fantlab ru

Все отзывы на произведения Марины Комаровой

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Марина Комарова «Кобра клана Шенгай»

majj-s, 24 декабря 2023 г. 12:30

Что за прелесть эта змейка

«Моя личная подпись очертаниями напоминает кобру, приготовившуюся к нападению.»

Есть соблазн причислить книгу Марины Комаровой к бояръ-аниме: магия, попаданка в тело юной квази-японки, кланы. Однако не меньше здесь от академического романа: героиня и ее подруги учатся в школе боевой магии Годзэн, дружат и враждуют со школой Токугава, есть и персональный оммаж Гарри Поттеру — Аска змееуст, а первое проявление ее дара такая же неожиданность для нее самой и так же шокирует окружающих, как в случае с мальчиком-волшебником.

Остановлюсь на том, что «Кобра Аска из клана змей» очень недурной мультижанровый коктейль. Да и нет необходимость определяться с точностью до миллиметра в жанровой принадлежности, когда написано хорошо, читается с удовольствием, героиня обаятельна, мотивации ее поступков ясны и вызывают сочувствие (выжить, овладеть рёку, восстановить былое величие клана Шенгай). Попутно не потеряв себя, даже в общении с богиней, а это важный опыт, близость к большой власти ломает и сминает самость покруче бед, несчастий и прочих испытаний.

Впрочем, последних на долю героини выпадет с избытком, едва осознав себя в теле девицы Аски, совершенно ничего не зная о мире, куда попала, она лишилась и собственных воспоминаний. Смутно брезжит, что в прежнем мире умерла и что физические кондиции нового тела много лучше, чем у прежнего, но что с ним было не так: инвалидность, просто слабость — не удается ухватить. Да и не нужно теперь забивать голову бесполезными воспоминаниями.

Аска не рефлексирует, не впадает в депрессию от невозможности вспомнить, кем была до появления здесь, она тотчас принимается действовать. Радуясь возможностям, которые дает это новое тренированное тело, стремясь в совершенстве овладеть магическими навыками прежней его хозяйки. И то сказать, события развиваются стремительно, швыряя героиню из огня, да в полымя, и времени на раздумья у нее не то, чтобы много. Обаятельная деталь — впервые осознав себя в новой реальности, героиня думает об окружающих как об «азиатах», что одновременно определяет ее глубинное самосознание как условно европейское и несколько дистанцирует от заквашенной на дорамах япономании.

Написано бодро увлекательно, вся история представляет собой череду квестов, которые Аска проходит практически непрерывно. Боевые задачи, учебные, социальные взаимодействия с необходимостью участвовать в застарелом противостоянии с харизматичной ученицей из враждебного клана. Плетунья, наконец — сколько понимаю. это синтоистская богиня, избравшая девушку для особого покровительства, как Афина опекала Одиссея, к примеру, а Афродита Париса (много радости обоим это не принесло, как тут не вспомнить «минуй нас, пуще всех печалей, и барский гнев, и барская любовь»).

В целом читабельно, но характеры и ситуации клишированые и псевдояпонский сеттинг должным образом не проработан. Из огромного многообразия ёкаев на роли всех мифических чудовищ остались цуми (которые в традиционной японской мифологии чаще не персонифицируются). Комарова мастеровита и пишет лучше многих из тех, кто отмечен литературными премиями, но история не цепляет, не заставляет думать о том, что будет с героиней дальше.

Очень хорошо для фанфика, однако потенциал у авторки куда серьезнее.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Марина Комарова, Дана Арнаутова «Огонь в твоём сердце»

Северина, 22 декабря 2023 г. 09:31

«Ворожея бессмертного ярла» (или «Огонь в твоём сердце») — это тот приятный во всех отношениях случай, когда средняя оценка на fantlab полностью совпадает с моим собственным мнением о книге. Ставлю свои пять полновесных баллов из 10 за грамотный русский язык, за мягкий певучий стиль изложения, за придуманный мир с необычными героями. Страстные любовные сцены заслуживают всей «десятки» — всё подано ярко, откровенно и, одновременно, нежно и деликатно.

К слову, автору и в других произведениях удавалось красиво преподнести интимные страсти, в том числе в нестандартных союзах.

Красотка-ворожея и живой бессмертный мертвец — тоже донельзя странная парочка.

Людей в романе почти нет, действуют чародеи, боги, призраки и всякая нечисть, добрая и не очень. Буйство стихий, немного приключений, взаимонедопонимание у главных героев. Боги со скуки развлекают себя наблюдением за людишками, подсылая к ним разного рода вредителей.

В целом, роман малоинтересен, и лишь эротическая тема в нём хороша.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Марина Комарова «Сахарный череп»

bbg, 17 сентября 2022 г. 15:09

Этот маленький роман читается хорошо.

Хорошо, если отрезать у него немножко текста в начале и немножко текста в конце. Поскольку в этих кусочках количество сущностей в частности и богов вообще зашкаливает. Довольно трудно пробиваться сквозь Шибальбу, все это советы Смерти, через препоны из страшных существ и прочее. Хотя и там есть нечто интересное, и это те демоны (или кто они там, подчинённые бога дождя), которые радостно опрокидывают горшки с водой и выливают её на землю. Это красивая концепция.

Вообще, я, конечно, пристрастен. Поскольку не люблю не только богов, но и любую религиозную мифологию, что, впрочем, одно и то же.

