fantlab ru

Эрик Фрэнк Рассел (Eric Frank Russell)

Эрик Фрэнк Рассел
Страна: Великобритания
Родился: 6 января 1905 г.
Умер: 28 февраля 1978 г.
Жанры:
Фантастика
95%
ещё >>

Английский писатель Эрик Фрэнк Рассел (1905-1978) – один из корифеев Золотого века фантастики, в течение почти трех десятков лет (с конца 30-х гг. до середины 1960-х гг.) творивший в жанре научной фантастики. Эрик родился 6 января 1905 года в Сэндхерсте (гр. Саррей, Англия). Его отец был военным, работал инструктором в военной академии, периодически переезжая по служебной надобности, и Эрик в детстве вместе с семьей провел несколько лет в Египте и Судане, а образование получил в частных школах. В колледже Рассел изучал химию, физику, кристаллографию, выучившись, в итоге на инженера. Впоследствии он работал оператором на телефонной станции, клерком в правительственном учреждении, техническим представителем Ливерпульской сталелитейной компании. Казалось бы, ему уготовано размеренное существование, спокойный и уравновешенный англичанин заводит семью – он женился на медсестре Эллен Вэн (Ellan When) в 1930 году, а в 1934 году у него родилась дочь Эрика. Но в середине 1930-х гг. Рассел становится одним из активистов Британского межпланетного общества, с которого началась связь Рассела с фэндомом и НФ; а с 1937 г. он — профессиональный писатель. Первый рассказ Рассела «Сага о Пеликане Уэсте» (1937) появилась не где-нибудь, а в кемпбелловском «Astounding Science Fiction», где он вскоре стал первым англичанином, регулярно публикующимся в американском (!) журнале. С самого начала писательской карьеры Рассел был активным последователем и проводником идей Ч.Форта, «пророка необъяснимого», одного из предтеч современной «палеоастронавтики» и уфологии. Занимаемый Расселом пост председателя национального отделения Международного фортеанского общества определенным образом повлиял на НФ творчество писателя. Его первый роман — «Зловещий барьер» (1939) — посвящен развитию главной идеи Ч.Форта: человечество есть «чья-то собственность», «домашние животные» в гигантском космическом «доме», управляемые невидимыми организмами-паразитами, подключившимися к нервной системе. Тот же сюжет использован в романе «Часовые Вселенной» [Sentinels from Space] (1951), а в «Алтаре страха» [Dreadful Sanctuary] (1948) Земля предстает как космический сумасшедший дом для лунатиков со всей Вселенной.

Во время Второй мировой войны, окончив радиокурсы в Лондоне, Расселл четыре года служил в Королевских Военно-воздушных силах (RAF), командовал передвижной радиостанцией в тылу армии генерала Паттона. Однако, красной нитью в его произведениях становится преодоление насилия власти и антивоенная тематика. Его хрестоматийный рассказ стар-трековской серии «Эл Стоу» (1941), героем которого выступает андроид с человеческими эмоциями, написан в стиле НФ с пародийно-сатирическим уклоном. После войны Рассел выпускает ряд антивоенных рассказов, в т.ч. «Конец долгой ночи» (1948) и «Я — ничто» (1952). В самой, пожалуй, известной его повести «И не осталось никого» (1951; другое название — «Загадка планеты гандов», названной в честь Махатмы Ганди), с присущим Расселу потрясающим юмором, показана политико-экономическая система, полностью основанная на сотрудничестве и доверии, а не на принуждении. Позже Рассел переделал повесть в антимилитаристский роман «The Great Explosion» (1962, премия Prometheus Hall of Fame Award 1985), в котором вооруженный флот Земной империи совершает инспекционную вылазку по планетам-колониям, где столетия назад укрылись «диссиденты»-нонконформисты, буддисты, последователи Ганди, нюдисты и т.п. Не чужда Расселу и сатира – как тут не отметить приключения межзвездного секретного агента, «укрощающего» целую планету (роман «Оса», 1957).

