Еврокон 2011 в Стокгольме


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «cat_ruadh» > Еврокон 2011 в Стокгольме: записки национального делегата
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Еврокон 2011 в Стокгольме: записки национального делегата

Статья написана 23 июня 2011 г. 23:30

Большое видится на расстоянии. Вот почему я написал свои заметки о Евроконе 2011 не сразу, а по прошествии трёх дней после возвращения и четырёх дней после закрытия, оставив другие насущные дела, которые набросились на меня буквально сразу, как я вышел из самолёта.

Новое поколение шведского фэндома приняло решение выдвинуть кандидатуру Стокгольма на проведение Еврокона в самое непростое время – весной 2009 года, в разгар мирового финансового кризиса. Имея за плечами десятилетний опыт проведения национальных, местных и тематических конов, они дерзнули провести гораздо более масштабное мероприятие и с честью справились с задачей. Дело в том, что обычно на шведских конах вряд ли бывает более 150 участников, а тут только на первый день зарегистрировалось более 600 человек, а общее число участников достигло 745 (часть из которых платила однодневный оргвзнос). Это был самый массовый кон за всю историю шведского фэндома.

Как на украинских и русских конах всегда есть много участников из других постсоветских стран, так и на шведском Евроконе было много скандинавских фэнов и писателей: из Финляндии, Дании, Норвегии и даже один из Исландии. Некоторые из них активно участвовали в программе – в тематических обсуждениях и круглых столах – и вели их как модераторы.


Почётные гости Юн-Анри Хольмберг, Элизабет Бир, Иэн МакДональд, Юкка Хальме

Как обычно бывает на Евроконах, один почетный гость был из страны проведения – Юн-Анри Хольмберг, шведский писатель/издатель/переводчик; ещё один европейский – Иэн МакДональд из Северной Ирландии, более всего известный нам своим масштабным романом Река богов; далее американская гостья Элизабет Бир, в наших краях ещё недостаточно известная, но нередко включаемая в Лучшее за год от Дозуа; и, наконец, почётный гость из фэнов, звезда финского фэндома Юкка Хальме (его надо слушать и смотреть – Наша Раша и 95й квартал отдыхают). Помимо них, в работе кона участвовали писатели Чарльз Стросс, Ханну Райаниеми, Кари Сперринг, М.Д. Лахлан, Аманда Даунум, критикесса Шерил Морган, а также множество скандинавских писателей, чьи книги мы вряд ли когда либо увидим на одном из понятных языков.


Ханну Райаниеми и Чарли Стросс интервьюируют друг друга

Программа кона была плотно упакована в три дня. Параллельно шли 4-5 мероприятий, причем кроме первого дня первое из них начиналось в 10 утра, а последнее – в 10 вечера, за исключением последнего дня. Изучив программу, я обнаружил, что для меня почти всегда есть что послушать или в чём поучаствовать. Иногда приходилось выбирать из двух одновременных мероприятий, а раз в день случалось окно, когда можно было скипнуть программу и отлучиться пообедать. У некоторых участников украинской команды в первый день были претензии к качеству программы, но уже на второй день они стали рассеиваться. Участвуя в программных мероприятиях, я почувствовал, что это именно Еврокон – кроме того, что касалось внутренних дел шведского фэндома, все мероприятия были на английском. На одном из круглых столов все участники были шведские писатели, ведущая – норвежка, но все говорили по-английски.

Наиболее интересными пунктами программы были выступления почетных гостей, чтения писателями своих текстов (на слух воспринимается совсем не так, как с листа), круглые столы о сливе информации в художественных текстах, о лучших книгах 2010 года, о мифологии в фантастике, о гендерных ролях в фантастике. Интересными были интервью почетных гостей, а друзья-по-жизни Стросс и Райяниеми брали интервью друг у друга. Презентацию Фантлаба делали фантлабовцы из России (Kons, iwan-san, WiNchiK, Lipka), при активном участии из зала украинских фантлабовцев и его иностранных пользователей. Например, британская фэнская организация Concatenation пользуется фантлабовскими библиографиями русскоязычных авторов и справочником по русским премиям.


