Заметки постороннего


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Энкиду» > Заметки постороннего человека
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Заметки постороннего человека

Статья написана 1 октября 2012 г. 01:50

Удивительно. Недавно, дожидаясь друзей на Пушкинской станции, вдруг обнаружила престранную вещь. Александр наш Сергеевич — его памятник, я думаю, всем хорошо знаком — прячет за спиной самую что ни на есть гангстерскую шляпу. Как у Аль Капоне. Не хватает разве что томми-гана в другой руке. И это при том, что памятник XIX века сооружения!

С одной стороны, это жуть как весело, а с другой — если уж классики подаются в гангстеры, что-то определенно с нашей культурой не так.

Ну да ладно, я ведь не о том хотела. Лень не позволяет писать полноценные рецензии, потому вот парочка небольших отзывов на тему прочитанного. Если подобная форма сударям читателям понравится, я и дальше буду так писать.

Джозеф Конрад, «Сердце тьмы»

Пошел у меня в комплекте с фильмом «Апокалипсис сегодня», который, как известно, в основе своей базируется именно на Конраде. Фильм великолепен до жути, но и повесть ему не уступает.

«Сердце тьмы» — неспешная с виду хроника путешествия английского моряка вглубь Африки. Несмотря на все атрибуты колониального рассказа — неизменные станции, окруженные джунглями, лихорадка, негры-людоеды — «Сердце тьмы» вовсе не является приключенческой байкой, коих тогда писалось множество. Как и все великие произведения, оно перешагнуло далеко за границы жанра.  Недаром его причисляют к ключевым вехам литературы XIX века. «Сердце тьмы» — жуткая и психологически изощренная картина борьбы цивилизации и природы. Природы дикой, иррациональной, могучей.

Полем битвы служит душа самого человека. Плавание по реке вглубь диких джунглей одновременно и путешествие в дебри бессознательного, и путь к тому храму, на котором начертано: «Познай самого себя». Конечная цель — не только затерянная станция, где возомнивший себя богом белый человек творит чудовищные , омерзительные вещи. Это и глубины души, позолоченной цивилизацией и закованной обществом в кандалы. Что есть норма? Что есть безумие? Может ли человек утверждать, что он знает себя? Или его знание — лишь шаблон, навязанный культурой?

Уровень рекомендации крайне высокий. Тем более что сама повесть невелика, и написана превосходным языком (стиль вообще визитная карточка Конрада).

Филип Фармер, «Восстаньте из праха»

Пфф. Казалось бы, каноничная ситуация — замечательная идея угроблена исполнением. А все равно обидно до слез.

Судите сами: перед нами некий мир, где в один прекрасный день просыпаются все люди, когда либо жившие на Земле. Эта толпа не очень понимает, почему она здесь оказалась и что вообще происходит. Известно, что человечество погибло. Но зачем кому-то понадобилось его вдруг оживлять? Сама история подозрительно походит на эксперимент, затеянный сумасшедшим демиургом. Людей обеспечивают пищей, диких зверей нет, мир в целом очень удобен для жизни.

Главный герой — что типично, англичанин и авантюрист — сколачивает вокруг себя команду и ищет ответы на классические русские вопросы вроде «кто виноват?» и «что теперь делать?»

Тут надо, конечно, уточнить — что, правда все люди? Все, все. Причем сохранив свой жизненный опыт, но получив юные тела (мечта идиота, натурально).  Мной предвкушался фансервис, ибо где-то в этой толпе есть и Наполеон, и Лоренцо Медичи, и Достоевский, и Робеспьер. И Гитлер есть. И Калигула. Воображение порождало захватывающие картины, ведь подобная ситуация — уникальный шанс выяснить все, что не было решено при жизни. Поставить последнюю точку в разговоре. Или начать все с начала. «Государь, вы клялись никогда не обнажать свою шпагу против меня. А теперь вашими стараниями я оказался на Святой Елене». «А вы хотели захватить мою страну!» «Нужна мне ваша варварская страна». Шикарно, правда?

Но автор сосредоточился на ином. Есть ведь темы и поинтереснее. Дележ женщин, любовные метания главгера, и его вечное и непонятное торжество на фоне тотального идиотизма прочих 13 миллиардов людей.

Такое впечатление, как будто вместо гигантского социального эксперимента (возьмется ли здесь Гитлер за прежнее? а Сталин? а маркиз де Сад?) автор писал о тусовке хиппи. Травка там, песни у костра, дети природы.

Да, и написано это кошмарно — равно как с точки зрения стиля, так и с точки зрения психологии.

Уровен рекомендации низкий. Фармер, конечно, имя в фантастике не последнее, но меня как-то не впечатлил.





157
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение26 декабря 2013 г. 04:15
А я страшно люблю «Мир Реки» — первые два романа точно, — но это еще и вопрос перевода. Они есть в правильном переводе, и по ним я полюбил капитана Бёртона и Марка Твена. Фармер, конечно, неровен, но :)


⇑ Наверх