Вирджил Финлей


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «С.Соболев» > Вирджил Финлей (12+)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Вирджил Финлей (12+)

Статья написана 30 декабря 2012 г. 18:27

23 июля 1914 — 18 января 1971

Американский график и иллюстратор, на протяжении 35 лет,  с 1930-х и до 1970 года  работал для Weird Tales, Startling Stories, Galaxy и других журналов фантастики эпохи «Золотого Века». Его тончайшая работа с линиями и штриховкой, его изящные фирменные туманные капельки, едва-едва прикрывающие изящные тела обнаженных девушек дивной красоты, его смелые догадки облика космических кораблей, машин будущего, роботов и аксессуаров, его проникновение в средневековый мир фэнтези, с этими мечами, луками и стрелами, роскошными одеждами и свирепыми животными — всё это наполняет рисунки Финлея незабываемым ароматом фантастики Каттнера, Вейнбаума, Меррит, Сильверберга, Андерсона, Филипа Дика, Балларда, Ли Бреккет, Рея Брэдбери, Эдмонда Гамильтона, Шекли и многих-многих других авторов нескольких поколений. Даже к «Хоббиту» Толкина  есть у него рисуночек забавный.

Вот завлекалочка и далее под катом еще две дюжины будут


Автопортрет 1934 года

Финлей родился и вырос в Рочестере (Нью-Йорк), его отец Хью был плотником, и умер в возрасте 40 лет в разгар Великой депрессии, оставив свою жену Рут с двумя детьми.

Финлей  уже в подростковом возрасте довел до совершенства технику граттажа (Scratchboard или scraperboard, царапание доски. Это не гравировка, это другая технология) и разработал свой неподражаемый уникальный стиль, который в сочетании с фактурой галечного камня используемого для изготовления гравюр, давал неожиданный эффект. Рабочая поверхность пластины покрывается белой глиной и тушью, и для появления рисунка с пластины надо снять тушь. Используя ультратонкое литографическое перо, он ставил одну точку (открывал белую подложку), вытирал перо, ставил вторую точку, и так далее и так далее. Из черного листа он делал практически белый. Подготовленная к работе пластина полностью затвердевает часов через сто, поэтому работу надо вести достаточно быстро. Никто  ни до, ни после Финлея не работал постоянно в такой трудоемкой технике, заменяющей фактически растровую фотографию.

Классический граттаж (от фр. gratter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники — воскография. Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона и похожи на ксилографию или линогравюру. Все работы получаются как бы белым по черному, и лишь единицы проявляли усидчивость и доводили рисунок до привычного нам «черным по белому». Я подозреваю это адов адъ — рисовать белым по черному, чтобы в итоге всем зрителям казалось что это рисунок черным по белому.  Искусство это всегда преодоление искусственных преград и препятствий: Довлатов не использовал в предложении слова начинающиеся с одной и той же буквы. Жарковский пишет на старой пиш.машинке. Кто-то из великих привязывал к карандашу тяжёлую кость, чтобы рука быстрее уставала.

В возрасте 21 года Финлей послал  шесть рисунков в журнал  «Weird Tales», редактору Фарнсворту Райту (Farnsworth Wright), который подметил что такие четки штриховые линии буду отлично воспроизводиться на низкокачественной дешевой и грубой бумаге. Финлей дебютировал в декабре 1935, и сотрудничал с журналом до самого его закрытия в 1954 году. Еще он сделал 19 цветных обложек для «Weird Tales», а 1936 выполнил превосходную серию иллюстраций к переизданию пьесы Шекспира «Сон в летнюю ночь».

Это дебютный рисунок из журнала 1935 года:

Один их эскизов 1935 года:

Один из рисунков к Шекспиру:

Цветные обложки:

Финлея заметили в Нью-Йорке, и с 1938 года он становится сотрудником в «American Weekly», в одном из  журналов империи газетного магната Херста (см. фильм О.Уэллса «Гражданин Кейн») — и  перебирается в этот город на постоянное жительство. В том же году он женится на Беверли Стайлз, своей подруге с раннего детства. Редактором «American Weekly» был писатель Абрахам Меррит, и Финлей в результате сделал еще множество иллюстраций к его произведениям. Для «American Weekly» сделано всего 845 работ.

С 1943 по 1946 он проходит военную службу на Тихом океане, участвовал в боевых действиях на Окинаве. После демобилизации Финлей продолжает работать, но уже вольным художником — для Startling Stories, Super Science Stories, Amazing Stories, Thrilling Wonder Stories, Fantastic Adventures, Argosy. Как говорят, скрупулезность техники заставляла сидеть за столом по 16 часов в сутки, ибо в спешке такие работы не выполняются.

Если взять в руки нф-журналы тех лет, то можно подумать что там сплошные эротические рассказы да повести. Однако это не так, даже  — совсем не так, и эротизм есть только в иллюстрациях. Которые тем не менее не могли переходить определенных границ дозволенного.

Фирменная черта Финлея: пузыречки, прикрывающие обнаженные тела:

Пузыречками он прикрывал их везде, но гений не ищет лёгких путей, и вот тут он прикрывает тело бабочками:

а здесь черепами:

а тут грибочками:

А тут все пристойно но все равно пузыречки:

В середине 1950х журнальный рынок просел от пиратов ухода рекламодателей на телевидение, и Финлей начинает плотно сотрудничать с издателями гороскопов. Параллельно работая и на фантастическом рынке — для книжных обложек и для журнала «Гэлакси» (глав.ред которого, Гораций Голд, оправдывая свою фамилию,  платил шестикратную ставку писателям и художникам). В 1953 году Финлей получает «Хьюго» как лучший иллюстратор. В 1956 Финлей иллюстрирует книжку энтомолога Альбро Галли, но не про насекомых, а про космические путешествия.  «Большая книга о космических путешествиях» (Gaul  Albro «The Complete Book of Space Travel» 160 стр, высотой 29 см) с многочисленными иллюстрациями Финлея и статьей Сэма Московица. Весь мир грезил космосом, никто не был исключением.

Обложка к книге «Корабль Иштар» А.Меррита, 1951 год:

В 1960е Вирджил Финлей в основном работает для астрологических журналов, и выполняет великолепные рисунки.  Но публикуется и в нф-журналах, успевает сделать картинки к Балларду например.

В 1969 году у Финлея обнаружили рак, сделали операцию, он восстановился, но умер через два года, в возрасте 56 лет. И мир узнал что Финлей был еще и поэтом — он писал «в стол» стихи, но опубликованы они были только после его смерти.

В 1971 в Donald M. Grant, Publisher, Inc вышел небольшой альбом Virgil Finlay с очерком Сэма Московица о художнике:

Эволюция подписи Финлея:

1937

1939

1941-42

1950е

1950е

1950е

конец 1950х и далее все 1960е

В Нью-Джерси жил друг Финлея  — Джерри де ла Ри (Gerry de la Ree). У него огромная коллекция работ Вирджила. С 1975 по 1981 он издал 7 томов с иллюстрациями Финлея, в принципе по хронологии внутри томов идёт подборка. 7 книг по 128 страниц, практически 800 иллюстраций. Размер альбомов 28,5х22,5 см, бумага типа меловая хром-эрзац, плотная, похоже 160 г/м2. Рисунки идут спокойно, в полную страницу, практически везде указано произведение какого автора проиллюстрировано. Формат журналов фантастики, где печатали Финлея, был 15х20см, так что тут все работы даны в еще более приличном качестве. Печать таких работ с клише — дело хлопотное, при больших тиражах оно разбивается, поэтому тиражи альбомов колебались в районе одной тысячи экз — 1050, 1300, 1000 ровно. На последней странице  была специальная рамочка фигурная, где номер экземпляра проставлялся шариковой ручкой, но в некоторых книгах номера нет.


нумерной экземпляр альбома

1. The Book of Virgil Finlay: Being the Drawings of Virgil Finlay (1914-1971) from the Collection of Gerry de la Ree (1975)

2. The Second Book of Virgil Finlay: The Fantasy Art of Virgil Finlay (1978)

3. The Third Book of Virgil Finlay: The Fantasy Art of Virgil Finlay (1979)

4. The Fourth Book of Virgil Finlay (1979)

5. The Fifth Book of Virgil Finlay — the Weird Tales Years (1979)

6. The Sixth Book of Virgil Finlay: The Astrology Years (1980)

7. Virgil Finlay Remembered: The Seventh Book of Virgil Finlay: His Art and Poetry (1981)

Первый том — по всей видимости задумывался как единственный, поэтому в названии нет порядкового номерка.

тома 2, 3 и 4 — подборки фантастической графики, всё подряд, без специальной тематической фильтрации.

Пятый том — графика из культового журнала «Странные истории». Я так понял что это самый редкий том, цена его сразу в три раза выше любого другого из этой линейки.

В шестом томе собраны иллюстрации последних лет жизни Финлея, он считал этот период, когда работал по заказу над оформлением гороскопов и прочие астрологические темы, лучшими в своей карьере.

Всего получается 7 томов по 110 картинок (за вычитом предисловия), примерно 770 репродукций. Из 2600 всего Финлееем нарисованных.

Есть еще некоторые издания:


Лицом неброски


Корешками неказисты


Под суперами почти глухой коленкор


Но богатый художественный форзац

Любопытно сравнивать свежую книжку и журнальную ветхую публикацию.

У меня немножечко пальпа тех лет имеется, нуивот:

Журнал «Гэлакси» за август 1957 года, стр. 32-33, и репродукция в современной книге:


К рассказу Уильяма Тенна «Уинтроп был упрям»

журнал «Amazing Stories» за декабрь 1957 года, стр. 77


К рассказу A Choice Of Miracles почти неизвестного у нас автора Джеймса Кокса

VIRGIL FINLAY. A PORTFOLIO OF ILLUSTRATIONS — Nova Press, 1953 год. уже тогда было понятно, что иллюстрации Финлея продукт сам по себе, даже без рассказов.

Finlay's Lost Drawings for Shakespeare's 'A Misummer Night's Dream' (портфолио из 25 листов иллюстраций к этому произведению Шекспира) — есть публикация 1971 года, сделанная Gerry de la Ree.

Book of Virgil Finlay  Издан Avon Books в 1976.  Простенький тонкий бумажный альбом, он появился у Бориса Завгороднего еще в советское время. Одна из чудесных иллюстраций была использована Андреем Тужилкиным на самопальном изделии повестей Генри Каттнера, еще во времена ЛПФ, машинопись на ксероксе. Собственно будучи в гостях у Тужилкина, показывал радушный хозяин свои редкости мне, и там был замечательный самиздатовский сборник

с чумовой картинкой в характернейшем стиле Финлея. Я видел некоторое количество пальповых журналов «Золотого Века», сразу просёк что это Финлей. Андрей сказал что это фотокопия из альбома художника, была такая книжка издана. Ну а раз была издана книжка, то ее в принципе можно найти на Абибуксе (это такой подлинно книжный сайт, который делает Амазонку одной левой). И оказалось что альбомов Финлея просто множество, десятка три изданий.

An Astrology Sketch Book  — издатель Donald M. Grant, 1975 год.

Сборник астрологических эскизов —  виньеточки, фигурочки, заставочки, черновики и т.п. Почти все графика, но есть и в цвете немного работ.

Есть издания и в других странах, например на итальянском языке в 1981 выпускали альбом.

В 1990х Underwood Books еще делал альбомчики, среди которых любопытен «Virgil Finlay's Women of the Ages»  (1992) в котором собраны женские персонажи.  Короче, помнят автора, не забывают.

При поиске книг и в написании заметки мне оказывали помощь Kiplas  и  Андрей Т. за что выражаю им искреннюю благодарность.





924
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение30 декабря 2012 г. 19:01
все ждал сообщения, что теперь вышло русскоязычное издание и думал, сколько же оно будет стоить
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 декабря 2012 г. 19:05
Я думаю бессмысленно делать русское издание, эти старые шикарные альбомы у букинистов по 20-30-40-50$


Ссылка на сообщение30 декабря 2012 г. 19:14
да, действительно, недорого


Ссылка на сообщение30 декабря 2012 г. 20:18
У Финлея замечательный стиль, узнаваемый сходу. В любом альбоме репродукций глаз выделяет его работы.
При случае надо добыть для коллекции
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 декабря 2012 г. 20:37
Ундервудовские просто найти, и подборки там хорошие.


Ссылка на сообщение30 декабря 2012 г. 21:07
Отличная статья! :cool!:
Даже благодарности удостоился — приятно 8:-0
И все же ты прав — нужно и «темную» сторону его осветить, отдельно 8-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение31 декабря 2012 г. 00:05
Эт ты обязательно сделай, я так понимаю из его 2,600 работ есть где разгуляться.


Ссылка на сообщение30 декабря 2012 г. 21:44
спасибо за обзор, было очень интересно читать. Хорошая графика, мне такая нравится
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение31 декабря 2012 г. 00:09
Из аналогичных я бы вспомнил еще Дмитрия Литвинова (Екатеринбург).


Ссылка на сообщение31 декабря 2012 г. 00:37
А если возьму для юзерпика самую первую картинку меня привлекут к ответственности?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение31 декабря 2012 г. 14:48
В день рожденья можно всё!


Ссылка на сообщение31 декабря 2012 г. 01:35
Отличный материал. Спасибо за буковки и картинки!
И спасибо художнику, запоминающиеся, выразительные работы.
Для меня примечательна взаимосвязь качества бумаги и выбора стиля иллюстраций.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение31 декабря 2012 г. 14:48
Он крут неимоверно.


Ссылка на сообщение31 декабря 2012 г. 09:47
Круто.

и там бал замечательный самиздатовский сборник — Поправить, бы8-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение31 декабря 2012 г. 14:50
Исправл.


Ссылка на сообщение5 января 2013 г. 16:08
Прекрасный обзор, спасибо! До этого как-то не выделял его по имени среди иллюстраторов, но работы его очень характерные, сразу бросаются в глаза. Теперь буду знать кто автор... глядишь, и альбом приобрету;-)


Ссылка на сообщение14 июня 2021 г. 17:54
Я ж говорю, клад, а не художник. Ещё до чтения комментов тоже захотела взять на аву его рисунок. Но пока не могу выбрать. Видимо, оставаться мне с котом и дальше.
Но красота же! И это почти все чёрно-белые!


⇑ Наверх