fantlab ru

Все отзывы на произведения Алексея Паншина (Alexei Panshin)

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Алексей Паншин «Обряд перехода»

ужик, 27 мая 2021 г. 16:52

Замечательный роман взросления, рассказывающий о Мии Хаверо, которой в начале повествования 12, а в финале — 14. И она из маленькой глупой девочки, полной предубеждений, становится самостоятельно мыслящим человеком.

После гибели Земли человечество живет в 8 космических ковчегах или же на сотне планетарных колоний. Колонии и Корабли торгуют между собой, но колонии не считают такую торговлю выгодной. Экипаж Корабля, на котором живет Миа, всего 30 тыс человек. Их выживание — это жесткий контроль и следование законам. Самое суровое наказание — изгнание на поверхность планеты без средств выживания. Люди Корабля выстроили интересное, эффективное общество навроде коммунизма, но оно стагнирует. Они сохранили знания и технологии Земли, что для экипажа в 30 тыс человек уже чудо. Но они не развиваются. Жители планет деградировали до уровня 19 века, ездят на лошадях и палят из револьверов. Жизнь патриархальная, простая. Они верят что имеют право на наследство — знания Земли. А люди Корабля их монополизировали.

Рассказ Мии очень прост. Жизнь подбрасывает ей простые испытания, которые в 12 лет выглядят как реальная ТРАГЕДИЯ!!!! Переезд в другой район Корабля. Необходимость заводить новых друзей. Полет на планету в составе торговой миссии. подготовка к Испытанию. В 14 лет каждому ребенку Корабля предстоит испытание — 1 месяц прожить на поверхности планеты. Выживешь — ты взрослый. Не выживешь — естественный отбор. Этот путь — от маленькой пигалицы до человека со своими убеждениями и представлениями об окружающем мире мы пройдем с героиней вместе. И здесь не будет ни одной фальшивой ноты. Ни одной героини «вот стою я вся в белом, а вы все г****».

К 14 годам мир Мии значительно расширится. Из маленького жилого квартала Корабля он станет размером с весь космический ковчег и земные колонии. А история планеты Тинтера, на которой прошло испытание Мии, обряд перехода, поставит перед читателем много сложных этических вопросов.

На самом деле, книгу нельзя назвать приключенческой, хотя приключения здесь тоже будут. Это история внутреннего развития личности. История маленьких открытий и больших секретов взаимодействия с другими людьми. Эта повесть часто приходит мне на ум, когда я читаю очередное бредовенькое янг-эдалт-фэнтези. Автор не называет все вещи своими именами, не клеймит зло и несправедливость позором. Но глядя на жизнь Корабля, понимаешь, что «Обряд перехода» — это история о предубеждениях, которые становятся на пути объединению усилий и прогресса. И эти предубеждения в финале примут совершенно отталкивающий вид. Корабль будет защищать собственную монополию, а значит — собственное сытое настоящее, всеми силами. Прольется кровь... Как не раз в земной истории...

***

P.S.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Задумалась я тут над сказкой, которую рассказал Мии пилот Джордж о двух братьях — обаятельном и мудром. Когда братья отправились за сокровищами циклопа, то обаятельный брат просто просил себе что-то ценное, и хозяева не могли устоять и легко расставались со стадом овец, амулетом, защищающим от чудовищ, сокровищем. Но когда их встречал мудрый брат, они говорили «мы отдали обаятельному брату самое ценное и теперь У НАС НИЧЕГО НЕТ». Не является ли это аллюзией на Космический Ковчег, который просто так отдает свои технические знания «ну просто потому что все люди — братья» ( а именно этого, видимо, и хотят «грязееды»-планетники)? А потом у его команды не остается ни пищи, ни защиты от врагов, ни сокровищ? В финале сказки мудрый брат захватывает власть благодаря завуалированной угрозе, в результате получая и корону, и руку принцессы, и богатство. Сказка, к слову, заканчивается все-таки идеей «процветание пришло в королевство, когда люди объединились». Но объединились они под мудрым руководством мудрого же брата. У которого ручной циклоп есть... Вот не случайно отцу Мии, выступившему за уничтожение Тинтеры, понравилась эта сказка. Джордж позже напустит того самого «циклопа» на Тинтеру по решению Ассамблеи. Может, эта сказка — своеобразный идеологический манифест правящей на корабле партии?)))

Оценка: 10
– [  2  ] +

Алексей Паншин, Кори Паншин «Мир за холмом: Научная фантастика и путешествие в неведомое»

bellka8, 24 июля 2020 г. 08:14

«Мир за холмом» — одна из первых книг, посвящённых истории научной фантастики. Авторы попытались охватить эволюцию жанра от фантазии Горация Уолпола 1764 года «Замок Отранто» до середины двадцатого века.

Книга написана хорошо и легко читается, во многом благодаря душевному переводу активиста движения КЛФ из Омска Павла Полякова.

После прочтения у Вас появиться значительный список произведений о многих, из которых вы никогда до этого не слышали, но которые обогатят ваше представление о западной спекулятивной литературе.

Книга Паншиных рекомендуется для ознакомления всем любителям истории фантастического жанра.

Оценка: 8
– [  17  ] +

Алексей Паншин «Обряд перехода»

Remenua, 27 октября 2018 г. 00:51

Типовой сюжет 60-ых годов: ресурсы Земли истощились и планета стала не пригодна для жизни. Все население улетело в космос разделившись на две группы.

Одна группа «грязееды» превратилась в колонистов и расселилась по планетам в космосе. Они лишены современных технологий и находятся, примерно, в эпохе «возрождения».

Вторая осталась на космических кораблях. Эта группа обладает знаниями, накопленными за всю историю человечества. Люди с кораблей продают технологии и устройства в обмен на ресурсы, добываемые колонистами на планетах.

От победителя Небьюлы я ждал захватывающего раскрытия подобного сюжета, изучения этих двух ветвей человечества, но … нет!

Книга рассказывает историю девочки 13 лет, живущей на таком корабле. Обряд перехода — это испытание, которое проходят дети при достижении 14 лет. Группу детей высаживают на произвольную планету, где они должны выжить в диких условиях месяц. Выживает примерно 2/3, после этого они считаются взрослыми.

Меня такой поворот удивил, подобное общество выглядит более чем странным.

Центральной идеей книги является равенство людей. Вначале книги девушка негативно относится к грязеедам-колонистам, считая их низшей расой. Весь мир вокруг нее пронизан социальным неравенством: люди с разных «уровней» корабля негативно относятся друг к другу, на корабле присутствует должность главного Евгеника, который определяет кому следует обзавестись потомством, на корабле строго контролируется. Общества колонистов не сильно отличаются: они считают людей с корабля эксплуататорами, присвоившими технологии, принадлежащие всему человечеству, в обществе на последней планете царит рабское использование существ «похожих на людей», но стоящих несколько ниже по интеллектуальному развитию.

Катарсисом книги становится всеобщее совещание корабля на котором обсуждается что сделать с планетой на которой прошла испытание девушка.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Так как планета обладала 1 космическим кораблем и на ней распространено рабство было принято решение уничтожить планету вместе с эксплуататорами и рабами. Ведь рабство это не хорошо.

Степень проработки социумов будущего их взаимодействий восхищает своей неубедительностью.

Радует лишь, что это не самое слабое произведение за которое давали премию Небьюла.

Есть и положительные моменты:

1. Книга короткая.

2. Для своего объема книга обладает вполне динамичным сюжетом и читается довольно быстро.

Оценка: 4
– [  5  ] +

Алексей Паншин «Обряд перехода»

amak2508, 27 сентября 2017 г. 21:02

Мироустройство, предложенное Алексеем Паншиным в его романе, скорее умозрительное, чем возможное в реальности: патриархальные земные колонии без знаний и специалистов и кучка суперкораблей, носителей знаний и современной техники. Но здесь автора понять можно — все это ему просто необходимо, чтобы донести до читателя свои мысли: любая человеческая жизнь бесценна, любое общество достойно если не уважения, то внимания и решение о том, жить или не жить другим людям, никто за них самих принимать не может. И второе: взгляды человека формируются под влиянием его окружения и могут меняться (порой кардинально), если это окружение меняется. Обе эти мысли нынче являются очевидными и особых возражений у читателя вызывать не должны.

Роман получился вполне динамичным, в меру увлекательным, но сами приключения — какими-то очень обычными, читанными-перечитанными в других похожих романах не один раз. Да и герои, при всем старании автора, получились довольно суперовыми: в 14 лет «одним махом семерых побивахом». А вот идея и описание суперкорабля, устроенного в теле огромного астероида, общественного устройства, правил и порядков, царящих в нем, взглядов людей, его населяющих — это читать действительно любопытно.

Как итог: традиционный «космический» фантастический роман, в большей мере приключенческий, но поднимающий и некие морально-этические проблемы, связанные с взаимоотношениями между людьми и их общностями, в меру увлекательный и довольно легко читающийся.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Алексей Паншин «Судьба Мильтона Гомрата»

god54, 4 августа 2017 г. 19:32

Ничего не скажешь, очень в точку, про всю волну попаданцев-гениев-милитаристов, они должны знать свое место и оно, как говорил известный герой: возле параши. Кратко, емко, умно. Читать всем, кто любит попаданческую литературу, особенно авторам таковой.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Алексей Паншин «Судьба Мильтона Гомрата»

alex1970, 14 мая 2017 г. 21:03

Вот произведение, которое точно отражает суть попаданчества. Если ты провалился в другой мир, то это вовсе не значит, что ты из неудачника станешь кинг-конгом, перебьешь всех врагов и завоюешь всех принцесс.

И в сказочном мире нужны уборщики.

Прекрасная миниатюра, которую прочитал впервые в «Вокруг света»

Оценка: 9
– [  1  ] +

Алексей Паншин «Обряд перехода»

iwan wan, 9 мая 2017 г. 11:12

Чесно говоря я даже и не думал что автор американец.Как на меня прекрасный роман про взросление, в свои 12 лет было очень интересно его прочесть )

Оценка: 8
– [  0  ] +

Алексей Паншин «Арпад»

Hamun, 24 декабря 2016 г. 21:40

Чисто в дополнение: в этом рассказе есть также то, что в кино называют словом камео [cameo]. Так принято называть эпизодическое появление в какой-то сцене знаменитого актёра (самый известный такой случай который приходит на ум это появление Сильвестра Сталлоне в первой сцене французского фильма «Такси-3»). В «Арпаде» же на короткий миг появляются деятели с другого Корабля — Мия и Джимми Дентремонт.

Оценка: нет
– [  5  ] +

Алексей Паншин «Обряд перехода»

sergej210477, 13 октября 2016 г. 23:22

Простенький, но увлекательный роман. Конечно, с некоторой претензией на философско-этические и социальные проблемы. Но, это , так — попытка сделать книгу серьезной.

А роман не нуждается в постановке перед читателем моральных проблем. Это просто отличная приключенческая книга.

В первой части рассказывается о двенадцатилетней девочке, по имени Миа. У неё много проблем: жизнь на «звездном ковчеге» нелегкая, несмотря на отсутствие материальных проблем. Просто, героине пора повзрослеть, и никто за неё этого сделать не может.

Нужно приобретать новых друзей, выбирать дальнейший жизненный путь. А главное, каждого четырнадцатилетнего подростка ждёт Испытание — Обряд перехода, своего рода инициация. И выжить, чтобы стать полноценным Взрослым, членом Ковчега , непросто. Нужно быть готовым как физически, так и морально.

Во второй половине книги и описан этот обряд. Подростки, высаженные на чужой враждебной планете должны выжить в течении месяца. Собственно, всю книгу ждёшь этого Испытания, но получаешь стандартный боевичок. Первая часть книги мне показалась более интересной.

Ну и в завершении романа автор пытается заинтересовать читателя , ставя перед героями книги моральные проблемы: как человечеству существовать дальше, и имеют ли право жители звездного Корабля распоряжаться судьбами других людей, населяющих колонизированные планеты. На мой взгляд, эти страницы в романе вообще лишние. Произведение и без этого получилось интересным.

Хорошая, качественная фантастика.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Алексей Паншин «Обряд перехода»

strannik102, 13 августа 2016 г. 06:40

На первое восприятие это довольно обычная НФ книга. Рассказывающая читателю о не очень отдалённом будущем. Где

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
обитаемой планеты Земля нет, а есть довольно многочисленные колонии на других планетах Галактики, и есть громадные Корабли, на которых живёт некоторая часть бывшего земного человечества. Планетарные колонии, в силу необходимости просто выживать в естественных условиях других планет, не сохранили земную науку и потому намного отстают от той немногочисленной части бывших землян, которые живут на Кораблях.

Понятно, что на Кораблях рождаемость не то, что контролируется, но в силу необходимости попросту жёстко регламентируется, в том числе и Евгениками. И по достижении 14-летнего возраста подростки высаживаются на одну из диких планет с простой целью — выжить. Кто выжил, тот и взрослый. Обряд инициации, обряд Перехода.

И долгое время мы так и читаем эту книгу — как повествование о подготовке к такому обряду 12-летней девочки. Вместе с Мией мы проживаем эти 2 года подготовки к Испытанию, вместе с ней же, уже 14-летней, мы потом оказываемся на полудикой Тинтере и проживаем этот наполненный приключениями месяц.

Но в конце-концов книга — довольно неожиданно — выходит за рамки уже сложившегося было восприятия. Потому что автор Алекс Паншин сумел поставить в последних главах своего романа вопросы довольно серьёзные и, пожалуй, определяющие. Причём определяющие принципы существования человечества не только на территории этого романа, но и всего земного человечества реального, современного, нас с вами всеми и вас со всеми нами. И уровень этой вывернутой наружу проблематики, в принципе, по масштабу равен проблеме Прогрессорства, в своё время сформулированной и озвученной братьями Стругацкими. По сути дела, проблематика, сформулированная Алексом Паншиным, и есть стругацкая несколько переиначенная проблема прогрессорства, только теперь развёрнутая в сторону самих себя.

И если убрать все эти фантдопущения и просто провести аналогии с современными реалиями и современным раскладом ситуации на планете Земля (слава богу, пока что ещё не угробленной нами бесповоротно и безвозвратно), то по сути мы получаем нынешнюю модель того, что происходит здесь и сейчас в отношениях между государствами и между народами и между представителями разных современных земных цивилизаций. И мы пока здесь, в реале, не знаем, какой окончательный выбор будет сделан теми, кто считает себя экипажем Корабля, в отношении судьбы тех, кого они считают грязными вонючими землеедами, то есть всех нас, остальных реальных землян. Но вполне может быть, что этот выбор ими уже сделан и всё происходящее сейчас в мире и есть выполнение этого принятого ими решения.

Вот такой вот, Обряд Перехода...

Оценка: 10
– [  9  ] +

Алексей Паншин «Судьба Мильтона Гомрата»

Seidhe, 19 мая 2016 г. 15:40

С удивлением заметил, что до сих пор не написал отзыв на этот замечательный рассказ... Как по мне — в обязательном порядке читать каждому, кто собирается порадовать читателей очередным сериалом про попаданцев =))) Тема раскрыта на все сто. Лучше мог только Пол Андерсон со своим «Человеком, который пришёл слишком рано», но там и объём побольше.

Иногда терзают меня смутные подозрения — а может на Западе шквала «попаданческой» литературы нет именно из-за рассказов Паршина, Андерсона и «Hobson's Choice» Бестера?

Оценка: 9
– [  2  ] +

Алексей Паншин «Когда вертикальный мир становится горизонтальным»

romanpetr, 28 августа 2015 г. 01:58

Прежде всего этот удивительный рассказ о маленьком мальчике Вуди Асенионе, который рано лишился матери и жил со странным папашей-изобретателем у которого была мечта перевернуть мир из вертикального в горизонтальный. Звучит,конечно, несколько фантасмогорично и неправдоподобно, однако на некоем уровне , при помощи некоторого прибора , его отец смог бы управлять миром. И возможно , что это управление будет выглядеть , как некое массовое помутнение, но для папиного прибора не хватает одной редкой лампы, которую сняли с производства в далеком 1934 году. Самое удивительное, что этот горе-папаша отправляет закомплексованного и затюканного ребенка вместе с нянькой-роботом в первое для мальчика путешествие в Нью-Йорк без всякого зазрения совести и жалости к ребенку. Типа — ты мне должен, и все тут!

Поездка ребенка в огромный мегаполис наполнена треволнениями и страхом, с сопутствующими переживаниями и страхом. Ему отказывают отдать эту лампу, плюс люди все куда-то пропадают, но только для того, чтобы вернуться уже в горизонтальном мире...

Присутствует безусловно некоторая толика глубокой сатиры, высмеивающей окружающее общество, и требующего повсеместных перемен во всех направлениях... Местами произведение , кажется, детским, но только прочитав до конца, осознаешь глубокую философскую подоплеку...

Оценка: 7
– [  1  ] +

Алексей Паншин «Арпад»

romanpetr, 27 августа 2015 г. 00:24

Рассказ «Арпад» является продолжением дилогии Паншина об Арпаде Марголине (первый рассказ — Чувство Направления). Наш герой вырос, много повидал, достиг по корабельным меркам среднего 60-летнего возраста,но каждый раз проводит маленькие психологические эксперименты, достаточно кратковременные , но чуть более масштабные по сравнению с каждым предыдущим разом. На этот раз Арпад попадает на другой один из семи межзвездных лайнеров — «Сару Пибоди» , населенный 28-ю тысячами людей . По мнению Арпада полный растолстевшими от безделья, вальяжных, ленивых и демократичных небожителей, а демократия — прямая дорога к жиру, тупости и лени. Поэтому он решает «встряхнуть» людей и объединить их только за счет оригинального диверсантского хода — распускаемых им слухов, а потом дальше смотреть и упиваться произведенным эффектом. И как это не парадоксально и смешно, но его методика действует. Довольно неплохой и поучительный рассказ, показывающий слабости социальной системы замкнутого сообщества.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Алексей Паншин, Кори Паншин «Чистое небо»

romanpetr, 26 августа 2015 г. 23:33

Продолжение повествований Паншина о придуманных им колониях Землян в безграничном космосе забрасывает нас на далекий Грумбридж, который представлял собой лакомый кусок пирога! Пассажиры корабля оплатили большие счета и в большинстве своем были серьезные, смелые, хорошо информированные люди. Но волей случая и ошибки пилота, который вдобавок еще и погиб, корабль получает при выходе на орбиту серьезные повреждения, сводя на нет все светлые надежды будущих поселенцев. Короче влипли по самые уши! Но помощь приходит извне: на корабль проникает некое , меняющее форму, существо — от бесформенного шоколадного куска с ложноножками до темно-шоколадного старика с щетинистыми усами и конусообразным носом. Зовут его Некий Землевладелец и хочет он немного — нужно заботиться и развивать планету, взамен же он предоставляет безграничную помощь...

Можно и дальше подробно рассказывать сюжет, а он достаточно неплохой, немного напоминает лучшие моменты из творчества Роберта Шекли, наполненные мягким юмором, изящной легкой иронией, но далее история делает акцент на сына старших поселенцев Гарольда, прозванного Чистым Небом (сразу вспоминаются анекдотические истории из чукотского эпоса) и остальными поселенцами. Ибо все , что автор изрекламировал вначале рассказа, полностью меняется после встречи с серой действительностью. Поселенцы не хотят работать и культивировать планету; они собираются оставить её, попросту свинтить оттуда, а добродушного хозяина , предоставившего им помощь и кровь, извести за счет Гарольда. Автор подробно с разных ракурсов показывает истинный характер «смелых и твердых» людей.

Но концовка, как в милой сказке, все заканчивается приторно хорошо и, что интересно, это не вызывает раздражения, а даже наоборот оставляет в хорошем расположении духа, поэтому для приятного чтения могу рекомендовать эту притчу-рассказ...

Оценка: 8
– [  1  ] +

Алексей Паншин «Мы не погибнем, ведь мы же умеем летать»

romanpetr, 26 августа 2015 г. 01:03

Вот, уж не думал, что придется сталкиваться с подобным. Откровенно слабо и разочаровывающе. Возможно автор попытался быть оригинальным и сотворил недо-эссе и недо-рассказ в одном флаконе. Если бы он придерживался первой автобиографической части с реалистической постановкой, то это произведение можно было бы классифицировать, как эссе или как личное повествование о некотором моменте из своей жизни и это выглядело бы логично и ,пожалуй, интересно, но после была добавлена вторая часть — выстраданный и высушенный рассказ хроно-опера о посещениях тридцатилетнего «малыша Джона» сналала 1381 года, а потом -1970 года. Все это похоже на вымученные кризисные страдания среднего возраста, когда автор посеял где-то музу и начинает стрекотать в стиле, что увижу — то и пишу. Нет! Так нельзя! Сначала показывать насколько ты сам глуп и бестолков, а потом присандаливать наверх нечто не вызывающее уважения. Лучше бы такие вещи оставались в столах, не пополняя и без того иногда порядком очень серую литературную межу...

Возможно, смертельно откровенным фанатам Паншина такое повествование и принесет радость и удовольствие, но каждому — свое!

Оценка: 5
– [  1  ] +

Алексей Паншин «А теперь я слежу за Роджером»

romanpetr, 26 августа 2015 г. 00:44

Короткий рассказ Паншина можно назвать забавным и интригующим с пикантной концовкой, но все остальное банально серое. Лунная база; экипаж из троих наблюдателей — Кларенс, Джека и Роджера, томящихся неизвестно сколько в бессрочной вахте, замыкающихся в своих интересах , молчащих , словно, партизаны. А потом — Бац! — их стало меньше!

Автор явно хотел сделать акцент и обратить внимание на психику людей, находящихся в длительной временной и пространственной изоляции,в данном случае на Луне, и пускай даже не в одиноком карцере, но все очевидно и так, все подвержены внутренним психическим расстройствам. Проблему долгой изоляции в космосе и разрешения данной проблемы для хрупкого человеческого самосознания — вот главные ключевые моменты, которые хотел затронуть Паншин и выразить в жутковатой развязке...

Оценка: 6
– [  1  ] +

Алексей Паншин «Выходной на Нептуне»

romanpetr, 26 августа 2015 г. 00:15

Рассказ А. Паншина посвящен космическим первооткрывателям и в частности первому посещению Нептуна. Ну, а как это произошло , автор показал в средней степенности, выдерживая стилистику и манеру описаний «а-ля Роберт Хайнлайн», и показался мне весьма не оригинальным. Во-первых, главный герой показан обезличенным — он рассказывает, беседует с другими членами экипажа на базе Тритон, но ни разу его нигде не упомянули по имени ( возможно где-то Паншин возомнил рассказ полу-автобиографическим и подразумевал на месте главного героя самого себя(?!!!), во-вторых, по теме , мы все еще торчим в Солнечной системе, в-третьих, абсолютно не чувствуется сильного оптимизма, и в четвертых, покорение Нептуна идет от чистой воды невыносимой скучной безысходности , а никак от большого желания покорить всех соседей в экспедиционном запале.

Жизнь на планетарном спутнике Тритоне бывает настолько невыносимо однообразной и монотонной, что главный герой ( описан явно молодым и самоуверенным) и старый «занудный волк» Бен Вайзмен решают спуститься в космическом батискафе (?!!!) на газообразный гигант в поисках хоть какой-нибудь жизни. А потом героев ждет явное разочарование, кроме единственной радости от того, что они становятся волей случая, первыми людьми на Нептуне. Правда, эту радость автор завернул явно в ироничную обертку....

Прочитать один раз можно, без особой доли дикого восторга....

