FantLab ru

Все отзывы на произведения Михаила Савеличева

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  1  ]  +

Михаил Савеличев «Крик родившихся завтра»

JenDo, 14 августа 2019 г. 13:02

В этом романе увидели и сложность, и многослойность с глубиной, и непростую форму подачи, и спорный финал даже...

Еще свежесть.. Свежо...

Нет.

И еще раз — нет.

Никому не посоветовал бы и не порекомендовал читать сей труд. Дочитал, как говорится, из принципа, понадеявшись хотя бы в финале увидеть те самые скрытые смыслы и глубину, ну или хоть что нибудь бы увидеть... Или почуять свежесть...

И снова — нет. Увы.

Ни глубины, ни смысла, ни финала, ни свежести.

Дело даже не в том, что нужно иметь мозги или развитое воображение. Дело в том, что там нечего домысливать и воображать. Автор не дает никаких зацепок для этого. Намудрил, натуманил, да еще и Токио зачем то приплел. Видимо и правда автору нравится Япония — так почему бы и не добавить сей азиатский колорит в свой текст. Просто так. Без объяснений.

Оценивать не буду. Не понравилось.

Оценка: нет
–  [  5  ]  +

Михаил Савеличев «Я, Братская ГЭС…»

shickarev, 16 мая 2019 г. 00:35

У каждого поэта есть провинция... Именно туда, в провинцию, довольно отдаленную от кремлевских звезд и башен, и отправляют успешного — по советским и даже по светским меркам — поэта Эдуарда Евтушкова. Повод — неправильное, с идеологической точки зрения, интервью буржуазному журналу «Штерн»; причина — необходимость правильного, с идеологической точки зрения, освещения коммунистической стройки века — сооружения Братской гидроэлектростанции. Подоплека же — в намерениях и действиях самой Братской ГЭС — так называемой «субъектности» (в иной системе координат уместно использовать термин «эгрегор»), олицетворяющей согласно известной формуле электрификацию советской страны.

Повесть Михаила Савеличева в лучших традициях постмодернизма (простите за оксюморон) перелицовывает известную поэму Евтушенко на фантастический лад. Убедительности ей — и понимания происходящего читателю — добавляют цитаты из выдуманных работ настоящего философа Эвальда Ильенкова (и его соавторов).

Есть и другая — едва не прервавшаяся — традиция, которой наследует автор. Речь идёт об упрямом оптимизме советской фантастики в отображении мира, который добр, и будущего, которое светло.

Посредством Братской ГЭС, с помощью электрического тока Савеличев воскрешает/реанимирует идеалы шестидесятых, а заодно идеальные шестидесятые: грандиозные проекты преобразования природы, отважные пионеры стройки — «первоэшелонники», внимающие поэтам толпы и культурно подкованные (рассуждающие о Феллини и итальянских неореалистах, знающие иностранные языки) рабочие и всеобщая устремленность в грядущее — таков образ светлого прошлого, (вос)создаваемый писателем.

Удивительное дело. Пока в англо-американской фантастике идут нешуточные бои между правым и левым лагерями, отечественная фантастика в большинстве своем политически аморфна. Разве что лежат на книжных развалах и снуют туда-сюда по отечественной истории «попаданцы», разочарованные развитием событий и норовящие в механизме истории что-то подправить. Повесть Савеличева среди них — «белая ворона»; не только потому, что являет собой идеологическое высказывание в деидеологизированном пространстве, но и потому, что работает ровно противоположным «попаданчеству» образом. Оживленные писателем идеи и идеалы прошлого, пробуждают ностальгию по несостоявшемуся будущему, «полудню двадцать второго века» и читателя зачаровывают.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Михаил Савеличев «Чёрный ферзь»

БорЧ, 12 декабря 2018 г. 00:36

Давно собирался взяться за этот роман... но, в итоге и с большим трудом, — смог прочитать только первые 4 главы... Если бы, дочитав, стал бы заполнять классификацию, — то определил бы роман как «Психоделика (Нечто странное и безумное)». Вполне допускаю, что это изощрённая (а может быть даже и гениальная) постмодернисткая игра, но, что называется — «не моё». Тест, особенно первая его глава, мне вызвал аллюзию к стихотворению Зинаиды Гиппиус:

«Всё кругом

Страшное, грубое, липкое, грязное, / Жестко-тупое, всегда безобразное,

Медленно рвущее, мелко-нечестное, / Скользкое, стыдное, низкое, тесное,

Явно довольное, тайно-блудливое, / Плоско-смешное и тошно-трусливое,

Вязко, болотно и тинно застойное, / Жизни и смерти равно недостойное,

Рабское, хамское, гнойное, черное, / Изредка серое, в сером упорное,

Вечно лежачее, дьявольски косное, / Глупое, сохлое, сонное, злостное,

Трупно-холодное, жалко-ничтожное, / Непереносное, ложное, ложное!..»

P.S.: Оценку на непрочитанное ставить, по правилам сайта, — права не имею, но (исключительно себе для памяти и да простит меня автор) в отзыве помечу как «6 или ниже» — слишком уж «не моё»...

Оценка: нет
–  [  5  ]  +

Михаил Савеличев «На далёкой звезде Венере...»

Barrell, 27 сентября 2018 г. 12:22

ПРОЛИСТАТЬ

ИМХО, любому автору недостаточно просто что-либо придумать. Необходимо развить идею, чтобы твоя придумка, твой замысел был понят читателями. А уж насколько автор смог развить идею, зависит, в том числе, формат излагаемого: рассказ, новелла, роман или анекдот. Этим писатель-фантаст и отличается от простого фантазёра.

В этом рассказе «куча всего разного намешана в одну кучу». Неожиданно рассмешило, как автор-«интеллектуал» (а сейчас это тенденция) описывает трудовые будни «работяг». Ау! Фантасты! Техник-экплуатационщик не размышляет о Вольтере, а контролёр-приёмщик работ — о Тесее и Уроборосе! Не впихивайте невпихуемое!

Подсмотрел, что автор — спичрайтер республиканского правительства. Скорее всего, на этой должности он лучше старается: «...Она смотрит на Ариадну со странным выражением, столь несоответствующим ее видимости костлявого подростка...», «...сверхзащищенный и сверхвооруженный атомный танк нечто может подпалить и изъязвить...», «...ироническую коннотацию, взамен обретя серьезность идейной максимы, почти императива...» И на фоне этого — слово «блевотина» два раза на такой короткий текст. Без комментариев.

Оценка: 3
–  [  3  ]  +

Михаил Савеличев «Республика Земшара»

Резиновый Лев, 21 апреля 2018 г. 09:47

Любопытный альтернативно-исторический расклад, который, наверное, можно долго и с удовольствием обсуждать: буржуазно-демократическая Россия в 1929-м году, радикально-большевистская Европа, озабоченная продвижением мировой революции, гражданская война в Великобритании, испытание атомной бомбы, император Алексей Николаевич, премьер-министр Бухарин, генерал Тухачевский (глава будущей хунты и будущий фаворит будущей императрицы Ольги Николаевны), референт из деревни Старые Громыки Андрюша Бурмаков, политические проститутки Каменев и Зиновьев... Что могло быть, что не могло быть — спорь, аргументируй. Беда лишь в том, что как литература всё это, на мой взгляд, плохо. Точнее — никак. Беллетризация альтернативного несоветского энциклопедического словаря. С другой стороны, романы одного из главных герое повести, Богданова-Малиновского, тоже отнюдь не блистательны, но ведь живут до сих пор.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Михаил Савеличев «Крик родившихся завтра»

ldv-writer, 11 декабря 2017 г. 10:11

На обложке этой книги внизу написано: «Сверхлюди – не то, чем они кажутся». Пожалуй, так можно сказать про весь роман. В этой необычной книге – все не то, чем кажется. Почти у всего есть подтекст, второе, третье или даже четвертое дно. Это очень странная книга, в которой, как бы жутко (для кого-то) это ни звучало, постоянно нужно напрягать ум и воображение, чтобы не заблудиться и не утонуть. Нужно основательно постараться, чтобы отличить настоящее от того, что лишь кажется таковым. Страшно? Нет? Тогда эта книга для вас. Если вы думаете, что тег «сверхлюди» обязательно означает супергероев, забарывающих зло и спасающих мир, забудьте об этом! Здесь все странно, наизнанку, навыворот, и в любой момент надо быть готовым к тому, что, когда вы перевернете страницу, выстроенная вами для себя картина мира рухнет, как карточный домик. Очень сильный текст с до ужаса четкой визуализацией происходящего. Автор не гладит вас по шерстке, не пытается сглаживать углы, он рубит правду-матку, называет вещи своими именами. Позитивного в книге немного. Страшное — действительно страшно, мерзкое — мерзко, а любовь – действительно любовь, настоящая, только без романтического флера и розовой ваты. Это удивительный сплав научной фантастики, альтернативной истории и жесткой психологической драмы, навевающей иногда ассоциации с «Домом в котором», а местами приправленной даже элементами абсурда. Это история о людях, которые после страшной мировой войны оказываются перед лицом неожиданной угрозы – смены доминирующего вида на планете. Кто и как поведет себя при таких невероятных обстоятельствах? А каково самим сверхлюдям? Они не виноваты, что такими родились. Их боятся, но безжалостно используют до той поры, пока потенциальная опасность не перекроет реальную полезность. Что делать им? Именно это тут главное, а не фантдоп, хотя он хитрый, навороченный и очень необычный. Готовы нырнуть в этот омут, в котором черти – чуть ли не самые безобидные обитатели? Тогда ныряйте – я вам даже немного завидую.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Михаил Савеличев «Красный космос»

zubov, 13 ноября 2017 г. 15:32

Пронизывающее полпланеты «поле коммунизма», где истово преданные высоким идеалам совместными усилиями способны преодолевать стандартные законы физики… Идея настолько остроумна и масштабна, просто не верится, что до этого никто не додумался раньше. Так и представляется какой-нибудь Хайнлайн, на вопрос о советской фантастике саркастически бросающий: да у вас, долбанных комми… и выдающий о фанатиках и законах физики. Я даже специально погуглил: нет, похоже, автор до всего додумался сам.

Светлый мир советских фантастов (где, кстати, живут и действуют и они сами, лично) написан с таким уважением и теплотой, что трогательное ощущение передаётся и читателю. Наши, советские, в книге – добрые и мудрые, предатели – подлые, живые мертвецы-некробиоты – страшные, противники у наших – достойные, инопланетяне – непонятные. В книге есть всё и для каждого. И всё это вписано в интересный, ни на минуту не зависающий сюжет.

Можно ли смешивать в одной книге НФ, потустороннее, альтернативную историю, полемику, пародию, иронию и юмор? Книга «Красный Космос» даёт ответ: можно, надо просто чувствовать пропорции, причём ирония должна быть светлая, а юмор – добрым.

Ближе к концу, бонусом, читатель получает ответ на вопрос: кто же виноват, что человеческая цивилизация, худо-бедно развиваясь технологически, так буксует в моральном отношении. Оказывается, имеются конкретные виновники, и это…

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
бестолковые заезжие слоны.

Есть в книге и эпилог, когда вдруг с удивлением ощущаешь, что тебя пробивает на слезу, и говоришь себе: э, э, спокойно, это всё же вымысел, выдумка, хоть и от достойного, сильного писателя.

Если кто-то просматривает отзывы в поисках ответа, читать книгу или нет, то моё мнение на этот счёт однозначно. Книга интересная, смелая и местами очень весёлая. Друзья, если не читать такое, то что тогда вообще читать?

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Михаил Савеличев «Крик родившихся завтра»

MarchingCat, 28 октября 2017 г. 20:36

Сильный роман, тяжёлый по содержанию, непростой по форме подачи и со спорным финалом. Роман, требующий для чтения читателя с мозгами, как из-за необходимости домысливания целой картины из деталей, подаваемых автором вскользь и намёками, так и из-за необходимости осознать причинно-следственные связи и их истоки, приведшие именно к такому финалу. И обязательно — взрослыми мозгами, из-за намёков на ненормально-сексуальные эпизоды и насилие.

Первая часть романа — вообще жесть. Со второй — читатель усыпляется обманчивой мягкостью с флёром чёрного юморка, но затем понимает, что всё это — ширма, вид со стороны школьницы, а по-сути ничего не изменилось. До середины роман тянул на самые высшие баллы. Цинично-честный рассказ о жизни деградирующих мутантов, причём взглядом изнутри их жизни, такого в фантастике я сходу и не припомню. Но после того, как карты были раскрыты, сюжет пошёл штампами, смещаясь по своей сути к почти банальному триллеру и интригующий лишь одним — чем всё закончится.

Отдельно в плюс отличные литературные приёмы и сюжетные повороты (например, подача материала от лица девочки — сестры мутантки и то, кем потом она оказалась). Отдельно в минус — финал. !!! Не читавшим — под спойлер не смотреть !!!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
То Надежда даже котёнка оживить не смогла, а через день уже человечество уничтожает и Марс за сутки озеленяет. Обалдеть качественный скачок способностей.

Не говоря уже о том, что её действия — это не приход нового вида, а смерть обоим видам. И тех кто улетел на Марс, недостаточно для создания популяции, и мутантов на Земле, как автор всё подал, слишком мало, большинство с возрастом стремительно деградирует, и как вид они пока размножиться не могут. В результате — смерть обоих видов.

Но всё же — очень свежо. Без преувеличения — как глоток свежего воздуха после поездки в переполненном автобусе (где воздух в автобусе — основной массив текстов русскоязычной штампованной фантастики, мейнстрима).

Спасибо автору. Мне понравилось.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Михаил Савеличев «Крик родившихся завтра»

george1109, 1 октября 2017 г. 11:14

После «Красного космоса», прочитанного всего пару месяцев назад, на большую форму Михаила Савеличева меня не тянуло. Вроде бы, совершенно. Но уезжая отдыхать, финалиста премии «Новые горизонты-2017» в читалку скачал. (Выбор на тот момент, если честно, был не сильно велик). Решив, что запас карман не тянет, а домучивать текст никто заставлять не будет.

Ну… о «домучивании» речи не шло. Да и дочитывать никто не заставлял. Хотя иногда, от книги хотелось бежать. Цитируя автора, «Куда угодно. В никуда. Из страны идиотов в страну дураков».

Сразу скажу, что замечательно и абсолютно полно о «Крике…» высказались члены жюри премии. Там есть все, что я мог написать в отзыве. (http://newhorizonsf.ru/y2017/tomorrowland/). Приведу только одну фразу Валерия Иванченко, совершенно не раскрывающую подробностей, но отлично характеризующую все описываемое действо: «Сначала текст кажется простым, потом неприятным, потом непонятным, затем – чёрт знает чем, под конец – безумным».

От себя же добавлю только одно: что имеем? Новые горизонты литературы? Сомневаюсь. Разве что, опрокинутые горизонты вертикального прогресса.

P. S. Читать? Мало кто осилит, еще меньше – оценят.

Оценка: 5
–  [  9  ]  +

Михаил Савеличев «Красный космос»

george1109, 16 августа 2017 г. 21:34

Первый спутник, первый человек в космосе, первый человек на Луне… Наш, советский человек должен быть первым и на Марсе. Космос вообще должен быть наш!.. Впрочем, фабула точно описана в издательской аннотации. Правда, в ней не сказано главного. У «Красного космоса» необходимый для выработки энергии и движения непрерывный поток нейтронов обеспечивает актиноид «коммуний», 103-й в таблице Менделеева (в РИ – лоуренсий), стабильный только в поле коммунизма. У американского загоризонтного корабля «Шрам» (догадайтесь, во что, и под каким названием он превратится в финале?) тот самый переход за горизонт событий, благодаря которому пространство прокалывается мгновенно, обеспечивает некрополе. Что для его создания надо, понятно из названия.

Такие вот дела… Чуть упрощенно, но верно.

Что начинается твориться на Марсе и в его окрестностях, сказать и вовсе страшно. Читать – просто неинтересно. Смешались в кучу люди, ходячие мертвецы, ксены, чудовища, фаэтонцы (ага, а так же марсианцы и ковбойцы))) и созданные ими бяки… смешались, и давай трансформироваться друг в друга и обратно. И все это длинно, скучно и просто далеко не складно. Не стильно.

Ну, и наши побеждают. Космос-то должен быть наш…

А причем здесь посвящение советским писателям-фантастам, с которого начинается опус?

Во-первых, автор, типа, отталкивается от традиций советского гуманизма в фантастике. Во-вторых, он богато сыпет аллюзиями, цитатами (место нашлось даже горячо любимому мною «…и животноводству»), да и прямыми заимствованиями. Хотя в последнем случае, превращать благородных фаэтов в юмористических фаэтонцев, сдается мне, ни разу не прикольно. И, в-третьих, узнаются фантасты – причем без труда – и в действующих лицах.

В совокупности с сюжетом получаем следующее: если все сделано с бОльшей долей серьезности, с уважением к АБС, Ефремову, Казанцеву и остальным, то сделано слишком злобно, и книга – не для средних умов (не для меня – точно). Если это пародия, то заслуживает несколько иного отзыва. Если это фантастика для детей, то я не хочу, что бы мои дети такое читали.

Плюс балл за эпилог. Который, хоть и не пришей ничего ни к чему, но меня немного примирил с опусом, а его автора – с гуманистическими традициями советской фантастики.

P. S. На своем авторском сайте Михаил Савеличев порассуждал о жанровости романа и о его возможном восприятии (http://swordenferz.ru/2017/07/20/weird-fiction/). И пришел к совершенно верному выводу: «я за творческую свободу. Каноны нарушать можно. На то мы и писатели». Что ж, на то мы и лаборанты: категорически никому «Красный космос» не рекомендую.

