FantLab ru

Все отзывы на произведения Валерия Елманова

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  1  ]  +

Валерий Елманов «Лал - камень любви»

Кропус, 26 февраля 2019 г. 22:29

Понравилось. Считаю, что автору удалось передать колорит эпохи. Концовка, правда на мой взгляд несколько смазана, но с другой стороны надо же было как-то заканчивать трилогию При этом я согласен с теми кто писал, что у героя был слишком ничтожный срок на подготовку к «попаданию». Но я рассматриваю это как условность приемлемую в данном тексте. Увеличь автор срок подготовки это не повлияло бы на сюжет. Ещё один момент. Его близость к царю должна была хоть как-то отразится на истории. Но как я понял, никаких следов его пребывания в этой эпохи в летописях и документов не отразилось. При этом объяснение, что всё происходило где нибудь в другой временной ветви вряд ли проходит.

Ибо герой постоянно пользуются информацией именно из нашей истории, при чём события не меняются не смотря на все его действия. Но это так, мелкая придирка. На сюжет вышесказанное не влияет.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Валерий Елманов «Княжьи мушкетёры»

be_nt_all, 8 февраля 2018 г. 12:25

На первый взгляд новый цикл Валерия Елманова кажется неким возвращением к «Обречённому веку», хотя времена взяты и несколько более поздние — Орда уже пришла. Время между Александром Невским и Иваном Калитой, московский князь — внук первого и старший брат второго выглядит отнюдь не добром, и герои-попаданцы, как обычно, мечтают объединить Русь как-то иначе, чем это было на самом деле… Ушёл правда тот надрыв, который отличал первые книги, когда нынешний мир виделся автору стоящим на краю гибели, а Русь-Россия — местом где злой жребий можно было переиграть. Не в настоящем, так хоть в прошлом. Но что же пришло взамен?

Учителя истории сменили два милиционера подчёркнуто неславянского происхождения и наружности (один — наполовину калмык, другой — потомок испанского революционера, эмигрировавший в СССР — момент вроде как сюжетообразующий, но использован явно не весь его потенциал). Место отчаянной веры, что всё плохо, но могло бы сложиться как-то иначе, заняли попытки пошутить и невероятное нагромождение приключений, где тебе и прекрасная литовская жрица, и проклятое золото тамплиеров и гамельнский крысолов — знакомец Роджера Бэкона и прочая, прочая, прочая… Герои мотаются между Тверским, Литовским и Галицко-Волынским княжеством, один из них сыплет одесскими жаргонизмами в абсолютно неестественной концентрации (за что автор ещё и в конце каждой книги благодарит некоего Геннадия Бея), добавляя несмешными шуточками про укров и гейропу (и вообще ведёт себя как законченный Евгений Петросян), а достойная альтернатива Москве как-то всё не находится… При этом велеречивый одесский испанец ездит по ушам инквизиторам так, как будто это не хитрые работники знаменитой церковной спецслужбы с высшим католическим образованием, а простофили из анекдотов, и простота их достигает абсолютно эпического масштаба. Всё это делает елмановскую Русь (Великуя, Малыя и Белыя), которая и в Обречённом веке то не страдала избытком аутентичности, совсем уж пародией, сравнимой с «бессмертными» произведениями Юрия, прости Господи, Никитина (и ещё неизвестно — что хуже).

Все эти турусы на колёсах занимают большую часть двух книг, и только ближе к концу автор вспомнил, что герои, собственно, заявлены как сыщики и даёт им соответствующее дело. Заодно наконец-таки выбрав будущую альтернативную столицу Руси, всё-таки остановив свой выбор на Твери.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И да, судя по эпилогу искомым преступником будет никто иной, как будущий, а в альтистории, очевидно, несостоявшийся московский князь Иоанн Данилович, он же Иван I Калита)
А вся предыдущая двухтомная книга оказывается крайне затянутой экспозицией, и, заодно, малоправдоподобным (слабо тянущим даже на классический рояль в кустах) способом снабдить героев деньгами и возможностью быстро и бескровно расширить границы Руси на запад… Будущие продолжения после всего этого читать совсем не хочется.

ps. А вместе с тем серия «Эффект стрекозы» про Фёдора Борисовича Годунова совсем не плоха и всё ещё не закончена. Хотя седьмая книга, насколько я знаю, так и не издана, серия всё-ещё интересна, и новый поворот сюжета, заложенный в шестую книгу далеко не исчерпан…

Оценка: 3
–  [  1  ]  +

Валерий Елманов «Перстень царя Соломона»

ПосторонимВ, 15 июня 2017 г. 16:33

«Можно сказать, потомственный уралец, кемеровчанин, это я уже потом перебрался в Новокузнецк».

Ну да, а еще в Западой Сибири живут потомственные камчадалы, алеуты и жидомасоны. Сибиряки мы, а не уральцы.

Ладно, автор двоечник, но редактор то куда смотрел?

Оценка: нет
–  [  2  ]  +

Валерий Елманов «Нам здесь жить»

Dimson, 29 мая 2017 г. 12:01

Перед нами первая часть дилогии «Княжьи мушкетёры». Первоначально это был один том, но он выходил уж больно увесистым, и потому издательство «Крылов» приняло правильное решение поделить его поровну.

Традиционно во многих книгах Елманова действие разворачивается медленно, автор сначала со вкусом прописывает обстановку, лишь во вторую очередь пришпоривает сюжет. Здесь же сцены буквально насыщены действием. Но вторая фирменная фишка Елманова осталась, т.е. традиционные для него постоянные обломы главгероев постоянно вносят свои коррективы в их масштабные планы.

А чего собственно хотят эти самые главгерои, коих тут двое: разбитной одессит и его антипод — загадочно-угрюмый буддист-калмык? Для начала определиться со своим местом в мире четырнадцатого века и ни много ни мало — способствовать тому, чтобы пресловутое иго закончилось чуть ли не на полвека раньше, чем это приключилось в реальной истории.

Но кто может стать новым центром борьбы? Московский князь пока проявляет свои наихудшие качества, да и служит чуть ли не надёжным союзником Орды. Тверской князь пока не вошёл в силу, да и ему суждено погибнуть через год. Уйти в Галицию? Но, как выясняется, сначала придётся оказаться на землях литовского князя, который ведёт борьбу с псами-рыцарями Тевтонского ордена.

Оба героя — опера высокого класса. И хотя в первую очередь продемонстрировать себя в этом качестве.

К сожалению, в первой книге нет достойной детективной интриги (а аннотация настраивает именно на такой лад). Надеюсь, что оба друга ещё проявят себя во всей красе в продолжении. А там, кто знает, может появятся и продолжения! Я их точно жду!

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Валерий Елманов «Княжья доля»

webstranger, 11 мая 2017 г. 15:13

завязка многообещающая — 10 лет до нашествия, политическая ситуация острая, команда попаданцев разноплановая (правитель, воин, священник, изобретатель) планов прогрессорства громадьё... НО афтар, увы, обещал прогрессорство купировать т.к. де любопытно влияние личности на историю, так что ожидаю скорее социальное. решил таки читать.. что получилось в первой части: насилу продрался через нудную завязку с длллллллллииииинным описанием как попаданцы тупят подозревая розыгрыш и пытаясь подловить «актёров» и это очнувшись в другом теле. по маразму с этим вывертом сюжета не соперничает даже расказ о впричине и механизме попадания — беседе с сверхсилой. зато эта беседа легко бёт всех по занудности и длине. нахрена такая длинная? ну может афтар думал так познакомить с ГГ и «условиями игры», но это можно 1.сделать по ходу 2.на полстранице.. а тут нууууууудные рассуждения о избранности россиян аргументированные бедами переодически посещавшими страну (имо тут претендентов было бы дофига- скорее надо поискать страну которую не завоевывали переодически и обошедшуюся без переворотов\гражданских).

в целом вкрапления собственно попаданчества неплохи. тех прогрессорства пока нет, но имеется изменение поведения ГГ,а поскольку он князь то и социальные начинаются.

буду читать следующую в надежде, что дальше мути будет мньше и пойдёт наконец сюжет с объединением руси итд

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Валерий Елманов «Перстень царя Соломона»

MarchingCat, 2 октября 2016 г. 14:21

Лёгкий язык автора и ироничная манера повествования, конечно импонирует. Романтическая подоплёка, всё такое. Хорошо читается, очень приятно. Странички листаются, думать вообще не надо. Неплохая книжка приятно убить время для тех, кто более склонен к лёгкой романтической фантастике.

Но по прочтении мысли всё же возникают... Интересно, зачем автор персонажа своего таким глупым перед читателем выставил? И совершенно безответственным? Все помнят зачем они в пещеры полезли? Мальчишник. А на герой увидел средневековую бабу (ну, княжну), перстенёк получил, и... ВООБЩЕ забыл про свою невесту. Будто и не было. И рвётся назад, в прошлое, попросту ни о чём не думая. Три дня на подготовку для проникновения в прошлое с весьма вероятной перспективой остаться там навсегда... очуметь можно. Полистал книжки три дня — и всё, специалист, блин, по эпохе. Ну нет слов. А потом и ведёт себя всю книгу соответственно. Языком мелет что ни попадя, Блефует на грани фола, как будто сохранился... ну или как будто он литературный персонаж, а не живой человек. ))) Ну правда, дурачок какой-то, как ещё такого назвать ))

Кстати, тут и ляпы авторские. Сперва ГГ историю познаёт за три дня, а потом (в беседах с Висковатым, например) показывает себя знатоком данного периода не только по Руси, но и по всей геополитике, а ещё молитвы на старорусском наизусть выучившим оказывается и ещё всякое такое прочее. Причём, часто заметно, что ГГ знает историю лучше самого автора. В отображении быта это остро чувствуется. В общем, как надо автору — так он и пишет. И пофигу на нестыковки разных размеров.

Кстати да, о беседах... ещё уж очень много воды в тексте. Типа рассуждений Митрошки на несколько страниц. Слишком уж мало событий на объём романа.

Что ещё сказать. Финальная часть романа выбивается из общей канвы произведения — драматичная и жестокая (арест семьи Висковатого) и фактически выводит роман на уровень 18+.

Ну а в целом — та ещё лажа, но написанная на удивление хорошо читабельным языком.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Валерий Елманов «Обречённый век»

Pharaon, 26 июля 2016 г. 13:31

Прочитал весь цикл. Написано на твердую 6-ку. Но! за хорошее знание истории Руси, за то что автор оживил и раскрасил характеры и образы героев истории, да так, что сухие строки из летописей превратились в реальную историю. Ставлю 7-ку. И вот что интересно, раньше к своему стыду я мог назвать имена от силы 10-х русских князей. А уж подробно рассказать кто и чем из низ известен было бы вообще затруднительно, ну конечно не беря в расчет уж совсем великанов Мономах, Донской, Невский.... Более скромные личности Рюриковичей как то сливались, и выглядели тускло и безжизненно. Прочитав цикл, для меня многие из них обрели реальный образ, реальную личность. А реального человека, и его жизнь, запоминаешь на долго, если не на всегда... Не буду касаться ошибок, нестыковок, фантастики и фантазии.... Понятно что все это в цикле есть... Но за вот эту попытку, пусть свою, пусть придуманную, пусть неточную, открыть для нас что то новое в истории нашей Родины, выражаю автору искреннюю благодарность.

п.с. Никакого призыва к сепаратизму, в цикле я не нашел.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Валерий Елманов «Обречённый век»

SurikenTSD, 26 августа 2014 г. 14:12

Блин... Даже не знаю... Если я до 7 включительно книги хоть как-то осилил этот цикл, то 8 осилил только на пару глав... Каждая буква текста буквально давит на уши и желания нет читать. В первых книгах цикла если были какие-то приключения, попаданческая составляющая, то чем дальше, тем этого всего меньше и меньше. Все больше переходит на сухую историческую литературу с вкраплениями абсолютно ненаучной фантастики: «спецназ»; захваты крепостей за 5 минут; автор так же уделяет много внимания армии выставляя напоказ отсутствие даже минимальных знаний о военном деле даже историческом, про современное я вообще молчу (он, видимо, даже ни 1 боевика в жизни не посмотрел\прочитал); при этом ни слова он не рассказал о том, как он решил проблему бездорожья, снабжения армии, особенно в походах, а без хорошего снабжения, которого в те времена фактически не было, даже тысячная часть того, что описано в книге просто не возможно, про благородное шествие сквозь вражеские населенные пункты, которые русская армия не грабит хотя бы для пропитания я даже заикаться не буду (хотя, вру, уже заикнулся предыдущей фразой).

А еще вот эти вкрапления «научных исторических трудов» — это вообще отдельная глава. Если в начале этот бред нивелировали необычность ситуации, попаданческая и прогрессорская тематика, то дальше от книги к книге это начинает бить тупым кайлом по мозгу. Мало того, что автор вкрапляет никому ненужные псевдоисторические мерзости (Суздальско-Филаретовская летопись и «Наиболее полная история российской государственности» О. А. Албула), так и еще убивает этим самым элемент неопределенности произведения, создавая ощущения полной предопределенности и законченности сюжета чуть ли не с первой главы. То есть, убивает предвкушение от чтения последующего абзаца\главы\книги. Да и вообще, все это извращение текущего сюжета с позиции потомков — кому оно вообще нужно? Подобные книги люди читают не для того, чтобы представить себе, как могут потомки извратить до немыслимого каждое из действий предков. Лично я ощущал, читая вкрапления Суздальско-Филаретовской летописи и зачастую «Наиболее полной истории российской государственности» О. А. Албула, как будто автор целенаправленно гадит мне в душу. Мерзкое ощущение. Одно дело, когда антагонист по сюжету произведения измышляет различные гнусные каверзы и подлости, другое дело, когда этим занимается уже сам автор с непонятной целью.

Оценка: 4
–  [  3  ]  +

Валерий Елманов «Княжья доля»

karry, 16 июня 2014 г. 09:49

Вообще мне данный автор довольно-таки активно неприятен, построение сюжетов напоминает сочинения шестиклассника...однако весьма пришелся по душе прием пускать после каждой главы летописи и комментарии к летописям, встречалось мне такое ранее лишь однажды и в намного худшем исполнении. Собственно ради них и прочел данную книгу, ну, как прочел, пролистал по диагонали.

Оценка: 4
–  [  1  ]  +

Валерий Елманов «Россошанские»

Dimson, 17 апреля 2013 г. 13:33

Один из классических случаев, когда совершенно непонятно, зачем тривиальный в сущности сюжет, практически лишённый динамики, стоит расписывать в продолжительный цикл.

Действие из книги в книгу топчется на месте, собственно, ничего не происходит: инфантильный герой ни шатко ни валко вживается в иную эпоху. Делает это скучно, без выдумки, переливая из пустого в порожнее, много рефлексируя, что сначала надоедает, а потом просто злит.

Вот эта неторопливость (не путать с обстоятельностью) и является главным минусом цикла.

К языку, конечно, никаких претензий нет. Всё же автор достаточно известный и популярный. Но вот затянутый ритм повестования... Думаю, если бы утрамбовать всё в один томик страниц так на четыреста, получился бы неплохой роман, но имеем то, что имеем: бесконечную жвачку в жанре псевдо АИ с безнадёжно забуксовавшим сюжетом.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Валерий Елманов «Алатырь-камень»

Acciptiris, 6 января 2013 г. 17:11

Слишком много возвращений к тем сюжетам, которые нужно было написать в предыдущей книге, получается много всего, сразу, в добавок не очень качественно проработано. Некоторая картонность героев присутствует, хотя судя по остальному тексту, автор просто поленился уделить им больше внимания, решив, что по ходу повествования их образы более-менее обтешутся, обрисуются четче и хорошо лягут в основной сюжет. Однако не вышло — каков фундамент, таков и дом. Автор действительно старался втиснуть в небольшой объем текста максимум событий и смысловых интриг, уделяя мало внимания качеству исполнения этих самых деталей, в результате готовое изделие получилось громоздким, нестройным и многие его положительные стороны нивелируются недостатками.

Лично меня сильно напрягает чрезмерное тяготение автора к славянскому язычеству и всему, что с ним связано. Причем Елманов явно понимает в этом не слишком много, как и в христианстве, которое он порой очень жестко и совершенно безосновательно критикует, делая это очень эмоционально и некрасиво.

Если говорить о положительных сторонах произведения, то в первую очередь приятна историческая реалистичность политической жизни средневековой Руси. Так же радует то, что автор очень осторожно подходит к идее прогрессорства, избегая досадных ляпов вроде изготовления попаданцем пулемета на коленке из куска железа и двух горстей золы и селитры. Его герои абсолютно адекватно изменяют окружающую действительность, делая это разумно и аккуратно. Это сразу же поднимает автора над большинством писателей, работающих в жанре АИ. Так же нельзя не отметить проработку взаимодействия персонажей — она на довольно приличном уровне, сюжеты нелинейные.

Оценка: 5
–  [  6  ]  +

Валерий Елманов «Эффект стрекозы»

БорЧ, 21 октября 2012 г. 14:24

В отличии от первого подцикла «Лал — камень любви» здесь гг. «проваливается» в прошлое не по собственной воле и совершенно неожиданно для себя. Правда, осваивается он достаточно быстро, потому как в прямом смысле слова «вырос» на рассказах о «погружении в прошлое» своего дяди — героя первой части подцикла. Да и лицом племянник сильно на дядю смахивает, и (не смотря на то, что в ХХ веке прошло около 10 лет, а в «прошлом» эпоху Ивана Грозного уже сменили времена Лжедмитрия) «наследный багаж популярности» у гг. — выше крыши.

В отличии от многих и многих книг «о попаданцах» тут гг. не начинает заниматься внедренчеством знаний и технологий из будущего, а ведёт игру (хотя и сабелькой помахать ему приходится) на установление политического равновесия, напоминающую во многих своих действиях анекдот времён Киссинджера про (смотри: http://www.mojbred.com/2885.html ) «челночную дипломатию». При этом событийный ряд выстроен на удивление логично, исторически (если можно так сказать о альт.истории) непротиворечиво и без каких-либо чересчур откровенных «роялей в кустах».

Ну и наконец «увы» — в отличии от первого подцикла действие тут гораздо более затянуто и на 5-й (последней вышедшей на момент написания этого отзыва) книге явно не завершается. При этом: будет ли продолжение и, главное, будет ли смысл его читать — пока непонятно.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Валерий Елманов «Обречённый век»

andrei_dv, 31 марта 2012 г. 13:09

Очень жаль что купил этот бред.Взял сразу три-читать нечего было.Такое впечатление что АФФТОР просто рубит бабло,а не творит «нетленку». Весьма посредственное знание истории как таковой. Помимо учебника истории есть и другие исторические труды хоть бы прочитал а потом бы писал(с ударением на первый слог) свою серию. Не понятно-то ли попаданцы хотят по прогрессорствовать , то ли с монголами повоевать.Исторически примерно упрощенно так-Монголам было глубоко насрать на Русь, они двигались за половцами,а Калка это демонстрация гонора русских князей.(решили поучить поганых)Послов убили — получите Батыя. Если бы АФФТОР понимал это то не стал бы устраивать истерику по поводу «монгольского ига». Ну и насчет прогрессорства ГГ — любые усовершенствования в жизни делают люди это понятно,но менталитет разный у разных людей и у разных народов и разных эпох. Не верится в творчество ГГ не убедительно,слабо прописано и описано восприятие новшеств у остального люда.Все таки Средневековье на дворе.Да и Рязанский сепаратизм действительно присутствует....Есть такое понятие-геополитика. Применительно к 13 веку даже альтернативка выглядела по другому. Наверно эта серия для подростков младшего возраста...Полностью согласен со StasKr.Больше двойки не достоин!

Оценка: нет
–  [  5  ]  +

Валерий Елманов «Обречённый век»

БорЧ, 16 ноября 2011 г. 22:56

Приём «наши в прошлом» можно, наверное, разделить на две части — по цели применения этого приёма. Бывает (увы, гораздо реже, чем хотелось бы) когда автор пытается таким образом рассказать о своём видении истории как бы глазами своего гг и само «действо» тут играет несколько второстепенную роль. Гораздо чаще автор отправляет своего героя в прошлое исключительно для описания его (героя) героических приключений, не особо заботясь о том насколько эти «геройства» возможны на реально-бытовом (хоть слово «реально» и звучит смешно в разговоре о фантастике) уровне.

Если бы автор цикла «Обречённый век» перенёс своих героев хотя бы не в «наше» прошлое, а в некий откровенно-альтернативный или просто в фэнтезийный мир, то все исторические несообразности вполне сошли бы ему с рук. Получилось бы неплохое чтение для (всё ещё) читающих подростков, прививающее за счёт неплохого экшена интерес к Русской истории. Получился бы ничем не худший лубок, чем нынешние мультики про Алёшу Поповича и т.д.

Конечно, некие исторические несообразности можно встретить и у признанных мэтров исторического романа. Например у Валентина Иванова в «Русь изначальная» славяне устраивают засаду и стреляют по кочевникам, вынырнув из под воды — как будто у них тетива на луках из синтетики или вольфрамовой струны, на которые влага практически не действует. Но это — единичный «досадный ляп», а не системообразующая линия повествования.

Увы, но если считать романы этого цикла «исторической фантастикой», то можно предложить в состав авторов-фантастов, работающих в этом жанре включить ещё Носовцева и Фоменко.

Оценка: 7
–  [  18  ]  +

Валерий Елманов «Княжья доля»

Juchi, 16 января 2011 г. 23:51

во-первых, невзирая на обложку (кстати, персонажи и идолы на оной бесстыже стырены «Крыловым» из фильма «Русь Изначальная»), в тексте разве что есть упоминания о язычниках, и то нерусских, да юная ведьмочка упоминает вскользь Перуна. впрочем, оно и к лучшему. потому что...

БЛИН!!!! ВАЛЕНКИ в 13 веке. Лапти на ногах городских жителей. словечки вроде «интерес» и «юбчонка» в устах русских современников Чингиза-Тэмучжина, соленые огурцы на столе в глухой рязанской деревушке — они б еще картошку с помидорами организовали! священник стоит на коленях перед иконой, изображающей Христа, несущего крест на Голгофу. Это что, Италия 15 века или все же Русь 13?! это изображение в Русской иконописи могло быть разве что на клейме иконы «Страсти Христовы» — и то не припоминаю что-то. Психология «пришельцев из будущего» и взаимоотношения «простого народа» с боярством явно показывают в авторе советского на 100% человека., возможно, члена КПРФ Боярин, сующийся в ножки мелкому князьку 13 века с воплем «За что раба верного обижаешь?!», карикатурен и анахроничен в равной степени. настоящий боярин той эпохи хватался бы не за княжьи сапоги, а за свой меч — и ненавязчиво бы напомнил зарвавшемуся «надеже-государю» о том, что он даже в Рязанской земле не один такой Рюрикович. Более всего досадили мировоззренческие штудии автора, в которых наличествуют «высшие силы», судящие (?!!!)спор Бога и Дьявола. Манихейство какое-то, блин. Не люблю подобной самодеятельности, она даже в исполнении графа Толстого выглядела смешно и убого, а уж в исполнении вчерашнего атеиста... с живыми священниками, кстати, автор в жизни не общался — что странно, при нынешнем «церковном возрождении» это не проблема. Ладно, он хреново знает язычество (и, к своей чести, о нем молчит) но вот то, что он столь же хреново знает хр-во... )в книге действует целый десант прогрессоров — гл. гер, бывший учитель истории, десантник — как без него! десантник — это «наше все» современной Российской хронооперы — молодой изобретатель-технарь образца скорее 60-х гг. попавший в прошлое в теле подростка, и, наконец, священник Николай, к-рый отчего-то не расценивает бред гл.гер. о «Высших силах», которым вынужден стучать на дьявола бедный бог, так, как должен бы любой нормальный христианин. да, совсем забыл еще нюансик — смерд по имени Всеслав, и сын холопки от князя по имени Святополк(имена, если кто не знает, даже боярами не использовавшиеся, на тот момент — ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО княжеские).

Оценка: нет
–  [  6  ]  +

Валерий Елманов «Перстень царя Соломона»

shaman13, 31 августа 2010 г. 18:48

Вроде и книгу прочитал, а в голове — пустота...

Давно, к стати, искал что-то с Русью, славянами и т.п., и когда прочитал аннотацию несказанно обрадовался. Но интерес приугас после первой сотни страниц. А к концу и вообще книга напрягать начала.

Вроде и юмор присутствует, и достоверность событий вроде... Хотя с такими познаниями истории нужно учебники писать, а не фантастику. Такое изобилие исторических деталей откровенно грузит мозг. Не этого я ждал от этой книги.

Впрочем, книгу по истории, написаную таким языком я бы читал намного охотнее, чем ту, которая у меня в школе была. Но это уже не фантастика.

Сюжет немного прямоват, без поворотов и виляний. Никакой амплитуды нет. Как кардиограмма у трупа. Скучновато. Некоторые сцены описаны сочно и красочно, но особого эффекта это ходу мысли не дает.

В общем — немного ниже, чем средне.

Оценка: 6
–  [  9  ]  +

Валерий Елманов «Обречённый век»

golkond, 19 августа 2010 г. 18:05

Плохо, очень плохо. С трудом осилил 2 первые книги, и только от отсутствия альтернативы.

Недостатки:

Однозначно можно сказать только одно — автору платят за количество знаков. Океаны воды (не боковых ветвей сюжета, не прорисовки персонажей или мира — нет, именно воды: бытовухи, отвлеченных описаний крутости или кто о ком как подумал) заставляют листать и листать.

Лубок. Он везде, не только в речах героев или аборигенов, автор сам изъясняется так. Язык очень плох, а все эти лубочные украшательства его портят еще больше.

Сюжет. Он просто не интересен. Что читатель ждет от нашего там? применения знаний, реализацию технологий, и т.д. но процесс получения тех же гранат описан 2-3 предложениями. Послали «изобретателя» с возом за ингредиентами, кузнецу заказали из железа отлить(!!!и это в 13м веке!!!) рубашку «по чертежам». + сделали бикфордов шнур. Как, из чего, где — ни слова. В книге больше слов сказано про память кузнеца, мгновенно всё ухватившего, и вообще в чертежах не нуждающегося, чем про сами гранаты. (и вот этот грамм интересной информации, растворен в океане воды)

Реалистичность. Совсем беда. Литье железа (а ведь это база, о какой реалистичности боев/войн/инноваций может идти речь, если автор ничего не знает об основной оружейной технологии того времени?). Погони верхом, выигрывающиеся от того, что наездник (лесная девушка на незнакомом коне) легче на пяток килограмм степняка. И прочее, прочее, прочее.

Достоинства:

Понравилось только небольшое отступление в первой книге, где автор устами ГГ разъяснял политическую обстановку в мире на тот год, да княжий суд с этическим вывертом (позаимствованным, к сожалению). Всё. Остальные 99% текста — невнятная нудная тягомотина с черепашьим шагом ползущим сюжетом, «под лубок» сделанным миром и героями, ужасным языком, и нулевой реалистичностью. О какой-то смысловой нагрузке произведения речь даже не идет.

Оценка: 2
–  [  1  ]  +

Валерий Елманов «Обречённый век»

Valeryi, 28 июля 2010 г. 01:55

Если из первой книги вырвать начало и далее вымарать изредка появляющиеся шутки на современный лад, то получится исторический роман, типа Яна. И какое он имеет отношение к ФантЛабу? Часто народ сравнивает автора с Прозоровым. Мол историческая часть зело на более высоком уровне. Ну да. Только это уже какое-то горе от ума: приключенческая, фэнтезийная часть подавлены всеми этими точными сведениями и датами про Рюриковичей-Шмуриковичей, Мазовецких-Шмазовецких... В общем Шурик наоборот: по предмету пять, а за изобретение два.

Оценка: 4
–  [  5  ]  +

Валерий Елманов «Обречённый век»

Анри д_Ор, 15 июля 2010 г. 23:13

8 романов «Княжья доля», «Крест и посох», «Око Марены», «Знак небес», «От грозе к буре», «Красные курганы», «Алатырь-камень» и «Сокол против кречета» написаны в жанре альтернативной истории с элементами фэнтези (последнее было несколько странно, но портило впечатление не сильно). Сюжет во многом традиционный — попаданцы в прошлое меняют историю и, что приятно, спасают Русь от монгольского ига (кто бы этого не хотел, сами подумайте). Вообще, попаданцы подобраны неплохо: учитель истории (попал в тело князя), капитан спецназа, изобретатель и священник (честный и добрый). Вот эта славная команда и начинает трудиться над спасением Руси. Временами все это напоминает игру с стратегию, но стратегию качественную. Временами — краткий курс истории XIII века для старшеклассников, так как князю-учителю периодически приходится делать вводную для товарищей по попаданию в прошлое Кроме того,у автора неплохое чувство юмора, хотя и несколько своеобразное. Как я понял, он имеет некоторое отношение к армии, так что юмор соответствующий.

Что в недостатках? Некоторые недостатки проистекают из достоинств автора. К примеру, многие главы предваряются придуманными Елмановым летописями и историческими трудами XIX века (уже не нашего, а альтернативного). Одна летопись писалась врагами ГГ, другая соответственно другом. Так вот вначале все это забавляет, но постепенно надоедает, потому что в жизни друг хоть раз, да покритикует, а враг хоть раз, да похвалит, хотя бы для того, чтобы ему больше верили, а вот автор ни разу не прибегает к этому приему. Враг ругает всегда, друг хвалит всегда — ну не бывает такого! Зато исторический труд XIX века выше всяких похвал — вот тут я от души повеселился, особенно, когда читал, как историки трактовали то, что случалось на самом деле (в альтернативном самом деле, не пугайтесь). Еще больше понравилась мне стенограмма дискуссии историков (тех, в альтернативе), в которой они так увлеклись, что начали обсуждать альтернативу своей истории и доказывать, что наша реальная история не имела бы ни малейшего шанса на успех.

Да и не очень мне поверилось в то, что победа над монголами и крестоносцами в XIII веке автоматически обеспечит главенство Руси в XXI веке. Все же за столько веков всякое может случиться.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Валерий Елманов «Обречённый век»

be_nt_all, 14 апреля 2010 г. 21:54

Итак, перечитаны первые три книги цикла, прочитаны две последующие. Это пятикнижье можно считать вполне законченным произведением (две последующие книги выполняют по отношению к нему роль своего рода эпилога).

Этого вполне достаточно, чтобы начать вторую часть своего отзыва.

Да, разумеется это никак не строгая «альтернативная история» а альтернативно-историческое славянское фэнтэзи. Здесь действуют весьма сказочно-фэнтезийного вида славянские боги и прочая «мелкая нечисть», вполне былинные по духу князья, волхвы и богатыри. Если вы не готовы принять такие правила игры, эта книга никак не для вас.

Не нашёл я тут и особых «роялей в кустах». Чисто «магические» проблемы разрешаются вполне логичным в «сказочном» мире способом (при чём отнюдь не «по щучьему велению»), а «банановой кожуры», на которой поскальзывается враг, я как то не заметил. Возможно врагов слишком часто губит их излишняя самоуверенность, но, в конце-то концов, разве это не закон сказочно-былинного жанра (именно закон, а не штамп). Что же до помощи, которая «всегда приходит вовремя», то, во всяком случае, эта помощь никогда не оказывается deus ex machina, а нагнетание драматизма с последующей счастливой развязкой — это вполне простительный приём для приключенческой прозы

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Разве что в «Красных курганах» автор с этим всё-же несколько переборщил.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Может показаться некоторой натяжкой способ, которым князь Константин решает противоречие между необходимостью единения Руси, для которого нет особо явных предпосылок в культуре, а значит оно должно быть произведено скорее силой, и его гуманистическими идеями. Но в конце-концов он просто соблюдает принцип «кто к нам с мечом придёт...» (не переходя при этом определённых границ).

А битва на Калке, превратившаяся, по вполне понятным и логичным причинам, в совсем уж абсолютный разгром, делает его единственным князем Руси, обладающим какой-то силой.

Теперь о психологизме и достоверности героев... [user=11059]Станислав[/user] пишет, что они «картонные» (от уж всем штампам штамп). Но того же отца Николая из первых книг я бы так не назвал ни в коем случае, а в последующих книгах эти самые 3 наших современника (которые не ГГ) весьма скоро уходят на второй план. Дело не в том, что за 50 лет они не претерпевают изменений, просто их отношения с главным героем очень быстро фиксируются на уровне «старой дружбы» (с ударением на первом, а не втором слове), не склонной таких изменения замечать. В конце концов, кроме воспоминаний о XX веке их объединяет не так уж многое. И если уж говорить о первом пятикнижье, то оно охватывает не столь уж большой промежуток времени, отличаясь достаточно неторопливым, детальным повествованием.

Другое дело, что всех героев, независимо от их роду, племени и национальности (даже злодеев) отличает некоторая «пряничность». Но если принять за постулат, что дело происходит в Руси сказочно-былинной, всё опять-же становится на свои места.

Да, даже с подобными допущениями и князю Константину, и его окружению всё же, порой, не хватает психологического развития от книги к книге, на их стыках можно найти несколько слишком явных шероховатостей-заусениц... Но это общая беда многих и многих приключенческих книг, и тот же «Каменный век» Щепетова, весьма высоко оцененный моим оппонентом, в этом плане ничуть не лучше.

В общем книга — весьма достойный представитель «альтернативно-исторического славянского-фэнтези», и не стоит требовать от неё совсем уж строгой историчности, или, допустим, религиозных откровений.

upd. Книга «Сокол против Кречета» в этом цикле если не совершенно лишняя, то где-то около того. Последние несколько страниц разочаровывают своей запредельной банальностью.

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Валерий Елманов «Обречённый век»

be_nt_all, 8 апреля 2010 г. 20:28

Пока прочитаны только первые книги цикла, оценку не ставлю, да и достаточно качественного отзыва написать не могу. Просто подискутирую со [user=11059]Станиславом[/user], написавшим первый отзыв.

Чтобы увидеть призыв к сепаратизму, в книге, где Русь объединяется (!) вокруг Рязани нужно иметь очень своеобразные представления о том, что сепаратизмом не является.

Да, это утопия. Наверное в жизни прогрессорство — достаточно неподъёмная штука, даже если ты не герой одиночка, а историк, очутившийся в теле одного из князей, и тебе помогает небольшая команда специалистов, специально отобранная некоей высшей силой. Но ведь так хочется верить в возможность построения мира, в котором не было ужасов XX века. Где не было никаких шансов у нацизма, нет кошмарных «локальных войн» вроде Вьетнама, Афгана или Чечни (с последней автор знаком не по наслышке), где, в конце-то концов, не висит над миром угроза рукотворного ядерного армагеддона...

А в рамках специфического жанра АИ+прогрессорство (наш человек в прошлом) цикл, судя по первым книгам, совсем неплох. Интересной находкой автора мне показались цитаты из «исторических трудов», написанных в елмановском «альтернативном настоящем». Чем то оно показалось мне по духу близким [work=7181]«Евразийской симфонии»[/work] Рыбакова.

О прочих достоинствах и недостатках «Обречённого века» смогу написать, только прочтя оставшиеся романы, а продолжение моих мыслей по поводу «ядовитых ягод сепаратизма» вы можете прочитать в моём же отзыве о [work=112801]«Новгородской саге»[/work].

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Валерий Елманов «Обречённый век»

A M, 11 августа 2009 г. 18:06

Считаю (наряду с Волковым) лучшими образцами жанра «хроноопера». Основ мироздания книги явно не нарушили, прозрений после их прочтения ждать не стоит, но... провести время с удовольствием — это, да. :beer:

Сюжет легкий, задачи интересные, динамика есть. В 3-4 книгах появилась мистика, не совсем, имхо, уместная, потом она сошла на нет. Последние вещи цикла — качественная альтернативка, приятная глазу (ум должен в таких вещах отдыхать :glasses: ).

Дяди, которые в сей альтеранативке видят сепаритизм и угрозу ВР (великой России), найдут угрозу везде.

Мне зашло на «уряяя».

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Валерий Елманов «Алатырь-камень»

StasKr, 10 августа 2009 г. 10:02

Яркий пример как НЕ надо писать книгу. Если вы за предыдущие книги цикла смирились с картонными героями и бесчисленными роялями, заботливо расставляемых Елмановым, то здесь вас ждёт очередная подлость от автора: доселе линейный сюжет, подробно описывающий все события, что происходят с главными героями превращается в сборник флэш-бэков, в котором герои по пути из пункта А в пункт Б вспоминают что с ними случилось с момента окончания шестой книги. Поскольку с тех пор прошло уже двадцать лет, то событий случилось не мало и вот весь этот гигантский объём информации автор судорожно пытается запихать в триста-четыреста страниц текста. Получается у него это плохо и вместо суховатого отчёта о минувших событиях (как например это получилось в аналогичной ситуации у другого «крыловского» автора – Сергея Щепетова) выходит то, что лояльный читатель может назвать «галопом по Европам», а читатель более взыскательный… ну да не будем называть кошку кошкой.

Надо быть справедливым: Елманов смог извлечь урок из этой неудачи. В конце «Сокола против кречета», когда он опять столкнулся с необходимостью поместить на полусотне-сотне страниц события примерно двадцати-двадцати пяти лет, случившиеся после батыевского нашествия, подобной мозаики воспоминаний нет и в помине, а описание случившихся событий выполнено на более качественном уровне.

Оценка: 2
–  [  11  ]  +

Валерий Елманов «Обречённый век»

StasKr, 15 июля 2009 г. 07:43

В своё время в силу трагических обстоятельств (больше читать нечего было) одолел весь этот цикл. Читал без удовольствия, так что сразу предупреждаю – отзыв будет хулительным, всем кому хоть немного понравился «Обречённый век» лучше дальше не смотреть.

Для начала о жанровых особенностях цикла. Автор похоже так и не смог определиться, что он пишет – фентази в славянском антураже или псевдоисторический роман на тему «наши в прошлом или как навалять Батыю». Через это на лицо раздвоенность цикла: если в первых четырёх книга цикла оборотни, колдуны, неизлечимые магические болезни, то и дело возникали в романах (и отравляя мне и без того невеликое удовольствие от прочтения елмановских опусов), то в последних четырёх внимание автора к данному аспекту книги постепенно снижается и магия уходит на второй план, что на мой взгляд, пошло циклу только на пользу.

Впрочем, изрядно покромсав фэнтазийную линию Елманов не слишком удачно выстроил и линию историческую. Если события первых шести книг следовали один за другим (с небольшими перерывами не более полугода), то в «Алтырь-камень» автор уместил сразу двадцать лет, превратив роман в собрание флэш-бэков. Постаревшие на два десятка лет герои всю книгу к месту и не к месту вспоминают, что они успели наворотить со времён шестой книги. Даже сама реализация подобного подхода вызывает определённое недовольство, ведь вместо нормальной книги нам предлагают сборник рассказов на тему «Как князь Константин Рязанский со своими товарищами всех ворогов в округе победил». А если же учесть и тот факт, что предыдущие шесть книг довольно детально описывали всех приключения неразлучного квартета, то диссонанс между книгой и циклом выходит огромным.

Сюжет. История начинается с того, что главный герой узнаёт, что история Земли пошла по совершенно неверному пути и что вот-вот тёмные силы захватят власть на нашей маленькой планете, после чего без особых проблем поработят всю галактику. Единственным выходом, раз уж в настоящем исправить ничего нельзя, остаётся подправить прошлое. Попав в Рязанское княжество за семь лет до Калки главный герой решает, что его цель – остановить татаро-монгольское нашествие, а для этого надо объединить Русь перед лицом врага.

Про альтернативный сепаратизм я скажу чуть позже, а сейчас лишь отмечу, что с прогрессорством автор опять же перегибает палку. Реформа армии, введение огнестрельного оружия, отмена боярства и холопства, реформа алфавита, введение массовой грамотности, церковная реформа и реформа налоговой и судебной систем… Всех преобразований слишком много и слишком чинно они происходят. Совершенно не понятно, почему китайцы желают своим врагам жить в эпоху перемен. В общем, и здесь автор всячески подыгрывает своим героям и это позволяет нам поговорить о роялях.

Роялей много в каждой книге. Читая их твёрдо знаешь, что героям во всём повезёт: внезапно появятся верные союзники, от неизлечимой болезни найдётся лекарство, помощь обязательно придёт вовремя, а враг поскользнется на банановой кожуре. Скучно и предсказуемо. В итоге в последней книге автор спохватывается, что игра всё время идёт в одни ворота и позволяет Батыю в последней книге чуть-чуть победить, что бы потом уже со спокойной совестью обрушить на него всю исполинскою мощь накопленную Рязанской Русью.

Персонажи. С этим очень плохо. Имеется четыре наших современника, которые попали в прошлое: монах, спецназовец, талантливый изобретатель и учитель истории. При первом же взгляде на список современников становится ясно у кого какая роль: «ты – молись» (священник), «ты – защищай» (спецназовец), «ты – работай» (изобретатель). Ну а главный герой в теле князя будет всем этим руководить. Глубиной проработки персонажи так же не будут отличаться: вояка и изобретатель будут временами шутить, монах — вздыхать и жаловаться на несправедливость мира, а князь лихо объединять Русь в единое государство временами пуская скупую слезу и озвучивая сентенции о том, что он не хотел лишних жертв. Существенных изменений с течением времени (примерно за пятьдесят лет, на протяжении которых и развиваются события) характеры героев не претерпят.

Таким образом, можно констатировать факт использования шаблонных персонажей для жанра «наши в прошлом».

Ну и конечно стоит отдельным неласковым словом помянуть такое литературное явление, как «альтернативный сепаратизм».

Авторы, работающие в этом направлении разрабатывают альтернативные ветки истории, в которых собирание русских земель происходило бы не вокруг Москвы, а вокруг другого центра. Пожалуй, самой первой из встретившихся мне подобных книг была «Россия, которой не было — 2. Русская Атлантида» вышедшая из под пера Буровского в 1997 году. В ней автор расписывал какой бы прекрасной была бы жизнь на Руси, если в процессе консолидации русских земель победила бы Литва, а не Московское княжество.

Из новых автор в этом жанре — Посняков, описывающий приключения своего героя в Новгородской республике XVI века и всячески подчёркивающий дикость и варварство Московии. Теперь вот объявился Елманов со своей великой Рязанской Россией, раскинувшейся на пять континентов и омываемой четырьмя океанами…

Всех этих авторов объединяет всяческое умаление заслуг Московского княжества или, как минимум, его максимальное очернение, а также идея о том, что в случае альтернативного собирания русских земель государство получилось бы гораздо более сильным и благополучным. Дескать, какие были возможности, а проклятые москали всё испоганили…

Всё это было бы забавно, если бы не несло в конечном счёте определённой угрозы. Подобные альтернативки — это цветочки, ягодки (ядовитые ягодки) — это различные региональные сепаратистские движения вроде сторонников Уральской, Сибирской, Дальневосточной республик или независимой Ингерманландии. Подобная альтернативная макулатура прекрасно окормляет их идеологию.

Разумеется, говорить об угрозе со стороны незалежной тамбовщины или тверщины пока рановато, но десять-двадцать лет подобного ползучего сепаратизма и мы можем получить весьма неприглядные результаты. А одним из симптомов данной болезни как раз и является увеличение числа книг в жанре «альтернативного сепаратизма».

Оно, кончено, может и приятно попредставлять свой родной районный центр собирателем русских земель, но по меньшей мере неприятно читать книги, в который автор постоянно подчёркивает величие получившейся Рязанской России и рассуждает об убогости и жестокости гипотетической России Московской.

Итог: что мы имеем в сухом остатке? Обилие штампов; временами – ненужная пафосность; картонные герои; неспособность автора совместить два избранных жанра в своих книгах или хотя бы определиться в каком жанре он пишет; отвратительно описанная хронология событий; совершенно недостоверная альтернативная история, предложенная автором; ряд исторических ляпов и бесконечное число роялей… Добив этот цикл я полностью утвердился во мнении, что Елманов – бездарь и занёс данного автора в чёрный список писателей.

Оценка: 3
⇑ Наверх