FantLab ru

Все отзывы на произведения Хосе Карлоса Сомосы (José Carlos Somoza)

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Хосе Карлос Сомоса «Соблазн»

Тиань, 24 декабря 2018 г. 18:38

Роман-шкатулка, вобравший в себя все жанры и отбросивший границы любого из них. Ближайшее будущее: наш мир, в котором открыт феномен псинома – аналог генома, только в области психики, некая комбинация личных пристрастий, мотивирующих любые действия в подсознательном стремлении к наслаждению. Новое открытие дает возможность понять, предсказать и отчасти направить действия любого человека, даже маньяка, что предопределяет его государственную секретность и использование в полицейской оперативной работе. Главная героиня Диана Бланко – тайный полицейский агент, «наживка», подготовленная для охоты на маньяков. Маньяков два – Наблюдатель и Отравитель. Идет охота.

Завязка сразу погружает в атмосферу нуара: ночные улицы, порочные красавицы, жаждущие развлечений завсегдатаи городской ночи, среди которых надо найти тех, чье развлечение – убийство. Атмосфера эта сначала отталкивает слишком реалистичной прорисовкой деталей, нуар не должен быть слишком четким, затем наступает момент разрушения ассоциации – поисковые мероприятия проводит тайное подразделение государственной службы, что с нуаром несовместимо. Сюжет уходит в крутой триллер, где много страха, крови, жестокости.

При этом постоянно происходит смена подозреваемых – вот, кажется, преступник установлен точно, но акцент переносится на некую деталь, и уже сложившая картина событий резко изменяется, не теряя при этом цельности. Ничто не появляется извне в дополнение, всё заранее было в мизансценах эпизодов, изменился только ракурс наблюдателя, участника, аналитика. Заявленный в начале эпиграф из Шекспира последовательно иллюстрируется на протяжении всей книги – театр, актеры, маски, декорации, при том, что в сюжете, театральные постановки присутствуют только в виде тренировок полицейских агентов. Сочетание изначальной заданности и постоянной смены ракурсов держит в напряжении до самого финала.

Финал оказывается неожиданным. Но не производит впечатление так называемой «Ударной» концовки. Предшествующее финальному повороту сюжета пространное отступление на литературно-психологические и даже философские темы мягко подводит к принятию выбора героини. Она изначально соответствовала своей роли и в завершающем эпизоде из нее не вышла. Другой финал разрушил бы цельность образа. Мир – театр довольно жестокий, но другой сцены просто нет.

Литературные отступления играют особенную роль в этом романе. Как детективное действие развивается вовлечением в круг подозреваемых всё новых и новых персонажей, и каждое новое подозрение изменяет оценку событий, так финальный литературный экскурс заставляет заново осмыслить значение теории псинома в контексте множества событий, мыслей, чувств, описанных в этом романе и не только в нем.

Шекспир как одно из оснований романа заявлен открыто и сразу: в его пьесах психолог Виктор Женс увидел ключи к проявлениям псинома, позволяющие управлять поведением человека, на этих пьесах обучаются полицейские «наживки», в маленьком послесловии автор говорит, что каждая глава книги посвящена одной из пьес Шекспира. Отслеживать неявные параллели сюжетных линий и образов, или масок на протяжении всего чтения очень интересно. Но это только отдельные пьесы, или даже фрагменты пьес. В финальном отступлении же появляется план общего: итоги всего творчества и жизни Шекспира, аллюзии в Филиппу Дику через «Крик» Эдварда Мунка, неявная аллюзия к «Пикнику на обочине» через афористичные суждения о наслаждении и счастье и к русскому Серебряному веку с его символизмом и «Обманите меня…» Максимилиана Волошина.

Не прибегая к категориям философии и религии, Автор показал суть псинома как квинтэссенции чистого наслаждения — буферной зоны между телом и душой. Человек изо всех сил стремится к нему сквозь мясорубку своей и чужой боли. А за буфером тоже что-то есть, как Золотой шар, охраняемый мясорубкой…

Начиная читать эту книгу, почти сразу обретаешь вполне конкретные ожидания, получаешь же нечно несоизмеримо большее — блуждания по чердакам подсознания в поисках души.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Хосе Карлос Сомоса «Дама номер 13»

Strannaya_Masha, 31 августа 2018 г. 19:54

Много ли вам доводилось читать испанской мистики? Мне — нет, поэтому «Дама номер 13» Хосе Карлоса Сомозы вызвала у меня интерес еще на стадии анонсирования. Не стану утверждать, что получила от этой книги все, чего ожидала, но, надо отдать автору должное — в том, что касается мистики, он не только не подвел, он даже перевыполнил план.)),

Сюжет построен на вполне оригинальной идее: древнее тайное общество, состоящее из тринадцати Дам, испокон веков вдохновляет великих поэтов на создание бессмертных произведений. Среди множества стихотворных строк, созданных великими, особую ценность для Дам представляют так называемые «стихи власти», способные управлять людьми. Эти особые строки можно отыскать в сонетах Шекспира и Лорки, стихах Петрарки, Китса и Элиота... Но не все так красиво и академично, как может показаться на первый взгляд: под масками муз-вдохновительниц Дамы скрывают свою ведьминскую сущность, а водоворот событий, в который окажется вовлечен главный герой — учитель литературы — обернется для него настоящим кошмаром.

Невозможно обвинить автора ни в недостаточной литературности языка, ни в схематичности образов. Более того, чувствуется, что Сомоза владеет материалом и хорошо знаком с биографиями упоминаемых им известных личностей. Порой кажется, что в погоне за литературностью, он подражает своему знаменитому соотечественнику — Артуро-Перес Реверте. Тем страннее на этом фоне выглядят отдельные сцены, будто бы заимствованные из не очень качественных фильмов ужасов. Хоррор — это, конечно, замечательно, но в книгу Сомозы эти сцены, на мой взгляд, вносят диссонанс, удешевляют ее. И сразу понимаешь, что до Реверте тут ох, как далеко... Кого-то, безусловно, привлекут в этой книге именно ужасы. Меня же, наоборот, «Дама номер 13» убедила в том, что серьезная литература несовместима с хоррором в современной интерпретации.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Хосе Карлос Сомоса «Соблазн»

Nikquest, 22 августа 2018 г. 21:47

Удивительный автор этот Хосе Карлос. Каждый его роман, что я читал, – совершенно уникальная головоломка, основанная на потрясающем сочетании задумки и текстового воплощения. В его произведениях довольно много обыденности какой-либо профессии, но каждый раз, вступая в сочетание с неким фантдопущением, вся рутина окрашивается невообразимой палитрой интереса. Дело обычно за малым: придумать эту самую детальку, стержень, на который будет наматываться все остальное.

В «Соблазне» роль детальки играет придуманная автором система Филий и Масок, теория псинома (психологический вариант генома). Если вкратце, то все люди делятся на полсотни групп, каждая из которых получает колоссальное удовольствие, в том числе сексуальное, от определенного сочетания каких-либо жестов, приемов, поз. Если знать и правильно интерпретировать чью-либо филию, а затем создать образ (Маску) и «зацепить» его или её, можно вертеть этим человеком как заблагорассудится, заставляя творить ужасающие мерзости (например, изнасиловать и убить свою любимую дочь, получив от этого небывалый кайф) или, наоборот, полностью лишить воли к их совершению. В Испании введена правительственная программа по созданию и обучению Наживок – людей, которых профессионально учат распознавать филии и влиять на них. Кстати, попадают в эту программу исключительно по научной вариации отбора – только те, у кого есть уникальная предрасположенность. После обучения Наживки поступают на службу в правоохранительные органы и, работая совместно с профайлерами, ловят всяких маньяков, реализующих желания своих филий. Вокруг одного такого дела и построен детективно-триллерный сюжет книги.

Вся эта техника самую малость смахивает на гипноз, но Сомоза не был бы Сомозой, если бы позволил так банально интерпретировать свою придумку. Как минимум, наслаждением в гипнозе и не пахнет, а в случае удовлетворения филий – оно льется через край, а при особенно сильном варианте зацепа – филик полностью опустошается как личность.

Ах, да, вишенкой на торте местного фантдопущения является то, что придумал эти филии ни кто иной как Шекспир. В романе целая уйма примеров из текстов его пьес, поведений персонажей трагедий и комедий, так или иначе объясняющих и наглядно демонстрирующих влияние и характерные черты практически каждой важной для сюжета филии, а это где-то половина из полусотни их общего числа.

Надо сказать, что помимо научной составляющей этой задумки у автора и триллер вышел отменный! К главному маньяку романа у героини – лучшей Наживки последних лет – имеются свои счеты, отчего она вынуждена искать его в поистине форс-мажорных обстоятельствах, прибегая к безумным в рамках романа способам, абсолютно не щадя себя. С интригами тоже все прекрасно. Поначалу крайне непонятная ситуация – как у человека, которого ищет весь Мадрид за череду жестоких убийств, может быть десяток разных филий, если максимум на одну персону полагается одна-единственная, а целая группа маньяков противоречит всем профилям – со временем проясняется, но в середине романа автор делает чудесный твист, и когда кажется, что все страдания позади, намечается нечто куда более интересное, чем охота за аналогом Джека Потрошителя.

И красной нитью через всю книгу проходит довольно любопытный вопрос-дилемма: является ли предоставление человеку того, что тот больше всего желает на подсознательном уровне, поводом его использовать? Где вообще грань между собственным выбором и теми действиями, на которые тебя прямо или случайно спровоцировали, за что нужно отвечать самому, а за что ответственность перекладывается на Наживку? И насколько наркотична такая власть над людьми, какой силой воли надо обладать, чтобы применять ее исключительно во благо? Впрочем, с последствиями негативных применений читатель тоже неоднократно столкнется, как и с чрезмерностью применений якобы во благо.

P.S. Главную героиню частенько называют «супервумен». На мой взгляд, куда правильнее было бы прозвище «Чудо-женщина». Хотя бы потому, что её также зовут Диана и она способна узнавать у людей всю подноготную.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Хосе Карлос Сомоса «Дама номер 13»

Nikquest, 29 июля 2018 г. 14:48

Одна из самых странных и необычных книг, что я читал за последние годы. Даже спустя пару недель я так и не понял, как отношусь к ней: как к увлекательной истории, саспенсному триллеру про некое тайное общество, властительниц «снов и слов», или как к горячечному бреду или лютому сюру про некий культ, состоящий из муз величайших творцов-поэтов, от Данте и Шекспира до Петрарки и Гёльдерлина. Нежная воздушная лирика, постоянные упоминания различных поэтов и уйма стихотворных цитат здесь запросто соседствуют с жуткой грязью, издевательствами над девушками, глумлением над трупами, а кошмары наяву и психушки сменяются красотами испанских улиц и необычными сновидениями, переходящими в реальность по воле щелчка пальцев. Отличить одно от другого порой сложно, как и четко осознать свое отношение к творящемуся на страницах, поскольку сам текст завораживает, многочисленные лестничные конструкции слов, будто подгружаемые по мере чтения как стенка с кирпичиками, цепляют, сама подача этой истории, какой бы наркоманской она ни казалась, определенно шикарна. Но содержание не каждому зайдет.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Хосе Карлос Сомоса «Афинские убийства»

Nikquest, 29 июля 2018 г. 14:35

После весьма неоднозначной, но мне идеально зашедшей «Дамы номер 13» решил взяться за этого испанского автора, благо что на русский язык некоторые его произведения переводились раньше, пусть их и мало от общего числа, всего 4. И «Афинские убийства» вновь подтвердили, что Сомоза – большущий мастак по части придумывания сюжетов и облачения их в определенный завораживающий формат. Собственно, в «Афинских убийствах» именно форматом можно и нужно громко восторгаться! Игра с форматом здесь дает не просто определенный процент удовольствия, она – неотъемлемая часть авторского замысла, в которую можно было положить какой угодно сюжет: хоть детективный, хоть сказочный, хоть несколько строчек диалогов из фильмов для взрослых. Формат истории – здесь часть непосредственно сюжета, они многократно переплетаются, и к определенному моменту я бросил попытки отделить одно от другого. Если попытаться без спойлеров пересказать содержание книги, получится нечто несусветное, ни разу не обозначающее то, от чего в итоге получаешь колоссальное удовольствие. В руки современного переводчика попадает книга, написанная в Древней Греции на старом истлевшем пергаменте. Эту книгу уже переводил раньше другой переводчик, но он исчез, оставив после себя лишь рукопись перевода с собственными многочисленными комментариями. Начав работу заново, наш герой тут же понимает, что перед ним – собрание неких эйдетических текстов, где каждая глава содержит тонну отсылок и аллюзий на подвиги Геракла, прямо их не называя, а расследование жестоких убийств мальчиков в Афинах времен Платона ведет знаменитый Гераклес. Например, миф о Немейском льве содержит неоднократные повторения слов «пасть», «грива», «рычать», в случае с критским быком – «ярость», «массивный», «буйный», «свирепый». Ради усиления определенного символизма в ход идут даже описания папируса, на котором был записан оригинальный текст. Так, в случае с Лернейской Гидрой, он был маслянистый, скользкий на ощупь, будто покрытый чешуйками, как змея, в главе с образами Авгиевых конюшен папирус был грязным и вымаранным, а в той, где «состоялась» поимка Цербера, – вонял псиной. И подобных увлекательнейших отсылок к мифам – масса. Но все это – лишь один из многих слоев уникальности этого произведения. Дугой слой – то, что это не просто «книга в книге», это даже уровнем выше! Все действия из настоящего и будущего предстают перед нами в сотне сносок, там идет вообще своя история, параллельно переводу текста, но переводчик так или иначе «общается» с Гераклесом и остальными, словно чувствуя себя божеством, вершителем их судеб, но в остальное время сам попадает в переплет. Иными словами, события в Древней Греции – основа повествования, а в сносках идет совсем другая история, уже из нашего времени, и она ничуть не менее увлекательная. А остальные слои этой истории – слишком спойлерные, чтобы их раскрывать даже намеками, но они идеально соотносятся с повествованием и дарят абсолютно неожиданную концовку, к которой, тем не менее, есть ряд виртуозных подводок и игр с читателем. В общем, данная «книга в книге в книге» – одно из самого необычного, увлекательного и креативного, что я читал. Только за задумку впору ставить высший балл.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Хосе Карлос Сомоса «Клара и тень»

Nikquest, 29 июля 2018 г. 14:26

Невероятно циничная книга, но в этом и заключается ее прелесть. Автор выдумал целую систему росписи человеческого тела, по сути заменив холсты телами добровольцев. Художники в романе создают целые шедевры, стоимостью в десятки миллионов долларов, используя людей, как правило, молодых. Об этом искусстве «людей-картин» пишутся книги, ему посвящаются выставки, оно обширно рекламируется. Стоимость аренды картины может быть крайне высокой. Покупатель платит за то, чтобы человек, расписанный определенным образом (и, как правило, полностью обнаженный), десяток часов в сутки неподвижно стоял там, где ему, покупателю, захочется. Множество грязных физиологических деталей процесса рисования, подготовки такой «картины», их выставления, осмотра потенциальными хозяевами и составляют большую часть цинизма, низводя человека до простейшего элемента декора. Для книги, написанной в 2001-м году, подобное смачнейшее боди-пиршество со сдиранием кожи, расписыванием гениталий под хохлому, использованием любого уродства внешности во благо художественного замысла выглядит настоящим вызовом обществу, хотя сейчас такое вряд ли шокирует обывателя. А детективный сюжет строится на том, что одна из таких «картин» внезапно пропадает, затем находится убитой, и это обставлено как еще одно произведение искусства, очередной вызов закостенелому обществу.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Хосе Карлос Сомоса «Зигзаг»

Nikquest, 29 июля 2018 г. 13:55

Научно-фантастический детективный хоррор, в котором зверские, невозможные с точки зрения разумной составляющей убийства предстают как результат случайного эксперимента со временем и с основной теорией физики. Что-то вроде жуткой и очень мрачной смеси «10 негритят» и «Нечто» с целиком научным обоснованием происходящего. Идеальный вариант для сценария к эпизоду «Грани», если бы она все еще выходила.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Хосе Карлос Сомоса «Зигзаг»

fathersergiy, 15 ноября 2017 г. 09:55

Твердая НФ, детектив, триллер, ужасы. Сборная солянка, но собрано так аккуратно, что читается на одном дыхании. Рекомендую всем любителям вышеперечисленных жанров (но, в первую очередь, конечно, НФ).

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Хосе Карлос Сомоса «Зигзаг»

Sergei789, 30 октября 2017 г. 18:54

Превосходная вещь! Настоятельно рекомендую всем любителям триллеров и ужастиков

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Хосе Карлос Сомоса «Афинские убийства»

A.Ch, 5 ноября 2016 г. 20:29

Да, сначала и имена, знакомые из мифов и истории, названия, имя города Афины, одежды, запахи, оливы и смоквы, подвиги Геракла и сноски-объяснения, в которых существует свой собственный сюжет и дальше разрушение четвёртой стены кажутся интересными и необычными. Ощущаемый дух Греции, античного, философского мира Идей.

Потом увлёкшись и подчёркивая это своё увлечение, любуясь им и наслаждаясь, игрой в эйдезис, переметафоры, смысл во втором дне и тени имени на тени предмета, автор перегружает текст, становится неудобно по многу раз переключаться, переходить по следующей сноске, видеть два мира и времени.

В конце же детектив с загадкой, раскрыть которую уже не жаждется; использование инструментов повествования кровавых и манящих; переосмысление роли Переводчика; нахождение красоты в ужасном и вопросы с такими ответами, что могут понравиться читателям, в чьих руках судьба героев слишком мечтается быть решаемой.

Оценка: 5
–  [  5  ]  +

Хосе Карлос Сомоса «Афинские убийства»

Ev.Genia, 4 октября 2016 г. 13:46

Никак не могу отнести себя к восторженным поклонникам романа. Я уже начинала как-то его читать — меня привлекла аннотация, да и отзывы положительные и обнадёживающие. Но у меня не сложилось, после трети книги я её отложила, как-то тяжело она у меня шла. Может из-за настроения тогда не пошло, а может из-за большого количества сносок, которые приходилось читать в обязательном порядке. Без них никак не обойтись, ведь получается, что читаешь книгу в книге. Автор всё время показывает эту связь, заставляет в неё верить, связь, которая существует между основным рассказом, т.е переводом одной истории и событий, связанных с этим переводом. Это очень интересный приём и он всегда выглядит выигрышно, если подан с интригой, вкрадчиво, заставляя читателя всё время находиться в напряжении и в полном внимании.

Может именно это и не давало мне сосредоточиться просто на событиях, которые разгадывает Разгадыватель загадок Гераклес. Автор меня постоянно выдёргивает и возвращает к Переводчику и его комментариям. И где-то к концу первой трети книги слова «эйдезис» и «эйдетический» начали меня раздражать и постепенно я утвердилась, что Переводчик, постоянно выискивая в тексте эти эйдезисы, тронулся умом основательно и его корпение над пергаментом, неугомонный лепет меня очень раздражал. Хотя признаю, что и здесь есть интрига и она преподнесла сюрприз, хоть и не особо меня удививший.

Что же касается основного события, то здесь, как и ожидалось, присутствует искусство, Академия, философия, восхищение красотой молодых и полных сил мужчин — ведь это Греция, Афины. А Гераклес мне понравился — толстяк, никуда не торопится, но невероятно ловок и если что, то постоять за себя сможет, любит смокву, всё подмечает, но все выводы только у него в голове, Автор не особо утруждается в объяснениях, в основном только констатация фактов. А безумие, которое в итоге раскрыл Гераклес не укладывается в голове. Я конечно читаю и детективы, и триллеры, и хоррор бывает почитываю, но тут меня настигло полное отвращение и недоумение вместе взятые. Может именно этого и хотел Автор, тогда ему это удалось. Я чего то такого и ожидала — и друг, появившийся вдруг через столько лет, и чернота вокруг матери, которую активно рисовал Автор, и явные указки на виновность скульптора, и обгрызанные тела, и даже рабыня в маске... Они в итоге и сложились вместе. Ну а всё остальное безумие это от наркотика, внушения и управления.

А мне, в итоге, книга не понравилась. Ни то, чтобы я расстроена, что потратила на неё время. Вроде бы и интересно и в то же время многое было очевидно и особо не удивило, ну а про «эйдезисы» и сноски я уже говорила.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Хосе Карлос Сомоса «Афинские убийства»

Selkie, 14 июля 2015 г. 19:07

Фрактальный розыгрыш — вот как следует обозначить жанр этой книги, которая кажется одним из нагляднейших образцов постмодернизма.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Особо впечатлительный читатель может обмануться, поверив или на мгновение допустив, что и он сам может являться частью текста. Всё же у автора не было такого размаха: если приглядеться к абстрактному миру будущего, то в нем нет практически ничего, что отсутствовало бы в античности. Таким образом текст вместе со своим комментарием просто замыкается в самодостаточное произведение, автор и читатель-комментатор (переводчик) которого существуют только в собственно тексте и не принадлежат базовой реальности.

Оценка: нет
–  [  2  ]  +

Хосе Карлос Сомоса «Афинские убийства»

macabro, 22 марта 2015 г. 00:41

Познание, говорит Платон, лестница из пяти ступеней. На первом этапе мы знаем имя. И вся литература полна именами. На второй ступени нами познается определение. Определите мне лишнего человека. На третьей — изображение. И как по-разному произведения изображают мир! На четвертой ступени — знание. И мы погружаемся в примечания и биографии. И наивысшая, пятая ступень — бытие как оно есть. И как нам искать его в литературе не знает никто.

Или вот религия. Кто назовет мне религию основанную на пытках и казнях? Наше просвещенное общество философов не знает такой дикости! У такой религии нет имени. Как определить такую религию? Ее догмы были бы полны противоречий. Изобразить ее культ можно только гротескно с ужасающими подробностями. Знание — противоположность этого культа. Самое бытие восстает против подобных извращенных культов неведомых богов.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Хосе Карлос Сомоса «Афинские убийства»

Старин, 28 апреля 2013 г. 11:13

Эту книгу можно смело помещать в коллекцию лучших триллеров-детективов современности, рядом с произведениями Жана-Кристофа Гранже («Багровые реки», «Империя волков») и Ю Несбё («Охотник за головами»). Сюжет держит в напряжении до последней буквы, заставляя читателя теряться в догадках. Причём в отличии от многих современных детективов, «Афинские убийства» показывают полную картину, благодаря чему читатель может разгадывать загадку самостоятельно, а автор лишь время ото времени даёт дополнительные факты. Плюс, Сомоса поставил в этой книге очень интересный эксперимент: написал книгу одновременно в прошлом, настоящем и будущем. Приятного чтения.

Оценка: нет
–  [  0  ]  +

Хосе Карлос Сомоса «Клара и тень»

FEDOSSS, 15 декабря 2011 г. 11:47

Классный роман, местами просто шокирует.

Студентам снимают кожу живьем и на открывшихся мускулах рисуют краской какие то картинки, причем студенты добровольцы — это один из примеров безумия в романе — просто ЧУМА!

Местами возбуждаешься, местами впадаешь в ступор от написанного.Дерзкий роман.

P.S.Присутствует ненормативная лексика

Оценка: 7
⇑ Наверх