FantLab ru

Лев Никулин

Лев Никулин
Страна: Россия
Родился: 20 мая 1891 г.
Умер: 9 марта 1967 г.

Настоящее имя:

Лев Олькеницкий


Другие псевдонимы:

Анжелика Сафьянова


Жанры:
Фантастика
50%
Реализм
26%
ещё >>

Лев Вениаминович Никулин (настоящая фамилия — Олькеницкий) — русский советский писатель, поэт и драматург, журналист, военный корреспондент. Лауреат Сталинской премии 3-ей степени (1952).

Будущий писатель родился в актёрской семье. Случилось это явление на свет 8 (20) мая 1891 года в украинском городе Житомире. Его отцом был театральный актёр и антрепренёр Вениамин Иванович Олькеницкий, крещёный в 1894 году в лютеранство еврей, а мамой – актриса Сабина Розенталь. Сценический псевдоним отца – Никулин, – прижился основательно, и многие из детей (а их в семье было аж одиннадцать!) носили эту фамилию. Позже всё это большое семейство разлетелось по белу свету, — осев, в том числе, и за рубежом. Мог бы застрять за границей и сам Лев Никулин. Будучи студентом коммерческого училища в Одессе, он на каникулах вместе с братом перешёл румынскую границу и «автостопом» добрался до Парижа. Там они на пару торговали газетами и сигаретами, обследовали все кафе и кинотеатры, завели кучу знакомств, репортёрствовали в «жёлтой прессе»… Французский язык Лев Вениаминович знал, как родной (как-никак в 1910-1911 годах он прослушал курс лекций в Сорбонне). И это не раз помогло ему в дальнейшей жизни при выполнении особо деликатных поручений из области «народной дипломатии».

Окончив Московский коммерческий институт, Л. Никулин не избрал ни торговую, ни актёрскую стезю. Чуткий к веяниям нового времени, обзаведясь нужными связями и знакомствами, он быстро понял, что выгоднее торговать словом. Уже в 1917 году выходят две брошюрки его авторства – «О старце Григории и русской истории» (1917), «О русской разрухе и Гессенской мухе» (1917). Сам автор назвал их «сказками». Но по сути это были политические памфлеты.

Стихами Лев Никулин начал баловаться ещё в отрочестве. Ранние стихи автор позже собрал в свой первый сборник под женским псевдонимом «Истории Анжелики Сафьяновой» (1918), второй его сборник «Страдиварий» (1919) был посвящён политической сатире. Даже в репертуаре А. Вертинского было несколько песен на стихи Льва Никулина.

Лев Вениаминович оставил заметный след и в кинематографе, как сценарист. Как только в России стали открываться первые «синема», начинающий писатель начал строчить по заказу частных кинофирм сценарии салонных мелодрам. Всего в его фильмографии 36 кинолент, среди которых, между прочим, есть и фантастические – «Над безмолвием вечности» (1917), «Остров забвения» (1917), «Скерцо дьявола» (1918) и «Президент Самосадкин» (1924). Увы, все они до нашего времени не сохранились. А самые известные фильмы по его сценариям живо смотрятся и сегодня – это остросюжетная драма о разоблачении вредителей-диверсантов на железнодорожном транспорте «Честь» (1938) и шпионский сериал «Операция «Трест» (1968).

В 1918 году Лев Никулин стал начальником одного из отделов Политуправления Балтийского флота, позднее он с гордостью всем рассказывал, как участвовал в подавлении Кронштадтского мятежа. В 1921-1923 годах Никулин побывал с советской дипломатической миссией в Афганистане в качестве секретаря Генерального консульства в Кабуле, и по итогам этой поездки выпустил свою первую прозаическую книгу «Четырнадцать месяцев в Афганистане». А затем взялся за художественную прозу, издав романы «Дипломатическая тайна» («Никаких случайностей», 1923) и «Хмель» (1924), которыми тогда зачитывалась молодёжь.

Особняком в его писательской биографии стоит роман «Адъютанты Господа Бога» (1927), поскольку с ним связана скандальная история. О ней позже поведал Варлам Шаламов в своих воспоминаниях «Несколько моих жизней». В лагерях он познакомился с неким Осипенко – бывшим секретарем митрополита Питирима, покровителя Распутина. И когда попросил рассказать о старце, сославшись на роман Л. Никулина, тот с досадой выругался: «Вот с этой проклятой книги всё и началось!». Оказывается, чекисты арестовали Осипенко, удачно устроившегося к тому времени в ленинградской милиции, именно после того, как прочитали о нём в романе «Адьютанты Господа Бога». При этом Шаламов подчеркнул: «Это был первый случай активного вторжения писателя в жизнь, какой я наблюдал. Никулин до сих пор не знает об этой истории. Он работал по архивам, по чужим воспоминаниям». И всё же к Льву Никулину с тех пор прилипло несправедливое клеймо «стукача», сотрудничавшего с ЧК. В годы перестройки, когда модно было крушить былые авторитеты, гуляла злая, обидная эпиграмма, которую приписывали Э. Казакевичу: «Никулин Лев, стукач-надомник, недавно выпустил двухтомник». Однако современники писателя свидетельствовали об обратном. Художник Борис Ефимов вспоминал: «Про Никулина этого никак нельзя сказать. Я считаю, что до конца жизни он оставался человеком порядочным и чистоплотным, насколько это было возможным в эпоху, которую можно характеризовать словами поэта: «Бывали хуже времена, но не было подлей».

В дальнейшем Лев Никулин перешёл на историческую и мемуарную прозу, в которой достиг заметных вершин. Широкую известность получил его автобиографический роман «Время, пространство, движение» (т. 1-2, 1933). За исторический роман об освободительном походе русской армии 1813-1814 гг. «России верные сыны» Лев Никулин удостаивается в 1952 году Сталинской премии. Положительный отклик у критиков и читателей получили также его роман-эпопея из жизни интеллигенции «Московские зори» (кн. 1-2, 1954-57), книги о выдающихся деятелях культуры «Люди русского искусства» (1947), «Фёдор Шаляпин» (1954), «Чехов. Бунин. Куприн» (1960), мемуары «Люди и странствия. Воспоминания» (1962). А детективный роман «Мёртвая зыбь» (1965) и поныне читается с неослабевающим интересом. В основе романа — дерзостно-смелая и хитроумная операция чекистов, организованная и блестяще осуществлённая по инициативе Ф. Дзержинского против монархистов, действовавших подпольно в молодой Советской стране.

Стоит упомянуть и другие общественные заслуги Льва Вениаминовича Никулина. Он был одним из основателей журнала «Иностранная литература», членом редколлегии журнала «Москва». Долгие годы являлся вице-президентом общества дружбы СССР-Франция. А в конце 1950-х Никулин неоднократно выезжал во Францию для переговоров с В. Н. Муровцевой-Буниной о передаче литературного архива Ивана Бунина на родину, — что и было осуществлено при его содействии. Среди ближайших друзей писателя числились певцы Александр Вертинский и Лидия Русланова, киноактёр Алексей Баталов и актриса Ксения Куприна (дочь знаменитого писателя). А киноактёр Валентин Никулин приходился ему родным племянником.

Лев Вениаминович Никулин умер 9 марта 1967 года в Москве. Мёртвая зыбь забвения, в конечном итоге, поглотила имя писателя. Но в истории советской фантастики он всё же оставил свой скромный след.

Фантастика в творчестве Льва Никулина.

И как кинодраматург, и как прозаик Лев Никулин изначально тяготел к притче и фантасмагории. Об этом свидетельствует и его первый рассказ «О глухом тетереве», опубликованный в 1913 году в «Сатириконе», и два его фантастических рассказа, появившиеся через год в «Синем журнале», навеянные Первой мировой войной. Это коротенькая, но ёмкая по смыслу политическая фантазия «Изменник» и проникнутая мистической атмосферой старинного замка новелла «В Польше».

В 1927 году Лев Никулин принял участие в коллективном проекте «Большие пожары» для журнала «Огонек». Никулину как раз выпала честь раскрутить завязку, подкинутую Александром Грином, – и он с этой задачей справился, написав вторую главу «Больная жемчужина».

Самым крупным и заметным произведением Льва Никулина в жанре научной фантастики стал увлекательный роман «Тайна сейфа» (1925) о поисках обворожительной древнеегипетской принцессы Аминтайос, случайно оживлённой московским доктором Симовым с помощью изобретённых им лучей. Поиски красавицы с вампирическими замашками проходят по всей Европе, в Москве и в далёкой Эритрее. Это позволяет автору менять жанры и стили, примеряя их как галстуки или как перчатки. Судя по всему, Никулин хотел сотворить пародию на модные в то время «романы красного Пинкертона». Но добрая половина романа воспринимается не как пародия, а как захватывающая драма международного шпиона и авантюриста Казимира Стржигоцкого. В 1928 году роман в сокращенном и переработанном виде был переиздан под названием «Продавцы тайн». Кстати, один из главных персонажей романа, изобретатель Симов встречается и в других фантастических рассказах Никулина – «Лучи доктора Симова» и «Кошачье счастье».

В целом, в своих немногочисленных фантастических рассказах, разбросанных по периодике и в авторских сборниках тех лет, Лев Никулин тяготел к политической и бытовой сатире на злобу дня, и поэтому сегодня их тематика выглядит несколько устаревшей. Тем не менее, они представляют интерес как художественное отражение настроений того времени. Например, в рассказе «Мозги фрит» (1926) два представителя белой эмиграции обращаются к профессору Дегрезу с просьбой создать мозг идеального диктатора, который смог бы скинуть власть большевиков и вернуть им старую Россию. Однако предоставленные для научного эксперимента добровольцы оказываются совершенно безмозглыми… В «булгаковском» по атмосфере рассказе «Привидение Арбатского рынка» (1926) повесившийся хозяин реквизированного особняка бродит по ночам по своим владениям, и его изгоняют оттуда чисто советскими методами: отказывают в прописке. Трагическую окраску приобретают события в военном рассказе «Долг (Патент 78925)» (1923), где учёный, отдавший свое открытие на службу силам зла, мстит своим нанимателям за гибель ученика. А коротенький этюд «Так будет!» (1927) представляет собой нехарактерный для творчества писателя опыт утопии. Ростки будущего в виде всяческих технических новинок и научных достижений писатель отобразил также в своей малоизвестной поэме для детей «Радио-сказка» (1925), изданной небольшим тиражом в Рязани.

Сортировка:

Лев Никулин. Циклы произведений

7.00 (2)
-
7.71 (7)
-
2 отз.
5.00 (3)
-
8.25 (4)
-
5.73 (11)
-
2 отз.
7.50 (2)
-
  Литфак на дому // Соавторы: Аркадий Бухов, Валентин Катаев  
-
-
  • Творчество (1934) // Соавторы: Аркадий Бухов, Валентин Катаев  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-

Лев Никулин. Романы-эпопеи

-
-
-
-
-
-

Лев Никулин. Романы

  1923 Дипломатическая тайна  [= Никаких случайностей]  
8.00 (4)
-
  1924 Хмель  
-
7.71 (7)
-
2 отз.
  1926 Адъютанты господа бога  [= Следы дней; Гибель династии] [Роман-хроника]  
-
  1926 Голые короли  [= Гнилое лето]  
-
7.50 (2)
-
-
-
8.33 (3)
-
-
-
  1960 Трус [Роман в пяти тетрадях]  
-
-
  1965 Мёртвая зыбь [роман-хроника]  
7.15 (26)
-

Лев Никулин. Повести

-
  1928 Высшая мера  [= Инженер Мерц]  
-
-
-
-
-
-
-
-
-

Лев Никулин. Рассказы

-
-
-
  1914 Система  
-
  1914 Изменник  
6.75 (4)
-
  1914 В Польше  
6.67 (3)
-
-
-
-
-
-
  1918 «Великие инквизиторы» [Под псевдонимом Л. Вениаминов]  
-
-
  1923 Долг  [= Патент 78925]  
7.33 (3)
-
  1923 Липа  
-
-
-
-
  1924 Разлив  
-
6.50 (2)
-
  1924 Ясень  
-
-
-
-
-
-
  1925 Десант  
-
-
  1925 Именины  
-
-
-
-
-
-
-
-
  1925 Сигай  
-
  1925 Склока  
-
-
-
-
-
  1925 Элемент  
-
7.33 (3)
-
-
  1926 Диалоги  
-
-
5.73 (11)
-
2 отз.
  1926 Листопад  
-
6.50 (2)
-
-
-
-
-
-
8.00 (3)
-
-
-
  1926 Пугач  
-
5.00 (3)
-
  1926 Самоучитель для начинающих (Как писать статьи, фельетоны, рассказы, стихи, рецензии с предисловием профю Безмылова)  [= Самоучитель. Как писать статьи, фельетоны, рассказы, поэмы, рецензии]  
-
-
-
-
  1927 Волокита  
-
  1927 Герои  
-
-
  1927 Икар  
-
-
  1927 Командировка  [= Командировочка]  
-
8.25 (4)
-
  1927 Мужество  
-
-
-
6.00 (4)
-
-
-
-
  1927 Случай с сэром Артуром  [= Мораль сэра Артура]  
-
-
-
  1928 Древляне  
-
-
  1928 Зуб  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1934 Арфа  
-
-
-
  1934 Кай Цильний Диденко [Фельетон] // Соавтор: Валентин Катаев  
-
-
-
  1934 Сапоги  
5.50 (2)
-
  1934 Сапоги и капуста [Фельетон] // Соавтор: Валентин Катаев  
-
-
-
-
-
-
  1935 Застенок  
-
-
  1935 Остров Родос  [= Рассказ о Родосе]  
-
  1935 Паразит  
-
-
  1935 Человек  
-
  1935 Яблоньки  
-
6.00 (2)
-
  1936 Дружба  
-
  1936 Циник  
-
-
-
-
  1938 Борец  
-
-
  1939 Медаль  
-
6.00 (1)
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1942 Встреча  
-
-
-
-
-
-
-
  1942 Очки  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1943 Офицеры  
-
  1943 Премьера  
-
-
-
-
-
-
  1944 Зять  
-
  1944 Мена  
-
-
-
-
-
-
  1944 Удача  
-
-
  1945 Наташа  
-
  1945 Самовар  
-
-
-
-
-
8.00 (3)
-
  1950 Машинист  
-
-
7.33 (3)
-
-
-
-
5.00 (3)
-
-
-

Лев Никулин. Микрорассказы

7.50 (4)
-
-
-
-
-

Лев Никулин. Поэзия

-
-
-
-
-
-
  1911 Грёзы  
-
-
-
-
-
-
  1913 Ad gloriam Caesar Maxi («В очаровательном жакете...») [Под псевдонимом Анжелика Сафьянова]  
-
-
  1913 «Бывают странные слова...»  [= Лирика] [Под псевдонимом Анжелика Сафьянова]  
-
  1913 «В сердце — зной любовных пыток...»  [= Песенка] [Под псевдонимом Анжелика Сафьянова]  
-
  1913 «Когда любовь тревоги множит...»  [= Печали] [Под псевдонимом Анжелика Сафьянова]  
-
  1913 «Среди толпы разнузданных моделей...»  [= Mi-Caréme] [Под псевдонимом Анжелика Сафьянова]  
-
  1913 Аксессуары («На счетах ресторанов, кафе и отелей...»)  [= Интим; Поэтесса] [Под псевдонимом Анжелика Сафьянова]  
-
  1913 Бессмертному прадеду Кузьме Пруткову («Где чеканные строфы, литые терцины...»)  [= Роман богем] [Под псевдонимом Анжелика Сафьянова]  
-
-
  1913 Вена («О, не мните, фрейлен, бант...») [Под псевдонимом Анжелика Сафьянова]  
-
-
  1913 Диалог («- Мы знали глаза флорентинок...») [Под псевдонимом Анжелика Сафьянова]  
-
  1913 Донна Иза дель Гонзаго («Двадцать шесть восходов солнца...») [Под псевдонимом Анжелика Сафьянова]  
-
-
-
-
-
  1913 Мадригал («Вы сегодня полны увядающей страстью...») [Под псевдонимом Анжелика Сафьянова]  
-
  1913 Мадригал («О, если бы забыть багряные узоры...»)  [= Ривьера] [Под псевдонимом Анжелика Сафьянова]  
-
  1913 Маски  
-
  1913 Наивная песенка («Разве сердцу есть запрет?..») [Под псевдонимом Анжелика Сафьянова]  
-
-
-
  1913 Ожидание («Пусть искажён улыбкой рот...») [Под псевдонимом Анж. С.]  
-
-
  1913 Парижанка («У меня свидание с аббатом...») [Под псевдонимом Анжелика Сафьянова]  
-
-
  1913 Письмо («Знакомо, как юмор рассказчика...»)  [= Лирика] [Под псевдонимом Анжелика Сафьянова]  
-
  1913 Пролог («Я пою весёлую фривольность...») [Под псевдонимом Анжелика Сафьянова]  
-
-
-
-
-
  1914 «В первой двери вверх по лесенке...» [Под псевдонимом Анжелика Сафьянова]  
-
  1914 «О, разорвите солнце на огненные клочья...» [Под псевдонимом Анжелика Сафьянова]  
-
-
-
-
-
  1914 Диалог («Две ласки играли под старой плотиной...»)  [= Весной] [Под псевдонимом Анжелика Сафьянова]  
-
-
-
-
-
  1914 Ожидание («Эрот... сломи твой тонкий лук...») [Под псевдонимом Анжелика Сафьянова]  
-
  1914 Ответ на посвящения («У Петрарки есть прекрасные строки о нежности...»)  [= Мои печали (Ответ на посвящения)] [Под псевдонимом Анжелика Сафьянова]  
-
  1914 Офорт («В открытом платье и плюмаже...») [Под псевдонимом Анжелика Сафьянова]  
-
  1914 Париж («Я смею Вам напомнить встречи...») [Под псевдонимом Анжелика Сафьянова]  
-
-
  1914 У телефона («Вы позвонили в вечер ранний...») [Под псевдонимом Анжелика Сафьянова]  
-
  1914 Уколы («Пришла пора игривиться в поэзах...») [Под псевдонимом Анжелика Сафьянова]  
-
  1914 Эпитафия фокстерьеру «Торику» («В угрюмой печали, сжимая уста...»)  [= Эпитафия] [Под псевдонимом Анжелика Сафьянова]  
-
-
  1915 Intime («Я очень мечтаю о лирике смерти...») [Под псевдонимом Анжелика Сафьянова]  
-
  1915 Булонский лес («Уже, под наклонённой аркой...») [Под псевдонимом Анжелика Сафьянова]  
-
  1915 Гуннам  
-
-
-
  1916 Баллада («У палача была любовница...»)  [= Шотландская баллада] [Под псевдонимом Анжелика Сафьянова]  
-
-
  1917 «Отечество в опасности» [Маленький фельетон]  
