fantlab ru

Все отзывы на произведения Марцина Подлевского (Marcin Podlewski)

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Марцин Подлевский «Księga Zepsucia»

Нифонт, 29 января 20:14

Скриптор Марцин из линии крови Подлевских, могущественный Искривлённый, читателю ведом в первую очередь своим четверокнижием «Глубина», где под аллегорией Бледности славит благословенную Тьму. Теперь же он будто бы решил всерьёз написать о судьбах Тейи — но да остережётся читатель принять сей трактат за чистую монету! На деле Подлевский, в немалой эрудиции своей (а среди учёных эпиграфов его, помимо исторических хроник, переписки иерархов и авторитетных скриптов, таятся и запретные писания, и даже вовсе словеса мужей неведомых, возможно даже, несуществующих — чего стоят «маркиз де Сад» или «Олдос Хаксли») обратился к старой легенде о Земле, или Гее, с которой Тейя будто бы столкнулась незапамятные эры назад.

Обычная сказка, интересующая лишь немногих любителей старины, однако автор решил описать современную жизнь на «Земле», живописуя мир, где зло всё ещё не одержало безоговорочной победы над добром, и где — какая ересь! — не действует Прямой Закон! А ведь даже несмышлёным помётам ведомо, что любой из возможных миров существует согласно Прямому Закону, что сильное царит над слабым, а то, что пало, уже не восстанет. Однако именно это и происходит в «Книге порчи», ведь Маль-кольм Руд, или «Малькольм Рудецкий», Искривлённый и Прямой, погибает, чтобы восстать на Тейе, и не немёртвым, но могущественным Искривлённым! Да, страдания приводят к Искривлению, и мучительная смерть, оказывается, рождает мучительную силу — в этом таится глубокая мудрость, спасибо за науку и кару. Однако, вопреки явленной мудрости, писание Подлевского заставляет подозревать, что Скриптор стал из Скривлённого Сломленным, а то и вовсе принял проклятие Сияния! Вместе с собою Рудецкий тащит множество вздорных, абсолютно нереалистичных представлений и обозначающих их слов, таких как «дружба» (союз, не основанный на выгоде?..), «изнасилование» (подразумевается, будто с женщиной можно сходиться _без_ насилия?..) и тому подобных бредней. На первых порах даже кажется, будто сама благословенная Тьма не в силах угомонить безумца, своим существованием отрицающего Закон Тейи, и Скриптор будто ликует вместе со своим безрассудным персонажем!.. И всё же неспроста, неспроста его пришествие именуется «Порчей», и, два малых хрона (или четыре «года») спустя явив второй том, Подлевский показал: его замысел гораздо тоньше...

...Ладно, пошутили, и хватит — хоть и велик соблазн стилизовать весь отзыв, но обо всём таким манером не скажешь =D Вкратце: пан Подлевский всё ещё может. Первый том заставил было усомниться — был он хорош, но цеплял не сказать чтобы сильно; семёрочка, не более того. Но вот второй... о, видно, что второй писал всё-таки автор «Глубины». То, что в первом томе было более или менее линейным квестом «как выбраться из этого холерного дурдома», во втором перерастает в хитро закрученную драму, попытки использовать жанровую смекалку больно бьют по щам, Сумрак царит в душах и умах, потихоньку не выдерживающих таких испытаний, но всё-таки, хоть Тейя тверда, Малькольм упрямо пробивает путь к финалу... О, этот финал. Кто вытянул протагониста в другой мир, читателю становится ясно довольно скоро, ближе к концу это выясняет и он сам, но последняя пара глав... перо замирает, достаточно сказать, что Марцин Романыч снова дал стране угля. И даже, несмотря на явные ассоциации с «Глубиной» (на которую он даже сделал недвусмысленную отсылку!), не скатился в полный самоповтор, а выкрутился довольно хитрым образом. До этих двух глав и коды я честно не собирался ставить выше восьмёрки, но они меня вынудили =D

При том что начало не предвещало ну вообще. Главная черта характера персонажа — гнев, и хотя сразу ясно, что автор прописал её с неким стратегическим зачином, поначалу безрассудная импульсивность героя довольно сильно раздражает. А поскольку в этот раз он реально единственный протагонист, никаких вам множественных сюжетных линий, приходится терпеть. Но терпение всё-таки окупается. Это, безусловно, отнюдь не «Иные песни», с которыми тут сравнивает товарищ Пузий — скорее уж, отчасти, «Без надежды на искупление» Флетчера, природа сверхъестественных способностей довольно схожа... Но ещё больше — «Имаджика». С «Имаджикой» сходств тут реально порядком, только «Книга порчи» менее кислотна и камасутрова и более экзистенциально-угрюма (хотя всё-таки не беспросветна).

В общем, правильно я дождался выхода дилогии целиком, и спасибо доброму самаритянину, который помог разжиться файлом. Вполне годное тёмное фэнтези с жутковатым миром и неоднозначным, сильным финалом.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Марцин Подлевский «Глубина»

Нифонт, 8 ноября 2022 г. 13:53

В принципе, достаточно было бы сказать, что я выучил польский специально, чтобы дочитать этот цикл. Пан Дукай вот сподвигнуть не смог — ибо, по счастью, не пишет многотомных циклов, — а вот пан Подлевский своим подлым клиффхэнгером таки сумел. Что ж, я освоил język, осилил четыре кирпича — и остался зело доволен. Оно того стоило.

Но это был бы решительно и неприлично краткий отзыв, поэтому попробую сказать нечто большее, при этом не пряча девяносто процентов под спойлер, поскольку об этой истории крайне сложно толково говорить без спойлеров. Эта тетралогия полным-полна отсылок и реминисценций — но автор твёрдо следует правилу «мало украсть, нужно убить» и лепит из разнородных элементов нечто глубоко (или даже глубинно, хе-хе-хе) своё, так что иногда даже ловишь себя на мысли, что сравнение с классиками не всегда выходит на пользу классикам. Потому что чего точно не отнять у Марцина Романыча — он отлично умеет в планирование и композицию. Видно, что история заранее продумана от и до, включая структуру (в каждом томе три части по одиннадцать глав в каждой, без исключений), чеховские ружья (все полностью заряжены, иногда очень неприятными патронами, и ни у одного не сбит прицел) и персонажей (никто не забыт, ничто не забыто — разве что один хитрый старый агент пропал после второго тома, но свою роль он целиком отыграл, и дальнейшее вполне доступно экстраполяции). Нет вам ни ревизионистского опухания сиквелов (машем ручкой «Песням Эндимиона»), ни позволения персонажам закручивать сюжет так, что самому автору десятилетиями не распутать (да-да, Мартин, это мы уже тебе).

Что ещё из достоинств? Персонажи, которые в большинстве своём найдут, чем вас удивить — рано или поздно, так или иначе; первое впечатление здесь нередко бывает обманчивым (и вообще в мрачном мире далёкого будущего есть место только лжи, с надёжными рассказчиками тут большая напряжёнка). Роскошный сеттинг, где почти нет фоновых украшений — все мало-мальски значимые фантастические допущения серьёзно влияют на сюжет — и чья подлинная история составляет одну из главных интриг. И неуклонно возрастающий масштаб: уже на середине второго тома хватаешься за голову от творящейся лавкрафтианской дичи, а четвёртый том проводит нас через бездны поистине лиготтического мрака к, не побоюсь этого слова, почти по-стэплдоновски масштабной концовке. Концовке, после которой покидаешь Выжженную Галактику не в угнетённом, а в самом что ни на есть возвышенном состоянии духа.

Есть ли ложка дёгтя в этой бочке мёда? Конечно, есть. Надо признать, что кое-где дополнительное урезание могло бы пойти осётру на пользу — часть объёма нагнетает, например, любовь Подлевского демонстрировать одно событие с разных ракурсов, при этом целиком цитируя соответствующие реплики, подчас довольно длинные. Он — соглашусь с теми, кто об этом бурчит — чересчур часто ссылается на лазурное время при том, что всё равно никто не пользуется временем местным. (Зато учитывает гравитационное замедление времени, и в этом таки плюс. Наконец, всё-таки несколько диссонансным выглядит

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
периодическое вмешательство богов из машины — да, Энди, я это тебе; ты, конечно, няшка и всё такое, и я безумно рад, что в финале ты смогла осуществиться, но всё же временами ты действуешь очень уж нагло! Хотя за главу с преображениём «Тёмного Кристалла» спасибо, это было охрененно.
При желании можно, наверное, найти ещё поводы для придирок, но ладно уж. Достаточно сказать — «Глубина» не идеальна, но очень, очень добротна. Это было отличное путешествие, и однажды я ещё вернусь в этот сеттинг, чтобы познакомиться с рассказами. А пока отдохну — и «Книгу порчи» трогать пока не стану, ибо хорошо уяснил, насколько жестоко автор устраивает промежуточные финалы. Но вот когда он её закончит... прочту его следующий цикл непременно.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Марцин Подлевский «Прыгун»

Neradence, 6 августа 2022 г. 17:00

Добротная космоопера со всеми полагающимися жанру клише, темами и сюжетными вотэтоповоротами.

Всё начинается с локального представления капитана-неудачника, который умудряется дёшево купить хороший корабль с очень плохой историей, чтобы на нём лететь хоть куда-нибудь, предварительно собрав команду. Из таких же, надо отметить, специфичных кадров, как сам капитан. Но дальше, как обычно, что-то идёт не так, и события начинают происходить пачками, вытаскивая из забвения секреты: вот официальная власть проявляет нездоровый интерес к тому же сектору космоса, вот контрабандист что-то непонятное интригует, вот загадочная хакерша спасается от не менее загадочной секты, и все они оказываются в одном пространстве и времени. Попутно сталкиваясь с наследием истреблённых машин, узнавая, что официальная историческая версия всех событий далека от реальности и ещё что ушедшие в никуда инопланетяне, которые, к тому же, совершенно непонятны человеку и не осилили с человеком полноценный контакт, могут оказаться не так, чтобы ну прям очень далеко.

Всё сразу и побольше — автор обрушивает на читателя через осознание героев натурально просто бесконечный поток интриг и конфликтов.

При этом книга не очень равномерная: первые главы какие-то местами пресные, пересыпанные не очень понятными мне вульгаризмами (хотя, может, проблемы перевода?), зато потом внезапно всё закручивается и становится очень интересно, что там автор ещё придумал. Потом внезапно снова всё затормаживается, и несколько глав все носятся друг за другом по усеянному мусором космическому сектору, а автор от души, со вкусом и подробностями, описывает космические сражения со стрельбой из всего, что хотя бы гипотетически умеет это делать.

Мне вообще к концу этого казалось, что текст можно было бы слегка сократить. Если бы все участники убивались друг об друга не двести страниц, а, например, сто, было бы полегче. Как минимум, можно было выкинуть постоянную смену фокала и копирование одних и тех же сцен глазами разных персонажей — никак не могу понять этот приём.

Но в целом — очень даже хорошо.

В «Глубине» обширный мир с богато набросанным прошлым: тут реально всё, что душа желает — и война с иными, и война с другими ветвями человечества, и война с машинами, и технологические секты, и местечковая аристократия, и центральная власть, презирающая эту аристократию. Много описаний технологий, попытка систематизировать эти технологии и объяснить, термины в изобилии. Правдоподобность хромает, конечно, хотя автор определённо пытался обойти физические ограничения, ну или, по крайней мере, их упоминал. Для космооперы позволительно.

Ещё в романе вдоволь космических загадок, полтора десятка сюжетных линий, сложные и не совсем понятные с первого взгляда переплетения связей между персонажами; при этом всём далеко не все затронутые секреты прояснились к концу.

(На самом деле, кажется, ни один. Вся история с Напастью, машинами, Глубиной или Бледным королём запуталась в такой клубок, что вопросов стало только больше.)

Довершает весь этот коктейль богатый набор отсылок к популярным произведениям сходных жанра и тематики. Количество пасхалок исчисляется десятками.