Только прошу не считать, что я ругаюсь. Я, на самом деле, жалуюсь на собственные недостатки:)) Потому что настолько плотный, насыщенный образностью текст встречал ранее только у Акетерины Насуты. Кто помнит рассказы «Разум победит» и «Дом железного лосося», тот меня поймёт. Конечно, «Череп...» не такой холодный, и это спасает дело.

Как я уже написал ранее, текст читается хорошо, пусть меня и царапнуло несколько финалом. Конечно, это во мне вопит от обиды мужской шовинизм.

Автору всяческой удачи.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Марина Комарова «Практика на Лысой горе»

Ярослав Васильев, 2 мая 2020 г. 23:47

Так вышло, что жанр «академок» в фэнтези – это сравнительно позднее явление. Хотя разнообразные волшебные учебные заведения в романах присутствовали давно, идея сделать центром повествования фэнтези-истории именно учебный процесс популярность набрало именно с саги Роулинг о мальчике-волшебнике. Потом к идее прилепился любовный роман… И это довольно сурово определило направление дальнейшего развития. Не только эльфы, гномы, гоблины как почти обязательное окружение 9вампиров добавим, но они забрели просто как популярный персонаж – никто не звал, сами прилипли), но и внимание ректора, и бедную затюканную героиню (или героя), который/ая в итоге всем покажет. Эдакая Золушка на феминистский лад.

В русскоязычной литературе шаблон академок усугубился сразу двумя вещами. Влиянием Громыко, как создателя совершенно оригинального направления академок, и как ни удивительно влиянием обычной прозы: истории про студентов или школьников в России одна из любимейших тем, и на этом поле работали гениальнейшие мастера прозы. Но в итоге на последователей этот литературный массив лёг тяжким грузом, закрыв любые оригинальные дороги. Тут с сюжетом бы разобраться, на интересный и необычный мир сил уже не остаётся.

И тем интереснее читать роман «Практика на Лысой горе» Марины Комаровой. Для начала при том, что это одна из давних работ той эпохи, когда штампы жанра ещё не успели приесться читателю – тех самых штампов в книге и нет. И студентка Дина отнюдь не горит желанием разжигать любовь красавца-преподавателя, пусть её к этому судьба и толкает. Зато преподаватель господин Чугайстрин будет её обихаживать… у него на это свои причины, но строго не нарушая устава учебного заведения. Монстр, от которого преподаватель спасает свою студентку в общем не то чтобы монстр и не совсем монстр, а очень обаятельное, но при этом весьма страшноватое (по характеру) создание. Зато девушке он нравится – и это не обсуждается ни с автором, ни с преподавателями.

А уж за ректором волочиться не советуется вообще никому. Ибо тут скрыт ну наиглавнейший и наипривлекательнейший драгоценный камень книги. Ректором здесь сам Вий-Совяцкий. Тот самый Вий, вы угадали. Секретарём у него Хвеся Харлампиевна, персонаж украинских сказок, а хозяйством заведует целый чёрт, но не просто чёрт – а из Малороссии. Ибо книга – это мир и кладезь нечисти Карпатской и Малороссийской, уникальной, единственной и неповторимой. В смысле и нечисть неповторима, и книга уникальна. Во всём. От того, кто в ней живёт – и чем всё закончится.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Марина Комарова «София слышит зеркала»

Ярослав Васильев, 30 сентября 2019 г. 11:05

Так получилось, что открыв для массового читателя целое направление фантастической литературы — фентези (а до них, хотя и писали многие, тот же Говард, многочисленных подражателей это направление так и не породило), Джон Рональд Руэл Толкин и Клайв Стейплз Льюис сами того не желая довольно жёстко определили направление дальнейшего развития фентези. Сказочные миры на основе англосаксонской мифологии девятнадцатого века с точечными вкраплениями скандинавской и ирландской. Эльфы, гномы, гоблины. Фентези развивалось и ветвилось, появлялись более поздние поджанры вроде городского фентези, но основа оставалась прежней.

В русской фентези-литературе это влияние оказалось намного сильнее, ибо к нам жанр «взрослой сказки» пришёл из Европы и США уже полностью сформировавшимся. И наши писатели радостно принялись копировать чужие формы. Более или менее талантливо, но всё равно по чужим лекалам. Отдельные прорывные работы вроде «Волкодава» Семёновой можно не считать, поскольку совершенно оригинальный местный антураж и колорит в первую очередь самим автором воспринимался как фон, но не центральный элемент. К тому же, долгое время, несмотря на вспышку интереса к фентези в славянском антураже, по части копирования англосаксонских первоисточников всё равно ничего особо не изменилось. Ну, обозвали вампира упырём, а эльфа заменили навьей или русалкой, и при этом полностью сохранили матрицу поведения — и что от этого переменилось кроме портрета?

Впрочем, в последнее время (к счастью) настроения переменились. Мы начали вспоминать, что кроме лубочного набора «от Кощея до лягушки» у нас есть огромное количество других сказочных персонажей. Что в нашей стране живут сотни народов, что у каждого и в каждой местности свои легенды, мифы, свои обитатели. Да и в Европе не стоит ограничиваться эльфами и троллями. Начали писать уже свои книги, отливая их по своим формам и вытачивая по своим лекалам. И Марина Комарова в этом была одна из первых. Её «Враг Хозяина штормов» — очень интересный шаг в настоящую скандинавскую мифологию, которая не ограничивается Одином и валькириями. «Практика на Лысой горе» — приглашение прогуляться по потустороннему миру Закарпатья и Гоголевской Малороссии. И вот теперь — «София слышит зеркала», которая приглашает нас прогуляться по обратной стороне немецкого Гамбурга, городу теней Шаттенштадту.

А место, надо сказать, примечательное. И вообще потусторонний мир Германии оказывается весьма разнообразным. Здесь можно встретить самые разные тени и отражения, злые, добрые и равнодушные. И поскольку тень зачастую похожа на оригинал весьма относительно, так и в Шаттенштадте отражения настоящих вещей оживают довольно причудливо, превращаясь в демонов-теней. И все покоряются Теневому Королю. Личности неординарной, властной, обаятельной и страшной одновременно. А ещё есть никсы, которые будут позловреднее наших русалок. Может встретиться и Кайзер Страшных Снов, повелевающий снами в тот миг, когда они обращаются в кошмар. Тоже милое создание, вот только работа у него сложная — доводить людей до холодного пота, потому и характер своеобразный. Да и других созданий много… Потому и в Гамбург из книги, и в Шаттенштадт невозможно не влюбиться. Погулять по узким улочкам старого города, вместе с Софией откусить кусочек вкусного брецеля — что-то вроде кренделя из слоёного теста.

Только много гулять нам и ей не дадут. Ведь София вместе со своей подругой не просто так приехала из далёкого южного Херсона. Давно-давно появились люди, которые умеют слышать зеркала и через них шагать в Зеркалье, прослойку между миром живых и миром теней. Дар может передаваться и по наследству, и случайным людям, и сразу нескольким… Как произошло когда-то с прабабкой Софии: единый дар передался и ей, и одновременно другому человеку. И это очень и очень удачно, поскольку теперь именно София сможет вылечить от редкого особого заболевания главу зеркальщиков Гамбурга, чей дед тоже унаследовал тот самый дар-на-двоих. Приехать, вылечить и уехать… Вот только дата путешествия в Гамбург ненароком совпала с Крампусианой. Этот полуязыческий праздник проходит 4-6 декабря. Веселое маскарадное шествие, когда на улицах появляется множество людей в звериных шкурах и страшных масках с рогами и клыками. Они увешаны цепями, бубенцами и всякими железками. Ряженые Крампусы пристают к прохожим, устраивают на улицах шум, неразбериху и всячески хулиганят. Никто и не помнит, что в эти дни исчезает граница настоящего и мнимого, оживают старинные страшные истории, которые Братья Гримм назвали просто сказками…

Честно говоря, книга мне понравилась именно Шаттенштадтом и зеркальем. Пусть герои вышли интересными, необычными. Неповторимыми — они всё равно уступают городу теней и отражений. И даже любовная линия скорее штрих и освещение, но не сама картина. А ещё непонятно, почему издательство засунуло книгу в серию «магический детектив», ибо детектива и расследования тут нет. Есть только загадка, скрытая в тенях Шаттенштадта.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Марина Комарова, Дана Арнаутова «Огонь в твоём сердце»

Ярослав Васильев, 30 сентября 2019 г. 11:00

В неверный час тебя я встретил,

И избежать тебя не мог —

Нас рок одним клеймом отметил,

Одной погибели обрек.

И, не противясь древней силе,

Что нас к одной тоске вела,

Покорно обнажив тела,

Обряд любви мы сотворили.

Не верил в чудо смерти жрец,

И жертва тайны не страшилась,

И в кровь вино не претворилось

Во тьме кощунственных сердец.

Максимилиан Волошин

Если верить толковому словарю, то привычка — это поведение или образ действий, ставшие в нашей жизни обычными, постоянными. Безусловно, вещь полезная. Вот только до тех пор, пока мы этой привычкой управляем, пока помним, откуда она взялась. А не тогда, когда привычка скорее ведёт нас, диктуя хорошее и плохое: важен становится не столько результат, сколько сам процесс. За примером далеко ходить не надо. Достаточно вспомнить парады физкультурников в тридцатых годах прошлого века. Гимн совершенству человеческого тела и возможностей, когда сотни атлетически сложенных парней шли по Красной площади в одних лишь трусах. Можно ли представить что-то подобное сейчас? Думаю, нет. Случись что-то подобное сегодня, оно вызовет ураган критики и негодования со всех сторон, в благородном негодовании сойдутся и бабушки и молодой офисный планктон (впрочем, последний заодно сделает селфи, даже если сам на фоне стройных гимнастов будет как корова на катке).

Такие откровенно ханжеские, пуританские нормы вошли не так уж давно. Но вошли очень и очень прочно. С замиранием мы смотрели на невинные сцены той же «Греческой смоковницы» или «Голубой лагуны». Эротические фильмы. Но воспринимались они через призму порнографии. Результатом стало то, что сейчас, наклеив ярлыки «18+», мы перестали эротику и порнографию различать. Смакование сексуальных подробностей считается чуть ли не обязательным элементом современного романа. Закон по части детализации процесса, конечно, не нарушают, но смысл остаётся. Главное в подобных сценах — возбудить в читателе похоть, животную страсть совокупления. Смысл эротики как восторга совершенством мужчины и женщины по отдельности и как единого целого — потерян. Как потеряны и традиции эротики в нашей литературе. Без справочника вспоминается разве что Набоков. Или Иван Ефремов (то же «Лезвие бритвы») — но он уже последний, и во многом не понятый ни современниками, ни более поздними поколениями.

Собственно уже за возрождение вроде бы напрочь позабытой традиции среди новинок жанра фентези книгу Марины Комаровой и Даны Арнаутовой «Огонь в твоём сердце» (второе название «Ворожея бессмертного ярла») стоит отметить особо. Очень красиво написанная история, продолжающая вроде бы угасшую традицию. Эдакий гимн красоте и совершенству человеческого тела. Каждая эротическая сцена (а их много, и достаточно подробно написанных) — восхищение единству двух сторон человека: мужчины и женщины. Без тени того тёмного начала, на котором паразитирует порнография. Не похоть — а светлый восторг красотой. Возрождение древней легенды о Цирцее: мужчина, который сумеет удержать в себе животное при виде красивой женщины, станет подобен богу. Не сумеет — станет свиньёй. Это, к слову очень необычно показано как раз именно через интимные сцены. Вроде бы грубый и резкий ярл Фьялбъёрн, который давит своей властностью и желанием — никогда не перейдёт незримую грань, за которой сломает волю женщины ради своего минутного «хочу» и минутного удовольствия. А вот Повелитель Холода Янсрунд, несмотря на свою обольстительность божества, никогда со своим соперником сравниться не сможет — поскольку не готов отступить.

На этом, наверное, разговор о романе можно и закончить. Своё почётное место на книжной полке он уже завоевал. Мы окунулись в ледяные воды северного моря, мы вместе я Йантой Огнецвет сплетались в нежной истоме и таяли в объятиях Фьялбъёрна, бессмертного ярла живого корабля. Нас коснулся, но всё равно отступил холод Владыки Севера и Пустота, которую призвал мятежный водяной-веденхальти. Можно было бы.. Если бы роман не напоминал ту самую морскую пучину, которую бороздит «Гордый линорм». Бездонную, наполненную течениями, разную от глубины к глубине.

Эротика, любовные игры и красивые герои лишь самый верхний слой. Тот самый, что пронизан солнцем, полон живительного планктона и ярких тропических рыбок. А если заглянуть поглубже? Туда, где бесформенными осьминогами готовы оплести кошмары страха и неуверенности. Хищными акулами стремительно рассекают воды сознания жадность и алчность. Свои и чужие. Камнем на дно тянут обиды и боль прошлого. И непонятно, что страшнее. Свой ли страх и своя жадность — или чужая?

Привычка — это поведение или образ действий, ставшие в нашей жизни обычными, постоянными. С ней легко и удобно. С ней не надо каждый раз задумываться, как поступить. Как отличить хорошего от плохого, доброе от злого. Вот он, враг: жадный, эгоистичный. Готовый думать лишь о себе. Вот он друг, честный, преданный, торопится отдать себя другу до последней капли крови. Привычка? Да, в жизни нет чёрного и белого, многим поступкам можно найти объяснение, увидеть их под другим углом. И иногда плохой поступок может обернуться добром, а хороший злом. Мы тоже привыкли рассуждать и такими категориями, гордимся, что наш взор не схлопнулся до двух цветов. Привыкли… и потому перестали думать и видеть мир настоящим. Привычно укладываем мир если не в чёрно-белые, то в разнообразную гамму и оттенки серого: от серого-почти-чёрного до серого-почти-белого.

Таковы Йанта Огнецвет и Фьялбъёрн. Ведь они тоже люди. Со своими привычками и грузом прошлого. Таковы даже боги. Именно привычка толкает Йанту в объятия Фьялбъёрна, а его заставляет принять дар судьбы. Вот только оба оказались слишком живыми, чтобы застыть в мёртвой картине неподвижного привычного всем мира. Огонь и море встретились, чтобы взорваться с шипением и фонтанами пара от падающей в ледяную солёную воду лавы горячего вулкана. Переписать судьбу свою и мира, на привычное «так должно» ответить «предначертанного нет». Придётся совершить невозможное — обмануть и Пустоту, и Владыку Холода и смерть, что всесильна даже над богами. А ещё перешагнуть через свои привычки, в которые мы прячемся как улитка в свой панцирь.

А нам остаётся тихонько перелистнуть последнюю страницу книги. Насладиться написанным. И задуматься. Над своими привычками.

Оценка: нет
– [  7  ] +

Марина Комарова «Враг хозяина штормов»

Пушок, 18 ноября 2018 г. 17:27

Купил недавно бумажную книгу с полки распродажи. Прочитал — и восхитился, какая же жемчужина попала мне в руки. Эта книга словно вернула меня лет десять тому назад, когда я зачитывался бесконечным циклом про Упорядоченное Ника Перумова и усердно смаковал книги пана Анджея. Впрочем, оный роман вполне мог бы прийтись мне и чуть ранее, когда я «болел» Толкином и Семёновой (впрочем, книги Профессора я и сейчас порою люблю посмаковать долгими зимними и осенними вечерами, они словно светлы мёд, прогоняющий хандру ).

В общем, перед нами подлинный яхонт — высокое фэнэзи, не просто настоенное а древних мифах, но и плоть от плоти их. Это сказ, говорящий со своим читателем голосам холодных морских волн, древних замшелых камней и суровых ледяных пустынь. Впрочем, и лесам, и людям, не говоря уж о нелюди, место там тоже найдётся.

Это история квеста, история поиска. Некий мститель идёт к цитадели местного владыки зла районного (пока что) масштаба. А по пути он ввязывается в разные дела из мира живых и духов. Всё это густо нафаршировано суровым духом германской и скандинавской мифологии. Сам главный , Оларс Глемт, наделённый даром (по сути очень и очень тяжёлым, чуть ли не проклятым) общения с мертвыми, чем то напоминает нам пеховского стража. Точнее, каким бы Людвиг мог быть лет так за восемьсот до. Местами вспоминаются чудесные «Верные враги» Ольги Громыко, но всёж базис тут один — Миф. Древний, суровый и жестокий. И сама книга порою кажется вырезанной изо льда.

Да, нет тут долгих и великих странствий и свершений (многое осталось т.с. за кадром). Нет долгого плетения кружев сюжета. Но героям этой саги не нужна тонкая рапира, они более привычны с секирам... Лирика в книге тоже есть, и очень неплохая.

эх... Лёд и рябина...

Какая хорошая книга то получилась. И с какой красиво выраженной мыслью о единстве в финале. А финал... Он вполне в духе древних мифов. Всё так и должно.

Но как бы мне хотелось прочитать однажды продолжение этой чудесной книги!

+ Огромная благодарность Автору за подаренные чудесные минуты. Причём не только мне одному. Уже несколько человек высказались то очень надеются на продолжение истории о доблестном Посреднике из славного рода Глемтов.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Марина Комарова «София слышит зеркала»

Spellcaster, 12 августа 2018 г. 10:45

Не стоило обольщаться высокой оценкой и ожидать многого от книги, выпущенной в этой серии. Очевидные плюсы перечислила IVOLGinA. Скажу о минусах.

Скомкано, сумбурно. Создалось впечатление, что история автору приснилась, и, проснувшись, она торопится пересказать свой сон, пока тот не выветрился. В результате, повествование плохо переложено с образного на литературный язык. История перескакивает с одного незаконченного эскиза на другой. Ей не хватает плавности, сюжету — передышек, характерам — глубины, миру — объема.

Итог: хороший черновик, но еще не готовая книга. Выпустили рано.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Марина Комарова «София слышит зеркала»

IVOLGinA, 11 февраля 2018 г. 17:32

Довольно необычная история. Ожидала, если честно, стандартного набора — влюбленная девушка, несколько красавчиков, между которыми надо выбрать, и все в таком духе. Но нет. О слышаших зеркала вообще читала первый раз, и идея автора мне очень понравилась. Как я поняла, большая часть книги замешана на немецких сказках. Тут и принцесса Шиповничек (Спящая красавица), и Крампус, и Санта и т.д. Любовная линия присутствует, но она не так ярко выражена. Детективчик слабоватый конечно, но все равно интересный.

Не скажу, что история прям сильно затягивает, что читаешь не отрываясь, но несомненно она стоит внимания. О прочтении не пожалела. Те, кто решат почитать, времени зря не потеряют.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Марина Комарова «Со змеем на плече»

ЭльНора, 21 ноября 2017 г. 20:43

В последнее время среди современных книг мне все чаще стали попадаться «книги-кактусы», причины несъедобности которых приходится объяснять. Вот и эта оказалась с колючками. Я постоянно теряла нить сюжета, у многих сцен была странная и сумбурная подача. Славянская мифология смешалась с авторской фантазией, а в итоге получилась каша. В тексте встречалось очень много имен и их производных, выдуманных названий народов, терминов. Героям не хотелось сопереживать, так как характеры и внутренний мир раскрыты плохо. Отдельные сценки в качестве микрорассказов читать было можно, но мысленно соединить их сложно, поэтому в целом роман произвел очень бредовое впечатление. Да и скучный он, три вечера книга исправно работала снотворным. Так и не поняла, почему ее издали в серии «Юмористической фантастики». Ни одной шутки не нашла.

Особо должна выделить кошмарный язык и стилистику. Если над книгой работал редактор, то этого не заметно, так как глаголы часто попадались в разных временах, «страдали» окончания и т.д. Например:

«Зайдя в дом, гость осматривал (настоящее время) все с каким-то особым интересом. Однако держался (настоящее время) скромно и старался не надоедать чрезмерным любопытством. Судя по разговору, Радистав был (прошедшее время) человеком начитанным и образованным...»

«Да уж. ВЫШЛО пафосно, но зато СООТВЕТСТВУЕТ моменту».

»...Что бы ни говорили, но глобус был сделан (прошедшее время) именно из такого бурштына. Присмотрелась (прошедшее время): среди танцующих огоньков ПРОНОСЯТСЯ (настоящее время), как сияющие звезды, принесенные Покойленко осколки».

«Сейчас змей больше меня раза в четыре, и это несколько напрягало. Нет, не потому, что это могло плохо кончиться или Шарик причинит мне вред.» (Лучше бы: «... Шарик мог причинить...»)

«Для меня оставалось загадкой, что служит опорой домам и причудливым храмам, которые не видел ни один из моих современников. СтраннЫЕ, непонятнЫЕ и такие чарующе-манящИЕ.» (Если домАМ и храмАМ, то логичнее писать страннЫМ, непонятнЫМ, манящИМ).

В общем, периодически мне попадались подобные перлы, при виде которых глаза подавали сигнал в мозг о том, что что-то тут не так, как-то коряво написано... Приходилось перечитывать и вникать в поисках занозы. Плюс ко всему не понравилась мне манера подачи, когда одно слово повторялось в следующем предложении авторской речи или в диалоге (словно персонаж переспрашивает). Язык автора в данной книге и так разнообразием не отличался, а тут такие акценты. Да и сами предложения коротковаты.

Эх... Не удалось ни посмеяться, ни поулыбаться, ни просто получить удовольствие от чтения.

Оценка: 2
– [  5  ] +

Марина Комарова «Лесничая для чародея»

Erliona, 3 мая 2017 г. 05:26

Общее впечатление от произведения никакое. Эмоций нет практически никаких. Миленько, но не впечатляет. Роман не раздражает, не цепляет. Вообще ничего. Что читала, что не читала.

Сюжет довольно вяленький, неожиданных поворотов нет, все предсказуемо и уныло.

Герои плоские, шаблонные, переживать за них не хочется. Не вижу я за ними личности и индивидуальности. Шаман еще ничего, а остальные совсем как картонка. Мне было трудно понять их поступки, мотивы прописаны слабо. Если только как двигатель сюжета.

Если бы не было длинных выходных, то я бы и не стала дочитывать. Честно признаюсь, что последнюю треть читала через абзац.

И хоть мой отзыв трудно назвать положительным, роман не раздражал и не вызывал отрицательных эмоций. Он просто никакой.

Оценка: 4
– [  4  ] +

Марина Комарова «Враг хозяина штормов»

Lunetta, 30 марта 2017 г. 21:16

Откровенно не понравилось.

Правда первые 100-200 стр. казалось, что это очень даже не плохая книга. Но нет, нет.

Здесь довольно сильное противоречие — довольно таки не плохой слог, для такого молодого автора, сюжет в общем-то тоже ..., но к концу книги, даже с середины, все портит абсолютно неадекватный герой.

Его реакции на окружающих..., создается впечатление, что он вспыльчивый самодур.

Итог таков — сюжет и слог на семерку, ГГ(да и вообще все герои книги) на 4-5. В среднем ставлю шесть.

Если бы не совершенное отсутствие характеров героев — была бы твердая семерка.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Марина Комарова «Ворысь»

sergej210477, 26 декабря 2016 г. 20:44

Отличный рассказ. Немного мистики, немного хоррора. Зато очень много хорошего этнического фольклора. В данном случае — финно-угорского. О основе сюжета предание, рассказанное журналисту старым пермяком. О таинственном исчезнувшем народе, известном у славян как чудь белоглазый.

И в России хватает экзотики: древние народы, духи и нечисть, мифология малых народов. И эту тему автор прекрасно обыграла.

Очень уютный, тёплый рассказ. Приём старый и многократно используемый многими писателями: создать контрастную картину. Метель, воющая за окном, тьма, чьё-то враждебное присутствие. И главные герои в тепле деревенской избы. И, конечно, рассказы и « предания старины глубокой». Действует безотказно. Читатель легко погружается в эту волшебную, сказочную атмосферу.

Приятный и интересный рассказ.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Марина Комарова «Враг хозяина штормов»

Kuznetsov_V_A, 23 ноября 2016 г. 12:19

АНАТОМИЯ МИФОТВОРЧЕСТВА

Враг Хозяина Штормов (роман)

Автор: Марина Комарова

Жанр: мифологическое фэнтези, тёмное фэнтези

Издательство: АСТ

Серия: Легенды героев и магии

Год издания: 2016

Похожие произведения: «Хроники Вардсстоуна» Джозефа Дилейни, «Ведьмак» («Последнее желание, «Меч предназначения») Анджея Сапковского, классическое фэнтези («Властелин Колец», «Волшебник Земноморья»)

Враг Хозяина штормов – это второй роман, который должен был выйти в серии «Тёмное фэнтези» от издательства «АСТ». Серия, увы, не пока заморожена, но «Враг Хозяина Штормов», хвала высшим силам и настойчивым редакторам, таки увидел свет.

Что же мы имеем под обложкой? А имеем мы довольно редкого в наших широтах зверя – мифологическое фэнтези в его чистом, рафинированном виде. Миф и мифотворчество являются в романе основными сюжетообразующими факторами – со всеми вытекающими отсюда плюсами и минусами. Среди пюсов, несомненно, стоит отметить блестящую стилизацию этих самых мифов. Сплетая в себе легендариум скандинавов, карело-финов и прибалтов, Марина Комарова погружает читателя в живой, многогранный мир с таким обилием деталей, что с непривычки может зарябить в глазах. Такое впечатление, что рассматриваешь панно-панораму, с огромным количеством сцен и фигур на полотне колоссального размера. Эффект от масштаба усиливается прекрасной авторской подачей и отточенным стилем. Пани Комарова к русскому языку относится с любовью и трепетом и это весьма радует.

Путь сравнения одного произведения с другим всегда довольно скользкий, но хорошо подходит для того, чтобы читатель мог составить представление о книге и при этом не прочитал в рецензии ее краткий пересказ. Итак, мифология в романе занимает ключевые позиции. Не мир с его географией и политикой, не этника, не бестиарий и не физика. А это значит, что сюжет подаваться будет именно с позиции мифа, причем в основе своей довольно прямолинейно – герой вместе с читателем будет переходить от одного рассказчика к другому, слушая очередную древнюю легенду и раскрывая перед собой новые грани своего путешествия и окружающего мира. Такой подход чем-то напоминает манеру подачи в игре Dark Souls.

В Dark Souls основа подачи сюжета так же лежит в монологах персонажей и описаниях предметов – т.е. по сути, в мифологии мира. Но главное сходство даже не в этом. Во «Враге Хозяина Штормов» точно так же создавая свою историю мифами и преданиями, Марина Комарова оперирует событиями прошлыми относительно времени действия. Почти все ключевые моменты сюжета уже случились – и самые свежие из них относятся к детству героев, а самые ранние – к незапамятным временам и войнам богов и людей. В Dark Souls фактически так же – герой разбирается с прегрешениями дней давно минувших, только к финалу «выводя» их в настоящее время. Хорошо это или плохо – тут вопрос исключительно личных вкусов. Но есть существенная разница между объектами сравнения – в Dark Souls лор приходится откапывать и выстраивать самому, что прдаёт самому процессу некоторый азарт и приятное чувство открытия. Литература в этом отношении более прямолинейна. Так что, хочешь-не хочешь, приходится брать все, что дают. Даже тогда, когда хотелось бы выдохнуть и освежить динамику бодрым экшеном. Впрочем, экшен в книге тоже присутствует – на вполне достойном уровне, как и полагается, нарастая и набирая обороты ближе к концу.

Но одними мифами сюжет, само собой, не ограничивается. Вторым китом, на котором он держится, является нестареющий архетип «истории-путешествия». Да, герой сотоварищи всю книгу идет на север. С очень конкретной и оправданной целью, которую в таких случаях принято называть «Эпик квест». И не надо возмущенных выкриков типа «Опять!» и «Сколько можно!». Путешествие здесь – только одна из составляющих, причем не самая важная. Впрочем, все элементы, ожидаемые в этом случае, на месте и исполнены на надлежащем уровне: харизматичные и интересные спутники, внезапные повороты и опаснейшие препятствия. Герой вырабатывает привязанности, познает утраты, идет на риск… И все же этот стоп вышел слабее. Даже не слабее – просто «удельный вес» мифа в сюжете настолько высок, что странствию не всегда получается развернуться. Характер главного героя раскрывается хорошо и планономерно, но вот второстепенным персонажам, что называется, «негде развернуться». Возьмем в пример Рангрид Всегда предающую. Со всем уважением, но предает она за всю книгу дважды. Есть еще намеки на ее прошлые предательства, но они буквально вмещаются в пару фраз. Между тем, помня заветы Анджея нашего Сапковского про отсутствие золота в Серых горах, читатель подсознательно ждет, что Всегда предающая будет предавать всегда, т.е. на каждом углу и при любой возможности. Ведь мы узнаем, что Рангрид – Всегда предающая еще до того, как узнаем, кто она вообще такая — это название третьей (из семи) части романа! А предательства в этой части – нет!

Но причина не в том, что автор «не смогла». Здесь ребром встал вопрос расставления приоритетов и выбор, чему именно в книге уделить больше внимания. Из читательского восприятия этого самого разделения и вырабатывается отношение к книге. Если, увидев женскую фамилию на обложке, вы будете ждать фэнтези про большую и всепобеждающую (или всепожирающую) любовь – увы, нет. Романтическая линия тут имеется – вполне приятная и располагающая, но очевидно написанная скорее «между строк» с парой сцен, которые, если читать не вдумываясь, могут вызвать у читателя в унисон с героем восклицание: «Что простите?» Точно так же может обмануться читатель, возжелавший кромешно-тёмного фэнтези, на грани хоррора. Некоторая мрачность повествования здесь присутствует, но она вполне укладывается в рамки суровой мрачности любой северной легенды или мифа.

Так что книга, при всех ее несомненных достоинствах может понравиться (или не понравиться) в зависимости от того, насколько читатель настроен на неспешное и обстоятельное повествование. По мере чтения она формирует разные ассоциации – от первых томов «Ведьмака» и «Хроник Вардстоуна», до аллегорической «Сказки странствий» и «Хроник Мага» Ника Перумова. Кому-то даже слуга-тролль напомнит Эндрю Фейрсервиса из «Роб Рой» Вальтера Скотта. Но ни одну из ассоциаций не получится назвать всеохватывающей – исключая, конечно мифологические параллели с эпосом скандинавов, карело-финнов и прибалтов.

И естественно, нельзя говорить о книге «Враг Хозяина Штормов» и не упомянуть собственно Хозяина Штормов, здешнего локального Саурона (пусть никого не обидит такое сравнение). Образ Спокельсе (одно из имен злодея) нельзя считать целиком удачным. И это – обратная сторона мифологической, ретроспективной подачи сюжета и образов. На протяжении всей книги, шаг за шагом сталкиваясь с тем или иным злодейством, герой неизменно узнает, что к оному злодейству приложил руку Хозяин Штормов. Это происходит настолько часто, что испорченный постмодерном читательский мозг уже части к четвертой начинает строить конспирологическую теорию, что Спокельсе – совсем не плохой, просто кто-то его пытается подставить. Вдруг эти указания ложны или просто результат совпадений? Проблема здесь в некоторой архаичности подобного антагониста – как воплощения абсолютного, беспросветного Зла. По большому счету, таким «иедальным» злом в классическом фэнтези является тот самый Саурон. Это, наверное, единственный фэнтези-антагонист, который прямо не участвует в сюжете, но давит своей анти-харизмой так, что не выдохнуть. Ведь даже Мелькор – образ в чем-то трагичный и достойный некоторого сочувствия.

