fantlab ru

Все отзывы на произведения Бориса Штерна

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
– [  22  ] +

Борис Штерн «Производственный рассказ № 2»

Sawwin, 15 декабря 2010 г. 12:05

Не раз приходилось слышать от любителей фантастики, что раз у Бориса Штерна есть «Производственный рассказ №1», то, наверное, должен быть и №2. Где же он? В ответ слышалось, что на то и фантастика; рассказ №1 есть, а №2 нету. Иногда, впрочем, говорилось, что есть и №2, но он никогда не публиковался, и, вообще, автор никому его не показывал. И уж совсем редко можно было встретить человека, читавшего этот рассказ. Погиб «Производственный рассказ №2» и след простыл.

Однако рукописи иногда всё-таки не горят.

В начале восьмидесятых годов, когда начали возникать первые Клубы Любителей Фантастики, а молодые в ту пору фантасты четвёртого поколения перезнакомились и подружились, благодаря Малеевским семинарам, возникла добрая традиция: дарить друг другу рукописи своих повестей и рассказов. Книг ещё почти ни у кого не было, а читать друг друга хотелось. Тексты неопубликованных рассказов хранились в личных архивах, передавались из рук в руки, читались, зачитывались и погибали не только в огне, но порой и вовсе неблагородным способом. Но иногда они умудрялись выжить и сохраниться, вопреки очевидности.

Вот передо мной рукопись потерянного рассказа: зачитанная до дыр, слепая, так что ни один сканер не разберёт. Но всё же это подлинная рукопись, хранящая следы авторской правки. Сижу, разбираю текст, перевожу в файловый вид. Думаю, что за публикацией дело не станет, а пока (уж простите моё хвастовство!) я единственный, кто знает, что случилось на заводе «Алитет» через год после удивительных событий «Производственного рассказа №1». Разумеется, человек не просто живший в ту эпоху, но и успевший поработать на производстве, скажет, что заводу должны были поднять план и срезать фонд заработной платы. Именно так всё и произошло: план повысили в три раза, а фонд зарплаты срезали вдвое. Теперь завод могло спасти только чудо. Каким оно будет, узнаете, когда рассказ увидит свет. А я скажу только, что рассказ написан фирменным штерновским языком, а атмосфера советского производства, казавшаяся странным реликтом пятнадцать лет назад, сейчас воспринимается как ещё одно фантастическое описание. Описание страны, которой больше нет, но в которой мы жили.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Борис Штерн «Дед Мороз»

Gynny, 29 октября 2013 г. 02:05

С одной стороны нам, избалованным уже кучей историй с финалом-первертышем, этот рассказ может показаться простоват

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
нанятый на два утренника на роль Деда Мороза старичок оказывается настоящим Морозом

С другой стороны все персонажи — от умученного в канун новогодья начальника детсадов и задерганной необходимостью соблюдать сценарий музыканши до эпизодических уборщицы и добряка-мясника — живые люди со своими проблемами и протекающей где-то там — за границами рассказа — жизнью в этом самом Нефтесеверске. Много ли современных историй, о которых можно сказать то же самое?

А детальки? Эти кости для сказочных волков и обида за невпечатлившую большого начальника кроличью шапку? Анекдотичный ковыряющий в носу Вовочка с дурацким двустишьем и стакан дешевой вермути для согреть тело и душу.

С одной стороны — минор, а с другой — сказка-то вот она — рядом, только подзамерзла чуток от человеческого неверия.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Борис Штерн «Записки динозавра»

Papyrus, 30 июля 2009 г. 23:08

Славное говорящее название — «Записки динозавра», только о каком динозавре идёт речь – о профессоре Невесёлове, или писателе Штерне? Стареющем учёном, стоявшем у истоков тех самых открытий, архивы о которых будут открыты ещё не скоро, или писателе из тех времён, когда из озёр высовывали свои морды динозавры, вода была мокрая-мокрая, а фантастику писали такие мастера стиля, как Шефнер, Анчаров, братья Стругацкие, наконец.

О чём эта книга?

Не люблю отвечать на этот вопрос.

Почему-то так получается, что если на этот вопрос можно дать толковый и обстоятельный ответ, то книгу чаще всего можно и не читать, собственно достаточно этот ответ и прочитать. А если в книге есть ЧТО-ТО, ради чего её стоит взять в руки, то получается только промямлить – ну как вам сказать…

Но раз вы настаиваете – попробую.

Старенький профессор идёт из своего дома в другой дом, оттуда в третий – уже едет, а не идёт, ну и так далее. По дороге ему вспоминаются то дела дней давно минувших, то события сегодняшнего дня: научные эксперименты, подковёрные интриги, старые друзья, женихи внучки Татьяны, японочка на Чукотке…Что-то уж и припомнить толком не удаётся, что-то подзабылось. Вот собственно и весь сюжет.

Боюсь, такой пересказ не выглядит чересчур завлекательным. Да и фантастика ли это вообще? – спросите вы. Тут я могу точно ответить – фантастика, там космонавт присутствует, который на Марс летал.

Могу ответить ещё так: это книга о жизни человеков, но кто-нибудь ещё подумает, что я иронизирую.

А это не так, просто я хочу обратить ваше внимание на хорошую книгу и на тот факт, что в советской фантастике были достойные писатели кроме братьев Стругацких.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Борис Штерн «Горыныч»

Sawwin, 14 декабря 2008 г. 09:20

Вздумал сейчас классифицировать мой любимый рассказ и потерпел ужаснейшее фиаско. Рассказ оказался философским и наполненным психологизмом, юмористическим и сатирическим одновременно, В нём явно проглядывают пародийные моменты, а уж штерновскую иронию никуда не деть. Рассказ авантюрно-плутовской, со множеством интриг, разумеется, приключенческий, социальный и антивоенный. И это всё один и тот же рассказ Бориса Штерна. Гениальная вещь! Кто ещё не читал, я вам завидую, вам предстоит читать этот рассказ впервые.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Борис Штерн «Шестая глава «Дон Кихота»

duke, 8 сентября 2008 г. 17:56

Удивительная повесть. Одна из лучших у Штерна. История о том, как легко быть счастливым, как легко сойти с ума и как легко свести счеты с жизнью.

Главный герой, военный пенсионер, этакая смесь Дон Кихота с Форрестом Гампом, сполна наслаждается своей жизнью. Он легко довольствуется тем, что имеет, читает свою любимую фантастику, раз в год ездит на слёт фанатов толстовской Аэлиты и планирует создать Великое Кольцо. В свободное время пишет письма самым знаменитым писателям-фантастам (а некоторые ему даже отвечают!), а вся его квартира представляет собой склад фантастической литературы. Мечта поэта! Лично я просто обзавидовался! Всё, что происходит вокруг него, никоим образом его не задевает. Ремонт его однокомнатной хрущевки, происходящий без его ведома, приезд бывшего владельца квартиры, свадьба его «приемной» дочери, находка во дворе под мусорными бачками настоящего мамонта – он один, как якорь – спокоен, устойчив и непоколебим; центр мира, вокруг которого кипит, бурлит реальная жизнь. И вот этот вот персонаж – настоящая находка Штерна. Где писатель откопал (присмотрел, подглядел) этого Федора Федоровича с его невообразимой двойной фамилией, которую никто (включая автора) и запомнить не может – одному Богу известно. Вряд ли главный герой был бы счастлив, если бы находился в здравом рассудке. И несмотря на то, что в финале его почти «доводят до ручки», — происходит чудо, которое спасает ситуацию, и финал в этом смысле – удачен (хотя и несколько смазан).

