться с возрастом.

Очень хороший получился роман, особенно рекомендую любителям сказок, Джерома, Толкиена и классического фэнтези, любителям реалистичного фэнтези лучше держаться в стороне, этот роман не для вас.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Джеймс Блэйлок «Эльфийский корабль»

tiun, 3 февраля 2011 г. 16:31

Книга на любителя. Я не одолел и трети. Уж больно тоскливо. Судя по отзывам в книге что-то есть. Но видимо мне не хватило сил до этого дойти.

Оценка: 5
–  [  7  ]  +

Джеймс Блэйлок «Эльфийский корабль»

ejiky, 28 января 2011 г. 21:49

Блэйлока часто сравнивают с Толкиным. А я вот, читая, даже и не вспоминала. Первое впечатление — это ж классический английский роман (романы). Первая ассоциация вообще была с путешествием по реке других трех джентльменов и собаки. Ну а потом — Диккенс, конечно же Пиквик, Стерн, Филдинг... Вообще, вроде бы в книге встречаются и эльфы, и гномы и волшебники, но по сути, под этими названиями прячутся все те же старые добрые английские чудаки-сквайры. Отдельное спасибо Блэйлоку за то, что в первой книге главной целью всего «квеста» были медовые пряники и рождественские игрушки!

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Джеймс Блэйлок «Каменный великан»

Pupsjara, 31 декабря 2010 г. 12:40

Милый, добрый, уютный, ироничный роман, написанный в жанре фэнтезийных приключений. Такие романы лучше всего читать или поздней осенью, когда на дворе дождь и слякоть, или зимой, когда идет снег, лучше всего взять трубку, закутаться в мягкий плед и сесть возле горящего камина(можно обойтись и без заштампованного романтического поцелуя...). Если вы любите пироги, также как их любит главный герой романа, то сам бог велел вам не отказываться от такого угощения.

Теофилус Эскаргот, большой любитель пирогов, рыбалки, курения трубки, чтения книг и ничегонеделания, в силу стечения обстоятельств, вынужден был покинуть свою сварливую жену, дочь, свой дом и отправиться в путешествие, на котором ожидают его различные приключения, встречи с необычными существами и кто знает, может и новая любовь.

Блэйлок очень сильный писатель с богатым языком, прекрасным стилем, роман получился очень интересным, за приключениями главного героя без улыбки трудно наблюдать, очень хорош мягкий ненавязчивый юмор. Но роман оказался не «моим», не могу точно обьяснить, что же именно не понравилось, может сюжет, в котором только одни приключения, может так и не сумел я абстрагироваться от ощущения, что роман больше для подростков, чем для взрослого читателя.

Роман рекомендую прежде всего тем, кому понравился «Хоббит» Толкина, тем, кто продолжает любить сказки, став взрослым.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Джеймс Блэйлок «Эльфийский корабль»

Хося, 3 декабря 2010 г. 17:12

Мне кажется, книга должна быть напечатана идательством «Детская литература» и могла бы послужить основой для сценария Новогоднего спектакля Театра юнного зрителя.

Оценка: 6
–  [  11  ]  +

Джеймс Блэйлок «Исчезающий гном»

Aleks_MacLeod, 12 ноября 2010 г. 00:13

Существуют книги, как будто специально предназначенные для поздней осени. Создаваемая ими атмосфера идеально подходит к долгому осеннему вечеру, когда ты, вооружившись книгой и потягивая горячий чай, размещаешься на мягком диване под теплым пледом. Под рукой у тебя вазочка с чем-нибудь вкусненьким, а за окном завывает ветер и стучат по подоконнику капли дождя, но тебе никуда не нужно идти. В запасе есть целый вечер, непрочитанная еще книга, а над кружкой призывно поднимается горячий пар. Представили? «Исчезающий гном», равно как и другие части «Эльфийской трилогии» Джеймса Блэйлока, идеально подходит для данной ситуации.

Некоторые могут счесть описываемые в романе события незначительными, мелкими, даже скучными. Однако для сочинения захватывающей и эпической истории о борьбе нового темного властелина с очередным стандартным набором героев фэнтези, много ума не надо. А вот для того, чтобы увлечь читателя занимательной историей о сплаве по реке, поисках затерянного сокровища, борьбе с ветром и, особенно, сытным ужином, необходим талант. Который, к счастью, у Блэйлока имеется в достатке. Пожалуй, единственный грех, в котором можно обвинить автора, заключается в том, что его романы противопоказано читать на голодный желудок.

Действие «Исчезающего гнома» происходит спустя полгода после событий, описанных в «Эльфийском корабле». Почтенный сыровар Джонатан Бинг вернулся в городок Твомбли и зажил прежней беззаботной жизнью. Однако разок ступив на путь искателя приключений, не так-то просто сойти с него обратно, особенно если твоим партнером выступает такой непоседливый тип, как Профессор Артемис Вурцл. Вот и на этот раз Профессор решил поискать сокровища в заброшенном замке гнома Шелзнака. Сокровищ в замке не оказалось, но и скучать героям не пришлось — Джонатан и Профессор узнают, что их хороший друг, Сквайр Меркл, пропал. Вместе с другими старыми приятелями, волшебником Майлзом (Милейз, милейшие, и никак иначе), коротышками Буфо и Гампом и неизменным псом Ахавом Бинг и Вурцл отправляются искать Сквайра. Поиски привели наших героев в далекую страну Бэламнию, где им снова пришлось столкнуться со зловредным гномом, пережить кораблекрушение, познакомиться с Клубничным бароном, отведать кофе, которое заваривали в течение тринадцати лет и еще раз встретиться с Теофилом Эскарготом. Поиски сокровищ, впрочем, тоже будут, только тссс.

В «Гноме» Блэйлоку удалось сохранить все сильные стороны первой книги, не уронить планку качества и избавиться от главного недостатка «Корабля». Под недостатком подразумевается мальчуган Дули, чья глупость, непосредственность и недалекость успели порядком надоесть за время чтения первого тома. Во втором, к счастью, Дули гораздо меньше. Все остальное же, в принципе, осталось неизменным. Нашлось место даже традиционному путешествию по реке, правда, река Твит гораздо шире и больше Ориэли, поэтому нашим героям пришлось пересесть с плота на пароход.

Стиль повествования по-прежнему неспешный, герои никуда не торопятся, регулярно прерывая свою спасательную миссию на обед, перекус, перекур, сон и поиски сокровищ. Неприятности и приключения все такие же незначительные, хотя описано все настолько мастерски, что за персонажей порой переживаешь гораздо сильнее, чем за очередного могучего героя, столкнувшегося с непроходимым препятствием, мешающим в очередной раз спасти мир, страну, принцессу или все разом.

В «Исчезающем гноме» фантазия Блэйлока в очередной раз проявилась во множестве интереснейших деталей, добавляющих уюта и атмосферности повествованию. На страницах книги нашлось место удивительным дверям в волшебную страну Бэламнию (к слову, жители Бэламнии не имеют никакого понятия о том, что их страна — волшебная, да и о Бэламнии тоже не все слышали), тринадцати мостам, проведенным через устья реки Твит, удивительной кофеварке, не перестающей варить кофе на протяжении тринадцати лет и много чему другому. Много внимания, как и в «Корабле» уделено разнообразной еде, хотя если в первой книге Блэйлок постоянно упоминал о сыре и медовых пряниках, в «Гноме» ему явно не давала покоя клубника. Много клубники. Клубничные грядки возле домика Бинга. Целые клубничные плантации, которыми владеет Клубничный барон. Нагруженная клубникой баржа, которую угнал Эскаргот... Так, стоп, здесь главное вовремя остановиться...

При этом местами Блейлок нагоняет на героев и читателей такого страху, что возникает ощущение, что автор при желании мог бы сделать себе неплохую карьеру в жанре «хоррор». В самом деле, сцены с туманом на реке и в деревне Твит, оживающие скелеты на театральном представлении и безголовые вампиры, катающиеся на лодке по реке Твит получились по-настоящему пугающими. Не спасает даже осознание того факта, что вряд ли с главными героями трилогии, в первой книге которой не погиб ни один персонаж, может случиться что-то по-настоящему опасное. К тому же, в отличие от «Корабля» в «Гноме» без жертв не обошлось.

Но не все так уж мрачно. Над повествованием, как и над всей трилогией, явно витает незримая тень совсем другого Профессора. Влияние работ Толкина прослеживается в трубках Джонатана и Вурцла, в забавных перебранках коротышек Буфо и Гампа (эти двое — вылитые Мерри и Пиппин), в размеренных и обильных трапезах, в скрытых в тумане загадках, безымянных речных ужинах и в поединках настоящих волшебников.

С другой стороны, всю книгу не покидает ощущение, что под масками гномов и эльфов скрываются достопочтенные английские джентльмены, а Блэйлок, возникни у него такое желание, без особых потерь мог перенести действие в Англию и рассказать о поисках сокровищ шотландских разбойников, зарытых где-то в устье Темзы. «Исчезающий гном» — это забавные похождения причудливых чудаков, этакая смесь «Троих в лодке» с «Островом сокровищ» и «Алисой в стране чудес», причем даже свой безумный шляпник есть. И галантерейщик. И Клубничный барон. И капитан корабля, помешанный на написании книги об искусстве варения кофе.

«Исчезающий гном» не заставит вас валиться на пол от смеха или задуматься о чем-то серьезном и жизненно важном, но не раз или не два, читая эту книгу, вы не сможете не улыбнуться и не согласиться с автором и его героями.

Роман идеально подходит для промозглой осенней погоды, когда вечером хочется отвлечься от этой сырости и погрузиться в уютный и теплый мир приключений. Совсем как у Блэйлока. Добро пожаловать!

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Джеймс Блэйлок «Исчезающий гном»

ejiky, 24 октября 2010 г. 17:31

Я поняла, что книга мне нравится уже на первой странице — со строк эпиграфа из «Приключений Тристрама Шенди», с тубы Тэлбота, рассуждений о тяготах праздной жизни и влияния луны на владельцев белых костюмов. От мягкого ненавязчивого юмора и неторопливого повествования. От всех этих чудаковатых сельских сквайров, старательно притворяющихся гномами, эльфами и прочим волшебным народом. Чтение доставляет просто-таки физическое удовольствие!

Оценка: 8
–  [  21  ]  +

Джеймс Блэйлок «Эльфийский корабль»

Aleks_MacLeod, 13 августа 2010 г. 21:09

Ох, не вовремя я начал читать «Эльфийский корабль», ох не вовремя. Создаваемая книжкой атмосфера приключений лучше всего подходит для уютного осеннего вечера, когда за окном стучит по крышам дождь, а ты, угнездившись в уютном кресле и накрывшись теплым пледом, коротаешь время после ужина за интересной книжкой. В такой вечер особенно приятно читать за похождениями трех друзей и их собаки, которые осенней порой отправляются по реке навстречу морю и приключениям. Впрочем, в сорокоградусную жару, воцарившуюся в Москве этим летом, книга совсем не теряет своего очарования, просто воспринимается немного по-другому.

Издававшуюся в «Азбуке» трилогию я впервые увидел на полках книжных магазинов практически сразу после ее выхода, однако тогда в силу каких-то причин знакомство с творчеством Блэйлока мне свести не удалось. Исправить упущение мне посчастливилось семь долгих лет спустя, когда путешествуя по дебрям «Озона» в поисках совсем другой книги я наткнулся на уцененные томики «Эльфийской трилогии». Решив, что это судьба, я тут же отправил все три книги в корзину и при первой же возможности занялся чтением.

Должен сказать, что «Корабль» произвел на меня удивительное впечатление. Сама книга достаточно скудна на серьезные события, большую часть сюжета занимают мелкие неприятности, которые случаются с героями во время их путешествия по реке на плоту, однако созданная автором удивительная атмосфера путешествий и приключений настолько волшебна, что увлекает читателей за собой и не дает оторваться от книги до самой последней страницы.

Главный герой романа, Джонатан Бинг, находится так далеко от привычного понятия «герой фэнтези», как это только возможно. Он почтенный сыровар, который больше всего любит почитать интересную книгу, сидя в кресле и покуривая трубку. С окружающим его городок внешним миром Джонатан знаком только по книгам почтенного Дж. Смитерса из Бромптона, а самым большим приключением в жизни самого Бинга является ежегодный сплав в конце года вниз по реке к торговцам из Ивового леса. Там Бинг продает сделанный им за год сыр и приобретает производимые гномами с побережья медовые пряники и эльфийские игрушки. Пряники и игрушки, вместе с особым сыром Бинга, давно уже стали неизменными атрибутами рождественских праздников в городке, а традиции, как известно, нужно соблюдать.

Однако все меняется в год, когда из низовий реки приходит тревожное известие — Ивовый лес покинут жителями, и все жившие там торговцы исчезли. Рождество уже не за горами, поэтому горожанам во что бы то ни стало требуется приобрести милые сердцу пряники и игрушки. И если торговцев нет на привычном месте, то за товаром приходится плыть на побережье. Отправиться в путь поручают Бингу, поскольку именно он каждый год занимался покупкой товаров. На этот раз компанию ему составляют чудаковатый профессор Вурцл и простоватый мальчишка Дули. Ну и какая же дорога без любимого пса Джонатана — Ахава. В итоге, вниз по реке отправляются трое человек, не считая собаки. Ничего не напоминает?

То-то и оно, что «Эльфийский корабль» местами настолько напоминает отдельные классические английские произведения, что для меня было большим удивлением узнать, что Блэйлок — американец. Помимо сходства с уже подразумевавшейся выше историей о приключениях трех джентельменов на реке Темза, «Корабль» отдаленно напоминает «Хоббита». Главный герой — человек максимально далекий от приключений, от которого в данном случае зависит благополучие целого городка, а в дальнейшем — и гораздо большее, ибо по пути героев ожидают не только мелкие неприятности, но и гораздо более серьезные опасности.

Еще одним поклоном в сторону создателя «Властелина Колец» мне показался созданный автором образ профессора Вурцла. Не знаю, подразумевал ли подобную ассоциацию сам Блэйлок, но у меня при описании добродушного Профессора, не расстающегося со своей трубкой, моментально перед глазами возникал образ Толкина.

Третий же герой повествования, мальчуган Дули, по началу не вызывал у меня ничего кроме раздражения. Помимо своей неуклюжести, говорливости и глупости пацан постоянно досаждал окружающих историями о похождениях своего дедушки, которые поначалу я воспринимал исключительно как вранье парня или выдумки его дедушки, которыми в детстве тот потчевал своего внука заместо сказок.

Однако по мере развития сюжета сначала выясняется, что дедушка Дули и вправду был героем множества рассказанных им историй, затем оказывается, что дед — тот еще пройдоха и раздолбай, обожающий прикарманить все, что плохо лежит (а уж тем более то, что лежит хорошо). Но главный сюрприз еще только ожидает своей участи — дед Дули не только появится на страницах книги, но и сыграет свою очень важную роль в развитии событий.

Развиваются же они довольно неспешно. Большая часть книги посвящена путешествию вниз по реке и сопутствующим этому занятию трудностям. Еще несколько глав рассказывают о похождениях героев в прибрежном городке, ну а остаток романа повествует об их пути назад. На заднем плане неспешно развивается сюжетная линия о злобном гноме Шелзнаке, который способен поработить всю округу, если его не остановит дедушка Дули при посильном содействии Джонатана, Профессора, Дули и Ахава, но уделено ей столько внимания, что сразу становится ясно, что главной сюжетной линией является именно путешествие по реке.

Поэтому с приключениями в романе скудно, хотя не сказать, что их совсем нет. Однако по сравнению с эпическими подвигами, которые встречаются в каждом втором романе фэнтези, здешние проблемы и рядом не стояли. Они, как бы так выразиться, более житейские и реальные. Спастись от парочки голодных троллей, пережить шторм и наводнение, поспеть домой с подарками к Рождеству, пережить плотокрушение — да, проблемы приземленные, но такие увлекательные и уютные, что оторваться невозможно.

Роман вообще в первую очередь хорош богатыми деталями и колоритными персонажами. Все эти леса, эльфийские корабли, топи, медовые пряники, разнообразные сорта сыра, коротышки, гномьи города, собрания сочинений почтенного Смитерса прописаны настолько реалистично, что в их существование безоговорочно веришь, а в голове рисуется полноценная картинка происходящего.

К тому же изумительно хороши персонажи. Помимо вышеупомянутых главных героев в книге присутствуют смутно напоминающие хоббитов коротышки, серьезные гномы, смешливые эльфы, загадочный Лунный человек, зловредные гоблины, а также одна говорящая обезьяна. Все эти персонажи настолько добродушны (даже потенциально опасные и отрицательные гоблины ограничиваются только мелкими пакостями), что могло бы создаться впечатление, что читаешь детскую сказку, если бы не одно но...

Детям книга показалась бы безумно скучной, так как им не понять еще той ностальгии, с которой столкнутся взрослые, открыв эту книгу. Ибо она возвращает нас в те времена, когда мы были маленькими и взахлеб читали о волшебных приключениях всевозможных коротышек, зверят и прочих волшебных персонажей, а став старше зачитывались приключениями героев Дюма, Стивенсона, Майн Рида, Буссенара и других известных авторов.

К тому же, «Корабль» далеко не так прост. В нем вам встретятся как споры сторонников мистического и научного взгляда на мир, необъяснимые тайны и явно магические вещи, так и вообще достаточно серьезные технические изобретения, каким вовсе не место в обычном фэнтези. Что вы скажете, если узнаете что давший название книги «Эльфийский корабль» больше всего смахивает на самолет, а дедушка Дули и вовсе владеет настоящей подводной лодкой? То-то же.

Стоит ли читать эту книгу? Безусловно стоит, если вы соскучились по атмосфере старых добрых приключений, а то и вовсе сказки. В романе нет ни мрачной атмосферы, не великих героев, ни подвигов, ни принцесс, ни любовной линии (разве что к еде), ни убийств, ни сражений, ни сногсшибательного юмора, в общем, ничего такого, за что мы обычно любим фэнтези. Даже приключений особо нет, но есть дух путешествий, дух приключений и потрясающая атмосфера какой-то сказочности.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Джеймс Блэйлок «Бумажный Грааль»

bvelvet, 4 июня 2010 г. 23:20

Действие происходит в нашей реальности, но эта реальность, как всегда у Блэйлока, вывернута наизнанку. Монстры и привидения, ведьмы и оживающие покойники — все в ассортименте. Главные герои кажутся то сбежавшими из Бедлама опасными больными, то чудаковатыми праведниками, готовыми открыть по сходной цене все тайны мироздания. Блэйлок столь щедро наделяет их необычными хобби и удивительными чертами характера, что читателям остается только удивляться: неужели такое возможно в Калифорнии?

Да, возможно. В мире возможно все. В этой смеси несочетаемых ингредиентов и скрывается основная идея «городского фэнтези». Дело не в ландшафте, не в особенностях магии, не в выборе героев. Просто нужно показать, что волшебство позволяет испробовать любые варианты синтеза. Украденная книга может содержать ключ к магическому порталу, подставка для лампы превратится в драконий коготь, а злобная соседка — в ведьму, владеющую секретом вечной жизни. Фантазировать на эти темы можно сколько угодно, но сделать фантазию частью образа мира — способна только литература, выработавшая определенные эскапистские закономерности.

В «Бумажном Граале» Блэйлок превзошел себя. Он придумал гениальный заглавный образ, сочетание исторической ценности из нашего мира и мистического артефакта из мира легенд. Материал недолговечен, идея — неизменна. Грааль существует, но он сделан из бумаги. Рисунок прекрасен, но он — не только рисунок... Образ поворачивается лишь двумя гранями, но скорость, с которой две грани сменяют друг друга, создает у зрителя ощущение объема. Мы как будто заглянули в калейдоскоп — и увидели в нем настоящее небо и звезды, Чашу и Кровь... И все изменилось... Блэйлок добился своей цели.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Джеймс Блэйлок «Эльфийский корабль»

bvelvet, 4 июня 2010 г. 23:16

Редкий случай, когда аннотации на книге неизбежно правдивы. Написать про «Эльфийский корабль» неправду невозможно. Какая бы ересь ни обнаружилась на обложке — в книге все это найдется, да еще в более хлесткой форме. Обычно в заслугу Блэйлоку ставится создание фэнтези с эльфами, гномами и гоблинами, не похожей на «Властелина колец». Традиционные магические расы, артефакты, география и характерология наличествуют в «Эльфийском корабле» и его продолжениях (точнее, продолжении — в романе «Исчезающий гном»; «Каменный великан» повествует о предшествующих событиях и написан чуть более традиционно). Однако все это никак не объясняет феноменальной конструкции книги. Трое городских чудаков, прихватив песика, отправляются на лодке по реке... Ничего не напоминает? Английские корни этого романа прямо-таки очевидны. И корни эти не толкиновские.

Помимо Джерома, Блэйлок немало почерпнул в традиции английских речных путешествий, которой воздал дань уже Стивенсон («Путешествие внутрь страны»). Эта традиция дала причудливые плоды в литературе начала ХХ века — автор «Эльфийского корабля» внимательно читал Джона Кендрика Бэннгса и иных забытых литераторов той эпохи. Путешествие становилось ареной для проявления различных странностей и причуд. Эти причуды выходят в книге на первый план. Достоинства монографии «Тролли Ильфордского ущелья» или качество гномьих одеял оказываются гораздо интереснее, чем собственно приключения. Я уже не говорю о гастрономических тонкостях — ведь главный герой занимается сыроварением. Работа не самая героическая, зато очень полезная. А если учесть, сколь многого требуют от сыров гномы. И как этот продукт, прибывающий по реке, для них важен... Тут мы не ошибемся, вспомнив о романе Хоуп Миррлиз. И далее воспоминаний будет все больше и больше.

Блэйлок мог бы ограничиться литературной игрой — для первого романа это вполне простительно. Но романист заявил о своих претензиях на нечто большее. Черпая откуда ни попадя, сочетая несочетаемое, растворяя традиционные сюжетные элементы во множестве фантастических подробностей, Блэйлок создает мир, в котором читатель должен чувствовать не только присутствие волшебства, но и самый обыкновенный человеческий уют. С детства знакомые книги, предметы, ощущения окружают нас. Магия «Эльфийского корабля» не имеет отношения к чужим и чуждым созданиям. Это магия нашего мира. С одной стороны, Блэйлок продемонстрировал слабость фэнтезийной реальности, нуждающейся в поддержке извне. С другой — дал нам силы погрузиться в эту реальность, лежащую за пределами здешнего опыта. И ощутить комфорт, который нужен цивилизованному человеку — и недостижим для него.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Джеймс Блэйлок «Бумажные драконы»

god54, 24 мая 2010 г. 19:56

Данный рассказ едва ли имеет отношение к фантастике. Он посвящен людям, которых в народе называют чудаками. Однако написан он довольно тяжело и читается с трудом, нет динамизма, нет действия. Он весь построен на ожидании…

Оценка: 3
–  [  8  ]  +

Джеймс Блэйлок «Подземный Левиафан»

Dune, 15 февраля 2010 г. 21:59

У Блейлока свой стиль. Его приятно просто читать. Этакая возня чудаков, некоторые из которых хитроумно бежали из психушки, где заправляет злой доктор, который заодно с китайскими наркоторговцами.

Роман сильно напоминает лучшие работы Дика. Читал и думал, сейчас кто-нибудь проснется на больничной койке и расскажет, что все ранее прочитанное приснилось.

В конце фантасмагория достигает пика и выставляя оценку роману я увеличил её на балл.

И как всегда, перелистнул последнюю страницу и загрустил. Быстро кончился балаган. Жаль.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Джеймс Блэйлок «Бумажные драконы»

elya, 23 января 2010 г. 18:29

Такое ощущение, что автор написал рассказ «для разогрева» перед более значительной вещью. Атмосфера создана, но рассказ практически ни о чем, или я очень практичный человек? Например меня, как практичного человека занимает вопрос: а почему нельзя было прямо спросить у владельца фотографии — где эта странная деревушка?

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Джеймс Блэйлок «Каменный великан»

Softik, 30 декабря 2009 г. 15:35

Типичное жюль верновское произведение, написанное в стиле фэнтези, только динамики еще меньше, в результате сказка про белого бычка; причем отправить ее к читателям среднего школьного не получится, слог местами взрослый и занудный им не понравится-))

Оценка: 5
–  [  7  ]  +

Джеймс Блэйлок «Бумажный Грааль»

nostradamvs, 9 ноября 2009 г. 20:16

По прочтении возникло два вопроса: почему эту книгу напечатали в серии “Альтернатива. Фантастика” и кому из издателей пришло в голову понапридумывать восторженные аннотации от Филиппа Дика и Руди Рюкера. Написано – отлично, язык красивый и витиеватый, перевод – тоже очень хороший. А сюжет – на 415 страниц растянут сюжетец рассказа страничек на 30-40, не более. В романе есть летающая тарелка на пружинном заводе (появляется один раз в подвале), рисунок, управляющий погодой (появляется в самом конце, вызывает шторм), и машина для вызывания духа умершего проповедника (появляется в самом конце, вызывает дух). Всё это – от силы 3% книги. Остальное – невразумительные диалоги, надуманные приключения, толпа сумасшедших идиотов, гоняющихся один за другим. Никто не погибает, все плохие оказываются хорошими, а хорошие – отличными. В общем, сказка для фиг знает кого.

Оценка: 4
–  [  3  ]  +

Джеймс Блэйлок «Подземный Левиафан»

nostradamvs, 9 ноября 2009 г. 20:14

Ай, что первый читанный мной роман Блэйлока («Бумажный грааль»), что второй – всё одна фигня. Огромная, 384-страничная завязка. И всё. Сюжета и концовки нет – только одна гигантская завязка. Очень красиво написано и переведено. Как две компании всё рвутся построить машину для пути к центру земли, и всё воюют между собой, и превращаются в рыболюдей, и всякий другой сюрреализм, а толку никакого, потому что неинтересно – ведь кончается тем же, чем и начинается.

Оценка: 3
⇑ Наверх