fantlab ru

Все отзывы на произведения Ричарда Маккенны (Richard M. McKenna)

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ричард Маккенна «Страна мечты»

warlock1980, 11 февраля 20:58

К сожалению, Ричард МакКенна — писатель, с творчеством которого я не был знаком до сих пор, да и не издавался он у нас толком, пока не прочитал эту повесть. И, как оказалось, прочитал с удовольствием. Да, это произведение было издано уже после смерти автора в 1967 году, и первая половина повести, как мне кажется, очень психоделична, сразу вспомнились многие психоделические музыкальные альбомы того времени, и в первую очередь, флойдовский The Piper at the Gates of Dawn. Так здорово автор описывает все эти метаморфозы в сознании, создание нового мира, его становление.

Вторая его половина несколько более приземленная, хотя и там хватает «странностей». За героями интересно следить, даже за теми, которые появляются уже ближе к финалу. Ну а сам финал не опишет никто лучше, чем сам создатель нового мира — Крюгер, говоря Кинроссу: «Мы связаны незримой нитью. Я спас тебе жизнь, а ты силой своей воли помог мне перенести сюда мое тело.»

И эта незримая нить связывает героев на протяжении всего этого путешествия то ли в мире грёз, то ли в разуме всего лишь одного человека, изнывающего от жажды...

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ричард Маккенна «Тайник»

netlgbun, 5 ноября 2023 г. 19:54

Пример того, что самую крутую (по идее) фантастику можно изложить в сугубо реалистической манере, и она не станет скучной. Судя по откликам, не всем такой гибрид нравится. Тем не менее рассказ имеет своих поклонников, и это главное.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ричард Маккенна «Ночь Хогги Дарна»

god54, 7 марта 2023 г. 18:12

Какое было прекрасное начало и какой безобразный финал. Вполне возможно он самый верный и главное, реалистичный. Куда бы ни пришел человек он уничтожает всё: других человеков, любые растения и любых животных. Жестокость, алчность, коварство, ложь... Вполне возможно, что это одно из самых первых произведений на тему столкновения человека с природой на других планетах, правда в них совсем другие финалы. В целом же сюжет очень привлекательный и оригинальный, хотя биологическая составляющая раскрыта крайне слабо и мало логично. Отсюда данное произведение я бы рекомендовал для читателей любящих аналитическое мышление, которое не обязательно должно совпадать с мнением автора.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ричард Маккенна «Тайник»

amak2508, 7 августа 2021 г. 20:30

Как правило, если большую часть фантастического рассказа занимает скучновато-нудноватое повествование, значит в финале автор приготовил читателю что-то совершенно неожиданное и суперэффектное. Поразительно, но в этой вещице такого вот «сюрприза» нет: в какой очень и очень спокойной повествовательной манере он начинается, точно в такой и заканчивается. При этом весь фантастический элемент здесь составляют всего два-три туманных намёка да горстка камней — осколков горных пород, которых в округе просто нет.

Наверное, и у такого рассказа найдутся свои почитатели, но, думается, какая-то часть читателей почувствует себя по завершении чтения немного обманутыми: столько текста и... никакого видимого результата (кроме свадьбы главных героев, естественно :)).

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ричард Маккенна «Тайник»

mputnik, 9 апреля 2021 г. 21:08

Неровное впечатление от текста. При жанровой ранжировке проставил «мягкая фантастика», как и полторы сотни читателей до меня. Но… это — уж о-о-очень мягкая фантастика, чуть ли не пластилиновая. До мистики не дотягивает, до психоделики — тоже. Однако — если уж честно — фантастического тут мало. Скорее — сказочное. Такое, все из себя, почти-почти крапивинское.

Но… именно что ПОЧТИ. Наигранности много, даже откровенной фальши. Театральности в самом плохом смысле этого слова. Впечатление какой-то недоделанности, что ли. К примеру, женитьба — выглядит просто-таки невозможным «сюжетным поворотом». И не потому, что так в жизни не бывает. Как раз наоборот: в жизни — как и положено — сплошь и рядом Равнодушие, Ненависть и Любовь переходят, превращаются, преобразуются друг в дружку, откровенно плюя на все и всяческие запреты и ограничения. Я не о том. О том, что в неизбежности оного перехода автор меня — как раз — НЕ УБЕДИЛ. У него это — как раз — произошло именно внезапно. Впечатление «недоделанности» писательского труда, халатности, халтуры даже.

Хотя… общее впечатление — вроде, как бы, и ничего

Оценка: 5
– [  4  ] +

Ричард Маккенна «Тайник»

Легкокрыл, 18 октября 2020 г. 22:04

Красивый рассказ, очень напомнил раннего Ефремова. То же самое очарование одинокой работы в захолустной пустыне, неожиданный азарт погони за «журавлём в небе», будоражащий чувства элемент фантастического, проблеск какой-то другой жизни — и обнадёживающий, жизнеутверждающий итог. Да, сюжет без sci-fi элементов — но зато с большим художественным чутьём; с «психологизмом», как это сейчас называют.

Оценка: 9
– [  -1  ] +

Ричард Маккенна «Тайник»

Кропус, 2 октября 2018 г. 09:52

Рассказ в целом неплохой, но я так и не понял, при чём здесь фантастика.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ну были у девушки глюки и всё.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ричард Маккенна «Страна мечты»

Seidhe, 28 декабря 2016 г. 11:10

После великолепного отзыва лаборанта Нескорений добавить, по большому счёту, нечего. Но повесть Ричарда Маккенны произвела на меня настолько сильное впечатление, что постараюсь и я вставить свои пять копеек.

Прежде всего, остаётся согласиться, что повести очень не повезло с названием. В оригинале называется она знакомым всем любителям околофолковой музыки словосочетанием Fiddler's Green, а вовсе даже никакая не «Страна мечты». Скажете, не такая уж большая разница? Да нет, большая. Потому как весь сюжет повести и состоит в трактовке старинных английских морских легенд о месте, «где находят последний приют погибшие моряки и солдаты». Сюжет на первый взгляд достаточно прост — восемь моряков оказались после кораблекрушения на баркасе посреди океана, лишённые запасов воды и пищи. Доведённые до отчаяния, они решают бросить жребий и съесть проигравшего. Дело движется к трагической развязке, когда один из них, радист Крюгер, предлагает иной выход. Он рассказывает ту самую легенду о месте, куда переносятся люди, оказавшиеся на грани жизни и смерти, когда страдания их становятся настолько невыносимыми, что трещину даёт сама реальность. Но сделать это можно только в безлюдных местах вроде океана или пустыни, так как присутствие большого количества людей делает реальность слишком прочной, если можно так выразиться. При этом выясняется, что и кораблекрушение, и отсутствие в баркасе пищи и воды — дело рук самого Крюгера, который давно хочет попасть в другой мир. Доведённые до отчаяния люди соглашаются. Соглашается и главный герой рассказа, материалист до мозга костей Кинросс, единственная альтернатива которого — быть съеденным, так как именно на него пал жребий...

Всё происходящее с героями далее предполагает множество различных трактовок, поэтому я не стану рассказывать, как именно я понял данную повесть. Скажу лишь, что полностью согласен с Нескорением — нечасто встретишь настолько увлекательное описание того процесса, когда другой мир буквально «обрастает» плотью. Ничуть не менее увлекательными показались мне и душевные терзания Кинросса, и трансформация Крюгера, который стал для нового мира чем-то вроде божества, и тот выбор, который свершают все попавшие в новый мир моряки. Ну а когда в нём начинают появляться другие обитатели — от молодой девушки, заблудившейся в австралийском буше, до каких-то непонятных туземцев — мир вообще начинает развиваться по своим, причудливым законам. И лишь скептически настроенный Кинросс ищет способы вернуться в привычный, реальный мир, хоть и подозревает, что в результате подобного «возвращения» он, вероятнее всего, придёт в себя умирающим от голода и жажды посреди океана...

В заключение скажу, что возвращение Кинроссу всё-таки удастся, но финал повести ещё раз перевернёт всё повествование с ног на голову и оставит обильную пищу для размышлений. Одним словом — глубокое произведение. Однозначно рекомендую к прочтению всем, кто задумывается над вопросами о том, что есть реальность. Для 1967 года — ОЧЕНЬ необычное произведение.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ричард Маккенна «Вернись домой, охотник»

Seidhe, 27 декабря 2016 г. 16:23

Второе из прочитанных произведений Ричарда Маккенны, и вновь — несомненная удача!

Начать нужно с того, что данный рассказ (хотя и по объёму, и по сюжету это скорее повесть) является своеобразной полемикой автора с другим своим произведением — повестью «Ночь Хогги Дарна». Оба произведения повествуют о столкновении человечества с экосистемами других планет, но если в «Хогге Дарне» правильным становится силовое решение вопроса, то «Вернись домой, охотник» предполагает совершенно иное развитие событий...

Перед нами безымянная планета на которой выходцы с планеты Морден пытаются изменить флору и фауну, чтобы заселить её Красными Зверями. Дело в том, что в давние времена колонисты на Мордене утратили связь с метрополией и скатились в дикость. До повторного изобретения пороха им пришлось вести долгую и изнурительную борьбу с господствовавшими на Мордене Красными Зверями. В результате выработались своеобразные ритуалы. «На протяжении многих десятилетий обряд посвящения, после которого юноши могли считать себя взрослыми мужчинами, состоял в ритуальной охоте. Отряд молодых людей, связанных друг с другом священной клятвой, отправлялся на охоту, чтобы копьями и стрелами убить Красного Зверя. С тех пор как появились ружья, юноши охотились на Зверя уже в одиночку. Тот, кто возвращался живым, мог носить красный кружок на лбу, считался мужчиной и получал право жениться и иметь детей». После того как Морден вновь был открыт, последовал демографический взрыв, в результате которого Зверей попросту не стало хватать на всех юношей. В результате морденцы заключили соглашение с биологами планеты Белконти для превращения планеты в заповедник Красных Зверей. Для этого белконтийцами был разработан танасис — растение, истребляющее местную флору. Дело осложняется тем, что на планете существует сложнейшая экосистема, связывающая воедино местные деревья и существа, называемые фитоны — своеобразные «листья», обладающие способностью летать...

Главный герой повести, молодой парень Рон Крейг — выходец из семьи, которая не может позволить себе Охоту, поэтому он вынужден работать на Белконти, чтобы скопить необходимую сумму и убить своего Красного Зверя. За два года, проведённые на планете фитонов, Крейг смог по-своему полюбить её, поэтому никакой ненависти к местной жизни, в отличии от других морденцев, он не испытывает. Сюжет рассказа — постепенное осознание того, что планета фитонов — уникальное явление, и что взаимосвязь между фитонами и другими формами жизни на ней гораздо глубже чем кажется. Дальше спойлерить не буду, скажу лишь, что читая рассказ, совершенно забываешь, что написан он более 50 лет назад — настолько интересной выглядит описанная Маккенной экосистема планеты фитонов. Линия взросления главного героя, постепенно понимающего, что мужчину делает мужчиной не только убийство Красного Зверя, тоже получилась достаточно убедительной. Ну и лишь добавляют рассказу очарования как красочные описания стай сверкающих разноцветных фитонов, так и довольно неожиданный финал с мощным экологическим посылом.

Однозначно рекомендую к прочтению. Как поклонникам старой американской фантастики 50-60-х годов XX века, так и любителям необычных биологических систем и форм жизни. Рассказ, несомненно, достоин внимания, как и остальные переведённые вещи автора.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ричард Маккенна «Ночь Хогги Дарна»

Seidhe, 27 декабря 2016 г. 15:36

Биолог прилетает на захолустную планету, чтобы разобраться в ситуации, которая оказывается гораздо сложнее чем кажется...

Глядя на год написания, не ожидал от повести малоизвестного автора ничего особенного. Ну, в самом деле — мало мы что-ли читали подобных историй? Однако, Маккенна сумел если и не удивить, то уж точно не пожалеть о потраченном времени.

Но обо всём по-порядку. Перед нами — отдалённая планета Нью-Корнуолл, живущая за счёт экспорта яиц местной «птицы» стомпера. На планету прибывает молодой биолог с планеты Белконти, Флинтер Коул, с целью разобраться в причинах постепенного снижения численности популяции этих самых стомперов. Однако, местные жители не оказывают ему никакого содействия, далее оказывается, что на планете Нью-Корнуолл нет никаких научных или образовательных учреждений, на полях работают огромные люди под три метра ростом, а ситуация в целом, как я уже говорил, оказывается куда сложнее, чем главный герой мог себе представить. Честно говоря, когда выяснилось, что яйца стомперов губит местная птица под названием пискун, птенцы которой каким-то образом оказываются внутри яиц пискунов, я немного приуныл. «Ну вот, — подумал я, — теперь надо ждать, пока биолог догадается, что это и есть детёныши самих стомперов, но до этого момента придётся прочесть ещё две трети повести...» И вновь ошибся! Потому как дальше началось что-то вообще невообразимое! Не хочу спойлерить, потому как повороты сюжета в «Ночи Хогги Дорна» оказались весьма неожиданными! Скажу лишь, что в повести нашлось место и весьма своеобразной не то мифологии, не то религии жителей Нью-Корнуолла; и довольно оригинальной идее эволюции человечества под влиянием местных продуктов и низкой гравитации; и военным действиям между стомперами и людьми; и даже разведению одичавших людей для употребления в пищу...

Одним словом — «Ночь Хогги Дарна» я дочитывал на одном дыхании! Я понимаю, конечно, что описанные в повести изменения вряд ли возможны с человеческой популяцией за 800 лет, которые прошли с момента колонизации Нью-Корнуолла, но не стоит забывать, что повесть и написана более 60 лет назад. А если представить, что на планете прошли бы не сотни, а тысячи лет? Так что, повторюсь — Маккенна сумел удивить, а повесть оказалась весьма необычной и очень интересной.

Рекомендую поклонникам американской фантастики 50-60-х годов прошлого века. Так же как и другой рассказ Ричарда Маккенны, «Вернись домой, охотник», сюжет которого также связан с биологами планеты Белконти.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ричард Маккенна «Страна мечты»

Нескорений, 16 декабря 2015 г. 05:33

Не так часто, но всё же случается, что первое знакомство с творчеством нового для тебя автора сразу же начинается с попадания «в яблочко». Переведенные на русский произведения Р. Маккенны можно пересчитать по пальцам одной руки, к счастью в это число входит и повесть «Страна мечты». Начну с того, что ни один из двух вариантов перевода названия повести на русский нельзя назвать удачным, более правильным был бы вариант «Фиддлерс Грин» — самое простое решение чаще всего оказывается верным, незачем усложнять. Согласно морской легенде Фиддлерс Грин — место, где находят приют души погибших моряков и солдат. В произведении не раз упоминается история чудесного спасения отряда солдат, находившихся на грани гибели и нашедших дорогу в странный мир, именно это поверье и дало ключ к спасению главных действующих лиц «Страны мечты».

Повесть начинается как стандартное морское приключение — после кораблекрушения на борту спасательного баркаса оказались восемь моряков. Запасы пищи и воды исчерпались, мысли персонажей начинают смещаться в сторону идеи каннибализма, сомнительный жребий стать пищей для своих более удачливых товарищей выпадает главному герою. Именно в этот момент один из моряков предлагает неожиданный путь к спасению, вспоминая старую легенду. Соединив свои мысленные усилия в сеансе коллективного гипноза товарищи по несчастью оказываются в очень странном и непонятном мире, «в девяти милях от жилища Сатаны» — Фиддлерс Грин.

Отсюда начинается самое интересное, отдельно стоит остановиться на описании момента перехода в другой мир. Как правило, в «попаданческой» литературе процессу переноса героя к месту активных действий авторы особого внимания не уделяют — персонаж осознанно или же не очень пересекает границу портала и сразу же оказывается на какой-нибудь цветочной поляне, ну или там где его желает созерцать авторская фантазия. Здесь иная ситуация — описание сеанса гипноза предельно подробно, описываются ощущения персонажей, изменения в ткани реальности, чудесным образом трансформируемой силой мысли — этим достигается эффект присутствия читателя.

Теория такова — весь мир — это иллюзия, лишь мысли людей придают ей прочность, наши догматичные представления о мире создают его законы и сохраняют их неизменными, при определенном стечении обстоятельств коллективная воля группы людей может выйти за рамки общей для всех иллюзии и создать собственную — свой мир, который будет не менее реален, чем привычная нам действительность. Религиозно-философский аспект произведения особо богат на аллюзии, практически на любой вкус — первое, что приходит в голову — это буддистская концепция иллюзии-майя, затем отсылки к христианской космогонии, а желающие могут ко всему этому присовокупить теорию «Матрицы» братьев Вачовски. Ещё долго после прочтения финальных строк меня не отпускали размышления о сути вещей, происхождении нашего мира, критериях разграничения иллюзорного и реального — для любителей пофилософствовать материала здесь богато.

Теперь пару слов о действующих лицах. Главный герой повести — судовой инженер Кинросс, по натуре скептик — по сути лишь он один не сумел найти себе место в новом мире, по ходу действия он представляется то падшим Адамом, бегущим от лица Господа из Эдема, то мизантропичным Каином. Ближайшим товарищем Кинросса становится мексиканец Гарсиа, до определенного момента он играет роль спутника главного героя, но постепенно их пути расходятся. Поначалу роль плохих парней играют злобный коротышка Фэй и его товарищ — глупый сенегалец Бо-Бо, но постепенно они отходят на второй план. Природное варварское начало олицетворяет собой швед Кербек, а суеверный крестьянин Силва — воплощение человеческого страха перед неведомым. Демиургом этого «дивного нового мира» становится бывший радист Крюгер, который постепенно вживается в роль божества и бесплотным духом парит над всем сущим.

Самое интересное здесь — это следить за конструированием новой реальности, буквально по кирпичику возводимой на наших глазах. Спрайтовые деревья постепенно приобретают объём, обрастают полигонами, гладкая поверхность земли покрывается трещинками, камешками, травинками, прочими особенностями ландшафта, диаметр мира расширяется, появляется смена дня и ночи, на небе зажигаются звезды, насекомые и птицы нарушают мертвую тишину привычными звуками природы — с ростом мастерства демиурга повышается детальная проработка вселенной. Со сменой дня и ночи портал, открытый на баркасе при переходе, начинает перемещаться, подобно рельсовой вагонетке, по восемнадцатой параллели, и в мире появляются новые «попаданцы» — австралийские шаманы, искатели приключений, сбившиеся с дороги путники — попасть сюда может каждый, кто дошёл до нужной степени отчаяния и оказался на пути портала.

Можно провести параллель между сотворением нашего мира за шесть дней и создателями Фиддлерс Грин — шестеро из них по сути являются строительным материалом для нового мира, их чувства и эмоции постепенно растворяются в пространстве, расширяя границы вселенной, которая становится метафизическим вампиром. Мне удалось почувствовать себя как на месте творца, так и в роли обитателей здешних мест, и в этом несомненная заслуга автора — его писательское мастерство, точность формулировок и ясность транслируемых образов — далеко не у всех получается создать эффект присутствия, полного погружения в созданный мир.

Чтение этой повести доставило мне настоящее удовольствие, не могу вспомнить, чтобы раньше мне попадалось что-то подобное. Всегда интересно смотреть как новый мир создается буквально на твоих глазах, также отмечу интересную концепцию мироустройства, отсылающую нас к христианству и буддизму, плюс собственные идеи автора. Персонажи разноплановые, у каждого свои побуждения, каждый символизирует определенный компонент мира. Просто удивительно как на основе старой, почти забытой легенды можно построить такую интересную идею и придать ей отличное воплощение. Отдельной строкой — благодарность автору за неожиданный финал.

Оценка: 10
– [  -1  ] +

Ричард Маккенна «Тайник»

Hostis, 25 октября 2015 г. 15:15

Один из самых слабых рассказов сборника «И грянул гром…». Затянутое повествование, где отсутствует логика и интересный сюжет. Больше похоже на неудачное фэнтези с Самиздата.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ричард Маккенна «Тайник»

god54, 5 августа 2015 г. 17:26

Фантастики в рассказе совсем мало, так маленький намек, который еще предстоит разгадать, ибо автор не дает никаких пояснений и даже намеков. Все остальное психологическая драма о первой любви к провинциальной девушке, которую все считали не то белой вороной, не то помешанной. Текст рассказа совсем неплох, сюжет затянут, но в целом произведение читается, автор умеет писать и увлекать.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ричард Маккенна «Вернись домой, охотник»

baikalproject, 23 сентября 2010 г. 20:06

Блистательная, наполненная сердечностью и гуманизмом повесть. Маккена хорошо нарисовал атмосферу вокруг, просто вживаешься.

Боль за людей — разрушение — и новое начало.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ричард Маккенна «Тайник»

Gilda, 27 января 2010 г. 08:54

Автор рассказа поступил более чем правильно, так и не объяснив до конца, что за силы действовали на безжизненных просторах прерии. Осталась тайна — о ней можно забыть, от нее можно уйти, но как знать — не почувствуют ли герои в один прекрасный момент действие её немыслимых законов?

Оценка: 10
⇑ Наверх