Феминизм в аниме часть


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Russell D. Jones» > Феминизм в аниме — часть 4
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Феминизм в аниме — часть 4

Статья написана 29 мая 2012 г. 17:42

Какое бы явление в аниме не приходилось анализировать, трудно, если вообще возможно, обойти вниманием Хаяо Миядзаки.

Творчеству Миядзаки посвящено множество статей, его фильмы регулярно берут награды на международных кинофестивалях, и многие люди начинали (а нередко заканчивали) знакомство с миром аниме «Принцессой Мононоке», «Навсикаей из Долины Ветров» и «Бродячим замком Хаула».

Одно из несомненной достоинств этих признанных шедевров – сочетание детской чистоты (сексуального подтекста нет в принципе) и глубоких идей. Поэтому так интересно исследовать развитие здесь феминистических мотивов: не приходится гадать, прячет ли автор фигу в кармане или до конца искренен.

Насколько мэтр вообще поддерживает феминистическое движение? За художника говорят его творения.

Если взять полнометражные фильмы, то получится, что на главных ролях неизменно оказываются девочки либо девушки. И один раз – старушка, что стоит дюжины девиц! В «Ходячем замке» Миядзаки показал всему миру, что можно стать старой, но при этом остаться собой. Выбор произведения для экранизации и расставленные акценты – какое ещё доказательство нужно?

Ключевыми темами Миядзаки остаются экология, мир и сохранение традиций, что невозможно без женщин, создающих и защищающих жизнь.

Своих героинь режиссёр наделяет способностью понимать язык природы и магии. Они видят, воспринимают, чувствуют больше и сильнее мужских персонажей. Что характерно, они, так или иначе, выходят из рамок, предназначенных им обществом или природой, и меняют мир вокруг и самих себя.

Навсикая налаживает контакт с ома, «богами» Леса. Сита, девочка совсем не робкого десятка, раз за разом спасается от преследователей. Юная ведьма Кики теряет и пытается вернуть способности к магии. Сацуки и Мэй удаётся подружиться с «лесным духом» Тоторо, так что он даже помогает сёстрам. Фио чинит самолёт Порко Россо (кто сказал, что девочки не разбираются в технике?) Сан-Мононокэ сражается вместе с Волками против людей. Сэн-Тихиро – поразительный пример взросления (впрочем, о женских образах в «Унесённых призраками» парой слов не обойдёшься). Упомянутую Софи постигла «Самая Страшная Трагедия Настоящей Женщины» – она в одночасье постарела. Ну, а Поньё просто захотела стать человеком.


Получается, что каждый полнометражный фильм Миядзаки содержит, кроме всего прочего, историю девушки, которая ломает рамки. Почему же тогда наравне с девушками, которые не боятся прыгать выше головы, мы видим женщин, которые достигли многого, но оказались на месте антагонистов?


Признаться, долгое время для меня оставались необъясненными тёмные женские образы Миядзаки. Впрочем, у этого режиссёра почти нет Абсолютного Зла – есть лишь разные стороны конфликта, каждая из которых по-своему права. Однако раз за разом неправыми оказывались решительные и волевые женщины на посту руководителя – Ксяна, Эбоси, Юбаба, Салиман. Если Миядзаки делает их противниками главных героев, получается, он против того, чтобы женщины командовали? Путешествуй, дерись, проявляй свою смелость и находчивость, но не забирайся слишком высоко? Или это отголосок уже упомянутого образа «главы рода» – забравшей власть старухи, которая никому житья не даёт? Или же смысл в том, что власть развращает, и особенно страшно, когда она развращает женщин?


Всё расставил по своим местам фильм «Рыбка Поньо на утёсе», в котором появилась женщина, чья власть – наивысшая (для японцев уж точно): Морская Владычица. Но в ней нет ни капли злобы или ненависти. Она всесильна, но и мудра, и способна простить даже людей, которые испоганили её прекрасное море. Он может уничтожить всех (одного цунами достаточно), но предпочитает мирное решение.


В этом и заключается позиция Миядзаки, раскрытая через сюжет и персонажей: когда женщина пытается стать мужчиной, когда она выбирает путь насилия и подавления, она перестаёт быть собой и, в конце концов, теряет свою силу. Например, корыстная Юбаба даже не смогла узнать своего обожаемого сына (конечно, он был превращён, но и Юбаба – могущественная колдунья).

Можно считать это навязыванием женщинам особой роли. Но в чём Миядзаки не откажешь, так это в последовательности: в каждом своём произведении он вновь и вновь повторяет: становись, кем хочешь, но не потеряй себя, иначе потеряешь всё.




sky_tigra приводит цитаты из интервью Миядзаки:

«Главный герой большинства моих фильмов – девочка. Я могу очень долго объяснять, что я хочу этим сказать и как я к этому пришёл, но лучше ограничиться кратким ответом: всё дело в том, что я очень люблю женщин».

«Обретение свободы – самая большая радость, доступная человеку».




Конечно, на студии Ghibli снимают фильмы не одного только Миядзаки. Насколько же они отличаются, если проверить их на идеи феминизма? Наиболее примечателен в этом отношении «Шёпот сердца» – история начинающей писательницы Сидзуку.

Когда она решила стать писателем, никто не усомнился в том, что сможет. Конечно, это прежде всего история юности, первых опытов понимания себя и самореализации. Тем не менее, это всё-таки фильм про Человека, а не про девушку-какой-она-должна-быть. Сидзуку проявляет упорность, смелость, настойчивость – не трудно поверить, что её решение значит больше, чем минутный каприз (и уж чего нет в фильме, так это желания «понравиться мальчикам», хотя «Шёпот сердца» посвящён любви не меньше, чем творчеству).


Другой яркий пример подобной героини – «Девочка, покорившая время», один из лучших анимационных фильмов последних лет.

Примечательно, что не последнее место в его сюжете занимает тётя главной героини – искусствовед и реставратор Кадзуко Ёсияма, которую называют «странной» (а всё потому, что она не спешит жить по правилам и вместо того, чтобы завести семью, посвящает свою жизнь картинам музея). Именно она смогла ответить на сложные вопросы главной героини Макото и помогла многое понять в окружающей жизни.


В аниме вообще много фильмов, а ещё больше сериалов, где на первых ролях – девушки-подростки (а вот парни – где-то на периферии). Как правило, сюжеты таких сериалов крутятся вокруг школы, но школой не ограничиваются. Их можно назвать жанром «комедийной повседневности», порой с примесью мистики, порой с изрядной дозой абсурда. Но что важно, так это старательное разрушение стереотипа «какой должна быть хорошая девочка».

Судя по таким сериалам как «Azumanga Daoh», «Nichijou», «Lucky Star», «Umisho» и сотням других, девушки вовсе не обязаны интересоваться мальчиками, шмотками, косметикой или зубрёжкой. Героини этих историй обсуждают всё, что только придёт в голову, отважно исследуют мир вокруг себя и, кажется, даже не подозревают о правилах типа «ты должна быть такой-то», «ты должна выглядеть так-то», «ты должна думать о»… Они живут в мире, который может вообще обойтись без «лиц противоположного пола».


Если взглянуть на школьные комедии вообще, ситуация выглядит странно: сериалы, сосредоточенные вокруг девушек, демонстрируют различные модели самодостаточности, благо выбор типажей для женских персонажей большой, ровно как и выбор интересов – от гитар до шоколадных рогаликов. А вот сериалы с мальчиками на главных ролях продолжают ходить по заколдованному кругу гарема: кого бы выбрать, если все хороши? В этой ситуации становится обидно за будущих мужчин: пока они привыкали к девушкам-которых-можно-выбрать, девушки выбирали право быть собой.

«Lucky Star» – пародийная комедия, обыгрывающая многие штампы, в том числе из околоэротических сериалов, и при этом остающаяся невинной школьной историей о четырёх подружках-одноклассницах


На канале Fuji TV с 2005 года существует полуночный блок Noitamina, в рамках которого транслируют сериалы с преимущественно женской целевой аудиторией. Разброс жанров этого блока необычайно широк: от психологических драм периода Эдо до детективной фантастики. Именно в этот блок входит великолепный цикл «Нодамэ Кантабиле» (сериал про музыкантов и классическую музыку, продолжающий собирать армию поклонников по всему миру).

По составу Noitamina можно судить, какого мнения японские аниматоры о своих зрительницах. И признаться, японкам можно только позавидовать.




Уточняю для тех, кто мало знаком с жанрово-возрастными рейтингами аниме: под «школьным аниме» в данном случае подразумевается всё многообразие сериалов и фильмов, значительная честь событий которых происходит в школе.

Между тем в аниме, кроме жанров в привычном нам смысле слова, существует строгое деление, учитывающее возраст и пол зрителей. В зависимости от этих параметров выстраивается сюжет и образы героев, формируются идеи, определяется фривольность шуток и так далее. Причём, в отличие от американских фильмов, которые получают рейтинг, как правило, после завершения съёмок и монтажа, аниме создаётся в заранее обозначенных рамках.

Можно сказать, что аниме-индустрия строго ориентирована на пол зрителя: для девушек и юношей свои истории. Однако попытки объединить аудитории начались довольно давно. Ещё в 1996-м году вышел сериал «Tenku no Escaflowne», сочетающий сюжеты для девушек и для юношей. И это не единственное аниме, успешно объединяющее оба лагеря.

Между тем, как показывает реакция зарубежных зрителей, девушки с удовольствием смотрят истории про мальчиков, а парни находят удовольствие в историях, им не предназначенных. Как и в других областях искусства, шедевры не признают границ.




Окончание





664
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение29 мая 2012 г. 17:58
И как всегда я полностью согласен с Миядзаки. Все хорошо, что в меру. Его добрые героини никому ничего не пытаются доказать, они просто живут как считают нужным и это правильно. А анти-героини — это как раз и есть женщины озлобленные на мир мужчин, борющиеся не за, а против чего либо, то есть потерявшие свою созидательную силу. Мудр метр, как всегда мудр.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 мая 2012 г. 18:05

цитата iRbos

женщины озлобленные на мир мужчин

А что, есть ещё и мир женщин?
 


Ссылка на сообщение29 мая 2012 г. 18:46

цитата Russell D. Jones

А что, есть ещё и мир женщин?

Это уже полемика вокруг слов. Больше относящихся к области лозунгов, чем к сути вопроса.
Но вообще, если рассуждать поэтически и философски, мужчина никогда понять женщину до конца не сможет и наоборот, так что в каком-то смысле можно говорить о наличие двух взаимодействующих, но разных миров. Правда это уже совсем о птичках.
 


Ссылка на сообщение29 мая 2012 г. 18:55
Один человек другого до конца понять не сможет, если они — самодостаточные развитые личности, а не обрубки в обойме...
А ваша оговорочка — она как раз по теме )))
 


Ссылка на сообщение29 мая 2012 г. 19:12

цитата Russell D. Jones

Один человек другого до конца понять не сможет, если они — самодостаточные развитые личности, а не обрубки в обойме...

Угу, каждый человек — это мир в себе, но это больше к философии отностся.

цитата Russell D. Jones

А ваша оговорочка — она как раз по теме )))

Тут надо было заковычить просто ;-) Или все, теперь я записан в матерые шовинисты? :-D
 


Ссылка на сообщение29 мая 2012 г. 19:43

цитата iRbos

Или все, теперь я записан в матерые шовинисты?

Я не виду списки. Я констатирую (как филолог и как человек, всерьёз изучающий психологию), что в вашей речи проскальзывают установки, которые вы сами же и отрицаете (иронизируя над ними).
Что бы будете делать с этой информацией — ваше дело.
 


Ссылка на сообщение29 мая 2012 г. 19:50

цитата Russell D. Jones

Я не виду списки.

И на том спасибо :-D

цитата Russell D. Jones

Я констатирую (как филолог и как человек, всерьёз изучающий психологию), что в вашей речи проскальзывают установки, которые вы сами же и отрицаете (иронизируя над ними).

Не люблю я современную психологию, извините 8:-0


Ссылка на сообщение29 мая 2012 г. 23:50
3/4 приведенных фильмов не видела. Где вы их берете? На трекерах?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 мая 2012 г. 08:18
Да. На ру-трекере все, что нужно. Ну, и покупаю по мере выхода. На Поньо даже в кино получилось сходить )))


Ссылка на сообщение30 мая 2012 г. 03:49
Чертовски интересно, и, кроме того, список «на посмотреть» можно пополнить) Ждем-с продолжения8-)


⇑ Наверх