FantLab ru

Сигизмунд Кржижановский

Сигизмунд Кржижановский
Страна: Россия
Родился: 30 января 1887 г.
Умер: 28 декабря 1950 г.

Псевдонимы:

Frater Tertius


Жанры:
Реализм
33%
Магический реализм
31%
Сказка/Притча
28%
ещё >>

Сигизмунд Доминикович Кржижановский родился 11 февраля (30 января) 1887 г. в окрестностях Киева в семье выходцев из Польши Доминика Александровича и Фабианы Станиславовны Кржижановских. После выхода на пенсию главы семейства семья поселилась на окраине Киева.

Юношество писателя прошло в Четвёртой гимназии Киева — той же, где учился, например, Александр Вертинский. После окончания гимназии в 1907 г. Кржижановский поступает на юридический факультет Киевского университета, параллельно посещая лекции на историко-филологическом факультете. В годы учёбы в университете печатаются его стихи и путевые очерки о путешествии по Италии, Австрии, Франции, Германии.

После окончания университета в 1913 г. Кржижановский служит помощником присяжного поверенного, однако в 1918 г. бросает юридическую практику и в течение трёх последующих лет читает лекции по психологии творчества, истории и теории театра, литературы, музыки в Киевской консерватории, Театральном институте им. Н. Лысенко и Еврейской студии Киева.

Дальнейшее развитие литературное творчество Кржижановского получило в конце 1910-х — середине 1920-х, когда в журналах «Зори», «Неделя искусства, литературы и театра» печатаются два его произведения (рассказ «Якоби и якобы» и повесть в очерках «Штемпель: Москва», 1925).

Приехав в 1922 г. в Москву, преподаёт в студии Камерного театра и в дальнейшем работает в нём. В Камерном театре в декабре 1923 состоялась премьера единственной дошедшей до сцены пьесы Кржижановского — «Человек, который был Четвергом» (подзаголовок: «по схеме Честертона», драматическая переработка его одноимённого романа).

В середине 20-х гг. писатель активно участвует в деятельности Государственной академии художественных наук.

Быстро став известным в московских театральных кругах, Кржижановский регулярно проводит публичные чтения своих новелл, очерков по драматургии и психологии сцены. Однако несмотря на известность ему редко удаётся напечатать свои произведения, что вынуждает его зарабатывать на жизнь различной внелитературной работой: в 1925-31 гг. он служит контрольным редактором в издательстве «Энциклопедия», пишет сценарии рекламных роликов, выступает как киносценарист («Праздник Святого Йоргена» (1929, режиссёр Яков Протазанов, в титрах не указан), «Новый Гулливер» (1933, в титрах не указан) и автор либретто оперы, создав инсценировку «Евгения Онегина» на музыку Сергея Прокофьева (1936). Надо отметить, что в 1938 году Кржижановским также написано либретто оперы Кабалевского «Кола Брюньон» (поставлена опера была по либретто, написанному Владимиром Брагиным, произведению же Кржижиановского было отказано), а во время войны — либретто оперы «Суворов» на музыку Сергея Василенко (премьера в 1942).

Работа над оперой по роману Пушкина привела к продолжительному «пушкинскому» периоду в творчестве Кржижановского, результатом которого стали несколько теоретических работ по теории литературы (например, «Искусство эпиграфа (Пушкин)», наброски «Словаря эпиграфов»). В середине 30-х годов из заказанного писателю предисловия к первому тому Собрания сочинений Уильяма Шекспира вырос «шекспировский» период творчества, во время которого написано множество статей и очерков о творчестве английского драматурга. В период 20-40-х гг. публиковал многочисленные статьи по истории и теории литературы и театра в газете «Советское искусство», журналах «Литературный критик», «Интернациональная литература» (для которого, в частности, было написано несколько статей о Бернарде Шоу) и других.

Основная литературная деятельность протекала в 1920-1930-е гг., когда Кржижановским написана бо́льшая часть прозаических произведений. Среди них — 5 повестей и 6 книг новелл. Кроме того, в 1925 году написаны уже упоминавшаяся повесть в очерках «Штемпель: Москва» и ряд очерков.

Несмотря на известность в издательских и театральных кругах Москвы, Кржижановскому практически не удавалось напечатать сколько-нибудь значительный объём своей прозы. Из теоретических работ отдельной брошюрой была лишь издана «Поэтика заглавий» (1931). Четырежды Кржижановский безуспешно пытался издать сборники новелл и повестей (например, повесть «Возвращение Мюнхгаузена» была принята к печати, однако вскоре была вcё же отклонена издательством) и несколько раз, также безуспешно, предпринимал попытки поставить свои пьесы.

Отчаявшись увидеть изданными свои сочинения в хронологическом порядке, Кржижановский составлял свои новеллы в «книги», не оглядываясь на время написания отдельных вещей, что позволяло ему глубже подчёркивать их внутренние связи и переклички. Таким образом, все книги новелл писателя представляют собой логически завершённые произведения, подчинённые определённой внутренней идее.

В 1939 Кржижановского принимают в Союз писателей, что, однако, не изменило общей ситуации с трудностью издания произведений.

С 1940 года художественной прозы Кржижановский уже не писал, создав лишь два десятка очерков о Москве военного времени и зарабатывая на жизнь переводами стихов и польской прозы.

Умер писатель в Москве 28 декабря 1950 года, где находится его могила — неизвестно.

Широкая публикация текстов Кржижановского началась только с 1989 года.

Фантастическое в творчестве автора.

Сигизмунд Кржижановский — писатель, который, будучи мастером малых форм, замыкает всё им написанное в нерасторжимую цельность: множество его текстов составляют единый текст. Его творчество – причудливая смесь философии и литературы, научности и художественности. Характерно, что ранняя проза Кржижановского лежит вне поля художественной литературы. Произведение же, которое Кржижановский называет своим первым настоящим рассказом, маркировано определённым жанром. И этот жанр — сказка. Он обладает художественностью и сюжетностью. Особенность поэтики прозы Кржижановского — насыщенность его произведений многочисленными литературными и религиозно-философскими аллюзиями и реминисценциями, скрытыми цитатами, «бродячими сюжетами». Его творчеству трудно прицепить ярлык конкретного жанра – настолько причудливо переплелись в нём фантастика, мистика, сатира, гротеск. Некоторые новеллы Кржижановского наследуют и развивают античную «мениппову сатиру». В произведениях писателя классическое «испытание» реализуется в поединке человека с поглощающим землю Ничто. Автор обращается к сюжетам и образам Евангелия, тем самым, усиливая эсхатологический пафос собственных произведений.

В разные периоды своего творчества С. Кржижановский, активно используя фольклорные сюжеты и мотивы, обращается к жанру литературной сказки и включает её в разные циклы своих новелл. Для сказки Кржижановского характерны следующие особенности: отсутствие навязчивого нравоучения; наличие реальных представлений об окружающей действительности, поэтому некоторые истории носят ярко выраженный социальный характер и включают в себя элементы гротеска и парадокса.

Систематизация разработанных в фольклорном ключе сказок С. Кржижановского позволяет выделить следующие их функционально-тематические группы. К сказкам первой группы принадлежат сюжетно разработанные пословицы и поговорки, иллюстрирующие реализацию заложенной в них той или иной метафоры, фразеологизма или поговорки («Мухослон», «Жан-Мари-Филибер», «Ветряная мельница», «Голова с поклоном», «Полспасиба» — из цикла «Сказки для вундеркиндов»; «Когда рак свистнет). Ко второй группе можно отнести сказки, в которых стилизуется социально-бытовая фольклорная сказка («Березайский сапожник», «Доброе дерево», «Утренняя прогулка леса», «Одна копейка» — из цикла новелл «Мал мала меньше»). Сказки третьей группы написаны писателем после поездки в Среднюю Азию — под влиянием множества узнанных там преданий, поэтому смыкаются с мифом и легендой («Две шелковинки», «Левое ухо», «Украденный колокол» — из цикла рассказов «Неукушенный локоть»).

В художественном мире литературной сказки С. Кржижановского можно выделить такие её составляющие, как художественная фантазия автора и фольклорная традиция. Сущность сказок писателя — объяснение мира и места человека в нём, что является одной из функций сказки вообще. Творчески переосмысливая фольклорные источники и их изобразительно-выразительные возможности, опираясь на структурные элементы поэтики фольклорной сказки, трансформируя её мотивы, образы, писатель создаёт целостный оригинальный мир. В сказках Кржижановского нет традиционного сказочного зачина, читатель непосредственно включается в уже развивающийся сюжет. В сказках действуют особые герои-чудаки и персонифицированные объекты окружающего мира (березайская Грязища, отступающая под напором жаждущих красоты людей; доброе дерево сосна; лес, вступающий в схватку за своё место; медный колокол как символ первоосновы всего сущего). В сказках Кржижановского, как и в классической фольклорной сказке, повествуется о том, что происходило где-то, т.е. пространство не локализовано. Время в его сказках, как и в фольклорных сказках, не соотносится с реальным временем. Условность сказочного времени тесно связана с его замкнутостью. Последовательность событий в сказках и есть художественное время сказки, которое, не выходя за её пределы, целиком замкнуто в сюжете. Вводные формулы выводят сказки из сферы реального времени и реального пространства. Заканчивается сказка не менее подчёркнутой остановкой сказочного времени — констатацией благополучного исхода рассказанных историй.

Важнейшей характерной чертой фольклорной сказки признаётся связь волшебства и реальности и формирующийся на этой основе принцип двоемирия. В литературной сказке С. Кржижановского, напротив, физическая среда сопротивляется, пространство сказки служит препятствием к действию: деньги добываются трудом («Одна копейка»), справедливость и благополучие достигаются в поединке, борьбе («Утренняя прогулка леса») и в преодолении трудностей («Березайский сапожник»). И если чудо, волшебство в фольклорной сказке объясняется наличием в ней волшебных предметов, помощников, волшебных слов, свойств деревьев, колдовства и т.д., то чудо в сказке С. Кржижановского — это прежде всего достижение гармонии и справедливости в мире без волшебных помощников, за исключением сказки «Доброе дерево», где показаны волшебные свойства природы.

В новелле «Странствующее “Странно”» (1924) перед нами открывается история движения сознания, воплощённая в трёх путешествиях героя-рассказчика, современного ученика чародея, с помощью волшебного эликсира побывавшего внутри пространства, времени и человеческого существа.

Таким образом, поэтика и жанровое своеобразие литературной сказки С. Кржижановского определяется индивидуальной творческой манерой автора. Мир ценностей реализуется разными путями. С одной стороны, фольклор является для автора способом создания литературной канонической сказки. С другой стороны, устойчивые ценностные представления формируются вокруг героев, событий, вещей и эксплицируется в разнообразном арсенале стилистических, оценочных, эмоционально-экспрессивных оттенков смысла, закреплённых в слове, реализуясь в вымышленном пространстве сказки в единстве традиций фольклора с элементами философской прозы.

В сказках С. Кржижановского, созданных в соответствии с фольклорной традицией, мы наблюдаем и фольклорную поэтическую образность, и народную по стилю и лексике речь, и особенности народно-песенного способа мышления. Философский подтекст в пространстве авторского моделирования приобретает новое, нетрадиционное звучание в результате авторской трансформации фольклорных сюжетов и мотивов, импровизации, варьирования и творческого переосмысления лучших образцов фольклорного словотворчества. Кржижановский работает с жанром, совершая над ним определённую трансформацию. Он использует народную сказку не как некий «сосуд» для привнесённого абстрактного смысла, а во многом созидает этот смысл, опираясь на присущую данному типу сказочного сюжета семантику и стилизуя образную, формульную сказочную манеру.


Примечание к биографии:

  • Обратите внимание: книжная серия «Собрание сочинений Сигизмунда Кржижановского в 6 томах».

  • Раздел «Фантастическое в творчестве автора» от Календула.

  • Сайты и ссылки:

    www.zygmuntkrzyzanowski.edu.pl/ru_index.html (официальный сайт)
    Сортировка:

    Сигизмунд Кржижановский. Циклы произведений

      Двойные заварки [цикл очерков]  
    9.00 (3)
    -
    9.00 (3)
    -
    9.00 (3)
    -
    8.67 (3)
    -
    8.67 (3)
    -

    Сигизмунд Кржижановский. Условные циклы

    8.33 (3)
    -
    9.33 (3)
    -
    8.00 (3)
    -
    8.33 (3)
    -
    1 отз.
    8.00 (3)
    -
    7.33 (3)
    -
    7.67 (3)
    -
    8.00 (3)
    -
    8.67 (3)
    -
    9.00 (3)
    -
    7.67 (3)
    -
    8.33 (3)
    -

    Сигизмунд Кржижановский. Участие в межавторских проектах

    8.77 (44)
    -
    1 отз.
    8.50 (40)
    -
    2 отз.
    8.19 (16)
    -
    • Статьи
    7.33 (3)
    -

    Сигизмунд Кржижановский. Повести

    8.21 (24)
    -
    3 отз.
    8.50 (40)
    -
    2 отз.
    8.77 (60)
    -
    4 отз.
    8.27 (15)
    -
    1 отз.
    8.79 (14)
    -

    Сигизмунд Кржижановский. Рассказы

    7.62 (8)
    -
    -
      1919 Якоби и «Якобы» [под псевдонимом Frater Tertius]  
    9.33 (6)
    -
      1922 Сбежавшие пальцы [под псевдонимом Frater Tertius]  
    8.21 (19)
    -
    1 отз.
    7.85 (13)
    -
    8.36 (11)
    -
    1 отз.
    8.68 (19)
    -
    2 отз.
    9.17 (6)
    -
    8.33 (3)
    -
    8.00 (2)
    -
      1988 В зрачке  
    8.45 (11)
    -
    8.45 (65)
    -
    4 отз.
    8.62 (13)
    -
    1 отз.
    8.73 (15)
    -
    1 отз.
      1989 «Некто»  
    8.00 (15)
    -
    8.38 (16)
    -
    8.75 (12)
    -
    1 отз.
      1989 Грайи  
    7.75 (8)
    -
    1 отз.
    8.00 (20)
    -
    1 отз.
    7.71 (17)
    -
    8.17 (6)
    -
    7.38 (13)
    -
    6.90 (10)
    -
    8.80 (10)
    -
    7.83 (6)
    -
      1989 Окно  
    7.38 (8)
    -
      1989 Пни  
    6.75 (8)
    -
    8.09 (35)
    -
    2 отз.
    8.78 (9)
    -
    7.67 (6)
    -
    8.00 (10)
    -
    9.12 (8)
    -
      1989 Швы  
    8.33 (6)
    -
      1990 Бог умер  
    8.47 (15)
    -
    1 отз.
      1990 Чётки  
    7.75 (8)
    -
      1990 Чудак  
    7.64 (11)
    -
    8.11 (9)
    -
    7.56 (9)
    -
    8.33 (9)
    -
    1 отз.
    8.54 (13)
    -
    2 отз.
      1991 Мухослон  
    7.80 (10)
    -
      1991 Поэтому  
    9.33 (6)
    -
    8.60 (5)
    -
    9.00 (5)
    -
    7.00 (2)
    -
    8.64 (14)
    -
    1 отз.
    7.00 (14)
    -
      1991 Фантом  
    8.62 (16)
    -
    1 отз.
      1991 Хорошее море  [= Ай, Чёрное море!]  
    8.50 (4)
    -
    8.40 (10)
    -
    8.67 (3)
    -
    7.25 (4)
    -
    1 отз.
    9.14 (7)
    -
    7.67 (3)
    -
    7.00 (10)
    -
    1 отз.
    7.70 (10)
    -
    8.06 (16)
    -
    7.40 (5)
    -
    7.00 (6)
    -
    7.29 (7)
    -
    7.00 (5)
    -
    8.50 (4)
    -
    6.80 (5)
    -
    8.40 (5)
    -
      2001 Фу Ги  
    8.75 (4)
    -
    8.00 (2)
    -
    7.33 (3)
    -
    7.50 (4)
    -
    8.67 (3)
    -
    8.33 (3)
    -
    8.33 (3)
    -
      2003 Мышук  
    8.50 (2)
    -
    7.50 (2)
    -
    7.00 (2)
    -
    8.00 (4)
    -
      2003 Урна  
    7.50 (2)
    -
    7.67 (3)
    -
    7.00 (3)
    -
    8.38 (8)
    -
    3 отз.
    7.20 (5)
    -
    1 отз.
    8.80 (5)
    -
    2 отз.
    7.00 (4)
    -
    1 отз.
      2010 Пальма  
    6.75 (4)
    -
    1 отз.
    9.50 (4)
    -

