Странные фильмы


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Вертер де Гёте» > "Странные фильмы" горбачёвской оттепели: "Город Зеро" и "Жена керосинщика"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Странные фильмы» горбачёвской оттепели: «Город Зеро» и «Жена керосинщика»

Статья написана 26 ноября 2011 г. 23:44

С началом пресловутой perestroiki стало можно многое из того, чего раньше было нельзя. Советский кинематограф, не желая отставать от новых веяний времени, бросился осваивать новые горизонты.  Стало можно (и модно!) показывать сиськи эротические сцены. Многие хотели снимать кино «как в голливуде», но за 20 копеек. Результаты чаще всего были не очень. Сейчас существует даже термин «перестроечное кино», носящий совершенно определённо отрицательный, презрительный оттенок. К сожалению, за грудой киномусора были забыты некоторые хорошие фильмы того времени. Вот например, два достойных образца «странного», сюрреалистического кино. «Город Зеро» и «Жену керосинщика» нельзя назвать совсем уж «забытыми лентами», но всё же они заслуживают большей известности, чем имеют. Фильмы схожие и разные, снятые примерно в одно время на одной киностудии (Мосфильм). Оба фильма сочетают в себе трагичное и смешное, оба имеют в основе детективную интригу, оба отмечены международными призами. Один фильм снят опытным режиссёром, другой —  режиссёром-дебютантом.

Вы никогда не уедете из нашего города...

Город Зеро, СССР (Мосфильм), 1989, 103 мин.

режиссер Карен Шахназаров


сценарий Александр Бородянский, Карен Шахназаров

В главных ролях:

Леонид Филатов, Олег Басилашвили, Владимир Меньшов, Армен Джигарханян, Евгений Евстигнеев, Алексей Жарков, Петр Щербаков, Юрий Шерстнев, Елена Аржаник, Татьяна Хвостикова

композитор Эдуард Артемьев

Приз «За создание актерского ансамбля», Приз «За фильм, ставший праздником» — Карен Шахназаров, 1989 год, КФ «Созвездие»; Приз «Серебряный колос» — Карен Шахназаров, 1989 год, МКФ в Вальядолиде; Приз Европейской ассоциации научной фантастики за лучший фильм — Карен Шахназаров, 1989 год, МКФ в Сан-Марино; Приз «Золотой Хьюго» — Карен Шахназаров, 1989 год, МКФ в Чикаго.



Московский инженер Варакин (Леонид Филатов) приезжает в командировку в некий маленький городок. В этом городе всё немного странно... К тому же вскоре выясняется, что и выбраться из этого города очень непросто...  Варакин оказывается косвенно виновен в смерти человека — совершенно нелепое  на первый взгляд уголовное дело обрастает новыми удивительными фактами, становится всё более запутанным.

В городе Зеро, как в кривом зеркале, отразилось всё прошлое и настоящее нашей страны. Конечно, это гротеск! Буффонада! Тревожная, пугающая комедия абсурда! Многие комедии того времени скатывались до  безвкусного глумления. Здесь же чувство меры опытного режиссёра (за плечами у Шахназарова уже было несколько картин, в том числе — три очень успешные: «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх» и «Курьер») и прекрасная игра актёров (а в фильме заняты настоящие суперзвёзды советского кино) делают из фильма отличную социальную сатиру, актуальную и по сей день. Первые люди города — характерные типажи, словно бы вышедшие из статей Луркморья:  писатель-либерал (Басилашвили), прокурор-патриот (Меньшов), пофигистичный директор градообразующего завода (Джигарханян), ушлый председатель горисполкома (Пётр Щербаков). Очень выразительна сцена, в которой местечковый патриот (Евстигнеев) устраивает герою экскурсию по сюрреалистическому краеведческому музею, заполненному пафосными экспонатами исковерканной, сфальсифицированной истории.

P.S. В массовке (в качестве восковых фигур в музее) снимались музыканты групп «Корозия металла» и «ДИВ».


Победа — это истина подлецов...

Жена керосинщика, СССР («Мосфильм»), 1989, 101 мин.


режиссер и автор сценария — Александр Кайдановский

В главных ролях:

Витаутас Паукште, Александр Балуев, Анна Мясоедова, Сергей Векслер, Евгений Миронов, Николай Исполатов, Олег Шапко, Михаил Данилов, Алла Малкова, Михаил Шулейкин.

Фильм получил Гран-при по разделу «странные фильмы» на престижном кинофестивале фантастики во французском Авориазе в 1990 году.

В отличие от «Города Зеро», собравшего весь цвет советской актёрской киношколы, Кайдановский пригласил для участия в своём фильме в основном молодых, не слишком известных  на тот момент актёров, исключением стал очень опытный литовский актёр Паукште. Строго говоря, для Кайдановского, закончившего всего несколько лет назад режиссёрские курсы, «Жена керосинщика» тоже стала своего рода дебютом — первым его фильмом, получившим всесоюзную известность, и по сути так и  осталась единственной его режиссёрской работой, известной широкому зрителю.


почти Святое семейство


Действие в картине происходит в начале марта 1953 года — думаю, не нужно лишний раз напоминать каким событием отмечено это время в истории нашей страны. В небольшой город в советской Восточной Пруссии (впрочем, в городе совершенно определённо угадывается Кёнигсберг/Калининград: разрушенный кафедральный собор, могила Канта, памятник «Зубры»)  для расследования дела о коррупции приезжает интеллигентный следователь Петравичус (Витаутас Паукште). Поводом стал анонимный донос, обвиняющий председателя горисполкома Сергея Удальцова, бывшего врача-хирурга. Следователь должен вычислить доносчика, проверить факты и ...остаться в живых, ибо двух его предшественников, которые «слишком много узнали», постигла печальная участь. Вскоре выясняется, что у Удальцова есть брат-близнец Павел, в прошлом он — так же как и Сергей — был хирургом, но попал в тюрьму из-за преступной халатности, приведшей к смерти пациента, и теперь стал продавцом керосина и «городским сумасшедшим» (братьев играет Александр Балуев). Тем временем жена керосинщика (Анна Мясоедова) в открытую гуляет с молоденьким флейтистом (первая роль в кино Евгения Миронова).  



Почти Даная

Мрачна атмосфера полуразрушенного старинного города, в котором не осталось коренных жителей, города, который является абсолютно чужим для всех нынешних обитателей, даже собаки здесь «по-русски не понимают». В таких условиях нетрудно и свихнуться, поэтому возникает эффект ложной памяти — как защитная реакция  — воспоминания о прошедшем здесь  детстве, о красивой прежней жизни в городе. Жизнь в полумёртвом городе искажена не только на физическом, но и на «тонком» уровне, что проявляется в сюрреалистических вставках-видениях: в разрушенном храме под ругань немецкого ангела  играет на аккордеоне священник; пылает флейтист на концерте; щука хватает следователя за палец и ворчит по-немецки. Несмотря на трагичность фильма, ему присущ своеобразный юмор и здесь не обходится без забавных гротескных моментов, но смех это печален. Заметно сильное влияние Тарковского, есть даже попытки ироничного кинодиалога Кайдановского с Тарковским. Детективная интрига отходит на второй план, и сюжетным стержнем становится философская притча, старая как мир легенда о братьях  — добром и злом; а лейтмотивом фильма —  афоризм Шопенгауэра «Победа — это истина подлецов». Возможна ли победа одного без поражения другого? Какова цена победы? Слабость или святость в смирении? Юродивый «сталкер»-керосинщик расскажет зрителям о стране мертвецов, где «каменные доярки доят каменных коров».

Радует актёрская игра. Ярко, сильно играет Балуев (отмечен призом Фестиваля молодых кинематографистов к/с «Мосфильм» 1990 в номинации «За лучшую мужскую роль»). «Выжимает максимум» из своей небольшой  роли дебютировавший в кино Евгений Миронов — он один из немногих искренних и светлых обитателей города. Очень колоритны все второстепенные персонажи. При этом, по воспоминаниям очевидцев, Кайдановский-режиссёр не уделял большего внимания работе с актёрами и был сконцентрирован на общей атмосфере фильма.  И надо признать, картина вышла очень атмосферной, стильной.

P.S. Из интервью Балуева:

Спустя время после съемок я спросил у отца: «Папа, кем был мой дед?» Он ответил: «Держал керосиновую лавку в Москве». Я не знал этого! Тогда впервые задумался над тем, что ничего случайного в жизни не бывает…





1809
просмотры





  Комментарии
Страницы: [1] 2 


Ссылка на сообщение27 ноября 2011 г. 00:13 цитировать

цитата Вертер де Гёте

Московский инженер Варакин (Леонид Филатов) приезжает в командировку в некий маленький городок. В этом городе всё немного странно... К тому же вскоре выясняется, что и выбраться из этого города очень непросто...  Варакин оказывается косвенно виновен в смерти человека — совершенно нелепое  на первый взгляд уголовное дело обрастает новыми удивительными фактами, становится всё более запутанным.

Кое-что определенно напоминает 8-) Правда, ни в одном из двух романов (Кафки и Лема) герою так и не удалось выбраться/достигнуть цели... только не надо спойлеров про фильм в ответ — я его еще не смотрел :-)


Ссылка на сообщение27 ноября 2011 г. 11:19 цитировать
Золотое было время:) Гротескные «Бакенбарды» Мамина , «Г-н оформитель», кафкианский «Замок» Балабанова еще вспомнил:Вы никогда не попадёте в замок»
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 ноября 2011 г. 11:25 цитировать
«Бакенбарды» и «Оформитель» мне нравятся. А вот «Замок» не смотрел.


Ссылка на сообщение27 ноября 2011 г. 12:33 цитировать

цитата Вертер де Гёте

А вот «Замок» не смотрел
Кстати, более оригинальная интерпретация Кафки( особенно концовки), чем у Ханеке, который концовку и не стал делать в обход автора.


Ссылка на сообщение27 ноября 2011 г. 13:10 цитировать
Всё странче и странче...


Ссылка на сообщение27 ноября 2011 г. 13:11 цитировать
Шахназаров — большой поклонник Бунюэля. «Город Зеро» — в том числе и дань кумиру. Многие сюжетные линии являются аллюзиями на эпизоды из фильмов Мастера. А секретарша на фото — цитата из «Призрака свободы» (имхо).


Ссылка на сообщение27 ноября 2011 г. 13:13 цитировать
Забавно. Вчера вдруг просто так решил пересмотреть «Город Зеро». Нашел диск и пересмотрел (с удовольствием). А после просмотра стал щелкать каналы — гляжу, он по Культуре идет... Вхожу сегодня на сайт, а тут Твой отчёт... Бывают же совпадения!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 ноября 2011 г. 13:17 цитировать
сам пересмотрел несколько дней назад (точнее — первый раз полностью, до этого смотрел раза два какими-то урывками).

цитата Андрэ

Бывают же совпадения
мы же клоны.
и к тому же

цитата Вертер де Гёте

ничего случайного в жизни не бывает…
 


Ссылка на сообщение27 ноября 2011 г. 13:22 цитировать
Ты знаешь, а у меня с этим фильмом очень хорошие воспоминания и ассоциации. Мы его с моим другом пару раз в кино смотрели, на кассете он у меня был, и вот с полгодика на диске в сборнике перестроечных фильмов появился. Мы многие шутки из него цитируем по сей день, как и из многих других фильмов. Например, недавно он мне рассказывает какую-то историю и задаёт вопрос: «А я то тут при чём, скажи?» А я ему: «Но ведь вы же сын повара».:-))):-)))


Ссылка на сообщение27 ноября 2011 г. 14:01 цитировать

цитата Вертер де Гёте

Многие хотели снимать кино «как в голливуде», но за 20 копеек.

Довольно типичен «Убить дракона», реж. М.Захаров — сиськи, абсурд, партайгеноссе... и пейзажи под Тарковского.

цитата Вертер де Гёте

Конечно, это гротеск! Буффонада! Тревожная, пугающая комедия абсурда!
Или буффонада, или комедия абсурда. Скорее, первое.
Фильм действительно угнетающий, как и все, всплывшее со дна подсознания людей искусства

цитата Вертер де Гёте

пресловутой perestroiki
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 ноября 2011 г. 17:48 цитировать
УБИТЬ ДРАКОНА — отличный фильм. Может, даже лучшая работа Захарова. Но это оффтоп.
 


Ссылка на сообщение27 ноября 2011 г. 20:50 цитировать

цитата Karnosaur123

Может, даже лучшая работа Захарова.
... демонстрирующая, при этом, все характерные черты времени. Приз за лучшие костюмы, как-никак.
Захаров, все-же, театральный режиссер — и его сложно судить по единственному кинофильму;-). «Дом который построил Свифт» — хуже однозначно.
И это не оффтоп, ведь оба фильма в колонке относятся к этому подвиду — фильму-притче.
 


Ссылка на сообщение27 ноября 2011 г. 21:06 цитировать
О, да 'Свифт' куда слабее. Хотя финал, с Абдуловым плывущим к кораблю сам по себе хорош...
Что до ДРАКОНА, то меня раньше удивлял пессимистичный, в сравнении с оригиналом и даже сценарием Горина, финал. Увы, Захаров оказался дальновиднее — новые 'головы' отросли.
 


Ссылка на сообщение27 ноября 2011 г. 21:14 цитировать

цитата Karnosaur123

Захаров оказался дальновиднее
:-D
Это еще одна из примет фильмов того времени — поиск внешнего и внутреннего сходства с чем-то великим в обывателе. Пушкин/Ленин в «Бакенбардах», Атилла в «Городе Зеро», дракон в душе «Дракона»...

цитата Karnosaur123

Хотя финал, с Абдуловым плывущим к кораблю
... поднимающимся в небо Янковским... уходящим по дороге Абдуловым же...
   Писатель Захарова — Горин. С Евгением Шварцем дело сложнее, особенно если сравнить другое прочтение. Две «Тени» и одно «Обыкновенное чудо» — Захаров словно концентрируется на побочных линиях.
 


Ссылка на сообщение27 ноября 2011 г. 21:28 цитировать
Кстати, что вы думаете о ТЕНИ Козакова?
 


Ссылка на сообщение27 ноября 2011 г. 21:44 цитировать

цитата Karnosaur123

что вы думаете о ТЕНИ Козакова?
Это праздник, на который никто не пришел.
Роскошная постановка, роскошная игра актеров. Песенки посильнее старых... Понравилось высказывание из сети:«Учёный — это Даль, а вот Тень — точно Райкин». Доброты и наивности гораздо меньше, но это общая беда киносказок. Сходство с прежним колоссально.
   Особенно если сравнить «Медведя» и «Обыкновенное чудо» — это просто разные миры, даже жутковато, что произносят один текст.
 


Ссылка на сообщение28 ноября 2011 г. 00:02 цитировать
Именно! Мое мнение — Козаков превратил ТЕНЬ в самостоятельное произведение, окончательно отделив Шварца от Андерсена. Ученый, мне кажется, не хуже Даля. Музыка — вообще гениальная. При этом — ни черта не известный фильм, а ведь одна из лучших работ Козакова.
 


Ссылка на сообщение28 ноября 2011 г. 07:30 цитировать

цитата Karnosaur123

Мое мнение — Козаков превратил ТЕНЬ в самостоятельное произведение, окончательно отделив Шварца от Андерсена.
Присоединяюсь, хорошее определение.

цитата Karnosaur123

Ученый, мне кажется, не хуже Даля.
Не хуже, но наивный Райкин...


Ссылка на сообщение27 ноября 2011 г. 14:20 цитировать
Прекрасные фильмы, спасибо за напоминание! Упомянутые выше «Бакенбарды» тоже очень хороши. Еще вспомню фильм в похожей стилистике начала 90-х — «Патриотическая комедия». Отличный фильм, но тоже к сожалению подзабытый.


Ссылка на сообщение27 ноября 2011 г. 16:29 цитировать
В обзоре хорошо представлена тема сисек. Спасибо.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 ноября 2011 г. 16:31 цитировать


Ссылка на сообщение27 ноября 2011 г. 18:34 цитировать

цитата Вертер де Гёте

«Город Зеро»

Это вы в связи со вчерашним показом на телеканале «Культура» решили опубликовать...?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 ноября 2011 г. 19:01 цитировать
нет. Я не знал, что фильм показывали вчера. Не смотрю телевизор.
Страницы: [1] 2 



Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх