FantLab ru

Все отзывы на произведения Юрия Гамаюна

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Евгений Красницкий, Юрий Гамаюн «Отрок. Перелом»

StasKr, 12 сентября 2020 г. 06:59

Более десяти лет назад Евгений Красницкий задумал историю про нашего современника, чей разум был перемещён из конца XX века в тело паренька живущего в начале XII века. От сотен других подобных произведений цикл «Отрок» отличает специализация попаданца (профессиональный управленец), любовь автора к пространным, иногда на десятки страниц, диалогам, а также тщательнейшим образом прописанный антураж в виде села Ратного и сотни тяжело вооружённых всадников, выставляемых этим селом в дружину Турово-Пинского княжества.

Следует понимать, что не смотря на эту тщательность и внутреннюю непротиворечивость, цикл «Отрок» не является исторической литературой, поскольку к реальной Киевской Руси он имеет примерно тоже самое отношение, как «Повесть о Ходже Насреддине» Леонида Соловьёва к настоящему Бухарскому эмирату или Кокандскому ханству. Тем не менее, не смотря на невозможность происходящего (село с населением в тысячу человек в заштатно-депрессивном Турово-Пинском княжестве выглядит столь же реалистично, как стоэтажный небоскрёб в современной Пензе) Красницкому удалось рассказать о процессе трансформации Ратного из одного состояния в другое, а Юрию Гамаюну – детально описать переломный момент этой истории.

… Как мы знаем из книг Красницкого к 1125 году село Ратное из-за происходящих в нём экономико-социальных процессов оказалось на распутье и перед каждым его жителем в полный рост встал вопрос «Что делать дальше?» Чем закончился конфликт читателям известно из книги «Покорённая сила», однако в ней показаны события с точки зрения главного героя и членов его семьи. В «Переломе» нам предлагается взглянуть на происходящие события глазами простых ратницев, которые в отличие от попаданца-управленца не обладают опытом послезнания, а значит вынуждены реагировать на вызовы времени как придётся.

Вот, например, один из главных героев романа – Фаддей Чума. В основном цикле это третьестепенный персонаж, опытный воин, склочник и скандалист, чья жена является главной сплетницей огромного села. В «Переломе» схематичный характер персонажа обретает глубину и объём, в результате чего мы видим человека с очень непростой судьбой. Человека, который в жизни однажды сделал неправильный выбор и который вот-вот снова совершит ошибку, на этот раз – непоправимую. Причём Фаддей не смотря на свою некоторую комичность кто угодно, но только не дурак. Он понимает, что выбор, к которому его склоняют, по меньшей мере неправилен, но каждый раз, когда надо сказать «Нет» обстоятельства складываются так, что Чума вынужден говорить «Да». В результате Фаддей к своему собственному ужасу всё больше и больше погружается в заговор на стороне тех, кого искренне ненавидит. Происходящие с ним события напоминает болото, когда взрослый и сильный человек из-за одного неверного шага оказывается в гибельной трясине и уже не способен самостоятельно выбраться на твёрдую поверхность.

И таких вот историй в книге примерно полдюжины. Разные люди, разный житейский опыт, разные мотивы, разный выбор. А в результате кто-то из них очень скоро будет убит, кто-то повысит свой социальный статус, а кто-то останется при своих. В общем всё довольно жизненно.

Можно ли читать этот вбоквел без знакомства с оригинальным циклом? В принципе можно. Да, многое будет не до конца понятно, но основная сюжетная линия, а главное – атмосфера неуверенности в завтрашнем дне и осознание того, что прежняя жизнь (хорошая ли, плохая ли) вот-вот закончится будет понятна и без знакомства с тремя книгами Красницкого.

Из недостатков романа (помимо общей вторичности к основному циклу) стоит отметить не слишком удачную развязку истории Фаддея Чумы (всё-таки можно было придумать что-то более правдоподобное), а также мелкие недочёты в виде нескольких посторонних сюжетных линий, которые не имеют ярко выраженного финала (как например история ратника Макара из первых трёх глав романа, которая в дальнейшем никак не повлияла на сюжет).

Итог: роман написан после смерти Красницкого и является лучшим произведением цикла, вышедшего из-под пера его последователей и продолжателей. Перед нами тот случай, когда в общем-то необязательное произведение «по мотивам» приятно читать, а то и перечитать.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Евгений Красницкий, Юрий Гамаюн «Отрок. Перелом»

kronen, 7 мая 2019 г. 18:31

Класс! Хотя это ни в коей мере не фантастика. Это просто классный исторический роман на базе мира «Отрока». Честно говоря, по глубине раскрытия личностей героев, психологии личности и отношений Гамаюн намного превзошел своего учителя. Да и вообще, некоторые фрагменты, я бы сказал, достойны занесения в образцовую художественную литературу.

Что же касается юмора — в ряде мест я просто лежал, стонал и почти терял сознание от смеха, вспоминая при этом некоторые моменты из Шолохова («нет, твою калитку только ты можешь закрыть...», или как-то так) и других «фольклористых» писателей.

Замечу, в этом романе Корней и Мишка Бешеный рассматриваются глубоко со стороны (последний вообще лишь упоминается), и показаны они оба отнюдь не положительными героями. Корней, в лучшем случае, просто «терпимое зло», а Мишка односельчанами вообще не воспринимается, как и его Младшая стража. Собственно, по этому роману, село и не считает их Младшей стражей, а просто придурью сотника, пусть и весьма для него полезной.

Также замечу, что некоторые нюансы сюжета предыдущих романов Гамаюном не учтены: во-первых, в этом романе введена в действие «кошка» Лисовинов, будто бы привезенная из Турова. Но.. кошку не привозили, мысль обзавестись кошкой пришла в голову Лисовинам уже после возвращения из этого города. Во-вторых, разбойное прошлое Первака, как и его взрослый возраст, согласно предыдущим романам, было большой тайной, которую не знал никто, кроме Нинеи и некоторых Лисовинов. А в этом романе об этом, похоже, знают даже собаки.

Но это мелочи, книгу советую прочитать.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Евгений Красницкий, Елена Анатольевна Кузнецова, Ирина Град, Юрий Гамаюн «Отрок»

webstranger, 12 сентября 2017 г. 19:22

Историческо-попаданческая серия акцетнирующаяся на социологическом аспекте. Техническое прогрессорство крайне умеренно и в основном исходит не непосредственно от ГГ. ГГ хотя получает разум взрослого из будущего таки прописывается красочными прелестями названными в классификаторе «Становление/взросление героя». В основной серии баланс экщена и рассуждений неплох и даже ищущие чисто развлекательного чтива надолго не заскучают. Вторая подсерия «Сотни» увы прирывается на пол-пути к кульминации в виду трагической смерти автора. Продолжатели серии пока не решились её собственно продолжить — серия «ратнинские бабы» накладывается на таймлайн «отрока» и (последняя книга) «сотника». «Перелом» — эпизод непосредственно перед и во время подавления бунта в сотне.

В соответствии с хронологией повествования:

1. Отрок. Внук сотника.

2. Отрок. Бешеный лис.

3. Отрок. Покоренная сила.

3.1 Перелом (2016 взгляд ратников)

4. Отрок. Ближний круг.

5. Отрок. Женское оружие. (женский взгляд)

6. Отрок. Стезя и место.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

июль 1125 непосредственно перед походом — разговор с алексеем

поход за болото\разжалование из старшины->переход в боярыча

обряд посвящения в перуново воинство

7. Отрок. Бабы строем не воюют. (женский взгляд)

8. Отрок. Богам-божье, людям-людское.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Август 1125 — возвращение из похода за болото

...

Сентябрь 1125 — отбито нападение ляхов, казнь спиридона

секция «события» параллельное описание «от начала похода за болото»

9. Сотник. Беру все на себя.

10. Сотник. Не по чину.

9-10 Сотник. Уроки Великой Волхвы (2017 женский взгляд)

11. Сотник. Позиционные игры

В соответствии с хронологией выхода:

1. Отрок. Внук сотника.

2. Отрок. Бешеный лис.

3. Отрок. Покоренная сила.

4. Отрок. Ближний круг.

5. Отрок. Стезя и место.

6. Отрок. Богам-божье, людям-людское.

7. Отрок. Женское оружие.

8. Сотник. Беру все на себя.

9. Отрок. Бабы строем не воюют.

10. Сотник. Не по чину.

11. Отрок. Перелом

12. Сотник. Уроки Великой Волхвы

13. Сотник. Позиционные игры

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Евгений Красницкий, Юрий Гамаюн «Отрок. Перелом»

samez, 12 октября 2016 г. 02:09

В общем написано в духе и стиле Красницкого. Уж не знаю сколько тут от него, а сколько от Юрия Гамаюна. Но написано хорошо. Только, честно говоря, книга скорее для фанатов. Она просто раскрывает мелкие детали уже пройденного сюжета. А хочется дальнейшего развития.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Евгений Красницкий, Елена Анатольевна Кузнецова, Ирина Град, Юрий Гамаюн «Отрок»

corund, 7 апреля 2016 г. 18:06

Очень интересная серия.

Плюсы:

— хороший язык у автора

— хорошо описана эпоха Древней Руси

— герой начинает с самого низа и всего добивается сам, причем «рояли в кустах» практически отсутствуют и малозаметны

Минусы:

— единственный минус для меня, это то что автор совершенно не умеет управлять временем в своих книгах. События описываются с излишней подробностью, как будто все они важные, но так не бывает. Вместо того, чтобы сказать «и прошло два года», а потом кратенько описать, что именно произошло, автор на каждый месяц по книге потратил детально все расписывая. И вот результат — автор умер не успев рассказать чем все кончилось, серия остановилась фактически на завязке истории. Красницкий, кстати, не единственный автор с подобными проблемами — Джордж Мартин тоже все на месте топчется и рискует помереть растянув серию на 20 книг и не закончив историю, слава богу что сериал стали снимать.

Реально очень хорошая серия, прочитал ее махом, рекомендую!

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Евгений Красницкий, Елена Анатольевна Кузнецова, Ирина Град, Юрий Гамаюн «Отрок»

Ёла Пална, 16 февраля 2015 г. 17:11

Да, попаданец. Но в остальном довольно качественная историческая проза. Попаданец тут в первую очередь, для того, что б оправдать современный язык повествования. Поскольку ни волшебства, ни суперсил, ни чего бы то ни было похожего в этом цикле вы не найдете. Лёгкий, едва заметный налёт мифологии, не более того. Не припоминаю, что б кто-то из современных фантастов так глубоко погрузился в средневековый русский быт. Даже великолепная Мария Васильевна Семёнова. которая потрясающим образом владеет вопросом. Её книги настолько точны, что по ним можно готовить домашнее задание по истории. Однако Евгений Сергеевич пошел ещё дальше. Он внедрил нашего человека, наши управленческие технологии и смоделировал результат. На мой взгляд — исполнено великолепно.

Сюжет наполнен событиями, которые можно рассказывать в качестве самобытных баек, при этом увязан добротной концепцией. Мне было очень интересно, буквально каждую страницу. Персонажи объемные, живые и, главное, развиваются. Не только главный герой или остальные мальчишки, которым сам бог велел расти и меняться. Состоявшиеся фигуранты, такие как собственно сотник (дед), немой, дядька Лавр, да и Гредислава Всеславна, все получили вполне логичное развитие на фоне меняющихся обстоятельств. Очень, ну просто очень-очень жаль, что цикл не окончен.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Евгений Красницкий, Елена Анатольевна Кузнецова, Ирина Град, Юрий Гамаюн «Отрок»

Peter VY, 13 декабря 2013 г. 17:22

Однозначно это шедевр. Однозначно это событие в Российской культуре.

Категоричными суждениями обычно присущи людям недалеким или мало знающим со скудным житейским опытом (часто молодым) или наоборот.

Помню как в стройотряде мне попалась какая то полу порванная, без обложки (кто автор -неизвестно) повесть о каком то придурковатом полковнике который пытался разбогатеть на петушиных боях. Читал не напрягаясь. Больше читать было нечего. Перелистнул последнюю страницу и вдруг откуда то ясное четкое понимание это гениальное произведение, автор гений. Какой то латиноамериканец. И почему то уверенность что конечно же это только я такой умный (ах молодость молодость когда мы легко против мнения всего мира) так считаю, а этот мир конечно настолько глупо что это понимание ему не по зубам. Не дорос.

Почему гениальное — если бы тогда пришлось объяснять почему — не смог бы. Но при этом ни капли сомнения. Потом очень расстроился когда узнал Габриэль Маркес не последний человек в Пантеоне Великих. У меня украли тайну. У меня отняли ощущение что я умнее всех.

С тех пор я стал взрослее, мудрее и проще. Стараюсь искусственно не умничать.

Если считаю что это шедевр — считаю до 10 если за это время не передумал значит так и пишу.

Одна из немногих книг, прочитав которую через несколько дней начал читать заново.

И .... книга еще больше понравилась.

Написана довольно непритязательно, просто. Без заявки на ШЕДЕВР ВСЕХ ВРЕМЕН. И после первого прочтения поставил бы 8. Теперь понятно почему. Многие глубинные моменты при первом прочтении не воспринимаются, зато (чего греха таить немалое количество маленьких шероховатостей) бьет по глазам. Цепляет непропорционально их реальному значению. Но посмотрите за какое время этот огромный материал был написан. Автор гнал, однозначно но не план а успеть записать в художественной форме то колоссальное понимание жизни которое он накопил. Желание что то сделать, успеть. Такое чувство что автор воспринимает наше время сейчас как он знает время Руси перед нашествием монголов. И боялся не успеть.

Мои ощущения сродни Красницкому — этот бедлам при нынешних масштабах ВСЕГО (количества людей, богатств, науки и техники итд) кончится океанами крови (в лучшем случае) в худшем не будет океанов крови. Все будет мирно тихо. Раса генетических, социально культурно- технологи господ и раса генетически социально -технологических рабов. И так будет тысячи лет. Весть предыдущий культурный слой будет уничтожен. И значит если человечество даже переживут это то начинать опять придется с нуля и нет никаких гарантий что не попадет опять в туже ловушку в которую оно идет сейчас.

День сурка может быть не только радостным но и страшным адом (что бесподобно описал Кинг).

Адом для человечества.

Вот с чем пытается бороться автор.

Вот истинный масштаб книги.

Перед первой мировой войной тоже был взрыв «изощрённого высокоинтеллектуального пустого искусства»

Когда супчик начинает закипать наверху появляться пена. Так было всегда.

Сейчас невооруженным взглядом видно что пена лезет как из Макрофлекса.

Все очень серьезно, по взрослому.

А детишки рефлексируют что у Красницкого лось неправильно бегает.

Ну что ж масштаб критики говорит о масштабах критиков.

Если сравнивать это произведение то лучшее с чем можно сравнить с Песнями Гипериона.

В Песнях изощренное высокохудожественное псевдовысокоинтелектуальное идейное убожество. На которое массово покупается считающий себя культурной элитой плебос.

Отрок. Все внешне просто, явный не профессионализм автора как литератора — колоссальное наполненность идеями мыслями правильным пониманием реальной жизни.

Каждому свое.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Евгений Красницкий, Елена Анатольевна Кузнецова, Ирина Град, Юрий Гамаюн «Отрок»

Asiatic, 18 ноября 2013 г. 11:44

Наверно не стоит использовать громкий термин «шедевр» к циклу книг про попаданца, да еще на литературном сайте... Но среди необъятной массы книг, посвященной этой модной тематике, цикл Е.Красницкого стал эталоном качественного исполнения, не стандартного подхода и несомненного успеха. Выход каждого нового романа становился целым событием. Автор сумел поднять казалось бы,уже так набившую оскомину, так затасканную ранее тематику «попаданца» на недосягаемую прежде высоту. Безумно жаль, что цикл так и останется незавершенным.

Оценка: 9
⇑ Наверх