Что несколько не понравилось лично мне: здесь многовато персонажей, и не столько по их количеству, это как раз на таком объёме текста терпимо и местами даже интересно, а в их личном раскрытии. Мне за рефлексией и личным миром следить неинтересно и потому — сложно, а раскрытия глобальных сюжетных веток здесь не довезли. Я бы предпочла ещё больше событий или предыстории мира и меньше переживаний о том, кто погиб в прошлом, кто погибнет в будущем и что механик думает про женщин. Что там про Млечный Путь, что там за оружие, которым его выжгли, хотя бы? А что такое психофизия, а с чем связана, а зачем, а как, а почему так вышло, что она внезапно вылезает в реальность, куда генетическое редактирование-то отвалилось, и вообще? А коты почему исчезли-то, это же удобное домашнее животное, да и с остальными что произошло?

(Хотя вообще за кота, как обычно, отдельный плюс, назвать кота Голодом — это прям хорошая ирония, мне нравится. В четыре утра каждый кот — Голод.)

Не исключаю, впрочем, что в дальнейших книгах серии есть ответы на эти вопросы, и что события там несколько ускорятся, потому что большинство персонажей уже раскрыты, и обширно представлять их больше не потребуется.

С удовольствием прочитала бы всю тетралогию, но, к сожалению, не владею польским, а в серии последующие тома, несмотря на то, что прошло уже два года, так и не вышли. С учётом такого большого перерыва, подозреваю, что издательство вообще решило отказаться от публикации остальных частей, и это очень, очень печально.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Марцин Подлевский «Прыгун»

Orin_Veliki, 24 декабря 2021 г. 22:25

Вот что происходит, когда дилетант берется писать монументальную космооперу.

Начнем с того что временные единицы используемые персонажами это время «лазури», столицы альянса. Жители пограничного герцогства измеряют время в лазурных годах. Свободные торговцы измеряют время в лазурных сутках. Бюрократы альянса используют лазурные часы. Флотские экипажи кораблей альянса ставят счетчики в лазурных минутах. Вам ещё не надоело слышать про лазурные единицы измерения? А ведь лазурные года, сутки и часы совпадают с земными на 99%. Каждый персонаж упоминает чертовы лазурные часы, будь он житель лазури(которому больше не в чем измерять время), путешественник альянса(у них тоже не существует других вариантов), жители приграничных герцогств(им то логичнее использовать местное время, но нет, только лазурные годы!). Нормальные люди так не говорят, они не проговаривают очевидные вещи(особенно при личном общении или в горячке боя, когда каждая лазурная секунда на счету), но автор решил выпендриваться, взять «стандартные годы» из «Дюны» но назвать их по своему.

И так тут со всем, либо переназваное заимствование у классиков, всунутое что бы было, либо амфорное нечто из собственных фантазий. В результате местное киберпространство(поток), генокомпьютеры, оружие и псионика превращается в магию, подстраивающуюся под нужды автора. Ударные волны летают в вакууме, астероиды притягивают корабли, перелеты занимают то дни, то часы, про задержку скорости света никто не слышал, вакуум конечно жидкий.

А ещё автор обожает менять расказчика(ими успели побыть наверное 30 персонажей) и повторять одну и туже сцену по 2-3 раза, как будто бегуны на эстафете передав палочку бегут вместе с товарищем ещё половину его дистанции. Ещё чуть чуть и эта книга превратиться в иллюстрацию клипового потребления.

В общем если вам зачем то захочется читать это — постарайтесь отключить мозг.

Оценка: 6
– [  15  ] +

Марцин Подлевский «Прыгун»

Manowar76, 6 ноября 2021 г. 14:02

У нас тут постАп-космоопера. Выжженная Галактика — не самое приятное место для обитания. Череда самых разнообразных войн (в том числе Машинная Война — полный аналог батлерианского джихада) привела человеческую цивилизацию к некоторому упадку. В центре Галактики Альянс имеет ещё какую-то власть, но на окраинах герцогства практически независимы (а это кивок в сторону «Академии» Азимова. Искины «кастрированы», поэтому астролокаторы крайне важны (привет Герберту номер два). Немаловажную роль играют местные паранормы, котором тоже можно найти аналогии в «Дюне».

В наличии генные модификации, интерфейс мозг-компьютер, прыжки через Глубину, артефакты Иных, Научный Клан, Орден Пустоты и целая куча сект: элохимы, поклонники тех самых исчезнувших Иных; постлюди-стрипсы, боготворящие Машины и технологии; Собрание, твердящее про единство душ; таинственная Ложа.

Битвй жизнью капитан набирает на пользующийся дурной славой корабль разношёрстную команду проблемных социопатов (а как иначе? Команды из адекватных заездолётчиков в космооперах по пальцам перечесть); на отдалённой планете местный принц, его хакерша и Контролёр Альянса становятся обладателями важного секрета.

Я насчитал примерно дюжину (!) сюжетных линий.

Помимо персонажей-людей, в романе отличная подборка искинов: неуклюжий шестирукий Аро, хлопочущая Тётка, суровая Мать, безупречный красавец Арсид.

Чем «Глубина» цепляет — тайной, важным атрибутом качественной приключенческой фантастики. Тайны есть у всех: у корабля «Чёрная лента», у его капитана, у каждого члена команды, у принца-инвалида, генохакерши, контролёра. Поймал себя на мысли, что впервые за долгое время пытаюсь предугадать повороты сюжета, и засыпая, думаю, что же за тайны все скрывают.

Последняя четверть романа напоминает развёрнутый фанфик по EVE Online или новеллизацию эпизода из любой Х4-игры типа Elite. Замусоренный сектор космоса и несколько групп кораблей, каждая со своими интересами, вступают в самую подробно описанную битву в истории космической фантастики. Страниц двести — манёвры, кружения, огневые контакты, облёт физических и энергетических препятствий. Громоздко, но любопытно.

Вселенной Выжженной Галактики самую малость не хватает сумашедшинки, как в космооперах Бэнкса, Райаниеми или Дукая, чтобы быть шедевром. Мир Подлевского похож на имперский разрушитель: огромная махина с триллионом деталек и деталюшечек, внушительная и крайне серьёзная.

Для поклонников жанра в романе запрятано множество пасхалок: от раскавыченного текста Space Oddity, пилота по фамилии Лем, планеты Терминус, компьютера Мать, классического диалога про «попробую и сделаю» из Звёздных Войн, до фразы Лукаса о том, что звук в вакууме не распространяется и легендарного слогана фильма «Чужой». Многое, наверняка, я не считал.

Точкой кристаллизации для миропостроения может быть всё, что угодно. Такое ощущение, что в «Прыгуне» такой точкой выступил экипаж корабля и особенности входа в Глубину. Некая кораблецентричность. Как будто изначально придуман экипаж, его функции и ограничения глубинного прыжка, а уж затем это обросло Выжженной Галактикой с фракциями и долгой историей войн.

Хочу отметить — толстые тома не люблю. Долго не решался начать «Глубину». К счастью, читается легко. Поначалу. Потом завяз и заканчивал уже на силе воли.

Монументальная космофантастика, написанная с уважением к классике жанра. Хочу и жду продолжения!

9(ОТЛИЧНО)

Оценка: 9
– [  5  ] +

Марцин Подлевский «Прыгун»

Ярослав Васильев, 22 сентября 2021 г. 13:40

Что интересно, постоянно жалуясь на нехватку «твёрдой научной фантастики» эту самую научную фантастику люди воспринимать не хотят, и потому она вынуждена маскироваться. Например, Марцин Подлевский свой роман «Глубина» продвигал космооперой, хотя это самая настоящая научная фантастика. И в серии «звёзды НФ» от Книги. Издательство АСТ книга очень даже к месту. В замечательном переводе Кирилла Плешкова.

Это далёкое будущее, Выжженная галактика. Был великий период экспансии, когда человек контролировал большую часть галактики. С тех пор прошла война с Чужими и война с собственным порождением – машинным разумом. Итог девять десятых галактики сожжено, в некоторых секторах разрушены даже звёзды. В целом упадок… но нам, чтобы оценить картину возможного научно-технического будущего, хватит.

Ибо это мир, где технологии путешествия в космосе тесно сплетены с информационными реками, где все обитаемые миры обмывает Поток – глобальная информационная сеть. Запрещена кирбогизация, но при этом уже с половыми клетками передаётся биомеханический зародыш интерфейса для связи с Потоком, без этого человек неполноценен. Оригинальная идея с генокомпьютерами, квантовые интеллектуальные системы, которые развиваются и растут по законам живых организмов. Много чего нового и интересного в виде идей и прогнозов, включая картину того, как сама история в сознании людей меняется под влиянием потока – прадеды воевали с машинами и Чужими, а сегодня есть сильнейшие секты, которые обожествляют давних врагов и переделывают себя под их подобие. Ну и конечно человек остаётся человеком, и здесь ему нужна сила и власть – а в этом мире это информация, когда она уникальна и неповторима.

В общем, в книге много интересных находок. Разве что хотя язык сочный и богатый, написано хорошо, читал я на удивление долго. Кусками, главами и порциями, осмысляя и переваривая. Разве что под конец пошло быстро. Но там уже и было больше не научная фантастика, а приключения.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Марцин Подлевский «Прыгун»

KroxmalA, 26 ноября 2020 г. 14:08

Небольшое скромное мнение по книге «Глубина. Прыгун» Подлевского.

Описывать саму книгу, давать тезисно содержание не буду. Эта информация присутствует во многих отзывах до моего. Напишу свои мысли и ощущения от произведения.

Действительно, очень многообещающее начало цикла, которое знакомит нас с главными героями произведения. По факту, их действительно немало и среди них очень много колоритных (по крайней мере в перспективе). Многие очень негативно отзывались о постоянных флешбеках в прошлое многочисленных героев, но, как по мне, именно в этом и состоит прелесть романа. Именно через флешбеки автор пытается нас знакомить с огромным миром. Такая схема не нова, и здесь она также прекрасно подана.

Опять же, взгляд на одно и то же событие глазами разных персонажей — это и плюс и минус книги. Когда это дозировано, то позволяет взглянуть на происходящее под несколько другим углом. Но, к моему великому сожалению, в финальном этапе с этип приемом большой перебор. Финальной битвы очень много, уже ждешь следующего события, какого-то развития ситуации, а в каждом описании от лица очередного персонажа ситуация продвигается на шажок).

Основной темой романа/цикла мне видится именно показ различных путей развития цивилизации: человек обычный, человек-машина, человек-продукт генной инженерии; причем пока это показано несколько схематично (хотя могу и ошибаться, и в дальнейших произведениях цикла автор предпочтет идти по пути экшена). Также намеками подана социальная составляющая мира, немножко намеками религиозные течения. Над физической составляющей происходящих процессов автор особо не заморачивался, эти процессы просто есть. Мне, честно говоря, в произведении не хватило именно изображения мира с этой стороны.

Скорее этот первый том является огромным прологом, правда по итогу которого появляется некий артефакт (назову его так). Насколько автор сможет раскрыть огромный потенциал идей (возможно идеи и вторичны, но для меня в данное произведение они очень органично вплетены) покажут дальнейшие части.

В итоге: замах очень большой, куча интересностей, необычных явлений, колоритных персонажей. Пока для меня это скорее 7 баллов, но продолжение читать буду обязательно.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Марцин Подлевский «Прыгун»

Deliann, 16 ноября 2020 г. 15:08

Далёкое будущее. Мир представляет собой Выжженную Вселенную. Люди, бороздя космос, успели и в ксеновойне поучаствовать, и с машинами поконфликтовать. Теперь, посреди этого апокалиптического бардака в антураже космооперного киберпанка, один капитан с пристрастием к алкоголю покупает корабль с очень темным прошлым и нанимает команду, прошлое которой ещё темнее. Они не сработаются, но вместе им предстоит выбраться из нескольких опасных переделок и попытаться завладеть чем-то очень важным для этого мира.

История не нова. При чтении постоянно возникали ассоциации то с Питером Гамильтоном, то с Фрэнком Гербертом, то с Джоном Лавом, то просто с расхожими штампами. И хотя Марцин Подлевский умело эти штампы комбинирует между собой, в результате чего выстраивается вполне любопытная и интересная история, есть два момента, которые сильно мешают наслаждаться происходящими событиями.

Первый момент заключается в преобладании раскрытия персонажей над раскрытием сюжета. Магистральный сюжет хоть и насчитывает множество острых моментов с перестрелками, тайными операциями и погонями, но что-то действительно важное предлагает читателю не так уж часто. Да, у Питера Гамильтона такое случается чуть ли не в каждой книге. Но там где Гамильтон упирает на кропотливое построение мира, Подлевский делает ставку на персонажей, и в моем случае она оказалась проигрышной. Персонажи недостаточно интересные. Они раскрыты хорошо, но их типажи слишком расхожие. При этом внимания персонажам уделено так много, что основной сюжет теряется на фоне.

Второй момент – это любовь автора к загадкам и клиффхенгерам. Большинство глав заканчивается на максимально интригующей ноте, большинство сюжетных линий имеют в запасе по нескольку тайн и тёмных пятен, все персонажи хранят скелеты в шкафах, в общем, готовьтесь погружаться в историю долго и обстоятельно. Ну и напороться на несколько клиффхангеров в финале и жить с этим в ожидании второго тома.

При этом книга то достаточно любопытная: мир будущего необычный, магистральный сюжет не вызывает отторжения, персонажи, пусть и вторичные, но не картонные. Автор всеми силами старался поддержать интерес к своей истории, и в итоге перестарался. В романе несколько сюжетных линий, несколько десятков персонажей, а значит, если начинать читать его сейчас, то необходимо быть готовым либо все важные детали запомнить, в крайнем случае – записать, либо перечитать роман к выходу продолжения. Так что я, видимо, вернусь к «Глубине» уже после выхода четвертого тома, чтобы погрузиться в историю полноценно.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Марцин Подлевский «Прыгун»

Hullam1, 23 сентября 2020 г. 14:38

Космическая постапокалиптическая ахронологическая опера прочитана... На мой субъективный взгляд автор перегрузил роман героями, которым не хочется сочувствовать. Вот вообще. Понятно, что герои как и положено имеют свои скелеты в шкафу, психически (или физически) надломлены, но...все их терзания оставляют меня равнодушным наблюдателем. Возможно, такова была задумка автора, что бы читатель проникся бездной времени отделяющего его от происходящих событий. Но от такого писательского хода желание читать пропадает, становится скучно. Вот команда корабля: капитан Грювальд, вот судовой врач, вот механик, вот навигатор вот... И? При всех своих недостатках не видно командной работы, взаимной эмпатии (кроме маньячных задвигов механика). Ладно, допустим, в команде Грюнвальда этому есть объяснение. А как быть с остальными? Да что там говорить... Человеческими взаимоотношениями нас не порадуют. Чтение отягощают постоянные флешбеки у абсолютно всех участников событий, да так, что к концу книги сложно понять, кто в каком времени действует и жив ли он до сих пор. Из хорошего: однозначно нетривиальный сюжет о выжженном космосе и погибших цивилизациях на всем протяжении Млечного пути. Оценка: читать стоит если вы очень внимательный к деталям любитель космооперы

Оценка: 5
– [  6  ] +

Марцин Подлевский «Прыгун»

Tbear, 20 сентября 2020 г. 14:48

Позволю пару рекомендаций, которые мне самому не помешали бы перед прочтением. Старайтесь сразу запоминать имена и образы героев. Автор так резко и без объяснений прыгает по событиям во времени, что не всегда сразу понятно о каком герое идет речь в текущий момент. Отсюда второй совет: для формирования целостной картины читать нужно не урывками или фоном, а обстоятельно и внимательно. Для себя эти особенности отношу к недостаткам произведения, не влияющим на оценку разумеется. В остальном только положительные эмоции.

Оценка: 8
– [  18  ] +

Марцин Подлевский «Прыгун»

Takeda13, 26 августа 2020 г. 13:14

Пока впечатления еще свежие

В далеком-далеком будущем, где есть только... Стоп, я вселенную перепутал.

Если вкратце — будущее у нас и вправду настолько далекое, что все, что было до войн с машинами и инопланетянами, которые сожгли Млечный путь к чертям собачьим и благополучно сдохли, здесь называется Средневековьем. По Выжженой галактике барражируют целых две группы поехавших кукухой постлюдей, а путешествие между звездами осуществляется через Глубину — гиперпространство курильщика, в котором летать можно исключительно в состоянии клинической смерти, иначе выйдете вы оттуда безумным лоботомитом.

На фоне всего этого праздника жизни капитан Миртон Грюнвальд (алкоголик с комплексом вины и просто хороший человек) со своим скелетом в шкафу покупает корабль со скелетом в шкафу и набирает экипаж, у каждого члена которого свой скелет в шкафу и отправляется в космос через сектор, в котором в вакууме крутится невероятное количество шкафов. Со скелетами. Что могло пойти не так?

Плюсы:

1) Несмотря на то, что первое впечатление о сеттинге по аннотации напоминает какой-то «Молот войны» на минималках — на самом деле он описан довольно подробно и содержит в себе довольно много интересных и просто зрелищных идей. Если вы читали Питера Гамильтона и Аластера Рейнольдса и вам они понравились — велика вероятность, что вам понравится и «Прыгун».

2) Сюжет держит интригу до последнего, заставляя вас с интересом следить за развитием событий, а динамика некоторых сцен — так это ваще отвал башки.

Минусы:

1) Персонажи. Во-первых — для книги такого объема их очень много. Скорее всего по первой вы постоянно будете путаться в именах, пытаясь разобраться, кто здесь кто. Во-вторых — даже центральные персонажи прописаны скорее функционально, чем глубоко и интересно. Несмотря на то, что у всех основных персонажей есть свой внутренний конфликт и довольно проработанная предыстория, им не хватает ярких черт характера и индивидуальности.

2) Топорная экспозиция. Ой, мама — а вот это действительно проблема, которая частично пересекается с пунктом первым. Автор постарался раскрыть как можно больше информации о мире, который он придумал, за максимально короткий промежуток времени — но по какой-то странной причине вся эта информация касается по большей части ТТХ кораблей, оборудования и технологий компьютеризации, а не, например, политического или культурного зоопарка, который раскрывается скорее мимоходом. Экспозиция здесь не прекращается до самого конца книги, иногда вылезая не только в авторском тексте, но и в диалогах персонажей и сценах, которые по замыслу должны быть динамичны.

3) Сюжет. Когда я сказал, что сюжет держит интригу до самой развязки, я не покривил душой, но виной тому не столько мастерство автора, сколько то, что любимый художественный прием Подлевского — это, видимо, клиффхенгер... Потому что абсолютно все главы заканчиваются на интригующем полуслове, и к развязке это доходит до абсурда.

Помимо этого, в книге такого маленького объема целых три основные сюжетные линии (не считая мелких побочных) — линия Грюнвальда и его экипажа, линия принца Натрия и линия хакера Керк Блум. И если первые две достаточно обстоятельные и пересекаются между собой довольно органично, то линия Керк нужна непонятно зачем, развивается исключительно роялями и какое-либо взаимодействие с первыми двумя у нее происходит только в развязке, о которой ниже.

4) Развязка. Я уже говорил, что любимый прием автора — это интригующий клиффхэнгер? Тогда вы сразу угадаете, чем заканчивается книга. Но не расстраивайтесь — вам успеют ответить на парочку вопросов. Правда, скорее всего — совсем не те, которые вы задавали...

Итог:

Объективная оценка — 5/10

Субъективная оценка — 9/10

Это не самая лучшая книга вообще, но в жанре космооперы вообще мало что выходит в последнее время, так что я прочел ее не без удовольствия.

Оценка: 5
– [  6  ] +

Марцин Подлевский «Прыгун»

majj-s, 17 августа 2020 г. 15:36

Место без места

Психофизия неизлечимая болезнь. Телекинез? Пиромания? Чтение мыслей? Представьте себе все все виды психических аномалий, слившиеся воедино. Психофизия должна исчезнуть из Выжженной Галактики, пусть даже для этого придется перебить всех заболевших.

Не люблю космической оперы. Рискуя вызвать недовольство поклонников «Звездных войн», скажу. Гоняться друг за другом по галактике, размахивать световыми мечами, бесконечно разыскивать потерянных родственников лишь за тем, чтобы найдя, убедиться, что он/она перешли на темную сторону силы (вместе бежать, попутно спасая мир, как вариант) — все это, может, и круто. Но тратить три часа своей жизни лишь за тем, чтобы в очередной раз убедиться: голливудские сценаристы думают, что сюжет — это его отсутствие. Нет, увольте.

Книжные космооперы мало отличаются от кино-, но необходимым и достаточным условием слушать было то, что аудиоверсию этой начитал Игорь Князев, а в его исполнении способна получить удовольствие даже от тех жанров и авторов, кого нипочем не возьму читать глазами. Кроме того, плох тот читатель, который нет, не «не мечтает стать писателем», этого добра и без нас хватает. Плох тот, кто не умеет научиться извлекать радость из самых неподходящих текстов. Этот оказался неподходящим только на первый взгляд.

Потому что новая польская фантастика продолжает удивлять разнообразием. К героическому Гжендовичу, фольклорному Майке, авантюрному Комуде, абсурдистскому Орбитовскому, киберпанковому Збешховскому, интеллекталу Дукаю сегодня добавляем Марцина Подлевского с его вариантом космической оперы. Казалось бы, трудно найти фантастический поджанр, менее испорченный интеллектом, но первая книга Подлевского из цикла «Глубина: Прыгун» умное и довольно сложно организованное чтение.

Да, в качестве строительных блоков автор использует готовые штампы жанра: капитан, потерявший прежнюю команду и судно, формирует новую; космический корабль с темной историей; члены команды, всякий со своей особенностью и тайной – можно перечислять долго. Но строит он из этих блоков оригинальное здание. Которое очаровывает, едва проходит первая оторопь от обилия персонажей и понятий, которые нужно усвоить.

Очень далекое будущее, настолько, что сегодняшний день воспринимается оттуда средневековьем. Человечество прошло период расцвета, нашло братьев по разуму, ввязалось сначала в ксеновойну (вы понимаете, это против других, хотя каким-то странным образом читателю предлагается сделать вывод, что это мы всех спасли и непонятно, за что на нас обиделись), потом в машинную войну — это со взбунтовавшимися умными вещами, по периферии поучаствовали нанотехнологии, потому наночастицам теперь большого доверия нет, а искусственные интеллекты кастрируются, по аналогии с волами и хряками — чтобы снизить природную агрессию.

И да, серия о Глубине популярна, «Прыгун» только начало, на сегодняшний день во вселенной Выжженной Галактики уже четыре тома

Оценка: 8
– [  30  ] +

Марцин Подлевский «Прыгун»

kvadratic, 26 июня 2020 г. 17:05

Вы знаете эту историю. Слышали, читали, видели на экране. Потрепанный жизнью, но еще не старый капитан набирает команду изгоев и отщепенцев с темным прошлым для выполнения задания, сулящего баснословные барыши. Капитан обязательно зависим от каких-нибудь психоактивных веществ, эта суровая дама — скорее всего, его первый помощник, а вот у вот этой хрупкой девушки (скорее всего навигатора) есть ужасный секрет, грозящий неприятностями вплоть до апокалипсиса. Сам корабль тоже не так-то прост и как минимум поучаствовал в военных действиях, как максимум — их сам спровоцировал. Задание, конечно, оборачивается полным хаосом, команда корабля залечивает душевные раны посредством индивидуальной и рупповой психотерапии, ну и спасает мир в конце. Давайте же посмотрим, что из этой схемы смог выжать Марцин Подлевский.

Будущее настолько далекое, что эра квантовой механики тут зовется средневековьем. Тут была Машинная война (сразу после Ксеновойны), но историю мира автор засунул в самую последнюю главу, так что до того остается только догадываться, что за космический киберпостапокалипсис тут творится и куда подевалась матушка-Земля. (Выжженная) галактика, астероиды, планеты — при написании автор опирался на существующие карты (ну, он так говорит, я не проверяла). Кто тут проживает? Элохимы, очень сильно перебравшие с геномодификациями; стрипсы — те, кто чересчур увлекся модификацией своего персоналя (а надо сказать, что еще на этапе зачатия зародыш оснащается персоналем — технобиологическим интерфейсом); биохакеры; ИИ, превосходящие человека; аристократ со странной болезнью; персонаж по фамилии Лем*; призраки; пилоты-садисты; несовершеннолетний адмирал, контрабандисты, сектанты и много кто еще. Когда в романе появился вампир, я даже не удивилась. Удивилась я, когда он оказался не вампиром, а просто бледным и тощим мужиком с длинными черными волосами. С другими разумными существами, Иными, человечество тоже сталкивалось и даже пыталось наладить контакт, но

тут абсурд сидел на абсурде (с)

в общем, не задалось взаимодействие. Иные в книге, впрочем, значительной роли не играют, возможно, потом покажут себя во всей красе.

Глубина — это местный вариант подпространства. Отличается от прочих выриантов он тем, что людям туда нельзя — в живом виде. Очевидным решением для путешествия сквозь Глубину становится... правильно, смерть пассажиров и команды (с последующим воскрешением), именуемая стазисом. Что-то в этом есть жуткое и будоражащее: идет обратный отсчет, а к венам по трубочкам приближается смертельная «белая плесень»... Бррр. Но как вы понимаете, если куда-то нельзя соваться (в живом виде) ни под каким предлогом, никто этого не делал и последствия этого скорее всего ужасны — главные герои именно туда и отправятся.

Но пока они стали обладателями особо ценного груза, за которым охотятся еще несколько групп персонажей. А груз мало того что ценный, так еще и очень опасный, если его активировать. Но как вы понимаете, если что-то нельзя включать ни под каким предлогом, главные герои...

Чего я не могу сказать о Марцине Подлевском, так это что он автор, решивший забить на проработку персонажей в угоду сюжету и экшну. Нет, автор решил каждому прописать мотивацию, и какие-нибудь характерные особенности, и флэшбэки из детства. Можете себе представить масштаб задачи, если учесть, что героев несколько десятков, все принадлежат к различным организациям/группировкам/командам и постоянно перетусовываются между собой, а на фоне всего этого происходят космические погони, перестрелки и прочие маневры. Возможно, кто-нибудь такое и провернул бы гармонично и не в ущерб сюжету, но Подлевский явно перестарался. Тут есть, например, один товарищ, который мерзкий жирдяй и насильник, но иногда он человек с прекрасной физической подготовкой и быстрой реакцией, а также защитник хрупких барышень. Также на него возложена функция комической разрядки сложных ситуаций и принятия тяжелых решений в экстренных ситуациях, а в детстве он был мечтателем и обожал читать бумажные(!) книги, а еще иногда зверски избивал этими книгами детей, которые их пытались отобрать. А сюжет тем временем можно вместить в одно (спойлерное) предложение.

Каждая глава заканчивается клифхэнгером, словно автор выкладывает свой текст по частям и ему жизненно необходимо удержать читателя до конца книги. Например, к девушке в постель забирается некто, и она кричит от ужаса! А дальше мы читаем несколько глав про других персонажей (причем каждая глава заканчивается прыжком в неизведанное, занесенным над героем клинком или пальцем, дрожащим на кнопке самоуничтожения), успеваем забыть и про девушку, и про ее внезапного гостя, и только сильно позже выясняется, что постельный нарушитель — это кот. А угадайте, чем заканчивается роман? Нет, не клифхэнгером! А несколькими клифхэнгерами, по одному для каждой группы персонажей.

Тем не менее роман обладает одним неоспоримым достоинством (хотя для кого как) — полным отсутствием курв в тексте! За что выражаю благодарность автору и переводчику.

*Кстати, автор говорит в послесловии, что невозможно прочитать Лема и не написать о космических кораблях. К счастью, это не так — представьте, если бы все читатели пана Станислава выдали по космооперному циклу романов.

Оценка: 6
– [  9  ] +

Марцин Подлевский «Księga Zepsucia. Tom 1»

Vladimir Puziy, 12 апреля 2020 г. 15:23

Поразительный случай: после масштабной космооперы с множеством сюжетных линий и фокальных персонажей Подлевский взялся за гримдарк в конвенции «Умирающей Земли», с одним-единственным главным героем, с одной же сюжетной линией -- и с совершенно иным способом подачи информации.

В «Глубине» герои знают базисные правила игры для мира, в котором они живут. Читатель знакомится с этими правилами постепенно, конечно же, -- а многое ему и так понятно из контекста. Как подчёркивает на авторских встречах сам Подлевский, с космооперой ему работать было проще: он мог обращаться к понятиям, о которых читатель имеет некое представление.

В случае с «Книгой порчи» мы попадаем в совершенно чуждый нам мир. Да-да, Подлевский использует приём, к которому так любят прибегать многочисленные русфантасты: «наши там». Вот только делает он это изящнее и осмысленнее.

Мир Малькольма Рудецкого -- тот, из которого его перебрасывает на Тею, -- это мир нашего будущего. Малькольм сидит в тюрьме за убийство трёх подростков, ворвавшихся к нему в дом, убивших беременную жену и изнасиловавших дочь. Собственно, на этом он их и застал -- и в ярости прикончил всех трёх. А теперь он обречён: в новом, тоталитарном государстве его преступление задним числом расценивается как политическое -- ведь отец одного из убитых стал губернатором.

Малькольм отправляется на электрический стул -- и оказывается в системе горных усыпальниц. Он подозревает, что его выдернули из заключения и отправили куда-то за Урал, чтобы губернатор смог сполна насладиться местью. Но нет -- он на Тее, в мире, который эоны назад полностью предался злу.

Звучит слегка абсурдно, однако Подлевский очень быстро демонстрирует, что за всем этим есть своя внутренняя логика. Его мир сложно устроен, однако информацию на читателя не вываливают скопом. Мы знакомимся со всем постепенно, следуем за героем, который сперва не понимает, о чём вообще говорят окружающие -- что это за Круги, Сумрак, приматы, Доминионы; откуда взялись здесь птицы без перьев и с кожистыми крыльями, лошади с будто бы ободранной шкурой, истекающие липкой гнилью деревья... Почему странная старуха, звавшая себя матушкой Гердой, набросилась на него и едва не убила? Почему она разговаривала с черепом, который вытащила из склепа -- и почему тот будто бы отвечал ей? Зачем нужно замкнуть некий Круг в Вороньей Башне, которая досталась Малькольму «в наследство», раз уж он, защищаясь, убил матушку Герду? Что за Блеск исказил меч, который теперь принадлежит ему? И как, блин, вообще отсюда выбраться?!

Чем дальше, тем понятнее становится картинка: сперва на уровне «ага, это слово означает вот что -- и вот как оно всё действует!» Здесь читатель найдёт сходство местами с «Иными песнями» Дукая, а местами с «Кланами Альфа-Луны» Дика, но по атмосфере это, пожалуй, в первую очередь «Книга Нового Солнца» Джина Вулфа и иллюстрации Уэйна Барлоу. Очень мрачно, крайне стрёмно, совершенно неясно, чего ждать на следующих страницах. Конец первого тома показывает, что довольно объёмный пролог с описанием мира будущего был дан не зря, -- но не помогает понять, куда собирается повернуть автор.

Книгу я проглотил буквально за несколько дней -- очень увлекательно и экзотично. Понял, что соскучился по историям с «ты попал в иной мир -- и вот теперь выгребай как хочешь» -- но историям, написанным по-взрослому, без игры в поддавки и без набившими оскомину пост-толкиновскими декорациями.

Что нужно помнить: это не эпик. Камера привязана к единственному герою, масштабный мир раскрывается исключительно через его точку зрения. Не ждите масштабных военных столкновений и так далее -- если они и будут, то дальше. Уровень натурализма пониже чем в «Вийоне» Комуды, но особо впечатлительным лучше не читать. С другой стороны, если вы любите книги с оригинальными магическими системами (вот как у Сандерсона) -- возьмите на заметку.

Пишу все эти советы, поскольку космоопера Марцина вот-вот выйдет на русском -- ну и у «Книги порчи» шансы на перевод, имхо, крайне велики. Переводчикам придётся попотеть над именами и названиями, но ничего сверхкритического там нет, думаю, справятся.

Оценка: 8
– [  22  ] +

Марцин Подлевский «Księga Zepsucia»

Vladimir Puziy, 4 мая 2019 г. 15:44

Поразительный случай: после масштабной космооперы с множеством сюжетных линий и фокальных персонажей Подлевский взялся за гримдарк в конвенции «Умирающей Земли», с одним-единственным главным героем, с одной же сюжетной линией -- и с совершенно иным способом подачи информации.

В «Глубине» герои знают базисные правила игры для мира, в котором они живут. Читатель знакомится с этими правилами постепенно, конечно же, -- а многое ему и так понятно из контекста. Как подчёркивает на авторских встречах сам Подлевский, с космооперой ему работать было проще: он мог обращаться к понятиям, о которых читатель имеет некое представление.

В случае с «Книгой порчи» мы попадаем в совершенно чуждый нам мир. Да-да, Подлевский использует приём, к которому так любят прибегать многочисленные русфантасты: «наши там». Вот только делает он это изящнее и осмысленнее.

Мир Малькольма Рудецкого -- тот, из которого его перебрасывает на Тею, -- это мир нашего будущего. Малькольм сидит в тюрьме за убийство трёх подростков, ворвавшихся к нему в дом, убивших беременную жену и изнасиловавших дочь. Собственно, на этом он их и застал -- и в ярости прикончил всех трёх. А теперь он обречён: в новом, тоталитарном государстве его преступление задним числом расценивается как политическое -- ведь отец одного из убитых стал губернатором.

Малькольм отправляется на электрический стул -- и оказывается в системе горных усыпальниц. Он подозревает, что его выдернули из заключения и отправили куда-то за Урал, чтобы губернатор смог сполна насладиться местью. Но нет -- он на Тее, в мире, который эоны назад полностью предался злу.

Звучит слегка абсурдно, однако Подлевский очень быстро демонстрирует, что за всем этим есть своя внутренняя логика. Его мир сложно устроен, однако информацию на читателя не вываливают скопом. Мы знакомимся со всем постепенно, следуем за героем, который сперва не понимает, о чём вообще говорят окружающие -- что это за Круги, Сумрак, приматы, Доминионы; откуда взялись здесь птицы без перьев и с кожистыми крыльями, лошади с будто бы ободранной шкурой, истекающие липкой гнилью деревья... Почему странная старуха, звавшая себя матушкой Гердой, набросилась на него и едва не убила? Почему она разговаривала с черепом, который вытащила из склепа -- и почему тот будто бы отвечал ей? Зачем нужно замкнуть некий Круг в Вороньей Башне, которая досталась Малькольму «в наследство», раз уж он, защищаясь, убил матушку Герду? Что за Блеск исказил меч, который теперь принадлежит ему? И как, блин, вообще отсюда выбраться?!

Чем дальше, тем понятнее становится картинка: сперва на уровне «ага, это слово означает вот что -- и вот как оно всё действует!» Здесь читатель найдёт сходство местами с «Иными песнями» Дукая, а местами с «Кланами Альфа-Луны» Дика, но по атмосфере это, пожалуй, в первую очередь «Книга Нового Солнца» Джина Вулфа и иллюстрации Уэйна Барлоу. Очень мрачно, крайне стрёмно, совершенно неясно, чего ждать на следующих страницах. Конец первого тома показывает, что довольно объёмный пролог с описанием мира будущего был дан не зря, -- но не помогает понять, куда собирается повернуть автор.

Книгу я проглотил буквально за несколько дней (и это при том, что как раз сейчас большую часть дня пишу, не отрываясь, собственную) -- очень увлекательно и экзотично. Понял, что соскучился по историям с «ты попал в иной мир -- и вот теперь выгребай как хочешь» -- но историям, написанным по-взрослому, без игры в поддавки и без набившими оскомину пост-толкиновскими декорациями.

Что нужно помнить: это не эпик. Камера привязана к единственному герою, масштабный мир раскрывается исключительно через его точку зрения. Не ждите масштабных военных столкновений и так далее -- если они и будут, то дальше. Уровень натурализма пониже чем в «Вийоне» Комуды, но особо впечатлительным лучше не читать. С другой стороны, если вы любите книги с оригинальными магическими системами (вот как у Сандерсона) -- возьмите на заметку.

Пишу все эти советы, поскольку космоопера Марцина в обозримом будущем на русском выйдет -- ну и у «Книги порчи» шансы на перевод, имхо, крайне велики. Переводчикам придётся попотеть над именами и названиями, но ничего сверхкритического там нет, думаю, справятся.

Оценка: нет
⇑ Наверх