Презентация Фантлаба. За столом – WiNchiK, Lipka, iwan-san, у экрана – Kons

Владимир Аренев принял участие от Украины в круглых столах по восточно-европейской фантастике и о «книгах из вашей страны, которые стоило бы перевести на другие языки». Основная программа шла в одном из корпусов Стокгольмского политеха, но некоторые мероприятия были выездными. Например, в Музее науки и техники нам показали множество технических диковинок прошлого и настоящего: от оптического телеграфа до суперкомпьютера Крэй и от разностной машины Бэббиджа до сервера Pirate Bay.

Поскольку Евроконы проводятся под эгидой и при содействии ESFS, на коне были проведены два общих собрания ESFS. На этом я и остановлюсь подробнее. Каждую страну представляют максимум два национальных делегата. На этот раз решением ВОЛФ Украину представляли Борис Сидюк и ваш покорный слуга. На первом заседании около двух часов вносили давно назревшие изменения в уставные документы ESFS. Долго и тягомотно, но оно того стоило – в будущем не будет накладок и двусмысленностей. Среди прочего, по многочисленным просьбам национальных фэнских организаций срок предварительного выдвижения кандидатур на премии Еврокона был изменён – теперь их приём будет заканчиваться за месяц до начала кона.

Затем делегации представляли заявки на проведение Еврокона в 2013 году. Отталкиваясь от опыта проведения Еврокона в Киеве в 2006 году, Борис Сидюк рассказал о будущем месте проведения Еврокона и том, насколько всё изменится в лучшую строну после Евро-2012. Особо он подчеркнул поддержку киевской инициативы Министерством культуры и Министерством иностранных дел Украины. До последнего момента заранее выдвинутый Киев оставался в одиночестве. Но сюрприз преподнесли румыны: председатель Румынской Ассоциации Фантастики Кристиан Теодореску выдвинул кандидатуру своей страны. Руководство ESFS обратило внимание на то, что в отличие от киевской заявки, в румынской не только не определены сроки, место проведения и источники финансирования, не указан даже город. Поэтому румынам было предложено снять свою заявку на 2013 год как недостаточно серьёзную, а тщательно подготовившись, заявиться на 2014 год. Кроме того, на 2014 год предварительно была сделана заявка Ирландии. Они предлагают провести Еврокон в Дублине в августе, на следующий уикэнд после Ворлдкона в Лондоне, рассчитывая на то, что часть тусовки плавно перетечёт из Лондона в Дублин. Как председатель оргкомитета Интерпресскона, Александр Сидорович сделал предварительную заявку на проведение Еврокона в Санкт-Петербурге в 2015 году в традиционные интерпрессовские сроки – в начале мая.


Между мероприятиями писатели могли расслабиться и даже почитать

В этом году был окончательно узаконен титул Европейского Грандмастера. Впервые в 2006 году в Киеве его был удостоен Гарри Гаррисон, но с тех пор он присуждался от случая к случаю. В этом году Украина выдвинула на соискание этого титула Сама Люндвалла, шведского писателя, издателя, литературоведа, патриарха фантастики своей страны, одного из основателей World SF, международной организации писателей-фантастов. Почему его выдвинула Украина? Дело в том, что для украинской фантастики он сослужил уникальную службу. На рубеже 70-80х годов работая в организации Amnesty International, Люндвалл среди прочего занимался освобождением из тюрьмы знаменитого украинского фантаста Олеся Бердника, отбывавшего срок за диссидентскую и правозащитную деятельность.