P. P. S. Прочитал в этом году «Факап» Михаила Харитонова и «Черную пешку» Александра Лукьянова, к которым из-за опасений очень долго подступался. Прочитал и очень высоко оценил. Поставил было на очередь и «Черного ферзя» Савеличева. Теперь – убрал. От греха.

Оценка: 4
–  [  4  ]  +

Михаил Савеличев «Крик родившихся завтра»

Shemsu, 17 июля 2017 г. 02:49

Это довольно жесткая книга. Я бы даже сказал сложная: местами ее действительно бывает сложно читать. В принципе идея того, как новое общество вытеснит старое — не нова, но здесь подана интересно, жестко, честно, драматично. У автора достаточно много аллюзий, цитат из классики фантастики и вообще отличная стилизация под 60-е. Сама полемика с классиками лично меня не зацепила, хотя довольно любопытно читать и видеть взгляд на классику фантастики не из романтических 60-х, а из нашего довольно жестокого времени. А вот что зацепило — это утопическая, почти мистическая Япония, которая сквозит во всем произведении, придает совершенно волшебные оттенки — и оттеняет неприглядную реальность. Видно, что автор знает и любит хорошее аниме и мангу.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Михаил Савеличев «Возлюби дальнего»

VovaZ, 19 февраля 2017 г. 13:53

В принципе, достойная попытка, хотя с и изрядным набором огрехов.

Наиболее проблематичной, пожалуй, вышла сама идея связать Мир Полдня с Улиткой, даже с частью «Лес». Ну никак не надевается сюрреалистический колорит, олицетворяющий, по-сути лемовское «ни всё и не везде создано для нас», на героев светлой и недоступной утопии. Автору приходится корёжить образы героев, ломать мотивацию решений и поступков, допускать массу сюжетных натяжек и нелепостей. А всё равно, не идёт. Трещит по швам. А уж маячащая на горизонте часть «Управление», вообще превращает идею в нелепость.

Вторая проблема, невероятное усилия автора сохранить оригинальный колорит персонажей, не глядя на измененный им мир. В результате Горбовский, Поль и Мбога вышли такие горбовистые, полистые и мбожные, что куда-там Братьям. Диалоги, колорит, реплики... ни одной строчки даром, строго по оригинальному образу. А... «не верю». На совершаемые персонажами поступки никак не одеваются на их образы.

Прочлось с интересом, отрицать не стану.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Михаил Савеличев «Зовущая тебя Вечность»

Кропус, 12 сентября 2016 г. 21:27

Сюрреалистический бред. А основная мысль о том, что бессмертие это плохо, напоминает мне известную строчку из басни Крылова «На взгляд-то он хорош, да зелен»

Оценка: 3
–  [  1  ]  +

Михаил Савеличев «Зовущая тебя Вечность»

olpo70, 9 сентября 2016 г. 23:28

Здорово! Я уже начал было разочаровываться в «Настоящей фантастике 2016». Но вот эта повесть убедила меня что я не прав.

Хаотичный сюжет не даёт скучать. Пока ты собираешься разобраться в философских рассуждениях о вечности, тут же раскрывается необычный и очень ярко описанный мир будущего, мир вечно живущих. А потом ты окунаешься в приключения двух мальчишек. События меняют друг друга с огромной скоростью. Нет трудно описать свои впечатления. Это надо прочитать и определиться самим.

Не могу не затронуть главную тему повести-вечность. Жить вечно это мечта. Но на долго ли? Сколько надо прожить что бы мечта стала проклятием? Какова цена вечности? Автор попытался дать ответы. И соглашаться с этими ответами или нет(повторюсь) решать каждому кто прочитает. Беритесь за эту повесть не пожалеете.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Михаил Савеличев «Иероглиф»

Аркт, 9 декабря 2013 г. 23:20

Не знаю. Знаком с произведениями, как минимум, четверти авторов российской фантастики. Более мутного бреда пока не встречал.

Оценка: 1
–  [  10  ]  +

Михаил Савеличев «Чёрный ферзь»

sasha_ama, 12 апреля 2013 г. 23:55

Первое, что бросается в глаза — произведение страдает нарочито неприятными описаниями с каким-то медико-биологическим уклоном. Приведу некоторые примеры:

«Он тихонько засмеялся, точно некто стиснул гниющую плоть, заставляя лопаться гнойные волдыри».

«По виду — нечто отвратно выглядящее, по запаху — отвратно смердящее, по консистенции (пришлось осторожно ткнуть пальцем) — сбродивший гной после газовой гангрены или чего похуже».

«в слабом свечении Сворден Ферц видел сползающие по лицу Планеты крупные капли пота, неприятно похожие на слизней».

«Смешно раздувались щеки, точно их хозяин пытался изо всех сил надуть тугой метеозонд, но вместо этого из растопыренных губ выползала склизкая змея обложенного рвотой языка, распухала кровавым, с сосочками пузырем и лопалась, разбрасывая во все стороны липкие лохмотья».

«Вылетали глазные яблоки и с чмоканьем разбивались о щиток».

И так повсюду.

Складывается впечатление, что, если провести частотный анализ, самым употребительным словом в тексте окажется «гной» и его производные. Причем, если название «Гноище», хоть и не вызывает приятных ассоциаций, но, по крайней мере, оправдано, то в большинстве случаев гной присутствует просто так. На язык просятся слова «из любви к искусству».

Если автор пытается такими средствами что-то сказать, то он явно перебарщивает. Но у меня осталось ощущение, что он радостно купается во всем этом гное, слизнях, ошметках гниющего мяса и летящей крови. Если так, то дела плохи. Причем не только с произведением.

Кто-то в рецензии написал, что «это вселенная сотворенная метагомом то ли для собственного развлечения, то ли для поиска рецепта производства Счастья...», а мне кажется, что это вселенная, сотворенная душевнобольным.

На фоне всего этого явные огрехи с научной точки зрения уже выглядят совершеннейшей мелочью.

Оценка: 3
–  [  9  ]  +

Михаил Савеличев «Чёрный ферзь»

Крафт, 2 марта 2011 г. 02:00

После положительного, в целом, впечатления от «Возлюби дальнего» — в первую очередь, из-за удачной стилизации — я чего-то подобного ожидал и от этой работы автора.

Но с первых же страниц стало ясно, что здесь перед нами отнюдь не классическое литературное произведение, а в большей степени — изощрённая постмодернисткая игра. Роман представляет собой концентрированный коктейль из ассоциаций, аллюзий, явных и завуалированных отсылок к другим мирам АБС. Он перенасыщен разноразмерными прямыми и незакавыченными цитатами — от знаменитой «Счастья! Всем! Даром! И пусть никто не уйдет обиженным!» до менее известной, но запоминающейся «Какая могучая струя!» Кроме Стругацких при чтении то и дело возникают ассоциативные связи и с многочисленными произведениям других авторов — от Шекспира, Канта, Баума и «Голема», до Уэллса, Беляева, Кларка и «Чужого».

Чрезвычайно вольная фантазия автора «по мотивам» — так точнее всего можно определить суть «Черного ферзя». Представлена своего рода, параллельная литературная вселенная, что явно и недвусмысленно подчёркивается заменой всех широкоизвестных понятий, имён и названий. Впрочем, большинство аналогий очевидны и прообразы определяются легко и сразу, хотя некоторые удаётся расшифровать только по мере чтения — даёт себя знать странная любовь автора к ныне малоизвестному немецкому и нелюбовь к переводам иноязычных вставок — якобы они нужны лишь для создания определённой атмосферы.

Как бы то ни было, маркерами, привязывающими роман к первоисточникам, пронизан весь текст: дасбут — субмарина, копхунд — голован, мозгогляд — ментоскоп, Кудесник — Колдун, Навах — Гурон, Парсифаль — Тристан, Вандерер — Странник, Корнеол Сердолик — Корней Яшмаа, КомКон — КомКонтр, Высокая Теория Прививания — теория Воспитания, флаг с болтом — хоругвь с гайкой и т.п.

Но если «Черный ферзь» — фантазия Савеличева, то следует признать, что крайне странные фантазии навевает на автора чтение АБС. И, мягко говоря, очень своеобразные ощущения остаются от чтения его работы. Сон разума рождает чудовищ.

Коллега Drovosek в своём отзыве отметил некие параллели романа с «Солдатами Вавилона» Лазарчука. Пожалуй, соглашусь. Что-то такое есть. Только здесь термин «поймать кодон» относится не к отдельным персонажам, а к целой реальности. Участь эта постигла если и не весь Мир Полдня, то уж Саракш, и всех, кто с ним в связаны — это точно. Закономерен вопрос о соразмерности масштабов использования такого приёма. По ходу чтения начинает казаться, что сюрреалистические описания, данные у Лазарчука дозировано и иллюстративно, у Савеличева — основная и единственная цель. И будет это длиться вечно и бесконечно — целых 30 авторских листов текста!!! Прорваться через такое сможет только истинный ценитель. Такие специфические слова, как «труп», «жижа», «кровь», «слизь», «гной», «гниль», «экскременты», «испражнения», «струпья», сцены совокуплений, жестоких убийств, пыток и «просто» физического насилия повторяются с пугающей регулярностью. Физиологический натурализм рулит, быстро превращаясь в изощренный сюрреализм. Если попытаться визуализировать впечатления, то в первую очередь вспоминаются картины Иеронима Босха, и начинает казаться, что цвет шахматной фигуры в названии романа выбран совсем не случайно.

Связь с первоисточником, с основной идеей «Белого ферзя», весьма условна. Мысли и смыслы спрятаны в таком нагромождении словесных кружев и фантасмагорических декораций, что, пытаясь разобраться, приходится многократно возвращаться к только что прочитанному, но и при этом становится ненамного понятней. Не так уж и много действия, но немало описаний полубредовых кошмарных видений и многословных высказываний такого типа:

Анацефалы, полурыбы, мохнатые, хвостатые, слепые и многоглазые, безрукие и безногие, бесформенные куски мяса с отверстиями для пищи и испражнений, покрытые чешуей и присосками, лишайниками врастающие в малейшие трещины, извергая тучи спор, заживо пожирающих других уродов по несчастью.

Сдаётся мне, совсем не «Марш Дансельреха» они там курят, не «Марш…»

Странный текст. Не скажу, что слабый, нет! Но на любителя со своеобразным и изощрённым вкусом. Авторский замысел не проясняется до самых последних строк романа, но сразу после этого возникает вопрос: «Зачем всё это написано?» А одной из главных характеристик романа следует назвать избыточность. Избыточность во всём.

Может кто-то и загорится идеей расшифровки многочисленных скрытых смыслов и подтекстов, но я — пас, ибо к любителям подобных мазохистских развлечений себя не отношу. Столь изощрённая манера подачи материала вкупе с общей давящей атмосферой повествования привели к тому, что примерно после половины романа я сделал изрядный перерыв, а затем использовал приём «чтение по диагонали» — только чтобы в общих чертах составить представление и закончить обзор.

Кроме публикации в сети, автор также самоиздаёт роман в интернет-издательстве Lulu, поэтому следует отметить, что тексту не помешает вычитка и правка — в нём немало ошибок (подвАлок, дЭйдвудный, намелИт кофе, профпрЕгодности и т.п.). Есть и ляпы. Например, персонажи много и охотно режут друг друга кортиками. Но кортик — оружие колющее и резать им что-либо крайне проблематично…

Отзыв — часть обзора, размещённого в АК: http://fantlab.ru/blogarticle12751

Оценка: 4
–  [  0  ]  +

Михаил Савеличев «Иероглиф»

Drovosek, 1 февраля 2010 г. 22:58

И здесь полемика со Стругацкими... Это идефикс!

Удивляюсь автору — такая бездна таланта настолько бездарно израсходована!

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Михаил Савеличев «Возлюби дальнего»

Drovosek, 5 ноября 2009 г. 21:35

Спасибо. Ничего более похожего на Стругацких не встречал.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Михаил Савеличев «Чёрный ферзь»

Drovosek, 5 ноября 2009 г. 21:20

Осилил со второй попытки. Есть в этом произведении что-то притягательное.

Его появлению на свет мы обязаны даже не творчеству Братьев Стругацких, а скорее «Солдатам Вавилона» Лазарчука. Такая же галиматья.

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Михаил Савеличев «Чёрный ферзь»

swordenferz, 28 сентября 2009 г. 16:56

Бывает. Но есть там и светлые, даже смешные моменты :wink:

Во избежание недоразумений — некоторый авторский комментарий к написанному :glasses:

Идея написать продолжение трилогии братьев Стругацких о Максиме Каммерере «Черный Ферзь» пришла мне в голову, когда я для некоторых творческих надобностей весьма внимательно читал двухтомник Ницше, изданный в серии «Философское наследие». Именно тогда на какой-то фразе или афоризме великого безумца мне вдруг пришло в голову, что Саракш – не то, чем он кажется. Конечно, это жестокий, кровавый мир, вывернутый наизнанку, но при этом обладающий каким-то мрачным очарованием. Не зря ведь Странник-Экселенц раз за разом нырял в кровавую баню Саракша, ища отдохновения от дел Комкона-2 и прочих Айзеков Бромбергов. Да и комсомолец 22 века Максим Каммерер после гибели своего корабля не впал в прострацию, а, засучив рукава, принялся разбираться с делами его новой родины.

Именно с такого ракурса мне и захотелось посмотреть и на Саракш, и на новых и старых героев. Я знал о так и не написанном мэтрами продолжении трилогии под названием «Белый Ферзь», знал, что кто-то с благословения Бориса Натановича его уже пишет. Но мне и самому категорически не хотелось перебегать кому-то дорогу. Кроме того, мне категорически не нравилась солипсистская идея, заложенная авторами в «Белый Ферзь», о том, что мир Полудня кем-то выдуман. Задуманный роман должен был быть продолжением, фанфиком, сиквелом-приквелом, чем угодно, но в нем должно было быть все по-другому. Меньше Стругацких! – под таким странным лозунгом и писалось продолжение Стругацких же.

Поэтому мне пришла в голову идея, что все приключения Биг-Бага на планете Саракш должны ему присниться, причем присниться в ночь после треволнений того трагического дня, когда погиб Лев Абалкин. Действительно, коли человек спит и видит сон, то мир в этом сне предстает каким-то странным, сдвинутым, искаженным. Если Саракш только выглядит замкнутым миром из-за чудовищной рефракции, то Флакш, где происходят события «Черного Ферзя», — действительно замкнутый на себя мир, а точнее – бутылка Клейна космического масштаба. Ну и так далее.

Однако когда работа началась, в роман стал настойчиво проникать некий персонаж, которому точно не было места во сне, а вернее – горячечном бреду воспаленной совести Максима Каммерера. Я имею в виду Тойво Глумова. Более того, возникла настоятельная необходимость ссылок на события, которым еще только предстояло произойти много лет спустя и которые описаны в повести «Волны гасят ветер».

Но меня до поры это не особенно беспокоило. Мало ли что человеку приснится? Случаются ведь и провидческие сны. Лишь когда рукопись была закончена, прошла пару правок, мне вдруг пришло в голову, что все написанное непротиворечиво ложится совсем в иную концепцию.

Конечно же, это никакой не сон Максима Каммерера! Это сон Тойво Глумова, метагома. Тойво Глумова, ставшего сверхчеловеком и в своем могуществе сотворившем мир Флакша, который населил теми, кого он когда-то знал и любил. Это вселенная сотворенная метагомом то ли для собственного развлечения, то ли для поиска рецепта производства Счастья в космических масштабах, а не на отдельно взятой Земле 22-23 веков.

Странные вещи порой случаются с писателями. Понимаешь, что написал, только тогда, когда вещь отлежится, остынет...

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Михаил Савеличев «Чёрный ферзь»

LENA56, 28 сентября 2009 г. 16:29

:rev: Не смогла прочитать! Пробовала и сначала, и с середины... Не идет — слишком все мрачно, до тошноты мрачно... И, извините, противно...

Оценка: нет
–  [  2  ]  +

Михаил Савеличев «Возлюби дальнего»

swordenferz, 16 сентября 2009 г. 04:52

Спасибо, LENA56!:wink: Если нравятся Стругацкие и нет отторжения против фанфиков, могу посоветовать читать выходящие сейчас книги в серии Миры Стругацких: Время учеников-XXI век :glasses: Две книжки уже вышли, наклевывается еще пара — про приключения Каммерера в Островной империи и по Зоне и сталкерам. Должно быть интересно :shuffle:

Оценка: нет
–  [  0  ]  +

Михаил Савеличев «Возлюби дальнего»

LENA56, 14 сентября 2009 г. 20:04

:rev: А мне тоже понравилось!

Хорошо так перемешаны любимые герои и любимые произведения, здорово наблюдать, как рождается, что-то совсем новое и в тоже время истинно стругацкое.

Заполнена еще одна лакуна — теперь понятно, почему Леонид Андреевич Горбовский выжил на Далекой Радуге. Признаться этот вопрос мучил меня давно и такое решение, кажется, вполне правдоподобным...

Оценка: 8
–  [  -3  ]  +

Михаил Савеличев «Возлюби дальнего»

swordenferz, 30 июня 2009 г. 15:48

Спасибо за отзыв. Автор пишет и даже написал, но вот когда опубликуют — вопрос :wink:

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Михаил Савеличев «Возлюби дальнего»

lisa_alisa, 15 июня 2009 г. 16:19

Мне очень понравилось. Хотелось почитать побольше про Леонида Горбовского — и эта повесть вся о нем. И о Пандоре. Как и главный герой, повесть получилась доброй и светлой. подкупает неимоверно).

Наверно, есть какие-то минусы, но в общей атмосфере ностальгии по продолжению цикла о 22 веке они забываются. Было бы здорово, если бы Михаил написал еще продолжения миров братьев Стругацких. У автора это отлично получается :wink:

Оценка: 10
⇑ Наверх