FantLab ru

Все отзывы на произведения Анны Старобинец

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Анна Старобинец «Первый отряд. Истина»

vasyavip, 19 февраля 15:02

Когда я училась в классе пятом общеобразовательной школы, у нас была учитель математики, такая Нина Ивановна... Она имела обыкновение проверять контрольные работы прямо после их написания в присутствии класса. И вот она сидит, что то там черкает, и мы сидим, ждём приговора. И время от времени она брезгливо брала двумя пальцами чей-то листок, подымала его над головой, и произносила следующее: деточка, это же брЭд. Не бред, а именно брЭд. Это однозначно, безвозвратно и беспощадно означало для автора того листка — КОЛ! Вот собственно и весь отзыв об этом листке Анны.

Оценка: нет
–  [  1  ]  +

Анна Старобинец «Живущий»

GennDALF, 29 января 12:06

Для меня «Живущий» – очевидный наследник и преемник романа «Мы», который не элементами, а всей своей сущностью положил начало антиутопии как отдельному жанру.

Несмотря на разделяющую их почти вековую пропасть, «Живущий» точно также берёт из современного ему общества аспекты, которые могут угрожать будущему, и, гиперболизируя их, рисует удивительную картину. Чуть более фантастичный, чем «Мы», этот роман тем не менее демонстрирует нам картину, которую сегодня возможно представить всерьёз. Именно это, на мой взгляд, и должно заставить читателя отнестить к нему также со всей серьёзностью.

Из личных впечатлений хотелось бы ещё отметить, что автор немного сильнее сместила баланс в сторону эмоционального, порой в ущерб описательности. Оставив таким образом многие вопросы на домысел читателя. Как по мне, это если и недостаток, то точно не критичный, а скорее предлагающий поразмыслить над произведением более широко.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Анна Старобинец «Живущий»

zazai, 23 августа 2020 г. 23:10

Книга мне понравилась. Качественный образчик современной литературы.

Хочется, однако, оставить предупреждение тем, кто только берется за чтение этой книги — это никакая не фантастика (в жанре антиутопии), а психодрама в антиутопичных декорациях дигитализированного будущего. Неспешно, без особых приключений, никаких геройских поступков и пафоса, мир прорисован слабо (антиутопичный мотив стандартен — жесткий контроль рождаемости в обмен на условное благоденствие), даже с юмором туговато. Зато есть неслабый внутренний конфликт, суть которого состоит в желании главного персонажа быть «таким как все», в то время как Судьба упорно лепит из него Мессию.

Вообще аллюзии на Христианский Миф настолько прозрачны, что роман в пору называть «Евангелие от Старобинец».

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Анна Старобинец «Домосед»

zazai, 31 июля 2020 г. 23:42

Литературная состовляющая выше всяких похвал: грамотная компоновка текста — ничего лишнего, гладкий слог — хороший язык. Читать одно удовольствие, но надо сказать, что это не фантастика, а бытовая драма. Дело в том, что автор использует прием, который обычно применяют для экспозиции отдельного события, а не для полноценного произведения, когда некий малозначащий и неприметный субьект описывает весомую центральную фигуру. В качестве фокса_мики взят представитель малого народца (однозначно индефицировать его как «домовенка» у меня не получилось), цф — житейская драма одного научного деятеля.

Художественная состовляющая тоже на высоте. Хороший баланс: примерно 40% текста приходится на собственные приключения «домовенка» в наши дни, еще столько же на сталинские времена и судьбоносные для цф события, остальное антураж и экспозиция.

Антисоветчины особой нет — ну да в реальности все было несколько суровей и сложней, но для фабулы сгодится, как и любые петровские или другие античные времена.. упор-то на драму. Подозреваю, что в пресловутом СССР эта повесть спокойно прошла бы цензуру.

С русофобией тоже «не фонтан». Разве что, автор не стала в угоду моде пихать в текст «недопредставленные слои» (нацмены, лгбт и инвалиды.. обошлось даже без евреев), т.е. повесть получилась очень русской. Ну и фирменная чернуха обыденной беспощадности закомплексованности. Если вы считаете, что подлость и малодушие признаки реализма, то не проходите мимо.

Пс: остальные рассказы в книге «Резкое похолодание» тоже чернушные.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Анна Старобинец «Страна хороших девочек»

Ярослав Васильев, 31 июля 2020 г. 13:29

Жила была девочка Полина, или как её дома звали — Поля. Не просто жила, а как и положено ребёнку её возраста, чуть-чуть меньше семи — в своё удовольствие. Полезный суп есть не хочу, хочу сосисок. И спать не хочу, точнее ночью запросто проснётся и подымет папу с мамой. И кота за хвост, и собаку со стола колбаской угостить — хотя и нельзя. Измучились все с ней. И когда в Новый год она устроила истерику, с чего это всем (даже старшему брату) налили шампанского, а ей нет — Полю поставили в угол, и с тоской пожелали: пусть в новом году у нас появится образцовая и милая хорошая девочка. Как под бой курантов пожелали — так и свершилось. Поля осталась в старом году, а в дом вошла образцовая Хорошая девочка. Та самая воплощённая мечта родителей. Всегда вежливая, всегда хорошенькая и чистенькая. Хорошо кушает и только полезный суп и морковный салат, моет руки, ночью спит сном ангела. ну и так далее. А к Поле, которая осталась в прошлом году, пришёл Полномочный представитель президента Страны хороших девочек. И забрал Полину на перевоспитание в свою страну.

Нет-нет, это совсем не фильм 2013 года, хотя смотрел я поначалу его (он вышел иным и хуже, не поняли сценаристы сказку). Оказывается у фильма есть первоисточник. Это просто замечательная книжка «Страна хороших девочек» Анны Старобинец. Совсем случайно мы эту книжку нашли в городской библиотеке. Издательство «Азбука-классика», иллюстрации Оксаны Батуриной (к слову тут иллюстрации средней руки, не самые плохие, смотрятся приемлемо, но и ничего выдающегося. В тему, но где есть люди — рисованная имитация 3Д — как бы считалось оригинально, дёшево и сердито. Картинки без людей в книжке смотрятся заметно лучше). Зато сказка, что называется, от души.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Анна Старобинец «Живущий»

Manowar76, 16 сентября 2019 г. 15:35

Почему: небольшой объём и куча премий и номинаций; жанр киберпанк-антиутопии; уважаю автора за работу в «Русском репортере»

В итоге: мне роман не показался сложным или запутанным, как сетуют многие рецензенты. Эксперименты с формой подачи, через отчёты, логи чатов и так далее, тоже не вызвали отторжения. Слог ровный, литературный.

Тот случай, когда автору комфортно в созданном им мире. А мир любопытный — экстрополяция страхов о засилье соцсетей в полный рост. Трехмиллиардный человейник, манипулируемый создателями это странного социума. Показывают разные, в основном негативные, аспекты существования в этом мире. Но показывают ненавязчиво, в рамках сюжета, а не проводят скучные отвлечённые экскурсии.

В романе замечены остросоциальные для 2011-го года отсылки к реальности — такие, допустим, как «операция Преемник», ЖЖ и так далее.

Размышления на извечную тему противопоставления уютного прозябания и неприятной, кровавой свободы.

В финале нам показывают, что всё циклично.

Из минусов — инертный, ведомый главный герой. Навязчивые заявления о превращении человечества в термитник/рой никак не подкреплены. Суть таинственного эксперимента Лео-Лота так впрямую и не проговаривается.

И да, у книги одна из самых отвратительных, абсолютно не подходящих по сюжету и эстетике, обложек. Видимо, из-за неё я столько лет откладывал прочтение данного томика.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Анна Старобинец «Посмотри на него»

Wolf94, 6 апреля 2019 г. 01:41

Исповедь матери...

Понятие не имею, что заставило меня остановиться на данной книге. Да, в прошлом году очень часто видела ее в ленте, но зная себя, не стала добавлять в список к прочтению. Время шло, а я все вспоминала обложку и... Была не была, не понравится — брошу. Кто же знал, что история не отпустит.

Посмотри на него — это история Анны и непростого выбора. Рискуя нарваться на шквал негатива, но я считаю, что в данных ситуациях выбор очевиден, — аборт. Я не разделяю взгляды и убеждения женщин, оставляющих детей с медицинскими патологиями. Это же не жизнь, а вечный ад, не только для взрослых, но главным образом для ребенка. Собирать по всему миру деньги, нет, скажу жестко и бездушно, — но почему все должны помогать, когда предупреждали о последствиях?

Я понимаю, что кажусь бездушной скотиной, и скажи это в обществе яжематерей, огребла бы по полной, но Анна поступила правильно. Решение прервать беременность далось не легко, и те душевные метания не должны поддаваться нападкам со стороны. Ей было тяжело...

Медицина в России оставляет желать лучшего, даже не смотря на то, что есть действительно хорошие врачи. Делиться в сети диагнозом и выходом из ситуации, так сразу же прибегут религиозные идиоты (простите, но исцеление молитвой — вершина тупости), мамаши в больнице будут отворачиваться как от зараженного чумой...

Мне сложно описать чувства. И даже книгу никому советовать не буду, к ней каждый должен подойти сам.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Анна Старобинец «Убежище 3/9»

InigoMontoiya, 25 февраля 2019 г. 08:16

Сначала меня увлекло повествование, даже очень. Отсылка к сказочному тридевятому царству стала ясна довольно быстро, как только в сюжете появились персонажи русских народных сказок (с бегущими впереди персонажами сказки братьев Гримм).

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
С Бабой-Ягой у автора, правда, промашка вышла: она же традиционно страж потустороннего мира, а не его житель. Ну да ладно. Чуть позже вырисовывается отсылка к главному библейскому сюжету Нового Завета: здесь женщина по имени Мария и мужчина по имени Иосиф тоже рождают своего рода мессию для потустороннего мира, причем Мария как-то не уверена, что ее сын от Иосифа. В конце все припечатывается идеей «в начале было слово», первой фразой Нового Завета, собственно говоря (а в намеке на цикличность уничтожения и возрождения мира можно еще и индуистские постулаты усмотреть, да).
И все это «богатство» еще и приправлено героями совсем не русских сказок (Гензелем и Гретель автор не ограничилась) и мифов других народов и стран. Короче говоря, в какой-то момент я вообще перестала понимать, что это и зачем. По всей видимости, низачем. Роман разочаровал меня отсутствием цельности и основного мотива.

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Анна Старобинец «Убежище 3/9»

Тим Волков, 23 октября 2018 г. 07:16

Первая треть романа подозрительно напомнила мне и по сюжету, и по духу книгу Джеффа Нуна «Брошенные машины». С каждой новой прочитанной главой ощущение только усиливалось. Потом, где-то на половине, эмоциональный фон книги изменился. Ближе к концу все показалось слишком затянутым и приходилось продираться.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
в особенности в той части, где муж-паук возвращается домой

Из плюсов: написано превосходно, закручен сюжет, отличные образы, герои. После прочтения оставляет наедине со своими (не всегда хорошими) мыслями.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Анна Старобинец «Резкое похолодание. Зимняя книга»

tinker89x, 14 октября 2018 г. 14:13

Где-то уже говорил, но повторюсь, что считаю Анну одним из лучших современных русскоязычных писателей (не люблю феминитивы). А из тех, кто пишет «странную» прозу, так и вообще пожалуй лучшим.

Это нельзя назвать хоррором или мистикой в чистом виде. Повесть «Домосед» скорее грустная, мрачная сказка для взрослых, заглавное «Резкое похолодание» — тоже сказка, с ведьмой, волшебницей и страшной тайной, но куда более жуткая. Но автор умело погружает читателя в состояние тревоги, при этом невидимыми ремнями привязывает к страницам, заставляет читать, читать и читать. Если уж и говорить о женской прозе, то это ее лучшие образцы. Так писать умеют и умели Старобинец, Гузель Яхина, Ольга Рейн, Харпер Ли, Маргарет Митчелл и кое-кто еще

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Анна Старобинец «Живущий»

Barrell, 6 сентября 2018 г. 23:00

Сразу предупреждаю: это — не оценка и не рецензия. Это — предупреждение.

Для читателей мужского пола старше сорока (олд скул) ЧИТАТЬ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ. Пустая трата времени.

С пятого раза осилил до 149 страницы и прекратил мучения. Закрыл книгу навсегда. Сдался.

Возможно, это — модно. Возможно, это — современно. Возможно, это — гениально.

Может на европейском языке это выглядит шедеврально.

Возможно, я — ретроград, лох, ватник, деревня и тупой. Согласен.

Мураками, Баха осилил. Ради интереса к чуждому менталитету.

Этот текст до конца я прочесть не смог...

Кто-то слушает «Ночных снайперов» и Земфиру, кто-то слушает Лару Фабиан, а кто-то — Нэнси Синатру и Патти Смит. По-этому оценку ставить не имею права — мы с автором живём в разных вселенных.

Оценка: 1
–  [  12  ]  +

Анна Старобинец «Убежище 3/9»

Angvat, 27 августа 2018 г. 13:58

«Они как далекие звезды, как безжалостные звезды,

Они сияют в непознанной тьме неведомо для кого.

Им нет дела до нас, нам нет дела до них,

Ведь мы ходим под ними, но их свет не касается нас».

(Не помню, откуда, но звучит внушительно).

Океан мировой литературы, как в целом, так и литературы фантастической в частности, безбрежен. В нем можно плавать бесконечно, находя или иные островки, о которых ты и помыслить не мог, откапывая клады, о которых и не догадывался. Ну или наскакивая на рифы или попадая в зловредные водовороты там, где другие сулили тебе райские берега. Это уж как повезет.

Порой в этом океане попадаются архипелаги, на которых обитают дивные звери – лауреаты всяческих там премий. Товарищи по идее как бы значимые, но для большинства простых читателей-мореплавателей – просто неведомые жители терра инкогнита. И порой даже опытные флибустьеры, прикладывая трубу к помутневшему от чтения тонн макулатуры глазу и взирая на очередных победителей чего-то или кого-то задаются вопросом: «Кто все эти люди?» А кто-то из бывалых морских волков, попыхивая трубкой под аккомпанемент ручного попугая, верещавшего «Все продались», уверенно говорил мне, что обитают на данных островах вообще какие-то закрытые племена «избранных», которые сами пишут, сами себя читают, сами себя награждают…

Так или иначе, к обитателям премиальных архипелагов с энного времени я отношусь достаточно скептически. Ведь жилье на них нынче можно получить за что угодно – от высоких тиражей до «правильных» политических взглядов. И для меня наличие той или иной медальки за боевые заслуги у автора – давно уже не показатель качества или оригинальности его трудов. К сожалению.