Оценка: 6
– [  1  ] +

Алексей Паншин «Чувство направления»

romanpetr, 20 августа 2015 г. 00:42

Рассказ является началом условной дилогии из рассказов о юноше Арпаде Марголине (второй рассказ «Арпад»), а также продолжением обще-начатой темы в романе «Обряд перехода» — переходному возрасту, взрослению и становлению юных героев. Помимо этих тематик автор в данном рассказе затрагивает социальные стороны общества на планете Аврора, куда попадает молодой подросток с кораблем «Москаленка» и враждебно настроенных по отношению к нему других подростков , прибывших вместе с Арпадом с другой планетарной колонии Нового Альбиона.

Любит ,однако, показывать Паншин совершенно запущенные человеческие колонии на разных планетах. Как правило, после высадки поселенцев — те неизменно скатываются по социальной лестнице в мрачное средневековье, а то и еще пуще кидаются в жуткие крайности. Как , например, и здесь в заброшенной деревушке Биллов нашему герою приходится наблюдать за абсолютной внутри-семейной дикостью, поражающей воображение! Отчего ,собственно, наш герой и изгой бежит обратно в свой враждебный цивилизованный коллектив ,будучи не в силах воспринять нравы и обычаи местных сельских дикарей. Хотя первоначально все кажется не так и плохо. И даже селяне проявляют эдакое начальное радушие за смутными сомнениями и даже хотят усыновить блудного сынка, но далее следует явный перебор...

Произведение подобного толка больше подойдет представителям подрастающего поколения, интересующихся свободной , независимой от родителей и близких жизнью...

Оценка: 7
– [  9  ] +

Алексей Паншин «Судьба Мильтона Гомрата»

romanpetr, 20 августа 2015 г. 00:02

Судьба Мильтона Гомрата или Ирония Судьбы???! Блестящий маленький рассказ от Алексея Паншина! Впервые прочитал в далеком 1990-ом году и тут снова наткнулся на этот шедевр из коротких произведений! Во истину, да не обидятся поклонники творчества А.Паншина — конечно , если я таковых когда-нибудь в жизни найду — но это самое лучшее, что мог воссоздать автор в своем творчестве ( ну, и «Обряд Перехода» разумеется тоже...)

История с глупым или пьяным аистом обрела свои очертания и в наши дни: мальчонку подкинули в наш мир и ошиблись дверцей в чужой мир. В итоге: человек растет, само-совершенствуется, мечтает о подарках Судьбы.... И вот тебе, пожалуйста, получай «подарочек«! Ошибочка вышла,извиняемся, дерьмецо-то вы в не том мире убирали! Добро пожаловать в волшебный мир — там-то Вы найдете свое истинное предназначение! А дальше мощным ироническим потоком бьёт концовка, которая , возможно, и предугадывается заранее...

Такие рассказы приятно почитать тихим вечером и отвлечься от повседневных забот!

Да, оба перевода рассказа хорошие...

Оценка: 10
– [  1  ] +

Алексей Паншин «Как Жорж Дюшам раскрыл заговор с целью захватить мир»

romanpetr, 19 августа 2015 г. 23:29

Короткая двух-страничная юмористическая миниатюра-гротеск с небольшой долей иронией о французском «рандеву» Жоржа и Мари. В самый разгар необузданного сближения двух людей противоположного пола у Мари в самом неожиданном месте обнаруживается ... кнопка!!!? Что это может быть? Она — не человек? Это — заговор? Это вторжение на Землю? Но чувственные губы шепчут обратное и вдруг...Ах! И Ох! У Жоржа тоже есть — кнопка!!! А дальше легкий фарс и самотечный ход событий! Что сказать? Маленький рассказ-ребус для поднятия настроения! Не более!

Оценка: 7
– [  2  ] +

Алексей Паншин «Сыновья Прометея»

romanpetr, 17 августа 2015 г. 00:01

Произведение А.Паншина «Сыновья Прометея» посвящено обживанию человеком космического пространства и заселению колоний в отдаленных точках Галактики. Фил Тансман, будучи наблюдателем со стороны Земли, был уговорен своей двоюродной сестрицей Нэнси и переброшен из одной спокойной дыры, где он занимался хромопластами, на позабытую людьми колонию на планете Зебулон, где цивилизация человеческая скатилась до средневековья с властвующей инквизиционной кликой, которая всячески не принимает отношений с «корабельщиками» и изощряется в выявлении ереси. И все это происходит на фоне разгуливающей по Зебулону заразы в виде какой-то чумы. Люди запуганы инквизиторами, плюс еще через одного помирают, горят вечные костры из горящей плоти — жуткий мирок с своенравными правителями.

Вот в такой-то неприятной атмосфере пришлось оказаться нашему герою и пройти путь от «ботаника» до человека со сталью в груди, ибо пережив многие испытания, он только закалился и нашел свой путь к выводу человечества на Зебулоне из кризиса через Новый Завет , который ему предстоит воссоздать.

Конечно идеи авторские в этом произведении несвежи, но вполне затягивают при чтении. Герой же , хоть в конце и «матереет», но все равно остается несколько неуверенным, каким-то размытым. Зачем ему после всех испытаний надо было возвращаться на эту Богом забытую планету, только ему и может быть понятно! Ведь столько приятных и интересных возможностей при его жизни он мог получить, но возможность «поиграть в Бога» не дает ему, как видится, покоя...

Что ж для любителей социальной и теологической фантастики предлагается...

Оценка: 7
– [  1  ] +

Алексей Паншин «Ваши оправдания?»

romanpetr, 16 августа 2015 г. 23:28

И это даже не первый авторский рассказ в жизни...Но первый в сборнике и откровенно слабый. Автор попытался в короткой миниатюре обыграть сюжет с хамоватым и как оказалось,недальновидным, преуспевающим инструктором психологии Вули, который развязно рассуждает о «степени чокнутости», о студентах поступающих на психфак (сочетаньице- то какое!) и тому подобных вещах, доводя , практически до исступления своего стажер-помощника Холланда. Ну, а изюминкой всего этого незамысловатого действия, встреча с выпускником этой кафедры Лейтом, который в свои полные 27 лет, выглядит, как 18-летний юноша и имеет забавное объяснение этому феномену. В концовке происходит ,по мнению автора , оригинальная развязка с перерисовкой мерных штрихов роста Лейта, где демонстрируется полная глупость и «близорукость» Вули. Лейт, будучи подробным объектом наблюдений, обводит того вокруг пальца, откровенно бесхитростным детским способом, подчеркивает свою сметливость и оставляет нас с вопросом: Да что это за болван-преподаватель то такой, если много и умно рассуждает, но ничего у себя под носом не видит? Больше вопросов, чем ответов... И в целом не проникновенно, даже несколько раздражающе, прочитать и забыть... Может только, кто на психфаке заинтересуется...

Оценка: 5
– [  1  ] +

Алексей Паншин, Кори Паншин «Прощай, вчерашнее завтра»

romanpetr, 16 августа 2015 г. 23:09

А вот послесловие А.Паншина к своему сборнику «Прощай, вчерашнее завтра» выдалось куда , как интереснее в информативном плане. Накануне Нового Года, автор подводит итоги прошедшего 1974 года анализируя два пути развития ближайшего будущего. Первый: атомная война с коммунистами, второй: Америка будет править миром за счет превосходства в морали, политике, экономике, силе и знаниях. Но оба варианта автор рассматривает со стороны «дикой фантастики»...

Дальше автор углубляется в базисную фантастику Америки 30-ых годов, восхваляя ее истоки и авторов типа — Кэмпбелла, ЕЕ Смита,Уильямсона и Вейнбаума. Потом канонизирует троицу Хайнлайн, Ван Вогт и Азимов, описывая, что вторую централь в фантастики заложили именно эти ребята и остальные писатели так для вида блуждали вокруг созданных тематик на протяжении почти сорока лет , начиная с тридцатых до конца шестидесятых. Ну, разве что, еще несколько писателей всплывало с оригинальными произведениями за эти годы... Но я бы откровенно с Паншиным поспорил! Довольно зауженный взгляд на всю фантастику в целом от писателя, которого одно время гоняли за его автобиографическую работу посвященную Р.Хайнлайну ( для Паншина он был идолом по жизни, что характерно заметно в его творчестве и особенно р романе «Обряд перехода«!). Хайнлайн сам просил ее не публиковать, но вопреки его несогласию, она была опубликована, вызывая пересуды,но благодаря чему он получил в 1967 премию «Хьюго» как лучший фэн-писатель.

Напоследок Паншин прощается с прежней эпохой старой фантастики, предвещая новую фантастику с ее повсеместным бумом. Что произошло после? Теперь мы к сожалению знаем. Выйдя в космос и посетив в первый и последний раз Луну в 60ых-70ых ( а может даже не посетив?!!!) , мы остались по-прежнему на Земле наблюдателями за ночным небом...

Оценка: 8
– [  1  ] +

Алексей Паншин «Предисловие»

romanpetr, 16 августа 2015 г. 22:43

Предисловие к первому и последнему авторскому сборнику сам Алексей Паншин свел к вопросу : «Что такое — быть взрослым человеком?» И сам же на него отвечает, плавно переводя тему к фантастике с помощью которой он видит способ обсудить наболевшую проблему. А последний авторский сборник анонсирован самим автором потому,что все последующие произведения должны были выйти в соавторстве с его тогда новоиспеченной супругой Кори Паншин, которая как я понимаю, впоследствии стала его второй тенью на писательском поприще...

Оценка: 7
– [  6  ] +

Алексей Паншин «Heinlein in Dimension: A Critical Analysis»

swgold, 14 августа 2015 г. 12:34

Хайнлайн ненавидел Паншина за его вторжение в область, которую Боб считал своим личным пространством. Хайнлайн обожал Лео Стовера, который был деликатен до полной неощутимости. И ещё Хайнлайн люто ненавидел Брюса Франклина, за то, что тот был «красным». Все трое написали по книжке о его творчестве, но из всех троих интересно было читать только Алекса. Во-первых он продемонстрировал системный подход (здесь должен быть курсив). Во-вторых он не лавировал в безопасной зоне комплиментарности. В-третьих — он просто классно пишет. Разумеется, для того, чтобы написать увлекательное чтиво требуется некоторая небрежность с фактами и некоторая доля фантазии. Было бы глупо рассматривать книгу Паншина как е д и н с т в е н н ы й текст о творчестве Роберта Хайнлайна. Но в совокупности информационного потока, из которого книгу ни в коем случае нельзя вырывать, в корпусе других подобных исследований, она сверкает, как маленькая хитрая жемчужинка, окружённая безусловно ценным... но чрезвычайно тусклым продуктом.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Алексей Паншин «Судьба Мильтона Гомрата»

Gourmand, 6 мая 2015 г. 17:20

Отличнейший микрорассказ. Парень оказался не на своём месте, вместо рыцарей, драконов и замков с принцессами тянул лямку в мире хайвеев и макдональдсов. И наконец ошибку исправили! Это же дорогого стоит!

Я читал в переводе Ю. Зараховича, может быть, другой перевод лучше, но мне хватило и этого. Идейная и стилистическая составляющая на высоте.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Алексей Паншин «Обряд перехода»

macabro, 16 марта 2015 г. 23:09

Стоило так долго рассуждать о морали,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
чтобы потом уничтожить планету!
И, конечно в конце льются крокодиловы слезы. Когда звучат слова мораль или этика — добра не жди.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Алексей Паншин «Судьба Мильтона Гомрата»

artem-sailer, 11 марта 2015 г. 10:17

Не особо впечатлило. Много подобных рассказов, однако учитывая год написания, вероятно, можно говорит о приоритете этого произведения.

Почему-то сразу угадывается характер концовки этой новеллы. Также нарекания вызывает объём произведения — всё же претендует на целое жизнеописание героя, а тут — две странички и вот вам финал. Даже на две остановки автотранспорта не хватило.

Впрочем, не будем излишне критичны к рассказу. На фоне современной бредятины читается просто на ура!

Оценка: 7
– [  16  ] +

Алексей Паншин «Обряд перехода»

pilotus, 24 декабря 2013 г. 15:06

Иногда стоит смотреть по сторонам. Например, переходя улицу. Или выбирая, что прочесть. Вот и «Обряд перехода» был найден, во время вглядывания за горизонт. История о подростках – это так жизненно… в юности. Потом – не до тех мелких романтичных будней, какими был наполнен воздух детства. Но Паншин писал не для детей. Не только для них.

«Обряд перехода» не пропитан влажным воздухом ностальгии о славных беззаботных деньках (помните «Вино из одуванчиков» или «Тело»?). Не готовит загодя зонтик перед потемневшими тучами взрослой жизни. Он как будто всего этого не замечает. Но так только кажется.

Миа Хаверо, умная девочка, увлекает нас за собой путем воздуховодов корабля жизни, ни разу не намекая, куда приведет и чем ей кажется эта дорога. Важен процесс.

Не спеша, – а куда торопиться – героиня с детской непосредственностью вводит нас в мир своего внеземного детства. Доверительно, словно лучшей подруге, говорит все, о чем думает. А думать ей придется не только об играх. Так уж заведено – в 14 лет нужно отправиться на чужую планет и выжить. Доказать, что достоин жить. А то как же, место на корабле ограничено. Жить достойны лучшие.

Автор, как и Миа не протестуют. Такова цена билета. Плодитесь и размножайтесь. Но в меру. И под чутким руководством евгеника: подскажет, чьи хромосомы лучше. Рожать по приказу придется всем. Любить и уважать партнера необязательно. Если что, чадо вырастит интернат. И воспитает членом общества, чья цель – существование для собственного блага.

Вам нравится этот мир этического геноцида? Паншин не скажет. Миа тоже промолчит. Так заведено; альтернатива – перенаселение, уничтожившее родную планету человечества. Из зол выбирают меньшее.

Мию больше беспокоят отношения с колонистами. Поначалу, правда, она даже об этом не задумывается. Грязееды они и есть. А мы – обитатели корабля – настоящие люди. У нас есть знание, а они только в земле копошатся, борясь за выживание на новых родных планетах. Справедливо.

Позднее все изменится. Без надлома и трагедий – тут их почти нет, очень ровно написанный роман, мягко нравоучительный. В лучших традициях Хайнлайна. Мия растет. Замечает, не может не замечать – умная девочка, — что у всего есть обратная сторона. Даже – и особенно – у режима, который совершенно справедливо и гуманно отправляет беременную незаконным ребенком женщину, практически на верную гибель.

Революций и переворотов не будет. Только понимание неоднозначности привычного и зыбкости сложных, противоречивых этических систем. Системы эти – лишь оправдание выбранной линии поведения. Что же лучше: хаос или порядок? Мия хотела бы сказать, но она уже усвоила: нет черного и белого. Решить, должны ли отношения корабля и колонистов измениться, нам следует самим.

***

Эскизно книга напомнила «Убить пересмешника», вплоть до некоторых ключевых сцен. Но этические вопросы, поднятые в книге, не только давят числом, но и глобальнее.

Приятно отметить непротиворечивый образ девочки. Легко и естественно раскрытый характер. Это не «Игра Эндера» с его застывшими во времени детьми-вундеркиндами. В рассказ Мии не трудно поверить, как и в неё саму. Несмотря на это, Мия – всего лишь непредвзятый рассказчик. Истинные герои действия читатели. Защитники и обвинители этических основ, по которым живут все вокруг.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Алексей Паншин «Обряд перехода»

Hamun, 10 декабря 2013 г. 19:06

«Обряд перехода» П.В. Рубцов не переводил. Это перевод В.А. Федорова выходивший в самиздате. Кстати, чтобы автора не путали с псевдонимом Сергея Бережного предлагаю впредь называть его Алексей Паньшин, благо сам автор на своем сайте указывал, что по-русски его фамилия пишется с мягким знаком после первой «н».

Оценка: 10
– [  7  ] +

Алексей Паншин «Обряд перехода»

Бывший, 3 июня 2012 г. 10:07

Если вам нравятся «подростковые» романы Хайнлайна, то и эта вещь безусловно придется вам по вкусу. Классическая научно-фантастическая упаковка, мир глазами подростка, история взросления с испытанием ближе к концу, здоровый нравственный посыл, в общем рецепт типичного хайнлайновского романа 50-х годов. Правда и отличия тоже есть. Это, в первую очередь, определенная «гуманитарность» содержания. В отличие от Хайнлайна герои больше задумываются не над математическими и астрофизическими задачками, а над мироустройством и этикой.

В целом, читается интересно. Ощущения вторичности не вызывает. Это все таки самодостаточная вещь, а не попытка сделать нечто в угоду моде.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Алексей Паншин «Обряд перехода»

Siroga, 3 декабря 2011 г. 14:19

Увы, Земля погбла 200 лет тому назад. Ну не сумели люди поладить, не смогли мирно жить вместе, вот и уничтожили планету. Так воспринимает реалии главная героиня романа — Миа Хаверо. Какое счастье, что земляне успели переоборудовать несколько больших астероидов в корабли-ковчеги и отправить их с колонистами на борту в далекий космос. И вот колонисты разбросаны по планетам, техники остались на кораблях и отношения между ними весьма непросты. Они обзывают друг друга «грязеедами» и «хапугами», у тех и других появились странные традиции, изменилось отношение к миру и даже психология. На планетах — деградация до уровня века этак 19, на кораблях — эпоха застоя 21-го.

Миа, ребенок корабля поначалу полностью разделяет взгляды отца (не самые гуманистические, надо сказать), но к концу романа — по прошествии пяти лет — она меняется. Не в последнюю очередь благодаря «обряду перехода». Чтобы считаться взрослой, ей нужно прожить месяц на поверхности планеты. И выжить, разумеется. Это не так-то просто, учитывая, что именно на той планете, куда попала Миа и ее сверстники, пришельцев с кораблей люто ненавидят.

Роман прекрасен (отдельное спасибо В. Федорову за перевод). Удивительно натурально описан быт корабля, а точнее жизнь в нем подростков, ведь все события показаны с точки зрения героини. Ничего сверх того, что она видела и что ее интересовало, мы не прочитаем. Приключения в нужной пропорции разбавлены описаниями, и даже толикой научной информации (об этических системах, например). Так что читать не только интересно, но и полезно, особенно юному читателю. Обожаю книги, где автор сумел совместить захватывающий сюжет с философией. Действительно, поразмышлять в книге есть над чем. Например, как жители корабля, рьяно осуждающие гибель Земли в результате войны, могли ТАК проголосовать в конце книги. Точно так же и мы, живущие сейчас, учим детей, что мир — это хорошо, что жизнь человеческая — высшая ценность, и как при этом мы позволяем совершаться тому, что происходит? Что мы делаем, чтобы государственная машина стала совершеннее? Думаете, от нас ничего не зависит? Ну так хотя бы придите и проголосуйте (можно считать это шуткой). Повторюсь: роман очень интересен, читается легко, заметных ляпов нет (даже сейчас, в 21 веке!). Тем более удивительно, что роман написан в 1963 году! И тем более заслуженна премия Небьюла, присуждаемая писателями-профессионалами.

Рекомендую. Любителям космической фантастики и темы «звездных ковчегов» — особенно.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Алексей Паншин «Обряд перехода»

FixedGrin, 21 ноября 2011 г. 00:46

Это превосходная книжка, и остается только пожалеть, что из Паншина у нас, по сути, ничего больше и не переводилось. История «корабля поколений», курсирующего между обособленных, озлобленных, деградирующих колоний уничтоженной Земли и бессильного опуститься на дно гравитационного колодца, показана глазами маленькой девочки, которая, постепенно взрослея, превращается в девушку и затем в женщину, тяжело и болезненно переживая все этапы подростковой фрустрации и никчемушной самореализации. Последним испытанием и должен стать Обряд Перехода — выживание на цивилизованной, но совершенно незнакомой планете в составе подопытной группы в течение тридцати дней.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Алексей Паншин «Судьба Мильтона Гомрата»

Пауль Госсен, 21 сентября 2010 г. 12:28

Изящная миниатюра американца Алексея Паншина, ничем не уступающая лучшим образцам другого западного мастера микрорассказов Фредерика Брауна. Простенький поворот сюжета заставляет задуматься, и ситуация неожиданно преобретает прямо таки философские глубины. На мой вкус, идеальная притча. Тему неоднократно поднимали и поднимают другие авторы, но у них получалось не столь изящно. У Паншина же отточена каждая фраза, на месте каждое слово. Стоит отметить хороший перевод Ю.Лапшиной и А.Барановой (авторский сборник «Обряд перехода», 1999).

Оценка: 9
– [  3  ] +

Алексей Паншин «Обряд перехода»

мотылек, 8 июля 2010 г. 13:21

Великолепный роман. Мне вообще очень нравятся произведения в которых раскрывается внутренний мир ребенка (подростка), видимо потому что я и сам в душе ребенок :smile: .

Оценка: 9
– [  4  ] +

Алексей Паншин «Обряд перехода»

IgrOK, 15 августа 2009 г. 19:07

Роман о взрослении, да. Написан очень хорошо, автор не морализирует (хотя много рассуждает об этических вопросах), не чурается убийств и секса, мысли главной героини могут кардинально меняться на протяжении романа — она совсем не обязательно сразу занимает идеальную позицию в важных вопросах. В общем, если сравнивать с другими подобными романами — прогресс очевидный.

К недостаткам можно отнести последнюю часть, которая как бы написана другим автором. Динамика Паншину здесь не удалась явно. Тут и рояли в кустах и спецназовское поведение главных героев. Эпилог, правда, снова хорош. Еще один недостаток: не хватает яркости. Все время ждешь чего-то неординарного — а его все нет.

Однако, в целом произведение органичное и читабельное. За новаторский подход к написанию романа о взрослении ставлю 9.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Алексей Паншин «Обряд перехода»

Призрак, 20 октября 2008 г. 17:30

Замечательное и очень интересное произведение. Мне оно очень понравилось. Сам рассказ хотя и имеет вид рассказа о детях, которые взрослеют по ходу сюжета, но в самой книге можно встретить не одну философскую мысль. Сама книга также завораживает: в ней нет трудночитаемых слов, все сложено и дополняет историю личными переживаниями главной героини. Это делает сам роман очень реалистичным и интересным.

Но начнем по порядку. В самом начале произведения мы видим маленькую девочку, которая очень привязана к жизни в своем обществе и ее не интересует другие люди обитающие вокруг. Но после переезда она меняется. Она видит как живут другие дети, как живут люди на планете и ее взгляды постепенно меняются.

Следуя далее мы также наталкиваемся на процесс подготовки к Испытанию: и здесь автор показывает, что в окружающем нас мире полно опасностей и чтобы в нем выжить, мы должны научиться им противостоять.

Автор также затрагивает проблему перенаселения планеты, что в наше время вскоре должно также стать одним из главных вопросов человечества.

И это только основное. Впрочем это следует прочитать самому.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Алексей Паншин «Судьба Мильтона Гомрата»

Scorpion Dog, 27 мая 2008 г. 12:05

Отличный рассказ! Рекомендуется всем любителям сочинять про наших в другом мире :wink:

Оценка: 9
– [  4  ] +

Алексей Паншин «Обряд перехода»

LAN, 29 января 2008 г. 23:13

Прекрасный роман (повесть?) о взрослении. Превосходно выписанный мир (постапокалиптический мир (перенаселение), действие сначала происходит на индустриальном «космическом ковчеге», затем — на одной из деградировавших планет, куда высаживается главная героиня с другом для прохождения «обряда перехода» / своеобразной инициации — взросления), прекрасный язык, «живые» герои. Приключения.. Все слагаемые успеха налицо и смешаны в должной пропорции. Еще раз повторю: превосходно!

Оценка: 10
⇑ Наверх