fantlab ru

Все отзывы на произведения Натальи Иртениной

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Наталья Иртенина «Охота на Церковь»

volodihin, 28 февраля 00:19

Не ищите в этом романе фантастику. Ее почти нет. Разве что недолгие заходы в христианскую мистику.

А вот если хотите увидеть НКВД за работой в 1937 году, что ж, очень и очень рекомендую книгу Иртениной.

Вещь страшная, рассказ о репрессиях — без прикрас и со знанием дела. Очень хорошо видно, что автор, до того, как начал писать, погрузился в источники и вынес оттуда ценную информацию.

Репрессии несколько смещены в сторону охоты на священников, поскольку Наталью Иртенину вообще интересует история Русской церкви. Но в романе не только про Церковь. Тут и про работу НКВД, и про юную фронду, и про то, как народ, в большинстве своем, ненавидел власть, а власть отвечала задорным террором. Про пытки, и про расправы, и про то, из кого формировался корпус офицеров НКВД.

Очень хорошо, что Иртенина не умеет врать. Она пишет то, что было, и наплевать на нужды «текущего момента в политике». Поэтому, можно со всей определенностью сказать, что роман ее наполнен правдой факта.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Наталья Иртенина «Чудское городище»

ХельгиИнгварссон, 16 декабря 2022 г. 13:58

***Хороший недописанный роман***

***

«Чудское городище» Натальи Иртениной усложнено много больше, чем хочется видеть среднестатистическому читателю на пятидесяти пяти страницах. Трудно одновременно усваивать новую информацию, систематизировать её, следить за хитросплетениями сюжета и наслаждаться чтением. Проще говоря, форма и ритм текста кажутся несоответствующими содержанию и темпу сразу по нескольким пунктам. Это единственный недостаток повести, но он критический.

Во-первых, в произведении использовано много устаревшей лексики, часто поданной в диалектном произношении. Экзотика хороша отнюдь не по нескольку историзмов и архаизмов на абзац. Даже если добавить поясняющие сноски на каждой странице, это не поможет – массив сопроводительной информации попросту заслонит художественный текст. Так или иначе, но смысл ускользает, не рождая визуальные образы, а задушенный лавиной «абракадабры» ритм замедляется и сбоит.

Во-вторых, персонажи, время и место действия сопротивляются опознанию и систематизации. До упоминания давно прошедшего Куликова поля и недавно завоёванного Витовтом литовским Смоленска все действующие -ичи родом будто из сказки. Да и после – если читатель не историк, держащий в уме генеалогические таблицы бояр и князей Руси конца 14-го – начала 15-го веков. Используемые автором топонимы также нельзя назвать ни современными, ни общеизвестными.

В-третьих, линейный сюжет повести избыточно разветвлён, а это прерывает темп. Одновременно ведутся два героя – он параллельный. Но посвящённое им время хаотично разорвано и кусками выпадает из поля зрения – ещё и дискретный. Имеется рамочная композиция, чтобы основное событие в жизни одного казалось лишь незначительным эпизодом для другого. А ведь перед нами не часть цикла, а самостоятельное произведение. Мало? Есть ещё экскурсы в прошлое и вставные микросюжеты.

***

«Чудское городище» совмещает в себе три узнаваемые фольклорные традиции: предание о боярине-богатыре на службе великих князей Московских, бывальщину о нечистом месте и легенду об основании монастыря. Мне неизвестно, существует ли в реальности, предположим, Чудской монастырь на реке Согоже, нашла ли и переработала Н. Иртенина истории о нём – или же создала всё по схеме указанных жанров самостоятельно. Для этого нужен более компетентный специалист.

Богатырь и первый герой здесь – Иван Микулич, за любимое своё оружие прозванный Палица. После верной тридцатипятилетней службы получил позволение соорудить крепостицу для охраны солеварен, чтобы осесть в ней. Силой и нравом похож на Илью Муромца – мужик в летах, не гордый и простой. По пути, как водится, остановился на пиру и узнал о нечисти, разбойничках и пропавшей девице. Конечно же, весьма заинтересовался и решил помочь. Увы, действует лишь в начале и конце истории.

Нечистое место – Чудское городище, развалины поселения чуди на холме посреди леса, что у реки Согожи. Объединяет несколько бывальщин: о духах природы, привидениях, кладе, нечистой силе и колдунах. Почти всё обыграно стандартно, кое-что фрагментарно или даже оборвано. Исключение составляет лишь колдун, совмещающий бывальщину с историческим преданием. Противостояние его со вторым героем – буйным дураком Гришкой Хабаром – составляет основную часть повествования.

Легенда об основании монастыря также поликомпонентна: на том нечистом месте уже пытались поселиться монахи, да не преуспели; и по итогу выходит, что монастырю всё же быть. Ради этого вводятся чуть не ставший третьим героем монашек Андроник, чудеса от невинноубиенных, крест и молитва супротив нечистой силы. К сожалению, и здесь столь редкая в традиционной трактовке христианская мистика осталась едва намеченной. Создаётся впечатление, что её добавляли в уже готовый текст.

***

В целом о «Чудском городище» можно сказать одно: ему не хватает объёма. В произведение заложено многое, оно интересно, умно, экзотично на русской основе, познавательно и по-современному лихо закручено… но его будто резали по живому, безжалостно сокращая и комкая для соответствия строго определённому количеству знаков. Конкретно эта повесть из тех, что способна без «воды», «мыла», шутовства и разговоров ни о чём развернуться в полноценный роман.

О чём мог бы быть этот роман? О трёх путях, временно соединивших трёх очень разных героев. Служилого богатыря, несдержанного дурака-правдолюба боярских кровей и никому не известного чернеца. Государственное, мирское и духовное. О том, что лишь вместе можно победить зло, возросшее из… чего? Корни его тянутся к самому Куликову полю, и авторский посыл лишь только начинает угадываться, когда повествование обрывается. Очень, очень жаль.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Наталья Иртенина «Тихонова слобода»

Nastya Chernova, 15 сентября 2021 г. 17:52

«Тихонова слобода» – это история в двух измерениях. Два сюжета – времен XV века, стояние на Угре (1480 г.) и ХХ века, уже советской реальности (1936 г.), оказываются тесно связанными. Написано увлекательно, читается на одном дыхании. В некоторых местах не только страшно или грустно, но и смешно. Красочны мистические видения чекиста, который, впрочем, трактует их по-своему и Богородицу принимает за «товарища колхозницу».

Или, например, атаман, князь Григорий, когда замечает, что игумен Тихон исчезает по ночам в дупле дерева, предполагает, что там хранится московское серебро. «Третью ночь он выстаивал на морозе, дожидаясь, чтоб Тихон вылез из монастырской казны». И тот и другой герой, и чекист, сержант госбезопасноти Гущин, и атаман, размышляющий, стоит ли ему служить Москве – герои разных эпох, окажутся в чем-то едины: через непонимание, ошибки и заблуждения они придут к иному, новому пониманию жизни, и духовное преображение коснется их сердец. Судьба этих героев и судьба Родины окажутся едиными.

«Не вернутся! – крикнул вослед казакам атаман. – Нет теперь татарской сабли над Москвой. Никого теперь над ней нет, кроме Бога одного!..»

Оценка: 10
– [  3  ] +

Наталья Иртенина «Багряные ризы»

volodihin, 18 июня 2021 г. 23:26

Фантастики тут почти нет, если не считать элементов христианской мистики. Но роман истинно хорош, поскольку он с необыкновенной точностью показывает, что такое гонения на Церковь в первый же год советской власти (а дальше только хуже будет). Книга получилась беспощадно правдивой.

И еще это своего рода «путеводитель» по московским новомученикам: отец Иоанн Восторгов, отец Неофит Любимов, св. Константин Богородский... Уже ради их «портретов» стоит приобрести и прочитать роман.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Наталья Иртенина «Тихонова слобода»

volodihin, 12 апреля 2021 г. 00:10

Образец историко-мистического формата. Читая, вспоминал отличнейший рассказ Артура Конан Дойла «Сквозь пелену».

У Иртениной, в общем-то, дело не в том, что XV век прорывается в XX, этого, в сущности, нет. Общность времен состоит в том, что поток темной силы может прорваться когда угодно и куда угодно, принимая разные обличья. Рубежом обороны в является не река и не какая-нибудь иная линия на карте, а человеческая душа. Вера — вот главная оборонительная сила, не имея ее, будешь этим темным потоком губительно опрокинут, имея же, поймешь, как сопротивляться, и можешь увидеть победу, ибо за тобой встанет сила большая, чем все ресурсы, коими ты, как человек, располагаешь.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Наталья Иртенина «Аут»

slavakaban, 10 апреля 2019 г. 19:03

Возможно, у меня какая-то не такая психология, не знаю, но, закрывая эту книгу мне захотелось перечитать страницу 268: «Хотелось изблевать из себя ту дрянь...», которую я прочитал. Главный герой — Кубик (хорошо, что не Шарик), главный гад и не гад какой-то, персонажи (ВСЕ !!!) психи, обязательно — секс, сиськи и ягодицы, в итоге самый главный гад/дух в 2004-м овладел сознанием носителя — прямой намёк на демоническую суть В.В.П.? Извините, муть. Различные мелочи добавляют веселья. Ну, вроде «тяжелого стола из люминосплава», или то , как Кубик «... обвешал себя дополнительным оружием. Десяток автоматов с запасом сменных обойм, лучевые пушки, гранаты и портативный гранатомет, два ручных пулемета, парочка дистанционных шокеров, и, пожалуй, хватит для начала.» Не надорвался, бедняга? Надо было ещё танк в карман засунуть, поскольку «вешать на себя» видимо, было уже некуда.

Оценка: нет
– [  1  ] +

Наталья Иртенина «Лицей особого назначения»

volodihin, 22 октября 2018 г. 20:56

Думаю, эта вещь изо всех, вошедших в сборник, в наибольшей степени являет крепость веры автора. Так мог написать только человек, постоянно и ко всему в жизни прикладывающий аршин веры.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Наталья Иртенина «Русь на Мурмане»

sergej210477, 15 сентября 2017 г. 14:31

Роман, начавшийся как история про приключения озорного мальчишки Митрохи Хабарова, неожиданно для меня, перерос в целую эпопею, описывающую историю русского Севера, на протяжении всего XVI века.

Автор, взяв за основу подлинные исторических документы той эпохи — «Житие преподобного Трифона Печенгского» и труды Авраамия Палицына, создала достаточно сложный, но от этого не менее захватывающее, художественное произведение.

По-жанру, получился исторический роман, щедро разбавленной мистикой. Но от этого книга не теряет своей реалистичности и органичности. Это произведение очень напоминает книги другого автора, пишущего в таком же жанре — Алексея Иванова. Например, его «Сердце Пармы», или «Золото бунта». Только, у Иванова — средневековая Пермь, а у Иртениной — Мурман.

Очень хорошо у автора вышло создать яркие и живые образы героев — монахов, разбойников, служивых людей. И огромный плюс — персонажи не односторонние — герои или злодеи, а реальные люди, со сложными характерами, постоянно изменяющимися и динамичными. Поэтому, книга, начинающаяся как приключенческий роман, выросла в глубокое, сложное и психологически интересное произведение.

Роман шикарный — увлекательный, написан отличным языком. Только из недостатков, я отмечу, что писательница слишком увлеклась этническими словами, названиями и именами. Уж очень трудно читать все эти карельские и саамские труднопроизносимые термины. Да, это добавляет книге специфический колорит, но режет глаз.

Непременно познакомлюсь с другими книгами Н. Иртениной, и, надеюсь, они будут такого же высокого уровня, как и «Русь на Мурмане».

Оценка: 8
– [  6  ] +

Наталья Иртенина «Русь на Мурмане»

volodihin, 6 июня 2016 г. 13:32

Это историко-мистический роман. Несмотря на наличие магии, колдовских артефактов, неких «мест темной силы», это именно мистика, а не фэнтези. В сущности, роман посвящен противоборству христианства и бесовщины на Русском Севере. С точки зрения стилистики это сделано очень интересно и оригинально: язык очень «густой» в смысле исторических и фольклорных реалий. С точки зрения временного охвата — вообще великолепно: вышла своего рода историческая хроника со времен Ивана Великого до времен Федора Ивановича.

Особой похвалы достоин язык повествования: чрезвычайно «густой», насыщенный средневековыми реалиями, можно сказать, экспериментальный; впрочем, воспринимается он без напряга.

У романа есть «приквел» — повесть «Чудское городище», опубликованная в сборнике «Terra Sacralis».

Фрагменты романа в виде отдельных повестей и рассказов публиковались в альманахе «Соловецкое море», в сборниках «Мистикон», «Мистикон-2», «Мистикон-3».

Оценка: 10
– [  1  ] +

Наталья Иртенина «Меч Константина»

volodihin, 20 сентября 2015 г. 01:39

А на мой взгляд в книге всё четко расставлено о местам. Иртенина вообще логик, и сюжеты она неизменно вяжет так. чтобы никаких недосказанностей не осталось.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Наталья Иртенина «Самозванец»

Sawwin, 13 февраля 2015 г. 19:10

Несомненно словомельницы Фрица Лейбера впечатляют куда сильнее, чем компьютеры, на которых букеры Иртениной создают свои шедевры. А механический пёс Рэя Бредбери ужасней позорного столба, к которому букеры приговаривают героя рассказа. Что касается концовки иртенинского произведения, то оно встречалось в фантастике десятки, а возможно, и сотни раз. Зато штампованная концовка снимает сразу два ляпа. Ведь в реальности отстоять у позорного столба трое суток без перерыва физически невозможно, любой, самый могучий человек помрёт к концу вторых суток. Опять же, какую рекламу создали бы букеры писателю, если бы в самом деле поставили его к столбу! Но, минус на минус даёт... нет, не плюс, а ноль. В рассказе не остаётся ничего самостоятельного. Не иначе, создан он на букеровском компе.

Оценка: 4
– [  3  ] +

Наталья Иртенина «Андрей Рублёв, инок»

volodihin, 22 декабря 2014 г. 02:33

Мудрая попытка послать подальше всю громадную интеллигентскую традицию восприятия Древней Руси времен Андрея Рублева и Василия I и дать читателю принципиально иной ракурс. Попытка, на мой взгляд, удавшаяся.

Из фантастики -- то, что относится к христианской мистике.

Оценка: 10
– [  -1  ] +

Наталья Иртенина «Застенок»

volodihin, 1 сентября 2014 г. 03:55

Подозреваю, что это второе название другой публикации, которая вышла на бумаге, но не пойму, что это за «бумажная» вещь. Хорошо бы автор сам сказал.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Наталья Иртенина «Меч Константина»

Нойкед, 24 февраля 2012 г. 14:27

Неоднозначные впечатления от книги остались. С одной стороны интересная задумка и идея, фабула произведения также интересна. Язык у автора, в принципе, неплохой. Порадовали как обычно зарисовки из повседневной жизни отдельных персонажей романа.

С другой стороны, к середине произведения несмотря на то, что тема мне реально интересна (основная идея — борьба за души нашего народе против всякой иноземной пропаганды), сложилось впечатление, что автор то собственно как развить тему особо не знает, да и не стремиться узнать, а только мучается.

Плюсов, опять же, больше, чем минусов, но тем не менее не оставляет всю книгу чувство какой то недосказанности что ли. Как будто ждёшь от автора чего то, объясний происходящего, которые помогут разобраться. Но всё сводится к красивому финалу и аллес... Перекуём мечи на перья для бумаги??

Оценка: 6
⇑ Наверх