fantlab ru

Все отзывы на произведения Нормана Спинрада (Norman Spinrad)

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
– [  1  ] +

Норман Спинрад «Дитя разума»

Дочь Самурая, 11 февраля 13:56

Рассказ показался очень грустным. Женщина это мечта. А мечты у всех разные. Кого-то превращают в животных, кого-то зовут вперёд, кого-то делают слабыми. Но вот если мечты сбудутся, то отпадёт желание менять и меняться, творить, преодалевать. Сбывшаяся мечта — мёртвая мечта. А это все, реальная гибель. Поэтому герой и совершает свой ужасный поступок, за который сам себя никогда не простит.

Отличная история, в которой через чуждое, инопланетное раскрывается наше человеческое.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Норман Спинрад «Крепость Сол»

Darth_Veter, 25 июля 2023 г. 18:05

Триста лет назад человеческая раса столкнулась в космосе с более продвинутой расой дуглариан. Капризом судьбы стало то, что радостей эта встреча не принесла никому: «братья по разуму» сразу же отнеслись к людям враждебно, развязав против них самую настоящую межзвездную войну. Против людей было всё: и уровень развития чужой расы, и количество заселенных ими миров. Поняв, что впереди их ждет только поражение, жители Солнечной системы превратили свою обитель в неприступную крепость и начали искать сверхоружие, способное победить дуглариан. И вот, когда остальное человечество уже потеряло всякую надежду на чудо, на главную планету Человеческой Федерации прибывает первый после вынужденной изоляции корабль солариан...

Несмотря на некоторую искусственность завязки (за 300 лет изоляции инопланетная раса вполне могла уничтожить Федерацию), сюжет был перспективен ровно настолько, насколько был перспективен и первый «Звездный путь». Из него можно было выжать вполне приличную «космическую оперу» с неожиданным финалом. Порукой тому были уникальные способности солариан (то бишь, землян), которые они продемонстрировали уже на самых первых страницах романа. За 300 лет можно было ожидать и не такого прогресса! Тем более, что у прибывших был ПЛАН разгрома противника, причем, стопроцентный. Но... В итоге всё это так и осталось ожиданиями, которым не суждено было исполниться. Похоже, у самого автора произведения такого ПЛАНА на самом деле не было. И он принялся «пудрить мозги» читателю, искусственно нагнетая интригу и щедро раздавая посулы всем действующим лицам. Поскольку реального положения дел читающий не знал, он был готов поверить в каждое сказанное персонажами романа слово, предвкушая эпичную «битву наций» в самом финале. Тем горше было ему осознать суровую реальность...

Против такого развития событий выступает и сама логика. Если вы задумали какую-то опасную авантюру, то не следует втягивать в нее широкие массы людей, ибо тогда она имеет хорошие шансы провалиться по всем статьям. Лично я так и не понял, зачем соларианам понадобился на борту их корабля представитель Федерации? Исходя из уже известного мне финала, они вполне могли бы обойтись без него! Более того: Джей Палмер реально мог обрушить весь их хитроумный план, который они с таким трудом разработали. Ведь ему не дали никакой информации — как по самому ПЛАНУ, так и по реальному положению дел в Солнечной системе. Фактически, такое важное дело доверили слепому случаю с почти что нулевой вероятностью благополучного исхода. Ибо сам Палмер не смог проникнуться сутью практикуемой на Земле философии «социальных групп», не понял своей роли в данной конкретной миссии, зато постоянно подозревал солариан в нечестной игре и даже предательстве. Удивительно, как он вообще не привел в действие свой аварийный план! Тем более, что сами солариане много раз искушали его на такой поступок. При таких вводных, удачный исход дела может показаться чистой случайностью, несмотря на все уверения автора.

Что же касается самого ПЛАНА, то он настолько тривиален и безумен, что совсем не кажется ПЛАНОМ, каким он виделся искушенному читателю. Мало того, что он нереалистичен, так еще и зависит от целой кучи сторонних факторов: психологии людей и дуглариан, надежности технологии превращения звезд в сверхновые (которую никто не проверял на практике), а также разнице в военной тактике двух рас. Последнее, кстати, весьма тонкий момент: неужели дуглариан не насторожил тот факт, что в такой недостижимой для них Солнечной системе их НИКТО не атаковал? Ведь даже более слабая в военно-техническом плане Федерация никогда не упускала случая выслать навстречу неприятельскому флоту свою собственную эскадру! А тут — никого... Даже самый тупой военачальник должен был непременно насторожиться, будь он хоть трижды нечеловек! Но «рояли» на то и рояли, чтобы срабатывать в нужный момент и со стопроцентной эффективностью...

В общем, роман можно смело назвать заманчивой, но несбывшейся перспективой. Он слишком затянут из-за постоянных «экскурсов» в психологию главного героя и попыток разъяснить читателю мораль и философию «социальных групп» (которая лично мне показалась притянутой за уши и нежизнеспособной). Уж лучше бы автор потратил эти страницы на описание психологии чужой расы, как это сделал Дэвид Брин в своей саге о Возвышении. По крайней мере, тогда было бы чем удивить читателя и дать ему повод для размышлений на досуге.

-------------

РЕЗЮМЕ: история межзвездного конфликта людей и дуглариан, который разрешился совсем обескураживающе. Тот самый случай, когда объем произведения еще ничего не говорит о его качестве.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Норман Спинрад «Агент Хаоса»

Darth_Veter, 15 июля 2023 г. 22:57

Мрачное будущее человечества, в котором столкнулось три политических течения — правящая миром людей Гегемония, оппозиционная партия «Демокартическая лига» и совсем уж одиозное «Братство убийц». Гегемония считает себя истинным благодетелем человечества, ведь, объединив две враждующие силы — Атлантический Пакт во главе с США и Великую Объединенную Россию — она избавила людей от войн, голода и нищеты. Правда, пришлось лишить народ права протестовать и принимать судьбоносные решения, а также ввести в обиход элементы полицейского государства: всеобщую слежку в стиле Оруэлла и смертную казнь за противоправные деяния. Это не могло не вызвать определенное противодействие, выразившееся в появлении двух оппозиционных движений, чьими целями стало свержение диктатуры Гегемонии. Только вот методы у этих движений почти что одинаковые, а именно — террористические. Лига пытается с их помощью уничтожить правящую верхушку Гегемонии, а Братство — сохранить баланс между Порядком и Хаосом. Особых симпатий ни одна из группировок не вызывает, тем более, что цели у них какие-то мелкие и туманные, словно бы их разрабатывали не взрослые дядьки в смокингах, а детсадовские карапузы в памперсах. Возможно, такое впечатление возникает из-за своеобразной по форме тональности изложения, сильно напоминающей по стилю известную игру «Монополия» или какую-либо другую ролевую игру. Сам автор это, наверное, понимает и потому вставляет в текст критику своей же идеи, которую излагает руководитель Лиги Борис Джонсон: «Вот чего постоянно не хватало Демократической Лиге: ей было вполне достаточно выступить против. Ее члены никогда не могли предложить чего-то взамен. Сама демократия воспринималась лишь как разрушение Гегемонии: это было отрицание отрицания, а не утверждение какого-либо позитивного проекта.» У «Братства убийц» свои заморочки насчет преобладания Хаоса в социальной сфере, которые весьма спорны и неочевидны, но автор всячески подыгрывает этой стороне конфликта, так что она в итоге и побеждает. Но принцип этой победы особо не вдохновит ни одного разумного человека: «Победа через самоубийство». У меня лично создалось впечатление, что автор просто высмеивает таким образом все мыслимые и немыслимые политические системы, не способные решить насущных проблем человечества. Даже в современном мире 21-го века ни одно из политических движений не отвечает думам и чаяниям рядовых людей — другими словами, философия этих движений не ориентирована на достижение всеобщего благополучия и равенства в правах. Все современные партии не только не способствуют объединению людей, а, скорее, специально разделяют их на враждующие лагеря. Как тут можно говорить о «единой Земле» и «стирании граней между народами»? Удивительно, что Гегемонии вообще удалось захватить монопольное право на власть — в нашей реальности такое больше походит на утопию. А упование на силу Хаоса больше походит на обычное сумасшествие или религиозный фанатизм. Не хотел бы я лично жить в таком беспросветном будущем!

Концовка романа удивляет и возмущает одновременно: «Братство убийц» летит покорять Галактику! Во-первых, это звучит несколько по-садистски (или преувеличенно-иронически). Во-вторых, вряд ли подобный успех мог выпасть на долю псевдо-религиозной секты, каковой и является Братство. В нашем мире ни одна из подобных сект не получила доступ к высшим технологиям. В-третьих, если б даже такой прогресс стал бы возможным, Братство не стало бы делиться им со своими бывшими противниками — а зачем тогда нужно было с ними конфликтовать? Скорей всего, автор просто хотел закончить произведение на оптимистической ноте, но разумных и логичных доводов придумать не смог и потому банально постулировал принцип «братской любви», пытаясь привязать его к своей ущербной во всех отношениях Теории Хаоса. С моей точки зрения, серьезно такой «вывод» воспринимать нельзя — скорее, это просто очередная греза типа сна Катерины из пьесы Островского «Гроза».

-------------

РЕЗЮМЕ: сатира (или пасквиль) на очередную антиутопию типа оруэлловской «1984», где балом правят убийцы и поклонники теории Хаоса. Либо автор сам запутался в вопросах политической морали, либо попал под влияние какой-либо религиозной секты.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Норман Спинрад «Скачок энтропии массовых совокуплений»

tkzv, 13 февраля 2023 г. 12:19

Сюжет отсутствует. В тексте чередуются:

- короткие бредовые, но вполне правдоподобные новостные заметки (от забастовки полицейских из-за домогательств протестующих до продажи госдолга мафии и тайной свадьбы президента и вице-президента);

- не вполне оформленные идеи боевого применения фобий, галлюциногенов кожного действия, полового влечения, тошнотворных зрелищ, кала;

- сценарии победы в войне через насилие, отвращение, зависть, вожделение, любовь, комплекс вины, потерю ощущения реальности, ассимиляцию, хаос;

- словесная окрошка, получаемая многократным повторением с тасованием слов из осмысленных предложений. («Если не съем — покусаю» или «когда нужна полиция — вы её не найдёте».)

Бред, но забавный и злободневный. Будь произведение длинным, было бы утомительным. А несколько страниц — в самый раз.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Норман Спинрад «Ангелы раковой опухоли»

ANO, 4 октября 2022 г. 10:38

Как Уинтагрин разбогател, выглядит чересчур фантастично, из-за этого интерес к рассказу сразу снижается. Что касается борьбы героя со своей болезнью – образы вызывают любопытство, но опять же, все быстро как-то.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Норман Спинрад «Сорняк времени»

Darth_Veter, 29 апреля 2022 г. 22:49

Еще один рассказ про индивидуальное ощущение течения времени. Правда, в отличие от рассказа Генри Слизара, время здесь не является линейной величиной, а зациклено в бесконечную последовательность без конца и начала. Главный герой попробовал инопланетной «травки», привезенной экипажем очередной экспедиции на Тау Кита, и ... вдруг полностью потерялся во времени своей жизни, начав ощущать ее совершенно по-новому. Эксперимент получился интересный и даже поучительный, ибо те же наркотики могут вызвать похожие ощущения, только с более печальным результатом. Возможно, красочное описание сюрреалистического бреда главного героя поможет кое-кому не начинать свою собственную порочную практику измененного сознания и тем самым спасет его жизнь. Остальных же неуемная фантазия автора не только поразит своим полетом, но и даже заставит задуматься над проблемой индивидуального бессмертия. В любом случае, рассказ ценен своим необычным взглядом на концепцию времени и довольно оригинально подходит к проблеме причинности (что было раньше — курица или яйцо?), а также предопределенности будущего. Хоть ситуация определенно фантастическая, она полна реальной философии и совершенно не противоречит данным психологии. Так что будущим психиатрам с данным произведением несомненно следует ознакомиться. Ведь у их пациентов сознание зациклено вовсе не от «травки». Поэтому шанс разорвать этот порочный круг всё-таки имеется.

--------------

РЕЗЮМЕ: рассказ про инопланетный наркотик, обладающий свойством зацикливать память, делая человека бессмертным. Идея интересная и поучительная: свое сознание лучше держать под контролем, не позволяя ему выкидывать подобные «фортеля».

Оценка: 8
– [  12  ] +

Норман Спинрад «Bug Jack Barron»

FixedGrin, 11 января 2022 г. 08:47

Сокращенная версия заметки для Medium (https://bit.ly/3tcyrsr).

Наиболее распространенный ответ на вопрос, с какой даты берет начало киберпанк — 1984. Я неоднократно показывал, почему он неверен, и начинаю подозревать, что подобное соотнесение обусловлено не столько “тройной короной” из жанровых премий «Нейроманта» за этот год, сколько тем, что коллективное бессознательное фэндома было предварительно кондиционировано Оруэллом на мятеж против старших братьев. И неважно, что такой протест уже случился на полтора десятка лет раньше, когда накатила Новая Волна. Как замечает Майкл Джон Харрисон в «Устройстве с Центавра», кто от нее сбежал, тот и победил — даже если, добавлю я, впоследствии выяснилось, что забег пошел в зачет Специальной Олимпиады для неофитов “серьезного мейнстрима”.

Вот к этому же периоду, концу 1960-х, и следует, пожалуй, отнести подлинные истоки киберпанка с его нерушимой спайкой хайтека и инструментов перековки реальности через информацию: тогда появляются «Убик», «Лабиринт смерти», «Всем стоять на Занзибаре»— а еще обсуждаемая сегодня работа Спинрада, которую Грегори Бенфорд обозвал “реакционной утопией” электронной демократии.

Каким же предпочтительным инструментом ее осуществления пользуются герои? Это видеофон, но не в инкарнации телефонной будки с экраном и свисающей трубкой, как себе его воображало большинство фантастов (не исключая даже подлинных визионеров вроде Браннера): описанное Спинрадом устройство с таким названием умещается в кармане, оно позволяет слушателю и ведущему ток-шоу одновременно участвовать в передаче и выставлять ей рейтинг. В момент звонка обеспечивается высокоскоростное подключение с трансляцией разговора в прямой эфир — “блип”. О том, отказано ли и этому устройству в кнопке дизлайка под видеороликом, Спинрад не упоминает, но думается, что такую возможность нетрудно было бы, как и в нашем варианте реальности, восстановить.

Когда очередного зрителя что-то гложет, электронная демократия подсказывает простой выход — попробуйте прижучить жучару Джека Баррона, ведущего самой популярной передачи североамериканского телеконтинуума. Вы ведь ничего не теряете: либо Джек решит вашу проблему на глазах у пары сотен миллионов поклонников, либо республиканцы прибавят огоньку под эфирной сковородкой. 

Итак, обычный рабочий день Джека Баррона начался с напоминания о том, как важны жизни черных: организация, декларирующая цель достичь физиологического бессмертия, отказывается принять у темнокожего слушателя честно нажитые пятьсот тысяч долларов платежа за койкоместо в морозильнике. Скорее снежинка уцелеет в аду, чем жучара Джек Баррон во главе Коалиции за Социальную Справедливость упустит шанс расковырять сеть хладоагентов влияния в Конгрессе, через который вот-вот продвинут законопроект о предоставлении права на морозильную камеру бессмертия всем налогоплательщикам Америки!

«Все на свой лад и с разной степенью уверенности, Трэвен, Чартерис и Корнелиус заняты на работах по прокладке мостов через пропасть между внутренним космосом и полуразвалившимся внешним миром», писал Колин Гринлэнд о героях Новой Волны. Он не перечисляет в этом ряду Джека Баррона, возможно, предчувствуя, что у этого последнего в личном навигаторе видеофона самые точные карты внутреннего космоса. Онтологические приоритеты Джека определяются его ролью на телевидении, где он профессионально занят манипулированием образами и полуправдами. Вот он запальчиво объясняет Саре Вестерфельд, что остальной мир, по его мнению, так же податлив, и цель в жизни— силком придать этому миру желаемую форму. Разве не слышите вы в его проповеди эха клятвы на верность от нового гражданина государства Facebook или Telegram?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Это всё там, любая мечта, всё, чего любой может пожелать. Но его не забрать разговорами или хотелками под кислотой. Нужно туда руки сунуть и ухватить как можно больше, и внутри, и снаружи, сколько получится. Вот она, реальность, не то, что внутри, не то, что снаружи, а то, сколько из внутреннего ты можешь превратить в реальность.

Реальность по Баррону представляет собой продукт правильных применений богатства и технологии: уже в 1984-м, не говоря про нынешнюю эпоху уверенного строительства киберпанка, такое определение не вызвало бы внутреннего протеста. Гибсон для «Нулевого досье» натаскивает Холлис Хенри быть приветливей с гончими преисподней, чем с людьми из-за бутиковых стеллажей, и поливать семечки из яблока джобсова питательным раствором вирусного маркетинга. Довод Джека— шедевр дорогой и чуть кичевой симуляции. Его спальня, которую бы наверняка похвалила Кэйс Поллард из «Распознавания образов» за отсутствие брендовых раздражителей, — оснащенная кондиционером копия калифорнийской хижины на пляже, где Джек с Сарой жили в дни хиппарской бедности (действие книги отнесено в альтернативные для нас 1990–е). Звуки прибоя доносятся из замаскированных динамиков, пол покрыт пластиковой травой, настоящие побеги плюща вьются по панели управления, встроенной в изголовье кровати.

Этот подход не безальтернативен. Как всегда, на каждый лайк найдется свой дизлайк. Сара Бойл в единственном знаменитом рассказе Памелы Золин «Тепловая смерть Вселенной» воображает Калифорнию не царством идеализированной реальности Джека Баррона, а зоной подступающей энтропии, коллапсирующим, недифференцированным окружением, где продолжение развлечений есть лишь симптом истощения наличной энергии, «пока не обнаружена статистически вероятная планета, пока не налажено общение с её жителями, уж какие нам там уготованы — зеленоликие телепорты?.. Наблюдая за прогрессирующими метастазами западной культуры, это считаешь статистически всё менее вероятным».

Случайно ли так вышло, что подруга Джека Сара Вестерфельд — тёзка отчаявшейся домохозяйки Золин, которая хоть и не насосала на бессмертие, но гордится своей растущей семьёй, вся в счастливых хлопотах по дому… и лишь изредка посещают её навязчивые идеи о Времени/Энтропии/Хаосе и Смерти?

Что увидят зеленолицые телепорты, новочеловеки, боевые космические мыши или племена ящериц из бездны времени в обрывках земных телепередач спустя десятки или сотни лет — горячечный бренд или неопалимую рекламу? Возможно, они с интересом пронаблюдают, как один из британских парламентариев заклеймил Спинрада перед палатой общин и обратился к министру культуры с вопросом, отчего средства налогоплательщиков тратятся на издание столь непристойных произведений. Спустя полвека с лишним жизни черных все так же важны для воителей за социальную справедливость, ну а Джек Баррон, по впечатлению, успешно прокачал заброшенную было политическую карьеру и внедрился на пост премьер-министра Ее Величества Королевы.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Норман Спинрад «Специалист по джунглям»

Неизвестный Ч., 5 декабря 2021 г. 19:55

Ты никогда не мог отличить чувство вины от послеобеденной отрыжки. Норман Спинрад -- Специалист по джунглям

Давно хотел почитать и, вот, прочёл. Эскиз Спинрада к самому знаменитому своему роману. Межпланетный авантюрист с циничной красивой подругой и верным помощником-солдафоном прибывает на планету, где жуткая тирания,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
опрокидывает последнюю с помощью партизанской войны, планета тонет в кровавой вакханалии («...свобода убивать, пытать, пожирать живую плоть, откликаться на каждый темный каприз, гноящийся в самых глубинах человеческой души, воздвигнуть гору трупов до самого неба, чтобы утолить самый глухой и грязный зуд»), герой с подругой отбывают прочь навстречу новым приключениям.
Это новая волна: кровавый трэш с расчленёнкой и трупоедством, и смелыми оригинальными откровениями, что мир — говно? До этого я представлял «новую волну» несколько иначе — умные, жёсткие, по-настоящему нетривиальные произведения. Этот же роман дочитывал (продирался мимо картонных нагромождений картонных трупов) в надежде увидеть какой-то неожиданный финал... напрасно. Что ж, насколько восхищён «Стальной мечтой» (картинка та же, но откровенно пародийная, плюс интересный выверт судьбы известного креакла, плюс ядовитое послесловие) и «Русской весной» (слезой несбывшихся надежд), настолько разочарован этим романом. Хотя он все же интереснее всяких «крепостей солов», изюминки («Герой это человек, создавший миф, проникший в него, а потом втащивший за собой всех и вся. Оставалась ли ложь ложью после того, как вы превратили ее в правду?») в нем есть.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Норман Спинрад «Скачок энтропии массовых совокуплений»

Darth_Veter, 8 марта 2021 г. 22:26

Не думаю, что у нас в России найдется много поклонников такого жанра литературы, как авангардистская психоделическая новелла. Даже у себя на родине — в Америке — она не снискала лавров и поклонников. Скорее, это один из писательских трюков привлечь к себе внимание: никто смысла не поймет, но все будут делать умные лица и говорить: «Как смело и революционно!» Норман Спинрад всегда творил в подобном ключе, и всё же так и не смог завоевать ни одной приличной награды в многочисленных конкурсах американской фантастики. Более того — один из его скандальных романов, «Джек Бэррон», стал причиной закрытия фэнзина «Новые миры», в котором был впервые опубликован. Роман осудили за те самые непристойности, какие можно наблюдать и в обсуждаемом рассказе. Надо сказать, воспитание американских детей идет совсем в другом ключе, нежели детей русских: родители не прячут от них непотребную литературу, а, наоборот, стремятся разъяснить своим детям тонкости сексуальной жизни, чтобы те не ударились «во все тяжкие». Отголоски такого воспитания хорошо видны в американском кинематографе, где многие детские фильмы (рейтинг PG — на усмотрение родителей) прямо-таки изобилуют сквернословием и шуточками на половые темы («Ледниковый период», «Шрэк», «Назад в будущее», «Рапунцель (Запутанная история)», сериал «Очень странные дела» и проч.). Может, не совсем правильно и скрывать эти проблемы от детей, как поступали у нас, но делать это нужно мягко и корректно, чтобы не травмировать (и уж тем более — не развратить) ранимую десткую психику. А в отношении автора я этого сказать не могу: весь его рассказ представляет из себя набор скандальных новостей, взятых с телевидения или с газетных передовиц. Объединяет их одно — сексуальный подтекст (явный или скрытый). А безумные вариации сценариев о формах войны — это своего рода ажурные обрамления ключевых мыслей, подчеркивающие их тематику и направленность (имеется в виду война между полами, а не между государствами). Очевидно, подобная тематика действует возбуждающе на некоторые чувствительные натуры, иначе б ее вовсе не публиковали. Только вот почему-то никто особо не гордится тем, что он читает на досуге такие опусы. Наверное потому, что это напоминает вуайеризм — особый вид визуальной мастурбации.

--------------

РЕЗЮМЕ: авангардиский опус о последствиях сексуального воспитания американской нации. И, хоть открытой порнографии там нет, не рекомендуется к чтению молодому поколению. Да и взрослым тоже не стоит его читать.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Норман Спинрад «Как всё начиналось»

ash945, 7 февраля 2021 г. 17:57

Удачный, весьма забавный и ироничный рассказ про то, как в каменном веке зародилась живопись в качестве украшения интерьера (знали бы Вы из чего создавались эти шедевры) и как появились первые способы ее продвижения на рынке.

Очень симпатичный рассказик.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Норман Спинрад «Творение прекрасного»

amak2508, 21 декабря 2020 г. 18:10

Мораль сей небольшой вещицы довольно проста: перефразирую известную поговорку «Всякому овощу своё время» её можно выразить словами «Всякой вещи своё место». Бруклинский мост, весьма непритязательно, по заверения автора, выглядящий на своём законном месте в Нью-Йорке, чудесным образом преображается, будучи перенесённым в горы и размещенном там в соответствии со всеми канонами дизайнерского искусства.

Да и сам рассказ, в общем-то, совсем неплох — он не только прекрасно читается, но и, как бы ненароком, пытается убедить читателя, что в этом мире (во всяком случае в Америке) продаётся и покупается абсолютно всё. А ещё в нём очень хорошо показано, что если с толком подойти к делу, то всегда можно взять и утереть нос своим разлюбезным тестю с тёщей :).

Оценка: 7
– [  4  ] +

Норман Спинрад «Национальный вид спорта»

Groucho Marx, 21 февраля 2020 г. 21:42

Рассказ, в котором описывается манипулияция массовым сознание и заодно ядовито высмеиваются ментальные и речевые стереотипы разных слоёв населения США, от «рэднеков» до леваков, впервые был опубликован на русском языке в совершенно блистательном переводе... не помню, кого именно... в журнале «Спортивное ревю», выходившем в 1980 году и не предназначенном к продаже. Я сам читал этот рассказ в роскошном глянцевом, как бы несоветском, журнале. Тот перевод назывался «Всем играм игра» и был более качественным, чем перевод в «Огоньке» 1986 года.

Там, значит, речь идёт о канализации насилия, введения легализованного насилия (вплоть до убийств) в формальные рамки ради снижения опасности гражданской войны на улицах: американцы выпускают пар на стадионах и все, от Белого Дома до чернокожих гопников, счастливы и довольны. Остроумно и зло. И виртуозно написано.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Норман Спинрад «Вступление»

Стронций 88, 30 декабря 2019 г. 18:09

По старой привычке я читаю вступления после произведений сборника – дабы оно не давило на восприятие. Но, надо сказать, в этом вступлении нет такого, что мне бы какие-то рассказы проспойлерило, да и довлеющего мнения нет, за исключением, пожалуй, слов в конце, в котором все рассказы сборника охарактеризованы как не самые идеальные (я вот, не соглашусь – по мне, есть тут просто шикарные вещи, типа «Второй модели» или «Потомка»), а приём с перескакиванием с одного персонажа на другого называется пока не отработанным, но новаторским (я вот как-то не обратил на это внимание по ходу чтения). А вообще, много тут, во вступлении, того, что я тоже подметил, читая, и именно того, что я и хотел написать в отзыве на сборник: некоторое однообразие тем, которое, однако, не даёт ощущения «одинаковости» рассказов, оригинальность историй, их нацеленность на моральные вопросы, на психологию человека и человечества вообще, и авторская смелость, которую и сейчас ощущаешь (вкупе с их актуальностью), а применительно к времени их написания, так ещё сильнее чувствуешь их дерзость. Одним словом – толковое вступление. На что-то оно обратило моё внимание, но, в общем и целом, мне было приятно, что я увидел те же вещи, что и Норман Спинрад.

И, я так понял, именно отсюда взялась информация, что «Вторая модель», «В мире Йоны» и «Джеймс П. Кроу» – вещи из одного цикла. Насчёт первых двух у меня вопросов нет, а вот с «Джеймс П. Кроу», по-моему, всё неоднозначно. С таким же успехом можно половину сборника собрать в один цикл, так как Земля в них называется Террой…

А ещё Спинрад называет этот сборник «Вторая модель»… Логично бы – для меня «Вторая модель» лучший рассказ здесь, но сборник-то всё-таки называется «Пересадочная станция». Такая вот лёгкая несогласованность.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Норман Спинрад «Дитя разума»

Carex, 29 апреля 2019 г. 23:03

Очень интересная идея! Тут бы её и развить, и вопросами задаться: а что такое человек? а может этого и достаточно, чтобы быть человеком? И масса других вопросов.

Вместо этого главный герой совершает мало мотивированный поступок и все вопросы закрывает радикальным образом. Мне мало, я хочу ещё этой темы.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Норман Спинрад «Ангелы раковой опухоли»

wph, 16 апреля 2019 г. 08:43

Рассказ выглядит как хорошая психотерапевтическая метафора для борьбы с недугом. Врачи давно пришли к выводу что рак — это психосоматическое заболевание, поэтому от него нет, как такового, лекарства. Личение идёт через оздоравливание души (грубо говоря, через наше психологическое состояние). Видимо автор был знаком с такого рода случаями спонтанного выздоровления и проделал большую работу для человечества через своё произведение, дав ему надежду и инструмент (частично). На это обращает внимание сама форма в которую помещён рассказ — он абсолютно лишён диалогов и больше похож на методичку. Видимо, умному достаточно. Концовка тоже порадовала — она нас и возвращает из «сухого» методологического повествования в литературный жанр, и предупреждает нас.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Норман Спинрад «Творение прекрасного»

Denver_inc, 14 апреля 2019 г. 11:50

Американская цивилизация пришла в упадок. Япония правит миром. Один из богатейших людей Страны Восходящего Солнца хочет приобрести что-то монументальное и всемирно известное, дабы его тёща едва продав глаза рано утром сразу натыкалась взглядом на этот «шедевр». И вспоминала кто есть ху в этом мире...

Рассказ весьма неплох, но требует определённых знаний американской и японских культур. Или к нему надо прилагать пояснение переводчика. Иначе у читателей может возникнуть вопрос — к чему эти последние абзацы? Как-то они все портят, наверное... Или даже некоторые возкликнут — «Вообще непонятно!»

А в остальном — милый и даже поучительный рассказ.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Норман Спинрад «Дитя разума»

wph, 12 апреля 2019 г. 13:22

Произведения поднимает вопросы о замене реальности суррогатами. Тема вечная и, соответственно, актуальная нам и сейчас с нашей виртуальной реальностью, например. Так что, рассказ получился достойным прочтения.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Норман Спинрад «Ангелы раковой опухоли»

vam-1970, 28 ноября 2018 г. 13:15

Наивысший бал за оптимизм сюжета и идеи.Ранее читал об эксперименте канадских медиков -больным раком постоянно читали юмор и показывали комедии — результат- выздоровление около 70% больных .Силы у организма есть -нужно только их извлечь и мобилизовать. Автор вносит способ как это применить на деле. Финал печален наполовину, а наполовину оптимистичен.Возможно последующие поколения и порешают проблему.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Норман Спинрад «Дитя разума»

ensign, 5 августа 2018 г. 19:55

Рассказ перевертыш по отношению к «Здесь водятся тигры» Брэдбери. Мужчина получает то, что он хочет, а что хочет мужчина? И ведь не зря испугался главный герой... А может все таки зря? Люди слабы, но ведь кто-то оказывается и сильным...

Оценка: 8
– [  9  ] +

Норман Спинрад «Стальная мечта»

markfenz, 31 мая 2018 г. 20:46

Роман в «героическом» стиле, который мог написать Адольф Гитлер в параллельной вселенной, где ему не удалось стать диктатором. Зато удалось стать третьеразрядным писателем. Спинрад предлагает читателю провокационную прозу, виртуозно стилизованную под «палп». Стилизация получилась весьма удачной: расизм, ксенофобия, мачизм — целый букет неполиткорректности. С первого взгляда — треш. Со второго — удачная пародия. С третьего — еще более удачная попытка идеальной формой выразить неказистое содержание. Читать всем, кто способен помимо содержания и сюжета оценить соответствующую им форму, замысел, стиль.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Норман Спинрад «Последний рубеж»

vam-1970, 13 ноября 2017 г. 11:17

Оригинальный сюжет — воюют земляне с «чужими», которые воевать не умеют и не хотят.По всей видимости — прилетев, они спасали свою жизнь психооружием, вызывая у солдат галлюцинации.Непонимание двух видов привело к гибели «чужих».

Оценка: 9
– [  9  ] +

Норман Спинрад «Крепость Сол»

Chosen, 29 июля 2016 г. 21:39

Случайно купил эту книгу за несколько грошей на барахолке , лежавшую с другими книжками между всяких старых видиков , дивиди и микроволновок ....

ИМХО

Такого полного погружения в роман я уже давно не ощущал , очень мало таких книг (последние были два первых романа «Вторжение и Ответный Удар» Михаила Ахманова ) . После прочтения ходил пару дней под вспечатлением , не понимаю как Автор не получил «Hugo» или «Nebula» в далёком 66-ом за «Крепость Сол».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В процессе чтения постоянно возникало сопереживание герою , было такое чувство будто он представляет и ратует за мою родную нацию и планету перед Соларианами , пару раз даже хотелось чтоб он зарядил капитану в пятак и его дружку телепату , явились мол такие все культурные , владеете всякими классными навыками и технологией , пьёте коктейльчики занимаетесь сексом с кем хотите , никаких обязательств , а мы тут триста лет воюем с надеждой на вас .

Постепенно в процессе чтения понимаешь что они во всём оказываются правы как бы не было обидно , и какая горькая эта правда не была , появляется даже сочуствие Соларианам и под конец книги уважение . Понравилась мимика Дуглаарианцев , типа ихний «язык тела» да и разговор классный в стиле мастера Йоды .

В заключение хочу посоветовать этот роман всем ценителям интеллигентной фантастики ,а не просто «что бы в автобусе/метро почтиать»

Хотелось бы чтоб «Крепость Сол» переиздали в каком нибудь новом издании и очень жаль что автор действительно недооценён , очень мало переведённых книг (Эй Издатели , вы тут ??)

Заметка :

В книге написанно что перевод с Французкого , получается что перевод на Русский шёл не с оригинала (Английского) , может опечатка но перевод замечательный и читается очень легко .

Оценка: 10
– [  1  ] +

Норман Спинрад «Творение прекрасного»

vam-1970, 2 марта 2016 г. 11:21

Средний такой рассказ. Ну распродают старину, ну из США. Но в финале изюминка -золотой кирпич в подарок. Вот и разгадывай загадку — версий много. Ответа нет.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Норман Спинрад «Сорняк времени»

Стронций 88, 28 декабря 2015 г. 17:38

Небольшой, но оригинальный рассказ. Оригинальный уже своей идеей «сорняка времени» с далёкой планеты. Ну, и исполнением тоже… По сути рассказ – это попытка представить сознание в условиях существования одновременно в каждом времени своей жизни. Попытка изначально сложная, но автор именно исполнением, по-моему, со всем этим справился. Да, из-за постоянных повторений и кружения вокруг одних и тех же моментов, рассказ далеко не самый динамичный, но, по-моему, это именно то, что нужно! Идеально преданно состояние, ощущение этого… да, в каком-то смысле этого бедствия, пытки. Передано так, что веришь: вот так оно и происходит… А ещё, я поймал себя на мысли, что рассказ может послужить таким зерном что ли… тут ощущение «изнутри» человека съевшего «сорняк времени», всего лишь ощущение одного человека, но мне было бы интересно посмотреть и на мир с этим «сорняком», на неизбежную истерию общества и т.д… Любопытно, нет ли ещё романа из этого зерна? А если нет, то удивительно, что такой идеей не воспользовались.

Оценка: 7
– [  20  ] +

Норман Спинрад «Стальная мечта»

Groucho Marx, 5 декабря 2015 г. 15:17

Такое впечатление, что Норман Спинрэд за полвека до расцвета российской фантастики (Пехов, Зорич, Лукьяненко, Володихин, Никитин, Дивов и прочие юрии петуховы) создал всеобъемлющую пародию на этот субжанр палп-фикшн, заранее с издевательской точностью описав все мотивы, сюжетные ходы и атрибуты. Но, конечно, это поверхностное впечатление. На самом деле, «Стальная мечта» — очень серьёзное исследование моделей, сюжетных, повествовательных и идеологических каркасов научной фантастикии. То, что эта литературоведческая работа оформлена не в традиционной форме эссе, а как роман, только добавляет ей убедительности.

Норман Спинред показывает ксенофобскую тоталитарную подкладку огромного числа популярных книг, уже написанных к моменту появления «Стальной мечты» и тех, кто был опубликован и штурмовал высоты популярности позже.

Дальнейшее развитие НФ и в США и в России показало, что анализ Спинреда был точен и что его диагнозы оправдались. Это грустно, но вызывает уважение к автору «Стальной мечты», который учит думать над увлекательными книгами и замечать подспудные тенденции пафосных и динамичных приключений на земле и в космосе.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Норман Спинрад «Нейтральная территория»

god54, 7 октября 2015 г. 20:14

Наверное, на тему контакта написано больше всего произведений, но вот такого сюжета я еще не встречал. Оригинальная сама по себе идея с помощью психотропных средств отправлять свое сознание в путешествие неизвестно куда пока еще мне нигде не встречалась. В остальном же слишком длинный, но хорошо прописанный текст, который очень качественно передает эмоции, но оставляет слишком большое пространство для фантазирования читателю. Но, в целом вполне читабельное произведение.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Норман Спинрад «Дитя разума»

god54, 7 октября 2015 г. 19:41

Отличная фантастическая идея о телеплазме, которая может принимать вид любого живого существа, но только самки, в том числе и человека. А вот сюжет, с моей точки зрения, оказался немного слабоват и скомкан. Слишком мало психологии, эмоций, надрыва и трагедии, слишком упрощенная концовка. Но в целом, идея оригинальная, чтение интересно и рассказ заслуживает прочтения.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Норман Спинрад «Творение прекрасного»

god54, 7 октября 2015 г. 19:16

В этом произведении очень бы помогли комментарии переводчика, ибо он весь построен на идиомах Америки их понимании юмора. А нам никогда не понять англо-американский юмор, как они никогда не поймут наш. Однажды я пытался рассказать иностранцам пару наших анекдотов, но это не вызвало у них даже улыбки. Так и в данном случае, уметь видеть невидимое, дано не каждому. Понять настоящее искусство дано не всем. А рассказ хорош именно своим подтекстом, прочитайте, а ряд комментариев лаборантов вам в этом помогут.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Норман Спинрад «Творение прекрасного»

MarchingCat, 14 августа 2015 г. 13:26

Есть люди, кто Японскую культуру не приемлют напрочь. Просто в силу своих вкусов. Даже не пытаясь понять и разобраться. Есть те, кто Японскую культуру понимают, но не приемлют, как раз потому, что понимают что за этим кроется, какой менталитет. Есть те, кто в щенячьем восторге от аниме и прочего, опять же ничего не понимая по сути. Есть те, кто понимает и принимает и восторгается с оговорками.

Не могу знать, как Спинрад относится я японцам, но что неплохо понимает — это точно. Поведение и выбор японского бизнесмена показаны безукоризненно.

Вообще, рассказ явно задумывался как иронический, но получился социально-философским. При чтении даже улыбнуться нигде не захотелось. Но вот о различии в нациях и в частных пониманиях Прекрасного — очень понравилось.

Оценка: 8
– [  16  ] +

Норман Спинрад «Стальная мечта»

alex1970, 26 мая 2015 г. 07:40

Ну, что можно сказать об этом романе, который воспринимается прежде всего как провокация. Это провокация и есть, но довольно сложная и трудная к исполнению. Автор не просто намазюкал на полотне разноцветные полосы (в том, что Спинрад знает все буквы и умеет складно излагать свои мысли, можно убедиться хотя в предисловии, а еще лучше в других его романах), а создал картину в чужом стиле – мрачном, тяжеловесном.

Формально, это альтернативная история. Точка разлома – где-то после первой мировой войны. Гитлер не становится лидером национал-социалистов, а собирает манатки, и из полуразрушенной Германии сваливает в Штаты, где становится достаточно успешным писателем (автор даже не поленился выдумать список его романов). И в пишет роман «Вождь под свастикой», который в 1954 получает премию «Хьюго» (отметим, что «Стальная мечта» на «Небьюлу» и «Локус» номинировалась, а вот на «Хьюго» – нет).

В этом романе он описывает немного альтернативный вариант третьего рейха.

В предисловии автор достаточно поиздевался над штампами фантастики и фэнтези, в послесловии – разобрал комплексы соавтора.

Я бы сказал, что провокация удалась. Тема, конечно, сразу же привлекает внимание. Текст «гитлеровского» романа нарочито корявый, но все вместе достаточно давяще и заставляет задуматься.

Тут я согласен с Урсулой Ле Гуин, которая написала, что роман не о Гитлере, а о нас, о наших моральных допущениях, понятиях героизма и так далее.

В общем, Спинрад доказал, что он умеет вовремя вылезти с кривым зеркалом и шокировать окружающих.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Норман Спинрад «Крепость Сол»

alex1970, 28 апреля 2015 г. 14:15

Дебютный роман будущего сотрясателя и ниспровергателя, провокатора и человека, которого не любят российские патриоты, вышел достаточно традиционным, хотя определенная провокационность в нем уже есть. Это не ровня «Стальной мечте», «Русской весне» или «Прощелыге Джеку Барону».

Война длится не одну сотню лет. Если деглуриане изначально были жестокими и злобными, то землянам пришлось стать такими же. Общество деградировало под военные нужды.

Технологически цивилизации примерно равны, но деглуриан больше, и они чаще побеждают.

Бойцы окраин озверело сражаются, ожидая что должна подойти помощь из метрополии, ставшей уже легендарной солнечной системы, прародины человечества.

Интересно устройство общества и, особенно, семьи будущего – крайними проявлениями коммунизма попахивает.

Достаточно интересный роман, очередная космическая опера о вечной войне, но с довольно интересными идеями и финтами, в том числе в использовании сильных сторон противника против него самого.

Оценка: 7
– [  16  ] +

Норман Спинрад «Русская весна»

Fei, 25 марта 2015 г. 18:08

Конечно, меня привлекло название. Название и премия «Космос 2000».

Роман представляет из себя смесь «фантастики ближнего прицела» и альтернативной истории. Но это не сетературная диарея, которая у нас называется «романами про попаданцев» и не выделения поражённого «фимозом головного мозга» ((с) Лукоморье) воображения, которые называются у нас «фантастической антиутопией» или «альтернативной историей». Нет, это качественная альтернативная история уровня «Остров Крым» В. Аксёнова. Можно даже связать эти произведения таким образом: Спинрад пишет, как мог бы реформироваться СССР, а Аксёнов – о том, почему этого не могло бы произойти.

Но это описывается, в основном, во второй половине произведения. Первая половина – это «фантастика ближнего прицела». Потому что космическая техника, которая описывается в романе, уже тогда существовала в проектах, а часть – испытывалась. К сожалению, сейчас она тоже по большей части – в проектах и минимально – испытывается. В этом смысле роман перекликается с «Операцией «Луна» П. Андерсона. Но перекликается не сюжетно или стилистически, а идейно: болью за гибель американской программы пилотируемых полётов. Но если Андерсон, как мастер старой школы, говорит об этом иносказательно, создав произведение – сказку, символическую и образную, то Спинрад автор современный, пост-модерный. Его произведение – как граффити на памятнике Гагарину: «Юра, мы всё проср…ли!» Думаю, поэтому и у главной героини, женщины практичной и прагматичной, начальника отдела экономической стратегии, фамилия – Гагарина, намёк на то, что романтика космоса теперь выражается в «а что эти ваши «космические перспективы человечества» означают в переводе на пощупать?»

Но боль за космос у Спинрада и Андерсона одна. Только Спинрад показывает происходящее с освоением космоса прямо, без прикрас. После прочтения романа для меня во фразе «через тернии – к звёздам» появился новый смысл: «через подлость – в космос». Книга очень полезна тем, что ясно показывает, почему освоение космоса перешло на черепаший шаг. Чтобы не раскрывать сюжет опишу эту часть произведения изменённой крылатой фразой: «Тем, кто восхищается космическими достижениями человечества и любит колбасу совсем не обязательно знать, как создаются то и другое».

Главный герой книги – конструктор космических кораблей. Это вынужденный выбор для автора. Поскольку политико-историческая составляющая книги – основная, то главный герой должен заниматься таким делом, которое в максимальной степени зависит от политики. Поэтому главный герой не мог быть военным инженером – тогда у него не может быть советской русской жены. Он не может быть программистом или инженером по нефтедобывающему оборудованию, потому что тогда он может полностью открестится от политики. А вот космос – это сфера чрезвычайно зависящая от политики, военных и государства. Тут можно развернуть драму широко. Что и делает автор.

Судьба главного героя более понятна будет тем, кто родился в СССР, но стал взрослым уже в 90-е. Они тоже готовились родителями к одной судьбе (рядовых инженеров, рабочих, служащих), а жизнь поставила задачу жёстко: или откажись от мечты, переориентируйся чтобы выжить, или тебя будет волочить мордой по асфальту и перспективы твои туманны.

Роман полон интриг, бюрократической и политической подковёрной борьбы, описываются изнутри особенности американского и европейского типа космических агентств. Собственно научной фантастики немного, но она является неотъемлемой частью сюжета, поэтому произведение безусловно научно-фантастическое.

С альтернативной историей вообще получилось смешно: когда писался роман, он был попыткой рассказать о возможном будущем, попыткой продлить известные тенденции. Но по прошествии 25 лет оказалось, что это альтернативная история. Роман был написан и вышел до августовского путча. И автор описал сценарий развития мировой истории с точки «средина 1991 года» по худшему для США сценарию. Очевидно, именно такие страхи существовали у тогдашних американских интеллектуалов в отношении будущего. Почитайте, вам будет интересно узнать чего они боялись и чего смогли избежать их политики. И чего могли бы добиться наши политики. А добиваются, похоже, китайцы…

Оценка: 10
– [  2  ] +

Норман Спинрад «Агент Хаоса»

Рамзес, 14 июля 2014 г. 20:02

Какой лучший способ победить диктатуру? Спинрад считает, что это эмиграция. Благо, Вселенная бесконечна и подходящая планета всегда найдётся. Был бы подходящий корабль. Другое дело, что все персонажи книги, от простых обывателей, так называемых Опекаемых, до главных героев, мягко говоря, не совсем здоровы психически. Это и понятно. В мире, где любое, даже мысленное, нарушение установленного порядка карается немедленной смертью на месте, трудно сохранить душевное равновесие. Но Опекаемые и не ропщут. Взамен они получили общество без войн, голода, болезней и нищеты. Освоили, используя купола с искусственной атмосферой, другие планеты Солнечной системы. Не думай, не делай и не говори зла (то есть, не нарушай единожды и навсегда установленного порядка), и жизнь твоя будет вполне благополучной. В достатке и покое. Другое дело, что никто, даже сам «виновный», не узнает, какое же зло он совершил прежде чем мгновенно умер. Тем не менее, Демократическая Лига, пытающаяся изменить существующий строй, испытывает острую нехватку новых добровольцев даже на Земле. Но им же просто нечего предложить людям взамен, кроме анархии. Ведь по сути они обыкновенные малообразованные террористы, такие как Борис Джонсон, для которого свобода является вседозволенностью, и ради этого блага для всего угнетённого человечества, он готов хладнокровно, не моргнув глазом, пожертвовать десятком-другим этих самых человеков. Здоров ли он душевно-большой вопрос. О диктаторах, а их несколько, и говорить нечего. Неуёмная жажда власти сама по себе действует разрушительно для психики. Больным является и Роберт Чинг, лидер Братства убийц-одно название чего стоит, -тоже мечтающий об освобождении человечества и проповедующий парадоксальное учение о главенстве Хаоса, которое кроме него больше не понимает ни один человек даже в самом Братстве. Для членов этой организации, вроде Аркадия Дунтова, Хаос превратился в божество, требующее не понимания, а слепой веры. Поэтому и все поступки Чинга бессмысленны. На чём основана его уверенность, что отправленный им корабль достигнет намеченной цели, какую роль должны сыграть в судьбе человечества инопланетяне, какое общество, в конце концов, могут построить в ином месте улетающие на корабле безумцы, ещё одного представителя которых интересует только лишь собирание новых знаний, остаётся неясным. А может ответ и не нужен? Достаточно показать, что насилие над свободой выбора приводит к коллективному психозу? Может быть. Потому что верить в коллективное же или индивидуальное самоубийство, как в лучший способ побега из тоталитарного общества, не хочется.

Оценка: 1
– [  8  ] +

Норман Спинрад «Творение прекрасного»

Стронций 88, 2 июня 2014 г. 14:52

Рассказ любопытный. Рассказ ироничный. Насчёт «продажи Бруклинского моста» – эта шутка была на слуху, а вот с золотым кирпичом – понятно только из контекста. Очень интересно передана манера тонкой словесной игры между героями, да и сам японец. Ну и, конечно, – эта основная ирония, кирпич-то из настоящего золота… так и этот Бруклинский мост, развалина, оказался шедевром. Вот разница между человеком настроенным на деньги и любителем искусства (настоящим, а не «по должности») – видеть прекрасное даже под грязью. Очень понравилось, как развернулось всё в конце – отлично получилось. Облапошил, называется!

Да и американцы распродающие свои достопримечательности (в поствоенном мире) – тоже интересно.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Норман Спинрад «Русская весна»

mogzonec, 23 апреля 2014 г. 15:23

Вспомнил об этом романе после просмотра очередной порции новостей. Книжку читал давно, аж 22 года назад, как только она появилась на прилавках. Союз трещал по швам, никто не знал, что будет дальше, все недоумевали, чего это братские народы стали стремительно разбегаться по своим хатам и избам. И уже тогда события, описанные в романе Спинрада не выглядели слишком невероятными. «Русская весна» не блистала стилистикой, мощным сюжетом, неожиданными поворотами. Это был тяжеловесный, даже несколько скучноватый роман, переведенный впопыхах и не очень хорошо. Но вот события в нем происходящие заставляли поверить, что все так и может быть в обозримом будущем. Тепрь вот и у нас в политический лексикон прочно вошел термин «русская весна». И это не просто печально. Ну Спинраду можно даже сказать какие-то хвалебные слова за то, что 30 лет назад сумел предвидеть многие события. И в этом сила хорошей фантастики.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Норман Спинрад «Творение прекрасного»

iLithium, 20 марта 2014 г. 19:55

В рассказе обыгрываются две идиомы, которые в русском переводе никак не поясняются.

«Продать Бруклинский мост» — это надуть, облапошить. И поняли это многие.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Однако, «продать золотой кирпич» — то же самое! А японец не просто его продал, он его подарил!

И переводчик этого никак не поясняет. Может сам не знал? Может, и к лучшему, анекдоты тоже никто не объясняет.

Но вообще рассказ показался слабоватым и несмешным. Даже с учетом вот этого вот.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Норман Спинрад «Русская весна»

Idoru, 31 мая 2013 г. 00:28

Удивительно, но этот полный (как мы думали в начале 90-х) развесистой клюквы роман пережил испытание временем и оказался яркой и интересной историей о Мечте и людях в эпоху перемен. Да, многие пророчества автора славо богу не сбылись и устарели уже на момент выхода в печать (августовский путч оказался очень не кстати)! НО! При этом многое и угадано поразительно верно — и общий тренд «американской осени», и растущее разделение западного и восточного полушария, и большая машина госкорпорации «Красной (Роснефть/Газпром) Звезды», где уже непонятно кто чей придаток, и многое другое... Но главное, что герои оказались на редкость реалистичны, им реально веришь не смотря на многие условности текста. В общем, получилось однако хорошо... И все-таки жаль что Космическая программа в основном стала обыденностью и перестала приносить нечто такое, что будоражило умы человечества в 60-80е

Оценка: нет
– [  4  ] +

Норман Спинрад «Крепость Сол»

Махновец, 16 января 2012 г. 10:36

Неплохая фантастика. От описания «семьи будущего» веет пещерным коммунизмом Троцкого и Колонтай, когда «удовлетворить сексуальные потребности будет легче чем выпить стакан воды». Умиляют сцены «терапевтического секса». Правда к «коммунизму» описанное общество пришло из-за угрозы уничтожения злобными инопланетянами и надо согласиться, что оно наиболее адаптивно к условиям Вселенной Спинрада.

А в общем основное что должно быть в настоящей фантастике есть: идея и приключения. А нравится идея или нет, это уже вопрос к читателю.

Оценка: 7
– [  13  ] +

Норман Спинрад «Стальная мечта»

Avex, 21 октября 2011 г. 16:43

Политнекорректная, пр-р-ровокационная вещица, достойная для ознакомления как образец многослойного треша, если вы не брезгуете подобным направлением и склонны к авантюрам -- или же сатиры, прикидывающейся фэнтези -- в противном случае. Привлекающая не столько исполнением, сколько концептом -- наглым, циничным, и срабатывающим лишь однажды. Поэтому не ждите повторения или продолжения банкета. И карнавала -- сиречь, плотной концентрации красоты и глубины философской мысли -- тоже не будет! А будет: пощёчина общественному вкусу, политика, (анти-)фашизм, треш, фэнтези (если вас это не вдохновляет, далее уже можно не читать).

Если у вас нет времени на чтение треша, и вы предпочитаете немассовую литературу, можете ограничиться послесловием -- тогда получите нечто вроде лемовской рецензии к ненаписанным книгам (возможно, сравнение окажется не в пользу Спинрада, но зато вы, при желании, сможете заценить и сами плевела). Если существуют книги, написанные ради денег, ради одной фразы, или токмо идеи ради, почему бы не быть таким, что написаны ради одного только послесловия?

«Стальная мечта» открывает глаза на реакционную сущность «героического фэнтези». Будь Гитлер фантастом, он писал бы фэнтези про белокурую бестию.

(в сторону: даже не спрашивайте, почему в сериале одного британского фантаста М. столько отголосков «Доктрины вечного льда«! сама идея heroic fantasy полностью укладывается в рамки философии превосходства одной нации (или человека) над остальными и насаждения права сильного).

Фабула и язык напоминают петуховский треш, которому можно влепить «плохо», «очень плохо» или «хуже просто не бывает», и на этом успокоиться. Но, к счастью, здесь имеется второй слой -- сюжет представляет собой изложение фактов биографии Гитлера и приход к власти НСДАП, слегка закамуфлированные под фэнтези. Можно даже представить это как чёрно-белый мокументари фильм, с использованием реальной кинохроники и с внезапным включением цвета в момент наиболее кровавых сцен. С эклектичным музыкальным сопровождением -- то летучие валькирии Вагнера, то панк-, то классика, то вечный неумирающий рок-...

Текст без малейших признаков юмора, восторженно-умилительный и откровенно профашистский -- словно бы автор-Спинрад разделяет фашистские идеалы автора-Гитлера и с таким же трепетом относится к расовым теориям и к целям Феррика Яггера. Нефть, господа -- именно она истинная причина похода на восток, а вовсе не чистота крови! И не будете же вы всерьёз подозревать автора в том, что ему жаждется автомобильного прогресса! Как будто мало нам в жизни грязи и выхлопных газов!

С концептом издания на русском роману не повезло, в силу предпочтений отечественного потребителя. В идеале, книжка должна представлять собой массовое издание -- покет с мускулистым суперменом, со стальным отливом фольги в рычащем названии («Стальные грёзы», например), и с пожелтевшей палп-фикшной бумагой. С вынесённой на отдельную страницу информацией об авторе — А.Г., с предисловием и послесловием (первое -- шпилька в адрес фантастики «золотого века», последнее -- антифашистский противовес основному тексту), с блёрбами именитых лиц и рекламой прочих бестселлеров. Рядовая книга фэнтези, будто бы и впрямь написанная Гитлером-фэнтезистом. Наш же потребитель привык получать подобные опусы совсем в другом исполнении -- в глянцевых твёрдых переплётах, в форме многотомных сериалов, с минимумом дополнений... А теперь уже будет ждать исключительно электронных -- желательно халявных -- изданий, что опять же, совсем уже не то.

Текст романа не блещет фантазией и литературным стилем? Язык беден и сух, как фанфик школьного графомана? Приключения незатейливы, как единственная извилина в голове врага? Даже никаких копуляций, какая тоска! Герой романа -- шварценеггистый качок со стальным именем Феррик Яггер -- просто несётся с бандой байкеров, потрясая хромированной булавой, и в его восторженном взоре поблескивает фанатизм идеи, а впереди брезжит победный Drung nach Osten... Ну, не делать же из Гитлера непревзойдённого стилиста и гения, которого потерял мир! Просчитав концепт, можно писать сколь угодно плохо -- никто не найдёт это странным и противоестественным.

За текст самого романа — 3 балла, перевод — 5, концепт, идея и наглость — 9 баллов! И в целом -- стоит попробовать, но на изящество стиля и гигантизм мысли не рассчитывайте.

Интерес к творчеству Спинрада в целом умеренный. Из всего прочитанного выделяется только этот роман, хотя и «Русская весна» оказалась пророческой в плане кремлёвско-украинских охлаждений. При случае не прочь заценить и «Жучка Джека Баррона» -- по описаниям представляется любопытным, да и время написания, в силу тогдашней склонности к экспериментам, внушает оптимизм.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Норман Спинрад «Как всё начиналось»

alex1970, 7 сентября 2011 г. 12:31

Совершенно очаровательная миниатюра, высмеивающая нравы богемы, и особенно, почитателей чистого искусства, а также бизнесменов от этого самого искусства.

Напомнило эпизод из крмедии Мела Ьрукса «Всемирная история Часть 1» о рождении первого критика

Оценка: 9
– [  11  ] +

Норман Спинрад «Специалист по джунглям»

aa10a, 5 сентября 2011 г. 22:16

Харизматичный авантюрист-диктатор, его подружка-вамп и маньяк-генерал бегут из собственной рушащейся империи в новым мир, полный тупых миролюбивых каннибалов и садистов-надсмотрщиков, чтобы как всегда разжечь огонь революционного движения.

Для сравнения: если бы Тарантино снял фильм по гаррисоновской Крысе из нержавейки, то это было бы слабым подобием романа Спинрада :-F

Из того, что читал в один ряд с этой книгой мог бы поставить разве что «Концлагерь» Диша и особо натуралистичные романы Фармера (вроде, «Плоти»).

Оценка: 9
– [  11  ] +

Норман Спинрад «Стальная мечта»

aa10a, 5 сентября 2011 г. 22:06

Это фэнтези-стилизация под Гитлера — как бы это не звучало дико. Стилизация столь хорошая и совершенная, что временами читать противно: все эти свастики, чёрные хрустящие кожанки, стальные палицы, голубоглазые блондины и тошнотворные мутанты — тысячами идут через страницы. При этом я всю дорогу гадал, чем может закончится воспевание превосходства расы генетически чистых человеков. В итоге дождался трансляции бравурных маршей на просторы галактики.

Ни какой иронии или сатиры в романе из-за его идеального авторства не разглядеть. Только у какого-нибудь психолога есть шансы на трактовку с двойным дном. К примеру, что в книге нет ни одной женщины, или странные отношения между главным героем и его ординарцем, или пивные попойки главного и его ближнего окружения.

Но при этом да, Спинрад — крут!

Оценка: 9
– [  9  ] +

Норман Спинрад «Стальная мечта»

мрачный маргинал, 24 января 2011 г. 14:20

Автор создал столь убедительный образ «альтернативки» благодаря тщательному приданию достоверности «тексту из альтистории», — книга даже снабжена библиографией публикаций фантаста А. Гитлера. Автором также сообщается, что роману в жанре «героической фэнтези», — творению несостоявшегося фюрера, — присуждена в альтернативных США награда «Хьюго».

Придание правдоподобия оказалось столь успешным, что роман был запрещён цензурой к изданию в Великобритании и ФРГ... Якобы за пропаганду нацизма. Да и на русском впервые опубликован оказался лишь в 1992-м.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Норман Спинрад «Стальная мечта»

grigoriy, 7 сентября 2010 г. 12:38

Малоинтересный роман, написанный якобы Гитлером, содержит немного закамуфлированную историю реального прихода Гитлера к власти в Германии. Здесь и штурмовки, и СС и борьба за генетическую чистоту и многое другое. Не дочитал.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Норман Спинрад «Специалист по джунглям»

grigoriy, 29 августа 2010 г. 22:11

Книга показывает , как делаются революции и к чему они приводят для народа и для организаторов.Пусть-на далёкой Сангрии, пусть

в совершенно не стандартных условиях-но основные черты происходящего и итоги-неизбежные в рассмотренной ситуации ,показаны блестяще.Жаль, что произведение не увенчано премиями.Оценку снизил за перевод, показавшийся мне совершенно безобразным

Оценка: 8
– [  10  ] +

Норман Спинрад «Специалист по джунглям»

bvelvet, 18 августа 2010 г. 19:07

Одна из самых жестоких книг в истории НФ. Циничный юмор нисколько не отменяет того кошмара, в который нас погружает автор. Спинрад припомнил и опыт революций в банановых республиках, и заигрывания коммунистов и капиталистов с разными дикими режимами, и кровопролитные битвы за свободу в разных уголках земного шара. Все это он творчески переработал — и запустил в межпланетное пространство. Любому ящеру нужно только дать оружие и наркотики. а дальше — само пойдет. Что и куда — Вы узнаете сами из динамичной, увлекательной, но ОЧЕНЬ тяжелой книги. Неудивительно, что ее не переиздают — думаю, и не станут переиздавать. Эта книга — из тех, которые увлекают читателей (и не только молодых) «на бой, на труд». Только за что будет бой и ради чего — труд? Если повезет найти — прочитайте и решайте сами, пойдете вы в джунгли с автоматом или...

Оценка: 9
– [  13  ] +

Норман Спинрад «Стальная мечта»

bvelvet, 4 июня 2010 г. 23:05

Это не столько фэнтези, сколько фэнтези о фэнтези. «Романов о романах» много писали в первой половине века. Борхесу очень полюбился один из них (тоже в некотором роде фэнтези) «В кабачке «Плывите, птички»» Флэнна О'Брайена. Иногда медитации о природе литературного творчества позволяли очень оригинально оформить материал, который в традиционной романной форме выглядел бы скучно и однообразно.

Но время модернистов прошло — постмодернисты покушаются не на природу творчества, а на природу реальности. И разочарованный циник Спинрад, своими скандальными книгами уже заработавший определенную известность, пишет «Стальную мечту» — роман, написанный Адольфом Гитлером, который стал в альтернативном мире не диктатором, а второсортным писателем-фантастом. Самому «роману» предшествует убийственное «предисловие исследователя», в котором все психосексуальные комплексы, лежащие в основе фэнтези, препарируются весьма едко. А уж какой героический сюжет предложил нам Гитлер... то есть Спинрад! Вспоминается пелевинский «герой, который разгоняет врагов, вертя над головой огромной железной крестовиной», вспоминаются и Конан, и Эльрик, и многие другие...

У автора «Стальной мечты» было немало поводов поупражняться в остроумии. Но Спинрад не пошел легкой дорогой; его книга — никакая не пародия. И это по-настоящему пугает. Ведь «Гитлер» явственно излагает в книге основы своей теории: герой-ариец побеждает неполноценных недочеловеков и устанавливает «новый порядок». Кажется, автор романа смеется над своим героем-писателем. Или соглашается? «Стальная мечта» написана виртуозно; даже тяжеловесность «фэнтези» прекрасно соответствует поставленной автором задаче. Именно так — длинно, несколько косноязычно, серьезно — должен был писать Гитлер в Америке. И ему, похоже, достается частица авторского сочувствия... Интересная дилемма: ведь писатель любит своих героев, даже отрицательных. А герой, создающий вторичный мир, пусть ущербный и примитивный, должен быть автору дорог вдвойне. Писатель Гитлер этот вторичный мир создает; в фэнтезийную реальность переносятся знакомые нам детали, но приобретают совершенно новое качество...

Игре нет конца; за смыслами скрываются все новые смыслы. Писатель предлагает нам сюжетные ситуации и никакого ключа к ним не дает (ведь не считать же ключом пресловутое «предисловие»). И запутавшийся читатель вынужден обращаться за ответами во вторичную реальность, иллюзорную и в то же время равновеликую нашему миру. Короче, все не такое, каким кажется. И мы уже заблудились... Об этом Спинрад фэнтези и написал. К счастью, только он один. Иначе системы относительных ценностей могли бы попросту уничтожить хрупкие фэнтезийные миры...

Оценка: 9
– [  4  ] +

Норман Спинрад «Творение прекрасного»

Alexandre, 7 сентября 2009 г. 13:47

На меня рассказ произвёл очень сильное впечатление. Нас в России весьма долго учили тому, что деньги — это плохо. И вот в этом рассказе, мы видим, что деньги — это хорошо. Когда они в руках человека, чувствующего красоту даже там, где земляки и соплеменники творцов этой красоты уже ничего не чувствуют. Герой рассказа, покупатель, оказывается способным показать истинную ценность, кажется совсем забытого и списанного со счетов сооружения — а ведь это памятник культуры, и не только того народа, который в незапамятные времена его создал, но и всего человечества.

Как стоящие на берегу Невы два сфинкса, которые во много раз старше всего города, оказались на своём месте, неописуемым способом украсив город, который, кажется, уже нечем было украсить... Гордость одной нации, уже привыкшей к чему-либо, может быть обновлена и поддержана другим народом, который способен увидеть чудесное свежим взглядом, и оценить его по достоинству. Честь и хвала таким, как японец Ито, который поддержал достоинство человечества!

Оценка: 9
– [  3  ] +

Норман Спинрад «Агент Хаоса»

Drugkid, 5 августа 2009 г. 21:15

Честно говоря, если автор пытался запутать читателя своими размышлениями по поводу зла-добра и истины, ему это весьма неплохо удалось. Как пример, псевдофилософия Марковица, где как бы ни старался полностью адекватно оценить смысл слов, до логического завершения не доберёшся. Частично ясно, в общем — ерунда. Порадовала только мысль бесконечности Вселенной и ПОИСКА ПРАВДЫ.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Норман Спинрад «Последний триумф Золотой Орды»

glupec, 11 июля 2009 г. 08:41

Без спойлеров об этом рассказе писать не получится, поэтому весь отзыв прячу под кат...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
На протяжении всего рассказа потомки монголов, оказывается, живущие и поныне, движутся походом на современный цивилизованный мир. Заинтригованный читатель ждёт, когда же они начнут убивать, грабить и жечь... но в финале, когда они достигают своей цели, оказывается, что грабить и жечь-то больше нечего, а убивать — некого. Бешеный рок-н-ролл и местный аналог Остина Пауэрса доконали сей захлёбывающийся в собственной сумбурной «начинке» мир.

И всё, что остаётся ордынцам — это умереть в таком же приступе безумного и беспричинного оргазма, который убил их несостоявшихся жертв...

Бессмыслица? Да, бессмыслица. А идея-то в чём? А идея-то в том, что наша с вами жизнь, господа, точно так же абсурдна. И не всегда причина влечёт за собой следствие, и гораздо правильнее воспринимать жизнь как цепочку АБСОЛЮТНО несвязанных друг с другом событий...

Здесь нет сюжета, есть просто жизнь — РАЗНАЯ.

А в общем — это, конечно, классический театр абсурда типа Ионеско. Но при этом — не без идеи :wink2:

Оценка: 7
⇑ Наверх