Владимир Набоков Машенька


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «armitura» > Владимир Набоков - Машенька (1926)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Владимир Набоков — Машенька (1926)

Статья написана 4 июня 2012 г. 13:31
Первый роман Набокова, хотя неопытность дебютанта разглядеть невозможно даже под увеличительным стеклом. Стиль Набокова уже отточен, образы создаются через одну-две детали, атмосфера обрисовывается несколькими словами, глядя на которые понимаешь, что так складывать их в предложения — удел гениев, недоступный простым смертным. Возможно, чуть длинноваты иногда предложения, Набоков растягивает их, множа запятые, потом, наконец, ставит точку, и вот уже новое предложение тянется, как гигантский товарный состав. Впрочем, читать от этого не тяжело, потому что смотрите выше — гений.


«Машенька» — это роман об одной неделе жизни эдакого общежития имени монаха Бертольда Шварца в Берлине, в котором застряли несколько русских эмигрантов. Как и положено эмигрантскому роману, в книге много сентиментальных воспоминаний, эдаких березок, сеновалов и трелей Соловья, которые, впрочем, выглядят отнюдь не пошло, а наоборот, трогают и в тебе какую-то сентиментальную струнку, хотя ты эти сеновалы разве что по телевизору видел, да в детстве, может, раз или два, когда бабушка в деревню брала. И вот читаешь книгу, а мысли потихоньку уплывают в свое собственное прошлое, вспоминаешь первую любовь, какие-то моменты из жизни. И это, кстати, в плюс книге, хотя и читал я эти жалкие 90 страниц дня четыре.


Вообще «Машенька» — очень тонкий и точный роман о первой любви, неловкой, смешной и наивной. Оглядываясь назад, понимаешь, что вел себя как полный идиот, коим и был, и, возможно, даже остался. И хочется иногда вернуться, исправить ошибки, сказать, что ты уже взрослее, что ты понял и осознал, что больше не наступишь на эти грабли, хотя на самом деле, конечно, наступишь. Набоков показывает, что воспоминания должны оставаться воспоминаниями, что разбитые чашки не склеить обратно, и что лучше проживать эту первую любовь в памяти, чем пытаться воскресить ее в реальности.


Теплый роман с грустинкой и некоторой меланхолией. Теплый даже несмотря на то, что особого позитива ни в чем нет, разве что только в воспоминаниях. есть только жизнь, и пока живешь — помнишь, радуешься, грустишь, любишь, бросаешь, уходишь и возращаешься. Ничего особенного, но всяко лучше, чем небытие.


9 ИЗ 10


Тэги: набоков


174
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх