Фантастика и


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «suhan_ilich» > Фантастика и футурология
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Фантастика и футурология

Статья написана 12 июля 2011 г. 04:50

Между делами, которые все прирастают и никак не начнут убывать, читаю «Фантастику и футурологию» Станислава Лема. Пока позади первая часть и чувствую, что дальше будет только лучше.

В процессе чтения не успеваю хмыкать злободневности многих замечаний Лема. Т.е. конечно не «злободневности», а тому что ситуация с фантастической литературой, описанная сорок лет назад, легко ложится на сегодняшние споры о российской фантастике.




А в научной фантастике господствует странное смещение вышеописанной иерархии. Прежде всего: вся пирамида фантастики построена по принципам вавилонской, а не египетской архитектуры, поэтому у нее вообще нет вершины; в отличие от обычной литературы эволюционное развитие обезглавило научную фантастику. Рецензии и литературные обозрения научно-фантастической литературы, которым в журналах отводятся специальные разделы, не слишком правдоподобны в силу их внутренней специфики. ... Таким образом, интеллектуальная «верхушка» научной фантастики относительно «верхушки» обычной литературы как бы перевернута и находится чуть ли не в подполье. Это происходит из-за коммерциализации жанра; на пространстве «обычной» литературы капиталистический характер издательской деятельности как бы сдерживается под вывеской переменности и меценатства; фантастика же продается наравне с булочками и колготками и точно так же издается и рекламируется. Эта реклама превращается как бы в самодиагноз, который сами себе ставят издательские компании, занимающиеся научной фантастикой, лишь бы подчеркнуть адресный характер своих публикаций.

Поэтому даже за пределами Соединенных Штатов очень трудно оторвать массового читателя, привыкшего к легкому, беспроблемному фантастическому корму, от поставленных на поток блюд. А так как стоимость книг и периодических изданий в соответствии с принципами спроса и предложения обратно пропорциональна тиражу, то авторы с высокими амбициями вынуждены или подчиняться нормативному диктату рыночных монополистов, или издавать собственные периодические издания, цена которых оказывается более чем в два раза выше стоимости журналов американского типа. Кроме этого, сложилась целая группа факторов уже некоммерческого и неинституционного характера, которые усугубляют неблагоприятную ситуацию для новаторов от научной фантастики. В жанре научной фантастики у них не хватает образцов для подражания, поэтому они обращаются к парадигмам, адекватность которых в сфере рационального творчества представляется весьма сомнительной. Писатель с таким выдающимся и оригинальным талантом, как Дж. Баллард, не годится для подражания даже в творческом плане по причинам, о которых выше мы уже говорили. Умению фантазировать вообще невозможно подражать, а интеллектуально ценные образцы в творчестве Балларда найти непросто. Поэтому молодые перенимают у него самые элементарные приемы, например, разрыв композиции, что напоминает когда-то типичную практику для французской школы антиромана. Если бы они хотя бы пытались найти интеллектуальный подход для развития достижений этой школы, но нет, они довольствуются эклектическими заимствованиями. Именно поэтому в качестве их путеводных звезд я назвал такие уже мхом поросшие дорожки, как сюрреализм и экспрессионизм.

Цитирую в первую очередь статистические данные, из которых вытекает, что в США занимаются исключительно литературой (то есть не имеют никакой другой постоянной профессии) около 250 человек (в обществе, насчитывающем двести миллионов). Количество читателей НФ, по оценочным данным, составляет 185 000 человек в Соединенных Штатах (меньше, чем один американец из тысячи), в Англии же — около 45 000. Американские журналы платят авторам от одного до четырех центов за слово; гонорары, выплачиваемые периодическими изданиями, для многих авторов составляют львиную долю их заработка, поскольку далеко не все произведения, опубликованные в журналах НФ, могут рассчитывать на книжную публикацию. Новеллы и «новеллетки» насчитывают от тысячи или двух до нескольких тысяч слов; значит, автор получает за одну от пятнадцати до сотни с лишним долларов. Тот, кто не зарабатывает пером по крайней мере тысячи долларов в год, не может рассчитывать на помощь какого-либо литературного агента: нужно самому рекламировать свои произведения и рассылать их в редакции и издательства. За роман журнал платит около 500 долларов, издатели книг «paperback» (большинство издателей вообще не публикует НФ в твердых переплетах) — 1500 долларов. Таким образом, изданный в журнале и книге роман приносит 2000 долларов. Следует заметить, что зарабатывающие меньше 3,5—4 тысяч долларов считаются в Штатах бедняками; писатели уведомляют читателей в письмах, размещаемых в журналах, что «завидуют тем, кто набирает их тексты», поскольку гонорар за публикуемое произведение, как правило, меньше суммы, которую зарабатывает средний наборщик (линотипист). Как пишет Дж. Браннер, чтобы жить, нужно или много публиковаться (он сам признается в том, что писывал до восьми книг в год), или переезжать из Штатов в Англию, поскольку жизнь в Англии намного дешевле.




И так далее, цитировать можно еще долго. :)




286
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение12 июля 2011 г. 05:10 цитировать
Я ещё люблю фрагмент про автора, который обнаружил, что можно писать от второго лица. :-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 июля 2011 г. 05:13 цитировать
Ага :) и про Аполлинера
 


Ссылка на сообщение12 июля 2011 г. 05:20 цитировать
Вот-вот! :beer:
 


Ссылка на сообщение12 июля 2011 г. 13:14 цитировать
:beer:


Ссылка на сообщение12 июля 2011 г. 08:56 цитировать
Очень интересная книга, и уже относительно недорогая, доступная.
У меня она вся в закладках и почеркушках.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 июля 2011 г. 13:16 цитировать
Да, самое сложное было прорваться через первую часть, а дальше все интереснее и интереснее. Хотя с какими-то авторскими оценками я не очень согласен, например, его отношение к «Сиренам» Воннегута.
 


Ссылка на сообщение13 июля 2011 г. 16:08 цитировать
Это ещё что...
«Я выбрал психиатра из длинного списка имен, предложенного мне плана медицинской страховки, потому что его имя было Станислав!» (отсюда)
 


Ссылка на сообщение13 июля 2011 г. 20:48 цитировать
Сурово.


Ссылка на сообщение12 июля 2011 г. 10:56 цитировать
Заинтерисовали, я все мимо книги ходила, сомневалась.8-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 июля 2011 г. 13:16 цитировать
стоит прочесть обязательно :)


Ссылка на сообщение12 июля 2011 г. 11:04 цитировать

цитата

Таким образом, интеллектуальная «верхушка» научной фантастики относительно «верхушки» обычной литературы как бы перевернута и находится чуть ли не в подполье.


Да.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 июля 2011 г. 21:40 цитировать
Ну, сейчас-то маркетинговые технологии, когда продается не продукт (например, роман), а определенный образ жизни (например, контркультурный) весьма способствуют процветанию западной интеллектуальной «верхушки». Глядишь, лет через сорок и мы доживем...


Ссылка на сообщение23 июля 2011 г. 20:37 цитировать

цитата suhan_ilich

зарабатывает средний наборщик (линотипист)
какого года текст Браннера???? в США до сих пор набирают на линотипе???
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 июля 2011 г. 21:13 цитировать

цитата shuherr

в США до сих пор набирают на линотипе


Вы посмотрите, когда написана «Фантастика и футрология», что ли...




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх