FantLab ru

Морис Метерлинк (Maurice Maeterlinck)

Морис Метерлинк
Страна: Бельгия
Родился: 29 августа 1862 г.
Умер: 6 мая 1949 г.

Псевдонимы:

M. Mater

Mooris Maeterlinck


Жанры:
Сказка/Притча
91%
ещё >>

Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк (Maurice Polydore Marie Bernard Maeterlinck) — бельгийский драматург, эссеист и поэт.

Родился в 1862 г. в Генте, в зажиточной фламандской семье. Его отец был нотариусом, а мать – дочерью богатого юриста. С 1874 по 1881 г. Метерлинк посещал иезуитский колледж. Мальчик интересовался поэзией, литературой, однако родители настояли, чтобы он изучал право в Гентском университете. Получив в 1885 г. диплом, Метерлинк едет в Париж для совершенствования в юриспруденции, однако те 6 месяцев, которые он провёл в Париже, целиком были отданы литературе. В Париже Метерлинк знакомится с поэтами-символистами Стефаном Малларме и Вилье де Лиль-Аданом. По совету писателя-декадента Жориса Карла Гюисманса Метерлинк читает книгу фламандского мистика XIV в. Яна ван Рёйсбрука «Одеяние духовного брака», которую в 1891 г. переводит на французский язык.

По возвращении в Гент Метерлинк работает юристом, продолжает заниматься литературой. В парижском ежемесячнике «Плеяда» («La Pléiade») печатается новелла Метерлинка «Избиение младенцев» («Le massacre des innocents», 1886), а в 1889 г. он выпускает поэтический сборник «Теплицы» («Serres chaudes») и пьесу-сказку «Принцесса Мален» («La princesse Maleine»), хвалебную рецензию на которую помещает в «Фигаро» влиятельный французский критик Октав Мирбо: Мирбо назвал «Принцессу Мален» шедевром, а её автора сравнил с Шекспиром. Ободрённый похвалой знаменитого критика, Метерлинк оставляет юридическую практику и целиком посвящает себя литературе.

В последующие годы Метерлинк пишет символические пьесы: «Непрошеная» («L’intruse», 1890) – драма, практически лишённая действия, в которой семья ждёт, пока умрёт роженица (это первая пьеса драматурга о смерти, одиночестве); «Слепые» («Les aveugles», 1890) – здесь метафорой смерти является группа слепых, потерявшихся в тёмном лесу; «Семь принцесс» («Les sept princesses», 1891) – сказка о принце, который должен разбудить от смертельного сна семь принцесс; «Пелеас и Мелисанда» («Pelléas et Mélisande», 1892) – история преступной страсти с трагическим финалом (существует одноимённая опера Клода Дебюсси, 1902). Для всех этих пьес характерна таинственная атмосфера сказки; герои говорят мало, короткими, многозначительными фразами, многое остаётся в подтексте.

В 1894 г. Метерлинк пишет три пьесы для марионеток: «Алладина и Паломид» («Alladine et Palomides»), «Там, внутри» («Intérieur») и «Смерть Тентажиля» («La mort de Tintagiles»). К театру кукол драматург обращается потому, что, в отличие от живых актёров, куклы могут сыграть символ, передать архетип его героев.

В 1895 г. Метерлинк встретил Жоржетту Леблан, актрису и певицу, которая стала его спутницей на 23 года. Леблан, волевая, образованная женщина, совмещала обязанности секретаря и импресарио Метерлинка, оберегала его спокойствие, ограждала от посторонних. Кроме того, Жоржетта исполняла главные роли, в основном властных женщин, в таких пьесах драматурга, как «Аглавена и Селизетта» («Aglavaine et Sélysette», 1896), «Ариана и Синяя Борода» («Ariane et Barbe-Bleue», 1901), «Монна Ванна» («Monna Vanna», 1902) и «Жуазель» («Joyzelle», 1903). Эти пьесы являются более традиционными и, по мнению биографа Метерлинка Беттины Кнапп, более слабыми, чем пьесы-сказки и пьесы для марионеток.

В 1896 г. Метерлинк и Леблан переехали из Гента, где его пьесы стали предметом насмешек, в Париж. В эти годы Метерлинк пишет метафизические эссе и трактаты, которые вошли в «Сокровище смиренных» («Le trésor des humbles», 1896), «Мудрость и судьба» («La sagesse et la destinée», 1898) и «Жизнь пчёл» («La vie des abeilles», 1901), где проводится аналогия между активностью пчелы и человеческим поведением.

«Синяя птица» («L'oiseau bleu»), возможно самая популярная пьеса Метерлинка, была впервые поставлена в 1908 г. Станиславским в Московском Художественном театре; играли «Синюю птицу» и в Лондоне, Нью-Йорке, Париже. В этой пьесе Метерлинк возвращается к символической сказочной манере своих произведений 1890-х гг. «Синяя птица» завоевала популярность не только своей сказочной фантазией, но и иносказательностью. Рассказ об одном из героев этой пьесы, Тильтиле, Метерлинк продолжает в пьесе-феерии «Обручение» («Les fiançailles», 1918).

В 1911 г. Метерлинку была присуждена Нобелевская премия «за многогранную литературную деятельность, в особенности за драматические произведения, отмеченные богатством воображения и поэтической фантазией». В своей речи член Шведской академии С.Д. Вирсен особо выделил пьесу «Аглавена и Селизетта», что не согласуется с довольно низкой оценкой этой пьесы сегодня. Из-за болезни Метерлинк не смог присутствовать на торжественной церемонии, и награда была вручена бельгийскому послу в Швеции Чарлзу Ваутерсу. Вскоре Метерлинку предложили стать членом Французской академии, но драматург отклонил это предложение, поскольку ради этого он должен был отказаться от бельгийского гражданства.

Во время первой мировой войны Метерлинк попытался записаться в бельгийскую гражданскую гвардию, но не попал в неё из-за возраста. Патриотическая деятельность драматурга состояла, таким образом, в чтении пропагандистских лекций в Европе и в Соединённых Штатах. В это время его отношения с Леблан испортились, и после войны они расстались. В 1919 г. Метерлинк женится на Рене Даон, актрисе, игравшей в «Синей птице». В последние годы жизни Метерлинк писал больше статей, чем пьес; с 1927 по 1942 г. вышло 12 томов его сочинений, наиболее интересным из которых является «Жизнь термитов» («La vie des termites», 1926), иносказательное осуждение коммунизма и тоталитаризма, превращающих людей в термитов – хорошо организованных, но тупых существ. Другие философские трактаты этого периода — «Жизнь пространства» («La vie de l'espace», 1928), «Большая феерия» («La grande féerie», 1929) и «Великий закон» («La grande loi», 1933).

B 1939 г., когда нацистская Германия угрожала Европе, Метерлинк переехал в Португалию под покровительство диктатора Португалии Антониу Салазара.

Когда же стало очевидным, что Португалия тоже может оказаться под пятой Гитлера, Метерлинк вместе с женой уезжает в Соединённые Штаты, где он прожил всю войну и вернулся в Ниццу в свой особняк «Пчельник» в 1947 г. Метерлинк умер 6 мая 1949 г. от сердечного приступа. Поскольку при жизни писатель был убеждённым атеистом, он был похоронен не по церковному обряду.

Помимо Нобелевской премии, Метерлинк получил почётную докторскую степень университета Глазго, бельгийский Большой крест ордена Леопольда (1920) и португальский орден Меча св. Якова (1939). В 1932 г. король Бельгии пожаловал драматургу титул графа.

Своей по-прежнему высокой репутацией Метерлинк обязан в основном пьесам, которые ставятся до сих пор. Драматург считается одним из родоначальников театра абсурда, его произведения оказали особое влияние на пьесы Сэмюэла Беккета. Опера Дебюсси «Пелеас и Мелисанда» входит в репертуар многих оперных театров мира.

«Метерлинк ни к чему не призывает и не выносит никому приговоров, – писала в 1967 г. Жоанна Патаки Козофф. – Его искусство никогда не превращается в пропаганду, ибо оно апеллирует к фундаментальным ценностям, которые находятся вне политики и психиатрии». В монографии «Морис Метерлинк» (1975) критик Беттина Кнапп предполагает, что Метерлинк часто обращался к жанру сказки потому, что сказка является «глубочайшим и простейшим выражением коллективного сознания, она взывает к человеческим чувствам».


Примечание к биографии:

Фантастическое в творчестве:

Самая известная пьеса Метерлинка «Синяя птица» (в настоящее время в русском переводе более распространён пересказ-сказка Леонида Яхнина) рассказывает о детях дровосека Тильтиле и Митиле, отправившихся по велению феи искать Синюю птицу, символ лучшего будущего, когда люди будут «всё знать и всё видеть». В сопровождении Света, Огня, Молока, Воды, Сахара, Пса и Кота они навещают разные сказочные миры, испытав много страха и ужаса, а также сомнений и радости в поисках этой птицы. Позже Метерлинк напишет продолжение «Синей птицы» пьесу «Обручение», где повзрослевший Тильтиль (ему уже 16) по велению всё той же феи отправляется к своим Детям и Предкам, чтобы те выбрали среди знакомых девушек его единственную любовь на всю жизнь.

Ещё раньше была написана сатирическая пьеса «Чудо святого Антония», по сюжету которой на похороны мадам Ортанс является св. Антоний и совершает чудо — воскрешает покойную.

В эссе «О бессмертии» сам Метерлинк писал: «Создавая себе фантастический мир, мы ближе к истине, чем пребывая в доступной нашим смущениям реальности».

Награды и премии:


лауреат
Нобелевская премия по литературе / Nobelpriset i litteratur, 1911 // (Бельгия) (За многогранную литературную деятельность, и особенно за драматические произведения, которые отмечаются богатством воображения и поэтической фантазией)
Сортировка:

Морис Метерлинк. Циклы произведений

9.00 (1)
-
8.33 (124)
-
6 отз.
8.14 (7)
-
1 отз.

Морис Метерлинк. Условные циклы

-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  • Непрошеная / L’intruse  [= Непрошенная; Непрошенная гостья; Вторжение смерти; Вторжение; Втируша] (1890)  
9.11 (9)
-
8.65 (17)
-
1 отз.
-
-
-
  • Там, внутри / Intérieur  [= За стенами дома; Тайны души; Intérieur; Внутри; В стенах дома] (1894)  
8.78 (9)
-
7.67 (6)
-
1 отз.

Морис Метерлинк. Рассказы

  1886 Избиение младенцев / Le massacre des innocents [под псевдонимом Mooris Maeterlinck]  
9.00 (3)
-
1 отз.
  1889 Onirologie  
-

Морис Метерлинк. Поэзия

  1883 Dans les joncs [под псевдонимом M. Mater]  
-
  1886 Fauves las [под псевдонимом Mooris Maeterlinck]  
-
  1886 Видения / Visions [под псевдонимом Mooris Maeterlinck]  
-
  1886 Листва сердца / Feuillage du cœur  [= Цветы сердца; Растения сердца] [под псевдонимом Mooris Maeterlinck]  
9.00 (1)
-
  1886 Отсветы / Reflets [под псевдонимом Mooris Maeterlinck]  
-
  1886 Теплица скуки / Serre d’ennui  [= Оранжерея скуки] [под псевдонимом Mooris Maeterlinck]  
9.00 (1)
-
  1887 Oraison nocturne  
-
-
-
-
  1888 Зажигательное стекло / Verre ardent  [= Смотрю сквозь призму сожалений]  
-
7.00 (1)
-
  1889 Amen  
-
  1889 Après-midi  
-
  1889 Attente  
-
-
  1889 Lassitude  
-
  1889 Аквариум / Aquarium  [= Мой дух желанье не влечёт]  
-
  1889 Взоры / Regards  
-
8.00 (1)
-
  1889 Душа / Âme  
9.00 (1)
-
8.50 (2)
-
-
-
  1889 Молитва («Как дни, о Господи, убоги!..») / Oraison ("Vous savez, Seigneur, ma misère!..")  [= "О, Боже! Ты ведаешь эти терзанья!.."]  
-
-
  1889 Молитва («О, сжалься надо мной...») / Oraison ("Ayez pitié de mon absence...")  [= "О, сжалься над отсутствием моим..."; "О, пожалей мою усталость..."]  
9.00 (1)
-
  1889 Моя душа больна весь день / Chasse lasse  [= Усталые звери; Усталая охота; От слёз мои губы завяли]  
8.50 (2)
-
-
-
  1889 Стеклянные колпаки / Cloches de verre  [= Стеклянные колокола; Колокольчики]  
9.00 (1)
-
  1889 Сумерки / Heures ternes  [= Тусклые часы]  
-
-
  1889 Уныние / Ennui  [= Скука]  
5.00 (1)
-
  1892 Три сестры слепые / Les trois sœurs aveugles  [= Три слепых сестрицы; У слепых трёх сестёр]  
7.50 (4)
-
-
-
-
-
-
-
9.00 (2)
-
  1893 Пришли и сказали / On est venu dire  [= Кто-то мне сказал; Мне успели шепнуть]  
4.00 (1)
-
-
9.00 (1)
-
  1896 А если он возвратится / Et s’il revenait un jour  [= А если он вернётся; А если бы он вернулся опять; А если бы вернулся он]  
6.00 (2)
-
  1896 Были у ней золотые короны / Elle avait trois couronnes d'or  [= Она имела три короны золотые; Три золотых у ней было венца]  
4.00 (1)
-
  1896 Вы зажгли огни лампад / Vous avez allumé les lampes  [= Зажгли лампады вы свои]  
9.00 (1)
-
  1896 Девы, повязки неся на глазах / Les filles aux yeux bandés  [= С очами, повязками скрытыми]  
8.00 (1)
-
  1896 Милый с ней прощался / Quand l'amant sortit  [= Когда жених ушёл; Когда влюблённый удалился]  
-
  1896 Она подкралась ко дворцу / Elle est venue vers le palais  [= Рано она подошла ко дворцу]  
-
8.50 (2)
-
  1896 Семь дочерей Орламонды / Les sept filles d'Orlamonde  [= Когда умерла Орламонда; Семь Орламонды дочерей]  
6.00 (1)
-
  1896 Трёх девушек ночью убили они / Ils ont tué trois petites filles  [= Трёх девушек они убили]  
8.00 (1)
-
  1896 Я тридцать лет искала, сёстры / J'ai cherché trente ans, mes sœurs  [= Тридцать лет ищу я, сёстры; Тридцать лет искала, сёстры; Тридцать лет искал я, сёстры]  
7.75 (4)
-
  1900 О, мать, ужель ничьих шагов не слышишь?.. / Ma mère, n'entendez-vous rien?  [= О, мать, кто крадётся ко мне?..]  
-
  1900 Она заперла её в грот, где был мрак / Elle l'enchaîna dans une grotte  [= Заключила она её в грот]  
8.50 (2)
-
-
  1965 Bons conseils  
-
  1965 Dernier cri  
-
-
  1965 Intérieur  
-
-
-
-
-
-
-
-
  1965 Ronde  
-
-

Морис Метерлинк. Пьесы

  1889 Принцесса Мален / La princesse Maleine  [= Принцесса Малеин; Принцесса Малэн]  
3.00 (1)
-
  1890 Непрошеная / L’intruse  [= Непрошенная; Непрошенная гостья; Вторжение смерти; Вторжение; Втируша]  
9.11 (9)
-
  1890 Слепые / Les aveugles  [= Слепцы]  
8.65 (17)
-
1 отз.
-
  1892 Пелеас и Мелисанда / Pelléas et Mélisande  [= Пеллеас и Мелизанда; Пеллеас и Мелисанда]  
6.00 (3)
-
-
  1894 Смерть Тентажиля / La mort de Tintagiles  [= Смерть Тинтажиля; Смерть Тэнтажиля]  
7.67 (6)
-
1 отз.
  1894 Там, внутри / Intérieur  [= За стенами дома; Тайны души; Intérieur; Внутри; В стенах дома]  
8.78 (9)
-
  1896 Аглавена и Селизетта / Aglavaine et Sélysette  [= Аглавена и Селизета; Аглавэна и Селизета; Вечная трагедия любви]  
-
  1899 Ариана и Синяя Борода / Ariane et Barbe-Bleue  [= Blaubart und Ariane; Ариана и Синяя Борода, или Тщетное избавление; Ариана и Синяя Борода, или Бесполезное освобождение]  
8.00 (3)
-
  1900 Сестра Беатриса / Sœur Béatrice  [= Schwester Beatrix]  
9.00 (1)
-
  1902 Монна Ванна / Monna Vanna  [= Монна Джиованна]  
8.00 (2)
-
-
  1904 Чудо святого Антония / Le miracle de saint Antoine  [= Das Wunder des Heiligen Antonius]  
8.60 (5)
-
  1908 Синяя птица / L'oiseau bleu  [= Голубая птица]  
8.33 (124)
-
6 отз.
8.00 (1)
-
-
-
  1922 Обручение / Les fiançailles  [= Фея Берилюна; Белая невеста (Помолвка)]  
8.14 (7)
-
1 отз.
-
  1923 La puissance des morts  [= The Power of the Dead]  
-
  1925 Le malheur passe  
-
  1926 Berniquel  
-
  1927 Marie-Victoire  
-
-
-
  1948 Jeanne d’Arc  
-
-
-
-

Морис Метерлинк. Монографии

-
  1901 Жизнь пчёл / La vie des abeilles [трактат]  
9.00 (4)
-
1 отз.
  1911 Смерть / La mort  [= Death] [трактат]  
-
  1914 L'hôte inconnu  [= The Unknown Guest] [трактат]  
-
  1921 Le grand secret [трактат]  
-
  1926 Жизнь термитов / La vie des termites [трактат]  
-
  1929 La grande féerie [трактат]  
-
  1930 La vie des fourmis [трактат]  
-
  1933 La grande loi [трактат]  
-
  1934 Avant la grande silence [трактат]  
-
  1936 Le sablier [философский трактат]  
-
  1939 La grande porte [трактат]  
-
  1941 L'autre monde ou le cadran stellaire [трактат]  
-

Морис Метерлинк. Эссе

-
  1891 Рюисбрек Удивительный / Ruysbroeck l'Admirable  [= Introduction] [к переводу «Одеяние духовного брака» Яна ван Рёйсбрука]  
-
  1895 Новалис / Novalis  [= Introduction] [к переводу отрывков из Новалиса]  
9.00 (1)
-
  1896 Préface [предисловие к "Jules Laforgue" Камиля Моклера]  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1896 Пробуждение души / Le réveil de l’âme  [= Блаженство души]  
-
-
  1896 Эмерсон / Emerson  
-
-
  1900 Правосудие / Le mystère de la justice  [= La justice]  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
8.00 (2)
-
-
-
-
  1904 Похвала шпаге / Eloge de l'épée  [= L'éloge de l'épée]  
-
-
-
-
-
-
-
  1907 Бессмертие / L’immortalité  [= О бессмертии]  
-
-
  1907 Мера часов / La mesure des heures  [= Меры часов]  
-
-
-
-
-
-
-
-
  1910 J. H. Fabre [предисловие к "La vie des insectes" Ж.А.Фабра]  
-
-
-
  1916 En Italie  
-
-
  1916 In memoriam  
-
-
-
  1916 La vie des morts  
-
-
  1916 Le roi Albert  
-
  1916 Les prophéties  
-
-
  1916 L’héroïsme  
-
-
-
  1916 Pour la Pologne  
-
-
  1916 Pro patria, I  
-
  1916 Pro patria, II  
-
  1916 Pro patria, III  
-
-
  1919 Beautés perdues  
-
-
  1919 Karma  
-
-
  1919 La médicance  
-
-
  1919 Le jeu  
-
-
-
  1919 Les deux lobes  
-
-
  1919 Les mères  
-
-
-
-
-
-
  1921 Introduction [предисловие к "Les épistres de Sénèque" Сенеки]  
-
  1928 Dieu  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1936 Doutes de Pascal  
-
  1936 Équilibre  
-
  1936 Job  
-
  1936 Jonas  
-
  1936 Judas et Lazare  
-
  1936 La prière  
-
  1936 Lazare  
-
-
  1936 Le surnaturel  
-
  1936 Le temps  
-
  1936 Le vide  
-
-
  1936 Libre arbitre  
-
  1936 Lotan Tumblers  
-
  1936 L’infini  
-
-
  1936 Notre moi  
-
  1936 Politique  
-
  1936 Précognition  
-
  1936 Préfiguration  
-
  1936 Radiesthésie  
-
  1936 Saint Thomas  
-
-
  1936 Univers  
-
  1937 Croquis de fous  
-
-
  1937 Devant Dieu  
-
-
  1937 Les anges  
-
  1937 Marginales  
-
  1937 Paroles de Dieu  
-
  1954 Les pigeons  
-

Морис Метерлинк. Сборники

  1889 Теплицы / Les serres chaudes  [= Оранжереи] [сборник стихов]  
-
-
-
  1896 Двенадцать песен / Douze chansons [сборник стихов]  
10.00 (1)
-
  1896 Сокровище смиренных / Le trésor des humbles [сборник эссе]  
-
-
  1902 Théâtre de Maurice Maeterlinck  [= Theâtre] [в трёх томах; 1901-1902]  
-
  1902 Погребённый храм / Le temple enseveli  [= Сокровенный храм] [сборник эссе]  
-
  1904 Двойной сад / Le double jardin [сборник эссе]  
-
  1907 Разум цветов / L'intelligence des fleurs [сборник эссе]  
8.50 (4)
-
  1910 Morceaux choisis  
-
  1916 Les débris de la guerre [сборник эссе]  
-
  1918 Deux contes  
-
  1919 Les sentiers dans la montagne [сборник эссе]  
-
  1928 La vie de l'espace [сборник эссе]  
-
  1932 L’araignée de verre [сборник эссе]  
-
  1936 L’ombre des ailes [сборник эссе]  
-
  1937 Devant Dieu [сборник эссе]  
-
  1965 Poésies complètes [сборник стихов]  
-

Морис Метерлинк. Отрывки

  Fragments  
-
-
-

Морис Метерлинк. Интервью

-

Морис Метерлинк. Прочие произведения

  1924 En Sicile et en Calabre  [= Sicelides Musae] [путевые заметки]  
-
  1925 En Égypte  [= Ancient Egypt; What is Civilization?] [путевые заметки]  
-
  1948 Bulles bleues  [= Голубые пузыри] [мемуары]  
-
-
-


  Формат рейтинга


  Библиографы

  • Составитель библиографии — Wind

  • Куратор библиографии — Wind


  • Этот автор не является фантастом как таковым и не включен в рейтинг фантастов, но администрация сайта считает, что это не повод обходить стороной его творчество.


  • ⇑ Наверх