Учитывая то, что далеко не все романы писателя брызжут весельем (одни только названия чего стоят), самой популярной оказалась деятельность Рассела в области юмористических НФ-рассказов. “Эрик Фрэнк Рассел первый в списке моих любимых писателей — его произведения самые смешные из всех, когда-либо мной прочитанных” — это мнение о классике американской фантастики культового писателя современной Америки Джорджа P.P.Мартина. В одном из ранних рассказов Рассела, «Мана» (1937), развиваются идеи О.Стэплдона и П. Тейяра де Шардена — и предваряется финал романа К.Саймака «Город»: последний человек на Земле (по имени Омега) передает эволюционную эстафету муравьям; а в повести «Метаморф» (1942) — кибернетическим «наследникам». Повесть пропитана остроумными диалогами, независимыми, но сотрудничающими характерами, взаимодействием разновидностей. Как выразился один из героев Рассела, «Интеллект походит на леденец. Он имеет бесконечное разнообразие форм, размеров, и цветов, но никто из них менее притягателен чем другие». Фантазия Рассела в этом смысле безгранична: ангелоподобные инопланетяне представлены в «Дорогом дьяволе» (1950), иные боги и демоны — в рассказах «Дьявологика» (1955), «Единственное решение» (1956), где дана «естественно-научная» версия акта Творения, «Хобби» (1947), в котором Бог создает Вселенную просто с целью развлечься. Сатира на военную и правительственную бюрократию представлена в одном из лучших рассказов Рассела — «Абракадабре» (1955; «Хьюго»-56, другое название — «Аламагуса»); интересный пример внеземной жизни (вследствие замедленного по сравнению с земным метаболизма инопланетяне кажутся исследователям застывшими статуями) описан в рассказе «Неспешиты» (1955); в «Кресле забвения» (1941) преступник использует прибор, позволяющий перемещать сознание в тело жертвы, и сам становится жертвой своей хитрости.

За несколько лет до своей смерти по причинам, которые он не открывал ни друзьям, ни знакомым, ведущий английский писатель Эрик Расселл перестал писать. Он умер 28 февраля 1978 года. В 2000 году имя Эрика Фрэнка Рассела было занесено в списки Зала Славы Научной Фантастики и Фэнтези (Science Fiction and Fantasy Hall of Fame). Личный архив Эрика Рассела и полученная им премия «Хьюго» в настоящее время хранятся в библиотеке Ливерпульского Университета. Несмотря на то, что печатался Рассел довольно часто, и ему даже приходилось использовать псевдонимы (Уэбстер Крэйг, Дункан Мунро, Морис Хьюджи), поклонники писателя считают, что творчество Эрика до сих пор не оценено должным образом, называя его «Забытый Мастер».

Сайты и ссылки:

www.sfhub.ac.uk/EFR.htm (официальный сайт)

Похожие авторы:

Сортировка:

Эрик Фрэнк Рассел. Циклы произведений

  Марафон / Jay Score / Marathon  [= Эл Стоу; Эл Стор]  
7.41 (79)
-
1 отз.
7.57 (399)
-
11 отз.
7.00 (147)
-
4 отз.
7.06 (138)
-
2 отз.
7.17 (135)
-
2 отз.

Эрик Фрэнк Рассел. Романы

  1939 Зловещий барьер / Sinister Barrier  [= Миг возмездия; Расплата]  
7.70 (521)
-
28 отз.
  1948 Алтарь страха / Dreadful Sanctuary  [= Безумный мир]  
6.99 (130)
-
9 отз.
  1951 Часовые Вселенной / Sentinels From Space  [= Часовые Космоса; The Star Watchers]  
7.28 (161)
-
4 отз.
7.75 (115)
-
5 отз.
  1957 Оса / Wasp  [= Диверсант]  
8.11 (902)
-
58 отз.
  1958 Невидимый спаситель / The Space Willies  [= Ближайший родственник; Невидимый партнёр; Невидимка; Next of Kin]  
8.18 (597)
-
41 отз.
9.19 (16)
-
3 отз.
  1964 Против странного устройства / With a Strange Device  [= Взломщики мозгов; Неизвестное устройство; Похитители разума; Война с невидимым врагом; The Mindwarpers]  
7.16 (129)
-
7 отз.
  1995 Проект великого дня / Design for Great-Day // Соавтор: Алан Дин Фостер  
8.11 (9)
-

Эрик Фрэнк Рассел. Повести

  1937 Искатель будущего / Seeker of To-morrow // Соавтор: Лесли Дж. Джонсон  
6.60 (10)
-
1 отз.
  1942 Машинерия / Mechanistria  [= Путешествие на Механистрию]  
7.00 (147)
-
4 отз.
7.69 (134)
-
4 отз.
7.22 (186)
-
4 отз.
  1951 И не осталось никого… / …And Then There Were None  [= Загадка планеты Гандов; Тайное измерение (И не осталось никого); Упрямая планета]  
8.30 (682)
-
31 отз.
7.65 (106)
-
3 отз.
  1953 Армия пришла на Венеру / Sustained Pressure  [= The Army Comes to Venus]  
6.57 (7)
-
  1953 И послышался голос... / Somewhere a Voice  [= Армагеддон; Сквозь дремучий ад; И услышали остальное]  
8.29 (635)
-
22 отз.
7.51 (113)
-
4 отз.
  1956 Run, Little Men!  
7.00 (1)
-
  1956 Будничная работа / Legwork  [= Кружным путем]  
8.15 (457)
-
24 отз.
7.81 (148)
-
5 отз.
7.69 (120)
-
3 отз.

Эрик Фрэнк Рассел. Рассказы

8.50 (2)
-
  1937 Мана / Mana  
8.50 (2)
-
5.25 (4)
-
8.50 (2)
-
  1938 Egyptian Episode  
-
6.67 (3)
-
8.50 (2)
-
  1938 Импульс / Impulse  [= Импульсивность /A Matter of Instinct; The Man from the Morgue]  
7.09 (202)
-
4 отз.
  1938 Невидимка / Shadow Man  [= Invisible; Невидимый]  
7.00 (3)
-
-
8.50 (2)
-
8.50 (2)
-
  1940 Мы с моей тенью / Me and My Shadow  [= Голос тени; Голос тьмы]  
8.00 (774)
-
30 отз.
  1940 Я — шпион! / I, Spy!  [= Venturer of the Martian Mimics; Spiro]  
7.62 (34)
-
1 отз.
  1941 Кресло забвения / Seat of Oblivion  [= Электрический стул]  
7.39 (482)
-
14 отз.
  1941 Механическая мышь / The Mechanical Mice [под псевд. Maurice G. Hugi]  
7.14 (7)
-
8.00 (3)
-
  1941 Хомо сапиенс / Homo Saps [под псевд. Webster Craig]  
7.45 (80)
-
1 отз.
  1941 Эл Стоу / Jay Score  [= Пролог]  
7.57 (399)
-
11 отз.
6.75 (8)
-
1 отз.
6.71 (7)
-
1 отз.
6.62 (234)
-
6 отз.
  1943 Симбиотика / Symbiotica  [= Путешествие на Симбиотику]  
7.06 (138)
-
2 отз.
8.75 (4)
-
9.00 (3)
-
9.00 (3)
-
7.80 (117)
-
2 отз.
  1948 Конец долгой ночи / Late Night Final  [= Ночной мятеж]  
7.38 (210)
-
6 отз.
  1948 Мутант / Muten [под псевд. Duncan H. Munro]  
7.86 (7)
-
6.91 (479)
-
13 отз.
  1948 Перемещённое лицо / Displaced Person  [= Персона нон грата]  
7.18 (258)
-
7 отз.
8.50 (4)
-
7.37 (104)
-
3 отз.
  1949 Подарок дядюшки Джо / A Present from Joe  [= Подарок от Джо]  
7.44 (73)
-
3 отз.
8.29 (7)
-
  1950 Без прикрытия / Exposure  [= Разоблачение]  
7.84 (138)
-
4 отз.
  1950 Милый дьявол / Dear Devil  [= Дорогое чудовище]  
8.10 (281)
-
10 отз.
8.67 (3)
-
8.75 (4)
-
  1950 Поворот на 180° / U-Turn  [= Разворот на 180°] [под псевд. Duncan H. Munro]  
7.42 (194)
-
2 отз.
8.75 (4)
-
8.67 (6)
-
  1951 Конец радуги / Rainbow's End  [= Afternoon of a Fahn]  
7.58 (116)
-
4 отз.
7.20 (5)
-
  1951 Пробный камень / Test Piece  [= Лакмусовая бумажка]  
7.94 (711)
-
23 отз.
  1951 Свидетельствую / The Witness  [= Свидетель]  
7.81 (710)
-
26 отз.
8.67 (3)
-
7.00 (68)
-
1 отз.
  1952 Dreamers of Mars  
9.00 (1)
-
  1952 The Big Dark  
9.00 (1)
-
7.54 (124)
-
6 отз.
9.50 (4)
-
8.25 (4)
-
  1952 Немного смазки / A Little Oil  [= Чуточку смазки]  
8.03 (403)
-
11 отз.
8.00 (4)
-
  1952 Чёрт подери! / Hell's Bells [под псевд. Duncan H. Munro]  
8.40 (5)
-
8.33 (9)
-
2 отз.
  1952 Я — ничтожество / I Am Nothing  [= Я — ничто]  
8.04 (181)
-
12 отз.
  1953 Бумеранг / Boomerang  [= A Great Deal of Power]  
7.16 (62)
-
2 отз.
7.60 (5)
-
  1953 На мой счёт / This One's on Me  [= Вы вели себя очень грубо; Продавец мутантов; Mutants for Sale]  
7.30 (520)
-
17 отз.
9.00 (3)
-
  1953 Постскриптум / P.S.  [= Postscript]  
8.67 (3)
-
  1954 Дверца / The Door  
9.00 (3)
-
9.67 (3)
-
6.75 (4)
-
8.67 (3)
-
8.25 (4)
-
8.67 (3)
-
9.67 (3)
-
  1955 Абракадабра / Allamagoosa  [= Алламагуса; Аламагуса; Алмагуса]  
8.47 (1354)
-
65 отз.
  1955 Гипнотика / Mesmerica  [= Путешествие на Гипнотику]  
7.17 (135)
-
2 отз.
8.67 (3)
-
7.70 (501)
-
12 отз.
  1955 Жажда любви / Heart's Desire  [= A Divvil With the Women]  
9.00 (4)
-
  1955 Неспешиты / The Waitabits  [= Копуши]  
8.00 (235)
-
9 отз.
7.16 (67)
-
3 отз.
  1955 Ниточка к сердцу / Tieline  [= Пуповина] [под псевд. Duncan H. Munro]  
7.66 (609)
-
21 отз.
8.33 (3)
-
  1955 Сидеть, бродяга, сидеть / Down Rover Down  [= The Case for Earth]  
8.50 (4)
-
  1956 Единственное решение / Sole Solution  [= Единственный выход]  
7.67 (385)
-
14 отз.
7.87 (15)
-
7.27 (272)
-
13 отз.
  1956 Необходимый вклад / Minor Ingredient [под псевд. Niall Wilde]  
7.90 (120)
-
3 отз.
8.50 (4)
-
7.55 (103)
-
2 отз.
8.00 (4)
-
  1957 И я вползу в твой шатёр… / Into Your Tent I'll Creep  [= Лучший друг человека; В твоё жилище я вползу; Я подползу к твоим ногам; Я заползу под ваш кров]  
7.42 (228)
-
14 отз.
9.00 (3)
-
7.53 (57)
-
1 отз.
8.67 (3)
-
9.00 (4)
-
7.93 (234)
-
9 отз.
  1959 Игра на выживание / Now Inhale  [= Ваш ход; Дышите... Не дышите]  
8.03 (311)
-
11 отз.
7.65 (129)
-
5 отз.
7.73 (133)
-
4 отз.
8.50 (4)
-
  1973 Вечное перераспределение / Eternal Rediffusion // Соавтор: Лесли Дж. Джонсон  
7.50 (4)
-

Эрик Фрэнк Рассел. Документальные произведения

-
  1966 The ABZ of Scouse [п.п. Linacre Lane]  
-

Эрик Фрэнк Рассел. Статьи

-
-
-
-
  1955 Asstronomy  
-
  1956 By a Thread  
-
-
6.24 (107)
-
2 отз.
6.56 (95)
-
1 отз.
  1957 Исчезновение «Уараты» / The Ship That Vanished  [= The Loss of the Waratah]  
7.33 (3)
-
7.00 (3)
-
6.75 (113)
-
3 отз.
6.27 (102)
-
1 отз.
7.33 (3)
-
7.33 (3)
-
6.33 (3)
-
8.00 (1)
-
  1959 Stargazers  
-
  1962 Introduction [Предисловие к сборнику Dark Tides]  
-

Эрик Фрэнк Рассел. Эссе

-
-
  1938 Candid Comments  
-
  1939 Over the Border  
-
-
-
-
-
  1947 Reading in Bath  
-
  1948 The Bronx Jeer  
-
-
-
  1952 They Write...  
-
  1953 Re Reprints  
-
-
  1954 Finagles Laws  
-
  1954 Post Scripts  
-
-
  1956 I Am Something  
-
  1956 Logic  
-
6.00 (1)
-
  1957 Загадка левитации / The Riddle of Levitation  [= The Mystery of Levitation]  
6.50 (4)
-
8.33 (3)
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-

Эрик Фрэнк Рассел. Сборники

  1954 Deep Space  
7.89 (9)
-
7.24 (58)
-
6.00 (1)
-
  1958 The Space Willies  [= Six Worlds Yonder]  
7.88 (17)
-
  1961 Far Stars  
7.77 (13)
-
  1962 Dark Tides  
7.40 (5)
-
8.06 (18)
-
7.50 (4)
-
7.64 (11)
-
7.93 (30)
-
1 отз.
7.67 (15)
-
8.00 (4)
-
-

Эрик Фрэнк Рассел. Прочие произведения

  1940 [letter] [Sweetness and Light, Spring 1940]  
-


  Формат рейтинга


  Библиографы

  • Составитель библиографии — ozor

  • Куратор библиографии — ozor



  • ⇑ Наверх