Поэтому во время очередного литературного плаванья, впервые заходя в гавань, над которой недавно вывесили гордый транспарант «Лучший остров западных морей (по решению местного адмиралтейства от нынешнего года) », я испытывал здоровый скептицизм. Завалился в первый попавшийся трактир с вывеской «3/9» и стал изучать, что же мне могут в нем предложить. Увы, предчувствие меня не обмануло…

Все, чем меня смогли там попотчивать – очередная фантасмагория о смене тел и ухода от реальности, вперемешку с жалобами о том, что «страшно жить на белом свете, в нем отсутствует уют, ветер воет на рассвете, волки зайчиков грызут». Не знаю, как у кого, а лично у меня от однотипного воя «шеф, все пропало» уже закладывает в ушах, ибо как говориться, слезами горю не поможешь. Определенные же попытки выдавить из читателя те самые слезы и вовсе вызвали у меня лишь умиление. Мой батюшка, знаете ли, тоже в возрасте далеко не юношеском, ездил пожить в Дойчланд. Потрудился там пару годков, и ничего, спокойно вернулся назад, от низеньких домиков и раздельного сбора мусора.

Поэтому посидев немного в трактире и послушав бессвязные речи его мрачных обитателей, я нахлобучил шляпу, встал из-за стола и направился обратно к своей посудине. На этом острове мне определенно было больше нечего делать.

И уже на корабле, вновь готовя свой водолазный колокол для погружения в пучины неизведанной фантастки (может, хоть на сей раз мне попадется клад, а не очередная неказистая химера?), вспоминая о гордом транспаранте над островом, и о том, сколько моих знакомых вообще слышали об этом «лучшем в западных морях» куске суши (и стоит ли им о нем вообще слышать…), я, помимо воли, стал себе под нос насвистывать филатовские измывательства над Евтушенко:

«Таганка, ты подумай, каково

Мне в сорок лет играть со смертью в прятки!..

Но я смолчал. Я сдюжил. Все в порядке.

Они про вас не знают НИ-ЧЕ-ГО!»

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Анна Старобинец «Резкое похолодание. Зимняя книга»

smith.each, 27 августа 2018 г. 13:33

Мой любимый тип произведений в жанре ужасов — будь то литература или кинофильм — это истории о распаде реальности вокруг человека. Вот жил себе спокойно некий гражданин. Ходил на работу, ездил на машине за город, встречался с друзьями и летал загорать на международные курорты. А потом все изменилось. Почва ушла из под ног, реальность дрогнула и поплыла, а все происходящее стало напоминать кошмар или душевное помешательство.

Довольно точное описание подобных историй предложил в одном из рассказов Стивен Кинг. Представьте наш мир в виде кожаного мяча. Внутри — привычная реальность: природа, города, животный и растительный мир, повседневные радости и заботы. А вот все, что находится снаружи мяча — непознаваемое и априори враждебное. И малейшее прикосновение к этому пространству может лишить рассудка.

Наш кожаный мяч старый. Очень старый. В некоторых местах швы от времени разошлись, кожа протерлась, пошла трещинами — вот-вот наружу вылезет камера. В таких местах привычный мир вступает в тесный контакт с неизвестным. То, что лежит по другую сторону, просачивается в нашу реальность, разжижает ее и делает хрупкой.

В местах, где реальность лишается защитного покрытия, происходят события, которые мы не можем объяснить. Такова природа лавкрафтианского ужаса — это страх перед бесконечной темной пропастью, лишь кажущейся безжизненной.

«Здесь что-то не так» — едва ли не самая жуткая фраза в произведениях подобного типа. Особенно, если произносит ее не персонаж, а сам читатель. Ощущение неправильности окружения вызывает тревогу. Люди, которые населяют это окружение, начинают вести себя все более странно. И хотя иррациональное поведение при желании можно объяснить правилами игры (разве глубинка не чудна сама по себе) или особенностями российского быта (мутный взгляд сельского бирюка, встреченного лунной ночью на глухой дороге, не напугает того, кто в девяностые годы, возвращаясь из школы, видел, как один человек рубит другого топором), тревога перерастает в страх.

В рассказах Анны Старобинец все не так. Взять, например, рассказ «Резкое похолодание». Событийный центр истории — маленький подмосковный город, собранный из двух крест-накрест уложенных улиц. Почему районы в нем не имеют названий, дома — архитектуры, а местные жители по вечерам работают на коллективной стройке мусорной горы, которая по непонятным причинам становится главным культурным объектом? Это

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
неведомая хтоническая сила, что копит силы во тьме под горой, вырывает из мужчин и женщин все человеческое, или это фантазия толстой некрасивой девочки интерпретирует социальную деградацию взрослых как магическое превращение людей в чудовищ?

Или другой рассказ — «В пекле». Не берусь утверждать, был ли сумасшедшим главный герой с самого начала, привиделась ли ему зловещая метаморфоза в бреду или действительно некая темная сила одурманила его разум. Рассказ выстроен таким образом, что первый вариант кажется более привлекательным, пока вновь не начинаешь отмечать ту самую неправильность. Почему

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
если следователь кричит на подозреваемого, то на его губах выступает кровь, а если старуха скалится в улыбке — ее зубы непременно окажутся желтыми и кривыми?
Можно сказать, что такие образы создает раздраженное сознание наблюдателя, и бытовая злоба не скрывает никакого потайного дна. Но так ли это?

В большинстве рассказов Старобинец, в сценах в общем-то совершенно обыденных, сквозит какая-то удушающая шизофрения. Можно отстраниться от попыток проанализировать ее, и тогда предложенный Кингом вариант останется единственно верным, а можно попробовать расколоть все эти загадки с помощью холодной дедуктивной логики. Последнее тем более возможно, что автор сама оставляет читателю зацепки и подсказки. Однозначная трактовка тут не допускается. По этому критерию рассказы Старобинец напоминают знаменитый детектив «Убийство Роджера Экройда» — злоумышленник вроде бы найден, да только дело по-прежнему не раскрыто.

Кстати, «Резкое похолодание» напоминает упомянутый детектив еще и потому, что часть повествования представлена в виде дневниковых записей.

Мне нравится, как пишет автор. Пока я читал — не чувствовал себя спринтером, мечущимся от одного краткого предложения к другому. Однако не было и ощущения растянутого водянистого текста. Когда я чувствую, что проваливаюсь в тяжеловесный синтаксис, словно в рыхлый сугроб, то немедленно бросаю книгу. С произведениями Старобинец подобного не случалось. Вообще, по ходу чтения возникали мысли, что у этой дамы есть все шансы стать топовым именем для отечественного хоррор-фикшн. Раз уж не получилось у Иванова с его «Псоглавцами», может это выйдет у Старобинец с ее по-журналистски крутым умением разламывать социальные конфликты, навешивая на них завесу недосказанности и мистики.

P. S. Один раз при прочтении загривок у меня неслабо так напрягся. Ну вот представьте: ночь, за окном луна да тишина, слабое пятно света от ночника освещает круг метра полтора пустой комнаты. Ты читаешь повесть о том, как девочка-ведьма убивает имена других людей. Переворачиваешь страницу и… Видишь собственное имя, которое героиня с ненавистью произносит три, пять, шесть, двенадцать раз! Мнительность и неизжитые суеверия читателя— вот инструменты, с которыми работает настоящий мастер. Правильно писал Кодзи Судзуки: даже если существует всего один шанс из ста, что видеокассета убивает, — не включай ее.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Анна Старобинец «Домосед»

SHWY, 23 августа 2018 г. 12:17

Русофобия как синоним антисоветчины? Да нет, почему же. К тому же, антисоветчиком легко стать, почитав (а ещё не так уж давно и услышав) о красном терроре и делах «психопатов из НКВД», но узнав, что белый террор был ничуть не краше, поколеблешься в убеждениях как весы, не пришедшие в равновесие. Я не любитель Чехова, мне о его произведениях хочется сказать, что я и без него знаю, сколько в жизни глупости и нелепости, которые он называл пошлостью (теперь это слово имеет скорее порнографическую окраску). Так вот, эта повесть своего рода советская «чеховщина». Дед скроен (грубовато) по образцу Льва Ландау, который, судя по воспоминаниям, отличался инфантильной бесцеремонностью и нонконформизмом во всём , а такие люди вполне могут быть жестокими. Ландау, кстати, до старческого маразма не дожил — «те, кого любят боги (судя по легендам, те ещё типы) умирают молодыми». А домовые? Ну, это так, красивая рамочка для нарисованной картины жизни. Написано хорошо.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Анна Старобинец «Домосед»

Vetaliq, 23 августа 2018 г. 09:20

Профессиональная антисоветчина. Для рассказа о судьбе семьи в 30-ых выбрана фольклерная мистика от лица домового. Сам рассказ написан очень талантливо и как положено разбавлен кусочками правды и реальных событий, чтобы замешать все во лжи и создать атмосферу ужаса того времени. Наверное за такие произведения и получил автор высокую западную премию. Оценить сложно с одной стороны писательский талант, с другой стороны антисоветчина, а антсоветчик всегда русофоб

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Анна Старобинец «Зверский детектив»

misslidell, 14 августа 2018 г. 23:06

Супер! Кинематографично, и я бы даже сказала — анимационно. Когда читала, перед глазами как будто мелькали кадры уровня пиксаровских шедевров. «Зверополиса», например. Не знаю даже, кому эта серия интересней: детям или взрослым. Наверное потому, что отличной книге все возрасты покорны.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Анна Старобинец «Убежище 3/9»

qwazylisiy, 29 июля 2018 г. 15:29

Жанровый эксперимент, или графомания?

Очень клиповая вещь, детали не складываются в цельное повествование, мелочи отвлекают от конструкции, и при этом не работают на сеттинг. Развитие действия совершенно непредсказуемо,т.к. по большому счету вся книга- описание болезненной, навязчивой галлюцинации, пересказывание дурного сна, что вызывает желание проснуться, точнее бросить это читать. Роман явно сделан из того же материала что и работы Сорокина и Елизарова, но лишен стиля первого и драйва второго, из-за этого, та вонючая жижа, которая используется как маркер взрослости и серьезности в современной российской литературе, не поддержана литературными достоинствами и вызывает только отвращение.

Оценка: 1
–  [  11  ]  +

Анна Старобинец «Икарова железа»

Barrell, 25 июля 2018 г. 18:39

ЧИТАТЬ только разведённым и одиноким.

«У вас туманные представления о браке. Вас кто-то обманул» И.Ильф.

Рассказ занимательный. Но опять (видимо, это такая современная тенденция) в тексте на фоне трагедии отсутствует осознание главной героиней собственного вклада в сложившуюся ситуацию. Муж – кобель. А почему? Сын – неуправляем. А почему? Может с себя начать? Так нет! Во всём орган рудиментарный виноват! А я, гордая и независимая, не при чём… Ты ж за него замуж выходила, ребёнка родила – смотрела куда при этом? В твоей семье проблемы – так ты не в семье их решаешь, а с подругами (как правило, такими же разведёнками и одиночками), с журнальными советчиками и интернет-помойкой. Понятно, природа виновата, стихия…

ИМХО получается, или автор недоработал рассказ или это его принципиальная позиция.

Тем не менее, рассказ вызывает эмоции, а значит не зря написан.

Далее текст только для мужчин:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Все бабы – дуры. Но, к сожалению, одна из них — твоя жена, а другая – любовница.

Оценка: 6
–  [  19  ]  +

Анна Старобинец «Убежище 3/9»

Barrell, 24 июля 2018 г. 19:38

…У Корнея Чуковского была дочь Мурочка, которая очень сильно, смертельно болела. Времена для страны были тяжёлые, революционные, не в пример сегодняшним. Что бы хоть как-то облегчить страдания дочери, Корней Иванович начал рассказывать Мурочке сказки, которые сам сочинял. Эти сказки читали потом миллионы детей, росли с ними и радовались...

К чему это я? Что такое «плохо» и как с этим борются творческие люди. Любой автор оставляет в произведении часть себя. Если то, что я прочитал – часть, то вся жизнь целиком Анны Старобинец – ад! Безрадостный кошмар. Мне её искренне жаль. И хрупкая женская натура не смогла удержать в себе эту вселенскую боль. При условии, что она не врёт.

Либо у неё настолько в жизни всё хорошо, что не хватает «пикантности канализационных стоков». И тогда я ей не верю.

Ну а сам роман… Если это нечто из жанра «ужасы», то тогда уже моя жизнь, наверное, такая ужасная, что я перестал боятся. А, если серьёзно, то нет там никакого ужаса, хоррора или триллера. Есть набор фобий столичной дамы среднего возраста. Есть профессиональные и житейские обиды. Есть интеллигентское покусывание политического руководства страны. Есть масса неудовлетворённостей, от сексуальных до геополитических. Есть слабые попытки сатиры. Есть журналистский цинизм.

Половина романа – копание в мозгах, брэйн-квест. Вторая – коктейль из сказочного европейского фольклора. Очень интересен был, поначалу, мир православной Яви-Нави. С толком, глубиной, погружением в материал. Показалось, автор действительно знает, о чём пишет. А чем дальше, тем больше… мимикрия, подделка. А ведь этот мир, Анна Альфредовна, ой не сказка! Он дурного внимания не любит и праздного интереса не прощает! Моя бабка говорила: «Не знаешь – не болтай! Знаешь – помалкивай!»

Ну а в конце не обошлось без безотказного христианства: пришёл Мальчик-Спаситель – сын иудейки Марии и полугрузина Иосифа в славянских декорациях. Дас ист фантастиш!

Чего мне не хватило в романе? Оригинальности: как минимум, у Н.В.Гоголя, Г.Л.Олди («Зверь-книга»), в т/ф «Новогодние приключения Маши и Вити» такое уже было. Любви: нет любви – нет сопереживания. Смеха: нет смеха – нет страха.

Говорят, это – европейская литература. ИМХО, мне не интересна такая Европа. Впрочем, как и я ей.

ЧИТАТЬ, чтоб не выглядеть ретроградом. НО ОДИН РАЗ!

Оценка: 4
–  [  13  ]  +

Анна Старобинец «Посмотри на него»

sergio, 24 июля 2018 г. 16:57

Неплохо написано для ангажированного блогера. Но для читателя, находящегося в «не достаточно развитом обществе» (термин автора) за пределами Садового кольца выглядит достаточно чернушной сказкой, вызывающей злобу на наши «родные» обстоятельства. УЗИ за 4 или 6 тысяч рублей в провинции?!! Бред уже только одно это!

Однако при всех недостатках нашей медицины, на Западе вовсе не так всё лучезарно и счастливо. Об отношении к пациентам, как к недостойным внимания и сочувствия врачей-корифеев знаю не по наслышке. И чтобы успокоить возбудившихся от этой «документально-чернушной исповеди» живущей не так, как могут позволить себе все прочие «недочеловеки» сообщу по-секрету: современная медицина вообще находится в тупике в том числе и в «достаточно развитых обществах».

Небольшое дополнение по теме:

США названы самой опасной страной для рожениц среди развитых государств. Результаты собственного расследования опубликовала газета USA Today.

По ее данным, каждый год более 50 тысяч американок получают травмы, а около 700 матерей умирают во время родов. Согласно оценкам, более половины несчастных случаев могут быть предотвращены. Однако для этого необходимо лучшее медицинское обслуживание.

Издание получило доступ к более чем 500 тысячам внутренних записей о качестве обслуживания в больницах и изучило случаи более 150 женщин, чьи роды прошли неудачно. Журналисты также связались с 75 родильными домами, чтобы выяснить, следуют ли врачи установленным инструкциям.

Собранная информация указывает, что медицинский персонал нарушает предписания, из-за чего здоровье матерей оказывается под угрозой. В частности, медсестры зачастую несвоевременно измеряют кровяное давление пациенток, что может привести к сердечному приступу. В некоторых больницах в штатах Нью-Йорк, Пенсильвания, Северная и Южная Каролина менее 15 процентов женщин, нуждающихся в лечении, получили необходимый уход. Отмечается, что подобную ситуацию можно наблюдать как в районных, так и в крупных городских медицинских центрах.

По информации USA Today, самыми опасными для деторождения штатами являются Луизиана, Джорджия и Индиана. В них из 100 тысяч рожениц погибают более 40. В целом в США с 1990-го по 2015 год количество смертей во время родов возросло с 17 до 26,4 на 100 тысяч. В то же время в Германии, Франции, Японии, Британии и Канаде аналогичные показатели снизились до 5−10 человек.

Оценка: 4
–  [  5  ]  +

Анна Старобинец «Переходный возраст»

Barrell, 23 июля 2018 г. 18:27

Мужчинам: книгу ПОДАРИТЬ бывшей жене или бывшей любовнице.

Женщинам: что Вам с нею делать – не знаю.

Если очень напрячь извилины и воспылать к автору непреодолимой симпатией, то можно в текстах углядеть и Венечку Ерофеева, и Стивена Кинга, и Василия Аксёнова, и Михаила Зощенко, и Николая Васильевича Гоголя… Только мусор сначала разгрести надо, грязь смыть, говнище хлоркой засыпать. Но делать этого никто не будет. А без этого – очередное «Метро-20ХХ», очередной продукт пиара и раскрутки, вторсырьё, антилитература, очередной «модный гений».

Журналистика и художественная литература – родственники, но не настолько близкие, что бы спать в одной постели. Смесь не удалась, оказалась не взрывоопасной, а тухлой.

Урбан-панк.

Кто-то ж такой бред публикует, переводит, продаёт!

НЕ ЧИТАТЬ !

Оценка: 3
–  [  2  ]  +

Анна Старобинец «Семья»

Barrell, 23 июля 2018 г. 18:19

В аннотации к рассказу присутствуют два глагола: «происходит» и «меняется». Наврали. Или не читали. Ничего не происходит и ничего не меняется.

Я подозреваю, что в процессе работы в голове у журналиста остаётся много информационно-эмоционального мусора. Кому интересно, что это такое – читайте рассказ.

ИМХО, это — неумелая пародия на «Москва – Петушки», только 21 века.

Остальным — НЕ ЧИТАТЬ.

Оценка: 3
–  [  1  ]  +

Анна Старобинец «Живые»

Barrell, 23 июля 2018 г. 14:18

МУЖЧИНАМ – НЕ ЧИТАТЬ !

Декаданс. Сто лет назад, перед Революцией про такое, о таком и так уже писали маргиналы и эстеты. Собственно, Революцией оно и закончилось.

Если у человека такие мысли в голове, если этот Город на него так действует – зачем жить в этом Городе? Надеюсь, выплеснув этот фекальный фонтан эмоций на бумагу, автору стало легче на душе.

Вот только читать это НЕ СТОИТ.

Оценка: 3
–  [  6  ]  +

Анна Старобинец «Переходный возраст»

Barrell, 23 июля 2018 г. 13:11

МУЖЧИНАМ – НЕ ЧИТАТЬ !

Как-то мерзко. Ощущение грязи с первой до последней строчки.

Если автор писал это на спор или в качестве литературного упражнения в подражание кому-то – понять можно. И простить.

Если искренне и от души – то искренне и от души мне жаль Анну. Хреновая у неё жизнь.

От текста прёт вторичностью: то ли уже читал, то ли в кино видел. Вторичность наслаивается на типично бабские (уж простите меня женщины) литературные (уж простите меня литераторы) фобии, комплексы и штампы. И, конечно, «похотливо разинутые окостеневшие древние клювы» — это находка для эротичной орнитологии.

Хоррор?

Декаданс декаданса.

НЕ ЧИТАТЬ.

Оценка: 3
–  [  2  ]  +

Анна Старобинец «Паразит»

Труппи Тупп, 1 июля 2018 г. 11:47

Я долго считал, что женщины не способны писать хорошие ужасы просто в силу особенностей своей психологии — но после этого рассказа поменял своё мнение.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Анна Старобинец «Посмотри на него»

kypislona, 28 января 2018 г. 15:06

Тяжелая книжка. Особенно для женщин. Особенно для рожавших. Каково ее читать тем, кто потерял недоношенного ребенка из-за врожденной патологии — вообще не представляю. Меня несколько смутило отношение «в России все плохо, запущено и неэтично, на Западе все продвинуто». Кажется довольно нарочитым, но, опять же, не могу судить (чему искренне рада). Вообще сложно что-то говорить о личной исповеди, которая, в первую очередь, способ выговориться и выплеснуть боль. Во-вторую, очевидно, что-то изменить в сложившейся ситуации с поздними абортами (о которой, опять же, судить не могу, хотя в нынешней России, по ощущениям, за деньги можно приблизительно все). И лишь в третью — художественный текст. Жаль всех участников процесса — вот, пожалуй, единственное, что могу сказать.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Анна Старобинец «Семья»

stray_stoat, 3 июля 2017 г. 16:57

Потрясающий рассказ.

Необъяснимо и неожиданно изменилась жизнь главного героя, с хобби и местом жительства, появилась чужая семья. Но страшно даже не это, ведь человек привыкает ко всему. Страшно то, что можно снова выдернуть ставшее привычным мироздание из-под ног.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Анна Старобинец «Убежище 3/9»

Weevil, 6 апреля 2017 г. 13:54

<b>«...Потому что земля русская. Здесь зла нету. Нечистая сила есть, а зла — ни-ни.» (с)</b>

Начну с того, что книга полностью соответствует теме, в которой была запрошена в ТТТ. Т.к. местами действительно было мерзко, но ты упорно продолжал читать.

Книгу проглотила за день. По началу была мысль: «Что за бред я читаю?», но потом это странное повествование затягивает и ты хочешь узнать что же там дальше.

Книга очень неодназначная. Тут много слоев и много смыслов. И впечатление от книги будет зависит от того к каком настроении ее читать и как сильно анализировать.

При прочтении от книги веяло и Домом в котором.. и Бесшабашным и Гейманом и еще чем — то неуловимым, но жутко знакомым и близким.

Герои детских сказок переплетаются с ужасами реальной жизни. Обмен телами, как наказание за грехи своей жизни. Дети, прошенные на произвол судьбы. Трусость родителей и много чего еще...

Мир Яви и Нави..

очень сложно писать адекватную рецензию на это книгу т.к. оформленных мыслей в голове почти нет, есть много эмоций и ощущений....

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Анна Старобинец «Переходный возраст»

roypchel, 22 января 2017 г. 22:24

Мне сложно было поверить, что современный русский хоррор существует. «Переходный возраст» явное тому подтверждение. Книга молодой писательницы буквально ошеломила читательское сообщество в 2005 году.

Липкий рассказ о мальчике, поглощающем сладости, и семье, потворствующей этому. Повесть о бесконечной любви матери к мальчику, слепо боготворящей любимое чадо. Мерзкая и отвратительная история с насекомыми в главной роли.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Анна Старобинец «Икарова железа. Книга метаморфоз»

Yazewa, 29 ноября 2016 г. 09:58

Замечательное переплетение реальности с мистикой, фантастикой — называйте, как хотите. Отсюда узнавание, погружение и в, конце концов, доверие тексту.

Суть именно в том, что все эти фантдопущения порождены самой жизнью, настоящей, реальной, вот только чуть-чуть сдвинутой. В которой не только аппендикс, но и ещё одна рудиментарная деталь организма. В которой ребёнок не только целыми днями погружен в свой ноут, но симбиотирует с ним. В которой можно съездить в отпуск не в деревню к бабушке, а к ней же в прошлое. Остальное всё абсолютно как у нас, вот только деталька... И она-то и позволяет посмотреть совершенно другими глазами на всё остальное, и главное — на самих себя и тех, кто рядом. Собственно, для этого и нужна литература...

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Анна Старобинец «Споки»

Yazewa, 29 ноября 2016 г. 09:50

Весьма атмосферная вещь. Да, не новая тема (да и невозможно сейчас уйти от подобных тем), и в чём-то предсказуемая, но эмоционально сильная и яркая.

Пожалуй, интереснее всего мне показалась линия с мальчиком Колей — описан он замечательно, не надо никаких экранизаций. К сожалению эмоциональное напряжение к концу спадает, его не удаётся удержать, но в целом — очень достойная работа.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Анна Старобинец «Злачные пажити»

Yazewa, 29 ноября 2016 г. 07:49

Довольно вторичная тема, сколько уж написано про вселения-переселения из одних тел в другие, да и финал был, мягко говоря, не неожиданным, но написано хорошо и читается с удовольствием.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Анна Старобинец «Граница»

Yazewa, 29 ноября 2016 г. 07:35

Очень понравилось. Отчасти потому, что очень люблю образ поезда во всех вариантах. Но главным образом — из-за великолепного описания персонажей, диалогов, настроения и пр. и пр. Стиль, язык — классно!

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Анна Старобинец «Паразит»

Yazewa, 28 ноября 2016 г. 13:10

Очень страшный мессия. Даже если он зародился в слабом, беспомощном, обречённом теле. И ближайшего своего, собственно даже, единственного друга он преобразует — не факт, что к добру. При этом последней — жестокой, страшной! — строчке рассказа сочувствуешь, такой мир, такую паству описала автор.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Анна Старобинец «Сити»

Yazewa, 28 ноября 2016 г. 12:25

Город... возможно, это символ цивилизации, которая выхолащивает человека. Или обмана, который издали выглядит совсем не так, как изнутри. Об этом написано очень много — иногда это Голливуд, Лас-Вегас, такие общепризнанные «золотые» места. Вообще же, образ некоего Города как персонажа, как монстра, обладающего характером, имеющего свои цели — он встречается нередко. И здесь он очень хорош, именно тем, что показан — и мастерски! — через восприятие ГГ.

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Анна Старобинец «Икарова железа»

Yazewa, 28 ноября 2016 г. 11:49

Сильная вещь. И очень убедительная, примерно как про фукамизацию )). Плюс убийственный — хотя и открытый! — финал.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Анна Старобинец «Прямо и налево»

Yazewa, 28 ноября 2016 г. 09:49

Неожиданно, и оттого особенно хорошо. Надо просто быть там, где тебе комфортно. Любой может оказаться просто... просто не в своём мире.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Анна Старобинец «В пекле»

Yazewa, 28 ноября 2016 г. 09:46

До ужаса реально написанный рассказ; не удивлюсь, если большинство читателей чувствуют духоту и открывают форточки.

Воспринимать можно — как угодно. Мистика? бред сумасшедшего? Пожалуй, и неважно. Главное — потрясающая атмосферность.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Анна Старобинец «Резкое похолодание»

Yazewa, 28 ноября 2016 г. 09:24

Жёсткая, тяжёлая история. Написано очень сильно, и картинка через восприятие девочки выглядит гораздо страшнее, чем выясняется затем в финале. Хотя, казалось бы, именно там обнаруживаются все детективные подробности. И очень здорово переплетены реальность, детская фантазия и мистика.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Анна Старобинец «Неуклюжи»

Yazewa, 1 ноября 2016 г. 09:43

Отлично написанная история. И классная концовка. Он всё уравновесил, этот финал.

А описанные чувства — их испытывал хотя бы раз, наверное, каждый...

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Анна Старобинец «Домосед»

Yazewa, 1 ноября 2016 г. 09:31

Домовой — как некая производная от дома и его хозяев. Ставшая волей судеб вполне самостоятельной фигурой, способной влиять на их жизнь, да и на «послежизнь» тоже.

Довольно часто в городской фэнтези фигурируют домовые, им приписываются разная внешность, законы существования и взаимоотношений с людьми. То забавные зверюшки, то ворчливые недотёпы, то просто маленькие человечки... Милые и противные, всякие. этот домовой, оставаясь существом «иным», очень очеловечен. Пожалуй, я готова поверить в такого домового. Хотя, конечно, дело не в нём: он просто отражение жизни дома и семьи. А жизнь эта описана так ярко и реально, что восхищаешься, даже если описанные истории и вызывают содрогание.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Анна Старобинец «Аргентус»

Yazewa, 12 июня 2016 г. 22:00

У меня одна претензия к этому рассказу. Дети — персонажи этой истории — ну, никак не первоклассники. Класс четвёртый — пятый. И тогда всё воспринимается нормально.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Анна Старобинец «Икарова железа. Книга метаморфоз»

Vienn, 2 июня 2016 г. 16:55

Мне показалось мало. Из-за того, что это рассказы, из-за того, что их всего 7. И, главное, потому что сборник вышел крайне неоднородный. Здесь интересное и неслучайное расположение рассказов в книге: семейные истории по краям, общественные в центре. Но по накалу вышло так, что вот эти истории «краешки» оказались гораздо сильнее центра, где хорошо бы находиться кульминации. И поэтому «Споки» (последний рассказ) перебивает по воздействию все предыдущие, и в сочетании с «икаровой железой» создает ощущение провисание середины книги. Перемешать бы эти истории, было бы лучше. Ну наверное.

Что же до смысла, то Старобинец пишет как бы не страшно. И даже не слишком фантастично. И так аккуратненько дает она ощущение такой липкой жути, что диву даешься. А рассказать кому — не поймут. Чего там страшного, сказки какие-то, сказочки. Потому что берет автор нашу реальность, такую обычную и даже родную. Вот тут улица у нас, рекламка светится. Тут компьютер с интернетом. Дети с уроками и не съеденной кашей и мужья с вечерними совещаниями. Такая жизнь. И в эту жизнь автор подпускает маленькое фантастическое допущение. Такое прям крошечное, изменение одной детали в общественном устройстве. А люди, — помним да? — все такие же. И реальность такая как есть, вся наша. И тут приходит ужас и липкое по позвоночнику лапками «шмяк — шмяк».

Как бы вот сделать, например, чтобы муж был примерным таким семьянином и ни налево ни направо не глядел? Важная бабская мысль, вековая. Решается, правда, проблема жутковато. Но это со стороны жутковато, а на деле всеобщее щастье. Шмяк!

Ну или дети. Дети, например, не слушаются. И внимание надо, и стихи в школу учить, и даже, может, сказку надо. А у женщины — то откуда время? Работа ведь и форумы не читаны. А если женщина и не такая, и даже сказку может рассказать, то не забывайте, что ребенок должен быть таким, как сверстники. А у мам сверстников работа и форумы.

Или вот религия. Или наука, вы что выбираете? И непонятно тут, то ли вмешательство в божественную сферу рождает чудищ, то ли придание научному эксперименту религиозной основы как-то зря затеяно. Тут уж кто как видит, выбирайте.

Что поубавило восторгов, так это слишком активное смещение на женское восприятие текста и жизни. Но тут все в глазах смотрящего, так что этот пункт необъективен вообще. Автор же — талантище, хоть это тоже необъективно.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Анна Старобинец «В логове волка»

dontpanik, 12 марта 2016 г. 20:36

В Дальнем Лесу происходит жестокое убийство, шокирующее всю общественность. Кто убийца? И будут ли ещё жертвы? Ответы на эти вопросы дадут профессионалы своего дела: сыщик Барсук Старший и его помощник Барсукот. Виновный не уйдет от ответственности.

Книга интересная, увлекательная и не смотря на то, что это сказка, она понравится не только детям, но и взрослым.

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Анна Старобинец «Убежище 3/9»

kerigma, 5 марта 2016 г. 12:46

Очень странный текст. Он мог бы быть отличным и весьма страшным, если бы в нем было чуть меньше всего навалено. А так осталось ощущение какой-то бессмысленной чехарды, которая сильно сбивает эффект самый впечатляющих моментов. Старобинец отлично пишет, но это тот случай, когда автору надо бить себя по рукам и не давать разворачивать все новые и новые сюжетные линии и применять новые эффекты, пока старые еще не «отработаны». «Убежище» грешит изобилием, и это тот случай, когда оно не к лицу. Смешались в кучу дети-инвалиды, Навь русских сказок, эсхатологические разводы, злобный президент России, развязывающий войну, которым управляет чужой разум, внезапные превращения героев в кого-то другого, тоскливый и тревожный быт современной России и совсем уж неуместные аллюзии на Иисуса Христа. Мне кажется, желая сделать оригинально и совсем уж ни на что не похоже, автор сильно перестарался. Мне самой больше по душе чистые жанры и простые сюжеты в плане линейности движения и планов повествования, а здесь непонятно, чего ждать и за какой сюжетный уступ хвататься — та информация, которая еще главу назад представляла некую твердую почву, на которую можно было бы взгромоздить собственную читательскую оценку, в следующей главе уже поворачивается совсем другим боком и теряет актуальность — и так раз за разом.

Местами очень интересно. Местами очень страшно. Местами очень неприятно. К примеру, все начало, подрастянутое по сравнению с остальным спешащим безумным сюжетом — неприятная женщина Маша, которой все же поневоле сочувствуешь, ведь она героиня, и ее мытарства в Париже. От ее части текста остается общее ощущение раздражения — именно то, что испытывает героиня (и практически ничего кроме этого). Старобинец вообще мастерски описывает проявление этого чувства у героев, так что буквально сам начинаешь его ощущать — раздражения и еще отвращения. Момент с посещением (еще на уровне «реалистичного» плана) Машей детей-инвалидов в детском доме живо напоминает вовсе не Мариам Петросян, а скорее Гальего по ощущениям: жутко, беспросветно и очень стыдно от того ощущения отвращения, которое от персонажа передается читателю. Зачем это, думала я, не нужны никакие книжки, чтобы все это представить, зачем этот чистый exploitaiton? Если Петросян создала мир реалистичный и чудесный, то Старобинец создала мир реалистичный и гадкий.

А еще я всю дорогу думала, что женщина Маша все произошедшее с ней плохое не то чтобы заслужила, но в общем... да, заслужила. Потому что ей не приходит в голову посмотреть на себя в зеркало и задуматься, почему же она ни к кому не испытывает ничего, кроме этого раздражения — ни любви, ни даже симпатии. Это такой моралистический момент, конечно: женщина сдала больного ребенка в детдом, потому что «ну кто возьмет замуж женщину с ребенком-инвалидом» — но очень хочется сказать: ну что, *без* него — устроила счастливо свою жизнь? Нифига не устроила, конечно (и поделом).

Но дальше, где-то с середины, текст переходит в такую область, где все моральные и прочие читательские оценки теряют актуальность — я просто не знаю, что об этом думать. Больной мальчик оказывается вполне здоровым, но запертым в мире Нави, с бабой Ягой, Кощеем и Змей-Горынычем, натурально. «Нечисть» ведет холодную войну с какой-то злой колдуньей (а поле битвы, как всегда, сердца людей), орудием которой и должен стать этот мальчик, но в итоге все оказывается совсем не так.

Увольте, прием «все оказывается совсем не так», по-моему, можно использовать только один раз в тексте, ну максимум два, а если эксплуатировать его постоянно, он теряет свою новизну и прелесть, а читатель устает от путаницы и перестает следить.

В процессе, пожалуй, было интересно, хотя некоторое давление на традиционные болевые точки (дети-инвалиды и тд) кажется мне дурновкусием, но еще что-то подобное прочитать мне бы не хотелось.

Оценка: 7
–  [  11  ]  +

Анна Старобинец «Резкое похолодание. Зимняя книга»

kerigma, 13 февраля 2016 г. 09:46

Удивительно хорошие и необычные вещи, не то чтобы прямо страшные, но такие, жутковатые. Причем жуть очень необычная, совершенно не шаблонная и не картонная, во всех рассказах сборника — разная. Хотя технически прием, по сути, один: герой в крайне неприятной бытовой — даже не ситуации, а скорее положении. Толстая девочка, которую дразнят в классе и не понимают родители. Неудачливый актер, играющий Дед Мороза, который тащится черт-те куда на вызов. Раздраженный давкой пассажир в метро. Изумительная будничность и изумительная достоверность. Много такой бессильной будничной злобы, я как раздражительный человек, склонный беситься по мелочам, прекрасно это понимаю и отлично могу примерить на себя. Даже не то чтобы злоба, а именно раздражение — господствующая эмоция в текстах. Очень понятно, и потому не неприятное, но даже вызывающее сочувствие к герою. Плохо ему, бедному, и тебе б на его месте было так же плохо.

И только ближе к концу каждой истории удивительным образом выясняется, что те самые совершенно бытовые причины для раздражения — на самом деле большое и страшное зло, мистическое такое, непонятное и этим еще более жуткое. Потому что оно нигде не показывает своего лица, а выступает под масками привычных людей и явлений.

Только «Домосед» выбивается в этом плане из общей канвы. Чистого зла там нет, а вот тоскливого раздражения — навалом. И переворачивающей все концовки тоже нет — по моим ощущениям, конец текста скорее признак усталости. Попытка есть, конечно, но будучи донесенной через третьи руки и много лет спустя самого события, она изрядно поблекла. И все эти совковые семейные перипетии с браками по залету, скандалами, интеллигенцией, изменами, доносами, сменой поколений, кого куда разбросала война, бытом, бытом, — такое чувство, будто читаешь Улицкую, ей-богу, я этого не хотела сейчас и не была готова к этому размазыванию давно мертвых отношений и смакованию уже никому не нужных подробностей.

Зато сама повесть «Резкое похолодание» изумительна просто. Этот тот случай, когда лучше не спойлерить, хотя иначе трудно объяснить, чем же она изумительна. Все начинается так просто: толстая неловкая девочка, которую злые родители заставляют заниматься «зимними видами спорта». Узнаю себя просто, до сих пор все, что связано с зимним спортом, ненавижу, между прочим, и будь моя воля, вообще зимой бы на улицу не выходила. Девочка верит в то, что в соседней горе обитает некая волшебница, которая ей помогает — что вполне логично, я вот верила, что в ванной за стиральной машинкой отрывается таинственный ход в другой мир, например.

Еще интересный момент, кстати: герои, который не в состоянии полностью оценить происходящие с ними странные вещи, осмыслить их целиком — по разным причинам. В состоянии это сделать в том объеме информации, который дается, только читатель. А героев поэтому даже жалко.

Если не считать первой чересчур затянутой истории, от остальных просто не оторваться. Очень интересно написано, как-то цепляет за живое, складывается даже обманчивое впечатление, что все написано по личному болезненному опыту — очень уж похоже на правду. И при этом совершенно не представить, что там в конце. Отличный слог, из манеры раздражает разве что повторение слов — я понимаю, что это такой стилистический прием, но слишком уж его много. Но все остальное, до мелких деталей, выше всяких похвал.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Анна Старобинец «Паразит»

pavel-lob, 9 декабря 2015 г. 13:38

Впечатляющий рассказ! Мрачный, тоскливо-безысходный, именно таким и должен быть настоящий хоррор.

Жуткое безразличие людей к главному герою, лишь жажда наживы на чужом горе. И дельцы одинаковы: что от религии, что от науки, что от медицины. Фанатизм религиозный также страшен как фанатизм научного познания.

От концовки рассказа мороз продрал по коже:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
они хотели нового мессию, и они его получили. Уродливой пастве – инсектоидный ангел.

Всем любителям атмосферного психологического хоррора рекомендую.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Анна Старобинец «В логове волка»

Buzzzina, 20 октября 2015 г. 17:17

Самая сильная (и стильная) новинка детской литературы за последнее время. Особенно приятно, что не сделана скидка на то, что книга детская, выдержаны все законы жанра и набор Старобинец. Если до книги доберутся вполне себе состоявшиеся родители, точно не пожалеют. Игра слов, ярчайшие образы, глумление над устоявшимися стереотипами и сумасшедшее чувство юмора! Прям очень всем рекомендую. Книга достойна стать классикой детской литературы. Мультфильм/Фильм/Спектакль по книге — этого требует душа после прочтения!

Читать! Читать! И Ещё раз читать!

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Анна Старобинец «Убежище 3/9»

olmi, 17 февраля 2015 г. 11:14

Остро, эмоционально, ярко... Но либо для людей с ооочень крепкой нервной системой, либо для тех, для кого маленькие дети — это ну совсем никак не актуально. Наверное, лет двадцать назад, когда сыновей у меня не было и в планах и я знала о детях только то, что они противно орут и постоянно требуют внимания — наверное, тогда я смогла бы спокойно прочитать эту книжку, восхититься неординарной фантазией, яркими образами, психологической достоверностью поступков... Но не сейчас. После эпизода с интернатом извинилась перед автором и отложила эту книжку навсегда.

Оценка: нет
–  [  10  ]  +

Анна Старобинец «Убежище 3/9»

Denver_inc, 23 января 2015 г. 13:57

Начало было божественным! Эдаким, таинственно-сюрреалистическим. Каким-то нереальным. Как будто, лучший друг вечером шепотом пытается вам рассказать свой сон, в котором безумный Старый шляпник поведал ему Страшное знание. И смотря в глаза друга, ты понимаешь, что не сможешь не поверить в его историю. Но в то же время, где-то глубоко в подсознании грохочет мысль, что верить в это никак нельзя, ибо знание это опасно, очень опасно! Далее, в процессе чтения, меня всё чаще и чаще стал донимать вопрос: «Кто из нас сошёл с ума – я или Анна Старобинец?» Порою, мой индикатор количества сюра на страницу текста просто зашкаливал. Слава редактору, всё спасал «сочный русский» автора, создающий яркие и глубокие образы, за которыми виделись и «Шаги по стеклу», и «Дом в котором», и даже «История с кладбищем». Но всё равно, данную книгу не буду рекомендовать никому, ибо не все способны воспринимать подобные истории, даже если они безумно классно написаны!

Отдельно подумалось, что в реальной жизни «умственно-больных детей», подобно тем, которые описаны в Убежище 3/9 может спасти только сказка. Возможно, им нужна именно такая мерзкая и страшная сказка как эта, для того, чтобы вернуться в наш мир, ну, или на крайний случай перенести нас в их мир...

Вердикт: ЧИТАТЬ, но читать очень-очень осторожно, ибо возможен «Сдвиг»

Оценка: 8
⇑ Наверх