Рейтинг прописанности


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Stan8» > Рейтинг прописанности мира.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Рейтинг прописанности мира.

Статья написана 27 декабря 2012 г. 17:25

Предыстория написания этой статьи, как ни странно, начинается с форумного срача в теме Робин Хобб. Обычно считается, что холивары в авторских темах не могут привести ни к чему конструктивному, и отклонение от этого правила всегда приятно. Лаборантка Miya_Mu предположила, что творчество обсуждаемой писательницы берет истоки в английской романистике XIX века, а я сразу подумал, что литература этого времени вообще не вызывала у читателя вопросов о достоверности изображаемого в романе.

Попросту говоря, недостоверно — значит, плохо: вот постулат реалистической традиции, который долгое время не подвергался ревизии. Я не буду говорить о развитии литературы модернизма, сюрреализме и прочих течениях, сделавших этот постулат не таким уж первостепенным, как когда-то. Перейдем сразу к фантастике, и обратимся к миростроительству, которое, так или иначе, но необходимо автору, работающему с вымышленным миром. Здесь можно пойти по пути скурпулезной и тщательной работы, выкладывая историю, философию, искусства, географию и экономику на страницах художественного произведения, а можно и не заморачиваться этими сложностями, удовлетворившись только самыми необходимыми деталями общего фона.

Как правило, деталей всегда недостаточно, и читатели то и дело возмущаются, находя нестыковки, противоречия и ляпы в «недопрописанных» мирах. Другие же читатели хотят побыстрее перейти к приключениям, любовным линиям или внутренним конфликтам героев, и происходящее в окружающем мире их интересует очень слабо. Такому читателю излишняя дотошность автора в его «вотчине» покажется занудством, искусственным увеличением объема и уходом от главных событий. Каждый ведь определяет сам, что для него важнее: подробное меню крестьянской семьи, амуниция рыцаря, или слезы сферической эльфийки в вакууме.

Рейтинг прописанности мира — в дальнейшем РПМ — поможет критикам и простым читателям сразу же понять, с чем они имеют дело. Проставленный самими читателями в классификации произведения по шкале от 1 до 10, РПМ пригодится в выборе чтения, обсуждениях и описаниях впечатлений.

Этот термин сможет работать и в масштабах серьезной литературной критики, поскольку переводит специфику фантастики в нечто оцениваемое и научное. Словом, я вижу этот рейтинг, как полезное подспорье для широкой категории людей, интересующихся этой любимой нами жанровой литературой.  

В качестве примеров, я бы поставил 10 произведениям Толкиена и Бэккера, Мартин и Сапковский получили бы 9, а РПМ Саймона Грина или той же Хобб (за мир Элдерлингов) не поднялся бы выше 3. Конечно, разные читатели будут выставлять разные оценки, как это происходит сейчас при общей оценке произведения, но общая цифра, выставленная десятками или сотнями людей будет даже объективнее: ведь читатели оценят не на уровне понравилось/не понравилось, а свои впечатления именно о прописанности мира.

Я сам почти не читаю НФ и поэтому надеюсь, что любители этого поджанра выскажутся в обсуждении и поддержат введение РПМ в классификации произведений на фантлабе.

И вообще я рассчитываю на понимание и поддержку всех уважаемых лаборантов и модераторов, без которых эта идея так и останется в данной статье.





524
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение27 декабря 2012 г. 18:13
Сама по себе идея хорошая. Проблема в том, что любые попытки подойти к оценке произведения с формальных позиций заранее обречены на провал.
Помнится, в 1980 годы Генрих Альтов сотоварищи предлагали оценивать НФ произведения по нескольким критериям. Шкала продуманности, кажется, тоже была. Немного подискутировали на страницах фэн-прессы. Кто эту историю сейчас помнит?


Ссылка на сообщение27 декабря 2012 г. 19:54
Любая идея будет обречена на провал, если говорить об этом еще до попытки реализации.
Я вижу, что все здесь зависит от поддержки лаборантов, ведь технически вставить РПМ в классификатор произведений весьма просто. А дальше увидим, насколько часто читатели будут его расставлять, пользоваться им при выборе новых авторов и книг для чтения, как часто термин будут вставлять в обсуждения и привьется ли он так же, как уже привились другие аббревиатуры, используемые на фантлабе.
Я думаю, РПМ ждет хорошее будущее.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2012 г. 22:11
Поделюсь инсайтерской информацией (только тихо!);-)
Внести какие-либо изменения в классификатор не получается уже года два: не удаётся договориться даже об общих принципах реформы. Почитайте профильную тему.
Так что не ждите функционал РПМ в ближайшее время. Это раз.
Два. Реалистичность мира — понятие не формализуемое. Выразить общее впечатление от книги, поставив оценку, нетрудно. А вот определить РПМ, да обособить его от категорий «нравится»/«не нравится»... Боюсь, всем любимым произведениям поставят 9-10 баллов по шкале РПМ. Независимо от реального положения дел. Если поставят.
А идея была хорошая, мне очень нравится.


Ссылка на сообщение27 декабря 2012 г. 21:31
Приму участие в эксперименте, если пойму, как отделить умение создавать яркие образы от некой «прописанности мира». Ибо Далквист с Латыниной куда детальнее Толкина, а сконструированный «Золотой миллиард» Прашкевича, как ни крути, прописан не так, как вторящий реальности колдун Лукина.
Идея как идея, но нужен или набор формальных признаков, либо некая доступная методика.


Ссылка на сообщение27 декабря 2012 г. 21:55
С удовольствием поучаствую. Будет интересно подойти к прочтению и оценке книги с аналитической точки зрения (выразилась наверно не совсем точно, но уж как умею :-)).
Но присоединяюсь к ааа иии — нужен перечень критериев.


Ссылка на сообщение28 декабря 2012 г. 00:40
проблема только одна — как ОБЬЕКТИВНО оценить этот самый ПГМ РПМ. К сожалению в статье имеют место быть только субьективные пристрастия автора, а вот с более-менее обьективными — напряженно


Ссылка на сообщение28 декабря 2012 г. 03:00

цитата kastian

проблема только одна — как ОБЬЕКТИВНО оценить этот самый ПГМ РПМ

Но само-то произведение мы оцениваем как? Без всяких критериев, по субъективным ощущениям от прочитанного. Прописанность мира оценивать еще легче, потому что вкусовые предпочтения будут меньше влиять на объективность.
Политическое, экономическое, социальное, военное, этническое положение в мире, — вот параметры, по которым довольно-таки легко составить впечатление о прописанности. Полнота географических параметров, включая климат и температуры.
И подчеркиваю еще раз — это далеко не оценка! Это просто информация о том, насколько тщательно мир прописан. Для многих произведений это важно, что не исключает произведений с общей оценкой 10 и РПМ 2.
Также будут оценки 4 или 5 с РПМ 10.


Ссылка на сообщение28 декабря 2012 г. 21:33
А если мир внешне вроде как прописан, а внутри полон противоречий и неувязок?
Прописанность типа есть, а мира нет, разбивается на отдельные нестыкуемые куски.
И как такое оценивать?

( Про субъективность я молчу )


Ссылка на сообщение28 декабря 2012 г. 23:07

цитата aznats

А если мир внешне вроде как прописан, а внутри полон противоречий и неувязок?
Прописанность типа есть, а мира нет, разбивается на отдельные нестыкуемые куски.
И как такое оценивать?

Это еще хуже, чем отсутствие прописанности. Писательский провал. Должен оцениваться крайне низко.
Например, если описан оригинальный пантеон, а потом появляются дьявол и бесы. Или действие происходит во времена Древнего Рима, а на столе у героев картошка и помидоры.
Ляпы, снижающие оценку.
А субъективности бояться не надо: оценивают живые люди со своими пристрастиями. Когда накопятся несколько оценок, результат станет объективнее.


Ссылка на сообщение29 декабря 2012 г. 00:53

цитата Stan8

Это еще  хуже, чем отсутствие прописанности. Писательский провал.

С этим я согласна.
Только с оцениванием этого провала проблемы субъективности лезут на порядок сильнее, чем просто при оценивании количества прописанного.
В той же теме про Бачигалупи, про Заводную, четкое разделение читающих на « мир бредовый, все непродумано» и « все там нормально и причины понятны». В отзывах тоже постоянно сталкиваюсь с тем, что бредовость мира для меня оказывается хорошей и добросовестной замечательной прописанностью для других. И наоборот.

Можно открыть тему-эксперимент и попросить оценить несколько известных вещей по этим параметрам. Есть у меня подозрения, что субъективизм съест весь смысл. Если не формально считать количество прописанного, а еще и его увязанность.


(ЗЫ. А через «ответить» ошибку выдает, зараза. :-))


Ссылка на сообщение29 декабря 2012 г. 03:51
Согласен. Да будет же всё это! (И всё это стало.:-D)
Страницы: 12

⇑ Наверх