Дневник досужего читателя


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Beksultan» > Дневник досужего читателя. Часть 1-я
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Дневник досужего читателя. Часть 1-я

Статья написана 10 сентября 2012 г. 12:57

Обнаружил сегодня, что я практически не рекомендую кому-либо так или иначе зацепившие меня книги. Ну и в качестве пробного шара...

Удивительным образом мемуарная литература оказывается порой интереснее и хлеще любого головокружительного художественного вымысла. Вероятно вся суть в контексте. Беллетристику читатель воспринимает с некоторым предубеждением, мол, я бы еще не то выдумал, а вот описания реальных событий очевидцами, наоборот, воспринимаются с некоторым пиететом и уважением.

В любом случае, несомненно одно — читать мемуары и воспоминания надо (достоверность повествования это конечно же другой вопрос).

Из прочитанного недавно не могу не отметить два примечательных, по-моему, образца мемуаристики.

Во-первых, книгу воспоминаний ветерана Великой Отечественной войны, танкиста, Героя Советского Союза, Дмитрия Федоровича Лозы «Танкист на «иномарке»». Дмитрий Федорович почти всю войну провоевал на западных танках: британской «Матильде» и американском М-4 «Шерман». Что делает его воспоминания совершенно уникальным свидетельством о том, как советские танкисты воевали на заграничной технике против нацистов (и против японцев, кстати, тоже, так как после Победы над Германией Дмитрий Федорович успел повоевать на своем «Шермане» на дальневосточном фронте). Книжка воспоминаний читается залпом, оторваться невозможно. Мало того, что узнаешь массу подробностей о том, как служилось на «Шерманах» (именно им большей частью посвящена книга), так еще книга полна невероятными фронтовыми историями (реальными!). Так, например, подразделение Лозы, в ходе освобождения советских оккупированных территорий, иногда воевало весной так: часть «Шерманов» вели бой с немецкими танками на околице села, в то время как другие «Шерманы» пахали (!) поля жителям села (танкисты решились на такой невероятный шаг, не выдержав тяжелого зрелища того, как изможденные старики, женщины и подростки волочили плуг на себе, чтобы успеть посеять сбереженные крохи зерна и спастись от голодной смерти). Также запомнился рассказ Лозы о том, как первое время вместе с ними следовали представители американских заводов, чтобы выяснить как эксплуатируется на Восточном фронте их техника. И надо сказать, большую часть замечаний и пожеланий советских танкистов, благодаря этим представителям, американцы оперативно учли и приняли меры для последующих партий танков. Например, такой, казалось бы, незначительный факт — оказывается, перед отправкой танков в Советский Союз американцы закладывали в них продуктовые посылки в качестве приятного сюрприза будущим экипажам. Но за время долгого пути от океанских портов до танковых частей посылки пропадали бесследно. Узнав об этом, представители изготовителя связались с заводами и там посылки стали очень хитро прятать, например, запихивали их в дула танковых орудий, которые у, находящихся в состоянии консервации, танков были начинены тавотом и забиты стальными пробками. Да не просто запихивали, а еще плотно забивали резиновыми прокладками, чтобы бутылки с виски, банки консервов и прочие продукты не разбились в долгой дороге, не перемазались в тавоте или своим звяканьем не выдали своего местонахождения. После этого все посылки стали прибывать нетронутыми, радуя танкистов гостинцами, так приятными в суровой и полной лишений фронтовой жизни.

Совершенное содрогание вызывает чтение страниц, где, например, автор рассказывает об атаке японских воздушных камикадзе на советские танки. При этом после боя, обследовав горящие обломки самолетов, танкисты с ужасом обнаружили, что некоторые пилоты взяли с собой в кабины девушек.

Не менее невероятен случай захватывающей дуэли танка «Шерман» и бомбардировщика «Ю-87», закончившийся тем, что советские танкисты сумели вздыбить свой «Шерман» на насыпи и точным выстрелом из танкового орудия разнести вдребезги пикирующий на них с грузом бомб «Юнкерс».

Замечательная книга, очень и очень рекомендую.

Ну и во-вторых, очень интересные воспоминания Игоря Алексеевича Зотикова, известного ученого-геофизика и гляциолога, много лет проработавшего в Антарктиде — «460 дней в 4-й Советской антарктической экспедиции», «Год у американских полярников» и «Я искал не птицу киви». Я уже упоминал в предыдущем посте об этих книгах. Добавлю только примечательный факт: еще в 60-е годы, в разгар войны во Вьетнаме, Игорь Алексеевич Зотиков оказался среди американцев на их полярных станциях, в рамках специальной программы научного обмена. Время было примечательное, место тем более — мало того, что невероятная и полная чудес Антарктика, так еще и попробуй поживи в тесном полярном домике среди чуждых тогда и совершенно незнакомых американцев. Книги Зотикова от этого невероятно интересные. Я читал об антарктических экспедициях и раньше, но они рассказывали про более позднее время, когда быт и работа исследователей ледяного континента стали уже чем-то привычным и обыденным. А тут практически начало планомерных исследований Антарктики, так еще и показанные, так сказать, с обеих сторон: советской и западной.

Для затравки приведу в качестве цитаты одну очень примечательную историю из книг Зотикова. Автор описывает, как в Москве, спустя годы, встретились два полярных исследователя, американец и русский, которые хоть и находились в одно время в Антарктиде, но лицом к лицу там не встречались:

цитата

И вот тут началось самое главное: Бурханов и Флетчер начали вспоминать, как они летали над одним и тем же замёрзшим океаном в послевоенные годы. Флетчер рассказывал о том, как он создал станцию «Т-3», а Бурханов — о том, как нашей стороне стало известно, что в океане начала действовать американская станция на дрейфующем льду, но где именно — никто не знал.

И вот однажды, перед 1 мая 1954 года, самолёт Черевичного, на борту которого находился и Бурханов, работал — как выяснилось чуть позднее — неподалёку от места, где находилась в тот момент «американская льдина». И вдруг, рассказывал Бурханов, они услышали передачу американского радиста. И поняли: это не оплошность американца, это им умышленно дают возможность выйти на льдину, пролететь над ней. Зачем? Кто гарантирует, что там их не ожидает какая-нибудь ловушка? Много ли надо для обычного невооружённого и незащищённого Ли-2? Ведь если самолёт упадёт на дрейфующий лёд, он смаху пробьёт его и утонет, и никаких следов. Но что-то все же подсказало им — нет. И они полетели на зов американского радиста.

И вот вдруг, внезапно — огромная, странная, похожая на остров льдина, на ней домики, самолёты. И приветливо машущие руками люди. И когда самолёт, уже пролетев над льдиной, разворачивался для повторного прохода над ней, всем в самолёте захотелось сделать что-нибудь хорошее для тех, кто был там, на льдине и они поспешно стали готовить грузовые парашюты и набивать сумки всем вкусным, что оказалось на борту.

А вкусного было много — ведь они собирались праздновать 1 Мая. Затем подтянули парашюты к дверям и вышли на прямую, чтобы снова пройти над станцией.

А Флетчер рассказывал, как в этот момент было у них на льдине. Сначала они услышали шум самолёта, а потом на небольшой высоте показался такой похожий на американский С-47 самолёт, только пятиконечные звезды на крыльях были не белые, а красные. Самолёт, покачивая крыльями, прошёл над станцией, и все стали радостно кричать и махать руками. Но вот самолёт снова показался вдалеке, он снова шёл на льдину, только высота его почему-то стала много больше и крыльями он уже не махал. В чём дело? И тут вдруг все, кто смотрел вверх, — увидели, как от самолёта отделились два тёмных предмета, а над ними вспыхнули цветы парашютов. «Бомбы!» — вдруг крикнул кто-то, и все бросились прятаться… кто куда. Ведь если бомба на парашюте — это, значит, очень сильная бомба. Но парашюты сели, а «бомбы» не взорвались, и через некоторое время добровольцы пошли искать парашюты. Нашли они лишь один парашют. Он зацепился за торосы. И мы представляли себе, как вернулись добровольцы, радостные, волоча за собой сумку парашюта, а потом вытаскивали оттуда дары: шоколад, икру, консервы, коньяк и эти удивительные русские папиросы, которые они тут же вставляли в рот табачной стороной. Конечно, у них и у самих в избытке было и табака, и еды. Но эта — была особенной. Она как бы говорила о том, что все не так уж и плохо в мире.

И лишь много позже, встретившись с Бурхановым в Москве по общим арктическим делам, Флетчер узнал, что было в сумке второго парашюта. Там, в ящике, завёрнутый во много слоёв бумаги, лежал большой букет свежих красных роз. Эти розы экипаж Черевичного получил в подарок ко дню Первого мая…

Кстати, поймал себя на мысли — какое же все-таки замечательное художественное кино можно было снять по обеим авторам!



Тэги: мелочь


181
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение10 сентября 2012 г. 14:04
Спасибо, книги очень заинтересовали.
Уничтожение «Юнкерса» выглядит довольно невероятно. Ни за что бы не поверил, что его можно сбить из танкового орудия (вернее, не «можно сбить», а это у кого-то получилось).
Цитата из второй книги тронула. Хорошо, что в таких исследованиях идеология отходит на второй план.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 сентября 2012 г. 14:27

цитата evgeniy_n

выглядит довольно невероятно
— в книге есть еще более невероятные примеры. Например, как вам случай, когда одинокий немецкий истребитель обстрелял на бреющем полете из своей авиационной пушки стоящие в лесу «Шерманы», при этом один 20-мм снаряд истребителя залетел в ствол приподнятого 76,2-мм танкового орудия одного из танков, прошел целым и невредимым весь канал ствола и встретив преграду в виде спины уставшего танкиста в танке, прислонившегося спиной к открытому казеннику орудия (в танковых войсках существовало обязательное правило: при нахождении машины на боевой позиции затвор ее орудия должен быть открыт, а на днище боевого отделения должны стоять наготове к заряжанию два снаряда — бронебойный и осколочный), взорвался, убив несчастного?
 


Ссылка на сообщение10 сентября 2012 г. 14:35
М-да, вот уж не повезло танкисту.
Дед (во время войны служил пилотом пикирующего бомбардировщика) мне рассказывал более оптимистичный случай, когда снаряд от зенитки прошёл фюзеляж самолёта насквозь, пролетев при этом между ног сидящего стрелка-радиста.
 


Ссылка на сообщение10 сентября 2012 г. 14:46
У меня отец рассказывал, как его на фронте два раза выгоняли из помещений, где он пытался прикорнуть, чтобы выспаться. Один раз из переполненного блиндажа, другой раз из лазарета, где ему перевязывали неопасное ранение в руку. В обеих случаях и блиндаж, и лазарет разнесло прямым попаданием (блиндаж при артобстреле, лазарет авиабомбой) еще тогда, когда он не успел даже отойти далеко. Оба раза его даже не поцарапало, но у блиндажа легко контузило ударной волной.
 


Ссылка на сообщение12 сентября 2012 г. 00:52

цитата evgeniy_n

Уничтожение «Юнкерса» выглядит довольно невероятно. Ни за что бы не поверил, что его можно сбить из танкового орудия (вернее, не «можно сбить», а это у кого-то получилось).

Известен случай, когда «Ме-109» сбили из 82-мм миномета. Причем не случайным выстрелом, наводчик выцеливал самолет и удачно подгадал. Кажется, «Красную звезду» ему дали.
 


Ссылка на сообщение12 сентября 2012 г. 08:56
Впечатлён. Это ж какой глазомер должен быть!
«Танкиста на иномарке» и «Дневник самоходчика» поставил в очередь на прочтение.
 


Ссылка на сообщение12 сентября 2012 г. 10:55
http://i067.radikal.ru...

Хотя У-96 ругается. Говорит, мол, доказательств нет
http://u-96.livejourna...
 


Ссылка на сообщение12 сентября 2012 г. 11:17
Кстати, про братьев Шумовых вспомнил передачу, потом полез про миномётчиков читать, а также про сбитые пехотой самолёты, и пошло-поехало. Пожалуй, перерыв сделаю, пока рабочий день окончательно не пропал :-)
А за наводку спасибо — почитаю. Крайне интересная история.


Ссылка на сообщение10 сентября 2012 г. 21:44
Спасибо! Танкиста поищу для сына — он тут зачитывался «Я воевал на Т-34» — тоже мемуарная.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 сентября 2012 г. 07:27
Не за что. Книга действительно интересная.


Ссылка на сообщение12 сентября 2012 г. 00:57

цитата Beksultan

«Танкист на «иномарке»"

заинтересовал. А я в позапрошлом году вот эту читал
http://www.ozon.ru/context/detail/id/...

Весьма интересно и тоже подкупает простой честностью, но каких-то особо ярких эпизодов не припомню. Разве что охотой целой эскадрильи «Ю-87» за единственной самоходкой. Но сбивать они никого там не пытались даже.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 сентября 2012 г. 08:35
Спасибо. Надо будет прочесть.


Ссылка на сообщение12 сентября 2012 г. 10:32
Вчера вечером прочитал половину книжки. Что тут скажешь? Особого восторга нет. Прежде всего, очень раздражает манера автора собирать в кучки события разных годов, перескакивая по времени из 43-го года в конец 44-го, потом в начало, потом в Китай и обратно в 43-й. И это при том, что в целом события книги движутся от середины Отечественной войны к войне с Японией. И стиль изложения местами тот ещё — чистые выписки из архивов ЦГАМО. А остальное сильно приглажено и причесано.

В этом плане «Дневник самоходчика» гораздо более живой.

Но информация интересная попадается, ничего не скажешь. Да и сама тема — служба на ленд-лизовских танках — совершенно в нашей военной мемуаристике не освещена.

Так что, чтение полезное, но не «топ».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 сентября 2012 г. 11:03
Понятно, спасибо за отзыв. :-)
Я вообще мемуары времен ВОВ читаю таким макаром — всякие описания театров боевых действий и стратегических операций пропускаю, зато жадно вчитываюсь во всякие мелочи быта: как люди себя вели, что их окружало, что они чувствовали. Наверное из-за отца.
Может поэтому книжка Лозы приглянулась?
Насчет новых сведений — это да. Про гирокомпасы на «Шерманах» узнал впервые, например.
 


Ссылка на сообщение12 сентября 2012 г. 12:23

цитата Beksultan

зато жадно вчитываюсь во всякие мелочи быта: как люди себя вели, что их окружало, что они чувствовали.

Именно об этом я и писал:

цитата Крафт

информация интересная попадается, ничего не скажешь.

Как хоронили, как кормили, про ленд-лизовские радиостанции и детонацию снарядов.

Но именно с этой точки зрения «Дневник самоходчика» сильно выигрывает.

Кстати. В 2002 году прочитал статью http://fantlab.ru/work265445
Во вступительной части читаю:

цитата

Мы много знаем про танки, нам известен численный состав танковых соединений всех воюющих сторон на конкретный год. Мы прекрасно разбираемся в марках бронированных машин — но вот кто ответит на такой простой вопрос: а как снабжались горючим эти соединения на марше или в боевой обстановке? Бочками, сбрасываемыми с транспортных самолетов? Канистрами в кузове грузовика? Или обычными топливозаправщиками? Кстати, а сколько таких бензозаправщиков по штату положено было иметь в танковой дивизии — например, в советской?


С тех пор ищу ответы на эти вопросы))) Кое-что узнал случайно (про бочки, сьрасываемые с транспортных самолетов). Кое-что накопал в сети (в том числе и здесь http://reflection-wwii.ucoz.r... ). Но цельной картины до сих пор нет. Вот, задал мне задачку Гончаров.

Думал у Лозы будет, но у него не раз и не два про боеприпасы рассказывается, вплоть до очень мелких нюансов. А конкретики про топливо пока не нашел. Только общие упоминания.
 


Ссылка на сообщение12 сентября 2012 г. 12:39

цитата Крафт

Кстати,  а сколько таких бензозаправщиков по  штату  положено  было  иметь  в  танковой дивизии — например, в советской?
— вроде у Лозы как раз подробные данные по структуре танковых частей были —

цитата

В штат танкового батальона входил взвод обеспечения в составе 25 человек, разбитых на три отделения: ремонтное (в нем имелась походная мастерская типа А на грузовике) по ремонту оружия; транспортное (9 автомашин) и хозяйственное.
В танковой или механизированной бригаде имелась рота технического обеспечения в составе 125 человек, разбитых на три взвода: по ремонту боевых и колесных машин, по ремонту электрооборудования и ремонту артиллерийского и стрелкового вооружения. Кроме того, в роте по штату находилось 25 автомашин, 3 бензоцистерны, 2 походных мастерских типа А и одна типа Б на грузовиках, а также 2 походно-зарядных станции. Автотранспортный взвод роты состоял из трех отделений (35 человек), каждое из которых специализировалось на подвозе одного из необходимых компонетов для боя и жизни экипажей – боеприпасов, горючего, запасных частей и продовольствия.

Ну и по тексту тоже не раз упоминается:

цитата

Во всех бригадах корпуса на «Шермана» и самоходные артиллерийские установки был посажен десант в составе 4–5 автоматчиков во главе с сержантом, а кое-где и с офицером, погружены 2–3 ящика боеприпасов и 1–2 бочки горючего. Такая немалая нагрузка резко снижала маневренность танков и самоходок, но в сложившейся ситуации иного выхода не было, поскольку весь автотранспорт пришлось бросить в районе Вапнярки до подсыхания дорог…

цитата

Он предложил с танков безвозвратных потерь снимать КВ-радиостанции и зарядный движок, если, конечно, они оказывались целыми, и монтировать их на автомашины подразделений обеспечения батальона. В первую очередь на те, что доставляли боеприпасы и горючее.

цитата

Подача горючего автотранспортом из-за непрекращающихся проливных дождей почти полностью прекратилась.

цитата

Однако выполнение этой задачи находилось в прямой зависимости от подачи соединениям 6-й гвардейской танковой армии горючего. Тылы армии отстали, а пути подвоза растянулись (до станции снабжения в городе Тамцаг-Булаг было около 700 километров). Кроме того, проливные многосуточные дожди сделали узкие дороги через хребет Большой Хин-ган непроходимыми для всего автотранспорта.
Командующий фронтом маршал Советского Союза Р.Я. Малиновский для подачи топлива танкистам генерала А.Г. Кравченко задействовал две военно-транспортные дивизии 12-й воздушной армии. Ими ежедневно совершалось 160—170 самолето-вылетов и в период с 10 по 22 августа транспортными самолетами доставлено 940 тонн горюче-смазочных материалов. Несмотря на это, потребности армии удовлетворялись только частично.

Кстати, забавный факт узнал у Лозы — у японцев весь вспомогательный автопарк работал не на бензине или дизельном топливе, а на этиловом спирте. Что делало непригодным трофейное горючее для использования танками. Зато у бойцов это вызывало полный восторг, так как немедленно же начали это трофейное горючее потреблять внутрь.


⇑ Наверх