FantLab ru

Мор Йокаи (Jókai Mór)

Мор Йокаи
Страна: Венгрия
Родился: 19 февраля 1825 г.
Умер: 5 мая 1904 г.

Псевдонимы:

Caio


Жанры:
Реализм
42%
Фантастика
38%
Историческая проза
27%
ещё >>

Мор (Маурус) Йокаи (Jókai Mór) — признанный классик венгерской национальной литературы, поэт, драматург, публицист, театральный критик, издатель, общественный и политический деятель, участник революции 1848 г., автор более 110 книг — романов, рассказов, пьес и стихотворений; ряд его произведений включён в классику европейской прозы 19 столетия.

Йокаи родился в венгерской дворянской семье (отец был адвокатом) на юге современной Словакии в г. Комарно, что находился тогда на стыке венгерской и словацкой этнических культур. В детстве Мор был крещён и зарегистрирован как Jókay de Ásva Móric (Мориц Йокаи де Ашва), затем, вследствие канцелярской ошибки, он стал писаться как Jókai Mór. Начальное образование мальчик получал с 1831 года в местной начальной школе, потом в церковной школе. После смерти отца, когда Йокаи было 12 лет, семья хотела направить его по отцовскому юридическому профилю. Так он учился в лицее города Папа, штудировал право в городе Кечкемет. В 1845 году Йокаи переехал в Будапешт, стал журналистом, присоединился к кружку революционной молодёжи, который возглавлял его друг, венгерский поэт Шандор Петёфи (1823-1849).

Йокаи рано обнаружил литературный талант. Два его первых стихотворения увидели свет, когда ему было 9 лет, первая пьеса, «A zsidó fiú», была написана в 1842-м, издана в 1845-м. В 1846 году Йокаи получил степень юриспруденции и выиграл свой первый судебный процесс. Но после успеха дебютного романа «Hétköznapok» («Будни»), вышедшего в 1846 году, автор окончательно решил порвать с правом, всецело отдавшись писательскому призванию.

После выхода первого романа двадцатилетний Йокаи на основе общности политических взглядов (они оба ожидали обновления Венгрии путём революционного брожения) сблизился с Ш. Петёфи, совместно с ним редактировал литературное обозрение «Eletképek» («Образы жизни»), с ним же стал одним из руководителей студенческого движения, выступал соратником в революционных схватках 1848 года. Убеждённый либерал, Йокаи во время демонстрации 15 марта 1848 года один из первых потребовал уничтожения крепостного права, сословной конституции, введения свободы печати, собраний и вероисповедания; в качестве оратора и в качестве редактора Йокаи энергично работал в пользу национального освобождения. Что, правда, не помешало ему 29 августа этого же года жениться на известной актрисе Розе Бенке. Брак был весьма прохладно встречен родными и друзьями писателя, так как актриса была старше его и имела внебрачного ребёнка.

Но стремительный ход политических событий, вызванный революцией, пугал Йокаи, он разошёлся во взглядах с Петёфи и начал призывать народ к спокойствию. Когда в 1849 году революция была подавлена, Йокаи даже намеревался совершить суицид, чтобы избежать тюремного заключения. От этого шага его удержала жена, с которой, скрываясь от властей, он пешком бежал из Пешта. Скрывался он несколько лет, затем был амнистирован, но следующих четырнадцать лет жил в статусе политического подозреваемого. Одно время был вынужден писать под псевдонимом Caio (Шайо). Однако этот период жизни писателя был весьма плодотворным, он посвятил себя реабилитации запрещённого и униженного мадьярского языка, сочинив на нём не менее тридцати значительных романов, помимо томов рассказов, эссе и критики. Это был период таких произведений, как «Erdély aranykora» («Золотой век Трансильвании») с его продолжением «Török világ Magyarországon» («Турки в Венгрии»); «Венгерский набоб» с его продолжением «Kárpáthy Zoltán»; «Janicsárok végnapjai» («Последние дни янычар»), «Szomorú napok» («Печальные дни»)...

Постепенно Йокаи стал возлагать надежды на мирное урегулирование венгерской проблемы путём реформ «сверху» и, с ослаблением реакции, в 1861 был избран в парламент, оставался депутатом до 1896 г. В 1863 основал влиятельную политическую газету «Hon» («Отчизна») и впоследствии стал ведущей фигурой венгерской литературной жизни. Правда страстный характер некоторых из его публицистических статей стоил ему в 1863 году годичного заключения в тюрьме.

20 ноября 1886 года умерла его первая жена, а в 1899 году Йокаи стал причиной общенационального скандала, заключив брак с молодой актрисой Беллой Наги. Умер Йокаи в Будапеште 5 мая 1904 года, похоронен на кладбище Керепеши, где покоится и его первая жена.

Йокаи был чрезвычайно плодовитым автором, после 1870 года он издал больше сотни томов. За это и за склонность к маловероятным вымыслам автора даже прозвали «венгерским Дюма-отцом». Среди лучших из его более поздних работ можно упомянуть «Az arany ember» («Золотой человек»), «A kőszívű ember fiai» («Сыновья человека с каменным сердцем»), «A tengerszemű hölgy» (героическая хроника венгерской революции 1848 года), последняя из которых получила премию Печели, присуждённую Венгерской академией наук в 1890 году.

Практически нет рода литературного творчества, в котором Йокаи бы не испробовал своих сил, но далеко не всё ему одинаково удавалось. Часть его романов посвящена героическому прошлому Венгерского королевства, часть — национальной революционной героике и относящихся к критическому реализму, при этом автору удалось избежать чрезмерной национальной идеализации. Его произведения привлекают читателя романтическим пафосом, простодушным юмором, мастерством повествования и красочными описаниями; их также отмечает тонкое понимание вкусов венгерского читателя, знание народной жизни и прекрасный язык. Наиболее известные его романы переведены на многие языки мира, в том числе на русский. В романах «Чёрные алмазы» и «Человек из золота» затронуты проблемы развития капитализма в Венгрии, причём во втором автор вплотную приблизился к критическому реализму. В романе «Новый землевладелец» показана широкая картина общественной жизни Венгрии после поражения революции 1848-1849 гг., воссоздана мрачная атмосфера 50-60-х гг.

Роман «Сыновья человека с каменным сердцем» посвящён венгерской революции 1848-1849 гг. В основу романа положены действительные исторические факты: осада восставшей Буды, артиллерийский обстрел Пешта, героический путь гусарского отряда, возвращающегося из Австрии. Многие страницы рассказывают о событиях в Вене. Йокаи и здесь остался верен романтической манере повествования. Руководителей восставшей Венгрии он показывает как людей чистых, скромных и самоотверженных. Главные герои романа, принадлежащие к венгерской аристократии, служат автору рупором его собственных идей. Но в книге много образов людей из народа, нарисованных с любовью и жизненной достоверностью. Роман прозвучал гимном освободительной борьбе, и это на долгие годы сделало его любимой книгой венгерских патриотов.

«Венгерский набоб» — сатирический роман, действие которого отнесено к периоду экономических и политических реформ, предшествующих венгерской революции. В центре повествования — колоритная фигура богатого венгерского барина Яноша Карпати, не умеющего разумно распорядиться своим огромным состоянием и растрачивающего жизнь в кутежах и бесчинствах. Мысль о необходимости «оживить» этот мёртвый капитал, использовать его на благо страны пронизывает роман и определяет критическую, даже сатирическую характеристику главного героя в первой половине книги. Яношу Карпати противопоставлен граф Рудольф, идеальный герой Йокаи, который в реформаторских начинаниях находит спасение от мизантропии и неверия в силы и способности венгерского дворянства. Рудольф помогает возродиться даже крепостнику-набобу, который из сумасбродного кутилы и распутника превращается в полезного члена общества. В романе немало саркастических выпадов против аморальности, меркантилизма и корыстолюбия буржуа, которых писатель ненавидел так же, как никчёмность и развращённость феодалов.

«Жёлтая роза» — одно из последних произведений писателя. Герои его — жители венгерской степи Хортобадь: крестьяне, скотоводы, табунщики. С большой художественной силой изобразил автор народные нравы и обычаи, увлекательно рассказал о любви табунщика Шандора и дочери корчмаря Клари.

Кроме венгерской истории, Мор Йокаи часто обращался к сюжетам из истории многих других народов, в частности, значительную часть творчества Йокаи составляют так называемые русские произведения, посвящённые «скрываемым царизмом страницам тайной истории Российской империи»: романы «Szabadság a hó alatt, vagy a zöld könyv» («Свобода под снегом») — о декабристах и ​​Пушкине, «Afanázia» («Афанасия») — о бунте и побеге с Камчатки в Европу М. Беневского, рассказы «Kerüld a szépet» («Берегись красавца») — о княжне Таракановой, «Государственница» (об императрице Екатерине II), «Отчаянный смельчак» (о Емельяне Пугачёве), сборник рассказов «Из страны Севера». Научно-фантастический «A jövő század regénye» («Роман о грядущем веке») предсказывает невиданный в мире кровавый террор, вызванный революционной деятельностью российских нигилистов. Много рассказов автора посвящено и украинской тематике.

Его роман «A cigánybáró» послужил сюжетом для известной оперетты «Цыганский барон» австрийского композитора Иоганна Штрауса (сына), написанной в 1885 году и имевшей мировой успех; на их основе в 1985-м также был снят мультфильм «Саффи».

Мор Йокаи также широко известен в Венгрии и за рубежом как кулинар, обогативший венгерскую национальную кухню своими оригинальными рецептами. Почти во всех венгерских ресторанах можно найти блюда, приготовленные по его рецептам, например, фасолевый суп Йокаи и др. Он также увлекался шахматами.


Фантастика в творчестве автора.

Нередко писатель смело обращался к темам, в которых был сведущ весьма мало, за что и бывал небезосновательно критикуем представителями тогдашней академической науки. Впрочем, критика не останавливала полёт фантазии и воображения автора.

Часть произведений Йокаи можно отнести к истокам венгерского авантюрного романа и научной фантастики. Собственно НФ — в привычном нам виде и понимании — во времена написания романов М. Йокаи ещё не было ни в Венгрии, ни в других странах. Речь может идти о «прото-НФ» — в первых произведениях, начинавших жанр, испытывались приёмы, лишь гораздо позже снискавшие популярность. Так, «A jövő század regénye» («Роман о грядущем веке») является важной ранней работой зарождающейся научной фантастики. Несмотря на свои романтические атрибуты, этот монументальный двухтомный роман включает в себя некоторые острые наблюдения и почти пророческие видения: предсказание революции в России и установление там тоталитарного государства, развитие авиации. Поскольку его можно было читать как сатирическую аллегорию о ленинизме и сталинизме в Советском Союзе, книга была запрещена в Венгрии в десятилетия коммунистического режима («критическое издание» было отложено до 1981 года).

Автор более чем вольно обращался с фактами и сведениями современной ему науки — времена строгого следования научной логике ещё не настали. Её заменяют свободные фантазии, почерпнутые в художественном инструментарии романтизма. Таков, в частности, роман «20000 лет подо льдом», написанный в полемике с австро-венгерской Академией наук. Бравый моряк, попавший в высокие широты, даже зажигает вулкан, дабы возродить жизнь в Арктике. Тут же присутствуют мотивы пробуждения людей из анабиоза.

Роман «Óceánia» («Океания») — очередной опус о гибели Атлантиды. В этом сюжете Атлантиду к гибели привела монархическая форма правления.

Содержат элементы фантастики также романы «Ahol a pénz nem isten» («Где деньги не боги») — социальная утопия; «A három márványfej» («Три мраморные головы»), «Чёрные алмазы» — описание жизни на Земле задолго до наступления эры людей, и другие.


Примечание к биографии:

Фантастическое в творчестве автора — на основе версии от мрачный маргинал.

Сортировка:

Мор Йокаи. Циклы произведений

  Erdély aranykora [Золотой век Трансильвании]  
-
-
-
7.75 (4)
-
7.88 (17)
-
1 отз.
-

Мор Йокаи. Романы

  1846 Hétköznapok  
-
-
-
-
-
7.88 (17)
-
1 отз.
  1854 A janicsárok végnapjai  [= Janicsárok végnapjai]  
-
-
  1855 Tarka élet  
-
-
-
  1856 Délvirágok  
-
-
  1857 A kalózkirály  
-
  1858 A nagy tükör  
-
-
  1858 Decameronja  
-
  1860 Színművek  
-
8.00 (1)
-
-
  1862 A fehér rózsa  
-
-
-
-
-
-
-
8.29 (14)
-
2 отз.
8.00 (10)
-
-
7.43 (7)
-
1 отз.
-
-
-
  1875 20 тысяч лет подо льдом / Egész az északi pólusig  [= 20.000 лет среди льдов; 20 000 лет подо льдом; Двадцать тысяч лет подо льдом]  
6.69 (26)
-
6 отз.
-
-
  1877 Egy az Isten  
-
  1877 Szép Mikhál  
-
-
-
  1878 Görögtűz  
-
-
  1879 Rab Ráby  
-
-
8.93 (15)
-
2 отз.
  1881 Дважды умереть / Akik kétszer halnak meg  [= Двойная смерть]  
-
  1882 A ma  
-
-
-
-
  1883 A Damokosok  
-
-
  1885 A cigánybáró  
-
-
  1886 A kiskirályok  
-
-
  1888 Lenczi Fráter  
-
-
-
  1891 Nincsen ördög  
-
  1892 Rákóczy fia  
-
  1893 A két Trenk  
-
  1893 Fráter György  
-
  1895 A Kráó  
-
  1895 Magneta  
-
  1895 Tégy jót  
-
  1895 Trenk Frigyes  
-
-
-
  1902 Eget vívó asszonyszív  [= Egetvívó asszonyszív]  
-
  1903 A mi lengyelünk  
-
-
  1904 Börtön virága  
-
  Afanázia  
-
-
-

Мор Йокаи. Повести

-
-
-
  1856 Óceánia  [= Oceánia - Egy elsülyedt világrész története]  
-
  1857 A varchoniták  
-
-
  1857 Fortunátus Imre  
-
  1858 Regék  
-
  1860 Carinus  
-
-
  1868 Két menyegző  
-
-
-
-
-
-
-
  1890 Kassári Dániel  
-
  1893 Babszemek  
-
-
6.17 (6)
-
-
-
-
-
9.00 (1)
-
-

Мор Йокаи. Рассказы

  1822 Két légyott  
-
  1848 A bűntárs  
-
  1848 A gonosz lélek  
-
  1848 A Nepean-sziget  
-
-
  1848 A serfőző  
-
-
-
-
  1848 Márcze Záre  
-
  1848 Sonkolyi Gergely  
-
-
  1850 A Bárdy család  
-
  1850 A fehér angyal  
-
-
-
  1850 Egy bál  
-
  1850 Komárom  
-
-
-
  1851 A gyilkos  
-
-
-
  1851 A karperec  
-
-
  1851 A két menekült  
-
  1851 A körtefa  
-
-
-
-
-
  1851 A víg ember  
-
  1851 Az előörs  
-
-
-
-
-
  1851 Nő és szerető  
-
  1851 Puszta falvak  
-
-
  1851 Tsong-Nu  
-
  1851 Útitársam  
-
-
  1851 Szolimán álma  
-
  1852 Shirin  
-
  1854 A Hargita  
-
-
  1854 A két nász  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1856 A bőrharang  
-
  1856 A halálítélet  
-
  1856 A halálmadár  
-
-
  1856 A korifeus  
-
  1856 A lengyel nő  
-
  1856 A mirigy  
-
  1856 A munkácsi rab  
-
-
-
  1856 A szökevény  
-
  1856 A tűz között  
-
  1856 A vas ember  
-
  1856 Adamante  
-
-
  1856 Az első szikra  
-
-
  1856 Az Úr szólott  
-
-
-
-
-
  1856 Olaj a tengerre  
-
-
-
  1856 Jaska és Jaksa  
-
  1857 A drága kövek  
-
  1857 Faustina  
-
  1857 Fekete világ  
-
  1857 Kurbán bég  
-
  1857 Népvilág  
-
-
-
  1857 Húsz év múlva  
-
  1857 Jordaki feje  
-
  1858 A két Markov  
-
  1858 A peregrinus  
-
  1859 A caldaria  
-
  1860 A gyújtogató  
-
  1862 Szélcsend alatt  
-
  1862 Téli zöld  
-
-
  1865 Milyenek a nők?  
-
  1868 A fekete sereg  
-
-
-
-
  1868 A rútak rútja  
-
-
  1868 Baróthy Ilona  
-
-
-
-
-
-
  1868 Petőfi???  
-
  1869 A malom alatt  
-
  1871 A magyar Faust  
-
  1871 Párbaj Istennel  
-
  1872 A véres kenyér  
-
  1873 Debreczen  [= Debreczeni krónikák]  
-
  1877 Amirani  
-
-
-
-
-
-
  1882 A bizebán  
-
-
-
  1882 A fluidoni harcz  
-
  1882 A halál után  
-
-
  1882 A három gyűrű  
-
  1882 A hold  
-
-
  1882 A játékos  
-
  1882 A jó ember  
-
  1882 A kassai bíró  
-
-
-
  1882 A koldusgyerek  
-
-
  1882 A libapásztor  
-
  1882 A lunatikus  
-
-
-
-
-
  1882 A struccmadár  
-
-
  1882 A tündérpalota  
-
  1882 A végzetes hely  
-
  1882 Abu József  
-
  1882 Arany hajam  
-
  1882 Arria  
-
-
-
-
-
-
  1882 Bebe  
-
-
-
-
  1882 Bölcs Hamlet  
-
  1882 Bolivár  
-
-
-
-
  1882 Egy hóhér  
-
-
  1882 Egy női szó  
-
  1882 Egy tekintet  
-
-
  1882 Fecske Bandi  
-
  1882 Fulkó lovag  
-
-
  1882 Három a táncz  
-
-
-
  1882 Husz év mulva  
-
  1882 I love you  
-
-
-
-
-
  1882 Katona dolog  
-
-
  1882 Két jó barát  
-
-
  1882 Lám megmondtam  
-
-
  1882 Még egy csókot  
-
-
-
-
  1882 Ne légy Othello  
-
-
-
  1882 Reparált lelkek  
-
  1882 Szabad a rablás  
-
  1882 Százszorszépek  
-
  1882 Szent búbánat  
-
-
-
  1882 Targallyak  
-
-
  1882 Valdivia  
-
  1882 Velezke  
-
  1882 Vén sas  
-
  1882 Violanta  
-
-
  1882 Zöld mulatság  
-
-
  1885 A Bachus szobor  
-
-
  1885 A feredzse  
-
-
-
-
-
-
-
-
  1885 Az arany mondás  
-
-
-
-
-
  1885 Excuse!  
-
-
-
  1885 Hol van Sas Pál  
-
-
  1885 Ne hagyd magad!  
-
-
-
-
-
  1885 Uti táskámból  
-
  1885 Zafireh  
-
  1886 Még egy csokrot  
-
-
-
-
-
-
-
  1888 A holt ember  
-
  1888 A honvágy  
-
-
-
  1888 A létai fuvaros  
-
-
-
-
-
-
  1888 A szórakozott  
-
-
-
-
-
-
-
-
  1888 Az öreg Balogh  
-
-
-
-
  1888 Boszniai huszárkaland  [= Boszniai huszárkaland (Egy huszár főhadnagy naplójából)]  
-
-
-
-
-
-
-
-
  1888 Egy nemes vonás  
-
-
-
  1888 Elegy-belegy  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1888 Jósa István  
-
  1888 Ki nagyobb úr?  
-
-
-
-
  1888 Krumplis érsek  
-
  1888 Leányvár  
-
-
-
-
  1888 Muszka élc  
-
-
  1888 Nefélsz Pista  
-
-
-
-
-
-
  1888 Petőfi verse  
-
  1888 Putifár kisfia  
-
-
-
-
-
-
  1888 Tolvajhistória  
-
-
-
  1888 XXIII  
-
  1890 Napraforgók  
-
8.00 (1)
-
  1892 Mesekönyv  
-
  1893 A béka  
-
-
-
  1893 A hét nemes  
-
  1893 A két póluson  
-
-
  1893 A magyar thea  
-
-
-
-
-
-
-
  1893 A szatyor  
-
-
  1893 Az én druszám  
-
-
  1893 Bécsi dolgok  
-
-
-
-
-
  1893 Elizianna  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1893 Szinán basa  
-
  1893 Uj földesur  
-
-
-
-
  1894 Keleti regék  
-
-
-
-
-
  1897 Az apja fia  
-
-
-
-
  1898 Őszi fény  
-
-
  1899 Szép angyalka  
-
  1899 A férj kabátja  
-
  1899 Három rózsafa  
-
-
-
-
-
-
  1988 Tud németül  
-
-
-
  A Jakli  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  Mahizeth  
-
-
-
-
  Vilanta  
-
9.00 (1)
-

Мор Йокаи. Микрорассказы

-
  1888 A seregeknek ura  
-
-
-
  1888 Cserében  
-
-
-
  1888 Hajdan és most  
-
-
-
-
-

Мор Йокаи. Сказки

  1856 A koldus veréb  
-
-
-
  1891 A rémhalász  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-

Мор Йокаи. Документальные произведения

-
-
-

Мор Йокаи. Поэзия

-
-
-
-
  1883 Oroszlánhűség  
-
-

Мор Йокаи. Пьесы

  1845 A zsidó fiú  
-
  1877 Milton  
-
  1879 Hős Pálfy  
-
  1885 Az arany ember  
-
-
  1887 Keresd a szived  
-
-
  1890 Thespis kordéja  
-
  1892 Fekete vér  
-
-
  1898 Helvila  
-
  1898 Levente  
-
-
-
-
-
-
-
  Aline  
-
-
  Dalma  
-
-
-
-
-
-
-

Мор Йокаи. Учебные издания

-
-
  1881 Páter Péter  
-
-

Мор Йокаи. Статьи

-
-
-
  1873 Kis dekameron  
-
-
  1883 Beszélyek  
-
  1884 Magyar föld  
-
-
  1887 Olympi verseny  
-
-
-

Мор Йокаи. Очерки

-

Мор Йокаи. Сборники

  1848 Vadon virágai  
-
-
  1854 Erdélyi képek  
-
  1856 Árnyképek  
-
  1856 Szomorú napok  
-
  1857 Novellák  
-
  1868 Virradóra  
-
-
  1882 Dekameronja  
-
-
  1886 Életemből [Сборник воспоминаний в двух томах]  
-
  1888 Jocus és Momus  
-
-
-
-
-
  1897 Az apja fia  
-
  1897 Ne hagyd magad!  
-
  1898 Költemények  
-

Мор Йокаи. Прочие произведения

-
-
  1855 Véres könyv  
-
-
  1869 Beszéde a pest-terézvárosi választókhoz febr [обращение к избирателям]  
-
  1872 A baloldal az igazi reformpárt [политическое обращение]  
-
  1875 Emlékeim  
-
  1878 Észak honából  
-
-
-
-


  Формат рейтинга


  Примечание

Поэтическое творчество автора в библиографии отражено лишь частично.

Точное содержание сборников «Az apja fia», «Ne hagyd magad!» и «Költemények», датировку отдельных произведений уточнить не представляется возможным. Оригинальные названия для рассказов «The Bundle of Letters» и «The Drop Of Blood», опубликованных на английском, пока установить не удалось. Если вы обладаете необходимой информацией — свяжитесь с куратором. Возможны также ошибки при определении типа некоторых непереведённых произведений.


  Библиографы

  • Составители библиографии — мрачный маргинал, Oreon

  • Куратор библиографии — Oreon


  • Этот автор не является фантастом как таковым и не включен в рейтинг фантастов, но администрация сайта считает, что это не повод обходить стороной его творчество.


  • ⇑ Наверх