fantlab ru

Все отзывы на произведения Елены Клещенко

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Елена Клещенко «Владимир Орлов «Людмила и Мелия»

majj-s, 18 марта 12:56

Еще одна писательница, о которой я прежде не слышала и с которой обязательно познакомлюсь поближе. Такая, очень орловская по духу и букве история в антураже семидесятых. Русалка-щекотуха на набережной, дриада в античной статуе, украшающей институтский сад. Бедная девушка, которую злыдня-сестра и ее гадкий муженек сживают со свету, да так все плохо, что хоть топись. Квартирный вопрос, однако, актуален не только для москвичей, но также для яузских утопленниц, к счастью для Людмилы.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Елена Клещенко «Я ничего не могу сделать»

Etamin, 10 февраля 14:26

Весьма удачный фанфик, осваивающий новые «территории» на планете Саракш. Жизнь и государственный уклад страны Хонти, о которой в «Обитаемом острове» практически ничего не сообщалось, придумана фактически с нуля. И очень успешно. Даже албанско-венгерский стиль имен заменен на что-то другое. Связь с собственно ОО присутствует только в начале и конце. Написано хорошим стилем, с проработкой почти всех персонажей. Да и главная идея повести нестандартна и оригинальна. Причем настолько, что читателю почти до самого конца трудно понять, в чем кроется секрет правящего класса Хонти. А поняв, можно сделать дальнейшие выводы, спроецировав основной посыл на происходящее в современном мире прямо сейчас...

Несомненно, одно из лучших продолжений, когда-либо написанных по книгам АБС.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Елена Клещенко «Наследники Фауста»

kerigma, 26 октября 2023 г. 20:52

Привычка выбирать книгу по понравившемуся названию, не читая аннотацию, опять сыграла со мной злую шутку: роман оказался реально про наследников Фауста. Ну поймите меня правильно, чего ждешь от современного русского романа с таким названием? Историю про каких-нибудь ученых химиков, которые двигают рубежи науки и делают при этом сомнительные моральные выборы.

А оказалось, что роман реально про наследников Фауста, то есть про его дочь и ученика. И дело происходит в Европе в эпоху географических открытий, ведьм еще жгут, но в Новый свет уже плавают.

Более того, оказалось, что это самый что ни на есть женский роман. Потому что если убрать весь антураж про ученость и дьявола, сюжет состоит в том, как бедная золушка нашла свою любовь, преодолела с ним все жизненные препятствия, родила сына, и зажили они счастливо. В итоге это как-то даже обескураживает, насколько просто все оказалось в конце и зачем было приплетать сюда Фауста. В целом ощущение такое, будто читаешь очень хороший, качественно написанный и продуманный фанфик, такую сайд-стори к основой линии (собственно Фауста, который к началу действия романа уже умер, но не совсем). Автор очень нежно и вдумчиво подходит ко всему историческому антуражу, и ни один из персонажей ни словами, ни поступками не вызывает особых сомнений, как и общий сюжетный сеттинг. Это очень хорошо, особенно учитывая, как у нас любят писать про «условное Средневековье» и какую степень исторической безграмотности обычно демонстрируют. Возможно, специалист найдет в исторических реалиях романа нестыковки, но мне ничего буквально не резануло глаз.

Я еще хотела в начале написать (до того, как дочитала), что роман читается так, будто он написан в 19 веке. Не совсем что-то из Бронте, но около того. И дело даже не в сюжете, который представляет историю девицы, нашедшей свое счастье, а больше в стиле — плавном, полном мелкими деталями, каком-то очень аккуратном. В целом сюжет развивается довольно плавно, есть, конечно, несколько роялей в кустах (главный из которых — как внезапно героиня нашла в новом городе свою работу и любовь), но в остальном все так, как и ожидаешь в романах именно 19 века. Даже дьявол именно такой — немного «домашнего» вида, не страшный. То, что делают люди в этом романе, оказывается гораздо неожиданнее и страшнее — но это традиция Леонида Андреева, плющевые дьяволы. Единственная часть, которая сильно выбивается из общего плавного и логичного хода повествования — это внезапная и довольно короткая (!) поездка лирического героя в Америку. «Мне в Париж по делу срочно». Рояль на пути туда и рояль на пути обратно. Понятно, что для того, чтобы героиня испила свою чашу приключений сполна, прежде чем погрузиться в семейное счастье, надо было куда-то удалить героя, но это уж, простите, «Анжелика в Новом свете». С одной стороны, письма из Нового света — самая интересная часть, с другой стороны, это совсем не пришивается к остальному повествованию.

Читала не без удовольствия, хотя сцены с дьяволом как раз самые скучные (потому что предсказуемые), да и в остальном быстро становится понятно, к чему все идет (кроме Америки), но написано славно.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Елена Клещенко «Младший»

krakhno1, 21 августа 2023 г. 11:40

Рассказ о драконах, простенький, но приятный и добротно написанный. С мягкой иронией раскрыты взаимоотношения старшей и младшей голов — ведь, оказывается, они вырастают не сразу, и Старший обязан посвятить Младшего в драконье мировосприятие и понимание основополагающих вещей — вражды, любви, продления рода, отношения к людям. Чего-то, может, и не хватает, но это именно рассказ. И не худщий в сборнике.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Елена Клещенко «Дело об украденной трилогии»

Sergio Blanc, 3 июля 2023 г. 18:34

Третья история из цикла «Детективы ближайшего будущего», прочитанная мной.

Что сказать? Забавная тема вышла. Ни разу ещё не сталкивался с такой версией интеллектуального литературного «пиратства» как описаннная в этом рассказе.

Одним она может показаться весьма научной, оригинальной и даже остроумной. Другим — псевдонаучной и слегка тошнотворной. Да-да, только представишь всю эту диарею и «фекальную микрофлору». Кофе-машина, мороженое и неудовлетворённые амбиции — вот всё, что нужно, чтобы украсть бестселлер.

Серёжа Островски как всегда оказался на высоте, о вот мотивация «вора» мне так и осталась непонятной. Ну да, Ктулху с ней, с мотивацией-то. Важно другое, а именно способ копирования информации, изобретённый буйной фантазией писательницы.

То, что с воображением у Клещенко всё нормально — это понятно. Жаль, что оно направлено частично в сторону канализации.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Елена Клещенко «Луна родилась из мысли»

Sergio Blanc, 1 июля 2023 г. 14:26

Малоправдоподобная, затянутая и довольно скучная история о том, как детектив Сергей Островски (да-да, без буквы «й» на конце) расследует уникальный случай, связанный с утечкой генных технологий. Чтобы было понятно в чём суть истории разрешите пару цитат:

- «Скопирован проект вектора – искусственной генетической конструкции, способной к трансфекции в клетки человека и кодирующей высокоэффективные регуляторы генов…»

- «... эта штука повышает умственные способности ОЧЕНЬ сильно. Носитель вектора настолько умнее нас с тобой, насколько ты умнее шимпанзе или трехлетнего ребенка. По сути, он уже не человек, а нечто другое. И это наследуется.»

Задача перед детективом проста — найти в ограниченном пространстве лунной базы под названием Сэнгера учёного, который сделал это. Наш герой с задачей справляется (или вы думали иначе?), но делает это очень предсказуемо — во-первых, и очень на мой взгляд, неправдоподобным методом — во-вторых.

Не буду спойлерить, но главного подозреваемого можно вычислить уже исходя из условия задачи ( установки начальника Сергея).

Финал неимоверно затянут. Автор пустилась в глубокомысленные размышления по разным поводам, чем окончательно погасила мой читательский интерес и даже вызвала лёгкое раздражение.

Не впечатлён. Не буду рекомендовать ни любителям фантастики, ни любителям детектива.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Елена Клещенко «Убийство в салоне красоты»

Sergio Blanc, 1 июля 2023 г. 13:57

В салоне красоты найдено тело убитой сотрудницы. Под подозрением три человека: работник шоу-бизнеса, менеджер компании и кандидат в мэры от оппозиции. Пара детективов начинает расследование... . Так, минутку, постойте, скажете вы, а причём здесь фантастика? А потому что место преступления исследуется с помощью множества флай-ботов (миниатюрных дронов с видеокамерами), биопробы с места преступления собирают работы под именем Адам, общение идёт с помощью неких вифонов, а главное фантастическое допущение автора, заключается в том, что обнаруженные следы ДНК помогут найти убийцу.

Короче, мы имеем перед собой обычный, не очень прямо скажем, интригующий детектив в фантастической обёртке. Хотя кого сегодня удивишь тем, что образцы ДНК используются при расследовании различных преступлений? Вопрос риторический.

Текст-середнячок, текст, на мой непросвещённый взгляд, будет интересен разве что исследователям разных жанров современной отечественной фантастики.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Елена Клещенко «Гюда, самолётная томте»

anagor1, 26 марта 2023 г. 10:52

Замечательный рассказ! Добродушный, светлый, немножко волшебный, но очень жизненный, написанный классным языком, с выверенным по темпоритму хроникальным сюжетом. Восхитительный финальный аккорд подсказал источник авторского вдохновения. Ведь действительно, когда-то, и не так уж давно, Швеция воспринималась как родина Астрид Лингрен, а не Греты Тунберг. Я перечитал Линдгрен всю. Вслух, сыну. Гримм, Андерсен — это всё же лишь сюжетность, а Линдгрен (как и Сент-Экзюпери) — нечто большее. Именно на ней следует воспитывать в детях человечность. «Мио, мой Мио» по сей день считаю одним из лучших произведений мировой литературы. Жаль Швецию, погрязшую в тунбергах. И если сами шведы тронулись умом куда-то не в ту степь, пусть хотя бы в русской культуре, на русском языке сохранится духовное наследие великой шведской писательницы.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Елена Клещенко «Ещё восемь веков»

Кропус, 4 мая 2022 г. 08:44

А в самом деле. Когда думаешь о смысле «подарка» странников, то невольно зацикливаешься именно на самих подкидышах, на том, что именно они могут натворить. А ведь программа может быть куда более долгоиграющей и быть рассчитанной на коррекцию человеческого генофонда. Собственно, подобная мысль высказывается и в оригинале, но мельком. Правда не понятно, зачем тогда нужны «детонаторы»

Оценка: 7
– [  2  ] +

Елена Клещенко «Цыганская кровь»

Manowar76, 30 января 2022 г. 11:36

Тут у нас очередная версия «Дракулы». Постмодернистская, с упоминанием классики и современности:

»...почему вблизи замка, принадлежащего вампиру из знатного рода, всегда обретается цыганский табор? В самом деле, вероятность случайного совпадения весьма мала. Всегда и везде, зовут ли вампира Влад или Страд, в нашем мире или в параллельном, или в параллельном параллельному — где он, экстравагантный господин, любитель ночных прогулок, там и они, со скрипками, шатрами и буйными плясками!»

Действительно любопытно.

Цыганский корорит, суеверия о вампирах. Знаете, как будет вампир по-цыгански? Мулло. Красивое.

Сюжетный троп повторяет историю марвеловского Блейда и других дампиров. Только вот выливается это не в резню, а в перерождение.

Мне понравилось!

8(ОЧЕНЬ ХОРОШО)

Оценка: 8
– [  4  ] +

Елена Клещенко «Детективы ближайшего будущего»

Художник, 21 января 2022 г. 14:08

При взгляде на Мольвига вспоминались истории про эльфов,

пристрастившихся к человеческим порокам,

но неспособных спиться до смерти по причине бессмертия. (c) цитата из книги

У меня есть книга, выпущенная, видимо, автором ограниченным тиражом под названием «Файлы Сергея Островски». Это те же детективные рассказы. Научная фантастика. Ближайшее будущее – конец XXI века. База на Луне уже работает и ДНК полностью расшифровано, но лекарства от рака и старости нет. Айфоны заменили вифоны; тридэ печать может за копейки сделать любой не подпадающий под криминал объект, но пираты до сих пор воруют новые книги любимых писателей. По окурку можно составить даже портрет человека, а в Сети найти всю нужную информацию о любом, даже если она не указана прямо; но таксисты из восточных регионов до сих пор гоняют по улицам как бог на душу положит, зато с использованием последних технологий.

Книга получилась остроумная и интересная, позволяет проследить возможность развития человека на основе современных научных открытий, в основном, связанных с генной инженерией, так как автор – молекулярный биолог (потому в тексте есть ряд специфических терминов), но написана она легко и интригующе. Каждый рассказ закончен, а в целом составляет последовательный период из жизни американского частного сыщика с русскими корнями; история московских каникул отдает дань замкнутым детективам Агаты Кристи. Главный герой получился приятным и обаятельным парнем, умным, инициативным, не суперменом, но на своём месте. Книга понравилась, на отзыв о ней наткнулась случайно и не пожалела, что купила. Для себя я не ожидала столь счастливого финала вкупе с личным.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Елена Клещенко «Птица над городом»

Художник, 21 января 2022 г. 13:51

Среди людей в современной Москве живут оборотни (птицы, грызуны, прочие млекопитающиеся), часто имеющие по два облика, они хорошо адаптированы к человеческому обществу, но школа для детей всё же отдельное закрытое учебное заведение. История рассказывает о повседневной жизни главной героини (основной облик которой галка) работающей корреспондентом в сми, воспитывающей ребёнка без мужа, летающей над городом с фотоаппаратом, имеющей романтические отношения на стороне. В общем из такой задумки не вышло ровным счетом ничего, даже линия с пропавшей внезапно девушкой тоже развёрнута вяло. Язык хороший, история скучная. Покупала бумажную книгу и отдала её в итоге.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Елена Клещенко «Московские каникулы»

ааа иии, 16 августа 2021 г. 20:02

Все рассказы нф-детективных «Файлов Сергея Островски» могут читаться вне цикла. У каждого свое лицо, своя атмосфера.

Непрофильное и неоплачиваемое расследование «Московских каникул», как и все они, имеет отношение к прикладным достижениям начала текущего века, получившим развитие в будущем. Но атмосфера этого будущего здесь особая. Хотя такси на воздушной подушке перепрыгивают пробки на Лениградке, а рободоставка тормозит, оставляя пенсионерам шанс на подработку — ретро. Густое, словно с картин Дмитрия Жилинского и Ксении Стекольщиковой: вроде всё вневременное, а глаз опознает 1970-е. Свитеры, сервировка, статус, сотрудник, седина, сестры, стихи (наизусть), садовая скамейка, снег, скрытность, старые игрушки, совместные лыжные, спальни для гостей... Среда такая, мета-академическая.

Московская версия аристократии духа конца XXI века настолько полна личных секретиков и достоинства, что разобраться с произошедшем в их загородной хоромине одним недобрым утром Сергею, навещающему заочно знакомую родню, придется изрядно натужив серые клеточки. Да, будут, конечно, водка, памперсы, дрова, крупное увеличение, дагестанская культура, злые мемуары, слезы и загрузка приложения, но не в них дело.

Человеческое, слишком человеческое это всё для истории про киборга, звонкой мечты трансгуманистов. Помните пафос свечей на пульте Стругацких, зловещие фокусировки Винджа? Здесь оно навроде выстругивания деревянной ноги: дело частное, камерное и почти безвредное. Ничто из перечня названных биоэтиками угроз и нейронных чернобылей фантастов даже не просматривается.

Царапает, соответственно, тут совсем другое: бессмысленность для граждан с улицы рекордов медицины, общая беззащитность перед ее бизнес-подходами и то, что дамы из абсолютно культурной и вполне продвинутой семьи считают опасной или ненужной для младших информацией.

Рекомендуется как история с хорошим концом и грустным послевкусием.

Оценка: нет
– [  5  ] +

Елена Клещенко «Файлы Сергея Островски»

ааа иии, 13 августа 2021 г. 18:42

Этот сборник доказательство, что в фантастике списки использованной литературы бывают не только у Уоттса, а идеалы «ближнего прицела» не пустой звук.

В послесловии объяснено: почти все, что в «Файлах» смотрится условным допущением, к 2015 существовало, хотя бы в виде научных статей.

Мир: хайтек без крыс киберпанка и сингулярных тог. Расколы, климатические и сетевые кошмары, ослабление Старого Запада, армии мигрантов вне поля зрения или благополучно пережиты. Люди читают романы с иллюстрациями, тоскуют по настоящему пиву, пьют кофе с аддитивной технологией, помнят что суть «утренняяя газета», гостят у родни. Электродники, нейростволы, дроны-боты, вифоны-смартфоны, антикварные презервативы, шотландские песни... Ученые, маргиналы, корпорации, спецслужбы — а повесить ярлык «система» или «андерграунд» не на кого и не на что. Даже если подозреваемый имплантирует себе шестое чувство.

Отчасти так из-за детективной тематики. Она где-то между поздним Френсисом (тоже симпатизировавшим специалистам и гаджетам) и Чапеком... Ну хорошо, пусть Мареком, но те же, что у чехов вещность, человеческий масштаб и встроенность в интерьер, отношение к изобретательности насчет зла ближнему, возмездию и воздаянию, много работы и никакого гения. Хотя, конечно, Сергей Островски (немного Коэн, немного все остальное), расстроивший маму выбром сыска вместо Гарварда, не лыком шит. Его дела:

«Убийство в салоне красоты» — лето 2077-го, Сергей еще в полиции и выдает лекцию о преступных генах и засекречивании биоинформации.

«Дело об откушенном пальце» — зачем беда, если не для бабла.

«Дело об украденной трилогии» — дерьмовые дела с копирайтом.

«Луна родилась из мысли» — ловля супермена в духе Лема и бытовые моменты с мыслями, от которых отвернулись МакДональд, Коркоран и прочие «селенографы».

«Московские каникулы» — семья киборга под подозрением.

«Аллея Славы» — где надо жить, чтобы поверить в эксклюзивную услугу медцентра.

«На самой обыкновенной улице» — один из трех, известных (пишущему это) рассказов про расовое оружие, немного любви и Стокгольма.

Финал открыт, но продолжения ждать не стоит, автор увлеклась научпопом.

Полиграфия в норме, мягкая обложка после двух прочтений держится.

Рекомендации: НФ РФ, легкий детектив, нотки ретро.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Елена Клещенко «Ещё восемь веков»

Darth_Veter, 19 сентября 2020 г. 22:28

Еще одна попытка продолжить роман «Жук в муравейнике». После его прочтения я испытал двойственное чувство.

Первая его половина была удовлетворена оптимистичным финалом: я уверен, что АБС не считали «подкидышей» угрозой для человеческой цивилизации. По всему тону «Жука..» было ясно, что 13 эмбрионов — это дар более развитой цивилизации своим последователям, своего рода прогрессорская помощь. Вряд ли исчезнувшие Странники стремились навредить землянам — для этого у них имелись более действенные методы (что-то типа космической «мышеловки», описанной в рассказе «Пушка для воробьев» того же сборника). Так что тут автор выразила мое мнение.

Вторая составляющая испытанного мной чувства была разочарованием: стиль рассказа и его сюжет был чисто женским и потому заметно отличался от стиля «Полдня». Женщины-писатели слишком много внимания уделяют чувственной стороне повествования, что совсем не нравится мужчинам. Я, конечно, понимаю, что all you need is love ((c) Beatles), но не до такой же степени! Дамам нравятся ничего не значащие разговоры «про любовь и детей», что превращает повествование скорее в любовную лирику, чем в фантастический рассказ. А это не совсем в стиле АБС.

-----------

ИТОГ: женский взгляд на историю «подкидышей» Странников содержит в себе гендерные стереотипы, не совсем подходящие по духу и стилю оригинальным прототипам. Женщинам, наверно, он будет более интересен, чем мужчинам.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Денис Тихий, Елена Клещенко «Руны и зеркала»

strannik102, 21 декабря 2019 г. 08:43

Книга, ставшая кусочком меня

Не знаю, у кого как, но для меня прочитанные книги совершенно отчётливо делятся на некие весьма специфические предназначенческие/функциональные страты.

Например, совершенно отчётливо выделяются книги-учебники или книги/учителя — причём имеются ввиду вовсе не сами учебники и прочие учебные пособия по тем или иным наукам и дисциплинам, а художественные и документальные книги, но от которых непременно что-то берёшь для себя, усваиваешь и присваиваешь, т. е.

Есть книги, которые служат для развлечения и получения удовольствий: обычно это книги детективного жанра, приключения, лёгкая необременительная фантастика, сказки, ну и всё такое прочее, от чего конкретный читатель тащится и прётся, вштыривается и топорщится.

Отдельной строкой нужно упомянуть книги познавательного направления — практически весь научпоп, путешественные заметки, ну и некоторые художественные книги сюда тоже непременно попадают.

Однозначно отдельно нужно учитывать в нашей «классификации» книги философского и прочего размыщленческого направления — тут и труды философов-профессионалов и философов-любителей, сюда же попадут некоторые книги жанра социальной фантастики, и всё прочее, что заставляет читателя раскинуть свою собственную нейронную сеть и усиленно пошевелить аксонами и прочими синапсами.

Понятное дело, что у каждого отдельно взятого читателя список книг в каждой такой страте будет свой собственный, и хотя многие книги у разных людей безусловно будут пересекаться и совпадать, но непременно будут и такие книги, которые поместит в ту или иную страту именно этот читатель, а другой с недоумением посмотрит на такую вольность.

И также понятно, что жанрово книги в каждой такой условной страте могут быть совершенно разными — тут многое зависит от автора, в первую очередь (ведь нередко бывает так, что в казалось бы совершенно развлекательной книге встретишь какое-нибудь необычное и яркое авторское утверждение или какой-то до этого неизвестный тебе факт и тогда эта книга отправляется тобой либо к познавательным своим коллегам, либо в философический раздел, или ещё куда-то по принадлежности), ну и от личности самого читателя.

И само собой разумеется, что границы этих наших условных страт будут весьма расплывчаты, потому что некоторые книги могут одновременно соответствовать как одним критериям, так и другим (ну, вот хоть мои любимчики братья Стругацкие — тут вам и философия, и социальное прогнозирование, и футуристическое предупреждение, и конечно же развлечение, и познавательно многие их книги богаты… Причём вот этот набор порой встречается сразу в одном их произведении).

Но есть ещё один квалифицирующий признак, который непременно есть практически у каждого любителя чтения: многие вышеперечисленные книги при всей их интересности и полезности так и остаются просто интересными и полезными книгами. Но обязательно есть и такие, которые и при чтении, и сразу после него, и в некой более отдалённой перспективе воспринимаются как книга-друг. И тут уж хоть пытайся поверить алгеброй гармонию, хоть оставь всё на уровне смутных ощущений, но если почувствовал необъяснимую дружескую приязнь к той или иной книге, то потом так и живёшь с этим чувством-ощущением.

К чему это тут всё вот это нудное и трактатообразное написано — просто и при чтении очередного тома серии «Зеркало» и уже после прочтения поселилось в душе и живёт вот это ощущение знакомства с новым хорошим надёжным другом. И просматриваешь в очередной раз содержание этого томика, и глаз мечется от рассказа к рассказа и от автора к автору в попытке осознать, когда, в каком месте это ощущение родилось? И понимаешь, глядя на свои рабочие пометки на листочке бумаги, лежащем перед тобой на компьютерном столе, что самые первые и совершенно заслуженные плюсики появились уже напротив самого первого рассказа сборника. А потом с той или иной частотой и периодичностью и хаотичностью эти плюсики стали множиться и почковаться, то возникая в позиции фейс-ту-фейс напротив Дениса Тихого, то присаживаясь тет-а-тет к Елене Клещенко. Причём совершенно неважно, сколько, кому, и каком именно месте понаставил я этих плюсиков, важно, что не возникло ни одного минуса, не было ни одного невольного зевка или выражения скуки.

Тем не менее, вот несколько конкретных авторских удач, совершенно однозначно выделившихся из общего качественного и интересного списка:

«На дне колодца, на вершине горы», «Маяк острова Фрамталяс» и «Милые и простые» — авторства Дениса Тихого;

«Призыв», «Дети и демоны» и «Гюда, самолётная томте» — от Елены Клещенко.

Очень интересный и совершенно точно имеющий своё собственное лицо сборник.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Елена Клещенко «Файлы Сергея Островски»

Shean, 11 декабря 2019 г. 18:32

Очень толковая, нестыдная фантастика ближнего прицела. Особенно понравился список полезных ссылок в конце (кто ж еще этим баловался? Уоттс в «Ложной слепоте»?)

С точки зрения заточки и затяжки сюжета, мизансцен — кое-где я бы сделала по-другому, но в целом ни разу мне не перестало быть интересно. Пожалуй, огорчилась я только тому, что Аруна, на которую вроде бы был откровенный намек на продолжение, больше не появилась.

Но, с другой стороны, сам жанр «расследования детектива такого-то» очень редко позволяет возвращения к каким-либо персонажам. А уж тем более, в такой острой смене контекстов каждого расследования (представьте себе, что Шерлок Холмс во втором рассказе из Британии попал бы в Нормандию, в третьем — в Бирму, вернулся в Уэльс, потом за Ирэн Адлер в Нью-Йорк...)

Но, конечно, больше всего интересно «какие уже почти-существующие возможности науки могут быть употреблены ненадлежащим способом, и что из этого выйдет, и как стоило бы уже сейчас защититься»

И почему-то остро жаль совершенно проходного персонажа — девушку с лицом Одри Хепберн.

Спасибо автору, и спасибо за наводку рецензенту Зеленому Медведю

Оценка: 9
– [  12  ] +

Елена Клещенко «Файлы Сергея Островски»

Green_Bear, 10 декабря 2019 г. 15:20

В сборнике «Файлы Сергея Островски» военные не пытаются создать суперсолдата, ученые не выводят чудовищных мутантов, исследователи не блуждают по аномальным зонам. Гораздо больше Клещенко интересуют едва различимые приметы будущего. Будущего, в котором частичный анализ ДНК можно быстро провести по считанным пикограммам за цену десятка стаканчиков кофе. Будущего, в котором биотехнологии повсеместно распространились полезными невидимками, полезными, но и опасными, если попадут в руки тех, кто игнорирует этические и уголовные запреты. Будущего, поступь которого мы попросту не различаем в общем информационном шуме, хотя оно в чем-то оно становится реальностью прямо сейчас.

Клещенко закончила биологический факультет МГУ, работала на кафедре молекулярной биологии, уже давно занимает должность заместителя главного редактора в журнале «Химия и жизнь», а в 2019 году ее научно-популярная книга «ДНК и ее человек» была номинирована на престижную премию «Просветитель», поэтому с темой генетики автор знакома очень хорошо, причем и с передовыми научными зарубежными публикациями, и с кулуарными дискуссиями. Какие-то вещи она проговаривает устами персонажей прямо в тексте, но значительный объем литературных ссылок и научных обоснований приведен в примечаниях вместе с перечнем фантастических и не очень допущений.

Сергея Островски, главного героя всех историй в сборнике, можно шутливо назвать человеком-правосудие. Посудите сами, вот список его профессий: полицейский детектив, офицер безопасности лунного института, независимый эксперт и частный сыщик. Фанат интеллектуальных загадок, стремящийся не только к соблюдению закона, но и достижению справедливости. Умеющий не только азартно рисковать, но и ценить счастливые моменты. А его жизнерадостность и доброжелательность не раз поможет при расследованиях.

К слову, о расследованиях. Хотя биотехнологии и медицина играют важную роль в антураже и сюжете, тем не менее каркас историй выстроен на классических детективных схемах. У Клещенко можно выделить два типа сюжетов. Первый — преступление в замкнутом пространстве, несколько подозреваемых, тщательный поиск улик и сравнение показаний, где лишь интуиция Сергея и передовые методы биотехнологий позволяют выявить несоответствие с образом добропорядочного гражданина. Второй же — обращение заказчика, необычное событие или целая цепочка странностей, последовательное выяснение деталей, когда Сергей вынужден метаться от следа к следу, пытаясь опередить злоумышленника. С одной стороны, из-за акцента на высоких технологиях трудно заранее вычислить виновника, поскольку информация добавляется поэтапно. С другой стороны, все-таки чаще в тексте остается зазор между новыми сведениями и действиями или объяснениями, поэтому при желании читатель может сам поиграть в сыщика. Или, по крайней мере, сообразить, что задумал и на что рассчитывает сам Островски.

В целом сборник напоминает старое любимое кино, уютное и оптимистичное. Если сравнивать его с собратьями по научно-фантастическому ареалу, то «Файлы Сергея Островски» занимают промежуточное положение между советскими традициями и новыми волнами, пришедшими с Запада. Уже без советской идеологии и навязчивой морали, но при этом без эпатажного новаторства и депрессивного пессимизма. «Убийство в салоне красоты» знакомит нас миром ставших рутиной биотехнологий. Весьма вероятно, что будь это киберпанком, к разгадке детективы пришли бы быстрее. «Луна родилась из мысли» отправляет на спутник Земли и погружает в атмосферу передовых исследований, где так легко забыть об этике и переступить черту. «Дело об украденной трилогии» получилось шуточным и веселым, однако именно в нем становится очевидным, насколько вездесущими могут быть продукты генной инженерии. «Дело об откушенном пальце» может изначально показаться фарсом, но затем обнаружится и логика, и мотив. Также автор делает развернутую экскурсию о перспективах и возможностях 3D-принтеров. «Московские каникулы» получились очень семейными и с сильным медицинским уклоном. «Аллея Славы» наглядно продемонстрировала социальные и этические последствия генетических воздействий на будущих детей. А «На самой обыкновенной улице» обращается к ностальгическим чувствам поклонников Астрид Линдгрен и предлагает смесь шпионского боевика с долей романтики.

Итог: хорошее интеллектуальное чтение, складывающееся из детективных загадок и научных идей.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Денис Тихий, Елена Клещенко «Руны и зеркала»

muravied, 9 декабря 2019 г. 11:39

Ну что ж, ещё один сборник «Зеркала» прочтён.

У Елены Клещенко больше психологическая и научная фантастика, а у Дениса Тихого больше приключенческой, так сказать гуманитарной.

Отмечу наиболее понравившиеся рассказы:

У Дениса Тихого:

«На дне колодца, на вершине горы» — этакий survival НФ в космосе. Очень круто!

«Чипер Ю-ноль два» — Тут история в духе Гаррисона или Шекли про адское изобретение с отматыванием времени назад.

«Милые и простые» — сам мир очень интересный и при этом жуткий, наполненный смертельными монстрами и ловушками. Очень захватывающая история.

«Закон свободного выпаса» — тут тоже вполне на уровне Шекли юмореска про жадность и каннибализм в космосе:)

«Хозяин чулана» — короткий, но душевный рассказ про подвид домовых, питающихся страхами хозяина.

У Елены Клещенко наиболее зацепили:

«Гюда, самолетная Томте» — вот этот рассказ должен был бы идти в паре с «Хозяином чулана» тут тоже про существо, которое можно назвать «домовым», только живёт оно в самолетном ангаре и оберегает пилотов и инженеров от катастроф. Концовка бомбическая кстати.

«Хулиганка» про будущие высокие технологии с элементами эротики. Чувствую благодаря Нейросети подобные финтифлюшки не за горами. А в Японии небось уже вовсю такое практикуют:)

«Призыв» отличный киберпанк про женщин в армии будущего. Напомнило Стругацких по атмосфере.

Остальные рассказы тоже хорошие, но они в меня не очень впитались.

После прочтение сборника захотелось поискать в сети другие рассказы авторов, а это наверное положительный показатель.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Елена Клещенко «Серое пёрышко»

muravied, 9 декабря 2019 г. 10:51

В рассказе смешались три вселенных: Аленький цветочек, Финист ясный сокол и межзвездные прогрессоры. Ну по поводу функции последних я не уверен. Эта многоходовочка с флешкой в виде пера... Как жители этого средневекового мира ничего не понимали и принимали космонавтов за колдунов, так и я, если честно, не шибко разобрался. Читал сыну перед сном, типа сказки на ночь. В итоге он завалил меня вопросами, а я затруднился с ответами. Короче, почесали мы с ним репу, да спать пошли.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Елена Клещенко «Маленький кусочек меня»

muravied, 3 декабря 2019 г. 13:10

Да, наш брат землянин такой товарищ, своего не упустит. Чуть только доверчивый инопланетянин зазевается, так сразу надурят да облапошат. Это наверное логика быдла, но увы она имеет место быть. Пройдохи и жулики будут на всех уровнях социального развития, от карманника до профессора.

Вот тут в рассказе красавчик Тед с далёкой планеты пришёл в генную лабораторию с чистыми помыслами, хотел продать землянам свой ген красавчика. Учёные решили схитрить, но и инопланетянин оказался не лыком шит. Весёленькая история, но думается мне, что этот Тед еще отхватит от своих соплеменников за эту сомнительную сделку.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Елена Клещенко «Гюда, самолётная томте»

muravied, 23 ноября 2019 г. 11:36

Для тех кого отпугивает странное название (как меня в своё время), помогу: Томте — это по-шведски «домовой», а Гюда — это имя этой домовой. Сама история уютная добрая и жизнеутверждающая. Может и вправду если домовых подкармливать, то и хозяйство сыпаться перестанет. В мой квартире, если класть подкормку в тёмных уголках, то заведутся мыши. Буквально на днях одну поймал под раковиной. Но кстати, можно не верить в домовых, но присказка «Домовой-домовой, поигрался — верни!» всегда работает, если потерял какую-то мелочь. Только скажешь и вот она, лежит на самом видном месте.

Отдельных оваций заслуживает концовка. Интересно автор логически пришла к такой концовке, плывя, так сказать, по волнам сюжета, или же сначала придумала концовку, а потом к ней предысторию? Но так или иначе получилось очень красиво. Хороший рассказ.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Елена Клещенко «Цыганская кровь»

Reynar9, 28 декабря 2018 г. 16:34

Вампир и цыгане неожиданное, свежее сочетание. Запоминающийся сюжет, оригинальная трактовка. Рассказ однозначно — украшение сборника.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Елена Клещенко «Тяжёлый сон»

muravied, 17 декабря 2018 г. 18:34

Тут очень похоже на фильмец с Ди Каприо «Внедрение», он же Начало. По сюжету рассказа один негодяй похитил девочку и требует выкуп иначе будет плохо. Принимается решение внедрить бандиту в сон нашего агента, чтоб он там разнюхал где девочка запрятана. На это собственно и уходит вся история. Возможно я не так понял и там был не сон, а типа виртуальная реальность (некое юмэдо), но судя по названию, это таки был сон. Нужно напялить какой-то шлем и через некую сеть законтачить с внедряемым пациентом. Довольно сложный киберпанк вышел. Хотя вот эти три мира по которым они скакали весьма понравились, особенно третий с разбитым кораблём на берегу. И опять беда, концовку я не понял. Вроде девочку спасли, а вроде и нет. Стёрли кого-то вместе с врачихой. Копию что-ли. Сложновато для моего ума.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Елена Клещенко «Дети и демоны»

muravied, 1 декабря 2018 г. 12:42

Как действует магия? Вроде как читаешь определённые заклинания и вот оно совершается. Но тут в рассказе идея в том, что колдуны, это простые юзеры высоких технологий, если конечно можно так назвать котёл с разноцветным песком. Вернее с наночастицами, принимающие нужный облик в зависимости от «заклинания». Всё начинается с того, что деревня главного героя провалилась под землю в буквальном смысле и ему приходится искать новый дом, и в процессе поиска герой узнает много нового и про себя и про мир в котором его угораздило жить. Довольно занятно.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Елена Клещенко «Хулиганка»

muravied, 25 ноября 2018 г. 16:24

Довольно интересная фантазия о порнографии будущего:) Мол, надеваешь специальный шлем, загружаешь образ любого человека, хоть актрису из фильма, хоть сотрудницу с работы и вытворяешь с ней/с ним любые прибамбасы и ощущения вполне реальны. Спрашивается, что чувствует человек, узнав, что его образ загружает к себе на квартиру неприятный ему человек. Мне то по барабану, даже забавно наверное, но приличная девушка может и обидеться. Об этой сладкой мести и рассказывает данная история.

Короткий, но ёмкий рассказ. Мне понравилось.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Елена Клещенко «Ксенофобии нет!»

muravied, 25 ноября 2018 г. 10:36

Первая ассоциация это «Корпорация монстров», только в космосе. Межзвёздный институт по производству пилотов. И вот там собралась вся нечисть: оборотни, ходячие огурцы, летающие говорящие медузы, профессор в теле богомола, ну и люди тоже тут. Этакая Футурама. Но вот экзамен по мат анализу свёл всю эту разнообразную живность в одном кабинете, как вдруг случается непредвиденное.. Когда фантастических элементов больше пяти, голова моя начинает дымиться, но. Не могу не учитывать то тёплое чувство уюта, которое возникло у меня в финальной стадии рассказа. Есть в нём какая-то олдскульная атмосфера...

Оценка: 8
– [  7  ] +

Елена Клещенко «Призыв»

muravied, 17 ноября 2018 г. 15:08

Вот это уже намного лучше — повествование захватывает с самого начала. Бедной девушке исполняется 18 и ей приходит повестка в армию. И дело происходит не в Израиле, как можно подумать, а в Москве будущего. Причём армия какая-то виртуальная что-ли, обвешивают тебе бритую башку датчиками и надо целый день что-то вычислять. Бодяга мутная и малоприятная и наша героиня решает доблестно откосить от такой армии.. Ну а дальше описывается, собственно, очень необычный способ изменить своё сознание. Весь рассказ, особенно вечерина у Черного доктора, мне по духу напомнили «Миллиард лет до конца света» Стругацких, этакий весёлый быт интеллегенции. Я наверное ещё не совсем падший, ибо тоже порою устраиваю такие посиделки «квартирники», отдыхаю от интернет деградации.

Рассказ предостережение всем нам, куда мы катимся. Знаете как понять, что человек стремительно тупеет? Если на любой вопрос он отвечает «посмотри в интернете»..

Оценка: 9
– [  1  ] +

Елена Клещенко «Если бы молодость знала»

muravied, 13 ноября 2018 г. 23:07

Рассказ поначалу очень туго впитывался, приходилось думать, черт побери, а я этого не люблю. Но потом как-то распогодилось, история заиграла красками и я начал получать удовольствие. Особенно мне понравился этот трип в прошлое. Вообще конечно этот профессор удивительный баклан. Представьте что у вас есть таблетка, которая активирует какие-то нейроны в мозгу и следующие 15 минут записываются в HDкачестве на подкорку, дабы потом лет через дцать можно было бы сей момент пересмотреть со всем спектром ощущений. И что же делает профессор? Он глотает таблетку и садится читать учебники и иногда пялится по сторонам. WTF, профессор? Интересней занятия не придумал, чтоб заново пережить?

Ну в итоге впечатление осталось положительное от рассказа, хотя первая половина тяжеловата.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Денис Тихий, Елена Клещенко «Руны и зеркала»

Deliann, 26 января 2018 г. 15:40

Главная особенность серии «Зеркало» – ее концепция. Это интересный подход к составлению сборника, когда рассказы двух авторов, мужчины и женщины, распределяются на пары согласно их тематике. При верном составлении рассказы сборника дополняют друг друга или полемизируют между собой. Отличный пример такого подхода – первая книга серии «Зеркало для героев».

«Руны и зеркала» состоят из рассказов Дениса Тихого и Елены Клещенко. Темой сборника стала скандинавская мифология. Вместо привычного соотношения 50 на 50, в сборнике двенадцать рассказов Дениса и всего восемь – Елены. Хотя, если судить по оглавлению, то «мужскому» перу принадлежит тринадцать рассказов, но это мелкие опечатки. Основной жанр сборника – научная фантастика, но нашлось место и мистике, и постапокалиптике.

Лучший рассказ сборника – «На дне колодца. На вершине горы» Дениса Тихого. Это неплохая планетарная фантастика с триллерными мотивами. Вкратце о завязке сюжета: Аркадий проснулся от сигнала тревоги. Его напарника не было видно и вскоре стало понятно почему: он попал в беду снаружи и необходимо срочно отправляться на помощь. В рассказе много неожиданных поворотов и действие развивается очень стремительно.

Самая гармонирующая пара рассказов – «Маяк острова Фрамталяс» и «Гюда, самолетная томте». Оба произведения пронизаны особым сказочным духом, мистикой и толикой научной фантастики, которая в одном случае почти неощутима.

«Руны и зеркала» – четвертый сборник серии и, скажу честно, мне он показался самым слабым. И дело даже не в жанровой однобокости книги, хотя крен в сторону научной фантастики присутствует, причем серьезный. Дело в том, что большая часть рассказов оставляет ощущение незаконченности или недосказанности. Авторы находят интересное фантастическое допущение, выстраивают вокруг него историю, но как будто не знают, как им распорядиться и к какому финалу подвести персонажей. Приведу несколько примеров:

• «Если бы молодость знала», Е. Клещенко. Простой рассказ со слабой интригой и моралью, вынесенной в название. Фантастика в духе прошлого века, сейчас это смотрится слишком уж просто.

• «Призыв», Е. Клещенко. Интересная, но недожатая идея с призывом девушек в специальные войска. Увы, переживания уклонистки переданы поверхностно, а способ уклонения притянут за уши. При этом потенциал у идеи огромный, развивать ситуацию можно было во многих направлениях, но автор выбрала самое простое.

• «Слово на букву «п», Д. Тихий. Короткая зарисовка, которая не выливается ни во что серьезное. День Сергея не задался: сперва настырный сосед доставал, затем в квартиру ворвалась странная девица, которая называла Сергея Никандром и просила все вспомнить. Автору удается заинтриговать читателя, но затем история просто заканчивается и оставляет смешанные чувства.

• «Тридцатый номер», Д. Тихий. Рассказ начинается как хороший мистический триллер, в нем много удачных образов и деталей, но как только начинается настоящая чертовщина, история заканчивается. Финал как будто есть, но по факту его и нет, можно было еще продолжить и одной, и десятью страницами. Да можно было даже сделать этот рассказ первой главой романа.

В итоге средняя оценка сборника у меня получилась 6.35. Грустно признавать, но при хороших вступительных и заключительных рассказах, основная масса какая-то невнятная и для меня неинтересная. Даже концепция серии не всегда срабатывает, и гендерность рассказов в большинстве случаев просто не ощущается.

Четвертый сборник красиво смотрится на полке, но вряд ли я когда-нибудь к нему вернусь. Пятый будет называться «Зеркало и судьбы», а его авторы – Виктор Точинов и Татьяна Романова. Первый успел засветиться в нескольких проектах, типа «Анклавы», «S.T.A.L.K.E.R.» и «Секретные материалы», а также выпустить несколько самостоятельных романов и повестей. Вторая менее известна широкой аудитории, но познакомиться будет интересно.

Оценка: 6
– [  11  ] +

Елена Клещенко «Я ничего не могу сделать»

Тиань, 2 сентября 2017 г. 16:48

Вполне достойное продолжение «Обитаемого острова» Стругацких. Есть интрига, идея, герой, соответствующий типажам мира Полдня, как они виделись авторам исходника. Действие раскручивается довольно динамично. Несмотря на приличный объем произведения, заскучать не успеваешь. Персонажей довольно много, большая их часть появляется лишь в нескольких эпизодах, тем не менее, все герои узнаваемы и имеют какие-то индивидуальные черточки. Социальная проблематика и тема прогрессорства развиваются также в ключе первоисточника.

Вмешиваются в чужие дела коммунары весьма активно и, несмотря на профессиональную шпионскую подготовку и хорошее техническое оснащение, по-дилетантски. Проколы тоже происходят по-дилетантски. Резидент забыл принять препарат, блокирующий определенные слои памяти. При том, что в любой момент ожидал ментоскопирования. Это курам на смех, а не шпион. И это очень хорошо в повести, потому что именно такие спецагенты и у Стругацких: безответственные дилетанты, которые сами рискуют по минимуму, а местных подставляют легко и непринужденно, при том, что стремятся на самом деле помочь и спасти.

Объединяющая идея меня даже поразила. Я вместе с героями гадала, что же за лозунг могут внедрять в сознание хонтийцев новые социальные экспериментаторы. И не догадалась. Но, скажу с гордостью, осознала суть на пару мгновений раньше, чем прогрессор Ханс. Момент шокирующий: всё оказалось до смешного просто. Настолько просто, жестко и цинично, насколько это бывает на самом деле. Есть такая расхожая фраза: жизнь богаче вымысла. Так вот Автор сумела в свой вымысел вплести жизнь, и всё это поместить в мир, созданный Стругацкими так, что оно не смотрится инородным.

Прекрасная повесть, достойная исходника. Видимо, Стругацких по-настоящему любят и ценят в российском фэндоме, из трех прочитанных мною продолжений их работ все три великолепны.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Елена Клещенко «Я ничего не могу сделать»

vvmonahov, 20 марта 2017 г. 01:10

Ради этого рассказа можно простить создание данного сборника, в основном состоящего из рассказов, не заслуживающих прочтения. Гг продолжает дело Максима Каммерера из «Обитаемого острова». Один из создателей системы башен сбежал в Хонти, прихватив с собой портативный излучатель, и имеется подозрение, что в Хонти уже построены излучатели и ведётся обработка населения. Но нет никаких видимых следов воздействия — не видно проявления никаких внушаемых идей.

Начало рассказа сначала кажется простым паразитированием на идеях и сюжетах произведений Стругацких, как в большинстве рассказов данного сборника. Но затем сюжет затягивает, а второстепенные герои, очерченные мимолётными мазками, оказываются очень живыми и реалистичными — гораздо более живыми, чем сам ГГ и присутствующий в рассказе Максим Каммерер. Происходит погружение в мир «Обитаемого острова» — рассказ становится реальным и вполне достойным продолжением романа Стругацких. И, самое главное, в нём имеются заслуживающие внимания оригинальные мысли, продолжающие и развивающие проблематику, поднятую Стругацкими! Он написан не ради антуража, воспроизводящего «Обитаемый остров», а ради того, чтобы читатель увидел вариант промывки мозгов, на первый взгляд диаметрально противоположный оригинальному, но вполне эквивалентный ему.

Самая концовка не очень удачна, как и самое начало рассказа. В ней имеется некая дидактичность, причём предлагается простое решение весьма сложного вопроса. Сами Стругацкие его изящно обошли и в «Трудно быть богом», где в конце романа им самим стало понятно, что идея бескровного прогрессорства с треском провалилась, и в «Обитаемом острове». Они показали реакцию обычного человека будущего, пусть и максималиста из-за молодости и неопытности (отсюда, как полагаю, имя Максим), на ненормальное общество с нацистской агрессией, искусственно подогреваемой промывкой мозгов. Но не рискнули показать, как будут решать проблему профессионалы, и только наметили множество проблем, которые не видны сторонникам простых решений. А вот Елена Клещенко рискнула привести простые решения, ссылаясь при этом на то, отчего Стругацкие к моменту написания «Обитаемого острова» уже отказались. Тем не менее, эти недочёты не портят общее впечатление — рассказ великолепен.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Елена Клещенко «Цыганская кровь»

olpo70, 25 января 2017 г. 10:10

На данный момент это лучший рассказ про вампиров из прочитанных мною на данный момент времени. Я не знаю правильные ли обычаи цыган описаны в нем, но выглядит все реалистично. И все события держат в напряжении до конца рассказа. И вот конец и шок. Автор просто молодец. Она придумала новую легенду. Смелую и интересную.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Елена Клещенко «Файлы Сергея Островски»

evridik, 26 августа 2016 г. 06:14

Начну, пожалуй, с выводов. Сборник «Файлы Сергея Островски» Елены Клещенко – настоящий подарок для тех, кто любит одновременно фантастику и детективы. Семь рассказов и повесть, объединённые персонажем частного сыщика русско-американского происхождения, способны развлечь и в то же время удивить. При этом в одной истории больше фантастики, в другой – детектива, а какая-то и вовсе является метисом – не выделить, чего больше или что важнее для сюжета. Автор выбрала временем действия недалёкое будущее, когда человечество шагнуло на ещё одну ступеньку вверх по пути технологического совершенствования, и каждая история сборника одета в фантастические одёжки: гаджеты, системы доступа и распознавания, новые функции привычных вещей встречают читателя будто так и надо. И вот что интересно: действительно кажется, что ты уже в будущем, то есть таланта рассказчика у автора не отнять. При этом то ли поведение и сам характер главного героя не позволяют считать истории заумными, то ли они и в самом деле таковыми не являются. Умными, но при этом лёгкими, понятными, что ли – вот это скорее всего.

Необычен этот сборник тем, что все истории завязаны на химических процессах, генетических экспериментах, генных возможностях и прочих внутренних невидимых действах нашего организма. Будущее Елены Клещенко в «Файлах» знает об этих действах гораздо больше, чем рядовой персонаж нашей современности. И вот злоупотребления этими знаниями и приходится расследовать Островски.

«Убийство в салоне красоты» лишь в малой доле показывает, насколько далеко продвинулось человечество в части генного изучения. Это классический детектив, в котором Островски ищет убийцу маникюрши, и ничто в начале его не предвещает «генного» развития событий. Автор не даёт подсказок (ни в одной истории сборника), а догадаться самому просто невозможно!

Повесть «Луна родилась из мысли» – украшение сборника. Во-первых, здесь можно вдоволь полюбоваться на главного героя, на его методы и ход мыслей; во-вторых, можно побывать на Луне и поэкспериментировать с лазанием по вертикальным плоскостям; в третьих, можно попытаться вычислить крота. Но так как лунные кроты такие же умные, как и сам автор, я лично не столько вычисляла, сколько наслаждалась расследованием. Эта история живая и фантастическая, её невозможно окрестить только детективной, и в связи с этим я даже возьмусь назвать её научно-фантастическим детективом.

«Дело об украденной трилогии» – ироничный рассказ о (и в самом деле) украденной трилогии. Наверное, это ода книжному пиратству, воспетая автором-химиком. Не перестаю восхищаться выдумкой Клещенко: кто и как слил из герметичного помещения текст ещё даже не поступившей в продажу книги?

В «Деле об откушенном пальце» палец не то чтобы откусили. Его изувечили 3D-принтером. Зачем – это уже повод для расследования. Пожалуй, для такой сложной (с психологической точки зрения) загадки финал кажется излишне простым, но не всё же лунам из мыслей рождаться.

Рассказ «Московские каникулы» – очередная находка. Он напомнил мне один из романов Агаты Кристи – «Лощина», в котором Эркюль Пуаро пребывает в поместье, где погиб один из членов большой семьи. В «Каникулах» вроде никто не погиб, а пока только исчез, но большая семья в наличии и мотивов полно. При этом это первый рассказ в сборнике, где читатель встречает ещё и мать сыщика, и их общение также заслуживает толики внимания. Это не только фантастическая, но и психологическая вещь.

«Аллея Славы» отсылает нас в Америку, где и проживает Островки. Запутанная история делает вид, что рассказывает о слежке детектива за проплаченным объектом, а на самом деле тихонько касается такого явления, как желание быть похожим на кумира. История немного отдаёт заокеанским менталитетом, но делает честь автору в плане разнообразия поводов для расследований.

В рассказе «На самой обыкновенной улице» случается самая обыкновенная история – Островски влюбляется! То есть не только влюбляется, конечно, но основные результаты истории сигналят именно об этом. Словно бы автор устала от генных модификаций и маркеров и решила просто дать детективу отдохнуть. И заодно показала читателю, что её герой – тоже живой человек. Будем надеяться, что эта передышка – временная, и в новых историях об Островски, которые лично я почитала бы с большим интересом, он снова окунётся в работу с головой.

Напоследок автор предупреждает диванных критиков о «я вооружена и очень подкована». Спорить с авторами очень любят, доказывая их, авторскую, глупость, так что, глядишь, однажды найдётся читатель, который скептически скажет: «Этого не может быть, потому что…». Понадеемся, что его выкладки будут столь же научны, что и у Клещенко.

Итак, перед нами полноценный сборник по настоящему хороших историй, исполненных на очень хорошем уровне. Единственный минус его – малый объём. Даёшь больше рассказов и повестей о Сергее Островски!

+9

Оценка: 9
– [  13  ] +

Елена Клещенко «Детективы ближайшего будущего»

Синяя мышь, 26 апреля 2016 г. 20:43

Это сборник детективных рассказов, объединенных миром и главным героем — американским полицейским/частным детективом русско-еврейского происхождения Сергеем Островски.

Несмотря на потенциал вышеприведенных характеристик, Сергей — простая сюжетная рамка; все, что о нем известно, или задано традициями жанра, или будет использовано для раскрытия преступления. Умный, честный, увлекается скалолазанием, в о время визита к родственникам тоже раскрывает преступления.

Но сама картина в этой рамке настолько хороша, что большего и не требуется.

Это мир, отстоящий от нас нас максимум на сорок-пятьдесят лет. Не утопия, не антиутопия, а очень живой и своеборазный, где привычные проблемы решают методами науки будущего, очертания которой можно угадать уже сейчас. ЗД-печать почти как ксерокс в канцтоварах, мясо для гамбургера «из пробирок», флайботы с видеозаписью места преступления, биолаборатория в гараже, вифоны, активированные электронные страницы, секвенирование ДНК в пробах из канализационных стоков (рутиная работа санстанции)...

И в этом мире Сергей Островски решает логические головоломки в духе классического детектива. Минимум подозреваемых, четко поставленная задача (найти убийцу, вычислить шпиона, раскрыть тайну вульгарного сиреневого костюма), изящное решение, которое, кстати, всегда демонстрирует новую грань отношений люди/технологии.

При этом автор очень любовно относится к деталям, аккуратно вставляя нужные части паззла общей картины мира в нужные места.

Например, она никогда не напишет «специалисты сидели, перебрасываясь непонятными терминами». Она обязательно даст краткий отрывок их разговора, покажет эмоционально заряженный жаргон:).

цитата

»- Тогда я смягчу правила перехода? Только на абзац!

— Ты еще трехколнником его разверстай!»

Немного по отдельным историям

«Убийство в салоне красоты» — маникюршу убил кто-то из клиентов салона красоты, но кто именно? Рассказ-экспозиция, введение в мир, оттого немного затянутый, и детективная загадка не цепляет так, как в последующих.

«Луна родилась из мысли» — украдена технология, которая превращает человека в гения, и вор — уже гений. Как его вычислить обыкновенному человеку? А здесь прекрасно все: возведенная в абсолют герметичность лунной станции, подробности быта ученых вроде фотографий с штангой при уменьшенной силе тяжести, и, не побоюсь этого выражения, нравственные вопросы, которые порождают высокие технологии.

«Дело об украденной трилогии» — проблемы издательства и пиратства. Автор еще не успел написать книгу, а ее уже украли. Но как? И как помешать краже, если забота о безопасности дошла до паранойи, а пираты уже злорадствуют?

«Дело об откушенном пальце» — клиент, который сунул палец в работающий ЗД-принтер, хочет отсудить у маленькой компании 100 тыс долларов. Он не похож ни на скрягу, готового пожертововать пальцем ради денег, ни на реального дурака, ни на человека, который мстит владельцу компании. Но все равно у него была очень весомая причина сделать то, что он сделал:)

«Московские каникулы» — а здесь, на мой вкус, слишком много слабо прописанных персонажей, но зато интереснейшее фантдопущение (особенно этот рассказ понравится медикам).

«Аллея славы» — к Сергею приходит женщина и просит его проследить не за мужем, а всего лишь за соседом: прилизанным, благообразным менеджером, который иногда надевает дичайшей расцветки костюм и уезжает куда-то.

Мой фаворит, чем-то напомнил Честертона, когда все начинается с безобидной, даже забавной мелочи, потом раскручивается, раскручивается... и заканчивается страшной низостью и подлостью, до которой может дойти человек с уязвленным самолюбием.

«На самой обыкновенной улице» — история о том, во что может впутаться сыщик в отпуске, случайно встретив на улице хорошенькую девушку. Дамзель ин дистресс, экшн, биотерроризм.

Я вот подумала, что, если бы любителю триллеров из восьмидесятых дать прочесть современный триллер с поиском маньяка профайлерами, единой компьютерной базой данных, анализом ДНК и прочим, он испытывал бы чувства, сходные с теми, что испытывала сейчас я от «Файлов».

Очень достойная работа в редком сейчас жанре, точнее, в редком совмещении жанров: чистого классического детектива и чистой НФ.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Елена Клещенко «Файлы Сергея Островски»

alex kartashov, 24 февраля 2016 г. 16:04

С удовольствием прочитал книгу Елены Клещенко «Файлы Сергея Островски». Сразу хочу сказать, что некоторая смазанность жанра демонстрирует тут свои плюсы и минусы. Книгу можно определить как фантастику (хард-кор НФ) + классический детектив + элементы боевика.

Фантастическая составляющая прописана хорошо. Это то, что называется «фантастика ближнего прицела», или какой-то похожий был термин в 60-е – 70-е. Все достаточно правдоподобно, объяснено хорошо, и к месту с точки зрения детективного сюжета. Тут никаких претензий.

Поскольку Лена – молекулярный биолог, то и фантастические элементы у нее родом из современной биологии. Причем описываются вещи, которые будут возможны уже скоро, может, через 10, 20 лет, а может и раньше – скорость прогресса в биологии колоссальная.

Детективные сюжеты сами по себе неплохие. Не разгадываются, хотя ключей подкинуто достаточно много. Возможно, одна из причин в том, что не хватает биологической подготовки (но это я говорю лично за себя ). Или, скорее, не хватает фантазии. Оказывается, преступники недалекого будущего могут строить гениальные схемы преступлений на основе последних научных открытий – прямо как сегодняшние хакеры.

Элементы боевика тоже вполне хороши. Тут я перехожу к главному герою. Он симпатичный: не супермен, с ним легко и лестно идентифицироваться — человек с подготовкой в естественных науках, без особых предрассудков по поводу места жительства, вполне современный молодой человек, почти мальчик. Однако он весьма и весьма самостоятелен, инициативен, а когда надо вдруг геройствовать — боится, но дело делает. Характер у него легкий, человек он контактный, сочувствующий, без тараканов в голове... ну, в общем, по нашим временам почти супермен.

Моя единственная претензия по стилю – кое-где ощутимо затянуто. Например, в рассказе «Луна родилась из мысли»: кажется, все, загадка решена – и еще 10 страниц герои двигаются, рассуждают, оценивают перспективы человечества... Это нарушение жанра, которое на пользу рассказу не идет. Даже не столько жанра, мы уже ведь договорились, что он смешанный. Скорее, законов драматургии, где развязка наступает в строго определенный момент, а потом можно только перевести дух. Или в рассказе «Московские каникулы» – у меня та же претензия к тексту.

Ну и, конечно, всё это – мое личное скромное мнение. А в целом — хорошая книжка, я прочитал с удовольствием, чему-то подивился, чему-то порадовался, о чем-то задумался. Рекомендую.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Елена Клещенко «Убийство в салоне красоты»

bvi, 24 мая 2015 г. 22:23

Как и полагается детективу, всё запутано, но стараниями оперов всё распутывается. Действие происходит в ближайшем будущем, у политика пытаются украсть частички кожи, чтобы использовать затем генетическую карту для шантажа или покушения на репутацию, и тот нечаянно убивает девушку, нейл-мастера, которая и пыталась похитить генный материал. Вот всё-таки есть во всех фантастических детективах какой-то изначально заложенный изъян – фантастическая составляющая выступает для автора как бы «роялем в кустах», потому что не очевидна, а значит, читатель заранее находится в проигрышном положении.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Елена Клещенко «Птица над городом»

bvi, 24 мая 2015 г. 22:15

Я сначала и не заметил, что полное название звучит так: «Птица над городом, или Две недели из жизни оборотня». А когда заметил, поначалу испугался: ой, думаю, неужто и Лена в «сумерки» ударилась? Но уже первые страницы меня успокоили. Да, оборотни, но без этих вот зверств и прыжков по зеркалам. Правда, поскольку там и школа ещё элитная для этих самых обормотов наличествует, немножко отдаёт «гаррипоттеровщиной». Но совсем немного. В целом – приятная вещица.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Елена Клещенко «Детективы ближайшего будущего»

vad, 27 апреля 2012 г. 02:16

Люблю умные фантастические детективы. Последний раз удовольствие такое получал от детективов Максима Дегтярева, но он забросил нынче творить. Был крайне рад найти новое имя в любимом жанре.

Оценка: нет
– [  10  ] +

Елена Клещенко «Птица над городом»

kagury, 19 апреля 2012 г. 15:39

Очень симпатичная вещица в одном из моих любимых жанров (социально-городская фэнтези). Название не врет, книжка и правда про оборотней. Как правило, оборотни воспринимаются (и описываются) — как некие существа, теряющие в зверином обличье не только человеческий облик (что очевидно), но и способность адекватно соображать и вести себя. Кроме того, мне чаще всего попададись упоминания об оборотнях, как несчастных созданиях, вынужденных вести двойную жизнь, одиноких, непонятых и т.п.

В упомянутой книге все куда позитивнее. Оборотни отлично себя чувствуют и в шкуре человека и в звериной (или птичьей), и вообще, они живут среди нас, причем давно и в целом куда дольше, чем люди обычные или «нормалы». Главный герой, точнее героиня книги — Галина, журналистка по профессии, авантюристка по натуре и галка — по своей сути, т.е. облику. Птица. Поэтому Москва для нее — это больше город с высоты птичьего полета, чем с высоты человеческого роста.

Одним словом, это еще один «тайный город», теперь — город оборотней.

Уютная развлекательная литература. Порадовалась эпиграфам перед каждой графой, которые прекрасно создают впечатление, что оборотни и правда существуют, и многие приличные люди уже давно в курсе.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Елена Клещенко «Цыганская кровь»

kkk72, 25 марта 2008 г. 17:36

Неплохой рассказ, один из лучших в сборнике. Автор сумела посмотреть на избитую тему вампиров с достаточно неожиданной стороны. И князь, и цыгане изображены очень удачно, а вся история выглядит очень реалистичной. Концовка же вовсе удивила.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Елена Клещенко «Младший»

mastino, 16 марта 2008 г. 20:54

Мутный и малоинтересный рассказ. Попытка написать рассказ на казалось бы, такую беспроигрышную тему как драконы, оказалась явно неудачной.

Оценка: 5
⇑ Наверх