-
  1917 «Русское слово» [Маленький фельетон]  
-
-
  1917 Амнистия  
-
-
-
-
-
  1917 День министра-председателя [Маленький фельетон]  
-
-
-
  1917 Их «военные» обзоры [Маленький фельетон]  
-
  1917 К съезду общественных деятелей [Маленький фельетон]  
-
-
-
-
-
  1917 О русской разрухе и гессенской мухе [Политическая сказка]  
-
  1917 О старце Григории и русской истории... Сказка наших дней [Под псевдонимом Анжелика Сафьянова]  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1917 Эпитафия «Новому Времени» [Маленький фельетон]  
-
-
  1918 «Девятьсот восемнадцатый год...» [Под псевдонимом Анжелика Сафьянова]  
-
  1918 «За юность, за алые розы...» [Под псевдонимом Анжелика Сафьянова]  
-
  1918 «Может быть, вы помните синие конверты...» [Под псевдонимом Анжелика Сафьянова]  
-
  1918 «Нет милых нот и отзвучал рояль...» [Под псевдонимом Анжелика Сафьянова]  
-
  1918 «Ты слышишь, Фландрия. Ещё не пробил час...» [Под псевдонимом Анжелика Сафьянова]  
-
  1918 «У дороги...» [Под псевдонимом Анжелика Сафьянова]  
-
  1918 «У меня умирает любовник...» [Под псевдонимом Анжелика Сафьянова]  
-
  1918 «Я грущу по хорошему тону...» [Под псевдонимом Анжелика Сафьянова]  
-
  1918 «Я очень мечтаю о благостной смерти...» [Под псевдонимом Анжелика Сафьянова]  
-
-
  1918 Анафема («Вам, отрицающим вспышки огня и ракеты...») [Под псевдонимом Анжелика Сафьянова]  
-
  1918 Библиотека («Какие мудрые книги...») [Под псевдонимом Анжелика Сафьянова]  
-
  1918 В воздухе («Мерцающий, прозрачный, как медуза...») [Под псевдонимом Анжелика Сафьянова]  
-
  1918 В море («Мы плавали на ялике...») [Под псевдонимом Анжелика Сафьянова]  
-
  1918 Венеция («Вуаль от бешеных москитов...») [Под псевдонимом Анжелика Сафьянова]  
-
-
-
  1918 Дождь («Ужасно грустно бродить по Фонтанке...») [Под псевдонимом Анжелика Сафьянова]  
-
  1918 К цыганам («Где пили седые, как лунь, ремонтёры...») [Под псевдонимом Анжелика Сафьянова]  
-
-
-
  1918 Надпись на могильной плите («Я, Жульета Ченчи, родом из Сиены...») [Под псевдонимом Анжелика Сафьянова]  
-
-
-
  1918 Пейзажи каменноугольного периода («Я могу себе представить...») [Под псевдонимом Анжелика Сафьянова]  
-
  1918 Петербург («Когда угасала ограда...») [Под псевдонимом Анжелика Сафьянова]  
-
  1918 Ревность («С кем вы сегодня поедете...») [Под псевдонимом Анжелика Сафьянова]  
-
  1918 Романс («Мари, Марион, Мариэтта...») [Под псевдонимом Анжелика Сафьянова]  
-
  1918 Романс («Ты уходишь в далёкие страны...») [Под псевдонимом Анжелика Сафьянова]  
-
-
  1918 Среди толпы («Я встретила мотор на Place de la Concorde...») [Под псевдонимом Анжелика Сафьянова]  
-
  1918 Старый Гейдельберг («Припомни гаммы скрипки...») [Под псевдонимом Анжелика Сафьянова]  
-
-
  1918 Тенис («В углу, на столе для пикета...») [Под псевдонимом Анжелика Сафьянова]  
-
-
  1918 Цирк («Мне суждено одно и то же...») [Под псевдонимом Анжелика Сафьянова]  
-
  1918 Час вечерний («В вечерний час, волнующий и синий...») [Под псевдонимом Анжелика Сафьянова]  
-
  1918 Четверостишия («Нет, мне весны не возвратить...») [Под псевдонимом Анжелика Сафьянова]  
-
  1918 Эстеты («Они стоят в оконной нише...») [Под псевдонимом Анжелика Сафьянова]  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
5.67 (3)
-
-
-
-
-

Лев Никулин. Пьесы

  1919 На Волге  
-
-
  1926 Статья 114-я уголовного кодекса // Соавтор: Виктор Ардов  
-
-
-
  1928 Склока // Соавтор: Виктор Ардов  
-
  1929 Таракановщина // Соавтор: Виктор Ардов  
-
  1934 Шапошников и Вальцев // Соавторы: Аркадий Бухов, Валентин Катаев  
-
-
-
  1937 Товарищ Поддувалов [Сцены]  
-
  1939 Верность  
-
  1940 Сиваш  
-
  1942 Земляки  
-
-
-
-
-
  1967 Мёртвая зыбь (История одного заговора) // Соавтор: Пётр Дёмин  
-

Лев Никулин. Киносценарии

  1940 Перекоп // Соавтор: Александр Фадеев  
-
6.00 (2)
-

Лев Никулин. Статьи

  1 Преступление 5-го января [Под псевдонимом Л. Вениаминов]  
-
-
  1917 Взгляд в прошлое [Под псевдонимом Л. Вениаминов]  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1921 Хамелеон  
-
  1922 1918  
-
-
-
-
  1923 Ян Ринг  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1925 Монахов  
-
  1925 О романе внука декабриста  [= Внук декабриста]  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1927 Встреча  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1930 Смерть художника Репина [Некролог]  
-
-
-
-
  1931 Веки Вия  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1933 Квас с хреном [Памфлет]  
-
-
  1933 Слово о полку  [= Слово о нашем полку]  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1934 Внешность писателя // Соавторы: Аркадий Бухов, Валентин Катаев  
-
  1934 Вопросы драматургии и другие // Соавторы: Аркадий Бухов, Валентин Катаев  
-
  1934 Вопросы представительства // Соавторы: Аркадий Бухов, Валентин Катаев  
-
-
-
-
-
-
-
  1934 Законы автографа // Соавторы: Аркадий Бухов, Валентин Катаев  
-
-
-
  1934 Искусство перестройки // Соавторы: Аркадий Бухов, Валентин Катаев  
-
  1934 Искусство сниматься // Соавторы: Аркадий Бухов, Валентин Катаев  
-
  1934 Как блистать эрудицией // Соавторы: Аркадий Бухов, Валентин Катаев  
-
-
  1934 Командировки и творческие выезды // Соавторы: Аркадий Бухов, Валентин Катаев  
-
-
-
  1934 Крупская на трибуне // Соавтор: Валентин Катаев  
-
  1934 Мастер на трибуне // Соавторы: Аркадий Бухов, Валентин Катаев  
-
-
-
-
  1934 Партия  
-
  1934 Причуды гения // Соавторы: Аркадий Бухов, Валентин Катаев  
-
  1934 Продолжение предыдущего // Соавторы: Аркадий Бухов, Валентин Катаев  
-
  1934 Разговор с мертвецами  [= Время ушло далеко]  
-
-
-
  1934 Творчество // Соавторы: Аркадий Бухов, Валентин Катаев  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1935 Допрос  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1935 Перемены  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1936 Предисловие  [= Дело рядового Шибунина]  
-
-
-
  1936 Ромэн Роллан  [= Гражданин мира]  
-
-
-
-
-
  1937 «Жуки»  
-
-
-
  1937 Артём  
-
-
-
-
-
-
  1937 Инженеры  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1938 Москва [«Огонёк»]  
-
  1938 Москва [«Красная новь»]  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1939 К читателю // Соавтор: Григорий Рыклин  
-
  1939 Киров  
-
-
-
-
-
-
  1939 Послесловие // Соавтор: Григорий Рыклин  
-
  1939 Предисловие  [= Сборник рассказов турецких писателей]  
-
-
-
  1939 Сбылась мечта народная // Соавтор: Григорий Рыклин  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1940 Киров  [= Пламенный боец коммунизма]  
-
-
  1940 М.В. Фрунзе  [= Бесстрашный революционер]  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1942 [Предисловие] [к книге С. Тюльканова "Фронт"]  
-
-
-
-
-
-
-
  1942 Деталь  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1943 [Предисловие]  [= Двуногие звери]  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1945 Рождение советской гвардии // Соавтор: Макс Поляновский  
-
-
-
-
-
-
-
-
  1947 Бессмертный артист  [= Великий артист. Памяти В.И. Качалова]  
-
  1947 В эти дни  
-
-
-
-
-
  1947 На Хамовническом плацу // Соавтор: Макс Поляновский  
-
  1947 Новь  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1949 Актёры  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1950 О цирке  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1952 Предисловие  [= Интервенты без маски]  
-
  1952 Предисловие  [= Под сенью свободы]  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1954 В Кремле  
-
  1954 В эти дни  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1954 Основателю Москвы  [= Памятник основателю Москвы]  
-
-
-
  1954 Пьер Кот  
-
-
-
-
  1954 Товарищ Алексей Алексеевич Игнатьев  [= Памяти товарища]  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1955 Иван Бунин [«Огонёк»]  
-
  1955 Иван Бунин [предисловие к сборнику рассказов]  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1956 Послесловие [к книге М. Диба "Большой дом"]  
-
  1956 Предисловие [к книге В. Садовского "Алмазная грань"]  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1958 «Друг»  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1958 Предисловие  [= Роман о судьбе турецкой женщины]  
-
  1958 Предисловие [к книге С. Усмана "Сын Сенегала"]  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1960 Предисловие [к книге М. Куприной-Иорданской "Годы молодости"]  
-
  1960 Предисловие [к книге М. Чеховой "Из далёкого прошлого"]  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1961 Мы верим  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1961 Предисловие [к книге С. Коджагёза "Возвращение десяти тысяч"]  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1962 Мы верим  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-