Вот потому сравнение Хозяина штормов с Сауроном весьма уместно. Совпадение образов почти идеальное. При этом, очевидно, что прямых заимствований нет. И может быть, получилось бы отнестись к Спокельсе более благосклонно, если бы не его прямое появление в финале. Вот тут образы расходятся и становится понятна логика профессора, который своего Тёмного Лорда обратил в прах, не дав выйти на Кромалленское поле и помахать чем-то тяжелым. Прав был профессор, чертовски прав! Даже в поражении Саурон остается непознаваемым темным Абсолютом. А Спокеьсе сам низвергает себя с темного трона, показавши себя с вполне понятной, человеческой стороны.

Итоговый вердикт таков: «Враг Хозяина Штормов» — достойная и довольно нетипичная книга, которая приятно впечатляет самобытным стилем и подходом автора. Но неприятие – темное альтер-эго самобытности. Роман, при всех достоинствах, нельзя считать «продуктом широкой аудитории». Он может настроить читателя на свой лад, ввести в приятный транс настроением северной сказки, не лишенной жестокости и мрачности наряду с суровой красотой. Но может и утомить – ровно теми же инструментами.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Марина Комарова «Враг хозяина штормов»

D.S., 1 сентября 2016 г. 22:29

Скандинавское фентези – это оригинально уже само по себе, что, несомненно, является большим плюсом романа. Все здесь вроде бы знакомо, и в то же время отличается от привычных большинству миров и героев. Не считая прочего, это прекрасная возможность познакомиться со скандинавским фольклором и мифологией.

Роман предназначен для широкого круга читателей, здесь нет никаких ограничений типа «чисто женский роман». Мир йенгангера Оларса Забытого – это ожившие мертвецы, злые духи и темные боги, предательство и месть, холод, мрак, сражения и смерть.

Оларс Забытый – персонаж неоднозначный. Наполовину мертвец, наполовину человек, посредник между миром живых и мертвых, потерявший семью, жаждущий отомстить, он идет к своей цели, не всегда понимая и принимая то, что должен делать ради ее достижения, вызывает симпатию и сопереживание. Его спутники порой загадочны, порой забавны или даже пугающи, но все они разные, у каждого свой характер, своя история и судьба.

Читая, не раз ловила себя на мысли, что передо мной сценарий сериала, где каждая серия должна быть максимально насыщена событиями, чтобы зритель не заскучал. Для сериалов это действительно работает хорошо, а вот во время чтения иногда хочется выдохнуть и расслабиться. Но, может быть, только мне. А вот для тех, кто не любит отступлений и спадов напряжения, будет в самый раз.

Из сюжетных минусов отмечу одинаковое построение событийного ряда частей – «серий». Герой путешествует, встречает пострадавших от злодеяний Хозяина Штормов, проводит ритуалы, помогает нуждающимся, получает помощь от некой сущности взамен на его, Оларса, помощь в каком-то деле. Некоторые из встреченных отправляются с ним.

Тем не менее, несмотря на озвученные минусы, с логикой повествования в романе все отлично, все ружья выстрелили, все второстепенные герои, коих набралось немало за время романа, сыграли в финале свою роль. Битва главного героя Оларса Забытого с главным злодеем Хозяином Штормов завершилась поражением последнего и избавлением северных земель от его власти.

Правда, здесь нет хэппи энда в классическом понимании. Цель Оларса достигнута, но его возлюбленная умерла, а сам он стал живым мертвецом, отдав свою жизненную силу ради победы. В финале есть зацепка для продолжения и, насколько я знаю, оно уже написано или пишется.

Отдельно хочу отметить концовку, где автор мягко касается актуальных на сегодняшний день проблем межнационального взаимодействия славянских народов, ненавязчиво отмечая важность единства.

Так же я вижу возможность и даже необходимость приквела, который введет неподготовленного читателя в этот мир и позволит более подробно рассказать, как все было. Пока читала, складывалось впечатление, что сквозь строчки проглядывает огромное количество недосказанного.

Не возьмусь предугадывать, как будет продаваться роман, но своего читателя он, несомненно, найдет, поэтому напоследок хочется пожелать автору удачи и дальнейших творческих свершений

Оценка: нет
– [  3  ] +

Марина Комарова «Ворысь»

Seidhe, 28 января 2016 г. 12:17

Хороший рассказ, понравился. Возможно, всему виной сопровождавшие чтение рассказа завывания метели за окном, под которые совсем не трудно было представить, что там, вне тёплого освещённого помещения, до сих бродят персонажи финно-угорской мифологии =))) Вообще, обращение к этой теме — явление не частое, навскидку фантастики/фэнтези на основе мифов финно-угров и не вспомнить, разве что «Сердце Пармы» Иванова на ум приходит. А между тем мифологическая традиция эта ничем не уступает широко известным кельтской, скандинавской, античной или египетской. Так что рассказу лишь добавляют очарования имена и названия — дед Жебег, деревня Ыджыт Горт, те, кто хозяйничал до людей — олысе, морт, ёму, лесной хозяин Ворысь...

Оценка: 8
– [  4  ] +

Марина Комарова «Ворысь»

blade73, 20 января 2016 г. 16:25

Воет на дворе вьюга. Ветер гонит облака. А в избе старик рассказывает молодому журналисту старое предание о ТЕХ КТО БЫЛ ДО. И вот незаметно легенда вбирает в себя городского гостя. И вот уже и не старик перед ним а....... Хороший.Добрый рассказ. О временах когда Духи жили с людьми в ладу и мире....

Оценка: 6
⇑ Наверх