Над Стеною тучи ходят


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Dark Andrew» > Над Стеною тучи ходят хмуро...
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Над Стеною тучи ходят хмуро...

Статья написана 14 декабря 2008 г. 19:14

Книги Гарта Никса в России упорно пытаются издавать как подростковые, несмотря на то, что сам Никс, как и его поклонники во всем мире, считают, что цикл о Старом Королевстве подходит для любого возраста. И это так и есть — детского в этих романах не больше, чем в седьмой книге о Гарри Поттере, а интересному миру, созданному Никсом, может позавидовать любой автор «взрослого» фэнтези.



Две страны разделены между собой огромной Стеной. К югу лежит Ансельстьерра — обычная европейская (если бы в мире Никса была бы Европа) страна первой трети двадцатого века. То есть — ружья, примитивные автомобили и самолеты, но никакого ядерного оружия и электроники. К северу от Стены расположена страна магии — Старое Королевство, место, о котором жители Ансельстьерры не знают почти ничего. К северу от Стены не работает техника, к югу — магия. И только изредка, когда ветер дует со стороны Старого Королевства, через стену может попытаться перейти что-нибудь неприятное. Специально на этот случай со стороны Ансельстьерры Стену охраняет гарнизон солдат.

Уже наличие двух таких непохожих стран вызывает любопытство, но это еще не всё. Обе страны — обитель Жизни, а есть ведь еще и царство Смерти, показанное как река, проходящая сквозь девять врат. Только некроманты могут входить в царство Смерти и выводить оттуда различные создания. Некроманты и ещё Аборсен — человек, защищающий от выходцев из смерти все живое...

Первый роман цикла, «Сабриэль», начинается, когда дочь Аборсена, которая учится в колледже в Ансельстьерре, получает послание от отца и понимает, что ей необходимо вернуться в Старое Королевство, дабы выяснить, что там происходит. Рассказывать сюжет — дело неблагодарное, но стоит отметить, что приключения Сабриэль затягивают настолько, что очень сложно оторваться от книги хотя бы на минуту! И не в последнюю очередь из-за ярких персонажей и необычной системы колдовства, придуманной Никсом.

Используя, на первый взгляд, все штампы фэнтези, автор полностью меняет их наполнение. Тот же Аборсен — некромант, но при этом защитник Жизни. Вместо классических посохов используются колокольчики, которые тем или иным способом отправляют врага (а зачастую и самого звонящего) подальше в царство Смерти, и т. п. Иногда встречаются интересные параллели с книгами других авторов. К примеру, история создания мира очень напоминает ту, что описана в «Сильмариллионе», но только без участия всетворца.

Второй и третий романы, по сути, единое целое, разделенное на два тома. Действие в них происходит через двадцать лет после «Сабриэль» и главные герои уже другие — дочь клана провидиц Лираэль и Сэммет, принц Старого Королевства и наследный Аборсен одновременно, которые вынуждены противостоять непонятной угрозе. Немножко роман взросления, чуть-чуть героики, море приключений и древних тайн, а в итоге — увлекательная дилогия о жизни, смерти, дружбе, верности и любви к миру.

Цикл читается так легко не в последнюю очередь благодаря ярким второстепенным персонажам — коту Моггету и Невоспитанной Собаке. Создания Свободной магии, одновременно могущественные, но в чем-то и ограниченные, они привносят в книги море забавных моментов, временами становясь даже более живыми, чем главные герои.

Стиль Никса таков, что он осознанно не придает значения деталям. В книгах вы не найдете подробных карт или прописанной истории цивилизации — эти сведения выдаются маленькими порциями в оговорках героев, упоминаниях, легендах. Акцентируя внимание на действии здесь и сейчас, автор не забывает вставлять в текст маленькие сюжетные крючки, на которые ловится читатель. И далеко не все тайны остаются раскрытыми, приглашая вновь вернуться в Старое Королевство.

Итог: отличный цикл для всех любителей фэнтези, независимо от возраста. Интересный мир, привлекательные герои, отличный сюжет, полный тайн и загадок. Единственным недостатком можно назвать отсутствие единой редактуры в книгах цикла, что немало в процессе чтения раздражает.


Впервые рецензия была опубликована в октябрьском номере "Мира фантастики" за 2008 год.
Данная версия по сравнению с журнальной немного изменена.




510
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение14 декабря 2008 г. 19:16
Спасибо за статью. Давно присматривался к Никсу, но предполагал, что он может оказаться слишком детским


Ссылка на сообщение14 декабря 2008 г. 19:20
«Сабриэль» я, помню, прочитал 6 лет назад. Нашёл с трудом у букинистов (тираж тогда уже был распродан), с порванным переплетом, в ужасном состоянии... И — был очарован. Незабываемое впечатление. Своего рода «поттериана», только без того, что так «поттериану» изуродовало — без попсовости.
А ещё это милая романтическая сказка (1й том, во всяком случае. Но и 2й, который я сейчас читаю, пока что тоже таков).


Ссылка на сообщение14 декабря 2008 г. 19:22
Читал пару лет назад, достойная трилогия. Правда в итоге «Сабриэль» получилась как большой пролог к последующим частям, но от этого книга не стала хуже. Стилистика мира тоже порадовала, плюс река Смерти (кажется — читал давно, не очень уверен в названии) очень хорошо получилась. второстепенные песонажи хороши, да , но Моггет мне как то больше Невоспитанной собаки понравился. Помню еще тогда не мог понять что такое «интерлюдия» в книгах.
Но цикл отличный, советую всем.


Ссылка на сообщение15 декабря 2008 г. 01:25

Спасибо, очень интересно. А позиционировать книги как подростковые, — такую ошибку совершили еще с Гарри Поттером. Вначале он совсем плохо у нас продавался, и только после выхода фильмов ситуация изменилась.


Ссылка на сообщение15 декабря 2008 г. 12:56
Dark Andrew,
а Вы не сравнивали АСТшные издания трилогии Никса 2005 г. (3 кн. + 1 кн.) и 2007 г. (2 кн.)? Какое лучше брать? Мне чисто визуально нравятся обложки старого, которые Вы выложили.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2008 г. 16:18
Сравнивал. Идентичны. А потому себе тоже взял старое. Оно и дешевле и симпатичнее.


Ссылка на сообщение15 декабря 2008 г. 13:52
Ага, прочитал еще после первой рекомендации Дарк Эндрю (где-то год назад на какой-то ветке форума). К его положительному описанию хотелось бы еще добавить исключительную «волшебность» серии: магии там очень много, магии привлекательной и увлекательной, достаточно необычной и хорошо описанной. Из минусов — это заметное проседание продолжений по сравнению с первой частью.


Ссылка на сообщение18 декабря 2008 г. 14:43
Клюнув на рецензию, начал читать «Сабриэль». Первое впечатление — махровая фэнтезийщина, с грубыми нарушениями причинно-следственных связей, фундаментальных законов мироздания, сдвинутой человеческой психикой. Ну и манера изложения — действительно для подростков: очень прямолинейно и местами просто в менторском стиле. Из принципа попробую хотя бы до половины доползти... Но неужели перечисленного мной никто не заметил? Или сейчас принято только положительные моменты отмечать?:(
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 декабря 2008 г. 15:28
Это вопрос всего лишь вкуса и восприятия. Принято отмечать ключевые моменты. Я могу найти недостатки в любой книге, но зачем? Важно общее впечатление в первую очередь и ключевые особенности. А по поводу причино-следственных связей — где у меня написано хоть слово о реализме в книгах Никса?
 


Ссылка на сообщение15 января 2009 г. 12:53
Читаю пока только в качестве убийцы времени, постараюсь до конца первую книгу.
Совершенно не держит, не вызывает желания непренно выкроить свободную минутку и почитать. Не зацепили ни картина мира, ни стиль изложения.

ЗЫ: восприятие, причинно-следственные связи, реализм... я и слов-то таких не знаю :)
 


Ссылка на сообщение15 января 2009 г. 14:07
На вкус и цвет все фломастеры разные.

PS с чего вдруг ты себе Никса взял? Зная твой вкус, я бы предположил, что он и не должен бы тебе нравится...
 


Ссылка на сообщение19 января 2009 г. 13:42
С чего бы я их себе не брал, если лежали...
Вот и не нравится теперь... положу обратно :)


Ссылка на сообщение5 марта 2009 г. 18:32
Цитата из журнальной версии:

цитата

К примеру, история создания мира очень напоминает ту, что описана в «Сильмариллионе», но только без участия всетворца
Интересно, как такое возможно...8:-0
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 марта 2009 г. 18:42
Легко, что Никс и демонстрирует ;-)
Стихии, но без всетворца.
 


Ссылка на сообщение5 марта 2009 г. 18:45
Тогда сначала прочту с экрана...


⇑ Наверх