Карен Миллер о шовинизме в


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Aleks_MacLeod» > Карен Миллер о шовинизме в Звездных войнах
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Карен Миллер о шовинизме в Звездных войнах

Статья написана 23 июня 2012 г. 00:26

Не так давно Лиз Бёрк, печально известная скандальная обозревательница и рецензентка нескольких британских блогов (в частности, она ведет колонку на Tor.com) брала интервью у писательницы Карен Миллер, авторши нескольких романов по Звездным войнам и ряда сольных работ, в том числе и частично переведенной на русский язык трилогии «Созидатель и разрушитель королевства». Поскольку обе дамочки оказались ярыми феминистками, они с удовольствием перемыли косточки мужской части аудитории читателей фантастики, выбрав в качестве примера ЗВ-фэндом.

Миллер рассказала буквально следующее:

«Мои книги по Звездным войнам тоже были тепло встречены публикой, но только определенной частью фанатов. И вот здесь все становится интересным. Аудитория «Звездных врат» по сравнению со «Звездными войнами» достаточно небольшая и по большей части женская, которая с гораздо большей готовностью принимает писательниц и персонажей женского пола. А фанбаза Звездных войн, с другой стороны, состоит в основном из мужчин. По крайней мере, мне так кажется. И большая часть авторов, что пишут тай-ины, также мужчины. В романах по Звездным войнам преобладают мужские голоса и герои мужского пола. И поэтому происходит очень большая разница в приеме материала.

Все, что я пишу, основывается на характерах персонажей. Все. Мои истории создают герои. Поэтому мои книги по «Звездным войнам» в такой же степени исследуют или развивают характеры персонажей, в какой и описывают различные приключения. Часть читателей посчитала подобное решение великолепным. Другие же — нет. Для большинства фанатов Звездных войн, в основном мужского пола, Звездные войны — это истории о сражениях, космических битвах и прочей подобной ерунде. Для них в ней и заключается весь смысл. Для них все хитрости психологического исследования являются скучными и нежелательными элементами. И я абсолютно готова это принять. Но не использовать сама, моими книгами руководят другие принципы, и я совершенно точно уверена, что я не единственная, кто влюбляется в историю благодаря, а не вопреки персонажам. И что я не единственная, кто хочет взять паузу и провести какое-то время с живыми людьми, кто хочет понять, что же ими движут, какие отношения между ними появляются, их плюсы и минусы, которые они несут и разделяют.

Оказалось, что я не единственная. Читатели, и парни, и девочки, которые читают и любят тот аспект Звездных войн, о котором я пытаюсь написать, оценили мои попытки. Это было невероятно. Но это узкий сегмент. Я знала, что напишу нишевый продукт. Знали это и те люди, которые заправляют книгами по Звездным войнам, но они все равно позволили мне написать эти книги. Я так восхищаюсь ими за это и будут навечно благодарна за то, что я смогла выкроить время и обратиться вовнутрь, написать историю о Звездных войнах, посвященную развитию персонажа.

Смотря на все это, размышляя о подобных вещах, у меня есть серьезное искушение обвинить фэндом в том, что они совершенно не приемлют писательниц женского пола и, как следствие, и фанаток женского пола. И вот это-то и разбивает мое сердце. В адрес Карен Тревис вылилось столько яда и оскорблений, это же просто ужасно. Бесспорно, в мужском фэндоме есть сегмент, который совершенно не приемлет любое вторжение со стороны женщины. Но поскольку все это совершенно верно в масштабах всего общества, это лишь доказывает, что фэндом является уменьшенной версией общества.

Все становится сложным, когда приходится разделять личные вкусы и фанатизм. Не думаю, что будет честным сказать, что любой фанат Звездных войн, которому не нравится, что я, или любая другая писательница, пишем, автоматически становится долбаным шовинистом. Возможно, здесь мы сталкиваемся с женоненавистничеством. Возможно, мы имеем дело с автоматическим рефлексом в стиле «ааа, девичьи сопли». Не знаю, я не могу залезть в сердце и голову каждого мужика, увлекающегося Звездными войнами и не любящего мои книги. Звездные войны — это определенно сказочные юношеские приключения, и, возможно, это означает, что Звездные войны больше тяготеют к аудитории, которая любит только мальчишеские приключения и ничего больше знать не хочет».

Что ж, браво, госпожа Миллер, презрительно назвав всю мужскую часть аудитории недалекими мальчишками, любящими только бездумные приключения, вы совершенно не показали себя убежденным сексистом. И уж совершенно точно не проявили узость мышления, намекнув что только авторы женского пола могут писать истории, основывающиеся на персонажах и их развитии.

Прелесть вселенной Звездных войн заключается в ее гигантских размерах, позволяющих творить в ее пределах все, что заблагорассудится душе автора и найдет одобрение в головном офисе Lucasbooks. Среди книг по вселенной есть и вышеуказанные бездумные приключения, но есть и серьезные военные драмы, и авантюрные приключения, и истории, зависящие от персонажей, их развития и взаимоотношений. И вот что интересно, далеко не все авторы, строящие свои истории на развитии характеров героев, являются женщинами. Я зайду даже дальше и скажу вот как: Разве глубоко прописанные характеры персонажей не являются тем необходимым условием для написания по-настоящему хорошей истории. Ведь сколько бы экшена не выливалось на читателя со страницы книги, каким бы лихим не казался сюжет, все это пройдет мимо внимания человека, если ему предложат следить и сопереживать толпе картонных истуканов, отличающихся друг от друга только именами.

Обвинять аудиторию во всех смертных грехах зачастую является единственным способом автора оправдаться за плохие продажи своих книг. Ведь он же никогда не признает, что его блестящие нетленки банально недостаточно хорошо написаны и поэтому не привлекают аудиторию, правда?

Впрочем, в чем-то госпожа Миллер права. Если кто-нибудь когда-нибудь составит список 10 самых худших романов всех времен, половину списка наверняка составят произведения, написанные женщинами. «Хрустальная звезда» Вонды Макинтайр, «Дети Джедаев» Барбары Хэмбли, "Новое Восстание» Кэтрин Кристин Раш просто ужасны. Это очень скучные, нудные и похожие словно близнецы-братья повествования, от чтения которых сводит зубы и появляется непримиримое желание пойти поспать. В этот список еще можно опционально включить "Перемирие на Бакуре» Кэти Тайерс, которые лично я бы с удовольствием раз и навсегда вычеркнул из канона, но справедливости ради надо признать, что этот роман будет хотя бы поинтереснее вышеупомянутых.

Казалось бы, тут-то госпожа Миллер должна радостно захлопать в ладоши и закричать «Ну я же говорила», но не тут-то было, ведь вторая половина списка будет состоять из мужских имен. "Осколок кристалла власти», «Преддверие бури», «Меч тьмы», «Планета-бродяга», «Кризис черного флота», «Приключения Ландо Калриссиана" писали мужчины, но эти книги такие же нудные, скучные и ужасные, как и отмеченные абзацем выше. Уже из одного этого напрашивается вывод, что дело все-таки заключается не в поле писателя, а в его талантах, мастерстве, профессионализме, отношению к работе в данном цикле и так далее. Ну или может быть  просто не сошелся во взглядах человек с духом вселенной.

Пойдем еще дальше. Если попросить всех фанатов Расширенной Вселенной составить список десяти лучших и любимых романов, у многих там обязательно найдется трилогия Хана Соло за авторством Энн Криспин. Некоторые обязательно отметят, как хорошо пишут в дуэте Майкл Ривз и Майя Каатрин-Бонхофф. Третьи поклянутся в любви до гроба к уже упоминавшейся выше Карен Тревис.

Кстати, о Тревис. Тезка Миллер является притчей во языцах и причиной многочисленных срачей в ЗВ-фэндоме вовсе не по причине своей гендерной принадлежности, а потому, что она себе позволяла в отношениях с книгами и фанатами. Тревис неоднократно позволяла своему личному негативному отношению к джедаям заполнить страницы собственных книг, где ядом в отношении рыцарей Ордена сочились буквально все действующие лица, а внезапно ставшие жутко независимыми и эмоциональными клоны-штурмовики и вовсе только чудом не исполнили приказ 66 на пару лет пораньше, если бы не мудрые мандалорские наставники и крутые опытные клоны-разведчики и коммандосы. Которые были настолько крутыми, что были в курсе великого плана ситов по захвату галактике, о котором во всем мире знали пара-тройка ситов и их ближайшие приспешники. В других книгах Тревис схожую проницательность проявляли ее любимые ведроголовые мандалорцы, внезапно оказавшиеся в курсе планов йуужань-вонгов по захвату всей Галактики.

Однако одного лоббирования своих любимых шлемоголовых и прочих избранных Тревисс оказалось недостаточно, и она довольно в грубой форме послала лесом фанатов, недовольных теми изменениями, которые проделывали с уже существующим каноном Джордж Лукас и съемочная команда анимационного сериала «Войны клонов». Мол, Лукас — владелец всей песочницы, может делать что хочет, не согласны — убирайтесь лесом. Однако уже через год лесом убралась сама Тревис, причем по той же самой причине — Лукас и команда «Войн клонов» снова переписали канон, и под раздачу попали как раз любимые Карен мандалорцы, по новой версии превратившиеся в каких-то слабаков и неудачников.

Но в одном Карен Миллер конечно права безоговорочно. Звездным войнам действительно не хватает сильных женских персонажей. Примечательно, что ни в одной из своих книжек по ЗВ Миллер эту проблему не решила и никого нового не ввела.

Ну и вопрос напоследок. А вы обращаете внимание на пол автора при покупке книги? И есть ли у вас какие-то предубеждения в связи с этим?





265
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение23 июня 2012 г. 00:38

цитата Aleks_MacLeod

В адрес Карен Тревис вылилось столько яда и оскорблений, это же просто ужасно.
Она реально должна была понимать, на что она идет, ее книги чуть ли не целиком из любования мандалорцами состоят. То есть, я не оправдываю, тех кто ей там чуть ли не смертью угрожал, это просто идиоты, но она как бы не святая, и критика, жесткая критика ее работ — обоснованна.

цитата Aleks_MacLeod

Для них все хитрости психологического исследования являются скучными и нежелательными элементами.
Стовер смеется ей в лицо.

цитата Aleks_MacLeod

и, возможно, это означает, что Звездные войны больше тяготеют к аудитории, которая любит только мальшические приключения и ничего больше знать не хочет».
Одно слово точно верно — приключения. То есть, да, ЗВ об этом в первую очередь, что не мешает начинить роман не только битвами да полетами.

цитата Aleks_MacLeod

Если кто-нибудь когда-нибудь составит список 10 самых худших романов всех времен
Кевин Дж Андерсон все-таки будет на первом месте:-)))

цитата Aleks_MacLeod

А вы обращаете внимание на пол автора при покупке книги?
Заметил, что читаю женщин меньше. Не знаю, по какой это причине, но надо исправиться, но предубеждений нет точно. Блин, лучший роман, который я прочитал за последние полгода написан женщиной.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 июня 2012 г. 00:50

цитата geralt9999

То есть, я не оправдываю, тех кто ей там чуть ли не смертью угрожал, это просто идиоты, но она как бы не святая, и критика, жесткая критика ее работ — обоснованна.


Так и я о чем:-)

цитата geralt9999

Стовер смеется ей в лицо.


Зан, Стэкпол, Оллстон, Лусено и Ривз смеются в стороне и играют в карты.

цитата geralt9999

Одно слово точно верно — приключения. То есть, да, ЗВ об этом в первую очередь, что не мешает начинить роман не только битвами да полетами.


Ну да, противопоставлять то зачем?

цитата geralt9999

Кевин Дж Андерсон все-таки будет на первом месте


:-))):-))):-)))А не Алан Дин Фостер? Или Меч тьмы с академией джедаев Осколку не переплюнуть?

цитата geralt9999

Блин, лучший роман, который я прочитал за последние полгода написан женщиной.


Эт какой?
 


Ссылка на сообщение23 июня 2012 г. 00:53

цитата Aleks_MacLeod

Зан, Стэкпол, Оллстон, Лусено и Ривз смеются в стороне и играют в карты.
Да полно там приличных авторов, тетя что-то не то читала.

цитата Aleks_MacLeod

А не Алан Дин Фостер?
А я и не читал его. Кевин Дж — forever in our hearts:-)))

цитата Aleks_MacLeod

Эт какой?
God's War и Infidel Херли.
 


Ссылка на сообщение23 июня 2012 г. 00:55

цитата geralt9999

Да полно там приличных авторов, тетя что-то не то читала.


Так и я о чем. Незнание матчасти на лицо, а еще про полы говорит. Ладно бы про ламинат, так ее в другую степь несет.

цитата geralt9999

А я и не читал его. Кевин Дж — forever in our hearts


Вот и не читай. Фостер себе сделал репутацию мастера-тайинщика, но все его новеллизации и тай-ины, что я читал, такая хрень.

цитата geralt9999

God's War и Infidel Херли.


Надо присмотреться.
 


Ссылка на сообщение23 июня 2012 г. 00:59

цитата Aleks_MacLeod

Незнание матчасти на лицо, а еще про полы говорит.
Вообщем, учитывая кому она давала интервью — они нашли друг друга.

цитата Aleks_MacLeod

Фостер себе сделал репутацию мастера-тайинщика, но все его новеллизации и тай-ины, что я читал, такая хрень.
Ну и нафиг его, жизнь слишком коротка.

цитата Aleks_MacLeod

Надо присмотреться.
Угу. Но оно такое... странное. Впрочем, я писал, и ты, вроде, читал.
 


Ссылка на сообщение23 июня 2012 г. 01:01

цитата geralt9999

Вообщем, учитывая кому она давала интервью — они нашли друг друга.


Ой да, по-другому и не скажешь. А я ведь планировал как-нибудь Миллер таки почитать. Теперь нафиг, нафиг.

цитата geralt9999

Ну и нафиг его, жизнь слишком коротка.


Воистину.

цитата geralt9999

Угу. Но оно такое... странное. Впрочем, я писал, и ты, вроде, читал.


Что в комментах флудил, помню, статью не помню, перечитаю
 


Ссылка на сообщение23 июня 2012 г. 01:05

цитата Aleks_MacLeod

А я ведь планировал как-нибудь Миллер таки почитать. Теперь нафиг, нафиг.
А ведь так и не скажешь по ней. Взгляд такой доообрый:-)))

цитата Aleks_MacLeod

Что в комментах флудил, помню
Это главное:beer:
 


Ссылка на сообщение23 июня 2012 г. 01:10
:beer:
 


Ссылка на сообщение25 июня 2012 г. 15:09
Я как всегда опаздываю на комменты. Как бы это в привычку не вошло. :-)))

цитата geralt9999

Блин, лучший роман, который я прочитал за последние полгода написан женщиной.
Джон Лав! Забыл про него? :-)))

цитата geralt9999

Не знаю, по какой это причине, но надо исправиться, но предубеждений нет точн
Из женщин писательниц больше всего Ролинг нравится. Остальные так себе.
 


Ссылка на сообщение25 июня 2012 г. 15:16
Некрокомментатор!
 


Ссылка на сообщение25 июня 2012 г. 15:17
За -некро- ответишь! :-)))
 


Ссылка на сообщение25 июня 2012 г. 17:30

цитата Мэлькор

Забыл про него?
Ну ок, после него. Я хотел сказать один из лучших, но предложение слишком громоздкое получалось. Да и на эмоциях писано.

цитата Мэлькор

Остальные так себе.
Многих ли ты читал?
 


Ссылка на сообщение25 июня 2012 г. 17:33

цитата geralt9999

Многих ли ты читал?
Достаточно. :-)

цитата geralt9999

Я хотел сказать один из лучших, но предложение слишком громоздкое получалось. Да и на эмоциях писано.
:-)))
 


Ссылка на сообщение25 июня 2012 г. 17:42

цитата Мэлькор

Достаточно.
Посмотрел оценки. Возьмем тех же Линдгрен, Хобб, Ле Гуин — это так себе? По оценкам не похоже. Вот и получается, что ты как-то непоследовательно рассуждаешь, исходя из желания эпатировать публику. У меня даже нет претензий, к твоему выражению, что женщины-писатели тебе не нравятся. Не нравятся — ну и Бог с тобой, мы все разные и это хорошо. Но, судя по оценкам, они тебе нравятся;-)
Опять же, отвечаешь не в общем треде, а на мой комментарий, что предполагает намерение потроллить меня. Не удалось, друг мой.
 


Ссылка на сообщение25 июня 2012 г. 17:49

цитата geralt9999

Линдгрен
Какой у меня средний балл у Линдгрен? 6.53. Это много?
Далее Земноморье. первые книги неплохи, да, но Техану ту же на пять оценил. Феминизм так и прёт.
Хобб не дурна, но затянуто. И герой рефлексуют.
Маккёрфи на четвертак. Это высоко? Окей.
Получается из всех авторов-женщин мне понравилось, по-настоящему — Роулинг. Ну и Кери.
Так что, ты не прав Пятачок. :-)))

цитата geralt9999

Опять же, отвечаешь не в общем треде, а на мой комментарий, что предполагает намерение потроллить меня. Не удалось, друг мой.
Слушай ты мне iRbosа напоминаешь, таким же подозрительным стал.
 


Ссылка на сообщение25 июня 2012 г. 17:57

цитата Мэлькор

Какой у меня средний балл у Линдгрен
Какой? Совершенно непоказательный. Если мне понравились отдельные вещи автора — я уже не смогу назвать его плохим автором. А тебе, чуть ли не половина прочитанного понравилась.

цитата Мэлькор

Далее Земноморье. первые книги неплохи, да
Все, что стоило сказать. Дальше можно не продолжать.

цитата Мэлькор

Хобб не дурна, но затянуто.
Я буду использовать твой прием. Ты всегда судишь исходя из оценок — вот и я так поступлю. По оценкам — от среднего до отличного уровня. Не принимается, как и предыдущие.

цитата Мэлькор

Маккёрфи на четвертак. Это высоко?
Частный случай, заметь я про нее ничего не говорил.

цитата Мэлькор

Так что, ты не прав Пятачок.
Просто будь последовательнее, я понимаю, признаться, что облажался трудно, просто самому себе хоть не ври.

цитата Мэлькор

Слушай ты мне iRbosа напоминаешь, таким же подозрительным стал.
Все по делу.
 


Ссылка на сообщение25 июня 2012 г. 18:01

цитата geralt9999

Все по делу.
Да я так и понял.

цитата geralt9999

Просто будь последовательнее, я понимаю, признаться, что облажался трудно, просто самому себе хоть не ври.
Не преводи на меня стрелки. Я знаю что мне нравится, а что нет.

цитата geralt9999

Частный случай, заметь я про нее ничего не говорил.
Ты предпочёл не заметить.

цитата geralt9999

Если мне понравились отдельные вещи автора — я уже не смогу назвать его плохим автором. А тебе, чуть ли не половина прочитанного понравилась.
Заметь тот же Карлсон по отдельным вещам есть хорошие, по общему впечатлению не очень.
 


Ссылка на сообщение25 июня 2012 г. 18:07

цитата Мэлькор

Ты предпочёл не заметить.
Во-первых, я ее реально не заметил. Во-вторых, что она меняет на общем фоне? Да ничего, частный случай, как я и сказал.

цитата Мэлькор

Я знаю что мне нравится, а что нет.
Надеюсь.

цитата Мэлькор

Заметь тот же Карлсон по отдельным вещам есть хорошие, по общему впечатлению не очень.
Тебе не понравился один цикл, тебе понравился другой. Никак не противоречит моим постам.
Вообщем, разговор сворачиваем, слив засчитан, всего хорошего и спасибо за рыбу
 


Ссылка на сообщение25 июня 2012 г. 18:11

цитата geralt9999

Вообщем, разговор сворачиваем, слив засчитан, всего хорошего и спасибо за рыбу
Ты так легко от меня не отделаешься. Жди волны в личке. :-)))


Ссылка на сообщение23 июня 2012 г. 00:44
Возвращение блудных пятничных интервью! :cool!:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 июня 2012 г. 00:48
Не, еще не совсем:-)


Ссылка на сообщение23 июня 2012 г. 00:50
А что такое тай-инны? 8-]
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 июня 2012 г. 00:52
Грубо говоря, сопутствующая медийная продукция. В данном случае, романы по Звездным войнам. В английском есть даже термин специальный — tie-in, адекватного аналога на русском не встречал.
 


Ссылка на сообщение23 июня 2012 г. 01:13
Понял, спасибо!


Ссылка на сообщение23 июня 2012 г. 02:26
обращаю внимание на пол автора — женщин часто избегаю. тем приятней напороться на что-то адекватное, написанное женщиной)))


Ссылка на сообщение23 июня 2012 г. 09:10
Спасибо за труд. Не совсем ясный выбор интервью, но ладно.
И поэтому происходит очень большая разница в приеме материала.В подаче или приеме?
Для большинства фанатов Звездных войн, в основном мужского пола, Звездные войны — это истории о сражениях, космических битвах и прочей подобной ерунде. Причина, по которой мир ЗВ в, по самым приблизительным оценкам, 159,95873 раза лучше держащей сюжет семейной саги — его главная загадка.
Я так восхищаюсь ими за это и будут навечно благодарна за то, что я смогла выкроить время и обратиться вовнутрь, написать историю о Звездных войнах, посвященную развитию персонажа. Однако. Я благодарна им за то, что смогла уделить им минутку-другую, роман написать.
Не знаю, я не могу залезть в сердце и голову каждого мужика, увлекающегося Звездными войнами и не любящего мои книги. Но иногда, когда не спится, я надеваю ботинки с шипами, беру ледоруб и....
которая любит только мальшические приключения
мальчишеские.

цитата Aleks_MacLeod

Звездным войнам действительно не хватает сильных женских персонажей.
В фильмах первой трилогии вводить кого-то, кроме Леи было бы нечестно. А во второй — да, не хватает.

цитата Aleks_MacLeod

И есть ли у вас какие-то предубеждения в связи с этим?
Есть. Если бы не женщины — Хаецкая, Медведевич, Антон Орлов, Астахова + Горшкова — в русскоязычной фэнтези практически нечего было бы читать.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 июня 2012 г. 18:27

цитата ааа иии

Спасибо за труд. Не совсем ясный выбор интервью, но ладно.


Так это не интервью, а скорее впечатления от него. Я просто на него наткнулся, прочел, возмутился и нужно было выпустить пар, благо формат АК вроде бы это позволяет:-)

цитата ааа иии

В подаче или приеме?


В приеме.

цитата ааа иии

мальчишеские.


О, спасибо.

цитата ааа иии

А во второй — да, не хватает.


Во второй Падме есть. Тут речь про то, что в Расширенной Вселенной кроме Леи и Падме можно вспомнить... эээ еще пару имен и все.
 


Ссылка на сообщение23 июня 2012 г. 21:43

цитата Aleks_MacLeod

Во второй Падме есть.
И наемница оборотень, и соправительница клоноделов. Падме же по сюжету сильная, но по поступкам и т.д. — кукла индийского кино. Даже арена не убеждает.

цитата Aleks_MacLeod

эээ еще пару имен и все.
Читал лишь пару-тройку книжек и пришел в выводу, что их писали словно с расфокусированным взглядом. Хотя вот Вы ругаете Фостера — а я сразу вспомнил, как его Лея, войдя в кабак, принюхивается и:«О, такой порок в таком месте». Вот это лыко — в строку.


Ссылка на сообщение23 июня 2012 г. 09:30

цитата

А вы обращаете внимание на пол автора при покупке книги?

Да. И книги, написанные женщинами, никогда не покупаю. Исключения делаются только для трех авторов.


Ссылка на сообщение25 июня 2012 г. 23:35
Честно говоря, такого рода выпады меня умиляют. Писать надо лучше, и проблем тогда не будет.
Насчет предубежденности супротив авторов-женщин — пожалуй, что и нет. Я выбираю книги так муторно и тщательно, что пол автора — слишком общая категория8-)


Ссылка на сообщение28 июня 2012 г. 14:45
Забавно конечно, хотя от мира ЗВ я предельно далек.
На счет женщин и мужчин авторов. Абсолютно все равно. Главное, чтоб книги хорошими были. Все остальные критерии от лукавого.
P.S. Блин, косвенное обсуждение и упоминание меня в комментах уже становится хорошим тоном, как я посмотрю %-\ Опять слава пришла неожиданно :-D


⇑ Наверх