фантлабораторная работа 3


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «kerigma» > фантлабораторная работа - 3 - отзывы на финал. 2
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

фантлабораторная работа — 3 — отзывы на финал. 2

Статья написана 11 августа 2011 г. 16:35

Продолжение и окончание отзывов.

«Пейзаж, нарисованный черным»

Первоначальная идея художника, который изменяет мир вокруг себя, хороша и плоха. Хороша per se. Плоха тем, что мастер Дворкин уже был у Желязны. Все последующее выглядит слишком просто на мой вкус, такая трагедия в духе Коэльо, с затаенной мора-лью. Да, я знаю, что многим наверняка понравится. Но на мой вкус и общая идея слишком проста, и исполнение слишком гладко и плоско – в пафос этот не верится, ни в начале, ни в конце. Мне было интересно где-то в середине, когда герой только выбирался из тюрьмы, но все ожидания чего-то неожиданного не оправдались. Пара слабеньких попыток с юношами и яблоками – и запланированный финал; создается ощущение, что автор хотел добраться до него поскорее и ради этого поступился развитием сюжета, обрисовав «вехи» безумия героя буквально парой абзацев.

Персонажа как такового я здесь не увидела – в смысле, героя-человека, у которого был бы какой-то характер. Увидела марионетку с единственной способностью, которая играет лишь постольку, поскольку автору нужно сюжетно перейти из точки А в точку Б. Мира тоже нет, единственное относящееся к структуре и логике мира замечание в самом начале – про жену и дочь – не получило в дальнейшем никакого развития, так что непонятно, зачем оно было сделано. Странно, что автор не подумал в сторону «пигмалионщины», если у героя недавно погибли близкие, но оживить он пытается кого-то совершенно постороннего. Мне кажется, из такого начала можно было бы сделать куда более интересный текст.

Стилистически гладко и пафосно, опять же привет Коэльо. Придраться особо не к чему, потому что нет ничего сложного. Аллюзия на Павича, правда, не пришей кобыле хвост – зачем она?

«Перекати-небо»

Совершенно неожиданно проняло почти до слез, я серьезно. Внезапный, необычный и прекрасный текст! В подобных рассказах, где необычен и странен сам мир, одна из самых сложных задач для автора – соблюсти баланс между миром, действием и психологи-ей. В данном случае это удалось просто блестяще! Несмотря на то, что мир обрисован до-вольно скупо, он вполне представим и логичен – кажется, вполне можно домыслить те де-тали, которые остались за кадром. Один такой странный романтично пост-апокалиптический мир уже сделал бы полдела. Но к нему прилагается еще и отличный сюжет, тоже романтическо-приключенческий. Я поняла, что мне напоминает этот рассказ – некоторые вещи Брэдбери, особенно «Марсианские хроники». Так же тонко и точно отмеряно – фантастика, психология и просто жизнь.

Композиционно сделано тоже отлично – две параллельные линии, которые в конце ожидаемо не сходятся в одну, но приводят к совершенно неожиданному, хотя и вполне вероятному в рамках мира финалу. Это  интересно читать от и до.  

Очень понравился образ героя – чувствуется, что он живой и что он ребенок – все эти «прокачивания», в духе юных пионеров, романтические ожидания нового и страх пе-ред встречей с ним.

Стиль отличный. Точный, но при этом не сжатый, романтичный, но без пафосных поз и фраз. Вообще на данном этапе это единственный рассказ, в котором совершенно не к чему придраться.

«Приключения для пенсионера»

Минус того, что читаешь кучу всякого – потом совершенно невольно всплывают ассоциации там, где не надо бы (см. «Солнечный пес» Кинга). Вне ассоциаций – хороший рассказ, без особых претензий, просто хороший. История одновременно простая и не-обычная, при этом даже в своей необычности оставшаяся простой. Что сделает такой по-жилой человек, если ему случайно достанется некая чудесная игрушка, по большому сче-ту бесполезная? – Нет, не перевернет свою жизнь, и чужую тоже не перевернет, а продолжит, как раньше, тащит свое увлечение в одном мешке с сожалением о прошлом. Получилась очень честная и грустная история.

Это вообще хорошо и куда интереснее, что автор выбрал не стандартного героя фантастической истории, читаю, вьюноша от 20 до 30 лет, без какого-либо «багажа» за спи-ной, а пожилого человека, у которого жизнь уже сложилась, или не сложилась, но в любом случае поздно что-то менять, да и не хочется.

На грани сюжета и концепции – мне очень понравилась сама концовки. То, что авто-ру удалось удержаться на грани и не пустить своего героя во все тяжкие. Получилось очень психологически достоверно, за счет чего образ персонажа выстроился от и до. Персонаж отличный, совсем как живой – я знавала если не таких, то похожих стариков.

По русскому языку тоже никаких особых замечаний (хотя первое, что бросается в глаза, когда открываешь рассказ, — это неправильное оформление прямой речи, увы). Стилистика отлично соответствует и герою, и сюжету – мягко, плавно и ненавязчиво, с ностальгической ноткой.

«Путь комиссара»

«Взглянули звери на пейзаж и прошептали: ералаш». Веселый коммунистический треш совершенно не вяжется с такой серьезной концовкой. В итоге испорчено впечатление и от первого, и от второго. Коммунистический треш вообще надо эксплуатировать аккуратно, а если с чем-то другим смешивать, то не взбалтывать, иначе он теряет свои юмористические свойства. См. «Земля-сортировочная» Иванова. Но здесь с серьезностью и пафосом пережали, а с юмором недожали.

Общая идея меня как-то не впечатлила. Герой получил наглядное подтверждение, почему он недостоин или что надо было сделать, чтобы быть достойным? – ну так это было бы хорошо в более серьезном тексте, а здесь и так с самого начала читателю было понятно, что цель героя не имеет ценности – за счет опять же юмористического подхода.

Композиционно – в тексте много лишнего. Это вообще очень обидно, когда у читателя остается впечатление, что все самое интересное осталось за кадром, а нам показывают почему-то какие-то скучные картинки из жизни неинтересных людей. Про капелланов и революции – это интересно, а про дела и думы рядового «Сына Ленина» — не очень. Начало несколько затянуто, а учитывая, что сюжет потом поворачивает в совсем другую сторону и как-то слишком резко и нелогично заканчивается, в целом выглядит негармонично.

Персонажи из серии стандартной попаданческой фантастики, ни одной лишней мысли, не относящейся непосредственно к действию, простые и ненатуральные. Впрочем, может, и натуральные, но неинтересные. Если считать, что даже в рассказе должен быть характер как минимум главного героя, то здесь таких нет.

Можно было бы вытянуть весь текст за счет стилистики – но увы, стиль слишком простой, рубленый и короткий. События-то изложены, конечно, но чтобы получить удовольствие от собственно чтения – увы. Хотя в коммунистическом треше как раз в стилистике и должна, имхо, состоять главная прелесть – иначе вообще вся эта задумка с противостоянием СССР и НАТО теряет смысл, потому что технически она никак не реализована, а просто обозначена на плане. Жаль, но не смешно.

«Серийный брак»

Слишком классическая проблематика: вопрос не в том, считаем ли мы за людей женщин, негров, мохнатых туземцев из Леса, роботов-лудов, а в том, считаем ли мы за людей себя. Тема ксенофобии и –филии, давно обкатанная фантастами и нефантастами. Сама по себе тоже хорошая и плохая одновременно. Хорошая – потому, что она всегда интересна, и кроме того, сама по себе придает определенную психологическую глубину. Плохая – потому, что эксплуатация таких тем, также, как темы невинных жертв войны, например, всегда отдает читерством. Не говоря уж о том, что надо не просто взять готовую тему, но и добавить в нее что-то свое, чтобы получился готовый продукт, а не полуфабрикат.

В данном случае, имхо, это не удалось. Есть тема. Какого-либо ее развития я не вижу – событий в сюжете, разрешения первоначального конфликта. Складывается впечатление, что автор вместе с героем вместо того, чтобы решать проблему, предпочел просто от нее сбежать в безопасную вялую концовку. А жаль, потому что такая концовка сводит на нет весь эффект, достигнутый серединой текста.

Персонажи вроде бы ведут себя вполне адекватно и психологически достоверно, но при этом я тоже не вижу за ними каких-то четких характеров, особенных черточек. Это уже не плоские маски, но еще и не живые фигуры, а так, где-то на уровне горельефа. Про молодого человека очень много повторяют, что он романтик, но в его действиях от и до, особенно в поведении в критической психологической ситуации, сквозит чистейшая прагматика и ничего больше. Ему и в голову не пришло, что можно отнестись к лудам как-то иначе, чем как к технике, — хотя это напрашивалось. Напротив, осознав, что ему будет неудобно работать, он быстренько распрощался со своими «романтичными» мечтами, не попытавшись ничего сделать. В этой связи «романтик» выглядит как издевка. Даже бывалый сержант с коллекционированием картинок куда более романтичен.

К форме, языку, стилю никаких претензий нет – все ок, гладко и без изъянов. Хотя я не понимаю, с каких пор ментол стал *сладким* запахом, ну да ладно.

«Я тебя знаю!»

Очень неожиданный отыгрыш темы, но какая же отличная идея! И воплощение тоже отличное, постепенно развивающийся трагифарс, от мелочи до тюрьмы. Концовка тоже изящный финт, именно то, что надо напоследок, хотя и без нее рассказ был бы хорош, а так – совсем закончен. История заставляет улыбнуться, и читать интересно.

Композиция классическая, и все части отмерены в ней идеально. Многообещающее вступление, забавная основная часть и еще более смешная концовка с заделом на будущее. Прописано прекрасно – с одной стороны, фантазия у автора работает отлично, с другой, ну очень жизненно все получилось (кому не приходилось подвергаться порицанию бабок у подъезда, тот, считай, и не жил!)

Персонажи тоже забавные – даже помимо главгера они все очень характерные, почти как типажи из хороших советских комедий. И современный контекст пришелся очень ко двору, что нечасто бывает.

Стилистически написано очень здорово. Собственно, для успеха рассказа такого плана хорошее изложение – это самое главное, и у автора отлично получилось. Вся эта чехарда со сменой фамилий, совершенно дурацкие, но очень натуральные претензии к герою – очень забавно и ровно так, как надо.





345
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение11 августа 2011 г. 18:55 цитировать
Ну, с отстрелом! :beer:
ПС. Нравятся мне эти аффторы: то быстрей-быстрей, типа, хоть кто-нибудь! А как выдашь — никто и обсудить не хочет...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 августа 2011 г. 23:48 цитировать

цитата stogsena

Ну, с отстрелом!

спасибо! уф!))

цитата stogsena

А как выдашь — никто и обсудить не хочет...

ага, они не думают, что нам вот тоже интересно поговорить. ыы(
 


Ссылка на сообщение12 августа 2011 г. 04:01 цитировать
Нет, авторы думают об этом, но памятуя, что многие прошлые обсуждения обсуждений выливались в склоки, скромничают. Или не скромничают, пускаются в разъяснения, почему вы не так поняли рассказ. Как-то трудно с серединой, обычно она соблюдается, когда о рассказе говорят люди, его не писавшие.




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх