FantLab ru

Все отзывы на произведения Евгения Красницкого

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Евгений Красницкий «Отрок»

gedie, 5 октября 00:08

Все было бы чудесно если бы из гг не сделали всезнающего, всех обучающего ментора, любителя всем все объяснить подробно и в деталях, в том числе читателю. В общем, его «лекции» и монологи вытеснили почти всю «движуху», а я даже вспомнил школьные времена, тогда на уроках осваивал умение «спать с открытыми глазами». Нет, я вообще, люблю умных персонажей, но все хорошо в меру.

Дочитывая Ближний круг, понял, что мне надоело и стало не интересно. И в целом, чтиво не сильно понравилось, хотя написано хорошо, а еще юмор неплохой, особенно первые книги приятно, а местами даже интересно читать. В остальном, согласен с отзывами tirthika и ozymandia. Цикл очень на любителя.

Оценка: 5
–  [  0  ]  +

Евгений Красницкий «Отрок. Внук сотника»

gedie, 29 сентября 17:10

Написано хорошо, бодренько, особенно начало мне понравилось. Но потом, как мне показалось, автор переборщил с историческими отсылками (или псевдоисторическими что, где, когда), внутренними монологами гг, религией и даже магию приплел. Все это не нужно в таком объеме. Так что к концу немного надоело читать. Посмотрим, что дальше будет.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Евгений Красницкий, Елена Анатольевна Кузнецова, Ирина Град «Сотник. Позиционные игры»

kronen, 19 мая 22:49

А вот этот роман, хоть и через пять лет написан после смерти создателя мира «Отрока-Сотника», прямо напомнил мне стиль Красницкого, в отличие от предыдущего романа. А после «Так не строят!» так просто глаз отдыхает, и ум радуется. Хотя все минусы Красницкого тоже тут как тут: мания величия ГГ вспухает и расширяется, все встречные-поперечные падают под его интеллект как перезревшие яблоки, даже современники из ТОГО мира не выдерживают! И куда уж им против супергероя — экс-депутата и члена разных ЦК, чья управленческая теория страшнее атомной бомбы и морового поветрия, особенно в XII веке, когда таких ужасов мысли ещё никто себе не представлял...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И хотя интересно, что же теперь будет с Русью, если Москву не основать, да ещё и Лисовиновское княжество в её составе образовать где-то на границе современных Литвы и Беларуси (вероятно, именно там татаро-монголам и обломится), а если ещё и «нурманы» в связи с смертью их короля всем народом под власть Лисовинов перейдут (чего не бывает в альтернативной истории, а намек в конце романа на это есть...) ...

Но хватит — «Ратнинские бабы» и другие продолжения, которые, вероятно, уже пишутся, я читать не планирую...

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Евгений Красницкий, Денис Варюшенков «Сотник. Так не строят!»

kronen, 18 мая 17:01

Увы, не впечатлило. Скучно получилось. Помесь морализаторства с былиной.

У Красницкого мне решительно не нравились ГГ и авторские насильственно внедряемые теории, но зато там были динамика, психология, читать было интересно. Здесь другой ГГ, хоть и известный по предыдущим романам персонаж, но показан Сучок как-то хуже по сравнению не только с Красницким, но и с Гамаюном.

Динамика в романе исчезла, одни моральные страдания. Юмор какой-то натужный, опять не сравнить с Гамаюном. По психологии многие герои друг от друга не отличаются. А все диалоги героев наподобие Сучка, Нила, Филимона и других напоминают по языку и стилю разговор пьяных, хотя по сюжету под мухой они не каждый раз)) По роману рассыпано много повторов в речевых оборотах.

Хорошо, конечно, что мир, придуманный Красницким, не умер с его смертью, но это не лучшее его продолжение...

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Евгений Красницкий, Елена Анатольевна Кузнецова, Ирина Град «Сотник. Не по чину»

kronen, 16 мая 21:19

В диссонанс отзывам предшественников: всё более разочаровываюсь главным героем (смотри мои отзывы на предыдущий роман и цикл «Отрок»). Авторы, доводившие идеи покойного автора, вполне реалистично (то есть так же, как, по моей мысли, сделал бы и Красницкий) делают его всё более отрицательным персонажем (конечно, именно для меня, так как уверен, что есть много читателей, которым именно такой сотник Михаил кажется героем и того, и нашего времени.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Новая ступень в падении вниз — положительное отношение ГГ к высказываниям с девизом «для достижения цели все средства хороши». Именно так — положительно — Ратников вспоминает одного своего знакомого из «того» мира, кто говорил, что можно и нужно делать всё, «буквально всё!», только бы «своим» было хорошо.
В ранних романах, насколько помню, и Михаил, и его тезка отец Михаил совсем не так оценивали это выражение. А вот теперь поди ж ты... И не удивляет.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Евгений Красницкий «Сотник. Беру всё на себя»

kronen, 16 мая 21:05

Пишу как продолжение к отзыву на цикл романов с названием «Отрок». Впечатления остаются стабильные, автор совсем не удивил: есть динамика, психология, а также продолжается упорное давление на читателя опытом возрастного российского политика через мысли и дела ГГ.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Кстати, направление «становления» личности главного героя, ставшего из отрока сотником, тоже не удивляет: так много говоривший в первых романах о своей любви к Юльке (да никаких невест и давления, у меня только Юлька!) теперь так же много говорит о браке по расчету (и неважно с кем, лишь бы выгодно для продвижения к власти). Впрочем, специально для этого автор предварительно демонизировал и Юльку, и её мать, чтобы было понятно, почему Михаил отказывается от первой любви. Не удивлюсь, если в следующих романах автор Юльку «трагически убьет», чтобы под ногами не путалась.

Всё более прорастает старый циник и властолюбец в подростке...

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Евгений Красницкий «Отрок»

kronen, 12 мая 08:59

Каждый роман по отдельности меньше 8 не оценивал, а вот цикл в целом оцениваю значительно ниже.

Почему отдельные романы выше? За экшн, интересную психологию фрагментами. Вставленный в цикл позже роман Гамаюна — вообще отдельная история и лично для меня он интереснее остальных романов. Он к циклу относится только местом действия, но не ГГ. По сути, это внецикловый роман, если бы не название.

Чем мне не понравился цикл в целом? Отнюдь не взглядом на историю Руси. Я уже писал ранее, что у писателя-фантаста на это полная свобода.

Мне не понравилось: первое, неестественность главного героя. Не верится, что такое необычное поведение подростка ещё в первые годы не привело к его уничтожению. Хорошо известно, что для человеческой психологии непонятное — опасно, и поэтому его стараются уничтожить.

Хотя, я понимаю, почему автор пошел именно в этом направлении (смотри далее). И вот тут второе, что мне не понравилось: я уверен, что эти книги написаны не как художественные произведения, а как идеологический манифест автора. Он по каким-то причинам не сумел реализоваться как политик в реальной жизни, и все свои мечты постарался реализовать через ГГ в этих романах. ГГ однозначно автобиографичен: упоминание что Михаил Ратников заседал в парламенте России (а автор — депутат Думы), все политические, управленческие, идеологические взгляды (а автор — член ЦК КПСС и КПРФ в прошлом, политик, управленец и т.д.).

Поведение и мысли ГГ (если рассматривать их именно как авторские) приводят к тяжелому выводу: ничего удивительного, что в России приспособленчество в почете, а принципы — нет. Автор, который как бы коммунист, этому прямое доказательство: однозначный крах его личной коммунистической идеологии через мысли и поведение ГГ — атеизм, но при этом использование и практика разных культов — для политика все средства хороши! А что стоит сентенция о тех, кто «наганом в спину подталкивал людей в лучшее будущее»? Приспособленчество, как у автора, так и у ГГ...

А в целом — впечатление от «умудренного старца Михайлы» как от больного с манией величия... И все его неконтролируемое бешенство — это просто мечта любого политика о решении проблем без чьих-либо помех...

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Евгений Красницкий, Юрий Гамаюн «Отрок. Перелом»

kronen, 7 мая 18:31

Класс! Хотя это ни в коей мере не фантастика. Это просто классный исторический роман на базе мира «Отрока». Честно говоря, по глубине раскрытия личностей героев, психологии личности и отношений Гамаюн намного превзошел своего учителя. Да и вообще, некоторые фрагменты, я бы сказал, достойны занесения в образцовую художественную литературу.

Что же касается юмора — в ряде мест я просто лежал, стонал и почти терял сознание от смеха, вспоминая при этом некоторые моменты из Шолохова («нет, твою калитку только ты можешь закрыть...», или как-то так) и других «фольклористых» писателей.

Замечу, в этом романе Корней и Мишка Бешеный рассматриваются глубоко со стороны (последний вообще лишь упоминается), и показаны они оба отнюдь не положительными героями. Корней, в лучшем случае, просто «терпимое зло», а Мишка односельчанами вообще не воспринимается, как и его Младшая стража. Собственно, по этому роману, село и не считает их Младшей стражей, а просто придурью сотника, пусть и весьма для него полезной.

Также замечу, что некоторые нюансы сюжета предыдущих романов Гамаюном не учтены: во-первых, в этом романе введена в действие «кошка» Лисовинов, будто бы привезенная из Турова. Но.. кошку не привозили, мысль обзавестись кошкой пришла в голову Лисовинам уже после возвращения из этого города. Во-вторых, разбойное прошлое Первака, как и его взрослый возраст, согласно предыдущим романам, было большой тайной, которую не знал никто, кроме Нинеи и некоторых Лисовинов. А в этом романе об этом, похоже, знают даже собаки.

Но это мелочи, книгу советую прочитать.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Евгений Красницкий «Отрок. Внук сотника»

kronen, 3 мая 17:45

Понравилось. Вполне удачный вариант попаданчества.

И, в отличие от многих авторов отзывов, политические взгляды автора у меня отторжения не вызывают. Ни патриотические, ни государственные, ни — кошмар! — коммунистические (ведь автор был членом ЦК КПСС, а потом и КПРФ).

Небольшой минус за недосточную динамичность.

Что касается исторической составляющей. Как уже писал кто-то из предшественников, это не только не научная монография, но даже не исторический роман. Скажу больше, как профессиональный дипломированный историк с степенью и званием, в истории российского средневековья (и вообще средневековья, как и более ранних периодов) нет ничего так же хорошо установленного, как математическое действие 2х2=4. Недостаток письменных источников вообще и недоверие к объективности многих имеющихся, частые попытки понять события на Руси исходя из сообщений письменных памятников со стороны — восточных, западноевропейских, византийских и т.д. Что тоже чревато, так как это не всегда первые руки, а объективность часто ещё более сомнительна — здесь и политические интересы, и просто недостаточное понимание менталитета как славян, так и соседствующих народов. Всё это к тому, что дискуссий о истории русского средневековья — ожесточенных и профессиональных — было, есть и будет полно даже среди историков. Поэтому писателю-фантасту не возбраняется писать всё что угодно, весь вопрос только в «догматизированности» самих читателей.

Теперь на тему «не верю поведению героев». Очень субъективно, думаю, у каждого читателя будет свое мнение. То, что 50-летний человек не сумеет вести себя так как 12-13-летний подросток, думаю, никто спорить не будет? Во-первых, ни один нормальный человек просто не помнит, как оно взаправду было с эмоциями и поведением в его детстве 40 лет назад. Во-вторых, маскироваться так сможет только прирожденный шпион, но и ему нужно заранее знать возраст, в который он попадет (насколько я помню, герою предрекали попаданчество в 2-5 летнего ребенка, а не уже в сформировавшегося подростка?). Да и всю жизнь перед родней тоже не замаскируешься. Если же речь «не верю» про поведение окружающих по отношению к ГГ... Да, если бы автор писал темное фэнтези (но он принципиально не считает себя автором фэнтези) или триллер в реалистической манере, то можно было бы накрутить всякие невзгоды главному герою (думаю, это ещё будет в продолжениях), однако автор решил так как решил. Его право.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Евгений Красницкий «Отрок»

tirthika, 27 февраля 23:57

Крайне неровный цикл Есть моменты, когда от книги не оторваться. Но есть и десятки страниц, которые НУЖНО просто пролистывать, особенно это касается «курсивного текста» (рассуждений ГГ о сущности сущного и бытийности бытия). Как заявлено в аннотации — никакого прогрессорства, только теория управления. Вот только за основу взяты методы манипулирования людьми некоего Карнеги, того самого, который сначала был Carnagey, потом добился на какое-то время успеха, но, как говорят, скончался в одиночестве покинутый всеми. Ряд управленческих рассуждений и умозаключений прям в стиле анекдота о логической цепочке «рыбка-щука-сука-б.дь».

При создании цикла автор решил, что древние люди были откровенно тупыми, поэтому никто в упор не замечает странностей в поведении ГГ — непонятных слов, странного поведения, странных изобретений и т.д. Главное, ведьм и колдунов сжигают на раз, а тут никто не замечает, что в носителя ГГ вселился посторонний. Наоборот, прислушиваются. ГГ постоянно «воздействует» на окружающий мир и добивается успеха, но критикует подобные же меры со стороны других.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Откровенно раздражают анахронизмы, например имена Светлана и Снежана, появившиеся только в 19 веке, хотя автор честно предупредил, что это не исторический роман.

При чтении цикла никак не мог избавиться от воспоминаний о развесистой клюкве. Хотя, повторюсь, есть захватывающие сцены и их много. Где-то 2/3 текста.

Оценка: 6
–  [  0  ]  +

Евгений Красницкий «Отрок»

frozzy, 6 февраля 19:32

Невероятно классная вещь... Ну не знаю. Хороший интересный цикл. В лучших традициях классиков — Звягинцева, Каменистого! С их начатыми и незаконченными романами. Которые не стоит и начинать читать ибо вы не найдёте главного — завершения!

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Евгений Красницкий, Елена Анатольевна Кузнецова, Ирина Град «Сотник. Позиционные игры»

Peter VY, 12 декабря 2018 г. 13:12

После смерти ЕК продолжать серию взялась группа авторов. Взялись за очень сложное дело. ЕК задал настолько высокую планку, что практически любой самый высокий уровень написания будет уступать изначальному. И не потому что менее талантливые. Просто у ЕК есть свой совершенно оригинальный стиль изложения и способности как человека. Стиль изложения — не берусь проанализировать ( не готов) — просто пример из мира звуков. Есть мелодии которые настолько оригинальны что узнаешь с трех нот. Наверняка у Вас есть в знакомых люди у которых голос такой что его узнаешь мгновенно. Услышав пару фраз по телевизору (радио) — мгновенно определяешь кто говорит. Или своеобразность акцента некоторых народов на другом языке. Стиль ЕК он особый, неповторимый 100%. Можно только приблизиться. Вторая особенность автора (по видимому связана с особенностью его мозга) легкость гармоничного и логически непротиворечивого одновременного поддержания множества сюжетных линий. Насколько это трудно я смог убедится лично. Немного приболел (неправильный выбор между долго обходить или быстро ...спрыгнуть) на полгода в гипсе. Решил сам написать роман. Попробовал. А потом посмотрел на написанное критически как читатель. Передумал. В процессе написания что выяснилось, что идей выше крыши и они действительно оригинальные — совершенно не стыдно выйти с таким на публику но что имеем в результате .... банальный (возможно очень не плохой, фентези приключенческий роман) каких тысяча. Более того попытка реализовать на одном герое и одной сюжетной линии все идеи приводит ..... к абсурду. Это как попытка одеться по принципу всего побольше и подороже. Назывется «Новогодняя елка» в цыганском таборе. Были предприняты (много попыток) написать когда много связанных сюжетных линий. Больше двух не тяну. Одно и тоже — быстро обнаруживаю, что какая то линия начинает пропадать, какая то вырывается вперед, теряется естественное взаимодополняющее связывание и .... Попытка не опустить планку приводит к перегрузу и банальному зависанию. На психе дважды просто удалил текст вообще. Если среди читающих есть специалисты IT они отлично понимают разницу между между истинно многозадачными вычислительными комплексами и псевдо. Псевдо это когда пару миллисекунд одной задачей потом следующей и так все по очереди. Пытался так писать -по расписанию — каждой сюжетной линии определенный объем (+_) естественно — почитал. не живое. Как стихи написанные очень продвинутым компьютером. Все грамотно, правильно иногда неплохо но .... за душу не берет. Ну не напишет компьютер — сыграть ноктюрн на флейте водосточных труб .... или ..ночь улица фонарь аптека... Я понял написать неплохой роман могу, хороший если вывернусь наизнанку и потрачу большой кусочек жизни. А смысл? Я это время лучше внучке подарю и детям ( может еще внуков и внучек подкинут).

У ЕК при написании романа истинная многосюжетность и полиГГ одновременно получалось на 12 баллов . Из классиков такая ярко выраженная способность была у Оноре де Бальзака и Л. Н. Толстого. Бальзак вне конкуренции по количеству Толстой по гармонии (настолько что даже не замечаешь!).

Итак что имеем. У Авторского коллектива получилось попасть и сохранить особенность стиля ЕК достаточно хорошо но главное без ощущения искусственности ( типа когда человек пытается имитировать непередаваемый акцент некоторых кавказских народов или не будучи блатным ботать по фене). Хорошо. Что с учетом сложности задачи оцениваю работу коллектива авторов на Отлично.

Сюжет — Отлично.

Связанность линий и персонажей их естественность появления с в сюжете в нужный момент и это все в гармонии — удовлетворительно . Зная насколько это невероятно трудно — Оцениваю работу авторов на Хорошо.

Итого результат:

Роман — 8

Работа Авторского коллектива -9

Хочу и поблагодарить коллектив Авторов и поздравить.

Молодцы!

Спасибо.

P.S. Лично мне на данный момент известен один случай когда продолжение настолько хорошо что не только не уступает авторскому но возможно даже превосходит (Вязовский А. Продолжение «Режим Бога» от СКС). До окончательного суждения подождем еще два три тома. Там продолжатель при всем уважении к ему, загнал сюжет в такой тупик (межличностный), что бы честно из него выйти нужно найти просто гениальный ход (или серию очень хороших ходов) или посадить в соседнем лесу пару симфонических оркестров в сопровождении органа.. Ждемс.

P.S. P.S. При попытке написать роман с огромным стыдом обнаружил, что при написании приключенческого романа ( и тем более фентези) удержаться от создания гарема невероятно трудно. Как Вязовский А. будет выпутываться — интересно. Гарем это такая проблема — не только в романе но и в жизни. Мне в жизни повезло — серию очень болезненных прививок получил в молодости и потом ..... это помогало не раз во время остановится. Но когда выбор между виртуальным гаремом и спустить в унитаз роман — очень трудно удержаться. Роман не жизнь можно переписать, а можно вообще не писать. Гарем оставить ;-)

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Евгений Красницкий, Елена Анатольевна Кузнецова, Ирина Град «Сотник. Уроки Великой Волхвы»

kaltenbruner, 22 августа 2018 г. 14:44

В книге прозвучала очень интересная мысль: самая большая ошибка начинающих командиров и руководителей, это по возможности все задачи и проблемы решать самому, вникая во все мелочи. Это может так затянуть и запутать, что к вечеру голова кругом пойдёт. Важно научится давать правильные и продуманные приказы и распоряжения своим подчинённым, а за неудовлетворительное исполнение — наказывать.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Евгений Красницкий, Елена Анатольевна Кузнецова, Ирина Град «Сотник. Позиционные игры»

Asiatic, 1 июня 2018 г. 21:55

Название соответствует содержанию. Все сюжетные линии, начатые Е.Красницким закончены. Некоторые оригинально, иные просто оборванны. Герои расставлены на новых позициях, на первый план вышли новые персонажи, а общая ситуация в корне отличается от условий заданных автором. По сути начинается новый цикл по мотивам оригинального «Отрока». Будет ли он столь же популярен покажет лишь время.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Евгений Красницкий, Денис Варюшенков «Сотник. Так не строят!»

Asiatic, 28 марта 2018 г. 12:57

Отрадно что после печальной кончины Е.Красницкого, цикл не умер а перешел в иную форму. Серия стала межавторской со всеми вытекающими отсюда последствиями. Из плюсов, несомненно, является расширение как действующих лиц так и сюжетных ответвлений. Благодаря некоторым книгам и авторам, цикл стал ближе к историческому роману. С другой стороны, привлечение «новичков» сильно сказывается на качестве. Данный роман не плох сам по себе, читаем и выдержан в классической для Красницкого форме. Но нужно признаться, что сюжет как таковой отсутствует. В очередной раз читателю подаются уже знакомые события, теперь уже с точки зрения одного из самых колоритных персонажей — мастера Сучка. Ничего нового в сюжете, и к сожалению, отсутствует тематическая «изюминка» которая так радовала почитателей цикла. Вместо ожидаемого погружения в будни зодчего и особенности строительства в древней Руси, что было бы свежо и оригинально, очередные повторы фактов из предыдущих книг. Плюс абсолютно современные рассуждения автора о мышлении и менталитете средневекового человека. Особо блекло все это выглядит по сравнению с оригинальными романами, способными зацепить любого читателя, где было все от «попаданства«и истории до теорий управления. По сути, книга является чистым фановым продуктам, который тем не менее, порадует читателя влюбленного в мир Ратного.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Евгений Красницкий «Отрок»

ozymandia, 26 января 2018 г. 19:38

Хочу предупредить тех, кто как и я, не может читать книги по диагонали, а также заканчивает читать циклы, которые начал.

Решил почитать этот цикл так как увидел в комментариях сравнение его с циклом «Князь» от Прозорова. Да и отзывы, с оценками настраивали на что то, как минимум, отличное.

Но ждало меня жестокое разочарование.

Как уже подмечали в некоторых комментариях — эта книга — не роман про попанданца, а учебник по управлению и философствования пожилого человека.

Сюжет шести книг, можно было уместить в одну, максимум — две книги. Большую часть книг занимает болтология. Причем болтология не оправданная, не двигающая сюжет, не содержащая мыслей «открывающих глаза» на окружающий мир. Просто переливание из пустого в порожнее, повторение уже сто раз сказанного, графомания в чистом виде. Ненавижу это слово всей душой, но я впервые встретил среди изданной литературы вещь, к которой можно его применить.

При диалогах любых персонажей кажется, что одному и тому же дедушке выдали бумажек, где в три слова описаны герои, и он, перебегая с места на место, говорит от себя, но где то детским голоском, где то добавляя «веры», где то «воинственности». Но зритель видит, что это один и тот же дедушка.

Автор буквально сквозит в каждом из персонажей книги. И это напрягает.

Также непонятно, для читателей какого возраста данная книга написана. Нудные многостраничные диалоги «ни о чем», (я не утрирую, разговор за столом, сюжетную часть которого можно уместить в три строки, автор растягивает НА ГЛАВУ. Один, единственный разговор.) — оттолкнут аудиторию «младшего» возраста. Постоянная мысль в голове, что речь ведется о тринадцати-четырнадцатилетних подростках — не дает ассоциировать себя с героем, а также серьезно воспринимать большую часть написанного. Ну почему хотя бы не 15-16?

Безумно медлительное повествование, не дает герою «вырасти» до возраста читателя — за 6 книг он из тринадцатилетнего, становится четырнадцатилетним.

Единого сюжета с интригами, загадками, тайнами, с «а что там будет дальше» — нет. То есть, автор пытается что-то накидывать, но накидывает он безумно много, путано и неинтересно — раз. И два — на сюжет это все особо не влияет.

Красивого экшна — нет.

Многословный учебник по управлению «воинской школой» тринадцатилетним подростком — есть.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«не химик-физик-инженер, готовый пришпорить технический прогресс на страх врагам и на радость себе любимому» — эта фраза из описания цикла особенно смешна, так как уже в первой книге ГГ улучшает самострел, начинает их массовое производство, «изобретает» токарный станок, а далее по циклу и выпиливает доски с помощью водяного колеса. Ну а «основной» прогрессор в книге стыдливо спрятан за «ранее закинутым» Злодеем. Тот и сталь выплавлять научился, мечи, шлемы, компас, карты рисует и прочее, чем ГГ вовсю пользуется. Но на глаза ГГ так и не покажется.

Общее мнение по циклу — нудное, пустопорожнее словоблудствование пожилого человека, которому очень хотелось не рассказать историю, не поделиться красивым поворотом сюжета, а ПОУЧАТЬ и делиться жизненным опытом управления коллективом, навыками «общения» по Карнеги, историями из армейской жизни, политическими и духовными взглядами, а также вставлять стихотворения и песни, к месту и не к месту.

И ГГ и все остальные герои в книге, лишь плоские неживые марионетки, через которых автор, абсолютно неумело, пытается нам, неразумным, ВЕЩАТЬ. Сюжет же, для него, лишь раздражающая помеха в этом начинании.

Для поклонников попаданства, Прозорова, Зыкова, Михайлова, Распопова, Каменистого, Даниила Аксенова и прочих — НЕ читайте.

З.Ы. «Сэр Майкл» и прочие приколы курсивом доводили до зубного скрежета к концу.

Оценка: 3
–  [  4  ]  +

Евгений Красницкий, Елена Анатольевна Кузнецова, Ирина Град «Сотник. Уроки Великой Волхвы»

Asiatic, 1 ноября 2017 г. 19:24

Третья книга подцикла «Ратнинские бабы» объективно слаба. В первых двух романах худо-бедно развивались сюжетные линии заложенные Красницким, вводились новые герои и уточнялась судьба старых. В данном случае ничего такого уже нет. Книга перегружена рассуждениями и глубоко вторична по сюжету. Читателю еще раз пересказывают события последних двух книг оригинальной серии, с упором на некий «женский взгляд». К сожалению, все тематические рассуждения плавно кочуют из книги в книгу, иногда повторяясь буквально.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Евгений Красницкий, Елена Анатольевна Кузнецова, Ирина Град, Юрий Гамаюн «Отрок»

webstranger, 12 сентября 2017 г. 19:22

Историческо-попаданческая серия акцетнирующаяся на социологическом аспекте. Техническое прогрессорство крайне умеренно и в основном исходит не непосредственно от ГГ. ГГ хотя получает разум взрослого из будущего таки прописывается красочными прелестями названными в классификаторе «Становление/взросление героя». В основной серии баланс экщена и рассуждений неплох и даже ищущие чисто развлекательного чтива надолго не заскучают. Вторая подсерия «Сотни» увы прирывается на пол-пути к кульминации в виду трагической смерти автора. Продолжатели серии пока не решились её собственно продолжить — серия «ратнинские бабы» накладывается на таймлайн «отрока» и (последняя книга) «сотника». «Перелом» — эпизод непосредственно перед и во время подавления бунта в сотне.

В соответствии с хронологией повествования:

1. Отрок. Внук сотника.

2. Отрок. Бешеный лис.

3. Отрок. Покоренная сила.

3.1 Перелом (2016 взгляд ратников)

4. Отрок. Ближний круг.

5. Отрок. Женское оружие. (женский взгляд)

6. Отрок. Стезя и место.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

июль 1125 непосредственно перед походом — разговор с алексеем

поход за болото\разжалование из старшины->переход в боярыча

обряд посвящения в перуново воинство

7. Отрок. Бабы строем не воюют. (женский взгляд)

8. Отрок. Богам-божье, людям-людское.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Август 1125 — возвращение из похода за болото

...

Сентябрь 1125 — отбито нападение ляхов, казнь спиридона

секция «события» параллельное описание «от начала похода за болото»

9. Сотник. Беру все на себя.

10. Сотник. Не по чину.

9-10 Сотник. Уроки Великой Волхвы (2017 женский взгляд)

11. Сотник. Позиционные игры

В соответствии с хронологией выхода:

1. Отрок. Внук сотника.

2. Отрок. Бешеный лис.

3. Отрок. Покоренная сила.

4. Отрок. Ближний круг.

5. Отрок. Стезя и место.

6. Отрок. Богам-божье, людям-людское.

7. Отрок. Женское оружие.

8. Сотник. Беру все на себя.

9. Отрок. Бабы строем не воюют.

10. Сотник. Не по чину.

11. Отрок. Перелом

12. Сотник. Уроки Великой Волхвы

13. Сотник. Позиционные игры

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Евгений Красницкий «Отрок. Внук сотника»

karatv, 5 июля 2017 г. 10:54

Невозможно пропускать постоянные ляпы и противоречия.

То неудержимое весьма сомнительное умствование

То несоответствие детской наивности и тут же несколько слоев заложенных в мыслях тех же наивных героев.

То несоответствие хронологии древней или постсоветской.

Если с древней хронологией возможны ошибки, то явные подтасовки постсоветской хронологии в угоду собственным глубоким мыслям уважения не вызывают.

Оценка: 6
–  [  -1  ]  +

Евгений Красницкий «Ратнинские бабы»

Alex_Igan, 16 июня 2017 г. 12:42

Замечательный был писатель, Евгений Сергеевич. Однако, после его ухода цикл «сдулся». Много пустого бабского трёпа, выдаваемого за житейскую мудрость.

Оценка: нет
–  [  5  ]  +

Евгений Красницкий «Отрок. Внук сотника»

_Y_, 28 декабря 2016 г. 18:12

Ощущение двойственное. Более того, ощущение гораздо лучшее, чем могло бы быть, если бы предварительно не ознакомился с ФЛ заметкой об авторе. Цитата из этой заметки: «Отрок — не историческое исследование и не научная статья, а попытка пробудить интерес к проблемам управления». Эта фраза помогала мне при чтении. Не верите? А вот помогала.

Почему фраза так важна? Потому, что литературно роман показался сильно «не дотягивающим». И история средневекового подростка, обладающего подготовкой управленца 1980х не увлекла, и язык не лёг. В придачу, местами автор не удержался, вкропил в тот древний век свои политические взгляды, которые мне, во многом, чужды (к счастью, мера ему не изменила и вкрапления не доминировали). Интересны были именно управленческие решения, которыми оперировал герой. Что естественно, автор – специалист именно в этой области. Именно об этом он и рассказал интересно и квалифицированно.

Поэтому, редкий случай – рекомендую читать об авторе, и, наверное, авторские предисловия (если такие существуют) до того, как браться за роман. Если, конечно, вы решите браться.

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Евгений Красницкий, Юрий Гамаюн «Отрок. Перелом»

samez, 12 октября 2016 г. 02:09

В общем написано в духе и стиле Красницкого. Уж не знаю сколько тут от него, а сколько от Юрия Гамаюна. Но написано хорошо. Только, честно говоря, книга скорее для фанатов. Она просто раскрывает мелкие детали уже пройденного сюжета. А хочется дальнейшего развития сюжета.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Евгений Красницкий «Отрок»

LelikO, 14 сентября 2016 г. 08:24

Увы, мне книга не понравилась. ГГ- самовлюбленный надменный нарцисс, который позволяет себе то, за что «бьет» других. Например, осуждает зам. епископа за политику Макиавелли, а сам разве не такой? Все его действия лишь инструмент достижения целей через кровь, унижения других, технологии Карнеги, интриги и пр. Как это назвать? Ханжество? Двойные стандарты? Само повествование слишком подробное, это летопись, описывается каждый день, сплошные разговоры разговаривают, динамика событий низкая. Идея книги какая? Что-то для Руси? Нет, обогащение одного рода. Что еще.. Использование «сера Майкла» и прочих латинизмов- как пенопластом по стеклу в псевдо-исторической книге о Руси. Оскорбление церкви и христианской веры по большему счету. Слишком много научных терминов, на работе этого хватает выше крыши, чтобы было приятно встречать в таких объемах в развлекательном бульварном чтиве.

Оценка: 3
–  [  3  ]  +

Евгений Красницкий «Отрок. Покоренная сила»

dimon1979, 28 августа 2016 г. 16:51

Это третья книга в цикле «Отрок». К сожалению, автор идет стандартным путем, делая из своего героя человека невообразимых возможностей. Вообще, постоянные разговоры с самим собой, размышления о Киевской Руси и ее роли в мировой истории, попытки что-то изменить и построить другое общество, вызывают легкое недоумение. Вроде бы, начиналось все довольно обыденно, никаких сверхзадач перед Михаилом не стояло, нужно было выжить и чего-то добиться в новой жизни.

Подобные изменения коснулись не только мыслей отрока, но и действовать он стал с оглядкой на будущее, в котором он себе отвел роль нового правителя Руси или хотя бы этих мест. Воспитание молодых воинов, желание создать многотысячную дружину, обученную воевать в самых разных условиях. Все это вполне понятно, но вот как этого добиться с очень скудным бюджетом и практически с полным отсутствием кадрового резерва? То есть, теряется даже маломальский интерес к происходящему, все начинает походить на некий балаган с очень плохо играющими актерами. Также вызывает неприятие стиль общения молодого отрока со старшим поколением. Он всех поучает, делает замечания, умничает по делу и не по делу, знает ответы на любые вопросы, даже не имея знаний по данной эпохе. Конечно, рассчитывать на достоверность происходящего глупо, но здравый смысл еще никто не отменял, а в этом романе он полностью утерян.

Основные претензии у меня, именно к отроку Михаилу. В остальном, автор старается максимально жестко и местами даже чересчур, показывать жизнь людей в 12-ом веке. Никаких иллюзий по поводу ценности чьей бы то ни было жизни, хоть ребенка, хоть красивой женщины. Убийство это настолько обыденное и рядовое для того времени явление, что никто не обращает внимания на чужую кровь. Не избежит подобной «проверки» и сам Мишка, ему придется забыть гуманность нашего времени и полностью принять законы своего нового дома.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Евгений Красницкий «Отрок. Бешеный Лис»

dimon1979, 22 августа 2016 г. 15:37

Это вторая часть цикла «Отрок» Евгения Красницкого. По сути, автор написал один очень большой роман, который был разделен на тома из-за колоссального объема текста. События этого произведения начинаются с того же самого места, где закончилась первая часть. К сожалению, подобный подход имеет ряд недостатков. Читать цикл желательно подряд, так как никакого промежуточного финала нет. Количество действующих лиц, получается неприлично большим и запомнить их всех будет довольно непросто, поэтому делать перерывы в чтении не стоит.

Вообще, я уже заметил, что первая половина книги получается гораздо интереснее и информативнее. Автор старается сразу же чем-то удивить читателей, найти нестандартные сюжетные ходы. На мой взгляд, к таким моментам можно отнести боевые эпизоды. Предельно жестокие, на грани безумия, с подробным описанием кровавых подробностей. 12-век очень жестокое время, пытки пленных, убийство женщин и детей, наказание смертью собственных воинов, допустивших ошибки во время боевого похода, все это каждодневная обыденная жизнь.

К сожалению, выдержать в подобном темпе всю книгу, у писателя не получается. Очень много внимания уделено рассуждениям главного героя о вещах, которые не несут никакой практической пользы для читателя. Устройство правящей вертикали в 12-ом веке для него выглядит гораздо привлекательнее нынешней демократии, по версии автора. Вообще, тоска за распавшимся Союзом и сожаление об упущенных возможностях, выглядит несколько комично. Не буду вдаваться в дебри правильности или неправильности экономической стратегии распавшегося гиганта, но плакать и переживать по этому поводу, уж точно не стоит.

Несмотря на все недостатки, читать интересно и хочется узнать, как дальше сложится судьба молодого отрока.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Евгений Красницкий «Отрок. Внук сотника»

dimon1979, 21 августа 2016 г. 14:16

Долго собирался с силами, чтобы начать знакомство с книгами Евгения Красницкого. В принципе, подобные произведения, написанные в жанре альтернативной истории, особенно о событиях очень далекой древности, меня чем-то привлекают. Не буду вдаваться в размышления о исторической достоверности, так как это неблагодарное занятие. Вся история того периода была десятки раз переписана в угоду самым разным правителям и найти там даже крупицы правды дело безнадежное. Поэтому, я воспринимаю подобные тексты исключительно, как развлекательное и приключенческое чтиво без особых претензий.

На дворе 12-й век, сложное и тяжелое время. Именно сюда попадает наш современник, причем, в тело подростка. На мой взгляд, это довольно неплохой ход, так как есть возможность достичь многого, используя знания современности и молодость нового тела. Не знаю, как будут развиваться события в следующих книгах цикла, но в первой части все выглядит довольно логично. Кто имеет больше шансов добиться успеха в этом времени? Конечно, воин, причем, желательно имеющий отношение к какой-либо силе или человеку. Поэтому нет ничего удивительного, что все силы будут брошены на обучение воинскому делу, с использованием некоторых придумок из нашего времени.

Мне тяжело судить, правильно ли автор описывает быт и обычаи людей того времени. Честно говоря, у меня и нет такой задачи, это обычная сказка и воспринимать ее нужно соответственно, без иллюзий на какую-либо достоверность. Нужно отдать должное писателю, выстроенные им декорации собственного мира, смотрятся очень четко и грамотно, создают эффект присутствия в мире 12-го века, пусть и в вымышленном.

Первая книга это своеобразный экскурс по миру, героям, важнейшим событиям. Минимум действия, событий, автор больше уделяет внимания описаниям окружающего мира и населяющих его людей. Судить о цикле по этому роману сложно, потому что основные события впереди и как смог Евгений Красницкий развить свою серию дальше, пока непонятно. Для любителей жанра, наверное, необходимо читать, но для знакомства с этим направлением фантастики, я бы не рекомендовал.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Евгений Красницкий, Елена Анатольевна Кузнецова, Ирина Град, Юрий Гамаюн «Отрок»

corund, 7 апреля 2016 г. 18:06

Очень интересная серия.

Плюсы:

— хороший язык у автора

— хорошо описана эпоха Древней Руси

— герой начинает с самого низа и всего добивается сам, причем «рояли в кустах» практически отсутствуют и малозаметны

Минусы:

— единственный минус для меня, это то что автор совершенно не умеет управлять временем в своих книгах. События описываются с излишней подробностью, как будто все они важные, но так не бывает. Вместо того, чтобы сказать «и прошло два года», а потом кратенько описать, что именно произошло, автор на каждый месяц по книге потратил детально все расписывая. И вот результат — автор умер не успев рассказать чем все кончилось, серия остановилась фактически на завязке истории. Красницкий, кстати, не единственный автор с подобными проблемами — Джордж Мартин тоже все на месте топчется и рискует помереть растянув серию на 20 книг и не закончив историю, слава богу что сериал стали снимать.

Реально очень хорошая серия, прочитал ее махом, рекомендую!

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Евгений Красницкий, Елена Анатольевна Кузнецова, Ирина Град «Сотник. Не по чину»

webstranger, 9 марта 2016 г. 01:11

Люблю исторических попаданцев-прогрессоров. Очень многообещающее начало. Настроился на эпопею типа ««Царь Федор» Злотникова» но более подробно-реалистично и с уклоном в психологию.. узнав что автор умер сильно опечалился. Но последняя книга внушает надежду — очень достойное продолжение. Надеюсь на этом не остановятся и таки допрогрессорствуют благо решение принято еще в предидушей книге

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Евгений Красницкий, Елена Анатольевна Кузнецова, Ирина Град «Сотник. Не по чину»

k2007, 26 ноября 2015 г. 15:20

Как же жаль, что автор умер, закончив цикл на переломной точке. Герой только что существенно изменил свой статус, перед ним маячит новое практически невыполнимое задание — и все. Конечно, остались какие-то черновики и наброски, но полноценная авторская книга — это совсем не то.

И хотя в этой книге мало боевых сцен, читается она тем не менее с неослабевающим интересом.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Евгений Красницкий «Отрок. Богам — божье, людям — людское»

MarchingCat, 13 мая 2015 г. 20:04

Первая половина этой части эпопеи сильно похожа на «Ближний круг» — больше рассуждений и бытовухи, хотя и выбивающейся из общей канвы.

Вот с чего вдруг старосту, чисто гражданскую власть (как писал сам автор!), склок пугавшегося и пытавшегося самоустраниться со своей должности в одной теперь из предыдущих частей, автор теперь вывел на роль чуть ли не серого кардинала, да ещё бойца каких поискать (Корнея до травмы уделывал в трёх поединках из пяти)? Нафига тут нужны дополнительные притягивания за уши исторических данных к сюжету эпопеи, изменение истории Ратного? Автор вдруг решил всё как-то иначе повернуть и чисто своей волей начал всё перекраивать, так получается? Те же женщины были нормальными русскими бабами весь цикл, а тут вдруг каждая интриганкой себе на уме вырисовывается, тоже серыми кардиналами, только в юбках.

Про Журавля напрочь забыли. Ни его реакции на те походы, ни подготовки к его возможной реакции. Вообще забыл автор про него, и всё тут.

Оттого, двойственное ощущение от первой половины осталось. Вроде бы и прочиталось с интересом... в какой-то момент даже желание читать дальше, впервые за весь цикл, под вопрос встало.

Вторая же половина книги куда как повеселее. Сплошная боёвка. Потому тут анализировать особо-то и нечего.

Финал выглядит скомкано. Учитывая авторское предисловие в начале книги, а так же солидные допы (не вошедшее в основной текст книги) апосля романа, создаётся впечатление, что в издательстве автору сказали что продажи падают и пора либо сворачиваться, либо переходить на новый уровень. Вот автор и завершил так судорожно «отрочество», объявив переход к «сотнику», хотя материалов у Красницкого, явно, ещё не на одну книгу отрочества было написано. Но сие лишь лично моя гипотеза и ничего более.

По сумме впечатлений — всё то же. Очень ровно цикл идёт.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Евгений Красницкий «Отрок. Стезя и место»

MarchingCat, 12 мая 2015 г. 20:21

Если четвёртая книга была книгой размышлений, то тут — сплошная движуха. Прочиталось на раз, с удовольствием, но и слабые места есть. Описание сумятицы боя (описание разгара боя, когда описывать приходится действия кучи народу одновременно, а не каждого бойца по отдельности) автору не удаётся. Или наоборот, удаётся — в том смысле, что ничего не понятно никому кроме самого автора — истинная сумятица.

Посвящение в воины странное какое. Совершенно непонятным осталось что было условием победы, а что — поражением. И почему Мишка один там голый бегал, если, вроде как, посвящали нескольких юнцов?

И вообще, почему вдруг автор 2 года куда-то выпустил (почти весь роман Мишке 14 лет, и вдруг посвящение, которое в 16 лет происходит), если до этого чуть ни понедельно повествование вёл?

Ну, это всё частности. А в целом — автор совершенно не растёт. Как стартовал, так и пишет, один в один. С другой стороны, и хуже не становится, что бааальшой плюс для сериала.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Евгений Красницкий «Отрок. Ближний круг»

MarchingCat, 11 мая 2015 г. 23:47

А мне эта часть эпопеи понравилась. Да, основная масса — диалоги, размышления, разведка. Но всё осмысленно и очень интересно. Прочитал залпом.

Тем более, что это, похоже, позиционная часть. Определение планов, угроз, свершений на будущее (ну, я надеюсь на это).

Единственно... Совет ближников (ближе к концу книги) как-то нелепо выглядел. На уровне «игры в штаб» у детей. Причём, и поведение именно чисто подростковое там автор очень здОрово описал.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Евгений Красницкий «Отрок. Покоренная сила»

MarchingCat, 11 мая 2015 г. 14:24

Вот как писать отзывы на романы цикла, когда эти «романы» выглядят кусками одного большого произведения, произвольно порезанного на куски размерами, пригодными к самостоятельному изданию и продаже?

Качество на том же уровне, что и предыдущие две книги. Событийность выше, чем во второй книге, что радует.

И всё слабее видно, что в теле подростка взрослый мужик. Слишком уж подростковые ляпы поведенческие допускает. Особенно ярко это видно по тому, что с инстинктом самосохранения у него напряг. Это только подростки себя бессметрными считают. Взрослый мужик бы в первых рядах на рожон не лез.

Но в целом всё то же. Нормальный сериал, хорошее развлекалово. Пока не надоел, с интересом буду читать и дальше.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Евгений Красницкий «Отрок. Бешеный Лис»

MarchingCat, 10 мая 2015 г. 19:39

Разочаровало главным. Этот цикл оказался не циклом романов, а сериалом (романом-эпопеей такое сложно называть). То есть идёт себе действие и идёт. Резать на условные романы можно было в любом месте. На каком месте закончился предыдущий том, с него же и следующий начинается. Очередной Ричард Длинные Руки. Роман, который можно писать и писать до тех пор, пока продолжения покупают.

По уровню — копия первой книги. На фоне как настоящей истории так и элементов, нафантазированных автором, попаданец направляет историю местных жителей в нужное ему, попаданцу, русло.

Провисания сюжета только условные — в местах размышлений героя (мне они даже нравятся, оттого провисаниями не засчитываю).

И быстрее бы уже вырос главный герой! Несоответствия его поведения и знаний поведению и знаний подростка (а отсюда и несоответствия обращения и разговоров с ним окружающих), плюс другая крайность, о которых мало кто в отзывах пишет. Не смог бы взрослый мужик в теле подростка вести себя столь сдержанно, а так же столь туповато. Кроме того, вызывает дикое недоумение, когда главный герой начинает расспрашивать у окружающих вещи, которые он не знать не может в принципе (типа настроений в селении, в котором он всю жизнь прожил).

Но пишет автор хорошо, не отнять. Хороший сериал придумал. Развлекает, затягивает.

Оценка: 7
–  [  11  ]  +

Евгений Красницкий «Отрок. Внук сотника»

MarchingCat, 8 мая 2015 г. 23:30

Сразу скажу, что несмотря на все гадости, что я сейчас наговорю, мне роман понравился.

Так и хочется воскликнуть: «Ать, молодец автор!». Так ловко замаскировать под патриот-историю практически самое обычное попаданчество.

Главный герой не десантник, не врач, не кузнец? Фигня. Он всем этим скоро станет сам. Прокачка персонажа идёт, учитывая возраст героя, планомерно и целенаправленно. Метание ножей, физподготовка и прочее и прочее.

Книжка не про прогрессорство? Да ну?! Есть такая штука! Просто хитрое такое прогрессорство, из-под тишка. Ходит малец с интеллектом взрослого мужика из будущего да идейки между делом старшим подкидывает. Что же это ещё, как не прогрессорство. Просто подано это скромно, тихой сапой, сугубо в личных целях.

В общем, всё на месте. Первый роман — введение в антураж, расстановка игроков, первичная прокачка персонажа.

Это я всё для справедливости отметил.

Но кроме скрытых шаблонных моментов, есть и открытые выигрышные нюансы.

Во-первых, квазиисторизм. Пусть плюются те, кто на свою голову книгу как исторический роман читал. Будто не видели на обложке название серии, в которой книга вышла. А потом, когда читали, экстрасенсы всякие а-ля колдуньи не смутили? Автор сделал очень хороший ход-замануху. Экскурс в историю. Этим и вводные данные необходимые дал, и настрой как на более серьёзную литературу задал. Вот читает человек развлекалово, а ощущение у него, будто нечто более серьёзное в руках держит. Мелочь, а как приятно читателю. И плюс сюда же то, что мы, русичи, показаны тут ну просто край как выигрышно. Пусть это и не чисто попаданчество в реальную историю, а фантастика с кучей допусков и привнесённых фантазий.

Во-вторых, бытовые моменты. Семейные саги всегда были любимы и популярны в народе. Как и хорошие книги о юношестве. Вот Красницкий и ввёл элементы названного в свой роман. На мой взгляд, очень удачно. Книги на стыке жанров, вообще удачны, если автор языком владеет. А Красницкий владеет, хорошо пишет.

В-третьих, очень интересная форма подачи материала. Проблема — пути решения — решение — к чему это привело. Показывается ход рассуждения, а не как у большинства авторов попаданцев — только сами действия героя.

И в целом — очень позитивно. С редким, но удачным юмором.

А в чистый минус — не очень хорошо выдержана динамика подачи материала. Есть провисающие места. Поведение пацана с разумом 50 летнего мужика показано крайне криво (если задумать, конечно. но лучше не задумываться, а просто читать как развлекалово). Вообще, заметно, что автор историю знает лучше, чем подростковую психологию. Исторические данные под сюжет подогнал отлично, и своего напридумывал так здорово, что многие читатели за чистую монету приняли. А вот с реалистичностью поступков и ситуаций частенько пролёт получается. И ещё лично я всё что связано с экстрасенсорикой книге в минус бы отнёс. Хотя, может, с колдовством это автор специально — чтобы точно никто сдуру фантастику с исторической книжкой не путал?

Но, как бы то ни было, в своём, попаданческом, сегменте книжка хороша своей свежестью. Даже без скидки на то, что это дебютный роман. Легко читается, стык жанров, нестандартная сюжетная подача, выигрышное отображение образа русичей 12 века.

Главное одно — при чтении помнить, что читаешь фантастику, сугубо развлекательную книжку на вечер. И тогда получишь удовольствие.

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Евгений Красницкий, Елена Анатольевна Кузнецова, Ирина Град, Юрий Гамаюн «Отрок»

Ёла Пална, 16 февраля 2015 г. 17:11

Да, попаданец. Но в остальном довольно качественная историческая проза. Попаданец тут в первую очередь, для того, что б оправдать современный язык повествования. Поскольку ни волшебства, ни суперсил, ни чего бы то ни было похожего в этом цикле вы не найдете. Лёгкий, едва заметный налёт мифологии, не более того. Не припоминаю, что б кто-то из современных фантастов так глубоко погрузился в средневековый русский быт. Даже великолепная Мария Васильевна Семёнова. которая потрясающим образом владеет вопросом. Её книги настолько точны, что по ним можно готовить домашнее задание по истории. Однако Евгений Сергеевич пошел ещё дальше. Он внедрил нашего человека, наши управленческие технологии и смоделировал результат. На мой взгляд — исполнено великолепно.

Сюжет наполнен событиями, которые можно рассказывать в качестве самобытных баек, при этом увязан добротной концепцией. Мне было очень интересно, буквально каждую страницу. Персонажи объемные, живые и, главное, развиваются. Не только главный герой или остальные мальчишки, которым сам бог велел расти и меняться. Состоявшиеся фигуранты, такие как собственно сотник (дед), немой, дядька Лавр, да и Гредислава Всеславна, все получили вполне логичное развитие на фоне меняющихся обстоятельств. Очень, ну просто очень-очень жаль, что цикл не окончен.

Оценка: 9
–  [  15  ]  +

Евгений Красницкий, Елена Анатольевна Кузнецова, Ирина Град «Сотник. Не по чину»

БорЧ, 17 ноября 2014 г. 03:34

Увы, но повествование обрывается всего лишь на третьей главе... Просто до слёз обидно, что безвременная кончина автора оборвала этот цикл. Даже, собственно, и не столько цикл — сколько (в своём общем контексте) абсолютно единый и цельный роман-эпопею. А ведь главному герою в (оказавшейся последней) книге — всего-то 14 лет и наверняка в планах автора «была ещё практически целая его жизнь»...

Не знаю хватит ли смелости соавторам подцикла «Ратнинские бабы» замахнуться на продолжение основной части цикла... Тем более не могу знать насколько в авторской канве это может у них получиться, но расставаться навсегда с Мишкой Лисовиным — очень и очень грустно!

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Евгений Красницкий, Елена Анатольевна Кузнецова, Ирина Град «Сотник. Не по чину»

Asiatic, 21 августа 2014 г. 11:05

Книга оставляет очень приятное впечатление. Конечно после сомнительного цикла «Ратнинские бабы» были опасения что «Сотник» превратится в нечто подобное. Но или таки Красницкий успел сделать основную массу работы, или его соавторы учли предыдущие ошибки. На общем фоне цикла книга очень достойна. При этом нужно отметить почти полное отсутствие всякого рода драк и сражений — весь роман посвящен подковерной политической борьбе. Несмотря на это книга отнюдь не скучна. В судьбе главного героя происходят значимые изменения и наконец-то «движуха» по главному сюжету. Так же были существенно облегчены традиционные рассуждения на тему менеджемента и управления. Отдельно стоит выделить связь некоторых эпизодов из «нашей» жизни Михаила Ратникова с биографией самого Е.Красницкого. Своего рода дань памяти мастеру.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Евгений Красницкий, Елена Анатольевна Кузнецова, Ирина Град «Отрок. Бабы строем не воюют»

Asiatic, 16 августа 2014 г. 23:51

Не секрет, что Е.Красницкий не успевал разрабатывать все сюжетные линии. Множество завязок так и не получили стоящего развития. Одно из таких направлений — жизнь женского населения в Ратном. По сути, эта книга сборник эпизодов. По мнению авторов, это должно заполнить какие-то пробелы и дырки в мире «Отрока». Приоткрыть небольшие тайны и дать дополнительную инфу про полюбившихся героев. Главной бедой является отсутствие сюжета. Читателю дается возможность прикоснуться к миру средневековой женщины, переосмыслить события цикла. Но углубление в психологию, без каких-то фактических событий делает чтение скучным. Только для самых преданных фанатов цикла.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Евгений Красницкий «Отрок»

bubacas, 27 июня 2014 г. 10:15

Это не «фантастика про попаданцев» и не «альтернативная история» и даже не, спаси Господи, «славянская фентези». Это — добротный, динамичный и крепко склеенный боевик, «снятый» в декорациях древней Руси XII в. Декорации весьма условны (всё-таки, не учебник истории читаем), но достаточно образны и узнаваемы, что бы создать нужный настрой у читателя.

Войны, авантюры, дворцовые интриги и семейные драмы. Простой и жестокий век, простые и, да чего уж там, жестокие люди. ГГ не одержим прогрессорством, мессианством и прочими комплексами «попаданцев», а постепенно и упорно строит свою жизнь. Взбирается вверх по социальной лестнице, при этом не превращаясь в супер-героя, который укладывает врагов штабелями, а девок — пачками (или наоборот).

Почти нет пафоса и дурной масштабности: когда, если спасать — так весь мир, не меньше; если войну устроить — так, что бы тысяч десять рубилось; если влюбился ГГ — так минимум в принцессу; а в конце он, ясное дело, королём станет (ну, это для начала). Здесь всё более обыденно, менее масштабно; но гораздо интереснее и напряжённее.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Евгений Красницкий «Отрок»

Боровичский, 8 июня 2014 г. 22:42

Читал все что опубликовано, кроме «Бабы строем не воюют»

Понравились монологи ГГ самого с собой. Логические цепочки, победы, просчеты, ошибки. ГГ в своих рассуждениях поднимает острые социальные проблемы, отношение к религии в средневековье и сегодня. После его описания самострела и тактики боя с его использованием, сразу захотелось купить арбалет. Тяжелый путь от никчемного сироты к боярычу-сотнику описан натурально. У ГГ есть великая цель — не допустить татаро-монгольского ига над Русью. Идя к ней он жертвует своими желаниями, личной жизнью, своими близкими мучается, сомневается, все как в жизни....

Увлекательно! Полезно! Рекомендую!

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Евгений Красницкий «Сотник. Беру всё на себя»

VovaZ, 9 апреля 2014 г. 16:25

Вторая часть цикла, на мой взгляд, вышла значительно слабее. По крайней мере, начало явно с левой ноги.

Плосковатость персонажей осталась та же, в этом Красницкий не прогрессировал. Однако, наблюдается значительный регрес в сценической динамике, а ведь это то единственное, что вытягивало романы предыдущего цикла.

В этом романе пришлось пробиваться через повествование с немалым трудом.

Сюжет, вобщем-то простой и короткий, просматривается за текстами, перегруженными административно-управленческими рассуждениями героя, с огромным трудом.

Произведение, собственно почти не несёт черт романа, а представляет из себя скорее некие мемуары управленца-номенклатурника.

Есть небольшая надежда, что автор исправится в продолжениях.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Евгений Красницкий «Ратнинские бабы»

Zoya2013, 11 февраля 2014 г. 17:35

Здорово!!! Не все поняла, но «женская и мужская» логика — в этом весь смысл! И на мой взгляд — мужчина всегда должен помнить о том, что «женский мир» в ответе за ежедневную жизнь, судьбу и продолжение всего рода-племени, поэтому нельзя давить на женщин, нельзя их ломать под себя! В любом мужчине что-то изначально закладывается женщиной-матерью!

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Евгений Красницкий, Елена Анатольевна Кузнецова, Ирина Град «Отрок. Бабы строем не воюют»

k2007, 11 февраля 2014 г. 13:33

Книга... скучная. Самостоятельной ценности не несет, разве что для больших любителей цикла. Таких книг к любому циклу можно написать мильон. Что делали второстепенные персонажи в то время, как основные двигали сюжет.

Шесть баллов в данном случае за знакомый симпатичный сеттинг и общую гуманистическую направленность романа

Оценка: 6
–  [  13  ]  +

Евгений Красницкий «Ратнинские бабы»

БорЧ, 5 февраля 2014 г. 23:12

Года два назад — «Отрок» мне пришёлся по вкусу настолько, что я на одном дыхании прочитал подряд все шесть книг этого цикла. Именно поэтому я достаточно долго не рисковал читать фанфик-ответвление, написанный (судя по авторскому вступлению в нём) более соавторами, чем самим Красницким. Но вот, как не странно, не разочаровало меня это продолжение-ответвление, вполне оно в русле и в общей эстетике основной части цикла. Хоть и явно несколько другое и с другим подходом написанное. И читать его лучше не в ожидании дальнейшей «приключюхи», а... Впрочем, далее может быть только спойлер...

Но по сути — дело в том, что конечно же есть существенное различие между мужским и женским взглядом на одни и те же вещи. Мужская логика — прямоугольна. У гениев — она подобна огромному дому с множеством углов, образованных внутренними стенами и перекрытиями; ну а у кого-то его «прямоугольная логика» может ограничиваться и одним ящиком письменного стола. Логика же женская — подобна дереву. Но и здесь она может быть очень разная: когда-то это стройная сосна, когда-то изящная берёзка, а когда-то и сполошно разросшийся куст бузины. Но едино одно — прямых линий и прямых углов всегда крайне мало.

И вот если к этому двух-книжию приглядеться с этой точки зрения — тут и начинается самое интересное: мужчина (автор основной части цикла) предоставил соавторам-дамам возможность в свою «попаданческую приключуху», написанную для мужской аудитории, ввести очень неплохой фрагмент видения «женского мира». Того мира, без которого невозможно закрепить сколь-нибудь значительные преобразования в мире мужском, ибо в любом мужчине что-то изначально закладывается женщиной-матерью.

И, оказывается, нельзя сказать, что этот «женский мир» — мягок и благодушен. Наоборот, он жёсток до жестокости — да такой, что куда там «мужскому миру». Потому, что не за удачу в каком-то одном бою женский мир в ответе — а за ежедневную жизнь, судьбу и продолжение всего рода-племени. И свой порядок «женский мир» устанавливает не молодецкой лихостью набега, а железной рукой для всего и всея. Навсегда. Или, как минимум, до гробовой доски.

ЗЫ: Вот только неоднократно употреблённое героиней выражение «попасть впросак» — не соответствует эдак лет на 500 хронологии книги ни в одном из двух его этимологических толкований.

Оценка: 8
–  [  13  ]  +

Евгений Красницкий «Отрок. Внук сотника»

Peter VY, 15 декабря 2013 г. 19:46

Эта книга не о Русской истории 11 века эта книга о том, что у Русских есть История. Эта история о сильной самобытной культуре сформировавшейся далеко до Рождества Христова.

В нашей стране много людей которые получают зп что бы доказать что у Русских вся история начинает с принятия христианства причем неправильного (православного). А до этого здесь жили дикарись и дикарями остались. И вся наша история якобы дурость полная т.к. народ не шибко умный.

А Эта книга дает правильное понимание нашей истории, причин почему события происходили так а не иначе и люди в ней даже 11 века (конечно менее образованные) но не глупые и уж точно не глупее нас с вами.

А нашим врагам нужно нас убедить что мы глупые что на надо отдаться им в управление (вместе с территорией и природными богатствами) т.к сами собой управлять не можем.

И тут появляется умная правильная точная и бесспорно талантливая книга. И не одна.

Калибр линкора. Полное вооружение.

В начале того века один линкор мог целую эскадру потопить.

(Один немецкий линкор (который «Cлучайно» прошел мимо Англии и потом торчал в Черном море неколько лет и наш «союзник» Ангия этого в Упор не видела -имела достаточно сил его уничтожить) практически парализовал Русский экспорт пшеницы — главный источник валюты)

Эта серия для Врагов России как кость в горле.

Она одна может парализовать целый фронт идеологической войны против России.

Поэтому их задача что бы любой кто пришел узнать мнение об этой книге натолкнулся на серию уничижительный поносных рецензий.

Достаточно посмотреть статистику оценок. От 10 до 4 распределение оценок идет по Гаусу а потом хвостик от 3 до 1 резко идет вверх.

Кстати это в принципе достаточно универсальный способ определения не влияют ли на оценку произведения некие факторы не литературного Характера.

Обидно другое. Колы и 2-ки действительно хорошему произведению не помешаю набрать хороший бал, но из Топа выбивают.

Эх если бы можно было узнать национальный состав минусовщиков — занятная картинка получилась бы.

Как например зная нац состав Российских миллиардеров обнаруживаешь что среди некоторый наций =количество\% от населения превышает средний 100 раз.

Сразу становится понятно кто Разваливал СССР, кто получил от этого прибыль.

Легко увидеть, что СВОИМ авторам (у кого мама была их наци) или кто пропагандирует ИХ взгляды на жизнь они рейтинг надувают до небес.

И изощренную (это они умеют) ерунду пытаются представить как слово ГОСПОДНЕ.

А бесятся они от того что чувствуют — что коренное население России начинает понимать кто ест их поедом.

Еще недавно на политсайтах они забанивали патриотов России своей гиперактивностью по полной.

А сейчас их на многих сайтах мочат так, что даже проплаченные тролли не справляются работая по 24 часа в сутки.

Просто песня.

Эта серия лучшее что я читал по Политической истории России.

Это просто умное необычное увлекательное чтение.

Всем советую.

Р.S. О! Зацепила рецензия. Все + в ноль заминусовали.

Я не сомневался, что будут организованно минусовать, но какая реакция.

И главное по умному действуют в минуса не уводят, держат ноль.

Но нас то 99% от населения этой страны.

Неужто продуем?

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Евгений Красницкий, Елена Анатольевна Кузнецова, Ирина Град, Юрий Гамаюн «Отрок»

Peter VY, 13 декабря 2013 г. 17:22

Однозначно это шедевр. Однозначно это событие в Российской культуре.

Категоричными суждениями обычно присущи людям недалеким или мало знающим со скудным житейским опытом (часто молодым) или наоборот.

Помню как в стройотряде мне попалась какая то полу порванная, без обложки (кто автор -неизвестно) повесть о каком то придурковатом полковнике который пытался разбогатеть на петушиных боях. Читал не напрягаясь. Больше читать было нечего. Перелистнул последнюю страницу и вдруг откуда то ясное четкое понимание это гениальное произведение, автор гений. Какой то латиноамериканец. И почему то уверенность что конечно же это только я такой умный (ах молодость молодость когда мы легко против мнения всего мира) так считаю, а этот мир конечно настолько глупо что это понимание ему не по зубам. Не дорос.

Почему гениальное — если бы тогда пришлось объяснять почему — не смог бы. Но при этом ни капли сомнения. Потом очень расстроился когда узнал Габриэль Маркес не последний человек в Пантеоне Великих. У меня украли тайну. У меня отняли ощущение что я умнее всех.

С тех пор я стал взрослее, мудрее и проще. Стараюсь искусственно не умничать.

Если считаю что это шедевр — считаю до 10 если за это время не передумал значит так и пишу.

Одна из немногих книг, прочитав которую через несколько дней начал читать заново.

И .... книга еще больше понравилась.

Написана довольно непритязательно, просто. Без заявки на ШЕДЕВР ВСЕХ ВРЕМЕН. И после первого прочтения поставил бы 8. Теперь понятно почему. Многие глубинные моменты при первом прочтении не воспринимаются, зато (чего греха таить немалое количество маленьких шероховатостей) бьет по глазам. Цепляет непропорционально их реальному значению. Но посмотрите за какое время этот огромный материал был написан. Автор гнал, однозначно но не план а успеть записать в художественной форме то колоссальное понимание жизни которое он накопил. Желание что то сделать, успеть. Такое чувство что автор воспринимает наше время сейчас как он знает время Руси перед нашествием монголов. И боялся не успеть.

Мои ощущения сродни Красницкому — этот бедлам при нынешних масштабах ВСЕГО (количества людей, богатств, науки и техники итд) кончится океанами крови (в лучшем случае) в худшем не будет океанов крови. Все будет мирно тихо. Раса генетических, социально культурно- технологи господ и раса генетически социально -технологических рабов. И так будет тысячи лет. Весть предыдущий культурный слой будет уничтожен. И значит если человечество даже переживут это то начинать опять придется с нуля и нет никаких гарантий что не попадет опять в туже ловушку в которую оно идет сейчас.

День сурка может быть не только радостным но и страшным адом (что бесподобно описал Кинг).

Адом для человечества.

Вот с чем пытается бороться автор.

Вот истинный масштаб книги.

Перед первой мировой войной тоже был взрыв «изощрённого высокоинтеллектуального пустого искусства»

Когда супчик начинает закипать наверху появляться пена. Так было всегда.

Сейчас невооруженным взглядом видно что пена лезет как из Макрофлекса.

Все очень серьезно, по взрослому.

А детишки рефлексируют что у Красницкого лось неправильно бегает.

Ну что ж масштаб критики говорит о масштабах критиков.

Если сравнивать это произведение то лучшее с чем можно сравнить с Песнями Гипериона.

В Песнях изощренное высокохудожественное псевдовысокоинтелектуальное идейное убожество. На которое массово покупается считающий себя культурной элитой плебос.

Отрок. Все внешне просто, явный не профессионализм автора как литератора — колоссальное наполненность идеями мыслями правильным пониманием реальной жизни.

Каждому свое.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Евгений Красницкий, Елена Анатольевна Кузнецова, Ирина Град, Юрий Гамаюн «Отрок»

Asiatic, 18 ноября 2013 г. 11:44

Наверно не стоит использовать громкий термин «шедевр» к циклу книг про попаданца, да еще на литературном сайте... Но среди необъятной массы книг, посвященной этой модной тематике, цикл Е.Красницкого стал эталоном качественного исполнения, не стандартного подхода и несомненного успеха. Выход каждого нового романа становился целым событием. Автор сумел поднять казалось бы,уже так набившую оскомину, так затасканную ранее тематику «попаданца» на недосягаемую прежде высоту. Безумно жаль, что цикл так и останется незавершенным.

Оценка: 9
–  [  32  ]  +

Евгений Красницкий «Отрок. Внук сотника»

Zloben, 19 октября 2013 г. 02:46

Книгу эту мне посоветовали, причем посоветовали ее как «историческую». Беда. Большая беда. Я прочел и ужаснулся, от истории и адекватности здесь нет и следа. Беда не в том что автор делает огрехи на уровне банальной логики(а где их нет?), беда не в том, что не соблюдены какие то мелочи вроде слов которых в то время не было. Беда в том что автор написал поистине продуманный, богатый, яркий, красивый и абсолютно недостоверный мир. В этом то главная проблема, когда человек говорит чушь, но говорит очень убедительно. Ладно я, или другой человек который хорошо знает историю, прочитает, улыбнется и отнесется к этому как к авторскому вымыслу. Но люди которые не знают истории(а таких большинство)- поверят! Отсюда у нас и Аркаимы и коловраты и древнеславянский рунный алфавит.

Если вы не поняли о чем я , то поясню: когда читаешь другие книги из ряда исторической фантастики, будь то Мазин или Злотников или Прозоров, то с первых страниц видишь, что автор ни коим образом не претендует на историческую достоверность, для Мазина это сказка про чудо- богатырей, для Злотникова про гениальных политиков в идеальных условиях, но авторов объединяет одно, если описывается история- это на 100% достоверная и общедоступная история, если вымысел, то автор показывает нам- так а вот это я придумал сам. Есть разные приемы: гиперболизация- чтоб даже до самых доверчивых дошло, что это вымысел, мистика- когда мы откровенно понимаем, что такого быть не может, иной раз автор устами героя говорит: «Никогда даже не слышал о таком(что сейчас вижу)*описание*» и становится понятно что такого не было.

Есть и другие авторы, это плохие авторы, когда мы видим скудный мир с зачаточными знаниями истории и тонной графоманства, но это слишком очевидноглупые книги, о них я даже не буду говорить.

Что же мне так не понравилось скажете вы? А я отвечу, с первых страниц автор погружает нас в ту эпоху, дает историческую справку(взятую из учебника по истории за 6 класс, который видимо является единственным опорным материалом автора), потом нам ДОСТОВЕРНУЮ историю притягивают к ВЫДУМАННОЙ автором, показывая, что они как бы одно целое. А затем начинается цирк: парад колдуний лечащих от всех болезней(исходя из археологических данных люди в то время на Руси умирали как и везде- от кариеса, пардон, поноса и сложных переломов, про более серьезные раны я вообще молчу) чудо- богатырей неизвестно как и зачем появившихся в лесах Погарынья( история ратнинской сотни шита белыми нитками, то что Ярослав не хотел держать при себе сотню усопшего Мстислава полный бред, более схожий с самурайскими традициями чем с реалями древней Руси, в те времена переход воинов от князя к князю не был чем то сверхредким, в пример вам дружина Ярополка, которого Владимир Святой по подлому прирезал на переговорах, эта дружина совершенно спокойно перешла под руку Владимира.)астрономически богатых купцов( кольчуга, меч, шлем все это стоило не просто дорого, а ОЧЕНЬ дорого, чтоб купить сотню комплектов пришлось бы продать весь Туров, не факт что хватило бы, опять же археологическая справочка, в то время 12-13 век даже дружины КНЯЗЕЙ не могли похвастать тем, что все воины в них были экипированы подобным образом, все чаще топоры, копья и стеганые куртки с элементами металлической защиты.)

И все это на фоне невиданного шапкозакидательства и так называемого «ура поцреотизма». И викинги(которые в то время кошмарили всю Европу, Русь и побережье Средиземного моря) им не соперники, и греки туповатые, кровожадные варвары, и Экклезиаст- блаженный дурачок по сравнению с погарынскими титанами мысли. А но то в принципе и верно, ведь там собрались гениальные полководцы(Корней, Алексей), великие колдуньи(Нинея, Настена(?)), величайшие экономисты(Осьма, Никифор). Прям не глушь лесная а столица вселенной.

На мой взгляд автор даже не пытался найти хоть какой нибудь материал по той эпохе, а изложил «как оно по моему было». Но на фоне крайне красивого изложения это выглядит убедительно, в этом то и беда...

Оценка: 4
–  [  8  ]  +

Евгений Красницкий, Елена Анатольевна Кузнецова, Ирина Град «Отрок. Женское оружие»

Zloben, 13 октября 2013 г. 02:15

То что меня слегка раздражало по ходу основного повествования здесь просто бьет ключом: дикая замудренность и хитросплетение интриг похлеще чем в Ватикане. Если такое творится в каком то забытом богом селе, то что же тогда происходит в Киеве? Я усматриваю здесь чисто культурологическую ошибку- попытку причислить славянскую культуру к высококонтекстуальным, где каждое слово, каждый жест- целая история, на каждую ситуацию- свой ритуал(вплоть до справления нужды, пардон). Так было в Японии лет эдак 300-400 назад, но то что такое было на Руси не находит подтверждения.

Второе- история высосанная из пальца, вот просто на пустом месте, по принципу, а почему бы и нет? Искусственно добавленный персонаж- Арина. Взялась непонятно откуда, вся из себя загадочная и удивительная. Но лично я на протяжении всей книги чувствовал что она лишняя в ряду действующих лиц, как пазл который не подходит никуда. До этого уже был такой персонаж- Алексей, но его приживление как то сгладили, прошло более менее. Здесь же полное отторжение(на мой взгляд). На месте Арины с тем же успехом быть и Майкл Джексон и Дарья Донцова, все равно под шаблон подходят- связей с Ратным никаких

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(какой то там отрок Григорий, не упоминавшийся в «Отрок» ни разу, не в счет)
, загадочные, что то там могут чего остальные не могут.

Оценка: 5
⇑ Наверх