fantlab ru

Все отзывы на произведения Павла Майки (Paweł Majka)

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Павел Майка «Мир миров»

AkabeShadow, 11 апреля 11:29

«Мир миров» Павла Майки — этакая смесь сказки и фантастики первой половины прошлого века.

Мир напоминает тот, который создал Томаш Колодзейчак для Последней Речи Посполитой, но для меня он ощущается более сказочным и гораздо менее безумным. И хоть действие происходит в нашей реальности, я не ощущаю опасности этого мира. Просто отстраненное «мир опасен». Где-то вдалеке, но это не точно.

В Вековечной Пуще происходит что-то страшненькое, а на территориях Вечной Революции вообще жесть... Эмм, а поподробнее? Где жесть-то, чтоб ее оценить? Просто факт, что жесть, но от этого не страшно и даже не мерзко. Никак.

Герои не цепляют. Мне не интересна их судьба, ни за кого не переживаю. Одержимый местью и демоном главгерой. Окей, видали мы таких. Размаха ему не хватает, а пользы для мира так вообще никакой. Кучка статистов вокруг него, из которых хоть немного выделяется Шулер Судьбы, этакий доморощенный бог. Он и на фоне главгероя выделяется, вызывая толику симпатию.

Слог романа добротный, читается легко. Пока читала, постоянно одергивала себя, что это не пан Томаш и не нужно искать чудовищ из кошмаров. К последней трети романа убедила себя в этом. Тогда пошло гораздо легче, потому что как самостоятельное произведение роман вполне неплох. Эх, были бы герои поярче...

А, да, спойлерить не буду, но концовка романа (хоть и не истории) интересная.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Павел Майка «Człowiek obiecany»

Dobkachleo, 30 мая 2021 г. 15:09

«Сила любви»

Рецензия на «Метро 2033: Человек обетованный» Павла Майки

Дилогию «О Единомыслящих» по праву можно назвать самым многострадальным циклом «Вселенной Метро 2033». Даже выходящей прямо сейчас парижской трилогии, с её явными расхождениями с привычным каноном, которую мы едва ли увидим на русском языке, повезло больше.

Судите сами: «Район обетованный» был первым романом о Польше 2033 года, а на русский раньше перевели «Бездну». Да и ждать пришлось выход романа Павла Майки в России целых пять лет. «Человек обетованный» и вовсе отказались выпускать из-за скромных поначалу продаж первой части, а сейчас, когда я пишу эту рецензию, а на дворе заканчивается весна 2021 года, надежда на выпуск перевода едва теплится, ведь серию заморозили. Возможно, потом закроют окончательно.

Что ж, не будем о грустном. Я был бы не собой, если бы не нашёл способ раздобыть и прочитать книги серии, так и не выпущенные на русском языке. Если исключить из рассмотрения польские антологии, ибо их любительски переводил я сам, остаётся — на сегодняшний день — шесть изданных романов и один неизданный. Поскольку «Район…» я читал всего два года назад и он понравился мне больше «Бездны», да и сиквел у него всего один, то начал я именно с «Человека обетованного». И, пожалуй, не прогадал!

С поправкой на моё восприятие оригинального текста могу заявить, что слог у автора действительно приятен, читать было увлекательно, а сюжет не раз смог удивить. Ещё по первой части я понял, что Павел Майка не будет щадить ни героев, ни сообщества. Орда Короля прошлась по Новой Хуте, оставив после себя горы разрушений и трупов. Поэтому я приготовил себя к тому, что умирать персонажи будут и дальше, ведь проблема с единомыслящими ещё не разрешилась.

Особенно меня удивил выбор главных героев истории. Марчин, в принципе, никуда не делся, однако сюжет про него вспоминает только ближе к концу первой части. До этого на первом плане красуются Чокнутый Стах и дух Горный, заполучивший собственный мини-сольник в рамках антологии «Эхо умершего мира». Немалую роль играет и капитан Питаля, верный боец на службе Комбината.

Смирившись с неожиданной сменой главного героя, я с удивлением следил за тем, как раскрывается каждый из получивших своё «экранное время» героев. Стах получился особенно качественно, следить за ним было любопытно, хоть зачастую он и творил лютую дичь. Горный же, напротив, особенно ничем не выделился, хоть его образ сам по себе выписан колоритным. На его фоне даже Питаля раскрылся намного лучше, так что сойдёмся на том, что Горный всё лишь лицо, с чьей точки зрения ведутся некоторые события, но сам по себе на главного героя он не тянет, в отличие от Чокнутого.

Пока длится первая часть, закономерно задаёшься вопросом: что же случилось с Марчином?! Да, минуло несколько месяцев, но ведь я точно знал, что он выжил, так где же он? Наверное, если бы я читал «Человека…» вскоре после «Района…», я бы недоумевал ещё больше, но градус ожиданий, то ли к счастью, то ли к сожалению, снизился, поэтому более спокойно наблюдал за надеждами Стаха отыскать Нинель, стремлениями Питали и сожалениями Горного. В случае Нинель я действительно на какое-то время поверил (!), что то, что вычитал в первой части, неверно понял (или получил неверное представление от переводчицы), но всё же плохого сюжетного поворота не случилось, и я отдаю автору должное за то, как ему удалось слегка обмануть читателя, но не его ожидания. Примечательна и путеводная нить Стаха, его кредо, что любовь — это самое важное на свете. Постоянно кажется, что относиться к этому утверждению следует с иронией, тем более исходит оно от персонажа Чокнутого, а всё же оно не менее ценно, чем другие соображения. Недаром говорят, что сумасшедшие всего лишь видят мир в ином свете, но это не значит, что обязательно в неверном.

Умолчим на время о Марчине, как и его сводной сестре, и вместе с сюжетом второй части перенесёмся к западу от Кракова. Перед нами ранее незнакомая община Крепость, контролируемая военными, которых в 2013 году приютили монахи. Последние прямо или косвенно влияют на подрастающее поколение солдат, что привело к возникновению некой полусекты Мёртвых под началом поручика Камили Чапник. Именно в этой части собраны все основные примечательные воззрения то ли самого автора, то ли только его героев (поскольку все персонажи — всегда частички души своих создателей, отделить одно от другого не всегда просто). Павел Майка сталкивает две непримиримые философские концепции, что выливается в настоящий бунт. Кстати, непосредственно сцена с ним мне что-то напомнила. То ли мне кто-то из знакомых ранее скидывал этот отрывок, то ли сам на него натыкался, а может, действительно видел нечто подобное у кого-то другого, но нисколько не умаляю его яркость и значимость и для героев, и для сюжета.

Вторая часть, несмотря на множество интересных наблюдений о мире и отношении к нему, даже более динамична, чем первая. А какие тут флэшбеки! Первые часы и дни войны не так уж часто встречаются на страницах книг серии, и каждый раз они поражают даже больше, чем самые кровавые столкновения в 2033 году. Вот и «Человек…» не стал исключением. Ощущение рушащегося мира, хаос, паника и вынужденный героизм переданы на ура. При этом автор не распыляется на расписывание трагедии всемирного масштаба, а сосредотачивается на конкретных людях и бедах в отдельно взятом городе, и тем выигрывает.

Впрочем, о внешнем мире автор не так уж забывает. Что касается современности, он, во-первых, упоминает колонну американцев, сваливавших из Литвы, и это удивительным образом перекликается с ранее описанной колонной их соотечественников (едва ли это одни и те же люди: даже если бы Павел знал подробности сюжета «Муоса» Захара Петрова, Минск совсем в другой стороне от Кракова). Во-вторых, автор вкладывает в уста героев, в общем-то, знакомые читателям «Метро» мысли об остальном мире. То ли кто-то выжил и точно также борется за выживание, то ли не выжил больше никто, и так, по крайней мере на Комбинате, думать легче. А вот мысль, что ядерная война привела к прекращению новых больших войн, как-то особо не затрагивалась ранее. Да, люди во «Вселенной Метро» продолжают убивать друг друга, в том числе на страницах «Человека обетованного», но всё это совсем локальные конфликты, вызванные как раз тем, что не все противоборствующие стороны оказались отрезаны друг от друга непроходимыми радиоактивными пустынями.

Есть и «в-третьих». Однако это касается не вымышленного будущего, которое можно называть спокойно альтернативным, ибо вместо Пожара 2013 года мы получили совсем другую планетарную катастрофу — и то всего год назад. Это касается прошлого. Истории. Никогда себя не считал знатоком истории, да и считаю её значимость чересчур переоценённой, но не могу не отдать должное тому, что в романе о Кракове краковский писатель не забывает об историческом пласте описываемого родного города. Так, я не знал о существовании Барской конфедерации, которая была создана в противовес давлению Российской империи, а также о том, что Краков древнее Москвы минимум на полтора столетия! Ну ладно, подробности я узнал не из самого романа, но автор вдохновил меня на то, чтобы заинтересоваться некоторыми деталями истории места, о котором читаю. Любопытно, что древность Кракова и отсутствие в нём метро отчасти подтолкнули Павла ввести в повествование новые укрытия, а именно подвалы под погребами погребов. Да уж, катакомбы такого уровня в тех же московских романах почти не вспоминались, хотя тоже существуют и мелькали в паре-тройке романов.

Вернёмся же к сюжету, а именно к третьей части. Несмотря на моё восхищение романом в целом и не считая мою озадаченность сменой главного героя и обилие смертей, что я обычно не приветствую, меня, увы, разочаровало соединение отдельных сюжетных линий. Не ужасно, конечно, и всё же ощутимо. Настолько ощутимо, что это отражается в структуре настоящей рецензии. Нарушенный порядок событий отнюдь не сыграл на руку повествованию, сбил темп, да и баланс внимания пропал. Зато вновь стал отбирать себе внимание главный герой «Района обетованного». Наконец-то, спустя две, а то и две с половиной части, Марчин вновь становится полноценным героем, с понятной мотивацией, завязанной на спасении его сестры Эвы, а не какой-то «приглашённой звездой».

Вообще, есть некоторый перекос между тем, как раскрываются те или иные действующие лица. Понятно, что, помимо главного героя или героев, всегда есть второстепенные персонажи, которые тоже могут завоевать любовь читателей (порой необъяснимо откуда взявшуюся), а есть персонажи-функции, единственный смысл введения которых в сюжет — подтолкнуть его немного и забыться. В «Человеке обетованном» одни и те же персонажи могут примерять на себя все три роли, и это на самом деле не здорово.

Например, в общем-то полезный серый Пятница не раскрыт совершенно, а ведь намёк на него давался ещё в финале «Района…»! А Николай из обычного сумасшедшего, кстати, непосредственно перекочевавшего из предыдущей части, восстанавливается более или менее и играет свою роль. Меж тем Горный так и не выдюжил стремление автора сделать его ключевым персонажем и так и остался колоритной, но всё же второй скрипкой. Молчу уж про введённых только в этом романе подчинённых Камили, которые не оставили заметного следа в моей душе. (Разве что позабавило камео-упоминание главного героя «Мира миров», который здесь приводится как капрал Мирек Кутшеба.) И всё же на фоне слабо раскрытых персонажей лучше смотрятся те, чьи арки Павел Майка как следует выписал от и до.

Роман завершается не менее кардинальным образом, чем предшествующий том. Тут ставится пылающая точка. На все вопросы даются ответы, более или менее явные. Триквел вроде бы не планировался, и, мне кажется, он был бы лишним. Дилогия «О Единомыслящих» вышла логично завершённой, впечатления от неё остались светлые. Павел Майка постарался на славу, и его второй роман для «Вселенной Метро 2033» достоин внимания не меньше, чем первый.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Павел Майка «Мир миров»

Grobovski, 16 октября 2020 г. 13:17

Вроде неплохо. Но в какой-то момент поймал себя на мысли, что не понимаю о чём книга: о фэнтези, мести и сказках или о лютой ненависти автора к коммунистическому красному движению. Примерно к концу книги стало отдавать дешевой пропагандой.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Павел Майка «Мир миров»

poxabich, 3 июля 2020 г. 20:44

Ну не соглашусь с genametr. Ясно, что поляки нас не любят, также как мы не любим.... (ну опустим нацию). Вполне смешная, убедительная и на мой взгляд не злая, хотя и сильно политизированная вещь. Мне понравилось. меня не задела ни ненависть поляков к нам, ни их отношение к «братской» Украине. Человек писал очень отвязанно, за что ему честь и хвала. Одни марсианцы стоят дорого. Короче респект.

PS. А вы думали, что поляки нас любят и хорошо должны про нас писать? В самом деле? :)))

Оценка: 7
– [  5  ] +

Павел Майка «Мир миров»

Hullam1, 3 июля 2020 г. 11:40

Роман Павла Майки выделяется из ряда фэнтезийных романов последнего времени довольно необычным сюжетом. Мир в котором действуют главные герои — мир Земли. Вот только в этом мире Первая мировая война не закончилась в 1918 потому что началась Война миров — вторжение «марсиан». Оккупанты применили «мифобомбы» (оружие вызывающее пробуждение и материализацию человеческих «мифов» (в самом широком смысле этого слова)) в надежде на скорую победу, но... вскоре плечом к плечу с выжившим человечеством вынуждены противостоять всем демонам человеческого подсознательного. Прошли годы. Война так или иначе выдохлась и по дорогам послевоенной Европы движется, ведомый местью главный герой. Собственно его приключениям и посвящен роман.

Таким образом сама по себе идея романа не конечно не нова — это классических «истерн», вот правда в самых необычных декорациях. Это есть хорошо. Что не есть хорошо (на мой субъективных взгляд) — так это уровень перевода. Текст не звучит, его довольно тяжело читать — пресновато и бледновато, но есть и довольно прилично написанные куски. (Хотя возможно это беда самого автора). Но, но. Разве переводчик не может придать ему больше красок? Что касается самого автора — скрыть омерзительный антисоветизм он конечно и пытается. Беда автора в том, что в его сознании все еще (на 2014 год — написание романа) живы клише времен «Холодной войны». Таким образом нестандартный сюжет, довольно симпатичные герои сливаются автором в унитаз — одноразовое чтение.

Оценка: 4
– [  7  ] +

Павел Майка «Мир миров»

Deliann, 18 мая 2020 г. 15:22

Семь причин прочитать «Мир миров» Павла Майки:

1) Вы уже читали «этих странных поляков» и вам понравилось. Причем речь не о Леме, Вегнере или Сапковском. Как минимум нужен опыт знакомства со Збешховским, а лучше приобщиться к обоим томикам Дукая, что выходили на русском. После них не только «Мир миров» легко пойдет, но и любая жанровая литература с высоким порогом вхождения.

2) Вы читали «Войну миров» Г. Уэллса и с грустью понимали, что этой книге не хватает слепых богов, персонажей мифов, легендарных королей и полководцев прошлого, табунов демонов, снайпера-алкоголика, а также вопросов мести и одержимости.

3) Вас привлекает необычный сеттинг романа, в котором марсиане прилетели на землю в разгар Первой Мировой войны, сбросили мифобомбы и ассимилировались среди людей, в то время как мир основательно так перекроило, и теперь что угодно может стать богом, вплоть до городов и стран. Более того, вы не против, если этот сеттинг автор задвинет на дальний край повествования, а вперёд выпятит стандартный поход за сокровищами и местью.

4) Ваш любимый салат – это винегрет, и вы хорошо относитесь к его литературным воплощениям. В «Мире миров» намешано столько жанров и образов, что могло бы хватить на три более-менее стандартных романа. Но вместо этого у нас тут темное фэнтези с марсианами, стимпанком, упором на веру и мифологию. Вишенкой на торте, то есть, простите, особым зелёным горошком в нашем винегрете являются персонажи, которые такие пестрые, что большинству приходится работать декорациями, дабы не оттенять главного героя.

5) Вам нравится образ главного героя как одинокого персонажа, одержимого местью и демоном. Он избрал свой путь и уже никогда не сможет с него свернуть. А вы не против сопровождать его до самого конца.

6) Вы лояльно относитесь к обильным флешбекам и нормально воспринимаете сразу две-три сюжетные линии одновременно. Более того, вы принимаете авторские правила игры, и обращение Майки к российской истории и славянскому фольклору вас не тронет.

7) Вы обожаете искать отсылки, пасхалки и скрытые смыслы, а игры в жанре «Поиск предметов» — одни из ваших любимых. В этой книге запрятано много всего, некоторые моменты русскому читателю будут совершенно не опознаваемы и непонятны. Надо копать. Много и часто.

И одна причина не читать «Мир миров». Точнее, один совет:

Если прочитав у книги

Аннотацию с обложки,

Вы нахмурились печально,

Раздражение испытав.

Или если вы готовы

Заклеймить текст ахинеей,

Обозвать фигней полнейшей,

Клюквой польской, ерундой…

Тут двух мнений быть не может,

Лучше сразу строго мимо

Этой книги проходите.

Ведь она вам не зайдет.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Павел Майка «Там трудись, рука моя, там свисти, мой бич»

Manowar76, 10 мая 2020 г. 14:47

Чтобы, как говорится, «два раза не ходить», после прочтения «Мира миров» ознакомился с данным рассказом, действие которого происходит в том же мире.

Скучный детектив в переполненном Кракове, спустя год после заключения мира с марсианами, то есть лет за двадцать до событий «Мира миров».

Два полицейских и приданный им воскресший палач расследуют убийства в одной из коммунальных квартир.

Детектив плохой, потому что раскрывать дело вместе с героями не получается – мало данных, не ясны все условия.

Вселенной «Мира миров» рассказ ничего не добавляет и написан на очень слабом ученическом уровне. Такая вещь не вошла бы ни в один топ любого любительского конкурса рассказов.

При этом опубликован рассказ на три года позже романа.

Давайте поиграем в детективов! Как такое возможно? Версий три:

1. Рассказ написан давно и опубликован уже после успеха романа.

2. Рассказ написан второпях для какого-либо конкурса или сборника.

3. Самая грустная версия – автор деградирует. )

Как бы то ни было, вещь слабая.

4(ТАК СЕБЕ)

P. S. Спасибо рассказу за то, что навёл меня на любопытную антологию «Девятнадцать стражей«! В каком ещё сборнике увидишь под одной обложкой Пратчетта, Булычёва, Кена Лю, и по полдюжине современных польских (в том числе Сапковский, Дукай и Вегнер) и российских фантастов!

Оценка: 4
– [  6  ] +

Павел Майка «Там трудись, рука моя, там свисти, мой бич»

Seidhe, 9 мая 2020 г. 12:43

Небольшой рассказ Павла Майки «Там трудись, рука моя, там свисти, мой бич» увидел свет спустя несколько лет после публикации романа «Мир миров», поэтому автор не стал особо объяснять, если можно так выразиться, правила игры. На мой взгляд, именно этим объясняется тот факт, что и аннотация, и отзыв от уважаемых лаборантов, написанные до выхода «Мира миров» на русском, не совсем верно отражают суть произошедших в мире изменений. Дело не столько во вторжении инопланетян, вызванной этим событием катастрофе и тем, что «они живут среди нас», сколько в том, что в результате применения пришельцами так называемых «мифобомб», была освобождена энергия человеческой веры. И это привело к непредсказуемым последствиям, поскольку не только ожили, причём в буквальном смысле, древние боги, легенды и суеверия, но и некоторая часть людей силой уверенности в собственной правоте перестала быть просто людьми (о чём, собственно, «Мир миров» и повествует)...

Ну, по крайней мере, лично я именно так понял основной посыл данного рассказа, в некоторой степени расширяющего (да простится мне тройная сознательная тафтология!) мир «Мира миров» =))) И рассказ у Майки получился. Жанровая принадлежность — фантастический детектив, в котором основная интрига немыслима без фантастического допущения. По факту — городское фэнтези в очень необычном антураже, где воскресший палач из прошлого состоит на службе полиции, специально заколдованные муравьи ищут следы преступников, исполняя работу патологоанатомов, во вновь возводимых домах приходится защищать от нечистых сил буквально каждый кирпич, а расследование преступлений является делом невероятно сложным, потому как в мире возможно едва ли не всё, что только можно вообразить. И даже чуточку больше...

Но больше всего мне понравилась парочка вечно пьяных следователей, ведущих расследования, не выходя из полицейской столовой:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

– Нанимали их еще до нас, на расследования сложных дел. Первое, что они сделали, – это пришли сюда. Сели и напились – и больше уже отсюда не выходили. Пьют за счет города и вроде бы именно отсюда дела и расследуют.

– Вроде бы?

– Пишут о них рапорты. Самые длинные рапорты, которые приходилось мне в жизни читать. Длинные, словно романы – и написанные как романы. С диалогами, сложным действием. Высылают таких штук пять-шесть ежемесячно и берут плату, хотя все дела у них вымышленные.

– И город им за это платит?

– Должно быть, у них хорошие выходы на нужных людей. С другой стороны, у полиции благодаря им большое число раскрытых дел, статистика выглядит прекрасно, и все довольны.

Замечательный штрих, наглядно демонстрирующий, что Павел Майка не пытается делать вид, что пишет высокоинтеллектуальные вещи, и что все попытки сравнения его творчества с «иными песнями» Дукая буквально притянуты за уши. Нет, перед нами необычная, качественная, но всё-таки развлекательная, прежде всего, литература. Чем и хороша!

Оценка: 8
– [  3  ] +

Павел Майка «Мир миров»

Manowar76, 9 мая 2020 г. 02:33

МИР МИРОВ, Майка

Почему решил прочитать: свежая постмодернистская литературная игра; роман, вызвавший немалую полемику в узких кругах; похожесть на «Иные песни» Дукая, хоть кто-то это и отрицает.

В итоге: люблю польских фантастов за неформатность. Очень необычный сеттинг. Уэллсовские марсиане, магия, оживлённые энергией веры мифологические, сказочные и литературные персонажи.

«Марсиане» вторглись на Землю во время первой мировой войны. Чтобы победить, взорвали мифобомбы. Но что-то пошло не так. Марсианские боги уступили ожившим персонажам людских верований. Пришельцам пришлось объединится с людьми, чтобы выжить в отброшенном в сказочное средневековье мире.

Главный герой, Мирослав Кутшеба, мстит шестерым негодяям, устроившим для получения силы кровавую гекатомбу, унёсшую жизни его семьи. Помогает ему в его поисках весьма колоритная компания: искусственно выведенный бог, влияющий на линии вероятностей; его очень непростая дочь; Яшек, третий сын — польский вариант Ивана-дурака; лесная магичка цыганка Сара с великаном Крушигором; ганфайтер-пьяница Грабинский и мара, дух мести.

Основная линия повествует о снаряжённой марсианином Новаковским экспедиции, которую возглавляет Кутшеба. Путь экспедиции будет пролегать по самым необычным местам: из Кракова, над Вековечной Пущей (Белоруссия) в Дикие Поля (Украина), граничащие с владениями Вечной Революции (Россия).

В каждой главе есть флэшбеки о прошлых приключениях Мирослава, которые более полно раскрывают нам географию, политику и общее устройство очень необычного weird-мира. Практически сразу понимаешь, что флэшбеки и не флэшбеки вовсе, а полноценная, и, зачастую, более интересная сюжетная линия.

Много очевидных отсылок к известным произведениям, но много и вещей, которые я не расшифровал (Сенкевича, я, допустим, не читал). Действительно, сноски тому не помешали бы.

К болезненной теме демонов-комиссаров Вечной Революции. Ну это же мифологизированное отображение страха западного обывателя перед строем, который коллективизм ставит превыше индивидуализма. Автор имеет право на такую точку зрения. Пусть его. Хотя красная нечисть из «Ока силы» Валентинова впечатлила больше, правда и читал я «Око силы» давно.

Местами повествование показалось несколько затянутым и однообразным.

Не «Иные песни», но неплохой квест колоритной компании в пёстром сеттинге.

Буду ждать второй том.

Скоро соберусь прочитать «Без надежды на искупление», ещё один роман, чем-то похожий на «Иные песни».

7(ХОРОШО)

Оценка: 7
– [  6  ] +

Павел Майка «Мир миров»

sashsash, 4 мая 2020 г. 20:10

На волне интереса русскоязычного читателя к польской фантастика и фэнтези нерадивые книгоиздатели и промоутеры наконец начали впаривать откровенное фуфло.

Наверное, Павел Майка это молодой талантливый автор, но он настолько молод, что талант его пока сонно тянет пустышку. Может быть лучше чтобы этот талант и дальше продолжал пребывать в колыбельке из конъюнктурных амбиций и банальных штампов.

Оценка: 3
– [  3  ] +

Павел Майка «Мир миров»

majj-s, 19 марта 2020 г. 11:05

ТАМ ЧУДЕСА, ТАМ ЛЕШИЙ БРОДИТ

– Я… – Крушигор запнулся, – Я читал балладу, – наконец признался он.

– Крушигорушка – поэт, – похвалила его Сара,

– Сильно же вы верите в поэзию, – покачал головой старик. –Право слово, дети! И очень хорошо, что верите. Кто знает, может, именно это вас и спасет.

Да-да, Новая Польская Фантастическая волна: Дукай, Гжендович, Комуда, Збешховский, теперь вот еще Павел Майка. В его варианте постапокалипсиса на второй год Первой Мировой земля переживет вторжение инопланетян. Которых человечество, по всегдашней ксенофобской привычке, давать чужакам прозвища, мало отвечающие истинной сути (вроде макаронников или лягушатников), тотчас обзовет марсианами. Хотя к красной планете раса инопланетных завоевателей никакого отношения не имеет. А имеет вовсе даже богатый опыт покорения других цивилизаций посредством сбрасывания на них мифобомб, Это что за штука?

О, это замечательная вещь. Будучи активирована в месте высокой духовной энергетики, создает сверхсущности перенаправляющие пиетет населения, прежде обращенный ко всем возможным авторитетам, на этих новых богов. Очень отдаленную аналогию можно провести с конкистой Южной Америки, где индейцы ждали возвращения своих белокожих высоких богов из-за моря, а увидев воочию, да еще в облике кентавров на невиданых прежде лошадях, оказались очень уязвимы. Здесь то же самое, но в десятой степени. Завоеванные идут за новыми богами как дети за гаммельнским крысоловом, агрессорам остается брать их тепленькими.

То есть, это обычно так работало, не в случае с Землей. Мы оказались настолько разобщенными и так агрессивно активными в следовании своим заблуждениям, что вместе с благонадежными и благонамеренными марсианскими богами в мир выплеснулись сонмы плодов фантазии: от посконно-сказчных леших с кикиморами и героев авторской фантастики, до вовсе невразумительных недотыкомок и материализованных Духов Места, вроде Матери-Тайги или Пущи (Беловежской, надо полагать).

Боги пришельцев большей частью свихнулись и утратили контроль над ситуацией, сами инициаторы вторжения, потеряв главное преимущество и пережив крушение флота, не позволяющее покинуть Землю, вынуждены остаться здесь. Владение технологиями, на порядок превосходящими человеческие и методиками разделяя, властвовать, позволило им занять в обществе довольно независимое и привилегированное положение. Но когда запасы аутентичных продуктов закончатся, им тоже придут кранты. А марсиане мощная сдерживающая сила в нынешнем зыбком равновесии, возможно ее утрата повергнет мир в хаос. Узнав о некоем законсервированном складе этих бесценных сокровищ, один из них, взявший человеческое имя (и довольно уродливо мимикрировавший под человека) господин Новаковский нанимает сорвиголову Кутшебу с целью отрядить караван.

Миссия непростая, потому что придется идти в земли Революции. Умгум, в Расеюшку, только она теперь стала местом_откуда_не_возвращаются, а у власти, правильно — Демоны Революции. Скучно не будет. Тем более, что у Кутшебы собственный демон, буквально нашедшая приют в его теле Мара. И своя миссия, покарать мерзавцев, которые виновны в гибели его семьи. А вот зачем они погубили четыре тысячи человек, читатель почти до самого конца не узнает. И это будет частью непростой интриги романа. В общем, интересные нынче поляки.

Оценка: нет
– [  6  ] +

Павел Майка «Мир миров»

SeverianX, 11 марта 2020 г. 20:27

О чем же этот роман? В первую очередь о мести. Главный герой – Мирослав Кутшеба – в катастрофе потерял близких. Утрата невосполнима, но несчастные случаи встречаются повсеместно. Но как быть, если узнаешь, что катастрофа подстроена шестеркой алчных до власти людей с целью приумножения своего влияния через создание ручного бога. Они не жалеют сотни жизней ради достижения собственных целей. И Мирек будет мстить. Чтобы не дать пламени ненависти угаснуть в душе, там поселяется Мара – дух мщения. Особенностью Кутшебы является умение взаимодействовать со сказочными существами и использовать их для достижения собственных целей. Постепенно герой из простого человека превращается в стихийное бедствие. Вокруг него выстраивается собственная легенда, а в мире, где мифы материальны, это значит очень многое. Его начинают бояться самые влиятельные люди мира, а поэтому пытаются уничтожить. Меняется и Мара – из демона она постепенно трансформируется в полноценную личность, любящую и заботливую женщину.

Второстепенным персонажам уделено меньше места, но в большинстве своём они вышли довольно колоритными. В книге мы видим и слепого бога, созданного в лаборатории, и юношу, умеющего говорить с животными, и спившегося стрелка, и цыганку, выросшую в лесу, и многих-многих других. Такие разношерстные персонажи стали возможны благодаря необычному самобытному миру. А о нем, пожалуй, поподробнее.

Во время Первой Мировой войны на Землю вторглись марсиане, как будто списанные с «Войны миров» Гэрберта Уэлса. Главным оружием захватчиков являются мифобомбы, оживляющие различные человеческие верования и фантазии. Но действие бомб оказалось слишком сильным. Флот марсиан был уничтожен, а сами они были вынуждены остаться на Земле и пытаться сосуществовать с людьми. Планета претерпела кардинальные изменения – всё когда-либо придуманное людьми ожило (кроме богов монотеистических конфессий). По факту, получается крайне неординарный постапокалипсис. Люди пытаются выжить в новом мире и взаимодействовать с различными мифическими существами. Кого здесь только нет: гномы, оборотни, лешие, восставшие мертвецы, великаны, големы и, конечно же, дракон. Книга так и пестрит отсылками к литературе, легендам и верованиям. География тоже значительно изменилась. В начале мы видим Краков – столицу магии и оккультизма, где возрождают деятелей культуры прошлого. Здесь есть разумные леса – Вековечная Пуща и Матушка Тайга. Первая враждебна и ведёт непрестанную войну за территорию, вторая же довольно миролюбива и без повода не уничтожает чужаков. Украина предстаёт перед нами в виде Дикого Поля, где по бескрайним степям бродят казаки, ожившие мертвецы и демоны. Можно встретить здесь и многих фольклорных героев. Россия предстаёт перед нами в виде инфернальной Вечной Революции. Коммунизм победил и приобрёл поистине устрашающий облик: демоны-комиссары, безвольные люди, доносящие друг на друга, и идея коммунизма как верховное божество. На борьбу с Революцией поднимается белое движение во главе с царем Кощеем Бессмертным. Мир напоминает лоскутное одеяло, от многообразия локаций и персонажей рябит в глазах. Иногда автор пересекает ограничительную черту, и роман скатывается до уровня салата из разнообразных литературных образов. К счастью, происходит это не часто.

В итоге, перед нами интересное и необычное фэнтези с любопытной идеей и неплохой реализацией. Прекрасно подойдёт тем, кто устал от классического фэнтези в духе меча и магии и хочет чего-то нового.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Павел Майка «Мир миров»

Seidhe, 6 марта 2020 г. 21:26

Учитывая, что роман Павла Майки «Мир миров» вышел на русском полгода назад, на него уже написано достаточно отзывов, а благодаря новому функционалу сайта на странице произведения имеются прямые ссылки на исчерпывающие рецензии уважаемых Verveine и Green_Bear, рассказывающие о сюжете романа и о том сумасшедшем мире оживших преданий и легенд, порождённых человеческой верой, в котором происходит его действие, не стану растекаться мыслью по древу и ограничусь тремя замечаниями, касающихся некоторых спорных моментов, с завидным постоянством всплывающих в отзывах и обсуждениях на форуме. А уж потенциальный читатель пусть сам решает.

Замечание первое.

О якобы легковесности романа. Я искренне не понимаю, отчего роман, изданный в серии «Шедевры фэнтези» нужно препарировать с позиций философии и поиска глубинного смысла. Ну его же не в серии «Шедевры интеллектуальной фантастики» издали, а? «Мир миров» — это качественная, приключенческая, в чём-то необычная, но РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ литература, понимаете? Не лишённая при этом, что немаловажно, любопытных мыслей о вере и человеческих чаяниях. Плюс рассуждения (весьма неожиданные, надо признать) о монотеистических религиях.

Замечание второе.

О якобы антирусских и польскоцентричных настроениях в романе. Я подходил к этому тексту с изрядной долей скепсиса, потому как ни для кого не является секретом, что определённая часть поляков и польского общества действительно не шибко любит русских. Ожидал оголтелой русофобии и развесистой клюквы, но... Как не вчитывался — в упор не увидел! Да, для земель, где властвует Вечная Революция, Майка не пожалел чёрных красок и тотальной антиутопии, НО! Но где написано, что виноваты в этом именно русские? Одной из главных тем романа является рассуждение о том, к чему может привести следование определённым идеям, и общество, построенное на землях Вечной Революции, это прежде всего ИДЕЯ, а не национальная принадлежность. Что касается польского национализма, я тоже искренне недоумеваю — а чего, кто-то не в курсе, что поляки гордятся своими предками? И я уже спрашивал в форуме: а про кого писать ПОЛЬСКОМУ автору — про зулусов что-ли? Другое дело, что даже этот много раз помянутый польский национализм Майка подаёт в весьма умеренных дозах. Вчитайтесь:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

- Поэтому вам лучше прислушаться к совету поляка, — вмешался Грабинский. — У нас большой опыт сражений с превосходящим по силе противником.

Сражений, а не ПОБЕД, понимаете? Гордиться своим народом, но понимать, что его долго побеждали и делили территорию государства без его ведома — это ещё не польский национализм. Вспомните хотя бы тех же ирландцев, раз уж поляки кого-то не устраивают. Да и фигура Кутузова (ага, того самого — в том мире возможно всё!) и его окружения, называющих поляков бунтовщиками и предателями, введена далеко не просто так...

Замечание третье.

О якобы намеренной незаконченности, «циклизации» романа. Как я не люблю трилогии, квадрологии, петналогии и прочие десятитомные циклы по 1000 страниц каждый — кто бы знал! НО! Но история, которую рассказал Павел Майка, следуя всем канонам сказочно-мифологического повествования, имеет вполне определённый промежуточный финал. Да, миссия мстителя Мирослава Кутшебы ещё не закончена, зато его спутники «стали жить поживать, да...» Чего они там «наживать» станут — большой вопрос. В любом случае, Павел Майка смог поймать меня на крючок: мне безумно хочется прочитать продолжение, в котором (спасибо за информацию безмерно уважаемому господину Пузию!) действие переносится на пару столетий вперёд, да ещё и в космос. Я — верю, Майка может! А в мире, им описанном, это ой как много значит! =)))

Вот, собственно, и всё. Хотите узнать о романе больше — читайте отзывы и рецензии. А ещё лучше — сам роман! Он — классный!

Роману твёрдая девятка с огромным плюсом за обращение именно к восточно-славянской мифологии/фольклору, и за создание действительно качественной, цепляющей и, что называется, «вкусной», приключенческой истории, продолжение/окончание которой очень интересно узнать.

Рекомендую. Дам вам один совет: не слушайте ничьих советов — попробуйте сами! =))) Есть вероятность, что понравится.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Павел Майка «Мир миров»

Dobkachleo, 5 декабря 2019 г. 18:03

«Богиня богов»

Рецензия на «Мир миров» Павла Майки

Если бы автор не принял участие в проекте «Вселенная Метро 2033», велика была бы вероятность, что я не только не заинтересовался бы этим романом, но даже мог им не заинтересоваться. Однако звёзды сложились так, что в 2014 году Павел Майка почти одновременно дебютировал с романом «Мир миров» и опубликовался с романом «Район обетованный» во «Вселенной». Ну, а я стал ждать оба романа на русском языке, благо оба обещали перевести, что и произошло в один и тот же год. Пять лет спустя.

Русское название романа меня немного смущает. Кажется, будто речь идёт о самой важной вселенной из великого множества, но нет, всё чуть сложнее: название склеено из романов со схожими в русском языке названий «Война и мир» нашего великого русского писателя Льва Николаевича Толстого и «Война миров» не менее великого английского писателя Герберта Джорджа Уэллса. Думается мне, что переводчицам стоило настоять на более дореволюционной версии написания названия, то бишь «Мир міров», что избавило бы от неверных смыслов.

Сохранение отсылки к обоим названиям существенно, так как роман можно смело считать вольным переосмыслением и продолжением «Войны миров», а на страницах книги можно встретить таких персонажей «Войны и мира», как граф Ростов и князь Кутузов. Иронично, что совсем недавно мне довелось посмотреть британский мини-сериал «Война миров». Он мне не шибко понравился. Пытаясь учесть современную тематическую повестку, его создатели (на секундочку, сценаристом значится автор ужасно спорной серии «Убить Луну» и более бойкой двухсерийки о зайгонах из сериала «Доктор Кто») довольно вольно обошлись с первоисточником. Вроде бы эпоха нужная, методы схожие, но что-то не то вышло в итоге. Осовремененная адаптация с Томом Крузом всё ещё лучше, да.

Так вот, «Мир миров» тоже особо не церемонится с первоисточником. Более того, фактически от романа Уэллса только сама концепция нападения марсиан на Землю и их проигрыш. Но воспользовались они некими мифобомбами, оживили нечистую силу, а проиграли не из-за местных бактерий, а потому что не учли монотеистические религии. Спустя полвека с гаком марсиане живут и здравствуют, став частью нового земного сообщества. Более того, марсиане — весьма условное название, этакий местечковый эвфемизм для слова «инопланетяне». Потому как марсиане в большинстве своём прибыли откуда угодно, кроме Красной планеты.

Поскольку напали «марсиане» на Землю посреди Первой мировой войны (хотя здесь её справедливо называть Великой войной, но об этом чуть дальше скажу), роман заодно замахнулся на такой жанр, как альтернативная история. И есть в этом что-то ото «Льда» Яцека Дукая. Вроде бы авторы даже знакомы и над чем-то вместе работали, так что могу предположить, что сходство не такое уж случайное. Но если Яцек сохранил Российскую империю и часть Польши в её пределах, а потом герои нашли способ «починить» мир, то Павел Майка рисует картину, кажущуюся более похожей на мир прошлого века. Но это лишь на первый взгляд, если совсем не присматриваться.

Второй мировой войны, судя по всему, не было вовсе, поэтому экспорт коммунизма не состоялся. Аналог СССР называется Вечной Революцией и вобрал в себя наихудшие черты красного террора, бурлившего как раз в годы Великой Войны. Беларусь поглощена Вековечной Пущей, Украина превратилась в Дикие Поля, на которых укрылись хорошие русские (если так разобраться, то даже революционно настроенные злодеи — поляки, что даже забавно), а Польша стала, с одной стороны, Речью Посполитой, а с другой, — королевством в составе некой Республики Наций. Есть ещё Великая Тайга, но как она соотносится с Вечной Революцией, я, если честно, не до конца понял. Что там с Африкой, дальней Азией и Америкой, непонятно вовсе.

Из-за возникновения разномастных духов и иже с ними известная часть мира то ли застряла на уровне 1920-х годов, то ли ушла ещё глубже в прошлое. Космос никто не осваивает, для «марсиан» он вообще потерян (видать, толковых инженеров не завезли). А ведь основное действие происходит в 1972 году, то есть спустя 15 лет после начала космической эры, запущенной Советским Союзом в реальном мире. Если не ошибаюсь, продолжение «Мира миров» называется «Войны просторов» и разворачивается через пару веков в космосе, так что за людей можно быть, наверное, спокойным, хотя с прогрессом мифические существа и пришельцы им насолили.

На фоне этого причудливого мира и разворачивается история мстителя Мирослава Кутшебы. У него в союзниках множество необычных созданий, а сам он нанимается на службу к «марсианину» Новаковскому, якобы для поиска каких-то сокровищ. Подан этот союз несколько невнятно, потому что основную часть романа персонажи только и делают, что куда-то тащатся, кого-то ищут и с кем-то сражаются. Флэшбеки построены по той же схеме, с той лишь разницей, что там мотивы Мирека обозначены более явственно.

Сами герои выписаны достойно, они выглядят живыми и разными, а немного пространный, но хорошо переданный переводчицами язык располагает к дальнейшему чтению. Если бы не слабоватый, на мой взгляд, сюжет, который при желании можно было уложить в половину нынешнего объёма и в четверть пройденной территории, я мог бы назвать роман прекрасным образчиком польского, славянского фэнтези. А так, увы, при достоинствах описаний и концепции, «Мир миров» получился всего лишь средним. Но вспомним, что это был дебют автора, вспомним, что позже им написанный «Район обетованный» я считаю лучшей книгой «Вселенной» за этот год, и понадеемся, что дальше автор набрался опыта и набил руку.

Оценка: 7
– [  23  ] +

Павел Майка «Мир миров»

Ravenor, 27 ноября 2019 г. 01:19

Шаблонного, классического фэнтези уже, считай и не встретишь, поисписались, повывелись авторы, ушла мода на мечи&магию.

Нынче, что ни переводят, ни издают у нас, то обязательно, что-то с выдумкой, каким — нибудь вывертом в сюжете или в построении мира, в необычной системе магии или в самих героях.

Это и хорошо, на самом деле, особенно, когда обещанное в аннотации приключение воплощается на страницах книги живо, красочно и таким образом, что и за развитием сюжета следишь, не отрываясь и персонажам сопереживаешь и о необычном мире хочется узнать больше, с нетерпением ждешь продолжения.

Так вот, ничего из вышеназванного в Мире Миров нет!

Хотя такой потенциал, казалось бы, и главное, с нуля ничего брать не нужно! Весь пласт мирового фольклора в наличии, оживляй, адаптируй к созданному сюжету, да радуйся.

Но вот жизнь вдохнуть, в мир альтернативный нашему, (только с домовыми, русалками и прочими фейри) почему-то не вышло.

По факту у нас блекло и бедно вырисовывающийся картина....Вроде вот, Первая Мировая в разгаре, а тут, ба-бах!

Поналетели, откуда не ждали, злые захватчики-марсиане, фугасами затейливыми землян забросали, много раз подобное уже проделывали в иных мирах и всегда срабатывало, но на нашей старушке Земле что-то пошло не так.

Пришлось и марсианам самим тут осесть, адаптироваться и людям с новыми соседями, как из собственной, так и из пришлой мифологии уживаться.

Но не чувствуется, по ходу повествования, что этот факт хоть кого-то мало-мальски взволновал, ну да, марсиане, ну да, с щупальцами и глазами, бывшие враги, захватчики, но и пофиг...просто еще одна раса, для галочки.

Лучше поставим во главу сюжета банальный квест — «найди и принеси».

А ведь такой сюжетный конфликт из присутствия чужаков в нашем мире можно было бы развить, ничего ведь не прощено и не забыто, гео-политическая карта всего мира перекроена, так что в пору за голову хвататься, ни о каком спокойствии и речи не идет. Все воюют со всеми.

Без какого-то краеугольного конфликта все это перечисление новых государств и фракций, что есть в книге и сформировавшихся на руинах старого мира выглядит скучно и , главное, бессмысленно.

А еще проклюнулась, у автора махровая такая, неприкрытая, русофобия, воплощение всех страхов, стереотипов и обид, какие только бывали на Западе связаны с Россией.

Такого я не встречал, пожалуй, со времен боевиков 90-х.

Хотя стойте!

Нет больше России (Беларуси тоже нет, к слову, но так уж вышло, не повезло), зато есть местный Мордор — Вечная Революция, страна нескончаемого террора, ужаса, рабов и управляемое демоническими КРАСНЫМИ КОМИССАРАМИ, пьющих детскую кровушку и сверкающих красными зенками.

Ненавидят ее буквально все от, по умолчанию, адекватных европейцев и маленького пряничного анклава русских-белогвардейцев, до разумных лесов Беловежской Пущи и Тайги.

В итоге представленный мир похож на криво сшитое из разноцветных лоскутков одеяло, дырявое вдобавок, ни укрыться, ни согреться, только выкинуть.

А по просторам этого чуднОго одеяльца странствует команда главных героев, вернее уныло шляется за самым главным персонажем, ибо и командой они не выглядят и особой роли для сюжета не играют.

Разговаривают они, кстати, все тоже на один манер, про индивидуальность характеров забудьте сразу.

Колдунья, Великан — богатырь, «Иванушка-дурачок», стрелок-алкаш, так и не показавший толком своих потрясающих умений и все прочие, нужны только для того, чтобы главный герой Мирослав Кутшеба не выглядел шизофреником, который болтает сам с собой.

Пара слов о самом Кутшебе, вернее только одно слово — МЕСТЬ!

Это главное в жизни героя и по началу даже не совсем понятно кому он мстит и за что (но точно за что-то зловещее), потом вроде-как вырисовывается драма всей жизни, гибель семьи, о которой мы так ничего и не узнаем (вот такая трагедия!) толком и все.

Какие-то второстепенные черты характера героя также не раскрываются.

Зато есть флэшбеки, целая тонна сбивающих с основной линии сюжета и выбешивающих своей занудностью флэшбеков.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Мало кому удавалось так скучно описать разграбление драконьего логова, нет, я серьезно.

Последнее, что я хотел упомянуть, это злодеи, которые тут....представлены как нечто среднее между продажными чиновниками и злыми бизнесменами.

У них есть фамилии и мотивация в одну строчку.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Если герой хочет МЕСТИ, то они, в свою очередь, хотят ВЛАСТИ

Все.

Расправа над ними вызывает лишь недоумение.

Дескать что?? Вот это вот и есть главная цель и препятствие на пути героя???

Искренне надеялся, что все завершится в одной книге, так как читать было просто нереально скучно.

Ощущения, что герои сражаются, преодолевают препятствия, как-то развиваются личностно и в общении между собой, нет никакого.

Они просто куда-то едут, терпят легкие неудобства и в финале мочат злодеев.

Концовка же, дает явный намек на продолжение, которое я читать точно не буду. Свою плату потерянным временем я уже отдал.

Оценка: 4
– [  15  ] +

Павел Майка «Мир миров»

AliceMadness, 26 октября 2019 г. 19:03

Приступая к чтению новой книги Павла Майки, я планировала написать огроменный и детальный отзыв, раскрывающий все-все детали необычной вселенной «Мира Миров». Но что-то пошло не так и мое во многом положительное отношение к данному роману сменилось на прямо противоположное. Попутно с этим и интерес начал катастрофически угасать. В итоге же, достигнув финала, в моем блокнотике едва ли насчиталась шестерка пунктов, в полной мере раскрывающих мои впечатления. Их и приведу ниже:

1. Повествование здесь крутится вокруг односложных персонажей, представленных такими заезженными архетипами как: «наивный везунчик», «меткий алкаш», «здоровый варвар», «таинственная гадалка» и т.д. Они не удивляют и интересны настолько же, насколько может быть интересна кухонная табуретка.

2. Среди них заметно выделяется главный герой без страха и упрека. Т.е. такой, который напрочь лишен всевозможных недостатков, но при этом обладает и достоинствами всех описанных выше персонажей. Получился такой себе универсальный терминатор и за него вообще не переживаешь.

3. Вместо сюжета, стандартный квест из «пункта А» в «пункт Б» с попутным выпилом всего вражеского личного состава. Все это подкреплено безотказной мотивацией в виде жажды мести главного героя за давно погибшую семью, которую автор даже не потрудился нормально прописать.

4. Хваленый автором мир на поверку оказался тем еще блюдом. Это не сказочный винегрет и не мифологическая солянка. Это нечто среднее между этими яствами. Будто слили в одну кастрюлю и марсиан, и Кощея Бессмертного, и коммунистов, и злобных духов, и Черномора, и технику будущего, и домового. Да, еще и заправили все это дело дешевым майонезом. Бя-я-я!

5. А еще здесь очень много спелой развесистой клюквы. Ну, вот прямо такой, которую так любят пихать в свои произведения западные писатели! Автор здесь на полном серьезе решает вставить в книгу закутанных в кожаные плащи демонов-КГБшников. Представили? Так вот это еще не все! Эти голодные комиссары с красными светящимися глазами не просто так шатаются по опустевшим городам, а ищут вполне себе понятных новорожденных детей и кровь невинных дев. И я сейчас предельно серьезно и нисколько не преувеличиваю!

6. Опять открытый финал и опять развязка, которую читатели могут никогда и не увидеть.

Подводя итог можно сказать, что перед нами достаточно стандартная МТА-книга с посредственным исполнением не очень оригинального сюжета. Вытянуть всё мог нетривиальный сеттинг, но воссоздан он из рук вон плохо и в большинстве моментов ни на что не влияет.

Оценка: «проходняк»

Оценка: 4
– [  12  ] +

Павел Майка «Мир миров»

Lilian, 22 октября 2019 г. 23:47

Роман, в весьма необычной манере сочетающий в себе множество очень разных элементов. Аннотация в этом плане честна, здесь действительно соединились сказки, вера, вторжение инопланетян, магия и сюжет о мести.

Особой глубины от такой смеси ждать не стоит, но декорации построены качественно.

Итак, мир, безвозвратно изменившийся после неудавшегося вторжения инопланетян, когда высвободившаяся «энергия веры» ударила и по человечеству, и по захватчикам, породив магию, мелких богов и демонов, оживших литературных героев и прочее в том же духе. Выжившие стараются приспособиться ко всему этому сумасшествию.

Мир получился любопытный, но нельзя не отметить, что временами автору все же отказывает чувство меры. Получилась смесь стереотипов, сказок и темного фэнтези (судя по количеству жертв и крови). А стереотипы они на то и стереотипы, что нелогичны и однобоки. Ярчайший пример — Вечная Революция, местная империя зла, в изображении которой автор не жалеет темных красок, выворачивая наизнанку множество советских понятий. И это на фоне попыток в иных случаях показать неоднозначность оживших мифов и их способность меняться под воздействием реальности.

Декорации влияют и на форму подачи сюжета. Есть сказочный квест с участием распространенных типажей героев. Есть поход, организованный в поисках наживы — а именно чудом сохранившихся инопланетных технологий. Ну и разумеется, есть история мести, когда главный герой последовательно находит и карает своих обидчиков. Впрочем, при всей предсказуемости итога, происходит это не так уж и просто.

Самый важный момент, определяющий итоговое впечатление от истории. Сюжет о практически непобедимом мстителе по ходу действия умудряется приобрести черты настоящего мифа, что добавляет истории глубины и гармонии — уж очень хорошо сочетаясь с полной оживших мифов картиной мира. Именно за это итоговое впечатление, а также за общее стремление сконструировать необычный, но по своему логичный мир, столь высокая оценка.

История предусматривает продолжение, так как месть главного героя не настигла еще свою последнюю жертву. Но при всем при этом многие линии в романе закончены, подозреваю, что с большинством персонажей мы больше не увидимся — так как для них наступило свое «и жили они долго и счастливо», а это крайне важный рубеж для законов сказки.

Оценка: 8
– [  26  ] +

Павел Майка «Мир миров»

Angvat, 16 октября 2019 г. 16:26

Читая данную книгу, я будто бы провалился больше чем на десяток лет назад в прошлое, когда принимался изучать всяческую непереводную и малоизвестную у нас забугорную фантастику начала девяностых. Теперь там уже так не пишут… В основном, наверное, к счастью.

Итак, мир являет собой очередную вариацию на тему «Shadowrun для не слишком обеспеченных», разве что вместо киберпанка тут немного стимпанк. Наполнение — все тот же поверхностный сказочно-мифологический винегрет, где просто понабросали в одну миску всего, что подвернулось, и наспех перемешали. То, что скажем, в сюжете есть инопланетяне, не влияет вообще ни на что, так как это просто местный аналог эльфов, не более. Когда же дело доходит до России-Матушки, автор скатывается во все тот же смешной оголтелый бред почти тридцатилетней давности про демонов-комиссаров, что заедают потягиваемую из походной фляжки кровь невинных дев плотью младенцев, не забывая при этом расстреливать и своих, и чужих на регулярной основе. А рядом с ними отплясывают кордебалет герои сказок вроде Кощея или Черномора. Как будто снова листаю какую Rage across Russia, думаю, картинки в духе «трое красноармейцев цепляют на отрубленную голову оборотня-белогвардейца табличку «Враг народа» смотрелись бы тут весьма к месту. К слову сказать, не то чтобы в той самой обскурной западной фантастике наш образ стал сильно лучше, но хотя бы «страшилки» немного осовременились (ну там вездесущие «рашн мафиози» или ФСБ, закапывающая ядерные боеголовки посреди европейских столиц). Словом, от ширпотреба тех времен с антуражем в стиле «учил историю и мифологию по раскраскам» книга отличается только уклоном в польский фольклор замест американских реалий (к слову, мою родную страну автор просто от греха подальше целиком засадил Беловежской пущей, спасибо и на том, что не картошкой…)

Сюжет также под стать тем самым опусам девяностых. Герой, что круче переваренных яиц мстит за загубленную (и абсолютно безликую) семью (а также, возможно, хомячка, золотых рыбок и засохший кактус) сильным мира того, разбираясь с ними по очереди. Противостояние проходит в стиле «мамонт-танк против пехотинца с саперной лопаткой», где в роли последнего бедолаги выступают антагонисты, так что, как вы понимаете, дама Интрига уже после пролога приставляет себе револьвер к виску и смело давит курок. Но вернемся к местному, так сказать, сюжету. Преследуя очередную цель, наш мстюн ввязывается в опасное путешествие, которое протекает согласно всем сложившимся штампам подобных произведений и ниппонских игрищ – чудесные летающие суда падают, не довезя героев и близко до цели, посещенные ими мирные городишки непременно обращаются в развалины, а злодейский злодей, вот-сюрприз-то, оказывается таки злодеем, всех предает и начинает водить хороводы с красными комиссарами (разумеется, в перерывах между тем, как те доедают очередных отнятых у кормящих матерей малых отпрысков, рисуют звезды кровью девственниц и расстреливают собственных подчиненных за пролитый чай). Еще у героя есть спутники, которые, согласно все тем же затасканным законам беллетристики, просто таскаются за ним балластом и оттеняют его крутость, иногда попадая в переделки, из которых наш Марек Сью их, разумеется, выручает. Спутники эти, кстати, просто ходячие шаблоны типа деревенский дурачок/великан-громила/цыганка-волшебница и не стоят вообще ни малейшего внимания. Написано все это в, к сожалению не утратившим и нынче популярность, стиле «эпилепсия», когда и так не слишком увлекательное повествование постоянно прерывается воспоминаниями нашего убер-мстителя о том, как он ликвидировал предыдущие цели.

Из околосовременных веяний тут еще и концовка затесалась (а точнее, ее отсутствие). Разумеется, завершить свою вендетту нашему ликвидатору злодейского картона никто не даст, а то о чем же продолжения писать… Увы, законченные произведения нынче вид совсем вымирающий и занесенный в Красную книгу.

В итоге имеем просто достаточно посредственную и поверхностную книгу, коих я в свое время прочитал десятки, разве что родом она из Восточной Европы, а не из дальнего забугорья, что, правда, не сильно на ней сказывается. Я думал, что вещь сия хотя бы повеселит меня, но все, что в ней есть, уже было-было-было, и не раз, и не два (и даже не десять, и не двадцать, если вы, как и я в свое время почитывали всякую ерунду скажем из серии «Мир Тьмы»). И хоть когда-то подобное вызывало во мне картинный гнев, который правда вскоре сменялся безудержным весельем, то теперь лишь навевает скуку.

Оценка: 4
– [  3  ] +

Павел Майка «Мир миров»

Пиноккио, 29 сентября 2019 г. 18:28

Да простится мне такое сравнение, но «Мир миров» напомнил мне произведения о Станиславе Свароге времен похождений Странной Компании. Благо главный герой напоминает Сварога своей бесшабашностью и чувством юмора, у него есть своя Странная Компания, есть своя Мара (точнее, мара), ну и, конечно же, схожий антураж, где происходит действие: города и технологии на уровне XVIII-XIX веков, мертвецы, черти, духи и другая нечисть. В мирах и Сварога и Кутшебы столько всего неизвестного, что надо исследовать, столько всего непонятного с чем надо столкнуться.

Сюжет может и избитый, но мы же читаем такие книги не из-за сюжета. Несмотря на то, что главная линия прерывается второстепенной, этакими флэшбеками, читается на одном дыхании, автор не дает читателю заскучать, постоянно хочется узнать, что же было дальше... По крайней мере, у меня было именно такое желание. Ждем логичное продолжение в виде еще пары-тройки книг, потому что в таком мире миров есть где развернуться.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Павел Майка «Мир миров»

ааа иии, 23 сентября 2019 г. 20:41

В этой книге мир бомбами сдвинут в технофэнтези той ветви, в которой веру в бензобак заливают. 1972 год н. э. — кольчуги, паровозы, курганы, караваны, револьверы, святые, красноармейцы, упыри, гномы, Краков, водка, волки, цыганки, хмурые тучи над границей... Автору нашлось что сказать насчет мифологий, силы сказок и про ассимиляцию инопланетян.

Действие держит чередование двух сюжетных линий.

Младшая — квест пестрой команды ополячившегося марсианина в Диком поле. С уважением к литературной классике, водке и крошащим комиссаров храбрецам.

Та, что постарше — история мести одержимого очень влиятельным и социально значимым людям. Нотки конспирологии, хвостатая официантка, футбольные фанаты...

Стиль напомнил Костинова («Ксенотанское зерно»): законченные мысли, отсутствие изысков и сверхзадач, умеренный пафос, психология и мотивации на тарелочке. Местами срыв в просторечие. Полиграфия в норме.

Рекомендация: при чтении поддерживать некритичное настроение. Воспрещено задаваться вопросами, куда делось население в начале ХХ века перепаханного и перерытого «дикого поля», какая Польша без «14 пунктов» Вильсона, почему в насквозь крестьянской России рулят белые мифы о «хозяине земли» и «красном аду» и как это спутать Николу с Егорием.

Зато колоритно, живо, свежо и дракончик — прелесть.

Оценка: нет
– [  20  ] +

Павел Майка «Мир миров»

Green_Bear, 30 августа 2019 г. 14:24

Роман «Мир миров» Павла Майки, положивший начало одноименному циклу, описывает странную и безумную альтернативную Землю. Сброшенные инопланетными пришельцами в разгар Мировой войны, мифобомбы кардинально поменяли правила, по которым существовало человечество. Отныне людям и марсианам, как прозвали незваных гостей из космоса, приходится уживаться с восставшими из небытия духами, обретшими плоть божествами, ожившими легендарными героями и знаменитыми персонами.

Хотя пролог «Мира миров» своей грубостью и грязью напоминает мрачные нравы подворотен «Господа из дуба» Яцека Комуды, однако уже с первой главы и антураж, и стиль претерпели разительные изменения. С точки зрения устройства и конструкции мира роман очень сильно перекликается со знаменитыми «Иными песнями» Дукая. Однако если у того кратистосы морфируют материю, придавая, впечатывая, фиксируя нужные формы, Майка вознес на алтарь демиургии веру. Именно вера, выраженная в религии и суевериях, идеологии и надежде, теперь творит чудеса, созидает и сокрушает. Именно истовая и яростная вера землян, высвобожденная неожидавшими таких последствий марсианами, сотрясла планету чудовищным катаклизмом. Отныне дома и замки укрепляются многочисленными талисманами, поезда и дирижабли приводятся в движение хранителями, всюду возникают поклоняющиеся местным языческим божествам общины, а кто-то и сам берется за создание собственного бога, покорного и могущественного, вскормленного кровью и жизнями.

Ключевые понятия для сюжета и антуража «Мира миров» — одержимость и безумие. Потерявший всю семью в железнодорожной катастрофе, Мирослав Кутшеба узнает, что гибель сотен людей стала жертвой новоявленному богу, которого создают шестеро беспринципных властолюбцев. Одержимый местью, одержимый поселившейся в его душе марой, Кутшеба, будто неумолимая смерть, идет по следам убийц и вершит возмездие. Если другие персонажи неизбежно претерпевают изменения, то главный герой обязан держаться своей цели, подпитывая пламя гнева и отторгая любые попытки судьбы указать ему иной жизненный путь. Чтобы сюжет не выглядел совсем прямолинейно и предсказуемо, Майка грамотно выстраивает пунктир флэшбеков, которые постепенно открывают читателю, каким образом Кутшебе удалось расправиться с половиной своего списка, невзирая на их влиятельность, богатство и охрану. Но в текущей миссии ставки выросли. Враги настолько боятся мстителя, что лишь сложная комбинация отвлекающих ходов и дезинформации позволит Кутшебе выманить их из тайных укрытий.

Обратившись к всевозможным суевериям, культам и легендам, Майка уже в первых главах, где действие происходит в польских городах, демонстрирует крайне пеструю смесь науки и магии, ожившего фольклора и примет нового времени. Здесь замуровывают людей в сторожевых башнях, третий сын наивно и привольно шагает по миру, а города и страны плотно связаны сеткой Галицийских железных дорог, марсиане спонсируют развитие человеческих технологий и фабрик, тоскуя о своих погибших космических кораблях. Но едва действие переносится за пределы цивилизованных территорий, где кишат орды дикарей и стада демонов, где простираются смертельно опасные леса Вековечной Пущи и грозные чащи Матушки Тайги, где в Диких Полях царит абсолютная вольница, как антураж превращается в безумную и эклектичную коллекцию этюдов, аллюзий и социальной сатиры. И если к казакам или белогвардейцам Майка еще относится добродушно, с малой долей снисходительности, но для Вечной Революции он приберег самые инфернальные краски, старательно выписав идеологического монстра с солдатами-волкодлаками и чернокрылыми комиссарами, которые аккумулируют все эмоции населения в абсолютную ненависть. И на контрасте с мрачной и трагической политической полемикой тут же вклинивается, к примеру, разнузданная литературная игра с цитированием «Руслана и Людмилы», превращая роман в буйный и безумный танец идей.

Здесь-то и кроется движитель всего сюжета, сердце книги. Автору крайне интересна препарация веры, мотивов и целей. В мире Предела даже обычный чудаковатый мститель способен карающим огнем пройтись по земле, если будет по-настоящему одержим своей целью, если сможет втянуть в орбиту своего возмездия других людей и нелюдей. Даже против своей воли Кутшеба разрушает чужие судьбы, но одновременно пополняет свою армию верующих, чья убежденность, надежды и страх усиливают его. Другие герои тоже обустраивают мир под себя, но во всеобщей безумной изменчивости их прочные сооружения легко обращаются в иллюзорные воздушные замки. У автора получился, конечно, фантастический винегрет из мифов, фольклора и общественных течений. Если Кэтрин Валенте конструировала в «Сказках сироты» собственные мифы, то Майка столь же активно играет с чужими, хотя и не так поэтично. Однако при всем при этом «Мир миров» мало кого оставит равнодушным.

Итог: история про одержимого мстителя в сумасшедшем мире оживших верований, мифов и преданий.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Павел Майка «Метро 2033: Район обетованный»

Dobkachleo, 12 июня 2019 г. 17:59

«Король монстров»

Рецензия на «Метро 2033: Район обетованный» Павла Майки

Могу без преувеличения сказать, что я, и не я один, ждал выхода русского издания «Района обетованного» долгие годы. На языке оригинала он вышел ещё в августе 2014 года, а у нас его всё не было и не было. Выпуск перевода превратился едва ли не в шутку, в несбыточную мечту на фоне ежегодных предсказаний о закрытии серии в ближайший год. Однако «Вселенная» живёт и здравствует, и мы всё-таки дождались выхода истинно первого романа о Польше-2033 на русском языке!

Предыдущим романом, переведённым с польского, оказалась «Бездна» Роберта Шмидта. Её перевёл Сергей Легеза, не раз признававшийся, что он большой поклонник творчества Павла Майки. Судьба распорядилась иначе, и переводить первый метро-роман (а на самом деле оба) его любимого автора поручили другому переводчику, точнее, переводчице — Марине Тогобецкой. Мне сразу бросилась в глаза разница в подходе к переводу. Так как до этого я читал переведённые Сергеем романы «Бездна» Шмидта и «Сезон гроз» Сапковского, а также рассказ «Горный» самого Майки, я могу судить с некой долей уверенности об этой разнице. И при всём уважении к таланту Легезы, так вышло, что переводческий стиль Тогобецкой мне пришёлся по душе больше. Известно, что она достаточно быстро и качественно переводит, и на неё «повесили» всех ещё не охваченных русскими изданиями поляков «Метро». По прочтении «Района…» убедился, что она своё дело знает, и если бы не то и дело встречающиеся опечатки, этот перевод можно было назвать буквально идеальным.

Свой вклад внёс и оригинальный текст. Безусловно, бывают случаи, когда перевод оказывается лучше оригинала; хорошо, если на одном уровне; нередко получается, что локализованная версия проигрывает изначальной. Тем не менее, всех роднит зависимость от текста-первоисточника. Если он объективно плох, сделать из него конфетку не удастся при всём желании, как мне кажется, какими бы «кружевами» не украсил бы переводчик свою версию. «Район обетованный», на мой взгляд, получился замечательным с самого начала. Знакомые поляки рассказывали, что им в большинстве своём понравилась больше «Бездна», что и определило в конечном итоге её более ранний выход. Однако каждый читатель, вне зависимости от страны происхождения, имеют свою систему ценностей и вкусов, с которой он соотносит всё вокруг. Поэтому если кому-то роман Роберта зашёл (или зайдёт) лучше, чем Павла, это нормально. Мне же, как все уже поняли, по душе больше пришёлся всё-таки «Район…». Почему же?

Фантастика — жанр, недалеко ушедший от сказки, отчего многие, даже те, кто ей зачитывается, считают её развлекательным чтивом, забывая старую русскую пословицу: «Сказка — ложь, да в ней намёк: добрым мо́лодцам урок!». Авторы обычно это понимают и стараются вложить в свои произведения какую-то важную мысль, а то и протащить целую философскую концепцию (как, например, поступил Айзек Азимов). Павел Майка много раз заостряет внимание на культурной, социальной, исторической ценности искусства, а также — совершенно с другого бока — обличает человеческую жадность, подлость, враждебность по отношению к ближним своим. Его герои сетуют на ошибки, допущенные человечеством, которые никуда с ядерной войной не делись, откуда делают вывод, что наша цивилизация обречена, если не пойдёт навстречу изменениям. Другое дело, что надо понять: насколько значительны будут изменения, сохранится ли род людской в лице своих преемников? Однозначного ответа не ждите, лучше подумайте головой на плечах.

Отдельной похвалы заслуживает отношение автора к России, высказанное в романе. Самый первый роман «Вселенной Метро 2033» на польском языке отдаёт дань уважения родине проекта, как в историческом, так и в чисто человеческом плане. Один из ключевых героев — сталкер-одиночка, коих зовут духами, Весельчак, он же Русский. Коммунистка Нинель, при всей забавности как своей, так и хиппи-версии идеологии, долгие десятки лет проповедавшейся на территории России, тогда СССР, — один из самых колоритных персонажей романа. В Музее три из четырёх представленных в книге летательных аппаратов оказываются русскими (разве что не понял, почему их страной производства указывалась именно Россия, а не Советский Союз, но, может, там пишут современное государство). Есть одна небольшая фактологическая ошибочка, высказанная тем самым Русским: он говорит, что Ми-4А летали даже накануне ядерной войны, читай в 2013 году, хотя они устарели ещё в семидесятых, уступив Ми-8. Хотя, может, дух не особо разбирался в вертолётах… Можно при желании узреть какие-то параллели между часто называемой на Западе агрессивной Российской Федерацией и агрессивной Федерацией УСНХ, но она устроена поляками в Польше, использует местную символику и основывается на местных законах и традициях, так что, полагаю, на слове «Федерация» сходства обрываются.

Подводя итог, назову «Район обетованный» достойным представителем польской фантастической литературы вообще и «Вселенной Метро 2033» в частности. Отдельная похвала и переводчице, донёсшей мысли автора до русскоязычных читателей. Теперь будем с нетерпением ждать выхода «Человека обетованного» на русском!

Оценка: 10
– [  3  ] +

Павел Майка «Tropy w cieniach»

Vladimir Puziy, 3 декабря 2018 г. 13:57

Традиционная для Майки история о том, как сила нашего воображения влияет на реальный мир -- и изменяет его, порой не самым очевидным образом. Что здесь для Майки не характерно (но, увы, присутствует): затянутость, чрезмерность текста. Много лишних уточнений, деталей, фраз, которые никак не работают ни на идею, ни на сюжет, ни на раскрытие образов. Да и сам герой -- на минуточку, инспектор полиции! -- оказывается скорее наблюдателем, всех его действий-то: вовремя выстрелить в чудовище да сделать предложение девушке. Детективный сюжет на поверку оказывается историей о Словах Бога, которые не вполощены, но хотят воплотится... Всё это излагает на нескольких страницах Герберт, представьте себе, Уэллс (причём монолог его прерывается лишними же репликами о выпивке и проч., что затягивает сцену ещё больше).

Откровенно говоря, удивлён, что этот рассказ написан Майкой в 2007-м, когда на его счету уже было множество талантливых и оригинальных рассказов. Впрочем, подозреваю, в 2007-м его могли впервые _опубликовать_ (причём заметим, что -- только в электронной форме), а написать его автор мог раньше, до «Необходимости чуда» или «Послемирья». Что самое досадное: фантастическое допущение интересное, его бы развить в полноценную историю... Впрочем, может, рано или поздно он это сделает?.. Посмотрим.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Павел Майка «Там трудись, рука моя, там свисти, мой бич»

Al_cluw, 8 декабря 2017 г. 14:07

Новый сборник — новый автор.

Стандартная вроде тема — после инопланетного вторжения, чужаки «спрятались» среди людей, и как их распознать? Поднималась в НФ часто, один из лучших романов у Хайнлайна тоже на эту тему. А тут небольшая повесть, даже рассказ. И оказалось, что новый (для меня) польский автор смог удивить, обыграв банальную историю совсем нестандартно. Несмотря на «польскость», мне понравилось. Если все таки этот автор будет у нас издаваться (а надежда на это определенно есть, и даже кажется можно рассчитывать на 2 тома), то ознакомится с его фантастическими романами определенно стоит.

Оценка: 7
– [  15  ] +

Павел Майка «Wojny przestrzeni»

Vladimir Puziy, 29 ноября 2017 г. 01:11

Второй том начинается неожиданно -- с 2125 года. Это бодрит. :) Как и первая же сцена: оживление скелета богини Тиамат в космосе, рядом с Каллипсо.

Сперва создаётся впечатление, что автор прыгнул слишком далеко вперёд -- после семидесятых-то лет прошлого века! Но уже с третьей главы становится ясно, что нас ждёт, по сути, две истории: одна происходит через несколько лет после завершения «Мира миров», вторая -- в далёком для них и для нас будущем. Но по сути, всё это части единой истории, и -- как и в случае с «Миром миров» -- обе линии очень аккуратно и рационально совмещены одна с другой.

Следует отдать Майке должное: при кажущемся эклектизме он ухитряется сплавить в единое целое полёты в космосе, древних богов, мир живых картин, оживших персонажей из различных книг и даже авторов этих книг. Получается задорно, весело и гармонично. Пожалуй, в последний раз настолько же удачный «капустник» я читал только у Желязны, в его «Ночи...»

При этом Майка, когда ему нужно, может перейти от юмора к вполне серьёзным материям (здесь, при всей несхожести приёмов, тем, интонаций, он, пожалуй, сродни зрелому Пратчетту). Без умения выйти на по-настоящему серьёзный тон книги Павла, пожалуй, были бы забавным развлечением на один раз, прочитал и забыл; что само по себе тоже не так уж и плохо. Однако способность говорить о сложных и трудных вопросах делает эти романы чем-то большим. Разумеется, не «литературой высокой полки»; на это Майка и не претендует. Вместе с тем это качественные книги, к которым лично мне хочется возвращаться время от времени.

Второй том закрывает линию мести Кутребы, но оставляет несколько серьёзных вопросов и сулит продолжение. Насколько знаю, автор над ним уже активно работает, и учитывая то, насколько непохожими были первый и второй том цикла, можно только предвкушать, что же нам готовят в третьем...

Ах да, и ещё есть рассказы, посвящённые второстепенным персонажам основной линии. Первый из этих рассказов, увы, будет понятен лишь после прочтения второго романа цикла, более того -- он сюжетно не завершён, похоже, автор планирует сделать нечто вроде книги-вбоквела из рассказов, по примеру того же «Рыцаря Семи королевств». Второй же рассказ вполне самодостаточен и атмосферен, с него и началось знакомство наших читателей с этим циклом Майки. Но им, к счастью, не закончится... ;)

Оценка: 9
– [  17  ] +

Павел Майка «Мир миров»

Vladimir Puziy, 23 ноября 2017 г. 17:52

Дебютный роман Павла Майки на самом-то деле вовсе и не дебютный: космоопера «Пастбища небесные» была написана раньше, но задержалась в издательских лабиринтах на более долгий срок. Впрочем, премию Жулавского он получил за обе книги, -- и по-моему, вполне заслуженно.

О чём же «Мир миров» (само название которого на русский буквально переводить, пожалуй, не стоит: возникает лишняя коннотация)? Это книга о мести: главный герой ею буквально одержим и готов ради этого на всё, в том числе -- на то, чтобы пережить смерть (что мы и видим в прологе).

Это, безусловно, тот самый характерный для современной польской фантастики тип «wierd»-текстов, которые -- если разобраться -- представляют собой смешение нескольких классических поджанров: мифическое фэнтези, историческое фэнтези, альтернативка, немного стимпанка... Мир, который пережил атаку якобы уэллсовских марсиан, и с тех пор кардинально изменился. Мифические, фольклорные и литературные персонажи существуют рядом с людьми, как и «марсиане», которые в этой версии реальности отнюдь не вымерли из-за земных вирусов. Соединение «космоса» и «мифа» мы видели и прежде, у того же Колодзейчака -- но Майку эпигоном не назовёшь. Он скорее работает в традиции, причём восходящей к Желязны. Роман, безусловно, посвящён стереотипам: России, которой никогда не было, Польше, которой никогда не было, -- и т.д. Реальная история проступает сквозь облик призраков лишь иногда, в виде треснувших черепов и обожжённых лиц; а «сказочный», фэнтезийный мир не сулит на самом-то деле ни прекрасных чудес, ни избавления от тёмной натуры человека. Магию используют не для того, чтобы сделать людей счастливее, свободнее или лучше. Другое дело -- устроить катастрофу, чтобы в массовом жертвоприношении создать собственного карманного бога-на-шестерых. Или на землях богини Вечной Революции воплощать в жизнь сюжет замятинского «Мы». И даже в тихом, почти эдемском городке-утопии от судьбы не скрыться. (Да что там, даже как бы не единственный идеальный вторичный -- в рамках изображаемой реальности -- мир, мир живых картин, тоже в конце концов начинает меняться отнюдь не в лучшую сторону).

И оказывается, что именно идеалист-мститель Мирослав Кутшеба и разношёрстная компания его помощников -- те, кто на самом деле способен вернуть миру хотя бы толику собственно мира. Или, по крайней мере, так кажется на первый взгляд...

Роман по-хорошему литературоцентричен (опять же, совершенно в традиции Желязны, Колодзейчака и прочих старших товарищей по профессии). Отсылки к «Руслану и Людмиле», «Мы», трилогии Сенкевича, Грабинскому, польским легендам, Уэллсу порой вполне очевидны -- и составляют ещё один важный для понимания книги слой.

Второй том вышел три года спустя и оказался весьма необычным продолжением, но обо всём в свой черёд...

Оценка: 9
– [  3  ] +

Павел Майка «Необходимость чуда»

Vladimir Puziy, 5 ноября 2017 г. 22:58

В принципе, в этом рассказе уже видно то, что станет со временем фирменными признаками прозы Майки: ироничность, любовь к литературной игре, динамичный сюжет и идейная составляющая. Ему важно не только «как», но и «о чём». И это «о чём» -- преимущественно то, что называют «вечными вопросами».

При этом Майка, как и любимый его автор, Роджер Желязны, подчёркнуто интертекстуален: у него хватает отсылок к мифологии, истории, известным литературным произведениям. Всё это подразумевает некий завышенный порог вхождения в текст, хотя на самом-то деле большинство отсылок читатель возьмёт без труда.

Ещё одна особенность его прозы (заметная не только в романах, но и в малой форме) -- умение «докрутить» концепцию, повернуть её под разными углами, исследовать сразу несколько аспектов фантастического допущения.

В итоге получаем образец качественной развлекательной фантастики с двойным дном. Учитывая, что Майка практически в каждом тексте экспериментирует, очень интересно наблюдать за его развитием и ростом -- мне кажется, он преподнесёт читателю ещё немало сюрпризов.

Оценка: 8
⇑ Наверх