Мне очень было бы интересно прочитать чей-нибудь отзыв на эту штерновскую повесть, кто родился после 85 года и который смог бы воспринять эту историю вне связи с тем временем, когда она была написана. Сам я не могу отнестись к этой истории непредвзято, уж очень еще живы воспоминания о той эпохе, и яркая картинка, нарисованная Штерном – выглядит пугающе реально и очень убедительно.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Борис Штерн «Безумный король»

armitura, 5 июня 2008 г. 22:20

Одна из самых моих любимых повестей в русскоязычной фантастике. Необыкновенно умная, добрая и лиричная.

Штерн известен прежде всего как сатирик, нагромождающий в своих рассказах множество несуразиц и нелепиц для создания вящего сатирического эффекта. «Безумный король» — не такая книга.

Прежде всего, не такой здесь юмор. Штерн не высмеивает, как обычно. Он не старается вызвать ехидную ухмылку, а только хочет, чтобы его читатель по-доброму так улыбнулся, как улыбнулся, например, я, когда читал про то, как возомнивший себя военным Король (искусственный разум, благодаря которому Джеймс Стаунтон становится чемпионом мира по шахматам) приказывает выкопать траншую по третьей горизонтали. Или когда Король попадается на глаза сказка Андерсена «Голый король».

Да что там говорить, море улыбок — и вместе с тем хороших, серьезных и умных мыслей. Про становление личности, про ее образование, про то, что невозможно «запрограммировать» разум, про ответственность за то, что ты создаешь.

И еще — пронзительно лиричная получилась книга. Светлая.

Если вы еще не читали — обязательно найдите. Повесть небольшая, всего около тридцати страниц, а удовольствия — ммммммм....)))

Оценка: 10
– [  12  ] +

Борис Штерн «Дом»

Тиань, 28 июня 2017 г. 20:04

Легкая и ироничная история о живых домах и бездушных людях, а также о том, как важно для дома найти настоящего хозяина, столь же важно, как для человека обрести, наконец, свой дом.

Явившийся из совершенно непонятных эмпиреев Флигель желал обосноваться у моря, распахнуть дверь перед семьей с детишками, показать им свои прекрасные комнаты и счастливо жить ангелом-хранителем своего семейства. А получилось бог знает что: сначала битвы пенсионера с инвалидом, потом вселение алкашей с курортниками, угроза сноса и прочие ужасы советской реальности, подорвавшие здоровье чувствительного строения. Нелегко ему пришлось.

Но Дом не сдался, не отказался от мечты и всё закончилось хорошо, Детишки у молодой семьи наверняка будут, Ренуара на барахолку никто не понесет, и море прямо под окнами.

Нужно иметь терпение, стойкость и верность своим убеждениям, тогда всё в жизни случится так, как тебе хочется, если ты волшебный Дом, конечно. А если нет, наверное, стоит просто беречь и любить то дом, который у тебя есть, и тогда у него есть шанс стать волшебным Домом, ведущим по жизни и укрывающим от невзгод.

Рассказ очень приятный и душевный. Из тех, что теплый лучик в душе оставляют.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Борис Штерн «Чья планета?»

Тиань, 7 июля 2015 г. 21:17

Давненько я не получала такого удовольствия от чтения. Рассказ по настоящему смешной, ироничный. Юмористические ситуации прекрасно проецируются на реальную жизнь, но показывают некие позитивные моменты в наших характерах и в нашей жизни. Немного здорового апофигизма необходима человеку, хоть в космосе, хоть на Земле, иначе жить совершенно невозможно.

Рассказ простенький и без претензий, но учит он хорошим вещам: например, что разумные существа всегда могут найти основу для мирных переговоров, равно как и общие интересы, главное, не торопиться и не зацикливаться на формах и размерах, что рот разевать не стоит даже в очень дружественном окружении, поскольку трофей всегда может увести кто-нибудь третий, пока двое переговариваются, что суда избежать удается не всегда, даже при доброй воле сторон, ибо искусственный спутник — это все-таки не опознавательный бакен и вообще непонятно, откуда он взялся и чьим является.

Про спутник в финале — единственный момент, который я не поняла. Как-то он внезапно появился. Но общее прекрасное впечатление от рассказа это не испортило, поскольку главное в нем — не победитель в споре, а методы дипломатического диалога, и, конечно, дружба.

Эта вещица у меня теперь в числе любимых произведений. На настроение влияет не хуже бананов с шоколадкой.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Борис Штерн «Дом»

armitura, 26 января 2009 г. 23:22

Старый, добрый, мудрый и ироничный Борис Гедальевич. Какая все-таки радость, что он жил на этой планете и писал свои удивительные книги, наполненные мягким, добрым юмором и подлинной красотой мыслей, отношений, слов.

«Дом» — это притча о нашей жизни, немного абсурдная, иногда смешная, иногда трогательная. История о доме, живущих в нем людях и бурлящих вокруг него отношениях. Красивая притча, которая рекомендуется всем, кто умеет чувствовать.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Борис Штерн «Эфиоп, или Последний из КГБ»

ceh, 7 марта 2007 г. 00:06

При всем несомненном таланте Штерна и его умении владеть языком, роман производит впечатление «сырого» и эклектичного. Для меня он просто распался на ряд отдельных фрагментов, да, временами блестящих, да, временами просто очень неплохих, но никак не связанных между собой фрагментов. Конечно, я понимаю, роман написан в жанре «мениппеи», но...

Как правильно писал когда-то Бережной, в последних своих произведениях Штерн стал все больше экспериментировать, все больше уделять внимание форме и все меньше внимания уделять содержанию.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Борис Штерн «Записки динозавра»

Ignizavr, 29 августа 2020 г. 19:41

Считаю эту повесть одним из самых гениальных произведений литературы. Тут есть все: и юмор (сколько раз читал — столько раз ржал до невозможности), и интересные философские идеи, и загадочность детектива, и легкое очарование мистики, и даже немного любви, настоящей и возвышенной, без пошлости. И атмосфера чистой науки, знаний ради знания. Как и должно быть в человеческом обществе.

В общем, как с точки зрения литературы, так и с точки зрения идей — повесть заслуживает даже больше чем максимальные тут 10 баллов.

Недостаток только один: для получения полного кайфа от прочтения надо иметь широкий кругозор, а главное — знать историю СССР и особенности советского быта. Для меня это не недостатки, но современная молодежь, к сожалению, многих намеков не понимает...

Оценка: 10
– [  11  ] +

Борис Штерн «Чья планета?»

lemur, 13 июня 2012 г. 12:49

Увлекательно и с юмором написанный рассказ.

Некоторые цитаты достойны поистинне стать бессмертными:

«толстая жаба с эполетами»

»...если хотите воевать, то женитесь на эмансипированной лягушке и ходите на нее в атаки.»

«На службе я тоже агрессивен, хотя по натуре пацифист. Такое мое внутреннее противоречие.»

«Мне уже все надоело. Меня в болоте жена ждет.»

Рекомендуется к прочтению!

Оценка: 8
– [  11  ] +

Борис Штерн «Записки динозавра»

Вертер де Гёте, 1 сентября 2008 г. 22:54

Эта прекрасная повесть стала для меня знакомством с автором и я был приятно удивлён мастерством и безупречностью стиля. Что особенно порадовало: произведение написано просто превосходным русским языком — живым, гибким, остроумным. Повесть начинается почти как анекдот о склерозном старичке, но очень скоро читатель понимает, что этот старичок совсем не прост, так же, как всё более серьёзными становятся вопросы, которые задаёт автор. Впрочем, нужно отдать должное автору и главному герою — ироничное отношение ко всему происходящему их не оставляет даже в самые опасные минуты. Действие повести происходит вроде бы в 21-ом веке, человек побывал на Марсе, но жизнь людей очень уж похожа на жизнь в эпоху «позднего застоя». Штерн высмеивает многие нелепости советского времени, но главное в книге — поиски человеком своей души. Книга лирическим юмором напомнившая книги Шефнера и Орлова, и в то же время, это очень самобытное произведение. И можно только посетовать на то, что повесть, являясь безусловным шедевром, к сожалению, издавалась не часто и знакома не столь широкому кругу читателей, какого она заслуживает.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Борис Штерн «Записки динозавра»

Dan-Master, 5 ноября 2013 г. 14:21

Повесть безусловный шедевр, возможно это одно из лучших произведений в фантастике которое я прочитал за те четверть века что читаю НФ. Начиная повесть никак не ожидаешь, что произведение раскроется такой многомерностью и закончиться на такой высокой ноте. Казалось бы как обыденное произведение о практически столетнем старце — реликте научного мира СССР может стать чем то эдаким. Но сдается мне, что Штерн при создании ее (повести) не обошелся без помощи того, кого в повести по имени не называют. Тяжело поверить, что такое можно написать просто самому. Отдельно хочется отметить философские скрепы проходящие в повести, как меридианы по земному шару. Вроде и повествование только что было «не о чем», вдруг выскакивает философский постулат, и все обретает глубину и смысл. Финал повести просто великолепен, все выписано до последней запятой, головоломка складывается с математическим изяществом, уходя в верх к экстремуму как график функции. .... Нет слов... просто восторг и восхищение. Очень жаль что наткнулся на эту повесть только сейчас ...

И язык, великолепный, красивый, гибкий русский язык. В безупречном стиле, без изъяна и отступления, язык на котором хочется говорить и слушать. И которого практически не осталось вокруг нас... Спасибо Борис Гедальевич за урок, урок прекрасного.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Борис Штерн «Эфиоп, или Последний из КГБ»

bvelvet, 14 мая 2010 г. 00:16

На последние деньги я купил эту книжку в жутком (для меня) 97-м году. И читал не отрываясь очень долго. Это роман про самую что ни на есть настоящую жизнь, только написан он так, что жизнь растворяется и обретает какую-то иную, жутковатую и притягательную форму. Это очень смешная книга (если Вы не боитесь рискованных шуток), это книга очень мрачная и злая (хотя многие поводы для безнадеги ушли, кажется, в прошлое). Книга про Пушкина и про Чехова одновременно. Как и вопрос: «кто победит — слон или кит?», вопрос: «кто лучше — Чехов или Пушкин?» во вселенной Штерна абсолютно бессмыслен. Генетический эксперимент, которому формально посвящен роман, получает чеховскую интерпретацию, а интеллигентские страдания оформлены в «белкинской» манере сменяющих друг друга повествователей. Многих будет раздражать филологическая и психоаналитическая нагрузка произведения, многих бесит объем... Но люди имеют свойство забывать о прошлом и жить настоящим — в нем полно аккуратных томиков в одинаковых обложках с одинаковым отсутствием содержания. А таких романов больше нет — и не похоже, что они появятся. Тем, кто аккуратных рядов и одинаковых обложек не любит, «Эфиоп» придется по душе. У меня потрепанный томик стоит на полке рядом с компьютером — чтоб всегда можно было дотянуться. А то мало ли что...

Оценка: 10
– [  10  ] +

Борис Штерн «Записки динозавра»

KindLion, 15 декабря 2008 г. 16:14

Эта книга прочитана по совету ФантЛаба (с). Совершенно удивительная, теплая и мудрая книга. Написанная хорошим русским языком. Насколько я понимаю, это – лучшая книга Бориса Штерна. Теперь я долго не возьмусь прочесть у Штерна что-либо еще – не хочется испортить такое замечательное послевкусие от этой книги.

Главный герой этой книги – динозавр. Но «динозавр» в этой книге – это не нечто зеленое и чешуйчатое, как вы могли подумать. Динозавр в этой книге – это человек, переживший тяжелые времена советской науки. Переживший и сумевший выжить. Академик, стоявший у истоков советской ядерной физики. Ковавший атомный щит и меч нашей родины.

События, о которых идет речь в этой книге, это, практически, один в один – портрет нашей эпохи (книга написана в середине 80-х годов 20-го века). Правда, портрет кисти художника-реалиста, увлекавшегося, в свое время, абстракционизмом и импрессионизмом. Так как мир, описанный в этой книге такой же как наш, но немножечко другой. Из видимых отличий – в ней говорится о совместной, советско-американской, экспедиции на Марс как о факте недалекого прошлого.

Собственно, сами события книги уложились буквально в 2 дня жизни академика Новоселова. В 2 дня и во всю жизнь. Повествование ведется от первого лица. Неспешная беседа человека, пожившего и повидавшего на своем веку столько, сколько другим за 3 жизни не повидать. Человека смелого, принципиального. Несмотря на свой почтенный возраст не дряхлого старика, но – Мужчины. Мужчины по духу и по поступкам. Который ничего и никого не боится, и действует так, как ему подсказывает совесть.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Борис Штерн «Голая девка, или Обнажённая с кувшином»

Sawwin, 4 апреля 2008 г. 21:48

Вроде бы простенькая юморная история, и все ходы стандартны, и образы привычны, едва ли не из фельетонов взяты. И вдруг концовка... «С этого момента Коробейников начал разбираться в искусстве...» И понимаешь, что ничего ты не понимал, и отлистываешь страницы, и начинаешь читать заново, обращая внимание уже не на сор, а на ту поэзию, что произрастает из него.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Борис Штерн «Сказки Змея Горыныча»

kerigma, 19 сентября 2021 г. 19:33

У меня так давно лежала на бумаге эта книга, что уже стыдно было хотя бы не попытаться ее почитать. В итоге оказалось, что все равно не стоило, конечно. Качество этого сборничка — под стать качеству издания: яркая аляповатая обложка, а внутри — ужасная желтая бумага, неприятное качество печати и общее ощущение тотальной дешевизны. Не спорю, и прекрасные вещи в начале 2000 издавались в таком качестве, но это не тот случай.

«Сказки...» — сборник историй на тему того, куда катится Россия 90-х, поданных через призму традиционных героев. Хотелось бы сказать, что это сатира — но увы, для сатиры отчаянно не хватает чувства юмора. Там, где в тексте должны быть шутки, льется гной потоком, ядовитая слюна авторского негодования по поводу происходящего, и это совсем не смешно, а довольно неловко набдлюдать. Более того, поскольку сюжеты Штерновских писаний базируют исключительно на «приметах времени», типа игры «Поле чудес» (это самое узнаваемое, в остальном я признаю далеко не все), они перестали быть интересны ровно тогда, когда эти приметы времени в культуре перестали быть актуальны. То есть, возможно, если бы это был бложик, который пишется в режиме онлайн — так он бы нормально воспринимался, но никакой вневременной ценности — увы.

А еще Штерну просто фатально не хватает чувства меры и чувства вкуса. У него есть удачные шутки и образы, но проблема в том, что начав глумиться, он как Коровьев, не может остановится, и шутка сначала становится плоской, потом глупой, потом совсем уж бредом — именно потому, что нет конца и края этому попытку поглумиться в каждом слове, не важно, удачно получается или нет. Большую часть текста я вообще не понимала, зачем автор пишет всю эту белиберду и что он нам хочет этим сказать.

Оценка: 2
– [  9  ] +

Борис Штерн «Записки динозавра»

lima3, 19 июня 2012 г. 15:51

О чем книга? О жизни, о смерти, об обещаниях, что мы даем, о черте которую пересекаем. Произведение где намешана грусть и мягкий юмор, где за обыденными вещами проглядывает фантастическое, а может не проглядывает, и нашему академику столетнему старцу, все это кажется, игра разума, которому сказали, нет на свете бога и нет дьявола и за все в ответе ты сам. Выбор что он сделал когда-то, для претворения в жизнь того о чем он мечтал, выбор который он делает каждый день. И это чувство которое присуще человеку Хомо сапиенсу сапиенсу, как выражается академик, что за каждый свой неблаговидный поступок нужно платить и за тем хорошим что у тебя есть в жизни однажды придут и поэтому только поэтому он ждет ее — расплаты, которой возможно никому не нужна кроме него самого.

История с мастерский вплетенным юмором, исключительно жизнеутверждающая, с легким намеком на грусть, рассказанная столетним старцем.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Борис Штерн «Да здравствует Нинель! Из археологических сказок Змея Горыныча»

StasKr, 6 февраля 2009 г. 09:38

Согласен с amak2508 рассказ представляет собой достаточно характерный образчик чернушной литературы, которая издавалась в нашей стране сразу после распада СССР в 1991 — 1995 годы. Так что автор даже слегка запоздал со своим «шедевром». И образ России (что в настоящем, что в будущем) там изображался самым негативным образом. Зачастую как чернобыльская зона отчуждения или заповедник для дикарей-аборигенов.

Понятное дело, написанию потребных вещиц способствовали годы Смуты, наступившие после распада СССР. Невидимая рука рынка, о которой столько говорили столь сурово распределила имущественные блага, что огромная общества осталась за чертой бедности. Преступность, тотальная коррупция, этнические и военные конфликты так же оптимизма не добавляли. Поэтому люди с тревогой и пессимизмом смотрели в будущее. Ну а раз в обществе царит пессимизм, значит всегда найдутся шелкопёры, которые станут удовлетворять потребность людей в оном пессимизме.

Вот только тут вступает в дело извечный писательский закон: написать книгу легко, а вот хорошую книгу написать — очень сложно. Увы и ах, в мутном и вонючем потоке чернухи тез лет я не нашёл ни одной, я повторяю — ни одной, приличной вещи, посвящённой судьбе России. Во всех случаях авторы на страницах своих произведений сводил счёты с почившим в бозе (а потому неопасным) Советским Союзом или поливали помётом своих нынешних (ну или уже бывших) соотечественников. Видимо таким образом они пытались компенсировать отсутствие литературных талантов.

Вот и рассказ «Да здравствует Нинель!» как раз из этой серии. Причём хочу заметить — это ещё весьма НЕПЛОХОЙ для своего жанра рассказ. Есть внятный сюжет. Есть весьма странный (для меня) юмор. Авторский поток сознания изложен простым и доступным языком. Но не ищите в рассказе хотя бы грамм логики или смысла. И вообще я честно говоря не понял к чему вообще было писать историю еврейского археолога-самоучки, который искал легендарный город Москву и тело её царицы — Нинель? Какие счёты сводил автор с Россией вообще и Лениным в частности?

Даже во второй половине девяностых после прочтения сборника, в котором был напечатан этот рассказ, хотелось вымыть руки.

Оценка: 2
– [  9  ] +

Борис Штерн «Эфиоп, или Последний из КГБ»

ash1975, 13 декабря 2008 г. 19:45

и прочёл я отзывы, и стало мне странно. люди, чего вы хотите от Бориса Гедальевича. чтобы он написал роман в русле традиционной фантастики с несгибаемым сюжетом и глобательными проблемами на поверхности(но вы же знаете что у нас не тонет). и был бы тогда не Штерн, а очередной пожизненный классик. но талант-то не проведёшь. да здравствует «эфиоп«!!! и если кто-то за формой не разглядел содержание-сочувствую.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Борис Штерн «Записки динозавра»

Irena, 20 сентября 2008 г. 05:06

Больше всего порадовал язык. Стиль речи старого человека, ритм, некоторое «пробуксовывание» на деталях... Я была уверена, что автору действительно было лет 70 с хвостиком.

Идея торговли с дьяволом — старая, в общем-то, — подана достаточно оригинально. Да и не в дьяволе же дело. Кто, если разобраться, душу продал — герой или «академики Эл»?

Знакомая до зубной боли атмосфера брежневских времен выписана очень точно — с якобы движением в светлое завтра и вездесущими топчущими всё бронтозаврами, с крысиными подкопами, с шоферами и швейцарами, от чьих звонков зависит будущее науки, искусства и чего угодно, с диким ажиотажем по поводу невинного фильма для детей среднего школьного возраста... Странно, что писано в перестроечные годы, действие происходит, по несложным подсчетам, плюс-минус в наши дни — а описаны примерно 70-е...

Некоторые моменты, тем не менее, показались схематичными, хотелось подробнее и глубже. Возможно, автор не хотел углубляться и превращать повесть в роман — но... но.