    Сигизмунд Кржижановский. Микрорассказы

      1966 Гусь  
    7.86 (7)
    -
    1 отз.
    8.09 (11)
    -
      1991 Игроки  
    7.89 (9)
    -
    7.33 (6)
    -
      1991 Случаи  
    8.00 (3)
    -
      1991 Эмблема  
    7.00 (8)
    -
    7.75 (4)
    -
    1 отз.
    7.40 (5)
    -
    6.25 (4)
    -
    7.00 (5)
    -
    1 отз.
    7.25 (4)
    -
      2003 Джин  
    7.20 (5)
    -
    6.75 (4)
    -
    6.80 (5)
    -
      2003 К лицу  
    6.50 (4)
    -
    6.25 (4)
    -
    7.75 (4)
    -
    1 отз.
      2003 Легенда  
    7.50 (4)
    -
    7.00 (4)
    -
    5.75 (4)
    -
    6.25 (4)
    -
    6.50 (4)
    -
    6.50 (4)
    -
    7.00 (4)
    -
    6.75 (4)
    -
    7.50 (4)
    -
    5.25 (4)
    -
      2003 Тюбики  
    6.50 (4)
    -
    7.25 (4)
    -
    7.25 (4)
    -
      2003 Цыплята  
    6.75 (4)
    -
    6.67 (3)
    -
    6.00 (3)
    -
    6.33 (3)
    -
      2007 Анекдот  
    6.33 (3)
    -
      2007 Антипод  
    6.67 (3)
    -
    6.67 (3)
    -
      2007 Время  
    6.00 (3)
    -
    5.67 (3)
    -
      2007 Друзьям  
    5.33 (3)
    -
    5.67 (3)
    -
    6.00 (3)
    -
    6.67 (3)
    -
    7.33 (3)
    -
      2007 Лужица  
    6.00 (3)
    -
      2007 Любовь  
    7.33 (3)
    -
      2007 Молитва  
    5.67 (3)
    -
    6.67 (3)
    -
    5.67 (3)
    -
    5.67 (3)
    -
    7.00 (3)
    -
      2007 Пол  
    6.00 (3)
    -
    6.33 (3)
    -
      2007 Свобода  
    6.33 (3)
    -
      2007 Скучно  
    5.33 (3)
    -
    7.00 (3)
    -
    7.33 (3)
    -
    5.67 (3)
    -
      2010 Виртуоз  
    6.67 (3)
    -
    6.00 (3)
    -
    5.00 (3)
    -
    6.33 (3)
    -
    6.00 (3)
    -
    6.00 (3)
    -
      2010 Детспец  
    6.00 (3)
    -
    6.00 (3)
    -
    6.33 (3)
    -
    5.67 (3)
    -
    7.00 (3)
    -
    5.67 (3)
    -
    6.00 (3)
    -
    7.67 (3)
    -
    5.33 (3)
    -
      2010 Любитель  
    4.67 (3)
    -
    7.00 (3)
    -
      2010 Мудрец  
    6.33 (3)
    -
    5.00 (3)
    -
    6.67 (3)
    -
    5.00 (3)
    -
    6.67 (3)
    -
      2010 Обиняк  
    5.33 (3)
    -
    5.33 (3)
    -
    7.00 (3)
    -
    6.00 (3)
    -
    6.67 (3)
    -
    6.67 (3)
    -
    6.33 (3)
    -
    5.00 (3)
    -
    6.00 (3)
    -
      2010 Скупец  
    5.33 (3)
    -
    5.00 (2)
    -
      2010 Спор  
    6.67 (3)
    -
      2010 Стилист  
    6.67 (3)
    -
    5.33 (3)
    -
    6.00 (3)
    -
      2010 Супруги  
    5.33 (3)
    -
      2010 Тапёры  
    4.67 (3)
    -
      2010 Темпы  
    5.33 (3)
    -
      2010 Три гуса  
    6.00 (3)
    -
    5.33 (3)
    -

    Сигизмунд Кржижановский. Поэзия

      1910 Беатриче  
    8.67 (3)
    -
      1913 An den Frühlung (Григ)  [= An den Frühlung]  
    8.33 (3)
    -
    -
    10.00 (1)
    -
    -
      1918 Magnus Contemplator (XIII в.)  [= Magnus Contemplator]  
    8.00 (1)
    -
      1918 Схоласты (XIII в.)  [= Схоласты]  
    8.00 (1)
    -
    8.00 (1)
    -
    -
    -
    9.00 (1)
    -
    -
    -
    -
    9.00 (1)
    -
    -
    9.00 (2)
    -
    8.33 (3)
    -
    8.00 (1)
    -
    -
    -
    -
    -
    9.00 (1)
    -
    -
      Suicidium  
    -
    -
    -
    9.00 (1)
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    8.00 (1)
    -
    -
    9.00 (2)
    -
      И я  
    7.00 (1)
    -
    8.00 (1)
    -
    9.00 (1)
    -
    8.00 (1)
    -
    8.00 (1)
    -
    8.50 (2)
    -
      М. О.  
    -
    9.00 (2)
    -
    -
    7.00 (1)
    -
    -
    -
      Мы  
    -
    9.00 (1)
    -
    8.00 (1)
    -
    -
    -
    9.00 (1)
    -
    9.00 (1)
    -
    -
    10.00 (2)
    -
    8.00 (1)
    -
    10.00 (1)
    -
    10.00 (1)
    -
      Эригена (IX в.)  [= Эригена]  
    9.00 (1)
    -

    Сигизмунд Кржижановский. Пьесы

    7.60 (5)
    -
    1 отз.
    7.50 (4)
    -
    1 отз.
    8.60 (5)
    -
    1 отз.

    Сигизмунд Кржижановский. Статьи

    7.50 (2)
    -
    9.00 (1)
    -
      1913 Злыдни  
    -
    -
    9.00 (1)
    -
    5.50 (2)
    -
    6.00 (2)
    -
    5.50 (2)
    -
    5.50 (2)
    -
      1923 Крепь  
    6.00 (2)
    -
    5.00 (2)
    -
    5.00 (2)
    -
    6.00 (2)
    -
    6.00 (2)
    -
    6.00 (2)
    -
    5.50 (2)
    -
    6.00 (2)
    -
    7.00 (2)
    -
    7.33 (3)
    -
    6.50 (2)
    -
      1925 Reise-роман  
    8.00 (3)
    -
      1925 Заглавие  
    9.33 (3)
    -
    8.00 (3)
    -
      1925 Лаконизм  
    8.33 (3)
    -
    1 отз.
      1925 Либретто  
    8.00 (3)
    -
      1925 Плеоназм  
    7.33 (3)
    -
    7.67 (3)
    -
      1925 Черновик  
    8.67 (3)
    -
      1925 Читатель  
    9.00 (3)
    -
    7.67 (3)
    -
      1925 Эпитафия  
    8.33 (3)
    -
    9.33 (3)
    -
    7.25 (4)
    -
    8.00 (3)
    -
    8.25 (4)
    -
    8.33 (3)
    -
    8.00 (4)
    -
    7.00 (1)
    -
    7.33 (3)
    -
    9.00 (3)
    -
    7.67 (3)
    -
    7.33 (3)
    -
    7.00 (2)
    -
    7.33 (3)
    -
    9.00 (4)
    -
    9.00 (3)
    -
    8.60 (5)
    -
    8.33 (3)
    -
    8.33 (3)
    -
      2001 Пьеса и её заглавие  [= Доклад 1939 г.]  
    7.75 (4)
    -
    8.33 (3)
    -
    8.00 (5)
    -
    7.00 (2)
    -
    7.75 (4)
    -
    7.67 (3)
    -
    8.33 (3)
    -
      2007 Арго и Ergo  
    8.00 (2)
    -
    8.50 (2)
    -
    8.00 (2)
    -
    8.50 (2)
    -
    8.00 (2)
    -
    6.50 (2)
    -
    6.50 (2)
    -
    8.00 (2)
    -

    Сигизмунд Кржижановский. Очерки

    8.25 (4)
    -
    1 отз.
      1925 Московские вывески  [= Столичные вывески]  
    7.00 (3)
    -
    9.00 (5)
    -
    7.33 (3)
    -
    7.33 (3)
    -
      1989 Завхоз  
    7.33 (3)
    -
    8.33 (3)
    -
      1989 Окна  
    8.33 (3)
    -
    7.33 (3)
    -
    8.33 (3)
    -
      1989 Филозоф  
    8.33 (3)
    -
    8.33 (3)
    -
    9.33 (3)
    -
    8.50 (2)
    -
    8.00 (2)
    -
    9.00 (1)
    -
    8.50 (2)
    -
    9.00 (3)
    -
    9.00 (3)
    -
    9.00 (1)
    -
    8.00 (1)
    -
    9.00 (1)
    -
    9.00 (1)
    -
    9.00 (2)
    -
      1991 Окно  
    10.00 (2)
    -
    9.00 (1)
    -
    8.67 (3)
    -
    8.50 (2)
    -
    9.00 (1)
    -
      1991 Ремесло  
    9.00 (2)
    -
      1991 Соседи  
    9.00 (1)
    -
    8.67 (3)
    -
      1991 Челкар  
    8.33 (3)
    -
    8.67 (3)
    -
    8.00 (2)
    -
      1991 Ызбаш  
    9.00 (1)
    -
    7.00 (2)
    -
    8.00 (2)
    -
    8.00 (2)
    -
    1 отз.
    7.50 (2)
    -
    7.00 (2)
    -
    7.50 (2)
    -
    7.50 (2)
    -
    8.00 (2)
    -
      2003 Хлебодар  
    8.00 (2)
    -
    8.00 (2)
    -
    7.50 (2)
    -
      2007 «Banco-Lotto»  
    7.00 (2)
    -
    6.00 (3)
    -
    6.50 (2)
    -
      2007 М. О.  
    6.33 (3)
    -
    7.00 (2)
    -
    7.00 (2)
    -
    6.67 (3)
    -
    7.50 (2)
    -
    7.00 (2)
    -
    7.00 (2)
    -
    6.67 (3)
    -

    Сигизмунд Кржижановский. Сборники

    10.00 (1)
    -
    -
      1991 Салыр-гюль (узбекистанские импрессии)  [= Странствуя по Востоку] [сборник очерков]  
    9.00 (5)
    -
    -
      1994 «Страны, которых нет» [сборник статей]  
    -
    7.00 (1)
    -
    9.20 (5)
    -
    8.25 (4)
    -
    9.50 (4)
    -
    9.00 (3)
    -
    1 отз.
    7.83 (6)
    -
      2003 Москва в первый год войны (физиологические очерки)  [= Раненая Москва. Физиологические очерки] [сборник очерков]  
    8.33 (3)
    -
    8.67 (3)
    -
    9.00 (2)
    -
    6.00 (2)
    -
      2007 Книжная душа [сборник поэзии]  
    9.00 (1)
    -

    Сигизмунд Кржижановский. Отрывки

    8.75 (4)
    -

    Сигизмунд Кржижановский. Антологии

      1949 Польская новелла // Соавтор: Валериан Арцимович  
    -

    Сигизмунд Кржижановский. Прочие произведения

    -
    9.00 (2)
    -
      2010 Афоризмы  
    8.00 (3)
    -
    8.50 (2)
    -

    Сигизмунд Кржижановский. Незаконченные произведения

      2007 Неуют (повесть, не закончена)  
    6.75 (4)
    -
    1 отз.
      2010 Белая мышь (роман, не закончен)  
    8.00 (4)
    -
    1 отз.

    Сигизмунд Кржижановский. Неопубликованное

      Тот Третий (роман, не закончен, не опубликован)  
     
      Бег в мешке (пьеса, не опубликована)  
     
      Возвращение Мюнхгаузена (пьеса, не опубликована)  
     
      Ли-И-юань (пьеса, не опубликована)  
     
      Поп и поручик (пьеса, не опубликована)  
     
     
      Новый Гулливер (киносценарий, не опубликован)  
     
      Праздник Святого Йоргена (киносценарий, не опубликован)  
     
      Раненая Москва [сборник очерков] (сборник, не опубликован)  
     
      Евгений Онегин [либретто] (не опубликовано)  
     
      Кола Брюньон [либретто] (не опубликовано)  
     
      Суворов [либретто] (не опубликовано)  
     


      Формат рейтинга


      Примечание

  • Обратите внимание: переводы Сигизмунда Кржижановского.


  •   Библиографы

  • Составители библиографии — Claviceps P., jamuxa, sham, badger

  • Куратор библиографии — sham



  • ⇑ Наверх