Со дна моря на


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Beksultan» > Со дна моря на орбиту
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Со дна моря на орбиту

Статья написана 17 марта 2012 г. 20:24

Давненько не писал я ничего на космическую тематику. Надо исправляться.

Пусть это будет небольшая заметка, чтобы размять пальцы.

В поисках интересного залез в свои старые записные книжки, где практически сразу набрел на две цитаты, которые я счел нужным записать вместе.

цитата

Радиоактивность. Атомный век еще в будущем, единственной радиоактивностью на этой планете является природный фон. Проверка не заняла много времени. Я – создание будущего, обитатель Галактики, со средой жесткой радиации. Мое тело в два раза радиоактивнее фона, замеренного в комнате, в два раза радиоактивнее тел моих приятелей по выпивке. Я специально спустился вниз проверить их.

(Гарри Гаррисон. Стальная крыса спасает мир)

цитата

There was some minor salvage work in the 1990s to remove some of the radiation-free metal plating from the wreck of the SMS Kronprinz Wilhelm, that has been used in space satellites and some medical equipment. Metal forged before the first nuclear explosion in 1945 does not contain any trace of radioactive isotopes that are now present in the atmosphere. The background radiation of these isotopes could exhibit an effect on fine sensors used in space.


немецкий линкор «Кронпринц Вильгельм»

Тут требуется небольшое пояснение.

После поражения Германии в Первой Мировой войне Флот открытого моря (так назывался основной военный флот военно-морских сил кайзеровской Германии) по условиям послевоенных соглашений, до принятия окончательного решения по его судьбе, был отконвоирован британцами в бухту Скапа-Флоу на Оркнейских островах, где находилась главная база британских Королевских ВМС. Именно там и произошло одно известное событие. Немецкие моряки, не без оснований опасающиеся, что их корабли будут отобраны и переданы победившим союзникам, решились на отчаянный шаг. Находясь на положении практически пленных, под охраной англичан, на своих кораблях, стоящих в Скапа-Флоу на якоре, они сумели скоординировать свои действия и подготовиться.

21 июня 1919 года командующий германского флота, немецкий контр-адмирал Людвиг фон Ройтер, подал условный сигнал. Экипажи подняли на кораблях германские военно-морские флаги и открыли кингстоны. При этом они заклинивали штоки кингстонов и блокировали палубные люки, чтобы не пустить в трюм спасателей, оказывали сопротивление подоспевшим английским морякам. Спохватившиеся англичане почти что не смогли помешать затоплению. Они, правда, успели довести до мелководья и выбросить на мель 22 корабля, но большая часть судов, 52 корабля, утонули. При этом в завязавшейся борьбе были убиты 9 немецких моряков и 16 ранено. Как выяснилось впоследствии эти 9 погибших немецких моряков стали последними жертвами Первой Мировой войны.

Таким вот непростым способом немецкий флот не позволил захватить себя.

В будущем часть кораблей была поднята со дна моря и частью введена в строй после восстановления, частью пошла не переплавку. Но семь судов, затонувших на самой большой глубине, покоятся на дне моря до сих пор.

Вспомнили о них с приходом космической эры.

Вся сталь, выплавленная после 1945 года, когда была взорвана первая атомная бомба, содержит небольшое количество радиоактивности. Это потому, что в атмосфере в настоящее время находятся определенное количество радиоактивных частиц. Чернобыль, катастрофа в Виндскейле, испытания в Семипалатинске, в Неваде, на атолле Бикини и на Новой Земле ситуацию не улучшили. Сталеплавильный процесс предполагает использование большого количества воздуха, который передает радиоактивность стали. Приборы и оборудование для измерения радиоактивности должны быть свободны от излишней радиоактивности. Поэтому для их производства может быть использована только сталь, изготовленная до 1945 года.

Вот тут и пригодились затопленные корабли кайзеровского Флота открытого моря. То, что они находились под защитой водной толщи, обеспечило им еще лучшую защиту от радиоактивности. В итоге, когда в конце девяностых американцы столкнулись с необходимостью найти материалы для изготовления своих спутников радиационного контроля, то они были вынуждены спуститься под воду к линейному кораблю «Кронпринц Вильгельм» и поднять с него часть деталей, сталь от которых и пошла на спутники.





364
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение17 марта 2012 г. 20:39
Весьма познавательно! Спасибо!:-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 марта 2012 г. 07:24
Пожалуйста. :beer:


Ссылка на сообщение17 марта 2012 г. 21:40
Интересно. Спасибо за заметку:-).
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 марта 2012 г. 07:24
Рад что понравилось. 8:-0


Ссылка на сообщение17 марта 2012 г. 21:54
Ого, какие интересности мимо меня прошли%-\
Благодарствую, завязал узелок на память.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 марта 2012 г. 07:37
Спасибо. Хотел совсем уже академичную заметку написать, с указанием дат и названий спутников, но сколько не копал? ничего точного не нашел. Только сканы книг на английском в Google Books, где мельком упоминается о погружениях в Скапа-Флоу, точнее в заливе Гаттер-Бей, организованных НАСА.


Ссылка на сообщение17 марта 2012 г. 23:26
Больше космонавтики веселой и разной. Отлично!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 марта 2012 г. 07:39
Скоро еще будет... ;-)


Ссылка на сообщение18 марта 2012 г. 09:25
Очень интересно, спасибо!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 марта 2012 г. 07:40
Не за что, рад что заинтересовало. :beer:


Ссылка на сообщение18 марта 2012 г. 20:08
Неожиданно сошлись две мои любимые темы — флот начала ХХ века и космонавтика.
Спасибо, интересно!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 марта 2012 г. 07:40
Я тоже люблю флот и космонавтику, потому и запомнилось.
 


Ссылка на сообщение19 марта 2012 г. 10:43

цитата Beksultan

Я тоже люблю флот и космонавтику

А я-то как люблю:-D


Ссылка на сообщение18 марта 2012 г. 20:47
Спасибо большое за заметку! Наконец-то мне удалось связать между собой несколько знакомых фактов.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 марта 2012 г. 07:40
Не за что. А если не секрет какие?
 


Ссылка на сообщение19 марта 2012 г. 13:53
Запомнил эту цитату из «Стальной крысы». Знал о том, что сейчас очень ценится не заражённый радиацией металл с затонувших судов. И краем уха слышал, немцам удалось-таки затопить часть своих кораблей после Первой мировой (правда, без подробностей). А вот, что германское судно уже подняли, был не в курсе. Ещё раз спасибо!
 


Ссылка на сообщение19 марта 2012 г. 13:55
Судно целиком не поднимали, слишком сложно. Как я понял, срезали с него довольно много материала и использовали.
 


Ссылка на сообщение19 марта 2012 г. 14:02
Весьма разумно с их стороны.


Ссылка на сообщение19 марта 2012 г. 11:00
Спасибо за интереснейший материал. :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 марта 2012 г. 12:39
Всегда пожалуйста! :beer:


Ссылка на сообщение25 марта 2012 г. 09:52
Сомнительно.
В Англии столько старого железа, что нырять за ним ради чего-то, кроме маркетингового хода, нелепо.
Да и исходная посылка, про радиоактивную пыль в воздухе, которая может помешать приборам, которые тащат на орбиту под прямую солнечную радиацию...
Очень, очень похоже на мистификацию.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 марта 2012 г. 07:42
Я не совсем понял суть ваших сомнений. Понял только, что вы очень сильно сомневаетесь и да еще путаете солнечную радиацию (электромагнитное и корпускулярное излучение Солнца) с просто радиацией (ионизирующее излучение).

цитата ааа иии

В Англии столько старого железа, что нырять за ним ради чего-то, кроме маркетингового хода, нелепо.
— железа, которое находилось бы не на открытом воздухе, как раз мало. Да и речь шла не об Англии.
У германских кораблей, покоящихся на дне Скапа-Флоу есть немало привлекательных особенностей — сталь, выплавленная до атомной эры, относительно небольшая глубина залегания, но вместе с тем довольно приличный слой воды, который защищает ее от рассеянных в воздухе радиоактивных изотопов. Кроме того, есть практический и этический резон — германские корабли затонули без человеческих жертв (не считая матросов, застреленных на палубах англичанами). Например, в той же Скапа-Флоу на дне лежат два британских немаленьких линейных корабля — «Вэнгард» и «Ройял Оук». Они тоже затонули до начала атомной эры, «Вэнгард» в 1917-м году, «Ройял Оук» в 1939-м году. Но доступ к ним запрещен, так как они имеют статус братских могил — на «Вэнгарде» затонуло 843 моряка, на «Ройял Оуке» 833.
А вообще есть даже более экзотические примеры когда затонувшие древние корабли послужили сверхсовременным научным исследованиям.
Например, итальянские физики в рамках эксперимента CUORE воспользовались для построения детектора безнейтринного двойного бета-распада (регистрация этого процесса даст возможность рассчитать массу нейтрино и доказать то, что эти частицы являются античастицами для самих себя) свинцом из слитков, поднятых с затонувшего между 80 и 50 годами до нашей эры древнеримского корабля, который лежит на дне моря у берегов Сардинии. Итальянский национальный институт ядерной физики выкупил слитки у Национального Археологического Музея в Кальяри на Сардинии (собственностью которого был груз судна) за 300 млн лир (210 тысяч долларов) и профинансировал операцию по поднятию слитков со дня моря. Свинец переплавят и изготовят из него защитный кожух для детектора.

цитата

Свинец, пролежавший так долго под водой, представляет для ученых особую ценность. Дело в том, что он не содержит стабильного изотопа свинца 210, который присутствует в свежих породах. Время полураспада этого изотопа — 22 года, так что в слитках, которые предназначались для нужд римской империи (ее водопровода, чеканки монет и метательных снарядов) никакой радиоактивности за две тысячи лет уже не осталось. Это чрезвычайно важно для эксперимента, который должен проводиться в условиях минимизации природного радиоактивного фона.

Это, кстати, не первый случай. Свинец с затонувшего 450 лет назад испанского галеона уже использовался в аналогичном эксперименте IGEX, но по своему качеству этот материал заметно уступал материалу с древнеримского корабля, пролежавшему на дне Средиземного моря более 2000 лет.
P.S. Почитал еще материалов на английском. Конкретного примера с названием конкретного спутника не нашел, но зато нашел упоминания о небольших чувствительных детекторах ионизирующего излучения, в которых из стали с затонувших кораблей WWI изготовлены экраны вокруг рабочей части аппарата (это как раз по поводу ваших сомнений об окружающей прибор радиации). В числе клиентов фирмы, производящей их, значится и НАСА.


Ссылка на сообщение26 марта 2012 г. 20:49

цитата Beksultan

и да еще путаете солнечную радиацию (электромагнитное и корпускулярное излучение Солнца) с просто радиацией (ионизирующее излучение).
Вы меня пугаете. Что за просто радиация? Считаете, наш термоядерный реактор излучает только в видимом спектре?

цитата Beksultan

Это, кстати, не первый случай.
Это совершенно другой случай. Металл, в котором уже произошел распад короткоживущего изотопа и кусок стали, который якобы защищен от радиации тем, что он не лежал на открытом воздухе.
Сталь, которой много десятков лет, действительно обладает громадными достоинствами. Естественное старение снимает напряжения, выявляется стойкость к коррозии, заканчивается распад остаточного аустенита — для приборостроителя это клад.
Но радиоактивность... Остаюсь при своих сомнениях.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 марта 2012 г. 22:22
Какой еще видимый спектр? Вы вообще о чем? Речь шла о том, что солнечная радиация и радиоактивность — разные понятия.
Сталь современная имеет некий уровень собственной радиоактивности, который у стали с кораблей Первой мировой значительно меньше. Что не может не учитываться при производстве чувствительных детекторов этой самой радиоактивности. А примеры со свинцом иллюстрировали мысль — почему бы и нет? Если особенность материала со дня моря выгодна для его поднятия в одном случае, то почему бы не быть выгодным в другом случае для другого материала? Точных данных по моей заметке нет, так что я также предполагаю как и вы.
Страницы: 12

⇑ Наверх