Марина и Сергей Дяченко


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Green_Bear» > Марина и Сергей Дяченко «Алёна и Аспирин»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Марина и Сергей Дяченко «Алёна и Аспирин»

Статья написана 11 апреля 2012 г. 12:15

Мне повезло, что к чтению этого произведения я приступил сразу после рассказа "Горелая Башня", относящегося к тому же циклу — "Крысолов". Без него сложнее понять книгу и одно из его действующих лиц. Сам рассказ написан почти за восемь лет до написания романа. За столь продолжительное время манера письма авторов претерпела некоторые изменения, да и жанр "Алены и Аспирин" — городское фэнтези, несколько отличается от дорожного приключения. И все же без него таинственный персонаж с глазами — щелочками так и остается загадкой.

Наш мир не совершенен, утверждает героиня романа. Но именно благодаря этому в нем возможно совершенствование, творчество — проще говоря, движение вперед. Или назад. Впрочем большинство выбирает топтание на месте, ведь оставаться неразборчивым потребителем, готовым съесть все, что предложат, проще и, главное, не так тяжело и мучительно.

И когда частица иного, совершенного мира попадает к нам, наш мир выстраивает вокруг нее, как организм против занозы, толстый слой гноя. Но не останавливаясь на этом, он изменяет и ее, превращая первоначально чистую и светлую девочку, в резкое, высокомерное чудовище, которое, не взирая ни на что, смело идет к своей цели.

И Аспирин, случайно связавшийся с Аленой, не может ничего поделать с ее уверенностью. Ему, привыкшему сидеть в своей уютной раковине обустроенного быта, тяжело и больно, когда все это рушится у него на глазах. Повседневное, привычное борются с тем необычным, что принесла в его жизнь Алена. Принесла невольно, на миг поверив, что этот человек не полностью прогнил внутри, в отличии от большинства.

Два мира, один затягивающий в монотонный круговорот жизни, второй вырывающий из него, заставляющий увидеть подлинную мерзость собственных поступков и желаний, сталкиваются, разрывая главного героя на части. Дяченко великолепно изобразили идеального потребителя, привыкшего брать от жизни все. И то, как ему приходится делать выбор, вновь и вновь, то ошибаясь, то борясь, то поддаваясь душевным порывам.

Кроме того, в роман вплетается и другой мотив. Тот, что потом в полной мере заиграет в "Цифровом". Манипуляция, ее подоплека и результат. Особенно хорошо раскрыта эта тема, в том момент, когда Аспирин сидит за пультом диджея. Даже такое, казалось бы неказистое творчество, но каково погружение, каковы эмоции! Словно ты сам чуть заметно дергаешь за ниточки, контролируя расслабленную, неистовствующую толпу.

Но и на этих мотивах соавторы не остановились. Порой, в определенный момент, кажется, что ты начинаешь понимать больше, чем написано. Что сквозь белый лист и черные ряды буковок доносится таинственная мелодия скрипки, замершей в руках Алены. Ты тянешься, надеясь, что вот-вот рухнет барьер и перед тобой откроется что-то, что ты не знаешь... А потом мелодия затихает, и ты, чувствуя, как угасает надежда, все же чего-то ждешь.

И в самом конце симфония, которая звучала все книгу, становится громче. Сюжет вытягивается в туго натянутую нить, и та, пронзительно вибрируя, рвется, мешая Дяченко доиграть до конца. И мелодия остается незавершенной. Если бы не это чувство, наверное, я бы оценил книгу куда выше, но от него никуда не деться.

Итог: книга-жизнь обычного, мечтающего творить человека, мечта которого получает шанс сбыться.

Моя оценка: 8/10





377
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение17 апреля 2012 г. 13:56
отличная рецензия, будто заново перечитал роман.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 апреля 2012 г. 15:03
Спасибо. Первая половина была придумана сразу же после прочтения. Скажем так, квинтэссенция сюжета. А вторая — уже после размышлений и осмысления.


⇑ Наверх