Затем делегаты представляли свои номинации на премии Еврокона, а это более двух десятков стран. Украинские номинации представлял Борис Сидюк. Они были достаточно интересными и разнообразными, и Борис старался, как мог. Иногда, для представления отдельных позиций, он передавал слово Глебу Гусакову, номинированному как лучший промоутер и участвовавшему в заседании в статусе наблюдателя. Интересно, почему некоторые тенденциозные комментаторы посчитали это признаком слабости и некомпетентности? Многочисленные календарики, привезенные украинской делегацией, служили рекламой не только заявке на Еврокон 2013 в Киеве, но и украинскому художнику Николаю Редьке, номинированному на лучшего художника.

Голосование проходило на следующее утро. Место проведения голосовалось отдельным бюллетенем и очень быстро стало очевидно, что Киев получил право на проведение Еврокона единогласно! Выиграть при безальтернативном голосовании можно, но в ситуации, когда соперник снял свою кандидатуру до голосования, выиграть единогласно – намного сложнее! За Киев голосовали даже румыны, которые на нас не обиделись. Разобрать остальные бюллетени удалось только к церемонии награждения, которая состоялась тем же вечером.


Призы Еврокона выполнены в виде традиционной шведской игрушки – деревянного коня; тот, что в шлеме, достался лучшему писателю

Премии Еврокона получили:

Зал славы. Лучший писатель: Аластер Рейнольдс (Великобритания)

Зал славы. Лучший переводчик: Аттила Немет (журнал Galaktika, Венгрия)

Зал славы. Лучший промоутер (спарка): Олег Колесников (Россия) и Луис Сейви (Великобритания)

Зал славы. Лучший журнал (спарка): Ubiq (Хорватия) и http://fantlab.ru (Россия)

Зал славы. Лучший издатель: Лениздат (Россия)

Зал славы. Лучший художник: Дэвид Харди (Великобритания)  

Зал славы. Лучший фильм/постановка: Aniara (версия 2010 г., Лаэс Рудольфссон, Швеция)

Зал славы. Лучший фэнзин: Parsek (Хорватия)

Поощрительные премии / Лучший дебют: Мариам Петросян (Армения), Мария Ряполова (Украина); Тим Скоренко (Беларусь); Ян Полячек (Чехия); Ханну Райяниеми (Финляндия); Михал Единак (Словакия); Акош Ковач (Венгрия); Штефана Челлер (Румыния).

Почётная награда. Европейский Грандмастер: Сам Люндвалл (Швеция)

Дух верности: Иван Маврович (Хорватия)

Почетная награда: Владо Риша (Чехия) и Светлана Бондаренко (Украина)


Некоторые из лауреатов или получавшие за них – Аттила Немет (Galactica), Сам Люндвалл (Грандмастер), Kons и iwan-san (Фантлаб), Александр Сидорович (Лениздат), Ханс из оргкомитета, получавший за шведов, а за ним спрятался Ханну Райаниеми, Xaotix (получавший за всех хорватов) и Бриджет Вилкинсон (получавшая за всех британцев)

Краткие комментарии по лауреатам. Из номинированных писателей Рейнольдс, бесспорно, был тяжеловесом. Наши читатели, к сожалению, знакомы только с двумя первыми его книгами. Широкая популярность его отнюдь не простых текстов и принесла ему заслуженную премию. Венгерский переводчик Немет сам презентовал себя устно, а тем временем по рядам ходил его послужной список – несколько сотен лучших фантастических рассказов и повестей за последние 50 лет. Конечно, в журнале Галактика не только он работает, но лицо журнала в известной степени определяет он. Сюрпризом были спарки сразу в двух категориях. Лучшими промоутерами были названы Колесников –организатор Роскона – и Сейви – организатор широкомасштабного фестиваля фантастики Sci-Fi London, в рамках которого проводится фестиваль фантастических фильмов, церемония вручения премии Артура Кларка, премьеры театральных постановок, художественные выставки и презентации, а также масса других мероприятий по всему городу. Помимо хорватского бумажного журнала, премию получил fantlab.ru (тоже как журнал). Категория «Лучший вебсайт» появится только в следующем году, поэтому русской делегации удалось протолкнуть Фантлаб как журнал, за что им большое спасибо. На звание лучшего издателя претендовал не только Лениздат, но и знаменитое британское издательство Голланц. Сидорович провел презентационную работу блестяще, а плакаты и буклеты также сделали своё дело; в результате – заслуженная премия. Британский «космический художник» Харди работает уже более 40 лет. Многие его образы стали настолько привычны, что мы уже не задумываемся, кто автор этих работ. Взгляните сами: http://www.hardyart.demon.co.uk/html/main.html . Конечно, жаль, что не прошёл Редька, но у него ещё всё впереди. Шведы получили премию за постановку по НФ поэме Аниара шведского нобелевского лауреата Мартинсона. Хорватский фэнзин Парсек – один из самых старых фэнзинов Европы: он издаётся с 1978 года. К нынешнему Еврокону был выпущен специальный номер на английском. По представлению национальных делегатов были вручены поощрительные призы для дебютантов. От Украины его получила Ряполова, но самым мощным дебютом из всех является написанный по-английски роман The Quantum Thief финского автора Ханну Райяниеми. Он считается одним из основных претендентов на премию Локуса за лучший дебют. О Грандмастере я уже говорил выше, а почетной награды за многолетнюю деятельность по продвижению фантастики среди других была удостоена Светлана Бондаренко.

Кроме того, на этом Евроконе впервые была вручена новая премия за переводы фантастики с каких угодно языков на английский. Будет ли эта премия и впредь вручаться на Евроконе, пока что неизвестно, поэтому я напишу о ней в обзоре нездешних премий.


Юкка Хальме – гном в масштабе 2:1

Стихийные автограф-сессии возникали сплошь и рядом (когда у Чарли в руках не было пива)

Вечером, ближе к концу программы, состоялась Общеевропейская фэнская вечеринка. ESFS решил, чтобы все парти происходили после голосования и не влияли на его результат. А шведский оргкомитет решил собрать все парти в одном помещении. Вот и ходили фэны от хорватского стола к украинскому, от ирландского – к финскому, от британского – к русскому… Шведы выставились раньше: они провели дегустацию многочисленных сортов шведского пива. Не вредно для того, чтобы распробовать их национальное разнообразие в стране, где всё очень дорого.

Конечно же, там были и всяческие торговцы. Крупнейший профильный магазин Швеции Science Fiction Bokhandeln на коне торговал только книгами присутствовавших авторов и предоставлял участникам кона 10% скидку на всё, но только в самом магазине. Свои книги продавали и некоторые шведские издательства. Был там представлен и магазин настольных игр. Но самый мощный развал книг выставили сами фэны. У шведских фэнов есть специальный фонд, куда можно дарить ненужные или уже прочитанные книги; фонд эти книги продаёт на конах по вполне доступной цене, а вырученные деньги тратятся на нужды фэндома. Украинские участники также изрядно там закупились.

В целом кон удался. Он был удачным, в первую очередь, для самих организаторов. Он был удачным для украинской делегации, выполнившей свою главную задачу. Он был удачен для России и Британии, собравших немалый урожай премий. Он был удачен и для подготовительного комитета по проведению Ворлдкона 2014 в Лондоне. Он был удачен и для хорватов, собравших немало оргвзносов на свой Еврокон, и получивших три премии.

Итак: до свидания, Стокгольм! Увидимся в Загребе!



Тэги: еврокон


806
просмотры





  Комментарии
Страницы: [1] 2 


Ссылка на сообщение23 июня 2011 г. 23:42 цитировать
Пошто Хальме и автографирующего Стросса уронил? :-)

Хороший отчёт, спасибо. ;-)


Ссылка на сообщение23 июня 2011 г. 23:44 цитировать
Как вставить фотку так, чтобы она стояла вертикально? Это я о 2 последних.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 июня 2011 г. 23:53 цитировать
Разверни её в любом графическом редакторе. А потом вставляй.
 


Ссылка на сообщение24 июня 2011 г. 00:57 цитировать
Повернул. Отправил. ;-)
 


Ссылка на сообщение24 июня 2011 г. 01:03 цитировать
Спасибо, сейчас поменяю.


Ссылка на сообщение24 июня 2011 г. 02:50 цитировать

цитата cat_ruadh

Категория «Лучший вебсайт» появится только в следующем году, поэтому русской делегации удалось протолкнуть Фантлаб как журнал, за что им большое спасибо.


А как же группа номинантов, перечисленных на сайте ESFS?
(Best Web Project
http://www.catahya.net — Sweden
NOSF — http://nosf.net/ (Never Ordinary Sometimes Fantastic) — Croatia
Website «Zoryana Fortetsya» — starfort.in.ua — Ukraine    http://starfort.in.ua/
Chelloveck's Magazine — Evoking The Golden Age of Sci-Fi (chelloveck.sfblogs.net) — Hungary
http://sfera.hr/ — Croatia (nominated by Romania))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 июня 2011 г. 03:21 цитировать
Это общий мисандестендинг, поднятый Кови. Все дружно забыли, что годом ранее в Цешине номинацию утвердили, но Бриджит не смогла проверить минытс, потму что сломала в Польше ногу и все минытсы остались у Холявы в Катовицах. В итоге народ проголосовал за переммещение начала номинации на след.год. Учтите, что у Кови с Бриджит весьма хреновые личные отношения на почве ESFS уже лет 15.
 


Ссылка на сообщение24 июня 2011 г. 10:20 цитировать
Любопытно, отчего фантлаб не стал номинироваться как веб-проект, а сразу заявился как журнал? «Лаборанты» что-то знали заранее? :))
В результате, конечно, вышел анекдот: хоть тушкой, хоть чучелком, хоть журналкой — лишь бы цацку получить (никто же ведь всерьез не считает фантлаб журналом, правда же?)
 


Ссылка на сообщение24 июня 2011 г. 12:12 цитировать
Это вопрос к российской номинационной комиссией. Но в прошлом году в Цешине Фантлаб тоже шел под графой «журнал»
 


Ссылка на сообщение24 июня 2011 г. 14:17 цитировать

цитата tsvoff

Любопытно, отчего фантлаб не стал номинироваться как веб-проект, а сразу заявился как журнал? «Лаборанты» что-то знали заранее? :))
— наоборот, он номинировался как веб-проект, а переноминировался в журнал

цитата tsvoff

хоть тушкой, хоть чучелком, хоть журналкой — лишь бы цацку получить (никто же ведь всерьез не считает фантлаб журналом, правда же?)
где-то так, и, кстати, переименование в журнал, когда Бриджет упёрлась рогом, выдавил украинский, а не русский делегат, это он теперь скромничает :-)))


Ссылка на сообщение24 июня 2011 г. 03:18 цитировать
Превосходный конрепорт.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 июня 2011 г. 04:44 цитировать
Спасибо! Я старался. Написал в очень сжатые сроки.

Кстати, все неразобранные календарики я собрал в одну кучу (получилось примерно столько же, сколько вёз я сам) и отдал хорватскому комитету. Пусть нас у себя рекламируют. ;-)


Ссылка на сообщение24 июня 2011 г. 08:57 цитировать
Спасибо за обзор.

цитата cat_ruadh

и его иностранных пользователей. Например, британская фэнская организация Concatenation пользуется фантлабовскими библиографиями русскоязычных авторов и справочником по русским премиям.

Что тут скажешь? Сурово.
Хотя чему удивляться? Фантлаб является «классическим» интернет-порталом, обладающим всеми необходимыми для данного направления (литература) механизмами и не уступает такими всемирно признанным мега-сайтам других направлений, как, например, ММО-Чемпион. Не удивлюсь, если какие-то интернет-ресурсы используют прямую кальку новостной колонки Фантлаба для придания веса и привлечения клиентов.


Ссылка на сообщение24 июня 2011 г. 10:10 цитировать
Спасибо за EuroКонь-репортаж!

Сразу очень захотелось туда вернуться, посидеть на каком-нибудь из пропущенных воркшопов или интервью )
Программа была очень насыщенная и местами по 3 интересных мероприятия в один час проходило — хоть разорвись.


Ссылка на сообщение24 июня 2011 г. 10:16 цитировать
Положим, румын просто недочув поначалу, thirteen или fourteen, а потом уже решил — чем чёрт не шутит, но таки да, послан был Холерой на ... классически...


Ссылка на сообщение24 июня 2011 г. 13:18 цитировать
Согласно словам Бриджет Уилкинсон, которая объявляла результаты голосования, один голос против все-таки был. Значит, голосование прошло НЕ единогласно.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 июня 2011 г. 19:00 цитировать
Мне это неизвестно. На заседании ESFS в явном виде было сказано (и занесено в протокол), что Киев победил единогласно.
 


Ссылка на сообщение24 июня 2011 г. 19:09 цитировать
Вы при сем присутствовали — не знаю, почему пропустили. Повторяю, про один голос против сказала Уилкинсон в самом явном виде, явней некуда. А где вам удалось ознакомиться с протоколом (который едва ли готов и к сегодняшнему дню) — вот не расскажете ли?
 


Ссылка на сообщение24 июня 2011 г. 20:21 цитировать
В бюллетенях голоса «против» я не видел.
 


Ссылка на сообщение24 июня 2011 г. 20:35 цитировать
Во-первых, когда Бриджет объявила, что Киев победил единогласно, я спросил её, будет ли это «единогласно» занесено в протокол, и она ответила: да. Мне этого достаточно для того, чтобы считать, что в протоколе слово «единогласно» присутствует.
Во-вторых,

цитата Worder

В бюллетенях голоса «против» я не видел.
Окуда вы взяли этот самый «один голос против»?
 


Ссылка на сообщение25 июня 2011 г. 10:32 цитировать
Это, наверное, какая-то объяснимая аберрация восприятия. Очень хочется, чтобы было единогласно, и маленькие детальки, расходящиеся с желаемой картиной, становятся как бы «несуществующими». Чтобы развеять все сомнения, сегодня же напишу непосредственно Уилкинсон. А ответ ее по поднятому вопросу выложу здесь.
 


Ссылка на сообщение25 июня 2011 г. 13:48 цитировать
Думаю, что корректнее было бы сперва запросить статистику у Бриджет, а затем рассуждать об аберрациях восприятия.


Ссылка на сообщение24 июня 2011 г. 15:37 цитировать
Спасибо за отчет! А в техническом музее еще была Энигма :р
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 июня 2011 г. 19:01 цитировать
Где?! Я что-то пропустил? ???
 


Ссылка на сообщение24 июня 2011 г. 19:13 цитировать
В музее, неподалёку от ТВ-студии. У меня и фотка имеется (по наводке Липки сделанная :) ).
 


Ссылка на сообщение24 июня 2011 г. 19:27 цитировать
Глянь в моих фотках -- есть ли она там. А то я не очень помню, как она выглядит. :-(
 


Ссылка на сообщение24 июня 2011 г. 19:31 цитировать
По-моему, нет.


Ссылка на сообщение24 июня 2011 г. 19:30 цитировать

цитата gleb_chichikov

Положим, румын просто недочув поначалу, thirteen или fourteen, а потом уже решил — чем чёрт не шутит, но таки да, послан был Холерой на ... классически...


Что характерно: запанибратское «Холера» о Холеве, с которым вряд ли знаком.

И которого вообще-то в Стокгольме не было.
Страницы: [1] 2 



Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх