fantlab ru

Все отзывы на произведения Иана К. Эсслемонта (Ian C. Esslemont)

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Иан К. Эсслемонт «Forge of the High Mage»

tapok, 23 февраля 09:14

Рождение Высшего мага

***

Трилогия «Путь Возвышения» неожиданно получила продолжение – «Становление Высшего мага». Заодно Эсслемонт сменил название цикла на «Пути Возвышения», поскольку даже из названия понятно, что речь пойдёт о Тайшренне. В принципе, история Малазана простирается на тысячелетия, читатель побывал ещё не на всех континентах, а где-то пусть и побывал, но слишком мало. Поэтому подобная практика – хорошее дело. Для интересного-то мира! Плюс Э и Э оставили столько лакун и вопросов без ответов, что только для выстреливания развешанных ружий им понадобилось бы написать штук 5 книг. Каждому. А ведь они попутно развешивают и новые…

…вторжение на Корел идёт тяжело. Император принимает решение изменить ход войны. Взор его падает на Фаларский архипелаг. Но эти острова отнюдь не просты. Фаларцы издавна поклоняются одному из самых грозных богов – Маэлю, который даровал им великое оружие. Дшеки и теломены с Квон-Тали обеспокоены древней угрозой, пробуждающейся во мраке горы. Столь могущественное схождение сил нельзя игнорировать. Поэтому Владыка посылает своего приспешника выяснить, что же происходит близ Феннской гряды…

Итак, несколько технических деталей романа. «Становление Высшего мага» – пока что самый длинный роман в «Путях Возвышения» (почти вдвое больше «Размаха Келланведа»), но он всё же короче романов «Малазанской Империи». В книге присутствует список действующих лиц, но отсутствует разбивка на части, эпиграфы и глоссарий. Последний не особо и нужен, ведь в «Становление» читателю лучше лезть с приличным бэкграундом. Разбивка на части – это тоже вкусовщина. А вот эпиграфы у Эсслемонта почти всегда отличные. Впрочем, для цикла «ПВ» характерно их отсутствие. Всё действие происходит на материке Квон-Тали и на Фаларском архипелаге. Поэтому роман сопровождается двумя картами. Но о деталях карт поговорим в разделе «Мир».

Герои. Традиционно для Малазана в этой книге множество героев, которые поделены на несколько сюжетных линий. Первая, самая объёмная – имперская линия. За неё отвечают сразу несколько ПОВов – Картерон Краст, Танцор, Тайшренн, Дуджек. Конечно, самыми интригующими выглядят Тайшренн и Дуджек, поскольку в основной декалоги Эриксон не особо жалует их вниманием. Краста и Танцора было много в первых трёх романах «Путей Возвышения». Имперская ветка – это военный конфликт со всей логистикой и минимумом сражений. Вторая крупная линия – это фаларцы. За них отвечают три группы героев. Это Джанна (бывшая жрица); Янель и Янул (впервые упомянуты в «ВБГ»); Настоятельница Глинит. Причём все три группы отвечают за разные стороны сюжета. Джанна пытается спастись и спасти ближних. Янель и Янул – агенты сами-знаете-кого. Ну а Глинит – это взгляд на ортодоксальных фаларцев. Третья линия сюжета – это дшеки. В «Размахе Келланведа» Эсслемонт оставил ружьё, заряженное аж в «Печали Танцора». И в этом романе автор заставил ружьё… если не выстрелить, то хотя бы нацелиться. Четвёртая крупная линия – капитан Хесса и её люди. Эта ветка – приключения, поиск сокровищ. Конечно, не обошлось без небольших вставок, которые тянут разве что на второстепенные ветви сюжета. Это история семиградского Поборника-отступника (уж не кроется ли за его маской лицо кого-то известного ранее?!), это линия тисте анди.

Мир и его пластичность. Даже Квон-Тали остаётся для читателя тёмной лошадкой. На этом континенте в рамках всего цикла происходило не так уж много действия. Да, «Печаль Танцора», «Размах Келланведа» и «ВБГ» возразят. И будут правы. С другой стороны, на Квон-Тали полно интересных мест. Но «Становление Высшего мага» позволяет читателю заглянуть на Фалар. Это весьма интересное место – россыпь островов и открытый вопрос картографии. Эсслемонт изящно устами Картерона Краста обыгрывает (в тысячный раз срабатывает этот приём Э и Э) метод ненадёжного свидетеля. Интересный культ, интересная религия. Эсслемонт решился ответить на множество вопросов в этом романе. Вот вам некоторые из них: отношения Ночной Стужи и Беллурдана; предыстория конфликта анди и Империи в «Садах Луны»; путь Тайшренна к званию Высшего мага; Танцор и Уллара; раскол между Гвардейцев (в чью роту уйти – к Отблеск или к Шкуродёру?!); Фаларский вопрос (как напанцы стали героями вторжения). Есть даже неочевидные вопросы, а именно – этнический состав фаларцев. И даже тут Эсслемонт вполне способен удивить читателя. Конечно, о пластичности мира сложно говорить, когда речь заходит о романе-приквеле, который имеет и продолжение (пусть пока не прямое), и предысторию. Но в рамках заданных границ автор справляется блестяще.

Что сказать о минусах? Вечные обрывы сюжетных линий (в глобальном отношении). Они – спутник любого малазанца. Частые обрывы в полотне сюжетных линий (таймскипы). Мало юмора. На удивление в этом компоненте Эсслемонт сильно убавил, хотя и «Пути Возвышения», и романы «Малазанской Империи» пестрят юмором самого разного пошиба и тонкости.

Заключение: всё-таки «Пути Возвышения» несколько уступают романам «Малазанской Империи». Они другие. Здесь почти нет дарка, зато хватает эпика и даже героики. Эсслемонт ответил на многие вопросы, попутно поставив и новые. Роман читается легко и интересно. Это тот случай, когда в рамках цикла («Пути Возвышения») автор действительно смог прибавить в качестве текста и истории как таковой.

9 Путей Возвышения из 10.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Иан К. Эсслемонт «Ночь Ножей»

Doraner22, 7 июля 2023 г. 12:30

Ночь Ножей.

Иан К. Эсслемонт

«Ночь Ножей» — захватывающий роман, написанный Ианом Эсслемонтом, который является соавтором серии «Малазанская книга павших» вместе с Стивеном Эриксоном. Этот роман представляет собой великолепное дополнение к обширной вселенной Малазан и подарит читателям множество незабываемых моментов.

В «Ночи Ножей» мы возвращаемся во вселенную, полную политических интриг, битв и магии, которую так полюбили читатели. Роман раскрывает новые грани этого мира и предлагает уникальную перспективу на события, которые происходят параллельно с основной серией «Малазанская книга павших». Действие романа происходит в те 24 часа, когда был убит император Малазанской империи. Хронологически это происходит после пролога к «Лунным садам» Эриксона, но до основной части романа. Несколько персонажей и мест, которые появляются в «Ночи ножей», также появляются в «Охотниках за костями» Эриксона.

Для Эсслемонта «Ночь ножей» является дебютом, однако автор искусно создает напряженную атмосферу и запутанный сюжет, который будет увлекать вас с первых страниц. Ввиду этого считаю дебют успешным. Роман является первым из шести романов Эсслемонта, каждый из которых имеет общий подзаголовок «Романы Малазанской империи».

Автор хорошо описывает сцены битв с такой живостью, что вы будете чувствовать себя прямо в самом центре действия. Кроме того, автор умело вплетает элементы магии и фантастических существ, добавляя еще больше загадок и интриги. Это главное отличие Эсслемонта от Эриксона: Иан добавляет больше экшена в произведение. Это плюс для Эсслемонта и, ни в коем случае, не минус для Эриксона.

Сюжет крутится вокруг приближающегося события Теневой луны, ночи, когда лучше всем сидеть дома, ибо в эту ночь на улице могут быть призраки и всякие иные существа из царства Тени. Также было предсказано, что эта ночь станет свидетелем возвращения императора Келланведа и есть те, кто готов сделать все, чтобы предотвратить это. Действие романа происходит локально, на одном острове и всего за один день, однако эпичности ему не занимать. За одну ночь тут встретятся 2 или 3 фракции: разного вида маги, солдаты и императоры. И у всех из них разные цели.

Главных Героев всего два. Это Норов, солдат-ветеран, у которого за плечами есть тайны аж от правителей империи и Киска, расположенная к магии девушка. Оба героя, так или иначе, лезут в гущу событий на улице во время Теневой луны. Мотивация Киски понятна — она хочет вырваться из обыденной жизни на острове, обладая незаурядными талантами, а вот мотивация Норова не вполне очевидна: он изначально хотел забухать у себя в комнате, потом решил идти и разбираться что происходит в городе. Так же в романе появляются и уже знакомые персонажи по основному Циклу.

Увы, сравнения с Эриксоном не избежать. Должен сказать, что Эсслемонт испытание выдержал и становится интересно, что же он написал дальше в рамках вселенной. Еще вызывает печаль то, что на просторах СНГ книги Эсслемонта не издавались и фанатам приходится искать любительские переводы. У меня, лично, добротный перевод с редактурой от сообщества Malazan Army.

Мне кажется, «Ночь ножей» зайдет не только фанатам МКП и Эриксона, в частности, но и новым читателям, но начинать читать книги по Малазану с нее не советую — лучше сначала прочесть первые три романа Эриксона.

Если оценивать, то 4 из 5 или 7 из 10.

Пара интересных фактов:

1) Одна из целей Иана К. Эсслемонта в романе заключалась в том, чтобы противостоять критике, доказывающей, что фентезийные романы — это плутовские приключения без формы, реального разрешения или изменения. Он ограничил историю событиями одной ночи, чтобы соответствовать современным литературным стандартам и доказать, что критика бесполезна. 

2) Из воспоминаний Эсслемонта: Хотя «Ночь ножей» и ее продолжение «Возвращение багровой стражи» были впервые опубликованы спустя годы после «Лунных садов», возможно, они были написаны до первой книги из серии «Малазанская книга павших». Однако, по воспоминаниям Эриксона, «Возвращение багровой стражи» в той или иной форме существовало ко времени публикации «Лунных садов», но «Ночь ножей» была написана позже.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Иан К. Эсслемонт «Ассейл»

tapok, 30 сентября 2022 г. 14:58

Ты хочешь вернуться? © Дымокур

***

«Ассейл» – завершающий том Иана Эсслемонта из цикла «Романы Малазанской Империи». Книга по объёму примерно равна «Сфере Скипетру Трону» и «Крови и костям», чуть тоньше «Камнедержца», заметно тоньше «Возвращения Багровой Гвардии». Сравнивать с «Ночью Ножей» не имеет смысла, ибо «НН» – самый короткий роман во всей «Малазанской Империи». Для чтения «Ассейла» определённо необходим бэкграунд, желательно знать хотя бы «Память Льда», «ВБГ», «Камнедержца», «Кровь и Кости». Ещё раз – хотя бы (!) эти книги. А лучше, конечно же, все.

…по миру идёт слух, что на Ассейле нашли залежи золота. Все пираты и прочие любители наживы устремляются на самый опасный в мире континент. Даже Якуруку не так безжалостен к чужеземцам, как Ассейл, ибо даже в названии его кроется опасность. Один из таких любителей наживы – фаларец Джут. Его штурман (и по совместительству жена) – очень талантлива на своём поприще. Джут готов рискнуть пройти через Теснину Ужаса – место, плыть по которому отважится далеко не каждый. Отблеск устала от бездействия К'азза и решает отправиться с экспедицией на Ассейл, чтобы найти пропавшего Кэл-Бринна и его Четвёртую. Перед ней встаёт дилемма – как же быть с попустительством Князя? Кайл хочет найти своих друзей – Потерянных. Всё бы ничего, да каждый на пути баэьца норовит забрать его легендарный Белый Клинок, коим, как говорят, Поборник сразил саму Владычицу. Орман жаждет владеть легендарным копьём – Свальбрулом. Некогда оно принадлежало его отцу, но дядя Ормана считает иначе. Рыбак решил вернуться на родину, где он встречает загадочного тисте анди, потерявшего память. Бард всячески пытается натолкнуть анди на былые пути, поскольку бывшему любовницу госпожи Зависти кажется, что под личиной Джетисса кроется сам…

«Ассейл» – роман Эсслемонта, выполненный в узнаваемой авторской манере. Огромное количество ПОВов, военные действия, драма, твисты, опора как на материал Эриксона, так и на свой материал, юмор и чернуха присутствуют. Отнюдь не в равных пропорциях. На фирменных чертах не будем останавливаться. Давайте заострим внимание на других важных пунктах. На персонажах, мире и сюжете.

Персонажи. Из привычных героев мы встречаем Багровую Гвардию (Отблеск, К'азз, Сплин и многие другие). Отблеск всё больше тяготится вопросами командования. К'азз же витает в своих думах. Эти герои не нуждаются в представлении, они полностью соответствуют былым образам. Джут – выходец с Фалара. Его ждут огромные приключения, до последнего он верен себе и своим принципам. Редкий светлый герой, которому действительно хочется верить и симпатизировать. Очень здорово наблюдать за его диалогами с Крастом (тем самым Картероном) и Йелин (это жена Джута). Муж и жена – одна сатана? Ну, у Джута и Йелин есть, что добавить к этому выраженьицу. Серебряная Лиса так же занимает важное место в романе. Это привычный нам герой – девушка в теле старухи, раздираемая тремя вложенными в неё сознаниями. Тяжёлая линия сюжета, если знать, что находится за ней. Орман – представитель Ассейла. Он молод, горяч, на его плечи падает страшнейший груз. Сломается он или нет? Рыбак Кель Тат – знаменитый бард. В представлении не нуждается. Его образ соответствует прочитанному ранее, И всё это – только ПОВы. Помимо них есть и другие интересные персоналии – Ялаз, Потерянные, Старый Медведь.

Мир и пластичность. За локацию здесь отвечает новый для читателя континент – Ассейл. Он уже упоминался, вернее, мы даже побывали в нём, в южной его части – на Баэле. То случилось ещё в «ВБГ». Так вот Ассейл – крайне занятное место. Вся книга подвязана на карту, особенно морские путешествия. Теснина Ужаса – прекрасное место, ёмкое и жутковатое. Новый континент раскрыт неплохо, но с упором на ледокровных. Эсслемонт отвечает на вопросы Эриксона (о Кэл-Бринне, о Серебряной Лисе, о Рыбаке). «Ассейл» вполне можно считать эдаким эпилогом к «Увечному Богу» и «Памяти Льда». Да, здесь и кроется пластичность. Автор как минимум закрыл сюжетные арки двух интереснейших рас\групп всей «Малазанской Империи». Опять же, здесь много сведений о прошлом Рыбака, есть занятные моменты о братьях Крастах (один из них проясняет увлечения Урко в «Доме Цепей»). Учитывая тот материал, который выдал Эриксон в «Бог не желает», можно по праву говорить, что «Ассейл» обязателен для понимания некоторых элементов новой трилогии Стивена.

Сюжет. Как и всегда, он разнообразен у Эсслемонта. Есть линии авантюрно-плутовские (вся ветка Джута до определённой поры), есть квестовые (Багровая Гвардия или Орман). Есть военные, но называть их не стоит, дабы не вдаваться в спойлеры. Эсслемонт нагнетает атмосферу, используя приёмы даркфэнтези и эпического фэнтези, но в этот раз обошлось без хоррора (в «КиК» были такие элементы). В романе много интриг, что стало фишкой всей «Малазанской Империи». Вновь автор прибегает в методу масок героев, когда до последнего читатель не знает, кто же тот или иной персонаж. Конкретно в «Ассейле» таких масок было две. И одна из них закрывает (полностью) ветку одного из Когтей (какого – узнаете сами). Вторая продолжает ветку одного из самых любимых (объективно) персонажей «МКП». Какого – узнаете сами. Это прям жирный твист, достойный упоминания. Хотя, с другой стороны, сам Эсслемонт впоследствии отнекивался в интервью, мол, нет-нет, это не тот самый герой, вы ошибаетесь, дорогой читатель. Отдельно стоит отметить арку Багровой Гвардии. Скорее всего, это любимая тема у Эсслемонта, БГ была почти во всех романах Иана. И он вкрутил гайки интриги до такой степени, что когда открывается покров тайны, читателю приходится испытать сильнейший шок. И если кто-то скажет, мол, он (она) знал (-а), то будьте уверены – это ложь.

Так же стоит сказать про юмор в романе. В этот раз в книге нет ни Наита (король юмора у Эсслемонта), ни Манаска (его почётный заместитель). Не нашлось даже Кислого с Мрачным. Увы, в «Ассейле» юмора совсем мало. В основном за него отвечает Рыбак. Ещё один любопытный момент – в «Ассейле» читатель узнает очень многое об имассах, яггутах и чуток об форкрулах. Точнее, об их справедливости.

Финал. Финал вышел любопытным. Во-первых, их по сути два. Локальный и глобальный. Локальный происходит в Покрове. Этой крепости, увы, не хватает карты. Вернее она есть, но неудачная. Глобальный берёт начало аж в «Памяти Льда» и связывает многие другие романы. Этот финал отнюдь не драйвовый, но тонкий по психологии. С обилием твистов (как минимум, тут 2 жирных твиста), потерями, воскрешениями (не Ток Младший!), драмой и известной долей открытости. Это же Малазан, иначе и не может быть.

Заключение: «Ассейл» – сильнейший роман Эсслемонта. Уступает он разве что «ВБГ», и то лишь едва-едва. Закрыты многие арки, упомянуты десятки героев, которые навсегда в сердце – Рыбак, Кайл, Картерон и многие другие. Читается роман легко, как и другие книги Иана. Из минусов стоит отметить невнятную карту Уделов ледокровных (неудачно показаны Соляные Хребты, а это важный момент финала) и отсутствие юмора.

10 ассейлов из 10. Браво!

Оценка: 10
– [  5  ] +

Иан К. Эсслемонт «Кровь и Кости»

tapok, 13 июля 2022 г. 14:41

Оставь надежду, всяк сюда входящий

***

«Кровь и кость» – это уже пятый том Иана Эсслемонта в цикле романов о Малазанской Империи. Сразу стоит оговориться, что с каждой книгой автор наращивает бэкграунд, поэтому читать данное произведение без знания предыдущих (даже включая «Ночь ножей»!) не стоит. По части объёма «Кровь и кость» чуть-чуть уступает «Сфере Скипетру Трону», ещё чуть больше – «Камнедержцу» и заметно – «Возвращению Багровой Гвардии». Хронологически «КиК» располагается во время «Увечного Бога», поэтому есть смысл читать его после десятого тома декалоги.

…Якуруку – один из самых таинственный континентов, будоражащий представления не только малазанцев. Здесь располагаются загадочные Долмены Тьена, здесь есть город Злата – Якал Вихарн. Есть здесь и загадочная магическая страна – Королевство Тауматургии. Континент делит надвое хребет Гангрека, причём обе части Якуруку будто бы живут своей собственной жизнью. Юная Саён видит призраков, её мать настаивает, что их род принадлежит первоначальным жрицам Неба и Солнца. Тауматург Голан отправляется с Армией Праведного Наказания во владения Ардаты с карательной миссией. Шкуродёр по-прежнему вынужден помогать Увечному Богу, собирая его осколки. Злоба со своей командой наёмников преследует схожую цель, которая на деле оказывается лишь шагом к другой возможности. Ну а лидер Багровой Гвардии – К'азз – получает известие, которое заставляет его отправиться к Ардате. И всё это время в небе визит загадочное нефритовое нечто – Визитёр, Чужак, Знамя – что же это? Благостное известие или конец всему живому и неживому?

С первых строк «Кровь и кость» даёт понять, что это фирменный роман Эсслемонта. Да, его фирменный стиль (учитель – Эриксон) выработался ещё со времён «Возвращения Багровой Гвардии». Вкратце: множество сюжетных линий с десятками знакомых (по книгам Иана и по книгам Стивена) и новых героев, хитросплетения интриг, раскрытие как сквозного сюжета (Каминсод), так и локального (Якуруку). Всё это сопровождается искромётным юмором (в этот раз за него отвечают сразу несколько героев, но балом тут правят маги Мрачный и Кислый), жуткой атмосферой (вот тут Эсслемонт прибавил в разы, атмосфера выдержана на все 100 – джунгли Химатана проберут до мурашек даже самого искушённого читателя) и множеством пасхалок и намёков. Тут вам и камео некоторых героев, и персонажи под чужими личинами (хотя угадать всё же можно, намёков-то хватает), и даже спойлеры к романам Эриксона (конкретно к финалу УБ).

Персонажи. Их здесь множество. Теурги Пон-лор и Голан помогают многое понять о Королевстве Тауматургии. И если первому выпадает важнейшая миссия, о которой он и не подозревает, то второму предстоят такие тяготы, что дрогнуть здесь могли бы девятеро из десяти. Главный писарь Шип нещадно троллит Голана, и Эсслемонт не раз и не два обыгрывает этот ход. Саён и Хану – обычные крестьяне с незавидной судьбой. С той лишь разницей, что в Саён просыпается сила, а Хану становится якшаком (фактически зомбированным воинов неимоверной силы). В итоге несколько наивная девушка переживает тяжёлые события и становится ключевой фигурой в сквозной сюжетке романа. Шкуродёр. Вот кто, наконец-то, попадает в центр внимания. Его появление готовилось уже давно. Честолюбивый, дерзкий, сильный и непримиримый Отступник – отличный пример скрытого антагониста. Мара и Лепесток, которые отвечают за его ветку – интересные герои-чародеи. Мрачный и Кислый – два горе-мага, которым ну очень нравятся ножки Злобы. И в этом их трудно упрекнуть! Мрачный – рассудительный адепт Престола Тени, Кислый – раздолбай и приверженец Т'рисс. Изменения в этих героях сродни дуэту Джейме\Серсея из «ПЛиО». Очень классные персонажи, ёмкие и стильные. Отблеск – одна из любимиц Эсслемонта. Умная, рассудительная, интровертка. Её глазами Эсслемонт покажет то, как БГ принесла Клятву. Достойная ветка, сильный персонаж. К слову, Иану хорошо удаются женские образы. Наконец, Яталь – принц из Хафинаджа (племена Адвами). Учёный, вдумчивый, поэт, но всё-таки зачастую наивный и сиюминутный. Тяжёлая сюжетная ветка, поскольку принц практически всегда один. Даже в толпе.

Мир и его пластичность. За мир здесь отвечает Якуруку – интересный, хоть и небольшой континент. Впервые читатель появился здесь в «Возвращении Багровой Гвардии». Тогда Эсслемонт оставил 99 вопросов, а ответил лишь на один. В этот раз он исправился. Якуруку – многострадальный континент (как и Корел). Чтобы понять сюжет «Крови и Костей», нужно знать историю Якуруку (атлас по миру приветствуется!). И желательно знать, кто такая Ардата, Каллор, Увечный Бог и откуда у Шкуродёра броня. Всё это выстрелит, уж поверьте. Но вернёмся к миру. На востоке расположились джунгли Химатана – очень суровое место с минимумом пропитания, где правят полузвери-полулюди. Но главная тут Ардата – таинственное божество, как-то связанное с Королевой Грёз. Королевство Тауматургии – это любопытная страна, которой правит каста теургов (магов). Информация об этой стране подаётся скупо, хотя у нас есть аж двое ПОВов из числа тауматургов. Одно можно сказать точно – эти ребята ушли в далёкие дебри, пытаясь сделать из человека кого-то большего. А вот про племена Адвами рассказано много. Это разрозненные племена, которые вдруг объединяются с подачи некоего Военачальника. Долмены Тьена – загадочные колонны, в которых некогда «покоился» К'азз (это спойлер к «ВБГ», но зачем вы читаете рецензию на «КиК», не прочитав «ВБГ»?). Эсслемонт списывал Якуруку с дальнего востока, но заметно и веяние Амазонки (ветка Отблеск). В общем, мир получился объёмным, его можно сравнить со Стеной Бури в том плане, что это абсолютно новое и яркое место на карте Малазана. Что касается пластичности, то Эсслемонт сделал сразу несколько мощных ходов. Они касаются раскола среди БГ, судьбы Шкуродёра и Колпака, осколков Увечного Бога. Пусть роман и локален по отношению ко всей «Малазанской Империи», именно для книг Эсслемонта здесь есть многие детали.

Что сказать о минусах? Как было сказано выше, автор мало внимания уделил мироустройству тауматургов. Несмотря на то, что в романе 2 глобальных сюжетки, Иан больше всего внимания уделил всему, кроме теургов. А жаль. Мы не так много узнаем об их жизни, об якшаках. А ведь сцены в подвалах Исана Пура и Андити Пура – это мощные, очень мрачные моменты, которые написаны в лучших традициях хоррора. Так же временами автор оставляет серьёзные лакуны, о которых приходится додумывать самому. Это касается, например, Оссерка и его ветки. Юмор, которого было очень много в прошлых книгах («ВБГ», «Камнедержец» и «ССТ») здесь чуть поредел. Хотя его всё равно достаточно много.

Заключение: великолепный роман. Он ничуть не уступает «ССТ», но лишь немного уступает «ВБГ» и «Камнедержцу». Эсслемонт планомерно ведёт ветку БГ (в «Ассейле» она будет центральной), продолжает сквозные сюжеты, начатые Эриксоном. Стивен позволяет Иану убивать героев направо и налево, что не может не радовать, поскольку мир Малазанской Империи – крайне динамичный мир. Здесь умереть может любой.

10 костей из 10. Браво!

Оценка: 10
– [  5  ] +

Иан К. Эсслемонт «Сфера Скипетр Трон»

tapok, 29 марта 2022 г. 16:02

Серые кардиналы Даруджистана

***

«Сфера Скипетр Трон» – очередной роман Иана Эсслемонта из цикла «Малазанская Империя». В плане хронологии он располагается примерно после «Пыли Грёз» Эриксона. И в большей мере он является именно продолжением книги Эриксона («Дани Псам»), нежели продолжение книг Эсслемонта. Единственное, что связывает «Ночь Ножей», «Возвращение Багровой Гвардии» и «Камнедержец» – это линия Киски, сподвижницы Тайшренна. Так же стоит отметить, что Эсслемонт смело решается на игру на чужом поле. Всё-таки Ли-Хэн (как центральное место действий) и Стена Бури (на тех же основаниях) – это поле Иана. А вот Даруджистан – это детище Эриксона. И Эсслемонт не сплоховал!

…в Даруджистане неспокойно. Стоит морантам и малазанцам покинуть город, как это запускает толки и пересуды. Этим решает воспользоваться Джешин Лим, который предлагает возродить титул Легата (по сути – единоличный правитель всего Генабакиса). При этом за Лимом стоят очень серьёзные силы. Киска по-прежнему ищет Тайшренна. Её гнетёт собственное бессилие. Мураш на старости лет пожелал заработать деньжат, чтобы пенсия казалась мёдом, поэтому он пускается в опасную авантюру. Сегулехи наконец-то слышат зов Первого. И они не могут игнорировать его. А на фоне всего этого вокруг Холма Величества начинается странная постройка, назначение которой тревожит многих влиятельных личностей, среди которых и скромнейший Крупп…

Эсслемонт верен себе и заветам Эриксона. В «Сфере Скипетре Троне» (ССТ) автор использует привычный приём нескольких главных героев с частым их чередованием. География событий в этот раз весьма компакта. Почти всё действие произойдёт на Генабакисе, а конкретно – в Даруджистане, городе голубых огней. Лишь Киска бороздит кое-какие отдалённые уголки мира. По части объёма роман оказался существенно короче (примерно на четверть) относительно «ВБГ» и чуть-чуть (на 1\6) относительно «Камнедержца». Давайте пройдёмся по традиционным важным пунктам любой истории из цикла «Малазанская Империя».

Герои «Сферы Скипетра Трона». Абсолютно главных героев здесь нет. Повествование ведётся с разных точек зрения. Среди сегулехов центральное звено отведено Джану – Второму, нынешнему лидеру мечников. Среди морантов – Галин хотя появляется она не сращу. За малазанцев отвечают сразу несколько человек: Араган (Посол Империи), кулаки К'есс и Степпен, а так же капитан Фал-эж и новобранец Бендан. И, конечно же, никуда без Шика. Из независимых (относительно) стоит отметить Баратола, основателей и постоянных членов «К'руловой корчмы» (Дымка и Хватка, Штырь, Дукер и Рыбак), Мураша (конечно, он тоже «мостожог», но ветка с отставниками почти не пересекается). Ну и на закуску – Тая, Крупп, Торвальд Ном, Раллик, Ожог и Лефф. Новые герои удались Эсслемонту почти все – Бендан (аналог Гелель, только парень, то есть делает, но не понимает), Араган (солдат, который невольно стал политиком), Джан (настоящий последователь идей сегулехов, безупречный Второй из числа Элдри). Уже знакомые герои тоже оказались выпуклыми. Тая, которая раньше была лишь второстепенной, теперь играет роль серого кардинала, вершителя истории. Киска, отчаявшаяся, но продолжающая нелёгкий путь. Эриксоновские герои заиграли новыми красками. И если Баратол (и Скиллара), Торвальд Ном и Раллик, в целом, получились по лекалам Стивена, то Крупп, Штырь, Дымка, Хватка, Мураш, Ожог и Лефф получились чуть ли не лучше, чем у Стивена. Крупп и раньше был серым кардиналом Даруджистана, но сейчас он творит чудные вещи – изящно и непринужденно, так что Крупп одобряет! Хватка и Дымка троллят так, что возмущается даже мама Штыря. Мураш ощущает старость, он переживает за павших братьев и сестёр. Ожог и Лефф – это квинтэссенция из уже знакомых шутовских героев – Наита и Манаска. Остаться равнодушным к мытарствам этой парочки просто невозможно. Ну а их финальный (и пост-финальный) аккорд – это вообще верх безумия и самого невероятно удачного расклада в Колоде Драконов.

Отдельного упоминания достойны выстрелы ружей, которые развесил Эриксон. Помните маринованных сегулехов? Вам интересно, что стало с Драгнипуром? А как же меч с Авали? Переживаете за Чаура? Всё это получит своё развитие. Да ещё как! Заскучали по парочке некромантов? Будет вам камео!

По части сюжета и сюжетных ходов Эсслемонт снова делает верные решения. Основные части строятся вокруг политики и военных операций, что стало уже привычным для «Малазанской Империи». Но Иан так же включил в роман хоррорные составляющие (Мураш), комедийные (конечно, юмор для МИ привычен, но его всё равно его стоит выделить), экзистенциальные (Киска). Так же показан (косвенно, правда) процесс Восхождения одного из самых старых персонажей «Малазанской Империи».

По части мира и пластичности. Сложно ожидать чего-то нового (в смысле деталей), если речь идёт об уже заезженном Даруджистане. Зато автор приоткрывает завесы тайн над новыми местами и фракциями. Так, например, читателя ждёт путешествие на разрушенное Лунное Семя, а так же на остров сегулехов и в страну морантов. При таком раскладе Колоды Драконов не удивляет, что Эсслемонт неплохо прошёлся по этим фракциям. Теперь о пластичности. Автор продвинул нескольких героев по сюжеткам, но, в основном, это либо локальные герои, либо те, о которых позабыл Эриксон. В плане глобального сюжета можно отметить разве что Визитёра\Чужаков, обозванных Нефритовыми копьями в «УБ». Ветка сегулехов, хоть и продвинулась серьёзно, в дальнейших книгах (речь о «КиК», «Ассейле», «УБ» и «Бог не желает») не задействована. Пока что.

Что сказать о минусах? Временами может показаться, что Эсслемонт сокращал объём произведения. В результате получаются дыры в некоторых ветках. Больше всех пострадали сегулехи. Их быт показан слабо, зато продвижение ветки Первого – слишком быстро. Как всегда не очень здорово раскрыта мотивация некоторых героев, особенно серых кардиналов. По-прежнему многое приходится додумывать. Кто-то может остаться недовольным подобным замалчиванием. Идея с Троном Ночи тоже как-то притянута немного за уши. ССТ слабо влияет на общие сюжетные вехи, что делает роман несколько обособленным.

Заключение: великолепный роман, полностью соответствующий духу цикла. Эсслемонт выступил на чужом поле и показал себя уверенным игроком. Множество камбэков старых героев, юмор, океан интриг и стрелянных патронов, как Эриксоновских, так и Эсслемонтовских. Причём с заделом на будущее. Ибо те же Хилы, которые тут лишь мелькнули, будут главными героями в другом романа Иана.

10 Сфер Скипетров Тронов из 10. Браво!

Оценка: 10
– [  5  ] +

Иан К. Эсслемонт «Камнедержец»

tapok, 28 ноября 2021 г. 18:05

Небо расколото на части

И горит огнем, горит огнем

Все мы у демонов во власти

Слишком поздно мы осознаем

© Северный флот – «Красные реки»

***

«Камнедержец» – очередной, уже третий роман Иана Эсслемонта из цикла «Романы Малазанской Империи». С каждой книгой необходимый для чтения бэкграунд всё растёт. Для понимания «Камнедержца» необходимо (без вариантов) знание «Возвращения Багровой Гвардии», которая, в свою очередь, имеет множество отсылок к другим книгам, как Эсслемонта («Ночь Ножей»), так и Эриксона («Охотники за костями»). В противном случае читатель рискует остаться с непониманием некоторых аллюзий и подтекстов. Сразу стоит оговориться, что «Камнедержец» – это уже не дебютный роман, каковым была «Ночь Ножей» и, в некоторой мере, «ВБГ». То есть спрос с автора чуть выше. Эсслемонт проверку выдержал. «Камнедержец» написан на уровне лучших романов «Малазанской Империи» – «Охотники за костями», «Возвращение Багровой Гвардии», «Сады Луны», «Врата Мёртвого Дома». При этом «Камнедержец» (в лучших традициях Эриксона) прилично отличается от прошлой работы Эсслемонта, иными словами, автор не пытайте дважды войти в одну реку.

…Кайл и Сивогрив сталкиваются с прошлым отступника. По душу Камнедержца отправляются не только малазанцы, но и корелрийцы. Кайлу и Сивогриву приходится бежать. Йулл, Повелитель (малазанец-отступник) узнаёт, что Малазанская Империя готовит очередное вторжение на Корел (он же Кулак, он же Земли Кулака). Йулл боится, но надеется, что мары снова организуют блокаду интервентам. Риллиш обзавёлся семьей, он вполне доволен жизнью. Но когда ему предлагают вернуть былые наделы, которые он утратил за пособничество виканцам, то он соглашается. И Риллишу снова предстоит отправиться на Корел, где он пережил свой самый страшный кошмар. Беда ещё и в том, что над ним будет стоить тот, кого Риллиш однажды уже предал… Сут – молодой далхонец, жаждущий бросить вызов всем, даже мачте корабля, на котором он плывёт с малазанской армией на Корел. Иванр давно отошёл от дел. Фермерство – вот его новое призвание. Но Жрица считают иначе. В итоге Иванр оказывается втянут в войну, где ему придётся отстаивать интересы сразу нескольких сторон. Он даже не представляет, на какие силы ему придётся работать. Киска испытывает безутешное горе, она не смогла спасти Тайшренна. Поэтому она готова на всё, чтобы исправить ситуацию. Наконец, Оценщик Бакун – борец за правду и справедливость. Взятки, выбитые признания – это не про него. Он расследует загадочные убийства в Банифе, однажды он спасает от казни жреца. В итоге Оценщик и сам попадает за решётку…

Персонажи. Их здесь традиционно много. Но количество не всегда значит качество. В случае Эсслемонта – значит. Множество героев дебютируют (и тут же прощаются) именно в «Камнедержце». При этом много героев Эсслемонт заимствует у Эриксона. Из дебютантов стоит отметить Сута (похож на Гелель, но в штанах, более дерзкий); Оссо (маг-отступник с тягой к изощрённым экспериментам над плотью и вопросами Путей); Бакуна (глас честности в мире блуда и порока), Хиама (фанатичный лорд-протектор со Стены Бури). Из «продолженцев» выделяются Кайл (здесь он более отстранённый, на нём нет акцента, как было в прошлой книге), Сивогрив, Риллиш, Киска, Прутья (вот он тоже отстранённый, но страничного времени у него больше, нежели в «ВБГ»), Девалет. Радует и линия Багровой Гвардии. Вроде бы она и побочная, но интересная.

Мир и его пластичность. Да, мы наконец-то увидели Стену Бури своими глазами. Эриксон лишь намекал, Эсслемонт намеки продолжил (флешбеки Эреко в «ВБГ»). В «Камнедержце» за Стену Бури отвечают сразу несколько героев – Хиам, Квинт, Корло, Прутья, Шелл. Корел (как субконтинент) выглядит довольно интересным местом. Именно сюда упал Увечный Бог, раздробив континент на мелкие острова. Вернее будет сказать, что здесь остался изрядный фрагмент Увечного Бога. Страны разобщены, порой даже в некоторых нет внутреннего единства (Рул, например). Отдельного упоминания достойна религия. Здесь за неё отвечает Владычица. Она же Спасительница. Мало того, что она противостоит Буревестникам, она ещё и магию запрещает. Совсем. Так что читателю предстоит забыть про Моккру, Дэнул и иже с ними. Как и про Взошедших – их тут совсем мало. Иными словами, мы видим новый регион и под новым углом. Что касается пластичности мира, то «Камнедержец» задаёт тон финалу в лице «Пыли Грёз» и «Увечного Бога». Глобальных изменений нет («ВБГ», «Дань Псам»), но мелкие дыры и неувязочки Иан умело затирает.

Так же стоит сказать про драму. Её тут полно. Эсслемонт отошёл от того, что двигало «ВБГ» – от сражений и осад. Здесь они тоже будут. Причём на воде, в поле, защита крепостной стены. Но всё же «Камнедержец» берёт именно драмой. Она есть почти в каждой ветке. Кому-то предстоит почувствовать тяготы жизни и пророчества, другим – разочароваться. Кто-то сознательно идёт до конца, понимая, что смерти не избежать. Драма достаётся на долю многих, но самые-самые – это Риллиш, Оссо, Сивогрив.

Юмор. В прошлой книге у Эсслемонта за всех старался (и справлялся) Наит, а вот в «Камнедержце» напалмом жжёт Манаск (у Эриксона он лишь упоминался). Пожалуй, это самый лучший в мире вор. А если вы вдруг не согласны, то Манаск тайно проникнет к вам домой и использует широкий репертуар навыков тончайшего убеждения. Уж будьте уверены! Наконец, особо хочется поблагодарить Эсслемонта за «героев-под-масками». Читателя ждут камбэки полюбившихся героев, о который позабыл Эсриксон (или сделал вид, что забыл, вы же знаете этого хитрого канадца). Классно выглядит отсылка к Эриксоновым некромантам. Жаль, что Иан лишь упомянул их. Но они ещё будут, это факт.

Что сказать о недостатках романа? Конечно, они присутствуют. Некоторые герои получают совсем мало внимания и\или выглядят оторванными от общей канвы. Это, в первую очередь касается Киски. Линия Иванра тоже выглядит отдельным образованием, Собрания Стигга как-то слабо присовокупляет её к общему сюжету. Так же имеют место быть разрывы в повествовании. У некоторых героев целые пласты сюжета будто бы вырваны. Бакун, например, один из них. Складывается ощущение, что Эсслемонт сокращал произведение, жаль.

Заключение: «Камнедержец» – великолепный роман из «Малазанской Империи». Читается он легко, динамика запредельная. Причем Эсслемонт не использует свои же тропы. «Камнедержец» отличается от «ВБГ», хотя некоторые элементы имеют сходства. Иан не заканчивает истории некоторых героев в этом романе. Так, например, Киска и Кайл еще точно появятся. Как и многие Гвардейцы. Для сквозного сюжета здесь тоже есть важные моменты. «Малазанская Империя» – объёмное мозаичное полотно. И выбросить из него ничего нельзя.

10 Камнедержцев из 10. Браво!

Оценка: 10
– [  3  ] +

Иан К. Эсслемонт «Возвращение Багровой Гвардии»

tapok, 2 сентября 2021 г. 13:04

Проверка для Малазанской Империи

***

«Возвращение Багровой Гвардии» – второй роман Иана Эсслемонта. По хронологии событий действия «ВБГ» приходятся после «Бури Жнеца». Если же говорить о времени написания, то Эсслемонт работал над книгой примерно одновременно с «Ночью Ножей». Причём первое издание «ВБГ» содержало множество ошибок и опечаток. Впоследствии роман был доработан, что хорошо заметно по тексту. Некоторые куски определённо чуть лучше, другие – чуть хуже. Чтобы увеличить динамику романа, Эсслемонт кромсал текст самым беспощадным образом. Это бросается в глаза, когда один герой оказывается в следующей локации спустя какое-то время без подробностей этих путешествий. И речь ведь не о Путях! И таких разрывов в романе множество. В этом отношении скипы «Бури Жнеца» остались далеко позади.

…императрица Ласиин подвергается огромным испытаниям. Провинции в Квон-Тали готовы отделиться от Империи. Собираются серьёзные силы, причём по слухам ожидается возвращение «Старой Гвардии», что ещё больше ударит по авторитету императрицы. Хуже того, поговаривают, что возвращается легендарная Багровая Гвардия. Выясняется, что ведёт ее не Князь К'азз Д'Авор, а Шкуродёр. То есть тот, с кем договориться не получится. Ни за что и никогда. Молодой Гвардеец Кайл сомневается в методах Багровой Гвардии. В Яме на Отатараловом острове появляются новички. И это очень тревожит местных заключённых. В конечном счёте, на Квон-Тали в грандиозном сражении сойдутся сразу несколько сил. Кто же выйдет победителем?

Итак, «Возвращение Багровой Гвардии» – один из самых объёмных романов всей «Малазанской Империи». Здесь огромное количество действующих лиц, хватает и локаций. По духу книга близка к самым «мостожоговым» (или «армейским») романам Эриксона. Отдельного упоминания достойны эпиграфы. Вообще этот элемент давно уже стал фирменной чертой «Малазана». Вот только у Эриксона часто эпиграфы если и служат чему-то, то весьма завуалированно. У Эсслемонта конкретно в «ВБГ» эпиграфы чётко дополняют содержание романа. Да, они кажутся пресноватыми, зачастую от них веет тавтологией и пылью с древней антресоли. Зато всё понятно и доступно. Теперь давайте пройдёмся по основным пунктам.

Персонажи. Здесь их множество. Есть несколько основных сюжетных линий: Кайл (новобранец Гвардии), Гелель (герцогиня, одна из движущих сил сепаратистов, на деле же – фигура сильных мира сего), Опоссум (пучеглазый Коготь, отвечающий за тыл императрицы), Сторо (солдат-ветеран в Ли-Хэне, под его началом целый отряд опытных бойцов), Хо – маг в Яме. Он, кстати, дебютировал ещё в «Пути Возвышения». Есть множество второстепенных героев, чьи сюжетки по объёму чуть меньше основных: Урко, Ток Старший, Амерон, Риллиш, Наит, Стальные Прутья, Смелый Зуб, Маллик Рэл. Причём некоторые сюжетки так и не пересекутся с основными. Казалось бы – а зачем они тогда? А вспомните те же Стальные Прутья в «Полночном Приливе». Так вот даже второстепенные герои у Эсслемонта получились на ура. Риллиш очень здорово закрывает «виканский вопрос», ставший ну очень острым. Наит – это вообще сплошная хохма, дань уважения корпусу подрывников. Это парень из унтанской портовой стражи, который решил возвести собственную наглость в абсолют. Он не раз и не два заставит читателя смеяться в голос. И ещё десяток раз он попробует вас просто улыбнуть. А посему вывод таков: Эсслемонт здорово поработал как над знакомыми героями (Маллик, Ласиин), так и над совершенно новыми. Иными словами, «ВБГ» по персонажам здорово вписывается в канву «Малазанской Империи». Это полноценный диалог. Чего только стоит явление Оссерка во плоти! А судьба Дэссембрея? А испытание Ласиин? Да чего испытание, она и сама участвует в бою! Хорошо вписалось и появление Рилландараса. Куда внушительнее того, что было в «Пути Возвышения».

Локации и пластичность мира. Ли-Хэн читателю знаком ещё по «Пути Возвышения», а вот его округа стала приятным бонусом. Яма в целом знакома по «Вратам Мёртвого Дома». А вот Баэль, Стратем и Якуруку дебютировали в полотне цикла. Надо сказать, что Эсслемонт провёл героев по этим местам галопом, но не спешите отчаиваться – эти локации ещё будут. И будут с куда большей детализацией. Это же касается и Стены Бури. В «ВБГ» на ней были только короткие флешбеки. Есть даже сцена в Умриге. Правда, короткая. Она, к слову, выстрелит в романе «Ассейл», но самого Умрига уже не будет. Что касается пластичности, то и здесь Эсслемонт на уровне Эриксона. Во-первых, решён «виканский вопрос». Во-вторых, жирным твистом проходит «отатараловый вопрос», который выстрелит в будущем. Наконец, вопрос запрестольных интриг.

Положительных сторон в «Возвращении Багровой Гвардии» бессчетное множество. Главный козырь «ВЗБГ» – книга примерно равносильна лучшим романам «МКП» (например, «Охотникам за костями»). Здесь есть всё, что нужно любому малазанцу – кровища, интриги, престольные игрища, предательства, удары ножей в спину, обилие смертей, в то числе и среди главных героев. Ворох боевых сцен – осада города, ураганный штурм столицы, мелкие стычки и любопытные поединки. В том числе и среди Взошедших. Будут даже боёвки с сегулехами. Наличие твистов – обязательно.

К вопросу о том, когда же читать «ВБГ». При первом чтении обычно читатель ограничивается классической декалогией. В «ВБГ», например, красной линией проходит судьба одного из центральных персонажей «МКП», Эриксон же просто упоминает о судьбе этого героя вскользь. По внутренней хронологии «ВБГ» идёт после «Бури Жнеца», хотя допустимо и до неё (после «Охотников»). Единственный «ключевой» момент – это судьба Тока Старшего. Слово «ключевой» не зря попало в скобки – на сюжет это не влияет.

По части минусов. Несколько рваный стиль (тут и фрагментарность написания романа, и, скорее всего, необходимость уложиться в определённый объём; косвенно это подтвердил Эриксон в одном из интервью, где говорит, что Эсслемонт «наконец нашёл свой объём», а говорит он это относительно «Пути Возвышения»). Не радует судьба некоторых героев. Но если Эриксон смог минусануть Скворца, то для Эсслемонта вообще святых быть не должно. Хотя это чисто вкусовщина. Не совсем недостаток, но упомянуть стоит – автор разбрасывает ружья, но пока непонятно, выстрелять ил они. Речь, например, о Колтейне, о Моссе. Если немного забраться вперёд, то да, становится ясно, что Эсслемонт ещё вернётся к некоторым героям. Но не ко всем. А значит, некоторые ружья останутся висеть. Часть персонажей и вовсе канет в бездну. Сверхинтересный Наит, например.

Заключение: «Возвращение Багровой Гвардии» – мощный роман. Яркий, жестокий, интригующий. Множество классных героев (Наит, Гелель, Кайл, Опоссум), множество событий, огромный масштаб действий. «ВБГ» очень близок к лучшим романам «Малазанской Книги Павших». Читать его и легко, и интересно. Некоторые герои (Сивогрив, Кайл, Прутья) ещё вернутся, причём уже в «Камнедержце» (следующий роман, если говорить о книгах Иана).

10 малазанцев из 10. Браво!

Оценка: 10
– [  4  ] +

Иан К. Эсслемонт «Ночь Ножей»

tapok, 8 июля 2021 г. 19:35

Этой ночью лучше остаться дома

***

«Ночь ножей» — самый короткий роман цикла «Малазанская Империя». Многие ошибочно считают, что «Ночь ножей» вышла раньше «Возвращения Багровой Гвардии». Именно «ВБГ» — литературный дебют Эсслемонта на полях малазанских сражений.

…ветеран Норов переживает былые провалы. Он потерял всех друзей, потерял всех командиров. Тянуть лямку стражника он считает за высшее благо. Всё меняется, когда былое цепляется за Норова, утягиваю в пучину конфликта имперского масштаба. А местная девушка Киска жаждет попасть на имперскую службу. Ей уже отказали, но она не собирается мириться. И недавно прибывший малазанский корабль – отличный способ заявить о себе, ведь на нём явно приплыл какой-то значимый имперский агент…

Если читать «Малазанскую Империю» по хронологии событий (то есть сперва «Трилогия Харканаса», затем «Путь Возвышения»), то именно в «Ночи ножей» читатель впервые встретит отголоски темного фэнтези. Это ещё не образцовый солдатский мрачняк «Садов Луны», не драматический мрачняк «Памяти льда». Но уже кое-какие нотки чернухи закрадываются на страницы. При этом «Ночь ножей» очень сильно отличается от любой другой книги Малазана. Дело даже не в малом объеме. Здесь все локально и камерно – два главных героя (Киска и Норов), одна ночь, две с половиной локации (город Малаз, Паяцев замок и Путь Тени). Все важные герои для общего сюжета (Престол Тени, Танцор, Стерва, Тайшренн) на сугубо второстепенных ролях.

Но при этом «Ночь ножей» крепко вплетена в канву Малазана. Во-первых, это Киска, которая будет важным героем во всех романах Эсслемонта (кроме цикла «ПВ»), поскольку она – неизменная спутница Тайшренна. Во-вторых, Норов ещё появится на страницах Малаза, хотя и весьма мимолётно. В-третьих, мы становимся свидетелями важного события в истории Малазанской Империи. Ещё одна из причин – сам Малаз. Его не так уж и часто показывают Эриксон и Эсслемонт. Наконец, здорово просто вернуться в знакомые локации и к знакомым героям. Луббен, который мелькнул в «ПВ», Паяцев замок, Идущий по Граням (частый гость во всех книгах Эсслемонта, кроме «ПВ»). Даже Фаро и Тренеч уже были, пусть и в виде камео. Опять же, Агайла и Обо.

С другой стороны, роману не хватает глубины, которую даёт наличие множества ПОВов. По сути мы видим один конфликт (Стерва против императора) глазами наивной фанатки (пока ещё таковой) и представителя Старой Гвардии. Вся ситуация подается без должных объяснений. Это частое явление в Малазане, да. При повторном чтении все эти нюансы уже не выглядят минусами как таковыми.

Странным выглядят некоторые решения по названиям. Особенно слово «блург», поскольку тут явно речь о «Блуре» на Квон-Тали. То ли это недочет со стороны редактора, то ли это сознательное применение метода ненадёжного свидетеля. Но, судя по всему, первое весьма вероятнее второго.

Заключение: «Ночь ножей» — хороший роман, он легко читается. Эсслемонт избавился от шарма безумного Келланведа, от дерзких планов, через локальные судьбы он показал важных имперский конфликт, ввел двух важных героев, вернул читателя на Малаз. Да, между «Размахом Келланведа» и «Ночью ножей» зияет огромная дыра. Возможно, отчасти её прикроет новый роман из цикла «Путь Возвышения».

9 ночей ножей из 10.

PS: если хотите получить файл с переводом НН от Malazan Army, то велком в ЛС.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Иан К. Эсслемонт «Пристань мёртвого дома»

Slink, 7 мая 2020 г. 12:19

Вторая книга меня очень порадовала. Прочитал за день (и ночь). Наконец-то начался движ, причем очень плотный и насыщенный.

Эсслемонт развернул действие на несколько локаций, ввел множество интригующих персонажей. (Интригующих, потому что среди них ты пытаешься узнать/угадать героев из основного цикла).

Так. В центре действия остров Малаз, куда и направились Танцор и Ву с целью захвата власти на острове. Потихоньку подтягиваются и остальные действующие лица, почти ЛЕГЕНДЫ основного цикла. Юная Порван Парус, амбициозный, но еще верящий Тайскренн, Даджек, некий просто-джек (это Виски-Джек?), Ночная Стужа и конечно же Лейсин, пока еще только беженка с родного острова под именем Угрюмая.

По информации из основного цикла, сложилось ощущение, что они все были ну очень близки и все такое..Но судя по этой книге, император привлек их на службу (не на службу) не своим очарованием и харизмой, а хитрыми манипуляциями. Ди и образ императора, который складывался из слов других, как образ мудрого, жесткого, но невероятного императора, романтичный образ смывается. Чувак с самого начала кажется отбитым.

Вторая книга намного лучше и интересней первой части. Собрала все самое интересное в духе цикла, но при этом различные пространные рассуждения, предсказания и прочие таинственные штуки сведены к минимуму, что не может не радовать. Читается легко и быстро.

Скажу еще раз, что читать этот мини-цикл перед основным (для хронологического порядка) и вообще начинать знакомство с «Малазанской книгой павших» с побочных произведений не рекомендую. А вот чтобы получить дополнительную информацию о происходящем ранее да.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Иан К. Эсслемонт «Размах Келланведа»

tapok, 28 февраля 2020 г. 11:06

Так родилась империя

***

«Размах Келланведа» – третий том из цикла «Путь Возвышения» Иана Эсслемонта. Это самая короткая книга цикла («ПВ»), а если говорить о всей «Малазанской Империи», то короче только «Ночь Ножей». «Размах» же является продолжением приключений знаменитого тандема из убийцы и дерзкого мага.

…На Квон-Тали неспокойно. Зреет военный конфликт. Культ Защитницы в Хэне продолжает усиливаться. Стерва ждёт обещанные Напанские острова. Ну а Келланвед увлечён вопросом каменного наконечника, видя в нём источник силы…

Итак, «Размах Келланведа» по стилю и наполнению напоминает как «Печаль Танцора», так и «Пристань Мёртвого дома». Выражается это, в первую очередь, частой сменой ПОВов, зачастую герои сменяются так быстро, что не может быть и речи об объёмных персонажах. Сюда же можно отнести и расширенную географию действий, как было во втором томе. Военные действия выполнены в стиле «Печали» – сжато, поверхностно.

Вместе с тем Эсслемонт продолжает сводить концы с концами, а именно – отвечает на вопросы. Из «Размаха Келланведа» читатель узнает о том, как Скворец получил свои имя, о том, как Сплин попал в Багровую Гвардию, о том, как Престол Тени обрёл власть над Армией Пыли и Костей. Работа над образами тоже продолжается. Келланвед ещё больше углубляется в дебри сумасшествия, а Стерва не только раскидывает сеть Когтей, но и показывает внутренний стержень, который в декалогии превратится в стальной хребет.

Что сказать о минусах? Эсслемонт в этом романе взялся за слишком большое количество сюжетных линий. Допустим, ветка Сплина (он тут под другим именем, но угадать его легко). Да, она короткая, но в общем-то ёмкая. Чего не скажешь о Сивогриве. О нём в «Размахе» сказано многое, но всё это крайне далеко до того Сивогрива, который появляется на страницах других книг Эсслемонта. Уллара – абрис с оборванным концом, хотя оружие может и выстрелить. И подобное можно сказать о многих сюжетках.

Заключение: «Размах Келланведа» – интересный роман, но местами сыроватый и блёклый. Читается он легко, ответов дает много. Но автор будто бы не потянул высокую планку. Тем удивительнее, что в других книгах (в любой после «НН» и до «Ассейла») он намного искуснее. Теперь интересно, что же в четвертом томе «ПВ»?

8 Путей Возвышения из 10.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Иан К. Эсслемонт «Пристань мёртвого дома»

tapok, 26 февраля 2020 г. 19:32

Дрожи, Малаз, бойся

***

«Пристань Мёртвого Дома» – второй роман цикла «Путь Возвышения» Иана Эсслемонта про знаменитый дуэт в лице Танцора и Келланведа, они же бдущие Престол Тени и Котильон. Книга эта чуть короче первой, а местом действия является уже не Ли-Хэн, а Малаз – место, где зародилась Малазанская Империя.

…после не самых удачных приключений в Ли-Хэне Ву и Танцор прибывают на Малаз. Маг, конечно же, сразу хочет прибрать к рукам всю власть, что явно не по душе Паяцу. С другой стороны, кто ж спрашивает у него? Жрец Д'рек Тайшренн оказывается в центре заговора. Ну а на Напанских островах неспокойно. Брат идёт на брата, а точнее – на сестру…

Итак, «Пристань Мёртвого Дома» (название, кстати, вообще неверное) продолжает историю Келланведа и Танцора. Именно в этой книге будущий император обретает новое имя. Именно в этой книге читатель увидит, как зарождалась величайшая империя Э и Э. Но давайте всё-таки более обстоятельно.

Прошлый роман («Печаль Танцора») выглядел каким-то сыроватым. Из героев особо выделялся только Танцор, причём причиной тому был акцент на персонаже Автор часто тасовал ветки сюжета, из локаций было только одно место (Ли-Хэн). Во второй книге ситуация меняется. Да, не до высот декалогии. Но уже много лучше. Несколько ярких сюжетных линий (Келланвед и Танцор, напанцы, Тайшренн), более цельные образы (здесь акцент на Келланведе), больше связей с основной историей (чего стоит один лишь список персонажей!), больше драйва и интриг.

Да, стоит повториться – это не «Малазанская Книга Павших». Это не то привычное дарк фэнтези, не тот блестящий ворлдбилдинг и пластичность мира. Всё куда проще. С другой стороны, это именно тот случай, когда приквел надо читать уже после основного цикла, устроив себе ностальгический камбэк.

Заключение: Эсслемонт явно прибавил по сравнению с прошлым романом. Даже странно, что приходится говорить подобное после блестящей «ВБГ» (одна из лучших книг общего цикла). «Пристань Мёртвого Дома» даёт множество ответов, постепенно приближая читателя к другим частям истории.

9 Путей Возвышения из 10.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Иан К. Эсслемонт «Печаль танцора»

tapok, 21 февраля 2020 г. 13:53

Так родился величайший дуэт

***

«Малазанская Книга Павших» – монументальный, эпохальный труд Стивена Эриксона. При всей противоречивости декалогия цепляет. И во многом за счёт неортодоксальной подачи материала. Каждая книга – это практически новая история, которая надстраивается над прошлой. В теории декалогию можно читать по отдельности, ведь каждый роман имеет некоторый промежуточный финал. Но есть ли в том смысл? Вряд ли. Как и мало смысла в чтении декалогии в отрыве от книг Эсслемонта.

…юный убийца (а ещё вор!) Дорин Рав идёт по следу далхонца Ву. Волею случая он попадает в город Ли-Хэн – город-государство, во главе которого стоит таинственная Защитница Шелменат. Дорин и Ву оказываются в Хэне аккурат во время нападения канезцев. У будущих приятелей свои мотивы и интересы. И они точно противоречат как идеям Защитницы, так и правителю Кана – Чулалорну…

Итак, «Печаль Танцора» – короткий роман, точнее, самый короткий, если учитывать внутреннюю хронологию. Если говорить об объёме без привязки к хронологии, то короче «Печали» только две другие книги из «Пути Возвышения» и «Ночь Ножей» (абсолютный рекордсмен по объёму).Эта книга повествует о знакомстве Дорина Рава (будущий Танцор), Ву (будущий Келланвед) и Дассема (будущий много кто!), а так же о прошлом великих Гвардейцев – Шелка, Хо, Мары, Отблеск. Центр действия – Ли-Хэн. Редкий случай, когда книга про Малазан может похвастаться лишь одной локацией. По части ПОВов всё весьма лаконично и просто – Дорин, Айко и Шелк. Остальные ПОВы выполняют роль статистов.

По наполнению роман может похвастаться несколькими дуэлями, осадой\обороной да кучкой авантюрно-плутовских приключений. О тёмном фэнтези тут нет и слова. По этой части «Печаль Танцора» соответствует «Трилогии Харканаса». Относительный дарк начнётся разве что в «Садах Луны».

Отдельно стоит отметить связи с будущими (и прошлыми книгами). Например, Малла, которая тут только упоминается, сыграет определенную роль в одном из романов Эсслемонта. Маги (Отблеск, Хо, Шелк) – одни из центральных персонажей многих книг Эсслемонта. Келланвед и Танцор в представлении не нуждаются. Рилландарас, Готос – общие персонажи. Что касается самого Ли-Хэна, то этот город-государство ещё сыграет свою роль, если вы читаете по хронологии внутренних событий.

А теперь давайте о минусах. Подход с частой сменой ПОВов сыграл не особо. Порой автор надолго забывал про некоторых героев. Чернухи не хватает от слова совсем. В «Трилогии Харканаса» Эриксон брал ответами на вопросы (и новыми вопросами!), Эсслемонту же этого не хватает в «Печали». Многие герои (К'азз, например) – совсем картон. Ему досталось совсем мало внимания. Эпиграфов (в большей мере фишка Эриксона, но она была и у Иана) нет. А посему вывод такой. Читать Малазан с ПВ не стоит. Да, «Печаль Танцора» читается легко, текст не перегружен, но и далёк до изящества. Характеры раскрыты слабо, причем даже у главных героев. Да, Ву – сумасшедший почти Джонни Депп, но нет. Да, Доррин – благородный убийца, но не более того. Айко – вот кто радует. Но до той Отблеск, что мы знаем по линии БГ (а конкретно речь о «КиК» и «Ассейле»), ей далеко.

Заключение: хороший роман для расширения кругозора. Желательно читать после знакомства с декалогией. Либо где-то посреди декалогии, если вы устали от «пресности» (именно таковым считается «сухой» стиль Эриксона, хотя надо сказать, что это далеко от истины, а для этого стоит прочитать «Бог не желает» – образчик «Малазана», фактически идеальный роман для общего цикла, вордплеи, ружья, персонажи, драйв) основного цикла.

8 Путей Возвышения из 10.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Иан К. Эсслемонт «Печаль танцора»

Slink, 24 октября 2018 г. 12:20

Вселенную Малазанской империи Эриксон придумал вместе со своим коллегой Ианом К. Эсслемонтом.

Эриксон написал основную историю, состоящую на сегодня из 10 томов цикла «Малазанская книга павших» и повествующую о войнах, которые ведёт Малазанская империя с целью завоевания и объедения новый территорий.

Эсслемонт сосредоточился на историях отдельных личностей цикла, таких как Келланвед  (он же бывший император Малаза, он же Темный Трон, он же Амманас, он же Повелитель Теней), Танцор (партнёр Келланведа,  Котильон, Веревка, покровитель Ассасинов), сейчас он создает трилогию Карсы Орлонга, также, ему принадлежит история «Багряной Гвардии», — армии, о которой Эриксон в своём цикле практически ничего не говорит.

Эсслемонт пишет дополняющие произведения, позволяющие погрузиться в прошлое таких важных персон как Император Келланвед, Танцор, Дассем Альтор.

Собственно данный приквел «Путь Возвышения» им и посвящен.

Действие разворачивается в городе Ли Хенг, находящимся под властью «Защитницы» — Шелменат, женщины из расы Тисте Лиоссан. В этот город направляется Дорин, чтобы обрести работу и власть, став во главе местной банды. По пути Дорин встречает Ву — странного и немного сумасшедшего мага. В этих лицах, легко проглядываются личности Танцора (Дорин) и Келланведа (Ву), также легко предположить, что следующий встреченный персонаж не просто «парень с обочины», но один из весомых лиц в дальнейшем — либо Дассем Альтор, либо принц Багряной.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(Оказалось, Дассем:)).

Не смотря на весомый объем (около  500 страниц), кажется маловероятным, что Эсслемонт за 2 книги сумеет рассказать добротную историю о Возвышении двоих.

(Анонсирована 3 часть. За три книги вполне можно уложиться!)

Первая книга «Печаль Танцора» по стилю написания похожа на классическое  простенькое дарк фентези, про воров и убийц, где действие сосредоточено в одной локации, вокруг главных героев.

В принципе, именно поэтому Эсслемонт не стремится воссоздать масштабы Эриксоновой империи, он пишет об отдельных персонажах, охватывая события прошлого в минимальном объеме.

И да, он не пытается походить на Эриксона, забрасывая читателя неизвестными наименованиями, не кидает читателя в гущу уже развернутых событий. Он ведёт свое повествование равномерно вводя новых героев идаже даёт почти четкое определение Д'айвер сов (!!!) (Где вы такое у Эриксона найдете?!).

Начинать «Малазанскую» с этого приквела не советую, а как дополнение к циклу (которым дилогия и является) очень даже да.

И не стоит сравнивать стили написания 2 авторов. Охват на разных уровнях и различные цели. Да и никто не захочет видеть скопированного Эриксона.

Эпичных размахов, экшена и драмы в этой книге ждать не стоит. Это достаточно простенькая история классического образца. Нет завышенных ожиданий — нет разочарований.

Если рассматривать отдельным произведением — посредственно и скучно.

С оценкой затрудняюсь, надо читать дальше. Что-то между 6 и 7.

Отдельной строкой хочу поблагодарить Киницика Карбарна за перевод на русский.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Иан К. Эсслемонт «Ночь Ножей»

geralt9999, 24 февраля 2012 г. 00:32

Сейчас уже все интересующиеся знают, что мир Малазана Стивен Эриксон создавал вместе со своим другом, Ианом Эсслмонтом. Что мир возник благодаря ролевой игре, в которой уже были некоторые персонажи книг и некоторые места (Даруджистан, например). Все знают, что в игре Эриксон был Амманасом, а Эсслмонт – Котиллионом. Это все известно на данный момент.

Но судя по всему, в 2004 году, информация была не настолько широко распространена. В предисловии к первому роману написанному Ианом в мире Малазана, “Night of Knives”, Стивен Эриксон даже отметил, что эта книга – не фанфик, а полноценный малазанский роман. И что вся серия – это диалог между двумя авторами, который нам удалось подслушать.

Но, несмотря на все заверения Стивена, о том, что Эсслмонт – писатель не хуже его уровня, книга довольно слаба. Попробуем разобраться, почему.

Итак, роман повествует о очень важной теме для всех фанатов Малазана – о последнем дне (вернее, ночи) правления Императора Келланведа. Все кто прочитал вторую книгу цикла (которая, к счастью переведена на русский), знают, что с ним и его партнером – Танцором, будет дальше. И вот тут случается первый прокол, который неизбежен, если в деле участвуют две творческие личности. Танцор и Келланвед Эсслмонта, немало отличаются от самих себя в книгах Эриксона. Можно, конечно, сказать, что так на них повлияла их судьба – но факт остается фактом.

Не особо лучше дела обстоят и с главными персонажами романа: ветераном Темпером, и юной девушкой Киской. В отличие от Эриксона, который знает, сколько требуется сказать, даже при своих многочисленных недоговорках, Эсслмонт не особо старается обрисовать персонажей – в итоге большую часть книги они не вызывают никаких чувств.

Темпер – обычный солдат-ветеран. Конечно же, со страшной тайной, которую он носит внутри, и которая его бесконечно мучит. Большую часть времени, мотивации в его поступках не наблюдается, кроме разве что, скрытого желания помереть, которое свойственно немалому количеству книжных героев.

Киска – девушка с магическими способностями, правда, нетренированными. Собственно, ее мотивация проста – добиться себе места в Когтях (организация правительственных ассассинов). Еще у нее есть владение гипнозом. Правда, автор об этом не говорит, но оно есть. Ей постоянно кто-то приказывает сидеть на месте/не следовать за ним/идти домой. На что она просто говорит “Нет, я пойду туда/c вами”. Талант. Ах да, и скрытое желание помереть. Потому, что она, как и Темпер не сидит дома в ночь, в которую на свободе бродят демоны и призраки. Не он одни впрочем.

По острову (а действие у нас происходит на острове Малаз, давшем название империи, но давно уже превратившемся в захолустье) бродят толпы Когтей, тайных культистов Тени, какие-то бюрократы с телохранителями – и при этом Эсслмонт, имеет наглость заявлять, что улицы, мол, безлюдны. Впрочем, и должное отдать ему тоже стоит – остров продемонстрирован замечательно, атмосферу долгой, безнадежной ночи он нагнетает хорошо.

Похвалили и хватит. Потому что, несмотря на то, что персонажи довольно банальны, сеттинг и сюжет (довольно приличный, и тесно связан с Келланведом, что очень хорошо) работают в плюс, но на уровень романов Эриксона вытащить ее не могут.

Всему виной бедный язык автора. И нет, я не начал судить за отсутствие красивостей. Тут скорее стоит судить за их присутствие. Уж насколько Эриксон порой приближается к “лиловости”, Эсслмонт его далеко обходит. Через нагромождение слов, порой приходится пробиваться, забывая об атмосфере и картинах в воображении. Воистину, худший графоман – тот, который знает много слов.

И если бы только описания были плохи. Нет, такого счастья нам не дано. Чего стоит одна из битв, в которой поучаствовал Темпер ближе к концу книги, где он три раза подряд за один абзац – падал, глотал пыль, и перекатывался в сторону. И это не обобщение, это так написано. Воистину печально.

Резюме — когда автор не увлекается описаниями, книга все же читается быстро и выглядит довольно любопытно. Это не уровень Эриксона, но все же мне интересно, насколько автор улучшил свое мастерство в последующих книгах. Эта, к счастью, немного расстроила, но не отвратила от желания читать его дальше.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Иан К. Эсслемонт «Ночь Ножей»

Jadis, 1 сентября 2010 г. 18:58

Эсслемонта так и хочется назвать «Эриксон для начинающих». Мир тот же, сюжетных линий зато намного меньше, мало представителей всех этих нечеловеческих рас, в которых поначалу тяжело разобраться, даже более или менее объяснено, что такое Warren of Shadow. Воспринимается проще, чем «Сады Луны». Но при этом — читать было скучно. Иногда действие перетекает в какой-то банальный ужастик с гончими тени, разрывающими всех окружающих на части. Рассчитывала узнать в предыстории побольше о Келланведе, Дассеме, Ласене, а в итоге они очень мало появляются в книге. Дассем разве что присутствует во флешбеках, но все равно как персонаж выглядит невнятно. Тема морских всадников, показавшаяся довольно интересной, не раскрыта. В общем, надеюсь, что у Эсслемонта, как и у Эриксона, последующие книги удачнее первой.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Иан К. Эсслемонт «Возвращение Багровой Гвардии»

oman, 30 августа 2010 г. 16:23

По сравнению с Night Of Knives Эсслемонт значительно вырос во всех составляющих.

Язык стал читаемым ;-), полегчал ( в отличие от NoK который было просто не реально читать из-за корявых сложных фраз, не связанных слов и предложении)

Сюжет стал практически не провисать, появилась хорошая динамика, масштабность.

Появились попытки пошутить (Сержант Jumpy & Co), местами удачные.

Из сюжетных минусов — несколько не совсем понятных линий. Ну допустим понятно что линия Iron Bars будет продолжена в дальнейших книгах, но зачем вся эта чехарда с наследницей престола...

Так же, Книга Павших все-таки славится расставленными загадками и развешанными ружьями. Здесь же они слишком явны, либо в конце любезно разъясняются.

В целом получилась крепкая книга, наверное больше заслуживающая с моей стороны оценки 7, но давайте накинем за дебют, тем более в таком сложном мире.

Ну а про NoK забудем как о страшном сне. И ждем Stonewielder, там то нам должны рассказать и про новые континенты и, наверное, про меч Greymane'a.

Оценка: 8
⇑ Наверх