fantlab ru

Франсуа Фенелон (François de Salignac de La Mothe-Fénelon)

Франсуа Фенелон
Страна: Франция
Родился: 6 августа 1651 г.
Умер: 7 января 1715 г.

Франсуа де Салиньяк де Ла Мот-Фенелон (François de Salignac de La Mothe-Fénelon) — французский писатель и религиозный деятель, педагог, богослов. Автор знаменитого романа «Приключения Телемака», считающегося «литературным бестселлером» XVII — XIX веков.

Фенелон был выходцем из знатного, но обедневшего рода Салиньяков. Он родился в Сент-Мондане (Перигор) в родовом замке Фенелон. Отец — маркиз Понс де Ла Мот-Фенелон де Салиньяк, мать — Луиза де ла Кропт де Шантерак, была второй его женой. Семья была весьма не маленькой — отец имел девять детей от первой жены и троих, включая Фенелона, от второй. Как самому младшему в семье, ему сулили духовную карьеру. Первоначальное образование получал в родовом замке у наставника, который дал ему солидные знания древнегреческого языка и классической литературы. В 1663 г. он был отправлен в университет Каора, где изучал риторику и философию. Когда молодой человек подтвердил желание сделать карьеру в церкви, его дядя, маркиз Антуан де Фенелон, послал его учиться в Коллеж дю Плесси, студенты-богословы которого получали такое же образование, что и студенты Сорбонны. В колледже он подружился с Луи Антуаном де Ноалем, который позже стал кардиналом и архиепископом Парижа. Фенелон проявил такие успехи в богословии, что начал успешно проповедовал с пятнадцати лет.

С 1672 года продолжил учёбу в семинарии Сен-Сюльпис, близкой к иезуитам. 26 марта 1677, в университете Каора, Фенелон получил степень доктора богословия; 17 апреля 1677 г. рукоположен в священники в Сарлате. Благодаря способностям к красивой проповеди, в июне 1679 архиепископ Парижа назначил его настоятелем Института новых католиков, парижской школы-интерната, посвящённой «перевоспитанию» молодых девушек из хороших семей, чьи родители протестанты обратились в католицизм. Воодушевлённый своей образовательной работой, в 1681 году Фенелон написал трактат «О воспитании девиц («Traité de l'éducation des filles», опубликован в 1687 г.).

В конце 1685, после аннулирования Нантского эдикта 1598 г., по рекомендации Жака Боссюэ, Людовик XIV поручил ему миссию в Онисе и Сентонже по обращению протестантов. В эти годы Фенелон входил в круг людей близких к Боссюэ, яркого представителя французского епископата. В 1688 году он был представлен мадам де Ментенон, второй жене Людовика XIV. В то время она благоволила мадам Гийон, набожной и склонной к мистицизму женщине, приверженке религиозного течения квиетизма. Через неё Фенелон в свою очередь познакомился с мадам Гийон и до того увлёкся идеями квиетизма, которые она проповедовала, что открыто отстаивал их, рискуя своим положением и своей карьерой.

Летом 1689 года по предложению мадам де Ментенон, духовником которой он тем временем стал, Фенелон был назначен наставником семилетнего герцога Бургундского, внука Людовика XIV и его возможного наследника. В 1690 году он также отвечал за образование двух братьев герцога Бургундского: герцога Анжуйского и герцога Берри. Таким образом, Фенелон приобрел влиятельное положение при дворе и был принят во Французскую академию (1693 г.), как и другие королевские наставники. В феврале 1696 года король назначил Фенелона архиепископом Камбре.

Для своего королевского ученика, герцога Бургундского, который, однако, умер в 1712 году, так и не став королем, Фенелон написал несколько забавных и в то же время поучительных произведений: сначала серию басен и сказок, затем «Похождения Аристоноя» и «Новые разговоры мёртвых». Но самым известным стал написанный в 1694 — 1696 годах роман «Приключения Телемака, сына Улисса». Во многом навеянный четвёртой книгой «Одиссеи» Гомера, роман представляет собой политическую аллегорию дидактического назначения. Однако рассеянные по книге «злые насмешки» над французским монархом в конечном счете привели к опале Фенелона. Вплоть до Первой мировой войны «Приключения Телемака», которые Монтескьё назвал «Божественным сочинением нашего столетия», занимали лидирующее положение на европейском книжном рынке. Переводы романа неоднократно издавались и пользовались большим успехом и в царской России. Популярность романа «Приключения Телемака» привела к появлению на свет множества подражаний.

После публикация в январе 1697 года книги Фенелона в защиту квиетизма «Explication des maximes des saints sur la vie intérieure» («Разъяснения высказываний святых касательно внутренней жизни») против неё выступил ранее благоволивший к автору Боссюэ. Последнего поддержал Людовик XIV, и Фенелон, что называется, попадает в опалу. Он получает приказ покинуть двор и отправиться в свою епархию Камбре. Фенелон со смирением подчинился и публично отрёкся от своих заблуждений, но сначала подпольное распространение копий романа про Телемака, в котором сразу же увидели тонко завуалированную критику авторитарного стиля правительства Людовика XIV, его агрессивной и воинственной политики, а потом и официальный выход книги в свет в 1699 г., подлили масла в огонь. Людовик XIV тоже увидел в романе сатиру на свое правление, раскритиковал его и запретил печатать. Фенелон лишается титула наставника королевских отпрысков.

Остаток жизни Фенелон посвятил борьбе с янсенизмом и сочинительству. Многие его изречения теперь стали афоризмами, например: «Все войны — гражданские, потому что все люди братья».

Фантастическое в творчестве автора выражено его баснями, сказками и самым популярным его произведением.

Роман «Приключения Телемака», одновременно псевдоисторический и утопический, посвящённый герою древнегреческих мифов Телемаку, сыну царя Итаки Одиссея (у римлян — Улисса), воспринимался читателями как прямое продолжение гомеровских «Илиады» и «Одиссеи». Отправившись на поиски отца, долго не возвращавшегося домой после войны с троянцами, Телемак побывал в разных городах и странах: увидел Сицилию, Египет, Венецию, Кипр, Крит, остров Огигию, где обитала нимфа Калипсо и где Улисс провел семь лет. Герой романа знакомится с различными типами государственного устройства, причём Фенелон критикует деспотизм и отстаивает принципы просвещённой монархии, что сделало книгу популярной в эпоху Просвещения. Отчаявшись найти отца среди живых, Телемак даже спустился в подземное царство Плутона, но встретил там только своего деда Лаэрта и прадеда Арцезия. В странствиях Телемака сопровождала сама богиня мудрости Минерва, принявшая облик старого и верного друга Улисса — Мантора (Ментора). Она заботливо наставляла своего подопечного, учила его терпению, мужеству, презрению к роскоши и неумеренным наслаждениям, великодушию и другим качествам, необходимым будущему правителю Итаки.

В «Истории Флоризы», которая тоже была придумана Фенелоном в воспитательных целях и изначально не предназначалась для печати, Фея, пришедшая навестить одну женщину после родов, предлагает одарить ребёнка на выбор матери: девочка будет красивой и богатой, но несчастной, или некрасивой, но счастливой. Мать выбрала красоту для своей дочери, которая прожила счастливое детство до того дня, когда Розимонд, сын короля, женился на ней, благодаря её красоте. Но такой «карьерный» взлёт в совокупности с её внешними данными ведут к появлению завистников и злопыхателей, в конечном итоге этот выбор чуть не приводит к насильственной смерти. В критический момент снова появляется фея и повторно даёт совершить выбор уже самой девушке.

Сортировка:

Франсуа Фенелон. Романы

  1699 Приключения Телемака сына Улиссова / Les adventures dе Télémaque, fils d’Ulysse  [= Похождение Телемака, сына Улиссова; Телемах]  
9.00 (1)
-

Франсуа Фенелон. Повести

5.00 (1)
-

Франсуа Фенелон. Сказки

7.80 (15)
-
7.77 (13)
-
1 отз.
-

Франсуа Фенелон. Эссе

8.00 (1)
-
-
-
7.00 (1)
-
-
-
-
-
-

Франсуа Фенелон. Сборники

-
-

Франсуа Фенелон. Прочие произведения

-


  Формат рейтинга


  Примечание

Содержание сборников автора (в т.ч. басен) установить пока не удалось, если вы обладаете необходимой информацией — обратитесь к куратору.


  Библиографы

  • Составитель библиографии — Oreon

  • Куратор библиографии — Oreon


  • Этот автор не является фантастом как таковым и не включен в рейтинг фантастов, но администрация сайта считает, что это не повод обходить стороной его творчество.


  • ⇑ Наверх