И все же чего-то мне не хватило в этой повести. Затрудняюсь даже сформулировать, чего именно. Прочитала с удовольствием. Долго колебалась, как оценить. И все-таки больше 8 не ставится... Скажем, 8+.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Борис Штерн «Записки динозавра»

duke, 31 августа 2008 г. 19:04

Чудесная повесть. Неторопливое, очень спокойное, обстоятельное, где-то даже «ленивое» повествование. Мне чем-то напомнило Стругацких. Хотя и от Булгакова тоже что-то есть. Вообще, история получилась просто волшебная! Чем это достигается – я, если честно, не понял. Стиль – превосходный. Это единственное, что хоть как-то можно проанализировать. А в остальном, не знаю. Такое ощущение, что Штерн внимательно прислушивался к тому, что ему нашептывала его Муза и, стараясь ее не спугнуть, почти не редактируя, это записывал. Может я и ошибаюсь, но текст выглядит этаким монолитом, родившимся целиком и сразу. Необычно, вернее непривычно, выглядит главный герой, от лица которого ведется повествование. Почти столетний старец, академик Невеселов, рассказывает о своей жизни, начиная с того, как некогда, в далекой юности, заключил сделку с дьяволом. И заканчивая тем, что вот теперь, к сожалению, пришло время «собирать камни»…

Переворачивал страницы очень медленно исключительно по причине продлить свое удовольствие от чтения. Превосходная история, которую с огромным удовольствием всем рекомендую.

PS Жаль только – коротковата…

Оценка: 10
– [  8  ] +

Борис Штерн «Записки динозавра»

WoroH, 23 апреля 2016 г. 00:26

Да, живой, красивый, соответствующий герою язык. Да, похож на Стругацких и Булгакова. Но произведение ни о чем. Все те философские постулаты, о которых так много восторженных отзывов, звучат каждый день из уст стариков, которые думают, что вещают что-то мудрое. Ничего оригинального. Есть определенная структура

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«продал душу дьяволу- обманул дьявола»
, а всё остальное между этими пунктами — описание похождений с разговорами ни о чем. Из фантастического для нас сейчас воспринимается то, что повесть написана в 1990 г. Может Штерн не мог предположить, что СССР развалится. Получается, что всё описанное будущее, полеты на марс, псевдонаучная жизнь, ЗИМы — это такой оптимистичный вариант альтернативной истории перестройки. Ну и немного мистики. Больше фантастического в повести нет ничего. Читать вроде и не тяжко из-за языка, но повесть относится к разряду тех, сюжет которых не вспомнишь на следующий день. Есть такие произведения, которыми все восхищаются, а ты в недоумении. Для меня это Хромая судьба, Ведьмак (кроме рассказов), а теперь и Записки динозавра.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Борис Штерн «Голая девка, или Обнажённая с кувшином»

Ank, 20 октября 2012 г. 17:52

Настоящий герой рассказа – не статуя, а завхоз Коробейников. Он бывший фронтовик, и порядки в санатории у него тоже военные. Лавочки нельзя красить радугой, только в зеленый цвет и так далее, а когда его выписали из больницы, даже погода испортилась. И тут случается эта история. В результате завхоз становится просто другим человеком. Он начинает задумываться о чем-то таком непонятном, и даже идет в библиотеку за энциклопедией.

Завхозу противопоставлен скульптор, изваявший статую. Искусство для него только способ заработать денег и больше ничего. Он отработал заказ худсовета, получил зарплату и так и не понял, что создал шедевр.

Мне кажется, вся эта история – о случайности создания настоящих произведений искусства. Никто из творческих людей заранее не знает, получится у него вещь или не получится. Надеется каждый, но результат удается одному из тысячи. И если он удается, автор потом искренне недоумевает, как же это он умудрился создать шедевр.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Борис Штерн «Горыныч»

БорЧ, 16 апреля 2011 г. 18:21

Одна голова хорошо, а три лучше. Главное — приоритеты для них правильно расставить: кому стихи сочинять, а кому думать за троих на ком одинокому дракону жениться. Особенно, если Дракула и не граф вовсе, а единственная женская особь в огромной популяции драконов, а жениться на ней никто не хочет.

Энн Маккефри — отдыхает. Вот такой на первый взгляд «поток сознания», но «поток» очень забавный и весело написанный.

Остаётся только уже вне темы добавить, что европейское драконы не имеют ничего общего с нашим Горынычем. Их — они какие-то космополиты безродные, а наш Горыныч, — просто отчество. Типа — сын того, кто живёт на горах (см. Мельников-Печерский). Я уже писал, что Маккефри — отдыхает?

Оценка: 7
– [  8  ] +

Борис Штерн «Да здравствует Нинель! Из археологических сказок Змея Горыныча»

amak2508, 28 декабря 2008 г. 11:47

Повесть писалась в смутное время после распада Советского Союза и выглядит очевидно написанной на злобу дня. Причем, извините за каламбур: на злобу дня и очень зло. И если в те годы она воспринималась, наверное, нормально и вполне в духе времени, то сейчас читать ее просто неприятно — из строк так и сочится ненависть к нашей стране.

Оценка: 1
– [  8  ] +

Борис Штерн «Туман в десантном ботинке»

Sawwin, 11 декабря 2008 г. 13:50

Если хотите видеть настоящий, классно написанный отечественный сюрреализм, то вот он. С перебоями не только логики, но и времени. С неспешным, реалистическим описанием всякой обыденной детали, безумно вторгающейся в соседнюю, столь же реалистическую деталь. Ежеминутно рождаются новые сущности, отрицающие и дополняющие друг друга, а читатель находит (или не находит) в этой круговерти нечто своё. Для желающих ясности произнесено слово «радиоактивность», для алчущих многозначности имеется Червячок, которого теперь двое, для ищущих сарказма предложено слово «туман» в названии рассказа.

Борис Штерн в очередной раз показывает, как надо писать.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Борис Штерн «Недостающее звено»

duke, 7 сентября 2008 г. 00:19

Совершенно безумный рассказ — этакая смесь кэрролловской «Алисы», бестеровских рассказов и лемовских историй о Ийоне Тихом. Не по замыслу, а по способу изложения. И даже фамилия главного героя — Тихов — чем-то «неуловимо»:) напоминает фамилию лемовского барона Мюнхгаузена. Естественно, всё это взрощено на отечественной (вернее, незалежной) почве и сдобрено изрядной долей штерновского юмора. Получилось нечто невообразимое. И за всей этой фантасмагорией скрывается вторая тема — поиски самого себя. Только уже не в фигуральном смысле, а в совершенно прямом. Интересный (и очень редкий) литературный прием, — когда из «метафоры» пытаются сотворить «реальность». Чаще происходит наоборот. К сожалению, эта вторая тема не получила должного развития (а я этого ждал), поэтому и снизил оценку.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Борис Штерн «Чья планета?»

ZiZu, 16 мая 2008 г. 09:35

Давно не приходилось читать такого тонкого и интилегентного юмора. Легко, изящно и красиво описана психология завоевателей. «Слышу шум, гам решил прилеть может и мне чего достанется». И великолепная концовка.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Борис Штерн «Записки динозавра»

Deliann, 15 октября 2022 г. 10:57

«Записки динозавра» я прочитал почти случайно. Я не знал о чём эта повесть, не был знаком с другими произведениями Бориса Штерна, да и из моих знакомых никто о «Записках» даже не слышал. Но вот книга зацепила взгляд в букинистическом магазине, была куплена, прочитана и признана крайне удачным приобретением.

У каждого читающего человека есть книги, к которым хочется возвращаться. Которые помогают преодолеть сложные моменты жизни, дарят ощущение уюта и, в какой-то степени, даже чуда. Для меня такой книгой давно является «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких. И в «Записках динозавра» я уловил ту же магию. Пусть сюжетно между книгами и нет ничего общего, но настроение и любовь к науке и мысли оказались родственными.

Сюжет в повести Штерна вообще сложный предмет: он вроде и есть, но его как будто и нет. В том плане, что все события – это буквально день и ночь одного заслуженного академика по имени Юрий Васильевич Невесёлов. Невесёлову уже девяносто с гаком лет, он реликт, динозавр, который по утрам страдает от избирательного склероза, а по вечерам от чрезмерной заботы окружающих. Когда-то давно Юрий Васильевич заключил сделку с НИМ, согласно которой он смог запустить неформатный научный журнал в обмен на свою душу. А теперь что-то близится: или час расплаты, или окончательный маразм. И каким же прекрасным стилем это всё описано! Невесёлов всё увиденное интерпретирует в своем философско-ироническом ключе с нотками абсурда, благодаря чему повесть крайне афористична и отлично поднимает настроение буквально за пару страниц. А временами наш академик ещё и ударяется в воспоминания, так что повествование приобретает очень трогательные оттенки.

Единственным недостатком повести является разве что привязка к определенному времени. Увы, сейчас уже не все шутки понятны сходу, не все намёки схватываются на лету. Но даже и так читаются «Записки динозавра» бойко и с огоньком. Рекомендую всем.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Борис Штерн «Кто там?»

Нескорений, 15 февраля 2022 г. 11:54

Если разобраться, то хорошей, качественной юмористической фантастики довольно мало, любители зарубежной НФ сразу вспомнят имена Р. Шекли, Ф. Брауна, Г. Каттнера, Э.Ф. Рассела, но всё это творцы периода «Золотого века». В отечественной фантастике юмор чаще всего сводился к социальной сатире, хотя «перестроечная» фантастика — это отдельная тема. Нелёгкие времена диктовали свои условия, акцент сместился в сторону чёрного юмора, непонимание происходящих вокруг социальных катаклизмов авторы пытались подчас пропустить через себя, довести до абсурда, возведенного в абсолют. Тем не менее, выдать на гора нечто по-настоящему остроумное, злободневное и по-настоящему смешное получалось у единиц, автор данной повести пытался, но на мой взгляд, — безуспешно.

«Кто там?» — произведение из цикла о приключениях инспектора Охраны Среды Бел Амора и его верного робота Стабилизатора, путешествующих в открытом космосе и постоянно попадающих в различные сложные и зачастую комические ситуации. Рассказы сами по себе неплохие, чем-то напоминающие по духу приключения Грегора и Арнольда Р. Шекли, но эта повесть явно выбивается из общего ряда, центральные персонажи здесь присутствуют для галочки и большую часть времени играют пассивную роль. Более-менее понятно, что происходит в сюжетной части произведения разве что в завязке и финале, 90% текста — это какая-то клиническая шизофазия, непонятно зачем, к чему и почему автор хаотически городит этот «огород», соединяя слова механически, без связного смысла.

Начало повести ещё как-то напоминает предыдущие рассказы цикла — Бел Амор и Стабилизатор отправляются на своем корабле с грузом, состоящим из консервированной тушёнки, но по пути попадают в пространственный «омут», с этого момента начинается спасательная операция, а также нелепые попытки узнать, кто же в этом омуте сидит, и зачем он тут вообще. Такое ощущение, что в качестве ориентира автор выбрал худшие эпизоды из цикла «Билл — герой Галактики» Г. Гаррисона, а в плане абсурдистики пытался перещеголять позднего Шекли. Ежу понятно, что любая копия не может быть лучше оригинала, но здесь получился вообще какой-то симулякр, сравнивать который даже не с самыми удачными творениями Гаррисона и Шекли, значит категорически не уважать помянутых фантастов.

Судя по всему автор хотел выплавить философский камень абсурдного юмора, путём создания квинтэссенции, мешая всё в одну кучу — критика власти, бюрократов, милитаристов, учёных, клерикалов и антиклерикалов, сторонников свободной прессы и ее душителей, короче, «смешались кони, люди»... Очень жаль, но из этого творческого атанора на выходе мы не получили даже обычного свинца, ничего забавного и остроумного в тексте обнаружить не удалось, одни лишь прибаутки и цитаты из бородатых анекдотов, известных каждому школьнику, типа «копать от забора и до обеда». Подобный юмор тоже имеет свою ЦА, только в этом случае нужно не забывать ставить лопату в местах, где нужно смеяться, но нет — даже сей простейший инструмент землекопа автор решил не использовать.

Ладно, может автор и не сумел в юмор и сатиру, но даже попытки придать всему творящемуся хаосу некий налёт богоискательства смотрятся довольно нелепо. Какие черти водятся на глубине многомерных космических омутов науке по-прежнему неизвестно, а вот неосторожный читатель, наткнувшийся на эту повесть вполне может поплатиться потерей настроения и головной болью. У меня редко бывает, что приходится заставлять себя добраться до финала произведения, здесь, к сожалению, именно тот случай. Не думаю, что данный опус можно кому-либо рекомендовать, пусть даже как документ ушедшей эпохи, всё плохое пусть уходит, приходит только хорошее. Если вдруг решите ознакомиться с циклом рассказов о приключениях инспектора Бел Амора, то эту повесть лучше обойти стороной, как говорится, во избежание...

Оценка: 3
– [  7  ] +

Борис Штерн «Дед Мороз»

lammik, 19 мая 2020 г. 06:37

Это не грустный и печальный рассказ, как многие думают. А тёплый и чудесный. Дед Мороз, несмотря ни на что, дарит праздник детям и взрослым Нефтесеверска. Даже тем взрослым, кто в суматохе дней и под прессом бюрократии давно позабыл и смысл праздника и веру в чудо. Разве не всем стало лучше в итоге? Даже мяснику и продавщице наливайки. Пострадал разве что «обыкновенный рвач» Белохватский из драмтеатра.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Борис Штерн «Голая девка, или Обнажённая с кувшином»

amak2508, 26 декабря 2019 г. 18:43

Не стоит искать в этом рассказе глубокой авторской мысли — её там нет. Впрочем, как не стоит и доискиваться причины, по которой ожили парковые статуи — это не принципиально. Напридумывать можно всякого, но вряд ли хоть одно из этих объяснений способно по-настоящему удовлетворить читателя.

А вот что стоит, так это просто читать прекрасный рассказ и получать от него огромное удовольствие. В совсем небольшую по размеру вещицу вложено столько талантливо подмеченных/подсмотренных ситуаций, образов и фраз из нашей недавней советской жизни, что хватило бы на десяток-другой аналогичных произведений. А уж про юмор, причём не вымученный, ни полупохабный, а настоящий, живой и искромётный, и говорить нечего — его в этом рассказе просто море. А ведь кроме этого к достоинствам произведения можно ещё причислить и увлекательный, почти детективный сюжет, и отличный, очень легко читающийся текст.

И напоследок несколько цитат из рассказа: «Здесь нельзя ходить в купальнике, вы не в притоне!», «Тут какая-то дальновидная государственная политика....Рожать стали меньше, вот и ставят для поднятия духа каменных девок», «Некоторые граждане не видят разницы между голыми девками и произведениями искусства», и наконец «Я тут стою и облагораживаюсь искусством...» :).

Оценка: 9
– [  7  ] +

Борис Штерн «Записки динозавра»

Рыба-кит, 10 января 2019 г. 21:24

Чудеса, калейдоскоп событий, чертовщина – все это в книжке есть, но до уровня сказки для младших научных сотрудников она не дотягивает даже близко. Мысли нечеткие, разговоры невнятные, логика хромает, в итоге получаем не волшебство, а какую-то мутную путаницу.

Не смог найти в повести ничего нового: своих идей – технических, социальных, философских — тут просто нет. Все вторично – и рассуждения, и сюжетные ходы. Вот одну из идей автор выделяет в тексте особо: «Наконец, дьяволом могу быть я. Это неожиданная… Это неожиданная и важная мысль.» — Но и эта мысль оказывается неоригинальной: заявления «дьявол — это я» упоминаются, например, в книге Робера Мюшембле «Очерки по истории дьявола, XII-XX вв.»

Повесть написана в конце 80-х, и автор густо пересыпает текст перестроечным перцем. Тут и уничтожение советской науки, и дядя-сталинист, не дающий получить заработанные деньги мальчишке-токарю. Эта псевдопублицистика делает книжку еще слабее.

И уж совсем непонятно, зачем автор берется рассказывать нам, что «Слово о полку Игореве» — не подлинник, а подделка. Возможно, это тоже объясняется перестроечным зудом ниспровержения. Не надо бы писателю с фамилией Борис Штерн публично высказывать свое мнение по такому деликатному для русской литературы вопросу. «Не лезьте к нам в душу грязными руками».

Оценка: 4
– [  7  ] +

Борис Штерн «Дед Мороз»

Dan-Master, 28 октября 2013 г. 18:42

Очень печальный рассказ. Дед Мороз подрабатывающий сам собой на утренниках, причем явно не умеющий провести утренник согласно утвержденного плана. Да и цель только одна подработать денег на подарок внучке, на кости волкам и стакан вермута. Очень больно и печально и сказка закончилась.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Борис Штерн «Чья планета?»

SAG, 21 сентября 2012 г. 18:12

Вот- вот собралась куча колонизаторов и спорят, а кто первый я, нет я, нет нет я. Моё. нет моё, нет нет моёёё. А жители планетки тихо-тихо и в космос, ай нет господа это наше, родное, мы тут живем и развиваемся и не нужны вы нам, с вашими суперзвездалетами, которым надо только нефть, уголь, вода. Это наше, так что скатертью дорожка от нашей планетки. Жаль, что мы не услышали этих сигналов со спутника. Но я думаю там вырисовывалась хорошая дуля для всяких незванных « открывателей».

Оценка: 9
– [  7  ] +

Борис Штерн «Производственный рассказ № 2»

слОГ, 20 апреля 2011 г. 18:27

Фантастика не в том, что этот рассказ нашелся... Для меня немного удивительно, что рассказ опубликован не в «Если», не в «Полдне», что было бы логичнее, а именно в МФ, но это прелюдия.

Естественно правильно,что автор не захотел публиковать это произведение — оно достаточно слабое и по меркам Штерна, и по отношению к «Производственному рассказу №1» в частности. Как бы небольшой анекдот в знакомой локации. Кстати, мне рассказ напомнил не только рассказы Штерна, которые я читал в Химии и Жизни 80-х, но и издававшиеся там же и тогда же рассказы дуэта Михаил Кривич и Ольгерт Ольгин. Жанр иронического бытового производственного рассказа, который в конце 80-х благополучно и незаметно скончался. Ушло мироощущение 80-х , так сказать застойного социализма, не стало иронии, закончилось производство по-советски, да и собственно говоря и писатели на какое-то время замолчали... Для меня у Штерна, кроме рассказов, основными произведениями являются «Записки динозавра» и «Вперед, Конюшня». Когда я читал последний роман, по сути уже посмертный, я понимал, что Штерн, как автор, ожил и возможно впереди у него были бы еще блистательные тексты...

К сожалению, с одной стороны и к счастью с другой впереди у меня остался только Производственный рассказ №2. Ощущения после прочтения сугубо ностальгические — посему и оценки нет — объективно оценить не лучший рассказ одного из моих первых любимых фантастов (вместе с Шекли, Булычевым) я не сумею.

Оценка: нет
– [  7  ] +

Борис Штерн «Записки динозавра»

kkk72, 1 апреля 2008 г. 16:16

Это необычное произведение — пожалуй, лучшая повесть Штерна. На первый взгляд, в ней совсем немного фантастического. Пожалуй, это — исповедь человека, прожившего долгую и трудную жизнь. В свое время ему пришлось сделать непростой выбор и пойти на сделку... С кем? В первую очередь, с собственной совестью. И вот пришло время платить по долгам.

В довольно небольшом произведении автору удалось объединить, казалось бы, малосовместимые вещи. Есть в ней некая чертовщинка, что-то от «Мастера и Маргариты». Много в этой повести и советских реалий, и читателю удастся узнать многое о специфике научной работы в те времена. А с другой стороны, в ней так много человеческого, находящегося вне конкретной эпохи. Ведь человек всегда должен оставаться человеком.

Эта история произвела на меня сильное впечатление.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Борис Штерн «Чья планета?»

damira, 22 марта 2008 г. 13:08

Изящный юмор, отточенность фраз доставляют читателю изысканное удовольствие. Рассказ небольшой, но насколько емкий по смыслу, вот так всегда находятся любители подгрести под себя что-либо, хорошо хоть аборигенам оставили планету..

Оценка: 9
– [  7  ] +

Борис Штерн «Записки динозавра»

anubis, 8 декабря 2006 г. 01:08

Абсолютный и безусловный шедевр! Не часто попадаются такие великолепные вещи. Умная, немного грустная и очень жизнеутверждающая книга. А какой изумительный юмор! Штерн очень хороший писатель, но для меня он в первую очередь автор «Записок Динозавра». Настоятельно рекомендую всем, кто по какой-то причине еще не читал. Не лишайте себя удовольствия.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Борис Штерн «Чья планета?»

maxxx8721, 13 июня 2021 г. 13:18

Хороший и симпатичный рассказ, который по атмосфере очень напоминает Шекли. Здесь есть интересный сюжет, конфликт и неожиданная концовка.

Рассказ юмористический, при этом рассматривает важную проблему взаимопонимания. Что главное для меня — юмор добрый, интеллигентный и природный. В нём нет той вымученности, как у многих современных фантастов, которые в попытке рассмешить каждым предложением скатываются в унылый Аншлаг.

Дипломатия — это сила, способная решать вопросы разумным путём. И то, как здесь решаются важнейшие вопросы дележа планеты и выстраиваются дипломатические отношения — мне понравилось. Чем-то даже напомнило «Вариант единорога». Наверное, пьянками )

Оценка: 8
– [  6  ] +

Борис Штерн «Дед Мороз»

technocrator, 28 декабря 2020 г. 20:36

Это прям-таки идеальный новогодний рассказ: добрый, ироничный, с выстроенной композицией уровня лучших чеховских вещей, где все детали сыграют, а сказка встретится с бытом северного рабочего городка. Похождения забывчивого неуклюжего старичка, пытающегося подзаработать дед морозом на детсадовском утреннике, и сами по себе забавны, а концовка с его возвращением домой отлично выстреливает.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Борис Штерн «Дед Мороз»

Kabasha, 4 сентября 2019 г. 20:28

Квинтэссенция новогоднего праздника. История о том, что теплота нужна и тем, у кого ее, на первый взгляд, в избытке и кто должен сам ее дарить всем вокруг.

Теплая, душевная история, написанная простым и незатейливым языком, но от этой простоты она становится вдвойне милее и уютнее.

После прочтения так и хочется завернуться в плед у камина, налить бокал глинтвейна и загадывать желания, несмотря на то, что за окном дождливый сентябрь, а вовсе не зимний декабрь.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Борис Штерн «Эфиоп, или Последний из КГБ»

Manowar76, 16 августа 2019 г. 13:53

Почему: решил перечитать очень необычный роман

В итоге: для девяностых это была невероятная бомба — хулиганский, постмодернисткий, фантастический роман с матом! До этого мата в печатных изданиях я не читал.

У автора невероятная эрудиция. Некоторые имена я впервые узнал из ЭФИОПА. Что мог знать я 20-летний о Лысенко, Врангеле, Гумилёве?

Гениальный роман, не побоюсь этого сравнения — предвестник Пелевина, который тоже вольно обходится с реальностью и не брезгует крепким словцов в своих текстах.

Конечно, спустя двадцать с лишним лет, совсем с другим культурным багажом, роман воспринимается совсем-совсем по-другому. Теперь о персоналиях времён Гражданской Войны знаю не только из советских фильмов, знаком с творчеством Гумилёва и Окуджавы, понимаю кто такой Лысенко и так далее.

Для себя решил выписать исторических персонажей, фигурирующих в романе.

Толстой, Пушкин, Черчилль, Блок, Муссолини, далай-лама, Брежнев, Арафат, Иисус Христос, Гумилёв, Абрам Терц, Чехов, Врангель, Окуджава, Фрейд , Хэмингуэй, Махно, Васька Чапай, Эйнштейн, Жириновский(другой), Лысенко, Пржевальский, Павлов, Высоцкий, Гапон, Ганнибал, Пётр Первый, Сервантес, Есенин, царь Соломон, Сартр, Метерлинк, Суворов, Чапек, Суслов, Куприн...

И это только первые 90 страниц из 660.

Внезапно! Оказывается, легендарное стишок из «Genration П» Штерн ещё за два года до выхода романа Пелевина использовал:

Мы с товарищем вдвоём работаем на дизеле

Он мудак, и я мудак, у нас инстрУмент сп...

Примерно к четырехсотой странице от бесконечных хохм, фаллосов и калейдоскопа исторических лиц начинаешь уставать и чтение буксует. Кажется, что и сам автор подустал — убирает персонажей, сворачивает сюжетные линии.

Уникальный, необычшейший роман. Энциклопедично и шутовски переосмысляет историю 20-го века в России и, отдельно, изживает страх перед КГБ. Ну и, конечно, этот роман о силе любви. Или скорее, о силе секса.

Штучная вещь, стоящая в русской литературе особняком.

Спасибо автору за информацию о второй итало-эфиопской войне. Полез в википедию — описано всё максимально точно. И про нападения, иногда даже успешные, на танки с одними копьями и про репрессии итальянцев и прочее.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Борис Штерн «Приключения инспектора Бел Амора»

olpo70, 28 марта 2019 г. 22:21

Да конечно Штерн не Шекли. Но и Шекли не Штерн. Их вообще нельзя ставить рядом. Они разные и юмор у них разный.

Этот цикл не для иностранцев. Они его просто не поймут. Это не их юмор. Этот цикл наше уникальное явление. Это одно из самых значимых и великолепных явлений в нашей русскоязычной фантастике. Конечно есть мировой уровень, но этим произведениям туда не надо. Они находятся и так на достаточно высоком уровне. Но нашем русскоязычном уровне.

Одно жаль. Что поколения советских и постсоветских читателей рано или поздно уйдут. А молодые и дерзкие будут думать и шутить совсем подругому. И этот цикл станет очередным фантастическим раритетом. Для небольшого круга любителей, коллекционеров и иследователей фантастической литературы. Но слава богу я этого уже не увижу.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Борис Штерн «Чья планета?»

A.Ch, 4 сентября 2016 г. 19:26

Философский рассказ, спрятавшийся за ширмой юмора контакта столь разных и столь похожих цивилизаций. Обнаружена планета, которая может удовлетворить потребности любых существ, стремящихся завоевать её. Нужен кислород? Есть. Нефть и вода? Полно. Другие ресурсы? И их найдём.

Все конфликты по разделению территории на Земле решались бы столь долгими и “плодотворными” переговорами и юмор произведения стал бы менее ценным. Поэтому и фантастично, но что-то знакомо-похожее.

Рассказ о том, что собственное мнение есть у тех, на кого, возможно, мы не обращали внимания.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Борис Штерн «Голая девка, или Обнажённая с кувшином»

Dan-Master, 28 октября 2013 г. 18:49

Рассказ вроде похож на газетный фельетон, вызывает большую улыбку, но по моему мнению он намного глубже. Наверное весь смысл в словах Коробейникова в конце рассказа «Искусство нельзя... того до лампочки. А то они все разбегутся.» Обмельчали мы «человеки» душой и помыслами, стали мелочными и до нельзя меркантильными и бегут от нас даже статуи сбрасывая амфоры, весла и отбойные молотки, спасаясь в краях где еще не очерствели души до конца.

Прекрасный рассказ большого мастера

Оценка: 9
– [  6  ] +

Борис Штерн «Чья планета?»

gorvzavodru, 13 января 2013 г. 23:00

Как то не оценил.

Проблема, конечно, сильная: конкуренция за использование смежных ресурсов.

И ход интересный: поняли что планета обитаемая.

А рассказ счёл средненьким.

Оценка: 5
– [  6  ] +

Борис Штерн «Чья планета?»

chert999, 2 октября 2012 г. 18:11

Великолепный сборник блистательного автора. Супер-дебют! Если бы эта книга была издана лет на 10, да хотя бы даже на 5 лет раньше, то я думаю, что и литературная, и жизненная судьба Бориса Штерна сложилась бы гораздо более счастливо: не было бы безнадежных метаний, ранней смерти и нереализованных планов, а российская литература получила бы писателя масштаба Булгакова. Но — не срослось: тошнотворная реальность душных 70-80-х легко ломала судьбы и куда менее талантливых и чувствительных людей...

Оценка: 10
⇑ Наверх